Расширенный поиск

Постановление Губернатора Костромской области от 27.12.2001 № 515

 
                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                  ГУБЕРНАТОР КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 27 декабря 2001 г. №515

                                      Утратил силу - Постановление
                                     Губернатора Костромской области
                                         от 19.05.2008 г. N 164

                     ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
                   РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ
                   СВЯЗЕЙ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО
                             2006 ГОДА

     В   целях   дальнейшего  развития  внешнеэкономических  связей
Костромской области и повышения их эффективности ПОСТАНОВЛЯЮ :
     1.   Утвердить  Концепцию  развития  внешнеэкономическихсвязей
Костромской области до 2006 года.
     2.  Возложить на комитет внешнеэкономических и межрегиональных
связей             администрацииобласти(ЖелтовС.И.)межведомственную
координацию    работы    по    осуществлению   Концепции   развития
внешнеэкономических связей Костромской области до 2006 года.
     3.    Рекомендовать   главам   местного   самоуправления   при
осуществлении    мероприятий    внешнеэкономической    деятельности
руководствоваться        положениями       Концепции       развития
внешнеэкономических связей Костромской области до 2006 года.
     4.  Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на    первого    заместителя   главы   администрации   области   по
экономическому развитию Аверочкина А.К.
     5. Постановление вступает в силу с момента его подписания.

Губернатор области                                     В.А.Шершунов

                             КОНЦЕПЦИЯ
     развития внешнеэкономических связей Костромской области
                           до 2006 года.

                        Кострома 2001 год.

              Содержание концепции:

Введение

                                                 2
Цели концепции, средства их достижения
                                                             3
          I. Общая характеристика области.
 1. Количественная и качественная оценка природных ресурсов
                          4
 2. Отраслевая структура хозяйства, масштабы развития отраслей
                      5
 3. Инфраструктура области

                    6
 4. Обеспеченность трудовыми ресурсами
                                                              8
 5. Конкурентоспособность ресурсов области
                                                        8
    II. Современное состояние внешнеэкономической деятельности,
          использование экспортных возможностей области.
 1. Реализация экономического потенциала области
                                              9
 2. Привлечение иностранных инвестиций
                                                              14
 3. Организация внешнеэкономической деятельности области
                             17
     III. Основные проблемы использования внешнеэкономического
             потенциала области на современном этапе.
   1. Характеристика важнейших социально-экономических проблем
                      20
   2. Характеристика основных проблем области в сфере
                                           20
                                               внешнеэкономической
   деятельности
 IV. Направления развития внешнеэкономического потенциала области
 1. Стратегические направления развития     внешнеэкономической
                    21                    деятельности области
 2. Формирование возможных направлений реализации
                                        24 внешнеэкономического
 потенциала области

V. Разработка мероприятий по реализации концепции
 1. Разработка целевых программ по приоритетным направлениям
                      30     развития внешнеэкономической
 деятельности области
 2. Разработка инвестиционных проектов в рамках направлений
                          30 реализации внешнеэкономического
 потенциала области
3. Разработка мер стимулирования внешнеэкономической
                                 31
деятельности области





                             Введение



     В   силу  целого  ряда  объективных  и  субъективных  факторов
рыночные  преобразования  в  России  затронули,  в  первую очередь,
внешнеторговую деятельность.
     Оценивая    изменения   внешнеторговой   сферы   в   экономике
Костромской  области  в  1997  2000  г.г.  можно выделить следующие
моменты :
     -либерализация   внешней   торговли   в  значительной  степени
способствовала  интеграции большинства отраслей экономики в систему
рыночных связей;
     -  дефолт  1998  года  стимулировал  увеличение  экспорта  вне
зависимости  от  степени  привлекательности внешнего рынка; получил
распространение  "вынужденный"  экспорт,  повлекший  за  собой рост
числа антидемпинговых процедур в отношении российских экспортеров;
     -  во  многом за счет импорта было обеспечено решение одной из
задач  начального  периода  реформ насыщение потребительского рынка
страны;
     -  развитие  внешнеторговых  связей  стало  стимулом внедрения
новых  технологий,  современных  методов  организации  и управления
производством.
     Стартовые  условия  перехода регионов России к самостоятельной
внешнеторговой  деятельности  оказались различными: на 20 субъектов
Российской  Федерации,  где  проживает более 50 процентов населения
страны,  приходится  60  процентов  промышленного  производства, 80
процентов экспорта и 40 процентов импорта.
     В  худшем положении оказалась группа территорий, куда входит и
Костромская   область,   промышленность  которой  ориентированна  в
большей  степени  на  внутренний  рынок,  испытывает  отрицательные
последствия  иностранной  конкуренции  и  не  имеет  преимуществ от
внешней  торговли. Эти и другие факторы не дают основания оценивать
стартовые   условия   выхода   области   на   внешний   рынок   как
благоприятные.
     В  связи  с  наметившимся  переносом  акцента  реформ  в сферу
структурных   преобразований   экономики   важнейшей   задачей   на
предстоящий     период    становится    поддержка    отечественного
товаропроизводителя.    Во    внешнеторговой   сфере   эта   работа
предполагает,  прежде всего, стимулирование промышленного экспорта,
обеспечение  благоприятных  условий  для доступа российских товаров
на  внешний  рынок.  Вместе  с  тем особую актуальность приобретают
проблемы   защиты  внутреннего  рынка,  формирования  благоприятной
нормативно-правовой      среды,     соответствующей     сегодняшним
потребностям участников внешнеторговой деятельности.

     Учитывая  важность  для  экономики региона внешнеэкономических
связей,  основной  задачей  "Концепции развития внешнеэкономических
связей  Костромской  области  до  2006  года"  является определение
основных  направлений  развития,  повышения  эффективности  внешних
связей   и   совершенствование   структуры,   конкурентоспособности
отечественной  продукции,  определение соответствующих инструментов
и механизмов.

     Цели концепции, средства их достижения.

     Целью  Концепции является определение приоритетных направлений
развития  внешнеэкономической  деятельности  Костромской области на
длительную  перспективу,  обеспечивающих гармоничное вхождение ее в
систему   общехозяйственных  связей.  Реализация  концепции  должна
содействовать   стабилизации   и  последующему  развитию  экономики
региона  в  целом,  что  в  конечном счете благоприятно скажется на
росте благосостояния населения области.
     Средствами достижения данной цели являются:
     -  повышение  эффективности  и  масштабов  внешнеэкономической
деятельности области;
     -  совершенствование  товарной  структуры  экспортно-импортных
операций;
     -  оптимизации  географической  структуры  внешнеэкономических
связей;
     -     использование    прогрессивных    форм    международного
торгово-экономического сотрудничества;
     -   защита   отраслей   региональной   экономики  и  отдельных
хозяйствующих    субъектов    от    неблагоприятного    воздействия
иностранной конкуренции;
     -   дальнейшее  совершенствование  механизма  государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности.
     При     этом     совершенствование    внешнеэкономической    и
межрегиональной   деятельности   распространяется   не   только  на
предприятия,  осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, но и
на   технологически   связанные  с  ними  производства,  что  будет
способствовать  реструктуризации  и  развитию  всего хозяйственного
комплекса области.
     Концепция     разрабатывалась     с     учетом    рекомендаций
соответствующих  федеральных  органов  исполнительной  власти.  Она
является   открытой  и  может  быть  уточнена  в  случае  изменения
факторов,  определяющих  развитие  экономики  области  и Российской
Федерации.   Данная   Концепция   должна   послужить   основой  для
разработки   программ   комплексного  развития  внешнеэкономической
деятельности   муниципальных   образований.   В   рамках  программы
необходимо    определить    первоочередные   направления   развития
внешнеэкономических   связей,   необходимость  и  объем  бюджетного
финансирования этих направлений.

     Й.  бщая характеристика области.


    1. Количественная и качественная оценка природных ресурсов.

     А) Минерально-сырьевые ресурсы.
     Костромская  область  находится  в  центре  нечерноземной зоны
Европейской  территории  Российской Федерации и занимает площадь 60
тыс.  кв. км, 74,1 % занимают леса. Территория области представляет
собой  преимущественно природную равнину с грядо-холмистым рельефом
с замкнутыми заболоченными впадинами.
     Область  признана  эталоном  национального  ландшафта  средней
полосы России, изобилует большим количеством рек и озер.
     Почва  представлена глинами и  суглинками.
     Недра  богаты  карбонатами,  строительным и стекольным песком,
гравием,   сланцами,   фосфатами,   минеральными   водами,  торфом.
Галичское   и   Чухломское   озера  содержат  уникальный  природный
стимулятор  роста  растений  сапропель.  Запасы продукта составляют
более 500 млн. кубометров.
     Геологоразведке  регион  должен  быть  в перспективе интересен
запасами  нефти,  золота  . Индустриальная сфера области может быть
привлекательной  для  отечественного  и  международного  бизнеса по
глубокой   переработке   древесины,   производству  строительных  и
кровельных  материалов, ценных экологических удобрений, натуральных
алкогольных  напитков,  медицинских препаратов, красителей, разлива
минеральных вод, консервирования дикорастущей продукции.
     Б) Водные ресурсы.
     Костромская  область  покрыта  густой  сетью рек бассейна реки
Волги.  Наиболее  крупные  из  них  реки  Кострома,  Ветлуга, Унжа,
Немда,  Нея,  Вохма.  Самые  большие  озера Галичское и Чухломское.
Отмечается значительная заболоченность поверхности.
     В) Лесные ресурсы.
     Существенная   часть   территории   области   покрыта  лесами,
изобилующими  соответствующими  ресурсами растительного и животного
мира.
     Общая  площадь  земель  лесного  фонда  и  земель,  входящих в
лесной  фонд, 74,1% территории области или 4514 тыс. га.Общий запас
древесины   составляет   701   млн.  кубометров,  из  которых  17,0
процентов  приходится  на  долю  лиственных  спелых  и  перестойных
лесов.  Спелые  хвойные  леса  составляют  13,0 процентов от общего
запаса.
     Из  общего  корневого  запаса  древесины  спелые и перестойные
составляют  211  млн.  кубометров,  расчетная  лесосека  - 9,1 млн.
куб.м., в том числе хвойные 2,6 млн. куб.м.
     Следует  отметить, что продукция лесной и лесоперерабатывающей
промышленности   занимает  в  настоящее  время  ведущие  позиции  в
экспорте предприятий, функционирующих на территории области.
     Г) Сельскохозяйственные ресурсы.
     Костромская  область достаточно крупный регион Нечерноземья. В
землепользовании   находится   1041  тыс.  га  сельскохозяйственных
угодий,   из   них   697   тыс.   га   пашни.   Почвы   в  основном
дерново-подзолистые.  Природно-климатические  условия  благоприятны
для выращивания зерна, картофеля, овощей и льна-долгунца.
     Основное  направление в животноводстве мясомолочное с развитым
промышленным  птицеводством.  В  2000  году  произведено 233,2 тыс.
тонн  молока,  28,3  тыс.  тонн мяса скота и птицы, 419,1 млн. штук
яиц.
     Область  сама  обеспечивает  потребности  населения  в  яйцах,
картофеле  и  овощах.  За  пределы  области поставляются в основном
твердые  сыры : "Костромской" и "Голландский". Область не покрывает
потребности  населения в мясных и молочных продуктах по медицинским
нормам.
     В  сельскохозяйственном  секторе  продолжается  реформирование
отношений   собственности,   отработка   арендных  отношений  между
собственниками земельных долей и землепользователями.
     Природно-экономические  условия  области  позволяют  развивать
сельскохозяйственный  сектор, увеличивать производство экологически
чистых   продуктов  и  организовывать  многопрофильную  и  глубокую
переработку продукции и вторичного сырья.

  2. Отраслевая структура хозяйства, масштабы развития отраслей.

     Предприятия  Костромской  области  выпускают  0,3 % продукции,
производимой   в   Российской   Федерации.  Около  50  %  процентов
промышленного производства сосредоточено в областном центре.
     В     структуре     промышленного     производства     области
электроэнергетика    составляет    29,9    %,    машиностроение   и
металлообработка    15,7    %,   лесная,   деревообрабатывающая   и
целлюлозно-бумажная    промышленность    17,1   %,   промышленность
строительных   материалов  3,5  %,  легкая  промышленность  5,1  %,
пищевая промышленность 10,1 %, черная металлургия 4,5 %.
     Область   является  энергоизбыточной.  Основной  производитель
электроэнергии   Костромская  ГРЭС,  мощностью  3,6  млн.  кВт.  Из
производимой  на  своей  территории  электроэнергии  на собственные
нужды  потребляется  около  20  процентов. Остальная электроэнергия
передается в РАО ЕЭС России.
     В  хозяйственном комплексе страны Костромская область получила
специализацию  по  лесной  и  деревообрабатывающей  промышленности,
текстильной   промышленности,   а  также  по  сельскохозяйственному
производству и агропереработке.
     Производственный    потенциал    дает   возможность   развития
энергетики,  машиностроения,  легкой промышленности, промышленности
строительных    материалов,   пищевой   промышленности,   сельского
хозяйства.



                     3. Инфрастуктура области.

           Транспорт.
     Транспортная   система   области  включает  в  себя  все  виды
транспорта,  которые  ориентированы как на обслуживание пассажиров,
так и на транзитные перевозки.
     Магистральная   сеть  складывается  из  дорог  федерального  и
областного   значения.   Общая  протяженность  автомобильных  дорог
области  составляет  9338  км,  из  них  дороги  общего пользования
составляют    8267   км.   Через   Костромскую   область   проходят
межрегиональные  дорожные  маршруты Москва Ярославль Кострома Киров
Пермь    Екатеринбург,   Урень   -   Шарья   Никольск   -   Котлас,
Санкт-Петербург Екатеринбург.
     Состав    движения   на   автодорогах   области   относительно
однородный  с  подавляющим  преобладанием  грузового автотранспорта
60-85 процентов.
     Автотранспортный    потенциал    области,   длительное   время
формировавшийся  для  внутриобластных  перевозок,  не  обеспечивает
потребностей в перевозках международного класса.
     Через  область  с  запада  на  восток проходит железнодорожная
магистраль  Москва  Владивосток,  с запада железной дорогой область
связана  с  Вологдой,  Череповцом,  Ярославлем, Иваново, на востоке
железная дорога выходит на Котельнич, Киров, Екатеринбург.
     Преимущественное  транзитное  движение  грузов  по отношению к
внутриобластному     является     характерным    признаком    всего
железнодорожного транспорта.
     Железнодорожные   линии,  обслуживающие  Костромскую  область,
входят  в  состав  Северной  железной  дороги.  Общая протяженность
железнодорожных   линий  и  ветвей  общего  пользования  в  области
составляет 640 км.
     Гидрологическая   сеть   области  в  основном  мелководна.  На
территории  имеется  единственный  магистральный  путь  река Волга,
пересекающая   область  вдоль  ее  южной  границы.  Эксплуатируемый
участок  составляет  120  км.  Прочие реки Кострома, Унжа, Ветлуга,
являющиеся  притоками Волги, протекают в меридиальном направлении и
имеют  местное  значение: используются для лесосплава и судоходства
в кратковременный период весеннего паводка.
     Базовый  аэродром  Кострома  является  аэродромом  совместного
базирования,  занимает территорию 352 га, размер взлетно-посадочной
полосы 1700х50м.

           Стройиндустрия.
     Производство  строительных  материалов  в области осуществляют
21    предприятие    строительной    индустрии   и   промышленности
строительных  материалов. На долю строительной индустрии приходится
3,5  процента  общего объема промышленной продукции, производимой в
области.  Мощности  заводов  сборного железобетона ориентированы на
выпуск    конструкций    для    промышленного    строительства    и
крупнопанельного домостроения.
     В  2000  году  предприятиями  отрасли  выпущено  72,8  тыс.  м
сборного   железобетона,   121,9  млн.  штук  условного  кирпича  и
стеновых  материалов, 183,1 тыс. тонн извести технологической, 33,9
тыс.  м  керамзитового гравия, 4,6 тыс. м цементно-стружечных плит,
1045,7  тыс.  м  нерудных  материалов.  Имеющиеся  производственные
мощности используются не полностью.
     На  территории области успешно реализуются федеральные целевые
программы: "Жилище" и "Государственные жилищные сертификаты".
     Приведенные  данные  свидетельствуют  о  том,  что возможность
строительного   комплекса   в   целом   соответствует  потребностям
региона.

           Система связи.
     Костромская  область  и в первую очередь областной центр имеет
все виды связи.
     Существенное    развитие    в    последние    годы    получило
предоставление   услуг   радиосвязи   (сотовой   и   пейджинговой).
Развиваются  и  другие  прогрессивные средства связи, в том числе и
услуги связи с сетью "Интернет".
     Вместе   с   тем   развитие   телефонной   связи   отстает  от
потребностей населения особенно на северо востоке области.

           Подготовка  квалифицированных  кадров.
     Существующая   в   Костромской   области   сеть  подготовки  и
повышения   квалификации   кадров   способна  полностью  обеспечить
потребность  предприятий  в  специалистах массовых профессий, в том
числе для экспортоорентированных и импортозамещающих производств.
     В  городе  Костроме  действует  единственный  в  России  Центр
обучения     и     повышения     квалификации    КостромаааСеверный
Рейн-Вестфалия,       подготавливающий      высококвалифицированных
специалистов,    с    сертификатами    по    обучаемым   профессиям
международного образца.
     В  учебных  программах  высших учебных заведений предусмотрены
вопросы    по    внешнеэкономической    деятельности.   Костромские
преподаватели  и студенты проходят стажировку в зарубежных странах,
а в Костроме обучаются более сотни иностранных студентов.
     Комитетом   внешнеэкономических   и   межрегиональных   связей
регулярно  проводятся  семинары  для участников внешнеэкономической
деятельности.

              4. Обеспеченность трудовыми ресурсами.

     По  состоянию  на 1 января 2001 года на территории Костромской
области  проживало 780,1 тысяч человек, из них городского населения
- 515,6 тыс.человек; сельского 264,5 тыс.человек .
     Трудовые   ресурсы   области  457,2  тысяч  человек  или  58,8
процентов   от  общей  численности  населения  области.  Занятое  в
экономике области население составляет 337,6 тысяч человек.
     Среди трудоспособного населения специалистов:
     -   с   высшим   и  незаконченным  высшим  образованием  -  16
процентов;
     - со средним и начальным профессиональным образованием 48,6
     процента ;
     - со средним общим образованием -   22,6 процента.
     Продолжает    развиваться    сеть    учреждений    общего    и
дополнительного образования детей.
     В  органах  государственной службы занятости в среднем за 2000
год  зарегистрировано  в качестве безработных 5,0 тысяч человек или
1,5 % экономически активного населения.
     Среди  отраслей в сфере материального производства наблюдается
увеличение числа работающих в промышленности.



            5. Конкурентоспособность ресурсов области.

     Анализ  конъюнктуры  мировых  рынков,  товаров по номенклатуре
производимой    в    Костромской   области   продукции   с   учетом
вышеприведенных сведений позволяет сделать следующие выводы:
           -   природные   ресурсы  конкурентоспособны.  Наибольшие
      перспективы   лес,   торф,   сапропель,   фосфориты,  сланцы,
      минеральные  воды,  дикорастущие  ягоды, грибы, лекарственные
      растения ;
           -    из   промышленной   продукции   конкурентоспособны:
      лесоперерабатывающая,  текстильная, химическая промышленность
      и машиностроение ;
           -       продукция       агропромышленного      комплекса
      конкурентоспособна на рынках в странах СНГ ;
           -   услуги  конкурентоспособны  образовательные, туризм.

     II. Современное состояние внешнеэкономической деятельности,
     использование экспортных  возможностей области.

      1. Реализация экономического потенциала области.

     Доля  экспортных поставок Костромской области имеет устойчивую
тенденцию  роста.  Если  в  1997  году этот показатель составлял 55
млн.  долл.  США,  то  в 1998 году 64,8 млн. долл. США, в 1999 году
66,5  млн.  долл.,  в 2000 году 66,91 млн. долл. США. Учитывая, что
промышленный   потенциал   Костромской  области  в  последние  годы
растет, этот показатель может быть значительно увеличен.
     В   настоящее   время   экспортируемая  в  Дальнее  и  Ближнее
Зарубежье  продукция  составляет  около  10  процентов  от валового
внутреннего продукта Костромской области.

          Динамика экспортно-импортных операций по годам.

     Внешнеторговый   оборот  Костромской  области  характеризуется
следующими показателями.

                               1997 г.     1998 г.     1999 г.     2000г.

Внешнеторговый оборот, всего,
тыс.                           91178       81000       80200       87385
долл. США

- экспорт                      55048       64840       66500       66910

- импорт                       36130       16160       13700       19780

Сальдо                         +18918      +48680      +52800      +47130

   Соотношение экспорта и импорта в общем объеме внешнеторгового
             оборота области по годам соответственно.


                         Экспорт                  Импорт

1997 г.                  60,4%                    39,6%

1998 г.                  80%                      20%

1999 г.                  82,9%                    17,1%

2000 г.                  76,6%                    23,4%

     Исходя  из  приведенных  данных, нетрудно сделать вывод о том,
что   в  последние  годы  во  внешнеторговой  деятельности  области
преобладает экспортная направленность.
     Следует   отметить,  что  помимо  реального  роста  экспортных
показателей   на   динамику  внешнеторгового  оборота  существенное
влияние  оказал  политический  фактор:  в  90-е  годы  отношения со
странами  СНГ  перешли  в разряд внешнеэкономических связей. Тем не
менее,  поступательное  развитие  экспорта  и рост валютной выручки
свидетельствуют     о     результативности    мер    по    развитию
внешнеэкономических  связей, принимаемых на федеральном и областном
уровнях.
     1998  год оказался тяжелым как для развития российской внешней
торговли  в  целом, так и для развития внешней торговли Костромской
области. Внешний  кризис,  выразившийся  в обвальном падении цен на
сырье  и  материалы,  лишил  страну  и  область миллионов долларов,
недополученных     за    экспортные    поставки,    а    внутренний
финансово-экономический  кризис  привел к практическому свертыванию
импортной деятельности.

                        Структура экспорта

          Товарная структура экспорта (тыс. долларов США)


                     1997 г.        1998 г.        1999 г.        2000 г.

                     Тыс.     В        Тыс.     В        Тыс.     В        Тыс.     В
                     долл.    процента долл.    процента долл.    процента долл.    процента
                     США      х        США      х        США      х        США      х

Экспорт всего        55048    100      64840    100      66500    100      66910    100

В том числе:
Машины,
оборудование         8976     16,3     2717     4,2      2250     3,4      4480     6,7
и транспортные
средства

Продукция
химической           709      1,3      346      0,5      470      0,7      610      0,9
промышленности,
каучук

Древесина и
целлюлозно-бумажные  31664    57,5     42344    65,3     39010    58,7     39690    59,3
изделия

Текстиль и
текстильные          9545     17,3     10620    16,4     18890    28,4     17880    26,7
изделия

Металлы,
драгоценные          514      0,9      2680     4,1      2770     4,2      3482     5,2
камни и изделия из
них

Продовольственные
товары               581      1,1      697      1,1      91       0,1      624      0,9
и сссх сырье (кроме
текстильного)

Прочие               3059     5,6      5436     8,4      3019     4,5      144      0,2
     В   структуре   экспорта   товаров   из   Костромской  области
традиционно  преобладает  продукция  лесной и деревообрабатывающей,
текстильной,     машиностроительной     и    химической    отраслей
промышленности.  В  течение  последних лет доля этих товарных групп
колебалась  в  пределах  от  85 до 93 процентов. Продукция лесной и
деревообрабатывающей   промышленности   в   общем  объеме  экспорта
составляет  более  58  процентов.  После  значительного  снижения в
экспорте  машин  и  оборудования в 2000 году этот показатель возрос
почти  на  200  процентов.  За  последние  4  года  удельный  вес в
экспорте  товаров текстильной промышленности возрос с 17,3 % в 1997
году до 26,4% в 2000 году.
     Однако,  области  пока не удается добиться расширения товарной
структуры    экспортных    поставок.    По-прежнему    приоритетное
направление  имеют традиционно сложившиеся поставки, о чем изложено
в начале раздела.
     Имеет   место   ряд   факторов,   сдерживающих  рост  экспорта
машиностроительной    продукции   .   Особенно   следует   отметить
недостаточный  рост  выпуска  промышленной  готовой  продукции,  ее
низкую  конкурентоспособность,  медленное  освоение новых образцов,
пользующихся   спросом   за   рубежом,  и  переход  предприятий  на
производство  большего объема запасных частей к ранее произведенной
технике.
     Не  получил  развитие  экспорт  услуг, хотя у области есть все
условия  для  успешного развития внешних услуг в сфере образования,
туризма.

Уровень конкурентоспособности основных видов экспортной продукции.
     Оценка  уровня конкурентоспособности основных видов экспортной
продукции   костромских   предприятий   была   проведена  комитетом
внешнеэкономических  и межрегиональных связей администрации области
в    ходе    разработки    предыдущих    программ    по    развитию
внешнеэкономической   деятельности   области,   а  также  программы
развития экспорта Костромской области до 2005 года.
     Она     свидетельствует     о     безусловной    экономической
целесообразности  развития  экспортных  производств. Это касается в
первую  очередь  продукции  деревообработки,  производство  которой
возможно не во всех странах.
     По   мнению  комитета,  неплохие  перспективы  продвижения  на
внешний   рынок  имеет  продукция  машиностроительных  предприятий,
предприятий  легкой промышленности, ювелирная, химическая продукции
и продукция агропромышленного комплекса.
     Весьма   вероятно   расширение   экспорта   торфа,  сапропеля,
дикорастущих плодов и растений.
     Необходимо   отметить   основные   направления  по  увеличению
объемов экспорта. Это прежде всего :
     -        развитие        научно-технического        потенциала
товаропроизводителей,  позволяющего  выпускать  конкурентоспособную
продукцию, доведенную до мировых стандартов ;
     -  инновационная  активность  в  целях освоения новых образцов
продукции, пользующихся спросом за рубежом ;
     -  расширение  и  совершенствование  экспорта  различных видов
услуг,  в  том  числе  в  области  международного туризма, обучения
иностранных граждан, сервисного обслуживания за рубежом ;
     -  оптимальное  использование  различных  форм  международного
экономического сотрудничества ;
     -   организация   совместных   предприятий  непосредственно  в
производственной    деятельности,    ориентированной    на   выпуск
экспортной продукции ;
     -   создание системы внешнеторговой информации ;
     -  создание  благоприятных  экономических,  организационных  и
правовых условий для Костромского экспорта.

Структура импорта.

          Товарная структура импорта (тыс. долларов США)


               1997 г.       1998 г.        1999 г.        2000 г.

               Тыс.     В       Тыс.     В       Тыс.      В       Тыс.     В
               долл.    процент долл.    процент долл.     процент долл.    процен
               США      ах      США      ах      США       ах      США      тах

Импорт всего   36130    100     16160    100     13700     100     19800    100

В том числе:
Машины,        21641    59,9    6660     41,2    2480      18,1    7280     36,8
оборудование
и
транспортные
средства

Продукция
химической     1775     4,9     436      2,7     970       7,1     714      3,6
промышленности


Текстиль и     478      1,3     3393     20,9    5277      38,5    6668     33,7
текстильные
изделия

Продовольствен
ные            1664     4,6     460      2,8     1090      7,9     814      4,1
товары и сссх
сырье
(кроме
текстильного)

Древесина и
целлюлозно-    536      1,5     876      5,4     829       6,1     1419     7,2
бумажные
изделия

Металлы,
драгоценные    1351     3,7     1349     8,3     937       6,8     826      4,2
камни и
изделия
из них

Прочие         8685     24      2986     18,5    2117      15,5    2079     10,5

     Преобладающей  группой  товаров в импортных закупках области в
последние  несколько  лет традиционно являются машины, оборудование
и  транспортные  средства  и  составляет по итогам 2000 года 36,8 %
всего импорта.
     В  настоящее  время  одну  треть  импорта  занимает  сырье для
льноткацких   фабрик.   Такая   ситуация  не  может  быть  признана
удовлетворительной,  так как лен возможно производить в Костромской
области.  Основная  его  масса  ввозится  из  Республики Беларусь и
Королевства Нидерланов.
     Из  года  в  год сохраняются объемы поставок продовольственных
товаров    и   сырья   для   их   производства,   что   говорит   о
самообеспеченности области российскими продуктами.
     Ежегодно  возрастают  поставки по импорту бумаги и драгоценных
металлов.  Это  позволяет  развивать  региональную  полиграфическую
промышленность и производство ювелирных изделий.

География внешнеторговой деятельности области.

     С    начала   90-х   годов   шел   процесс   целенаправленного
формирования  круга  внешнеторговых  партнеров Костромской области.
Внешнеторговые  операции  в 1990 году осуществлялись с 48 странами,
в  2000  году  с 82 странами. В настоящее время экспортно-импортные
поставки   преимущественно   осуществляются   в   страны   Дальнего
Зарубежья
         Страны основные внешнеторговые партнеры области.


Название стран партнеров    Занимаемое место по объему внешней торговли

                            1997         1998         1999         2000

Бельгия                                  3            13           7

Великобритания              7                         2            2

Германия                    4            4            7            6

Италия                                   6            8            3

Нидерланды                               8            4            4

Финляндия                   1            1            1            1

США                         2            2            3            5

Польша                                   5            12           9

Латвия                                                5            10

Литва                                                 6            8

     Показателем  географической концентрации экспорта является то,
что  на  первую десятку стран приходится 85 % годового стоимостного
объема экспорта.
     Этот  процесс  может  быть  оценен  двояко.  С  одной стороны,
высокая  географическая  концентрация экспорта (т.е. сосредоточение
большого  стоимостного объема на ограниченном числе стран) означает
большую   зависимость   валютных   и   налоговых   поступлений   от
конъюнктуры   на   соответствующих   рынках  и  слабую  возможность
компенсации  поступлений  за  счет других рынков. С другой стороны,
этот   показатель  свидетельствует  о  стабилизации  внешнеторговых
отношений  и  формировании  у экспортеров региона устойчивого круга
партнеров.
     Ситуация,  когда на одну страну приходится до одной пятой всей
стоимости   экспорта   из  области,  в  практике  мировой  торговли
считается  рискованной.  Так,  на  протяжении ряда лет из области в
Финляндию   поставляется  не  менее  20  %  объемов  экспорта.  Но,
учитывая  сохраняющуюся  стабильность  конъюнктуры  рынка  в данной
стране  и экономико-политических отношений с ней, нет оснований для
переориентации экспортных поставок.
     В  структуре  товарооборота  доля  стран  СНГ  и  Европейского
сообщества  составляет 7,1 процента и 77,5 процента соответственно.
При  этом  отмечается рост экспортно-импортных операций со странами
СНГ на 26 процентов.
     Среди   основных   перспективных   географических  направлений
развития  региональной  внешней торговли стратегически важное место
занимает торговля со странами Западной Европы.

              2. Привлечение иностранных инвестиций.

     Интенсивность  инвестиционных  процессов  во многом зависит от
того,  насколько  экономика  территории  готова  эффективно принять
увеличение  денежной  массы, иными словами, каков ее инвестиционный
потенциал.  Костромская  область  является  весьма  перспективной с
точки   зрения   инвестиционного   сотрудничества  для  иностранных
партнеров.
     Общеизвестно,  что  в  инвестиционном  процессе  весьма важную
роль играет инвестиционный климат территории.
     Инвестиционный   климат   включает   объективные   возможности
региона   (инвестиционный   потенциал)   и   условия   деятельности
инвестора   (инвестиционный   риск).  Очевидно,  что  для  принятия
решений  о  вложении  средств,  недостаточно  рассматривать  только
потенциал  или  только риски. Регион может быть очень привлекателен
с  точки  зрения  потенциала (например, там есть сырьевые ресурсы),
но  если политическая обстановка нестабильна, то на инвестиции мало
кто решится.
     Инвестиционный  потенциал  (инвестиционная емкость территории)
складывается  как  сумма  объективных  предпосылок  для инвестиций,
зависящая   как   от   наличия   и  разнообразия  сфер  и  объектов
инвестирования,  так  и  от их экономического "здоровья". Потенциал
территории   характеристика  количественная,  учитывающая  основные
макроэкономические  показатели,  насыщенность  территории факторами
производства   (природными   ресурсами,  рабочей  силой,  основными
фондами,  инфраструктурой  и т.п.), потребительский спрос населения
и др.
     В   соответствии   с   принятым   региональным   законом   "Об
инвестиционной   деятельности   в   Костромской  области"  выстроен
процесс   реформирования   предприятий.  По  ключевым  предприятиям
районов     области     разрабатывается    схема    индивидуального
использования   данного   производства.  Заключаются  соглашения  с
инвесторами,  где  администрация  берет  на  себя  обязательства по
контролю  за  процессами реформирования и поддержке инвестиционного
проекта.
     Рассмотрено   более   40   инвестиционных  проектов.  Наиболее
перспективные   из   них  вошли  в  Федеральную  целевую  программу
"Социально-экономического  развития  Костромской  области  до  2005
года".  По  двенадцати  значимым  для  экономики  области заключены
инвестиционные   соглашения,  в  соответствии  с  которыми  ведется
постоянный   анализ   хода   их   реализации.   Привлечено  внешних
инвестиций  в  развитие  предприятий  области  более  5  миллиардов
рублей.
     Данные,      характеризующие     инвестиционный     потенциал,
свидетельствуют  о том, что область имеет предпосылки и располагает
необходимыми  возможностями  для  освоения поступающих инвестиций и
является  объективно  привлекательной  для  приема новых финансовых
средств.
             Предприятия с иностранными инвестициями.

     На   территории   Костромской   области   иностранный  капитал
представлен   преимущественно   в   виде  доли  уставного  капитала
предприятий   с   иностранными   инвестициями.  В  настоящее  время
зарегистрировано  140  совместных  предприятий  и  36  предприятий,
полностью  принадлежащих  иностранному  инвестору.  В  основном это
предприятия    малого   бизнеса.   География   стран-партнеров   по
совместной  деятельности на территории Костромской области включает
45 государств. Ведущее место среди них занимают Германия и США.
     Наиболее  крупными  совместными  предприятиями  с иностранными
инвестициями  в  Костромской  области  являются : "Центр обучения и
повышения  квалификации  кадров  "Кострома Северный Рейн-Вестфалия"
(с  Германией),  ОАО  "Мантуровский фанерный комбинат" (с США), ОАО
"Галичлес"  (с  США), ОАО "АКЭН" (с Республикой Кипр), ООО "Лухлес"
(с княжеством Лихтенштейн), ЗАО "Родники" (с США).
     Общий  размер  уставного капитала по итогам 2000 года составил
230,2  миллионов рублей. Доли иностранных и российских участников в
уставном   фонде   совместных   предприятий  в  целом  по  отраслям
уравновешивают друг друга.
     Производством  занимаются 23 предприятия, созданные в основном
в  традиционных  видах деятельности Костромской области, таких, как
заготовка     и     переработка     древесины,     деревообработка,
льнопроизводство,   производство  фанеры,  производство  льняных  и
хлопчатобумажных тканей.
     В   2000   году   предприятиями  с  иностранными  инвестициями
Костромской  области  произведено  товаров  и  услуг  на  сумму 470
миллионов  рублей.  В сфере деятельности предприятий с иностранными
инвестициями занято 2308 человек.



       Внешнеторговая деятельность предприятий с иностранными
                           инвестициями.


     Суммы  экспорта и импорта продукции предприятий с иностранными
инвестициями  за  2000  год  составляют  соответственно  15  и  5,2
миллионов долларов США.
     Наибольшие  стоимостные  показатели  экспорта, осуществляемого
предприятиями, приходятся на промышленную продукцию (90,1%).
     Основной   является   лесная,деревообрабатывающая  и  бумажная
промышленность, а так же машиностроение.
     В  целом  можно  отметить,  что во внешнеторговой деятельности
предприятий  с  иностранными  инвестициями  есть  немалые  резервы:
спектр  экспортируемых  товаров  может  быть расширен, как в смысле
увеличения  направлений  производства товаров и оказания услуг, так
и  в  смысле  вовлечения  во  внешнеторговое  сотрудничество  новых
стран-партнеров .
     Оценивая  деятельность совместных предприятий в области, можно
отметить, что:
     -  совместные  предприятия  создаются  в  основном  как мелкие
предприятия  с  небольшим  уставным  капиталом,  и лишь в последнее
время    разработаны   и   внедряются   при   поддержке   областной
администрации крупные инвестиционные проекты;
     -  иностранные  партнеры  активнее идут на создание совместных
предприятий    в   тех   отраслях,   где   не   требуется   больших
капиталовложений;
     -    инвестирование    создающихся    совместных   предприятий
производится  в  основном  в виде денежных взносов, инвесторы редко
вкладывают  в  уставной капитал предприятий основные фонды и другое
имущество.
     Таким    образом,   можно   констатировать,   что   совместные
предприятия   представляют  собой  динамично  развивающийся  сектор
экономики,  требующий  большего  внимания  и  большей  поддержки на
областном уровне.
     Немаловажное   значение   в   инвестиционном  процессе  играет
местная    законодательная    база,    создающая   для   инвесторов
благоприятные условия деятельности и защищающая его права.
     В  этой  связи  нельзя  не  отметить,  что  в  области активно
ведется    работа    по   формированию   нормативно-правовой   базы
инвестиционных  процессов.  Принят  закон  Костромской  области "Об
инвестиционной  деятельности  в  Костромской области", естественно,
это   самым   благоприятным   образом   сказывается   на   процессе
привлечения иностранных инвестиций в экономику области.





     3. Организация внешнеэкономической деятельности области.




     Общее   руководство  областной  внешнеэкономической  политикой
осуществляет губернатор области.
     Практическую   работу   по   координации   внешнеэкономической
деятельности    хозяйствующих    субъектов   осуществляет   комитет
внешнеэкономических    и   межрегиональных   связей   администрации
области,   курируемый   первым   заместителем  главы  администрации
области  по  экономическому  развитию.  Комитет  действует от имени
администрации  области и в ее интересах в сферах внешней экономики,
торговли, и межрегиональных связей .
     Основными целями комитета являются:
     - обеспечение единой внешнеэкономической политики в области;
     -  развитие  экспорта  товаров  (работ,  услуг)  хозяйствующих
субъектов   области,   улучшение   его   структуры   и   расширение
номенклатуры ;
     -  обеспечение  потребностей  области в импортных технологиях,
товарах и услугах;
     -  развитие  новых форм сотрудничества с зарубежными странами,
привлечение иностранных инвестиций ;
     -   развитие   взаимовыгодных  партнерских  связей  с  другими
субъектами Российской Федерации;
     -  обеспечение  участия  Костромской  области  в международном
сотрудничестве;
     -     координация    и    регулирование    внешнеэкономической
деятельности  хозяйствующих  субъектов  в  соответствии с решениями
областной Думы и администрации Костромской области;
     -  осуществление,  во  взаимодействии  с  другими структурными
подразделениями       администрации,       Концепции       развития
внешнеэкономических связей Костромской области;
     -  обеспечение  в  пределах  своей  компетенции  экономической
безопасности Костромской области;
     Свою   практическую   деятельность  комитет  строит  в  тесном
взаимодействии     с     другими    структурными    подразделениями
администрации    области,    государственными    и    общественными
организациями.
     Комитет   укомплектован   квалифицированными  специалистами  и
располагает современными средствами связи.




                 Инфраструктура внешней торговли.



     В     области    сформирована    и    функционирует    система
государственных     и     других     организаций,    обеспечивающая
внешнеторговую деятельность предприятий.
     Имеются  уполномоченный Министерства экономического развития и
торговли  Российской  Федерации,  Костромская  таможня, Костромская
торгово-промышленная    палата,    Контактные   бюро   Министерства
экономики  земли  Северный Рейн Вестфалия и Потсдамской ремесленной
палаты.  В  Германии и Чехии работают представительства Костромской
области. Успешно работает выставочный центр.
     Система      банковских     учреждений     представлена     10
самостоятельными   банками   с   5  филиалами,  а  также  филиалами
иногородних  банков.  Операции с иностранной валютой осуществляют 5
уполномоченных банков.
     За  короткий  срок  в области была создана принципиально новая
инвестиционная  структура,  включающая  инвестиционные и финансовые
компании,    бизнес-центр,   региональное   отделение   федеральной
комиссии по ценным бумагам.





                Выставочно-ярмарочная деятельность.


     Выставочно-ярмарочная   деятельность  сравнительно  новое  для
Костромской   области   направление   развития  внешнеэкономических
связей.  Мировая  практика  показывает, что эффективность участия в
выставках  и  ярмарках  далеко  не всегда измеряется стоимостью тех
контрактов,  которые  были  заключены  на  поставку экспонированных
товаров.
     Специалисты,  участвующие  в  международных  выставках, высоко
оценивают  возможности проведения маркетинговой и рекламной работы,
используют  эти мероприятия для оценки конкурентоспособности своего
товара.
     Участие  в  международных выставках дает возможность заключать
контракты  непосредственно  с  производителем  продукции.  Практика
внешней   торговли   показывает,   что   стоимость  любого  товара,
приобретаемого   через   посредника,   увеличивается  в  2-3  раза.
Продаваемый   через   представителя   фирмы   товар   дорожает  для
покупателя на 2-3%.
     Костромская  область  ежегодно  участвует  в межрегиональных и
международных  выставках.  В  2001  году была организована выставка
"Дни  Костромской  области  в Газпроме". В результате представители
торгово-снабженческих  организаций газодобывающей отрасли заключили
ряд контрактов на поставку им продукции костромских предприятий.
     Ежегодно  предприятия  области  представляют свою продукцию на
ярмарке "Нижегородская ярмарка".
     С  1999  года  трижды  Костромская область была представлена в
Москве,  в  том числе в программе "Дни Костромской области в Совете
Федерации".  Участие  в  выставке  "Дни  России  в Западной Африке"
привело  к  созданию  в  Дакаре  совместного предприятия "Дакос" по
строительству жилых коттеджей.
     Традиционным    успехом   пользуется   продукция   Костромских
текстильщиков,   представляемая   на   специализированной  выставке
"Российский   лен"   в   Вологде.  Машиностроительные  предприятия,
ювелирные   заводы   регулярно   представляют   свою  продукцию  на
отраслевых выставках в Экспоцентре в Москве.
     К   участию   в   международных  выставках  в  последние  годы
приобщились   и   предприятия   пищевой  промышленности.  Продукция
костромских  хлебопеков  неоднократно  занимала  ведущие  места  на
престижных   международных   форумах,   а   специалисты   ресторана
"Берендеевка"   успешно   участвовали   в   международном  конкурсе
"Шот/Хот` 2001" на кубок мира по кулинарии и получили диплом.
     За  последние  5  лет  предприятия участники выставок получили
110 грамот и дипломов.

     III. Основные проблемы использования внешнеэкономического
             потенциала области на современном этапе.

    1. Характеристика важнейших социально-экономических проблем
                             области.

     Костромская  область мало отличается от большинства российских
территорий.   На   современном   этапе   развития  страны  для  нее
характерны  в  основном  те же проблемы, что и для других субъектов
Российской Федерации.
     Область  находится  в  зоне рискованного земледелия, в связи с
чем  урожай сильно зависит от погодных условий. При неблагоприятных
условиях  возникает  проблема  с  обеспечением населения продуктами
питания.
     Многие  товары  первой необходимости не производятся в области
и  завозятся  из  других  областей  России, а также из-за рубежа. К
группе  товаров  критического импорта относятся сахар, хлопок, лен,
уголь.
     Промышленность  области  ощутимо зависима от поставок сырья из
других  субъектов  Российской  Федерации.  При прекращении поставок
сырья возникает угроза остановки производства.
     Как  и  в  целом  по  стране  характерны  задержки  по выплате
заработной платы .


         2. Характеристика основных проблем области в сфере
                 внешнеэкономической деятельности.

     Помимо  стоящих  перед  областью общих социально-экономических
проблем  целесообразно  отметить  характерные для области проблемы,
затрудняющие развитие внешнеэкономической деятельности.
     К основным из них относятся:
     -  недостаточная конкурентоспособность основной массы товаров,
производящихся в области;
     -  недостаток  у предприятий свободных финансовых средств, что
не  позволяет  им освоить выпуск новых видов конкурентоспособной на
мировых рынках продукции;
     - отсутствие развитых систем сертификации товаров и услуг;
     -   слабое  развитие  международного  сотрудничества  в  сфере
обмена результатами интеллектуальной деятельности;
     -    специфика    машиностроительного    комплекса    области,
представленного     в    основном    предприятиями    малосерийного
производства;
     - постепенная утрата позиций на рынках среднеазиатских стран;
     -   недостаточная   квалификация  специалистов  внешнеторговых
подразделений костромских предприятий;
          -   отсутствие   областной   транспортной  структуры  для
     организации международных перевозок.


     IV. Направления развития внешнеэкономического
     потенциала области.

         1. Стратегические           направления           развития
    внешнеэкономической деятельности области.

     Основываясь  на  анализе процесса развития внешнеэкономической
деятельности  области и принимая во внимание ее внешнеэкономический
потенциал,  наиболее  предпочтительными  направлениями  дальнейшего
развития целесообразно определить следующие:
     А) Наращивание объемов внешнеторгового оборота.
     Этого  необходимо  добиваться, в первую очередь, за счет роста
объемов экспорта товаров и услуг.
     В    направлении   оптимизации   импортных   закупок   следует
сосредоточиться  на  сокращении  закупок продовольствия, увеличении
доли   машин  и  оборудования;  продолжить  работу  по  созданию  и
развитию импортозамещающих производств.
     Б) Совершенствование структуры экспорта.
     Актуальной  задачей  является увеличение долей машиностроения,
аграрного сектора, лесопереработки, услуг.
     В) Расширение географии внешней торговли.
     Работу  по  данному направлению предлагается проводить, исходя
из  значимости  внешнеторговых  партнеров. Среди них можно выделить
страны  СНГ,  в  отношениях с которыми целесообразно взаимодействие
по   расширению   торгово-экономических  связей,  принятию  мер  по
взаимному   сохранению   рынков   сбыта   продукции,  заключению  и
реализации   долгосрочных   двух-  и  многосторонних  соглашений  о
поставках    стратегически   важных   видов   продукции,   созданию
транснациональных    корпораций,    финансово-промышленных   групп,
восстановлению   утраченных   ранее   партнерских  отношений  между
предприятиями.
     Г)  Развитие международных перевозок.
          -   привлечение   российских  и  зарубежных  партнеров  и
     инвесторов    для    пополнения    области   автотранспортными
     средствами  международного  класса,  в т.ч. и для формирования
     отраслевых транспортных структур ;
-   создание  автопредприятия общего пользования для организации
международных перевозок на областном уровне  или совместного
предприятия с участием других стран и регионов .
       Использование других форм внешнеэкономических связей.

     Как  показал  анализ  внешнеэкономической деятельности области
за  предшествующий  период,  она  осуществляется  преимущественно в
форме   международной   купли-продажи   товаров.   Практически   не
используются  такие формы как: производственная кооперация, лизинг,
франчайзинг,   венчурное   финансирование,  лицензионная  торговля,
валютные  и  финансово-кредитные  операции,  над внедрением которых
предстоит поработать.

 Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности области.
     Решению  этой  задачи будет содействовать реализация следующих
мероприятий :
     -   осуществление  контроля  за  внешнеторговой  деятельностью
хозяйствующих субъектов области;
     -  проведение  областных конкурсов и присвоение званий "Лучший
экспортер-импортер" области;
     -   совершенствование   механизма   валютного   и  экспортного
контроля;
          -    повышение   квалификации   кадров,   работающих   во
     внешнеторговых подразделениях предприятий.

        Развитие инфраструктуры внешнеэкономических связей.
     Совершенствование    структуры    внешнеэкономических   связей
области будет направлено на :
     -   развитие   взаимодействия   участников   ВЭД   с   банками
расположенными на территории Костромской области;
     -   дальнейшее   развитие  и  активизация  работы  Костромской
торгово-промышленной палаты;
     -    улучшение    транспортного   обеспечения   внешнеторговой
деятельности;
     - создание системы страхования внешнеторговых операций;
     - создание международного бизнес - центра;
     - развитие гостиничного бизнеса;
     - развитие информационного обеспечения;
        - подготовка кадров для внешнеэкономической деятельности.

           Развитие выставочно-ярмарочной деятельности.
     К  сожалению,  в  области  до  настоящего  времени отсутствует
выставочно-ярмарочный  комплекс,  что явно сдерживает организацию и
проведение  на плановой основе международных выставок. В этой связи
предлагается   изыскать  возможность  создания  в  городе  Костроме
такого комплекса.
     Особое  внимание  следует  так  же  уделить  решению  проблемы
привлечения на костромские выставки зарубежных экспонатов.
     Целесообразным   следует   признать   более  активное  участие
костромских  предприятий  в международных выставках и ярмарках, так
как  это  дает  возможность  заключать  контракты непосредственно с
производителем,  что  значительно  повышает  эффективность  внешней
торговли,  позволяет торговать с прибылью, а на вырученные средства
закупать социально значимые товары для населения области.
     В  целях более эффективного использования возможностей участия
в    международных    выставочно-ярмарочных    мероприятиях,    для
продвижения  товаров  костромских  производителей  на внешние рынки
предлагается:
     -  активнее использовать такие перспективные формы продвижения
экспортной продукции, как выставки идей и технологий;
     -   практиковать   участие   предприятий   и  фирм  области  в
зарубежных  выставках с частичным изысканием средств из бюджета или
достижением  договоренностей  с  иностранными партнерами о льготном
предоставлении выставочных площадей;
     -   осуществлять   разработку   и  финансирование  проекта  по
использованию  возможностей сети Интернет для размещения материалов
о  выставке ВТТВ (Всероссийская торгово-товарная выставка) и других
выставочно-ярмарочных   мероприятиях   в   Костромской   области  в
пополняемом варианте.

                 Развитие международного туризма.


     Несмотря  на  климатические  условия, отсутствие на территории
области  необходимых  бытовых  условий  для  иностранных  туристов,
работа  в  данном  направлении представляется важной и необходимой,
так  как  туризм  способствует  привлечению в регион дополнительных
валютных   средств   и   установлению   деловых   контактов   между
бизнесменами.  Перспективным  является  развитие  научного туризма,
так    как    в    области    есть    ряд    мест   с   уникальными
природно-историческими  условиями,  где  археологические  памятники
сочетаются   с   интересными  в  ландшафтном  отношении  природными
территориями     (историко-археологический     музей     заповедник
"Ипатьевский   монастырь",  Галичское  озеро,  Кологривский  лес  и
другие).

      Развитие международных культурных и спортивных связей.

     Данному   процессу   в   области   необходимо   придать  более
организованный    и    целенаправленный    характер,    что   будет
способствовать повышению имиджа области.
    Совершенствование механизма управления внешнеэкономическими
                   связями на областном уровне.

     С  точки  зрения  организации внешнеэкономической деятельности
области представляется целесообразным:
     -    совершенствование   взаимодействия   с   соответствующими
федеральными     органами,    более    эффективное    использование
возможностей   посольств  и  торговых  представительств  России  за
рубежом;
     - развитие межрегиональных торговых связей;
     -    более    активное    участие    в   работе   двусторонних
межправительственных    комиссий    по   торгово-экономическому   и
научно-техническому сотрудничеству;
     - создание системы приоритетов внешнеэкономической политики;
     -   более   активное   участие   костромских   предприятий   в
международных   выставках  и  ярмарках,  организация  международных
рекламных компаний в целях продвижения продукции на внешний рынок;
     - создание торговых домов за рубежом;
        -      совершенствование      практики      контроля     за
   внешнеэкономической деятельностью предприятий.

          2. Формирование возможных направлений реализации
             внешнеэкономического потенциала области.

     Представляется    целесообразным,    принимая    во   внимание
экономическую  ситуацию  как  в  целом  по стране, так и в области,
осуществлять    мероприятия    по   развитию   внешнеэкономического
потенциала,   исходя  из  максимального  использования  собственных
дополнительных возможностей и ресурсов.
     С этой точки зрения заслуживают внимания следующие моменты.

            Проблема использования природных ресурсов.

     Природные  ресурсы сосредоточены преимущественно в центральной
части  области,  однако  в  силу  объективных причин практически не
разрабатывались   в   предыдущие  годы.  В  условиях  экономической
самостоятельности,  роста  цен и тарифов на перевозки использование
местного   сырья   становится  экономически  эффективным.  Наиболее
реальными    направлениями    использования   этих   дополнительных
возможностей представляются:
     1. Освоение   торфяных  месторождений  области  и  организация
переработки добываемого торфа в местах его добычи.
     2. Добыча и переработка сапропеля.
     3. Разработка    и    освоение   Никулино   -   Гребенцовского
месторождения   горючих   сланцев   и   Андреевского  месторождения
фосфоритов .
     Торфяные    и    сапропелевые,    сланцевые    и   фосфоритные
месторождения   целесообразно   разрабатывать   и   использовать  в
комплексе  с  другими  видами  биомассы,  осуществляя разноплановую
переработку   местные   удобрения,  топливные  брикеты,  химическое
сырье,  биогазовые  установки  и  тому  подобное. При малых объемах
добычи  предприятия оказываются убыточными, однако их экономические
характеристики  существенно  растут  при  расширении  спектра видов
деятельности.
     4. Организация  добычи,  розлива  и экспорт минеральной воды в
страны СНГ.
     5. Развитие  международного  туризма, в том числе экзотических
видов (охота, рыбная ловля).
     6. Заготовка   и   переработка   дикорастущих   ягод,  орехов,
лекарственных растений, грибов.
     Использование   природных  ресурсов  требует  точного  расчета
эффективности  с  учетом  местной  специфики. Эта сфера практически
готова к приему инвестиций, в том числе и иностранных.


     Проблемы   агропромышленного   комплекса   области  связаны  с
решением       задачи       наращивания      объемов      товарного
сельскохозяйственного  производства,  повышения  его  экономических
характеристик    за    счет    внедрения    новейших    технологий,
конкурентоспособных    на   мировом   уровне,   повышения   степени
товарности конечной продукции за счет глубины переработки.
     Опережающее   развитие   в  регионе  глубокой  агропереработки
диктуется   наличием  конкуренции  в  этой  сфере  как  со  стороны
прилегающих   к  нам  сельскохозяйственных  районов  Вологодской  и
Ярославской  областей, так и импортного продовольствия. Организация
импортозамещающего   производства  продуктов  питания  из  местного
сырья   позволяет   улучшить  структуру  товарооборота  в  целом  и
экономить  валютные  средства.  При  условии,  если будут решены на
федеральном  уровне  вопросы поддержки сельского хозяйства так, как
это  делается  во  всех  развитых странах, область сможет не только
производить   достаточный   объем  продовольствия,  обеспечивая  им
российский рынок, но и экспортировать его.
     Поставленная   в  Концепции  задача  обеспечения  качественной
переработки  мясомолочной  продукции,  ее  упаковки  и доведения до
уровня  импортозамещающей  в  настоящее  время  частично решена. Но
возможности  поставок ее за пределы области, в том числе на экспорт
в  страны  СНГ,  могут  быть  в  ближайшее  время  ограничены из-за
проблем, связанных с недостатком сельскохозяйственного сырья.
     Представляется     целесообразной     разработка     программы
стабилизации  агропромышленного  комплекса  до  2005  года с учетом
внешнеторговых аспектов.

          Проблемы развития лесопромышленного комплекса.

     Развитие  лесопромышленного  комплекса  нужно  вести  с учетом
социально-экономических  интересов и потребностей области на основе
реконструкции  и  освоения технологических мощностей по углубленной
переработке  леса,  снижения ресурсоемкости и энергоемкости. Важным
направлением    экспорта    продукции    деревообработки   является
проведение  реконструкции и технического перевооружения действующих
предприятий,  перепрофилирование  части  мощностей  на производство
новых видов изделий.
     В  этой  связи  разрабатывается  проект  по  созданию с фирмой
"КроноХолдинг   АГ"  (Швейцария)  производства  древесно-стружечных
плит  на  базе  ОАО  "Шарьядрев".  Реализация данного проекта будет
способствовать     развитию     лесозаготовительных     предприятий
северо-восточных районов области.
     Высокий   экономический   потенциал   имеют   АО  "Фанплит"  и
"Мантуровский   фанерный   комбинат",  где  постоянно  производится
перепрофилирование  части  мощностей  на  производство  новых видов
изделий.  Продукция  данных  предприятий  в  своем  роде уникальна,
имеет устойчивый, в том числе и экспортный спрос.
     Настало  время  создавать  современные  лесопильные цеха малой
мощности,   предусматривающие   глубокую  переработку  древесины  и
размещение  их  в  непосредственной близости с лесозаготовительными
предприятиями.
     По     оценкам    специалистов,    перспективно    наряду    с
деревообрабатывающими    производствами   создавать   сопутствующие
производства.  Экономическая  эффективность  от  такого партнерства
очевидна.

         Проблемы развития машиностроительного комплекса.

     Предприятия  машиностроения  до начала 90-х годов только через
соответствующие   министерства  выходили  со  своей  продукцией  на
внешний   рынок.   По   мере  утраты  стабильности  в  формировании
госзаказа  на экспорт машиностроительные предприятия не были готовы
перейти  самостоятельно на сотрудничество с иностранными партнерами
и поставлять свою продукцию за рубеж.
     Машиностроительному    комплексу    уже   сегодня   необходимо
восстановить  утраченные  связи  с зарубежными партнерами, повышать
эффективность  импортно-экспортных  операций,  вести  переговоры  в
области        производственной       кооперации,       формировать
финансово-промышленные группы.
     У   предприятий   машиностроения   даже   в   данной   тяжелой
экономической  ситуации  есть  свои  внутренние резервы. К примеру,
организационные,  заключающиеся  в принятии стратегического решения
по   использованию   прибыли.  Средства,  полученные  в  результате
начинающегося  продвижения  машиностроительной продукции на внешние
рынки,  могут  быть  использованы  для  переоборудования  отдельных
цехов,     участков     производства,     способных     производить
конкурентоспособную    продукцию.    Необходимы   квалифицированные
маркетинговые  исследования  и  согласованные усилия по продвижению
на   внешний   рынок   конкурентоспособной  продукции,  такой,  как
автокраны,  катера, экскаваторы, оборудование для резинотехнической
и  полимерной промышленности, автоматические линии, гильзопоршневая
группа к дизельным двигателям и так далее.
     Основной       составляющей       импортных       потребностей
машиностроительной   отрасли  в  перспективе  могут  стать  закупки
патентов,  лицензий  на  использование  новых  технологий,  как это
делает  ОАО  "Цвет"  по  организации производства котлов на твердом
топливе по немецкой технологической документации.


                 Проблемы в сфере стройиндустрии.

     Основные   фонды   предприятий   стройиндустрии   нуждаются  в
обновлении.
     Направления развития отрасли:
     -  разработка  и  освоение  новых  строительных  технологий  и
материалов;
     - развитие базы строительной индустрии;
     - развитие промышленности строительных материалов.
     Стройиндустрия  отрасль,  имеющая  избыток  трудовых ресурсов.
Целесообразно  ограничение  привлечения иностранной рабочей силы, а
также   более   активное   участие   в  международных  тендерах  на
проведение строительных работ (азиатские государства СНГ).

     Проблемы в сфере транспорта и инженерной инфраструктуры.

     Географически  область  расположена вдалеке от внешних рынков.
Транспортные  издержки  существенно  удорожают стоимость экспортных
товаров,   особенно  продукции  с  низкой  удельной  стоимостью  на
единицу объема.
     Пропускная  способность  железных  дорог  Костромской  области
позволяет  перевозить  в  два  раза  больше  грузов.  Целесообразно
использование  более гибкой тарифной политики (уменьшение тарифа на
железнодорожные    перевозки    приводит    к   увеличению   объема
грузоперевозок    на   16-20   %).   Эксплуатация   железнодорожной
магистрали  осложняется  тем  фактом,  что  она находится в ведении
двух отделений : Ярославского и Вологодского.
     Транспортным     предприятиям    целесообразно    организовать
квалифицированные  маркетинговые  исследования  в целях продвижения
на экспорт транспортных услуг (водный и автотранспорт).
     Наиболее   узким   местом  является  автомобильный  транспорт,
дефицит  которого в области осуществляется постоянно. Это основание
для   создания   в   области   автопредприятия   по   международным
перевозкам.
     Аэропорт  в  городе  Костроме  и  аэродромы  в районах области
используются  по мере необходимости, в основном, по разовым заявкам
и   их   реконструкция  в  программах  экономического  развития  не
предусматривается.
     Расширению  международных  авиационных  перевозок препятствует
неудовлетворительное  состояние  аэропортов  г.г.Костромы  и Шарьи,
плохое  техническое  обеспечение,  малая  длина  взлетно-посадочных
полос, отсутствие современной авиационной техники.
     Развитию    водных    международных   перевозок   препятствует
запущенное  состояние  судоходных  путей  по боковым рекам бассейна
р.Волги,  вследствие  чего  невозможен  вывоз продукции на Волжскую
магистраль и далее судами "река-море".

       Проблемы подготовки и повышения квалификации кадров.

     Принципиально   новые   возможности   подготовки  и  повышения
квалификации    специалистов    в    сфере   внешней   торговли   и
международного  сотрудничества  открылись  с  созданием ЦОПК (Центр
обучения     и     повышения     квалификации    КостромаааСеверный
Рейн-Вестфалия)  .  Здесь  ведется  обучение по немецкой программе,
основанной   на   практическом   опыте   международного   бизнес  -
маркетинга.
     В     Костромском    Государственном    университете    создан
немецко-российский   центр   культурно-образовательных  программ  и
связей,     в    состав    которого    вошли    представители    по
внешнеэкономической  деятельности  всех  вузов  города  Костромы. В
плане  работы центра предусмотрен обмен опытом специалистов в сфере
внешнеэкономической   деятельности,  проведение  специализированных
конференций,    семинаров   с   участием   ведущих   зарубежных   и
отечественных специалистов.

      Проблемы привлечения иностранных инвестиций в область.

     Для  улучшения  инвестиционного  климата  региона  должны быть
осуществлены следующие мероприятия:
     А) На федеральном уровне:
     1. Создание    четкой    и   эффективной   законодательной   и
организационной  системы  управления  государственными  пакетами  в
акционерных  обществах,  а  также  защиты прав инвесторов (в равной
степени российских и иностранных);
     2. Создание   стандартов   раскрытия   информации  (адекватных
международным) о деятельности компаний для привлечения инвесторов;
     3. Завершение   работы   над  Таможенным  кодексом,  Налоговым
кодексом,  принятие  закона  о  регистрации юридических лиц, закона
регламентирующего процедуру национализации;
     4. Укрепление  банковской  системы  и  финансовых  институтов,
ориентированных на долгосрочное инвестирование;
     5. Формирование  кредитных союзов, ориентированных на мелкий и
средний бизнес;
     6. Создание  эффективных  механизмов  валютного регулирования,
препятствующего вывозу капитала из России;
     7. Совершенствование  системы  сертификации  ввозимых в Россию
товаров;
     8. Межгосударственные  согласования  по  отмене  обложения НДС
продукции,  экспортируемой в страны СНГ, и особенно на Украину, для
устранения  схем  обхода  существующего  порядка  (реэкспорта через
третьи страны);
     9. Переход    на    международные    стандарты    в    системе
бухгалтерского учета;
     10. Совершенствование  методики  определения  доли российского
вклада  в уставных капиталах совместных предприятий (оценка зданий,
сооружений, оборудования, земли, интеллектуальной собственности).
     Б) На областном уровне:
     1. Более   широкое   использование   привлечения   иностранных
финансовых  ресурсов  в  форме кредитов, которые требуют погашения,
но    не    устанавливают    постоянной   зависимости   кредитуемых
предприятий,  с  условием  возврата  кредита  поставками  продукции
(компенсационные соглашения).
2. Заключение с иностранными инвесторами инвестиционных
               соглашений, предусматривающих возможность
беспрепятственного            согласования льготных таможенных
пошлин с региональными и             местными государственными
органами в рамках действующего                   федерального и
местного законодательства.
     Обязательное  включение в данные соглашения условий сохранения
действия   льгот  в  течение  изначально  оговоренного  срока,  вне
зависимости от изменений законодательства.
     3. Создание  информационной  базы  о  хозяйствующих субъектах,
чьи  производственные  комплексы  могут  быть  проданы  на открытых
(закрытых) торгах, с указанием условий данной продажи.
4. Привлечение российских страховых компаний в качестве гарантов по
 региональным рискам.
5. Поддержка инфраструктуры по привлечению иностранных
                 инвестиций, состоящей из взаимосвязанных
консалтинговых агенств, страховых компаний и финансовых институтов.

        V. Разработка мероприятий по реализации Концепции.

    1. Разработка целевых программ по приоритетным направлениям
        развития внешнеэкономической деятельности области.

     По  вопросам, касающимся внешнеэкономической деятельности, все
структурные  подразделения администрации области будут строить свою
практическую   работу,   руководствуясь   выводами   и  положениями
настоящей  Концепции.  Она будет учитываться при разработке текущих
программ и планов.
     Для   решения   сложных   узловых   проблем,  когда  требуется
координация  усилий нескольких подразделений органов исполнительной
власти   и   предприятий  области,  будут  разрабатываться  целевые
программы совместной деятельности.
     В  разработке  таких  программ  целесообразно задействовать не
только  структурные подразделения администрации области, но и союзы
промышленников,     предпринимателей,     фермеров,     Костромскую
торгово-промышленную палату и т.д.
     Разработка,   утверждение  и  реализация  целевых  программ  в
области    регламентируется    действующим    законодательством   и
нормативными  правовыми актами губернатора области и областной Думы
(прежде  всего,  Уставом Костромской области и постановлением главы
администрации области от 29 апреля 1997 года № 289).

     2. Разработка инвестиционных проектов в рамках направлений
        реализации внешнеэкономического потенциала области.
     По  причине  отсутствия  в области свободных денежных средств,
реализацию  приоритетных  направлений  развития внешнеэкономической
деятельности   области  предполагается  вести,  в  основном,  путем
осуществления  государственной  поддержки  инвестиционных  проектов
хозяйствующих  субъектов  Костромской  области, а также продвижения
продукции предприятий Костромской области на внешних рынках.
     Порядок   работы   администрации   области  с  инвестиционными
проектами,   механизм   взаимодействия   государственных   органов,
органов  местного  самоуправления и хозяйствующих субъектов, основы
использования   при   этом  бюджетных  средств  определены  законом
Костромской  области  "Об инвестиционной деятельности в Костромской
области".
     Основными  формами  государственной  поддержки  при реализации
инвестиционных проектов являются:
          -   предоставление налоговых льгот;
-   предоставление налогового инвестиционного кредита;
-   выделение объектов недвижимости, технических средств и иного
имущества области;
-   поручительство и предоставление гарантий администрации
              области.
     Ведущую  роль  в  проведении  конкурсного  отбора  проектов  и
принятии  решения  о  форме их поддержки призван сыграть комитет по
инвестициям  и  фондовому  рынку  администрации области, на который
возложены  такие  функции. Предполагается, что в своей практической
деятельности  он  будет руководствоваться в том числе и положениями
настоящей Концепции.

 3. Разработка мер стимулирования внешнеэкономической деятельности
                             области.

     Вопросы    содействия   внешнеторговой   деятельности   и   ее
стимулирования   определены   в   законе  Российской  Федерации  "О
государственном  регулировании  внешнеторговой деятельности". Очень
важной  задачей является организация совместной работы предприятий,
организаций,    администрации    области,   федеральных   структур,
сотрудничающих  в области международных внешнеэкономических связей,
по    привлечению    средств   федерального   бюджета,   смешанному
государственно-коммерческому      финансированию     инвестиционных
проектов    экспортных    и    импортозамещающих    производств   с
использованием  международного  лизинга.  Не  менее важным является
такое   сотрудничество   для   продвижения   экспортной   продукции
предприятий   области   и  защита  интересов  области  за  рубежом,
включения    инвестиционных    проектов   предприятий   области   в
федеральные  программы,  а также страхования экспортных кредитов от
коммерческих    и   политических   рисков,   налогового   поощрения
экспортерам.
     Актуальной   задачей   является   принятие   решений  органами
самоуправления,  стимулирующих  внешнеэкономическую деятельность (о
льготном  налогообложении,  о льготном кредите, о сборах и пошлинах
и т.д.)
     Будет  оказываться  помощь  в  подготовке  кадров предприятий,
работающих  в  сфере  внешнеэкономической  деятельности. Участникам
внешнеэкономической  деятельности  намечается  оказание  различного
рода      услуг      неадминистративного      воздействия.      Это
информационно-консультативная, маркетинговая и другая помощь.
     Очень  важной  задачей  является повышение качества экспортных
товаров: организация презентаций продукции, выставочно-ярмарочная

     деятельности,       сотрудничество      с      внешнеторговыми
представительствами,    использование    международных    журналов,
российских  и  местных  средств  массовой  информации,  награждение
лучших участников внешнеэкономической деятельности и т.д.
     Несомненно,    что    реальное    развитие    политической   и
экономической  ситуации  в  стране  потребует  внесения необходимых
поправок  в  данную  Концепцию, однако в настоящий период она будет
являться   основой   для   осуществления   администрацией   области
последовательных    и   целенаправленных   действий   по   развитию
внешнеэкономической деятельности.

Информация по документу
Читайте также