Расширенный поиск
Постановление Губернатора Костромской области от 18.06.2001 № 251РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ГУБЕРНАТОР КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 июня 2001 г. №251 Утратил силу - Постановление Губернатора Костромской области от 11.04.2008 г. N 115 О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2003 ГОДЫ В целях содействия занятости населения и обеспечения социальной защиты граждан Костромской области в 2001 - 2003 годах П О С Т А Н О В Л Я Ю: 1. Одобрить Программу содействия занятости населения Костромской области на 2001 - 2003 годы (прилагается). 2. Направить вышеуказанную Программу на утверждение в Костромскую областную Думу. 3. Рекомендовать главам самоуправления городов и районов разработать и утвердить районные и городские программы содействия занятости населения на 2001 - 2003 годы, на основе которых осуществлять политику занятости на своих территориях и меры по смягчению социальной напряженности на местах. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Аверочкина А.К. 5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Губернатор области В.А. Шершунов = СОГЛАСОВАНО= = УТВЕРЖДАЮ= Заместитель Министра труда Председатель Костромской и социального развития областной Думы Российской Федерации _______________В.П.Рожков _______________В.П.Ижицкий " 04 " мая 2001года "____"____________2001 года П Р О Г Р А М М А СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2003 ГОДЫ Одобрена постановлением главы администрации Костромской области № 251 от 18 июня 2001 года Кострома 2001 год СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы содействия занятости населения Костромской области на 2001-2003 годы ВВЕДЕНИЕ. 1. Занятость и рынок труда - изменения в сфере занятости в 1998-2000 годах - динамика общей и регистрируемой безработицы в 1998-2000 годах - прогноз спроса и предложения рабочей силы на рынке труда на 2001-2003 годы - ключевые проблемы на рынке труда 2. Государственная политика на рынке труда в Костромской области в 2001-2003 годах - основные задачи государственной политики на рынке труда - повышение уровня занятости - развитие качества рабочей силы, как составной части развития человеческих ресурсов - качество рабочей среды - социальное партнёрство на рынке труда - содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцев - регулирование трудовой миграции 3. Улучшение функционирования рынка труда - профилактика безработицы - содействие занятости населения 4. Материальная поддержка безработных граждан 5. Финансовое обеспечение Программы 6. Кадры и развитие службы занятости 7. Эффективность реализации Программы 8. Контроль за реализацией Программы 9. Приложения ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2003 годы характеристик Содержание характеристик Наименование. Программа содействия занятости населения Костромской об ласти на 2001-2003 годы Основание для разра Закон Российской Федерации "О занятости населения Росси ботки. йской Федерации" (ст.14, 15). Разработчики. Департамент федеральной государственной службы занятост и населения по Костромской области, органы исполнительн ой власти Костромской области Цели и задачи. Программа определяет основные направления и приоритеты в осуществлении государственной политики занятости насе ления в регионе службы занятости и заинтересованных орг анов исполнительной власти, их взаимодействие и координ ацию работы в реализации конкретных практических меропр иятий в сфере занятости и на рынке труда рабочей силы. Ожидаемые конечные Сохранение тенденции ослабления напряжённости на рынке результаты. труда, сдерживание уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,9 процента. Оказание службой занятости посреднических услуг 92,3 ты с. граждан, содействие в трудоустройстве 69,5 тыс. безр аботных. Проведение профориентационной работы и оказани е психологической поддержки 57,0 тыс.гражданам Профессиональное обучение 4,9 тыс. незанятым гражданам, Сроки реализации. Программа рассчитана на 2001-2003 годы. Объёмы и источники Предполагается направить на реализацию Программы в тече финансирования ние трёх лет 382,6 млн. руб., в том числе из областного Контроль за исполне Контроль осуществляет Департамент федеральной государст нием Программы. венной службы занятости населения по Костромской област и совместно с заинтересованными областными органами исп олнительной власти. Ход реализации Программы один раз в год рассматривается на заседании Коллегии при Главе администрации области и областного координационного Ком итета содействия занятости населения, ежеквартально - на заседании Коллегии при Департаменте занятости населе ния. ВВЕДЕНИЕ Программа содействия занятости населения Костромской области на 2001-2003 годы (далее именуется - Программа) - документ, определяющий основные и приоритетные направления деятельности Департамента федеральной государственной службы занятости населения (далее - Департамент ФГСЗН) по Костромской области, органов областной исполнительной власти, а также других заинтересованных ведомств и общественных организаций в решении проблем занятости населения в предстоящие три года следующих категорий населения: - незанятых трудоспособных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных или ищущих работу; - занятых трудоспособных граждан, официально не зарегистрированных в службе занятости, но ищущих другую, более подходящую работу, либо находящихся под угрозой увольнения (сокращения). Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (ст. 14,15) и Методических рекомендаций Минтруда России по данному вопросу. Подготовка Программы осуществлялась исходя из макроэкономических условий прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2001-2003 годы, разработанного Комитетом по экономике и экономическим реформам администрации области и с учётом согласованных предложений департаментов и ведомств занимающихся вопросами социально-трудовой сферы. В Программе основное внимание уделяется сбалансированному решению экономических и социальных проблем перехода к эффективной занятости, которая предполагает как содействие более полной занятости населения региона, так и смягчение социальной напряжённости от предполагаемого высвобождения работников. В политике занятости населения намечается усиление работы в тех направлениях, где ориентирами являются рост эффективности производства и ускорение структурных сдвигов в отраслях экономики. I. ЗАНЯТОСТЬ И РЫНОК ТРУДА. 1. 1.Изменения в сфере занятости в 1998-2000 годах Характерной особенностью последних трёх лет в социально-экономическом аспекте Костромской области является оживление в ряде отраслей экономики. По данным областного Комитета государственной статистики объём промышленной продукции в области вырос почти на треть, численность экономически активного населения составила на конец 2000 года 393,0тыс. чел., превысив аналогичный показатель на конец 1997 года на 4,6 тыс. человек. (Приложение № 1) Таблица (По состоянию на конец года) Г О Д Ы Отклонение (тысяч человек) 2000г от 1997г 1997 1998 1999 2000 кол-во % Экономически активное население 388,4 365,5 373,4 393,0 +4,6 +1,2 Занятые экономической деятельно 336,9 325,1 336,3 341,2 +4,3 +1,3 стью (в среднем за год) Безработные - всего 34,0 40,4 37,0 33,3 -3,7 -10,0 Из них зарегистрированы в служб 13,9 11,7 7,7 5,0 -8,9 -64,0 е занятости Сокращение численности занятых экономической деятельностью за три года составило 4,3 тыс. человек. Большая часть занятых - 240,3 тыс. чел или 70,4 процента к концу 2000г была сосредоточена на крупных и средних предприятиях и в организациях. Численность работающих на предприятиях госсобственности за прошедший период уменьшилась на 5.9 тыс. человек или на 3,9 %. Заметные изменения в численности занятых произошли по отраслям экономики. Увеличивается численность работающих на предприятиях машиностроения. Только за 2000 год прирост численности на ОАО "Мотордеталь" составил 322 человека; ОАО "ЭКСКО" - 90 человек, из них 30 станочников; ОАО "Галичский автокрановый завод" - 88 человек, из них 74 станочников; ЗАО "Костромской завод автоматических линий и специальных станков" - 191 человек, из них 30 станочников. В течение 1998-2000 годов, как и в прежние годы, численность выбывших работников с крупных и средних предприятий превышала численность принятых. Однако этот показатель колебался. Если в 1998 году отрицательное сальдо движения рабочей силы составило 3,9 тыс. человек (7,1 %), то в 1999 году его величина уменьшилась более, чем в 2 раза - 1,8 тыс. (2,8 %), за 2000 год превышение выбывших над принятыми работниками на крупных и средних предприятиях составило 6,9 тыс. человек или 10,5 процента. Всего за 3 года принято 184,8 тыс., а выбыло 197,4 тыс. работников, что на 6,8 процента больше, чем принято. При этом доля выбывших от среднесписочной численности работников ежегодно составляла 24-27 %, а количество уволенных по собственному желанию в общей их численности - около 70 процентов. Прошедший период характеризовался увеличением числа вакантных рабочих мест, заявляемых работодателями в органы службы занятости. Если на 1.01.1998 года число вакансий составляло 1,2 тыс., то на 1.01.2001 года оно достигло 4,3 тысячи. Наибольшее число их отмечалось в промышленности, строительстве, сельскохозяйственном производстве, здравоохранении, социальном обеспечении, образовании, культуре, науке, жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании населения, в торговле и общественном питании, наименьшее - на транспорте и в связи, в кредитовании, финансах и страховании, в других отраслях. 1. 2. Динамика общей и регистрируемой безработицы в 1998-2000 годах Анализ общей безработицы за прошедшие 3 года показывает, что количество безработных было неустойчивым и составляло от 34,0 до 25,4 тыс. чел. В 1998 году на 11,8 тысячи (3,5 %) сократилась численность занятых экономической деятельностью, а количество граждан, не имеющих доходного занятия, достигло на конец года 40,4 тысяч чел. В следующем году наблюдалось увеличение на 3,5 % занятых экономической деятельностью, а в 2000 году численность их не изменилась и составила 341,2 тыс. чел. За 3 года рассчитанная по методологии Международной Организации Труда (МОТ) общая безработица в целом по области уменьшилась с 8,8 до 8,5 процента. Что касается регистрируемой (официальной) безработицы здесь наблюдалось ежегодное её сокращение. За 1998-2000 годы уровень регистрируемой безработицы уменьшился с 3,58 до 1,28 процента или на 2,3 пункта, а количество зарегистрированных в органах службы занятости безработных с 13,9 тысячи до 5,0 тысячи или в 2,8 раза. Основными причинами, влияющими на этот процесс, являются оживление в ряде отраслей экономики области, а также повышение активности граждан к самостоятельному поиску работы. За 3 года поставлено на учёт в службе занятости 72,3 тыс. граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства, снято с учёта 81,5 тысяч. С 7,2 до 5,0 месяцев сократилась средняя продолжительность безработицы, с 22,9 до 7,4 % доля безработных, состоящих на учёте в службе занятости более одного года (в абсолютных цифрах с 3,2 до 0,4 тысяч человек). Доля женщин в общей численности безработных возросла с 61,3 процента (по состоянию на 1.01.98) до 73,2 % (на 1.01.2001г), а молодёжи в возрасте 16-29 лет с 29,3 до 30,8 процента. В течение этого периода произошли существенные изменения в составе безработных по образованию. Увеличился на 1,4 % удельный вес имеющих высшее профессиональное образование и на 1,2 % имеющих среднее профессиональное, начальное профессиональное и среднее общее образование. В то же время с 17,6 до 9,9 процента уменьшилась доля безработных, не имеющих полного среднего образования. То есть можно сделать вывод, что доля лиц с более высоким образовательным уровнем в общем составе безработных за прошедший период несколько увеличилась. В 1998-2000 годах произошли некоторые изменения в группировке районов области по уровню регистрируемой безработицы. (См. таблицу) Уровень регистрируемой Количество районов безработицы ( в %) На начало года 1998 1999 2000 на 1.01.2001г до 1,0 - - 2 7 1,01 - 2,0 3 5 7 2,01 - 3,0 8 7 14 8 3,0 - 4,0 5 6 3 2 4,01 - 5,0 6 4 - - Свыше 5,0 4 4 - - В целом по области 3,58 3,20 1,96 1,28 Количество районов с уро 12 13 17 18 внем безработицы больше, Из таблицы видно, что при систематическом ежегодном уменьшении регистрируемого уровня безработицы в целом по области, достаточно велико количество районов, где уровень безработицы выше, чем в целом по области. На начало 1998 года в число районов с максимально высоким уровнем регистрируемой безработицы вошли: Буйский район - 6,04 %, Нерехтский - 6,03 %, Нейский - 5,28 %, Островский - 5,07 %, а с минимальным уровнем: Пыщугский район - 1,18 %, Павинский - 1,6 % и Костромской - 1,78 %. По состоянию на 1.01.2001 года - с максимальным: г. Волгореченск - 3,44 %, Нейский район - 3,07 %, Поназыревский - 2, 77 %, Галичский - 2,57 %, Кадыйский - 2,55 %, а с минимальным: Шарьинский - 0,46 %, Павинский - 0,57 %, г. Кострома - 0,61 %, Октябрьский - 0,69 %. Несмотря на достаточно низкий уровень регистрируемой безработицы в целом по области состояние рынка труда нельзя назвать благополучным. 1. 3. Прогноз спроса и предложения рабочей силы на 2001-2003 годы. Ситуация на рынке труда, спрос и предложение рабочей силы в предстоящие три года во многом будет зависеть от социально-экономических факторов развития нашего региона, городов и районов в этом периоде. Прогноз социально-экономического развития области на 2001-2003 годы предполагает дальнейший рост промышленного производства. Объёмы выпуска продукции будут достигнуты в электроэнергетике, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, машиностроении и металлообработке, химической и лёгкой промышленности. Представляется, что дальнейшее оживление многих отраслей экономики окажет позитивное воздействие на занятость населения в народном хозяйстве области. Предполагается увеличение численности занятых экономической деятельностью, но в то же время в ряде отраслей намечается снижение числа работников. В предстоящий период до 2003 года ситуация на рынке труда предполагает дальнейшее увеличение спроса на рабочую силу. Как и прежде, большая часть 65-70 % потребности будет приходиться на замену выбывающих работников по собственному желанию, 10-15 % на создаваемые рабочие места. Очевидно, как и в предыдущие годы будет сокращаться разрыв между предложением и спросом рабочей силы. (Приложение № 2). Несмотря на некоторое оживление в ряде отраслей экономики в регионе, при разработке основных параметров прогноза рынка труда учитываются непредвиденные факторы происходящих сложных процессов в экономике и социальной сфере, в том числе и в сфере занятости. Анализ состояния рынка труда в 1998-2000 годах и прогноз социально-экономического развития области позволяют предположить, что и в предстоящие три года он не претерпит серьёзных изменений. В течение 2001-2003 г.г. - 69,5 тыс. ( 75,3 %) предполагается трудоустроить, 4,9 тыс. направить на профессиональное обучение и переподготовку, 0,2 тыс. на досрочную пенсию. Численность населения состоящего на учёте в службе занятости на начало 2002 года может составить 7,1 тыс., в том числе безработных - 6,5 тысяч, уровень регистрируемой безработицы 1,65 процента. (Приложение № 3) Распределение граждан зарегистрированных в органах службы занятости в качестве ищущих работу в разрезе городов и районов области в 2001 году отражено Приложение № 4.) 1. 4. Ключевые проблемы на рынке труда. Для состояния сегодняшнего рынка труда области характерны следующие ключевые проблемы: - сохраняющийся дефицит рабочих мест в разрезе городов и районов и диспропорция между предложением рабочей силы и спросом на неё; - превышение количества работников, убывающих с предприятий и организаций над прибывающими на них; - дифференциация размеров безработицы по территориям; - преобладание женской безработицы при явном недостатке на рынке труда рабочих мест для женщин; - значительные масштабы скрытой безработицы; II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА В 2001-2003 годах 2. 1. Основные задачи государственной политики на рынке труда. Прогноз ситуации на рынке труда на предстоящие три года предполагает некоторый рост уровня безработицы ( на 0,1 - 0,4 пункта). Вследствие этого в ближайшие годы следует обеспечить взвешенность в проведении политики занятости, а именно: с одной стороны не допустить массового высвобождения работников, а следовательно, и критической ситуации на рынке труда, с другой стороны не оказывать препятствия рациональному высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики. Политика занятости требует определённой корректировки. В ней требуется усилить те направления, которые способствуют росту эффективности труда. Во главу угла работы в трудовой сфере необходимо поставить содействие ускорению переливов рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста эффективности труда. При проведении мероприятий политики занятости следует более активно обновлять рабочие места, устраняя малоэффективные и низкооплачиваемые. Исходя из выше сказанного, политика на рынке труда в предстоящий период будет направлена на решение следующих основных задач: - обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения; - уменьшение разрыва между предложением и спросом рабочей силы; - содействие в трудоустройстве гражданам, обратившимся в службу занятости, но не имеющим статус безработного; - принятие профилактических мер для недопущения массового высвобождения работников; - создание новых и повышение эффективности действующих рабочих мест, улучшение условий труда и повышение его оплаты; - содействие переориентации экономически активного населения на новые формы трудовых отношений, проведение более активной и широкой профориентационной работы среди различных категорий населения;- 7 - - развитие и улучшение кадрового потенциала через систему профобучения и переобучения, переподготовки и повышения квалификации работников; - содействие росту мобильности трудовых ресурсов; - развитие малых предприятий, предпринимательства, направление капитальных вложений в перспективные отрасли и отрасли традиционной занятости; - оказание адресной социальной поддержки гражданам, имеющим низкую конкурентоспособность на рынке труда, материальной поддержки безработным; - дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочих кадров; - повышение эффективности форм, методов и технологий работы органов службы занятости в оказании услуг населению области. 2. 2. Повышение уровня занятости. В соответствии с Федеральной целевой программой социально-экономического развития Костромской области на период до 2005 года предусмотрено увеличение инвестиций практически во все отрасли хозяйственного комплекса региона. Согласно прогнозу комитета по экономике и экономическим реформам администрации области объёмы промышленной продукции увеличатся в 2003 году в 1,6 раза к уровню 1998 года. По прежнему ведущими отраслями останутся электроэнергетика, пищевая, лёгкая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение и металлообработка. Увеличение объёмов производства произойдёт за счёт более полной загрузки производственных мощностей предприятий (размещение областного заказа, внутриобластная кооперация, выпуск наиболее конкурентоспособной продукции, техническое перевооружение производств, реформирование и реорганизация предприятий, использование в больших масштабах в производственных процессах местного сырья - льна, шерсти, кожи, строительных материалов и др.) В период до 2003 года объём инвестиций в экономику области по сравнению с 1998-2000 годом увеличится в 2,6 раза и составит 23,8 млрд. руб. В производственной сфере рост объёмов инвестиций составит 250 %, в непроизводственной - 309 процентов. Капитальные вложения в ближайшие три года будут направлены на: - развитие лесного комплекса области, включая глубокую переработку древесины и расширения экспортных поставок; - реконструкцию и техническое перевооружение Костромской ГРЭС; - восстановление и развитие текстильной и лёгкой промышленности; - развитие инфраструктуры; - подъём агропромышленного комплекса; - восстановление объектов санаторной сферы и развитие туризма; - реконструкцию и строительство инженерных коммуникаций, объектов водоснабжения, водоотведения и экологических мероприятий. В общих затратах по источникам финансирования доля федерального бюджета составит 8,2 процента, областного - 2 %, предприятий и организаций - 44,4 процента, внебюджетных ассигнований - 8,9 %, средств населения на жилищное строительство - 3,3 %, заёмных средств и других источников - 33,2 процента. Согласно Федеральной целевой программы социально-экономического развития Костромской области на период до 2005 года, разработанной по поручению Президента РФ от 26.06.98г № Пр-902, администрацией области совместно с Международным Фондом развития регионов предусмотрено создание и сохранение в различных отраслях экономики 30,2 тыс. рабочих мест, в т.ч. введение 8,2 тыс. Из общего количества создаваемых рабочих мест около 5,3 тыс. будет введено в гор. Костроме, 1,2 тыс. в городах областного подчинения - Буе, Галиче, Мантурове, Шарье и 1,7 тыс. рабочих мест в 12 районах области. Значительное количество рабочих мест намечается создать в машиностроении. Так, например, в ОАО "Строммашина", - 1 тыс. с целью освоения производства оборудования для нефтегазодобывающей промышленности и стройиндустрии, в ОАО "ЭКСКО" - 860 рабочих мест для организации производства новых видов строительно-дорожной техники, в ОАО "СКБТМ" - 750 рабочих мест для развития производства оборудования по обработке льна, джута и лубяных волокон. Дальнейшее развитие в период до 2003 года получат предприятия лесозаготовительного и лесопильно-деревообрабатывающих производств, где предполагается организация 2,8 тысяч новых рабочих мест. Существенное развитие намечается в оздоровительном комплексе, в сфере оказания услуг, туризма, торговом обслуживании населения. Одной из активных форм и эффективной мерой содействия занятости населения в условиях ограниченных возможностей экономической и социальной защиты безработных является временная занятость и организация общественных работ. В 2001-2003 годах предусматривается охватить временной занятостью с целью оказания безработным гражданам материальной поддержки, сохранения мотивации к труду, приобретения трудовых навыков у ранее не работавшей молодёжи около 25,0 тыс. человек, в т.ч. 6,3 тыс. привлечь к общественным работам, в т.ч. в 2001г 4,5 тыс. и 2,0 тыс. соответственно (Приложение № 8). Для реализации программ общественных работ и временной занятости намечается: - координация действий органов исполнительной власти, местного самоуправления службы занятости, общественных и других заинтересованных организаций в работе по проведению общественных работ, а также их финансированию; - расширение видов общественных работ, повышение их престижности с учётом качественного состава безработных граждан, их интеллектуального уровня и образования; - формирование и постоянное обновление банка данных о видах временных и общественных работ, их объёмов, времени проведения, оплате труда и предполагаемом количестве привлекаемых работников. Совершенствование технологии организации общественных работ; - заключение договоров с организациями всех форм собственности, на базе которых будут проводиться общественные и временные работы, осуществление контроля за соблюдением договорных обязательств; - осуществление социальной направленности при привлечении к временному трудоустройству лиц особо нуждающихся в социальной защите и являющихся низкоконкурентоспособными на рынке труда. С целью смягчения последствий массовых высвобождений и предотвращения возникновения критических ситуаций на рынке труда в Программе предусматривается: - усиление контроля за своевременным и полным предоставлением работодателями сведений о предстоящих массовых высвобождениях работников; - приостановка, поэтапное высвобождение, организация опережающего обучения, перевод увольняемых работников на другую работу как внутри, так и вне предприятия, организация труда на условиях неполной занятости; - организация занятости высвобождаемых работников путём внутри и межобластного переселения, расширения сети оплачиваемых общественных и временных работ. 2. 3. Развитие качества рабочей силы, как составной части развития человеческих ресурсов. Динамическое развитие и эффективное использование человеческих ресурсов является одним из главных условий подъёма региональной экономики. От уровня профессиональной подготовки рабочих, специалистов и аппарата управления во многом зависит эффективность выполнения программ структурной перестройки экономики области, социально-экономического развития региона. В то же время высокая квалификация работников является важным фактором их социальной защищённости, они более мобильны на рынке труда. Решение задач повышения качества рабочей силы как составной части развития человеческих ресурсов предполагает: - развитие и совершенствование системы общего и профессионального образования с целью подготовки конкурентоспособной рабочей силы; - восстановление и развитие внутрипроизводственного обучения персонала работников, в том числе на рабочих местах, создание условий для самообучения; - проведение более полной и качественной профориентационной работы и психологической поддержки безработных и незанятых граждан, а также тех, кто желает изменить профиль работы или сменить профессию; - развитие услуг органов государственной службы занятости по обучению и переподготовке безработных граждан и незанятого населения, содействие в организации работодателями опережающего обучения работников в условиях предполагаемого массового высвобождения. 2. 3.1. Профессиональная подготовка новой рабочей силы. Система профессионального образования Костромской области строится с учётом развития непрерывного образования в целях обеспечения положительных сдвигов в профессионально - квалификационной структуре работающих и повышения конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. Перемены в системе профессионального образования адекватны переменам на рынке труда. В области происходит оживление деятельности предприятий машиностроения, лёгкой промышленности, строительства; наблюдается развитие сферы услуг населению, в результате чего в 2001-2003 годах определяется приоритетное направление профессиональной подготовки новой рабочей силы на базе учреждений профессионального образования, а также профподготовка безработных граждан и незанятого населения по профессиям, видам деятельности вышеуказанных отраслей. Предприятия и образовательные учреждения восстанавливают связи, заключают договора на подготовку новой рабочей силы с прохождением производственной практики на предприятиях и повышением квалификации работающих кадров. Появилась тенденция восстановления на предприятиях профессиональной подготовки рабочих кадров с учётом перспектив развития отраслей. В этой связи в период 2001-2003 годах ставится задача формирования по области внутрипроизводственной системы обучения, связанной не только с получением первичной квалификации, но и подготовкой работников рабочих профессий высших квалификаций. Определенное место в развитии среднего и малого бизнеса займет профессиональная подготовка основам предпринимательства и доходным видам деятельности. 2. 4. Качество рабочей среды. Согласно прогноза департамента экономики администрации области фонд оплаты труда за 2001-2003 годы составит 20,0 млн. рублей, рост в 2003 году к 2000 году намечается на 67,0 процентов. Выплаты социального характера возрастут со 102 до 159 млн. рублей или более, чем в 1,5 раза. В целях формирования более стабильной и благоприятной рабочей среды, повышения экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, снижения и профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний в области предусматривается: - принять Закон "Об охране труда в Костромской области"; - разработать областную Программу по улучшению условий и охраны труда на предстоящие 2-3 года; - обеспечить включение мероприятий по улучшению условий и охраны труда в коллективные договора; - продолжить работу по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда; - обеспечить контроль и надзор за состоянием охраны труда в организациях области, осуществлять госэкспертизу условий труда. 2. 4.1. Профилактика дискриминации на рынке труда. В предстоящие три года предполагается дальнейшее усиление работы органов службы занятости в городах и районах области, департамента социальной защиты населения администрации области, общественных и других заинтересованных организаций с категориями граждан, которые слабо социально защищены, обладают низкой конкурентной способностью на рынке труда и в отношении которых требуется совершенствование действующего трудового законодательства для содействия в их занятости: инвалидами; молодёжью в возрасте до 18 лет; подростками; военнослужащими, уволенными в запас, и членами их семей; беженцами и переселенцами; лицами, освобождёнными из учреждений, исполняющих наказание и др. В этих целях продолжится работа по квотированию рабочих мест, по расширению возможностей дифференцированной профессиональной подготовки и переподготовки, оказанию психологической помощи и профориентационных услуг. Как и ранее будут предусматриваться налоговые льготы и оказание финансовой поддержки работодателям, создающим рабочие места для этих категорий граждан. Всего в предстоящие три года мероприятиями по содействию занятости лиц особо нуждающихся в поддержке, предполагается охватить не менее 1,6 - 1,7 тысяч человек. а) Содействие занятости инвалидов За последние три года в областную службу занятости в поисках работы обратилось 1,4 тыс. инвалидов из которых более 1 тыс. были трудоустроены. В т.ч. 65 процентов на установленные квоты. Как положительный момент следует отметить сокращение за этот период с 7,9 до 6,4 мес. средней продолжительности безработицы этой категории граждан. Предполагается, что в 2001 - 2003 годах за содействием в трудоустройстве обратится в городские и районные центры занятости 1,4 - 1,5 тыс. инвалидов, около 1 тысячи из них будет трудоустроено. Как и прежде главное внимание в работе с инвалидами будет сосредоточено на создании условий по социально - трудовой реабилитации их. Основными направлениями деятельности службы занятости будут: - оказание профориентационных услуг; - направление на профессиональное обучение и переподготовку; - содействие организации самозанятости и предпринимательства; - трудоустройство, в т.ч. на квотированные рабочие места. б) Поддержка граждан, уволенных с военной службы и членов их семей. Содействие занятости бывшим военнослужащим и членам их семей служба занятости будет организовывать в соответствии с Приказом Минтруда России от 5 апреля 2001 года № 56 "О порядке проведения в 2001 году мероприятий социально - профессиональной адаптации и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей". Государственная поддержка этих категорий граждан предполагает проведение: - ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, информирование о положении на рынке труда, мероприятий по содействию в организации предпринимательской деятельности, предварительных консультационных услуг. - мероприятий по профессиональной переподготовке; - целенаправленной работы по содействию в трудоустройстве. Проведение мероприятий социально - профессиональной адаптации и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей намечено проводить на договорной основе с органами соответствующих военных ведомств о совместной деятельности. в) Содействие занятости молодежи. Проблемы занятости молодежи предполагается решать не только с учетом текущих потребностей в рабочей силе но и перспективных задач. К числу первоочередных задач, подлежащих решению в ближайшие годы, относятся создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь и сокращение периода поиска работы для остальной части безработной молодежи. Основные направления действий: - постепенный переход к гарантированному трудоустройству молодежи, завершающей профессиональное образование (дальнейшее субсидирование занятости молодежи по полученной профессии после завершения обучения в профессиональных учебных заведениях или после дообучения в целях адаптации к реальному спросу в экономике на рабочую силу); - разработка организационных и экономических мер, предусматривающих предоставление льгот в налогообложении, и направленных на осуществление приоритета приема молодежи после завершения образования на предприятиях всех форм собственности; - активное содействие молодежи в организации собственного дела, малого бизнеса (эффективное организационно - информационное обеспечение, предоставление профессионально - ориентационных услуг и необходимая профподготовка, приоритетное кредитование молодежного малого бизнеса и т.д.); - опережающее профессиональное обучение молодежи, ставшей безработной или находящейся под риском увольнения. г) Временная занятость несовершеннолетних граждан. В 2001 - 2003 годах в целях приобщения к труду, получения профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности, предполагается трудоустроить на временную работу около 12,0 тыс. несовершеннолетних граждан. В этот период будет продолжена работа по совершенствованию реализации программы, в частности, совершенствование порядка и условий трудоустройства, привлечение к этому процессу максимального количества заинтересованных сторон (работодатели, местные органы исполнительной власти, органы системы образования, комитеты по делам молодежи и др.), совершенствование механизма создания и финансирования временных рабочих мест, создание специализированных предприятий для организации временной занятости несовершеннолетних, что позволит устранить причины, сдерживающие возможности временного трудоустройства данной категории граждан. д) Содействие занятости женщин. С учетом сложившегося состояния занятости женщин удельный вес которых в составе безработных составляет более 70 процентов, объектами принятия решений на ближайшие годы являются в основном три группы экономически активных женщин: женщины, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, прежде всего впервые вступающие в трудовую жизнь; работницы "женских" отраслей, испытывающих глубокий кризис (например, работницы текстильной и легкой промышленности); экономически активные женщины в районах, традиционно испытывающих недостаток рабочих мест и отличающихся высоким уровнем незанятого населения. Регулирование занятости женщин, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, намечается осуществит по трем направлениям: - максимально возможное трудоустройство молодых женщин, завершивших образование в высших и средних профессиональных учебных заведениях, если полученная специальность отвечает современным требованиям; - предотвращение дискриминации женщин - специалистов при массовом высвобождении персонала; - вывод женщин с производств с вредными условиями труда и их профессиональная переориентация и переподготовка в связи с меняющейся конъюнктурой рынка труда. Основными направлениями действий в области содействия занятости женщин в "женских" отраслях, испытывающих глубокий кризис, будет профессиональная переориентация и переподготовка излишней численности работниц основных профессиональных групп в случае отсутствия перспектив развития производства, а также обязательное повышение квалификации безработных женщин - работниц массовых профессий с учетом предстоящего экономического роста производства. Содействие занятости женщин предполагает: - усиление социальной поддержки семей, как правило, многодетных, с тем, чтобы снять давление на рынок труда со стороны женщин, имеющих детей, по причине чрезмерно низкого уровня доходов таких семей; - всемерное развитие общественных работ, особенно в сфере социальной инфраструктуры, с достаточной продолжительностью, прежде всего для молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, поскольку значительная ее часть не имеет профессии; - возрождение народных промыслов с целью повышения занятости женщин. е) Содействие трудовой занятости граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания. Ожидается, что в 2001 - 2003 годах в органы государственной службы занятости за содействием в трудоустройстве обратятся около 700 граждан, освободившихся из мест лишения свободы. Освобожденные из мест лишения свободы также сталкиваются с повышенными трудностями при трудоустройстве. Предполагается частично снять остроту этой проблемы за счет осуществления следующих мер: - отработки механизма взаимодействия администрации учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы , с органами областной государственной службы занятости по вопросам создания информационной службы о спросе на рабочую силу на рынке труда, профессиональной подготовки осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы; - реализации мер по профессионально - трудовой адаптации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и их трудоустройству. 2. 5. Социальное партнёрство на рынке труда. Социальное партнёрство на рынке рабочей силы предполагается строить на основе договорного регулирования социально-трудовых отношений. Достижение сотрудничества между органами службы занятости и её партнёрами в проведении государственной политики занятости будет осуществляться за счёт проведения следующих мер: - участие в реализации трёхстороннего соглашения между администрацией области, работодателями и областным Советом профсоюзов; - проведение регулярных встреч, совещаний, семинаров, Ярмарок свободных рабочих мест с работодателями, с негосударственными организациями, ведущими работу по трудоустройству граждан; - взаимодействие с местными органами власти, участия в проводимых ими мероприятиях; - рассмотрение на заседаниях координационных комитетов содействия занятости наиболее важных вопросов по проблемам занятости населения; - участие в работе по совершенствованию нормативно-правовой базы в целях усиления роли работодателя в вопросах содействия занятости граждан и повышения их ответственности за выполнение коллективных договоров и соглашений по этим вопросам; - делового сотрудничества с управлением федерального казначейства по Костромской области с целью финансового обеспечения выполнения мероприятий Программы содействия занятости населения. 2. 5.1. Государственная политика на местных рынках труда. С целью содействия занятости населения в каждом районе области, кроме областной Программы содействия занятости населения разработаны местные Программы содействия занятости, продолжают работу комиссии по предотвращению критических ситуаций на рынках труда, координационные комитеты содействия занятости населения. При необходимости вопросы будут рассматриваться на заседаниях областной комиссии по предотвращению критических ситуаций на рынке труда. В предстоящие годы предполагается сохранить при сельских и поселковых администрациях около 100 общественных комиссий по содействию занятости населения в сельской местности. В целях оказания содействия предприятиям машиностроения, лёгкой и текстильной промышленности, строительного комплекса по подготовке рабочих кадров Департамент службы занятости совместно с заинтересованными органами областной администрации продолжит работу по выполнению мероприятий, утверждённых постановлением Главы администрации Костромской области № 558 от 20 декабря 1999 года "О мерах по комплектованию кадрами рабочих профессий предприятий машиностроения, лёгкой промышленности и строительного комплекса в 2000-2001 годах" (с изменениями внесёнными постановлением губернатора Костромской области № 162 от 17.04.2001 года). 2. 6. Содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцев В течение 2001-2003 годов в соответствии с прогнозом Миграционной службы Костромской области предполагается приток в регион порядка 1,2 - 1,5 тысячи беженцев и вынужденных переселенцев, трудоспособное население в их числе, нуждающееся в содействии в трудоустройстве, может составить 55-60 процентов, т.е. около 0,7 тысяч человек. Анализ сложившихся тенденций позволяет сделать вывод, что большая часть беженцев выберет местом жительства г. Кострому, Буйский, Костромской, Нерехтский и Шарьинский районы, 35-45 % пожелает обосноваться в сельской местности. Содействию занятости этой категории граждан будет способствовать выполнение следующих мероприятий: - государственная поддержка и привлечение к активному личному участию мигрантов в обустройстве на новом месте жительства; - осуществление рационального территориального распределения беженцев и переселенцев с учётом обеспечения жильём, потребности в рабочей силе, спроса рынка труда; - оказание беженцам и переселенцам, обратившимся в органы службы занятости соответствующих услуг: содействия в трудоустройстве, профориентационной и психологической помощи, направление на обучение, оказания содействия в организации самозанятости, материальная поддержка и др. 2. 7. Регулирование трудовой миграции. В течение прошедших 3 лет в Костромскую область прибыло 50,4 тысячи человек, выбыло 44,5 тысячи. Миграционный прирост составил 5,9 тысячи человек. Внутренняя миграция за этот период составила 25,7 тысяч. Сравнение с 1996-1997 годами показывает, что миграционные процессы как внутренние, так и внешние замедляются. Около половины прибывших в область мигрантов из стран СНГ и Балтии приходилось на Казахстан, около четверти на Украину. Миграция в сельской местности региона характеризуется 18,1 тыс. прибывших и 18,5 тыс. выбывших граждан. Работа с мигрантами строилась в соответствии с областной Миграционной Программой на 1998-2000 годы. Предположительно за период до 2004 года по Костромской области миграционный прирост составит 5,1 тыс. граждан. Как и прежде мигрантам будет оказываться поддержка органами местной власти, органом занимающимся миграционной политикой, а также Департаментом занятости населения в содействии трудоустройству, профобучении, психологической поддержки, а признанным в соответствии с законодательством безработным - материальная помощь в виде выплаты пособия по безработице. Как и в прошедшие годы в связи с излишком рабочей силы, а также из-за отсутствия пригодного для приёма жилья, сокращения объёмов производства сельхозпродукции и сложным финансовым положением сельхозпредприятий, по заявлению руководства департамента агропромышленного комплекса администрации области в предстоящий период организация по внутриобластному и межтерриториальному сельхозпереселению, связанному с предоставлением льгот и компенсаций не предполагается. Привлечение иностранной рабочей силы в предстоящие годы как и ранее будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством на основании заключения службы занятости и разрешения территориального органа Минфедерации России в Костромской области. Предположительно будет привлечено в течение 2001-2003 годов около 1,3 тыс. граждан для работы в лесопромышленном комплексе (с Украины и Молдовы), торговом и бытовом обслуживании населения и строительном комплексе. III. УЛУЧШЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА. 3. 1. Профилактика безработицы. Важным направлением работы по профилактике безработицы остаётся систематическое информирование населения и работодателей о ситуации, складывающейся на рынке и процессах происходящих в сфере занятости о деятельности службы занятости, возможности трудоустройства различных категорий населения и профессиональной подготовке и переобучения. Учитывая, что информационное обеспечение является важным фактором реализации мероприятий Программы содействия занятости в предстоящие три года предполагается в ещё большей мере использовать электронные и печатные средства массовой информации. Как и прежде раз в месяц будет готовиться специальная страница в газете "Северная правда", издаваться и распространяться информационно-справочные и методические материалы, рекламная продукция по различным направлениям деятельности службы занятости и органов исполнительной власти в сфере занятости в виде буклетов, брошюр, листовок, памяток и т.д. Информационное обеспечение программ на местах будет осуществляться через местные СМИ, встречи с населением и работодателями. В 1998-2000 годах профориентационные услуги работниками областной службы занятости были оказаны 55,3 тысячам граждан, в том числе: 30,3 тыс. безработным, 24,5 тыс. молодёжи, несовершеннолетним 14-16 лет - 17,2 тыс., 30,0 женщинам, 0,6 тыс. инвалидам, 0,6 тыс. военнослужащим, уволенным в запас, 113 отбывающим наказание в воспитательно-трудовой колонии для несовершеннолетних. Программой социальной адаптации "Клуб ищущих работу" было охвачено 3,1 тыс. человек, из них 3,7 тыс. чел. трудоустроились. В предстоящие три года продолжится работа по развертыванию в области комплексной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения. Для координации этой работы администрацией области создана областная Межведомственная комиссия по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения. Работа по профориентации будет строиться на основе договоров в тесном взаимодействии с Департаментом общего и профессионального образования администрации области, отделами и учреждениями образования городов и районов, школами. Важная роль в решении этих вопросов будет отводиться Межведомственной Программе содействия трудоустройству и адаптации на рынке рабочей силы для выпускников учреждений профессионального образования. В 2001-2003 годах продолжится работа по выполнению Соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности между Департаментом ФГСЗН по Костромской области и Департаментом общего и профессионального образования администрации области, заключенного в соответствии с Договором о сотрудничестве Минтруда России и Минобразования на 2000-2005 годы. Предполагается развивать взаимодействие в решении вопросов профориентации с Комитетом по делам молодёжи администрации области, военкоматами, департаментом социальной защиты населения администрации области, межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Костромской области, управлением исполнения наказаний, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области. Будет продолжена работа с воспитанниками воспитательной колоний для несовершеннолетних правонарушителей, оказанию профориентационных услуг студентам выпускных курсов Костромских университетов и сельхозакадемии. В предстоящие три года профориентационные услуги будут оказаны не менее 57,0 тыс. гражданам. Реализация мероприятий по профориентационной работе позволит: - повысить долю трудоустроенных граждан, обратившихся в службу занятости в поисках работы; - формировать активную позицию и повышать мотивацию к поиску работы у граждан, испытывающих затруднения в трудоустройстве; - снизить социально-психологическую напряжённость и содействовать быстрейшему трудоустройству длительно безработных граждан; - повысить конкурентоспособность социально-слабозащищённых граждан за счёт приобретения навыков поведения на рынке труда и психологической поддержке; - уменьшить долю выпускников школ, других образовательных учреждений, обращающихся в службу занятости и регистрируемых в качестве безработных; - сократить период безработицы. 3. 2. Содействие занятости населения. Важнейшим фактором обеспечения занятости населения является работа органов службы занятости по расширению непосредственных контактов с работодателями с целью пополнения банка данных вакансий, рационального использования имеющегося потенциала свободных рабочих мест, сокращения времени поиска гражданами подходящей работы. Для осуществления и реализации этих задач предполагается: - расширение круга работодателей, информирующих службу занятости о наличии свободных рабочих мест, доведение банка вакансий до незанятого населения и безработных граждан, состоящих на учёте в службе занятости; - содействие в подборе подходящих работников по запросу предприятия; - организация и проведение "Ярмарок вакансий" для отдельных категорий граждан и по отраслевому принципу; - проведение консультирования и обучения навыкам поиска работы граждан, испытывающих трудности в трудоустройстве; - реализация специальных мероприятий (квотирование рабочих мест, программа "Молодёжная практика", оказание финансовой помощи работода- телям для организации рабочих мест и др.) по содействию в трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите; - совершенствование работы отделов Департамента ФГСЗН по Костромской области (изменение технологии, работа непосредственно на предприятии и в организации, сотрудничество с СМИ, обмен опытом работы и др.) по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве. Превентивные меры по поддержке занятости и социальной защите высвобождаемых работников предполагается реализовать в следующих направлениях работы: - осуществление контроля за своевременностью подачи сведений о высвобождении работников; - освещение порядка высвобождения, льготах и компенсациях, правах и обязанностях высвобождаемых работников непосредственно на предприятиях и в средствах массовой информации; - проведение мероприятий по предотвращению обострения ситуации на рынке труда при массовых высвобождениях работников (приостановка или поэтапное высвобождение, организация опережающего обучения, перевод увольняемых работников на другую работу как внутри предприятия, так и вне его, организация труда на условиях неполного рабочего времени и др.); - расширение сети оплачиваемых общественных работ и организации временных работ; - организация занятости населения в порядке внутриобластного переселения граждан; - информирование предприятий и организаций о состоянии рынка труда, имеющихся в органах службы занятости вакансиях, видах общественных работ, возможностях профессиональной переподготовки и других услуг для содействия в трудоустройстве; - оказание методической помощи заинтересованным сторонам в подготовке раздела "Занятость" при формировании коллективных договоров и соглашений. С целью дальнейшего сокращения периода поиска работы на основе совершенствования форм и методов деятельности органов службы занятости предполагается: - дальнейшее развитие взаимодействия и сотрудничества с работодателями; - активизация и расширение работы с незанятым населением, обратившимся в службу занятости и не претендующими на статус безработного; - широкое применение метода интенсивного поиска работы в первые 10 дней с момента обращения граждан в службу занятости; - организация и проведение Ярмарок вакансий; - проведение консультаций и оказание услуг о имеющихся вакансиях каждому обратившемуся, информирование о наличии вакансий в службе занятости в средствах массовой информации; - развитие Программы "Клуб ищущих работу", привлечение к участию в ней выпускников учреждений профобучения, граждан, демобилизованных и уволенных из армии; - расширение и активизация деятельности общественных комиссий по содействию занятости сельского населения, созданных при сельских и поселковых администрациях и органах самоуправления. Предусматривается в 2001 году предоставить возможность временной занятости на общественных работах 2 тыс. граждан. Предполагается совершенствование координации действий органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественных организаций по вопросам организации и проведения общественных работ, по их финансовому обеспечению. Намечается повышение престижности общественных работ за счет расширения видов работ интеллектуального характера. В целях оказания содействия в развитии самозанятости и предпринимательской инициативы, а также их адаптации к условиям рынка труда планируется выдача субсидий гражданам, изъявившим желание организовать собственное дело в 2001 году. В качестве основных направлений поддержки самозанятости и предпринимательской инициативы намечается: - консультирование и профессиональная ориентация незанятых граждан в целях определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей; - обучение незанятых граждан основам предпринимательской деятельности, (в первую очередь, молодежи, женщин, а также граждан, увольняемых с военной службы в ходе военной реформы армии, специалистов малых предприятий в сфере жилищно- коммунальных услуг), оказание им правовой, финансовой и организационной поддержки на стадии становления и развития собственного дела и т.п. В 2001 и последующие годы предполагается дальнейшее усиление работы органов службы занятости с инвалидами, молодежью до 18 лет, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание по приговору суда и др., доля которых в общем количестве безработных по состоянию на 01.01.2001г. составляет около 8 процентов. Она будет ориентирована на дополнительное повышение шансов трудоустройства или предоставления альтернативных возможностей для их занятости, преодоление последствий долговременной безработицы и содействие социальной реабилитации этих категорий граждан. В этих целях продолжится работа по квотированию рабочих мест; по расширению возможностей дифференцированной профподготовки и переподготовки; по оказанию им психологической помощи и материальной поддержки. При решении проблем занятости молодежи намечается постепенный переход к гарантированному трудоустройству молодежи, завершающей профессиональное образование(дальнейшее субсидирование занятости молодежи по полученной профессии после завершения обучения в профессиональных учебных заведениях или после дообучения в целях адаптации к реальному спросу в экономике на рабочую силу. В целях приобщения к труду несовершеннолетних граждан будет продолжена работа по совершенствованию порядка и условий их трудоустройства, привлечение к этому процессу максимального количества заинтересованных сторон (работодатели, местные органы исполнительной власти, органы системы образования, комитеты по делам молодежи и др.) улучшение механизма создания и финансирования временных рабочих мест, создание специализированных предприятий для организации временной занятости несовершеннолетних. Предполагается частично снять остроту этой проблемы за счет отработки механизма взаимодействия учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с органами областной государственной службы занятости по вопросам создания информационной службы о спросе на рабочую силу на рынке труда, профессиональной подготовки осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы, а так же создания для их гарантированного трудоустройства нормативной базы. Всего за предстоящие три года намечено на реализацию спецпрограмм, профобучение и профориентацию выделение денежных средств в объеме 34,4 млн. рублей, в т.ч. в 2001 году 9,9 млн. руб., кроме того 172 тыс. из областного бюджета. Профессиональное обучение безработных граждан Сложность задач, стоящих в социально - экономическом развитии региона требует от областной службы занятости формирования новой концепции профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения, ориентированной на повышение экономической эффективности, изменении стратегии и тактики образовательных учреждений, городских и районных Центров занятости населения для обеспечения действенной социальной защищенности граждан на рынке труда. Создание безработным, занятым и незанятым гражданам оптимальных условий для приобретения необходимой профессиональной квалификации, в том числе на хозрасчетной основе, требует новой идеологии профессионального обучения как комплекса подходов, идей и направлений, выражающих государственные и личные интересы: развитие многоканального финансирования профессионального обучения, экономию средств за счет снижения отсева обучаемых, изучение профессионально - квалификационного состава экономически активного населения; расширение перечня профессий, специальностей и видов деятельности, адекватных потребностям рынка труда для профобучения всех социальных групп населения; развитие диагностического отбора безработных граждан на профобучение с учетом их мотивации и уровня имеющейся квалификации; внедрение в систему профессионального обучения эффективных технологий, учитывающих личностные возможности граждан, использование индивидуального обучения; повышение роли работодателей в определении содержания, форм и методов обучения безработных граждан и их трудоустройства после завершения обучения в соответствии с полученной профессиональной квалификацией; проведение мониторинга профессионального обучения с целью выявления адекватности потребностям рынка труда; развитие профобучения безработных граждан по месту их жительства; повышение личной ответственности руководителей и специалистов службы занятости за выполнение контрольных показателей, что влечет за собой осознание приоритетности профессионального обучения безработных граждан, глубокое изучение рынка труда. Для оптимизации стоимости обучения при сохранении качества подготовки будет продолжена проблема размещения заказов на образовательные услуги безработных и незанятых граждан на конкурсной основе среди образовательных учреждений и предприятий области. Организация профессиональной подготовки безработных граждан и незанятого населения продолжится по следующим направлениям: воспроизводство рабочей силы, профессиональная мобильность, реабилитация к активной трудовой деятельности, развитие предпринимательства, самозанятости и доходных видов деятельности. С целью смягчения социальной напряженности на рынке труда, снижения уровня и продолжительности безработицы, обеспечения занятости работников, подлежащих высвобождению, особое внимание предполагается уделить опережающему профессиональному обучению до наступления срока расторжения трудового договора между работником и работодателем. IY. МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН Для обеспечения государственных социальных гарантий при решении вопросов материальной поддержки граждан, имеющих статус безработного, и лиц, находящихся на их иждивении, в Программе предусматривается: - выплата пособий по безработице в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации". - оказание материальной помощи членам семей безработных, находящихся на их иждивении ; - выплата стипендий в период обучения безработных граждан в учебных учреждениях по направлению органов службы занятости; - возмещение затрат Пенсионному фонду. В среднем на материальную поддержку безработных граждан ежегодно предполагается расходовать 46,2 % от общей суммы расходов на финансирование Программы. Y. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. Обеспечение финансами мероприятий, заложенных в Программе содействия занятости населения во многом будет зависеть от ситуации на рынке труда, количества безработных, состоящих на учёте в службе занятости. Поэтому основной задачей в деятельности службы занятости в предстоящие три года будет не допущение роста социальной напряжённости на рынке рабочей силы, сохранения уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,7-1,9 процента. Отличительной особенностью финансового обеспечения Программы в 2001-2003 годах является финансирование её из бюджетов различных уровней, а не за счёт средств Государственного фонда занятости. В соответствии с проектом бюджета Департамента ФГСЗН по Костромской области на реализацию Программы предполагается израсходовать за три года - 382,6 млн. рублей, в т.ч. из областного бюджета - 1,8 млн. руб. в 2001 году - 92,8 млн. рублей, в т.ч. из областного бюджета - 0,172 млн.руб., в 2002г - 141,0 млн. руб., в т.ч. из областного бюджета - 0,749 млн. руб., в 2003г - 148,8 млн. руб., в т.ч. из областного бюджета - 0.862 млн. руб. Бюджетом предусматривается в 2001 году около 56,6 млн. руб. направить на реализацию программ материальной поддержки лиц, признанных безработными, 5,272 млн. руб. на специальные программы, в т.ч. из областного бюджета - 0.172. YI. КАДРЫ И РАЗВИТИЕ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ Дальнейшее развитие службы занятости, повышение квалификации её работников являются важнейшими условиями в решении проблем занятости и реализации областной и районных Программ. В этих целях предполагается непрерывное повышение уровня знаний работников, их квалификации, совершенствование технологии работы в организации работы специалистов по учёту, трудоустройству, профобучению и профессиональному консультированию незанятого населения и безработных граждан. Используя все уровни подготовки и переподготовки кадров намечено повышать квалификацию ежегодно 180 работников. Для совершенствования деятельности подразделений службы занятости предусматривается постепенная замена компьютерного оборудования на более современное, что позволит разработать и внедрить новые программы по оказанию и расширению услуг населению, улучшению условий труда специалистов. Повышение квалификации работников Департамента ФГСЗН по Костромской области, городских и районных Центров занятости планируется проводить в соответствии с утверждёнными планами учёбы путём получения дополнительного образования, обучения вновь принятых работников, занятий на курсах и семинарах, проводимых Минтрудом России Российским учебным Центром (РУЦ), в Департаменте ФГСЗН по Костромской области . Важным направлением в работе с кадрами будет обмен опытом работы с другими территориальными органами занятости населения. С целью совершенствования информационного обеспечения реализации Программы предполагается ежемесячный выпуск "Вестника трудоустройства" на страницах газеты "Северная правда", проведение "Круглых столов", "Прямых линий", лекций, бесед, встреч с работниками кадровых служб. YII. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Успешное выполнение мероприятий Программы позволит: - сдержать уровень регистрируемой безработицы в пределах 1,7-1,9 процента к численности экономически активного населения и контролируемое количество безработных в пределах 6,5-7,5 тысяч человек; - на основе развития социального партнёрства использования различных форм договорных услуг содействовать расширению занятости населения и обеспечению высококвалифицированными кадрами предприятий и организаций городов и районов области; - создать условия и содействовать быстрейшему трудоустройству в течение 2001-2003 годов около 69,5 тыс. граждан, в том числе учащихся на условиях временной занятости порядка 13,8 тысяч человек; - предоставить возможность профессиональной подготовки и переподготовки с последующим трудоустройством 4,9 тыс. человек, оказать профориентационные услуги не менее 57,0 тыс. граждан; - сбалансировать спрос и предложение рабочей силы на рынке труда путём заполнения около 57,5 тыс. вакансий; - оказать материальную (финансовую) поддержку 49,6 тыс. безработных граждан. Реализация указанных мероприятий и Программ позволит сохранить позитивные тенденции в сфере занятости и не допустить повышения напряжённости в социально-экономической ситуации в регионе. YIII. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ. Контроль за выполнением Программы осуществляет Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Костромской области совместно с заинтересованными областными органами исполнительной власти. Ход и оценка степени выполнения Программы производится как в целом по области, так и в разрезе городов и районов. Инструментом контроля за реализацией мероприятий Программы предполагается использовать ежеквартальное рассмотрение результатов работы на заседаниях Коллегии Департамента ФГСЗН по Костромской области. При необходимости итоги выполнения Программы могут быть рассмотрены на заседаниях областного координационного комитета и коллегии при Главе администрации области. В случае изменения ситуации в сфере занятости и рынка труда, а также финансового обеспечения Программы возможно внесение корректировок в территориальные показатели Программы с последующим согласованием в Минтруде России и утверждением в администрации области. Приложение № 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ, ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА на конец года, тыс. чел. отчет отчет ПРОГНОЗ 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. Экономически активное населен 373,4 393,0 389,0 388,0 387,0 ие - всего, чел. в том числе: 336,4 341,2 341,4 341,6 341,8 занятые в экономике безработные 37,0 33,3 33,1 31,9 30,7 из них 7,7 5,0 6,5 7,1 7,5 зарегистрированные в органах службы занятости Уровень безработицы, % общей 9,9 8,5 8,5 8,2 7,9 регистрируемой 1,96 1,28 1,65 1,8 1,9 Приложение № 2 Сводная таблица спроса и предложения рабочей силы на территориальном рынке труда тыс. человек Перечень характеристик 1998г 1999г 2000г 2001г факт факт прогноз 1 2 3 4 5 СПРОС НА РАБОЧУЮ СИЛУ Всего 56,4 64,6 68,4 70,3 в том числе на начало прогнозного периода на имею 1,2 1,0 2,4 4,3 щиеся вакансии потребность в работниках на новых раб 8,7 8,7 8,9 8,9 местах, предусмотренных к вводу в про гнози - руемом периоде потребность в работниках на замену вы 46,5 54,9 57,1 57,1 по собственному желанию и другим прич инам, не связанным с сокращением численности персонала ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ Всего 103,0 115,5 119,5 116,9 в том числе: численность безработных на начало год 34,0 40,4 37,0 33,3 из них зарегистрированных в территори 13,9 11,7 7,7 5,0 органах Минтруда России по вопросам населения численность высвобожденных в течение 4,4 4,0 2,5 3,0 года работников численность работников, уволившихся 41,8 44,3 53,8 53,7 собственному желанию численность выпускников общеобразоват 4,1 4,3 3,7 3,7 школ и профессиональных учебных завед уровней, а также лиц, прекративших об окончания учебного заведения численность граждан, уволенных из Воо 2,4 2,4 2,3 3,0 Сил Российской Федерации численность граждан, освобождённых из 2,1 2,0 1,8 1,8 лишения свободы механический приток населения в трудо 1,4 1,0 1,0 1,0 возрасте численность граждан, не имеющих работ 12,8 17,1 17,4 17,4 причинам СООТНОШЕНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Неудовлетворенный спрос на рабочую си 1,0 2,4 4,3 4,6 лу: количество вакансий (на конец года) общая численность безработных 40,4 37,0 33,3 33,1 численность официально зарегистрирова 11,7 7,7 5,0 6,5 безработных СПРАВОЧНО: Численность занятых в экономике 325,1 336,4 341,2 341,4 Численность экономически активного на 365,5 373,4 393,0 389,0 селения Уровень общей безработицы, в % к экон 11,1 8,5 8,5 омически активному населению Уровень регистрируемой безработицы, 3,20 1,96 1,28 1,65 в % к экономически активному населени ю Приложение № 3 Распределение рабочей силы на контролируемом службой занятости рынке труда на 2001-2003 годы по Костромской области (человек) 1999г 2000г 2001г 2002г 2003г факт факт прогноз прогноз прогноз 1.Число граждан, зарегистрирован 21503 27321 29000 29000 29000 ных в службе занятости в качеств е ищущих работу в течение года в том числе подростки 3083 4900 4500 4600 4700 2.Численность населения, состоящ 12188 8009 5302 7104 8026 его на учёте в службе занятости на начало отчетного периода в том числе безработных 11693 7712 5030 6500 7100 3.Численность населения, которое 33691 35330 34302 36104 37026 из них - будет трудоустроено 16829 22336 23000 23190 23300 - будут направлены на профобучен 1026 1476 1550 1625 1741 ие - будут оформлены на досрочную 63 63 70 70 70 пенсию - будет снято с учёта по другим 7764 6153 2578 3193 3719 причинам 4.Численность населения, состоящ 8009 5302 7104 8026 8196 его на учёте в службе занятости на конец отчётного периода в том числе безработных 7712 5030 6500 7100 7500 Уровень безработицы в % 1,96 1,28 1,65 1,8 1,9 Приложение №4 Распределение граждан, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу в разрезе городов и районов области в 2001 году (прогноз). занятос Число гра Числен-н в том Числ-сть Из них Числен-н в том населен ждан, ость числе населени ость числе ия зарегистр .насел, безра- якоторое населен безрабо ированных состоящ. ботных 2001 г. состоящ тных 1.01 200 на учете 1г. 2002г. Будет тр будут нап будут будет сн удоустро р. на про оформ. ято с уч ено ф. обучен На доср ета по ие оч пен- др. прич сию инам г.Костр 11000 1084 931 12084 9100 550 36 2097 1391 1200 ома Антропо 395 103 102 498 215 16 1 124 162 155 вский Буйский 1950 524 524 2474 1410 120 2 381 723 680 Волгоре 1075 350 342 1425 880 62 1 182 380 370 ченский Вохомск 600 142 136 742 380 20 1 143 224 210 ий Галичск 1560 450 430 2010 1325 74 2 95 624 575 ий Кадыйск 475 129 124 604 405 29 1 53 162 145 ий Кологри 550 110 110 660 325 20 1 172 178 165 вский Костром 960 252 241 1212 765 74 2 189 324 295 ской Краснос 490 81 81 571 460 25 2 36 100 95 ельский Макарье 550 155 154 705 455 37 2 75 192 170 вский Мантуро 1000 118 118 1118 730 52 1 219 196 175 вский Межевск 175 45 45 220 160 7 1 10 50 45 ой Нейский 890 297 297 1187 775 46 2 54 370 360 Нерехтс 1445 454 425 1899 1120 98 3 257 567 520 кий Октябрь 305 22 22 327 220 7 1 55 52 50 ский Островс 635 114 110 749 500 25 1 95 162 155 кий Павинск 180 22 20 202 120 8 1 49 40 35 ий Парфень 325 79 75 404 200 15 1 96 118 100 евский Поназыр 395 146 146 541 340 20 1 41 171 155 евский Пыщугск 170 25 25 195 155 7 1 8 32 30 ий Солигал 435 96 94 531 335 23 1 68 132 120 ичский Судисла 770 135 129 905 510 35 1 205 220 200 вский Сусанин 545 85 80 630 300 19 1 179 161 145 ский Чухломс 565 142 140 707 445 36 1 96 181 170 кий Шарьинс 1560 142 129 1702 1370 125 2 191 192 180 кий Всего 29000 5302 5030 34302 23000 1550 70 5170 7104 6500 по обла сти Приложение № 5 Контрольные показатели численности трудоустроенных, количества поступивших вакансий согласно Программы содействия занятости населения Костромской области на 2001 - 2003 годы. Численность трудоустроенных вакансий (чел.) 2001-2003г 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. . г.Кострома 28553 9450 9530 9573 13860 14430 14980 Антроповский 650 215 217 218 160 165 170 Буйский 4382 1450 1462 1470 850 880 920 Волгореченски 2657 880 886 891 850 880 920 й Вохомский 1059 350 354 355 200 205 215 Галичский 4003 1325 1336 1342 650 675 700 Кадыйский 1223 405 408 410 490 510 530 Кологривский 981 325 327 329 200 205 215 Костромской 2311 765 771 775 1000 1040 1080 Красносельски 1390 460 464 466 360 375 390 й Макарьевский 1376 455 460 461 330 345 355 Мантуровский 2387 790 797 800 900 935 970 Межевской 483 160 161 162 110 115 120 Нейский 2342 775 781 786 680 705 735 Нерехтский 2946 975 983 988 770 800 830 Октябрьский 574 190 192 192 160 165 170 Островский 1299 430 434 435 330 345 355 Павинский 393 130 131 132 110 115 120 Парфеньевский 604 200 201 203 110 115 120 Поназыревский 784 260 262 262 230 240 245 Пыщугский 468 155 156 157 60 64 65 Солигаличский 1072 355 357 360 350 365 375 Судиславский 1298 430 434 434 400 415 430 Сусанинский 906 300 302 304 300 310 325 Чухломский 1209 400 403 406 440 455 475 Шарьинский 4140 1370 1381 1389 1100 1146 1190 Всего по обла 69490 23000 23190 23300 25000 26000 27000 сти Приложение № 6 Контрольные показатели численности граждан, получивших консультации, участников спецпрограмм согласно Программы содействия занятости населения Костромской области на 2001 - 2003 годы. Центры занятости Оказание консультационных усл Численность участников уг спецпрограмм 2001г. 2002г. 2003г. 2001г. 2002г. 2003г. г. Кострома 26120 26545 26592 2920 3115 3240 Антроповский 684 695 697 145 154 161 Буйский 2380 2420 2424 552 590 612 Волгореченский 1518 1543 1546 341 362 378 Вохомский 690 702 703 184 195 204 Галичский 2906 2953 2960 456 487 510 Кадыйский 874 889 890 175 186 194 Кологривский 396 402 403 155 165 173 Костромской 1344 1365 1368 410 437 456 Красносельский 911 926 927 224 238 250 Макарьевский 866 880 881 249 265 276 Мантуровский 930 943 945 330 352 367 Межевской 260 264 265 86 92 96 Нейский 816 830 831 310 332 344 Нерехтский 3263 3316 3322 488 520 542 Октябрьский 532 541 542 95 101 105 Островский 459 467 468 219 234 243 Павинский 314 319 320 91 97 101 Парфеньевский 255 260 261 112 120 124 Поназыревский 569 578 579 124 132 138 Пыщугский 303 308 309 79 84 87 Солигаличский 914 930 931 151 161 168 Судиславский 1351 1373 1376 237 252 263 Сусанинский 548 557 559 149 159 165 Чухломский 636 646 647 188 200 209 Шарьинский 5161 5245 5254 530 570 594 Всего по области 55000 55897 56000 9000 9600 10000 Приложение № 7 Контрольные показатели численности граждан, которые пройдут профобучение, получат услуги по профессиональной ориентации согласно Программы содействия занятости населения Костромской области на 2001 - 2003 годы. Объемы профобучения (чел.) Численность получивших услуг и по профессиональной ориент 2001г. 2002 г. 2003 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. г.Кострома 455 708 760 6270 6414 6534 Антроповский 13 12 13 315 322 329 Буйский 106 100 107 895 915 932 Волгореченский 51 47 51 1000 1023 1043 Вохомский 18 17 18 325 332 338 Галичский 73 68 73 985 1007 1026 Кадыйский 30 29 30 445 455 464 Кологривский 24 22 24 290 296 302 Костромской 96 89 96 730 747 761 Красносельский 38 36 38 635 650 662 Макарьевский 37 35 37 555 568 578 Мантуровский 52 49 52 680 696 710 Межевской 6 6 6 180 184 188 Нейский 37 35 37 570 583 594 Нерехтский 95 89 95 1005 1030 1048 Октябрьский 6 6 6 300 307 312 Островский 22 21 22 535 547 557 Павинский 11 10 11 180 184 188 Парфеньевский 17 16 17 235 240 245 Поназыревский 23 22 23 245 251 255 Пыщугский 6 6 6 225 230 234 Солигаличский 20 19 20 235 240 245 Судиславский 45 42 45 505 517 526 Сусанинский 20 19 20 435 445 453 Чухломский 33 31 34 330 338 344 Шарьинский 98 91 100 895 916 932 Всего по области 1550 1625 1741 19000 19437 19800 Приложение № 8 КОНТРОЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА 2001 ГОД Центры занятос Временная Молодеж-на Общест-вен Клуб ищущи Пред-уволь Поддер-жка Органи-зац ти Департамент занятость я практика ные работы х работу ни-тельные ия труд-ва а подрост-ков г.Кострома 1400 16 750 300 345 7 102 Антроповский 75 1 25 29 10 1 4 Буйский 270 6 140 60 45 4 27 Волгореченский 155 10 75 50 40 1 10 Вохомский 110 2 30 28 6 1 7 Галичский 190 5 115 60 48 4 34 Кадыйский 80 2 35 35 17 1 5 Кологривский 70 2 40 27 10 2 4 Костромской 250 2 90 30 24 3 11 Красносельский 115 2 30 60 10 1 6 Макарьевский 150 2 35 37 14 1 10 Мантуровский 175 6 65 50 17 3 14 Межевской 45 1 10 19 8 1 2 Нейский 140 2 70 50 26 2 20 Нерехтский 245 6 115 50 36 4 32 Октябрьский 60 1 10 19 2 1 2 Островский 115 2 35 28 34 1 4 Павинский 50 1 10 19 8 1 2 Парфеньевский 55 2 20 19 12 1 3 Поназыревский 50 2 35 27 7 1 2 Пыщугский 40 1 10 19 5 1 3 Солигаличский 80 2 35 19 11 1 3 Судиславский 110 2 45 60 12 2 6 Сусанинский 70 2 30 29 10 1 7 Чухломский 100 2 35 26 14 1 10 Шарьинский 300 6 110 50 41 3 20 Всего по облас 4500 88 2000 1200 812 50 350 ти Приложение № 9 Задание по оказанию профориентационных услуг по районам области и г. Костроме в 2001 году Центры Получат профориентационные услуги занятости Всего в том числе (человек) Обязательные Дополнительные учащиеся работодатели г. Кострома 6270 3770 2440 60 Антроповский 315 188 117 10 Буйский 895 537 328 30 Волгореченский 1000 600 370 30 Вохомский 325 194 126 5 Галичский 985 591 374 20 Кадыйский 445 267 168 10 Кологривский 290 173 107 10 Костромской 730 438 267 25 Красносельский 635 381 234 20 Макарьевский 555 333 202 20 Мантуровский 680 408 252 20 Межевской 180 108 67 5 Нейский 570 342 208 20 Нерехтский 1005 603 372 30 Октябрьский 300 179 116 5 Островский 535 321 204 10 Павинский 180 108 62 10 Парфеньевский 235 140 85 10 Поназыревский 245 146 89 10 Пыщугский 225 135 80 10 Солигаличский 235 140 85 10 Судиславский 505 303 192 10 Сусанинский 435 261 164 10 Чухломский 330 197 118 15 Шарьинский 895 537 333 25 Всего по области 19000 7160 440 Приложение № 13 Основные исходные данные для расчетов финансовых расходов на реализацию мероприятий Программы содействия занятости населения в 2001 году Наименование Средний срок выплаты материальной помощи месяцев 3,5 Средний срок участия безработного в общественных ра месяцев 3 ботах Средний срок обучения месяцев 3,5 Численность безработных, которым назначено пособие чел 16700 по безработице в 2001 году Приложение № 14 Средние размеры выплат одному безработному в 2001 году Единица измерения 2001 год Средняя месячная заработная плата руб. в мес. 1696 Среднемесячный уровень минимальной руб. в мес. с 1.01.-200 оплаты труда с 1.07.- 300 Средний размер выплат материальной руб. в месяц 250 помощи Средний размер стипендии руб. в мес. 254,4 Средняя стоимость обучения без учет руб. в мес. 593,5 а стипендии Средний размер доплат на общественн руб. в мес. 679 ых работах Средний размер выплат досрочных пен руб. в мес. 756 сий Средний размер пособия по безработи руб. в мес. 734 це Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|