Расширенный поиск
Закон Курской области от 13.05.1996 № 132-14-ПДЗАКОН КУРСКОЙ ОБЛАСТИ О МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Принят постановлением Курской областной Думы от 13 мая 1996 г. N 132-14-ПД Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования Закона 1. Настоящий Закон устанавливает на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и области гарантии избирательных прав граждан в области при выборах депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемых населением непосредственно. 2. Выборы глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления, избираемых выборными органами местного самоуправления, а также порядок создания формируемых органов местного самоуправления регулируются уставами муниципальных образований. Статья 2. Принципы участия граждан в муниципальных выборах 1. Выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемых населением непосредственно, проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Никто не вправе вводить ограничения избирательных прав граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и области. Статья 3. Избирательное право граждан 1. Гражданин, проживающий на территории муниципального образования, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении 21 года быть избранным в органы местного самоуправления, главой муниципального образования или другим должностным лицом местного самоуправления. 2. Какие-либо или косвенные ограничения избирательных прав в зависимости от прохождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям запрещаются. 3. Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 4. Избирательная система при проведении муниципальных выборов В Курской области при проведении муниципальных выборов применяется мажоритарная система. Статья 5. Сроки проведения муниципальных выборов Дата проведения муниципальных выборов назначается представительным органом местного самоуправления. Сроки полномочий депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования. Глава II ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 6. Образование избирательных округов 1. Избирательные округа по выборам депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления образуются муниципальными избирательными комиссиями на основании данных, представляемых органами местного самоуправления. 2. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом определяются муниципальной избирательной комиссией не позднее чем за 60 дней до дня выборов. Изменение границ избирательных округов после их установления не допускается. 3. Число избирателей в различных муниципальных округах должно быть по возможности равным. Допускается отклонение от среднего числа избирателей в округе не более 10 процентов. 4. Избирательный округ составляет единую территорию. Включение в муниципальный избирательный округ не граничащих между собой территорий не допускается. 5. При выборах органов местного самоуправления в многомандатном муниципальном избирательном округе, а также при выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления, единым округом является вся территория муниципального образования, иные округа не образуются. Статья 7. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах органов и должностных лиц местного самоуправления образуются избирательные участки. В зависимости от размеров округов избирательные участки могут включать в себя несколько округов, либо округа могут делиться на несколько избирательных участков. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. Избирательные участки образуются из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее 45 дней до выборов главой муниципального образования по согласованию с муниципальной избирательной комиссией. 3. Список избирательных участков с указанием адресов избирательных комиссий подлежит обязательному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 40 дней до выборов. Статья 8. Порядок составления списка избирателей и включения в него граждан 1. Глава муниципального образования обеспечивает учет избирателей, периодически уточняет список зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года и передает участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях по установленной форме сразу после назначения для выборов. 2. В список избирателей включаются все граждане Российской Федерации, проживающие на территории муниципального образования, обладающие активным избирательным правом в соответствии со статьей 3 настоящего Закона. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его проживания на территории этого избирательного участка, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, определяющим права Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории Российской Федерации. Избиратель может включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в список избирателей по месту нахождения общежития. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях. 3. Список избирателей составляет участковая избирательная комиссия в алфавитном или ином порядке, удобном для организации голосования (по населенным пунктам, домам, улицам, на основе адресов избирателей). В списке указываются: фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства избирателя. Список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в районе расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части. Статья 9. Ознакомление избирателей со списками избирателей 1. Список избирателей составляется в двух экземплярах и подписывается председателем участковой комиссии и ее секретарем. Один экземпляр списка избирателей остается в участковой избирательной комиссии, а второй экземпляр передается в соответствующую муниципальную избирательную комиссию не позднее чем за 16 дней до дня выборов. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления в помещении участковой комиссии не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления либо по равным причинам не внесенные в список включаются участковой избирательной комиссией дополнительно в список избирателей на основании документов, удостоверяющих их место жительства и личность. 2. Каждый избиратель вправе заявитель в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности, допущенных при составлении списков избирателей. В течение 24 часов, а в день выборов немедленно, участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку либо выдать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается. Глава III ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 10. Статус избирательных комиссий 1. Для организации и проведения выборов депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления образуются избирательные комиссии. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. 2. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, органами государственной власти и управления, общественными объединениями, учреждениями, организациями, действующими на территории избирательного округа или участка. 3. Государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица, общественные объединения предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения их задач. Статья 11. Система избирательных комиссий 1. При подготовке и проведении муниципальных выборов образуются следующие избирательные комиссии: избирательная комиссия Курской области; муниципальные (городские, поселковые, сельские и иные в зависимости от категории муниципального образования) избирательные комиссии по выборам депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях (городах, поселках, сельсоветах, сельских населенных пунктах); окружные избирательные комиссии по выборам депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в муниципальных избирательных округах; участковые избирательные комиссии по выборам депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в муниципальных избирательных участках. 2. Исходя из местных условий, полномочия различных видов комиссий, за исключением избирательной комиссии Курской области могут исполняться одной из названных комиссий. Статья 12. Избирательная комиссия Курской области Полномочия избирательной комиссии Курской области по муниципальным выборам исполняются избирательной комиссией Курской области. Избирательная комиссия области формируется в соответствии с Положением, утвержденным областной Думой. Статья 13. Порядок формирования муниципальных, окружных и участковых избирательных комиссий 1. Муниципальные, окружные и участковые избирательные комиссии формируются не позднее, чем за 50 дней до проведения выборов решением представительного органа местного самоуправления. В состав комиссии входят председатель, заместитель председателя, секретарь и 5 - 9 членов из числа кандидатур, предложенных органами местного самоуправления, общественными организациями, избирательными объединениями, собраниями по месту их работы, службы, учебы и жительства. Председатели, заместители председателей и секретари комиссий избираются тайным голосованием на их первом заседании из числа членов избирательной комиссии. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав соответствующей избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи6 либо если на данной территории указанные представительные органы отсутствуют, формирование избирательных комиссий производится избирательной комиссией области. 2. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. 3. Каждое избирательное объединение, зарегистрированное в установленном порядке, и каждый кандидат по соответствующему округу вправе назначить одного члена избирательной комиссии в совещательным голосом прекращаются через 30 дней после официального опубликования полных итогов выборов. Статья 14. Статус члена избирательной комиссии 1. Председатель, заместитель председателя, секретарь и члены избирательных комиссий по выборам депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, за исключением назначенных кандидатами и избирательными объединениями, имеют право решающего голоса при принятии решений избирательной комиссией, имеют право присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий. 2. Представители кандидатов и избирательных объединений имеют статус члена комиссии с правом совещательного голоса. 3. Все члены комиссии, включая назначенных кандидатами и избирательными объединениями: заблаговременно извещаются секретарем избирательной комиссии о заседаниях избирательной комиссии и присутствуют на них; вправе выступать на заседании избирательной комиссии6 вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии и требовать проведения по ним голосования; вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами избирательной комиссии. Статья 15. Полномочия избирательной комиссии Курской области 1. Избирательная комиссия Курской области: дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и обеспечивает его единообразное исполнение; руководит работой избирательных комиссий по вопросам депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия избирательных комиссий; в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает инструкции и иные правовые акты по вопросам организации выборов; осуществляет контроль за законностью проведения муниципальных выборов; устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных документов, порядок их хранения; получает от избирательных комиссий протоколы о результатах выборов органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления; подводит итоги выборов в целом по области; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. 2. Решения избирательной комиссии Курской области, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц, которые обязаны оказывать ей содействие и предоставлять необходимые для ее работы сведения и материалы. Статья 16. Полномочия муниципальной избирательной комиссии 1. Муниципальная избирательная комиссия: дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и обеспечивает его единообразное исполнение на территории муниципального образования; руководит работой окружных и участковых избирательных комиссий; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов на территории муниципального образования; осуществляет контроль за законностью проведения выборов; регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца; распределяет средства, выделенные на финансовое обеспечение выборов и контролирует их целевое использование; решает вопросы материально - технического обеспечения подготовки и проведения голосования; утверждает текст бюллетеня для голосования, обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение им участковых комиссий; устанавливает результаты голосования в целом по муниципальному образованию и публикует их в печати; обеспечивает передачу документов, связанных с проведением и организацией выборов, в архивы; устанавливает лиц, избранных в органы и должностными лицами местного самоуправления, и выдает им удостоверения об избрании; организует при необходимости повторное голосование и повторные выборы; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. 2. Решение муниципальной избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан, которые обязаны оказывать ей содействие и предоставлять необходимые для ее работы сведения и работы. 3. Полномочия муниципальной избирательной комиссии сохраняются до назначения очередных муниципальных выборов. Статья 17. Полномочия окружной и участковой избирательных комиссий 1. Окружные и участковые избирательные комиссии: осуществляют контроль за исполнением настоящего Закона на территории своего избирательного округа (участка); организуют составление списка избирателей по своему округу (участку); проводят ознакомление избирателей округа (участка) со списком избирателей, принимают и рассматривают заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей, решают вопросы о внесении в него соответствующих изменений; оповещают население округа (участка) о дне выборов и месте голосования; обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов; контролируют размещение в округе (участке) предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах6 предусмотренных настоящим Законом; обеспечивают подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования; организуют в своем избирательном округе (участке) голосование в день выборов; производят подсчет голосов, определяют результаты голосования в округе (на участке), передают их в муниципальную избирательную комиссию, обеспечивают передачу документов, связанных с проведением и организацией выборов, в архивы; рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимают по ним решения; распоряжаются денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов по избирательному округу (участку); осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. 2. Окружные и участковые избирательные комиссии сохраняют свои полномочия до истечения срока полномочий муниципальной избирательной комиссии. Статья 18. Организация работы избирательных комиссий 1. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем комиссии или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов комиссии. 2. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса. 3. Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании членов комиссии с правом решающего голоса, а по вопросам выборов председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, об установлении результатов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными - большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до выборов и в день выборов - немедленно. Решениями избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии. 4. По решению избирательной комиссии председатель, секретарь и отдельные члены избирательных комиссий с правом решающего голоса могут работать в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов с отрывом от основной работы. Оплата работы производится в пределах бюджетных средств, выделенных на содержание соответствующих избирательных комиссий. 5. Решение избирательной комиссии, принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. Статья 19. Гласность при подготовке и проведении муниципальных выборов избирательными комиссиями 1. Подготовка и проведение выборов депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются избирательными комиссиями открыто и гласно. 2. Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, об образовании избирательных округов, составе, месте нахождения и времени работы избирательных комиссий и списках избирателей. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги регистрации кандидатов, биографические данные зарегистрированных кандидатов, результаты голосования по каждому кандидату и итоги выборов. 3. На всех заседаниях избирательных комиссий, связанных с муниципальными выборами, вправе присутствовать представители избирательных объединений, зарегистрированных в установленном порядке, кандидаты и их доверенные лица, представители средств массовой информации. В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами. Статья 20. Обжалование решений и действий избирательных комиссий Решения и действия избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в порядке, установленном законом. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. Глава IV ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ Статья 21. Понятие избирательного объединения при муниципальных выборах Избирательными объединениями при муниципальных выборах являются местные общественные объединения, в том числе местные отделения общефедеральных и областных партий, движений, иных общественных объединений, устав которых зарегистрирован в установленном законом порядке не позднее, чем за 6 месяцев до объявления дня выборов и предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов в органы местного самоуправления. Правами избирательного объединения обладают также избирательные блоки, образуемые на период проведения выборов в органы местного самоуправления. Статья 22. Избирательные блоки Избирательные блоки могут образовываться не менее чем двумя общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями в соответствии со статьей 21 настоящего Закона. В случае, если общественное объединение входит в состав избирательного блока, оно не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на общем собрании (конференции) общественного объединения. Избирательные блоки регистрируются соответствующей муниципальной избирательной комиссией после представления ими совместных списков кандидатов. Регистрация производится не позднее чем через пять дней после представления в муниципальную избирательную комиссию протоколов собрания (конференций) общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместного решения общественных объединений, подписанного уполномоченными представителями этих общественных объединений, о создании избирательного блока. Статья 23. Право выдвижения кандидатов в депутаты, члены иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления 1. Кандидаты в выборные органы местного самоуправления выдвигаются самостоятельно, на собраниях избирателей, избирательными объединениями (блоками). 2. Выдвижение кандидатов начинается с момента образования избирательных комиссий и заканчивается не позднее 30 дней до проведения выборов. 3. Проживание кандидата на территории муниципального образования или наличие у него на этой территории недвижимой собственности, если это предусмотрено уставом муниципального образования, является обязательным. 4. Контроль за выдвижением кандидатов обеспечивает муниципальная избирательная комиссия. Статья 24. Самостоятельное выдвижение кандидатов 1. Самостоятельное выдвижение кандидатов в депутаты, члены иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляется при выборах по мажоритарной избирательной системе, включая выборы по многомандатным округам и выборы по единому одномандатному муниципальному округу. 2. Право самостоятельного выдвижения кандидатов в депутаты, члены иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления имеет каждый гражданин, проживающий на территории муниципального образования, обладающий избирательным правом и достигший на день голосования 21 года. 3. При самостоятельном выдвижении кандидатов в депутаты, члены иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, гражданин обязан собрать подписи не менее 1% избирателей, проживающих в соответствующем округе, в подписных листах установленного образца (приложение 1 к настоящему Закону). Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активными избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидата. 4. Об инициативе сбора подписей под заявлением о выдвижении гражданин письменно уведомляет муниципальную избирательную комиссию. 5. Правом сбора подписей в поддержку кандидата обладает любой избиратель данного муниципального образования. Статья 25. Выдвижение кандидатов на собраниях избирателей 1. Выдвижение кандидатов в случаях, указанных в части 1 статьи 24 настоящего Закона, может происходить на собраниях избирателей соответствующего округа. 2. По результатам проведения собрания в муниципальную избирательную комиссию направляется протокол собрания с уведомлением о выдвижении кандидата и о инициативе сбора подписей под его заявлением о выдвижении. 3. Сбор подписей под заявлением о выдвижении осуществляется с соблюдением требований, установленных в статье 24 настоящего Закона. Статья 26. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями 1. Кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения и блоки. 2. Решения о выдвижении кандидатов, выдвинутых от избирательных объединений, принимаются на собраниях их местных отделений и на собраниях местных (муниципальных) избирательных объединений. выдвижение кандидатов от избирательного блока проводится на конференции представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков принимаются тайным голосованием. 3. В поддержку кандидатов, выдвинутых от избирательных объединений и блоков, собираются подписи избирателей в том же порядке и на тех же условиях, что и при самостоятельном выдвижении и выдвижении на собраниях избирателей. 4. При выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательные объединения и блоки вправе выдвигать по одному кандидату в каждом округе, в том числе по единому муниципальному округу при муниципальных выборах. 5. При выдвижении кандидатов по многомандатным избирательным округам избирательные объединения и блоки вправе выдвигать кандидатов по количеству мандатов. В этом случае в поддержку кандидатов требуется собрать подписи не менее 2% избирателей соответствующего округа. Форма подписного листа устанавливается приложением 2 к настоящему Закону. Статья 27. Регистрация кандидатов 1. Кандидаты регистрируются муниципальной избирательной комиссией по их самостоятельному представлению, по представлению избирателей, избирательных объединений и блоков, выдвинувших кандидатов. В представленных документах указывается принадлежность кандидата к какому-либо избирательному объединению или блоку. В случае, если кандидат не принадлежит к какому-либо избирательному объединению или блоку, он участвует в выборах как независимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата к какому-либо избирательному объединению или блоку, либо о его независимом статусе заносится в избирательному объединению или блоку, либо о его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень. 2. Инициаторы выдвижения кандидата, в том числе сами кандидаты при самостоятельном выдвижении, вносят подписные листы с количеством подписей в поддержку кандидата не менее установленного настоящим Законом количества и заявления кандидатов о согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Подписные листы вносятся в муниципальную избирательную комиссию не позднее 27 дней до выборов. Муниципальная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и в течение 3 дней регистрирует его. 3. Регистрация кандидатов заканчивается за 25 дней до проведения выборов. 4. Решение о регистрации кандидатов принимается при наличии протоколов о выдвижении кандидатов при выдвижении их на собраниях избирателей и избирательными объединениями и блоками, заявлений о согласии баллотироваться по данному избирательному округу, подписных листов в поддержку кандидатов. При наличии в подписных листах двух или более подписей одного избирателя в поддержку одного кандидата засчитывается одна подпись. В случае сомнений членов избирательной комиссии в подлинности подписей в поддержку кандидата по решению комиссии может быть проведена выборочная или сплошная проверка подлинности подписей. В регистрации может быть оказано в случаях ненадлежащего оформления предоставляемых документов либо наличия в подписных листах подлинных подписей менее установленного настоящим Законом количества. В случае отказа зарегистрировать кандидата муниципальная избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату, его доверенному лицу или уполномоченному представителю избирательного объединения (блока) копию решения комиссии с изложением мотивов отказа. 5. О регистрации кандидатов муниципальная избирательная комиссия составляет протокол. Все кандидаты, выдвинутые с соблюдением требований настоящего Закона, должны быть зарегистрированы в обязательном порядке. Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован в 3-дневный срок в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. 6. Кандидат может быть зарегистрирован только в одном избирательном округе. 7. Кандидат не может состоять в избирательной комиссии. Лицо, состоящее в одной из избирательных комиссий и выдвинутое кандидатом, считается освобожденным от обязанностей в комиссии с момента регистрации его кандидатом. 8. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение одних суток после регистрации сообщаются муниципальной избирательной комиссией местным средствам массовой информации. 9. Каждому зарегистрированному кандидату муниципальная избирательная комиссия выдает удостоверение. 10. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. 11. В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в данном избирательном округе по решению муниципальной избирательной комиссии откладываются на 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Статья 28. Права и обязанности кандидатов 1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. 2. Кандидаты после регистрации вправе по их личному заявлению освобождаться от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. Работодатель обязан предоставить кандидату по его желанию неоплачиваемый отпуск с момента регистрации его в качестве кандидата до момента опубликования результатов выборов. В течение этого срока муниципальная избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им единовременную денежную компенсацию в сумме 5-кратного минимального размера оплаты труда. 3. Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу. 4. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. 5. Кандидат не может быть призван на воинскую службу до дня опубликования итогов выборов включительно. 6. Кандидаты со дня их регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно имеют бесплатно пользоваться на территории муниципального образования, в органы местного самоуправления которого они баллотируются, любыми видами общественного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов на других видах транспорта. 7. Кандидат после регистрации не может быть без согласия соответствующего прокурора привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить муниципальную избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата. 8. Кандидат может иметь до 3 доверенных лиц, регистрируемых муниципальной избирательной комиссией. Доверенные лица должны отвечать требованиям, установленным статьей 3 настоящего Закона для кандидатов. Доверенные лица получают от муниципальной избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. С этой целью на указанный в части 2 настоящей статьи срок работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам по их заявлению неоплачиваемый отпуск. Оплата деятельности доверенных лиц может производиться из средств избирательных фондов. Кандидаты, избирательные объединения (блоки), назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом муниципальную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения. 9. Если кандидат в любое время до дня выборов снял свою кандидатуру без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и пр.), муниципальная избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов, включая расходы на предвыборную кампанию. 10. Избирательное объединение (блок) по решению уполномоченного на то органа может в любое время до дня выборов отозвать любого выдвинутого им кандидата, и , если не истек установленный настоящим Законом срок регистрации, внести на регистрацию новую кандидатуру. Избирательная комиссия относит на счет данного избирательного объединения (блока) соответствующую часть понесенных ею расходов, включая на предвыборную агитацию. Информация о выбытии и (или) замене кандидата публикуется муниципальной избирательной комиссией не позднее 3 дней со дня выбытия или замены кандидата. Глава V ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 29. Финансирование муниципальных выборов 1. Подготовка и проведение муниципальных выборов финансируется за счет средств местных бюджетов. 2. В том случае, если при установлении источников доходов и нормативов отчислений в местные бюджеты не были предусмотрены расходов на проведение муниципальных выборов, подготовка и проведение выборов финансируются за счет средств бюджета области. 3. Финансирование избирательной комиссии Курской области осуществляется из средств областного бюджета. Статья 30. Финансовое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов 1. Средства, выделенные из местного бюджета на организацию и проведение муниципальных выборов, поступают в распоряжение муниципальной избирательной комиссии немедленно по ее формированию и распределяются ею между всеми нижестоящими избирательными комиссиями. 2. Окружные и участковые избирательные комиссии представляют муниципальной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им этой комиссией средств не позднее 20 дней со дня официального опубликования результатов выборов. 3. Муниципальная избирательная комиссия представляет представительному органу местного самоуправления отчет о расходовании средств, указанных в части 1 настоящей статьи, не позднее 30 дней после официального опубликования результатов выборов. Статья 31. Избирательные фонды кандидатов и порядок их создания 1. Кандидаты и избирательные объединения (блоки) вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из: средств, выделенных кандидату или избирательному объединению в равных размерах на предвыборную агитацию муниципальной избирательной комиссией; собственных средств кандидата или избирательного объединения, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований физических и юридических лиц. 2. В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды. 3. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30%, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений органов местного самоуправления и религиозных объединений, воинских частей и благотворительных организаций. 4. Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается федеральным законом. 5. Сумма пожертвований отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 20-кратного минимального размера оплаты труда. Сумма пожертвований отдельного юридического лица не может превышать минимального размера оплаты труда более чем в 100 раз. Сумма выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением (блоком) не может превышать минимальный размер оплаты труда более, чем в 100 раз. 6. Муниципальная избирательная комиссия до дня выборов обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, представляемых кандидатом или избирательным объединением (блоком). Статья 32. Порядок расходования средств избирательных фондов 1. Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается муниципальной избирательной комиссией после регистрации кандидата. 2. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды кандидатам и избирательным объединениям (блокам). 3. Порядок учета расходования средств избирательного фонда устанавливается муниципальной избирательной комиссией. 4. Кандидат, избирательное объединение (блок) не позднее чем через 30 дней по окончании выборов обязаны представить в муниципальную избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах, а избирательная комиссия обязана опубликовать (обнародовать) этот отчет не позднее чем через 45 дней после его представления в избирательную комиссию. Форма финансового отчета устанавливается муниципальной избирательной комиссией по согласованию с финансовыми органами. 5. Неизрасходованные денежные средства избирательных фондов направляются в местный бюджет. Глава VI ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 33. Право на участие в предвыборной агитации 1. Граждане, общественные и избирательные объединения (блоки) имеют право на свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с законодательством Российской Федерации и области. 2. Граждане, общественные и избирательные объединения (блоки) вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или любого кандидата, избирательного объединения (блока). 3. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат, избирательное объединение (блок) имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. 4. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления. 5. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами. 6. Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов. 7. При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребление свободной средств массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок. Статья 34. Порядок проведения предвыборных мероприятий 1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям (блокам) в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются в порядке, устанавливаемом муниципальной избирательной комиссией. 2. Предвыборные мероприятия на улицах и площадях (митинги, демонстрации, шествия) организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством. 3. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается. 4. Владельцы общественных помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию муниципальных избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам. Статья 35. Предвыборная агитация через средства массовой информации 1. Кандидатам и избирательным объединениям (блокам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. 2. Кандидат, избирательное объединение (блок) имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих вещание на территории соответствующего избирательного округа. Порядок предоставления эфирного времени устанавливается муниципальной избирательной комиссией по согласованию с соответствующими средствами информации. 3. Кандидат, избирательное объединение (блок) имеют право на основании заключенного с государственной или муниципальной телерадиокомпанией договора получить за плату дополнительное эфирное время сверх предоставляемого бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным объединениям (блокам) должны быть равными. 4. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо финансируемые полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов, обязаны обеспечить равные возможности для изложения предвыборных программ кандидатов, избирательных объединений (блоков), придерживающихся различных политических взглядов. Статья 36. Выпуск агитационных печатных материалов 1. Кандидаты, избирательные объединения (блоки), политические партии и иные общественные объединения вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. 2. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. 3. Не допускается распространение заведомо ложных, позорящих кандидатов измышлений, а также умышленное унижение их чести и достоинства. 4. Муниципальные избирательные комиссии, постановленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. 5. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца этих объектов, кроме зданий и помещений, где размещаются избирательные комиссии и избирательные участки. Статья 37. Сроки проведения агитационной кампании 1. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. 2. В день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах. 3. В течение 3 дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. Глава VII ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ Статья 38. Помещение для голосования 1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий органами местного самоуправления. Если нет возможности использования здания, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, органы местного самоуправления арендуют подходящие здания и помещения у иных собственников. Оплата и возмещение убытков производится избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных на проведение выборов. 2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Статья 39. Избирательный бюллетень 1. Текст избирательного бюллетеня утверждает муниципальная избирательная комиссия. 2. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности (рода занятий), места работы и жительства. В случае, если кандидат выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, указываются наименования этих избирательных объединений, избирательного блока, а также принадлежность кандидата к политической партии или иному общественному объединению, входящему в состав избирательного объединения, избирательного блока, если такая принадлежность имеет место. Если кандидат выдвинут непосредственно избирателями, его политическая принадлежность указывается по желанию самого кандидата. Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. 3. Каждый избирательный бюллетень должен иметь указание о порядке его заполнения. 4. Избирательные бюллетени печатаются по решению муниципальной избирательной комиссии и пересылаются участковым избирательным комиссиям не позднее чем за 20 дней до проведения выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 2%. На обороте полученных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов. 5. В случае выбытия отдельных кандидатов участковые избирательные комиссии по указанию муниципальной избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах. Статья 40. Порядок голосования 1. Голосование проводится в день выборов с 8 до 22 часов. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов. 2. Избиратель, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, может проголосовать досрочно в помещении участковой избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену избирательной комиссии. На месте склейке на конверте ставится печать комиссии либо подписи двух ее членов. Участковая избирательная комиссия отмечает проголосовавших таким образом избирателей в своем списке. 3. В 8 часов утра в день выборов председатель каждой участковой комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленными временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. 4. При получении избирательных бюллетеней избиратель предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, проставляет серию и номер документа в списке избирателей и удостоверяет получение бюллетеня своей подписью в списке избирателей. Избиратель, не имеющий возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого избирателя. 5. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. 6. В избирательном бюллетене избиратель ставит какой-либо знак в квадрате, относящемся к кандидату, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". 7. Заполненный бюллетень избиратель отпускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею. 9. В тех случаях, когда избиратели не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, с использованием специального переносного избирательного ящика. У участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной (либо исполняющей полномочия окружной) избирательной комиссии. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. 10. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. Статья 41. Подсчет голосов на избирательном участке 1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования. 2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. 3. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии и наблюдателей погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целость печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно - вначале переносных ящиков, затем стационарных избирательных ящиков. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений избирателей в письменной форме о проведении голосования вне помещения для голосования. В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находящиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования. 4. По каждому избирательному округу прежде всего определяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, без печати избирательной комиссии либо подписей двух членов участковой избирательной комиссии, а также такие, по которым нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности такие, в которых знак (знаки) проставлен в большем числе квадратов, чем количество установленных для данного избирательного округа мандатов, либо не проставлен ни в одном из них. 5. Участковая избирательная комиссия составляет протокол голосования, в котором указываются: число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список; число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; число избирательных бюллетеней, выданных избирателями на избирательном участке в день голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому; число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; число действительных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; число голосов избирателей, поданных за каждую позицию, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая и позицию "против всех кандидатов (список кандидатов)"; поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения. если в состав избирательного участка входит несколько избирательных округов, в протокол заносятся соответствующие данные по каждому округу. 6. Установление итогов голосования осуществляется в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объединения (блоки). 7. Протокол составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии с правом решающего голоса. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 8. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования вместе с отпечатанными избирателями бюллетенями немедленно направляется в вышестоящую (окружную, если в составе округа образуется несколько избирательных участков; муниципальную, если в составе избирательного участка находится несколько округов) избирательную комиссию, другой хранится в участковой избирательной комиссии, третий предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой комиссии с правом совещательного голоса, средствам массовой информации. Статья 42. Определение результатов выборов 1. Окружная избирательная комиссия, если в ее составе находится несколько избирательных участков, по получении протоколов участковых избирательных комиссий производит подсчет голосов путем суммирования данных, содержащихся в протоколах. Если в составе избирательного участка находится несколько избирательных округов, соответствующий подсчет производится участковой избирательной комиссией по каждому округу. 2. По результатам подсчета составляется протокол, в котором указываются: число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список; число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому; число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; число действительных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая и позицию "против всех кандидатов (списков кандидатов)"; одно из следующих решений: а) о признании избранным кандидата, получившего в своем округе наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании при выборах по одномандатным округам; при равенстве голосов избранным считается кандидат, собравший большее число подписей избирателей в свою поддержку; б) о признании избранным кандидата на должность главы или другого выборного должностного лица местного самоуправления, получившего наибольшее число голосов избирателей, но не менее 25 процентов от принявших участие в голосовании; при равенстве голосов избранным считается кандидат, собравший большее число подписей избирателей в свою поддержку; в) о признании по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; г) о признании выборов несостоявшимися, если в голосовании приняло участие менее 25 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей. 3. Протокол составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в муниципальную избирательную комиссию, другой хранится в данной комиссии. Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. 4. В случае, если вся территория муниципального образования составляет единый округ, результаты выборов на основании протоколов участковых комиссий определяются муниципальной избирательной комиссией. Статья 43. Установление общих итогов выборов 1. На основании протокола окружных (участковых в указанных в статье 42 настоящего Закона случаях) избирательных комиссий муниципальная избирательная комиссия в течение 5 дней по их получении определяет и публикует (обнародует) общие итоги выборов. 2. В случае, если вся территория муниципального образования составляет единый избирательный округ, итоги выборов по этому округу устанавливаются протоколов участковых избирательных комиссий. 3. Муниципальная избирательная комиссия признает выборы по отдельным избирательным округам недействительными, если установит, что допущенные в этих округах при проведении выборов нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. 4. По результатам определения общих итогов выборов на территории муниципального образования муниципальная избирательная комиссия составляет протокол. Протокол подписывают все присутствующие на заседании члены избирательной комиссии. Один экземпляр протокола направляется в вышестоящую избирательную комиссию, другой хранится в муниципальной избирательной комиссии. Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам муниципальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. 5. Вся документация избирательных комиссий всех уровней по выборам органов, глав и других должностных лиц местного самоуправления подлежит хранению. Избирательные бюллетени хранятся один год со дня голосования. Протокол избирательных комиссий хранятся один год со дня объявления даты следующих выборов. Статья 44. Регистрация избранных лиц 1. Окружная (исполняющая полномочия окружной) избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного в органы местного самоуправления. Кандидат, избранный в органы местного самоуправления, в 3-дневный срок в письменном виде обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых с его статусом члена выборного органа или должностного лица местного самоуправления, если такие ограничения закреплены в уставе муниципального образования. 2. Муниципальная избирательная комиссия на основании поступивших протоколов и сообщений комиссий о выполнении избранным лицом требований части 1 настоящей статьи регистрирует избранных лиц и производит выдачу удостоверений об избрании. 3. Избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов, направляют общие данные о результатах выборов в средства массовой информации в течение 3 дней после окончания выборов. Избирательные комиссии публикуют полные данные, содержащиеся в протоколах избирательной комиссии соответствующего уровня и протоколах непосредственно нижестоящих комиссий об итогах голосования, на основании которых подводились результаты выборов в соответствующих избирательных комиссиях. Публикация должна быть осуществлена в течение месяца после окончания выборов. Глава VIII РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ Статья 45. Оспаривание отказа от регистрации кандидатов 1. В случае отказа зарегистрировать отдельных кандидатов избирательная комиссия обязана выдать кандидату или уполномоченному им (или избирательным объединением (блоком) лицу справку с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может являться только невыполнение требований законодательства о выборах Российской Федерации и области. 2. Отказ в регистрации или невыполнение избирателей комиссией обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, кандидат или избирательное объединение (блок) могут обжаловать в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в установленном порядке. Статья 46. Ответственность за нарушение законодательства о выборах 1. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным путем свободному осуществлению гражданином права избирать и быть избранным, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральными законами. 2. При нарушении кандидатом, избирательным объединением (блоком) настоящего Закона зарегистрировавшая его избирательная комиссия делает предупреждение, а при повторном нарушении может отменить решение о регистрации кандидата, о чем доводится до сведения избирателей. Глава IX ПОВТОРНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ. ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ. ВЫБОРЫ ВЫБЫВШИХ ИЗБРАННЫХ ЛИЦ Статья 47. Повторное голосование Если при наличии более двух кандидатов в одномандатном округе при выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления, ни один из них не набрал требуемого числа действительных голосов, через 14 дней со дня выборов проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим в результате первого голосования наибольшее число голосов. При повторном голосовании число участвующих в голосовании и число голосов поданных за кандидата для признания его избранным должно удовлетворять требованиям настоящего Закона. Статья 48. Повторные муниципальные выборы 1. Повторные выборы проводятся в случаях: признания выборов в отдельных или во всех округах недействительными; признания выборов в отдельных или во всех округах несостоявшимися, в том числе по результатам повторного голосования. Повторные выборы проводятся в соответствующих округах. 2. Решение о проведении повторных выборов принимает муниципальная избирательная комиссия. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов нижестоящими избирательными комиссиями в новом составе. 3. Период избирательных действий может быть сокращен на срок, предусмотренный настоящим Законом для образования избирательных комиссий. 4. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов. Статья 49. Проведение выборов на место выбывших депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления В случае признания полномочий отдельных выборных лиц недействительными, а также в случае отзыва, досрочного прекращения полномочий в соответствующих избирательных округах в 3-месячный срок с момента выбытия выборного лица проводятся новые выборы. Выборы назначаются муниципальной избирательной комиссией не позднее чем за 2 месяца до их проведения и организуются с соблюдением настоящего Закона. В случае выбытия, досрочного прекращения полномочий выборного лица менее чем за 6 месяцев до истечения срока полномочий соответствующего выборного органа местного самоуправления выборы на место выбывшего лица не проводятся. В этом случае, если выборное лицо являлось главой муниципального образования, его полномочия до очередных выборов исполняет заместитель главы муниципального образования; полномочия выбывшего выборного должностного лица местного самоуправления исполняются назначенным главой муниципального образования лицом. Глава X ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 50. О вступлении в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 51. Назначение муниципальных выборных до принятия уставов муниципальных образований До принятия уставов муниципальных образований дата проведения выборов в муниципальных образованиях, где представительный орган отсутствует, назначается областной Думой. Глава администрации В.ШУТЕЕВ Приложение N 1 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в ______________ по ___________ избирательному округу ______________ (фамилия, имя, отчество), родившегося "__"_____________ 19__ г. _____________________________ (должность, род занятий), проживающего в _________________ наименование населенного пункта). |—————|———————————————————|——————————————|————————|———————————————————|————————————|———————————| |NN |Фамилия, имя, |Дата |Адрес |Серия и номер |Дата |Подпись | |пп |отчество |рождения | |паспорта или |подписа- ния| | | | | | |заменяющего его | | | | | | | |документ | | | |—————|———————————————————|——————————————|————————|———————————————————|————————————|———————————| | | | | | | | | |—————|———————————————————|——————————————|————————|———————————————————|————————————|———————————| | | | | | | | | |—————|———————————————————|——————————————|————————|———————————————————|————————————|———————————| | | | | | | | | |—————|———————————————————|——————————————|————————|———————————————————|————————————|———————————| Подписной лист удостоверяю: __________________________________ ______________________________________________________________ (Ф.И.О., адрес, удостоверение личности и подпись лица, собиравшего подписи) Кандидат: ____________________________________ (фамилия, И.О.) (Дата и место) Приложение N 2 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидата в ____________________________________ от избирательного объединения (блока) "_________________________________" (наименование). 1. __________________________ (фамилия, имя, отчество) 19__ г. рождения ______________________________ (должность, род занятий по желанию кандидата может учитываться партийная принадлежность __________________________ (населенный пункт). 2. 3. |————|———————————————————|——————————————|—————————|———————————————————|————————————|———————————| |NN |Фамилия, имя, |Дата |Адрес |Серия и номер |Дата |Подпись | |пп |отчество |рождения | |паспорта или |подписи | | | | | | |заменяющего его | | | | | | | |документ | | | |————|———————————————————|——————————————|—————————|———————————————————|————————————|———————————| | | | | | | | | |————|———————————————————|——————————————|—————————|———————————————————|————————————|———————————| | | | | | | | | |————|———————————————————|——————————————|—————————|———————————————————|————————————|———————————| | | | | | | | | |————|———————————————————|——————————————|—————————|———————————————————|————————————|———————————| Подписной лист удостоверяю: __________________________________ ______________________________________________________________ (Ф.И.О., данные паспорта и подпись лица, собиравшего подписи) Уполномоченный представитель избирательного объединения (блока): ______________________________________________________________ (Ф.И.О., данные паспорта и подпись) (Дата и место) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|