Расширенный поиск

Закон Липецкой области от 24.09.1999 № 51-оз

     

                                ЗАКОН                                 

                           ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ                           

                   О защите населения и территорий                    
                       от чрезвычайных ситуаций                       
                 природного и техногенного характера                  

                                      Утратил силу - Закон Липецкой
                                    области от 29.03.2005 г. N 186-оз
Принят Липецким областным
Советом депутатов 16 сентября 1999 года

     Настоящий Закон определяет  организационно  -  правовые  нормы  в
области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц
без гражданства, находящихся на территории Липецкой области  (далее  -
население),  всего  земельного,  водного,  воздушного  пространства  в
пределах Липецкой области, объектов  производственного  и  социального
назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от
чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного  характера  (далее  -
чрезвычайные ситуации).
     Действие  настоящего  Закона   распространяется   на   отношения,
возникающие  в  процессе  деятельности  органов государственной власти
Липецкой   области,   органов   местного   самоуправления,   а   также
предприятий,  учреждений и организаций независимо от их организационно
- правовой формы (далее - организации) и населения  в  области  защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

                       Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ                       

     Статья 1. Основные понятия

     Чрезвычайная  ситуация   -   это   обстановка   на   определенной
территории,  сложившаяся  в  результате  аварии,  опасного  природного
явления, катастрофы, стихийного  или  иного  бедствия,  которые  могут
повлечь  или  повлекли  за  собой  человеческие жертвы, ущерб здоровью
людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери
и нарушение условий жизнедеятельности людей.
     Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс  мероприятий,
проводимых  заблаговременно  и  направленных  на максимально возможное
уменьшение риска  возникновения  чрезвычайных  ситуаций,  а  также  на
сохранение   здоровья   людей,  снижение  размеров  ущерба  окружающей
природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
     Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно - спасательные  и
другие  неотложные  работы,  проводимые при возникновении чрезвычайных
ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей,
снижение  размеров  ущерба  окружающей  природной среде и материальных
потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций,  прекращение
действия характерных для них опасных факторов.
     Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась
чрезвычайная ситуация.
     Защита населения в  чрезвычайных  ситуациях  -  это  совокупность
взаимосвязанных  по  времени, ресурсам и месту проведения мероприятий,
направленных на  предотвращение  или  уменьшение  потерь  населения  и
угрозы  его  жизни  и здоровью от опасностей, возникающих в результате
стихийных и экологических бедствий, аварий  или  катастроф,  эпидемий,
эпизоотий и эпифитотий.
     Аварийно  -  спасательная  служба  -  это  совокупность   органов
управления,  сил  и  средств,  предназначенных  для решения конкретных
задач  по   предупреждению   и   ликвидации   чрезвычайных   ситуаций,
функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют
аварийно - спасательные формирования.
     Аварийно - спасательное формирование -  это  самостоятельная  или
входящая   в   состав   аварийно   -  спасательной  службы  структура,
предназначенная для проведения аварийно - спасательных  работ,  основу
которой  составляют  подразделения  спасателей, оснащенная специальной
техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами.
     Аварийно - спасательные работы - это действия по спасению  людей,
материальных  и  культурных  ценностей,  защите природной среды в зоне
чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и  подавлению
или  доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных
для   них   опасных   факторов.   Аварийно   -   спасательные   работы
характеризуются   наличием   факторов,  угрожающих  жизни  и  здоровью
проводящих  эти  работы  людей,  и  требуют  специальной   подготовки,
экипировки и оснащения.
     Промышленная  безопасность  опасных   производственных   объектов
(далее  - промышленная безопасность) - состояние защищенности жизненно
важных  интересов  личности  и   общества   от   аварий   на   опасных
производственных объектах и последствий указанных аварий.
     Авария - разрушение сооружений  и  (или)  технических  устройств,
применяемых  на  опасном  производственном  объекте,  неконтролируемые
взрыв и (или) выброс опасных веществ.
     Потенциально опасный объект  -  объект,  на  котором  используют,
производят,  перерабатывают,  хранят или транспортируют радиоактивные,
пожаровзрывоопасные,  опасные  химические  и  биологические  вещества,
создающие   реальную   угрозу   возникновению  источника  чрезвычайной
ситуации.

     Статья 2. Правовое регулирование в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций

     Правовое регулирование в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных  ситуаций  осуществляется  в  соответствии  с Федеральным
законом Российской Федерации  "О  защите  населения  и  территорий  от
чрезвычайных  ситуаций  природного  и техногенного характера", другими
федеральными  нормативными  правовыми  актами,   настоящим   областным
законом  и иными нормативными правовыми актами государственных органов
власти Липецкой области.

     Статья 3. Цели настоящего закона

     Целями настоящего закона являются: предупреждение возникновения и
развития  чрезвычайных  ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от
чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.

     Статья 4.  Липецкая  территориальная  подсистема  государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

     Территориальная   подсистема    предупреждения    и    ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  в  Липецкой  области  входит  в  состав единой
государственной  (Российской)  системы  предупреждения  и   ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
     Она объединяет  органы  управления,  силы  и  средства  областных
органов   исполнительной   власти,  органов  местного  самоуправления,
организаций, в полномочия которых входит решение  вопросов  по  защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и состоит из звеньев,
соответствующих административно - территориальному делению.
     Управление и координацию деятельности в области защиты  населения
и   территорий   от   чрезвычайных   ситуаций  осуществляют  постоянно
действующие органы управления, специально  уполномоченные  на  решение
задач в области защиты населения и территорий.
     Органами управления, специально уполномоченными на решение  задач
в  области  защиты  населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на
территории области, являются Главное управление по  делам  гражданской
обороны  и  чрезвычайным ситуациям области, органы управления по делам
гражданской  обороны  и  чрезвычайным   ситуациям   органов   местного
самоуправления,   отделы   (специально   назначенные  лица)  по  делам
гражданской обороны и  чрезвычайным  ситуациям  организаций  (далее  -
органы   управления   по  делам  гражданской  обороны  и  чрезвычайным
ситуациям).
     Руководство деятельностью по защите  населения  и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций на территории Липецкой области, городов, районов
и  в  организациях  осуществляют  соответственно  глава  администрации
области,   главы   администраций  городов  и  районов  и  руководители
организаций.
     Основными   задачами   территориальной   (областной)   подсистемы
являются:
     проведение единой политики в области предупреждения и  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций,  защиты жизни и здоровья людей, материальных и
культурных ценностей, окружающей среды при их возникновении;
     разработка  и  реализация  правовых  и  экономических   норм   по
обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     осуществление  целевых   и   научно   -   технических   программ,
направленных  на  предупреждение  чрезвычайных  ситуаций  и  повышение
устойчивости   функционирования   организаций,   а   также    объектов
социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
     обеспечение  создания  и  готовности  к  действиям   аварийно   -
спасательных  служб органов управления, сил и средств, предназначенных
и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     сбор, обработка, обмен  и  выдача  информации  в  области  защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
     прогнозирование и оценка социально  -  экономических  последствий
чрезвычайных ситуаций;
     создание  резервов  финансовых  и   материальных   ресурсов   для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     осуществление государственной экспертизы, надзора  и  контроля  в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     ликвидация чрезвычайных ситуаций;
     осуществление эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций  и
обеспечение его временного размещения;
     осуществление  мероприятий  по   социальной   защите   населения,
пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
     реализация прав и обязанностей  населения  в  области  защиты  от
чрезвычайных  ситуаций,  а также лиц, непосредственно участвующих в их
ликвидации.
     В целях координации деятельности всех служб в  сфере  обеспечения
жизнедеятельности,  защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных
ситуаций  природного  и  техногенного  характера  создается  постоянно
действующая комиссия по чрезвычайным ситуациям области, города, района
или    организации,    которую    возглавляет    заместитель     главы
соответствующей администрации или руководителя организации.

     Статья 5. Гласность и информация в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций

     Информацию  в  области   защиты   населения   и   территорий   от
чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших
чрезвычайных  ситуациях,  их  последствиях,   а   также   сведения   о
радиационной, химической, медико - биологической, взрывной, пожарной и
экологической безопасности на территории области.
     Информация  в  области   защиты   населения   и   территорий   от
чрезвычайных  ситуаций, а также о деятельности органов государственной
власти области, органов местного самоуправления и организаций  в  этой
области  является  гласной  и  открытой,  если  иное  не предусмотрено
законодательством Российской Федерации.
     Органы   государственной   власти   области,   органы    местного
самоуправления   и  администрация  организаций  обязаны  оперативно  и
достоверно информировать население через средства массовой  информации
и  по  иным  каналам  о  состоянии  защиты  населения  и территорий от
чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности,
о  прогнозируемых  и  возникших  чрезвычайных  ситуациях,  о приемах и
способах защиты населения от них.
     Сокрытие,  несвоевременное   представление   либо   представление
должностными  лицами  заведомо  ложной  информации  в  области  защиты
населения и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  влечет  за  собой
ответственность   в   соответствии   с   законодательством  Российской
Федерации.
     Для  обеспечения  населения,  органов   государственной   власти,
органов  местного  самоуправления  и организаций информацией в области
защиты населения и территорий от  чрезвычайных  ситуаций  создаются  и
поддерживаются  в  состоянии  постоянной  готовности  к  использованию
системы   оповещения.   Система   оповещения    должна    обеспечивать
своевременное   оповещение  населения  о  прогнозируемых  и  возникших
чрезвычайных  ситуациях.  Система  оповещения  и  обмена   информацией
создается  организациями,  органами  местного самоуправления, органами
исполнительной власти области. Обмен информации осуществляется в целях
принятия  мер  по  предупреждению  и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Потенциально опасные объекты предоставляют информацию о прогнозируемых
и  возникших  чрезвычайных  ситуациях органам местного самоуправления,
органам  исполнительной  власти  и   органам   управления   по   делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
     Потенциально опасные объекты создают за счет собственных  средств
локальные системы оповещения с зоной действия в радиусе 2,5 км.
     Право   на   использование    радиотрансляционных    сетей    при
возникновении  чрезвычайных ситуаций с перерывом вещательной программы
предоставляется  органам  исполнительной   власти   области,   органам
местного  самоуправления.  Передача  речевой информации осуществляется
профессиональными дикторами из  студии  вещания,  а  в  исключительных
случаях  -  непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных пункта
управления начальника гражданской обороны.

         Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ,         
            ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОБЯЗАННОСТИ             
               ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И               
                 ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ                  

     Статья  6.  Полномочия  областного  Совета   депутатов   Липецкой
области:

     принимает в соответствии с федеральными законами  законы  и  иные
нормативные  правовые  акты в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
     утверждает бюджетные ассигнования на финансирование  деятельности
и мероприятий в указанной области;
     осуществляет контрольные функции по вопросам реализации  принятых
областным  Советом  депутатов  правовых  актов  по  защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.

     Статья 7. Полномочия администрации области

     Администрация области:
     принимает  в  соответствии  с   законами   Российской   Федерации
постановления  и  иные  нормативные  правовые  акты  в  области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     организует проведение мероприятий по предупреждению и  ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
     осуществляет  создание,  подготовку  и  содержание  в  готовности
необходимых  сил  и  средств  для  защиты  населения  и  территорий от
чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и  действиям
в указанных ситуациях;
     принимает  решения  о  проведении  эвакуационных  мероприятий   в
чрезвычайных ситуациях и обеспечивает их проведение;
     создает постоянно действующие комиссии;
     осуществляет в установленном порядке сбор и обмен  информацией  в
области  защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,
обеспечивает своевременное оповещение и  информирование  населения  об
угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;
     осуществляет   первоочередное   жизнеобеспечение    пострадавшего
населения;
     создает и поддерживает в  готовности  пункты  управления,  склады
мобилизационного резерва;
     организует и проводит аварийно - спасательные и другие неотложные
работы,   а   также   поддерживает  общественный  порядок  в  ходе  их
проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращается к
Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
     осуществляет  финансирование   мероприятий   в   области   защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     создает резервы финансовых,  материальных  и  иных  ресурсов  для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     содействует   устойчивому    функционированию    организаций    в
чрезвычайных ситуациях;
     создает  при  органах  исполнительной  власти  области  постоянно
действующие   органы   управления   по  делам  гражданской  обороны  и
чрезвычайным ситуациям;
     формирует, содержит на складах, заимствует материальные  ценности
мобилизационного   резерва   для   ликвидации   чрезвычайных  ситуаций
установленным порядком.

     Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления

     Органы местного самоуправления самостоятельно:
     организуют проведение мероприятий по предупреждению и  ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
     осуществляют  создание,  подготовку  и  содержание  в  готовности
необходимых  сил  и  средств  для  защиты  населения  и  территорий от
чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и  действиям
в указанных ситуациях;
     принимают  решения  о  проведении  эвакуационных  мероприятий   в
чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;
     осуществляют в установленном порядке сбор и обмен  информацией  в
области  защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,
обеспечивают своевременное оповещение и  информирование  населения  об
угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;
     осуществляют   первоочередное   жизнеобеспечение    пострадавшего
населения;
     организуют и проводят аварийно - спасательные и другие неотложные
работы,   а   также   поддерживают  общественный  порядок  в  ходе  их
проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к
администрации области за оказанием помощи;
     осуществляют  финансирование   мероприятий   в   области   защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     создают резервы финансовых,  материальных  и  иных  ресурсов  для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     содействуют   устойчивому    функционированию    организаций    в
чрезвычайных ситуациях;
     создают при органах местного самоуправления постоянно действующие
органы   управления   по  делам  гражданской  обороны  и  чрезвычайным
ситуациям.

     Статья 9. Задачи органов управления по делам гражданской  обороны
и чрезвычайным ситуациям

     организуют  разработку  проектов  нормативных  правовых  актов  и
решений  в  области  защиты  населения  и  территорий  от чрезвычайных
ситуаций;
     участвуют в разработке и реализации федеральных целевых и  научно
-   технических   программ,   организуют   разработку   и   реализацию
территориальных  программ  по  вопросам  предупреждения  и  ликвидации
чрезвычайных   ситуаций,   повышения   устойчивости   функционирования
организаций;
     организуют работу по созданию, размещению и оснащению аварийно  -
спасательных   служб,   сил   и  средств  для  проведения  аварийно  -
спасательных и других неотложных работ;
     организуют осуществление мероприятий по поддержанию в  готовности
органов  управления, дежурно - диспетчерских служб и сил к действиям в
чрезвычайных ситуациях;
     организуют  и  контролируют  проведение  мероприятий  в   области
предупреждения   чрезвычайных   ситуаций,   контролируют   обеспечение
надежности   работы   потенциально   опасных   объектов   в   условиях
чрезвычайных ситуаций;
     осуществляют  в  установленном  порядке  руководство  ликвидацией
чрезвычайных ситуаций;
     участвуют в разработке и реализации мероприятий  по  эвакуации  и
первоочередному жизнеобеспечению населения;
     организуют оповещение и информирование населения  о  чрезвычайных
ситуациях,    контролируют    создание    и   работу   соответствующих
территориальных и локальных систем оповещения;
     совместно  с   заинтересованными   организациями   организуют   и
координируют   работу  по  прогнозированию  вероятности  возникновения
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
     организуют  работу  по  созданию,  сохранению  и   подготовке   к
использованию страхового фонда документации;
     осуществляют методическое руководство и  контроль  за  созданием,
хранением,  использованием  и  восполнением  финансовых и материальных
резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     организуют всеобщее обязательное обучение населения  действиям  в
чрезвычайных ситуациях;
     участвуют  в  организации  проведения  работ  по   декларированию
безопасности потенциально опасных объектов;
     обеспечивают нормативно - методическое руководство и контроль  за
разработкой и экспертизой деклараций безопасности;
     организуют  и  осуществляют   надзор   за   монтажом,   ремонтом,
техническим   диагностированием  и  безопасной  эксплуатацией  опасных
производств, а также за созданием и поддержанием в исправном состоянии
технических   средств,   снижающих  тяжесть  последствий  чрезвычайных
ситуаций;
     осуществляют в пределах своей компетенции  иные,  предусмотренные
законодательством  Российской  Федерации и Липецкой области, действия,
направленные на выполнение требований по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций.
     Органы управления по делам  гражданской  обороны  и  чрезвычайным
ситуациям  осуществляют  проверки  органов управления области, органов
местного самоуправления, организаций по  вопросам,  относящимся  к  их
компетенции;    выдают    организациям   предписания   об   устранении
недостатков, о приостановке работ, ведущихся с нарушением требований в
области  защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций;
принимают  решения  в  пределах  своей  компетенции  обязательные  для
выполнения    органами    управления    области,   органами   местного
самоуправления, организациями.

     Статья 10. Обязанности организаций в области защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций

     Организации обязаны:
     планировать и  осуществлять  необходимые  мероприятия  в  области
защиты    работников    организаций    и   подведомственных   объектов
производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
     планировать и проводить  мероприятия  по  повышению  устойчивости
функционирования    организаций    и   обеспечению   жизнедеятельности
работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
     обеспечивать создание, подготовку и поддержание  в  готовности  к
применению  сил  и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и  действиям
в чрезвычайных ситуациях;
     создавать  и  поддерживать  в  постоянной  готовности   локальные
системы  оповещения  о  чрезвычайных ситуациях и технические средства,
снижающие тяжесть последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
     обеспечивать организацию и проведение аварийно -  спасательных  и
других неотложных работ на подведомственных объектах производственного
и  социального  назначения  и  на  прилегающих  к  ним  территориях  в
соответствии   с  планами  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций;
     финансировать мероприятия  по  защите  работников  организаций  и
подведомственных  объектов  производственного и социального назначения
от чрезвычайных ситуаций;
     создавать и содержать резервы финансовых, материальных ресурсов и
иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты
населения  и  территорий  от  чрезвычайных ситуаций, а также оповещать
работников  организаций  об  угрозе  возникновения  или  возникновении
чрезвычайных ситуаций;
     беспрепятственно допускать сотрудников  и  специальный  транспорт
органов   управления  по  делам  гражданской  обороны  и  чрезвычайным
ситуациям на свою территорию для  осуществления  надзора,  контроля  и
организации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     выполнять   распоряжения   комиссий   и    органов,    специально
уполномоченных   на   решение  задач  в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций.

                Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН                
               В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ                
                ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ                 
                         ЗАЩИТА ПОСТРАДАВШИХ                          

     Статья 11. Права граждан в области защиты населения и  территорий
от чрезвычайных ситуаций

     Граждане, находящиеся на территории области, имеют право:
     на  защиту  жизни,  здоровья  и  личного   имущества   в   случае
возникновения чрезвычайных ситуаций на территории области;
     на использование в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных
ситуаций  средств  коллективной  и  индивидуальной  защиты  и  другого
имущества   органов   исполнительной    власти,    органов    местного
самоуправления и организаций, предназначенного для защиты населения от
чрезвычайных ситуаций;
     на  информацию  о  риске,  которому  они  могут  подвергнуться  в
определенных  местах  пребывания  на  территории  области,  и  о мерах
необходимой безопасности;
     на  обращение  лично,  а  также  индивидуальные  и   коллективные
обращения  по  вопросам  защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций посредством направления в  государственные  органы  и  органы
местного самоуправления;
     на  участие   в   установленном   порядке   в   мероприятиях   по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     на  возмещение  ущерба,  причиненного  их  здоровью  и  имуществу
вследствие чрезвычайных ситуаций;
     на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и
работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
     на бесплатное государственное социальное  страхование,  получение
компенсаций  и  льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении
обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     на пенсионное обеспечение  в  случае  потери  трудоспособности  в
связи   с   увечьем   или   заболеванием,  полученным  при  выполнении
обязанностей  по  защите  населения  и  территорий   от   чрезвычайных
ситуаций,   в  порядке,  установленном  для  работников,  инвалидность
которых наступила вследствие трудового увечья;
     на пенсионное обеспечение по случаю потери  кормильца,  погибшего
или  умершего  от  увечья  или заболевания, полученного при выполнении
обязанностей  по  защите  населения  и  территорий   от   чрезвычайных
ситуаций,  в  порядке,  установленном  для семей граждан, погибших или
умерших от увечья, полученного при выполнении  гражданского  долга  по
спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

     Статья 12. Обязанности  граждан  в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций

     Граждане, находящиеся на территории области, обязаны:
     соблюдать законы и  иные  нормативные  правовые  акты  Российской
Федерации  и  Липецкой  области  по  защите  населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
     соблюдать  меры  безопасности  в  быту  и  повседневной  трудовой
деятельности,    не    допускать    нарушений    производственной    и
технологической  дисциплины,  требований  экологической  безопасности,
которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
     изучать  основные  способы  защиты  населения  и  территорий   от
чрезвычайных  ситуаций,  приемы  оказания  первой  медицинской  помощи
пострадавшим,  правила  пользования  коллективными  и  индивидуальными
средствами   защиты,   постоянно   совершенствовать   свои   знания  и
практические навыки в указанной области;
     выполнять  установленные   правила   поведения   при   угрозе   и
возникновении чрезвычайных ситуаций;
     оказывать при необходимости  содействие  органам  государственной
власти, органам местного самоуправления и организациям в решении задач
по защите населения, в проведении аварийно  -  спасательных  и  других
неотложных работ.

          Глава IV. МЕРЫ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ          

     Статья 13. Привлечение аварийно - спасательных служб и аварийно -
спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций

     Привлечение   аварийно   -   спасательных   служб,   аварийно   -
спасательных   формирований   к   ликвидации   чрезвычайных   ситуаций
осуществляется:
     в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций   на   обслуживаемых   указанными  аварийно  -  спасательными
службами,  аварийно  -   спасательными   формированиями   объектах   и
территориях;
     в  соответствии   с   планами   взаимодействия   при   ликвидации
чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
     установленным порядком  действий  при  возникновении  и  развитии
чрезвычайных ситуаций;
     по  решению  уполномоченных  на  то   должностных   лиц   органов
государственной   власти  области,  органов  местного  самоуправления,
организаций и  общественных  объединений,  осуществляющих  руководство
деятельностью  указанных  аварийно  -  спасательных  служб, аварийно -
спасательных формирований.
     Привлечение  профессиональных  аварийно  -  спасательных   служб,
профессиональных  аварийно  -  спасательных  формирований к ликвидации
чрезвычайных ситуаций по решению уполномоченных на то должностных  лиц
должно   сопровождаться  обязательным  принятием  мер,  обеспечивающих
установленный   законодательством   Российской    Федерации    уровень
защищенности   от   чрезвычайных   ситуаций   объектов  и  территорий,
обслуживаемых указанными службами и формированиями.

     Статья  14.  Участие  общественных   объединений   в   ликвидации
чрезвычайных ситуаций

     Общественные  объединения  могут  участвовать  в  мероприятиях  в
области  защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных ситуаций в
соответствии с действующим законодательством и со своими уставами.
     Общественные объединения, участвующие в  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций,   действуют   под   руководством   соответствующих   органов
управления территориальной подсистемы единой  государственной  системы
предупреждения   и   ликвидации   чрезвычайных   ситуаций.  На  органы
управления территориальной подсистемы единой  государственной  системы
предупреждения   и   ликвидации   чрезвычайных   ситуаций  возлагается
ответственность за решение вопросов,  связанных  с  перевозкой  членов
общественных  объединений  к  зоне  чрезвычайной  ситуации  и обратно,
организацией  размещения,  питания,  оплаты   труда,   материально   -
технического,  медицинского и других видов обеспечения их деятельности
в  этих  условиях.  Участники  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций   от
общественных  объединений  должны  иметь  соответствующую  подготовку,
подтвержденную в аттестационном порядке.

     Статья  15.  Руководство  работами  по  ликвидации   чрезвычайных
ситуаций

     Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации
чрезвычайных  ситуаций,  и  организацию их взаимодействия осуществляют
руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     Руководители  аварийно   -   спасательных   служб,   аварийно   -
спасательных  формирований,  прибывшие  в  зону  чрезвычайных ситуаций
первыми,  принимают  на  себя  полномочия   руководителей   ликвидации
чрезвычайных   ситуаций  и  исполняют  их  до  прибытия  руководителей
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,   определенных   законодательством
Российской  Федерации  и  Липецкой  области,  планами предупреждения и
ликвидации   чрезвычайных   ситуаций    или    назначенных    органами
государственной     власти,    органами    местного    самоуправления,
руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена  ликвидация
данных чрезвычайных ситуаций.
     Решения   руководителей   ликвидации    чрезвычайных    ситуаций,
направленные    на    ликвидацию   чрезвычайных   ситуаций,   являются
обязательными для всех граждан  и  организаций,  находящихся  в  зонах
чрезвычайных  ситуаций,  если  иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации и Липецкой области.
     Никто  не  вправе  вмешиваться   в   деятельность   руководителей
ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами по ликвидации
чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в установленном  порядке
от  исполнения  обязанностей и приняв руководство на себя или назначив
другое должностное лицо.
     Полномочия   руководителя   ликвидации   чрезвычайных    ситуаций
определяются    Правительством    Российской    Федерации,    органами
государственной   власти   Липецкой   области,    органами    местного
самоуправления,  руководством организаций в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
     В   случае   крайней   необходимости   руководители    ликвидации
чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:
     о проведении эвакуационных мероприятий;
     об  обстановке  деятельности  организаций,  находящихся  в  зонах
чрезвычайных ситуаций;
     о проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ на
объектах  и  территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных
ситуаций;
     об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;
     о разбронировании резервов материальных ресурсов  для  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  организаций,  находящихся в зонах чрезвычайных
ситуаций;
     об  использовании  в   установленном   порядке   средств   связи,
транспортных  средств  и  иного  имущества  организаций, находящихся в
зонах чрезвычайных ситуаций;
     о привлечении  к  проведению  работ  по  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций    нештатных   и   общественных   аварийно   -   спасательных
формирований, а также  спасателей,  не  входящих  в  состав  указанных
формирований,   при   наличии  у  них  документов,  подтверждающих  их
аттестацию на проведение аварийно - спасательных работ;
     о привлечении  на  добровольной  основе  населения  к  проведению
неотложных   работ,   а   также   отдельных   граждан,  не  являющихся
спасателями, с их согласия к проведению аварийно - спасательных работ;
     о  принятии  других  необходимых  мер,  обусловленных   развитием
чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
     Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все
меры   по   незамедлительному  информированию  органов  исполнительной
власти   области,   органов   местного   самоуправления,   руководства
организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.
     Руководители  ликвидации  чрезвычайных   ситуаций,   руководители
аварийно   -   спасательных  формирований  имеют  право  на  полную  и
достоверную  информацию  о  чрезвычайных  ситуациях,  необходимую  для
организации работ по их ликвидации.
     В случае технологической невозможности  проведения  всего  объема
аварийно   -  спасательных  и  других  неотложных  работ  руководители
ликвидации   чрезвычайных   ситуаций   могут   принимать   решения   о
приостановке аварийно - спасательных и других неотложных работ в целом
или их части, предприняв в первоочередном порядке все  возможные  меры
по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.

            Глава V. ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ            
                       ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ                       

     Статья 16. Подготовка населения в области защиты от  чрезвычайных
ситуаций

     Подготовка населения  к  действиям  в  чрезвычайных  ситуациях  и
обучение  способам защиты осуществляется в организациях, в том числе в
образовательных, а также по месту жительства.
     Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также  сил
территориальной     подсистемы    единой    государственной    системы
предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  для  защиты  от
чрезвычайных  ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего
профессионального образования, в учреждениях  повышения  квалификации,
на   курсах,   в   специальных   учебно   -   методических  центрах  и
непосредственно по месту работы.
     Основные задачи  подготовки  в  области  защиты  от  чрезвычайных
ситуаций:
     обучение всех групп  населения  способам  защиты  и  действиям  в
чрезвычайных ситуациях;
     обучение  (переподготовка)  руководителей  и  специалистов   всех
уровней  управления  действиям  по  защите  населения  и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
     практическое освоение работниками в составе  сил  территориальной
подсистемы  единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций навыков по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     В   целях   обучения   практическим    действиям    и    проверки
подготовленности  населения  в области защиты от чрезвычайных ситуаций
проводятся командно - штабные, тактико  -  специальные  и  комплексные
учения, тренировки.
     Главное управление по делам гражданской  обороны  и  чрезвычайным
ситуациям   осуществляет   методическое   руководство,  координацию  и
контроль за подготовкой  населения  и  территорий  способам  защиты  и
действиям в чрезвычайных ситуациях.

     Статья  17.  Пропаганда  знаний  в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций

     Пропаганда знаний в области  защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных  ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в
территориальную    подсистему    единой    государственной     системы
предупреждения   и   ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  совместно  с
общественными  объединениями,  осуществляющими  свою  деятельность   в
области  защиты  и  спасения  людей,  органами  государственной власти
области, органами местного самоуправления, организациями.
     Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий  от
чрезвычайных   ситуаций  беспрепятственно  используются  все  средства
массовой информации.

           Глава VI. ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЬНОГО           
             ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ              
                И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ                 

     Статья 18. Финансирование органов управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям

     Финансирование   деятельности   органов   управления   по   делам
гражданской  обороны  и  чрезвычайным ситуациям осуществляется за счет
средств соответствующих бюджетов.
     За  счет  средств   областного   бюджета   и   бюджета   местного
самоуправления  финансируется обеспечение деятельности соответствующих
органов  управления  по  делам  гражданской  обороны  и   чрезвычайным
ситуациям,  складов  мобилизационного  резерва и материальных средств,
хранящихся на них.

     Статья 19. Финансирование мероприятий по подготовке  населения  в
области защиты от чрезвычайных ситуаций

     За  счет  средств  областного  бюджета  финансируется  содержание
учебно  -  методического  центра по гражданской обороне и чрезвычайным
ситуациям области,  курсов  гражданской  обороны  городов  и  районов,
подготовка руководителей, специалистов и работников в составе аварийно
- спасательных формирований, проведение учений и  тренировок  органами
исполнительной власти области, а также обучение населения, не занятого
в сферах производства и обслуживания.
     За  счет  средств  местных  бюджетов   финансируется   подготовка
руководителей  и обучение работников в составе аварийно - спасательных
формирований,  тренировки  и  учения,  проводимые  органами   местного
самоуправления,  а  также  участие  в  учениях, проводимых начальником
гражданской обороны области.

     Статья  20.  Финансирование  мероприятий  по   предупреждению   и
ликвидации чрезвычайных ситуаций

     Финансирование  мероприятий  по   предупреждению   и   ликвидации
чрезвычайных   ситуаций   проводится   за  счет  средств  организаций,
находящихся   в   зонах   чрезвычайных   ситуаций,   средств   органов
исполнительной     власти,     органов     местного    самоуправления,
соответствующих бюджетов,  страховых  фондов  и  других  источников  с
дальнейшим  возмещением  расходов  за  счет  организаций,  виновных  в
возникновении чрезвычайных ситуаций.
     Финансирование  мероприятий  по   обеспечению   безопасности   на
потенциально  опасных  объектах,  предупреждению  возникновения на них
аварий, катастроф осуществляется за счет средств указанных объектов.
     Финансирование целевых программ по защите населения и  территорий
от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования
организаций  осуществляется   в   соответствии   с   законодательством
Российской Федерации и Липецкой области.

     Статья  21.  Создание  и  использование  резервов  финансовых   и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

     Резервы  финансовых  и  материальных  ресурсов   для   ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  создаются  заблаговременно в целях экстренного
привлечения необходимых средств в  случае  возникновения  чрезвычайных
ситуаций.
     Указанные резервы создаются, хранятся, используются, восполняются
органом   исполнительной  власти,  органами  местного  самоуправления,
организациями.
     Резерв финансовых и материальных ресурсов должен быть достаточным
для  выполнения  первоочередных мероприятий по ликвидации чрезвычайных
ситуаций и максимально использовать  имеющиеся  силы  и  средства  для
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     Резервы  материальных  ресурсов   для   ликвидации   чрезвычайных
ситуаций размещаются в организациях, предназначенных для их хранения и
откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.

            Глава VII. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА, НАДЗОР             
               И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И                
                 ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ                  

     Статья 22. Государственная экспертиза в области защиты  населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов
и  решений  по  объектам  производственного и социального назначения и
процессам, которые могут быть источниками  чрезвычайных  ситуаций  или
могут   влиять   на  обеспечение  защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных   ситуаций,   организуется   и   проводится    специально
уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти области в целях проверки и выявления степени  их
соответствия   установленным   нормам,   стандартам   и   правилам   и
осуществляется   в   соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации.
     В случае необходимости экспертиза предполагаемых  для  реализации
проектов   и  решений  по  объектам  производственного  и  социального
назначения и процессам, которые могут  быть  источниками  чрезвычайных
ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий
от   чрезвычайных   ситуаций,    может    проводиться    общественными
объединениями   и   независимыми  экспертами,  а  также  специалистами
экспертных  организаций  в  порядке,  установленном  законодательством
Российской Федерации.

     Статья 23.  Надзор  и  контроль  в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций

     Государственный надзор и контроль в области  защиты  населения  и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  проводятся  в  соответствии  с
задачами,   возложенными   на   территориальную   подсистему    единой
государственной   системы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций,  в  целях  проверки  полноты   выполнения   мероприятий   по
предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил
и средств к действиям в случае их возникновения.
     Государственный   надзор   и   контроль   в   указанной   области
осуществляются   органами   исполнительной  власти  в  соответствии  с
действующим законодательством Российской Федерации.
     При выявлении нарушений требований безопасности в области  защиты
населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций соответствующий орган
исполнительной  власти  принимает  необходимые  меры  для   устранения
опасностей   и   созданию   нормальных  условий  работы  и  проживания
населения.

     Статья  24.   Ответственность   за   нарушение   законодательства
Российской  Федерации  и Липецкой области в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций

     Виновные   в   невыполнении   или   недобросовестном   выполнении
законодательства  Российской  Федерации  и  Липецкой области в области
защиты населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  создании
условий  и предпосылок возникновения чрезвычайных ситуаций, непринятии
мер  по  защите  жизни  и   сохранению   здоровья   людей   и   других
противоправных  действиях должностные лица и граждане Липецкой области
несут  дисциплинарную,  административную,  гражданско  -  правовую   и
уголовную   ответственность,   а   организации  -  административную  и
гражданско   -   правовую    ответственность    в    соответствии    с
законодательством  Российской  Федерации  и законодательством Липецкой
области.

                 Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ                 

     Статья 25. Вступление настоящего закона в силу

     Настоящий  закон  вступает  в  силу  со  дня   его   официального
опубликования.



Глава администрации
Липецкой области                                          О.П.Королев

г.Липецк,
24.09.1999г.,
N 51-ОЗ



Информация по документу
Читайте также