Расширенный поиск

распоряжение Правительства Курской области от 13.10.2009 № 541-р

 


                   ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

                           РАСПОРЯЖЕНИЕ
                   от 13 октября 2009 г. N 541-р

       Об утверждении концепции областной целевой программы
                    "Отходы (2010 - 2014 годы)"

     1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы
"Отходы (2010 - 2014 годы)".
     2. Определить     государственным     заказчиком-координатором
областной целевой программы  "Отходы (2010 -  2014 годы)" (далее  -
Программа)     департамент     экологической     безопасности     и
природопользования Курской области, государственными заказчиками  -
комитет   жилищно-коммунального   хозяйства   Курской   области   и
департамент экологической безопасности и природопользования Курской
области,
     3. Установить, что  прогнозный объем финансирования  Программы
за счет средств областного бюджета составляет 118,25 млн. рублей (в
ценах соответствующих лет).
     4. Департаменту       экологической       безопасности       и
природопользования Курской  области (В.Н.  Барышников) совместно  с
заинтересованными органами исполнительной власти Курской области  с
участием органов местного самоуправления и транспортных организаций
обеспечить до  1 декабря  2009  г. разработку  проекта Программы  и
внесение  его  в  установленном  порядке  в  Правительство  Курской
области.
     
                                   Первый заместитель Губернатора -
                                         Председатель Правительства
                                                    Курской области
                                                        А.С.ЗУБАРЕВ
     
     
     
     
     
                                                         Утверждена
                                                      распоряжением
                                      Правительства Курской области
                                      от 13 октября 2009 г. N 541-р
     
                             КОНЦЕПЦИЯ
      ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОТХОДЫ (2010 - 2014 ГОДЫ)"

           I. Анализ проблемы и причины ее возникновения
     
     Ежегодно на  территории Курской  области  образуется более  50
млн. тонн твердых  бытовых и  промышленных отходов. Основную  массу
составляют  отходы   горнодобывающей  промышленности,  из   которых
используется в качестве вторичного сырья всего 5,7%.
     На долю остальных предприятий области приходится менее 5  млн.
тонн отходов, 54% которых утилизируются.
     В структуре  наиболее   опасных  промышленных  отходов   35,6%
приходится  на долю  отходов,  содержащих  соли тяжелых  и  цветных
металлов (свинец, кадмий, никель,  хром), и 2,1% - на  нефтеотходы,
источником     образования     которых     являются     предприятия
электротехнической         промышленности,          машиностроения,
металлургического   производства,   агропромышленного    комплекса,
железнодорожного и автомобильного транспорта.
     Серьезные трудности с переработкой и вторичным  использованием
имеют место по таким  видам отходов как: хвосты обогащения,  отходы
очистных сооружений, отработанная  формовочная смесь, полимерные  и
нефтесодержащие отходы, процент утилизации которых колеблется от  9
до 18%.
     Не решена проблема  по обезвреживанию  пришедших в  негодность
пестицидов, гальваноотходов, нефтеотходов, жидких токсичных отходов
типа СОЖ, эмульсолов.
     Динамика образования  отходов  за  последние  годы  показывает
устойчивую  тенденцию  их  роста  в  основном  за  счет  увеличения
количества твердых  бытовых отходов населения.  Ежегодно в  области
образуется около 1,7 млн. м3  твердых бытовых отходов, в том  числе
около 600 тыс. м3 в г. Курске.
     Администрациями подавляющего большинства населенных пунктов не
решена проблема   полного   охвата   населения   планово-регулярной
очисткой, до 98% частного жилого сектора и более 32% муниципального
и  ведомственного  жилья  не  обеспечены  местами  для   временного
хранения отходов.
     На большинстве   специализированных   организаций    сложилась
критическая ситуация с обновлением автотранспорта по вывозу бытовых
отходов, изношенность спецмашин достигает 70%, более половины парка
подлежит списанию.
     Несовершенство системы оплаты услуг по вывозу бытовых  отходов
(через муниципальные  жилищные  организации), отсутствие  механизма
взимания   платежей  с   населения   частного  жилого   сектора   и
государственных  дотаций  ведет   к  крайне  тяжелому   финансовому
положению служб, решающих данный вопрос.
     В результате   весенне-осенних   рейдов-проверок   организации
сбора,  временного  хранения  и захоронения  отходов  в  населенных
пунктах  ежегодно выявляется  около  тысячи хронически  действующих
стихийных  свалок,  оказывающих крайне  негативное  воздействие  на
окружающую среду.
     Только в  местах  организованного  хранения  накоплено   более
миллиарда тонн отходов (в основном это отходы Михайловского  ГОКа),
при этом изъято из хозяйственного оборота более 3 тыс. га земли.
     На практике "организованное  хранение" отходов производства  и
потребления  в  большинстве случаев  не  соответствует  требованиям
санитарных норм и правил,  предъявляемым к полигонам по  размещению
отходов.
     Из 50 находящихся на учете мест размещения отходов 8 построены
в соответствии с проектами, прошедшими экологическую экспертизу, на
3 проведены гидрогеологические  изыскания, на  13 организован  учет
поступающих на размещение отходов.
     Единственный полигон  для  размещения  промышленных  токсичных
отходов  "Старково"  действует  в  Курской  области  с  1982  г.  В
настоящее время в нем  размещено более 500 тыс.  м3 отходов I -  IV
классов опасности. Ежегодный прирост  составляет порядка 5 тыс.  м3
отходов.  В  целях обеспечения  эффективной  деятельности  полигона
"Старково" по приему и размещению промышленных отходов  предприятий
области  в соответствии  с  действующими  нормами и  во  исполнение
постановления  Губернатора  Курской  области от  23.12.2005  N  868
создано открытое акционерное общество "Полигон промышленных отходов
"Старково". За  счет собственных  средств предприятия  производятся
технологическая засыпка отходов, реконструкция обваловки полигона.
     В Курской  области  отсутствует  предприятие  по   переработке
медицинских  отходов,  использованных одноразовых  шприцев,  систем
переливания крови  и  т.п. Мероприятия  по  решению данных  проблем
предлагаются  в  проект   концепции  областной  целевой   программы
"Биологическая,  радиационная  и  химическая  безопасность  Курской
области на 2009 - 2013 годы".
     В настоящее  время  на  территории  муниципальных  образований
области скопилось около 600 т непригодных к применению пестицидов и
агрохимикатов. Среди них  такие стойкие органические  загрязнители,
как   дихлордифенилтрихлорметилметан  (ДДТ),   гексахлорциклогексан
(линдан),  гексахлорбензол  и   ряд  других,  обладающих   сильными
мутагенными  и  канцерогенными  свойствами.  Зачастую   ядохимикаты
хранятся в неприспособленных  помещениях, в поврежденной таре,  что
представляет  реальную угрозу  не  только  окружающей среде,  но  и
здоровью  людей  и  животных. Данная  проблема  является  одной  из
наиболее  острых  проблем обеспечения  химической  безопасности  на
территории  области. С  целью  безопасного хранения  муниципальными
образованиями перезатарено около 100 т пестицидов. В 2008 г. 6,13 т
непригодных к  применению пестицидов и  агрохимикатов вывезены  для
утилизации за пределы области. Однако данные работы ведутся низкими
темпами, в  основном, по причинам  отсутствия необходимых  денежных
средств. Областной целевой программой "Экология и природные ресурсы
Курской области (2009 - 2010 годы)" на 2009 год средств  областного
бюджета на вывоз пестицидов и агрохимикатов за пределы области  для
утилизации не запланировано, на 2010 год на эти цели  предусмотрено
650 тыс. рублей из областного бюджета.
     В связи с окончанием срока действия ОЦП "Экология и  природные
ресурсы   Курской  области"   в   2010  году   и   недостаточностью
предусмотренных  средств  для  полной  реализации   запланированных
мероприятий  проблема  утилизации   непригодных  и  запрещенных   к
применению пестицидов и агрохимикатов останется нерешенной. Было бы
целесообразным включить  в проект  областной программы  обеспечения
биологической, радиационной  и  химической безопасности  на 2009  -
2013  годы  мероприятия  по  утилизации  запрещенных  к  применению
ядохимикатов, исключив их из областной целевой программы  "Экология
и природные ресурсы Курской области (2009 - 2010 годы)".
     Сбор биологических    отходов     на    территории     области
осуществляется силами муниципальных унитарных предприятий. В  связи
с  отсутствием  на   территории  Курской  области  предприятий   по
переработке    биологических   отходов    сельскохозяйственные    и
перерабатывающие предприятия  области  ориентированы на  заключение
договоров  по   утилизации  биологических  отходов   с  ОГУП   ВСУЗ
"Орловский"  (г. Орел).  Подпрограммой  "Неотложные меры  борьбы  с
заболеванием сибирской  язвой людей и  животных" областной  целевой
программы  "Обеспечение  эпизоотического  благополучия   территории
Курской области на 2009 - 2013 годы" предусмотрено выделение в 2011
-  2013  годах  денежных  средств в  размере  13720  тыс.  руб.  на
строительство  типовых  скотомогильников   и  2880  тыс.  руб.   на
обеспечение безопасного содержания мест сибиреязвенных захоронений.
В  3-м  квартале  2009  года  планируется  пустить  в  эксплуатацию
ветеринарно-санитарный утильзавод в Фатежском районе.
     Таким образом,    в   разрабатываемую    Концепцию    включены
мероприятия  по  оптимизации  управления  отходами  производства  и
потребления в Курской области.
     Нормативно-правовое обеспечение.
     Федеральный уровень:
     Федеральный закон  от 10  января  2002 г.  N  7-ФЗ "Об  охране
окружающей среды";
     Федеральный закон  от 24  июня  1998 г.  N  89-ФЗ "Об  отходах
производства и потребления".
     Региональный уровень:
     нормативно-правовое регулирование   в  области   обращения   с
отходами потребления  осуществляется в  соответствии с  федеральным
законодательством. На территории Курской области действует принятый
Курской областной Думой Закон Курской области от 1 марта 2004 г.  N
3-ЗКО "Об охране окружающей  среды на территории Курской  области",
который  в  том  числе  регулирует  деятельность  по  обращению   с
отходами.
     Уровень муниципальных районов и городских округов:
     деятельность по обращению с  отходами осуществляется в  рамках
муниципальных правовых  актов. В  18  районах и  4 городах  области
разработаны муниципальные целевые программы "Отходы" (МЦП "Отходы")
на 2008 год и на перспективу до 2010 года, финансируемые из местных
бюджетов. Утверждены  Правила  обращения с  отходами на  территории
города Курска,  целью которых является  сбор образующихся  отходов,
предусматривающий их разделение на виды и классы опасности.
     
      II. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
      Программы приоритетным задачам социально-экономического
           развития области и стратегии развития области
     
     Качество окружающей среды в  последнее время становится  одним
из  ключевых  факторов  конкурентоспособности  каждого  российского
региона.
     Одна из главных задач  в данной  сфере - создание  действенной
системы экологической безопасности.
     Экологическая безопасность  и   устойчивое  развитие   Курской
области во многом зависят от решения проблемы управления отходами.
     Под управлением отходами  понимается технологический  процесс,
включающий  системно  связанные  между  собой  операции  их  сбора,
удаления   (транспортировки),   использования,   обезвреживания   и
размещения.
     Концепция определяет      общие      положения      реализации
государственной  политики  Курской  области  в  сфере  обращения  с
отходами   производства    и   потребления    в   соответствии    с
природоохранным законодательством.
     Положения Концепции базируются на следующих принципах:
     внедрение перспективных методов управления отходами;
     внедрение перспективных отечественных и зарубежных  технологий
для использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов;
     обеспечение приоритета утилизации отходов над их  захоронением
на основе реализации  иерархической последовательности обращения  с
отходами (своевременное  выделение из  отходов ресурсов,  пригодных
для  вторичного  использования  на  территории  области  и  за   ее
пределами, вовлечение вторичных  ресурсов в хозяйственный оборот  с
производством   товаров   народного  потребления   и   промышленной
продукции, возможная переработка остаточных после вторсырья отходов
с   утилизацией   их   энергетической   составляющей,   захоронение
остаточных отходов).
     Эффективность работы с  отходами  возможно повысить,  учитывая
социальный фактор. Участие населения  в такого рода процессе  может
быть как обязательным, так и добровольным.
     Участие населения   в   сфере   управления   отходами   должно
развиваться по следующим направлениям:
     работа по информационному обеспечению;
     активное участие общественных организаций;
     проведение разъяснительной,    просветительской    работы    в
дошкольных, общеобразовательных и высших учебных заведениях.
     
        III. Обоснование целесообразности решения проблемы
                    программно-целевым методом
     
     На организацию  оптимальной  системы  обращения  с   отходами,
применяемые технические  средства  и формы  обслуживания во  многом
влияют конкретные условия, основные из которых:
     численность и плотность населения;
     уровень благоустройства жилищного фонда;
     климатические и др. природные условия;
     архитектурно-планировочная композиция населенных пунктов;
     состояние и перспектива жилой застройки;
     финансовые ресурсы.
     Этапы решения проблемы программно-целевым методом:
     1. Сбор и  анализ  основных исходных  данных по  существующему
состоянию   системы   санитарной  очистки   уборки   территорий   и
перспективному развитию.
     2. Расчет  объемов образования  бытовых  отходов на  основании
норм накопления ТБО, утвержденных органами местного самоуправления.
     3. Выбор   и  обоснование   оптимальных   вариантов  сбора   и
транспортировки отходов до объектов назначения.
     4. Внедрение  оптимальных  вариантов сбора  и  транспортировки
отходов.
     5. Разработка  схемы  межмуниципального  размещения   объектов
обращения  отходов  -  схемы  зонирования  по  принципу   отнесения
территорий нескольких муниципальных образований или групп поселений
к одному отходоперерабатывающему комплексу.
     6. Строительство мусоросортировочных комплексов.
     Для решения   проблемы   в  области   обращения   с   отходами
целесообразно  внедрение на  территории  области Генеральной  схемы
очистки.
     Предлагаемая схема предусматривает деление населенных  пунктов
территории Курской области на две группы:
     1. Крупные города области, имеющие значительные объемы отходов
производства и потребления, межмуниципальные образования.
     2. Малые населенные пункты.
     Для крупных  городов  области  (с  населением  свыше  15  тыс.
человек), межмуниципальных образований, имеющих значительные объемы
отходов производства и потребления:
     Схема 1:
     сохраняется существующая  система   сбора  и  вывоза   отходов
(применение  того или  иного  способа  организации сбора  и  вывоза
отходов в каждом конкретном населенном пункте должно обосновываться
и подтверждаться экономическими расчетами);
     отходы вывозятся  на  современный  полигон,  оборудованный   с
учетом   экологических,   санитарных   и   противопожарных   правил
(противофильтрационный водоупорный  экран, сбор, обеззараживание  и
возвращение фильтрата,  дегазация,  обваловка полигона,  мониторинг
воздействия  на  окружающую  среду).  Полигон  оборудуется  входным
контролем  на  основе  весового и  электронного  учета  поступающих
отходов, проводится дозиметрический контроль;
     полигон имеет  в  своем составе  мусоросортировочный  комплекс
(МСК), на котором производится сортировка отходов с отделением  так
называемых  "коммерческих"   отходов   (металл,  пластик,   бумага,
стекло);
     оставшиеся после  сортировки  отходы   (в  количестве  45%   с
содержанием  органики пищевых  отходов  и балласта  (уличный  смет)
разделяются  на  два  почти равных  потока:  пищевые  отходы  (20%)
направляются  на   компостирование  с  последующим   использованием
компоста на рекультивацию свалок, балласт направляется на полигон.
     Возможна организация  в  муниципальных  образованиях  приемных
пунктов  по  сбору   отходов,  являющихся  вторичным  видом   сырья
(макулатура, пластик и т.п.).
     Схема 2:
     сбор отходов селективный;
     мусор вывозится на современный полигон, оборудованный с учетом
экологических, санитарных и противопожарных правил;
     полигон имеет  в  своем составе  мусоросортировочный  комплекс
(МСК),  на котором  производится  сортировка отходов  с  отделением
"коммерческой"   фракции   (металл,   пластик,   бумага,   стекло).
Отсортированные отходы  используются в  качестве вторичного  сырья,
внедряются  экономически  и  экологически  обоснованные  технологии
переработки отходов;
     оставшиеся после  сортировки  отходы  (в  количестве  45%)   с
содержанием  органики пищевых  отходов  и балласта  (уличный  смет)
брикетируются, складируются и по мере накопления захораниваются  на
полигоне.
     
     Для малых населенных пунктов:
     выбирается экономически обоснованный способ сбора отходов;
     организуются мини-сортировочные пункты, которые замыкаются  на
склад-накопитель вторичного сырья. Здесь формируются оптовые партии
вторичного  сырья   для   дальнейшей  реализации   перерабатывающим
предприятиям;
     оставшиеся после сортировки отходы брикетируются, складируются
и по мере накопления вывозятся на полигон;
     в составе  полигонов   имеются  установки  по   обезвреживанию
медицинских, биологических и др. видов отходов.
     Программно-целевой метод в реализации мер по совершенствованию
системы управления  отходами доказал  свою  эффективность в  других
регионах   Центрального  федерального   округа,   в  частности,   в
Белгородской и Воронежской областях.
     
            IV. Ориентировочные сроки решения проблемы
                    программно-целевым методом
     
     В связи с  тем, что областные  программы, предусматриваемые  к
финансированию   с  очередного   финансового   года,  должны   быть
утверждены не позднее одного месяца со дня внесения проекта  закона
Курской области об областном бюджете на очередной финансовый год  в
Курскую   областную   Думу,  срок   начала   реализации   Программы
предусмотрен с 2010 года.
     Предлагается сроком реализации Программы определить 2014 год.
     
       V. Предложения по целям и задачам Программы, целевым
        индикаторам (показателям) и критериям, позволяющим
            оценивать эффективность и результативность
              предлагаемого варианта решения проблемы
     
     Целью Программы является совершенствование системы обращения с
отходами на  основе  снижения  количества  захораниваемых  отходов,
повышения  экономической  эффективности  функционирования  системы,
обеспечение       безопасности       окружающей       среды       и
санитарно-эпидемиологического   благополучия   населения    Курской
области.
     Основная задача  Программы  -  создание  действенной   системы
экологической безопасности в сфере обращения с отходами.
     Системный подход с учетом требований международных  стандартов
по экологическому менеджменту при обращении с отходами производства
сокращает образование отходов и вводит существенные ограничения  на
их захоронение, дает  ощутимый экономический эффект.  Экономическое
стимулирование  деятельности  в  области  охраны  окружающей  среды
возможно  посредством   предоставления   субсидий,  субвенций   при
строительстве    природоохранных   объектов    государственной    и
муниципальной форм  собственности;  предоставления налоговых  льгот
юридическим  и  физическим  лицам,  осуществляющим  природоохранную
деятельность. Снижение  влияния образующихся  отходов на  состояние
окружающей  среды   во  всех   сферах  хозяйственной   деятельности
достигается: внедрением ресурсосберегающих и безотходных технологий
на   предприятиях   области;  технологическим   перевооружением   и
постепенным  выводом  из  эксплуатации  предприятий  с   устаревшим
оборудованием;   внедрением   новых   технологий   по    вторичному
использованию  промышленных и  бытовых  отходов в  производстве.  В
Программу планируется включение мероприятий по крупным предприятиям
области на основании принятых природоохранных программ.
     Эффективное управление   в   области  обращения   с   отходами
потребления  на  территории  одного  или  нескольких  муниципальных
образований возможно при наличии:
     максимально возможного   использования   селективного    сбора
отходов с целью  получения вторичных  ресурсов и сокращения  объема
захораниваемых  отходов.  Сооружение  пунктов  селективного   сбора
отходов в городских  и сельских поселениях области.  Муниципальными
программами предусматривается  развитие  систем селективного  сбора
отходов  в  малых  населенных  пунктах  области  с  предварительным
компактированием отходов  и доставкой  на полигоны  ТБО в  районных
центрах и на перерабатывающие производства;
     применения новейших  технологий  по  переработке  отходов   во
вторичные  материалы,  что  позволит  вернуть  их  составляющие   в
производственный цикл. Развитие  систем рециклинга -  использования
вторичных ресурсов,  в том числе  переработки отходов.  Организация
утилизации и переработки  вторичных ресурсов в  объеме не менее  55
процентов  от общего  количества  образовавшихся отходов.  Подлежат
обезвреживанию,  переработке  и вторичному  использованию:  пищевые
отходы,  полиэтилен,  пластиковые  бутылки  и  другие   упаковочные
материалы, макулатура,  текстиль,  стекло, ветки,  листья и  другие
органические   отходы,   металлы,   деревянные   изделия,    отходы
строительного производства и материалов, резинотехнические изделия,
аккумуляторы и др.;
     рекультивации выведенных   из    эксплуатации   полигонов    и
ликвидации  несанкционированных  свалок,  что  позволит   уменьшить
занимаемые  ими площади  и  снизить  их негативное  воздействие  на
окружающую среду;
     оптимальной эксплуатации существующих полигонов для размещения
отходов с учетом последующей рекультивации их территорий;
     организации пунктов сбора вторичного сырья;
     строительства мусоросортировочных  комплексов для  переработки
отходов и предприятий по переработке вторичного сырья;
     совершенствования системы учета и  контроля за образованием  и
перемещением отходов;
     преобладания экономических  методов  управления  отходами  над
административными, внедрения методов экономического  стимулирования
деятельности в области обращения с отходами;
     соблюдения принципа "загрязнитель платит";
     развития рынков вторичного сырья;
     сотрудничества государственного,  муниципального  и   частного
секторов в системе обращения с отходами;
     объединения усилий   нескольких   муниципальных   образований,
заключения межмуниципальных  соглашений  по оптимизации  управления
потоками   отходов    на   территории   нескольких    муниципальных
образований;
     совершенствования тарифной политики.
     Таким образом,  основное  направление деятельности  в  системе
обращения с отходами - сокращение объемов захораниваемых отходов  и
максимальное их вторичное использование.
     Переработка отходов      является     окупаемым      элементом
технологической цепочки обращения с отходами, которая  способствует
привлечению инвестиций.  Выбор  оптимальной технологии  переработки
происходит  на  основе  конкурсов  при  государственном  заказе   и
конкурсов инвестиционных проектов,  при этом необходимо  определять
целесообразность и приемлемость способов переработки с точки зрения
экономики и экологии муниципального образования.
     Необходимо предусмотреть  поэтапные  мероприятия  по  развитию
производств по переработке вторичного  сырья. Первый этап в  данном
направлении -  анализ и  прогнозирование рынка  вторичного сырья  в
области.  На основе  проведенного  анализа уточняются  предприятия,
которые  используют  отходы   того  или   иного  вида  как   сырье,
определяются   потребности   муниципального   образования   в   той
продукции, которая могла бы изготавливаться из вторичного сырья.
     Выбранные технологии   для  использования   и   обезвреживания
отходов должны обосновываться следующими критериями:
     1. Экологическая  приемлемость   с  точки  зрения   сокращения
выбросов, сбросов  и др.,  соблюдение законодательных  норм в  этой
области.
     2. Санитарно-эпидемиологическая   безопасность  всей   системы
сбора, транспортировки, обезвреживания и использования отходов.
     3. Эффективность  технологических  и  конструктивных  решений,
включающих:
     производительность технологии;
     степень защищенности от аварийных ситуаций;
     коэффициент использования   энергоносителей,   применяемых   в
технологии;
     капитальные вложения и сроки их окупаемости.
     В результате   предлагаемого    варианта   решения    проблемы
прогнозируется:
     сокращение количества захораниваемых отходов по массе на 25  -
30%;
     социальный аспект  решаемой  проблемы  -  создание   индустрии
вторсырья, предоставление новых рабочих мест;
     создание на  территории   области  новых   мусоросортировочных
комплексов   с    полигонами   ТБО    по   основным    направлениям
транспортировки   отходов,   привязанным   к   главным    шоссейным
магистралям;
     закрытие к  2015   году  большинства  действующих   полигонов,
исчерпавших   свой   ресурс  и   не   соответствующих   современным
экологическим требованиям;
     значительное улучшение экологической ситуации в регионе, объем
предотвращенного экологического  ущерба от  реализации  мероприятий
около 500 млн. рублей, вовлечение  в оборот более 100 га земель  за
счет реабилитации занятых отходами территорий.
     
              VI. Предложения по объемам и источникам
                     финансирования Программы
     
     Главным условием реализации  Программы является привлечение  в
сферу обращения с  отходами Курской области достаточных  финансовых
ресурсов.
     Расчет объемов   финансирования   Программы   произведен    на
основании  смет   расходов   аналогичных  видов   работ  с   учетом
индексов-дефляторов.
     Предлагается определить общий объем финансирования Программы в
размере 1581,65  млн.  рублей,  в  том  числе  за  счет   следующих
источников финансирования:
     областной бюджет - 118,25 млн. рублей;
     бюджеты муниципальных образований - 299,4 млн. рублей;
     внебюджетные источники, в т.ч. средства инвесторов - 1164 млн.
рублей.
     При этом необходимо отметить, что средства областного  бюджета
направляются  на  реализацию  мероприятий  в  области  обращения  с
отходами на  основании соглашений  с администрациями  муниципальных
образований о совместном финансировании мероприятий.
     Источники финансирования    Программы:    областной    бюджет,
муниципальные бюджеты, средства предприятий, привлеченные  средства
инвесторов.
     За счет  средств  областного  бюджета по  разделу  06  "Охрана
окружающей   среды"  финансируются   природоохранные   мероприятия,
относящиеся к  полномочиям  субъекта, в  объеме (прогнозно)  118,25
млн. рублей, в том числе:
     разработка Генеральной схемы очистки территории;
     строительство межрайонных  комплексов  сортировки  отходов   и
полигонов ТБО;
     мониторинг состояния  окружающей  природной  среды  в   местах
расположения полигонов твердых бытовых отходов;
     экологическое воспитание и образование  в области обращения  с
отходами;
     информационное обеспечение     деятельности      муниципальных
образований по вопросу вывоза и утилизации ТБО.
     Средства местных   бюджетов   (прогнозно)  299,4   млн.   руб.
направляются   на   финансирование   природоохранных   мероприятий,
относящихся к полномочиям органов местного самоуправления:
     сооружение полигонов ТБО;
     организацию сбора, вывоза,  утилизации  и переработки  отходов
производства и потребления;
     развитие систем рециклинга;
     сооружение пунктов селективного сбора отходов.
     Внебюджетными источниками финансирования в объеме  (прогнозно)
1164 млн. руб. являются:
     средства предприятий, направляемые  на реализацию  собственных
природоохранных программ и мероприятий;
     средства инвесторов,  направляемые на  финансирование  пунктов
селективного сбора отходов;
     средства инвесторов, направляемые на финансирование комплексов
полной переработки отходов (обезвреживание, сортировка по фракциям,
выделение, переработка    и    реализация    вторичных    ресурсов,
компостирование "хвостов" переработки) и содержание полигонов ТБО.
     Реализация Программы  и  социально-экономическая  ситуация   в
области  могут  потребовать  корректировки  отдельных   мероприятий
Программы и уточнения  объемов ее финансирования, в  том числе и  в
связи  с  привлечением  средств внебюджетных  источников  в  рамках
действующего законодательства.
     Прогнозируемый перечень мероприятий Программы с  предложениями
по  объемам и  источникам  финансирования, прогнозируемые  значения
целевых  индикаторов   и   показателей,  прогнозируемое   ресурсное
обеспечение областной целевой  программы приведены в приложениях  к
настоящей Концепции.
     
          VII. Предложения по государственным заказчикам
      (государственному заказчику-координатору), исполнителю
               и разработчикам мероприятий Программы
     
     Предлагается определить:
     государственным заказчиком-координатором      Программы      -
департамент экологической безопасности и природопользования Курской
области;
     государственными заказчиками Программы  - комитет ЖКХ  Курской
области,     департамент      экологической     безопасности      и
природопользования Курской области;
     исполнителями Программы  -   комитет   ЖКХ  Курской   области,
департамент экологической безопасности и природопользования Курской
области,  комитет  образования  и  науки  Курской  области,  органы
местного самоуправления, предприятия Курской области, инвесторов.
     
     
     
     
     
                                                     Приложение N 1
                            к Концепции областной целевой программы
                                        "Отходы (2010 - 2014 годы)"
     
                      ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
        ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ
            ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
               ПРОГРАММЫ "ОТХОДЫ (2010 - 2014 ГОДЫ)"
     
+-------+-----------------+---------+-----------------------------------------+
|  N    |    Наименование |   Ед.   |    Значения индикаторов и показателей   |
| п/п   |   индикаторов и | измере- |                 Программы               |
|       | показателей     |   ния   |                                         |
|       | целей           |         |                                         |
|       | и задач         |         |                                         |
|       | Программы       |         |                                         |
+-------+-----------------+---------+------+------+-------+-------------------+
|   До  |  2010           |  2011   |  2012|  2013|  2014 |
| начала|   г.            |   г.    |   г. |   г. |   г.  |
| реали-|                 |         |      |      |       |
| зации |                 |         |      |      |       |
+-------+-----------------+---------+------+------+-------+      |      |     |
|  1.   | Доля отходов,   | проценты|   17 |   20 |   25  |   28 |   30 |   33|
|       | направленных на |         |      |      |       |      |      |     |
|       | использование и |         |      |      |       |      |      |     |
|       | обезвреживание, |         |      |      |       |      |      |     |
|       | в               |         |      |      |       |      |      |     |
|       | общем объеме    |         |      |      |       |      |      |     |
|       | образованных    |         |      |      |       |      |      |     |
|       | отходов         |         |      |      |       |      |      |     |
+-------+-----------------+---------+------+------+-------+------+------+-----+
|  2.   | Доля отходов,   | проценты|    8 |   10 |   15  |   17 |   20 |   22|
|       | используемых в  |         |      |      |       |      |      |     |
|       | качестве        |         |      |      |       |      |      |     |
|       | вторичного      |         |      |      |       |      |      |     |
|       | сырья,          |         |      |      |       |      |      |     |
|       | в общем объеме  |         |      |      |       |      |      |     |
|       | образованных    |         |      |      |       |      |      |     |
|       | отходов         |         |      |      |       |      |      |     |
+-------+-----------------+---------+------+------+-------+------+------+-----+
|  3.   | Доля отходов,   | проценты|   75 |   70 |   60  |   55 |   50 |   45|
|       | размещаемых на  |         |      |      |       |      |      |     |
|       | свалках,        |         |      |      |       |      |      |     |
|       | полигонах, в    |         |      |      |       |      |      |     |
|       | общем           |         |      |      |       |      |      |     |
|       | объеме          |         |      |      |       |      |      |     |
|       | образованных    |         |      |      |       |      |      |     |
|       | отходов         |         |      |      |       |      |      |     |
+-------+-----------------+---------+------+------+-------+------+------+-----+
|  4.   | Доля            | проценты|      |   10 |   15  |   20 |   25 |   30|
|       | предотвращенного|         |      |      |       |      |      |     |
|       | экологического  |         |      |      |       |      |      |     |
|       | ущерба в        |         |      |      |       |      |      |     |
|       | результате      |         |      |      |       |      |      |     |
|       | реализации      |         |      |      |       |      |      |     |
|       | программных     |         |      |      |       |      |      |     |
|       | мероприятий в   |         |      |      |       |      |      |     |
|       | общей величине  |         |      |      |       |      |      |     |
|       | предотвращенного|         |      |      |       |      |      |     |
|       | экологического  |         |      |      |       |      |      |     |
|       | ущерба          |         |      |      |       |      |      |     |
+-------+-----------------+---------+------+------+-------+------+------+-----+
     
     
     
     
     
                                                     Приложение N 2
                            к Концепции областной целевой программы
                                        "Отходы (2010 - 2014 годы)"
     
               РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ
       ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
               ПРОГРАММЫ "ОТХОДЫ (2010 - 2014 ГОДЫ)"
     
                                                      (млн. рублей)
+------------------------------------+-----------------------+-------+-----------+------------------------------------------------------+
|  N                                 |                       | Сроки | Источники |               Объем финансирования                   |
| п/п                                |                       | выпол-|  финанси- |                                                      |
|                                    |                       | нения |  рования  |                                                      |
+------------------------------------+-----------------------+-------+-----------+---------+--------+-----------------------------------+
| 2010 г.                            | 2011 г.               | 2012  | 2013 г.   | 2014 г. |  Итого |
|                                    |                       | г.    |           |         |  2010 -|
|                                    |                       |       |           |         |  2014  |
|                                    |                       |       |           |         |  годы  |
+------------------------------------+-----------------------+-------+-----------+---------+--------+        |        |        |        |
|  1.                                | Разработка Генеральной| 2010 -| Всего,    |    6,0  |  10,00 |   -    |   -    |   -    |   16,00|
|                                    | схемы очистки         | 2014  | в т.ч.:   |         |        |        |        |        |        |
|                                    | территории Курской    | годы  |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | области               |       |           |         |        |        |        |        |        |
+------------------------------------+-----------------------+-------+-----------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
| областной                          |    6,0                |  10,00|   -       |   -     |   -    |   16,00|
| бюджет                             |                       |       |           |         |        |        |
+------------------------------------+-----------------------+-------+-----------+---------+--------+--------+        |        |        |
|  2.                                | Содержание полигона   | 2010 -| Всего,    |    0,1  |   0,1  |   0,15 |   0,15 |   0,15 |    0,65|
|                                    | захоронения пестицидов| 2014  | в т.ч.:   |         |        |        |        |        |        |
|                                    | "Волкова Дубрава"     | годы  |           |         |        |        |        |        |        |
+------------------------------------+-----------------------+-------+-----------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
| бюдж. М.О.                         |    0,1                |   0,1 |   0,15    |   0,15  |   0,15 |    0,65|
+------------------------------------+-----------------------+-------+-----------+---------+--------+--------+        |        |        |
|  3.                                | Ведение мониторинга   | 2010 -| Всего,    |    0,30 |   0,30 |   0,30 |   0,30 |   0,30 |    1,50|
|                                    | геологической среды на| 2014  | в т.ч.:   |         |        |        |        |        |        |
|                                    | полигонах захоронения | годы  |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | ТБО                   |       |           |         |        |        |        |        |        |
+------------------------------------+-----------------------+-------+-----------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
| областной                          |    0,30               |   0,30|   0,30    |   0,30  |   0,30 |    1,50|
| бюджет                             |                       |       |           |         |        |        |
+------------------------------------+-----------------------+-------+-----------+---------+--------+--------+        |        |        |
|  4.                                | Мероприятия по        | 2010 -| Всего,    |    2,00 |   2,50 |   3,50 |   4,50 |   5,00 |   17,50|
|                                    | обновлению парка машин| 2014  | в т.ч.:   |         |        |        |        |        |        |
|                                    | и механизмов, занятых | годы  |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | в сфере вывоза и      |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | утилизации ТБО        |       |           |         |        |        |        |        |        |
+------------------------------------+-----------------------+-------+-----------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
| бюдж. М.О.                         |    2,00               |   2,50|   3,50    |   4,50  |   5,00 |   17,50|
+------------------------------------+-----------------------+-------+-----------+---------+--------+--------+        |        |        |
|  5.                                | Мероприятия по        | 2010 -| Всего,    |    0,20 |   0,20 |   0,20 |   0,20 |   0,20 |    1,00|
|                                    | информационному       | 2014  | в т.ч.:   |         |        |        |        |        |        |
|                                    | обеспечению           | годы  |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | деятельности          |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | муниципальных         |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | образований по вопросу|       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | вывоза и утилизации   |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | ТБО                   |       |           |         |        |        |        |        |        |
+------------------------------------+-----------------------+-------+-----------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
| областной                          |    0,20               |   0,20|   0,20    |   0,20  |   0,20 |    1,00|
| бюджет                             |                       |       |           |         |        |        |
+------------------------------------+-----------------------+-------+-----------+---------+--------+--------+        |        |        |
|  6.                                | Мероприятия по        | 2010 -| Всего,    |    3,27 |   3,27 |   3,27 |   3,27 |   3,27 |   16,35|
|                                    | обезвреживанию отходов| 2014  | в т.ч.:   |         |        |        |        |        |        |
|                                    | 2 - 4 классов         | годы  |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | опасности, мониторингу|       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | окружающей среды в    |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | районе полигона       |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | промышленных отходов  |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | "Старково"            |       |           |         |        |        |        |        |        |
+------------------------------------+-----------------------+-------+-----------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
| средства                           |    3,27               |   3,27|   3,27    |   3,27  |   3,27 |   16,35|
| предприя-                          |                       |       |           |         |        |        |
| тий                                |                       |       |           |         |        |        |
+------------------------------------+-----------------------+-------+-----------+---------+--------+--------+        |        |        |
|  7.                                | Развитие систем       | 2010 -| Всего,    |   40,00 | 109,00 | 130,00 | 145,00 | 166,00 |  590,00|
|                                    | рециклинга отходов -  | 2014  | в т.ч.:   |         |        |        |        |        |        |
|                                    | сортировка, первичная | годы  |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | переработка,          |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | извлечение вторичных  |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | ресурсов              |       |           |         |        |        |        |        |        |
+----------+--------+-------+--------+------+---------+------+-+-----+--+--------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
| бюдж.    |   14,00|  14,00|  14,00        |  14,00  |  14,00 |   70,00|
| М.О.     |        |       |               |         |        |        |
+----------+--------+-------+--------+------+---------+------+-+-----+--+        |         |        |        |                           
| средства                           |   26,00               |  95,00| 116,00    | 131,00  | 152,00 |  520,00|
| предприя-                          |                       |       |           |         |        |        |
| тий                                |                       |       |           |         |        |        |
+------------------------------------+-----------------------+-------+-----------+---------+--------+--------+        |        |        |
|  8.                                | Мероприятия по        | 2010 -| Всего,    |   17,06 |  19,05 |  19,54 |  15,29 |  14,41 |   85,35|
|                                    | внедрению             | 2014  | в т.ч.:   |         |        |        |        |        |        |
|                                    | ресурсосберегающих и  | годы  |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | безотходных           |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | технологий,           |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | техническому          |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | перевооружению        |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | предприятий области,  |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | вторичному            |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | использованию на них  |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | отходов               |       |           |         |        |        |        |        |        |
+------------------------------------+-----------------------+-------+-----------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
| средства                           |   17,06               |  19,05|  19,54    |  15,29  |  14,41 |   85,35|
| предприя-                          |                       |       |           |         |        |        |
| тий                                |                       |       |           |         |        |        |
+------------------------------------+-----------------------+-------+-----------+---------+--------+--------+        |        |        |
|  9.                                | Мероприятия по        | 2011  | Всего,    |   60,87 |  60,87 |  60,87 |  63,87 |  63,87 |  310,35|
|                                    | сооружению пунктов    | год   | в т.ч.:   |         |        |        |        |        |        |
|                                    | селективного сбора    |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | отходов               |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | мусоросортировочных   |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | комплексов            |       |           |         |        |        |        |        |        |
+----------+--------+-------+--------+------+---------+------+-+-----+--+--------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
| бюдж.    |   12,17|  12,17|  12,17        |  12,77  |  12,77 |   62,05|
| М.О.     |        |       |               |         |        |        |
+----------+--------+-------+--------+------+---------+------+-+-----+--+        |         |        |        |                           
| средства                           |   48,70               |  48,70|  48,70    |  51,10  |  51,10 |  248,30|
| предприя-                          |                       |       |           |         |        |        |
| тий                                |                       |       |           |         |        |        |
+------------------------------------+-----------------------+-------+-----------+---------+--------+--------+        |        |        |
| 10.                                | Мероприятия по        | 2010  | Всего,    |   11,13 |  18,03 |  12,04 |   5,00 |   5,00 |   51,20|
|                                    | ликвидации            | год   | в т.ч.:   |         |        |        |        |        |        |
|                                    | несанкционированных   |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | свалок на территории  |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | области               |       |           |         |        |        |        |        |        |
+------------------------------------+-----------------------+-------+-----------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
| бюдж. М.О.                         |   11,13               |  18,03|  12,04    |   5,00  |   5,00 |   51,20|
+------------------------------------+-----------------------+-------+-----------+---------+--------+--------+        |        |        |
| 11.                                | Строительство         | 2010 -| Всего,    |   70,00 |  90,00 | 100,00 | 110,00 | 120,00 |  490,00|
|                                    | межрайонных комплексов| 2011  | в т.ч.:   |         |        |        |        |        |        |
|                                    | сортировки отходов и  | годы  |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | полигонов ТБО в       |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | Октябрьском, Рыльском,|       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | Железногорском,       |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | Щигровском, Обоянском |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | районах               |       |           |         |        |        |        |        |        |
+----------+--------+-------+--------+------+---------+------+-+-----+--+--------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
| областной|   14,00|  18,00|  20,00        |  22,00  |  24,00 |   98,00|
| бюджет   |        |       |               |         |        |        |
+----------+--------+-------+---------------+---------+--------+--------+                                                                
| бюдж.    |   14,00|  18,00|  20,00        |  22,00  |  24,00 |   98,00|
| М.О.     |        |       |               |         |        |        |
+----------+--------+-------+--------+------+---------+------+-+-----+--+        |         |        |        |                           
| средства                           |   42,00               |  54,00|  60,00    |  66,00  |  72,00 |  294,00|
| предприя-                          |                       |       |           |         |        |        |
| тий                                |                       |       |           |         |        |        |
+------------------------------------+-----------------------+-------+-----------+---------+--------+--------+        |        |        |
| 12.                                | Совершенствование     | 2011  | Всего,    |    0,15 |   0,15 |   0,15 |   0,15 |   0,15 |    0,75|
|                                    | нормативно-правового  | год   | в т.ч.:   |         |        |        |        |        |        |
|                                    | регулирования и       |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | организационное       |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | обеспечение           |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | деятельности в сфере  |       |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | обращения с отходами  |       |           |         |        |        |        |        |        |
+------------------------------------+-----------------------+-------+-----------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+
| областной                          |    0,15               |   0,15|   0,15    |   0,15  |   0,15 |    0,75|
| бюджет                             |                       |       |           |         |        |        |
+------------------------------------+-----------------------+-------+-----------+---------+--------+--------+        |        |        |
| 13.                                | Экологическое         | 2010 -| Всего,    |    0,15 |   0,15 |   0,20 |   0,25 |   0,25 |    1,00|
|                                    | воспитание и          | 2011  | в т.ч.:   |         |        |        |        |        |        |
|                                    | образование в области | годы  |           |         |        |        |        |        |        |
|                                    | обращения с отходами  |       |           |         |        |        |        |        |        |
+------------------------------------+------+-----------+----+------++----------++--------++-------++--------+--------+--------+--------+
| областной                                 |    0,15   |   0,15    |   0,20    |   0,25  |   0,25 |    1,00 |
| бюджет                                    |           |           |           |         |        |         |
+-------------------------------------------+-----------+-----------++----------++--------++-------++--------+        |        |        |
| Итого по Программе:                                                | Всего,    |  211,23 | 313,62 | 330,22 | 347,98 | 378,60 | 1581,65|
|                                                                    | в т.ч.:   |         |        |        |        |        |        |
+----------+--------------------------------+---------+--------+-----+--+--------+--------++--------+--------+--------+--------+--------+
| областной|   20,80                        |  28,80  |  20,85 |  22,90 |  24,90 |  118,25|
| бюджет   |                                |         |        |        |        |        |
+----------+--------------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+                                              
| бюдж.    |   53,40                        |  64,80  |  61,86 |  58,42 |  60,92 |  299,40|
| М.О.     |                                |         |        |        |        |        |
+----------+--------------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+                                              
| средства |  137,03                        | 220,02  | 247,51 | 266,66 | 292,78 | 1164,00|
| предприя-|                                |         |        |        |        |        |
| тий      |                                |         |        |        |        |        |
+----------+--------------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+                                              
     
     



Информация по документу
Читайте также