Расширенный поиск

постановление Главы Администрации Курской области от 05.08.1996 № 394

 


                ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 5 августа 1996 г. N 394

           О Порядке организации и проведения конкурсов
               по размещению инвестиционных ресурсов
                за счет средств областного бюджета
               на возвратной основе или на условиях
              увеличения доли областной собственности

                                    Утратил силу - постановление
                                    Губернатора Курской области
                                       от 11.08.2005 г. N 590

     В соответствии  с   Постановлением  Правительства   Российской
Федерации  от 1  мая  1996 года  N  534 "О  стимулировании  частных
инвестиций  в  Российской Федерации,  во  исполнение  постановления
главы  администрации  области  от 3.06.1996  N  285  "Постановление
Правительства Российской  Федерации от  1 мая  1996 года  N 534  "О
дополнительном  стимулировании  частных  инвестиций  в   Российской
Федерации" и в целях эффективного использования средств  областного
бюджета для  финансирования инвестиционных  проектов на  возвратной
основе  или на  условиях  увеличения доли  областной  собственности
постановляю:
     1. Утвердить  Порядок организации  и  проведения конкурсов  по
размещению  инвестиционных  ресурсов  за  счет  средств  областного
бюджета  на  возвратной  основе или  на  условиях  увеличения  доли
областной собственности.
     2. Создать  областную   конкурсную   комиссию  по   размещению
инвестиционных ресурсов в составе согласно приложению.
     3. Утвердить  Временное  положение  об  областной   конкурсной
комиссии по размещению инвестиционных ресурсов.
     4. Контроль за выполнением настоящего постановления  возложить
на первого заместителя главы администрации области Тынникова В.В.
     5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

                                                Глава администрации
                                                           В.ШУТЕЕВ





                                                          Утвержден
                                                     постановлением
                                              администрации области
                                         от 5 августа 1996 г. N 394

                              ПОРЯДОК
                ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ
               ПО РАЗМЕЩЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
                ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
               НА ВОЗВРАТНОЙ ОСНОВЕ ИЛИ НА УСЛОВИЯХ
              УВЕЛИЧЕНИЯ ДОЛИ ОБЛАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

                        1. Общие положения

     1.1. Настоящий   Порядок    разработан   в   соответствии    с
Постановлением Правительства  Российской  Федерации от  1 мая  1996
года N 534  "О дополнительном  стимулировании частных инвестиций  в
Российской Федерации"  и на основании  Методических рекомендаций  о
порядке   организации   и  проведения   конкурсов   по   размещению
централизованных инвестиционных ресурсов, утвержденных Минэкономики
России, Минфином России и Минстроем России от 20 декабря 1994 г.  N
ЕЯ-152.
     Основными целями    конкурсного   размещения    инвестиционных
ресурсов являются повышение инвестиционной активности и привлечение
средств инвесторов  по прибыльным  направлениям развития  экономики
области,  осуществление  отбора  инвестиционных  проектов  с  целью
мобилизации  и  использования  внутренних  инвестиционных  ресурсов
области.
     1.2. Порядок  конкурсного  размещения выделяемых  ресурсов  по
коммерческим    инвестиционным     проектам    (далее     именуются
инвестиционные проекты)  определяет этапы и  условия организации  и
проведения конкурса, права и обязанности организаторов и участников
конкурса,   основные  требования   к   конкурсной  документации   и
конкурсным  предложениям  участников, процедуру  рассмотрения  этих
предложений, а также оформление результатов конкурсов.

               2. Субъекты инвестиционного конкурса

     2.1. Конкурсный отбор  инвестиционных проектов  осуществляется
областной  конкурсной   комиссией   по  размещению   инвестиционных
ресурсов (далее именуется Комиссия).
     2.2. По инвестиционным  проектам,  представляемым на  конкурс,
проводится многоканальная экспертиза.
     2.3. Проведение    всесторонней   экспертизы    инвестиционных
проектов на основе бизнес-планов (приложение 1) организует  комитет
по экономике и прогнозированию администрации области.
     Для проведения экспертизы инвестиционных проектов привлекаются
структурные подразделения администрации области и при необходимости
- независимые эксперты, инвестиционные центры.
     2.4. Участниками конкурса являются юридические или  физические
лица,   выступающие   в   качестве   претендента   по    отдельному
инвестиционному проекту.
     2.5. Требования, предъявляемые  ко  всем участникам  конкурса,
являются   одинаковыми,   соответствуют   принципам   равенства   и
объективности оценок  предложений, что создает  условия для  выбора
наиболее эффективных инвестиционных проектов.

            3. Условия конкурсного размещения ресурсов
                    по инвестиционным проектам

     3.1. Право  на  получение  областной  поддержки  в  результате
конкурсного  отбора  имеют  инвестиционные  проекты,  связанные,  в
первую очередь, с развитием "точек роста" экономики области.
     Срок окупаемости указанных проектов  не должен превышать  двух
лет с момента  получения средств  областного бюджета на  возвратной
основе или на условиях увеличения доли областной собственности.
     Приоритетное право  на  получение  областной  поддержки  имеют
высокоэффективные проекты с наименьшими сроками окупаемости.
     3.2. Объем   долевого   участия   области   в   финансировании
инвестиционного проекта устанавливается:
     - для  вновь  начинаемого  объекта вложения  инвестиций  -  от
сметной стоимости проекта;
     - для переходящего объекта вложения инвестиций - от остаточной
сметной стоимости проекта;
     Не включаются  в   стоимость  инвестиционного  проекта   ранее
произведенные  затраты  на  создание  основных  фондов,  пополнение
оборотных средств и другие расходы, непосредственно не связанные  с
реализацией проекта.
     3.3. Источниками собственных средств претендента, направляемых
на финансирование проекта, являются:
     - прибыль (фонд накопления) на начало реализации проекта;
     - разница между начисленной и использованной амортизацией;
     - средства от продажи  акций в объеме  их поступлений на  счет
претендента на начало реализации проекта.
     Для субъектов малого предпринимательства, кроме того, в  объем
собственных  средств,   направляемых  на  финансирование   проекта,
включаются   прибыль,   начисленная   амортизация,   получаемые   в
результате   производственной   деятельности  в   период   создания
производственных мощностей по данному проекту.
     3.4. Представляемые   на   конкурс   инвестиционные    проекты
классифицируются по следующим категориям:
     категория А - проекты, обеспечивающие производство  продукции,
не  имеющей  зарубежных  аналогов,  при  условии  защищенности   ее
отечественными патентами или аналогичными зарубежными документами;
     категория Б - проекты, обеспечивающие производство  экспортных
товаров несырьевых  отраслей, имеющих  спрос на  внешнем рынке,  на
уровне лучших мировых образцов;
     категория В    -    проекты,    обеспечивающие    производство
импортозамещающей продукции с  более низким уровнем  цен на нее  по
сравнению с импортируемой;
     категория Г - проекты, обеспечивающие производство  продукции,
пользующейся спросом на внутреннем рынке.
     3.5. Решение об оказании поддержки за счет средств  областного
бюджета для  реализации прошедших  конкурсный отбор  инвестиционных
проектов принимается Комиссией.
     Размер поддержки, предоставляемой  за счет средств  областного
бюджета, выделяемых на возвратной основе или на условиях увеличения
доли  областной  собственности, устанавливается  в  зависимости  от
категории проекта и  не может превышать  (в процентах от  стоимости
проекта):

                    При сроках окупаемости При сроках окупаемости
                           до 2 лет до 1 года

    для проектов категории А - до 50 процентов; до 70 процентов;
    для проектов категории Б - до 40 процентов; до 60 процентов;
    для проектов категории В - до 30 процентов; до 50 процентов;
    для проектов категории Г - до 60 процентов; до 80 процентов.

     Для высокоэффективных  инвестиционных  проектов  категории   Г
агропромышленного  направления  доля  поддержки  за  счет   средств
областного бюджета на возвратной основе или на условиях  увеличения
доли областной собственности может составлять до 100 процентов.
     Средства на  оказание   областной  поддержки  для   реализации
инвестиционных  проектов  предусматриваются  в  проекте  областного
бюджета на очередной год.
     3.6. Претендент,   победивший   на  конкурсе   по   размещению
инвестиционных  ресурсов,   имеет  право   выбора  следующих   форм
областной поддержки для реализации инвестиционного проекта:
     а) предоставление  средств  областного бюджета  на  возвратной
основе на срок не более 24 месяцев;
     б) предоставление   инвестиционных   ресурсов   на    условиях
закрепления  в  областной  собственности  части  акций  акционерных
обществ, которые  реализуются на  рынке ценных  бумаг по  истечении
двух лет с начала  получения прибыли от реализации  инвестиционного
проекта  (с учетом  срока  окупаемости)  и направление  выручки  от
реализации этих  акций в  доход областного  бюджета. Размер  пакета
акций,  закрепляемых в  областной  собственности,  а также  год  их
реализации определяются в соответствии с бизнес-планом проекта.
     Условия и  объемы  предоставления поддержки  за  счет  средств
областного бюджета на возвратной основе или на условиях  увеличения
доли  областной   собственности  определяются   в  соответствии   с
законодательством области.

              4. Конкурсное размещение инвестиционных
                             ресурсов

     4.1. Оповещение     потенциальных     участников      конкурса
осуществляется Комиссией.
     Комиссия посредством   публикаций    в   средствах    массовой
информации  доводит  до  сведения  потенциальных  претендентов   на
участие в конкурсном  размещении инвестиционных ресурсов  следующие
сведения о предстоящем конкурсе:
     - порядок  оформления  конкурсной  заявки,  требования  к   ее
визированию и оформлению;
     - требования к процедуре передачи заявок в Комиссию;
     - обязательство    конфиденциальности   любой    документации,
составляемой в рамках проводимого конкурса;
     - информацию  о  возможности  внесения  участниками   конкурса
изменений  в   имеющийся  проект  при   соблюдении  требований   по
согласованию с Комиссией, проводящей конкурс, или без такового;
     - процедуру и срок определения Комиссией победителя конкурса.
     4.2. Претенденты,   желающие   участвовать   в   конкурсе   по
размещению  инвестиционных  ресурсов,  направляют  заявки  в  адрес
Комиссии в двух экземплярах. Заявка составляется по форме  согласно
приложению 2.
     4.3. Заявки  претендентов  регистрируются  и   рассматриваются
Комиссией.
     На основе  представленных  заявок  комитетом  по  экономике  и
прогнозированию   администрации    области   проводится    проверка
финансовой   состоятельности   претендентов   и    подготавливаются
предложения на Комиссию.
     Не допускаются к конкурсу претенденты:
     - структура   которых   находится  в   стадии   реорганизации,
ликвидации  или   банкротства,  либо   ограничиваемые  в   правовом
отношении в соответствии с действующим законодательством;
     - сообщившие о себе ложные сведения;
     - не предоставившие необходимые документы, а также  надлежащие
гарантии в отношении выполнения финансовых обязательств.
     4.4. Обязательной  составной  частью   заявки  на  участие   в
конкурсе    является    бизнес-план,   составленный    на    основе
проектно-сметной документации, показатели которого основываются  на
технико-экономических    расчетах,   ликвидности    и    финансовой
устойчивости по данному объекту инвестирования.
     4.5. Заявки, претендующие на выделение инвестиционных ресурсов
для реализации    проектов,    требующих    увеличения    выделения
дополнительных   лимитов   энерго-,   газо-,   водопотребления    и
экологической экспертизы, направляются в Межведомственную  комиссию
по размещению производительных сил администрации области, которая в
течение 15 дней представляет заключение в Комиссию.
     Заявки, не требующие согласования Межведомственной комиссии по
размещению производительных сил администрации области, направляются
в комитет  по экономике  и  прогнозированию администрации  области,
который организует проведение экспертизы инвестиционных проектов.
     После завершения   экспертизы    комитет   по   экономике    и
прогнозированию администрации области делает обобщенное  экспертное
заключение и направляет его в Комиссию.
     4.6. Комиссия в  течение  30 дней  со  дня регистрации  заявки
рассматривает  материалы  и  принимает  решения  о   предоставлении
(отказе) претенденту поддержки  за счет средств областного  бюджета
на возвратной  основе  или на  условиях  увеличения доли  областной
собственности.
     4.7. На  основании решения  Комиссии  комитет по  экономике  и
прогнозированию   администрации    области   составляет    перечень
инвестиционных проектов и готовит  предложения по срокам и  объемам
финансирования, которые  направляются  главе администрации  области
для рассмотрения.
     4.8. Рассмотренные  главой   администрации  области   перечень
инвестиционных  проектов   и  предложения  по   срокам  и   объемам
финансирования  направляются финансовому  управлению  администрации
области   для   включения   в   проект   бюджета   будущего    года
соответствующих лимитов финансирования, необходимых для  реализации
инвестиционных проектов.
     4.9. По итогам конкурса комитет по экономике и прогнозированию
администрации области    совместно   с    финансовым    управлением
администрации  области  готовит постановление  главы  администрации
области о финансировании  перечня инвестиционных проектов,  которое
опубликовывается в печати.

               5. Расчеты организаторов и участников
                   конкурса после его проведения

     5.1. Комиссия сообщает  претенденту -  победителю о  выделении
инвестиционных ресурсов и направляет письменные уведомления о своем
решении тем претендентам, чьи предложения ею отклонены.
     5.2. По  результатам  инвестиционного  конкурса  комитетом  по
экономике и прогнозированию администрации области оформляется пакет
следующих документов:
     - соглашение  о  финансировании  инвестиционного  проекта   из
средств областного  бюджета, предоставляемых  на возвратной  основе
или   на   условиях  увеличения   доли   областной   собственности,
подписанное   финансовым   управлением  администрации   области   и
уполномоченным коммерческим банком;
     - контракт    о     финансировании    проекта,     подписанный
уполномоченным коммерческим банком и претендентом-победителем;
     - соглашение  о закреплении  в  областной собственности  части
акций  акционерных  обществ, подписанное  комитетом  по  управлению
имуществом области,  финансовым управлением администрации  области,
претендентом - победителем и акционерным обществом.
     5.3. Финансовое    управление    администрации    области    в
соответствии  с  нормативным  актом  главы  администрации   области
перечисляет  коммерческому банку  средства  областного бюджета  для
финансирования инвестиционных проектов.
     5.4. Полученные  коммерческими  банками  средства   областного
бюджета,  предоставленные  на  возвратной основе  или  на  условиях
увеличения  доли  областной  собственности,  должны  использоваться
строго по назначению.
     5.5. Средства   областного   бюджета,   предоставляемые    для
финансирования  инвестиционных  проектов,  выделяются  в   пределах
фактически  произведенных  затрат  с  соблюдением  доли   областной
поддержки и доли собственных и заемных средств в остаточной сметной
стоимости   проекта,    подлежащей    реализации,   на    основании
расчетно-платежных    документов   предприятий    и    организаций,
осуществляющих  инвестиционные  программы,  а  также  при   наличии
документов, подтверждающих  фактическое  направление собственных  и
заемных средств на финансирование инвестиционных проектов.

                    6. Контроль за реализацией
                      инвестиционных проектов

     6.1. Контроль   за    реализацией   инвестиционных    проектов
осуществляется   комитетом    по   экономике   и    прогнозированию
администрации   области   с   привлечением   (при    необходимости)
структурных подразделений администрации области.





                                                       Приложение 1
                                                          к Порядку
                                 организации и проведения конкурсов
                                       по размещению инвестиционных
                                ресурсов за счет средств областного
                                       бюджета на возвратной основе
                                    или на условиях увеличения доли
                                            областной собственности

                        МАКЕТ БИЗНЕС-ПЛАНА,
          предоставляемого претендентом в составе заявки

     Бизнес-план представляет  собой   неотъемлемую  часть   заявки
претендента  на  участие  в  конкурсном  размещении  инвестиционных
ресурсов за счет  средств областного  бюджета на возвратной  основе
или  на  условиях  увеличения  доли  областной  собственности.  Для
оформления бизнес-плана рекомендуется использовать приводимое  ниже
его описание с краткими комментариями.
     Дополнительные расчетные     таблицы     при     необходимости
составляются  в  соответствии  с  Методическими  рекомендациями  по
оценке  эффективности  инвестиционных  проектов  и  их  отбору  для
финансирования,  утвержденными   Госстроем  России,   Министерством
экономики Российской  Федерации, Министерством финансов  Российской
Федерации, Госкомпромом России 31 марта 1994 г. N 7-12/47.
     Расчеты бизнес плана ведутся в постоянных среднегодовых  ценах
года, в  котором  проводится конкурс  по размещению  инвестиционных
ресурсов за счет  средств областного  бюджета на возвратной  основе
или на условиях увеличения доли областной собственности.

                         1. Титульный лист

     Название и адрес предприятия.
     Имена и адреса учредителей.
     Руководитель предприятия (организации) - претендента:
     Ф.И.О. и телефон
     Суть проекта (3 - 5 строк)
     Характер строительства
     Сметная стоимость проекта
     Годы строительства
     Финансирование проекта (в процентах)
     - собственные средства
     - заемные средства (отдельно - отечественные и иностранные)
     - средства областной поддержки.
     Срок окупаемости проекта.
     Кем и  когда  разработана  и  утверждена  проектно  -  сметная
документация.
     Наличие заключений  вневедомственной  (независимой),  а  также
экологической экспертизы (организации и даты утверждения).
     Заявление о коммерческой тайне.

         2. Вводная часть или резюме проекта (3 - 4 стр.)

     Это реклама  проекта,  которая  должна  характеризовать   цель
проекта, доказательства  его выгодности. Показать,  в чем  сущность
проекта,  назвать преимущества  продукции  (услуг), указать,  каков
ожидаемый спрос на  продукцию, какие потребуются инвестиции  (табл.
1) и когда будут возвращены заемные средства. Отдельно  указываются
предпосылки ожидаемого успеха инвестиционного проекта.
     При возможности отметить использование продукции для  экспорта
и замещения импорта.
     Если реализация  проекта  позволит решить  социальные  вопросы
(создание новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего
пользования, расширение жилого фонда, использование труда инвалидов
и т.п.), то указать их.

          3. Анализ положения дел в отрасли (3 - 4 стр.)
        (назначением раздела является указание на характер
        отрасли - развивающаяся, стабильная, стагнирующая)

     3.1. Общая  характеристика  потребности и  объем  производства
продукции   в   области.  Значимость   данного   производства   для
экономического и социального развития области.
     3.2. Ожидаемая  доля  предприятия  по  производству  продукции
области.
     3.3. Потенциальные конкуренты  (указать наименования и  адреса
основных производителей товара, их сильные и слабые стороны).
     3.4. Какие и  где появились  аналоги продукта  за последние  3
года.

               4. Производственный план (до 5 стр.)
            (назначение раздела - аргументировать выбор
            производственного процесса и определить его
                     экономические показатели)

     4.1. Специфические требования к организации производства.
     4.2. Состав основного оборудования,  его поставщики и  условия
поставок (аренда, покупка), стоимость.
     4.3. Сырье и материалы: поставщики (название, условия
поставок) и ориентировочные цены.
     4.4. Альтернативные источники снабжения сырьем и материалами.
     4.5. Форма    амортизации   (простая,    ускоренная).    Норма
амортизационных   отчислений.   Основание  для   применения   нормы
ускоренной амортизации.
     4.6. Себестоимость   намечаемой  к   производству   продукции.
Калькуляция себестоимости (табл. 4).
     4.7. Структура   капитальных   вложений,   предусмотренная   в
проектной  документации   и  сметно-финансовом   расчете,  в   т.ч.
строительно-монтажные  работы,  затраты  на  оборудование,   прочие
затраты  (табл.  3),  ввод и  освоение  производственных  мощностей
(табл. 2).
     4.8. Обеспечение экологической и технической безопасности.

                  5. План маркетинга (до 5 стр.)
          (в разделе должно быть показано, что реализация
               товара не вызовет серьезных проблем)

     5.1. Конечные    потребители.    Является    ли    предприятие
монополистом   в   выпуске  данной   продукции.   Характер   спроса
(равномерный или сезонный). Характеристики конкурентов. Особенности
сегмента  рынка,   на  которые   ориентируется  проект,   важнейшие
тенденции  и  ожидаемые  изменения. Какие  свойства  продукции  или
дополнительные услуги делают проект предпочтительным по отношению к
конкурентам.
     Патентная ситуация.  Защита  товара в  стране  лицензиара,  на
внутреннем  и  экспортном  рынках.  Возможность  для   конкурсантов
производить соответствующую продукцию без нарушения патентных  прав
претендента.
     5.2. Воздействие  на себестоимость  продукции  технологических
изменений,   использования   продуктов-заменителей,   изменений   в
законодательстве по условиям труда, охране природы и т.д.
     5.3. Торгово-сбытовые издержки. Капитальные затраты, связанные
с реализацией продукции (услуг) (табл. 4).
     5.4. Каких действий  конкурентов следует  опасаться, и  каковы
основные элементы стратегии противодействия.
     5.5. Обоснование цены на продукцию (табл. 4).
     Оптовая цена  товара   определяется   исходя  из   сложившейся
конъюнктуры  на  внутреннем  и  внешнем  рынках,  а  также   уровня
рентабельности,    достаточного   для    поддержания    стабильного
финансового состояния и платежеспособности предприятия.
     5.6. Организация  сбыта.   Дать  описание   системы  сбыта   с
указанием фирм, привлекаемых к реализации продукта.
     5.7. Доходы от проведения послепродажного обслуживания.
     5.8. Соображения  по  организации  рекламы.  Примерный   объем
затрат.
     5.9. Договоры или протоколы о намерениях реализации товара  по
предлагаемым ценам.

               6. Организационный план (2 - 3 стр.)

     6.1. Форма собственности. По товариществам указываются условия
создания и партнерства; по АО - учредители и принадлежащие им доли.
     6.2. Если это  открытое АО,  то сколько акций  уже выпущено  и
сколько предполагается выпустить.
     6.3. Члены совета  директоров, краткие биографические  справки
(если проект реализуется на предприятии, входящем в АО).
     6.4. Кто обладает правом подписи финансовых документов.
     6.5. Распределение  обязанностей  между  членами  руководящего
состава.
     6.6. Поддержка проекта местной администрацией.

                  7. Финансовый план (до 5 стр.)
             (данный раздел является ключевым, по нему
                определяется эффективность проекта)

     7.1. Объем  финансирования проекта  по  источникам и  периодам
(должен представляться по форме табл. 5).
     Согласие банков или других займодателей, включая  иностранных,
на предоставление средств должно быть подтверждено соответствующими
руководителями  документально  с  обязательным  указанием   условий
предоставления   кредитов:   процентная  ставка,   условия,   сроки
предоставления и погашения кредита.
     Ходатайство о  предоставлении  средств областного  бюджета  на
возвратной и платной  основе должно быть подкреплено  соображениями
об отсутствии других источников финансирования проекта и о  целевом
использовании испрашиваемых средств.
     7.2. Финансовый план (табл.  6) содержит обоснование  движения
денежных потоков  по кварталам и  годам реализации  инвестиционного
проекта.  Данные  финансового   плана  являются  основой   расчетов
эффективности проектируемых инвестиций.
     7.3. Баланс   доходов   и  расходов   по   отдельным   товарам
рассчитывается в соответствии с  данными об объеме производства  по
кварталам и годам, уровне  и сроках освоения проектной мощности,  а
также об  оптовых  ценах на  единицу каждого  товара  (пункт 5.5  в
разделе "План маркетинга") и  о расчетной себестоимости по  каждому
виду продукции (пункт 4.6 в разделе "Производственный план").
     7.4. Расчет эффективности проекта определяется по  показателям
срока окупаемости и внутренней нормы рентабельности.
     Срок окупаемости представляет собой  период времени с  момента
выдачи  средств областного  бюджета  на  возвратной основе  или  на
условиях увеличения доли областной собственности до момента,  когда
разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными
отчислениями   и    суммарным    объемом   инвестиций    приобретет
положительное значение. Срок  окупаемости рассчитывается по  данным
таблицы 7.
     В объем инвестиций включаются затраты за счет всех  источников
финансирования согласно итогу таблицы 5.
     При определении   эффективности  проекта   показатели   чистой
прибыли и амортизационных отчислений относятся только к  реализации
инвестиционного   проекта   и   не   должны   отражать   результаты
хозяйственной      деятельности     существующего      предприятия,
принадлежащего инвестору.
     Внутренняя норма      рентабельности     определяется      как
дисконтирующий   множитель,  приводящий   разновременные   значения
баланса  к  началу  реализации проекта.  Она  является  минимальной
величиной процентной ставки, при которой занятые средства  окупятся
за  жизненный   цикл  проекта.   Исходя  из   условия,  что   сумма
дисконтирования разностей платежей равна нулю:

                        Т 1
                       SUM Pt ----------- = О
                       t=1 t-1
                                (1 + n)

     где P - ежегодная разность платежей (табл. 8)
     T -  суммарная  продолжительность  жизненного  цикла  проекта,
включая   строительство    объекта    и   эксплуатацию    основного
технологического оборудования;
     n - внутренняя норма рентабельности.
     Внутренняя норма  рентабельности   рассчитывается  по   данным
таблицы 8.
     Расчеты производятся последовательным подбором n.
     Принципиальным условием    эффективности   проекта    является
положение о том, что внутренняя норма рентабельности должна быть не
меньше принятой процентной ставки по долгосрочным кредитам.
     7.5. Расчеты    коэффициентов   оценки    структуры    баланса
предприятия  -  текущей  ликвидности,  обеспеченности  собственными
средствами и  их отношения  к  величине заемных  средств в  составе
средств    финансирования    проекта,    восстановления    (утраты)
платежеспособности в  соответствии  с Постановлением  Правительства
Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах  по
реализации  законодательства   о  несостоятельности   (банкротстве)
предприятий". Методика расчета коэффициентов изложена в  приложении
1 к вышеназванному Постановлению Правительства Российской Федерации
и   Методических  положениях   по   оценке  финансового   состояния
предприятий и  установлению неудовлетворительной структуры  баланса
(Федеральное управление  по делам несостоятельности  от 12  августа
1994 года N 31-Р).
     
                                                       Приложение 2
                                                          к Порядку
                                 организации и проведения конкурсов
                                       по размещению инвестиционных
                                ресурсов за счет средств областного
                                       бюджета на возвратной основе
                                    или на условиях увеличения доли
                                            областной собственности

                           РЕКОМЕНДАЦИИ
            ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ
               ПО РАЗМЕЩЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

     1. Заявка претендента представляется в комиссию по  размещению
инвестиционных  ресурсов  в  двух экземплярах.  Каждый  документ  в
составе заявки заверяется подписью и печатью претендента.
     2. Заявка должна содержать:
     - официальное обращение;
     - анкету, которая включает сведения о наименовании организации
или предприятия, статусе  и организационной  форме предприятия  или
организации (акционерное общество,  товарищество и т.п.),  фамилии,
имени, отчестве директора и других лиц ответственных за  реализацию
инвестиционного проекта,  почтовых  реквизитах, номерах  телефонов,
факса, телекса;
     - подтверждение  наличия  лицензии  на  право  соответствующей
деятельности   в   соответствии  с   Постановлением   Правительства
Российской  Федерации   от  24   декабря  1994  года   N  1418   "О
лицензировании отдельных видов деятельности";
     - утвержденный    претендентом    бизнес-план    по     форме,
установленной конкурсной Комиссией согласно приложению 1;
     - заключение экологической экспертизы;
     - заключение  вневедомственной  (независимой)  экспертизы   по
проектно-сметной    документации    (Постановление    Правительства
Российской Федерации от  20 июня 1993 г.  N 585 "О  государственной
экспертизе градостроительной  и проектно -  сметной документации  и
утверждении проектов строительства);
     - подлинники выписки банка, обслуживающего претендента, о  его
финансовом состоянии  и справки комитета  по управлению  имуществом
области    об   отсутствии    данного    предприятия   в    реестре
неплатежеспособных;
     - бухгалтерские балансы за  предыдущий год и истекший  квартал
текущего года, которые  подписываются руководителем предприятия,  а
также заверяются налоговой инспекцией;
     - подлинники соглашений с  банками или другими  организациями,
предоставляющими заемные средства для реализации данного проекта.

                                                          Таблица 1

                    Основные показатели проекта

|———————————————————|——————————————|————————————————————|———————————————————————|—————————————————|
| Наименование      | Всего        | Выполнено в ценах  | Подлежит выполнению   | Подлежит        |
| показателей,      | по проектно- | 1991 г. млн. руб.  | до конца              | выполнению      |
| единица измерения | сметной      |                    | строительства         | по годам        |
|                   | документации |                    |                       | в среднегод.    |
|                   | в ценах      |                    |                       | ценах года      |
|                   | 1991 г.      |                    |                       | проведения      |
|                   | млн. руб.    |                    |                       | конкурса        |
|                   |              |                    |                       | млрд. руб.      |
|                   |              |—————————|——————————|——————————|———————————||———————|—————————|
|                   |              | на      | на момент| в ценах  | в среднег.| 1996 г.| 1997 г. |
|                   |              | начало  | подачи   | 1991 г.  | ценах года|        |         |
|                   |              | текущего| заявки на| млн. руб.| провед.   |        |         |
|                   |              | года    | конкурс  |          | конкурса  |        |         |
|                   |              |         |          |          | млрд. руб.|        |         |
|———————————————————|——————————————|—————————|——————————|——————————|———————————|————————|—————————|
| 1                 | 2            | 3       | 4        | 5        | 6         | 7      | 8       |
|———————————————————|——————————————|—————————|——————————|——————————|———————————|————————|—————————|
| Капитальные       |              |         |          |          |           |        |         |
| вложения          |              |         |          |          |           |        |         |
|———————————————————|——————————————|—————————|——————————|——————————|———————————|————————|—————————|
| Мощность по видам |              |         |          |          |           |        |         |
| продукции (в      |              |         |          |          |           |        |         |
| соответствующих   |              |         |          |          |           |        |         |
| ед. изм.)         |              |         |          |          |           |        |         |
|———————————————————|——————————————|—————————|——————————|——————————|———————————|————————|—————————|


                                                          Таблица 2

             График освоения производственной мощности
                (в процентах от проектной мощности)

|——————————————————————————|—————————————————————————————————————|
| Наименование             | Проектная мощность                  |
| видов продукции          |——————————————————|——————————————————|
|                          | I год            | II год           |
|                          |—————|————————————|—————|————————————|
|                          |Всего|по кварталам|Всего|по кварталам|
|                          |     |I II III IV |     |I II III IV |
|——————————————————————————|—————|————————————|—————|————————————|
|                        1 | 2   | 3          | 4   | 5          |
|——————————————————————————|—————|————————————|—————|————————————|
|Продукция 1               |     |            |     |            |
|Продукция 2               |     |            |     |            |
|——————————————————————————|—————|————————————|—————|————————————|

                                                          Таблица 3

       Структура капитальных вложений по проекту (млн. руб.)

|——————————————————|——————————————————|——————————————————|———————|
| Наименование     | I год            | II год           |III год|
| показателей      |—————|————————————|—————|————————————|———————|
|                  |Всего|по кварталам|Всего|по кварталам| Всего |
|                  |     |I II III IV |     |I II III IV |       |
|——————————————————|—————|————————————|—————|————————————|———————|
| 1                | 2   | 3          | 4   | 5          | 6     |
|——————————————————|—————|————————————|—————|————————————|———————|
| Капитальные      |     |            |     |            |       |
| вложения - всего |     |            |     |            |       |
| в том числе:     |     |            |     |            |       |
|- Строительно -   |     |            |     |            |       |
| монтажные работы |     |х х х х     |     |х х х х     |       |
|- Приобретение    |     |            |     |            |       |
| оборудования     |     |х х х х     |     |х х х х     |       |
|- Прочие затраты  |     |х х х х     |     |х х х х     |       |
|——————————————————|—————|————————————|—————|————————————|———————|

                                                          Таблица 4

         Затраты на производство и сбыт продукции (услуг),
                   выручка, прибыль (млн. руб.)

|——————————————————|——————————————————|——————————————————|———————|
| Наименование     | I год            | II год           |III год|
| показателей      |—————|————————————|—————|————————————|———————|
|                  |Всего|по кварталам|Всего|по кварталам| Всего |
|                  |     |I II III IV |     |I II III IV |       |
|——————————————————|—————|————————————|—————|————————————|———————|
| 1                | 2   | 3          | 4   | 5          | 6     |
|——————————————————|—————|————————————|—————|————————————|———————|
|1. Объем продажи | | | | |
| (производства) | | | | |
|продукции (услуг) в нат.| | | | |
| выражении | | | | |
|- продукция 1 | | | | |
|- продукция 2 | | | | |
|2. Цена продажи единицы | | | | |
| продукции (услуг) | | | | |
|- продукция 1 | | | | |
|- продукция 2 | | | | |
|3. Выручка от продажи | | | | |
| продукции (в денежном | | | | |
| выражении) | | | | |
|- всего (3) = (1) х (2) | | | | |
| в том числе: | | | | |
|- продукция 1 | | | | |
|- продукция 2 | | | | |
|4. Прочие доходы от | | | | |
| производственной | | | | |
| деятельности | | | | |
| (расшифровать) | | | | |
|5. Затраты на | | | | |
| производство и сбыт | | | | |
| продукции (услуг) | | | | |
| Итого | | | | |
| в том числе: | | | | |
|5.1. Производственные | | | | |
| затраты | | | | |
| из них: | | | | |
| Операционные | | | | |
| затраты - всего | | | | |
| в том числе: | | | | |
|- Топливо и энергия | | | | |
|- Сырье и материалы | | | | |
|- Комплектующие изделия | | | | |
|- Оплата труда, | | | | |
| отчисления на | | | | |
|социальное страхование | | | | |
|- Затраты по лизингу | | | | |
|- Прочие операционные | | | | |
| затраты | | | | |
|5.2. Затраты на сбыт | | | | |
| продукции (услуг) | | | | |
|6. Из общей суммы затрат| | | | |
|на производство и сбыт | | | | |
| продукции: | | | | |
| (пункт 5) | | | | |
|6.1. Операционные | | | | |
| затраты | | | | |
|6.2. Амортизационные | | | | |
| отчисления | | | | |
|6.3. Налоги и др. | | | | |
| обязательные платежи | | | | |
| относимые на | | | | |
| себестоимость (кроме | | | | |
| включенных в п. 5.1) | | | | |
|7. Затраты на | | | | |
| страхование проекта | | | | |
|8. Балансовая прибыль | | | | |
|(8) = (3) + (4)-(5)-(7) | | | | |
|9. Платежи из прибыли | | | | |
| в бюджет | | | | |
|10. Уплата процентов | | | | |
| за кредит | | | | |
| всего: | | | | |
| в том числе: | | | | |
|- средства | | | | |
| государственной | | | | |
| поддержки за счет | | | | |
| областного бюджета | | | | |
|- коммерческие кредиты | | | | |
| (по каждому | | | | |
| в отдельности) | | | | |
|11. Чистая прибыль | | | | |
|(11) = (8) - (9) - (10) | | | | |
|12. То же с нарастающим | | | | |
| итогом | | | | |
|————————————————————————|————————————|—————|————————————|———————|

                                                          Таблица 5

         Источники финансирования инвестиционного проекта

                                                        (млн. руб.)
|———————————————————|——————————|——————————————————|——————————————————|
| Наименование | Средства | I год | II год |
| показателей |на начало |—————|————————————|—————|————————————|
| |реализации|Всего|по кварталам|Всего|по кварталам|
| | | |I II III IV | |I II III IV |
|———————————————————|——————————|—————|————————————|—————|————————————|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|———————————————————|——————————|—————|————————————|—————|————————————|
|1. Собственные средства, | | | | |
|направляемые на финансирование| | | | |
| проекта | | | | |
| Всего: | | | | |
| в том числе: | | | | |
|1.1. Прибыль (фонд накопления)| | | | |
|на начало реализации проекта | | | | |
|1.2. Разница между начисленной| | | | |
|и использованной амортизацией | | | | |
| за отчетный период | | | | |
|1.3. Средства от продажи акций| | | | |
| в объеме их поступления | | | | |
| на счет инвестора | | | | |
|1.4. Выручка от реализации | | | | |
| основных средств | x | | | |
|1.5. Поступления от | | | | |
| хозяйственной деятельности | | | | |
| создаваемого предприятия | | | | |
| (сооружения) в период | | | | |
|реализации проекта (прибыль, | | | | |
| начисленная амортизация) | x | | | |
|——————————————————————————————|—————|————————————|—————|————————————|
|2. Заемные средства - всего | | | | |
| в том числе: | | | | |
|2.1. Кредиты коммерческих | | | | |
|банков (по каждому кредиту | | | | |
| в отдельности) | | | | |
|2.2. Иностранные кредиты и | | | | |
| займы (по каждому | | | | |
| в отдельности) | | | | |
|2.3. Другие заемные средства | | | | |
| (расшифровать) | | | | |
|——————————————————————————————|—————|————————————|—————|————————————|
|3. Средства поддержки за счет | | | | |
| областного бюджета | | | | |
|——————————————————————————————| | | | |
| ИТОГО: | | | | |
|——————————————————————————————|—————|————————————|—————|————————————|

                                                          Таблица 6

            План денежных поступлений и выплат по годам
          реализации инвестиционного проекта (млн. руб.)

|——————————————————|——————————————————|——————————————————|———————|
| Наименование | I год | II год |III год|
| показателей |—————|————————————|—————|————————————|———————|
| |Всего|по кварталам|Всего|по кварталам| Всего |
| | |I II III IV | |I II III IV | |
|——————————————————|—————|————————————|—————|————————————|———————|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|——————————————————|—————|————————————|—————|————————————|———————|
|А. Деятельность | | | | |
|по производству и сбыту | | | | |
| продукции (услуг) | | | | |
|А1. Поступление | | | | |
|денежных средств, всего | | | | |
|(А.1=(А. 1.1.)+(А. 1.2.)| | | | |
| в том числе: | | | | |
|А.1.1. Выручка от | | | | |
| продажи продукции | | | | |
| (услуг) <*> | | | | |
| (п. 3 табл. 4) | | | | |
|А.1.2. Прочие доходы | | | | |
| от производственной | | | | |
| деятельности | | | | |
| (п. 4 табл. 4) | | | | |
|А.2. Денежные выплаты | | | | |
|- операционные затраты | | | | |
|по производству и сбыту | | | | |
| (п. 6.1 табл. 4) | | | | |
|(А.3) = (А.1) - (А.2) | | | | |
|А.3. Сальдо денежных | | | | |
|поступлений и выплат от | | | | |
| деятельности по | | | | |
| производству и сбыту | | | | |
| продукции (услуг) | | | | |
| -------------------------------- | | | |
| <*> Согласно плану маркетинга | | | |
| | | | |
|Б. Инвестиционная | | | | |
| деятельность | | | | |
|Б.1 Поступление денежных| | | | |
| средств | | | | |
| Выручка от реализации | | | | |
| основных фондов | | | | |
| (п. 1.4. табл. 5) | | | | |
|Б.2. Платежи за:<**> | | | | |
|- Оборудование | | | | |
|- Строительно - | | | | |
| монтажные работы | | | | |
|- Проектно - изыскатель-| | | | |
| ские работы | | | | |
|- Содержание дирекции | | | | |
|строящегося предприятия | | | | |
|Б.3. Сальдо денежных | | | | |
| поступлений и платежей | | | | |
| в инвестиционной | | | | |
| деятельности | | | | |
|(Б.3.) = (Б.1.) - (Б.2.)| | | | |
| | | | |
| -------------------------------- | |
| <**> Показываются средства, фактически уплаченные | |
| | |
|В. Финансовая | | | | |
| деятельность | | | | |
|В.1. Поступление | | | | |
|денежных средств, всего | | | | |
|(В.1.)=(В.1.1.)+(В.1.2.)| | | | |
| + (В.1.3.) | | | | |
| в том числе: | | | | |
|В.1.1. Средства | | | | |
| для финансирования | | | | |
|инвестиционного проекта | | | | |
|(п.п. 1.3.+2+3 табл. 5) | | | | |
|В.1.2. Возврат | | | | |
| дебиторской | | | | |
| задолженности | | | | |
|В.1.3. Средства от | | | | |
| продажи и доходы | | | | |
| от ценных бумаг | | | | |
|В.2. Денежные | | | | |
| выплаты - всего | | | | |
|(В.2)=(В.2.1.)+(В.2.2.) | | | | |
|+ (В.2.3.) + (В.2.4.) + | | | | |
| (В.2.5.) + (В.2.6.) | | | | |
| в том числе: | | | | |
|В.2.1. Возврат | | | | |
|предоставленных средств:| | | | |
|- средства поддержки за | | | | |
|счет областного бюджета | | | | |
|- коммерческие кредиты | | | | |
| и займы (по каждому | | | | |
| в отдельности) | | | | |
|В.2.2. Уплата процентов | | | | |
| за предоставленные | | | | |
| средства - всего | | | | |
| (п. 10 табл. 4) | | | | |
| в том числе: | | | | |
|- средства поддержки за | | | | |
|счет областного бюджета | | | | |
|- коммерческие кредиты | | | | |
| и займы (по каждому | | | | |
| в отдельности) | | | | |
|В.2.3. Налоги и другие | | | | |
|обязательные платежи из | | | | |
|себестоимости и прибыли | | | | |
| (п. 6.3 и 9 табл. 4) | | | | |
|В.2.4. Страховые взносы | | | | |
| (п. 7 табл. 4) | | | | |
|В.2.5. Выплата | | | | |
| кредиторской | | | | |
| задолженности | | | | |
|В.2.6. Покупка ценных | | | | |
| бумаг | | | | |
|В.3. Сальдо денежных | | | | |
|поступлений и выплат от | | | | |
|финансовой деятельности | | | | |
| (В.3) = (В.1) - (В.2) | | | | |
|Д. Денежный поток | | | | |
|Д.1. По годам | | | | |
| реализации проекта | | | | |
|(Д.1)=(А.3)+(Б.3)+(В.3) | | | | |
|Д.2. Накопленный | | | | |
| денежный поток | | | | |
|————————————————————————|————————————|—————|————————————|———————|

                                                          Таблица 7

               Данные для расчета срока окупаемости

|——————————————————|——————————————————|——————————————————|———————|
| Наименование | I год | II год |III год|
| показателей |—————|————————————|—————|————————————|———————|
| |Всего|по кварталам|Всего|по кварталам| Всего |
| | |I II III IV | |I II III IV | |
|——————————————————|—————|————————————|—————|————————————|———————|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|——————————————————|—————|————————————|—————|————————————|———————|
|1. Объем | | | | | |
| инвестиций | | | | | |
| (итог табл. 5) | | | | | |
|2. То же | | | | | |
|нарастающим итогом| | | | | |
|3. Сумма чистой | | | | | |
| прибыли и | | | | | |
| амортизационных | | | | | |
| отчислений | | | | | |
| (табл. 4) | | | | | |
|4. То же | | | | | |
|нарастающим итогом| | | | | |
|5. Сальдо (4)-(2) | | | | | |
|——————————————————|—————|————————————|—————|————————————|———————|

                                                          Таблица 8

        Данные для расчета внутренней нормы рентабельности

|——————————————————————————————|—————————————————————————————————|
| |Годы строительства и эксплуатации|
| |—————————————————————————————————|
| | 1 2 3 4<**> 5 6 7 8 9 10 11 12 |
|——————————————————————————————|—————————————————————————————————|
|Ежегодная разность платежей(Р)| |
|Р = (Д.1) - (В.1.1.) из табл.6| |
|——————————————————————————————|—————————————————————————————————|
     
     --------------------------------
     <**> На четвертый и  последующие годы экстраполируются  данные
по  третьему году  с  корректировкой  согласно данным  о  погашении
коммерческих кредитов.





                                                         Утверждено
                                                     постановлением
                                        главы администрации области
                                         от 5 августа 1996 г. N 394

                        ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
                ОБ ОБЛАСТНОЙ КОНКУРСНОЙ КОМИССИИ ПО
                РАЗМЕЩЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

                        1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1.1. Конкурсная комиссия по размещению инвестиционных ресурсов
(далее -  Комиссия) создана  с  целью мобилизации  и  использования
внутренних  инвестиционных   ресурсов   области,  направляемых   на
финансирование   коммерческих   высокоэффективных    инвестиционных
проектов (далее - инвестиционные проекты) на возвратной основе  или
на условиях увеличения доли областной собственности.
     1.2. Комиссия    в    своей    деятельности    руководствуется
законодательствами Российской Федерации и области.

                   2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ КОМИССИИ

     2.1. Основной    задачей    Комиссии    является     повышение
эффективности   использования  инвестиционных   ресурсов   области,
направляемых на реализацию инвестиционных проектов.
     2.2. Основными функциями Комиссии являются:
     - размещение инвестиционных ресурсов  на конкурсной основе  за
счет  средств  областного  бюджета  на  возвратной  основе  или  на
условиях увеличения доли областной собственности;
     - организация    и     осуществление    конкурсного     отбора
инвестиционных проектов;
     - информирование участников конкурса о принятых решениях.

               3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ

     3.1. Персональный   состав   Комиссии   утверждается    главой
администрации области.
     3.2. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости.
     3.3. Заседание  Комиссии считается  правомочным,  если на  нем
присутствовало не  менее 2/3 членов  Комиссии. Решения  принимаются
большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии.
     3.4. На заседания  Комиссии  могут приглашаться  представители
органов  местного  самоуправления,  эксперты,  консультанты,   иные
заинтересованные лица.
     3.5. Материалы   о  работе   Комиссии   могут  быть   освещены
средствами массовой информации.
     3.6. Организационную работу  Комиссии осуществляет комитет  по
экономике и прогнозированию администрации области.

                      4. ЛИКВИДАЦИЯ КОМИССИИ

     4.1. Ликвидация Комиссии  осуществляется постановлением  главы
администрации области.





                                                         Приложение

                              СОСТАВ
                   ОБЛАСТНОЙ КОНКУРСНОЙ КОМИССИИ
               ПО РАЗМЕЩЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

                           Председатель комиссии

    Новиков В.М. - заместитель главы администрации области

                        Зам. председателя комиссии

    Шевченко О.У. - председатель комитета по экономике и
                       прогнозированию администрации области

                               Члены комиссии

    Алешина И.С. - заместитель главы администрации области

    Алексеев Е.Н. - начальник отдела экономического
                       прогнозирования и развития производственных
                       структур администрации г. Курска

    Белоусов Н.И. - и.о. начальника управления сельского
                       хозяйства и продовольствия администрации
                       области

    Быканов Г.Г. - председатель комитета экологии и природных
                       ресурсов области (по согласованию)

    Гладких Н.Ф. - президент ассоциации научно-
                       производственных предприятий "Развитие"
                       (по согласованию)

    Гуреев И.И. - зав. лабораторией механизации ВНИИ
                       земледелия и защиты почв от эрозии, доктор
                       технических наук (по согласованию)

    Горохов В.И. - исполнительный директор Курского областного
                       Союза предпринимателей (по согласованию)

    Захаров И.С. - проректор КГТУ, доктор физико-
                       математических наук, профессор
                       (по согласованию)

    Иванов С.А. - начальник отдела строительства
                       администрации области

    Коваленко О.П. - президент общественной организации
                       предпринимателей малого бизнеса "Альянс"
                       (по согласованию)

    Мосолов Э.А. - начальник финансового управления
                       администрации области

    Овчаров Н.И. - заместитель главы администрации области,
                       председатель комитета по управлению
                       имуществом администрации области

    Стародубцев Ю.И. - начальник бюро вневедомственной экспертизы
                       проектов и смет при администрации области

    Сафронов В.В. - декан экономического факультета КСХА,
                       кандидат экономических наук, профессор
                       (по согласованию)

    Чалабянц С.А. - начальник отдела инвестиций, науки и
                       содействия предпринимательству комитета по
                       экономике и прогнозированию администрации
                       области

    Чуян Г.А. - зав. лабораторией агрохимии ВНИИ земледелия
                       и защиты почв от эрозии, доктор
                       сельскохозяйственных наук (по согласованию)




Информация по документу
Читайте также