Расширенный поиск

решение Думы Курской области от 02.02.1995 № 26

 
                                                            Утверждено
                                                              решением
                                                Курской областной Думы
                                             от 2 февраля 1995 г. N 26

                              ПОЛОЖЕНИЕ                               
                    О РЕФЕРЕНДУМЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ                     

                               Глава I                                

                           ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ                            

     Статья 1. Референдум области

     Референдум  области  -   общее   голосование   жителей   области,
проводимое  для  принятия  решения  по  наиболее важным вопросам жизни
области.
     Референдум,  наряду  со  свободными  выборами,  является   высшим
непосредственным выражением власти жителей области.
     Референдум области проводится на всей территории области.
     Голосование  на  референдуме  области  осуществляется  на  основе
всеобщего   равного   и   прямого   избирательного  права  при  тайном
голосовании.  Каждый  участник  референдума  области  обладает   одним
голосом.
     Жители области голосуют на референдуме области лично.  Участие  в
референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением граждан не
допускается. В ходе  референдума  никто  не  может  быть  принужден  к
выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
     Вопросы,   связанные   с   проведением    референдума    области,
рассматриваются    органами    государственной   власти   и   местного
самоуправления открыто и гласно.

     Статья 2. Право на участие в референдуме области

     В референдуме  области  имеет  право  участвовать  каждый  житель
области, достигший 18 лет к моменту голосования.
     Не имеет  права  участвовать  в  референдуме  области  гражданин,
признанный судом недееспособным, а также содержащийся в местах лишения
свободы по приговору суда.

     Статья 3. Вопросы, вносимые на референдум области

     На референдум области могут быть внесены вопросы,  находящиеся  в
ведении  области,  а  также вопросы, находящиеся в пределах полномочий
области  по  предметам  совместного  ведения  Российской  Федерации  и
области.
     Вопрос,  вносимый  на   референдум,   не   должен   противоречить
Конституции  Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Курской
области и нормативным правовым актам области.
     На референдум области  не  могут  вноситься  вопросы  о  бюджете,
налогах,   финансах,  чрезвычайных  и  срочных  мерах  по  обеспечению
общественного порядка, здоровья и безопасности населения.
     Вопросы, вносимые  на  референдум,  не  должны  ограничивать  или
отменять общепризнанные права человека и гражданина и конституционно -
правовые гарантии на их реализацию.

     Статья  4.  Обстоятельства,  исключающие  проведение  референдума
области

     Референдум области не проводится:
     1) в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на
всей  территории  Российской Федерации, а также в течение трех месяцев
после отмены военного или чрезвычайного положения;
     2) в условиях принятия чрезвычайных и срочных мер для обеспечения
общественного  порядка  на территории области, здоровья и безопасности
населения области;
     3) в случае принятия областной Думой решения по существу вопроса,
предлагаемого для внесения на референдум.
     Повторный референдум области не проводится в течение  года  после
опубликования результатов референдума области с такой же по содержанию
или смыслу формулировкой вопроса.

     Статья 5. Консультативный референдум области

     Консультативный референдум (опрос населения) области проводится в
целях  выявления  общественного  мнения  по вопросам, которые вызывают
неоднозначные  решения.  Результаты  консультативного  референдума  не
имеет   общеобязательного  характера,  но  учитываются  при  вынесении
правомочных решений органами законодательной и  исполнительной  власти
области, органами местного самоуправления.

                               Глава II                               

                    НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА ОБЛАСТИ                    

     Статья 6. Инициатива проведения референдума области

     Инициативы проведения референдума области принадлежит:
     1. Не менее чем ста тысячам жителей  области,  имеющим  право  на
участие в референдуме.
     2.  Одной  или  нескольким  административно   -   территориальным
единицам области.
     3. Областной Думе.
     4. Администрации области.
     В период  между  назначением  референдума  и  опубликованием  его
результатов  субъекты,  перечисленные в части первой настоящей статьи,
не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума.
     Инициатива проведения консультативного референдума принадлежит:
     1. Областной Думе.
     2. Администрации области.

     Статья  7.  Порядок  реализации  инициативы  жителей  области   о
проведении референдума области

     Каждый житель области или группа жителей области,  имеющих  право
на  участие  в  референдуме,  могут  образовать  инициативную группу в
количестве не менее 50 человек для сбора подписей с целью назначения и
проведения референдума области.
     Инициативная  группа   обращается   в   региональную   (головную)
избирательную   комиссию   с  ходатайством  о  регистрации  группы.  К
ходатайству  должен  быть  приложен  протокол  собрания   инициативной
группы.
     В ходатайстве инициативной группы указываются:
     1. Формулировка вопроса, предлагаемого инициативной  группой  для
внесения на референдум области.
     2.  Перечень  административно  -   территориальных   единиц,   на
территориях которых предполагается сбор подписей.
     3. Фамилия, имена, отчества,  даты  рождения,  места  жительства,
номера   и   серии   паспортов   (документов   их  заменяющих)  членов
инициативной группы.
     Региональная   (головная)   избирательная   комиссия,   установив
соответствие  ходатайства  и приложенных к нему документов требованиям
статей 3, 4 и 7 настоящего Положения, в течение двух недель  принимает
решение  о  регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное
свидетельство и  извещает  об  этом  жителей  области  через  средства
массовой информации.
     В  случае  отказа  в  регистрации  инициативной  группе  выдается
мотивированное  постановление  региональной  (головной)  избирательной
комиссии. Отказ в регистрации может быть обжалован в  суд  в  порядке,
предусмотренном  Законом  Российской  Федерации  "Об обжаловании в суд
действий  и  решений,  нарушающих  права  и  свободу  граждан"  или  в
региональную (головную) избирательную комиссию.
     С момента получения регистрационного  свидетельства  инициативная
группа  вправе  добровольно  и самостоятельно собирать подписи с целью
назначения   и   проведения   референдума   области.   Регистрационное
свидетельство,  выданное  инициативной  группе  по форме, утвержденной
региональной  (головной)  избирательной  комиссией,  действительно   в
течение одного года.
     После окончания сбора подписей, но  не  позднее  окончания  срока
действия    регистрационного    свидетельства,   инициативная   группа
подсчитывает общее количество собранных подписей  жителей  области,  о
чем составляется итоговый протокол.
     Подписные листы  и  экземпляр  итогового  протокола  инициативной
группы  передаются  уполномоченными  группы  в региональную (головную)
избирательную комиссию.
     Региональная   (головная)   избирательная   комиссия    проверяет
соблюдение  требований  настоящего  Положения  при  сборе подписей и в
двухнедельных срок со  дня  последнего  поступления  подписных  листов
направляет их со своим заключением в областную Думу. Если в результате
проверки  будет  установлено,  что   более   одной   тысячи   подписей
сфальсифицированы,  выносится  постановление  об  отказе  в проведении
референдума и данная инициативная группа не может выступать повторно с
предложением о проведении референдума области.
     В случае, если  региональная  (головная)  избирательная  комиссия
обнаружит   нарушения,   связанные   с   оформлением   документов  или
ненадлежащим  количеством  подписей  в  подписных  листах,   документы
возвращаются    инициативной    группе.   При   этом   срок   действия
регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем  на
десять дней.

     Статья 8. Подписной лист референдума

     В листе для сбора подписей жителей области в поддержку инициативы
о проведении референдума области (подписном листе) указываются:
     1)  наименование  административно   -   территориальной   единицы
области, где проводится сбор подписей жителей области;
     2) номер регистрационного свидетельства, дата регистрации;
     3)  формулировка  вопроса,   предлагаемого   для   вынесения   на
референдум;
     4) фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, номер
и  серия  паспорта  (документа,  его заменяющего) гражданина, имеющего
право на участие в референдуме, его подпись и дата подписи.
     Каждый  подписной  лист  должен  быть  заверен   подписями   лиц,
собиравших  подписи  граждан, и одного из уполномоченного инициативной
группы с указанием даты заверения,  фамилии,  имени,  отчества,  места
жительства,  дата  рождения,  номера  и  серии паспорта (документа его
заменяющего) каждого из этих лиц.

     Статья  9.  Порядок  реализации  инициативы   административно   -
территориальных единиц области о проведении референдума области

     Органы   местного   самоуправления   каждой   административно   -
территориальной  единицы  области могут в инициативном порядке принять
решение о  проведении  референдума  области  и  обратиться  к  органам
местного   самоуправления  других  административно  -  территориальных
единиц области с предложением  поддержать  их  инициативу.  В  решении
должны  быть  с  учетом требований настоящего Положения сформулированы
вопросы, которые административно  -  территориальная  единица  считает
необходимым вынести на референдум области.
     Принятое   решение   направляется   в   региональную   (головную)
избирательную  комиссию,  которая,  в  свою очередь, информирует о нем
органы местного самоуправления всех административно -  территориальных
единиц области и областную Думу.
     Органы  местного  самоуправления,   поддержавшие   инициативу   о
проведении   референдума,   направляют  свои  решения  в  региональную
(головную) избирательную комиссию.

     Статья  10.  Порядок  реализации  инициативы  областной  Думы   о
проведении референдума области

     В областной Думе вопрос о проведении  референдума  области  может
быть  поставлен на обсуждение по инициативе не менее чем 1/3 депутатов
областной Думы от общего числа депутатов областной Думы.
     Решение  областной  Думы   о   проведении   референдума   области
принимается  большинством  голосов от общего числа депутатов областной
Думы. В решении должны быть с учетом требований  настоящего  Положения
сформулированы  вопрос  или вопросы, по которым областная Дума считает
необходимым провести референдум области.

     Статья 11. Порядок реализации инициативы администрации области  о
проведении референдума области

     Глава администрации области в инициативном порядке может  принять
решение  о проведении референдума области по вопросам, предусмотренным
настоящим Положением.
     Предложения о  проведении  референдума  области  могут  вноситься
главе  администрации  области  комитетами,  отделами,  управлениями  и
другими структурными подразделениями администрации области.
     Главой администрации области формулируется вопрос или вопросы, по
которым он считает необходимым провести референдум области.

     Статья 12. Назначение референдума области

     Референдум области назначает областная Дума н позднее 30 дней  со
дня   поступления   положительного   заключения   областной   комиссии
референдума области.
     Областная Дума принимает  решение  о  назначении  референдума,  в
котором  определяет  дату  его  проведения, при этом голосование может
быть назначено на любой день в течение 2 месяцев со дня  опубликования
акта о назначения референдума.

                              Глава III                               

         ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА ОБЛАСТИ          

     Статья 13. Комиссии по проведению референдума области

     Организацию и проведение референдума области осуществляют:
     региональная (головная)  избирательная  комиссия,  выступающая  в
качестве областной комиссии референдума области;
     районные, городские (в городах областного подчинения) комиссии по
проведению референдума области;
     участковые комиссии по проведению референдума области.

     Статья 14. Порядок формирования районной,  городской  (в  городах
областного  подчинения), участковой комиссии по проведению референдума
области

     Районная, городская (в городах областного подчинения) комиссии по
проведению   референдума   области   формируется  областной  комиссией
референдума области в течение 10 дней  со  дня  опубликования  решения
областной Думы о назначении референдума области.
     Участковая комиссия по проведению референдума области формируется
районной,  городской  (в  городах  областного подчинения) комиссией по
проведению референдума области не  позднее  чем  за  20  дней  до  дня
референдума области.
     Комиссии формируются в составе председателя, секретаря и 5  -  10
членов   из   числа   кандидатур,   предложенных   органами   местного
самоуправления. При этом органами местного самоуправления  учитываются
предложения  общественных  объединений, трудовых коллективов, собраний
граждан по месту жительства.
     Председатель  районной,  городской   (   в   городах   областного
подчинения)  комиссии  по  проведению  референдума области назначается
областной  комиссией  референдума  области  с  учетом  мнения  органов
местного  самоуправления. Председатель участковой комиссии референдума
области назначается соответствующей  районной,  городской  (в  городах
областного подчинения) комиссией по проведению референдума области.

     Статья 15. Полномочия областной комиссии референдума области

     Областная комиссия референдума области:
     1)  дает  разъяснения  и  обеспечивает  единообразное  применение
настоящего Положения на территории области;
     2) осуществляет руководство деятельностью комиссий по  проведению
референдума области;
     3)  рассматривает  заявления  и  жалобы  на  решения  и  действия
комиссий по проведению референдума области;
     4) заслушивает сообщения представителей государственных органов и
органов   местного   самоуправления   по   вопросам  организационно  -
технической подготовки и проведения референдума области;
     5) осуществляет контроль за законностью проведения голосования на
референдуме области;
     6)  распределяет  средства,  выделенные  из  бюджета  области  на
проведение  референдума области, контролирует их целевое использование
и  отчитывается  перед  администрацией  области  о  расходовании  этих
средств;
     7) контролирует обеспечение комиссий  по  проведению  референдума
области   помещениями,  транспортом,  связью  и  рассматривает  другие
вопросы материально - технического обеспечения референдума;
     8) устанавливает форму и утверждает образец бюллетеня референдума
области,   устанавливает  формы  списков  граждан,  имеющих  право  на
участие в референдуме, протоколов комиссий по проведению  референдума,
других  документов  референдума,  образцы  ящиков  для  голосования  и
печатей комиссий по проведению референдума;
     9) обеспечивает не позднее чем за  30  дней  до  дня  референдума
области  опубликование  с  целью  обсуждения  жителями  области текста
нормативного правового, вынесенного на референдум области;
     10) определяет результаты референдума области и  публикует  их  в
средствах   массовой   информации,   обеспечивает  передачу  в  архивы
документов, связанных организацией и проведением референдума;
     11)  осуществляет  иные  полномочия,  предусмотренные   настоящим
Положением.
     Решения  областной  комиссии  референдума  области,  принятые   в
пределах  ее  компетенции, обязательны для всех комиссий по проведению
референдума  области,  государственных  органов  и  органов   местного
самоуправления,  общественных  объединений,  предприятий,  учреждений,
организаций и должностных лиц, которые обязаны оказывать ей содействие
и  предоставлять  сведения  и материалы, необходимые для организации и
проведения референдума.

     Статья 16. Полномочия районной, городской (в городах
областного подчинения) комиссии по проведению референдума области

     Районная, городская (в городах областного подчинения) комиссия по
проведению референдума области:
     1) обеспечивает соблюдение  настоящего  Положения  на  территории
района, города областного подчинения;
     2) оказывает помощь  областной  комиссии  референдума  области  в
руководстве    деятельностью   участковых   комиссий   по   проведению
референдума;
     3)  заслушивает  сообщения   органов   местного   самоуправления,
руководителей   предприятий,  учреждений  и  организаций  по  вопросам
организационно - технической подготовки и проведения референдума;
     4)  определяет   результаты   голосования   на   референдуме   на
соответствующей  территории, составляет протокол и передает его вместе
с протоколами участковых комиссий  в  областную  комиссию  референдума
области;
     5) отчитывается перед областной комиссией референдума области  об
использовании средств, выделенных на проведение референдума области;
     6)  осуществляет  иные  полномочия  в  соответствии  с  настоящим
Положением.
     Полномочия районной, городской (в городах областного  подчинения)
комиссии  прекращаются по истечении одного месяца со дня опубликования
результатов референдума области.

     Статья  17.  Полномочия   участковой   комиссии   по   проведению
референдума области

     Участковая комиссия по проведению референдума области:
     1) составляет и уточняет список граждан, имеющих право на участие
в референдуме на территории участка;
     2) обеспечивает ознакомление граждан со списком лиц,  имеющих  на
территории  участка  право  на  участие  в  референдуме, рассматривает
заявления и жалобы о неточностях в  этом  списке  и  решает  вопрос  о
внесении в него соответствующих изменений;
     3) оповещает население о дне и месте проведения голосования;
     4) обеспечивает подготовку помещений для проведения голосования и
их надлежащее оборудование;
     5) организует голосование на участке;
     6) производит подсчет голосов и определяет результаты голосования
на  референдуме  по  участку,  составляет  протокол  и  передает его в
соответствующую районную, городскую (в городах областного  подчинения)
комиссию по проведению референдума области;
     7) рассматривает все заявления и жалобы по вопросам подготовки  и
проведения референдума на территории участка;
     8)  осуществляет  иные  полномочия  в  соответствии  с  настоящим
Положением.
     Полномочия участковой комиссии прекращаются с момента передачи ей
документации по проведению референдума области.

     Статья 18. Организация работы комиссии по проведению  референдума
области

     Областная  комиссия  референдума  области  проводит  свое  первое
заседание  не  позднее  трех  дней  с  момента  опубликования  решения
областной Думы о назначении референдума области.
     Районные,  городские  (в   городах   областного   подчинения)   и
участковые  комиссии  по  проведению референдума области проводят свои
первые заседания не позднее двух дней с момента их формирования.
     Заседания комиссии по  проведению  референдума  области  являются
правомочными,   если   в  них  принимает  участие  большинство  членов
соответствующей  комиссии.  Решения  комиссии   принимаются   открытым
голосованием  большинством  голосов  от  общего числа членов комиссии.
Члены комиссии, не согласные с ее  решением,  вправе  выразить  особое
мнение,  которое  в  письменном виде прилагается к протоколу заседания
комиссии.
     Решения комиссий, принятые в пределах их полномочий,  обязательны
для  исполнения  всеми  государственными  органами,  органами местного
самоуправления,   предприятиями,   учреждениями    и    организациями,
общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
     Государственные   органы,   органы    местного    самоуправления,
предприятия,   учреждения  и  организации,  общественные  объединения,
должностные лица, средства массовой информации  обязаны  содействовать
комиссиям  по проведению референдума области в осуществлении ими своих
полномочий,  в  частности  предоставлять  необходимые  для  их  работы
помещения,   транспорта,  средства  связи,  техническое  оборудование,
сведения и материалы.
     Комиссии вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и
проведением   референдума,   в  государственные  органы,  предприятия,
учреждения и  организации,  общественные  объединения,  к  должностным
лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии
ответ не позднее чем в трехдневный срок со дня поступления запроса.
     Председатель, заместитель председателя, секретарь, член  комиссии
по   проведению   референдума   области   по  решению  комиссии  может
освобождаться  в  период  подготовки  и  проведения   референдума   от
выполнения   производственных   или   иных  служебных  обязанностей  с
сохранением средней заработной платы за счет  средств,  выделяемых  на
проведение референдума области.

     Статья 19. Участки референдума области

     Участки  референдума   области   образуются   органами   местного
самоуправления  по  согласованию с соответствующей районной, городской
(в городах областного подчинения) комиссией по проведению  референдума
области  не  позднее  чем  за  30  дней  до  дня  референдума. Участки
образуются с учетом административно - территориального деления с целью
создания  максимальных  удобств  для жителей области, имеющих право на
участие в референдуме, из расчета  не  более  трех  тысяч  граждан  на
каждый участок.
     Списки участков референдума  с  указанием  их  границ  и  адресов
участковых   комиссий   по  проведению  референдума  области  подлежат
обязательному опубликованию.
     Каждый   участок   референдума   должен   иметь   помещения   для
голосования,  где  при опечатании и вскрытии ящиков для голосования, а
также при подсчете голосов могут свободно размещаться члены участковых
комиссий,   наблюдатели,  представители  политических  партий  и  иных
общественных  объединений,  средств  массовой  информации.   Помещение
должно  быть  оборудовано  мебелью,  сейфом для хранения документации,
стендами с информацией по референдуму, кабинами и ящиками для  тайного
голосования.
     Кабины для тайного голосования  оснащаются  столиками  (стойками)
для   голосования,  а  также  авторучками.  Применение  карандашей  не
допускается.

     Статья 20. Списки жителей области, имеющих  право  на  участие  в
референдуме области

     В списки граждан, имеющих право на участие в референдуме области,
включаются  жители  области  в  соответствии  со  статьей 2 настоящего
Положения. Каждый житель может быть включен только в один список.
     Список   составляется   участковой   комиссией   по    проведению
референдума   области   на   основании   сведений,  представляемых  по
установленной   форме   органом,    осуществляющим    регистрацию    и
государственный  учет населения, и утвержденных главой соответствующей
администрации. В список включаются граждане, проживающие на территории
данного участка.
     Список по участку, образованному в воинской  части,  составляется
на основе сведений, представляемых ее командиром.
     Указанные выше сведения направляются  в  участковые  комиссии  по
проведению  референдума  области  не  позднее  чем  за  30 дней до дня
референдума.
     Список голосующих  составляется  в  двух  экземплярах  по  форме,
утвержденной  областной комиссией референдума области, и подписывается
председателем и секретарем участковой комиссии.
     Список составляет  в  алфавитном  порядке  на  основании  адресов
голосующих.  В списке указывается фамилия, имя, отчество, год рождения
и адрес голосующего. В  отношении  жителей  области,  которым  в  день
голосования исполняется 18 лет, дополнительно указывается день и месяц
рождения.
     Житель области вправе по предъявлении документа,  удостоверяющего
личность,  обратиться  в участковую комиссию по проведению референдума
области с целью проверки включения его в список граждан, имеющих право
на  участие  в  референдуме  области. Жители области, имеющие право на
участие в референдуме, но поселившиеся  на  территории  участка  после
названного   срока,  но  до  дня  референдума,  включаются  участковой
комиссией   в   дополнительный   список   на   основании   документов,
подтверждающих их место жительства.
     Если менее чем за 30 дней  до  дня  референдума  житель  области,
включенный в список имеющих право на участие в референдуме, обнаружит,
что не будет иметь возможность прибыть в день референдуме в  помещение
того  участка  референдума,  где  он  включен  в  список, то он вправе
получить в участковой комиссии открепительное удостоверение  на  право
участия   в   референдуме   области.   О   получении   открепительного
удостоверения  гражданин  расписывается  в  списке  с  указанием  даты
получения.   Выдача  открепительного  удостоверения  регистрируется  в
специальном реестре.  По  предъявлении  открепительного  удостоверения
гражданин  должен быть включен в дополнительный список на любом другом
участке референдума области.  Форма  открепительного  удостоверения  и
форма   реестра   выдачи   открепительных  удостоверений  утверждаются
областной комиссией референдума области.
     Каждый  житель  области   вправе   обжаловать   невключение   или
исключение  его  из  списка,  а  также допущенные в списке неточности.
Соответствующее  заявление  рассматривается  участковой  комиссией   в
течение  24  часов,  а  накануне  и  в  день  проведения референдума -
немедленно. Участковая комиссия обязана внести необходимые исправления
либо  выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его
жалобы. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в  областную
комиссию референдума области.

     Статья 21. Бюллетени для голосования на референдуме области

     В  бюллетене  для  голосования  на  референдуме   области   точно
воспроизводится  текст вынесенного на референдум вопроса и указываются
варианты волеизъявления  голосующего  словами  "за"  и  "против",  под
которым  помещаются  пустые  квадраты. Если житель области голосует за
принятие вынесенного на референдумом области вопроса, он  ставит  знак
"плюс"  или  любой  знак  в  квадрате  под словом "за". Если гражданин
голосует против вынесенного на  референдум  вопроса,  он  ставит  знак
"плюс" или любой знак в квадрате под словом "против".
     При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются  в
бюллетень, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга четко
видимыми горизонтальными линиями. Альтернативные  редакции  какой-либо
статьи проекта нормативного правового акта последовательно нумеруются.
     При внесении на референдум проекта  нормативного  правового  акта
областная    комиссия    референдума    области    решает   вопрос   о
целесообразности приобщения к каждому бюллетеню текста  выносимого  на
референдум  проекта  нормативного правового акта и текста нормативного
правового акта, который предлагается отменить или изменить. Если текст
проекта  нормативного  правового  акта  не приобщается к бюллетеню для
голосования,  то  он  вывешивается   в   помещении   каждого   участка
референдума для всеобщего ознакомления.
     В случае проведения референдума области в один день с местным или
иным  референдумом  бюллетени  для  голосования  на каждом референдуме
изготавливаются на бумаге разных цветов, либо каждый из них имеет иной
отличительный знак.
     Участковые комиссии по проведению  референдума  области  получают
бюллетени  не  позднее  3  дней до дня референдума. По каждому участку
число бюллетеней не может превышать более  чем  на  2  процента  числа
зарегистрированных   жителей  области,  имеющих  право  на  участие  в
референдуме на данном участке.
     На обороте каждого бюллетеня ставится печать участковой  комиссии
по проведению референдума области или подписи двух членов комиссии.

     Статья 22. Финансирование референдума области

     Администрация области  выделяет  областной  комиссии  референдума
области  необходимые  средства  на  проведение  референдума  области в
15-дневный  срок  со  дня  опубликования  решения  областной  Думы   о
назначении   референдума  области.  Выделенные  средства  поступают  в
распоряжение областной комиссии референдума области  и  распределяются
ею между комиссиями по проведению референдума области.
     Районные, городские (в городах областного подчинения) комиссии по
проведению   референдума   области   представляют  областной  комиссии
референдума области отчеты о расходовании  выделенных  им  средств  не
позднее 30 дней со дня опубликования результатов референдума.
     Областная комиссия референдума области представляет администрации
области  отчет  о  расходовании  средств,  указанных  в  части  первой
настоящей  статьи,  не  позднее  двух  месяцев   после   опубликования
(обнародования) результатов референдума области.

     Статья 23. Агитация по вопросам, вынесенным на референдум области

     Жители  области,  политические   партии   и   иные   общественные
объединения  вправе  беспрепятственно вести агитацию "за" или "против"
проведения  референдума  области,  "за"   или   "против"   участия   в
референдуме   и   "за"  или  "против"  принятия  проекта  нормативного
правового акта или иного решения, выносимого на референдум области.
     Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие  социальную,
расовую,  национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается
пропаганда  социального,  расового,  национального,  религиозного  или
языкового превосходства.
     В  последний  день  перед  днем  референдума   области   и   день
референдума   агитация   запрещается.  В  течение  трех  дней  до  дня
референдума и в день  референдума  опубликование  результатов  опросов
общественного мнения, связанных с референдумом, также запрещается.
     Агитация может осуществляться через средства массовой информации,
путем  проведения  различных мероприятий (собраний и встреч с жителями
области,  публичных  дебатов  и  дискуссий,  митингов,   демонстраций,
шествий),  выпуска и распространения агитационных печатных материалов.
В  агитации  не  могут  участвовать  государственные  органы,   органы
местного  самоуправления,  члены  комиссий  по  проведению референдума
области, должностные лица органов государственной власти области.
     Средства  массовой  информации,  учредителями  которых   являются
государственные  органы,  предприятия,  учреждения и организации, либо
финансируемые полностью или частично за счет  государственных  средств
или   средств   местного  самоуправления,  обязаны  обеспечить  равные
возможности для агитации "за" или  "против"  вопроса,  вынесенного  на
референдум области.

                               Глава IV                               

              ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ ОБЛАСТИ              
                    И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ                     

     Статья 24. Порядок голосования на референдуме области

     На всех участках референдума области голосование проводится  с  8
до  22  часов  по  местному  времени.  О  времени  и месте голосования
участковая комиссия по проведению  референдума  оповещает  граждан  не
позднее чем за 20 дней до дня референдума.
     Бюллетени  для  голосования  выдаются  гражданам,  включенным   в
основной  или дополнительный списки по предъявлении паспорта или иного
документа, удостоверяющих их личность. Голосование за  других  лиц  не
допускается.
     Гражданин, получивший бюллетень, расписывается в  соответствующей
графе списка для голосования.
     Гражданин, предъявивший открепительное удостоверение,  включается
в  дополнительный список для голосования. Открепительное удостоверение
в  присутствии  предъявителя  погашается  и   хранится   у   секретаря
участковой комиссии.
     Участковая комиссия по  проведению  референдума  области  обязана
обеспечить  возможность  участия  в  голосовании всем жителям области,
имеющим право на участие в референдуме области,  в  том  числе  лицам,
которые  по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не
могут прибыть для голосования на  участок  референдума  и  сделали  по
этому  поводу устное или письменное заявление. В этих целях на участке
референдума должно быть необходимое количество переносных  ящиков  для
голосования.   Количество   переносных  ящиков  определяется  решением
участковой   комиссии   по   проведению   референдума.   Заявление   о
предоставлении   возможности   проголосовать   вне  помещения  участка
референдума должно быть подтверждено гражданами в письменной форме при
прибытии  к нему членов участковой комиссии по проведению референдума.
Члены участковой комиссии по  проведению  референдума,  выезжающих  по
заявлениям,    получают    под   роспись   бюллетени   в   количестве,
соответствующем числу заявлений. Количество заявлений,  использованных
и  возвращенных  бюллетеней  отмечается  в  отдельном  акте.  Данные о
гражданах, проголосовавших вне помещения участка референдума, вносятся
в  дополнительный  список.  При  проведении  голосования вне помещения
участка референдума  вправе  присутствовать  наблюдатели.  Организация
голосования   вне   помещения  участка  референдума  должна  исключать
возможность  нарушения  права  гражданина  на  участие  в  референдуме
области, а равно искажения его волеизъявления.
     Бюллетени  заполняются  голосующими  в  специально  оборудованной
кабине  или  комнате,  в  которых не допускается присутствие иных лиц.
Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить  бюллетень,
вправе  воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося
членом  участковой,  а  также   областной   комиссии   по   проведению
референдума или наблюдателем.
     Заполненные  бюллетени  опускаются  гражданином   в   ящики   для
голосования, которые должны находиться в поле зрения членов участковой
комиссии по проведению референдума области и наблюдателей.
     Члены  участковой  комиссии  по  проведению  референдума  области
отстраняются  от  участия  в  ее работе, а наблюдатель незамедлительно
удаляется из помещения участка референдума, если  они  нарушают  тайну
голосования   или  пытаются  повлиять  на  волеизъявление  гражданина.
Решение об этом принимается участковой комиссией.

     Статья 25. Подсчет голосов  участковой  комиссией  по  проведению
референдума области

     После заявления председателя участковой  комиссии  по  проведению
референдума   области   об   окончании  времени  голосования  комиссия
подсчитывает  и  погашает  все  неиспользованные  бюллетени,   о   чем
составляется протокол.
     На  основании  списков  граждан,  имеющих  право  на  участие   в
референдуме   области,   в   том   числе   дополнительного,   комиссия
подсчитывает общее число граждан, получивших бюллетени.
     После  этого   вскрываются   ящики   для   голосования.   Вначале
производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках.
     Количество бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно
превышать   числа   письменных   подтверждений   от   участвовавших  в
голосовании вне помещения участка референдума. В случае обнаружения  в
переносных  ящиках  большего  количества  бюллетеней,  чем  количество
письменных  подтверждений  о   голосовании   вне   помещения   участка
референдума,  все  бюллетени,  находившиеся  в переносных ящиках могут
быть признаны недействительными  по  решению  участковой  комиссии  по
проведению референдума.
     Этот факт с указанием  фамилий  членов  комиссии,  обеспечивающих
голосование  вне  помещения  участка  референдума,  отражается в акте,
который прилагается к протоколу о результатах голосования.
     На основании списков жителей области, имеющих право на участие  в
референдуме  области, данных о выданных и предъявленных открепительных
удостоверениях и по количеству находившихся в ящиках  для  голосования
бюллетеней участковая комиссия по проведению референдума устанавливает
и отражает в протоколе:
     1) общее число  жителей  области,  имеющих  право  на  участие  в
референдуме области, зарегистрированных по участку референдума;
     2) количество погашенных неиспользованных бюллетеней;
     3) общее число граждан, получивших бюллетени;
     4) количество бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования;
     5) количество бюллетеней, признанных действительными;
     6) количество бюллетеней, признанных недействительными;
     7)  количество  голосов,  поданных  за  вопрос,   вынесенный   на
голосование;
     8) количество голосов, поданных против вынесенного вопроса;
     9) количество выданных открепительных удостоверений;
     10) количество предъявленных открепительных удостоверений.
     В протоколе отражаются также поступившие  в  день  голосования  в
комиссию   письменные  жалобы  и  заявления  на  нарушения  настоящего
Положения и принятые по ним решения.
     В общее  число  жителей  области,  имеющих  право  на  участие  в
референдуме   области,   зарегистрированных  по  участку  референдума,
включаются   жители   области,   проголосовавшие   по   открепительным
удостоверениям  на  данном  участке,  и  не включаются жители области,
получившие открепительные удостоверения на данном участке.
     Недействительными   признаются   бюллетени,   не    изготовленные
официально,  не  снабженные  печатью участковой комиссии по проведению
референдума  либо  подписями  двух  членов  участковой   комиссии   по
проведению  референдума,  а  также  бюллетени,  по  которым невозможно
однозначно установить волеизъявление голосующего, в том  числе  те,  в
которых  знак "плюс" или любой другой знак проставлен в двух квадратах
или  не  проставлен  ни  в  одном  из  них.  В   случае   сомнений   в
действительности  бюллетеня  решение  принимает участковая комиссия по
проведению референдума области.
     Протокол  по  результатам   голосования   составляется   в   двух
экземплярах, и каждый экземпляр подписывается всеми членами участковой
комиссии по  проведению  референдума.  Член  участковой  комиссии,  не
согласный  с  протоколом  в целом или отдельным его положениям, вправе
приложить  к  протоколу  особое  мнение.  Первый  экземпляр  протокола
незамедлительно  направляется в соответствующую районную, городскую (в
городах областного  подчинения)  комиссию  по  проведению  референдума
области,  а  второй  экземпляр  вместе  с  отпечатанными бюллетенями и
погашенными  открепительными  удостоверениями  хранится  у   секретаря
участковой комиссии.
     Если на голосование выносилось  одновременно  несколько  вопросов
либо   проводилось  более  одного  референдума  -  подсчет  голосов  и
составление протокола по каждому производится отдельно.

     Статья  26.  Подсчет  голосов  районной,  городской  (в   городах
областного подчинения) комиссией по проведению референдума области

     Районная, городская (в городах областного подчинения) комиссия по
проведению  референдума  области, получив протоколы от всех участковых
комиссий по проведению референдума, производит общий подсчет  голосов,
поданных на соответствующей территории.
     Районная, городская (в городах областного подчинения) комиссия по
проведению   референдума   области   составляет  протокол,  в  котором
указывается:
     1) общее число  жителей  области,  имеющих  право  на  участие  в
референдуме области, зарегистрированных на данной территории;
     2) иные данные, перечисленные в пунктах 2 - 10 части шестой  и  в
части седьмой статьи 24 настоящего Положения.
     Протокол  составляется  в  двух  экземплярах,  каждый   экземпляр
подписывается  всеми членами районной, городской (в городах областного
подчинения) комиссии по проведению референдума области. Член районной,
городской  (в  городах  областного  подчинения) комиссии по проведению
референдума области, не согласный с протоколом в целом или  отдельными
его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение.
     Первый  экземпляр  протокола  районной,  городской   (в   городах
областного  подчинения)  комиссии  по  проведению  референдума области
незамедлительно направляется в областную комиссию референдума области.
Второй  экземпляр  протокола  районной городской (в городах областного
подчинения) комиссии по  проведению  референдума  области  хранится  у
секретаря комиссии до окончания ее работы.

     Статья 27. Определение результатов референдума области

     Областная комиссия референдума области  на  основании  протоколов
районных  городских  (в  городах  областного  подчинения)  комиссий по
проведению референдума области определяет:
     1) общее число  жителей  области,  имеющих  право  на  участие  в
референдуме области;
     2) общее число жителей области, получивших бюллетени;
     3) количество бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования;
     4) количество бюллетеней, признанных действительными;
     5) количество бюллетеней, признанных недействительными;
     6)  количество  голосов,  поданных  за  вопрос,   вынесенный   на
голосование;
     7) количество голосов, поданных против вынесенного вопроса;
     8) количество выданных открепительных удостоверений;
     9) количество предъявленных открепительных удостоверений.
     Референдум области признается состоявшимся, если  в  нем  приняло
участие  более  половины  жителей  области, имеющих право на участие в
референдуме  области.  Число  жителей  области,  принявшие  участие  в
референдуме,  определяется  общим  числом  жителей области, получивших
бюллетени.
     Решение считается принятым на референдуме, если за него  в  целом
по  области  проголосовало  более  половины жителей области, принявших
участие в референдуме. Если на референдуме  выносились  альтернативные
варианты обсуждаемых вопросов и ни один из них не получил необходимого
количества голосов, то все варианты считаются отклоненными.
     Областная комиссия референдума  области  составляет  протокол  по
итогам  голосования  в  целом  по области, который подписывается всеми
членами комиссии. Член  областной  комиссии  референдума  области,  не
согласный  с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе
приложить к протоколу особое мнение.
     В протоколе также отражаются  поступившие  в  областную  комиссию
референдума   области  письменные  жалобы  и  заявления  на  нарушения
настоящего Положения, принятые по ним решения.
     Постановлением областной комиссии референдума области  результаты
голосования  могут  быть  признаны  недействительными из-за допущенных
нарушений настоящего Положения, существенно повлиявших  на  результаты
голосования.  В  этом  случае  областная  комиссия референдума области
вправе поручить соответствующим комиссиям  по  проведению  референдума
области  провести повторное голосование не позднее двух месяцев со дня
опубликования постановления областной комиссии референдума области.

     Статья 28. Опубликование и вступление в силу  решения,  принятого
на референдуме области

     Областная  комиссия  референдума   области   публикует   решение,
принятое на референдуме области.
     Принятое на референдуме области решение вступает в  силу  в  день
его  опубликования, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса,
принятого на референдуме.
     Принятое на референдуме области решение и результаты  голосования
в целом по области подлежат опубликованию не позднее десяти дней после
определения результатов референдума области.
     Положения части второй настоящей статьи  не  распространяются  на
консультативный референдум области.

     Статья 29. Юридическая сила  решения,  принятого  на  референдуме
области

     Решение, принятое на референдуме области, кроме случая проведения
консультативного   референдума,   является   общеобязательным   и   не
нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти.
     Решение, принятое  на  референдуме  области,  действует  на  всей
территории  области  и  может  быть отменено или изменено не иначе как
путем принятия решения на новом референдуме области.
     Если для реализации решения, принятого  на  референдуме  области,
требуется    издание    дополнительного    правового    акта,   органы
государственной  власти  области,  в  чью  компетенцию  входит  данный
вопрос,  обязаны  в  течение  30 дней после вступления в силу решения,
принятого на референдуме области, определить срок  подготовки  данного
правового акта.

                               Глава V                                

                       ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ                       

     Статья 30. Введение Положения о референдуме Курской области

     Настоящее Положение вступает  в  силу  со  дня  его  официального
опубликования.





Информация по документу
Читайте также