Расширенный поиск
Постановление Областного Совета депутатов Липецкой области от 19.09.2002 № 94-псЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ 5 сессия III созыва П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 19.09.2002 г. г. Липецк N 94-пс О Программе "Свой дом" (В редакции Постановлений Областного Совета депутатов Липецкой области от 23.12.2004 г. N 735-пс; от 25.08.2005 г. N 932-пс; от 13.12.2007 г. N 521-пс) Рассмотрев представленный главой администрации области проект программы "Свой дом", принимая во внимание ее социальную значимость, руководствуясь статьей 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, а также учитывая решение комитета областного Совета депутатов по экономике, областной Совет депутатов П О С Т А Н О В Л Я Е Т: 1. Утвердить программу "Свой дом" (прилагается). 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Председатель областного Совета депутатов А.И.Савенков Приложение к постановлению Липецкого областного Совета депутатов от 19.09.2002 г. N 94-пс ПРОГРАММА "СВОЙ ДОМ" (Приложение в редакции Постановления Областного Совета депутатов Липецкой области от 23.12.2004 г. N 735-пс) Содержание 1. Паспорт Программы. 2. Введение. 3. Результаты работы ОГУП "Свой дом" за 1998 - (8 месяцев) 2002 гг. 4. Основные цели и приоритетные направления Программы. 5. Механизм реализации Программы. 6. Ресурсное обеспечение Программы. 7. Сроки и этапы реализации Программы. 8. Оценка эффективности и социально - экономических последствий реализации Программы. 9. Положение о порядке предоставления целевого займа. 1. Паспорт Программы Наименование Областная целевая программа "Свой дом". Программы: Заказчик Администрация Липецкой области. Программы: Разработчик Управление архитектуры и строительства Программы: администрации области. Исполнители Управление строительства и архитектуры Липецкой Программы: области; областное государственное унитарное предприятие «Свой дом». (В редакции Постановления Областного Совета депутатов Липецкой области от 13.12.2007 г. N 521-пс) Цели и задачи Создание благоприятных экономических, правовых Программы: и организационных условий для обеспечения доступным жильем жителей Липецкой области с максимальным привлечением их собственных средств. Стоимость 1 кв. м жилья не должна превышать среднего 2-месячного дохода на душу населения в Липецкой области. Увеличение объемов строительства и ввода жилья в эксплуатацию, повышение доли индивидуального жилищного строительства до 50% от общего объема жилья, строящегося в области. Сроки и этапы I этап 2002 - 2006 гг.: совершенствование реализации нормативно - правовой базы, кредитно - Программы: финансовых механизмов, условий предоставления и возврата целевых займов на строительство, реконструкцию и приобретение жилья, внедрение прогрессивных архитектурно - строительных систем. II этап 2007 - 2010 гг.: массовое строительство индивидуальных жилых домов по доступным ценам, с ежегодным вводом жилья не менее 160 тыс. кв. м. Основные 1. Совершенствование кредитно - финансовых мероприятия: и инвестиционных механизмов. 2. Подготовка проектов доступного жилья на базе применения местных строительных материалов и современных архитектурно - строительных решений. 3. Модернизация базы строительной индустрии. Создание на базе государственной и других форм собственности предприятий по производству дешевых строительных материалов, позволяющих снизить стоимость строительства жилья. 4. Совершенствование нормативной и правовой базы, стимулирование индивидуального жилищного строительства на основе обобщения и использования опыта других регионов Российской Федерации. Объемы, источники Бюджетное финансирование I этапа - 540 млн. финансирования руб., в том числе по годам (в ценах 2002 г.), и планируемый и ввод жилья: ввод: 2002 г. - 60 млн. руб. - 100 тыс. кв. м; 2003 г. - 120 млн. руб. - 160 тыс. кв. м; 2004 г. - 120 млн. руб. - 160 тыс. кв. м; 2005 г. - 120 млн. руб. - 160 тыс. кв. м; 2006 г. - 120 млн. руб. - 160 тыс. кв. м; II этапа - 480 млн. руб., в том числе по годам: 2007 г. - 120 млн. руб. - 160 тыс. кв. м; 2008 г. - 120 млн. руб. - 160 тыс. кв. м; 2009 г. - 120 млн. руб. - 160 тыс. кв. м; 2010 г. - 120 млн. руб. - 160 тыс. кв. м. Ожидаемые 1. Увеличение объемов жилищного строительства конечные и ввода жилья в эксплуатацию по области. результаты 2. Повышение доли ввода индивидуальных жилых реализации домов в общем объеме ввода жилья по области Программы: до 50% при стоимости 1 кв. м общей площади, не превышающей средний 2-месячный денежный доход на душу населения. 3. Рост объемов производства продукции на предприятиях строительной индустрии. 4. Увеличение занятости населения в жилищном, строительстве и промышленности строительных материалов. 5. Обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, проживающих в Липецкой области. Система Ежемесячный отчет в органах государственной контроля: статистики о вводе жилья в эксплуатацию, построенного по программе "Свой дом". Ежеквартальное рассмотрение итогов о ходе реализации Программы областным Советом депутатов. 2. ВВЕДЕНИЕ В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающим доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, в соответствии с постановлениями главы администрации области N 694-р от 07.07.1998 г.и N 193 от 04.11.2000 г. разработана целевая программа Липецкой области "Свой дом" (в дальнейшем - "Программа"). При разработке Программы учтены основные направления федеральной целевой программы "Жилище" и Программы социально - экономического развития Липецкой области на 2002 год, а также положительный опыт работы Областного государственного унитарного предприятия "Свой дом" за 1998 - 2001 годы и опыт реализации жилищных программ в других регионах Российской Федерации. Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 сентября 2001 года N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы направлена на продолжение преобразований в жилищной сфере, начатых в рамках реализации государственной целевой программы "Жилище". Основные направления нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище" направлены на комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающим доступность жилья для граждан. Дальнейшее увеличение объемов строительства и ввода жилья тесно связано с развитием механизмов долгосрочного целевого кредитования, внедрением прогрессивных организационных структур и архитектурно - строительных систем. 3. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ОГУП "СВОЙ ДОМ" ЗА 1998 - 2002 (8 МЕСЯЦЕВ) ГОДЫ Областное государственное унитарное предприятие "Свой дом" образовано в соответствии с распоряжением главы администрации области от 07.07.98 г. N 694-р, на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 марта 1998 года N 420 "О разработке федеральной целевой программы "Свой дом". При этом за основу был принят опыт работы Белгородской области. Основной задачей предприятия является оказание населению области помощи в строительстве жилья и объектов инфраструктуры для улучшения условий проживания, в первую очередь в сельской местности. Анализ ситуации, сложившейся к 1998 году, показывает, что при относительно равной численности населения в областях Центрально - Черноземного района (за исключением Воронежской) объемы индивидуального жилищного строительства в Липецкой области были значительно ниже, чем в соседних регионах. Для исправления сложившегося положения в жилищном строительстве, и в первую очередь в индивидуальном, было создано предприятие "Свой дом", что явилось новым и принципиально важным шагом для начала решения задачи массового жилищного строительства в области, в особенности на селе. На первом этапе были определены два приоритетных направления деятельности: - вовлечение средств населения в сферу жилищного строительства через предоставление долгосрочных целевых займов; - создание на основе государственной собственности производственной базы, позволяющей производить более дешевую конкурентоспособную продукцию. Для достижения поставленных целей предприятием ОГУП "Свой дом": - обобщается и используется опыт, накопленный субъектами Российской Федерации, по привлечению средств населения в жилищное строительство; - отработан механизм долгосрочного кредитования застройщиков на срок до 10 лет; - организовано собственное производство строительных материалов и конструкций; - разработаны современные проекты доступного жилья с максимальным использованием местных строительных материалов; - организованы предприятия по переработке продукции сельского хозяйства, полученной от возврата заемных средств; - создана торговая сеть для реализации продукции, полученной от собственного перерабатывающего производства. Учитывая, что деятельность ОГУП "Свой дом" осуществлялась в условиях значительного дефицита бюджета, созданные производственные подразделения по производству и переработке сельхозпродукции, а также торговая сеть были выделены в самостоятельные структурные подразделения со статусом дочерних предприятий. Организация этих структур позволила в значительной мере сократить расходование бюджетных средств на дальнейшее развитие этих подразделений и направить большую долю финансирования на выполнение задач по увеличению объемов финансирования населения для решения вопросов жилищного строительства. В настоящее время в ОГУП "Свой дом" разработана конкретная методика предоставления и возврата займов, с момента образования предприятия заключено 2639 договоров. Займами на строительство пользуются самые широкие слои населения, из общего количества застройщиков рабочие составляют 40%, работники бюджетной сферы - 23%, из них учителя - 4,8%, медицинские работники - 3,4%, работники милиции - 2,6%, прочие работники прочих бюджетных учреждений - 11,5%, служащие в общем количестве застройщиков - 16,2%, главы КФХ - 2,9%. Из общего числа заемщиков молодежь в возрасте до 30 лет составляет 19,4%. Социальная структура застройщиков по состоянию на 01.09.2002 (количество договоров) <*> _________________________ <*> Не приводится. За период с 1998 года затраты предприятия по заключенным договорам составили 249,30 млн. рублей при общей площади жилья 370,3 тыс. кв. м. За период 1998 - 2002 (8 месяцев) гг. с участием ОГУП "Свой дом" введено в эксплуатацию 365,5 тыс. кв. м жилья. Если в 1999 году доля жилых домов, введенных в эксплуатацию с участием ОГУП "Свой дом", в общем объеме сданного жилья по области составляла 14,2%, то в 2002 году она возросла более чем в 3 раза и составила 48,2%. Основные показатели работы ОГУП "Свой дом" в 1998 - 2002 гг. Показатели Ед. 1998 год 1999 год 2000 год 2001 год 2002 год изм. 8 месяцев план факт план факт план факт план факт план факт Средства млн. 43,1 14,2 40,0 50,0 100,0 110,3 125 97,3 34,8 31,3 областного руб. бюджета Возврат млн. - - - 1,3 4,0 11,2 14,0 18,2 10,5 12,2 заемных руб. средств Ввод жилья тыс. 1,5 0,8 40 41,1 80 96,5 150,0 153,9 78,9 73,0 кв. м На предприятии организован проектно - конструкторский отдел, задачей которого является разработка проектов доступного жилья. За время его работы оказаны услуги 718 застройщикам на сумму 405,5 тыс. руб., разработано 249 проектов современных жилых домов. Проведен конкурс архитектурных проектов, по его итогам отобраны наиболее интересные архитектурно - строительные решения. В реализацию задачи по увеличению объемов жилищного строительства вовлечены предприятия промышленности строительной индустрии Липецкой области. В 2001 году объемы потребления заемщиками ОГУП "Свой дом" продукции комбината силикатных изделий составили 9,7 млн. руб., или 12,4 млн. шт. кирпича; завода изделий домостроения - 1,6 млн. руб., или 2,5 тыс. куб. м газосиликатных блоков; цементного завода - 6,9 млн. руб. Увеличиваются объемы производства на заводе строительных конструкций ОГУП "Свой дом". Только в 2001 году изготовлено 18,7 тыс. куб. м железобетонных и неармированных изделий, 3,5 тыс. кв. м деревянных конструкций, более 15 тыс. метров погонажных изделий. Таким образом, решается проблема обеспечения застройщиков недорогими строительными материалами и на этой основе снижения общей стоимости строительства жилья. За 1998 - 2001 годы отработана система контроля за целевым использованием заемных средств, на каждом этапе строительства заемщик отчитывается перед предприятием о фактически произведенных объемах работ и подписывает акт с участием представителя местных органов самоуправления. Разработана схема по приему, хранению, переработке и реализации сельхозпродукции, возвращаемой заемщиками в счет погашения займов. За 1999 - 2002 годы заемщиками возвращено продукции и денежных средств на сумму 43,1 млн. руб., из них сельхозпродукции - на 14,2 млн. руб. Для переработки продукции, полученной от возврата займов, имеются колбасный цех, мельница. Сельскохозяйственное производство, образованное в составе предприятия, позволяет с наименьшими потерями организовывать сохранность возвращенной сельхозпродукции и планомерную ее поставку на имеющиеся мощности по переработке, исключая услуги посреднических организаций. Для реализации готовой продукции создана сеть торговых точек. Розничный товарооборот за 2001 год составил 26,8 млн. руб. По состоянию на 01.01.2002 г. на предприятии в различных подразделениях работают 383 человека. От хозяйственной деятельности ОГУП "Свой дом" во все уровни бюджетов и государственные внебюджетные фонды за 1998 - 2002 (8 месяцев) годы перечислено 58,4 млн. руб. налогов и сборов, в том числе в областной бюджет - 16,4 млн. руб. 4. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ Главной целью данной Программы является совершенствование организационных, правовых и финансовых предпосылок для ускоренного решения жилищной проблемы, обеспечение всех категорий граждан доступным жильем, стоимость одного кв. метра которого не должна превышать величину среднего 2-месячного денежного дохода на душу населения в Липецкой области. Программой предусматривается предоставление целевых долгосрочных займов населению и на этой основе максимального привлечения собственных средств граждан на финансирование строительства жилья. (В редакции Постановления Областного Совета депутатов Липецкой области от 13.12.2007 г. N 521-пс) В данной Программе используются понятия участников Программы в следующих значениях: участники Программы - граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Липецкой области, изъявившие желание приобрести (построить) жилье в рамках настоящей программы; участники Программы - работники бюджетной сферы – граждане, работающие в территориальных органах федеральных исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти области, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях и государственных фондах, расположенных на территории области, изъявившие желание приобрести (построить) жилье в рамках настоящей Программы.(Абзацы 2-4 дополнены - Постановление Областного Совета депутатов Липецкой области от 13.12.2007 г. N 521-пс) Ввод жилья в эксплуатацию по программе "Свой дом" составит: I этап: II этап: 2002 год - 100 тыс. кв. м 2007 год - 160 тыс. кв. м 2003 год - 160 тыс. кв. м 2008 год - 160 тыс. кв. м 2004 год - 160 тыс. кв. м 2009 год - 160 тыс. кв. м 2005 год - 160 тыс. кв. м 2010 год - 160 тыс. кв. м 2006 год - 160 тыс. кв. м 2011 год - 160 тыс. кв. м. При этом предусматривается довести удельный вес ввода индивидуального жилья к 2006 году до 40% от общего объема жилья, вводимого в Липецкой области. Для достижения намеченных целей предстоит решить следующие задачи: - совершенствование механизма долгосрочного кредитования застройщиков на срок от 10 до 12 лет. - развитие малоэтажного жилищного строительства с переходом от типового проектирования домов к созданию открытой архитектурно - строительной системы на основе унификации конструктивных элементов; - повышение качества жилья за счет улучшения планировочных решений и развития систем инженерного оборудования; - создание современных типов малоэтажных домов из унифицированных индустриальных конструкций с использованием строительных материалов на основе местных сырьевых ресурсов; - развитие на основе государственной собственности собственной базы по производству строительных материалов и конструкций, применение которых обеспечит снижение стоимости строительства; Сравнительная таблица цен на отдельные виды продукции по заводам - изготовителям на январь 2002 года ("Вестник управления архитектуры и строительства администрации области") (руб.) Наименование Ед. ОГУП ОАО "ЖБИ" ОАО ОАО изделия изм. "Свой дом" "Стройдеталь" "Елец - ЖБИ" Блоки фундаментные куб. м 862,06 919,00 869,00 968,00 Плиты пустотного куб. м 1188,43 1320,70 1285,53 1292,67 настила Бетон товарный куб. м 821,00 904,61 821,30 951,44 М-200 Бетон товарный куб. м 1050,90 1182,34 1049,29 1072,15 М-300 - внедрение новых эффективных теплоизоляционных материалов с улучшенными санитарно - гигиеническими характеристиками, современных облицовочных материалов для многослойных конструкций стен, перекрытий и покрытий. 5. Механизм реализации Программы Механизм реализации Программы включает финансово - кредитную и организационную базу решения проблемы. Финансово - кредитная база предусматривает комплексное использование сбережений граждан, бюджетных средств и других источников финансирования. Организационная база предусматривает объединение организационных, производственных и финансовых возможностей всех участников процесса производства и строительства жилых домов. Финансово - кредитный механизм реализации Программы сформирован с целью обеспечения доступности жилья для всех категорий граждан, и в первую очередь для лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые способны частично использовать собственные средства или привлекать кредитные ресурсы на строительство или приобретение жилья. Финансово - кредитный механизм Программы предусматривает комплексное использование нескольких финансовых источников: - собственных средств граждан; - бюджетных средств, предоставляемых в виде социальных выплат; (В редакции Постановления Областного Совета депутатов Липецкой области от 13.12.2007 г. N 521-пс) - внебюджетных средств. (Абзац утратил силу - Постановление Областного Совета депутатов Липецкой области от 13.12.2007 г. N 521-пс) «ОГУП «Свой дом» осуществляет предоставление целевых займов участникам Программы. Целевые займы могут предоставляться в виде денежных средств, векселей кредитных учреждений, а также строительных материалов. (В редакции Постановления Областного Совета депутатов Липецкой области от 13.12.2007 г. N 521-пс) (Абзац утратил силу - Постановление Областного Совета депутатов Липецкой области от 13.12.2007 г. N 521-пс) Управление строительства и архитектуры Липецкой области осуществляет предоставление участникам Программы - работникам бюджетной сферы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, социальных выплат, предусмотренных законом области о социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья. (Дополнен - Постановление Областного Совета депутатов Липецкой области от 13.12.2007 г. N 521-пс) Построенное или приобретенное участниками Программы жилье должно отвечать санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания. (Дополнен - Постановление Областного Совета депутатов Липецкой области от 13.12.2007 г. N 521-пс) Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. (Дополнен - Постановление Областного Совета депутатов Липецкой области от 13.12.2007 г. N 521-пс) Бюджетные средства, выделенные на безвозвратной основе, расходуются: на предоставление бюджетных субсидий; возмещение налога на добавленную стоимость от суммы фактически предоставленных исполнителем Программы строительных материалов и оказанных услуг; на компенсацию части собственных затрат граждан, связанных с оплатой услуг по эксплуатации машин и механизмов, предоставленных исполнителем Программы. (Абзацы 10-14 дополнены - Постановление Областного Совета депутатов Липецкой области от 23.12.2004 г. N 735-пс) Программа предусматривает поэтапное выполнение намечаемых мероприятий в рамках федеральной программы "Жилище" и Программы социально - экономического развития Липецкой области. 6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ (Абзацы 1-3 утратили силу - Постановление Областного Совета депутатов Липецкой области от 13.12.2007 г. N 521-пс) Для достижения основной цели Программы и обеспечения запланированного ввода жилья предусматривается заключить 3,5 - 4 тыс. договоров целевых займов с жителями Липецкой области на весь период Программы. При этом потребность в финансовых средствах, выделяемых из областного бюджета на I этапе, составит 540 млн. рублей, в т.ч. по годам: (В редакции Постановления Областного Совета депутатов Липецкой области от 13.12.2007 г. N 521-пс) 2002 год - 60 млн. руб.; 2003 год - 120 млн. руб.; 2004 год - 120 млн. руб.; 2005 год - 120 млн. руб.; 2006 год - 120 млн. руб. На II этапе - 480 млн. руб., в т.ч. по годам: 2007 год - 120 млн. руб.; 2008 год - 120 млн. руб.; 2009 год - 120 млн. руб.; 2010 год - 120 млн. руб. В соответствии с Законом о бюджете Липецкой области средства, выделенные на Программу, подлежат возврату по согласованному с управлением финансов администрации области графику. Основной задачей II этапа Программы является обеспечение возврата полученных бюджетных средств и переход предприятия на самофинансирование со стабильным устойчивым вводом жилья с участием ОГУП "Свой дом" не менее 160 тыс. кв. м ежегодно. 7. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Настоящая Программа является среднесрочной и охватывает период с начала 2002 года по 2010 год включительно и делится на два этапа: I этап продолжительностью с 2002 г. по 2006 г. включает в себя: - совершенствование правового и кредитно - финансового механизмов, разработка современных проектов доступного жилья на основе открытой архитектурно - строительной системы; - развитие базы по производству современных строительных материалов и конструкций, позволяющих снизить стоимость строительства жилья; - ввод в эксплуатацию жилья, построенного по программе "Свой дом", ежегодно не менее 40% от общего объема жилья, вводимого в области. II этап продолжительностью с 2007 г. по 2010 г. включает в себя: - массовое строительство индивидуальных жилых домов, доступных по цене для всех категорий граждан; - изменение внешнего облика села на основе рациональной застройки выделенных участков, применения современных проектов жилых домов с использованием дешевых материалов и конструкций; - обеспечение строящегося жилья инженерными коммуникациями и автономными системами, позволяющими создать нормальные условия для проживания, прежде всего - в сельской местности; - ввод в эксплуатацию жилья, построенного по программе "Свой дом", ежегодно более 40% от общего объема жилья, вводимого в области. 8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В результате реализации Программы прогнозируется значительный рост объемов строительства и ввода жилых домов. Доля индивидуального жилищного строительства к 2010 году возрастет до 50% от общего объема жилья, вводимого в области. Строительство малоэтажных жилых домов с применением современных материалов и конструкций, позволяющих значительно снизить их стоимость, кредитование застройщиков на срок до 10 лет и более с максимальным привлечением их собственных средств позволят решить проблему доступности жилья для всех категорий граждан, и прежде всего сельских жителей. (В редакции Постановления Областного Совета депутатов Липецкой области от 13.12.2007 г. N 521-пс) Мероприятия, направленные на использование для строительства жилья современных материалов, стимулируют привлечение инвестиций в производство строительных материалов и конструкций. Учитывая то, что Программой предусматривается максимально использовать местные сырьевые ресурсы, ожидается значительный рост производства продукции предприятий строительной индустрии области. На базе увеличения объемов жилищного строительства планируется создание новых рабочих мест и увеличение численности занятых в строительной индустрии. Ожидается, что в результате реализации мероприятий, предусмотренных Программой, будет увеличена налогооблагаемая база, возрастут налоговые поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. ПОЛОЖЕНИЕ о порядке предоставления целевого займа областным государственным унитарным предприятием "СВОЙ ДОМ" для индивидуального жилищного строительства или приобретения жилья (Утверждено распоряжением главы администрации области от 26.02.02 N 165-р) 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок и условия предоставления физическим и юридическим лицам целевых займов на строительство, реконструкцию или приобретение жилья на возмездной льготной основе с учетом программ застройки населенных пунктов области с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации и основных принципов кредитования: целевого использования, обеспеченности, срочности, платности, возвратности. 1.2. Целевой заем предоставляется Областным государственным унитарным предприятием "Свой дом" (далее именуемое "Предприятие") на основе заключенного договора о предоставлении займа сроком до 10 лет с начислением процентов за пользование займом в соответствии с п. 2.2 настоящего Положения. 1.3. Целевой заем предоставляется гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Липецкой области, а также предприятиям и организациям, осуществляющим строительство жилья. 1.4. В первоочередном порядке предоставляются займы на завершение строительства или реконструкцию жилого дома. 1.5. Целевой заем, выделяемый застройщику на строительство, реконструкцию или приобретение жилья, выдается в виде: - материальных ресурсов (в т.ч. строительными материалами); - услуг по эксплуатации машин и механизмов; - денежных средств. 1.6. Сумма займа на строительство, реконструкцию или приобретение жилья не должна превышать 70% его стоимости. В случае приобретения Заемщиком жилья у Предприятия он обязан внести первоначальный взнос в счет оплаты части приобретаемого жилья в сумме не менее 30% его стоимости за счет собственных средств. 1.7. Предприятие совместно с органами местного самоуправления оказывает застройщику помощь в выборе земельного участка, подготовке проекта жилого дома, доставке строительных материалов, в том числе по льготным ценам, а также в заключении и исполнении договоров с подрядными организациями. 2. Условия предоставления целевого займа 2.1. Для принятия решения о праве Заемщика на получение целевого займа учитываются: а) наличие ходатайства органов местного самоуправления о предоставлении Заемщику целевого льготного займа; б) возможность Заемщика своевременно погасить полученный заем (наличие подсобного хозяйства, постоянного и достаточного для погашения займа дохода); в) наличие у Заемщика поручительств (гарантий) юридических или физических лиц, гарантирующих возврат займа; г) наличие согласованного архитектурно - строительного проекта жилого дома; д) наличие документов на выделение земельного участка под застройку. 2.2. Ставка годового процента за пользование целевым займом на строительство, реконструкцию или приобретение жилья устанавливается: - физическим лицам - 8%; - юридическим лицам - 12%. 2.3. Решение о выделении целевого льготного займа принимается Предприятием. Заем может быть предоставлен на любом этапе строительства. 3. Порядок предоставления целевого займа на строительство, реконструкцию или приобретение жилья 3.1. Для получения займа Заемщик предоставляет Предприятию следующие документы: а) заявление установленного образца; б) паспорт или документ, его заменяющий; в) - справку с места работы о заработной плате Заемщика за 12 предшествующих месяцев; - справку местных органов самоуправления о наличии подсобного хозяйства (для лиц, ведущих личное подсобное хозяйство); - справку о полученных годовых доходах, заверенную налоговой инспекцией (для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью); - справку банка об отсутствии кредиторской задолженности (для фермеров, предприятий и организаций); - баланс на последнюю отчетную дату (для предприятий и организаций); г) ходатайство органов местного самоуправления о предоставлении займа конкретному Заемщику; д) заверенную в установленном порядке выписку из решения органов местного самоуправления о выделении земельного участка под застройку жилого дома (для лиц, имеющих земельный участок); е) согласованный архитектурно - строительный проект на строительство жилого дома; ж) двусторонний акт о степени готовности жилого дома, составленный с участием представителя Предприятия (для лиц, завершающих строительство). 3.2. Обязательным условием предоставления займа является обеспечение обязательств Заемщика по возврату займа, при этом Заемщик должен предоставить один из следующих документов: а) договор поручительства юридического лица с указанием солидарной ответственности с Заемщиком по погашению займа. Сумма гарантийного обязательства не может быть больше собственных оборотных средств поручителя в хозяйственном обороте (при необходимости предоставляется баланс за последний отчетный период); б) договор поручительства не менее двух граждан трудоспособного возраста, имеющих постоянный и достаточный доход для погашения займа; в) нотариально удостоверенный договор залога. Предметом залога могут быть: - жилой дом, квартира, другие жилые и нежилые помещения, являющиеся собственностью Заемщика; - земельный участок, являющийся собственностью Заемщика, или другие имущественные права на этот участок; - другие виды имущества и имущественных прав, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть обращено взыскание. Заложенное имущество должно быть ликвидным и подлежит страхованию залогодателем от рисков утраты и повреждения; г) договор страхования риска непогашения займа. 3.3. Конкретная форма обеспечения возврата займа определяется договором. При этом размер обеспечения возврата займа должен быть не менее суммы основного долга. 3.4. Все расходы по регистрации и нотариальному заверению документов, связанных с оформлением займа, несет Заемщик. 3.5. Предприятие осуществляет предоставление займа на строительство или завершение строительства жилья путем поэтапного авансирования Заемщика в соответствии со следующим укрупненным графиком производства работ: а) земляные работы, устройство фундамента и цокольной части с перекрытием; б) устройство коробки дома, устройство крыши, приобретение и установка оконных и дверных блоков; в) внутренние отделочные работы, устройство внутренних систем водопровода, канализации, водоснабжения, отопления, электроснабжения, радиофикации; г) наружная отделка, благоустройство, инженерные сети, устройство подъездов и подходов. 3.6. Срок строительства жилого дома не должен превышать 2-х лет. 3.7. Фактом завершения определенного этапа строительства является подписание двустороннего акта с участием представителя Предприятия. 3.8. Фактом завершения строительства жилого дома является Постановление органов местного самоуправления об утверждении акта приемки в эксплуатацию законченного строительством жилого дома. 3.9. Выделение средств на последующий этап производится после завершения строительства предыдущего этапа при наличии средств у Предприятия. 3.10. При временном отсутствии средств у Предприятия на финансирование последующих этапов строительства Заемщику продляется установленный срок строительства на период между подписанием акта о завершении строительства предыдущего этапа и получением займа на строительство последующего этапа. 3.11. В процессе финансирования строительства Предприятие осуществляет контроль за выполнением этапов работ и целевым использованием средств. В случае выявления нецелевого использования займа или нарушения графика строительства договор может быть расторгнут по требованию Предприятия по решению суда. 4. Порядок погашения целевого займа на строительство или приобретение жилья 4.1. Заем и проценты за его пользование выплачиваются равными долями в течение всего срока возврата в форме ежеквартальных платежей, включающих в себя часть основного долга, определенную договором, и проценты, начисляемые на остаток основного долга. 4.2. По согласованию с Предприятием Заемщику предоставляется право досрочного погашения займа. 4.3. Погашение займа и процентов за пользование им может быть произведено Заемщиком: а) сельхозпродукцией по закупочным ценам, утвержденным приказом по Предприятию на момент возврата, или другой продукцией по соглашению сторон; б) передачей Предприятию имеющегося у Заемщика жилья (дом, квартира) с последующей его реализацией; в) денежными средствами. 4.4. За просрочку погашения займа, в том числе ежеквартальных платежей, Заемщик уплачивает Предприятию неустойку в размере 0,1% от просроченной суммы за каждый день, начиная со дня, следующего за последней датой квартального платежа, до дня погашения просроченной задолженности. Указанная неустойка взимается с Заемщика при внесении платежей в счет погашения займа в первоочередном порядке. 4.5. До полного погашения суммы основного долга с учетом неустойки, в соответствии с пунктом 4.4 настоящего Положения, и процентов за пользование займом Заемщик не имеет права без письменного согласия Предприятия продать или переуступить имущественное право на возводимый жилой дом третьему лицу. Приложение N1 к областной целевой программе «Свой Дом» ПОЛОЖЕНИЕ о порядке предоставления и использования средств областного бюджета, выделяемых на безвозвратной основе (бюджетной субсидии) для строительства (приобретения) жилых помещений (Приложение утратило силу - Постановление Областного Совета депутатов Липецкой области от 13.12.2007 г. N 521-пс) Настоящее Положение определяет порядок и условия предоставления и использования средств областного бюджета, выделяемых физическим лицам на безвозвратной основе (бюджетной субсидии) на строительства (приобретения) жилых помещений с учетом застройки населенных пунктов области с соблюдением требований действующего законодательства. (В редакции Постановления Областного Совета депутатов Липецкой области от 25.08.2005 г. N 932-пс) I. Условия предоставления бюджетной субсидии 1. Бюджетная субсидия однократно выделяется на безвозвратной основе работникам бюджетной сферы, осуществляющим строительство (приобретение) жилых помещений в городах и районах Липецкой области. (В редакции Постановления Областного Совета депутатов Липецкой области от 25.08.2005 г. N 932-пс) 2. Право на получение субсидий из областного бюджета для приобретения (строительства) жилых помещений на условиях Программы предоставляется гражданам - работникам бюджетной сферы, постоянно проживающим на территории Липецкой области, имеющим обеспеченность общей площадью жилых помещений на одного члена семьи 15 и менее квадратных метров либо состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятым на учет до 1 марта 2005 года (далее именуются: граждане - получатели субсидии). (В редакции Постановления Областного Совета депутатов Липецкой области от 25.08.2005 г. N 932-пс) II. Порядок предоставления и использования бюджетной субсидии 1. Право гражданина на получение субсидий удостоверяется Свидетельством о предоставлении субсидий (далее Свидетельство), срок действия которого один год с момента его выдачи. Свидетельство является именным и не подлежит передаче другому лицу. Выдача Свидетельства гражданину осуществляется исполнителем Программы. Свидетельство дает право гражданину открыть в кредитной организации, определенной исполнителем Программы, именной блокированный счет, предназначенный для зачисления бюджетных средств, направленных на оплату строительства (приобретения) жилых помещений. Расходы на обслуживание именных блокированных счетов осуществляется за счет средств граждан–получателей субсидий. (В редакции Постановления Областного Совета депутатов Липецкой области от 25.08.2005 г. N 932-пс) 2. Для включения в список граждан-получателей субсидий и оформления получения Свидетельства гражданину необходимо: а) представить исполнителю Программы следующие документы: заявление о предоставлении бюджетной субсидии с определением состава семьи заявителя; копию документа, удостоверяющего личность заявителя; выписку из домовой книги и выписку из лицевого счета, выданные организацией, осуществляющей учет граждан по месту жительства; (В редакции Постановления Областного Совета депутатов Липецкой области от 25.08.2005 г. N 932-пс) документы, предоставляемые в случае строительства индивидуального жилого дома: справку о сметной стоимости строительства; проектно-сметную и разрешительную документацию; документы, подтверждающие право гражданина - получателя субсидии на земельный участок, отведенный под строительство дома; (В редакции Постановления Областного Совета депутатов Липецкой области от 25.08.2005 г. N 932-пс) (Абзац 6 исключен - Постановление Областного Совета депутатов Липецкой области от 25.08.2005 г. N 932-пс) б) заключить с исполнителем Программы договор, предусматривающий условия и взаимные обязательства при строительстве (приобретении) жилых помещений; (В редакции Постановления Областного Совета депутатов Липецкой области от 25.08.2005 г. N 932-пс) в) получить у исполнителя Программы Свидетельство и сдать его в кредитную организацию для открытия именного блокированного счета. 3. Размер бюджетной субсидии определяется на дату заключения договора. 4. Размер бюджетной субсидии определяется исходя из: общей площади типового жилого помещения; стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения. Общая площадь типового жилого помещения определяется в зависимости от количества членов семьи: 37 кв. метров для одиноких граждан; 54 кв. метра на семью из 2-х, 3-х человек; 63 кв. метра на семью из 4-х человек; 72 кв. метра на семью из 5 и более человек. Стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения утверждается Главным управлением строительства и архитектуры администрации области. Размер бюджетной субсидии, выделяемой на строительство гражданину-получателю субсидии рассчитывается по формуле: Р (руб.) = (С х Н) х 0, 30, где С – стоимость одного квадратного метра жилой площади; Н – общая площадь типового жилого помещения; 0, 30 – размер средств, предоставляемых из бюджета. 5. В случае, если гражданин-получатель субсидии желает построить (приобрести) жилое помещение по площади, превышающей, норму, установленную в п. 4. настоящего Положения, то субсидия выдается в пределах нормы исходя из общей площади типового жилого помещения. (В редакции Постановления Областного Совета депутатов Липецкой области от 25.08.2005 г. N 932-пс) 6. Построенное или приобретенное гражданином - получателем субсидии жилое помещение должно отвечать санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания. (В редакции Постановления Областного Совета депутатов Липецкой области от 25.08.2005 г. N 932-пс) 7. Исполнитель Программы представляет в Главное управление строительства и архитектуры администрации области для получения средств на предоставление бюджетных субсидий следующие документы: соглашение с кредитной организацией о порядке зачисления бюджетных средств на именные блокированные счета граждан-получателей субсидий, порядке и сроках оплаты выполненных строительно-монтажных работ, а также возврата бюджетных средств, в случае предоставления документов, содержащих технические и иные ошибки, и других форс-мажорных обстоятельств; список граждан-получателей субсидий, утвержденный исполнителем Программы; расчет субсидий, утвержденный исполнителем Программы. 8. На основании представленных документов Главное управление строительства и архитектуры администрации области в соответствии с заключенным договором перечисляет исполнителю Программы денежные средства для их последующего зачисления на именные блокированные счета граждан-получателей субсидий. 9. Для осуществления финансирования строительства жилья за счет средств бюджетной субсидии гражданину – получателю субсидии необходимо использовать собственные и/или заемные средства в размере 30% стоимости строительства жилья для приобретения строительных материалов или оплаты строительно-монтажных работ при строительстве жилья собственными силами, а при строительстве жилья подрядным способом внести на именной блокированный счет собственные и/или заемные средства в указанных выше размерах. III. Порядок контроля за предоставлением бюджетных субсидий. 1. Учет и контроль за правильным оформлением документов для получения бюджетной субсидии осуществляется исполнителем Программы. Приложение N 2 к программе "Свой дом" ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕТЕ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ СУБСИДИЙ ПО ПРОГРАММЕ "СВОЙ ДОМ" (Приложение утратило силу - Постановление Областного Совета депутатов Липецкой области от 13.12.2007 г. N 521-пс) I. Общие положения 1. Настоящее Положение устанавливает порядок учета граждан Российской Федерации, зарегистрированных и постоянно проживающих в Липецкой области, желающих построить (приобрести) жилое помещение по настоящей Программе и имеющих в соответствии с пунктом 2 раздела I Приложения N 1 к Программе право на получение субсидий, выделяемых за счет средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилья (далее именуются - граждане, имеющие право на получение субсидий). 2. Учет граждан, имеющих право на получение субсидий, основывается на принципе гласности. 3. Учет граждан, имеющих право на получение субсидий, осуществляется исполнителем Программы. 4. В целях осуществления учета граждан, имеющих право на получение субсидий, исполнитель Программы создает комиссию по учету граждан, имеющих право на получение субсидий (далее - Комиссия). 5. Комиссия обеспечивает учет граждан, имеющих право на получение субсидий, руководствуясь условиями Программы и настоящим Положением. Решения Комиссии оформляются протоколом, подписываемым председателем и секретарем Комиссии. Протоколы заседаний Комиссии утверждаются руководителем организации - исполнителя Программы. 6. Утвержденные исполнителем Программы списки граждан являются основанием для предоставления субсидий на приобретение жилья. 7. Контроль за осуществлением учета граждан, имеющих право на получение субсидий, в соответствии с настоящим Положением обеспечивает Главное управление строительства и архитектуры администрации области. II. Порядок учета граждан, имеющих право на получение субсидий 1. Для постановки на учет граждане, имеющие право на получение субсидии, представляют в Комиссию следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению; б) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; в) выписку из домовой книги и выписку из финансового лицевого счета, выданные организацией, осуществляющей учет граждан по месту жительства; г) справку органов по государственной регистрации прав на недвижимое имущество о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности гражданина и членов его семьи (справка предоставляется на каждого члена семьи) с отметкой о совершенных сделках за пять предшествующих лет. 2. Граждане, которые совершили действия по отчуждению принадлежащих им жилых помещений, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимаются на учет граждан, имеющих право на получение субсидий, не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий. 3. Заявление регистрируется в книге учета граждан, имеющих право на получение субсидий, согласно приложению N 2 к настоящему Положению (далее - книга учета), к заявлению прилагаются документы в соответствии с пунктом 1 раздела 2 настоящего Положения. Книга учета является документом строгой отчетности. В ней не допускаются подчистки. Поправки и изменения, вносимые на основании документов, заверяются подписью должностного лица, на которое возложена ответственность за осуществление ведение учета граждан, имеющих право на получение субсидий, и печатью. 4. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении заявления и прилагаемых к нему документов с указанием их перечня и даты и времени получения. 5. Документы, представленные в соответствии с пунктом 1 раздела 2 настоящего Положения, проверяются Комиссией. 6. Гражданам может быть отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение субсидий, в случаях, если: а) представленные документы свидетельствуют об отсутствии у гражданина права на получение субсидии в соответствии с условиями Программы; б) гражданин не представил документы, предусмотренные пунктом 1 раздела 2 настоящего Положения; в) документы, представленные для постановки на учет, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Отказ в постановке на учет граждан, имеющих право на получение субсидий, может быть обжалован в соответствии с действующим законодательством. 7. Решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение субсидий, или об отказе в постановке на учет принимается исполнителем Программы в течение месяца с даты регистрации заявления гражданина. Решения об отказе в постановке на учет должны содержать основания отказа с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные пунктом 6 раздела 2 настоящего Положения. 8. Уведомление о принятии решения о постановке на учет граждан, имеющих право на получение субсидии, или об отказе в постановке на учет с указанием причин отказа направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения. 9. В книге учета производится запись о постановке гражданина, имеющего право на получение субсидии, на учет или об отказе в постановке на учет с указанием номера и даты решения. 10. На каждого гражданина, поставленного на учет, заводится учетное дело, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет имеющих право на получение субсидий. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге учета. 11. Списки граждан формируются по форме, предусмотренной в приложении N 3 к настоящему Положению. 12. Списки граждан, имеющих право на получение субсидии, должны быть вывешены в месте, доступном для ознакомления заинтересованными лицами. 13. Граждане снимаются с учета граждан, имеющих право на получение субсидий, в случае: а) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; б) утраты ими оснований, дающих им право на получение бюджетной субсидии; в) их выезда на постоянное место жительства за пределы Липецкой области; г) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; д) выявления в представленных ими документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий исполнителя Программы при решении вопроса о принятии на учет. 14. Снятие с учета граждан, имеющих право на получение субсидий, осуществляется исполнителем Программы. Решения о снятии с учета граждан должны быть приняты исполнителем Программы не позднее чем в течение месяца со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан, имеющих право на получение субсидий, должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные пунктом 13 настоящего раздела. 15. Решение о снятии с учета граждан, имеющих право на получение субсидий, выдается или направляется гражданам, в отношении которых принято такое решение, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано указанными гражданами в судебном порядке. 16. Исполнитель Программы ежегодно проводит перерегистрацию граждан, имеющих право на получение субсидий. III. Ответственность за нарушение требований настоящего Положения 1. Должностные лица исполнителя Программы, осуществляющие принятие граждан на учет, виновные в нарушении порядка, установленного настоящим Положением, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Приложение N 1 к Положению об учете граждан, имеющих право на получение субсидий по программе "Свой дом" Председателю комиссии по учету граждан, имеющих право на получение субсидий, ________________________________ (Ф.И.О.) гражданина(ки) __________________ ________________________________, (Ф.И.О.) проживающего(ей) по адресу ______ _________________________________ ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу поставить меня, _____________________________________________________, на учет граждан, имеющих право на получение субсидий, для строительства (приобретения) жилого помещения по Программе "Свой дом"______________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ (наименование мест(а), где желает построить или приобрести жилое помещение) Состав семьи: супруга (супруг) ______________________________________________ г. рождения, (Ф.И.О.) проживает по адресу _________________________________________________________ _____________________________________________________________________________, дети: ___________________________________________________________ г. рождения, (Ф.И.О.) проживает по адресу _________________________________________________________ _____________________________________________________________________________. Кроме того, со мной проживают: _________________________________________________________________ г. рождения, (Ф.И.О.) _________________________________________________________________ г. рождения. (Ф.И.О.) В настоящее время я и члены моей семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории других субъектов Российской Федерации не имеем. Мне известно, что заведомо ложные сведения, сообщенные в заявлении, могут повлечь отказ в постановке на учет граждан, имеющих право на получение субсидий. Приложение N 2 к Положению об учете граждан, имеющих право на получение субсидий по программе "Свой дом" КНИГА УЧЕТА ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ СУБСИДИЙ ПО ПРОГРАММЕ "СВОЙ ДОМ" (населенный пункт) __________________ Начата _____________ 20__ г. Окончена _____________ 20__ г. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Дата | Ф.И.О. лица, | Адрес | Решение о | Отметка о | Решение | Отметка | Решение о | | п/ | поступления | поставленного |занимаемого| постановке | получении | о | о | снятии с | | п | заявления со | на учет. | жилого | на учет или |гражданином| предоста | получени | учета | | | всеми | Состав семьи | помещения | об отказе в | решения о | влении | и | (номер и | | | документами | (Ф.И.О., | | постановке | постановке| субсидии | граждани | дата) | | | | родственные | | на учет | на учет | (номер и | ном | | | | | отношения) | | (номер и | или об | дата) | решения | | | | | | | дата) | отказе в | | о | | | | | | | | постановке| | предоста | | | | | | | | на учет | | влении | | | | | | | | | | субсидии | | -----|---------------|---------------|-----------|-------------|-----------|----------|----------|------------ | | | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение N 3 к Положению об учете граждан, имеющих право на получение субсидий по программе "Свой дом" "УТВЕРЖДАЮ" Председатель комиссии по учету граждан, имеющих право на получение субсидий _________________________ "____" __________ 200__ г. СПИСОК ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ СУБСИДИЙ ПО ПРОГРАММЕ "СВОЙ ДОМ" (населенный пункт) ___________ (по состоянию на _______ 200__ г.) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Дата | Ф.И.О. лица, | Адрес | Решение о | Отметка о | Решение | Отметка | Решениео | | п/ | поступления | поставленного |занимаемого| постановке | получении | о | о | снятиис | | п | заявления со | на учет. | жилого | на учет или |гражданином| предоста | получении| учета | | | всеми | Состав семьи | помещения | об отказе в | решения о | влениису | граждани | (номер и | | | документами | (Ф.И.О., | | постановке | постановке| бсидии | ном | дата) | | | | родственные | | на учет | на учет | (номер и | решения | | | | | отношения) | | (номер и | или об | дата) | о | | | | | | | дата) | отказе в | | предоста | | | | | | | | постановке| | влении | | | | | | | | на учет | | субсидии | | | | | | | | | | | | -----|---------------|---------------|-----------|-------------|-----------|----------|----------|------------ | | | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ________________________________________ _______________ (должность, Ф.И.О. должностного лица (подпись) комиссии по учету граждан, имеющих право на получение субсидий) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|