Расширенный поиск

распоряжение Правительства Курской области от 10.07.2009 № 339-р

 



                   ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

                            РАСПОРЯЖЕНИЕ
                     от 10 июля 2009 г. N 339-р

        Об утверждении концепции областной целевой программы
          "Пропаганда здорового образа жизни, профилактика
             табакокурения, алкоголизма среди населения
                Курской области на 2009 - 2011 годы"

     1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой  программы
"Пропаганда  здорового  образа  жизни,  профилактика  табакокурения,
алкоголизма среди населения Курской области на 2009 - 2011 годы".
     2. Определить  государственным  заказчиком  областной   целевой
программы   "Пропаганда   здорового   образа   жизни,   профилактика
табакокурения, алкоголизма среди населения Курской области на 2009 -
2011  годы"  (далее  - Программа)  комитет  здравоохранения  Курской
области.
     3. Установить, что прогнозный объем финансирования Программы за
счет средств областного  бюджета  составляет 3000,0  тыс. рублей  (в
ценах соответствующих лет).
     4. Комитету здравоохранения  Курской области  (А.А. Чихирин)  в
месячный срок обеспечить разработку проекта Программы и внесение его
в установленном порядке в Правительство Курской области.
     5. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
     
Первый заместитель Губернатора -
Председатель Правительства
Курской области                                           А.С.ЗУБАРЕВ
     
     
     
     
     
                                                          Утверждена
                                                       распоряжением
                                       Правительства Курской области
                                          от 10 июля 2009 г. N 339-р
     
                             КОНЦЕПЦИЯ
      ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА
        ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ, АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ
           НАСЕЛЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2011 ГОДЫ"

           I. Анализ проблемы и причины ее возникновения
     
     Основные статистические показатели  здоровья населения  области
имеют отрицательную динамику. Медико-демографическая ситуация, как и
в прошлые годы, характеризуется отрицательным приростом населения за
счет естественной  убыли (смертность возросла  на 1,4%).  Отмечается
увеличение смертности от онкологической заболеваемости.
     В структуре общей  смертности высока  доля лиц  трудоспособного
возраста (24,81%). Показатель общей заболеваемости населения области
в 2008 году увеличился  на 0,2%. Заболеваемость с временной  утратой
трудоспособности выше уровня 2007 г.
     Продолжительность жизни   остается   низкой.   В   2008    году
продолжительность жизни в  Курской области  у мужчин составила  59,9
лет, у женщин -  74 года (для сравнения  в Российской Федерации -  у
мужчин - 61,4 года, у женщин  - 73,9 года). При этом 85%  смертности
населения  обусловлено  тремя  причинами  заболеваний:   заболевания
системы кровообращения, травмы и отравления, новообразования.  Корни
этих  заболеваний  лежат  в  изменившемся  образе  жизни  населения,
распространении  вредных  привычек, складывающихся  новых  традициях
питания, повышении психоэмоциональных нагрузок, снижении  физической
активности  населения.   Особую   тревогу  вызывает   табакокурение,
злоупотребление алкоголем, токсическими и наркотическими веществами.
     Одним из существенных  негативных факторов  риска, влияющих  на
состояние здоровья  населения,  является пьянство  и алкоголизм.  По
данным   медицинской   статистики   в   2008   году   заболеваемость
алкоголизмом  в  Курской  области  составила  2483,1  на  100  тысяч
населения. Показатель  учтенной  распространенности алкоголизации  в
регионе на 27,3% превышает уровень Российской Федерации.  Показатель
алкогольных психозов в области составил 58,4 на 100 тыс.  населения,
что превышает средний  показатель по  Российской Федерации на  4,3%.
Особое   опасение   вызывает   употребление   алкогольных   напитков
молодежью. По данным  областной наркологической  больницы за 2007  -
2008 годы систематически употребляют пиво 63,8 процента  выпускников
школ области.
     Ситуация вызывает  тревогу,   так  как   по  данным   Всемирной
организации  здравоохранения  при достижении  уровня  среднедушевого
потребления 8 литров алкоголя (в пересчете на 96-процентный спирт) в
год наступает процесс необратимого изменения генофонда нации.
     Обращает на себя  внимание  распространенность табакокурения  в
области,  которое  приобрело  характер эпидемии.  По  данным  опроса
учащихся 5 - 11 классов курит каждый третий подросток.
     Экономическая нестабильность,   повышение    психоэмоциональных
нагрузок привели  к  ухудшению психического  здоровья населения.  По
данным   Курского  областного   клинического   психоневрологического
диспансера   ежегодно  регистрируется   более   66000  обращений   в
диспансер.  Это  и   проблемы  личностных  особенностей,   нарушение
эмоционально-волевой  сферы (суициды,  антиобщественное  поведение),
проблемы     интеллектуального     развития.     Среди     социально
дезадаптированных    детей    и    подростков    отмечается     рост
распространенности психической патологии, невротических расстройств.
     По данным Всероссийской  диспансеризации  детского населения  в
2002  году  63,15  процента  детей  имеют  отклонения  в   состоянии
здоровья. Лидирующее место (15,3 процента) занимают болезни  органов
пищеварения (у детей от 0 до 6 лет - 14,5 процента; от 7 до 17 лет -
17,3  процента), что  требует  незамедлительных мер  по  организации
рационального   питания,   прежде   всего,   в   общеобразовательных
учреждениях.
     Недостаточен объем  двигательной  активности,  необходимый  для
укрепления  здоровья детей,  школьников,  учащейся молодежи.  Падает
уровень  образования,  культуры,  нравственности  населения,  прежде
всего - подрастающего поколения.
     Для того,   чтобы   остановить  неблагоприятные   тенденции   -
депопуляцию,  старение   населения,  высокую   смертность  в   любом
возрасте,  необходимо  создание инфраструктуры  служб,  чьи  функции
должны быть шире, чем просто оказание медицинской помощи. Необходимы
развитие  профилактических  подходов, подготовка  кадров,  поддержка
организаций, работающих в области укрепления здоровья населения.
     Проблематика формирования   здорового   образа  жизни   -   это
проблематика формирования мировоззрения и соответствующих  принципов
социального  поведения.  При этом  основополагающими  побудительными
мотивами   к   здоровому   образу   жизни   являются:    духовность,
нравственность и самодостаточность.
     Дальнейшее улучшение  состояния   здоровья  населения   требует
подхода к  здоровью с точки  зрения его  широкого понимания и  учета
всех  факторов,  определяющих  здоровье,  таких,  как  образ  жизни,
социальное благополучие,  психологический  климат. Необходимо  более
жесткое   смещение   акцентов   от   лечебных   к   профилактическим
мероприятиям  и  пересмотр   самого  подхода  к  здоровью.   Назрела
необходимость изменить отношение к здоровью не только отдельных лиц,
но и всего общества,  поставить здоровье в ряд приоритетных  проблем
социально-экономического развития Курской области. Здоровье  области
- это не набор "хороших" показателей здоровья, а стиль общественного
мышления и социальной политики.
     Проблемы, которые  необходимо  решать в  процессе  оздоровления
Курской области, сложны и многообразны. Их успешное решение возможно
только  при  условии  единой  государственной  политики  в   системе
организации формирования  здорового образа жизни  и вовлечении  всех
заинтересованных секторов  общества, осуществлении  целенаправленных
скоординированных действий органов исполнительной и  законодательной
власти, заинтересованных  министерств и  ведомств, органов  местного
самоуправления   и   общественных  организаций.   Данная   Программа
направлена  на  формирование   идеологии  здорового  образа   жизни,
воздействие  на управляемые  факторы  риска, прежде  всего,  факторы
поведения, привычки,  отношения  и установки  поведения людей  через
информацию и  обеспечение  активных форм  участия самого  населения,
внедрение методов  антиалкогольного и антинаркотического  воспитания
личности.
     Одним из ключевых моментов успешного осуществления  программных
мероприятий является широкая пропаганда Программы на организационном
этапе и широкое освещение по мере выполнения программных мероприятий
в  средствах  массовой  информации,  на  общественных  мероприятиях.
Необходимо создать систему  стимулов для поощрения здорового  образа
жизни среди населения области. В свою очередь, стремление к познанию
цели и смысла  бытия являются поводом  к глубокой внутренней  жизни,
формирующей  культурно-познавательные  потребности, круг  общения  и
соответствующие жизненные приоритеты, что в совокупности и  является
стержневой, принципиальной основой здорового образа жизни.
     Укрепление здоровья  общества   является  неотъемлемой   частью
экономического развития  Курской  области, становления  полноценного
демократического общества.
     
           II. Обоснование соответствия решаемой проблемы
               и целей Программы приоритетным задачам
             социально-экономического развития области
                    и стратегии развития области

     Организационной основой      реализации       профилактического
направления  должна стать  областная  целевая программа  "Пропаганда
здорового  образа  жизни,  профилактика  табакокурения,  алкоголизма
среди  населения Курской  области  на 2009  -  2011 годы"  (далее  -
Программа).
     Актуальность Программы, ее цели и задачи определяются исходя из
необходимости улучшения  медико-демографической ситуации  в  области
(снижение   смертности   и   увеличение   продолжительности    жизни
населения),  формирования   позитивного  отношения   у  всех   слоев
населения   к  здоровому   образу   жизни,  внедрения   навыков   по
профилактике    распространенных    заболеваний,   в    том    числе
сердечно-сосудистых  и  т.д., создания  позитивного  информационного
поля по  отношению  к здоровому  образу жизни  и  отказу от  вредных
привычек.
     
         III. Обоснование целесообразности решения проблемы
                     программно-целевым методом
     
     Всемирная организация здравоохранения на опыте работы в странах
самого разного экономического уровня развития убедительно  доказала,
что  наиболее  эффективными  методами влияния  на  уровень  здоровья
населения   являются   гигиеническое  воспитание,   формирование   у
населения навыков здорового образа жизни.
     Чтобы изменить  поведение  человека, переориентировать  его  на
сохранение  и  укрепление  своего  здоровья,  требуется  объединение
усилий всех слоев общества, организаций, ведомств.
     Создание постоянно  действующей  информационно-пропагандистской
системы позволит ориентировать население на здоровый образ жизни  на
всех  этапах  его  жизнедеятельности,  пропагандировать  современные
методические и информационные материалы.
     Решение данной   проблемы   возможно   в   рамках    программы,
обеспечивающей     координацию    и     активизацию     деятельности
государственных и общественных организаций по воспитанию у населения
здорового образа жизни.  Выполнение программных мероприятий  требует
государственной и  общественной поддержки, взаимного  сотрудничества
государственной власти, общественных объединений граждан.
     
         IV. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
                     программно-целевым методом
     
     Исходя из среднесрочного финансового  плана Курской области  на
2009 - 2011 годы предлагается сроком реализации Программы определить
2009 - 2011 годы.
     На первом  этапе реализации  Программы  (2009 год)  планируется
осуществить:
     создание на базе областных лечебно-профилактических  учреждений
и муниципальных учреждений здравоохранения четырех Центров здоровья;
     укрепление материально-технической       базы        учреждений
здравоохранения,  занятых  деятельностью по  формированию  здорового
образа жизни;
     совершенствование подготовки    лиц,   занятых    работой    по
формированию здорового образа жизни;
     разработку и  внедрение  системы  мониторинга   распространения
вредных привычек.
     Мероприятия Программы в 2010 - 2011 годах будут направлены на:
     создание постоянно  действующей  информационно-пропагандистской
системы  с  целью  широкой информированности  населения  о  путях  и
способах   формирования  здорового   образа   жизни,  о   мерах   по
профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний и состояний;
     представление полной и достоверной информации, необходимой  для
рождения, роста и жизни здорового человека, объем и качество которой
достаточны  и  необходимы  для  сохранения  и  укрепления   здоровья
человека;
     координацию и    совершенствование    взаимодействия    органов
государственной   власти,   всех  заинтересованных   организаций   и
учреждений в сфере формирования здорового образа жизни;
     обеспечение активного   участия   населения  в   сохранении   и
укреплении  своего   здоровья   путем  рационального   использования
предоставляемой информации.
     С учетом того, что  Программа реализуется  в течение трех  лет,
целесообразно    по   ее    итогам    провести   анализ    повышения
информированности  населения  о  здоровом  образе  жизни,  повышения
санитарно-гигиенической культуры населения в быту и на производстве,
более ответственного отношения к здоровью общества.
     
       V. Предложения по целям и задачам Программы, основным
     целевым индикаторам (показателям) и критериям, позволяющим
      оценивать эффективность и результативность предлагаемого
                     варианта решения проблемы

     Основной целью, которая  будет заложена  в Программу,  является
активизация  профилактики  заболеваний  и  состояний,   формирование
здорового образа жизни для обеспечения общественного здоровья.
     Задачами Программы  являются   обеспечение  активного   участия
населения  в  сохранении  и  укреплении  своего  здоровья,  развитие
системы информирования о мерах профилактики заболеваний и состояний.
     Программа обеспечивает достижение основной цели -  формирование
у   населения   ответственности  за   состояние   своего   здоровья,
предупреждение инфекционных и неинфекционных заболеваний.
     Реализация указанных задач  будет  осуществляться по  следующим
основным направлениям:
     первое направление  предполагает осуществление  организационных
мероприятий по созданию на базе лечебно-профилактических  учреждений
"школ       здоровья",       обеспечение       их       необходимыми
материально-техническими ресурсами;
     второе направление предполагает реализацию мер по  формированию
системы  информационного  обеспечения  пропаганды  здорового  образа
жизни.
     По каждому  основному  направлению будет  осуществлен  комплекс
мероприятий.
     Целевые индикаторы и  показатели  хода реализации,  позволяющие
оценить эффективность реализации  Программы, указаны в приложении  N
1.
     
              VI. Предложения по объемам и источникам
                      финансирования Программы
     
     Главным условием реализации  Программы  является привлечение  в
здравоохранение  Курской  области достаточных  финансовых  ресурсов.
Предлагается  определить  общий  объем  финансирования  Программы  в
размере 5993,8 тыс. рублей, в том числе:
     2993,8 тыс.  рублей -  за  счет средств  федерального  бюджета,
предоставляемых  в   форме  субсидий  бюджету   Курской  области   в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации  от
18 мая 2009 г. N 413  "О финансовом обеспечении в 2009 году за  счет
ассигнований  федерального  бюджета  мероприятий,  направленных   на
формирование здорового образа жизни у граждан Российской  Федерации,
включая сокращение потребления алкоголя и табака";
     3000,0 тыс. рублей - за счет средств областного бюджета.
     Основные направления   финансирования   Программы   и    объемы
финансирования  по  источникам  и  видам  расходов  представлены   в
приложениях N 2 и N 3.
     
        VII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
              и результативности реализации Программы
     
     Реализация мероприятий Программы позволит:
     увеличить количество "школ здоровья" и посещающих их пациентов,
что позволит уменьшить число  госпитализаций и количество  обращений
за  медицинской помощью  в  связи с  повышением  уровня мотивации  к
восстановлению своего здоровья среди населения;
     увеличить удельный  вес  лиц,  оценивающих  свое  здоровье  как
хорошее, с 29 до 45 процентов;
     снизить удельный вес курящих в трудоспособном возрасте на 3 - 5
процентов;
     снизить уровень  распространенности   вредных  привычек  на   2
процента.
     
          VIII. Предложения по государственным заказчикам,
         исполнителям и разработчикам мероприятий Программы

     Функции государственного   заказчика   Программы   предлагается
возложить на комитет здравоохранения Курской области, который должен
стать  основным  разработчиком Программы.  Разработчиками  Программы
должны также  стать  комитет образования  и  науки Курской  области,
комитет  по  делам  молодежи  и  туризма  Курской  области,  комитет
информации и печати Курской области.
     
     
     
     
     
                                                      Приложение N 1
                             к Концепции областной целевой программы
                    "Пропаганда здорового образа жизни, профилактика
                          табакокурения, алкоголизма среди населения
                                Курской области на 2009 - 2011 годы"

     ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ,
     ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
     ПРОГРАММЫ "ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКА
     ТАБАКОКУРЕНИЯ, АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
                        НА 2009 - 2011 ГОДЫ"
     
+-----------+----------------------+----------+-----------------------------------------------+
|  N        |                      |  Единица |  Значения индикаторов и показателей           |
| п/п       |                      | измерения|              Программы                        |
+-----------+----------------------+----------+-----------+-----------+-----------------------+
| До начала | 2009                 | 2010     | 2011      | За период |
| реализации| год                  | год      | год       | реализации|
| Программы |                      |          |           | Программы |
+-----------+----------------------+----------+-----------+-----------+     |     |           |
|  1.       | Снижение уровня      | процентов|     0     | 0,5       | 0,5 | 1,0 |     2,0   |
|           | распространенности   |          |           |           |     |     |           |
|           | вредных привычек     |          |           |           |     |     |           |
|           | (алкоголизация)      |          |           |           |     |     |           |
+-----------+----------------------+----------+-----------+-----------+-----+-----+-----------+
|  2.       | Увеличение удельного | процентов|     2     | 2,5       | 3,0 | 5,0 |    10,5   |
|           | веса лиц, оценивающих|          |           |           |     |     |           |
|           | свое здоровье как    |          |           |           |     |     |           |
|           | хорошее              |          |           |           |     |     |           |
+-----------+----------------------+----------+-----------+-----------+-----+-----+-----------+
|  3.       | Снижение удельного   | процентов|     0     | 0,5       | 1,0 | 1,0 |     2,5   |
|           | веса курильщиков     |          |           |           |     |     |           |
+-----------+----------------------+----------+-----------+-----------+-----+-----+-----------+


     
     
     
                                                      Приложение N 2
                             к Концепции областной целевой программы
                    "Пропаганда здорового образа жизни, профилактика
                          табакокурения, алкоголизма среди населения
                                Курской области на 2009 - 2011 годы"

      ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
     ПРОГРАММЕ "ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКА
     ТАБАКОКУРЕНИЯ, АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
                        НА 2009 - 2011 ГОДЫ"
     
                                 (тыс. рублей, в ценах соответствующих лет)
----T---------------------------------------T--------T--------------------¬
¦ N ¦      Направление финансирования       ¦Всего на¦    в том числе:    ¦
¦п/п¦                                       ¦ 2009 - +------T------T------+
¦   ¦                                       ¦2011 гг.¦ 2009 ¦ 2010 ¦ 2011 ¦
¦   ¦                                       ¦        ¦  г.  ¦  г.  ¦  г.  ¦
+---+---------------------------------------+--------+------+------+------+
¦ 1.¦Оснащение Центров здоровья             ¦ 2993,8 ¦2993,8¦  -   ¦  -   ¦
¦   ¦диагностическим оборудованием - всего  ¦        ¦      ¦      ¦      ¦
+---+---------------------------------------+--------+------+------+------+
¦   ¦в том числе:                           ¦        ¦      ¦      ¦      ¦
¦   ¦за счет средств федерального бюджета   ¦ 2993,8 ¦2993,8¦  -   ¦  -   ¦
+---+---------------------------------------+--------+------+------+------+
¦ 2.¦Оснащение Центров здоровья             ¦ 2160,0 ¦ 720,0¦ 720,0¦ 720,0¦
¦   ¦информационным материалом для наглядной¦        ¦      ¦      ¦      ¦
¦   ¦пропаганды здорового образа жизни -    ¦        ¦      ¦      ¦      ¦
¦   ¦всего                                  ¦        ¦      ¦      ¦      ¦
+---+---------------------------------------+--------+------+------+------+
¦   ¦в том числе:                           ¦        ¦      ¦      ¦      ¦
¦   ¦за счет средств областного бюджета     ¦ 2160,0 ¦ 720,0¦ 720,0¦ 720,0¦
+---+---------------------------------------+--------+------+------+------+
¦ 3.¦Оснащение Центров здоровья компьютерной¦  840,0 ¦ 280,0¦ 280,0¦ 280,0¦
¦   ¦техникой с лицензионным программным    ¦        ¦      ¦      ¦      ¦
¦   ¦обеспечением - всего                   ¦        ¦      ¦      ¦      ¦
+---+---------------------------------------+--------+------+------+------+
¦   ¦в том числе:                           ¦        ¦      ¦      ¦      ¦
¦   ¦за счет средств областного бюджета     ¦  840,0 ¦ 280,0¦ 280,0¦ 280,0¦
+---+---------------------------------------+--------+------+------+------+
¦   ¦Итого:                                 ¦ 5993,8 ¦3993,8¦1000,0¦1000,0¦
¦   ¦в том числе:                           ¦        ¦      ¦      ¦      ¦
¦   ¦за счет средств федерального бюджета   ¦ 2993,8 ¦2993,8¦  -   ¦  -   ¦
¦   ¦(субсидии)                             ¦        ¦      ¦      ¦      ¦
¦   ¦за счет средств областного бюджета     ¦ 3000,0 ¦1000,0¦1000,0¦1000,0¦
L---+---------------------------------------+--------+------+------+-------





     
     
     
     
     
                                                      Приложение N 3
                             к Концепции областной целевой программы
                    "Пропаганда здорового образа жизни, профилактика
                          табакокурения, алкоголизма среди населения
                                Курской области на 2009 - 2011 годы"

           ПРЕДЕЛЬНЫЕ (ПРОГНОЗНЫЕ) ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
      ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА
        ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ, АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ
           НАСЕЛЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2011 ГОДЫ"
           ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ И ВИДАМ РАСХОДОВ
                                
                                 (тыс. рублей, в ценах соответствующих лет)
------------------------------------------T----------T--------------------¬
¦                                         ¦ Всего за ¦   в том числе по   ¦
¦                                         ¦  период  ¦       годам:       ¦
¦                                         ¦реализации+------T------T------+
¦                                         ¦Программы ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ 2011 ¦
¦                                         ¦          ¦  г.  ¦  г.  ¦  г.  ¦
L-----------------------------------------+----------+------+------+-------
 Федеральный бюджет (субсидия) - всего       2993,8   2993,8    -      -

 в том числе:
 прочие расходы                              2993,8   2993,8    -      -

 областной бюджет - всего                    3000,0    100,0 1000,0 1000,0

 в том числе:
 прочие расходы                              3000,0    100,0 1000,0 1000,0

 ИТОГО:                                      5993,8   3993,8 1000,0 1000,0

 в том числе:
 прочие расходы                              5993,8   3993,8 1000,0 1000,0





Информация по документу
Читайте также