Расширенный поиск

распоряжение Правительства Курской области от 19.08.2010 № 368-рп

 

 

 

 

 

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                            РАСПОРЯЖЕНИЕ
                   от 19 августа 2010 г. N 368-рп

 

        Об утверждении концепции областной целевой программы
     "Развитие образования Курской области на 2011 - 2013 годы"

 

     1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой  программы
"Развитие образования Курской области на 2011 - 2013 годы".
     2. Определить  государственным  заказчиком  областной   целевой
программы "Развитие образования Курской области на 2011 - 2013 годы"
(далее - Программа) комитет образования и науки Курской области.
     3. Установить, что прогнозный объем финансирования Программы за
счет средств областного бюджета  составляет 233743,0 тыс. рублей  
ценах соответствующих лет).
     4. Комитету образования и  науки Курской области (В.М.  Заикин)
обеспечить разработку проекта Программы и внесение его до 15.09.2010
в установленном порядке в Правительство Курской области.
     
Первый заместитель Губернатора -
Председатель Правительства
Курской области                                           А.С.ЗУБАРЕВ
     
     
     
     
     
                                                          Утверждена
                                                       распоряжением
                                       Правительства Курской области
                                      от 19 августа 2010 г. N 368-рп
     
                             КОНЦЕПЦИЯ
         ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
                КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ"

 

        I. Анализ проблемы за последние 3 - 5 лет и причины
                          ее возникновения
     
     В Концепции  долгосрочного  социально-экономического   развития
Российской   Федерации   на   период   до   2020   года   определена
стратегическая цель государственной политики в области образования -
повышение  доступности качественного  образования  в соответствии  с
требования   инновационного   развития  экономики   и   современными
потребностями общества.
     Важным фактором  модернизации   российского  образования   стал
приоритетный  национальный  проект  "Образование"  (далее  -  ПНПО),
который выступил не только катализатором развития образования, но  и
оказал существенное влияние на становление инновационной экономики.
     Так, в Курской области только в рамках реализации приоритетного
национального проекта "Образование" за четыре года из федерального и
областного бюджетов было выделено более 1 млрд. рублей.
     Сегодня 60% школьников  Курской области  обучаются в  условиях,
отвечающих современным требованиям к осуществлению  образовательного
процесса,  в  то  время  как  на  начало  реализации  проекта   этот
показатель составлял 20%.
     Укрепилась материально-техническая  база  школ,  что  позволило
повысить   образовательный    уровень   обучающихся.    Приобретение
компьютерных классов, интерактивных аппаратно-программных комплексов
дало   дополнительные   возможности  для   применения   компьютерных
технологий на уроках различных  предметных областей и во  внеурочной
деятельности.    Возникло    понимание    необходимости     развития
информационной  культуры  у  участников  образовательного  процесса.
Учителя  и   обучающиеся   овладели  новыми   методами  и   приемами
использования компьютерной техники в ходе образовательного процесса.
     Повысилась профессиональная    компетентность    педагогических
кадров в вопросах предпрофильной подготовки и профильного  обучения,
организации    исследовательской   деятельности.    К    традиционно
существующему физико-математическому прибавились следующие  профили:
оборонно-спортивный;    технологический;     социально-гуманитарный;
социально-экономический; агротехнологический;  химико-биологический;
физико-химический.
     Активизировалась работа   органов   общественного    управления
школой. В общеобразовательных учреждениях, расположенных в  сельской
местности,   создаются   попечительские   советы,   советы    школы,
управляющие  советы, основными  целями  которых являются:  повышение
самостоятельности    школы    в   решении    вопросов    организации
образовательного  процесса,  финансово-хозяйственной   деятельности,
развитие  инициативы  в  работе  школьного  коллектива,   содействие
организации  и  улучшению условий  труда  педагогических  работников
общеобразовательных учреждений и  др. В  практику работы школ  вошли
публичные отчеты по выполнению программ развития перед родителями  и
общественностью.
     Анализ программ   развития   общеобразовательных    учреждений,
получивших поддержку в рамках национального проекта, показывает, что
владение  информационными технологиями,  умение  заботиться о  своем
здоровье,  решать   проблемы  -   новые  составляющие   современного
востребованного обществом качества образования.
     Наибольшую общественную  поддержку  получили инновации  школ  в
области  информатизации  и  развития  информационно-коммуникационных
технологий,  что является  важным  фактором становления  и  развития
экономики знаний.
     В рамках   реализации   приоритетного   национального   проекта
"Образование"  736   общеобразовательных  учреждений  (ОУ)   Курской
области подключены к сети "Интернет".
     Мониторинг оснащения  общеобразовательных  учреждений   Курской
области компьютерным оборудованием за  2006 - 2010 годы  показывает,
что увеличивается количество персональных компьютеров,  используемых
в  ОУ,   прослеживается  положительная  динамика   в  оснащении   ОУ
современной   телекоммуникационной    техникой   и    мультимедийным
оборудованием.
     С целью  исключения  доступа  обучающихся   общеобразовательных
учреждений  Курской  области к  интернет-ресурсам,  несовместимым  с
задачами    их   образования    и    воспитания,   все    компьютеры
общеобразовательных учреждений Курской области, подключенные к  сети
"Интернет", обеспечены системой контентной фильтрации ("Персональный
клиент фильтрации") интернет-ресурсов.
     С сентября 2009  года в  Курской области  проводится работа  по
реализации   проекта   "Обеспечение   поддержки   внедрения   пакета
свободного  программного   обеспечения  образовательных   учреждений
Российской Федерации".
     В рамках  создания  единого  информационного   образовательного
пространства Курской области  комитетом образования и науки  Курской
области    обеспечено    взаимодействие    с    группой     компаний
ФинПромМаркет-XXI  АВЕРС  по  использованию  в  ОУ  и  ДОУ   региона
автоматизированных систем управления.
     Большое значение   в   развитии   образовательных    технологий
приобретает  оснащение  общеобразовательных  учреждений  современным
учебным  оборудованием.  В  2006  - 2008  годах  в  Курской  области
закуплено и поставлено  380 комплектов учебного и  учебно-наглядного
оборудования за  счет  средств федерального  и областного  бюджетов.
Поступившее  оборудование  успешно  используется  в  образовательном
процессе. Организуется повышение квалификации учителей для работы  с
новым учебным оборудованием. В рамках реализации данного направления
приоритетного  национального проекта  созданы  условия и  определены
требования к комплектности и  качеству оборудования, что позволит  в
дальнейшем   муниципалитетам    в   рамках   собственных    программ
модернизации образования приобретать оборудование с целью обеспечить
все школы в полном объеме.
     В рамках   национального    проекта   нововведения    затронули
воспитание - одну  из важных функций  образования. Впервые в  рамках
национального   проекта   нормативно  закреплен   статус   классного
руководителя,  и  данный   вид  деятельности  включен  в   структуру
заработной  платы  учителя,   что  значительно  повысило   мотивацию
педагогических    работников    к    осуществлению    воспитательной
деятельности.
     В 2006  -  2010  годах  ежегодно  денежное  вознаграждение   за
выполнение  функций классного  руководителя  получали более  9  тыс.
учителей общеобразовательных учреждений.
     Это позитивно  сказалось   на   повышении  доступности   общего
образования. Снизился  удельный вес несовершеннолетних,  совершивших
преступления, более чем на 10 процентов.
     В течение  2009   года   в  Курской   области  шло   масштабное
общественное и  профессиональное  обсуждение концепции  национальной
образовательной инициативы "Наша новая школа". В обсуждении  приняли
участие учителя, родители, ученики, представители общественности.
     В целях реализации концепции  "Наша новая школа"  распоряжением
Правительства Курской области от 29.03.2010 N 121-рп утвержден  план
первоочередных действий по модернизации общего образования в Курской
области  на 2010  год,  в  котором определены  основные  направления
развития образования Курской области:
     1. Поэтапное     внедрение    федерального     государственного
образовательного стандарта (ФГОС).
     В 2010   году  в   области   проводится  работа   по   созданию
организационно-педагогических       условий       для       перехода
общеобразовательных учреждений  на  образовательный стандарт  нового
поколения.
     В настоящее время  утвержден стандарт  начальной школы  (1 -  4
класс). Обязательное его введение  начнется с 1 сентября 2011  года.
Школам  предстоит   разработать   свои  образовательные   программы.
Завершается разработка стандарта для основной и старшей школы.
     На базе  КИНПО  (ПКиПП)  СОО  через  курсовые  мероприятия  для
учителей  начальных   классов,   руководителей  школ,   специалистов
муниципальных методических служб проводится  учебно-просветительская
работа,   разъясняется   содержание,  структура,   специфика   ФГОС.
Разработан  план  мероприятий  по подготовке  к  введению  стандарта
нового  поколения, организованы  семинары  для слушателей  различных
категорий   совместно   с   издательством   "Просвещение",   ведется
разработка   методических   материалов  для   специалистов   отрасли
образования, подготовлен специальный выпуск журнала  "Педагогический
поиск", в котором публикуются материалы, связанные с введением ФГОС.
     Планируется организация         мониторинга          готовности
общеобразовательных учреждений  и школ-интернатов, расположенных  на
территории Курской области, к введению федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
     Органами управления   образованием  муниципальных   районов   и
городских округов разрабатываются  комплексные планы мероприятий  по
подготовке  и  введению  с  2011/2012  учебного  года   федерального
государственного   образовательного  стандарта   начального   общего
образования.
     2. Развитие системы поддержки талантливых детей.
     Сегодня в  нашем регионе  эта  работа осуществляется  в  рамках
областной подпрограммы "Одаренные дети".
     Ее результатом  является увеличение  доли  детей, включенных  в
государственную  систему выявления,  развития  и адресной  поддержки
одаренных детей,  в общей численности  детского населения  школьного
возраста до 35%.
     В целях создания непрерывной системы работы с одаренными детьми
на весенних  каникулах  впервые  прошли сборы  обучающихся  с  целью
подготовки  их  к  заключительному  этапу  Всероссийской   олимпиады
школьников.
     По результатам  заключительного этапа  Всероссийской  олимпиады
школьников в  2010 году  в  Курской области  3 победителя:  Балицкий
Алексей - МОУ "СОШ N 11 с углубленным изучением отдельных предметов"
г.  Железногорска  (математика), Плохих  Игорь  -  МОУ  "СОШ N  6  с
углубленным  изучением  отдельных  предметов"  г.  Курска   (химия),
Маслова Полина - МОУ "Гимназия N 1" г. Железногорска (литература)  и
8 призеров  по литературе,  обществознанию, информатике,  экономике,
немецкому языку, физической культуре, основам православной культуры.
     3. Совершенствование учительского корпуса.
     Прошедшие годы  закрепили   некоторую  положительную   динамику
процессов, протекающих в кадровом обеспечении отрасли.
     Сегодня педагогический корпус области включает в себя около  15
тысяч  педагогических  работников  общеобразовательных   учреждений,
свыше 7 тысяч из них работают на селе.
     Абсолютное большинство  учителей   -  специалисты,   обладающие
высокой    профессиональной    компетентностью,    имеющие    высшее
профессиональное образование.
     Статистические данные свидетельствуют о планомерном  увеличении
числа  руководящих и  педагогических  работников, имеющих  высшую  и
первую  квалификационные категории.  На  01.01.2010 этот  показатель
составил 57%.
     Несмотря на ряд позитивных  изменений, произошедших в  кадровом
обеспечении   отрасли,   актуальным   остается   вопрос    кадрового
воспроизводства. Доля работающих пенсионеров составляет 16,3%, в  то
время как  молодых специалистов  со стажем  работы до  5 лет  только
6,6%.
     К сожалению,    по-прежнему    невысоким    остается    процент
учителей-мужчин, работающих в  отрасли. На  сегодня их только  около
15%.
     Планируется переход  к  новым  моделям  повышения  квалификации
учителя. В  первую очередь  речь идет  об индивидуальных  программах
повышения квалификации,  в  рамках которых  учитель может  осваивать
отдельные модули в короткий срок (например, в каникулярное время).
     Изменится и система  аттестации  педагогов. С  2011 года  кроме
аттестации   педагогических   работников   на   первую   и    высшую
квалификационную   категории  вводится   новый   вид  аттестации   -
аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой  должности.
Начнется  постепенный  в  течение  пяти  лет  переход  к  аттестации
педагогических работников  на подтверждение соответствия  занимаемой
должности. Кроме того, полномочия по аттестации полностью перейдут к
полномочиям органов управления образованием субъектов РФ.
     4. Изменение школьной инфраструктуры.
     В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и
другие условия,     обеспечивающие     развитие      образовательной
инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.
     За период с 2007 по  2009 годы построено и реконструировано  13
учебных заведений.
     В 2008 году  введены в эксплуатацию  2 школы  на 222 уч.  места
(школа в с.  2-е Поныри на  162 уч. места и  школа в с.  Ефросимовка
Советского района на 60 уч. мест) и реконструирована  школа-интернат
в г. Дмитриеве на  80 мест. В 2009  году введена в эксплуатацию  2-я
Рождественская   школа   Медвенского   р-на  на   162   уч.   места,
реконструирована школа в  с. Мансурово Советского  района на 70  уч.
мест и  построен Детский  дом в  пос. Новоандросово  Железногорского
района на 100 мест.
     С 2007 года открыто 6 не функционирующих детских садов. В  2007
- 2009 годах построены и сданы в эксплуатацию 3 детских сада (NN  3,
135 г. Курска, детский сад в с. Мантурово).
     За счет  средств  областного  бюджета  проведена  реконструкция
здания детского сада в пос.  Кшенский Советского района на 40  мест.
Подготовлен к открытию после капитального ремонта Усланский  детский
сад Обоянского района на 50 мест. В г. Железногорске более 150 детей
принял  после  капитального  ремонта  детский  сад  N  12.   Ведется
реконструкция зданий детских  садов в Кореневском, Курском  районах,
г. Курске.
     В 2010  году  в  рамках  федеральной  целевой  программы  "Дети
России",  подпрограммы  "Дети   и  семья"  на   2007  -  2010   годы
предусмотрено начало реконструкции объекта "Октябрьская  специальная
(коррекционная) школа-интернат для  детей-сирот и детей,  оставшихся
без  попечения  родителей,  с  отклонениями  в  развитии  с  лимитом
финансирования 9,63 млн. рублей.
     Губернатором Курской   области   утвержден   План    проведения
капитальных   ремонтов   областных   и   муниципальных    учреждений
образования в 2010 году, который предусматривает проведение ремонтов
в 57 учреждениях образования на сумму 90,2 млн. рублей.
     5. Сохранение и укрепление здоровья школьников.
     Уже разрабатываются  федеральные требования  к  образовательным
учреждениям в части охраны здоровья детей. Ведется  целенаправленная
работа по увеличению  количества и  качества занятий физкультурой  в
школе. В  целях выполнения рекомендаций  Министерства образования  и
науки РФ в 44 общеобразовательных учреждениях области введен 3-й час
физической культуры за счет школьного компонента.
     В марте 2010  года  завершена работа  по формированию  сборника
методических рекомендаций  по работе с  детьми-инвалидами на  уроках
физической культуры.
     На сегодняшний день в системе образования области функционируют
27 детско-юношеских спортивных школ с общим количеством  обучающихся
12755 человек на 147 отделениях по 20 видам спорта.
     В соответствии     с      календарным     планом      областных
спортивно-массовых   мероприятий   ежегодно   проводится   областная
спартакиада обучающихся общеобразовательных школ по 13 видам спорта,
в которой принимают участие  сборные команды из 33  административных
единиц региона.
     Традиционно проводится более 55 зональных и финальных областных
соревнований с общим охватом около 9 тысяч обучающихся.
     Одновременно с   проведением   областной   спартакиады    среди
обучающихся проводятся районные и городские соревнования по 5  видам
спорта.
     С целью развития массового детско-юношеского спорта по договору
с ООО "Газпром трансгаз Москва" в  апреле - мае 2010 года введены  в
эксплуатацию 23  многопрофильных спортивных  площадок на  территории
образовательных учреждений  Курской области.  Это позволит  улучшить
качество физического воспитания.
     В течение 2008 -  2009 годов были  построены спортивные залы  в
Поныровской   СОШ   Поныровского   района,   Верхнерагозецкой   СОШ,
Мансуровской   ООШ  Советского   района,   2-й  Рождественской   СОШ
Медвенского  района.  В  2009  году  произведен  капитальный  ремонт
спортивного    зала    Солнцевской    СОШ    Солнцевского    района,
Черкасскопореченской   СОШ   Суджанского  района,   Солдатской   СОШ
Фатежского района.
     При активной  поддержке  органов, осуществляющих  управление  в
сфере  образования  муниципальных  районов и  городских  округов,  в
большинстве ДЮСШ области созданы группы общей физической  подготовки
для всех желающих детей  и подростков в возрасте от  7 до 17 лет.  В
результате  этой  деятельности  в  систематические   оздоровительные
занятия вовлечены свыше 45 тысяч обучающихся.
     Спортивные массовые  мероприятия  проводятся  не  только  среди
обучающихся общеобразовательных учреждений, но и среди воспитанников
детских   домов,   школ-интернатов,   специальных    (коррекционных)
образовательных   школ,   детей-инвалидов,   обучающихся   категории
"трудных" подростков.
     К проведению спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий в
области привлечено более тысячи педагогов, в том числе: 769 учителей
общеобразовательных учреждений    и   370    тренеров-преподавателей
учреждений дополнительного образования детей.
     По данным комитета здравоохранения Курской области, 57,3% детей
в возрасте до 14 лет  имеют хронические заболевания. За последние  5
лет  на  первые  места  в  ранговой  таблице  заболеваемости   среди
школьников  занимают   болезни   органов  дыхания,   костно-мышечной
системы, органов пищеварения.
     В 2010 году у детей  и подростков наблюдается рост  заболеваний
костно-мышечной системы (на 38%), нервной системы (на 30%).
     Основными причинами  серьезного  ухудшения  состояния  здоровья
детей, обучающихся в различных образовательных учреждениях, являются
неблагоприятные  социально-экономические  и  экологические   условия
жизни, значительные  нервно-эмоциональные  нагрузки, испытываемые  в
процессе  обучения, высокая  частота  факторов поведенческого  риска
(нарушений режима дня, питания, вредных привычек, низкой  физической
активности).
     Вместе с тем, в  50% школ с  количеством обучающихся более  100
человек  еще не  созданы  условия для  функционирования  медицинских
кабинетов. В настоящее  время лицензии на осуществление  медицинской
деятельности   имеют  только   89   медицинских  кабинета.   Из   84
общеобразовательных учреждений, не имеющих лицензии, на  сегодняшний
день  в  медицинских  блоках 27  общеобразовательных  школ  проведен
ремонт (32,1%), в 44 - проводится  (52,4%), в 13 - еще не  начинался
(15,5%).
     В 11 общеобразовательных  учреждениях  имеются свидетельства  о
государственной  регистрации  права,  в  13  -  подготовлены  пакеты
документов  и  в  39  - проводятся  мероприятия  для  его  получения
(75,0%).
     Медицинское обслуживание   обучающихся  в   общеобразовательных
учреждениях области возложено на медицинских работников, находящихся
в штатах общеобразовательных учреждений и учреждений здравоохранения
- 36 и 34 соответственно. В 16 общеобразовательных учреждениях,  или
19,0%, ставки медицинских работников еще не введены. 57  медицинских
работников прошли курсы повышения квалификации (67,8%).
     В 9  общеобразовательных  учреждениях  области   обеспеченность
медицинским оборудованием и инструментарием в соответствии с  СанПиН
составляет 100%, в 45 - (65,5%) - частично, в 30 - (37,5%) - еще  не
приобреталось.
     В целях   создания   благоприятных   факторов,   способствующих
снижению  заболеваемости  детей  и  улучшению  здоровья  школьников,
большее  внимание   необходимо   уделить  качественной   организации
сбалансированного  горячего  питания,  медицинского  обслуживания  и
спортивных занятий школьников.
     За последние   годы   произошла   значительная   диверсификация
учреждений профессионального образования. В области функционируют 23
учреждения  начального  профессионального  образования,  42  средних
специальных    учебных    заведения,    27    учреждений     высшего
профессионального образования.
     Продолжается структурно-содержательная    модернизация     сети
учреждений начального  профессионального  образования в  направлении
удовлетворения рынка труда области квалифицированными кадрами.
     Внесены изменения  в   структуру  подготовки  рабочих   кадров,
оперативно пересматривается перечень  профессий, по которым  ведется
обучение  рабочих  и  специалистов.  Повышение  качества  подготовки
рабочих  кадров,  ориентация профилей  обучения  на  потребительский
спрос  способствовали  росту востребованности  выпускников.  Уровень
трудоустройства несмотря на кризисные  явления в 2009 году  составил
91,7%.
     Произошло качественное  обновление  среднего  профессионального
образования,  интеграция  с  другими  образовательными  структурами,
формирование  современной  системы  управления,  которая   соединяет
региональные и межрегиональные, отраслевые и межотраслевые  интересы
и   потребности.   В  области   действуют   четыре   интегрированных
учреждения,   реализующих    программы    начального   и    среднего
профессионального образования.
     В Курской  области сформировалась  многофункциональная  система
высшего  профессионального  образования. Вузы  региона  представляют
широкий    перечень    качественных    образовательных    услуг    и
специальностей.
     Становится более   значительным   вклад  вузов   как   крупного
работодателя в региональное  развитие. Идет внедрение  инновационных
технологий  в  образовательный  процесс  подготовки  специалистов  с
высшим  образованием, создание  инновационного  вида высших  учебных
заведений: университетских  комплексов,  бизнес-школ, технопарков  и
т.д.
     Осуществляется переход на  двухуровневую систему образования  -
бакалавриат и магистратуру.
     В Курской   области  действует   116   научных  школ,   ведется
научно-исследовательская работа по 138 направлениям.
     Многие научные школы курских вузов имеют заслуженное уважение и
авторитет не только в России, но и за рубежом.
     Активно развивается  международное  сотрудничество  с   Данией,
Чехией, Колумбией, Венгрией, Болгарией, Германией,  Великобританией,
Австрией и другими странами.  В ведущих курских вузах  (Юго-Западный
университет,  КГУ,  КГСХА,   КГМУ)  проходят  обучение  более   1300
студентов из 32 стран мира.
     В то же время  в условиях динамичного  социально-экономического
развития Курской области достигнутые результаты в образовании уже не
могут в  полной мере удовлетворить  потребности личности,  общества,
рынка труда и социальных  заказчиков, не полностью решают задачи  по
вкладу  образования  в  социально-экономическое  и   социокультурное
развитие Курской области.
     Продолжает оставаться  актуальным  совершенствование   качества
образования,  развитие его  доступности  и эффективности,  овладение
выпускниками образовательных учреждений ключевыми знаниями, умениями
и компетентностью,  необходимыми для  продолжения самообразования  и
обеспечения конкурентоспособности на рынке труда.
     Недостаточным является  влияние   образования  на   гражданское
становление  молодежи,   формирование   ее  ценностных   ориентаций,
мотивацию к здоровому образу жизни.
     Улучшение демографической ситуации  в  Курской области  требует
принятия мер по обеспечению доступности дошкольного образования  для
широких слоев населения.
     На 01.01.2010  охват  детей  дошкольным  образованием  составил
53,4%, что не удовлетворяет потребность граждан.
     Устаревшая материально-техническая       база        учреждений
дополнительного образования не  позволяет в полном объеме  проводить
занятия     секций    и     кружков.     Работа    по     укреплению
материально-технической базы требует дополнительного финансирования.
Необходим  ремонт  помещений,   обновление  и  пополнение   учебного
оборудования,  из-за  отсутствия  транспортных  средств   прекращена
практика проведения экскурсий и выездных семинаров.
     Все это  свидетельствует  о необходимости  продолжения  работы,
направленной на решение всего комплекса проблем развития образования
программными методами, и об актуальности этой работы.
     
          III. Обоснование целесообразности решения проблемы
                     программно-целевым методом
     
     Несмотря на  ряд  позитивных сдвигов,  произошедших  в  системе
образования в  ходе реализации  приоритетного национального  проекта
"Образование", и  увеличение  бюджетных расходов  на образование,  в
настоящее  время  сохраняются многочисленные  проблемы,  которые  не
позволяют говорить  о  том, что  процесс  модернизации данной  сферы
удовлетворяет общество.
     Программа как  организационная  основа  реализации  политики  в
области образования представляет  собой комплекс взаимоувязанных  по
ресурсам и  срокам  мероприятий, отражающих  изменения в  структуре,
содержании   и   технологиях   образования,   системе    управления,
организационно-правовых     формах     субъектов     образовательной
деятельности и финансово-экономических механизмах.
     Кроме того, мероприятия Программы носят комплексный характер  и
затрагивают  все  субъекты   системы  образования.  Решение   задач,
поставленных в Программе,  невозможно осуществить в рамках  текущего
финансирования,  направленного  исключительно  на   подведомственные
учреждения.
     Реализация программно-целевым  методом  комплекса   мероприятий
регионального масштаба, затрагивающих  систему образования в  целом,
предусматривает создание централизованных механизмов их координации,
а также формирование системы  индикаторов и показателей изменений  в
сфере образования.
     
             IV. Ориентировочные сроки решения проблемы
                     программно-целевым методом
     
     Срок реализации Программы: 2011  - 2013 годы. Этапы  реализации
Программы   не   выделяются   в   связи   с   тем,   что    ежегодно
предусматривается реализация взаимоувязанных комплексов мероприятий.
     
        V. Предложения по целям и задачам Программы, целевым
          индикаторам (показателям), позволяющим оценивать
                     ход ее реализации по годам
     
     Целью Программы является  внедрение  механизмов формирования  и
реализации современной модели образования, обеспечивающей  повышение
доступности качественного образования в соответствии с  требованиями
инновационного   развития  экономики,   современными   потребностями
общества и каждого гражданина.
     Задачи Программы:
     1) внедрение  в  систему  образования  эффективных  механизмов,
обеспечивающих его соответствие требованиям экономики, основанной на
знаниях;
     2) создание   оптимальных   условий  для   повышения   качества
образовательного   процесса,   внедрение   в   систему   образования
эффективных   механизмов   оценки   качества   и    востребованности
образовательных услуг;
     3) внедрение  эффективных механизмов  организации  непрерывного
профессионального   образования,    подготовки   и    переподготовки
профессиональных  кадров,  обеспечивающих  возможность  формирования
индивидуальной  образовательной  траектории  для  профессионального,
карьерного и личностного роста.
     Достижение цели и решение задач Программы обеспечиваются  путем
реализации  системы  программных мероприятий  по  ряду  направлений.
Задача  обеспечения  инновационного характера  базового  образования
обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим
направлениям:
     1) поэтапное     внедрение    федерального     государственного
образовательного стандарта;
     2) развитие системы поддержки талантливых детей;
     3) совершенствование учительского корпуса;
     4) сохранение и укрепление здоровья школьников;
     5) изменение инфраструктуры образовательных учреждений;
     6) расширение самостоятельности образовательных учреждений;
     7) укрепление   материально-технической   базы    муниципальных
общеобразовательных учреждений.
     Выполнение мероприятий   Программы   планируется   освещать   в
средствах  массовой   информации,   что,  в   свою  очередь,   будет
способствовать формированию  положительного имиджа Курской  области,
распространению информации о системе образования в Курской области.
     Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:
     доля граждан,  удовлетворенных   полученным  образованием   (по
результатам социологических исследований);
     охват выпускников, участвующих в ЕГЭ;
     охват выпускников, сдавших ЕГЭ;
     доля обучающихся  в  современных  условиях,  от  общего   числа
обучающихся на всех уровнях образования;
     доля образовательных     учреждений    начального,     среднего
профессионального      образования,      оснащенных      современным
высокотехнологичным     учебно-лабораторным     оборудованием      и
информационно-коммуникационными образовательными ресурсами;
     уровень трудоустройства         выпускников          учреждений
профессионального образования;
     доля обучающихся,   принявших   участие  во   всероссийских   и
областных массовых мероприятиях;
     увеличение охвата    обучающихся    10    -    11-х     классов
общеобразовательных  учреждений  программами  профильного   изучения
предметов от общего числа обучающихся 10 - 11-х классов;
     охват детей услугами дошкольного образования;
     охват детей,   имеющих   ограниченные   возможности   здоровья,
различными видами специальной (коррекционной) помощи;
     доля обучающихся, получающих горячее  питание в соответствии  с
нормативными требованиями;
     доля общеобразовательных        учреждений,        обеспеченных
широкополосным доступом к сети "Интернет" со скоростью 128 кбит/с;
     увеличение доли детей-инвалидов, обучающихся в различных формах
образования, в том числе интегрированных, надомных, дистанционных;
     доля учителей   образовательных   учреждений,   имеющих    стаж
педагогической  работы  до  5  лет,  в  общей  численности  учителей
образовательных учреждений;
     доля работников    образования,    прошедших    аттестацию    в
соответствии с новым порядком аттестации педагогических работников;
     повышение уровня   квалификации   преподавательского    состава
(увеличение количества учителей, прошедших повышение квалификации  и
переподготовку).
     Оценка эффективности  реализации Программы  производится  путем
сравнения фактически достигнутых  в результате реализации  Программы
индикаторов и показателей с запланированными; сравнения фактического
объема финансирования мероприятий Программы с запланированным.
     На основе проведенной эффективности реализации Программы  могут
быть сделаны следующие выводы:
     эффективность реализации Программы снизилась;
     эффективность реализации Программы находится на прежнем уровне;
     эффективность реализации Программы повысилась.
     Прогнозные значения целевых индикаторов и показателей Программы
приведены в приложении N 1 к указанной Программе.
     
       VI. Предложения по объемам и источникам финансирования
                             Программы
     
     Финансирование мероприятий     Программы      предусматривается
осуществлять за счет средств областного бюджета.
     Общие затраты   на  реализацию   Программы   за  счет   средств
областного бюджета  составляют 233743,0  тыс. рублей,  в том  числе:
2011 год - 77932,0 тыс. рублей, 2012 год - 77860,0 тыс. рублей, 2013
год - 77951,0 тыс. рублей.
     Распределение объемов   финансирования  мероприятий   Программы
приведено в приложении  N 2. Указанное распределение  осуществляется
за счет  средств  областного бюджета,  носит  прогнозный характер  и
подлежит   ежегодному   уточнению  в   установленном   порядке   при
формировании проектов областного бюджета.
     
        VII. Предварительная оценка эффективности Программы
     
     Эффективность Программы определяется на основе системы  целевых
индикаторов    и   показателей,    позволяющей    оценить   ход    и
результативность решения поставленных задач по ключевым направлениям
развития    образования    и     определить    его    влияние     на
социально-экономическое развитие Курской области.
     Социальные эффекты,  получаемые  в процессе  и  по  результатам
реализации Программы, оцениваются по следующим направлениям:
     1) переход на новые образовательные стандарты:
     организация и проведение государственной (итоговой)  аттестации
выпускников общеобразовательных учреждений  Курской области в  форме
ЕГЭ;
     обеспечение образовательных      учреждений       лицензионными
программными продуктами;
     подготовка руководящих  и педагогических  кадров  к введению  и
реализации  ФГОС  (начального  образования)  через  курсы  повышения
квалификации;
     разработка и  реализация  образовательных  программ   повышения
квалификации специалистов системы дошкольного образования на  основе
стандартов дошкольного образования нового поколения;
     оснащение образовательных учреждений среднего профессионального
образования учебно-наглядным    оборудованием    для     организации
лабораторно-практических занятий по педагогическим специальностям  в
соответствии    с    требованиями    федеральных     государственных
образовательных стандартов и среднего профессионального образования;
     2) развитие системы поддержки талантливых детей:
     проведение областных олимпиад профессионального мастерства;
     участие во    всероссийских    олимпиадах     профессионального
мастерства среди обучающихся начального и среднего профессионального
образования;
     создание молодежного лагеря  "Лидер" для  учреждений НПО,  СПО,
школ области;
     создание электронного банка данных и портфолио одаренных детей;
     3) совершенствование учительского корпуса:
     выплата денежного  поощрения  лучшим  учителям  по  результатам
конкурса, проводимого в  рамках приоритетного национального  проекта
"Образование";
     привлечение перспективных выпускников высших учебных  заведений
для работы  в  школах, предоставление  сведений  в федеральный  банк
вакансий;
     совершенствование работы      по     проведению      аттестации
педагогических работников;
     проведение областных    научно-практических   конференций    со
специалистами     специальных    (коррекционных)     образовательных
учреждений, издание методических материалов и рекомендаций;
     областные и всероссийские  массовые  мероприятия с  работниками
органов  управления   и  учреждений   образования,  обучающимися   и
воспитанниками     школ,     школ-интернатов,     детских     домов,
профессиональных   училищ,    лицеев   учреждений    дополнительного
образования детей, утвержденные планом работы комитета образования и
науки Курской области;
     централизованные мероприятия  комитета   образования  и   науки
Курской области:
     содержание детей в спецшколах в соответствии с договорами;
     изготовление и приобретение бланков, медалей, нагрудных знаков;
     4) изменение школьной инфраструктуры:
     приобретение и установка  программного и учебного  оборудования
для обеспечения  дистанционного образования детей-инвалидов  Курской
области ОГОУ "Центр образования "Новые технологии" Курской области;
     укрепление материально-технической       базы       специальных
(коррекционных)  образовательных   учреждений   для  обучающихся   и
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья:
     приобретение транспортных    средств   областным    учреждениям
дополнительного  образования   детей  для   подвоза  обучающихся   и
воспитанников на областные массовые мероприятия;
     капитальный ремонт   учреждений,   подведомственных    комитету
образования и науки Курской области;
     5) сохранение и укрепление здоровья школьников:
     предоставление субсидий    муниципальным    образованиям     на
дополнительное  финансирование  мероприятий по  организации  питания
обучающихся муниципальных образовательных учреждений;
     совершенствование семейных форм устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без  попечения  родителей,  воспитывающихся  в  областных
государственных    учреждениях    для    детей-сирот    (патронатное
воспитание);
     создание лагеря "Здоровое поколение";
     6) расширение самостоятельности образовательного учреждения:
     создание единой информационной сети учреждений  дополнительного
образования      по      вопросам       художественно-эстетического,
научно-технического,                         военно-патриотического,
социально-педагогического;
     ежеквартальный выпуск   сборников  учреждений   дополнительного
образования;
     выпуск теле-, радиорепортажей,  печатных статей по  результатам
работы отрасли образования.
     
          VIII. Предложения по государственным заказчикам,
               исполнителям и разработчикам Программы
     
     Государственным заказчиком    Программы    является     комитет
образования  и  науки  Курской  области.  Разработчиками   Программы
являются ОГОУ ДПО  "Курский институт непрерывного  профессионального
образования    (повышения     квалификации    и     профессиональной
переподготовки)    специалистов     отрасли    образования",     ОГУ
"Информационно-аналитический центр Курской области".
     Исполнителями мероприятий    Программы    являются:     комитет
образования и  науки  Курской области;  ОГОУ  ДПО "Курский  институт
непрерывного профессионального образования (повышения квалификации и
профессиональной переподготовки) специалистов отрасли  образования";
ОГУ "Информационно-аналитический  центр Курской  области"; ОГОУ  ДОД
"Областной центр  творческого развития  и гуманитарного  образования
детей и молодежи".
     
     
     
     
     
                                                      Приложение N 1
                             к Концепции областной целевой программы
                               "Развитие образования Курской области
                                                на 2011 - 2013 годы"
     
       ПРОГНОЗНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ
     ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КУРСКОЙ
                    ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ"
     
+-----------+-------------------------+-----------+------------------------------------------------------------+
|  N        | Наименование индикаторов|  Единица  |      Значения индикаторов и показателей Программы          |
| п/п       |  и показателей целей и  | измерения |                                                            |
|           |     задач Программы     |           |                                                            |
+-----------+-------------------------+-----------+-----------+-----------+------------------------------------+
| До начала |  1-й год                |   2-й год |  3-й год  | За период |
| реализации| реализации              | реализации| реализации| реализации|
| Программы | Программы               |  Программы| Программы | Программы |
|  2010 г.  |                         |           |           |           |
+-----------+-------------------------+-----------+-----------+-----------+                                    |
|       Цель: внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели                     |
|  образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с                |
| требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого                |
|                                           гражданина                                                         |
+--------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
|     Задача N 1. Внедрение в систему образования эффективных механизмов, обеспечивающих его                   |
|                   соответствие требованиям экономики, основанной на знаниях                                  |
+-----------+-------------------------+-----------+-----------+-----------+------------+-----------+-----------+
|  1.       | Доля граждан,           | процентов |    66     |    70     |     72     |    74     |    74     |
|           | удовлетворенных         |           |           |           |            |           |           |
|           | полученным образованием |           |           |           |            |           |           |
|           | (по результатам         |           |           |           |            |           |           |
|           | социологических         |           |           |           |            |           |           |
|           | исследований)           |           |           |           |            |           |           |
+-----------+-------------------------+-----------+-----------+-----------+------------+-----------+-----------+
|  2.       | Доля обучающихся,       | процентов |    89     |    91     |     93     |    95     |    95     |
|           | принявших участие во    |           |           |           |            |           |           |
|           | всероссийских и         |           |           |           |            |           |           |
|           | областных массовых      |           |           |           |            |           |           |
|           | мероприятиях            |           |           |           |            |           |           |
+-----------+-------------------------+-----------+-----------+-----------+------------+-----------+-----------+
|  3.       | Увеличение охвата       | процентов |    60     |    65     |     70     |    80     |    80     |
|           | обучающихся 10 - 11-х   |           |           |           |            |           |           |
|           | классов                 |           |           |           |            |           |           |
|           | общеобразовательных     |           |           |           |            |           |           |
|           | учреждений программами  |           |           |           |            |           |           |
|           | профильного изучения    |           |           |           |            |           |           |
|           | предметов от общего     |           |           |           |            |           |           |
|           | числа обучающихся 10 -  |           |           |           |            |           |           |
|           | 11-х классов            |           |           |           |            |           |           |
+-----------+-------------------------+-----------+-----------+-----------+------------+-----------+-----------+
|  4.       | Охват детей, имеющих    | процентов |    55     |    60     |     65     |    70     |    70     |
|           | ограниченные возможности|           |           |           |            |           |           |
|           | здоровья, различными    |           |           |           |            |           |           |
|           | видами специальной      |           |           |           |            |           |           |
|           | (коррекционной) помощи  |           |           |           |            |           |           |
+-----------+-------------------------+-----------+-----------+-----------+------------+-----------+-----------+
|  5.       | Увеличение доли         | процентов |    18     |    20     |     22     |    25     |    25     |
|           | детей-инвалидов,        |           |           |           |            |           |           |
|           | обучающихся в различных |           |           |           |            |           |           |
|           | формах образования, в   |           |           |           |            |           |           |
|           | том числе               |           |           |           |            |           |           |
|           | интегрированных,        |           |           |           |            |           |           |
|           | надомных, дистанционных |           |           |           |            |           |           |
+-----------+-------------------------+-----------+-----------+-----------+------------+-----------+-----------+
|  6.       | Охват детей услугами    | процентов |    53,4   |    55     |     57     |    60     |    60     |
|           | дошкольного образования |           |           |           |            |           |           |
+-----------+-------------------------+-----------+-----------+-----------+------------+-----------+-----------+
|  7.       | Охват выпускников,      | процентов |    97,4   |    97,6   |     97,8   |    98     |    98     |
|           | участвующих в ЕГЭ       |           |           |           |            |           |           |
+-----------+-------------------------+-----------+-----------+-----------+------------+-----------+-----------+
|  8.       | Охват выпускников,      | процентов |    98,7   |    98,8   |     98,9   |    99     |    99     |
|           | сдавших ЕГЭ             |           |           |           |            |           |           |
+-----------+-------------------------+-----------+-----------+-----------+------------+-----------+-----------+
|   Задача N 2. Создание оптимальных условий для повышения качества образовательного процесса,                 |
|   внедрение в систему образования эффективных механизмов оценки качества и востребованности                  |
|                                     образовательных услуг                                                    |
+-----------+-------------------------+-----------+-----------+-----------+------------+-----------+-----------+
|  9.       | Доля учителей           | процентов |     6,6   |     7,0   |      8,0   |     8,6   |     8,6   |
|           | образовательных         |           |           |           |            |           |           |
|           | учреждений, имеющих стаж|           |           |           |            |           |           |
|           | педагогической работы до|           |           |           |            |           |           |
|           | 5 лет, в общей          |           |           |           |            |           |           |
|           | численности учителей    |           |           |           |            |           |           |
|           | образовательных         |           |           |           |            |           |           |
|           | учреждений              |           |           |           |            |           |           |
+-----------+-------------------------+-----------+-----------+-----------+------------+-----------+-----------+
| 10.       | Доля работников         | процентов |     0,0   |    10     |     30     |    50     |    50     |
|           | образования, прошедших  |           |           |           |            |           |           |
|           | аттестацию в            |           |           |           |            |           |           |
|           | соответствии с новым    |           |           |           |            |           |           |
|           | порядком аттестации     |           |           |           |            |           |           |
|           | педагогических          |           |           |           |            |           |           |
|           | работников              |           |           |           |            |           |           |
+-----------+-------------------------+-----------+-----------+-----------+------------+-----------+-----------+
| 11.       | Доля обучающихся в      | процентов |    60     |    63     |     65     |    70     |    70     |
|           | современных условиях, от|           |           |           |            |           |           |
|           | общего числа обучающихся|           |           |           |            |           |           |
|           | на всех уровнях         |           |           |           |            |           |           |
|           | образования             |           |           |           |            |           |           |
+-----------+-------------------------+-----------+-----------+-----------+------------+-----------+-----------+
| 12.       | Доля обучающихся,       | процентов |    63     |    69     |     73     |    75     |    75     |
|           | получающих горячее      |           |           |           |            |           |           |
|           | питание в соответствии с|           |           |           |            |           |           |
|           | нормативными            |           |           |           |            |           |           |
|           | требованиями            |           |           |           |            |           |           |
+-----------+-------------------------+-----------+-----------+-----------+------------+-----------+-----------+
| 13.       | Доля образовательных    | процентов |    92     |   100     |    100     |   100     |   100     |
|           | учреждений, обеспеченных|           |           |           |            |           |           |
|           | широкополосным доступом |           |           |           |            |           |           |
|           | к сети "Интернет" со    |           |           |           |            |           |           |
|           | скоростью 128 кбит/с    |           |           |           |            |           |           |
+-----------+-------------------------+-----------+-----------+-----------+------------+-----------+-----------+
|    Задача N 3. Внедрение эффективных механизмов организации непрерывного профессионального                   |
|  образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, обеспечивающих возможность                |


Информация по документу
Читайте также