Расширенный поиск
Закон Липецкой области от 09.11.1995 № 26-озЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ О недрах Утратил силу - Закон Липецкой области от 08.06.2006 г. N 307-оз Принят Липецким областным Собранием депутатов 9 ноября 1995 года (В редакции Закона Липецкой области от 26.10.2001 г. N 172-оз) Настоящий Закон разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации (далее федеральным законодательством). Уставом Липецкой области и другими нормативными правовыми актами области и регулирует в пределах компетенции Липецкой области (далее области) отношения, возникающие на территории области в процессе пользования недрами при геологическом изучении, добычи полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая пресные и минеральные подземные воды на объектах, расположенных на территории области. Раздел I. Общие положения Статья 1. Основные определения, используемые в Законе В настоящем Законе используются следующие термины и определения: Недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Участок недр - геометризованный блок недр, имеющий установленные объемные границы. Горный отвод - участок недр, предоставляемый для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов. Границы горного отвода имеют инструментальную привязку и определяются в соответствии с требованиями и условиями, установленньми действующим законодательством и имеют ограничения по глубине. Геологический отвод - участок недр, предоставляемый для геологического изучения недр без существенного нарушения целостности недр. Геологический отвод может не иметь ограничения по глубине. Лицензия на пользование недрами - документ (государственное разрешение), удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Общераспространенные полезные ископаемые - широко распространенные в данном регионе полезные ископаемые, используемые для производства строительных материалов, строительства дорог и других целей (кирпичные глины, строительный песок, бутовый камень и др.) - в соответствии с утвержденным перечнем. Пользователь недр - субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане и юридические лица, получившие право на пользование недрами в установленном порядке и осуществляющие реализацию этого права. Статья 2. Законодательство Липецкой области о недрах и недропользовании 1. Законодательство Липецкой области о недрах и недропользовании основывается на Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, Уставе Липецкой области, настоящем Законе и иных нормативных правовых актах в сфере природопользования. 2. Отношения недропользования, возникшие до введения в действие настоящего Закона, сохраняют свою силу в части, не противоречащей настоящему Закону. Отношения недропользования, возникшие после введения в действие настоящего Закона, осуществляются в соответствии с настоящим Законом. 3. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, поверхностных вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, памятников истории и культуры, возникающие при пользовании недрами на территории области, регулируются соответствующим федеральным законодательством и законодательством области. 4. Особенности отношений недропользования на условиях раздела продукции регулируются Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Статья 3. Правовое регулирование отношений недропользования. 1. Полномочия органов государственной власти области в сфере регулирования отношении недропользования осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством области. 2. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования осуществляются в порядке, установленном федеральным законодательством, 3. Федеральные органы по земельным ресурсам, горнотехнического надзора и их территориальные органы участвуют в регулировании отношений недропользования в соответствии с положением об этих органах Статья 4. Принципы недропользования Пользование недрами на территории области осуществляется на принципах: - государственной собственности на недра; - совместного владения, пользования и распоряжения недрами Российской Федерации и области; - платного пользования недрами за исключением случаев, установленных действующим законодательством; - разрешительного порядка предоставления прав пользования недрами; - соблюдения интересов недропользователей, жителей области и граничащих с ней субъектов Российской Федерации; - рационального и комплексного использования ресурсов недр, охраны окружающей природной среды, восстановления в процессе пользования недрами нарушенного экологического равновесия. Статья 5. Собственность на недра и добытые из недр полезные ископаемые 1. Недра в границах территории области и содержащиеся в них полезные ископаемые, в том числе подземные воды, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. 2. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. 3. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии на пользование недрами могут находиться в федеральной собственности, собственности области, муниципальной собственности и собственности юридических, физических лиц, являющихся пользователями недр. Статья 6. Государственный фонд недр на территории области 1. Государственный фонд недр на территории области составляют используемые участки недр, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории области. 2. Деление недр между областью и граничащими с ней субъектами Российской Федерации осуществляется по административной границе области. 3. Владение, пользование и распоряжение государственньм фондом недр на территории области осуществляется совместно Российской Федерацией и областью. 4. Управление государственным фондом недр на территории области осуществляется территориальным органом управления государственным фондом недр и администрацией области. Статья 7. Участки недр федерального, областного и местного значения 1. Участки недр государственного фонда недр в области имеют федеральное, областное и местное значение. 2. Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус участков недр федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти области. Пользование участками недр федерального значения осуществляется в порядке установленном федеральным законодательством. 3. Для обеспечения потребностей области в минеральном сырье участки недр получают статус участков недр областного значения. 4. Для обеспечения потребностей районов, городов и других населенных пунктов области участки недр получают статус участков недр местного значения. Статья 8. Совместная компетенция органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти области в сфере регулирования отношений недропользования. К совместной компетенции органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти области в сфере регулирования отношений недропользования на территории области относится: 1) распоряжение государственным фондом недр на территории области, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации и выделение участков недр федерального, областного и местного значения, подготовка перечней участков недр, право пользования, которьми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции; 2) определение перечня общераспространенных полезных ископаемых, выделение участков недр федерального, областного и местного значения; 3) вопросы владения, пользования и распоряжения государственньм фондом недр, Статья 9. Компетенция администрации области в сфере регулирования отношений недропользования К компетенции администрации области в сфере регулирования отношений недропользования относится: 1) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации; 2) разработка и реализация областных программ развития и использования минеральносырьевой базы; 3) создание и ведение областных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств областного бюджета и соответствующих местных бюджетов; 4) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность; 5) составление областных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 6) по представлению территориального органа в области управления государственным фондом недр установление конкретных размеров платежей за пользование недрами; 7) защита прав пользователей недр и интересов граждан; 8) лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками недр областного и местного значения; 9) участие в пределах полномочий установленных федеральным законодательством в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр; 10) государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком; 11) регулирование других вопросов в пределах полномочий в области использования и охраны недр. Статья 10. Компетенция Липецкого областного Совета депутатов в сфере регулирования отношений недропользования К компетенции Липецкого областного Совета депутатов относится: - принятие законов и иных нормативных актов по вопросам недропользования, внесение в них изменений и дополнений, осуществление толкования принятых нормативных и правовых актов и контроль за их исполнением; - утверждение областных программ развития и использования минерально-сырьевой базы; - установление дополнительных оснований для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в бюджет области; определение порядка и условий пользования месторождениями полезных ископаемых; - осуществление иных полномочий в пределах своей компетенции. Статья 11. Компетенция органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования Органы местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования осуществляют деятельность в сфере регулирования отношений недропользования в пределах полномочий установленных федеральным законодательством. Раздел II. Пользование недрами Статья 12. Пользователи недр 1. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами. 2. Пользователями недр для захоронения токсичных и иных опасных веществ могут быть только юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и имеющие лицензии, выданные уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, на ведение работ по использованию токсичных и иных опасных отходов. Статья 13. Виды пользования недрами Недра предоставляются в пользование для: 1) регионального геологического изучения недр области, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, создание и ведение мониторинга геологической среды, контроль за режимом подземных вод, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, без существенного нарушения целостности недр; 2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых и участков недр для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производства; 4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости); 6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков и разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча полезных ископаемых может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно после его завершения, Статья 14. Сроки пользования участками недр 1. Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок недра предоставляются для: - геологического изучения - на срок до 5 лет; - добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр; - добычи подземных вод - на срок до 25 лет; - добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр в соответствии с федеральным законодательством- на срок до 1 года. 2. Сроки пользования участками недр могут быть продлены по инициативе пользователя недр при выполнении им условий лицензии на пользование недрами и необходимости завершения разработки месторождений полезных ископаемых или выполнения ликвидационных мероприятий. 3. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и иных целей. 4. Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр. Статья 15. Основания получения прав недропользования Основаниями получения права пользования участками недр на территории области в соответствии с федеральным законодательством о недрах и настоящим Законом могут быть: 1) совместное решение администрации области и территориального органа управления государственным фондом недр принятое по результатам конкурса (аукциона) для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр, расположенных на территории области; 2) совместное решение администрации области и территориального органа управления государственным фондом недр при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим геологическое изучение за счет собственных .средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения; 3) совместное решение администрации области и территориального органа управления государственным фондом недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности. 4) иные основания, установленные федеральным законодательством. Статья 16. Добыча общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков Собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему-усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. Добыча общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков осуществляется в соответствии с порядком, устанавливаемым администрацией области. Статья 17. Основные права и обязанности пользователей недр 1. Пользователь недр имеет право: 1) использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашениях о разделе продукции; 2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству; 3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством; 4) использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или соглашением о разделе продукции; 5) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода; 6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах предоставленного ему горного отвода, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции; 7) обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена. 2. Пользователь недр обязан обеспечить: 1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; 2) соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; 3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность; 4) предоставление геологической информации в федеральный и областной фонды геологической информации: 5) предоставление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, а так же об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и территориальный фонды геологической информации, органы государственной статистики; 6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; 7) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод и других компонентов природной окружающей среды, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; 8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; 9) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождении и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; 10) выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, в том числе по ведению мониторинга геологической среды и ведению установленной отчетности, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами. 3. К пользователям недр или привлекаемьм ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами, Статья 18. Лицензия на пользование недрами 1. Лицензия удостоверяет право ее владельца на пользование участками недр, в соответствии с указанной в ней целью в течении установленного срока при соблюдении оговоренных условий. Лицензии на пользование участками недр могут предоставляться как для проведения отдельных видов пользования недрами, так и для проведения нескольких взаимосвязанных видов пользования недрами (совмещенные лицензии). 2. Содержание лицензии на пользование участком недр регламентируется федеральным законодательством. Условия пользования недрами, предусмотренные в ней сохраняют свою силу в течение сроков оговоренных в лицензии, либо в течении всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, выдавших лицензию, либо в случаях, установленных действующим законодательством. Статья 19. Безлицензионное пользование участками недр 1. Получение лицензии не требуется при предоставлении участков недр в пользование для областного геологического изучения недр, включающего геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, создание наблюдательной сети и ведение мониторинга геологической среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр. Указанные работы проводятся на основании государственной регистрации (разрешения). 2. Получение лицензии не требуется на пользование недрами собственниками, владельцами земельных участков в соответствии со статьей 16 настоящего Закона. Статья 20. Порядок оформления геологических и горных отводов при оформлении лицензии Участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода. 1. Участок недр в виде геологического отвода предоставляется при выдаче лицензии на геологическое изучение недр. Пользователь недр, получивший участок недр со статусом геологического отвода, имеет преимущественное право на проведение оговоренного в лицензии вида работ, связанных с геологическим изучением недр. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. 2. Участок недр в виде горного отвода предоставляется при добычи полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, организации особо охраняемых участков недр. Пользователь недр, получивший участок недр со статусом горного отвода, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен. 3. Порядок оформления предоставления горного отвода на участки недр содержащие месторождения полезных ископаемых областного значения, а также содержащие крупные по запасам месторождения общераспространенных полезных ископаемых осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами государственного горнотехнического надзора РФ. 4. Предоставление горного отвода на разработку мелких и средних по запасам месторождений общераспространенных полезных ископаемых осуществляется соответствующими органами государственной власти, на территории которых расположены эти участки недр. При этом горноотводной акт подлежит регистрации в соответствии с федеральным законодательством. 5. При предоставлении в установленном порядке лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых участок недр представляется в виде предварительного горного отвода и устанавливаются его предварительные границы. В предварительные границы горного отвода могут включаться конкретные участки недр для проведения разведки с попутной или последующей добычей полезных ископаемых. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после проведения государственной геологической экспертизы запасов полезных ископаемых 6. Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и топографический план с ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части. 7. В случае необходимости изменения границ горного отвода в пределах предоставленного участка недр из-за изменения условий лицензии, ее переоформления (по результатам поисков, разведки, проектных, научно-исследовательских работ и др.) документы, удостоверяющие границы горного отвода, подлежат переоформлению. Статья 21. Согласование условий недропользования и условий конкурсов 1. Условия недропользования, определяемые в лицензии, перед их утверждением, а также условия проводимых конкурсов для выбора недропользователя, согласовываются с органами государственной власти, участвующими в регулировании отношении недропользования, в соответствии с их компетенцией. 2. Порядок согласования условий недропользования и условий конкурсов по участкам недр, имеющим федеральное значение, определяется федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с федеральным законодательством. 3. Подготовка проектов условий недропользования и проектов условий конкурсов (аукционов) по всем участкам недр, а также их согласование, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством с привлечением специалистов необходимого профиля и экспертов. Расходы на проведение указанной работы включаются в лицензионный сбор. При предоставлении лицензии без проведения конкурса, подготовка проектов условий недропользования и их согласование осуществляются с участием недропользователя. Статья 22. Система конкурсного (аукционного) отбора претендентов на получение лицензии 1. Решение о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр, определение условий их проведения в отношении каждого участка недр или группы участков недр, а так же об утверждении результатов таких конкурсов или аукционов принимается органами, предоставляющими право пользования участками недр, в 1 соответствии со ст. 10 Закона РФ "О недрах" и ст. 15 настоящего Закона. Решение об утверждении результатов конкурса или аукциона на право пользования недрами принимается в течение 30 дней с момента проведения конкурса или аукциона. 2. Порядок и условия проведения конкурсов (аукционов) на право пользования участком недр, в том числе порядок формирования конкурсных (аукционных) комиссий и порядок принятия ими решений в отношении каждого участка недр, определяются в соответствии с федеральным законодательством. Статья 23. Сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий 1. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) на получение права пользования участком недр вносится всеми его участниками при подаче заявки на участие в конкурсе (аукционе). Оплата сбора является одним из условий конкурса (аукциона). Сумма сбора определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона) и изготовление пакета геологической информации. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) не возвращается. 2. С победителя конкурса (аукциона), а также с владельцев лицензий при их переоформлении взимается сбор за подготовку, оформление и регистрацию лицензии в размере прямых затрат на подготовку и экспертизу условий лицензии, ее оформление и регистрацию. Сбор взимается при выдаче лицензии. 3. С пользователей недр, получающих лицензию на пользование участком недр на безконкурсной основе, взимается сбор за выдачу лицензии в размере прямых затрат на подготовку условий лицензии, ее экспертизы, оформление и регистрацию. Сбор взимается при выдаче лицензий. 4. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий направляется в органы, выдающие лицензии на пользование недрами. РАЗДЕЛ III. Прекращение, приостановление или ограничение права пользования недрами. Статья 24. Основания прекращения права пользования недрами Прекращение права пользования недрами означает, что владелец лицензии в установленные сроки прекращает пользование недрами и получение продукции, указанной в лицензии и начинает работы по консервации или ликвидации горных выработок в порядке установленном действующим законодательством. Право пользования прекращается: 1) по истечении установленного в лицензии срока пользования ее действия; 2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами; 3) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами; 4) в случае нарушения порядка переоформления лицензии, установленного Законом РФ "О недрах". Статья 25. Основания для досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами 1. Приостановление права пользования недрами означает временное прекращение основного вида деятельности и, как правило, связанных с ней вспомогательных работ, за исключением деятельности по поддержанию горных выработок, строений, сооружений и оборудования в безаварийном, безопасном для людей и окружающей природной среды состоянии. 2. Ограничение права пользования недрами означает временное или постоянное ограничение условий пользования недрами, в том числе возможный запрет владельцу лицензии на осуществление отдельных видов деятельности в рамках лицензии. Лицензия недропользователд сохраняется. 3. В зависимости от причин и вызванных ими последствий, в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом, право пользования недрами и действие лицензии может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию на право пользования недрами, непосредственно или по представлению органов государственного горного надзора, государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей природной среды в следующих случаях: 1) возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; 2) возникновение чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, военных действий и других); 3) нарушения владельцем лицензии существенных условий лицензии; 4) систематического нарушения пользователем недр правил пользования недрами и их охраны, а также охраны и мониторинга окружающей природной среды, установленных действующим законодательством, стандартами (правилами, нормами), включая правила консервации предприятий; 5) если пользователь недр в течении установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах; 6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра предоставлены в пользование; 7) по инициативе владельца лицензии; 8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной федеральным законодательством, или представления недостоверной информации. 4. Право пользования недрами может быть также прекращено при полной отработке утвержденных запасов полезных ископаемых на переданном недропользователю месторождении. 5. В случае если объективные обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования недрами устранены, то это право может быть восстановлено в полном объеме. Период, на который было приостановлено действие лицензии при отсутствии вины владельца лицензии, не включается в общий срок действия лицензии. Статья 26. Порядок прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами 1. Решение о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, принятое в соответствии с подпунктами 1) и 2) п. 3 статьи 25 настоящего Закона, должно быть доведено до сведения недропользователя непосредственно, после принятия соответствующего решения с письменным уведомлением пользователя недр. 2. Решение о прекращении права пользования недрами в течение 30 дней с момента его принятия должно быть доведено до соответствующих органов государственной власти. 3. Участок недр, по которому прекращено право пользования недрами и действие лицензии, переходит в нераспределенный фонд недр с последующим предоставлением его в пользование в соответствии с федеральным законодательством. Статья 27. Порядок досрочного прекращения права пользования недрами по инициативе ее владельца 1. Досрочное прекращение права пользования недрами по инициативе владельца лицензии может осуществляться не позднее, чем через шесть месяцев со дня письменного уведомления им органов, предоставляющих лицензию, с указанием обоснованных причин отказа от пользования недрами. В течение этого периода осуществляются проверка выполнения владельцем лицензии взятых обязательств, состояние работ на объекте, определяются порядок консервации или ликвидации горных выработок, объектов инфраструктуры и порядок контроля за их состоянием, а также связанные с этим затраты владельца лицензии. 2. Владелец лицензии на право пользования недрами должен выполнить все обязательства, определенные в лицензии на дату досрочного отказа от прав. При невыполнении владельцем лицензии обязательств, органы, предоставившие лицензию, имеют право взыскать сумму ущерба от их невыполнения в судебном порядке. 3. Порядок досрочного прекращения права пользования недрами, предоставленного на основании соглашения о разделе продукции, в случае отказа пользователя недр (инвестора) должен определяться условиями таких соглашений. РАЗДЕЛ IV . Рациональное использование и охрана недр Статья 28. Основные требования к рациональному использованию и охране недр 1. Основньми требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: 1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование, недопущение самовольного пользования недрами; 2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; 3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участков недр, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений; 4) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, включая подземные воды, государственный учет запасов полезных ископаемых и участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также отвалов и отходов горнодобывающего и связанных с ними перерабатывающих производств; 5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; 6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; 7) охрану месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, загрязнения, выборочной отработке их отдельных частей и других факторов, снижающих промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; 8) предотвращение загрязнения недр, подземных вод при проведении работ, связанных с пользованием недрами, подземном хранении нефти, газа, захоронении вредных веществ, промышленных и бытовых отходов, сбросе сточных вод; 9) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и на участках залегания подземных вод, используемых для питьевого и промышленного водоснабжения; 10) своевременное проведение рекультивации нарушенных земель, в том числе текущей рекультивации, на отработанных частях месторождений полезных ископаемых, мероприятий по охране окружающей среды и сохранению нарушенного экологического равновесия; 11) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации горных выработок, буровых скважин, подземных сооружений, объектов инфраструктуры в процессе пользования недрами и по завершении этого пользования; 12) предупреждение самовольной застройки залегания полезных ископаемых и соблюдение порядка использования этих площадей в иных целях, 2. В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально уполномоченными государственньми органами в соответствии с законодательством, Статья 29. Условия застройки и землепользования площадей залегания полезных ископаемых 1. Проектирование и строительство объектов жилищно- коммунального, промышленного и других назначений, сельскохозяйственное и индивидуальное строительство, сооружение дорог, нефтегазопроводов, линий электропередач иных коммуникационных объектов разрешается только после получения заключения территориального органа управления государственным фондом недр об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. В случае если для подготовки указанного заключения необходимо провести дополнительное геологическое изучение, то оно осуществляются за счет средств заявителя. 2. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения территориального органа управления государственным фондом недр и территориального горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанной экономической целесообразности застройки. 3. Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов. 4. Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам указанных земельных участков их стоимости в соответствии с земельным законодательством. 5. При досрочном прекращении прав пользования недрами и необходимости дальнейшей разработки месторождений полезных ископаемых, земельные участки, переданные пользователю недр, независимо от срока и вида предоставления земельного отвода, подлежат безвозмездному изъятию. Решение об отчуждении таких земельных участков принимается в соответствии с действующим законодательством. Статья 30. Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами Пользователь недр обязан выполнять требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недр, в соответствии с действующим законодательством. Статья 31. Ликвидация и консервация горных выработок по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений не связанных с добычей полезных ископаемых 1. Горные выработки, подземные сооружения, буровые скважины и иные сооружения (горное имущество) подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии на пользование участком недр или при досрочном прекращении ее действия. 2. До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность по охране и рациональному использованию недр, в соответствии с федеральным законодательством. 3. При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровью населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. 4. При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а так же подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение в территориальный фонд геологической информации. 5. Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а так же подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, считаются завершенньми после подписания акта о ликвидации и консервации органами государственного горного надзора и органами, предоставившими лицензию на пользование участком недр. 6. В случае если право пользования недрами переходит от одного недропользователя к другому в ограниченный период времени, то по решению органов, предоставляющих это право и соответственно лицензию на пользование участком недр, консервация горного имущества может не производиться. 7. Консервация и ликвидация горного имущества осуществляются за счет средств пользователя недр, а при возникновении чрезвычайных ситуаций и при банкротстве юридического лица, являющегося пользователем недр, - с привлечением государственных средств. Статья 32. Первичная переработка минерального сырья пользователями недр Пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить: 1) строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное и комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; 2) учет и контроль за распределением полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья; 3) дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья; 4) наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пыли, сточных вод и других); складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты РАЗДЕЛ V. Геологическое изучение недр Статья 33. Задачи геологического изучения недр 1. Геологическое изучение недр, на территории области, осуществляется по федеральным и областным геологическим программам, финансируемым из бюджетов соответствующих уровней, а также за счет собственных средств недропользователя. 2. В задачи геологического изучения недр входят: геологическое картирование территории области; поиски и оценка месторождений полезных ископаемых, включая ревизионное обследование месторождений; доизучение и переоценка ранее разведанных запасов твердых полезных ископаемых и подземных вод; мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в ней процессов; государственное информационное обеспечение недропользователей; для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых и производство других видов работ, связанных с геологическим изучением недр. 3. Работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет отчислений на воспроизводство минеральносырьевой базы и иных средств, проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, экспертиза которых проводится в федеральном органе управления государственньм фондом недр или его территориальном органе за счет средств пользователей недр. 4. Организация государственного геологического изучения осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с федеральным законодательством. Статья 34. Геологическая информация о недрах 1. В соответствии с федеральным законодательством о недрах информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр. 2. Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и областной фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Использование указанной информации осуществляется в порядке и на условиях установленных федеральным законодательством. 3. Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является его собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и территориальные фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях. 4. Должностные лица федерального и областного фондов геологической информации обязаны соблюдать конфиденциальность представленной им информации и несут ответственность за ее несанкционированное разглашение в соответствии с федеральным законодательством. 5. Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном федеральным законодательством. Исполнитель работ по геологическому изучению недр имеет право использовать полученную в результате проведения работ геологическую и иную информацию о недрах для научно-исследовательской деятельности, если иное не предусмотрено договором. 6. За пользование геологической информацией о недрах, полученной за счет государственных средств, взимается плата. Плата за указанную геологическую информацию взимается в порядке и размерах установленных федеральным законодательством. Статья 35. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участков недр 1. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической и экономической информации о предоставляемых в пользование участков недр (государственная геологическая экспертиза) проводится в целях создания условий для рационального и комплексного использования недр, определения платы за право пользования недрами. 2. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей, разрешается только после государственной экспертизы. 3. Государственная геологическая экспертиза осуществляется в порядке установленном Правительством Российской Федерации: государственной комиссией по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) федерального органа управления государственным фондом недр; территориальной комиссией по запасам (ТКЗ); научно-техническим советом территориального органа управления государственньм фондом недр (НТС). 4. Государственная экспертиза экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участков недр осуществляется специально уполномоченными федеральными и территориальными органами в порядке установленном Правительством Российской Федерации. Статья 36. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, Государственный водный кадастр по подземным водам 1. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и Государственный водный кадастр по подземным водам ведутся в целях обеспечения разработки федеральных и областных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, включая подземные воды, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях. 2. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и Государственный водный кадастр по подземным водам по территории области ведется в соответствии с требованиями и порядком, установленными федеральным законодательством. Статья 37. Государственный баланс запасов полезных ископаемых 1. Государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется с целью учета состояния минерально-сырьевой базы. 2. Государственный баланс запасов полезных ископаемых по территории области (областной государственный баланс) ведется в соответствии с требованиями и порядком, установленным Правительством Российской Федерации. 3. Областной государственный баланс обновляется ежегодно и представляется администрации области и органам местного самоуправления. Статья 38. Государственный мониторинг геологической среды 1. Государственный мониторинг геологической среды по территории области является составной частью Единой государственной системы экологического мониторинга. 2. Государственный мониторинг геологической среды по территории области в целом осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. В пределах отдельных участков недропользования с учетом зоны влияния на природно-техногенные системы - недропользователями и природопользователями, чья деятельность по условиям недропользования оказывает влияние на геологическую среду и полезные свойства недр. Статья 39. Вознаграждение за выявление месторождения полезного ископаемого Вознаграждение за выявление месторождения и других геологических объектов, выплачивается в соответствии с действующим законодательством. Статья 40. Общие требования к добыче полезных ископаемых 1. Добыча полезных ископаемых осуществляется после проведения государственной экспертизы и утверждения в установленном порядке технического проекта разработки. 2. Владелец лицензии на пользование участком недр, имеющий право (лицензии) на виды деятельности, связанные с разработкой месторождений полезных ископаемых, может осуществлять работы самостоятельно. При отсутствии таких прав он привлекает специализированные организации, имеющие право (лицензию) на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами. При этом владелец лицензии несет всю ответственность за соблюдение условий лицензии на пользование участком недр. 3. Добыча полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами и ежегодными планами развития горных работ. Статья 41. Подготовка, согласование и экспертиза технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых 1. Подготовка технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется владельцем лицензии на пользование участком недр непосредственно или путем привлечения проектных организаций, имеющих лицензии на соответствующие виды деятельности. Проект подготавливается в соответствии с условиями недропользования, установленными в лицензии. 2. Требования к содержанию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых устанавливаются действующим законодательством, правилами и нормами, утвержденньми федеральными органами управления государственным фондом недр и государственного горного надзора. 3. Технические проекты на разработку месторождений полезных ископаемых, в соответствии с федеральным законодательством, проходят государственную экспертизу и согласования: а) в территориальном органе управления государственным фондом недр - в части полноты и комплексности использования разведанных запасов, соблюдения условий лицензии на пользование участком недр; б) в территориальном органе государственного горного надзора - в части соблюдения правил ведения горных работ и охраны недр, обоснованности величины проектируемых потерь полезных ископаемых в недрах, соблюдения правил безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами; в) в территориальном органе по охране окружающей среды - в части соблюдения требований экологического законодательства. Экспертиза проводится на платной основе за счет недропользователя по установленным расценкам. Статья 42. Опытно - промышленная разработка месторождений полезных ископаемых 1. В процессе геологического изучения, а так же на сложных месторождениях полезных ископаемых со слабо изученными свойствами основных, попутных и вмещающих их пород, при необходимости отбора больших объемов технических проб для промышленных испытаний проводится опытно-промышленная разработка отдельных частей месторождений. 2. Опытно-промышленная разработка может проводиться как до утверждения государственной геологической экспертизой запасов полезных ископаемых в объемах, необходимых для получения данных для этого подсчета, так и после проведения государственной геологической экспертизы в соответствии с рекомендациями специально уполномоченных органов, осуществляющих экспертизу. 3. Опытно-промышленная разработка проводится в объемах и в соответствии с условиями, определенными в лицензии на пользование участком недр. 4. Опытно-промышленная разработка осуществляется по проектам, согласованным с территориальными органами управления государственным фондом недр и государственного горного надзора, другими природоохранными организациями в соответствии с их компетенцией. 5. В случае если в процессе опытно-промышленной добычи минеральное сырье реализуется потребителям, то с пользователя недр взимаются налоги, предусмотренные для основной добычи, с объемов реализованной продукции. 6. Требования к составлению проектов опытно-промышленной добычи, порядок и сроки ее проведения устанавливаются администрацией области по представлению территориальных органов управления государственным фондом недр и государственного горного надзора. Статья 43. Общие требования к добыче подземных вод, проектированию и строительству водозаборных сооружений 1. Строительство и эксплуатация водозаборов подземных вод осуществляется только при наличии лицензии на недропользование после проведения государственной экспертизы запасов и утверждения проекта водозабора. В исключительных случаях при острой необходимости в добыче подземных вод для питьевого водоснабжения на участках недр, где отсутствуют эксплуатационные запасы подземных вод, подтвержденные государственной геологической экспертизой, допускается предоставление совмещенных лицензий, в которых устанавливаются сроки проведения государственной геологической экспертизы запасов подземных вод. 2. Строительство и эксплуатация водозаборов подземных вод осуществляется владельцем лицензии на пользование участком недр непосредственно, либо путем привлечения организаций, имеющих лицензию на данный вид деятельности. При этом владелец лицензии на пользование участком недр несет всю ответственность за соблюдение условий пользования недрами, установленную в лицензии. 3. Эксплуатация водозаборов подземных вод должна проводиться в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами, проектом водозабора с соблюдением требований федерального законодательства о недрах, правил и норм по рациональному использованию и охране недр и других компонентов окружающей природной среды. 4. Проект водозабора должен быть согласован со специально уполномоченными органами санэпиднадзора, природных ресурсов, земельных ресурсов и землеустройства, а так же горного надзора. Статья 44. Порядок пользования недрами при добыче общераспространенных полезных ископаемых 1. Добыча общераспространенных полезных ископаемых, а так же строительство подземных сооружений на участках недр местного значения допускается при наличии лицензии на соответствующий вид пользования недрами. Получение лицензии для этих целей не требуется на пользование участками недр для строительства и эксплуатации коммуникаций электро-газо-тепло-водоснабжения и канализации, транспортных тоннелей и сооружений автомобильных и железных дорог, трубопроводов, оросительных и судоходных каналов в пределах предоставленных для этого трассовых земельных отводов. Пользование недрами для указанных целей осуществляется на основании согласования указанных работ в соответствии с действующим законодательством. 2. Пользование недрами в целях разработки месторождений полезных ископаемых, а так же строительство подземных сооружений на участках недр осуществляется с соблюдением требований ст. ст. 44 и 46. При этом технические проекты на разработку месторождений полезных ископаемых проходят государственную экологическую экспертизу. Раздел VI. Платежи при пользовании недрами Статья 45. Платежи за пользование недрами 1. Размер и распределение платежей за право пользования недрами и иных платежей в связи с недропользованием между федеральным бюджетом, областным бюджетом и местными бюджетами осуществляется в соответствии с действующим законодательством. 2. Юридические лица и граждане, пользующиеся участками недр, в том числе для добычи общераспространенных полезных ископаемых, но не оформившие в установленном порядке лицензию, либо не подтвердившие свои права на пользование недрами в установленные сроки, вносят платежи за пользование недрами по ставкам, установленным Правительством Российской Федерации, за весь срок незаконного пользования недрами. При этом они не освобождаются от ответственности за самовольное пользование недрами в соответствии с федеральным законодательством. 3. Решениями органов, предоставляющих в соответствии с действующим законодательством право на пользование недрами, при наличии объективных обстоятельств, затрудняющих экономически эффективное освоение и разработку месторождения, платежи за добычу полезных ископаемых могут снижаться до уровня ниже минимально установленного, для данного полезного ископаемого, размера или отменяться полностью в части средств, поступающих в бюджет области, а так же предоставляться скидки на истощение недр. Раздел VI I. Предоставление земельных участков для пользования недрами Статья 46. Предоставление земельных участков для пользования недрами 1. Предоставление земельных участков для пользования недрами осуществляется только при наличии документально оформленного решения соответствующих органов власти о предварительном согласовании места размещения земельного участка, предназначенного для целей недропользования. 2. Подача ходатайства о предоставлении земельного участка на срок действия лицензии, согласование с соответствующими органами и владельцами земельных участков условий и сроков изъятия, занятия и использования предоставляемых земель, порядка и сроков рекультивации нарушенных земель осуществляются владельцем лицензии на пользование участком недр. 3. Пользование земельным участком, предоставленным для целей недропользования, осуществляется в соответствии с действующим законодательством . Статья 47. Предоставление земельных участков для геологического изучения недр 1. Земельные участки для проведения работ по геологическому изучению недр в соответствии с действующим законодательством предоставляются, как правило, без изъятия этих земельных участков. 2. Непосредственно пользование земельньми участками осуществляется на основе договора, заключаемого пользователем недр с собственником земли, землевладельцем, землепользователем или арендатором. В договоре устанавливаются порядок пользования земельным участком, обязанности недропользователя по возмещению убытков и приведению земель в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению. Приведение земельных участков в пригодное состояние производится в ходе работ, а при невозможности этого - в срок, предусмотренный в договоре. 3. Сроки и размеры платежей за использование земельных участков, обязанности недропользователя по выплате земельного налога или арендной платы по возмещению убытков, включая упущенную выгоду, определяются в соответствии с федеральным законодательством. Статья 48. Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр и государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами 1. Задачей государственного контроля за рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного действующим законодательством порядка пользования недрами, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности. 2. Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недр, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр действующего законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду. 3. Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр, государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, осуществляются в соответствии с федеральным законодательством. Раздел VIII . Ответственность за нарушение законодательства о недрах Статья 49. Виды нарушений законодательства о недрах 1. Нарушениями законодательства о недрах являются: а) предоставление лицензии на пользование участком недр по основаниям, не предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом; б) нарушение установленного законодательством порядка пользования недрами; в) самовольное пользование недрами; г) выборочная (внепроектная) отработка месторождений, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, и другие нарушения требований рационального использования недр, приводящие к порче месторождения; д) нарушение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по охране недр, в том числе нарушений, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезного ископаемого в состояние, не пригодное для эксплуатации, а также по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами; е) нарушение права собственности на геологическую и иную информацию о недрах либо ее конфиденциальности; ж) самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых; з) не обеспечение сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых природных территорий и объектов при пользовании недрами; и) уничтожение или повреждение скважин, пройденных с целью наблюдения за режимом подземных вод, а также маркшейдерских и геологических знаков; к) систематическое нарушение условий лицензионного соглашения, в том числе порядка внесения платы при пользовании недрами; л) невыполнение требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации; м) не приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; н) нарушение индивидуальными или коллективными водопользователями правил пользования скважинами и бытовыми колодцами, приведшее или могущее привести к загрязнению подземных вод; о) нарушение собственниками земли правил пользования подземными сооружениями, приведшее или могущее привести к загрязнению недр. 2. В соответствии с федеральным законодательством юридические и физические лица несут административную и уголовную ответственность за нарушение законодательства о недрах. Статья 50. Возмещение вреда, причиненного пользователю недр Вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности юридических лиц, органов государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств юридических и физических лиц, средств соответствующих бюджетов. Статья 51. Вред, причиненный государству в результате деятельности пользователя недр 1. Вред, причиненный государству в результате деятельности пользователя недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторождений полезных ископаемых, а также в иных действиях, которые привели к порче месторождения или созданию условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств пользователя недр. 2. Вред, причиненный государству собственниками, владельцами земельных участков в результате нарушения правил пользования скважинами и бытовыми колодцами, подземными сооружениями, приведших к загрязнению подземных вод и участков недр, подлежит возмещению за счет средств собственников, владельцев земельных участков. 3. Размер вреда определяется федеральным органом управления государственным фондом недр. При отказе пользователя недр от возмещения причиненного вреда или несогласии с его размером возмещение причиненного вреда осуществляется в судебном порядке. Статья 52. Прекращение самовольного пользования недрами 1. С юридических и физических лиц, осуществлявших самовольное пользование недрами, в судебном порядке взыскивается ущерб, нанесенный государству в результате самовольного пользования недрами. Ликвидация последствий самовольного пользования недрами, включая рекультивацию нарушенных участков недр и земель, производится лицом, осуществлявшим самовольное пользование недрами, либо за его счет. Статья 53. Прекращение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых 1. Юридические и физические лица, осуществлявшие самовольную застройку, обязаны в установленный срок и за свой счет ликвидировать последствия своей деятельности либо оплатить расходы на выполнение соответствующих работ. 2. Юридические и физические лица, не получившие лицензии на право пользования недрами, обязаны передать геолого-техническую документацию, находившуюся в их ведении по участкам недр, подготовительные и эксплуатационные горные выработки (скважины), недвижимое горное оборудование новому владельцу лицензии на право пользования недрами. Порядок и условия этой передачи определяются договором между прежним и новым пользователем недр. Статья 54. Порядок разрешения споров Споры по вопросам пользования недрами разрешаются судом или арбитражным судом в соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном федеральным законодательством. Статья 2. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель областного Собрания депутатов О.П.Королев г.Липецк, 09.11.1995г., N 26-ОЗ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|