Расширенный поиск

постановление Администрации Курской области от 31.07.2012 № 678-па

 

 

 

 

                   АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

        Утратило силу - постановление Администрации Курской области

                                             от 12.05.2017 № 380-па

 

                    от 31 июля 2012 г. N 678-па

 

       Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою      

         семью ребенка, оставшегося без попечения родителей        

      (В редакции постановления Администрации Курской области 

         от 24.06.2013 № 396-па; от 24.02.2016 № 100-па) 

   
     В соответствии с Федеральным  законом от 30  ноября 2011 г.  N
351-ФЗ "О внесении изменений в  статьи 127 и 146 Семейного  кодекса
Российской  Федерации  и статью  271  Гражданского  процессуального
кодекса  Российской   Федерации"   Администрация  Курской   области
постановляет:
     1.  Утвердить  прилагаемую  Программу подготовки лиц, желающих
принять  на  воспитание  в  свою  семью  ребенка,  оставшегося  без
попечения   родителей.  (В редакции   постановления   Администрации
Курской области от 24.02.2016 № 100-па)
     2. Департаменту  по   опеке  и   попечительству,  семейной   и
демографической политике Курской области (Т.А. Сукновалова):
     - обеспечить   координацию  деятельности  по  подготовке  лиц,

желающих принять  на  воспитание в свою  семью ребенка, оставшегося

без  попечения  родителей;  (В редакции постановления Администрации

Курской области от 24.06.2013 № 396-па)

     - осуществлять финансирование подготовки лиц, желающих принять

на  воспитание   в  свою  семью  ребенка, оставшегося без попечения

родителей,  в  пределах   ассигнований, предусмотренных в областном
бюджете  на  данные  цели  на  очередной  финансовый год и плановый
период.    редакции  постановления  Администрации Курской области
от 24.06.2013 № 396-па)

     - руководствоваться    при   организации    и    осуществлении

деятельности  по  подготовке  лиц,  желающих  принять на воспитание

в  свою   семью  ребенка,   оставшегося  без  попечения  родителей,

приказом  Министерства  образования и  науки  Российской  Федерации

от   13 марта 2015 г.  N 235 "Об утверждении  порядка   организации

и  осуществления   деятельности   по   подготовке   лиц,   желающих

принять   на   воспитание   в  свою  семью ребенка, оставшегося без

попечения   родителей"; (В  редакции  постановления   Администрации

Курской области от 24.02.2016 № 100-па)

     - обеспечить  координацию   деятельности  по  подготовке  лиц,

желающих    принять   на   воспитание   в   свою   семью   ребенка,

оставшегося    без     попечения     родителей,   в   организациях,

отобранных   в   установленном   законом   порядке;      редакции

постановления         Администрации         Курской         области

от 24.02.2016 № 100-па)

     3. Контроль за исполнением настоящего постановления  возложить
на заместителя Губернатора Курской области В.В. Проскурина.
     4. Настоящее постановление вступает в  силу с 1 сентября  2012
г.
     
                                                         Губернатор
                                                    Курской области
                                                       А.Н.МИХАЙЛОВ
     
     
     
     
     
                                                         Утверждена

                                                      постановлением

                                       Администрации Курской области

                                         от 31 июля 2012 г. N 678-па

    редакции    постановления   Администрации   Курской   области

от 24.06.2013 № 396-па)

     

                             ПРОГРАММА

    ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ

            РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

     

                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

     Порядок устройства детей,  оставшихся без попечения  родителей,

на  воспитание  в  семью  установлен  Семейным  кодексом  Российской

Федерации и Федеральным  законом от  24 апреля 2008  г. N 48-ФЗ  "Об

опеке и попечительстве", другими нормативными правовыми актами.

     Число семей,  воспитывающих  детей,  оставшихся  без  попечения

родителей, постоянно растет. Анализ проблем, с которыми сталкиваются

усыновители,  опекуны  (попечители),  приемные  родители  (далее   -

приемные  родители,  замещающие  семьи),  показывает,  что  не   все

граждане готовы воспринимать и принимать ребенка со всеми  присущими

ему  особенностями  и   недостатками.  Это  обусловлено  как   малой

информированностью   принимающих    родителей   о    психологических

особенностях ребенка,  пережившего разлуку с  кровными родителями  и

воспитывающегося в  учреждении интернатного типа,  так и  спецификой

развития этих детей. В результате у новых родителей возникают  мысли

о  непреодолимости   выявившихся  проблем,   нарушается  контакт   с

ребенком, появляется чувство раздражения и разочарования. В  крайних

случаях ребенка  возвращают в  учреждение для  детей-сирот и  детей,

оставшихся без попечения  родителей, из которого  он был передан  на

воспитание в замещающую семью. Подобная ситуация является следствием

того, что сложившаяся практика  устройства детей в замещающие  семьи

до  недавнего  времени  не  предусматривала  какой-либо   подготовки

приемных родителей и профессиональной помощи семье, взявшей  ребенка

на воспитание.

     Для изменения  сложившегося  положения и  обеспечения  успешной

адаптации детей,  оставшихся без попечения  родителей, в  замещающей

семье  назрела острая  необходимость  осуществлять подготовку  таких

родителей.

     В соответствии с пунктом 15 Правил подбора, учета и  подготовки

граждан,  выразивших  желание   стать  опекунами  или   попечителями

несовершеннолетних  граждан  либо  принять  детей,  оставшихся   без

попечения родителей,  в семью  на воспитание,  в иных  установленных

семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009  г.

N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства  в

отношении  несовершеннолетних  граждан",  осуществляется  подготовка

граждан,  выразивших  желание   принять  ребенка,  оставшегося   без

попечения родителей, на воспитание в семью.

     Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями к

содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на  воспитание

в  свою   семью  ребенка,  оставшегося   без  попечения   родителей,

утвержденными приказом Министерства  образования и науки  Российской

Федерации от 20 августа 2012 года N 623, и направлена на обеспечение

в  Курской  области  подготовки  кандидатов  в  приемные   родители,

граждан, не имеющих  опыта осуществления опеки (попечительства)  над

несовершеннолетними,  успешную   адаптацию   детей-сирот  и   детей,

оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях.

     Программа является  комплексной  и включает  в  себя  освещение

нормативно-правовых   основ    деятельности   приемных    родителей,

социальные   и   психолого-педагогические  аспекты,   содержание   и

технологии семейного воспитания.

     Программа предназначена для обучения взрослых, что  предъявляет

особые требования к организационной стороне ее реализации. Основными

направлениями деятельности являются:

     1) образовательное - обучение слушателей по программе;

     2) консалтинг  -   индивидуальное   практическое  занятие   для

кандидатов  в приемные  родители  по проблемам  семейных  отношений,

развития и воспитания приемного ребенка.

     

                   Цели и задачи курса подготовки

     

     Цель курса  подготовки  -  подготовка  кандидатов  в   приемные

родители  к приему  и  воспитанию  детей, оставшихся  без  попечения

родителей (далее - ребенок,  дети), формирование у них  родительских

компетенций.

     Задачи курса подготовки:

     1) выявление и формирования воспитательных компетенций, а также

родительских навыков  для  содержания  и  воспитания  детей-сирот  и

детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети,  оставшиеся

без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья,

создания  безопасной  среды, успешной  социализации,  образования  и

развития;

     2) оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении

своей готовности к  приему  на воспитание  ребенка, оставшегося  без

попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание

в семью,  в  выявлении своих  слабых и  сильных  сторон, ресурсов  и

ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в

целом, в  осознании реальных  проблем  и трудностей,  с которыми  им

предстоит  встретиться  в  процессе  воспитания  приемного  ребенка,

ответственности приемных родителей;

     3) ознакомление  кандидатов  в  приемные  родители  с  основами

законодательства Российской  Федерации  в сфере  защиты прав  детей,

оставшихся без попечения родителей;

     4) формирование  у  кандидатов  в приемные  родители  знаний  в

области детской психологии, развития ребенка и влияния его  прошлого

опыта  (депривации,   жестокого  обращения,  пренебрежения   нуждами

ребенка,  разлуки с  биологической  семьей) на  его  психофизическое

развитие и поведение;

     5) формирование у кандидатов в приемные родители  представления

о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

     6) ознакомление кандидатов в приемные родители с  особенностями

протекания периода адаптации  ребенка в семье,  а также с  причинами

"трудного"  поведения   ребенка  и   способами  преодоления   такого

поведения;

     7) ознакомление кандидатов в приемные родители с  обязанностями

по  сохранению  здоровья  ребенка  и  организации  его   безопасного

воспитания;

     8) ознакомление кандидатов в приемные родители с  существующими

формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения  приемных

семей.

     Показателями готовности кандидатов  в  приемные родители  будут

выступать умения  осознавать реальные проблемы  становления семьи  с

приемным ребенком, умения разбираться в своих чувствах и  намерениях

и   управлять   данными   процессами,   способность   организовывать

взаимодействие  со  службами  и  специалистами  по  решению  проблем

приемной семьи и профилактике их возникновения.

     

                   Ожидаемые результаты обучения

     

     Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу,  по

завершении курса:

     

     Должны иметь четкое представление:

     о системе  защиты  прав  детей, формах  устройства  ребенка  на

воспитание   в   семью,   взаимодействии   с   органами   опеки    и

попечительства,  службой  сопровождения приемных  семей  в  процессе

подготовки и  после приема  ребенка в  семью, мерах  государственной

поддержки, предоставляемых приемным семьям в Российской Федерации  и

Курской области в соответствии с действующим законодательством;

     об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его  воспитание

и развитие, которую  кандидаты в приемные родители  берут на себя  в

связи с  приемом в  свою  семью ребенка,  оставшегося без  попечения

родителей;

     о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его

нормального развития, основах ухода за ним;

     о правилах безопасного воспитания приемных детей в  зависимости

от  возраста  ребенка,   его  жизненного  опыта,  потребностей   его

развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома  -

на улице, в общественных местах;

     о своей  семье  как  о  развивающейся  системе,  которая  также

адаптируется к приему ребенка;

     о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и  умениях),

необходимых приемному родителю;

     о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.

     

     Должны знать:

     свои права и обязанности как приемных родителей как в отношении

ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;

     закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

     важность удовлетворения  потребности  ребенка  в  эмоциональных

привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

     причины возникновения, проявления  и последствия  эмоциональной

депривации;

     о влиянии  прошлого   опыта   ребенка:  депривации,   жестокого

обращения,  пренебрежения  нуждами  ребенка,  разлуки  с  семьей  на

психофизическое развитие и поведение ребенка;

     об этапах  и  особенностях   проживания  горя,  о   возможности

оказания помощи ребенку при проживании горя;

     об особенности протекания периода адаптации ребенка в  приемной

семье;

     о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение

к "трудному" поведению детей;

     санитарно-гигиенические правила  и  нормы  воспитания  детей  в

семье;

     способы формирования   социально-бытовых   умений   ребенка   в

зависимости  от  его  возраста,  жизненного  опыта  и   особенностей

развития;

     возрастные закономерности   и   особенности   психосексуального

развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

     

     Должны уметь:

     использовать полученные  знания  для анализа  имеющихся  у  них

собственных воспитательских  компетенций, осознания  и оценки  своей

готовности, ресурсов и  ограничений как личных,  так и семейных  для

приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей,  и

его воспитания;

     видеть возможности       компенсации,      формирования       и

совершенствования своих  воспитательских  компетенций по  воспитанию

приемного ребенка;

     рассматривать "трудное"   поведение    ребенка   в    контексте

окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

     выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка  в

зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей

ситуации;

     осознать природу своих  чувств по  поводу "трудного"  поведения

ребенка;

     быть готовыми оказать поддержку  ребенку, переживающему горе  и

потерю;

     предотвращать риск  жестокого  обращения  с  ребенком  в  своей

семье;

     оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического

благополучия ребенка   и   создавать  безопасную   среду   обитания,

исключающую домашний травматизм;

     преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места

родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

     прогнозировать изменение  собственной  семейной  системы  после

прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

     понимать связи    между   потребностями    развития    ребенка,

оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

     оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

     быть готовыми  к  сотрудничеству  с  другими  членами  семьи  в

процессе воспитания ребенка;

     ориентироваться в системе  профессиональной помощи и  поддержки

детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;

     заботиться о здоровье ребенка;

     соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка.

     

               Организация изучения курса подготовки

     

     В ходе  проведения  курса  подготовки  специалисты  организации

должны:

     создать атмосферу  для  установления  партнерских  отношений  в

группе  кандидатов  в   приемные  родители  для  осуществления   ими

дальнейшей взаимной поддержки и обмена опытом после размещения детей

в их семьи;

     дать возможность каждому кандидату в приемные родители проявить

себя в процессе подготовки для  самооценки им своей компетенции  как

воспитателя;

     изучить психологические  особенности   и  возможности   будущих

приемных родителей с целью  разработки рекомендаций органам опеки  и

попечительства  о наиболее  оптимальных  условиях размещения  детей,

оставшихся без попечения родителей, в конкретных семьях;

     помочь кандидатам    в    приемные   родители    стать    более

восприимчивыми по отношению к  возможным чувствам и реакциям  других

людей, прежде всего ребенка.

     Категория слушателей: кандидаты  в приемные  родители; а  также

приемные  родители,   уже  воспитывающие   приемного  ребенка   (для

повышения их родительской компетентности).

     Форма обучения:

     очно-заочная с использованием дистанционных технологий;

     по индивидуальному  плану,  составленному на  основе  настоящей

программы.

     

                      Учебно-тематический план

     

+----+-----------------+-----+---------------------------------------------+----------+

|  N |     Разделы     | все-|            Количество часов                 |   Форма  |

| п/п|    программы    |  го |                                             |  контроля|

+----+-----------------+-----+---------------------------------------------+----------+

|    |                 |     |              в том числе                    |          |

+----+-----------------+-----+-----+----------+---------+--------+-------+-+----------+

|    |                 |     | лек-| семинары-| индиви- |  само- | итого-|            |

|    |                 |     | ции | тренинги | дуальные|  стоя- |  вая  |            |

|    |                 |     |     |          | практи- | тельная| аттес-|            |

|    |                 |     |     |          |  ческие | работа | тация |            |

|    |                 |     |     |          | занятия |        |       |            |

+----+-----------------+-----+-----+----------+---------+--------+-------+------------+

|  1 | Введение в курс |   1 |  0  |     0    |     0   |    1   |   0   | Структури- |

|    | подготовки      |     |     |          |         |        |       | рованное   |

|    | кандидатов в    |     |     |          |         |        |       | интервью   |

|    | приемные        |     |     |          |         |        |       |            |

|    | родители        |     |     |          |         |        |       |            |

+----+-----------------+-----+-----+----------+---------+--------+-------+------------+

|  2 | Представление о |   7 |  1  |     4    |     1   |    1   |   0   |            |

|    | потребностях    |     |     |          |         |        |       |            |

|    | развития        |     |     |          |         |        |       |            |

|    | приемного       |     |     |          |         |        |       |            |

|    | ребенка и       |     |     |          |         |        |       |            |

|    | необходимых     |     |     |          |         |        |       |            |

|    | компетенциях    |     |     |          |         |        |       |            |

|    | приемных        |     |     |          |         |        |       |            |

|    | родителей.      |     |     |          |         |        |       |            |

|    | Понятие о       |     |     |          |         |        |       |            |

|    | мотивации       |     |     |          |         |        |       |            |

|    | приемных        |     |     |          |         |        |       |            |

|    | родителей       |     |     |          |         |        |       |            |

+----+-----------------+-----+-----+----------+---------+--------+-------+------------+

|  3 | Этапы развития  |   3 |  0  |     0    |     1   |    2   |   0   |            |

|    | ребенка         |     |     |          |         |        |       |            |

+----+-----------------+-----+-----+----------+---------+--------+-------+------------+

|  4 | Особенности     |   6 |  1  |     2    |     1   |    2   |   0   |            |

|    | развития и      |     |     |          |         |        |       |            |

|    | поведения       |     |     |          |         |        |       |            |

|    | ребенка,        |     |     |          |         |        |       |            |

|    | оставшегося без |     |     |          |         |        |       |            |

|    | попечения       |     |     |          |         |        |       |            |

|    | родителей,      |     |     |          |         |        |       |            |

|    | подвергавшегося |     |     |          |         |        |       |            |

|    | жестокому       |     |     |          |         |        |       |            |

|    | обращению.      |     |     |          |         |        |       |            |

|    | Диспропорции    |     |     |          |         |        |       |            |

|    | развития ребенка|     |     |          |         |        |       |            |

+----+-----------------+-----+-----+----------+---------+--------+-------+------------+

|  5 | Последствия от  |   7 |  1  |     4    |     2   |    0   |   0   |            |

|    | разрыва с       |     |     |          |         |        |       |            |

|    | кровной семьей  |     |     |          |         |        |       |            |

|    | для развития    |     |     |          |         |        |       |            |

|    | ребенка,        |     |     |          |         |        |       |            |

|    | оставшегося     |     |     |          |         |        |       |            |

|    | без попечения   |     |     |          |         |        |       |            |

|    | родителей       |     |     |          |         |        |       |            |

|    | (нарушения      |     |     |          |         |        |       |            |

|    | привязанности,  |     |     |          |         |        |       |            |

|    | особенности     |     |     |          |         |        |       |            |

|    | переживания     |     |     |          |         |        |       |            |

|    | горя и потери,  |     |     |          |         |        |       |            |

|    | формирование    |     |     |          |         |        |       |            |

|    | личной и        |     |     |          |         |        |       |            |

|    | семейной        |     |     |          |         |        |       |            |

|    | идентичности)   |     |     |          |         |        |       |            |

+----+-----------------+-----+-----+----------+---------+--------+-------+------------+

|  6 | Адаптация       |   4 |  0  |     2    |     1   |    1   |   0   |            |

|    | ребенка и       |     |     |          |         |        |       |            |

|    | приемной семьи  |     |     |          |         |        |       |            |

+----+-----------------+-----+-----+----------+---------+--------+-------+------------+

|  7 | "Трудное"       |   5 |  1  |     2    |     1   |    1   |   0   |            |

|    | поведение       |     |     |          |         |        |       |            |

|    | приемного       |     |     |          |         |        |       |            |

|    | ребенка, навыки |     |     |          |         |        |       |            |

|    | управления      |     |     |          |         |        |       |            |

|    | "трудным"       |     |     |          |         |        |       |            |

|    | поведением      |     |     |          |         |        |       |            |

|    | ребенка         |     |     |          |         |        |       |            |

+----+-----------------+-----+-----+----------+---------+--------+-------+------------+

|  8 | Обеспечение     |   4 |  1  |     1    |     1   |    1   |   0   |            |

|    | безопасности    |     |     |          |         |        |       |            |

|    | ребенка. Меры по|     |     |          |         |        |       |            |

|    | предотвращению  |     |     |          |         |        |       |            |

|    | рисков жестокого|     |     |          |         |        |       |            |

|    | обращения и     |     |     |          |         |        |       |            |

|    | причинения вреда|     |     |          |         |        |       |            |

|    | здоровью ребенка|     |     |          |         |        |       |            |

+----+-----------------+-----+-----+----------+---------+--------+-------+------------+

|  9 | Особенности     |   2 |  0  |     0    |     1   |    1   |   0   |            |

|    | полового        |     |     |          |         |        |       |            |

|    | воспитания      |     |     |          |         |        |       |            |

|    | ребенка         |     |     |          |         |        |       |            |

+----+-----------------+-----+-----+----------+---------+--------+-------+------------+

| 10 | Роль семьи в    |   5 |  1  |     2    |     1   |    1   |   0   |            |

|    | обеспечении     |     |     |          |         |        |       |            |

|    | потребностей    |     |     |          |         |        |       |            |

|    | развития и      |     |     |          |         |        |       |            |

|    | реабилитации    |     |     |          |         |        |       |            |

|    | ребенка         |     |     |          |         |        |       |            |

+----+-----------------+-----+-----+----------+---------+--------+-------+------------+

| 11 | Основы          |   4 |  1  |     0    |     1   |    2   |   0   |            |

|    | законодательства|     |     |          |         |        |       |            |

|    | Российской      |     |     |          |         |        |       |            |

|    | Федерации об    |     |     |          |         |        |       |            |

|    | устройстве      |     |     |          |         |        |       |            |

|    | детей,          |     |     |          |         |        |       |            |

|    | оставшихся      |     |     |          |         |        |       |            |

|    | без попечения   |     |     |          |         |        |       |            |

|    | родителей, в    |     |     |          |         |        |       |            |

|    | семьи граждан   |     |     |          |         |        |       |            |

+----+-----------------+-----+-----+----------+---------+--------+-------+------------+

| 12 | Взаимодействие  |   4 |  1  |     1    |     1   |    1   |   0   |            |

|    | приемной семьи с|     |     |          |         |        |       |            |

|    | органами опеки и|     |     |          |         |        |       |            |

|    | попечительства и|     |     |          |         |        |       |            |

|    | иными           |     |     |          |         |        |       |            |

|    | организациями,  |     |     |          |         |        |       |            |

|    | предоставляющими|     |     |          |         |        |       |            |

|    | услуги детям и  |     |     |          |         |        |       |            |

|    | семьям          |     |     |          |         |        |       |            |

+----+-----------------+-----+-----+----------+---------+--------+-------+------------+

| 13 | Подведение      |   4 |  0  |     0    |     0   |    0   |   0   | собесе-    |

|    | итогов освоения |     |     |          |         |        |       | дование    |

|    | курса подготовки|     |     |          |         |        |       |            |

|    | и итоговые      |     |     |          |         |        |       |            |

|    | рекомендации по |     |     |          |         |        |       |            |

|    | приему ребенка в|     |     |          |         |        |       |            |

|    | семью. Итоговая |     |     |          |         |        |       |            |

|    | аттестация      |     |     |          |         |        |       |            |

+----+-----------------+-----+-----+----------+---------+--------+-------+------------+

| 14 | Всего           |  56 |  8  |    18    |    12   |   14   |   4   |            |

+----+-----------------+-----+-----+----------+---------+--------+-------+------------+

     

                        СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

     

          Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ

                        В ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ

     

     Проведение с   каждым  из   кандидатов   в  приемные   родители

индивидуального собеседования (структурированного интервью) в  целях

выяснения мотивов, ожиданий,  понимания правовых и иных  последствий

приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи  (материальных,

социальных  и  психологических   условий  в  семье,  которые   будут

способствовать  воспитанию  ребенка)   и  изучение,  в  том   числе,

следующих тем:

     1) содержание,  цели и  этапы  проведения программы  подготовки

кандидатов в приемные родители;

     2) задачи подготовки;

     3) понятие   обучающе-психологического   тренинга,   содержание

особенностей  и  порядка   его  прохождения,  а  также   прохождения

психологического  обследования   кандидатов  в  приемные   родители,

осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования

с согласия кандидатов в приемные родители);

     4) причины, по которым  дети остаются без попечения  родителей,

контингент детей в организациях для детей, оставшихся без  попечения

родителей; процедуры  выявления ребенка,  оставшегося без  попечения

родителей, его устройства  в организации  для детей, оставшихся  без

попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;

     5) общая       характеристика      установленных       семейным

законодательством  семейных форм  устройства  детей, оставшихся  без

попечения родителей.

     

     Раздел 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОТРЕБНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ПРИЕМНОГО

       РЕБЕНКА И НЕОБХОДИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ.

               ПОНЯТИЕ О МОТИВАЦИИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

     

     Тема для изучения:

     1. Потребности  ребенка (безопасность,  здоровье,  образование,

умственное   развитие,   привязанность,   эмоциональное    развитие,

идентичность,  стабильные  отношения в  приемной  семье,  социальная

адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения,  социальных

ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки  самообслуживания

- санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание  кандидатами

в приемные родители необходимости их обеспечивать.

     

     Семинары-тренинги:

     - проведение  оценки  кандидатами  в  приемные  родители  своей

способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий

жизни  семьи   (удаленность  от   инфраструктуры  услуг   населению,

материально-бытовые  условия,   занятость,   доход)  и   особенности

семейной системы;

     - проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у

них компетенций по  воспитанию ребенка, поиск  путей формирования  и

возможности компенсации недостающих компетенций.

     

                  Раздел 3. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

     

     Темы для изучения:

     1. Общая характеристика  основных возрастных периодов  развития

ребенка (младенчество, ранний  возраст, дошкольный возраст,  младший

школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

     2. Роль  психологических  потребностей в  личностном  развитии:

привязанность, безопасность, идентичность.

     

        Раздел 4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА,

        ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОДВЕРГАВШЕГОСЯ

         ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ. ДИСПРОПОРЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

     

     Темы для изучения:

     Виды жестокого   обращения  (пренебрежение   нуждами   ребенка,

физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их  последствия

для физического,  эмоционального,  интеллектуального, социального  и

сексуального развития ребенка.

     1. Диспропорции   развития    ребенка:   понятия    "умственная

отсталость" и "задержка психического развития", их отличия.

     2. Семья как  реабилитирующий фактор  для ребенка,  пережившего

жестокое обращение.

     

     Семинары-тренинги:

     - оценка  кандидатом  в  приемные  родители  своей  возможности

воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

     

       Раздел 5. ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ РАЗРЫВА С КРОВНОЙ СЕМЬЕЙ ДЛЯ

       РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

       (НАРУШЕНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ, ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ГОРЯ

       И ПОТЕРИ, ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОЙ И СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ)

     

     Темы для изучения:

     1. Потребность  в   привязанности,   идентичности  как   основа

благополучного развития ребенка.

     2. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни

ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с  восприятием

их места в жизни ребенка.

     3. Причины    возникновения,    проявление    и     последствия

эмоциональной  депривации  у  ребенка,  оставшегося  без   попечения

родителей.

     4. Типы   "нарушенной   привязанности"   (понятия   "негативной

(невротической)   привязанности",   "амбивалентной   привязанности",

"избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности").

     5. Понятие "горя  и потери"  в жизни  ребенка, оставшегося  без

попечения родителей.

     

     Семинары-тренинги:

     - понимание   психологических    особенностей   и    готовность

преодоления этапов процесса переживания ребенком горя, связанного  с

потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия  гнева

и  смешения  чувств, депрессия,  принятие);  последствия  вторичного

отказа приемных родителей от ребенка.

     

       Раздел 6. АДАПТАЦИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА И ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

     

     Темы для изучения:

     1. Этапы адаптационного периода.

     2. Роль специалистов  в  оказании помощи  приемным родителям  в

период адаптации ребенка в приемной семье.

     

     Семинары-тренинги:

     - особенности  ожидания  приемных  семей;  страхи,  тревоги   и

разочарования  взрослых  в  разные  периоды  адаптации;   подготовка

родственников к появлению приемного ребенка;

     - чувства и переживания  ребенка, приходящего в семью;  способы

преодоления трудностей адаптации;

     - тайна  усыновления;  ее  реальные  и  мнимые  преимущества  и

сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный.

     

          Раздел 7. "ТРУДНОЕ" ПОВЕДЕНИЕ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА,

           НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ "ТРУДНЫМ" ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА

     

     Темы для изучения:

     1. Формы  "трудного"  поведения приемного  ребенка:  воровство,

ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание  близких

отношений,  амбивалентное  поведение,  аддитивное  поведение  (прием

алкоголя,  наркотиков,  сильнодействующих  веществ);  их  причины  и

способы работы с ними.

     2. Методы   и    приемы    коррекции   "трудного    поведения";

эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.

     3. Причины  задержки усвоения  ребенком  этических ценностей  и

общественных норм.

     

     Семинары-тренинги:

     - понимание приемными родителями того, как их собственный  опыт

влияет на отношение к  детям с "трудным" поведением осознание  своих

слабых и сильных сторон,  понимание каким образом в решении  проблем

"трудного" поведения могут помочь специалисты.

     

            Раздел 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА.

              МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РИСКОВ ЖЕСТОКОГО

           ОБРАЩЕНИЯ И ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ РЕБЕНКА

     

     Темы для изучения:

     1. Медицинские  аспекты  ухода  за ребенком  в  зависимости  от

возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

     2. Способы безопасного поведения  ребенка в ситуациях,  несущих

риск  жестокого обращения  с  ним; предотвращение  рисков  жестокого

обращения с  ребенком в приемной  семье, на  улице и в  общественных

местах.

     

     Семинары-тренинги:

     - создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в

обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта  жизни

  том  числе  в  связи с  воспитанием  в  организации  для  детей,

оставшихся  без   попечения  родителей,   безнадзорностью  в   семье

родителей, бродяжничеством).

     

    Раздел 9. ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА

     

     Темы для изучения:

     1. Возрастные  закономерности и  особенности  психосексуального

развития   ребенка,  разница   в   проявлениях  нормальной   детской

сексуальности и сексуализированного поведения.

     2. Формирование  половой  идентичности у  ребенка;  полоролевая

ориентация  и  осознание  половой  принадлежности;  способы   защиты

ребенка от сексуального насилия.

     

          Раздел 10. РОЛЬ СЕМЬИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ

                  РАЗВИТИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА

     

     Темы для изучения:

     1. Родительское  отношение   к   ребенку  и   его  влияние   на

формирование личности и характер ребенка.

     2. Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный

уклад, традиции.

     

     Семинары-тренинги:

     - стабильность  семейных   отношений   кандидатов  в   приемные

родители;  понимание  всеми  членами  семьи  кандидатов  в  приемные

родители проблем  своей семьи,  возможностей и  ресурсов, сильных  и

слабых сторон;

     - способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;

     - социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система

внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.

     

      Раздел 11. ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      ОБ УСТРОЙСТВЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

                   НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬИ ГРАЖДАН

     

     Темы для изучения:

     1. Правовое   положение   детей,   оставшихся   без   попечения

родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.

     2. Формы    семейного     устройства:    усыновление,     опека

(попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия

между формами семейного устройства.

     3. Требования,   предъявляемые   законодательством   Российской

Федерации к  кандидатам в приемные  родители; порядок  представления

кандидатами в приемные родители документов для получения  заключения

о возможности гражданина  быть усыновителем, опекуном  (попечителем)

или приемным родителем.

     4. Порядок  представления   кандидатам   в  приемные   родители

сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки

и   попечительства,   региональными   и   федеральным    операторами

государственного  банка данных  о  детях, оставшихся  без  попечения

родителей.

     5. Правила  посещения  организаций для  детей,  оставшихся  без

попечения родителей,  обязанности  администрации такой  организации;

возможность   проведения  независимого   медицинского   обследования

ребенка.

     6. Порядок  принятия  судом  решения  об  усыновлении  ребенка;

порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты  тайны

усыновления; возможность  и последствия  изменения ребенку  фамилии,

имени, отчества, даты и места рождения.

     7. Порядок  оформления   органом  опеки   и  попечительства   и

организацией  для   детей,  оставшихся   без  попечения   родителей,

документов  на  ребенка,  передаваемого на  воспитание  в  семью,  в

зависимости  от  формы  устройства перечня  документов  на  ребенка,

передаваемых приемной семье.

     8. Порядок оформления  (переоформления)  документов на  ребенка

усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения

о передаче ребенка на воспитание в семью.

     9. Меры   социальной   поддержки  приемных   семей   и   детей,

воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и

законодательством    субъекта   Российской    Федерации;    выплаты,

осуществляемые на  содержание ребенка, переданного  на воспитание  в

семью, в зависимости от формы семейного устройства.

     10. Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.

     11. Порядок  осуществления  органами  опеки  и   попечительства

контроля за условиями жизни  и воспитания ребенка в приемной  семье;

порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями

ежегодного    отчета    о    хранении,    использовании    имущества

несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

     12. Правовые   последствия  усыновления,   установления   опеки

(попечительства);  личные  неимущественные  и  имущественные  права,


Информация по документу
Читайте также