Расширенный поиск
постановление Администрации Курской области от 10.02.2011 № 45-паАДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 февраля 2011 г. N 45-па Об утверждении программы Курской области "Поддержка семьи - защита ребенка" на 2011 - 2014 годы (В редакции постановления Администрации Курской области от 05.03.2011 г. N 87-па) В целях обеспечения системных изменений в организации работы по предотвращению семейного и детского неблагополучия, профилактике социального сиротства, развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снижения уровня социального сиротства, формирования разноуровневого межотраслевого механизма оказания семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, своевременной эффективной и профессиональной помощи, обеспечивающей благоприятные условия воспитания и развития детей, Администрация Курской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую программу Курской области "Поддержка семьи - защита ребенка" на 2011 - 2014 годы (далее - Программа). 2. Первому заместителю Губернатора - Председателю Правительства Курской области А.С. Зубареву заключить с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, соглашение о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение Программы. 3. Департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области (А.О. Коллегаева) считать органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным осуществлять взаимодействие с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, органами исполнительной власти и местного самоуправления Курской области по реализации Программы. 4. Постановление Администрации Курской области от 16.04.2010 N 153-па "Об утверждении областной программы "Поможем детям вместе" на 2010 - 2012 годы считать утратившим силу. 5. Постановление вступает в силу со дня его подписания. (В редакции постановления Администрации Курской области от 05.03.2011 г. N 87-па) Губернатор Курской области А.Н.МИХАЙЛОВ Утверждена постановлением Администрации Курской области от 10 февраля 2011 г. N 45-па ПРОГРАММА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ - ЗАЩИТА РЕБЕНКА" НА 2011 - 2014 ГОДЫ ПАСПОРТ программы Курской области "Поддержка семьи - защита ребенка" на 2011 - 2014 годы Наименование Программы - программа Курской области "Поддержка семьи - защита ребенка" на 2011 - 2014 годы (далее - Программа) Основание для - поручение Первого заместителя Губернатора разработки Программы Курской области - Председателя Правительства Курской А.С. Зубарева N 1ПР-6995К от 02.08.2010 Орган управления - Правительство Курской области Программой Основные разработчики - департамент по опеке и попечительству, и исполнители семейной и демографической политике Курской Программы области; комитет социального обеспечения Курской области; комитет образования и науки Курской области; комитет здравоохранения Курской области; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Курской области; организационный комитет областного благотворительного марафона "Мир детства" (по согласованию); ГУ "Областной фонд социальной поддержки населения Курской области" (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию); ГУЗ "Областной специализированный Дом ребенка" (по согласованию); ГУЗ "Областной перинатальный центр" комитета здравоохранения Курской области (по согласованию); МУЗ "Городской клинический перинатальный центр г. Курска" (по согласованию); ОГОУ "Курский областной центр психолого- медико-социального сопровождения" (по согласованию); учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность на территории Курской области (по согласованию); координационные советы по оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке (по согласованию); Курская Епархия Русской Православной Церкви (по согласованию); региональное отделение общественной организации "Союз женщин России" (по согласованию) Срок реализации - 2011 - 2014 годы Программы Цели Программы - системные изменения в организации работы по предотвращению семейного и детского неблагополучия, профилактике социального сиротства, развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; снижение уровня социального сиротства в регионе; формирование разноуровневого межотраслевого механизма оказания семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, своевременной эффективной и профессиональной помощи, обеспечивающей благоприятные условия воспитания и развития ребенка Задачи Программы - укрепление института семьи с детьми в обществе, пропаганда семейных ценностей и здорового образа жизни посредством привлечения к работе в данном направлении средств массовой информации, бизнес-сообщества, общественных и религиозных организаций, других институтов гражданского общества; обеспечение права ребенка жить и воспитываться в полноценной семье, где родители (лица, их заменяющие) обеспечивают благоприятные условия для его воспитания и развития; привлечение институтов гражданского общества к решению проблем семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством укрепления традиции благотворительной деятельности; оказание своевременной адресной социальной помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении; разработка инновационных эффективных технологий работы с семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; внедрение технологии раннего выявления семейного и детского неблагополучия и организация профилактической работы с семьями; внедрение технологии сокращения числа лишений родителей родительских прав за счет распространения ограничений в родительских правах и организации в этот период реабилитационных мероприятий с семьями "группы риска"; формирование зональной сети учреждений, внедряющих инновационные технологии мобильной социально-педагогической помощи семьям с детьми, нуждающимся в поддержке государства, посредством открытия отделений мобильной социально-педагогической помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, на базе учреждений образования, социального обслуживания семьи и детей; повышение эффективности работы по профилактике семейного и детского неблагополучия, предотвращение насилия в семье; укрепление и развитие сети учреждений, оказывающих социальные, психолого- педагогические, медицинские, иные услуги семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении; сопровождение и реабилитация семей с детьми "группы риска"; организация повышения уровня профессиональной подготовки специалистов, работающих с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляющих сопровождение замещающих семей; формирование и развитие системы профессионального сопровождения замещающих семей и выпускников интернатных учреждений, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Целевые группы, на - семьи с детьми, находящиеся в трудной которые направлена жизненной ситуации ("группа риска"), - 3372 деятельность по семьи, в том числе в них 5626 детей; Программе семьи, находящиеся в социально опасном (количественные и положении, - 1982 семьи, в них 2847 детей; качественные родители, лишенные родительских прав и показатели) ограниченные в родительских правах, - 390 чел.; усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели, воспитывающие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 2339 семей, в них 2936 детей; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - 4370 детей; выпускники интернатных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 325 человек; специалисты, организующие работу по предотвращению семейного и детского неблагополучия, профилактике социального сиротства различных ведомств и учреждений, - 371 человек Перечень основных I. Организация работы по укреплению института мероприятий Программы семьи с детьми в обществе 1.1. Выявление и распространение передового опыта социально ответственных семей, ведущих здоровый образ жизни и способствующих укреплению института семьи в обществе, обеспечивающих надлежащую заботу о здоровье детей, их образовании, физическом, духовном, нравственном и культурном развитии через систему мониторинга, организацию конкурсов, соревнований и награждение лучших семей нагрудным знаком "За заслуги в воспитании детей", учрежденным Губернатором Курской области. 1.2. Проведение областного конкурса "Семья соловьиного края". 1.3. Проведение областного конкурса "С заботой о людях" в целях выявления и распространения положительного опыта руководителей предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих меры социальной поддержки работников и членов их семей, а также принимающих активное участие в благотворительной деятельности. 1.4. Организация и проведение торжественного мероприятия - встречи Губернатора Курской области с семьями в рамках празднования Дня семьи, любви и верности. 1.5. Организация и проведение мероприятий, посвященных государственным праздникам по семейной тематике (Международный день семьи, День защиты детей, День матери и др.), с участием Губернатора Курской области, глав муниципальных районов и городских округов Курской области. 1.6. Организация научно-практических конференций, "круглых столов", форумов, пресс-конференций по вопросам семьи, материнства, отцовства и детства в целях объединения органов государственной власти Курской области, институтов гражданского общества, крупного и мелкого бизнеса в решении проблем современной семьи. 1.7. Обеспечение выплаты ежемесячного пособия при рождении второго, третьего и каждого последующего ребенка в семье, а также при усыновлении (удочерении) ребенка, являющегося вторым, третьим и каждым последующим ребенком в семье, до достижения им возраста трех лет в соответствии с законом Курской области. 1.8. Обеспечение выплаты ежемесячного пособия малоимущим семьям, имеющим детей, в которых оба родителя являются студентами (обучающимися), и студентам (обучающимся), являющимся одинокими родителями, в соответствии с законом Курской области. 1.9. Обеспечение выплаты ежемесячного пособия многодетным семьям, воспитывающим восемь и более несовершеннолетних детей, в соответствии с законом Курской области. II. Организация межведомственного взаимодействия в работе по сокращению социального неблагополучия детей и семей с детьми. Привлечение институтов гражданского общества, представителей бизнес-сообщества к осуществлению социальной поддержки семей с детьми, нуждающихся в помощи государства 2.1. Проведение благотворительной акции - областного благотворительного марафона "Мир детства" с привлечением учреждений и организаций различных форм собственности, в том числе крупных промышленных предприятий, некоммерческих организаций, физических лиц, к решению проблем семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и оказание адресной социальной помощи малообеспеченным, многодетным семьям, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. 2.2. Оказание адресной социальной помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, через учреждения социальной защиты населения за счет привлеченных спонсорских средств. 2.3. Осуществление межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних муниципальных районов и городских округов в системе деятельности координационных советов по оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке. 2.4. Привлечение членов общественных организаций, работников органов местного самоуправления, священнослужителей, студентов высших и средних учебных заведений, педагогов образовательных учреждений, медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения к индивидуальной работе с семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в соответствии с планами, разработанными координационными советами по оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке. 2.5. Проведение обучающих семинаров, практикумов со специалистами, входящими в состав координационных советов по оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке. 2.6. Выявление и распространение в области передового опыта работы координационных советов по оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке. 2.7. Освещение деятельности по предотвращению семейного и детского неблагополучия в государственных и муниципальных средствах массовой информации. 2.8. Ежегодное подведение итогов работы по предотвращению семейного и детского неблагополучия на мероприятиях, посвященных Дню матери, на региональном уровне, в муниципальных районах, городских округах, городских и сельских поселениях. 2.9. Организация работы по предотвращению жестокого обращения с детьми через родительскую общественность и социально-психологическую службу учреждений образования и социального обслуживания семьи и детей. III. Ранняя профилактика семейного неблагополучия, создание системы сопровождения и реабилитации семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении 3.1. Своевременное выявление семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях развития социального неблагополучия с целью организации комплекса реабилитационных мероприятий. 3.2. Открытие отделений мобильной социально-педагогической помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, при учреждениях образования и социального обслуживания семей с детьми. 3.3. Обеспечение мобильного доступа к социальным услугам семей "группы риска" с несовершеннолетними детьми, осуществление социального контроля за этими семьями до выхода из кризисной ситуации родителей. 3.4. Организация профилактической работы с женщинами, имеющими намерения отказаться от новорожденного, в ГУЗ "Областной перинатальный центр" комитета здравоохранения Курской области и МУЗ "Городской клинический перинатальный центр г. Курска" с целью обеспечения ребенку права жить и воспитываться в семье. 3.5. Модернизация деятельности центра здоровья для детей МУЗ "Городская больница N 3" г. Курска в целях осуществления консультирования детей и подростков из семей "группы риска" с целью мотивации их на здоровый образ жизни, формирования приоритета семейных ценностей. 3.6. Организация деятельности мобильной выездной бригады центра здоровья для детей МУЗ "Городская больница N 3" г. Курска для осуществления работы по профилактике детского неблагополучия с семьей по месту жительства. 3.7. Организация обучения родителей из семей "группы риска" по вопросам ухода, питания, оздоровления детей раннего возраста в кабинетах здорового ребенка детских поликлиник и детских консультаций ЦРБ в целях профилактики жестокого обращения с детьми, детского неблагополучия. 3.8. Создание областной сети групп "социальной поддержки детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации" на базе действующих дошкольных образовательных учреждений в муниципальных образованиях Курской области. 3.9. Создание в г. Курске муниципального дошкольного учреждения "Детский сад комбинированного вида с группами социальной поддержки детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации" (5 групп) как инновационного учреждения, оказывающего услуги семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, имеющим детей дошкольного возраста. 3.10. Организация реабилитационной работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, дети из которых обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на базе действующих психолого- медико-педагогических консилиумов. 3.11. Создание социальной гостиной для оказания помощи женщинам с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. 3.12. Организация индивидуально- ориентированной семейной реабилитации родителей из семей "группы риска" на основе комплексной психолого-педагогической диагностики, в том числе с применением компьютерных технологий, на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей. 3.13. Организация лечения родителей, имеющих несовершеннолетних детей, от алкогольной зависимости в целях профилактики случаев лишений или ограничений граждан в родительских правах. 3.14. Организация социально-трудовой адаптации родителей, состоящих в "группе риска". 3.15. Организация работы по восстановлению родителей в родительских правах, отмене ограничения в родительских правах, при исправлении, достижении положительных результатов реабилитационной работы. 3.16. Организация последующего мониторинга жизнедеятельности семей, в которых родители ранее уклонялись от воспитания детей, осуществление социального контроля за семьями "группы риска". 3.17. Организация работы семейных клубов, создание групп родительской взаимопомощи на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей на территории обслуживания. 3.18. Включение в активный отдых и организованный досуг семей, в которых родители ранее уклонялись от воспитания детей, через организацию учреждениями социального обслуживания семьи и детей клубной работы, направленной на предотвращение детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений. 3.19. Организация пунктов семейного сопровождения для родителей, чьи дети ранее проходили курс реабилитации в учреждениях социальной помощи семье и детям. 3.20. Организация реабилитационной работы с семьями, состоящими в "группе риска" на базе оздоровительного учреждения Курской области (учреждение определяется по итогам проведения конкурсного отбора). 3.21. Организация курсовой подготовки социальных педагогов учреждений системы образования, социальной защиты населения и других специалистов по вопросам внедрения технологий работы с семьей "группы риска", направленных на профилактику семейного и детского неблагополучия. 3.22. Организация выездной бригадной формы работы специалистов ОГОУ "Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения" в целях обеспечения мобильного доступа к услугам семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 3.23. Организация в ОГОУ "Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения" реабилитационной работы с семьями "группы риска" по здоровьесберегающим технологиям. 3.24. Проведение ежегодного рейтинга деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей в целях выявления и распространения инновационного опыта работы по реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. IV. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 4.1. Финансирование деятельности органов опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов Курской области в соответствии с законодательством Курской области. 4.2. Создание и содержание центра психолого-медико-педагогического сопровождения замещающих семей и постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений. 4.3. Организация деятельности региональной сети системного сопровождения замещающих семей и граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 4.4. Организация тематической курсовой подготовки специалистов, работающих с замещающей семьей. 4.5. Организация специальной курсовой подготовки и тематических семинаров для замещающих родителей. 4.6. Организация ежегодных встреч священнослужителей с замещающими семьями в целях их приобщения к национальным традициям, формирования духовности и нравственности на базе Курской Епархии Русской Православной Церкви в пасхальные дни. 4.7. Проведение в пасхальные дни праздничного концерта для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 4.8. Организация обучения, курса адаптации и оздоровления вновь организованных замещающих семей на базе оздоровительного учреждения Курской области (учреждение определяется по итогам конкурсного отбора). 4.9. Организация информационного сопровождения кампании по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением СМИ, общественности, активистов из числа приемных родителей. 4.10. Выпуск на телеканале "Такт" программы "Ищу маму" о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в семейном устройстве. 4.11. Организация концертов художественной самодеятельности воспитанников школ- интернатов, детских домов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, освещение мероприятия в СМИ, организация телеинтервью с участниками концерта с целью устройства в семью детей старшего возраста. 4.12. Проведение ежегодного конкурса сочинений среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Публикация лучших работ в областных, районных городских газетах. 4.13. Организация в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучения по программе постинтернатной адаптации. 4.14. Организация в учреждениях начального профессионального образования системы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по программе постинтернатной адаптации. 4.15. Проведение на базе ГУЗ "Областной специализированный Дом ребенка" дня открытых дверей 2 раза в год: 1 июня - в День защиты детей и 25 декабря - в День рождения Дома ребенка с широким освещением в СМИ с целью привлечения внимания общественности, руководителей предприятий, общественных организаций и благотворительных фондов к проблеме сиротства и социального сиротства. 4.16. Организация индивидуальной работы специалистов областного специализированного Дома ребенка с семьями, желающими принять ребенка на воспитание в семью, а также по возврату воспитанников учреждения в кровную семью. 4.17. Организация комплексной психолого- медико-педагогической реабилитации воспитанников ГУЗ "Областной специализированный Дом ребенка" с целью адаптации ребенка к жизни в семье. 4.18. Организация в ГУЗ "Областной специализированный Дом ребенка" работы по профилактике отказов от новорожденных и сохранению биологической семьи для детей. 4.19. Создание в ГУЗ "Областной специализированный Дом ребенка" домашней комнаты для организации встреч детей с будущими родителями с целью создания условий общения, приближенных к обстановке в семье. 4.20. Создание условий в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для подготовки воспитанников к жизни в семье, в том числе к возврату в биологическую семью. 4.21. Проведение ежегодного рейтинга деятельности органов опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов Курской области в целях выявления и распространения инновационного опыта работы межотраслевого взаимодействия, направленного на снижение уровня социального сиротства, профилактику семейного неблагополучия, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Объем и источники - общий объем финансирования Программы финансирования составляет 2193510,81 тыс. рублей, в том Программы (в текущих числе: ценах года разработки, 2011 г. - 559609,90 тыс. рублей; по годам реализации и 2012 г. - 542164,97 тыс. рублей; источникам 2013 г. - 545868,47 тыс. рублей; финансирования 2014 г. - 545867,47 тыс. рублей; Программы) за счет средств областного бюджета составляет 1920787,2 тыс. рублей, в том числе: 2011 г. - 476499,8 тыс. рублей; 2012 г. - 478991,8 тыс. рублей; 2013 г. - 482647,8 тыс. рублей; 2014 г. - 482647,8 тыс. рублей; за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, составляет 188623,61 тыс. рублей, в том числе: 2011 г. - 38835,10 тыс. рублей; 2012 г. - 49898,17 тыс. рублей; 2013 г. - 49945,67 тыс. рублей; 2014 г. - 49944,67 тыс. рублей; за счет привлеченных внебюджетных средств составляет не менее 54100,0 тыс. рублей, в том числе: 2011 г. - 14275,0 тыс. рублей; 2012 г. - 13275,0 тыс. рублей; 2013 г. - 13275,0 тыс. рублей; 2014 г. - 13275,0 тыс. рублей. Для реализации запланированных Программой мероприятий также могут привлекаться средства местных бюджетов, в том числе из бюджета г. Курска - на 2011 год - 30000,0 тыс. руб. Ожидаемые конечные Укрепление базовых семейных ценностей и результаты реализации традиций в обществе, формирование здорового Программы образа жизни, увеличение числа социально ответственных семей, обеспечивающих надлежащую заботу о здоровье детей, их образовании, физическом, духовном, нравственном и культурном развитии, пропаганду здорового образа жизни; распространение опыта руководителей организаций, обеспечивающих социальную поддержку семей с детьми и активно участвующих в благотворительной деятельности; увеличение числа предприятий и организаций различных форм собственности, некоммерческих организаций, принимающих активное участие в решении проблем современной семьи; оказание адресной помощи в рамках областного благотворительного марафона "Мир детства" не менее 500 семьям в год; формирование у детей и подростков из семей "группы риска" модели здоровой семьи, установок на здоровый образ жизни и семейные ценности; своевременное выявление семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; адресная социальная поддержка семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; эффективное сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, к широкому спектру социальных услуг; организация комплексной работы с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях социального неблагополучия для предотвращения дезорганизации семьи и возможного лишения родителей родительских прав; внедрение новых технологий социально- педагогической работы с семьей с целью своевременного оказания различных видов социальной помощи семьям с детьми на ранних этапах семейного и детского неблагополучия, осуществления социального контроля над родителями, уклоняющимися от воспитания детей; внедрение новых технологий социально- педагогической работы с семьей, обеспечивающих шаговую доступность родителям с несовершеннолетними детьми, нуждающимся в медико-социально-психологических и юридических услугах специалистов, привлеченных для работы с семьями "группы риска", а также оказывающих вышеуказанные виды помощи семьям на ранних этапах неблагополучия и в целях организации профилактических мероприятий; внедрение инновационных технологий в работу специалистов, оказывающих информационные, методические, социально-правовые, медицинские, психолого-педагогические услуги семьям с детьми; повышение эффективности социальных услуг, предоставляемых семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, реабилитационных мероприятий, социального контроля за "кризисными семьями"; повышение качества работы по сопровождению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение доступности социальных услуг семьям с детьми; повышение качества социального сопровождения замещающих семей; организация оздоровления и реабилитации родителей с детьми на базе оздоровительного учреждения Курской области по программам для замещающих родителей и "кризисных семей", в которых нарушены детско-родительские отношения, не менее чем для 100 человек в год; наличие адаптивных программ повышения квалификации специалистов государственных учреждений системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, других специалистов, работающих с замещающей семьей, семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, по различным направлениям сопровождения; реабилитация семей "группы риска"; обеспечение права детей, оставшихся без попечения родителей, жить и воспитываться в семье; регулирование детско-родительских отношений внутри замещающей семьи, адаптация замещающей семьи в социуме; эффективная социализация и реабилитация граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленная на формирование адекватной модели семьи, роли и места гражданина в обществе, исключающая вторичное социальное сиротство; уменьшение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей в возрасте 0 - 17 лет на 0,25%; увеличение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 4,02%; уменьшение числа детей, родители которых лишены родительских прав, не менее чем на 20 человек в год; увеличение числа родителей, восстановленных в родительских правах, не менее чем на 5 человек в год; увеличение числа родителей, в отношении которых отменено ограничение в родительских правах, не менее чем на 5 человек в год; уменьшение удельного веса отказов от новорожденных в общей численности родившихся детей на 0,03%; увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, не менее чем на 10 человек в год; увеличение удельного веса семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, к общему числу семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 0,9%; увеличение числа специалистов социальных служб, осуществляющих сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, замещающих семей, прошедших подготовку по инновационным технологиям, не менее чем на 75 человек в год; организация обучения замещающих родителей не менее чем для 100 человек в год; организация оздоровления и реабилитации родителей с детьми на базе оздоровительного учреждения Курской области по программам для замещающих родителей и "кризисных" семей, в которых нарушены детско-родительские отношения, не менее чем для 100 человек в год; увеличение числа обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений из семей, в которых родители самостоятельно не в состоянии обеспечить детям благоприятные условия воспитания и развития, прошедших курс социальной адаптации и реабилитации, не менее чем на 80 человек в год; проведение курса подготовки к самостоятельной семейной жизни в рамках программы постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся учреждений начального профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не менее чем для 250 человек в год; увеличение числа детей дошкольного возраста из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вовлеченных в систему дошкольного образования через группы социальной поддержки, не менее чем на 250 человек в год; увеличение числа получателей ежемесячного пособия семьям при рождении (усыновлении) в них второго, третьего и каждого последующего ребенка на 109 человек; увеличение числа детей раннего возраста, помещенных в ГУЗ "Областной специализированный Дом ребенка", возвращенных в биологическую семью, не менее чем на 2 человека в год I. Содержание проблемы социального сиротства, реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан из их числа В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Курской областной Думы от 24.05.2007 N 381-IV ОД, в число важнейших приоритетов входит реализация государственной семейной и демографической политики, обеспечивающей развитие и укрепление института семьи, защиту семьи и детей, сохранение семьи для ребенка. Приоритетным направлением в деятельности органов опеки и попечительства в регионе является работа по профилактике детского и семейного неблагополучия и обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В области усилилась работа по укреплению института семьи в обществе, пропаганде здорового образа жизни, был принят ряд законодательных актов, направленных на поддержку семей с детьми, формирование здорового образа жизни, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также регулирующих правоотношения в сфере опеки и попечительства. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан обеспечивается благодаря широкой пропаганде семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с активным привлечением общественности, средств массовой информации. Между департаментом по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области и газетами "Курск", "Курский вестник", интернет-газетой "Kurskcity.ru" осуществляется взаимодействие по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На телеканале "Такт" выходит программа "Ищу маму", на ОГУ "Телерадиокомпания "Сейм" - программа "Семья России" о семьях, в которых находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В районные (городские) газеты органы опеки и попечительства предоставляют неконфиденциальную информацию о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в семейном устройстве, а также сведения о механизме усыновления, устройства ребенка под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание, распространяется опыт лучших замещающих семей. Ежегодно в областных и муниципальных печатных изданиях выходит порядка тысячи статей по данной тематике. В целях распространения семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, замещающие семьи участвуют в конкурсе "Семья соловьиного края". Ежегодно лучшие семьи представляются к благодарности Губернатора Курской области, награждаются нагрудным знаком "За заслуги в воспитании детей", отмечаются премией общественного признания "Курская антоновка". Замещающим семьям оказывается поддержка в рамках областного благотворительного марафона "Мир детства". Так 6 семьям, в которых на высоком уровне воспитывается наибольшее количество приемных детей, были переданы автомобили "Газель", 25 семьям выделены средства на проведение ремонта и улучшение жилищных условий, более 100 замещающим семьям - на приобретение мебели, бытовой техники и др. Работа по укреплению института семьи, развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также проводится совместно с Курской Епархией Русской Православной Церкви. Стало традиционным в пасхальные дни, а также в День матери организовывать встречи с приемными родителями, патронатными воспитателями, на которых проходит награждение лучших замещающих семей грамотами Архиепископа Курского и Рыльского Германа. К пропаганде семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, активно привлекаются сами замещающие родители. Системность и целенаправленность работы по профилактике социального сиротства и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан приобрела начиная с 2008 года. В этот год во всех муниципальных районах и городских округах были сформированы отделы опеки и попечительства. Органами государственной власти, СМИ, институтами гражданского сообщества на федеральном и региональном уровнях и в настоящее время активно пропагандируются семейные ценности, здоровый образ жизни, особый акцент ставится на защиту прав детей, обеспечение права жить и воспитываться в семье. В результате совместной деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественности по профилактике социального сиротства в регионе отмечается положительная динамика снижения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целом за период 2008 - 2010 годы число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось на 6,6% (табл. 1). Таблица 1 Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской области, 2007 - 2010 годы +-------------+------------+------------+-----------+------------+-----------+------------+-----------+ | Наименование| 2007 г. | 2008 г. | % роста | 2009 г. | % роста | 2010 г. | % роста | | показателя | (на | (на | (снижения)| (на | (снижения)| (на | (снижения)| | | 01.01.2008)| 01.01.2009)| | 01.01.2010)| | 01.01.2011)| | +-------------+------------+------------+-----------+------------+-----------+------------+-----------+ | Число | 4679 | 4676 | - 0,6 | 4597 | - 1,7 | 4370 | - 4,9 | | детей-сирот | | | | | | | | | и детей, | | | | | | | | | оставшихся | | | | | | | | | без | | | | | | | | | попечения | | | | | | | | | родителей, | | | | | | | | | всего | | | | | | | | +-------------+------------+------------+-----------+------------+-----------+------------+-----------+ Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения уменьшилась на 0,02%. При этом данный показатель по итогам 2009 года в области меньше, чем по Российской Федерации. Таблица 2 Показатели эффективности деятельности органов опеки и попечительства, 2008 - 2009 годы (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации") +------+----------------------------------+-------------------+-------------------+ | N | Наименование показателя | 2008 г. | 2009 г. | | п/п | | | | +------+----------------------------------+---------+---------+-------------------+ | РФ| Курская | РФ | Курская | | | область | | область | +------+----------------------------------+---------+---------+ | | | 1. | Доля детей, оставшихся без | 3,05 | 2,38 | 2,97 | 2,36 | | | попечения родителей, всего | | | | | +------+----------------------------------+---------+---------+---------+---------+ | 2. | Доля детей, оставшихся без | 64,7 | 68,1 | 71,08 | 70,46 | | | попечения родителей, переданных | | | | | | | на воспитание в семьи граждан | | | | | | | Российской Федерации, постоянно | | | | | | | проживающих на территории | | | | | | | Российской Федерации (на | | | | | | | усыновление (удочерение) и под | | | | | | | опеку (попечительство), в том | | | | | | | числе по договору о приемной | | | | | | | семье либо в случаях, | | | | | | | предусмотренных законами | | | | | | | субъектов Российской Федерации, | | | | | | | по договору о патронатной семье | | | | | | | (патронате, патронатном | | | | | | | воспитании) | | | | | +------+----------------------------------+---------+---------+---------+---------+ В регионе постепенно уменьшается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированных в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время зарегистрированы 1300 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве кандидатов в опекуны (попечители), приемные родители, усыновители зарегистрированы 67 граждан. Также отмечается снижение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных впервые. Так за 2008 год число впервые выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снизилось на 41,04%, за 2009 год данный показатель снизился еще на 20,8%, за 2010 год - на 13,97%. Наряду со снижением числа выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снижается и количество детей этой категории, устроенных в семьи граждан. Это характерно как для Курской области, так и для всей Российской Федерации в целом (табл. 3). Таблица 3 Результаты семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской области (2007 - 2010 годы) +------------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ | Наименование показателя | 2007 г.| 2008 г.| 2009 г.| 2010 г.| +------------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ | Выявлено детей-сирот и детей, оставшихся | 1150 | 678 | 537 | 462 | | без попечения родителей | | | | | +------------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ | Передано в семьи граждан, всего | 622 | 647 | 503 | 475 | +------------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ | передано под опеку (попечительство) | 571 | 520 | 386 | 353 | +------------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ | % от общего числа детей, устроенных в | 91,8 | 80,4 | 76,7 | 74,3 | | семьи | | | | | +------------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ | передано в приемные семьи | 18 | 53 | 68 | 73 | +------------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ | % от общего числа детей, устроенных в | 2,9 | 8,2 | 13,4 | 15,37 | | семьи | | | | | +------------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ | Усыновлено | 33 | 74 | 49 | 49 | +------------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ | % от общего числа детей, устроенных в | 5,3 | 11,4 | 9,7 | 10,3 | | семьи | | | | | +------------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ | из них: | 22 | 49 | 42 | 47 | | российскими гражданами | | | | | +------------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ | % от общего числа детей, устроенных в | 3,5 | 7,5 | 8,3 | 9,9 | | семьи | | | | | +------------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ | иностранными гражданами | 11 | 25 | 7 | 2 | +------------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ | % от общего числа детей, устроенных в | 1,8 | 3,9 | 1,7 | 0,4 | | семьи | | | | | +------------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ Одним из важных направлений работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является формирование и развитие института профессиональной замещающей семьи - приемной семьи. В настоящее время в семьях граждан всего воспитываются 2936 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, активно развивается институт приемной семьи. В 76 приемных семьях воспитываются 236 детей, за 2010 год создано 28 приемных семей. В целом устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2010 году распределилось следующим образом: под опекой (попечительством) - 2685 детей; в приемных семьях находятся 236 детей; в интернатных учреждениях - 958 чел., в том числе 15 детей - на патронатном воспитании; в областном специализированном Доме ребенка - 95 человек; в учреждениях социальной защиты населения - 106 человек; в учреждениях профессионального образования - 279 человек; в воинских частях - 11 человек. Анализируя формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за 2008 - 2010 годы отмечается развитие таких форм устройства, как приемная семья и усыновление. Снизилось число детей, устроенных под опеку и попечительство, с 91,8% (2007 год) до 74,3% (2010 год) от общего числа детей, устроенных в семьи. Число детей, устроенных в приемные семьи, возросло с 2,9% до 15,4%, число усыновленных детей - с 5,3% до 10,3% при росте российского усыновления. Несмотря на то, что в последнее время значительно уменьшилось число возвратов детей из замещающих семей, эта проблема остается актуальной. В течение 2010 г. зафиксированы 12 случаев отказа от опеки в отношении 27 детей, 4 случая возврата детей из приемных семей в отношении 7 детей. КонсультантПлюс: примечание. Нумерация таблиц дана в соответствии с официальным текстом документа. Таблица 6 Возврат детей из замещающих семей за период 2007 - 2010 годы +------------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ | Основания для возврата | 2007 г.| 2008 г.| 2009 г.| 2010 г.| +------------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ | отменено решений о передаче ребенка на | 34 | 66 | 69 | 40 | | воспитание в семью, в том числе: | | | | | +------------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ | в связи с ненадлежащим выполнением | 11 | 15 | 7 | 6 | | усыновителями, опекунами, попечителями, | | | | | | приемными или патронатными родителями | | | | | | обязанностей по воспитанию детей | | | | | +------------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ | по причине жестокого обращения с детьми | - | 2 | 4 | 2 | +------------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ | по инициативе усыновителей, опекунов, | 22 | 52 | 47 | 27 | | попечителей, приемных или патронатных | | | | | | родителей | | | | | +------------------------------------------+--------+--------+--------+--------+ Отмечается увеличение числа фактов возврата детей из интернатных учреждений к биологическим родителям. Таблица 7 Возврат детей из государственных учреждений для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей к биологическим родителям за период 2007 - 2010 годы +--------------------------------------+---------+---------+---------+---------+ | Основания для возврата | 2007 г.| 2008 г.| 2009 г.| 2010 г.| +--------------------------------------+---------+---------+---------+---------+ | выбыли к родителям | 55 | 82 | 84 | 95 | +--------------------------------------+---------+---------+---------+---------+ Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основе межведомственного взаимодействия органов опеки и попечительства, здравоохранения, образования, социальной защиты населения, специалистов центров помощи семье и детям, а также является одним из направлений деятельности координационных советов по оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке, созданных в муниципальных образованиях. В целях повышения эффективности работы по профилактике социального сиротства и семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области систематически организует совещания со специалистами отделов опеки и попечительства, других заинтересованных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по наиболее актуальным вопросам совместной деятельности. Специалистами отделов опеки и попечительства в муниципальных районах и городских округах ежеквартально проводятся собрания опекунов (попечителей), на которых организуется правовой всеобуч в сфере опеки и попечительства, защиты имущественных прав несовершеннолетних, приглашаются психологи, которые проводят индивидуальное и групповое консультирование по вопросам детско-родительских взаимоотношений, адаптации ребенка в замещающей семье и др. В настоящее время в Курской области сформирована система мер по обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении вопросов улучшения положения семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, взаимоотношений внутри замещающих семей, повышения ответственности родителей при исполнении ими обязанностей по воспитанию детей. Проводится работа по обеспечению взаимодействия учреждений социального обслуживания, образования, здравоохранения, органов местного самоуправления, опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов по организации психолого-педагогического и социального сопровождения замещающих семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. С января 2010 года в Курской области реализуется областная программа "Поможем детям вместе" на 2010 - 2012 годы, утвержденная постановлением Администрации Курской области от 16.04.2010 N 153-па. Данная Программа направлена на профилактику социального сиротства, сохранение кровной семьи для ребенка, принята к софинансированию за счет средств гранта в размере 29,9 млн. руб. от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 20 муниципальных районах на базе учреждений образования, социальной защиты населения созданы отделения мобильной социально-педагогической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Специалисты медицинского, социально-педагогического, юридического профилей своевременно оказывают необходимую помощь семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, замещающим родителям, ведется социальный патронаж этих семей. Проводится лечение родителей от алкогольной зависимости. Для обеспечения мобильного доступа семей к социальным услугам для мобильных групп приобретены автомобили. В 2011 году за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненный ситуации, планируется открытие центра психолого-медико-педагогического сопровождения замещающих семей и постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений. В центре будет оказываться практическая помощь детям и кандидатам в замещающие родители по подготовке их к жизни в новой семье, действующим замещающим семьям - по решению проблем в детско-родительских взаимоотношениях, правовым, имущественным вопросам, а также будет оказываться консультативная помощь гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по защите их прав. Вместе с тем, практическая работа по предотвращению детского неблагополучия выявила группы населения, которым в первоочередном порядке нужна помощь в решении семейных проблем. Отсутствие достаточного количества дошкольных образовательных учреждений для обеспечения потребностей населения привело к тому, что многие семьи с детьми дошкольного возраста, в первую очередь неполные, многодетные семьи оказываются в критической ситуации из-за невозможности определить ребенка в детский сад. Сюда также можно отнести неблагополучные семьи с детьми дошкольного возраста, где родители не принимают мер к устройству своих детей в дошкольные образовательные учреждения и в то же время не заботятся об их здоровье, не обеспечивают полноценное питание. В ходе областного благотворительного марафона "Мир детства" были выявлены факты, когда родители малолетних детей не могли устроиться на работу из-за невозможности устроить детей в детский сад, семьи оказывались без средств к существованию, росли долги за коммунальные услуги, отключался свет, газ в квартирах. В результате возникал вопрос о лишении родителей родительских прав. Своевременная благотворительная помощь по погашению задолженности за коммунальные услуги, трудоустройство родителей и определение детей дошкольного возраста в группы "социальной поддержки", созданные в детских садах, помогли сохранить детям семью, обеспечить хорошие условия для их полноценного развития. Создание в детских садах групп "социальной поддержки", сопровождение социальным педагогом семей "группы риска", системная работа с родителями позволят обеспечить раннюю профилактическую работу, создать прочную базу для становления или реабилитации семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Другой целевой группой, работа с которой может принести позитивные результаты в создании благоприятных условий воспитания и развития ребенка, предотвращении детского неблагополучия, являются семьи с детьми, в которых воспитываются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, воспитанники и обучающиеся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и школ-интернатов. Как правило, до 90% родителей воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений V, VII, VIII видов относятся к категории неблагополучных и малообеспеченных. Многие родители сами страдают умственной отсталостью или алкоголизмом. Они плохо адаптированы в социуме, многие не работают и живут за счет пенсий и пособий, получаемых на детей. Более 70% семей воспитанников специальных (коррекционных) школ-интернатов и около 50% семей обучающихся специальных (коррекционных) школ относятся к группе риска по лишению родительских прав. Эта группа семей не охвачена в полной мере реабилитационной работой со стороны органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в силу того, что дети помещены в государственные интернатные учреждения. Вместе с тем, должной работы с родителями по преодолению вредных привычек, формированию здорового образа жизни, оказанию практической помощи в трудоустройстве, воспитании детей, лечении детей-инвалидов, коррекции отклонений в развитии не ведется. Организация на базе психолого-медико-педагогических консилиумов специальных (коррекционных) образовательных учреждений системной работы по поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, поможет охватить профессиональной квалифицированной помощью педагогов-психологов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, медицинских работников более 1000 семей, обеспечит возможность проведения комплексной совместной работы с детьми и родителями. Кроме того, необходимы системные изменения в работе с замещающими семьями. Имеющиеся как в целом по Российской Федерации, так и в Курской области факты возврата детей в интернатные учреждения из замещающих семей, неисполнение опекунами (попечителями), приемными родителями и патронатными воспитателями своих обязанностей по отношению к детям, выявление случаев жестокого обращения с детьми требуют обеспечения тщательного отбора и подготовки кандидатов в усыновители опекуны (попечители), приемные родители, постоянного социального патронажа этих семей. Наличие в каждом муниципальном районе и городском округе специалиста, обеспечивающего профессиональное сопровождение замещающих семей, оказывающего практическую помощь выпускникам интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жизненном становлении, поможет снизить риски возвратов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, качественно готовить кандидатов в замещающие родители, оказывать своевременную помощь усыновителям, опекунам (попечителям) в период адаптации ребенка в семье, а также предотвращать вторичное сиротство, обеспечить профилактику социального неблагополучия лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем, необходимо проводить работу с выпускниками интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на более ранних этапах - в период их обучения в образовательных учреждениях. Организация работы по воспитанию ответственного отношения к родительству, обучение умениям и навыкам ведения домашнего хозяйства, ухода за грудным ребенком, формирование навыков здорового образа жизни помогут обеспечить успешность жизненного становления выпускников, предотвратить вторичное сиротство. Целесообразность разработки данной Программы обусловлена необходимостью более углубленного решения проблем семейного неблагополучия и социального сиротства, привлечения дополнительных средств для укрепления материально-технического оснащения учреждений, обеспечивающих социальное сопровождение различных категорий семей, обучения специалистов данных учреждений по инновационным программам, что, в конечном итоге, позволит успешно решить проблемы социального сиротства на ранних этапах семейного неблагополучия. Наиболее предпочтительным инструментарием, обеспечивающим максимальную эффективность координации и управления областными ресурсами и финансами всех уровней в соответствии с обозначенными приоритетами, является программно-целевой метод. Программно-целевой подход в решении проблем социального сиротства в регионе обеспечивает достижение целевых индикаторов и показателей, установленных настоящей Программой. Кроме того, реализация программно-целевого метода при организации деятельности по снижению уровня социального сиротства, профилактике семейного неблагополучия на ранних этапах позволит максимально эффективно использовать систему координации деятельности органов исполнительной власти Курской области, органов местного самоуправления, общественности. Отказ от использования программного метода в решении проблем социального сиротства приведет к прогнозируемому обострению проблемной ситуации, ежегодному прогрессирующему увеличению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных впервые, увеличению числа родителей, лишенных родительских прав. Решение вышеуказанных проблем программно-целевым методом обеспечит повышение эффективности работы структуры органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, будет способствовать улучшению положения семей с детьми в Курской области. II. Цели, задачи, сроки реализации Программы Целями Программы являются: - системные изменения в организации работы по предотвращению семейного и детского неблагополучия, профилактике социального сиротства, развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - снижение уровня социального сиротства в регионе; - формирование разноуровневого межотраслевого механизма оказания семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, своевременной эффективной и профессиональной помощи, обеспечивающей благоприятные условия воспитания и развития ребенка. Задачи Программы: - укрепление института семьи с детьми в обществе, пропаганда семейных ценностей и здорового образа жизни посредством привлечения к работе в данном направлении средств массовой информации, бизнес-сообщества, общественных и религиозных организаций, других институтов гражданского общества; - обеспечение права ребенка жить и воспитываться в полноценной семье, где родители (лица, их заменяющие) обеспечивают благоприятные условия для его воспитания и развития; - привлечение институтов гражданского общества к решению проблем семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством укрепления традиции благотворительной деятельности; - оказание своевременной адресной социальной помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении; - разработка инновационных эффективных технологий работы с семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; - внедрение технологии раннего выявления семейного и детского неблагополучия и организация профилактической работы с семьями; - внедрение технологии сокращения числа лишений родителей родительских прав за счет распространения ограничений в родительских правах и организации в этот период реабилитационных мероприятий с семьями "группы риска"; - формирование зональной сети учреждений, внедряющих инновационные технологии мобильной социально-педагогической помощи семьям с детьми, нуждающимся в поддержке государства, посредством открытия отделений мобильной социально-педагогической помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, на базе учреждений образования, социального обслуживания семьи и детей; - повышение эффективности работы по профилактике семейного и детского неблагополучия, предотвращение насилия в семье; - укрепление и развитие сети учреждений, оказывающих социальные, психолого-педагогические, медицинские, иные услуги семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении; - сопровождение и реабилитация семей с детьми "группы риска"; - организация повышения уровня профессиональной подготовки специалистов, работающих с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляющих сопровождение замещающих семей; - формирование и развитие системы профессионального сопровождения замещающих семей и выпускников интернатных учреждений, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; - развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сроки реализации Программы - 2011 - 2014 годы. III. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты I. Организация работы по укреплению института семьи с детьми в обществе 1.1. Выявление и распространение передового опыта социально ответственных семей, ведущих здоровый образ жизни и способствующих укреплению института семьи в обществе, обеспечивающих надлежащую заботу о здоровье детей, их образовании, физическом, духовном, нравственном и культурном развитии через систему мониторинга, организацию конкурсов, соревнований и награждение лучших семей нагрудным знаком "За заслуги в воспитании детей", учрежденным Губернатором Курской области. 1.2. Проведение областного конкурса "Семья соловьиного края". 1.3. Проведение областного конкурса "С заботой о людях" в целях выявления и распространения положительного опыта руководителей предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих меры социальной поддержки работников и членов их семей, а также принимающих активное участие в благотворительной деятельности. 1.4. Организация и проведение торжественного мероприятия - встречи Губернатора Курской области с семьями в рамках празднования Дня семьи, любви и верности. 1.5. Организация и проведение мероприятий, посвященных государственным праздникам по семейной тематике (Международный день семьи, День защиты детей, День матери и др.), с участием Губернатора Курской области, глав муниципальных районов и городских округов Курской области. 1.6. Организация научно-практических конференций, "круглых столов", форумов, пресс-конференций по вопросам семьи, материнства, отцовства и детства в целях объединения органов государственной власти Курской области, институтов гражданского общества, крупного и мелкого бизнеса в решении проблем современной семьи. 1.7. Обеспечение выплаты ежемесячного пособия при рождении второго, третьего и каждого последующего ребенка в семье, а также при усыновлении (удочерении) ребенка, являющегося вторым, третьим и каждым последующим ребенком в семье, до достижения им возраста трех лет в соответствии с законом Курской области. 1.8. Обеспечение выплаты ежемесячного пособия малоимущим семьям, имеющим детей, в которых оба родителя являются студентами (обучающимися), и студентам (обучающимся), являющимся одинокими родителями, в соответствии с законом Курской области. 1.9. Обеспечение выплаты ежемесячного пособия многодетным семьям, воспитывающим восемь и более несовершеннолетних детей, в соответствии с законом Курской области. II. Организация межведомственного взаимодействия в работе по сокращению социального неблагополучия детей и семей с детьми. Привлечение институтов гражданского общества, представителей бизнес-сообщества к осуществлению социальной поддержки семей с детьми, нуждающихся в помощи государства 2.1. Проведение благотворительной акции - областного благотворительного марафона "Мир детства" с привлечением учреждений и организаций различных форм собственности, в том числе крупных промышленных предприятий, некоммерческих организаций, физических лиц к решению проблем семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и оказание адресной социальной помощи малообеспеченным, многодетным семьям, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. 2.2. Оказание адресной социальной помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, через учреждения социальной защиты населения за счет привлеченных спонсорских средств. 2.3. Осуществление межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних муниципальных районов и городских округов в системе деятельности координационных советов по оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке. 2.4. Привлечение членов общественных организаций, работников органов местного самоуправления, священнослужителей, студентов высших и средних учебных заведений, педагогов образовательных учреждений, медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения к индивидуальной работе с семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в соответствии с планами, разработанными координационными советами по оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке. 2.5. Проведение обучающих семинаров, практикумов со специалистами, входящими в состав координационных советов по оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке. 2.6. Выявление и распространение в области передового опыта работы координационных советов по оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке. 2.7. Освещение деятельности по предотвращению семейного и детского неблагополучия в государственных и муниципальных средствах массовой информации. 2.8. Ежегодное подведение итогов работы по предотвращению семейного и детского неблагополучия на мероприятиях, посвященных Дню матери, на региональном уровне, в муниципальных районах, городских округах, городских и сельских поселениях. 2.9. Организация работы по предотвращению жестокого обращения с детьми через родительскую общественность и социально-психологическую службу учреждений образования и социального обслуживания семьи и детей. III. Ранняя профилактика семейного неблагополучия, создание системы сопровождения и реабилитации семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении 3.1. Своевременное выявление семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях развития социального неблагополучия с целью организации комплекса реабилитационных мероприятий. 3.2. Открытие отделений мобильной социально-педагогической помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, при учреждениях образования и социального обслуживания семей с детьми. 3.3. Обеспечение мобильного доступа к социальным услугам семей "группы риска" с несовершеннолетними детьми, осуществление социального контроля за этими семьями до выхода из кризисной ситуации родителей. 3.4. Организация профилактической работы с женщинами, имеющими намерения отказаться от новорожденного, в ГУЗ "Областной перинатальный центр" комитета здравоохранения Курской области и МУЗ "Городской клинический перинатальный центр г. Курска" с целью обеспечения ребенку права жить и воспитываться в семье. 3.5. Модернизация деятельности центра здоровья для детей МУЗ "Городская больница N 3" г. Курска в целях осуществления консультирования детей и подростков из семей "группы риска" с целью мотивации их на здоровый образ жизни, формирования приоритета семейных ценностей. 3.6. Организация деятельности мобильной выездной бригады центра здоровья для детей МУЗ "Городская больница N 3" г. Курска для осуществления работы по профилактике детского неблагополучия с семьей по месту жительства. 3.7. Организация обучения родителей из семей "группы риска" по вопросам ухода, питания, оздоровления детей раннего возраста в кабинетах здорового ребенка детских поликлиник и детских консультаций ЦРБ в целях профилактики жестокого обращения с детьми, детского неблагополучия. 3.8. Создание областной сети групп "социальной поддержки детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации" на базе действующих дошкольных образовательных учреждений в муниципальных образованиях Курской области. 3.9. Создание в г. Курске муниципального дошкольного учреждения "Детский сад комбинированного вида с группами социальной поддержки детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации" (5 групп) как инновационного учреждения, оказывающего услуги семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, имеющим детей дошкольного возраста. 3.10. Организация реабилитационной работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, дети из которых обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на базе действующих психолого-медико-педагогических консилиумов. 3.11. Создание социальной гостиной для оказания помощи женщинам с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. 3.12. Организация индивидуально-ориентированной семейной реабилитации родителей из семей "группы риска" на основе комплексной психолого-педагогической диагностики, в том числе с применением компьютерных технологий, на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей. 3.13. Организация лечения родителей, имеющих несовершеннолетних детей, от алкогольной зависимости в целях профилактики случаев лишений или ограничений граждан в родительских правах. 3.14. Организация социально-трудовой адаптации родителей, состоящих в "группе риска". 3.15. Организация работы по восстановлению родителей в родительских правах, отмене ограничения в родительских правах, при исправлении, достижении положительных результатов реабилитационной работы. 3.16. Организация последующего мониторинга жизнедеятельности семей, в которых родители ранее уклонялись от воспитания детей, осуществление социального контроля за семьями "группы риска". 3.17. Организация работы семейных клубов, создание групп родительской взаимопомощи на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей на территории обслуживания. 3.18. Включение в активный отдых и организованный досуг семей, в которых родители ранее уклонялись от воспитания детей, через организацию учреждениями социального обслуживания семьи и детей клубной работы, направленной на предотвращение детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений. 3.19. Организация пунктов семейного сопровождения для родителей, чьи дети ранее проходили курс реабилитации в учреждениях социальной помощи семьи и детям. 3.20. Организация реабилитационной работы с семьями, состоящими в "группе риска", на базе оздоровительного учреждения Курской области (учреждение определяется по итогам проведения конкурсного отбора). 3.21. Организация курсовой подготовки социальных педагогов учреждений системы образования, социальной защиты населения и других специалистов по вопросам внедрения технологий работы с семьей "группы риска", направленных на профилактику семейного и детского неблагополучия. 3.22. Организация выездной бригадной формы работы специалистов ОГОУ "Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения" в целях обеспечения мобильного доступа к услугам семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 3.23. Организация в ОГОУ "Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения" реабилитационной работы с семьями "группы риска" по здоровьесберегающим технологиям. 3.24. Проведение ежегодного рейтинга деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей в целях выявления и распространения инновационного опыта работы по реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. IV. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 4.1. Финансирование деятельности органов опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов Курской области в соответствии с законодательством Курской области. 4.2. Создание и содержание центра психолого-медико-педагогического сопровождения замещающих семей и постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений. 4.3. Организация деятельности региональной сети системного сопровождения замещающих семей и граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 4.4. Организация тематической курсовой подготовки специалистов, работающих с замещающей семьей. 4.5. Организация специальной курсовой подготовки и тематических семинаров для замещающих родителей. 4.6. Организация ежегодных встреч священнослужителей с замещающими семьями в целях их приобщения к национальным традициям, формирования духовности и нравственности на базе Курской Епархии Русской Православной Церкви в пасхальные дни. 4.7. Проведение в пасхальные дни праздничного концерта для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 4.8. Организация обучения, курса адаптации и оздоровления вновь организованных замещающих семей на базе оздоровительного учреждения Курской области (учреждение определяется по итогам конкурсного отбора). 4.9. Организация информационного сопровождения кампании по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением СМИ, общественности, активистов из числа приемных родителей. 4.10. Выпуск на телеканале "Такт" программы "Ищу маму" о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в семейном устройстве. 4.11. Организация концертов художественной самодеятельности воспитанников школ-интернатов, детских домов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, освещение мероприятия в СМИ, организация телеинтервью с участниками концерта с целью устройства в семью детей старшего возраста. 4.12. Проведение ежегодного конкурса сочинений среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Публикация лучших работ в областных, районных, городских газетах. 4.13. Организация в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучения по программе постинтернатной адаптации. 4.14. Организация в учреждениях начального профессионального образования системы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по программе постинтернатной адаптации. 4.15. Проведение на базе ГУЗ "Областной специализированный Дом ребенка" дня открытых дверей 2 раза в год: 1 июня - в День защиты детей и 25 декабря - в День рождения Дома ребенка с широким освещением в СМИ с целью привлечения внимания общественности, руководителей предприятий, общественных организаций и благотворительных фондов к проблеме сиротства и социального сиротства. 4.16. Организация индивидуальной работы специалистов областного специализированного Дома ребенка с семьями, желающими принять ребенка на воспитание в семью, а также по возврату воспитанников учреждения в кровную семью. 4.17. Организация комплексной психолого-медико-педагогической реабилитации воспитанников ГУЗ "Областной специализированный Дом ребенка" с целью адаптации ребенка к жизни в семье. 4.18. Организация в ГУЗ "Областной специализированный Дом ребенка" работы по профилактике отказов от новорожденных и сохранению биологической семьи для детей. 4.19. Создание в ГУЗ "Областной специализированный Дом ребенка" домашней комнаты для организации встреч детей с будущими родителями с целью создания условий общения, приближенных к обстановке в семье. 4.20. Создание условий в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для подготовки воспитанников к жизни в семье, в том числе к возврату в биологическую семью. 4.21. Проведение ежегодного рейтинга деятельности органов опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов Курской области в целях выявления и распространения инновационного опыта работы межотраслевого взаимодействия, направленного на снижение уровня социального сиротства, профилактику семейного неблагополучия, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решение задачи укрепления института семьи с детьми в обществе, пропаганды семейных ценностей и здорового образа жизни обеспечивается в комплексе мероприятий по распространению опыта лучших семей области, обеспечения взаимодействия между государственными структурами, представителями крупного и малого бизнеса, учреждениями и организациями различных форм собственности, общественности в решении проблем семьи, формирование традиции благотворительности в целях оказания адресной социальной помощи семьям с детьми, пропаганде семейных ценностей посредством СМИ. Для принятия системных мер по реабилитации и оказанию адресной помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, в области формируется инновационный подход, включающий работу по ранней профилактике семейного неблагополучия, реабилитации и социальной адаптации семей, составляющих "группу риска" по лишению либо ограничению родителей в родительских правах, системные мероприятия по профилактике отказов от детей в родильных домах и лечебных учреждениях, в том числе вторичного социального сиротства. Внедрение технологии раннего выявления семейного и детского неблагополучия и организация профилактической работы с семьями будет осуществляться в рамках межведомственного взаимодействия учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при активной поддержке общественности, что позволит увеличить охват семей, нуждающихся в социальной помощи, на ранних этапах неблагополучия, предотвратить возможный риск снижения ответственности родителей за воспитание своих детей и обеспечит профилактику лишений родительских прав. Повышение эффективности этой работы будет достигаться благодаря деятельности координационных советов по оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в муниципальных районах и городских округах Курской области. В рамках работы координационного совета на базе каждого муниципального образования в муниципальном районе, микрорайоне, в городском округе создаются рабочие группы из специалистов различных ведомств: социальных педагогов, педагогов-психологов, классных руководителей, медицинских работников, представителей органов местного самоуправления, общественных организаций, родительской общественности. Закрепление за каждой семьей, которой необходимо оказание помощи, одного или нескольких специалистов-кураторов, в зависимости от проблем, имеющихся в конкретной семье, организация практической работы по решению этих проблем позволит достичь позитивных результатов в улучшении положения детей, условий их жизни и воспитания, уменьшить число неблагополучных семей с детьми, находящихся в социально опасном положении. В области началась работа по формированию зональной сети учреждений, внедряющих новые технологии мобильной социально-педагогической помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, на базе учреждений образования и социального обслуживания семьи и детей. Базовыми учреждениями для создания зональной сети определены следующие: муниципальное учреждение "Городской молодежный центр социальных программ "Спектр" (г. Курск); муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр диагностики и консультирования "Гармония" (г. Курск); муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 36" г. Курска; муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Дворец детского творчества" г. Курска; государственное учреждение социального обслуживания населения системы социального обеспечения "Железногорский межрайонный центр социальной помощи семье и детям"; государственное учреждение социального обслуживания населения системы социального обеспечения "Льговский межрайонный центр социальной помощи семье и детям"; областное государственное учреждение социального обслуживания "Охочевский социальный приют для детей и подростков"; государственное учреждение социального обслуживания "Солнцевский межрайонный центр социальной помощи семье и детям"; областное государственное учреждение социального обслуживания "Черемисиновский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"; муниципальное образовательное учреждение "Беловская средняя общеобразовательная школа" Беловского района Курской области; муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Большесолдатский Дом детского творчества" Большесолдатского района Курской области; муниципальное образовательное учреждение "Глушковская средняя общеобразовательная школа" Глушковского района Курской области; муниципальное образовательное учреждение "Горшеченская средняя общеобразовательная школа" Горшеченского района Курской области; муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества" Дмитриевского района Курской области; муниципальное образовательное учреждение "Михайловская средняя общеобразовательная школа Железногорского района Курской области"; муниципальное образовательное учреждение "Золотухинская средняя общеобразовательная школа" Золотухинского района Курской области; муниципальное образовательное учреждение "Касторенская средняя общеобразовательная школа N 1" Касторенского района Курской области; муниципальное образовательное учреждение "Конышевская средняя общеобразовательная школа" Конышевского района Курской области; муниципальное образовательное учреждение "Кореневская средняя общеобразовательная школа N 1" Кореневского района Курской области; муниципальное образовательное учреждение "Клюквинская средняя общеобразовательная школа" Курского района Курской области; муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 4 с углубленным изучением иностранного языка г. Курчатова" Курской области; муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1 поселка им. Карла Либкнехта" Курчатовского района Курской области; муниципальное образовательное учреждение "Колонтаевская средняя общеобразовательная школа" Льговского района Курской области; муниципальное образовательное учреждение "Мантуровская средняя общеобразовательная школа" Мантуровского района Курской области; муниципальное образовательное учреждение "Медвенская средняя общеобразовательная школа" Медвенского района Курской области; муниципальное образовательное учреждение "Обоянская средняя общеобразовательная школа N 1" Обоянского района Курской области; муниципальное образовательное учреждение "Октябрьская средняя общеобразовательная школа" Октябрьского района Курской области; муниципальное образовательное учреждение "Поныровская средняя общеобразовательная школа" Поныровского района Курской области; муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Дом детского творчества" Пристенского района Курской области; муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Рыльский Дом детского творчества" Рыльского района Курской области; муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Дом пионеров и школьников" Советского района Курской области; Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|