Расширенный поиск

Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-I

Документ имеет не последнюю редакцию.
 



                             З А К О Н

                 Российской Советской Федеративной
                    Социалистической Республики


           О конкуренции и ограничении монополистической
                   деятельности на товарных рынках

 (В редакции законов Российской Федерации от 24.06.92 г. N 3119-I;
           от 15.07.92 г. N 3310-I; федеральных законов
          от 25.05.95 г. N 83-ФЗ; от 06.05.98 г. N 70-ФЗ;
        от 02.01.2000 г. N 3-ФЗ; от 30.12.2001 г. N 196-ФЗ;
                     от 21.03.2002 г. N 31-ФЗ)

                             Раздел I

                          ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Цели Закона

     Закон определяет    организационные    и    правовые    основы
предупреждения,    ограничения   и   пресечения   монополистической
деятельности  и  недобросовестной  конкуренции   и   направлен   на
обеспечение  условий  для  создания и эффективного функционирования
товарных рынков.

     Статья 1-1.   Антимонопольное         законодательство

     Антимонопольное законодательство  Российской Федерации состоит
из Конституции Российской Федерации, настоящего Закона,  издаваемых
в   соответствии  с  ним  федеральных  законов,  указов  Президента
Российской Федерации,  постановлений и  распоряжений  Правительства
Российской Федерации.
     (Статья дополнена - Федеральный закон от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Статья 2. Сфера применения Закона

     1. Закон действует на всей территории Российской Федерации. (В
редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     Настоящий  Закон  распространяется  на  отношения, влияющие на
конкуренцию  на  товарных  рынках в Российской Федерации, в которых
участвуют  российские  и  иностранные юридические лица, федеральные
органы   исполнительной   власти,   органы   исполнительной  власти
субъектов  Российской  Федерации, органы местного самоуправления, а
также  физические  лица.  Закон  применяется и в тех случаях, когда
действия  и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые
указанными  лицами  за  пределами  территории Российской Федерации,
приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за
собой  другие  отрицательные  последствия  на  рынках  в Российской
Федерации. (В редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     2. Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные
с  объектами  исключительных  прав,  за  исключением случаев, когда
соглашения,   связанные   с   их   использованием,   направлены  на
ограничение конкуренции. (В     редакции     Федерального    закона
от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     3.  Отношения,  связанные  с монополистической деятельностью и
недобросовестной  конкуренцией  на рынках ценных бумаг и финансовых
услуг,  за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках
отношения  оказывают  влияние  на  конкуренцию  на товарных рынках,
регулируются иными законодательными актами Российской Федерации. (В
редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     4.   Если   международным   договором   Российской   Федерации
установлены   иные   правила,   чем   те,   которые   содержатся  в
антимонопольном    законодательстве    Российской   Федерации,   то
применяются правила международного договора. (В            редакции
Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Статья 3. Антимонопольные органы

     1.  Проведение государственной политики по содействию развитию
товарных   рынков  и  конкуренции,  предупреждению,  ограничению  и
пресечению   монополистической   деятельности   и  недобросовестной
конкуренции   осуществляется   федеральным  органом  исполнительной
власти - федеральным антимонопольным органом. (В           редакции
Федерального закона от 06.05.98 г. N 70-ФЗ)
     (Пункт 2 исключен - Федеральный закон от 06.05.98 г. N 70-ФЗ)
     2.   Основные   задачи,   функции  и  полномочия  федерального
антимонопольного  органа,  а  также ответственность его должностных
лиц  определяется  настоящим Законом и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации. (В    редакции   Федерального   закона
от 06.05.98 г. N 70-ФЗ)
     3. Федеральный  антимонопольный  орган для осуществления своих
полномочий  создает  свои  территориальные   органы   и   назначает
соответствующих должностных лиц.
     4. Территориальные    органы    подведомственны   федеральному
антимонопольному   органу    и  осуществляют  свою  деятельность  в
соответствии с законодательством  Российской  Федерации  на  основе
положения, утверждаемого федеральным антимонопольным органом.
     Федеральный антимонопольный      орган      наделяет      свои
территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции.
     5. Средства    на    содержание    антимонопольных     органов
предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой.
     (Пункты  4,  5,  6  соответственно  считать пунктами 3, 4, 5 в
редакции Федерального закона от 06.05.98 г. N 70-ФЗ)
     (Статья в редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Статья 4. Определение основных понятий

     В настоящем Законе используются следующие понятия:
     товар -   продукт   деятельности   (включая  работы,  услуги),
предназначенный для продажи или обмена;
     взаимозаменяемые товары  - группа товаров,  которые могут быть
сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным
и  техническим  характеристикам,  цене  и  другим  параметрам таким
образом,  что покупатель действительно заменяет или готов  заменить
их    друг   другом   в   процессе   потребления   (в   том   числе
производственного);
     товарный рынок   -   сфера   обращения   товара,  не  имеющего
заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской
Федерации  или  ее  части,  определяемой  исходя  из  экономической
возможности  покупателя   приобрести   товар   на   соответствующей
территории и отсутствия этой возможности за ее пределами;
     хозяйствующие субъекты - российские и иностранные коммерческие
организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие
организации,  за исключением  не  занимающихся  предпринимательской
деятельностью,  в  том  числе  сельскохозяйственных потребительских
кооперативов, а также индивидуальные предприниматели;
     конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов,  когда
их самостоятельные  действия  эффективно  ограничивают  возможность
каждого   из  них  односторонне  воздействовать  на  общие  условия
обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
     недобросовестная конкуренция    -    любые   направленные   на
приобретение   преимуществ   в   предпринимательской   деятельности
действия  хозяйствующих субъектов,  которые противоречат положениям
действующего   законодательства,    обычаям    делового    оборота,
требованиям добропорядочности,  разумности и справедливости и могут
причинить    или    причинили    убытки    другим     хозяйствующим
субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации;
     доминирующее положение     -     исключительное      положение
хозяйствующего  субъекта  или нескольких хозяйствующих субъектов на
рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров
(далее   -  определенного  товара),  дающее  ему  (им)  возможность
оказывать решающее влияние на  общие  условия  обращения  товара на
соответствующем  товарном  рынке  или  затруднять  доступ  на рынок
другим хозяйствующим  субъектам. Доминирующим признается  положение
хозяйствующего  субъекта,  доля  которого  на  рынке  определенного
товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев,
когда  хозяйствующий субъект докажет,  что,  несмотря на превышение
указанной  величины,   его   положение   на   рынке   не   является
доминирующим.     Доминирующим     также    признается    положение
хозяйствующего  субъекта,  доля  которого  на  рынке  определенного
товара   составляет   менее  65  процентов,  если  это  установлено
антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего
субъекта   на   рынке,   относительного  размера  долей  на  рынке,
принадлежащих конкурентам,  возможности доступа на этот рынок новых
конкурентов или иных критериев,  характеризующих товарный рынок. Не
может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта,
доля  которого  на  рынке  определенного  товара  не  превышает  35
процентов;
     монополистическая деятельность         -        противоречащие
антимонопольному    законодательству     действия     (бездействие)
хозяйствующих  субъектов  или  федеральных  органов  исполнительной
власти,  органов   исполнительной   власти   субъектов   Российской
Федерации   и  органов  местного  самоуправления,  направленные  на
недопущение, ограничение или устранение конкуренции;
     монопольно высокая   цена   -   цена  товара,  устанавливаемая
хозяйствующим  субъектом,  занимающим  доминирующее  положение   на
товарном   рынке,   с   целью  компенсации  необоснованных  затрат,
вызванных недоиспользованием производственных  мощностей,  и  (или)
получения  дополнительной  прибыли  в  результате снижения качества
товара;
     монопольно низкая   цена   -   цена   приобретаемого   товара,
устанавливаемая хозяйствующим  субъектом,  занимающим  доминирующее
положение   на  товарном  рынке  в  качестве  покупателя,  в  целях
получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных
затрат   за   счет   продавца,   или   цена   товара,   сознательно
устанавливаемая хозяйствующим  субъектом,  занимающим  доминирующее
положение  на  товарном  рынке  в  качестве  продавца,  на  уровне,
приносящем  убытки   от   продажи   данного   товара,   результатом
установления   которой  является  или  может  являться  ограничение
конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка;
     приобретение акций  (долей)  в уставном капитале хозяйственных
обществ - покупка, а также получение иной возможности осуществления
самостоятельно  или  через представителей воплощенных в этих акциях
(долях)  прав  голоса   на   основании   договоров   доверительного
управления,  о совместной деятельности,  поручения или на основании
иных сделок;
     группа  лиц  -  группа  юридических  и  (или)  физических лиц,
применительно  к  которым  выполняется одно или несколько следующих
условий: (В редакции Федерального закона от 06.05.98 г. N 70-ФЗ)
     лицо или  несколько  лиц  совместно  в  результате  соглашения
(согласованных   действий)   имеют   право   прямо   или   косвенно
распоряжаться (в том числе на  основании  договоров  купли-продажи,
доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или
иных сделок) более чем 50 процентами от общего количества  голосов,
приходящихся   на   акции  (вклады,  доли),  составляющие  уставный
(складочный) капитал юридического  лица.  При  этом  под  косвенным
распоряжением  голосами  юридического  лица  понимается возможность
фактического распоряжения ими через третьих  лиц,  по  отношению  к
которым   первое   лицо   обладает   вышеперечисленным  правом  или
полномочием;
     лицо  или  несколько  лиц  получили  возможность  на основании
договора  или  иным образом определять решения, принимаемые другими
лицом  или  лицами,  в том числе определять условия ведения другими
лицом    или    лицами   предпринимательской   деятельности,   либо
осуществлять  полномочия исполнительного органа других лица или лиц
на основании договора; (В      редакции     Федерального     закона
от 06.05.98 г. N 70-ФЗ)
     лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган  и
(или)  более  50  процентов  состава коллегиального исполнительного
органа юридического лица и (или) по предложению лица избрано  более
50 процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или
иного коллегиального органа управления юридического лица;        (В
редакции Федерального закона от 06.05.98 г. N 70-ФЗ)
     физическое лицо     осуществляет    полномочия    единоличного
исполнительного органа юридического лица; (В  редакции Федерального
закона от 06.05.98 г. N 70-ФЗ)
     одни  и  те  же  физические  лица, их супруги, родители, дети,
братья,   сестры   и  (или)  лица,  предложенные  одним  и  тем  же
юридическим   лицом,   составляют   более   50   процентов  состава
коллегиального  исполнительного  органа  и  (или) совета директоров
(наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления
двух  и  более  юридических  лиц  или по предложению одних и тех же
юридических   лиц   избрано   более  50  процентов  состава  совета
директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа
управления двух и более юридических лиц; (Абзац      дополнен     -
Федеральный закон от 06.05.98 г. N 70-ФЗ)
     одни и те же физические  лица,  их  супруги,  родители,  дети,
братья,  сестры и (или) юридические лица имеют право самостоятельно
или через представителей (поверенных) распоряжаться в  сумме  более
чем  50 процентами голосов   приходящихся на акции (вклады,  доли),
составляющие уставный (складочный) капитал каждого из двух и  более
юридических лиц; (Абзац     дополнен     -     Федеральный    закон
от 06.05.98 г. N 70-ФЗ)
     физические лица  и  (или)   юридические   лица   имеют   право
самостоятельно  или через представителей (поверенных) распоряжаться
в сумме более чем 50  процентами  голосов,  приходящихся  на  акции
(вклады,  доли),  составляющие уставный (складочный) капитал одного
юридического  лица,  и  одновременно  данные  физические  лица,  их
супруги,  родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные
одним и тем же юридическим лицом,  составляют  более  50  процентов
состава   коллегиального  исполнительного  органа  и  (или)  совета
директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа
управления другого юридического лица; (Абзац дополнен - Федеральный
закон от 06.05.98 г. N 70-ФЗ)
     юридические лица       являются       участниками        одной
финансово-промышленной группы; (Абзац  дополнен - Федеральный закон
от 06.05.98 г. N 70-ФЗ)
     физические лица  являются  супругами,  родителями  и   детьми,
братьями и (или) сестрами; (Абзац   дополнен  -  Федеральный  закон
от 06.05.98 г. N 70-ФЗ)
     аффилированные лица - физические и юридические лица, способные
оказывать  влияние  на  деятельность юридических и (или) физических
лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;        (Абзац
дополнен - Федеральный закон от 06.05.98 г. N 70-ФЗ)
     аффилированными лицами юридического лица являются:      (Абзац
дополнен - Федеральный закон от 06.05.98 г. N 70-ФЗ)
     член его совета директоров (наблюдательного совета) или  иного
коллегиального   органа   управления,   член   его   коллегиального
исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его
единоличного исполнительного органа; (Абзац  дополнен - Федеральный
закон от 06.05.98 г. N 70-ФЗ)
     лица, принадлежащие к той группе лиц,  к  которой  принадлежит
данное юридическое лицо; (Абзац   дополнен   -   Федеральный  закон
от 06.05.98 г. N 70-ФЗ)
     лица, которые  имеют  право   распоряжаться   более   чем   20
процентами   общего   количества  голосов,  приходящихся  на  акции
(вклады,  доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного
юридического лица; (Абзац     дополнен    -    Федеральный    закон
от 06.05.98 г. N 70-ФЗ)
     юридическое лицо,  в котором  данное  юридическое  лицо  имеет
право  распоряжаться  более  чем  20  процентами  общего количества
голосов,  приходящихся  на  акции  (вклады,   доли),   составляющие
уставный (складочный) капитал данного юридического лица;     (Абзац
дополнен - Федеральный закон от 06.05.98 г. N 70-ФЗ)
     если юридическое        лицо        является        участником
финансово-промышленной  группы,  к  его  аффилированным лицам также
относятся члены советов  директоров  (наблюдательных  советов)  или
иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных
органов участников финансово-промышленной  группы,  а  также  лица,
осуществляющие   полномочия   единоличных   исполнительных  органов
участников финансово-промышленной группы; (Абзац     дополнен     -
Федеральный закон от 06.05.98 г. N 70-ФЗ)
     аффилированными лицами   физического   лица,   осуществляющего
предпринимательскую деятельность, являются: (Абзац    дополнен    -
Федеральный закон от 06.05.98 г. N 70-ФЗ)
     лица, принадлежащие  к  той группе лиц,  к которой принадлежит
данное физическое лицо; (Абзац   дополнен   -   Федеральный   закон
от 06.05.98 г. N 70-ФЗ)
     юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право
распоряжаться более чем 20 процентами  общего  количества  голосов,
приходящихся   на   акции  (вклады,  доли),  составляющие  уставный
(складочный) капитал данного юридического лица. (Абзац  дополнен  -
Федеральный закон от 06.05.98 г. N 70-ФЗ)
     Положения настоящего   Закона,   относящиеся  к  хозяйствующим
субъектам, распространяются на группу лиц.
     (Статья в редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

                             Раздел II

                  МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


     Статья 5. Злоупотребление хозяйствующим субъектом
               доминирующим положением на рынке

     1.  Запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц),
занимающего  доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь
своим   результатом   ограничение  конкуренции  и  (или)  ущемление
интересов  других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том
числе такие действия, как: (В    редакции    Федерального    закона
от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     изъятие  товаров  из обращения, целью или результатом которого
является  создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение
цен; (В редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него
или  не  относящихся к предмету договора (необоснованные требования
передачи  финансовых  средств, иного имущества, имущественных прав,
рабочей силы контрагента и др.); (В  редакции  Федерального  закона
от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     включение в договор дискриминирующих условий,  которые  ставят
контрагента   в   неравное   положение   по   сравнению  с  другими
хозяйствующими субъектами;
     согласие заключить  договор  лишь  при условии внесения в него
положений,  касающихся товаров,  в которых контрагент (потребитель)
не заинтересован;
     создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка)  другим
хозяйствующим субъектам;
     нарушение установленного    нормативными    актами     порядка
ценообразования;
     установление монопольно высоких (низких) цен; (Абзац  дополнен
- Федеральный закон от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     сокращение или  прекращение  производства товаров,  на которые
имеются спрос или заказы  потребителей,  при  наличии  безубыточной
возможности их производства; (Абзац  дополнен  -  Федеральный закон
от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     необоснованный отказ  от  заключения  договора  с   отдельными
покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или
поставки соответствующего товара. (Абзац   дополнен  -  Федеральный
закон от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     2.  В исключительных случаях действия хозяйствующего субъекта,
указанные   в   п.   1   настоящей   статьи,  могут  быть  признаны
правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный
эффект  от  его  действий,  в  том  числе в социально-экономической
сфере,   превысит   негативные   последствия  для  рассматриваемого
товарного рынка. (В        редакции       Федерального       закона
от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Статья 6. Соглашения (согласованные действия)
               хозяйствующих субъектов, ограничивающие
               конкуренцию

     1.   Запрещаются   и   в   установленном   порядке  признаются
недействительными  полностью или частично достигнутые в любой форме
соглашения  (согласованные  действия)  конкурирующих  хозяйствующих
субъектов  (потенциальных  конкурентов),  имеющих (могущих иметь) в
совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов,
если  такие  соглашения  (согласованные  действия) имеют либо могут
иметь  своим  результатом  ограничение  конкуренции,  в  том  числе
соглашения (согласованные действия), направленные на: (В   редакции
Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     установление (поддержание)  цен  (тарифов),  скидок,  надбавок
(доплат), наценок;
     повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
     раздел рынка по территориальному принципу,  по  объему  продаж
или  закупок,  по  ассортименту  реализуемых  товаров либо по кругу
продавцов или покупателей (заказчиков);
     ограничение доступа  на  рынок  или  устранение  с него других
хозяйствующих субъектов в качестве продавцов  определенных  товаров
или их покупателей (заказчиков);
     отказ от заключения договоров с определенными  продавцами  или
покупателями (заказчиками).
     2. Запрещаются   и   в   установленном   порядке    признаются
недействительными  полностью или частично достигнутые в любой форме
соглашения (согласованные действия) неконкурирующих субъектов, один
из  которых занимает доминирующее положение,  а другой является его
поставщиком или покупателем  (заказчиком),  если  такие  соглашения
(согласованные  действия)  имеют либо могут иметь своим результатом
ограничение конкуренции. (В     редакции     Федерального    закона
от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     3.   В   исключительных   случаях   соглашения  (согласованные
действия)   хозяйствующих   субъектов,   предусмотренные  настоящей
статьей,  за  исключением  прямо перечисленных в пункте 1 настоящей
статьи,   могут  быть  признаны  правомерными,  если  хозяйствующие
субъекты  докажут,  что  положительный эффект от их действий, в том
числе   в   социально-экономической   сфере,   превысит  негативные
последствия для рассматриваемого товарного рынка. (В       редакции
Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     4.  Запрещается  объединениям коммерческих организаций (союзам
или   ассоциациям),   хозяйственным   обществам   и   товариществам
осуществление    координации    предпринимательской    деятельности
коммерческих  организаций,  которая  имеет  либо  может иметь своим
результатом ограничение конкуренции.
     Нарушение указанных   требований   является   основанием   для
ликвидации  в судебном порядке объединения коммерческих организаций
(союза или ассоциации),  хозяйственного общества или  товарищества,
осуществляющего  координацию  предпринимательской деятельности,  по
иску федерального антимонопольного органа (территориального  органа
в пределах его компетенции).
     (Пункт дополнен - Федеральный закон от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Статья 7. Акты и действия федеральных  органов  исполнительной
               власти,   органов  исполнительной  власти  субъектов
               Российской     Федерации    и    органов    местного
               самоуправления,    направленные    на    ограничение
               конкуренции
     (В редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     1.   федеральным   органам   исполнительной   власти,  органам
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и органам
местного   самоуправления   запрещается   принимать  акты  и  (или)
совершать    действия,   которые   ограничивают   самостоятельность
хозяйствующих  субъектов,  создают  дискриминирующие или, напротив,
благоприятствующие  условия  деятельности  отдельных  хозяйствующих
субъектов,  если  такие  акты  или  действия имеют либо могут иметь
своим   результатом   ограничение  конкуренции  и  (или)  ущемление
интересов   хозяйствующих   субъектов  или  граждан,  в  том  числе
запрещается: (В         редакции         Федерального        закона
от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     вводить  ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов
в  какой-либо  сфере деятельности, а также устанавливать запреты на
осуществление   отдельных   видов   деятельности  или  производство
определенных  видов  товаров, за исключением случаев, установленных
законодательством Российской Федерации; (В   редакции  Федерального
закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     необоснованно препятствовать    осуществлению     деятельности
хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
     устанавливать    запреты    на    продажу   (покупку,   обмен,
приобретение)   товаров  из  одного  региона  Российской  Федерации
(республики,  края,  области,  района,  города,  района в городе) в
другой  или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов
на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров; (В      редакции
Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     давать хозяйствующим   субъектам   указания  о  первоочередной
поставке товаров (выполнении работ,  оказании услуг)  определенному
кругу   покупателей  (заказчиков)  или  о  приоритетном  заключении
договоров  без  учета  установленных  законодательными  или   иными
нормативными актами Российской Федерации приоритетов; (В   редакции
Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     необоснованно препятствовать  созданию   новых   хозяйствующих
субъектов в какой-либо сфере деятельности;
     необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту
или  нескольким  хозяйствующим  субъектам  льготы,  ставящие  их  в
преимущественное  положение  по  отношению  к  другим хозяйствующим
субъектам, работающим на рынок того же товара. (В          редакции
Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     Решения  федеральных  органов  исполнительной  власти, органов
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и органов
местного  самоуправления  по  вопросам  создания,  реорганизации  и
ликвидации  хозяйствующих  субъектов  (в  случаях,  предусмотренных
антимонопольным  законодательством),  а  также предоставления льгот
отдельному  хозяйствующему  субъекту  или  нескольким хозяйствующим
субъектам   подлежат  согласованию  с  федеральным  антимонопольным
органом,   если   иное  не  предусмотрено  законодательными  актами
Российской Федерации. (Абзац    дополнен    -   Федеральный   закон
от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     2.   Запрещается   образование   министерств,  государственных
комитетов,   других   федеральных  органов  исполнительной  власти,
органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации и
органов  местного самоуправления с целью монополизации производства
или реализации товаров, а также наделение существующих министерств,
государственных  комитетов  или  других  структур  государственного
управления  полномочиями,  осуществление  которых  имеет либо может
иметь своим результатом ограничение конкуренции. (В        редакции
Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     Запрещается    совмещение    функций    федеральных    органов
исполнительной  власти,  органов  исполнительной  власти  субъектов
Российской  Федерации,  органов местного самоуправления с функциями
хозяйствующих  субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов
функциями  и  правами  указанных  органов,  в том числе функциями и
правами  органов  государственного надзора, за исключением случаев,
предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
(Абзац дополнен - Федеральный закон от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Статья 8. Соглашения (согласованные действия) федеральных  
               органов      исполнительной      власти,     органов
               исполнительной власти субъектов Российской Федерации
               и  органов  местного  самоуправления, ограничивающие
               конкуренцию
     (В редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Запрещаются    и    в    установленном    порядке   признаются
недействительными  полностью или частично достигнутые в любой форме
соглашения    (согласованные    действия)    федерального    органа
исполнительной   власти,  органа  исполнительной  власти  субъектов
Российской  Федерации  и  органа  местного  самоуправления с другим
федеральным  органам  исполнительной власти, органам исполнительной
власти   субъектов   Российской   Федерации   и   органам  местного
самоуправления  либо  с хозяйствующим субъектом, которые имеют либо
могут  иметь  своим  результатом  ограничение  конкуренции  и (или)
ущемление  интересов  хозяйствующих  субъектов  или  граждан, в том
числе соглашения (согласованные действия), направленные на:      (В
редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     повышение, снижение или поддержание цен (тарифов);
     раздел рынка по территориальному принципу,  по  объему  продаж
или  закупок,  по  ассортименту  реализуемых  товаров либо по кругу
продавцов или покупателей (заказчиков);
     ограничение доступа   на   рынок   или   устранение   с   него
хозяйствующих субъектов.

     Статья 9. Недопустимость участия в предпринимательской
               деятельности должностных лиц органов
               государственной власти и государственного
               управления

     Должностным лицам    органов    государственной    власти    и
государственного управления запрещается:
     заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью;
     иметь в собственности предприятия;
     самостоятельно  или через представителя голосовать посредством
принадлежащих  им  акций, вкладов, паев, долей при принятии решений
общим собранием хозяйственного товарищества и общества; (В редакции
Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     занимать должности   в   органах   управления   хозяйствующего
субъекта.


                            Раздел III

                   НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ


     Статья 10. Формы недобросовестной конкуренции

     Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
     распространение ложных,   неточных  или  искаженных  сведений,
способных причинить убытки  другому  хозяйствующему  субъекту  либо
нанести ущерб его деловой репутации;
     введение потребителей в  заблуждение  относительно  характера,
способа  и  места изготовления,  потребительских свойств,  качества
товара;
     некорректное  сравнение  хозяйствующим  субъектом производимых
или   реализуемых   им  товаров  с  товарами  других  хозяйствующих
субъектов; (В редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     продажа   товара   с   незаконным  использованием  результатов
интеллектуальной   деятельности   и   приравненных  к  ним  средств
индивидуализации  юридического  лица,  индивидуализации  продукции,
выполнения работ, услуг. (В     редакции     Федерального    закона
от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     получение, использование,   разглашение    научно-технической,
производственной или торговой информации,  в том числе коммерческой
тайны, без согласия ее владельца.


                             Раздел IV

                   ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ  И ПОЛНОМОЧИЯ
                  ФЕДЕРАЛЬНОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА
     (В редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Статья 11. Задачи и функции Федерального 
                антимонопольного органа
     (В редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     1.  К  основным  задачам  Федерального антимонопольного органа
относятся: (В редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     содействие формированию рыночных отношений на основе  развития
конкуренции и предпринимательства;
     предупреждение, ограничение  и  пресечение   монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции;
     государственный контроль   за   соблюдением   антимонопольного
законодательства.
     2.   Федеральный  антимонопольный  орган  выполняет  следующие
основные функции: (В       редакции       Федерального       закона
от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     направляет в Правительство Российской Федерации предложения по
вопросам   совершенствования  антимонопольного  законодательства  и
практики  его  применения,  заключения по проектам законов и других
нормативных  актов,  касающихся  функционирования  рынка и развития
конкуренции; (В         редакции         Федерального        закона
от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     дает рекомендации органам власти и  управления  по  проведению
мероприятий,  направленных на содействие развитию товарных рынков и
конкуренции;
     разрабатывает и    осуществляет    меры   по   демонополизации
производства и обращения;
     контролирует соблюдение    антимонопольных    требований   при
создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
     контролирует  приобретение  акций  (долей)  с  правом голоса в
уставном  капитале  хозяйственных обществ, которое может привести к
доминирующему   положению   на   рынках   в   Российской  Федерации
хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции. (В редакции
Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     3.  Для  разработки  мер по совершенствованию функционирования
рынка, развитию конкуренции, преодолению тенденций к монополизации,
для   анализа  структуры  и  состояния  товарных  рынков,  научного
обеспечения  деятельности  Федерального антимонопольного органа при
Комитете  создаются и действуют научно-исследовательский институт и
экспертные советы. (В редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N
83-ФЗ)
     4.(Исключен - Федеральный закон от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Статья 12. Полномочия Федерального антимонопольного органа
     (В редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Федеральный антимонопольный орган вправе: (В          редакции
Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     давать хозяйствующим  субъектам  обязательные  для  исполнения
предписания    о     прекращении     нарушений     антимонопольного
законодательства   и   (или)   об   устранении  их  последствий,  о
восстановлении  первоначального  положения,  об  их  принудительном
разделении или о выделении структурных подразделений из их состава,
о  расторжении   или   об   изменении   договоров,   противоречащих
антимонопольному  законодательству,  о заключении договора с другим
хозяйствующим субъектом, перечислении в федеральный бюджет прибыли,
полученной      в     результате     нарушения     антимонопольного
законодательства; (В       редакции       Федерального       закона
от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     давать  федеральным  органам  исполнительной  власти,  органам
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и органам
местного  самоуправления обязательные для исполнения предписания об
отмене   или   изменении   принятых   ими  неправомерных  актов,  о
прекращении   нарушений,   а  также  о  расторжении  или  изменении
заключенных   ими   соглашений,   противоречащих   антимонопольному
законодательству; (В       редакции       Федерального       закона
от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     вносить  в  соответствующие  федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и  органы  местного  самоуправления  предложения  о введении или об
отмене  лицензирования, об изменении таможенных тарифов, о введении
или  об  отмене  квот,  а  также  о предоставлении налоговых льгот,
льготных кредитов и иных видов государственной поддержки;        (В
редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     принимать решения  о  наложении  штрафов  на  коммерческие   и
некоммерческие  организации  и  административных  взысканий  на  их
руководителей;    граждан,    в    том     числе     индивидуальных
предпринимателей,  а  также  на должностных лиц федеральных органов
исполнительной  власти,  органов  исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления за нарушение
антимонопольного законодательства, за исключением случаев нарушения
установленного    порядка    ценообразования   в   соответствии   с
законодательством о естественных монополиях; (В            редакции
Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     обращаться в   суд   или   арбитражный  суд  с  заявлениями  о
нарушениях  антимонопольного  законодательства,  в  том   числе   о
признании   недействительными  полностью  или  частично  договоров,
противоречащих антимонопольному законодательству,  об  обязательном
заключении  договора  с  другим  хозяйствующим  субъектом,  а также
участвовать  в  рассмотрении  судом  или  арбитражным  судом   дел,
связанных    с    применением    и    нарушением   антимонопольного
законодательства; (В       редакции       Федерального       закона
от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     направлять   в   соответствующие   правоохранительные   органы
материалы  для  решения  вопроса  о  возбуждении уголовного дела по
признакам  преступлений,  связанных  с  нарушением антимонопольного
законодательства; (В       редакции       Федерального       закона
от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     устанавливать  наличие  доминирующего  положения хозяйствующих
субъектов; (Абзац       дополнен      -      Федеральный      закон
от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     давать разъяснения  по  вопросам  применения  антимонопольного
законодательства; (Абзац     дополнен     -    Федеральный    закон
от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     осуществлять иные         полномочия,          предусмотренные
законодательством Российской Федерации. (Абзац      дополнен      -
Федеральный закон от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Статья 13. Право доступа к информации

     Сотрудники, уполномоченные федеральным антимонопольным органом
(территориальным  органом),  в  целях выполнения возложенных на них
функций имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы
исполнительной   власти,  органы  исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления,  а  также  в
коммерческие  и  некоммерческие  организации  и  их объединения,  в
другие  организации  и  учреждения  и   знакомства   на   основании
письменного запроса с необходимыми документами.
     Органы милиции   обязаны   оказывать    практическую    помощь
сотрудникам  федерального антимонопольного органа (территориального
органа) при исполнении ими служебных обязанностей,  обеспечивая при
этом  беспрепятственный  доступ  к  необходимой  информации в целях
выполнения возложенных на них функций.
     (Статья в редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Статья 14. Обязанность по представлению информации
               федеральному         антимонопольному         органу
               (территориальному органу)

     Коммерческие и  некоммерческие  организации (их руководители),
федеральные органы  исполнительной  власти,  органы  исполнительной
власти    субъектов    Российской    Федерации,   органы   местного
самоуправления  (их  должностные  лица),  граждане,  в  том   числе
индивидуальные предприниматели,  обязаны по требованию федерального
антимонопольного  органа  (территориального  органа)   представлять
достоверные  документы,  письменные  и  устные  объяснения  и  иную
информацию,    необходимую    для     осуществления     федеральным
антимонопольным  органом  (территориальным  органом)  его  законной
деятельности.
     (Статья в редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Статья 15.  Обязанности   федерального  антимонопольного
                 органа    (территориального    органа)    по
                 соблюдению коммерческой тайны
     (В редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Сведения,  составляющие  коммерческую  тайну, которые получены
федеральным  антимонопольным  органом  (территориальным органом) на
основании   статей   13   и   14  настоящего  Закона,  не  подлежат
разглашению. (В         редакции         Федерального        закона
от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     В     случае     разглашения     сотрудниками     федерального
антимонопольного   органа   (территориального   органа)   сведений,
составляющих   коммерческую   тайну,  причиненные  убытки  подлежат
возмещению в соответствии с гражданским законодательством.       (В
редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Статья 16.  Содействие   развитию   товарных    рынков,
                  конкуренции        и              поддержка
                  предпринимательства
     (В редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     В  целях  содействия  развитию  товарных рынков и конкуренции,
поддержки   предпринимательства   и   демонополизации   Федеральный
антимонопольный  орган может направлять соответствующим федеральным
органам   исполнительной   власти,  органам  исполнительной  власти
субъектов  Российской  Федерации  и органам местного самоуправления
рекомендации: (В         редакции        Федерального        закона
от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     о предоставлении  льготных  кредитов,  а  также  об уменьшении
налогов или освобождении от них  хозяйствующих  субъектов,  впервые
вступающих на рынок определенного товара; (В  редакции Федерального
закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     об изменении  сфер  применения   свободных,   регулируемых   и
фиксированных цен; (В       редакции       Федерального      закона
от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     о   создании   и   развитии  параллельных  структур  в  сферах
производства  и  обращения,  в  том  числе за счет централизованных
инвестиций и кредитов; (В      редакции     Федерального     закона
от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     о  финансировании  мероприятий по расширению выпуска товаров в
целях  устранения  доминирующего  положения отдельных хозяйствующих
субъектов; (В редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     о  привлечении  иностранных инвестиций, создании организаций с
иностранными инвестициями и свободных экономических зон;         (В
редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     о лицензировании   экспортно-импортных  операций  и  изменении
таможенных тарифов;
     о  внесении изменений в перечни видов деятельности, подлежащих
лицензированию, и в порядок их лицензирования. (В          редакции
Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     Федеральный   антимонопольный   орган   принимает   участие  в
реализации  федеральных программ демонополизации, программ развития
конкуренции и поддержки предпринимательства. (Часть   дополнена   -
Федеральный закон от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Раздел V. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
     (В редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Статья 17. Государственный  контроль за  созданием,
                реорганизацией, ликвидацией коммерческих
                организаций и их объединений

     1. В    целях    предотвращения   возможного   злоупотребления
доминирующим положением коммерческими организациями или ограничения
конкуренции   федеральным  антимонопольным  органом  осуществляется
государственный контроль за:
     созданием, слиянием  и присоединением объединений коммерческих
организаций (союзов или ассоциаций);
     слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма
их активов по последнему балансу превышает  100  тысяч  минимальных
размеров оплаты труда;
     ликвидацией и  разделением  (выделением)   государственных   и
муниципальных   унитарных   предприятий,   размер  активов  которых
превышает 50 тысяч минимальных  размеров  оплаты  труда,  если  это
приводит  к  появлению  хозяйствующего  субъекта,  доля которого на
соответствующем товарном рынке будет  превышать  35  процентов,  за
исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему
в законную силу решению арбитражного суда.
     2. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, лица
или  органы,  принимающие  решения   о   создании,   реорганизации,
ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций,  представляют
в   федеральный   антимонопольный    орган    помимо    документов,
представляемых   в   регистрирующие   органы   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации, ходатайство о даче согласия
на    создание,    реорганизацию,    ликвидацию    коммерческих   и
некоммерческих организаций, сведения об основных видах деятельности
и  объемах  производимой  и реализуемой на соответствующих товарных
рынках продукции (работ,  услуг). Федеральный антимонопольный орган
вправе запросить иную информацию.
     Федеральный антимонопольный   орган   не   вправе    требовать
представления  информации,  не предусмотренной перечнем информации,
утверждаемым федеральным антимонопольным органом.
     Федеральный антимонопольный  орган  не  позднее 30 дней со дня
получения необходимых документов сообщает  заявителю  в  письменной
форме о принятом решении.
     В случае возникновения необходимости указанный срок может быть
увеличен федеральным антимонопольным органом, но не более чем на 15
дней.
     3. Федеральный    антимонопольный   орган   вправе   отклонить
ходатайство, если его удовлетворение может привести к возникновению
или  усилению доминирующего положения соответствующей организации и
(или) ограничению конкуренции либо при рассмотрении  представленных
документов обнаружено,  что содержащаяся в них информация,  имеющая
значение для принятия решения,  является недостоверной. Федеральный
антимонопольный  орган  вправе  удовлетворить  ходатайство в случае
выполнения требований, направленных на обеспечение конкуренции. При
этом  указанные  требования,  а  также  сроки  их исполнения должны
содержаться  в  решении  федерального  антимонопольного  органа   о
согласии  на  осуществление  действий,  предусмотренных  пунктом  1
настоящей статьи.
     Федеральный антимонопольный    орган    вправе   удовлетворить
ходатайство   даже   при    возможности    наступления    указанных
неблагоприятных   последствий  в  случае,  если  лица  или  органы,
принимающие   решение   о   создании,   реорганизации,   ликвидации
коммерческих    и    некоммерческих   организаций,   докажут,   что
положительный   эффект   от   их   действий,   в   том   числе    в
социально-экономической сфере,  превысит негативные последствия для
рассматриваемого товарного рынка.
     4. Федеральный  антимонопольный  орган  должен  быть уведомлен
заявлением учредителей (одного из учредителей) в 15-дневный срок со
дня    государственной    регистрации    (внесения    изменений   в
государственный реестр) о создании коммерческих  организаций,  если
суммарная   стоимость   активов  учредителей  превышает  100  тысяч
минимальных  размеров  оплаты  труда,  а  также   о   слиянии   или
присоединении  коммерческих  организаций,  если сумма их активов по
балансу превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты  труда.  При
уведомлении    федерального   антимонопольного   органа   заявитель
представляет  наряду  с  заявлением   информацию,   предусмотренную
пунктом 2 настоящей статьи.
     5. Если    федеральный     антимонопольный     орган     после
предварительного изучения информации придет к выводу,  что создание
(слияние,  присоединение) организации,  о  котором  его  уведомили,
может  привести  к ограничению конкуренции,  он принимает решение о
дополнительной    проверке    соответствия    создания    (слияния,
присоединения)       коммерческой      организации      требованиям
антимонопольного законодательства.
     Указанное решение  направляется заявителю в 15-дневный срок со
дня получения  федеральным  антимонопольным  органом  заявления  об
уведомлении.
     Окончательное решение принимается федеральным  антимонопольным
органом в сроки,  предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, о чем
сообщается заявителю в письменной форме.
     6. В   случаях,   если   создание   (слияние,   присоединение)
коммерческой организации может привести к ограничению  конкуренции,
учредители  коммерческой  организации,  лица или органы,  принявшие
решение   о   слиянии,   присоединении,   обязаны   по   требованию
федерального антимонопольного органа принять меры по восстановлению
необходимых условий конкуренции.
     7. В случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, лица
или органы, принимающие решения о создании, слиянии, присоединении,
вправе  до  принятия  таких решений запросить согласие федерального
антимонопольного  органа  на  создание  коммерческих   организаций,
который  обязан  рассмотреть соответствующие ходатайства в порядке,
установленном пунктом 2 настоящей статьи.
     8. В  случаях,  предусмотренных  пунктом  1  настоящей статьи,
государственная   регистрация   коммерческих    и    некоммерческих
организаций,  а  также  внесение  записи  об  исключении из единого
государственного реестра юридических лиц  коммерческих  организаций
осуществляются  регистрирующим  органом  только  с предварительного
согласия федерального антимонопольного органа.
     (Абзац     второй     исключен     -     Федеральный     закон
от 21.03.2002 г. N 31-ФЗ)
     9.  Создание (слияние, присоединение) коммерческих организаций
и  их  объединений  в  нарушение  установленного  пунктами  1  и  4
настоящей  статьи  порядка, приводящее к возникновению или усилению
доминирования и (или) ограничению конкуренции, а равно неисполнение
требований  федерального  антимонопольного  органа, предъявленных в
соответствии  с пунктом 6 настоящей статьи, является основанием для
их   ликвидации   в   судебном   порядке   по   иску   федерального
антимонопольного  органа  (территориального  органа  в пределах его
компетенции). (В         редакции        Федерального        закона
от 21.03.2002 г. N 31-ФЗ)
     (Статья в редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Статья 18. Государственный  контроль  за  соблюдением
                антимонопольного   законодательства    при
                приобретении  акций  (долей)  в   уставном
                капитале  коммерческих  организаций и иных
                случаях

     1. С предварительного согласия  федерального  антимонопольного
органа  на  основании ходатайства юридического или физического лица
осуществляются:
     приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса
в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо
(группа  лиц)  получает право распоряжаться более чем 20 процентами
указанных акций (долей).  Данное требование не распространяется  на
учредителей хозяйственного общества при его образовании;
     получение в собственность или пользование одним  хозяйствующим
субъектом  (группой  лиц)  основных  производственных  средств  или
нематериальных  активов  другого  хозяйствующего   субъекта,   если
балансовая   стоимость  имущества,  составляющего  предмет  сделки,
превышает    10    процентов    балансовой    стоимости    основных
производственных  средств  и  нематериальных активов хозяйствующего
субъекта, отчуждающего имущество;
     приобретение лицом (группой лиц) прав,  позволяющих определять
условия ведения  хозяйствующим  субъектом  его  предпринимательской
деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.
     2. Предварительное согласие на осуществление сделок, указанных
в  пункте 1 настоящей статьи,  требуется в случаях,  если суммарная
балансовая стоимость активов лиц,  указанных в пункте  1  настоящей
статьи,  превышает  100 тысяч минимальных размеров оплаты труда или
одним из них является хозяйствующий  субъект,  внесенный  в  Реестр
хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара
более  35  процентов,  либо  приобретателем  является  группа  лиц,
контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.
     Порядок формирования Реестра хозяйствующих субъектов,  имеющих
долю  на  рынке  определенного  товара  более 35 процентов (далее -
Реестр), определяется Правительством Российской Федерации.
     3. Для  совершения  сделок,  указанных  в  пункте  1 настоящей
статьи,  лица обязаны  представить  в  федеральный  антимонопольный
орган  ходатайство  о  даче  согласия  на  их совершение и сообщить
информацию,  необходимую для вынесения  решения  в  соответствии  с
перечнем   информации,   утверждаемым  федеральным  антимонопольным
органом.
     Государственный контроль      за      совершением      сделок,
предусмотренных  настоящей  статьей,   осуществляется   федеральным
антимонопольным органом в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи
17 настоящего Закона.
     4.   Федеральный   антимонопольной   орган   вправе  отклонить
ходатайство,  если  удовлетворение  ходатайства  может  привести  к
возникновению  или  усилению доминирующего положения хозяйствующего
субъекта   (группы  лиц)  и  (или)  ограничению  конкуренции,  либо
представлена   недостоверная   информация,   имеющая  значение  для
принятия  решения,  либо  участниками  сделок, указанных в пункте 1
настоящей  статьи,  в установленный срок по требованию федерального
антимонопольного  органа  не  представлены  сведения об источниках,
условиях  получения  и о размерах денежных средств, необходимых для
совершения  таких  сделок. Федеральный антимонопольный орган вправе
удовлетворить   ходатайство   в   случае   выполнения   требований,
направленных   на   обеспечение  конкуренции.  При  этом  указанные
требования,  а  также  сроки  их  исполнения  должны  содержаться в
решении   федерального   антимонопольного   органа  о  согласии  на
осуществление действий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
(В редакции Федерального закона от 02.01.2000 г. N 3-ФЗ)
     Федеральный антимонопольный   орган    вправе    удовлетворить
ходатайство  даже при возможности ограничения конкуренции в случае,
если участники сделки  докажут,  что  положительный  эффект  от  их
действий,  в  том  числе в социально-экономической сфере,  превысит
негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.
     Решение  федерального  антимонопольного  органа  о согласии на
совершение   сделок,   указанных   в  пункте  1  настоящей  статьи,
прекращает  свое действие, если такие сделки не совершены в течение
одного года со дня вынесения указанного решения. (Абзац  дополнен -
Федеральный закон от 02.01.2000 г. N 3-ФЗ)
     5. Федеральный  антимонопольный  орган подлежит уведомлению по
заявлению юридического или физического лица в 15-дневный срок после
совершения  сделок,  указанных  в  пункте 1 настоящей статьи,  если
суммарная балансовая стоимость активов лиц,  указанных в  пункте  1
настоящей  статьи,  превышает  50 тысяч минимальных размеров оплаты
труда.
     В случае  участия  физического  лица в исполнительных органах,
советах  директоров   (наблюдательных   советах)   двух   и   более
хозяйствующих  субъектов,  суммарная  балансовая  стоимость активов
которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты  труда,  или
хозяйствующих  субъектов,  внесенных  в  Реестр  по  одной и той же
товарной  группе  либо  внесенных  в  Реестр  по  группам   товаров
различных   стадий   одного  и  того  же  производственно-сбытового
процесса,  необходимо  уведомление  федерального   антимонопольного
органа  этим  лицом  в 15-дневный срок после вхождения (избрания) в
указанные  органы  или   советы.   При   уведомлении   федерального
антимонопольного   органа   заявитель  представляет  ему  наряду  с
заявлением информацию, предусмотренную пунктом 3 настоящей статьи.
     6. Если     федеральный     антимонопольный     орган    после
предварительного  изучения  информации   придет   к   выводу,   что
совершение  сделки,  о  которой  его  уведомили,  может  привести к
возникновению или усилению доминирующего  положения  хозяйствующего
субъекта (группы лиц) и (или) ограничению конкуренции, он принимает
решение о дополнительной  проверке  соответствия  указанной  сделки
требованиям  антимонопольного  законодательства.  Указанное решение
направляется  заявителю  в  15-дневный  срок   со   дня   получения
федеральным антимонопольным органом заявления об уведомлении.
     Окончательное решение принимается федеральным  антимонопольным
органом  в  сроки,  предусмотренные  пунктом 2 статьи 17 настоящего
Закона, о чем заявителю сообщается в письменной форме.
     7. В случаях,  если предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи
действия могут привести к возникновению или усилению  доминирующего
положения  хозяйствующего субъекта и (или) ограничению конкуренции,
лица,  осуществляющие указанные  действия,  обязаны  по  требованию
федерального  антимонопольного  органа  в  установленные  им  сроки
принять меры по восстановлению необходимых условий конкуренции.
     8. В случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, лица
вправе предварительно запросить согласие  на  совершение  указанных
действий  у  федерального  антимонопольного органа,  который обязан
рассмотреть соответствующие заявления в установленном порядке.
     9. Сделки,  совершенные  в  нарушение порядка,  установленного
настоящей  статьей,  приводящие  к   возникновению   или   усилению
доминирования и (или) ограничению конкуренции,  могут быть признаны
недействительными  в  судебном   порядке   по   иску   федерального
антимонопольного  органа  (территориального  органа  в пределах его
компетенции)  в случае неисполнения участниками  сделок  требований
федерального  антимонопольного органа по восстановлению необходимых
условий конкуренции в установленные им сроки.
     Неисполнение решений   федерального  антимонопольного  органа,
вынесенных в соответствии  с  пунктами  4  и  7  настоящей  статьи,
является    основанием   для   признания   соответствующей   сделки
недействительной  по  иску  федерального  антимонопольного   органа
(территориального органа в пределах его компетенции).
     Нарушение требований  настоящей  статьи  в   части   получения
согласия  (уведомления)  федерального  антимонопольного  органа  на
совершение  сделок  является  основанием  для  наложения   штрафных
санкций в соответствии с настоящим Законом.
     (Статья в редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Статья 19. Принудительное    разделение      (выделение)
                коммерческих   организаций  и  некоммерческих
                организаций, занимающихся предпринимательской
                деятельностью

     1. В  случае,  когда коммерческие организации и некоммерческие
организации,   занимающиеся   предпринимательской    деятельностью,
занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений
антимонопольного  законодательства,   федеральный   антимонопольный
орган  вправе  принять  решение об их принудительном разделении или
выделении из их состава одной или нескольких  организаций  на  базе
структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.
     2. Решение    о    принудительном    разделении    (выделении)
коммерческой   организации  принимается  при  наличии  совокупности
следующих условий:
     возможности организационного и территориального обособления ее
структурных подразделений;
     отсутствия между   ее   структурными   подразделениями  тесной
технологической взаимосвязи (в частности,  если объем  потребляемой
юридическим   лицом   продукции   (работ,  услуг)  ее  структурного
подразделения не превышает 30 процентов общего объема  производимой
этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);
     возможности юридических   лиц   в   результате   реорганизации
самостоятельно работать на рынке определенного товара.
     3. Решение    федерального    антимонопольного    органа     о
принудительном  разделении (выделении) коммерческих организаций или
некоммерческих   организаций,   занимающихся    предпринимательской
деятельностью,   подлежит  исполнению  собственником  или  органом,
уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном
решении,  и в определенный в нем срок,  который не может быть менее
шести месяцев.
     (Статья в редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Статья 20. Обжалование решений федерального антимонопольного
                органа   (территориального  органа), принятых  на
                основании статей  17, 18  и  19 настоящего Закона

     В случае,  если  заявитель  не  получит  на  свое  ходатайство
(заявление об уведомлении) ответа от федерального  антимонопольного
органа (территориального органа) в 60-дневный срок,  исчисляемый со
дня  получения  этого  ходатайства   (заявления   об   уведомлении)
указанным  органом  (статьи  17,  18  настоящего  Закона),  либо не
согласен с принятым решением этого органа,  он вправе обратиться  в
суд или арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
     Решение о принудительном разделении  коммерческих  организаций
или  выделении  из  их  состава одной или нескольких организаций на
базе структурных подразделений обжалуется  в  суд  или  арбитражный
суд.
     (Статья в редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Статья 21. Учет аффилированных лиц

     Акционерное общество  ведет  учет  своих  аффилированных лиц и
представляет  отчетность  об  аффилированных   лицах   в   порядке,
определенном    федеральным    органом    исполнительной    власти,
осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг.
     (Статья дополнена - Федеральный закон от 06.05.98 г. N 70-ФЗ)

       Раздел VI.  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА  НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
                   ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
     (В редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Статья 22. Обязательность исполнения  предписания
                  федерального антимонопольного органа
     (В редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     1.   В   случае  нарушения  антимонопольного  законодательства
коммерческие   и   некоммерческие  организации  (их  руководители),
федеральные  органы  исполнительной  власти,  органы исполнительной
власти    субъектов    Российской    Федерации,   органы   местного
самоуправления   (их  должностные  лица),  граждане,  в  том  числе
индивидуальные предприниматели обязаны: (В   редакции  Федерального
закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     в  соответствии  с предписаниями федерального антимонопольного
органа прекратить нарушение, восстановить первоначальное положение,
расторгнуть  договор или внести в него изменения, заключить договор
с  другим хозяйствующим субъектом, отменить акт, не соответствующий
законодательству,   перечислить   в   федеральный  бюджет  прибыль,
полученную  в  результате  нарушения,  осуществить  реорганизацию в
форме  разделения или выделения с соблюдением установленных условий
и сроков, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием. (В
редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     (Абзацы   третий,  четвертый  исключены  -  Федеральный  закон
от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     2.   В   случае  нарушения  антимонопольного  законодательства
федеральный  антимонопольный орган (территориальный орган) вправе в
административном  порядке налагать штрафы и выносить предупреждения
в соответствии с действующим законодательством. (В         редакции
Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Статья 22-1. Виды ответственности   за  нарушение
                  антимонопольного законодательства

     За виновные противоправные деяния,  нарушающие антимонопольное
законодательство,     должностные    лица    федеральных    органов
исполнительной  власти,  органов  исполнительной  власти  субъектов
Российской    Федерации    и   органов   местного   самоуправления,
коммерческие и некоммерческие организации или  их  руководители,  а
также граждане,  в том числе индивидуальные предприниматели,  несут
гражданско-правовую,      административную      либо      уголовную
ответственность.
     (Статья дополнена - Федеральный закон от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Статья 23. (Утратила      силу     -     Федеральный     закон
от 30.12.2001 г. N 196-ФЗ)

     Статья 24.  (Утратила     силу     -     Федеральный     закон
от 30.12.2001 г. N 196-ФЗ)

     Статья 25. (Утратила      силу     -     Федеральный     закон
от 30.12.2001 г. N 196-ФЗ)

     Статья 26.  Взыскание убытков, причиненных хозяйствующим
                  субъектам
     (В редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     В   случае,   если   принятым   в  нарушение  антимонопольного
законодательства  актом  федерального органа исполнительной власти,
органа  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и
органа   местного   самоуправления,   в   том   числе  федерального
антимонопольного   органа   (территориального   управления),   либо
неисполнением  или  ненадлежащим  исполнением  указанными  органами
своих  обязанностей  причинены  убытки хозяйствующему субъекту, или
иному  лицу,  эти  убытки  подлежат  возмещению  в  соответствии  с
гражданским   законодательством.    (В  редакции  Закона Российской
Федерации      от 24.06.92 г. N 3119-I;     Федерального     закона
от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     Если   действиями   (бездействием)   хозяйствующего  субъекта,
нарушающими   антимонопольное  законодательство,  причинены  убытки
другому   хозяйствующему  субъекту  либо  иному  лицу,  эти  убытки
подлежат   возмещению  причинившим  их  хозяйствующим  субъектом  в
соответствии с гражданским законодательством. (Часть   дополнена  -
Федеральный закон от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

      Раздел VII.   ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ОБЖАЛОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
                    РЕШЕНИЙ  ФЕДЕРАЛЬНОГО  АНТИМОНОПОЛЬНОГО  ОРГАНА
                    (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА)
     (В редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Статья 27. Основания  для рассмотрения дел о  нарушениях
                 антимонопольного законодательства федеральным
                 антимонопольным органом
     (В редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     1.   Федеральный  антимонопольный  орган  рассматривает  факты
нарушения  антимонопольного  законодательства  и  принимает  по ним
решения и предписания в пределах своей компетенции. (В     редакции
Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     Основаниями  для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного
законодательства  являются  заявления коммерческих и некоммерческих
организаций,  федеральных  органов  исполнительной  власти, органов
исполнительной   власти  субъектов  Российской  Федерации,  органов
местного самоуправления и представления прокурора. (В      редакции
Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     Дела о  нарушении антимонопольного законодательства могут быть
рассмотрены  федеральным  антимонопольным  органом  по  собственной
инициативе. (В редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     2.  Заявления  подаются  в федеральный антимонопольный орган в
письменной  форме  с  приложением  документов,  свидетельствующих о
фактах нарушения антимонопольного законодательства. (В     редакции
Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)
     Содержание документов и заявлений не подлежит разглашению.
     3. Порядок    рассмотрения    дел    определяется   Правилами,
утверждаемыми федеральный антимонопольный орган. (В        редакции
Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Статья 28.  Порядок обжалования решений и предписаний
                 федерального   антимонопольного    органа
                 (территориального органа)

     1. Федеральные   органы    исполнительной    власти,    органы
исполнительной   власти   субъектов  Российской  Федерации,  органы
местного  самоуправления  (их  должностные  лица),  коммерческие  и
некоммерческие организации (их руководители), граждане, в том числе
индивидуальные  предприниматели,  вправе  обратиться  в   суд   или
арбитражный   суд   с   заявлением  о  признании  недействительными
полностью   или   частично   решений   (предписаний)   федерального
антимонопольного  органа  (территориального  органа). (В   редакции
Федерального закона от 30.12.2001 г. N 196-ФЗ)
     2. Подача  заявления   приостанавливает   исполнение   решения
(предписания)       федерального       антимонопольного      органа
(территориального органа) на время  его  рассмотрения  в  суде  или
арбитражном суде до вступления решения суда или арбитражного суда в
законную силу.
     Решение (предписание)   федерального  антимонопольного  органа
(территориального органа) может быть  обжаловано  в  течение  шести
месяцев со дня его вынесения, за исключением требований, на которые
исковая давность не распространяется.
     (Статья в редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)

     Статья 29.  Порядок исполнения предписаний и других
                 решений  федерального  антимонопольного
                 органа (территориального органа)

     1. Решение  (предписание) федерального антимонопольного органа
(территориального органа) подлежит исполнению в установленный в нем
срок.  Неисполнение  в срок указанного решения (предписания) влечет
за собой последствия,  предусмотренные настоящим Законом и  другими
законодательными актами Российской Федерации.
     В случае неисполнения  решения  (предписания)  об  отмене  или
изменении    акта,    принятого   с   нарушением   антимонопольного
законодательства,  о восстановлении положения,  существовавшего  до
нарушения,   федеральный   антимонопольный  орган  (территориальный
орган) вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании
акта  недействительным  полностью  или  частично  либо о понуждении
восстановить положение, существовавшее до нарушения.
     При неисполнении   решения   (предписания)  об  изменении  или
расторжении   противоречащего   антимонопольному   законодательству
договора   либо   о  заключении  договора  с  другим  хозяйствующим
субъектом федеральный антимонопольный орган (территориальный орган)
вправе  обратиться  в  суд  или арбитражный суд с иском о признании
договора недействительным полностью или частично либо о  понуждении
к заключению договора.
     В случае неисполнения решения (предписания) о  перечислении  в
федеральный  бюджет  прибыли,  полученной  в  результате  нарушения
антимонопольного  законодательства,   федеральный   антимонопольный
орган   (территориальный   орган)   вправе  предъявить  в  суд  или
арбитражный суд иск о взыскании в федеральный бюджет  необоснованно
полученной прибыли.
     2. (Абзац    первый   утратил   силу   -   Федеральный   закон
от 30.12.2001 г. N 196-ФЗ)
     (Абзац    второй    утратил    силу    -   Федеральный   закон
от 30.12.2001 г. N 196-ФЗ)
     Суммы штрафов,   взысканных   за  нарушения  антимонопольного
законодательства, уплачиваются в федеральный бюджет. (В    редакции
Федерального закона от 30.12.2001 г. N 196-ФЗ)
     Уплата штрафа не освобождает от обязанности исполнить  решение
(предписание)       федерального       антимонопольного      органа
(территориального   органа)   или    совершить    иные    действия,
предусмотренные антимонопольным законодательством.
     (Статья в редакции Федерального закона от 25.05.95 г. N 83-ФЗ)


     Первый заместитель Председателя
     Верховного Совета РСФСР                         Р.И.ХАСБУЛАТОВ

     Москва, Дом Советов РСФСР
     22 марта 1991 года
     N 948-I



Информация по документу
Читайте также