Расширенный поиск

Решение Думы города Костромы от 20.12.1995 № 252

                           
                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ДУМА ГОРОДА КОСТРОМЫ

                                РЕШЕНИЕ
                      от 20 декабря 1995 г. N 252

                                 Утратил силу - Решение Думы города
                                   Костромы от 21.02.2002 г. N 16

                  ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
           О РЕГУЛИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В Г. КОСТРОМЕ

       Рассмотрев представленный   комитетом   по   правовой   работе
   администрации   города  и  комиссией  Думы  по  развитию  местного
   самоуправления и экономике города проект  Временного  положения  о
   регулировании земельных отношений в г. Костроме, Дума решила
       Временное положение  о  регулировании  земельных  отношений  в
   г. Костроме утвердить (прилагается).

   Глава самоуправления
   г. Костромы                                            Б.К.КОРОБОВ

   и.о. Ответственного секретаря
   Думы г. Костромы                                       С.Н.СКРЯБИН





                                                           Утверждено
                                                             Решением
                                                 Думы города Костромы
                                               от 20.12.95 года N 252

                          ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
                  О РЕГУЛИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
                           В ГОРОДЕ КОСТРОМЕ

       На основании  Конституция  Российской Федерации земля - основа
   жизнедеятельности    народа    проживающего   на   соответствующей
   территории   -   может   находиться  в  частной,  государственной,
   муниципальной и иных формах собственности.
       В соответствии   с   Уставом  (Основным  Законом)  Костромской
   области  земля  в  границах  территории  местного   самоуправления
   составляет  его  экономическую  основу  и  является  муниципальной
   собственностью.
       Органы местного   самоуправления  самостоятельно  осуществляют
   владение,  пользование,   распоряжение   муниципальными   землями,
   контроль    за    использованием    земельных    участков    всеми
   собственниками.
       Настоящее Положение вводится с целью:
       обеспечения конституционных гарантий прав граждан, юридических
   лиц,   местного   самоуправления   на   владение,   пользование  и
   распоряжение земельными участками;
       предотвращения нерационального   и  незаконного  использования
   земельных  участков,  спекуляции  ими  в   ущерб   государству   и
   самоуправлению города Костромы;
       правового регулирования  использования  муниципальных  земель,
   иных земельных правоотношений на территории города, в том числе по
   вопросам не нашедшим отражения в действующем  законодательстве,  а
   также  отнесенным  к  исключительной  компетенции органов местного
   самоуправления   в   соответствии   с   требованиями   Конституции
   Российской  Федерации,  Федерального  закона  "Об  общих принципах
   организации местного самоуправления в Российской Федерации",  иных
   федеральных  законов,  Устава  (Основного Закона) и иных законов и
   нормативных актов Костромской области,  на основании Устава города
   Костромы в интересах населения города в целом.

                                Глава I
                            ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1. Пределы действия Положения

       1. Настоящее   Положение   распространяется  на  земли  города
   Костромы в  пределах  его  административных  границ,  а  также  на
   земельные  участки  вне  его  территории,  находящиеся  в  ведении
   самоуправления города.
       2. Настоящее  Положение  обязательно  для   исполнения   всеми
   гражданами,   их   объединениями,   общественными,   религиозными,
   государственными,  муниципальными  организациями,   предприятиями,
   учреждениями и должностными лицами.

       Статья 2.   Толкование   основных   терминов,  используемых  в
   настоящем Положении

       1. Земельный  участок  -  часть  поверхности  земли,   имеющая
   фиксированные границы,     с     указанием    размеров    площади,
   месторасположения,  правового  статуса  и  других   характеристик,
   подлежащих   отражению   в   земельном   кадастре   и   документах
   государственной и муниципальной регистрации.
       2. Категория   земель   -   установленное   основное   целевое
   назначение земельного участка и его правовой режим.
       3. Разрешенное     использование    земельного    участка    -
   использование  его   в   соответствии   с   целевым   назначением,
   территориальным    планированием    и    зонированием   с   учетом
   установленных ограничений и обременений,  определяемых действующим
   законодательством,   решениями   органов   самоуправления   города
   Костромы, а также соответствующими договорами.
       4. Земельные    отношения    -    правовые   отношения   между
   гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти и
   местного  самоуправления  по поводу предоставления,  приобретения,
   владения, пользования, распоряжения, изъятия земельных участков, а
   также управления земельными ресурсами.
       5. Действующее законодательство - законы  и  иные  нормативные
   акты,   издаваемые   в   соответствии  с  Конституцией  Российской
   Федерации,  федеральными органами законодательной и исполнительной
   власти, Костромской   областной   Думой   и  Главой  Администрации
   области.

       Статья 3. Состав городских земель

       1. Земли общего  пользования  -  занятые  площадями,  улицами,
   проездами,  дорогами,  набережными, пляжами, парками, лесопарками,
   скверами,  бульварами,  а также иные  земли,  предназначенные  для
   удовлетворения общественных нужд населения.
       2. Земли  жилой  и  общественной  застройки  -  застроенные  и
   предназначенные    для   застройки   жилыми,   культурно-бытовыми,
   административными, религиозными,   дачными   и  иными  зданиями  и
   сооружениями.
       3. Земли  промышленной  и  коммунально-складской  застройки  -
   занятые    соответствующими    производственными    объектами    и
   предназначенные к застройке таковыми.
       4. Земли  инженерной  инфраструктуры,  коммуникаций  - занятые
   сооружениями железнодорожного, автомобильного, речного, воздушного
   транспорта,  трубопроводами,  магистральными  сооружениями  связи,
   энергетики и иными инфраструктурами.
       5. Земли  с  особым  режимом использования - природоохранного,
   природно-заповедного,      рекреационного,       оздоровительного,
   историко-культурного назначения, земли лесного фонда.
       6. Земли  водоемов   -   занятые   реками,   естественными   и
   искусственными     водоемами,     гидротехническими     и    иными
   водохозяйственными сооружениям;
       7. Земли   сельскохозяйственного   использования   -   занятые
   коллективными садоводческими товариществами, сельхозпредприятиями,
   сельскохозяйственными угодьями и огородами граждан.
       8. Земли оборонных и режимных объектов.
       9. Резервные   земли  -  не  вовлеченные  в  градостроительную
   деятельность и неотнесенные к пунктам 1 - 8 настоящей статьи.

                                Глава II
                         СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

       Статья 4. Право собственности на земельные участки

       1. В пределах городской черты (статья 1  настоящего  Положения
   <*>), наряду  с  землями  муниципальной  собственности,  находятся
   земельные участки, относящиеся к:
       государственной (федеральной или областной) собственности;
       частной <**> собственности граждан и юридических лиц;
       собственности религиозных, иных общественных организаций.
       2. Права  всех собственников земельных участков обеспечиваются
   и защищаются равным образом.
       --------------------------------
       <*> Далее  по  тексту  при  ссылке на другие статьи настоящего
   Положения указывается номер статьи,  слова "настоящего  Положения"
   опущены.
       <**> Частная собственность может иметь форму,  предусмотренную
   ГК РФ.

               I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

       Статья 5. Государственная федеральная собственность на землю

       1. В   государственной   федеральной  собственности  находятся
   земельные участки на  территории  города  Костромы  под  объектами
   федеральной  собственности  в пределах установленных технических и
   градостроительных норм.
       2. Перечень земельных участков в городе Костроме, отнесенных к
   федеральной собственности, их площадь, разрешенное использование и
   порядок   распоряжения   ими   -  утверждаются  договором  органов
   исполнительной власти РФ и местного самоуправления.
       3. Приобретение  земельных  участков  в  городе  в федеральную
   государственную   собственность   (и    наоборот)    для    нового
   строительства объектов федеральной собственности осуществляется на
   основе Федеральных законов по решению Думы города Костромы.

       Статья 6.  Государственная  собственность  на  землю  субъекта
   Российской Федерации - Костромской области

       1. В   государственной   собственности   Костромской   области
   находятся земельные участки  на  территории  города  Костромы  под
   объектами, отнесенными к государственной собственности Костромской
   области, в пределах технических и градостроительных норм.
       2. Перечень земельных участков в городе Костроме,  находящихся
   в государственной собственности субъекта  Федерации,  их  площадь,
   разрешенное   использование   и   порядок   распоряжения   ими   -
   утверждаются договором между Администрациями Костромской области и
   города Костромы.
       3. Приобретение земельных участков в городе в  государственную
   собственность   области  (и  наоборот)  для  нового  строительства
   объектов осуществляется на основе федеральных  законов  и  законов
   Костромской области по решению Думы города Костромы.

                II. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

       Статья 7. Муниципальная собственность на землю

       В муниципальной собственности города Костромы,  в соответствии
   с Конституцией Российской Федерации,  Уставом  (Основным  Законом)
   Костромской    области,    находятся    земли   в   пределах   его
   административных  границ,  а  также  земли  вне  городской  черты,
   переданные в ведение самоуправления города, за исключением земель,
   в установленном порядке закрепленных в государственную,  частную и
   другие формы собственности граждан и юридических лиц.

       Статья 8. Приобретение земель в муниципальную собственность

       В муниципальную  собственность для обеспечения развития города
   могут   передаваться   земельные   участки   из    государственной
   собственности     на     условиях,     определяемых    действующим
   законодательством,  или приобретаются частные и иные  земли  путем
   совершения договоров купли-продажи, выкупа для муниципальных нужд,
   законного изъятия, наследования или иным законным способом.
       Администрация города  Костромы,  ее структурные подразделения,
   муниципальные предприятия,  учреждения,  организации  могут  иметь
   земельные  участки,  принадлежащие  иным собственникам,  на правах
   постоянного (срочного) пользования или аренды.

       Статья 9. Распоряжение муниципальными землями

       1. Самоуправление города Костромы полностью  самостоятельно  в
   распоряжении  землей,  находящейся  в  муниципальной собственности
   (или ведении).
       2. Уполномоченные  на  то органы вправе продать,  безвозмездно
   или за плату передать в пользование иди аренду земельные  участки,
   находящиеся   в   собственности  города,  любому  физическому  или
   юридическому лицу,  кроме земель, указанных в пунктах 1 и 8 статьи
   3,  а  также земель,  перечень которых устанавливается федеральным
   законом или законом Костромской области.

       Статья 10.  Свобода пребывания на территории государственных и
   муниципальных земель

       Граждане имеют   право  свободно,  без  каких-либо  разрешений
   находиться на не закрытых для  общего  доступа  государственных  и
   муниципальных  землях и  использовать имеющиеся природные объекты,
   если это прямо не запрещено законом.

                III. СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ РЕЛИГИОЗНЫХ,
              ИНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

       Статья 11.    Собственность   на   землю   религиозных,   иных
   общественных некоммерческих организаций

       1. Религиозные,  общественные некоммерческие  организации  для
   обеспечения  своей  основной (уставной) деятельности могут иметь в
   собственности земельные участки,  при этом для  достижения  целей,
   предусмотренных в их учредительных документах,  пользуются правами
   и несут  обязанности,  предусмотренные  настоящим  Положением  для
   частных собственников земельных участков,  кроме права передачи по
   наследству.
       2. Порядок  предоставления  земельных участков в собственность
   религиозных,  иных  общественных  некоммерческих  организаций  для
   обеспечения    осуществления   ими   своей   прямой   деятельности
   регулируется действующим законодательством и настоящим Положением.
       3. Право   религиозных,   иных   общественных   некоммерческих
   организаций приобретать  земельные  участки  в  собственность  для
   целей,  указанных  в  пункте 1 настоящей статьи,  путем совершения
   договоров   купли   -   продажи   с   любыми   собственниками   не
   ограничивается.

                   IV. ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

       Статья 12. Свобода частной собственности на земельные участки

       В соответствии   с   земельным   законодательством  Российской
   Федерации размер и количество земельных  участков,  находящихся  в
   частной собственности, не могут быть ограничены.
       Право собственников   земли   на   совершение   договоров   ее
   купли - продажи регулируется законодательством РФ.

       Статья 13. Собственность на землю граждан

       1. В  частной собственности граждан могут находиться земельные
   участки, приобретенные ими, в порядке, предусмотренном действующим
   законодательством  и  настоящим  Положением,  другими нормативными
   актами  самоуправления  города   Костромы,   для   индивидуального
   жилищного или гаражного строительства,  ведения личного подсобного
   хозяйства,  огородничества, садоводства и  иных,  не   запрещенных
   действующим законодательством, целей.
       2. Порядок  предоставления  земельных  участков  гражданам   в
   частную   собственность   регулируется   Гражданским  и  Земельным
   Кодексами Российской  Федерации,  Законом  РФ  "О  праве   граждан
   Российской  Федерации  на  получение  в частную собственность и на
   продажу  земельных  участков  для  ведения  личного  подсобного  и
   дачного   хозяйства,   садоводства   и  индивидуального  жилищного
   строительства"  от  23  декабря  1992  года  N   4196-1,   другими
   нормативными  актами  действующего законодательства,  статьями 12,
   29 - 36,  39,  43,  54,  решениями городской Думы,  принимаемыми в
   соответствии с Уставом города Костромы.

       Статья 14. Собственность на землю юридических лиц

       1. В  частной  собственности  юридических лиц могут находиться
   земельные   участки,   приобретенные   ими    для    осуществления
   предпринимательской    деятельности,    других    не   запрещенных
   действующим законодательством целей.
       2. Юридические   лица,   имеющие   в  собственности  земельные
   участки,  пользуются правами и несут обязанности,  предусмотренные
   для собственников граждан, кроме права завещания и наследования по
   закону.
       3. Порядок   приобретения   земельных   участков   в   частную
   собственность    юридических    лиц    регулируется    действующим
   законодательством, статьями 12, 35, 37 - 39, 43.

       Статья 15. Права частных собственников земельных участков

       Частные собственники земельных участков вправе: <*>
       1) продать,  подарить,  завещать свой земельный участок любому
   физическому   или  юридическому  лицу,  государству  или  местному
   самоуправлению;
       2) отдать земельный участок в залог;
       3) сдавать земельный участок в аренду или,  в  предусмотренных
   законом  случаях,  предоставлять в пользование другим физическим и
   юридическим лицам, а также обременять его иным способом;
       4) передать   земельный  участок  в  доверительное  управление
   другому лицу (без перехода права собственности);
       5) использовать и распоряжаться по своему усмотрению всем, что
   находится над и  под  поверхностью  этого  участка,  если  это  не
   противоречит   действующему   законодательству   (о   недрах,   об
   использовании воздушного пространства и др.) и статье 16,  а также
   не препятствует осуществлению права собственности соседями;
       6) ограждать  земельный  участок  забором  или  иным  способом
   обозначать  запрет  на  вход на территорию частного владения,  при
   условии, что  это  не  нарушает  прав  других  собственников   или
   сложившийся архитектурный ансамбль в исторической части города или
   прямо не запрещено органами местного самоуправления;
       7) застраивать   (проводить   перестройку   и  снос  строений)
   земельный участок по  своему  усмотрению  при  условии  соблюдения
   требований статьи   16,   с   автоматическим  приобретением  права
   собственности на вновь возведенную  недвижимость;  разрешать,  при
   соблюдении  тех  же  требований,  строительство на своем земельном
   участке другим лицам,  в соответствии  со  специально  заключаемым
   договором  с застройщиком,  в котором должны быть определены права
   собственности на вновь возведенную недвижимость;
       8) при  обременении  земельного участка сервитутом - требовать
   от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату
   за   пользование  участком,  а  также  прекращения  сервитута  при
   отпадении  оснований,  по  которым  он  был  установлен  или   при
   наступлении    последствий   когда,   в   результате   обременения
   сервитутом,  земельный   участок   не   может   использоваться   в
   соответствии с установленным целевым назначением;
       9) не соглашаться с условиями выкупа,  либо выкупной  ценой  в
   случае   изъятия   земельного   участка  для  государственных  или
   муниципальных нужд;
       10) ходатайствовать   перед   администрацией  г.  Костромы  об
   изменении целевого назначения занимаемого земельного участка;
       11) на любой стадии нарушения своих законных прав требовать их
   восстановления, возмещения причиненного материального и морального
   ущерба через государственные или муниципальные органы власти или в
   судебном порядке.
       --------------------------------
       <*> 1.  Перечисленные права  собственника  земельного  участка
   реализуются    в    соответствии    с   настоящим   Положением   и
   законодательством (общегражданское,  наследственное,  земельное  и
   др.), действующим на момент осуществления данного права.
       2. В   случае   противоречия   норм,  установленных  настоящим
   Положением,  федеральному или областному закону,  применяются  эти
   законы,  но  при  условии,  что  они  не  нарушают гарантированных
   Конституцией прав местного самоуправления.
       <**> Данное  право  не  распространяется   на   индивидуальные
   участки  внутри  садоводческих  товариществ и гаражно-строительных
   кооперативов, поскольку запрещено их типовыми уставами.

       Статья 16. Обязанности собственников земельных участков

       При пользовании земельным участком собственник обязан:
       1) не причинять ущерба окружающей среде;
       2) не  нарушать права и законные интересы других собственников
   - граждан, юридических лиц, государства и местного самоуправления,
   включая обязанность  удовлетворения  обоснованного  требования  об
   установлении сервитута;
       3) при возведении, перестройке, сносе зданий и иных сооружений
   на земельном участке соблюдать градостроительные, противопожарные,
   санитарные  и  строительные нормы и правила,  согласовывать всякое
   строительство,  а  также  перестройку  и  снос   жилых   домов   с
   управлением  архитектуры и градостроительства администрации города
   Костромы <*>.
       3.1. Снос сараев,  других подсобных строений и сооружений,  не
   относящихся к категории жилых домов, культурных, архитектурных или
   исторических  памятников,  может  производиться  собственником  по
   своему усмотрению;
       3.2. Перестройка,  возведение взамен снесенных <**> (пункт 3.1
   настоящей   статьи)   новых   сараев  и  иных  подсобных  строений
   допускается  без  согласования   с   управлением   архитектуры   и
   градостроительства, если это не влечет:
       а) изменения целевого назначения земельного участка;
       б) увеличения площади  земельного  участка,  используемой  для
   данного строения;
       в) нарушения сложившегося архитектурного ансамбля улицы (вновь
   построенное сооружение не выше снесенного,  или невидно  с  улицы,
   дороги - закрыто забором, другим строением и т.п.);
       г) нарушения   или   ущемления   прав   других   собственников
   (владельцев, пользователей) земельных участков (создает неудобства
   большие  нежели  прежние  строения,  иным  образом ограничивает их
   права по землепользованию).
       3.3. В остальных случаях согласование обязательно;
       4) соблюдать  требования  о  целевом   назначении   земельного
   участка;
       5) полностью нести бремя содержания земельного  участка,  если
   иное   не   предусмотрено  договором  собственника  с  иным  лицом
   (пользователем, арендатором и т.п.).
       2. Земельный    участок,    принадлежащий    физическому   или
   юридическому лицу на  правах  частной  собственности,  может  быть
   обременен сервитутом.
       --------------------------------
       <*> 1.    Самовольная    застройка     влечет     последствия,
   предусмотренные статьей 222 ГК РФ.
       2. Поскольку  при   застройке   земельных   участков   занятых
   индивидуальными   домовладениями   в  перечисленных  в  статье  30
   населенных пунктах,  входивших в состав  Костромского  района,  не
   предусматривалось согласование с городским управлением архитектуры
   и градостроительства,  не считаются самовольной  застройкой  и  не
   требуют  согласования  строения  (жилые  дома,  подсобные строения
   различного  назначения),  зафиксированные  на   планах   земельных
   участков  и  (или) в технических паспортах на индивидуальные жилые
   дома,  составленных  и  зарегистрированных  в   Костромском   бюро
   технической   инвентаризации   до   дня   регистрации   и   выдачи
   администрацией города Костромы свидетельств на право  пожизненного
   наследуемого владения землей.
       <**> При  условии,  что   снесенные   строения   не   являлись
   самовольной застройкой.

                               Глава III
                ПОЖИЗНЕННОЕ НАСЛЕДУЕМОЕ ВЛАДЕНИЕ ЗЕМЛЕЙ

       Статья 17. Пожизненное наследуемое владение земельным участком

       1. Земельные  участки  в  пожизненное   наследуемое   владение
   предоставляются в соответствии со статьей 35.
       2. Владельцем  земельного  участка   на   праве   пожизненного
   наследуемого владения может быть только физическое лицо<*>.
       --------------------------------
       <*> 1.  При  отсутствии  или отказе наследников от пользования
   земельным участком земельный  участок  переходит  в  муниципальную
   собственность.
       2. В  случае  противоречия  п.  1  данного  примечания  нормам
   федерального или областного закона - действует закон.

       Статья 18. Права владельца земельного участка

       Владелец земельного участка на праве пожизненного наследуемого
   владения вправе:
       1) Завещать   земельный   участок   любому   физическому   или
   юридическому лицу<*>, муниципалитету, государству;
       2) Возводить  на  земельном  участке   недвижимое   имущество,
   приобретая на него право собственности;
       3) Передавать земельный участок физическим и юридическим лицам
   в аренду или срочное пользование;
       4) Пользоваться  правами  частного   собственника   земельного
   участка, указанными  в  пунктах  3  -  11  статьи  15;   на   него
   распространяются также правовые нормы, установленные статьей 16.
       --------------------------------
       <*> При вступлении в наследство по завещанию юридического лица
   статус  земельного  участка  изменяется  по  выбору  последнего  -
   собственность,    постоянное    пользование,    если   действующим
   законодательством прямо не предусмотрено иное.

       Статья 19.  Ограничение   прав   владельца   на   распоряжение
   земельным участком

       Гражданину, имеющему  земельный  участок на праве пожизненного
   наследуемого владения, запрещается:
       1) продажа этого земельного участка<*>;
       2) залог земельного участка;
       3) совершение   иных   сделок,   могущих   повлечь  отчуждение
   земельного участка.
       --------------------------------
       <*> При этом  не  ограничивается  право  владельца  земельного
   участка  на  продажу  расположенного на нем недвижимого имущества,
   если таковое принадлежит ему на праве собственности, с соблюдением
   требований ст. 273 ГК РФ.

       Статья 20.  Обременение  земельного  участка,   принадлежащего
   гражданину на праве пожизненного наследуемого владения, сервитутом

       Земельный участок,    принадлежащий    гражданину   на   праве
   пожизненного   наследуемого   владения,   может   быть   обременен
   сервитутом  (или  другой  земельный  участок,  независимо от формы
   собственности и пользования, в интересах данного).

                                Глава IV
               ПОСТОЯННОЕ ИЛИ СРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЛЕЙ

       Статья 21. Право пользования земельным участком

       1. Пользование  земельным  участком  может быть постоянным или
   срочным.
       2. Предоставление  в пользование гражданам и юридическим лицам
   земельных участков,  находящихся  в  муниципальной  собственности,
   оформляется   постановлением  Администрации  города  Костромы,  на
   основе и в порядке,  установленном действующим законодательством и
   настоящим Положением.
       3. В  акте  о  предоставлении   земли   определяются   условия
   пользования  земельным  участком,  включая его целевое назначение,
   права пользователя на возведение недвижимости, права собственности
   на вновь возводимое недвижимое имущество, распределение издержек в
   случае изъятия земельного участка по любым основаниям.
       4. Пользователь обязан выполнять условия пользования землей, в
   случае делегирования ему части  прав  собственника,  добросовестно
   пользоваться ими и выполнять соответствующие обязанности (ст. 16).

       Статья 22. Постоянное пользование земельным участком

       1. Постоянное  пользование земельными участками допустимо лишь
   в    отношении    земель,    находящихся   в   муниципальной   или
   государственной   собственности  (кроме  случаев,  предусмотренных
   п. "б" настоящей статьи):
       а) для   обеспечения   любой   прямо  не  запрещенной  законом
   деятельности;
       б) для обеспечения пользования собственной недвижимостью;
       в) в иных, предусмотренных законом случаях.
       2. Земельный    участок,    принадлежащий    физическому   или
   юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного)  пользования,
   может  быть  обременен  сервитутом  (или другой земельный участок,
   независимо от  формы  собственности  и  пользования,  в  интересах
   данного)   в   порядке   и  на  условиях,  определенных  настоящим
   Положением для частных собственников земельных участков.

       Статья 23. Срочное пользование земельным участком

       Срочное пользование    земельным    участком     допускается и
   оформляется  по  тем  же  основаниям  и на тех же условиях,  что и
   постоянное пользование, за следующими изъятиями:
       1) в  срочное  пользование любому физическому или юридическому
   лицу  может  быть  передана  земля   принадлежащая   собственнику,
   владельцу   (на   праве   пожизненного   наследуемого   владения),
   постоянному пользователю,  независимо от его юридического  статуса
   (гражданин,  общественная или религиозная организация, предприятие
   и пр.);
       2) срочное   пользование,   как   правило,   безвозмездно,  за
   исключением возникающих в связи с этим издержек<*>;
       3) в   договоре   о  передаче  земельного  участка  в  срочное
   пользование обязательно оговаривается срок и  условия  пользования
   (целевое  назначение  земельного  участка),  возможность продления
   этого срока.
       --------------------------------
       <*> При  предоставлении  земельного  участка для осуществления
   коммерческой деятельности или когда взимание платы за  пользование
   вызывается   объективной  необходимостью  (увеличение  в  связи  с
   передачей в срочное пользование расходов на содержание  участка  и
   т.п.) заключается договор аренды.

                                Глава V
                              АРЕНДА ЗЕМЛИ

       Статья 24. Аренда земельных участков

       1. Аренда земельных участков осуществляется по правилам  Главы
   4 и оформляется Договором,  в котором определяются сроки и условия
   аренды,  право арендатора на пользование имеющимися строениями или
   возможность возведения таковых с приобретением права собственности
   или права постоянного пользования частью земельного участка,  либо
   его выкупа или без такового.
       2. Договор аренды муниципальных земель заключается на срок  до
   50 лет с правом продления иди без такового.
       3. Размер   арендуемого   земельного   участка    и    условия
   использования определяются Договором.
       4. Ставка арендной платы утверждается Думой  по  представлению
   Администрации города.

                                Глава VI
           ПЕРЕХОД ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ, ВЛАДЕНИЯ, ПОЛЬЗОВАНИЯ

       Статья 25.   Особенности   правопреемства   при   определенных
   условиях

       1. В  случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему
   право  постоянного  пользования  земельным  участком  переходит  в
   порядке правопреемства.
       2. При   переходе   права   собственности   на   недвижимость,
   находящуюся на чужом земельном участке,  к другому лицу,  это лицо
   приобретает право пользования  соответствующей  частью  земельного
   участка  либо  всем участком на тех же условиях,  в том же объеме,
   что и прежний собственник недвижимости.
       3. При  переходе  права собственности на здания,  сооружения и
   т.п.  недвижимое имущество, принадлежавшее собственнику земельного
   участка,   на   котором   оно  находилось,  к  приобретателю  этой
   недвижимости  переходит  и  право  собственности   на   ту   часть
   земельного участка,  которая занята недвижимостью и необходима для
   ее использования.
       Договором сторон  могут  определяться  и иные условия передачи
   новому собственнику недвижимости прав на земельный участок.
       4. Переход  права  собственности  на  земельный  участок  (при
   несовпадении  собственника  земельного  участка   и   собственника
   недвижимости  в одном лице) не является основанием прекращения или
   изменения   принадлежащего   собственнику    недвижимости    права
   пользования  этим участком (этот вопрос должен быть урегулирован в
   договоре об отчуждении земельного участка).
       5. При   законном   прекращении  права  пользования  земельным
   участком права на недвижимость,  оставленную собственником на этом
   участке,  определяются  соглашением между собственником земельного
   участка и собственником недвижимости, либо судом.
       6. Во  всех  случаях  перехода права собственности,  владения,
   пользования,  аренды - изменение  целевого  назначения  земельного
   участка   должно  быть  согласовано  с  соответствующими  органами
   местного самоуправления в общем порядке.


                               Глава VII
                     РЕГИСТРАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

       Статья 26.  Первичная регистрация прав на земельные участки

       1. В   целях  всесторонней  и  полной  инвентаризации  земель,
   систематизации  по категориям и зонам, объективной оценки качества
   и стоимость (ценности) городских земель,  для полномасштабного,  в
   соответствии с  действующим  законодательством  и  государственной
   земельной политикой   ведения   Земельного   Кадастра   города,  с
   введением в действие настоящее  Положения  проводится  регистрация
   земельных  участков  в пределах административных границ Костромы и
   находящихся в ведении города территорий за пределами этих  границ,
   независимо  от  вида собственника,  формы владения (пользования) и
   целевого назначения.
       2. Регистрацию   проводит   городской   Комитет  по  земельным
   ресурсам,   землеустройству   по   согласованию   с    Управлением
   архитектуры и градостроительства.
       3. Срок  первичной   регистрации   устанавливается   отдельным
   положением.

       Статья 27. Регистрационный сбор

       1. За  регистрацию   документа,    удостоверяющего  право   на
   земельный участок взыскивается регистрационный сбор:
       а) с   граждан,   религиозных,  иных  общественных  организаций
   некоммерческого характера,  - в размере одного минимального размера
   оплаты труда<*>:
       б) с остальных юридических лиц - в  размере  пяти  минимальных
   размеров оплаты труда.
       2. Средства,  полученные  за  регистрацию  и  перерегистрацию,
   направляются в бюджет города.
       3. Администрация  города   заключает   договор   с   городским
   комитетом по  земельным  ресурсам  и землеустройству по расчету за
   оформление документов при первичной регистрации.
       -------------------------------
       <*> Установленный   федеральным   законом  минимальный  размер
   оплаты труда в месяц на день уплаты регистрационного сбора.

       Статья 28.  Порядок перерегистрации

       Порядок регистрации   (перерегистрации)   земельных  участков,
   уплаты регистрационных сборов,  сроки регистрации, освобождение от
   регистрации   и   ответственность   за  просрочку  перерегистрации
   устанавливается положением, утверждаемым Думой г. Костромы.

       Статья 29. Порядок оформления прав на земельный участок

       1. Физические лица,  имеющие в пользовании земельные  участки,
   предоставленные   для   индивидуального  жилищного  или  гаражного
   строительства  (после  ввода  в  эксплуатацию),  ведения   личного
   подсобного   хозяйства,   садоводства   и  огородничества,  вправе
   оформить эти земельные участки по своему усмотрению:
       а) в частную собственность;
       б) пожизненное наследуемое владение;
       в) постоянное или срочное пользование;
       г) аренду.
       2. Физические   лица,   граждане  РФ,  имеющие  в  пользовании
   земельные участки,  предоставленные им или их предшественникам для
   целей, указанных в п. 1 настоящей статьи в период до 1 января 1993
   года имеют право безвозмездно подучить в частную собственность эти
   земельные   участки   в  пределах  норм  предоставления  земельных
   участков (статьи 30, 36).
       3. Физические   лица,   граждане  РФ,  имеющие  в  пользовании
   земельные участки,  предоставленные им для целей, указанных в п. 1
   настоящей статьи в период после 1 января 1993 года вправе выкупить
   в частную собственность эти земельные участки по нормативной цене.
       4. Физические лица, граждане иностранных государств и лица без
   гражданства могут оформить земельные участки только в аренду.

       Статья 30.  Особенности статуса землепользователей  -  граждан
   бывших сельских населенных пунктов, включенных в состав города

       Земельные участки,   занятые  индивидуальными  домовладениями,
   расположенными    на  территории  деревень  и  поселков  Волжский,
   Кустово, Марицыно,   Посошниково,   Скорбежки,<*>   которые   были
   присоединены   к   городу   (из  состава  Костромского  района)  в
   соответствии с Решением исполкома Костромского  областного  Совета
   народных депутатов от 29.07.88 г.  N 225,  Решением Малого  Совета
   Костромского  областного  Совета  народных  депутатов от 7 октября
   1993 года N 285, предоставляются в частную собственность гражданам
   бесплатно по норме - 1500 кв.  м на домовладение,  действовавшей в
   Костромском районе,  если эти участки предоставлены  до  1  января
   1993 года<**>.
       --------------------------------
       <*> Правила настоящей статьи распространяются и на  населенные
   пункты,  которые  могут быть включены в городскую черту из состава
   сельского района в будущем.
       <**> До введения в действие Закона РФ от 23.12.92 г.  N 4196-1
   "О праве граждан РФ на получение  в  частную  собственность  и  на
   продажу  земельных  участков  для  ведения  личного  подсобного  и
   дачного  хозяйства,  садоводства   и   индивидуального   жилищного
   строительства".

       Статья 31. Особенности оформления права на земельный участок

       1. Если  земельный  участок  превышает норму (статьи 30,  36),
   оформление производится по одному из следующих вариантов по выбору
   гражданина:
       а) весь  земельный  участок,  независимо   от   его   площади,
   предоставляется     в   пожизненное   наследуемое   владение   или
   бессрочное (постоянное) пользование;
       б) весь   земельный   участок,   независимо  от  его  площади,
   предоставляется в аренду сроком от 3 до 50 лет;
       в) лицам,  имеющим  право  безвозмездного получения земельного
   участка в частную собственность (ст.  29 п.  2),  часть земельного
   участка в пределах норм (статьи 30,  36) предоставляется в частную
   собственность бесплатно,  превышающая   норму   часть   земельного
   участка предоставляется  в   пожизненное   наследуемое   владение,
   бессрочное   (постоянное)   пользование   или   аренду   с  правом
   последующего выкупа по нормативной  цене  или  предоставляется  за
   плату с оформлением купчей;
       г) лицам,  имеющим  право  выкупа  земельного  участка (ст. 29
   п. 3),  весь   земельный   участок   предоставляется   в   частную
   собственность за плату с оформлением купчей.
       2. Регистрация  прав  на  земельные  участки  граждан,  членов
   гаражных кооперативов,  садоводческих товариществ производится при
   подаче коллективной заявки кооператива, товарищества.

       Статья 32. Основания для регистрации права на земельный участок

       1. Документами,  являющимися основанием для регистрации  права
   на земельный участок признаются:
       а) документы,  удостоверяющие  право  владения,   пользования,
   аренды  земельного  участка  (свидетельство,  государственный акт,
   договор аренды);
       б) документы,  устанавливающие  право  владения,  пользования,
   аренды земельного участка  (постановления,  решения,  распоряжения
   администрации города, советских государственных органов);
       в) документы  Бюро   технической   инвентаризации   (паспорта,
   справки, планы - схемы и т.п.);
       г) документы  на   предоставление   земельных   участков   для
   индивидуального жилищного     строительства,    ведения    личного
   подсобного хозяйства,   садоводства,   огородничества,   гаражного
   строительства, выдававшиеся органами местного самоуправления;
       д) иные  официальные  документы,   выданные   государственными
   органами  по  любым  поводам,  содержащие  необходимые  сведения о
   домовладении или пользовании конкретным земельным участком;
       е) материалы инвентаризации земель.
       2. Документы,  перечисленные  в   п.   1   настоящей   статьи,
   подтверждающие  факт предоставления земельного участка в период до
   1 января 1993 года являются основанием  для  получения  земельного
   участка в частную собственность безвозмездно.

       Статья 33. Ограничения и отказ в приватизации земель

       1. В  предоставлении в собственность,  пожизненное наследуемое
   владение, постоянное пользование земельного участка, используемого
   гражданином для любых целей, может быть отказано, если:
       а) оспаривается  принадлежность  земельного  участка   и   его
   границы;
       б) в соответствии с  Генеральным  планом  развития  города  на
   данном участке предусмотрено новое строительство;
       в) данный  земельный  участок  используется  не  по   целевому
   назначению;
       г) иное конкретное основание прямо указано в законе.
       2. В  частную собственность (пожизненное наследуемое владение)
   не могут  быть   переданы   земли,   относящиеся   к   категориям,
   перечисленным в пунктах 1, 4, 5, 6, 8 статьи 3.
       3. Те  же  ограничения  могут  быть  применены  Администрацией
   города Костромы и при предоставлении земель в пользование, аренду.
   
                               Глава VIII
               ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
                  ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
                           В ГОРОДЕ КОСТРОМЕ

       Статья 34.  Права органов  самоуправления  города  Костромы  в
   области земельных отношений

       1. Органы    самоуправления   города   Костромы   осуществляют
   регулирование земельных отношений на территории  города  в  полном
   объеме  на  основе  Конституции Российской Федерации,  федеральных
   законов, законов  Костромской   области,   настоящего   Положения,
   решений Думы города Костромы по вопросам земельных отношений.
       2. Предоставление (передача)  гражданам  и  юридическим  лицам
   земель, находящихся в муниципальной собственности города Костромы,
   а также,  при делегировании соответствующих полномочий,  и земель,
   находящихся в    государственной    собственности,    в    частную
   собственность,  пожизненное наследуемое владение,  постоянное  или
   временное пользование,  аренду производится по постановлению Главы
   самоуправления города Костромы.

       Статья 35.  Предоставление земельных  участков  гражданам  для
   индивидуального  жилищного  или  гаражного строительства,  ведения
   личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества

       1. Вновь  предоставляемые  гражданам   земельные   участки для
   индивидуального   жилищного   и  гаражного строительства,  ведения
   личного подсобного хозяйства,  садоводства и огородничества должны
   соответствовать нормам, указанным в статье 36.
       2. Заявления о предоставлении земельных участков для указанных
   нужд подаются   гражданами  на  имя  Главы  самоуправления  города
   Костромы и подлежат рассмотрению в месячный срок.
       3. Предоставление   вновь   отведенных  земельных  участков  в
   собственность  допускается  лишь  в  форме   совершения   договора
   купли - продажи земли между органом самоуправления города Костромы
   и гражданином,  договор  купли-продажи  земли  утверждается  Думой
   г. Костромы,  кроме приватизации земельных участков в соответствии
   с Законом РФ от 23.12.92 г.  N  4196-1  "О  праве  граждан  РФ  на
   получение  в частную собственность и на продажу земельных участков
   для ведения личного подсобного и дачного хозяйства,  садоводства и
   индивидуального жилищного строительства".
       При этом цена всего земельного участка определяется  договором
   сторон   или  на  публичных  торгах  (аукционах),  без  применения
   каких-либо  льгот,  а  сам  договор  заключается   с   соблюдением
   требований  общегражданского  и  земельного  законодательства  РФ,
   нормативных  актов  органов местного  самоуправления,  изданных  в
   соответствии с Уставом г. Костромы.

       Статья 36. Нормы предоставления земельных участков

       Предельные нормы земельных участков, предоставляемых гражданам
   для нужд, перечисленных в п. 1 статьи 35 в расчете на семью:
       1) Индивидуальное  жилищное строительство  и  ведение  личного
   подсобного хозяйства - до 900 кв. м;
       за пределами городской черты до 1500 кв. м;
       в центральной  исторической  части  города  размер  земельного
   участка   определяется   в  каждом  конкретном  случае  исходя  из
   сложившегося архитектурного ансамбля, свободной площади, характера
   строения и, как правило, предоставляется только, в пользование или
   в аренду;
       2) Садоводство и огородничество до 600 кв. м;
       за пределами городской черты до 1500 кв. м;
       3) Индивидуальное  и  коллективное  гаражное  строительство  в
   пределах 24 кв. метров на гараж  (бокс)  для  владельцев  легковых
   транспортных средств.

       Статья 37.    Порядок    предоставления   земельных   участков
   религиозным, иным общественным некоммерческим организациям

       1. Предоставление   земельных   участков   религиозным,   иным
   общественным    некоммерческим   организациям   в   собственность,
   постоянное или срочное пользование,  или в  аренду  осуществляется
   при подаче соответствующего заявления по решению Думы.
       2. Размер предоставляемого земельного участка и форма владения
   (пользования)    определяются,    в каждом    конкретном    случае
   индивидуально, Главой самоуправления города Костромы, исходя из:
       а) наличия   и  состояния  культовых  зданий,  занимаемой  ими
   земельной площади,  технических  и  градостроительных  норм,  либо
   разработанных  и  надлежаще  согласованных  с главным архитектором
   города проектов их сооружения;
       б) площади   и   формы   собственности   здания,   занимаемого
   общественной некоммерческой организацией;
       в) зоны города,  где расположены культовые здания,  или здания
   общественных некоммерческих    организаций,    либо    планируется
   строительство таковых;
       г) исторической  и  культурной  ценности  культовых  зданий  и
   сооружений, а также сложившейся формы их использования (охраняемый
   государством  памятник  истории,  культуры,  архитектуры,   музей,
   музей - заповедник и т.п.);
       д) характера уставной деятельности общественной некоммерческой
   организации;
       е) интересов   большинства   населения   города,    а    также
   урегулированности  данного вопроса в действующем законодательстве,
   других обстоятельств.

       Статья 38.   Выкуп   земельных   участков   приватизированными
   предприятиями

       Выкуп земельных   участков,   занимаемых    приватизированными
   предприятиями   осуществляется   в   соответствии   с  действующим
   законодательством,  специальным  Положением,   принимаемым   Думой
   города Костромы.

       Статья 39.     Земельные     участки     для     осуществления
   предпринимательской деятельности

       Предоставление земельных  участков  физическим  и  юридическим
   лицам   для   осуществления    предпринимательской    деятельности
   производится    на    основании   действующего   законодательства,
   исключительно  за  плату,  на  условиях  и   в   соответствии   со
   специальным Положением, утверждаемым Думой города Костромы.

       Статья 40. Недопустимость денационализации земли

       Возврат земельных   участков   бывшим   собственникам   и   их
   наследникам,  владевшим землями на территории города  Костромы  до
   Великой  Октябрьской  социалистической революции,  не допускается,
   они могут подучить земельные участки на общих основаниях.

       Статья 41. Порядок оформления документов по вопросам земельных
   отношений

       Порядок оформления    необходимых   документов   по   вопросам
   земельных отношений и установления границ  земельного  участка  на
   месте регулируется  Инструкцией,  утверждаемой городским Комитетом
   по земельным ресурсам и  землеустройству  на  основе  действующего
   Земельного Кодекса и настоящего Положения.

       Статья 42. Функции городского Комитета по земельным ресурсам и
   землеустройству и Управления архитектуры и градостроительства

       Компетенция, задачи   и   разграничение   функций   Управления
   архитектуры   и   Горкомзема  по  исполнению  полномочий  местного
   самоуправления  в  области   регулирования   земельных   отношений
   устанавливается Главой самоуправления.

       Статья 43.  Обязательность  регистрации действий,  связанных с
   земельными отношениями

       Любые действия,  сделки и  операции,  связанные  с  владением,
   пользованием,  распоряжением  землей,  наряду  с  нотариальной  (в
   предусмотренных законом случаях), подлежат регистрации в городском
   Комитете по земельным ресурсам и землеустройству.

                                Глава IX
                       ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

       Статья 44.  Изъятие земельных участков для государственных или
   муниципальных нужд

       Земельный участок,  расположенный  в пределах административных
   границ города  Костромы,  может  быть  изъят  у  собственника  для
   государственных или муниципальных нужд только путем выкупа.

       Статья 45.  Правила  изъятия  (выкупа)  земельных участков для
   государственных или муниципальных нужд

       1. Решение о выкупе земельного участка принимается  на  основе
   действующего  федерального  земельного  законодательства  органами
   исполнительной власти Российской Федерации или Костромской области
   и  согласуется  с  Администрацией  города  Костромы  (при  изъятии
   земельного  участка  для  муниципальных  нужд  -  только   по   ее
   представлению).
       2. Собственник  подлежащего  выкупу  для государственных   или
   муниципальных  нужд  земельного  участка письменно уведомляется об
   этом не менее,  чем за 1 год  государственным  органом,  принявшим
   соответствующее решение.
       3. Досрочный (менее чем через 1 год после  уведомления)  выкуп
   земельного  участка  для  государственных  или муниципальных нужд,
   либо выкуп с этой целью лишь части земельного  участка допускается
   исключительно   с   согласия   собственника   земельного  участка,
   подлежащего выкупу.
       4. Решение о выкупе земельного участка для государственных или
   муниципальных нужд подлежит обязательной  регистрации  в  органах,
   осуществляющих регистрацию прав на земельные участки.

       Статья 46.  Выкупная  цена земельного участка,  изымаемого для
   государственных или муниципальных нужд

       1. В выкупную цену земельного  участка,  подлежащего  изъятию,
   включаются:
       а) рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем
   недвижимого   имущества   (самовольно  возведенная  собственником,
   (пользователем)   постройка  компенсации   не  подлежит,  ее  снос
   осуществляется за счет застройщика);
       б) убытки собственника земельного участка,  которые он несет в
   связи  с  досрочным прекращением своих обязательств перед третьими
   лицами;
       в) упущенная выгода;
       г) расходы,  связанные  с  переездом  собственника  изымаемого
   земельного участка и перевозкой его движимого имущества.
       2. По соглашению с собственником изымаемого земельного участка
   путем оформления договора мены:
       а) ему  может  быть  предоставлен  взамен  изымаемого   другой
   земельный участок, с зачетом его стоимости в выкупную цену;
       б) либо изымаемый земельный участок может  быть  компенсирован
   бесплатным  предоставлением  в  собственность квартиры (или жилого
   дома с соответствующим  земельным  участком)  из  государственного
   (муниципального) жилищного фонда.
       3. Выкупная стоимость  выплачивается  государственным  органом
   или муниципальным образованием<*> (в зависимости от того, для чьих
   нужд  изымается  земля) собственнику изымаемого земельного участка
   единовременно, сразу по достижении соглашения, или по вступлении в
   законную силу решения суда о принудительном изъятии.
       --------------------------------
       <*> На этот же орган относятся все прочие издержки,  связанные
   с изъятием земельного участка.

       Статья 47.  Сохранение прав собственника на период  оформления
   изъятия земельного участка

       В период между регистрацией решения государственного органа об
   изъятии   земельного   участка   и   достижением   соглашения    с
   собственником,  или  вступлением  в  законную  силу решения суда о
   принудительном  изъятии  земельного  участка,  права  собственника
   земельного участка ничем не ограничиваются.

       Статья 48.   Особенности   изъятия   земельных   участков  для
   государственных или муниципальных нужд в отдельных случаях

       1. Изъятие земельного участка,  принадлежащего  гражданину  на
   праве  пожизненного наследуемого владения,  занимаемых физическими
   или юридическими  лицами  на  праве  постоянного  пользования  для
   государственных или муниципальных нужд производится в порядке и на
   условиях, определенных   настоящим    Положением    для    частных
   собственников земельных   участков   без   компенсации   стоимости
   земельного участка.
       2. Земельные участки,  находящиеся в частной собственности или
   собственности  религиозных,   иных   общественных   некоммерческих
   организаций,  но занимаемые физическими или юридическими лицами на
   праве   срочного   пользования   или   аренды,    изымаются    для
   государственных  или  муниципальных нужд в порядке,  установленном
   статьями 45 - 47 (и в отношении собственника земельного участка, и
   в    отношении    пользователя,    могущего   быть   собственником
   недвижимости,  расположенной  на  изымаемом  участке),  при   этом
   изъятие производится по истечении установленных сроков пользования
   (аренды),  либо  пользователю  (арендатору)   компенсируются   все
   издержки,  связанные  с  досрочным  прекращением действия Договора
   (Постановления) о срочном пользовании (аренде) земельным участком.
       3. Земельные   участки,   находящиеся  в  государственной  или
   муниципальной  собственности,  но   занимаемые   физическими   или
   юридическими  лицами  на  праве  срочного  пользования или аренды,
   изымаются  для  государственных    муниципальных  нужд  у  этих
   пользователей    по    истечении   сроков   пользования   (аренды)
   безвозмездно.
       3.1. Если   на  арендуемом  (используемом)  участке  арендатор
   (пользователь) имеет здание,  сооружение, построенное им для своих
   нужд с соблюдением требовании статей 22 - 23,  то собственник этой
   недвижимости определяется в соответствии с условиями, указанными в
   Постановлении   о  предоставлении  земельного  участка  в  срочное
   пользование или Договоре аренды.
       3.2. Если   собственником   недвижимости,   расположенной   на
   указанном земельном участке,  признается арендатор (пользователь),
   то  ему  выплачивается  компенсация  в  соответствии  с условиями,
   оговоренными в Постановлении о предоставлении участка,  в пределах
   рыночной  стоимости  строения,  либо  предоставляется  квартира из
   государственного (муниципального) жилого фонда<*>.
       3.3. При    необходимости    досрочного   прекращения   аренды
   (пользования) арендатор (пользователь) уведомляется о  предстоящем
   изъятии заблаговременно<**>.
       3.4. В любом случае изъятие земельного  участка  у  арендатора
   (временного пользователя) производится не ранее чем по истечении 1
   года с момента уведомления или по окончании уборки урожая.
       3.5. При   достижении   соглашения   участок   у  пользователя
   (арендатора) может быть изъят  и  ранее  установленного  настоящим
   пунктом срока с возмещением ему убытков.
       --------------------------------
       <*> Предоставляемая  квартира  должна  соответствовать  нормам
   жилой площади и благоустройства, предусмотренным Жилищным Кодексом
   РФ,  но  только  для  тех  лиц,  которые постоянно проживали (были
   прописаны или зарегистрированы в качестве  постоянных  жителей)  в
   жилом доме, подлежащем сносу в связи с изъятием земельного участка
   для государственных или муниципальных нужд,  на  момент  вынесения
   решения и выкупе соответствующего земельного участка.
       <**> При   применении   данного   пункта   действуют  правила,
   предусмотренные  статьями  45  -  47,   применительно   к   правам
   арендатора  (пользователя)  и  принадлежащей  ему  недвижимости на
   данном земельном участке.

       Статья 49.  Основания изъятия  земельных  участков  в  случаях
   нарушения законодательства

       Земельный участок,  расположенный  в пределах административных
   границ города Костромы или муниципальных земель вне  этих  границ,
   может быть изъят у собственника в случаях:
       а) когда  участок   предназначен   для   сельскохозяйственного
   производства либо   жилищного   и   иного   строительства   и   не
   используется для этих целей в течение трех лет <*>;
       б) если   использование   участка   осуществляется   с  грубым
   нарушением правил   рационального   использования   земли   (не  в
   соответствии  с  целевым  назначением,  приводит  к  существенному
   снижению плодородия     почвы    или    значительному    ухудшению
   экологической обстановки с грубым  нарушением  законодательства  о
   недрах и т.п.);
       в) систематического   грубого   нарушения  прав  собственников
   других земельных  участков,  связанного  с  использованием  своего
   земельного участка;
       г) использования земельного участка в преступных целях;
       д) конфискации имущества  по  приговору  суда,  вступившему в
   законную силу   (если   земельный   участок   указан   в   перечне
   конфискуемого в соответствии с данным приговором имущества);
       е) для   возмещения   ущерба,    причиненного    собственником
   земельного участка, или обеспечения исполнения его обязательств.
       --------------------------------
       <*> 1.  Законом может быть установлен более длительный срок. В
   указанный срок  не  включается  время,  необходимое  для  освоения
   участка,  а  также  время,  в течение которого участок не мог быть
   использован по назначению вследствие непреодолимой силы (стихийное
   бедствие и т.п.).
       2. К неиспользованию земельного участка по целевому назначению
   приравнивается и непринятие в указанный срок мер,  направленных на
   восстановление строения,    полностью    уничтоженного    пожаром,
   стихийным бедствием или разрушенного иным образом.

       Статья 50.  Порядок изъятая земельных участков, используемых с
   нарушениями правил землепользования

       1. В  случаях,  предусмотренных  статьей  49  п.п.  "а",  "б",
   решение об   изъятии   земельного   участка   принимается   Главой
   самоуправления  (Администрации)  города  Костромы по представлению
   городского Комитета по земельным ресурсам  и  землеустройству  или
   Управления   архитектуры   и  градостроительства,  других  органов
   местного самоуправления.
       2. Собственник заблаговременно предупреждается о допущенных им
   нарушениях  и  необходимости  их  устранения,  с  этой  целью  ему
   устанавливается  соразмерный  срок  (как  правило,  один  сезон  -
   весна - осень).
       3. При   устранении  собственником  в  определенный  ему  срок
   отмеченных нарушений правил землепользования - решение об  изъятии
   земельного участка отменяется.
       4. Если  собственник  в  тот  же   срок   письменно   уведомит
   Администрацию города о своем согласии исполнить решение об изъятии
   земельного участка, то участок подлежит продаже с публичных торгов
   (на    аукционе),   а   вырученная   сумма   выплачивается   этому
   собственнику,  за   вычетом   издержек,   на   проведение   торгов
   (аукциона).
       5. В случае несогласия  собственника  с  решением  об  изъятии
   земельного участка,  принявший это решение орган вправе предъявить
   требование о продаже участка в суд.
       Решение суда   о  принудительном  изъятии  земельного  участка
   исполняется с  соблюдением  требований  гражданско-процессуального
   законодательства РФ.
       6. В случаях,  предусмотренных пунктами "в",  "е"  статьи  49,
   изъятие  земельных  участков производится исключительно по решению
   суда,   в   порядке,    установленном    гражданско-процессуальным
   законодательством РФ.
       7. В  случаях,  предусмотренных  п.  "г"  статьи  49,  изъятие
   земельных участков производится на основании приговора или решения
   суда в     соответствии     с     уголовно-процессуальным      или
   гражданско-процессуальным законодательством.
       8. В  случаях,  предусмотренных  п.  "д"  статьи  49,  изъятие
   земельных   участков  производится  не  иначе  как  во  исполнение
   приговора суда, в порядке,  установленном  уголовно-процессуальным
   законодательством.

       Статья 51.  Прекращение прав на земельные участки, находящиеся
   в пожизненном наследуемом владении, пользовании и аренде

       1. Прекращение  прав  на  земельные   участки,   принадлежащие
   постоянным   пользователям,   владельцам,  на  праве  пожизненного
   наследуемого владения:
       а) по  основаниям,  указанным  в  пунктах "а" - "г" статьи 49,
   осуществляется в соответствии со статьей 50;
       б) по основаниям,  указанным в пунктах "д",  "е" статьи 49, не
   производится в  силу  правового  статуса  данной  формы  владения,
   пользования земельным участком.
       2. Прекращение  прав  на  земельный  участок,  находящийся   в
   государственной муниципальной    собственности,    но   занимаемый
   гражданином или юридическим лицом на  праве  срочного  пользования
   или аренды,  по  основаниям,  предусмотренным  в пунктах "а" - "г"
   статьи  49,  осуществляется   путем   одностороннего   прекращения
   действия   Договора   аренды,   постановления   о   предоставлении
   земельного участка  в  срочное  пользование  вследствие  нарушения
   другой стороной оговоренных условий аренды,  срочного пользования,
   либо отказа в продлении  аренды,  срочного  пользования,  либо  по
   аналогии с пунктом 1 настоящей статьи.
       3. Прекращение  прав  на  земельный  участок,  находящийся   в
   частной собственности   или  собственности  религиозных  или  иных
   общественных организаций,   но    занимаемый    гражданином    или
   юридическим лицом  на  праве  аренды  или срочного пользования,  в
   отношении нарушителей  -  арендаторов  и  временных  пользователей
   применяются   правила  пункта  2  настоящей  статьи;  в  отношении
   нарушителей - собственников применяются правила статьи 50.
       Если земельный участок изымается у собственника в соответствии
   с правилами данного пункта,  а пользователь (арендатор)  не  имеет
   отношения   к  допущенному   собственником  нарушению,  то  аренда
   (срочное пользование) данного участка  продолжается  до  истечения
   установленного   срока.   В   этом   случае  арендатор  (временный
   пользователь) все  вопросы,  связанные  с  эксплуатацией  участка,
   включая  вопросы платы за землю,  решает с новым собственником,  с
   учетом ранее определенных условий.
       Если нарушителями  правил землепользования,  влекущими изъятие
   земельного участка,  являются и собственник и арендатор (временный
   пользователь), то предусмотренные санкции применяются одновременно
   к каждому из них.

                                Глава X
                            ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ

       Статья 52. Нормативная цена земли

       1. Нормативная   цена   земли   применяется  в  случаях  прямо
   предусмотренных действующим законодательством.
       2. Нормативная   цена  земли  определяется  в  соответствии  с
   Законом РФ   "О  плате  за  землю",  другими  актами  действующего
   законодательства,  Решениями городской Думы, Постановлениями Главы
   самоуправления г. Костромы.

       Статья 53. Положение о плате за землю в городе Костроме

       Размер платы,  льготы,  полное освобождение от платы за землю,
   кроме случаев, прямо указанных в настоящем Положении, определяется
   в соответствии с Положением о плате за землю,  утверждаемым  Думой
   города Костромы на основе действующего законодательства.

       Статья 54.    Определение   цены   при   совершении   договора
   купли - продажи земельного участка

       При совершении договора купли  -  продажи  земельного  участка
   между собственником     (продавцом)    и    новым    собственником
   (покупателем) цена  земельного  участка  определяется  соглашением
   сторон.
       Никто не может принудить договаривающиеся стороны к совершению
   сделки по  определенной  цене,  если  это  прямо  не предусмотрено
   федеральным законом.

                                Глава XI
                           ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР.
              КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ

       Статья 55. Правила ведения Земельного кадастра

       Земельный Кадастр   ведется   в   соответствии    с    нормами
   Гражданского  и Земельного кодексов Российской Федерации,  другими
   законодательными и  нормативными  актами  Российской  Федерации  и
   Костромской  области, а также на основании специального Положения,
   утверждаемого Городской Думой.

       Статья 56. Контроль за использованием и охраной земель

       Контроль за использованием  и  охраной  земель  осуществляется
   уполномоченными  на  то органами государственной власти и местного
   самоуправления  в  пределах  их  компетенции  в   соответствии   с
   действующим законодательством.

                               Глава XII
                        ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 57. Вступление Положения в законную силу

       1. Настоящее Положение вводится в действие  с  1  января  1996
   года.
       2. Настоящее Положение  подлежит  опубликованию  в  печати  не
   позднее 1 января 1996 года.

       Статья 58. Порядок внесения изменений и дополнений

       1. При вступлении в силу вновь принимаемых федеральных законов
   и законов (нормативных актов) Костромской области по регулированию
   земельных отношений в настоящее Положение в месячный срок вносятся
   соответствующие изменения.
       2. Изменения   и   дополнения   в  настоящее  Положение  могут
   вноситься: по другим  основаниям  по  инициативе  городской  Думы,
   Главы самоуправления  города  Костромы в порядке,  предусмотренном
   для принятия соответствующих решений Уставом города Костромы.


Информация по документу
Читайте также