Расширенный поиск

Постановление Думы Костромской области от 27.03.2003 № 1107

 
 
   
                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
   
                       КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 27 марта 2003 г. N 1107

                                  Утратил силу - Постановление Думы
                                         Костромской области
                                       от 05.07.2007 г. N 2029
   
           О РЕАЛИЗАЦИИ "КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
           КОМПЛЕКСА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ"
              И ЦЕЛЕВЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ АПК
   
       Заслушав информацию     первого     заместителя     начальника
   департамента  АПК  администрации области  Трусовой Л.В. по вопросу
   "О реализации   "Концепции  развития  агропромышленного  комплекса
   Костромской области на 2001 - 2005 годы"  и  целевых  региональных
   программ развития АПК", Костромская областная Дума отмечает.
       В структуру  АПК  входят 796 предприятий и организаций.  В том
   числе сельскохозяйственных предприятий - 402,  предприятий пищевой
   и  перерабатывающей  промышленности  - 119,  мукомольно - крупяной
   промышленности - 17,  обслуживающих предприятий  и  организаций  -
   136.  Кроме того,  на 01.01.2003 имеется 689 фермерских хозяйств и
   136,4 тысячи личных подсобных хозяйств населения.
       Определенные позитивные   тенденции   в   развитии   сельского
   хозяйства явились  результатом  работы  администрации  области  по
   реализации   "Концепции   развития   агропромышленного   комплекса
   Костромской  области  на  2001  -  2005  годы"  и  7  региональных
   программ:  "Повышение  плодородия  почв  в Костромской области" на
   2001  -  2006  годы;  "Развитие  льняного  комплекса   Костромской
   области" на 2001 - 2006 годы; "Молоко" Костромской области на 2000
   - 2005 годы;  "Коневодство" Костромской области  на  2001  -  2005
   годы;   "Стабилизация   и   развитие  романовского  овцеводства  в
   Костромской области  на  2001  -  2005  годы";  "Развитие  рыбного
   хозяйства    Костромской    области"    до   2005   года;   "Кадры
   агропромышленного комплекса Костромской области" на период 2001  -
   2005 годы.
       В целях    привлечения    частных    инвестиций,     повышения
   эффективности     работы     убыточных     предприятий    АПК    и
   конкурентоспособности костромских  товаропроизводителей  в области
   создано более 10 интегрированных агропромышленных формирований.  В
   тоже время,  пока  не  удалось  создать  ни  одной интегрированной
   структуры, где бы произошло объединение  в  одной  технологической
   цепи  производства,  переработки и реализации сельскохозяйственной
   продукции.
       Неплатежеспособные предприятия   реорганизуются   по    разным
   направлениям:
       - передается  имущество  через  процедуру  банкротства   более
   эффективному собственнику;
       - передается имущество в аренду или  доверительное  управление
   другим,  финансово  более  устойчивым предприятиям.  На 01.01.2003
   создано 19 таких предприятий;
       - на  базе  части  ликвидного имущества идут процессы создания
   новых  юридических  лиц  по  производству   сельхозпродукции.   На
   01.01.2003   года   таких   предприятий   создано  в  области  39,
   эффективность их работы выше там,  где  одновременно  произошла  и
   смена первого руководителя;
       - коллективные сельхозпредприятия частной формы  собственности
   по  решению  общих собраний членов кооперативов принимают правовой
   статус  муниципальных  предприятий.  Так   поступили   большинство
   хозяйств Буйского района;
       - проходит смена собственника через выкуп контрольного  пакета
   акций   в   акционерных   обществах   или  имущества  в  СПК,  ООО
   инвесторами.  Вместе  с  тем,  следует   отметить,   что   процесс
   реформирования убыточных предприятий идет крайне медленно.
       Одним из источников обновления материально - технической  базы
   сельскохозяйственных   предприятий  области  является  федеральный
   лизинг.  В 2002 году по федеральному лизингу поставлено и передано
   в хозяйства 10 единиц,  на общую сумму 13,5 млн. рублей, или на 10
   млн.  рублей  больше  чем  в  2001   году.   Сельскохозяйственными
   товаропроизводителями  получено  26  тракторов  ДТ-75 и 20 МТЗ-82,
   оплату   которых   обеспечила   администрация   области   в   счет
   причитающегося   финансирования   мероприятий   АПК.  Кроме  того,
   приобретено  более   45   единиц   техники   сельскохозяйственными
   предприятиями  за счет собственных средств.  По областному лизингу
   поставлено сельскохозяйственной техники на сумму 64 тыс. рублей. В
   полном  объеме  не  выполнено  постановление  главы  администрации
   области N 539 от 09.12.1999 "О создании лизингового  фонда",  а  в
   2003   году   в   областном  бюджете  финансирование  расходов  на
   приобретение техники на условиях лизинга вообще не  предусмотрено.
   Ежегодное  приобретение  новой техники не восполняет ее выбытие из
   эксплуатации.  В среднем,  в последние годы ежегодное ее  списание
   составляет 8,4%  от  наличия,  в то время как приобретение - всего
   лишь 1%.
       В 2002   году   впервые   в   области  введено  субсидирование
   процентных  ставок  по  кредитам,  привлеченным  предприятиями   и
   организациями  АПК  в  кредитных организациях с погашением за счет
   средств областного бюджета 1/3 учетной ставки Центрального  банка.
   Это  позволило  привлечь 72,5 млн.  рублей краткосрочных кредитных
   ресурсов под сезонный недостаток собственных оборотных  средств  и
   35,5 млн. рублей среднесрочных кредитных ресурсов на реконструкцию
   и строительство производственных объектов,  приобретение техники и
   оборудования.  В  районах  области  создаются  сельские  кредитные
   кооперативы.    Так,    в    Галичском    районе     на     взносы
   сельскохозяйственных  предприятий и физических лиц создан сельский
   кредитно -   потребительский   кооператив   "Берегиня".  Еще  один
   кредитный кооператив зарегистрирован в  Нерехтском  районе.  Таким
   образом, появилась возможность кредитования хозяйств, для которых,
   в  силу  различных  причин  (закрыты  расчетные   счета,   тяжелое
   финансовое  положение),  недоступны кредитные ресурсы коммерческих
   банков.
       Несмотря на  тяжелые  погодные  условия и сокращение поголовья
   коров,  в 2002 году, как и в предыдущие два года, наблюдается рост
   объемов   производства   молока   в  сельхозпредприятиях  области.
   Хозяйствами произведено 122,6 тыс.  тонн молока,  что выше  уровня
   2001  года  на  5,9 тыс.  тонн или на 5 процентов.  Продуктивность
   молочного стада увеличилась на 246 кг молока на корову и составила
   2584 кг.  Самую высокую продуктивность получили сельхозпредприятия
   Костромского района - 4446 кг (+466 кг), Красносельского - 3336 кг
   (+325  кг)  и  Судиславского  - 3226 кг (+200 кг).  Впервые за всю
   историю разведения скота  костромской  породы  в  ГПЗ  "Караваево"
   Костромского  района  за  2002  год получен надой молока на корову
   7090 кг с прибавкой 256 кг. 75 доярок области получили надой свыше
   6000 кг.
       Стабильно работают   птицефабрики   области.   За   2002   год
   произведено 371,7 млн. штук яиц, на 18 процентов больше чем в 2001
   году.  Производство яиц превышает  потребности  населения  области
   почти в два раза. В этой связи птицефабрики постоянно сталкиваются
   с проблемой сбыта продукции.
       Из-за снижения  урожайности  сельхозкультур,  а также снижения
   цены реализации животноводческой продукции, в сельскохозяйственных
   предприятиях уменьшилась выручка от реализации продукции, товаров,
   работ и услуг и составила всего лишь 1665,1 млн.  рублей (97,8%  к
   уровню 2001 года). В 2002 году цена реализации молока снизилась на
   2,3%  и составила 4348 рублей за одну тонну.  Лишь 63  предприятия
   закончили   год   с  прибылью  в  сумме  197,0  млн.  рублей.  273
   предприятия получили убыток в сумме 176,4 млн.  руб.  В  целом  по
   сельхозпредприятиям  области  получена  прибыль  в сумме 20,6 млн.
   рублей или в четыре раза меньше чем в 2001 году. Рентабельность от
   реализации   сельскохозяйственной   продукции   в   целом   +2,4%.
   Рентабельность производства молока составила 1%; производства мяса
   свиней 5,5% и производства яйца 37%.
       Ключевым фактором,  определяющим стабилизацию и рост продукции
   АПК,  является кадровый потенциал.  В течение 2002 года принято на
   работу  в  сельхозпредприятия  региона  30  молодых  специалистов,
   направлено  на  учебу  в высшие и профессиональные средние учебные
   заведения на условиях целевой контрактной подготовки 172 человека.
       Одновременно нужно отметить, что в 2002 году к уровню прошлого
   года произошло дальнейшее сокращение  численности  специалистов  в
   сельскохозяйственных  предприятиях  на  230  человек  (из  3800) и
   кадров массовых профессий на 1638 человек (из 18 тыс.).
       Для сельских жителей Костромской области разработана программа
   "Свой дом",  которая позволила в 2002 году 41 семье в  16  районах
   области начать строительство своего собственного жилья.  Программа
   финансируется из федерального бюджета на безвозмездной основе и из
   областного  бюджета на возвратной основе,  а также за счет средств
   самих  застройщиков.  Она  позволит  в  2003  году   привлечь   из
   федерального  бюджета  12 млн.  рублей и улучшить жилищные условия
   150 семьям.  Положительный эффект программы был бы  намного  выше,
   если  бы она финансировалась из федерального и областного бюджетов
   в полном объеме. Так, за 2 года из областного бюджета на программу
   выделено лишь 3,1 млн. рублей из запланированных 15 млн. рублей.
       И все-таки,  несмотря на принимаемые меры, состояние дел в АПК
   области продолжает ухудшаться.  Катастрофическими темпами выбывают
   из  эксплуатации  основные  фонды,  особенно  их  активная  часть:
   тракторы,     кормоуборочная     техника,    зерновые    комбайны,
   животноводческое  оборудование,  поголовье  скота.   Так,   только
   численность  тракторов  по  сравнению  с 1990 годом снизилась с 14
   тыс. до 5, 9 тыс. Поголовье крупного рогатого скота сократилось за
   этот же период с 294 тыс.  до 107 тыс.  голов. Не удается выйти на
   программные  показатели  и  в  льноводстве.   В   соответствии   с
   Программой  в  2002 году посевы льна должны были быть размещены на
   площади 7 тыс.  гектаров. На самом деле посевы льна заняли площадь
   лишь 5,4 тыс. гектаров. Объем производства льноволокна снизился до
   уровня 1999 года и  составил  всего  лишь  0,7  тыс.  тонн  вместо
   запланированных Программой 2,8 тыс.  тонн. Из года в год снижаются
   посевные площади зерновых,  которые в 1990 году  занимали  площадь
   почти  300  тыс.  гектаров,  а  в  прошлом  году лишь 121 тыс.  Не
   выполняются программные мероприятия по повышению  плодородия  почв
   по внесению органических и минеральных удобрений,  известкованию и
   фосфоритованию кислых  почв.  Из-за  низкой  урожайности  зерновых
   культур,  резкого  сокращения их посевов,  область не обеспечивает
   свои потребности в зерне и вынуждена завозить около 200 тыс.  тонн
   зерна для продовольственных и фуражных целей. Финансовое положение
   ухудшилось, кредиторская  задолженность  выросла  до   1,7   млрд.
   рублей,   что   сопоставимо   с  годовой  выручкой  от  реализации
   сельхозпродукции.
       Не в  полной  мере  используется научный потенциал области для
   перехода  предприятий  и  организаций  АПК  на  ресурсосберегающие
   технологии. Научно - исследовательские работы, выполненные учеными
   Костромской сельскохозяйственной академии в объеме  менее  1  млн.
   рублей,   при  возможности  3  млн.  рублей,  профинансированы  из
   областного бюджета за 2002 год  лишь  на  65%.  Снижается  покупка
   племенного    скота   костромской   породы   сельскохозяйственными
   предприятиями   региона.   Во   многих   хозяйствах   используются
   доморощенные быки - производители, в области нет своего племенного
   предприятия,  а было,  по поставке и проверке  быков  по  качеству
   потомства.
       Исходя из   вышеизложенного,   Костромская   областная    Дума
   постановила:
       1. Информацию первого заместителя начальника департамента  АПК
   Трусовой Л.В. принять к сведению.
       2. Рекомендовать администрации Костромской области:
       - Изменить    в    2003    году    порядок   выплаты   дотаций
   сельохозтоваропроизводителям  Костромской   области   за   молоко,
   предусмотрев   защитные   меры   для  сельхозтоваропроизводителей,
   предупреждающие   необоснованное    занижение    закупочных    цен
   молокоперерабатывающими предприятиями области.
       - Разработать в  срок  до  1  июля  2003  года  дополнительные
   мероприятия     по     снижению     кредиторской     задолженности
   сельскохозяйственных товаропроизводителей, сохранению и укреплению
   их  материально  - технической базы,  организации агропромышленных
   объединений,  сельских  кредитных  кооперативов,  по   продвижению
   костромского  продовольствия на региональные рынки и его защите на
   костромском продовольственном рынке,  а также по выполнению закона
   Костромской  области  "О закупках и поставках сельскохозяйственной
   продукции,  сырья и продовольствия в региональный фонд Костромской
   области".
       - Предусмотреть  в  проекте  закона  Костромской  области   об
   областном  бюджете  на  2004  год  с  целью улучшения технического
   обеспечения сельхозпредприятий  статью  расходов  на  приобретение
   техники  для сельскохозяйственных товаропроизводителей на условиях
   лизинга;
       - Разработать  в  срок  до 1 сентября 2003 года мероприятия по
   неплатежеспособным,   находящимся   в   предбанкротном   состоянии
   предприятиям,  обеспечивающие  сохранность  их  имущества  с целью
   использования  его  в  дальнейшем  для  организации   производства
   сельхозпродукции и оказания услуг населению.
       - Внести изменения и дополнения  в  постановление  губернатора
   Костромской  области  от 17 февраля 1999 года N 64 "Об утверждении
   нормативов безвозмездного пользования участками лесного  фонда"  в
   части   установления   нормативов  в  зависимости  от  показателей
   финансово -   экономической   и   производственной    деятельности
   сельскохозяйственных предприятий.
       3. Предложить администрации области принять меры  по  снижению
   тарифов   на   электроэнергию  для  сельхозтоваропроизводителей  и
   населения до уровня 2002 года.
       4. Поручить постоянной комиссии по аграрной политике, экологии
   и природным ресурсам рассмотреть в 4 квартале 2003 года вопросы по
   состоянию  племенного  дела  в Костромской области и по укреплению
   материально - технической базы сельхозпредприятий области.
       5. Поручить постоянной комиссии по аграрной политике, экологии
   и природным ресурсам подготовить обращение  Костромской  областной
   Думы  к Президенту Российской Федерации Путину В.В.,  Председателю
   Правительства Российской Федерации  Касьянову  М.М.,  Председателю
   Государственной  Думы  Федерального  Собрания Российской Федерации
   Селезневу  Г.Н.,  Председателю   Совета   Федерации   Федерального
   Собрания Российской Федерации Миронову С.М.  о кризисном положении
   в сельском хозяйстве Костромской области.
       6. Контроль над исполнением настоящего постановления возложить
   на председателя постоянной комиссии по аграрной политике, экологии
   и природным ресурсам Ямщикову В.Н.
       7. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
   подписания.
   
                                             Заместитель председателя
                                           Костромской областной Думы
                                                          Ю.П.НАЗАРОВ
   
   
   

Информация по документу
Читайте также