Расширенный поиск
Постановление Думы Костромской области от 08.11.2006 № 1069КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 8 ноября 2006 г. N 1069 Действие приостановлено до 01.01.2011 года - Постановление Думы Костромской области от 30.12.2009 г. N 4436 Об областной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов в Костромской области на 2006-2010 годы» Рассмотрев представленную губернатором Костромской области областную целевую программу «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов в Костромской области на 2006-2010 годы», Костромская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить областную целевую программу «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов в Костромской области на 2006-2010 годы». 2.Рекомендовать администрации Костромской области: - в четвёртом квартале 2006 года внести соответствующие изменения в Закон Костромской области «Об областном бюджете на 2006 год»; - при формировании бюджета на очередной финансовый год, предусматривать ежегодно соответствующие средства для реализации данной программы. 3.Установить, что правоотношения, возникающие в ходе реализации мероприятий программы между организациями и исполнительными органами государственной власти Костромской области, осуществляются с применением норм гражданского законодательства. 4.Рекомендовать представительным органам местного самоуправления муниципальных районов принять аналогичные программы. 5.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет Костромской областной Думы по аграрной политике, природным ресурсам и экологии (Лазутин А.С.). 6.Постановление вступает в силу со дня его подписания. Председатель Костромской областной Думы А.И. Бычков Приложение к постановлению Костромской областной Думы от 8 ноября 2006 г. № 1069 Областная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов в Костромской области на 2006-2010 годы» С О Д Е Р Ж А Н И Е областной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов в Костромской области на 2006-2010 г.г.». |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | | | Страница | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | |Паспорт программы | 3-6 | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 1. |Современное состояние сельскохозяйственных угодий в | 7 | | |Костромской области, проблемы почвенного плодородия и | | | |необходимость их решения программными методами. | | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 1.1 |Общая информация | 7 | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 1.2 |Состояние сельскохозяйственных угодий | 7 | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 1.3 |Состояние плодородия почв | 8-10 | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 1.4 |Оценка действующих мер по улучшению почвенного плодородия | 10 | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 1.5 |Необходимость решения проблемы сохранения и восстановления | 11 | | |почвенного плодородия. | | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 2. |Основные цели, задачи и этапы реализации Программы | 11-12 | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 3. |Система программных мероприятий | 13 | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 3.1 |Известкование и фосфоритование почв | 13-14 | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 3.2 |Внесение минеральных удобрений | 13-14 | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 3.3 |Внесение органических удобрений | 14 | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 3.4 |Применение гуминового препарата | 14-15 | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 3.5 |Химзащита растений | 15-16 | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 3.6 |Агрохимическое обследование почв | 16 | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 3.7 |Посев сидератов и использование соломы на удобрение | 16-17 | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 3.8 |Организация ДКП | 17 | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 3.9 |Мелиорация земель | 17 | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 3.10 |Противопаводковые мероприятия | 18 | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 3.11 |Приобретение специализированной техники | 18 | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 3.12 |Охрана окружающей среды при использовании средств химизации| 18-19 | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 3.13. |Научно-техническое обеспечение Программы | 19-20 | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 4. |Финансовое обеспечение Программы | 20 | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 5. |Механизм реализации Программы | 20-21 | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 6. |Организация управления Программой и контроль за ходом ее | 21-22 | | |реализации | | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | 7. |Экономическая эффективность Программы | 22-23 | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| | | | | |———————|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————| ПАСПОРТ областной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов в Костромской области на 2006-2010 г.г.» |—————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| |Наименование программы |Областная целевая программа «Сохранение и| | |восстановление плодородия почв земель| | |сельскохозяйственного назначения и| | |агроландшафтов в Костромской области на| | |2006-2010 г.г.» | | | | |—————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| |Основание для разработки и|Распоряжение Правительства РФ от 1 октября| |правовая база Программы |2005 года №1564-р «Об утверждении Концепции| | |федеральной целевой программы «Сохранение и| | |восстановление плодородия почв, земель| | |сельскохозяйственного назначения и| | |агроландшафтов, как национального достояния| | |России на 2006-2010 годы» | |—————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| |Государственный заказчик|Администрация Костромской области | |Программы | | |—————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| |Координатор Программы |Департамент АПК Костромской области | |—————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| |Основные разработчики программы |Департамент АПК Костромской области, ФГУ| | |станция агрохимической службы «Костромская»,| | |ФГУ ФГТ «Станция защиты растений в Костромской| | |области», Костромской государственный| | |научно-исследовательский институт сельского| | |хозяйства, Управление Федерального агентства| | |кадастра объектов недвижимости по Костромской| | |области, ФГУ «Управление| | |«Костромамелиоводхоз», ФГУ «Защитные| | |сооружения Костромской низины» | | | | |—————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| | | | |—————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| |Основные цели и задачи |Цель программы: обеспечение сохранения и| |Программы |восстановления плодородия почв, рациональной| | |использование природных ресурсов и создание на| | |этой основе условий роста производства| | |сельскохозяйственной продукции. | | |Задачи программы: | | |-предотвратить дальнейшее снижение плодородия| | |почв, | | |-приостановить дальнейшее сокращение площадей| | |сельхозугодий, а в перспективе восстановить их| | |до прежнего уровня; | | |-предотвратить деградацию почв в результате| | |эрозии, подкисления, заболачивания; | | |-улучшить мелиоративное состояние земель и| | |обеспечить работоспособность осушительных| | |систем и гидротехнических сооружений; | | |-предотвратить возможное затопление| | |паводковыми водами пониженных территорий. | | | | |—————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| |Сроки реализации Программы |Программа реализуется в 2006-2010гг. | |—————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| |Основные программные мероприятия |Мероприятия по сохранению и восстановлению| | |плодородия почв и агроландшафтов| | |предусматривают проведение следующих видов| | |работ: | | |-известкование и фосфоритование кислых почв;| | | | | | -внесение минеральных, органических, | | | удобрений и гуминовых препаратов. | | | -химическая защита растений; | | | -агрохимическое обследование почв; | | |-использование сидератов и соломы; | | |-организация ДКП; | | | - мелиоративное обустройство земель ; | | | - противопаводковые мероприятия; | | | - приобретение специализированной | | | техники; | | | - охрана окружающей среды; | | |-научно-техническое обеспечение программы. | | | | | | | |—————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| |Важнейшие целевые индикаторы и|-предотвращение выбытия из| |показатели Программы |сельскохозяйственного оборота 50 тыс.гектаров| | |сельскоъхозяйственных угодий и введение в| | |сельскохозяйственный оборот 15 тыс.гектаров| | |таких угодий; увеличение содержания в почвах| | |земель сельскохозяйственного назначения на| | |площади 50 тыс.гектаров таких подвижных форм| | |питательных веществ, как азот в среднем не| | |менее чем на 10 мг/ в кг почвы, фосфор-не| | |менее чем на 3 мг/в кг почвы; | | |вовлечение в сельскохозяйственный севооборот| | |не менее 7 тыс.гектаров мелиорированных| | |угодий, | | |уменьшение степени кислотности почв при| | |известковании на 0,3 ед рН на площади 10| | |тыс.га., | | |преобразования материалов комплексного| | |разномасштабного картирования плодородия почв| | |земель сельскохозяйственного назначения на| | |основе агроинформационных систем для| | |проведения мониторинга плодородия почв земель| | |сельскохозяйственного назначения на площади| | |200 тыс.га. | |—————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| |Исполнители Программы |Сельхозорганизации области, ФГУ ГСАС| | |«Костромская», ООО «Плодородие», ФГУ «ФГТ| | |Станция защиты растений Костромской области»,| | |ФГУ «Управление Костромамелиоводхоз», ФГУ| | |«Защитные сооружения Костромской низины»,| | |Костромской ГНУ НИИСХ, ГУП «Сельхозхимия», ООО| | |«Агропромхимия», ООО «Костромарегионторф»,| | |Костромская ГСХА. | |—————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| |Объемы и источники финансирования|Общая сумма расходов на реализацию Программы| |Программы |–1027,88 млн.руб, в т.ч. средства федерального| | |бюджета – 296,15 млн.руб, средства областного| | |бюджета –291,79 млн.руб, внебюджетные| | |источники – 439,94 млн.руб. в ценах 2005| | |года. | | | | |—————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| |Ожидаемые конечные результаты|Реализация настоящей Программы позволит| |Программы |приостановить процесс снижения уровня| | |плодородия почв, ослабить воздействие| | |негативных факторов ухудшения земель и| | |повысить устойчивость развития| | |сельскохозяйственного производства. | | |Довести к 2010 году урожайность зерновых| | |культур до 15 ц/га, льноволокна –5,5 ц/га,| | |картофеля – 140 ц/га, сена многолетних трав| | |–20ц/га. Будет получено дополнительной| | |условной продукции ( в пересчета на| | |зерно)-381,1 тыс.тонн на сумму 1407,1| | |млн.руб., окупаемость вложенных средств| | |составит 1.22 руб. на 1 рубль вложенных| | |средств. | | |Предотвратить выбытие из сельскохозяйственного| | |оборота 50 тыс.гектаров сельскохозяйственных| | |угодий. | | |Повышение класса почв по пригодности для| | |использования в сельскохозяйственном| | |производстве на 2 разряда в пределах одного| | |класса. | | |Позволит сохранить существующих и создать 500| | |новых рабочих мест. | |—————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| |Система организации контроля за|Департамент АПК Костромской области является| |исполнением Программы |координатором и отвечает за своевременное и| | |полное проведение мероприятий и реализацию| | |Программы. | | | | |—————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————| 1. Современное состояние сельскохозяйственных угодий в Костромской области, проблемы почвенного плодородия и необходимость их решения программными методами 1.1 Общая информация Костромская область расположена в центре Европейской части России. Площадь ее равна 60,1 тыс.кв.км. С севера на юг она протянулась на 260 км, с запада на восток – на 420км. Климатические условия области несмотря на некоторые различия юго-западных районов от северных и северо-восточных позволяют возделывать зерновые, лен, картофель, овощи, различные кормовые культуры. Вместе с тем, в отдельные годы погода вызывает трудности в возделывании сельскохозяйственных культур и получении кормов высокого качества. Кроме этого сельское хозяйство области ведется на почвах с низким естественным плодородием, повышенной кислотностью. В этих условиях повышение продуктивности растениеводства возможно при значительных вложениях в химизацию, мелиорацию и индустриализацию производства. 1.2.Состояние сельскохозяйственных угодий Общая площадь сельскохозяйственных угодий области на 1.01.2005 года составляет 1015,5 тыс. гектаров или 16,8 процентов от общей площади земельных ресурсов области, из них 670,9 тыс. гектаров (11,1%) - пашня, 308,1 тыс. гектаров (5,1%) - сенокосы и пастбища. Основная доля сельскохозяйственных угодий в земельном фонде области относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, которая составляет 84%. Для области характерна мелкоконтурность сельскохозяйственных угодий, средний размер контура пашни составляет 15,0 га, а кормовых угодий - 2,3 га. Одной из особенностей современного состояния сельскохозяйственных угодий является их низкая востребованность, в области практически прекращены работы по улучшению и освоению новых земель. К новым негативным процессам на землях сельхозугодий области следует отнести: зарастание кустарником и мелколесьем, водная эрозия почв, заболачивание, закисление почв, снижение содержания гумуса и основных элементов питания растений. В области на начало 2005 года имеется 251,0 тыс. га сельхозугодий, на которых проявляются действия водной эрозии, в том числе на 198,3 тыс. га пашни. Зарастание сельхозугодий по пониженным элементам рельефа обычно сопровождается и заболачиванием этих площадей. На землях сельхозназначения доля заболоченных почв в области составляет: на пашне - 4,5%, на кормовых угодьях - 33,5%. Отмечается процесс вторичного заболачивания на осушенных землях из-за ухудшения их мелиоративного и технического состояния осушительной сети. 1.3 Состояние плодородия почв На территории Костромской области преобладают дерново-подзолистые почвы легко - и среднесуглинистого механического состава. Такие почвы по своей природе отличаются низким естественным плодородием: бедны гумусом, основными элементами питания для сельскохозяйственных культур. Только интенсификация земледелия в предыдущие годы, вплоть до девяностых годов, преимущественно на основе химизации обеспечивало повышение плодородия почв. Резкое уменьшение после 90-х годов, объемов по химической мелиорации, внесению органических и минеральных удобрений, явилось основной причиной начавшегося процесса падения плодородия почв: их подкисления, снижения запасов элементов питания и гумуса, что подтверждается результатами агрохимического обследования. Согласно данным агрохимического обследования почв сельскохозяйственных угодий по состоянию на 1.01.2004 года в составе пахотных земель области имеется кислых почв ( с рН до 5,5) 378,3 тыс. га. (64,8%), избыточно кислых ( с рН до 5,0) – 222,4 тыс. га (35,2%). Средневзвешенный показатель кислотности –5,2 ед.рН. Почв с низким содержанием подвижного фосфора (содержание Р2О5 ниже 50 мг/кг почвы) насчитывается - 158,3тыс.га (27,0%). Средневзвешенное содержание Р2О5 в почвах достигает 111 мг/кг. Площадь почв с низким содержанием обменного калия (содержание К2О меньше 80 мг/кг) составляет 217,8 тыс.га (37,3%). Средневзвешенное содержание К2О в почвах равняется 100 мг/кг. В сравнении с 1990 годом, т.е. за последние 15 лет, произошло значительное снижение плодородия почв. Так площадь кислых почв возросла на 41 тыс. га (7,2%). Средневзвешенный показатель кислотности почв снизился с 5,3 до 5,2 ед.рН, что свидетельствует о их подкислении. Площадь пахотных почв с низким содержанием подвижного фосфора увеличилась почти на 86 тыс. га или на 14,6 %, а средневзвешенное содержание его в пахотном слое сократилось с 131 до 111 мг/кг почвы. Особую тревогу вызывает падение содержания в почве обменного калия. За тот же период площадь пашни с очень низким и низким содержанием его возросла на 184 тыс. га или на 31,5 %. При этом средневзвешенное содержание обменного калия в пахотном слое почв снизилось с 145 до 100 мг на 1 кг почвы. Недостаточные объемы внесения органических удобрений и их низкое качество привели к тому, что общий баланс органического вещества в земледелии области за последние годы является отрицательным (минерализуется больше, чем поступает органического вещества в почву с органическими удобрениями, а также с корневыми и пожнивными остатками). Расчеты показывают, что для создания бездефицитного баланса гумуса на 1 га посева необходимо вносить в среднем по области 5,7 т органических удобрений, а фактически вносится 0,8 т. БАЛАНС гумуса и потребность в органических удобрениях по Костромской области на 2005 год |—————————————————————|—————————|—————————————————————|—————————|——————————————| | | | Статьи баланса | |Потребность | | |Площадь | |Баланс |в органических| |Культура | га | | +- ,|удобрениях. | | | | |тонн |Всего / на 1| | | | | |га т | |—————————————————————|—————————|—————————————————————|—————————|——————————————| |—————————————————————|—————————|———————————|——————————|—————————|——————————————| | | |Расходная |Приходная | | | | | |с учетом | | | | | | |мехсостава | | | | |—————————————————————|—————————|———————————|——————————|—————————|——————————————| |Зерновые, однолетние | 90600 | - 105096 | 36240 | -68856 | | | Травы и лен | | | | | | |—————————————————————|—————————|———————————|——————————|—————————|——————————————| | Пропашные | 1660 | - 3486 | 332 | - 3154 | | |—————————————————————|—————————|———————————|——————————|—————————|——————————————| | Многолетние травы | 216740 | | | | | |—————————————————————|—————————|———————————|——————————|—————————|——————————————| | Чистый пар | 8000 | - 18560 | - | - 18560 | | |—————————————————————|—————————|———————————|——————————|—————————|——————————————| | | 317000 | -127142 | 36572 | -90570 | 1811400/5,7 | |ИТОГО | | | | | | |—————————————————————|—————————|———————————|——————————|—————————|——————————————| Согласно материалам агрохимического обследования почв сельскохозяйственных .угодий по состоянию на 1.01.2004 года в составе пашни области насчитывается 68,8 % (402,6тыс.га) почв с очень низким и низким (меньше 1,3 и 2%) содержанием гумуса. В сравнении с 1990 годом таких почв стало больше в области на 71 тыс.га или на 12 % от общей площади пашни, а средневзвешенное содержание гумуса в пахотном слое за эти годы снизилось с 2 до 1,9 %. По состоянию на 1.01.2005 года обеспеченность пахотных почв микроэлементами: низкая – цинком и кобальтом, средняя – бором, медью, марганцем и молибденом. Загрязнение почв тяжелыми металлами не превышает существующих предельно допустимых концентраций. В пахотных землях не обнаружены остаточные количества пестицидов в концентрациях, превышающих допустимые. БАЛАНС питательных веществ по области, кг д.в./га |———————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————| | | П е р и о д ы | | Содержание | | |———————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————| |———————————————————|———————————|———————————|———————————|————————————————————————| | | | | | 2001-2004гг. | | |1986-1999гг|1991-1995гг|1996-2000гг| | | | . | . | . | | |———————————————————|———————————|———————————|———————————|————————————————————————| |———————————————————|———————————|———————————|———————————|————————|—————————————————| | | | | | | в том числе | | | | | | ВСЕГО | | |———————————————————|———————————|———————————|———————————|————————|—————————————————| |———————————————————|———————————|———————————|———————————|————————|—————|——————|—————| | | | | | | N | Р2О5 | К2О | |———————————————————|———————————|———————————|———————————|————————|—————|——————|—————| |Внесено NPK с | 157 | 58 | 12 | 10 | 5 | 2 | 3 | |Удобрениями | | | | | | | | |———————————————————|———————————|———————————|———————————|————————|—————|——————|—————| |Вынесено с урожаем | 144 | 163 | 104 | 66 | 29 | 10 | 27 | |и сорняками | | | | | | | | |———————————————————|———————————|———————————|———————————|————————|—————|——————|—————| |БАЛАНС +- | +13 | -105 | -92 | -56 | -24 | -8 | -24 | |———————————————————|———————————|———————————|———————————|————————|—————|——————|—————| |Коэффициент | 1,09 | 0,36 | 0,12 | 0,15 |0,17 | 0,20 |0,11 | |Возмещения выноса | | | | | | | | |———————————————————|———————————|———————————|———————————|————————|—————|——————|—————| В 1986-1990 годах было внесено 157 кг д.в. NPK, при выносе с урожаем 144 кг элементов питания, что обеспечивало положительный баланс питательных веществ в почвах. Однако, начиная с 1991 года и по настоящее время в области складывается отрицательный баланс питательных веществ в почвах ( вынос превышает внесение). Ежегодно на получение урожая из почвы выносится 56-105 кг/га NPK, т.е. формирование урожая происходит в основном за счет почвенного плодородия. 1.4.Оценка действующих мер по улучшению почвенного плодородия Администрация Костромской области, департамент АПК Костромской области в своей работе по улучшению почвенного плодородия в 2002-2005г.г. руководствовались региональной целевой комплексной Программой «Развитие агропромышленного комплекса Костромской области до 2006года» утвержденной Законом Костромской области от 31 декабря 2002 года № 95-ЗКО «О региональной целевой комплексной Программе «Развитие агропромышленного комплекса области до 2006 года». Данной Программой предусматривалось проведение работ по повышению плодородия почв области с финансированием их по годам в сумме 564 млн. руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета 206,4 млн.руб, областного бюджета 178,2 млн.руб, внебюджетных источников –179,4 млн.руб. За период освоения Программы было проведено известкование кислых почв на площади 5,4 тыс.га, внесено минеральных удобрений 8,3 тыс. тонн в действующем веществе, гуминового препарата –243,2 тонны, органических удобрений –1149 тыс.тонн, , проведена химическая защита растений на площади 111 тыс.га, мелиорация земель на площади 5,8 тыс.га. Всего на выполнение этих работ было освоено средств 291,3 млн.руб. за счет федерального, областного бюджетов и внебюдетных источников. В связи с окончанием срока действия программы «Развитие агропромышленного комплекса области до 2006 года» разработана программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов в Костромской области на 2006-2010 г.г.» с целью решения приоритетной проблемы – повышения плодородия почв области и увеличения производства продукции сельского хозяйства. 1.5.Необходимость решения проблемы сохранения и восстановления почвенного плодородия программно-целевыми методами Принимаемые администрацией области, департаментом АПК, сельхозорганизациями меры позволяют сдерживать отрицательные тенденции в сохранении плодородия почв, но вместе с тем повышение почвенного плодородия до уровня обеспечивающего стабильное ведение сельскохозяйственного производства требует дополнительного привлечения финансовых средств. Основанием для разработки областной Программы является сложившаяся ситуация с воспроизводством почвенного плодородия, одного из важнейших факторов, повлекших за собой снижение валовых сборов сельскохозяйственных культур и как следствие нестабильное финансово-экономическое состояние сельхозорганизаций области. К моменту разработки Программы наиболее проблемными стали следующие вопросы: - снижение кислотности почв; - увеличение гумуса в почве; - сохранение работоспособности мелиоративных систем и сооружений ; - засоренность полей сорняками, борьба с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений; - уменьшения объемов внесения минеральных удобрений; - внедрения в производство передовых разработок и технологий; - противопаводковых мероприятий; - охраны окружающей среды и получения экологически чистой продукции сельского хозяйства. Выполнение намеченных мероприятий возможно только путем комплексного использования программно-целевых методов, так как финансирование из федерального и областного бюджетов осуществляется в соответствии с разработанными федеральными и областными программами, реализация которых позволит эффективно решать проблемы сохранения и восстановления плодородия почв и агроландшафтов. 1. Основные цели, задачи и этапы реализации Программы Целью настоящей Программы является обеспечение сохранения и восстановление плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов и создание на этой основе условий роста производства сельскохозяйственной продукции. Реализация программы позволит решить следующие задачи: - предотвратить дальнейшее снижение плодородия почв; - приостановить дальнейшее сокращение площадей сельхозугодий, а в перспективе восстановить их до прежнего уровня; - предотвратить деградацию почв в результате эрозии, подкисления, заболачивания; - улучшить мелиоративное состояние земель и обеспечить работоспособность осушительных систем и гидротехнических сооружений; - предотвратить возможное затопление паводковыми водами пониженных территорий. В соответствии с целями и задачами определен срок реализации Программы, которая рассчитана на период с 2006 по 2010 годы включительно. Сроки реализации Программы учитывают ресурсные возможности федерального и областного уровней, участвующих в решении программных мероприятий. Этот временной период позволит решить задачи в области сохранения и восстановления плодородия почв и агроландшафтов и создаст предпосылки для стабильного наращивания объемов производства растениеводческой продукции с целью обеспечения животноводства качественными кормами, а население области экологически чистыми картофелем и овощами, перерабатывающую промышленность озимой рожью и льносырьем. Программа носит открытый характер, предполагает возможность ее дополнения другими направлениями и проектами, отвечающими целям и задачам Программы, а также указанным критериям эффективности. 3. Система программных мероприятий Для сохранения и восстановления плодородия почв Программа предусматривает мероприятия, выполняемые в сельхозорганизациях, фермерских хозяйствах и предприятиях ведущих сельскохозяйственное производство. Мероприятия, финансируемые за счет средств федерального бюджета выполняются в первую очередь на землях сельхозорганизаций федеральной формы собственности. За счет средств областного бюджета сельскохозяйственные товаропроизводители финансируются в зависимости от их социально-экономической значимости, экологической безопасности, а также перспективы их развития. Система мероприятий включает в себя: 3.1. Известкование и фосфоритование почв Одним из основных показателей плодородия почв является степень их кислотности. От кислотности зависят физико-механические, водно-воздушные, химические и биологические свойства почв. В последние десять лет в хозяйствах области кислотность почв интенсивно нарастает. В наиболее сильной степени подкисляются почвы легкого механического состава, преобладающие в области. Нейтрализация почвенной кислотности путем внесения в почву известковых материалов, особенно в сочетании с минеральными удобрениями является одним из основных приемов повышения плодородия почв. По многолетним опытным данным известкование ежегодно повышает урожайность культур в севообороте на 5,6 ц/га в пересчете на зерновые единицы. Окупаемость 1 тонны действующего вещества доломитовой муки составляет 4,8-9,3 центнера зерна. В природно-климатических условиях области необходимо иметь пятилетний цикл известкования пахотных земель и восьмилетний – сенокосов и пастбищ. Исходя из реальных условий, в 2006-2010 годах планируется провести известкование почв на площади 23,5 тыс.га . Работа по известкованию почв проводится строго по проектно-технологической документации, составляемой федеральной государственной станцией агрохимической службы «Костромская» по результатам почвенно- агрохимических изысканий. Для получения стабильных и качественных урожаев растениеводческой продукции необходимо иметь в пахотных почвах содержание подвижного фосфора на уровне 170-180 мг/кг почвы. По состоянию на 01.01.2005 года содержание фосфора в среднем составляет 111 мг/кг. Наиболее простым и дешевым способом повышения фосфатного уровня в почвах является фосфоритование. По опытным данным внесение 1 т (200 кг в действующем веществе) фосфоритной муке позволяет поднять уровень содержания подвижного фосфора в песчаных и супесчаных почвах на 32-47 мг/кг, на легких и средних суглинках - 21-32 мг на килограмм почвы. В первый год фосфоритование повышает урожайность на 1,6-4,1 ц/га зерна, а в последующем действует в течение всей ротации севооборота и обеспечивает суммарную прибавку 10-12 кг зерновых на 1 кг д.в. фосфора. Площадь пашни, на которой необходимо провести фосфоритование, составляет 29,3 тыс. гектаров, в том числе на площади 9 тыс. га требуется первоочередное внесение фосфоритной муки в дозе не менее одной тонны на гектар. В Программе предусматривается, исходя из реальных финансовых возможностей, провести фосфоритование на площади 7 тыс.га. 3.2. Внесение минеральных удобрений Наиболее существенным приемом воздействия на питательный режим почв и урожайность сельскохозяйственных культур является применение минеральных удобрений: азотных, фосфорных и калийных. Потребность в минеральных удобрениях более чем в 5 раз превышает то количество, которое применяется в настоящее время. Так, в 2004 году фактически внесено 3,7 тыс. тонн туков (6% от потребности). На 1 га пашни внесено 5,4 кг д.в. в соотношении N:P:K - 1:0,3:0,2, которое далеко от оптимального. В связи с крайне малыми объемами внесения туков наблюдается резко отрицательный баланс основных питательных элементов: азота, фосфора, калия. Недостаток внесения азота составил в среднем за три года – 24 кг, фосфора – 8 кг, калия -24 кг, а в сумме NPK – 56 кг (табл.2) В современных экономических условиях не представляется возможности выйти на оптимальные объемы применения удобрений для производства сельскохозяйственной продукции. Предусматривается постепенное их увеличение, исходя из реальных финансовых и организационно-технических возможностей. Объемы применения минеральных удобрений составят 27,5 тыс. тонн д.в. При этом планируется достижение оптимального соотношения вносимых в почву питательных элементов, что позволит более эффективно использовать минеральные удобрения и достичь их нормативной окупаемости. В целях более экономного расходования минеральные удобрения следует вносить локальным способом, с соблюдением доз и сроков внесения, проводить комплексную диагностику минерального питания растений. В настоящее время сельхозпредприятия используют в основном твердые формы минеральных удобрений. Однако до 1990 года успешно применялись жидкие удобрения показавшие себя с положительной стороны. Программой предусмотрено возобновить эти работы в ряде наиболее экономически сильных хозяйств. 3.3. Внесение органических удобрений Среднегодовое внесение органических удобрений за 2001-2004 годы составило 286,8 тыс. тонн или 0,8 тонн на га посевной площади. При существующем поголовье и продуктивности скота и птицы выход навоза составляет 810 тыс. тонн. На период реализации программы планируется внести органических удобрений 2500 тыс.тонн и выполнить комплекс работ по торфу в объеме 250 тыс.тонн. Предлагаемые объемы внесения органических удобрений определены исходя из существующих и прогнозируемых экономических возможностей хозяйств, состояния материально-технической базы по производству и внесению органических удобрений. Недостающее количество органических удобрений предполагается компенсировать за счет повышения эффективности полевого травосеяния, замены большей части чистых паров сидеральными, использование на удобрение послеуборочных растительных остатков. 3.4. Применение гуминового препарата Начиная с 2000 года в области применяется гумат «Плодородие» на всех сельскохозяйственных культурах как при инкрустации семян, так и при некорневой обработке посевов. Наблюдение за посевами зерновых культур и обследование их фитосанитарного состояния показали, что с использованием гумата снижается поражение посевов болезнями. Применение гумата при инкрустации семян вызывает мощное развитие корневой системы, более интенсивное окрашивание листьев, увеличение продуктивной кустистости зерновых культур. Средняя прибавка по зерновым культурам за годы применения колебалась от 2,1 до 3,3 ц/га. На льне-долгунце прибавка составила 1,3 ц/га волокна, на картофеле и овощах от 15 до 56 ц/га. Оба приема обеспечивают высокую эффективность применения гумата «Плодородие». Поэтому в Программе планируется увеличить площади применения гуминовых препаратов и довести объемы внесения их на сельхозкультурах за 2006-2010г.г. до 590 тонн. 3.5. Химзащита растений На сельскохозяйственных культурах области зарегистрировано 63 вида вредителей и болезней, из них наиболее опасны 14 фитофагов и 16 заболеваний. Основную роль в организации мероприятий, направленных на снижение потерь урожая от вредных объектов, играет агротехнический метод: освоение севооборотов, выбор предшественника, система обработки почвы, внесение удобрений, оптимальные сроки сева, подготовка посевного материала, возделывание устойчивых к вредителям и болезням сортов сельскохозяйственных культур. Эффективным методом защиты растений является химический, который проводится по результатам фитосанитарного обследования и должен быть обоснованным. Борьба с болезнями Ежегодно в области отмечаются потери урожая от болезней. В 2004 году на яровых зерновых культурах они составили от 2 до 11%, на озимых зерновых культурах от снежной плесени потери урожая достигали 45%. Основным приёмом защиты зерновых культур от комплекса болезней является протравливание семян, основанное на результатах фитоэкспертизы семян с учётом действия применяемых препаратов на наиболее вредоносные патогены. В период вегетации на полях зерновых культур, с урожайностью выше 20 ц/га, экономически оправдана обработка посевов фунгицидами. Для защиты озимых культур от болезней выпревания необходимы осенние обработки фундазолом. Борьба с вредителями Целесообразность проведения химических обработок против вредителей решается после определения их численности и степени повреждения. В 2004 году выше экономического порога вредоносности было заселено вредителями 5% посевов. Проведённые химические обработки позволили сохранить урожай сельскохозяйственных культур на сумму 27367,3 тыс. руб. Борьба с сорняками Наиболее актуальной в защите растений является проблема борьбы с сорной растительностью. Результаты учёта засорённости свидетельствуют о том, что в области 90% посевов засорено в сильной степени, 7.5 – в средней, 2.5% – в слабой. Распространено более 50 видов сорной растительности. По отдельным видам злостных сорняков обстановка имеет тенденцию к увеличению: регистрируется рост площадей засорённых осотами и пыреем. Росту засорённости способствует ежегодное сокращение объёмов механической обработки почвы, зяблевой вспашки, высокий запас семян сорных растений в пахотном горизонте. Реально снизить засорённость посевов возможно при использовании гербицидов сплошного действия, содержащих глифосат, осенью в послеуборочный период или весной до посева по вегетирующим сорнякам. Особенно возрастает роль химической защиты растений в хозяйствах, применяющих ресурсосберегающие технологии. Там необходимо применение целого комплекса защитных мероприятий, начиная с обработки полей осенью гербицидами сплошного действия. Минимальная обработка почвы способствует накоплению в ней различного рода инфекций, что может привести к эпифитотийному их развитию. Программой предусмотрено на 2006 –2010г.г. выполнить комплекс работ по защите растений на площади 255 тыс.га. 3.6. Агрохимическое обследование почв Проведение комплекса агрохимических мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв требует постоянного обновления информации о состоянии почвенного плодородия сельскохозяйственных угодий. Основными целями агрохимического обследования являются: - определение состояния и динамики плодородия почв; - своевременное выявление изменений показателей плодородия почв; - разработка рекомендаций по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения и устранения последствий отрицательных изменений агрохимического и эколого-токсикологических показателей почв. Результаты агрохимического обследования служат основанием для разработки проектно-сметной документации на применение химических мелиорантов, органических и минеральных удобрений. Для получения достоверной информации о состоянии почвенного плодородия и соблюдения необходимой периодичности (5 лет) агрохимического обследования требуется ежегодно выполнять комплекс работ по почвенно-агрохимическому обследованию почв с/х угодий на площади более 100 тыс. га. 3.7. Посев сидератов и использование соломы на удобрение Из сидеральных культур наиболее перспективны для возделывания в местных условиях люпин,горчица, редька масличная, рапс яровой, сурепица. Использование многолетних бобовых трав на сидераты способом введения клеверного пара, сокращает дозу внесения минеральных удобрений, не ухудшая условий минерального питания растений. За период реализации программы планируются довести использование сидератов на площади до 20 тыс.га. Использование растительных остатков, прежде всего соломы зерновых и зернобобовых культур способствует восстановлению экологического равновесия в агроценозе, оптимизирует жизнедеятельность почвенной микрофлоры и микрофауны, обеспечивает воспроизводство гумуса. Использование соломы на удобрение рекомендуется на полях, удаленных от ферм на расстояние более трех километров. Планируется провести запахивание соломы за 2006-2010 г.г. на площади 80 тыс.га. 3.8. Организация долголетних культурных пастбищ Начиная с 2001 года в области проводится работа по организации долголетних культурных пастбищ (ДКП). На текущий год в области заложено ДКП на площади 1,5 тыс.га, что позволило более эффективно использовать кормовые угодья и повысить продуктивность скота. Программой предусмотрено и в дальнейшем проводить эту работу и ежегодно создавать культурные пастбища на площади 500 га. 3.9. Мелиорация земель Основные работы по мелиорации земель в Костромской области были выполнены за 1966 – 1995 годы. Наиболее распространено в области осушение сельскохозяйственных земель. Проводились также работы по орошению земель, широко велись работы по культуртехническим работам на землях не требующих осушения. В настоящее время в Костромской области в наличие 114,1 тыс.га осушенных земель, в т.ч 108,3 с/х угодий и 1,2 тыс.га орошаемых земель. Балансовая стоимость мелиоративных систем в действующих ценах составляет 2857,7 млн.руб., в том числе межхозяйственных систем, обслуживаемых за счет федерального бюджета, 915,15 млн. руб., внутрихозяйственных систем, находящихся на балансе сельхозпроизводителей, 1942,55 млн.руб. За последние годы практически не произошло сокращения осушенных земель, площадь орошаемых уменьшилась с 1990 года на 6,8 тыс.га. Сокращение орошаемых земель объясняется, как правило, списанием передвижного насосно-силового оборудования и дождевальных машин. Для поддержания в рабочем состоянии мелиорированных земель на период 2006-2010г.г. предусмотрено проведение мелиоративных работ на площади 6,0 тыс.га. 3.10 .Противопаводковые мероприятия Противопаводковые мероприятия направлены на предотвращение возможных разрушений во время половодий и затопления мелиорированных земель и гидротехнических сооружений, а также на проведение восстановительных работ по устранению последствий прошедших паводков. Эти мероприятия включают следующие виды работ: восстановление осушительной сети, трубопереездов, очистка русел каналов, разрушенных водоприемников, засыпка промоин, укрепление русел, восстановление земляного полотна. Данные мероприятия выполняются ФГУ «Защитных сооружений Костромской низины» и организациями ФГУ «Управление «Костромамелиоводхоз» за счет средств федерального бюджета. 3.11. Приобретение специализированной техники Значительная часть работ по сохранению и восстановлению почвенного плодородия требует применения специальной техники (известкование, химическая защита растений, мелиоративные работы и т.д). На эти цели в проекте Программы предусмотрена компенсация на приобретение специализированной техники организациям обслуживающим АПК, выполняющим работы по повышению плодородия земель. На приобретение техники определено финансирование из бюджетов всех уровней в сумме 82 млн.руб. 3.12. Охрана окружающей среды при использовании средств химизации Средства химизации, применяемые в сельском хозяйстве превратились в мощный экологический фактор, поэтому их использование должно быть не только высокоэффективным, но и экологически сбалансированным. Неправильное хранение агрохимикатов, внесение в почву без учета потребности растений, нарушение регламентов при работе, часто приводит к опасному загрязнению ими водоисточников, почвы и продукции растениеводства. Необходимо внедрять передовые способы и приемы использования средств химизации земледелия, предотвращающие или снижающие загрязнение окружающей среды. К ним относятся: - рядковое внесение удобрений при посеве зерновых культур; - внекорневая подкормка озимых зерновых; - локальное внесение минеральных удобрений под картофель и овощи; - подкормка сельскохозяйственных культур по результатам комплексной (почвенной и растительной диагностики); - систематическая разработка и внедрение комплексной системы защиты сельскохозяйственных культур от вредителей, болезней и сорняков; - по возможности замена сплошных обработок пестицидами ленточными и краевыми; - применение агротехнических мер борьбы с сорняками и биологических методов защиты растений; - внедрение малообъемного опрыскивания, применение комбинированных обработок и баковых смесей. Источниками загрязнения являются не столько сами средства химизации, сколько неприспособленные склады и площадки для их хранения, упрощенные растворные узлы, животноводческие фермы с залежами навоза, потери удобрений и пестицидов при их погрузке, разгрузке и транспортировке. Ежегодно перед началом весенне-полевых работ необходимо проводить учебу с механизаторами по регулировке дозирующих устройств всех машин и агрегатов, инструктажи по соблюдению природоохранных требований при работе со средствами химизации. При использовании органических удобрений важнейшее значение имеет соблюдение норм, сроков и способов их внесения. В целях предотвращения загрязнения окружающей среды необходимо систематически контролировать показатели безопасности в почве, воде, продукции растениеводства. 3.14. Научно-техническое обеспечение Программы Научно-исследовательские разработки способствуют развитию сельскохозяйственного производства, созданию пропорциональной и сбалансированной его структуры, эффективному использованию земельных ресурсов и получению необходимого ассортимента и количества высококачественной продукции. В этих целях Костромскому научно-исследовательскому институту, Костромской сельхозакадемии и другим заинтересованным организациям необходимо провести исследовательскую работу в 2006-2010 годах по следующим направлениям: 1. Разработка научных основ адаптивно-ландшафтного земледелия для основных природных зон области, обеспечивающих воспроизводство повышенного плодородия. 2. Подбор адаптированных для каждой природной зоны сидеральных культур, обеспечивающих максимальное накопление экономически выгодного органического вещества. 3. Разработка и совершенствование зональных технологий выращивания сельскохозяйственных культур на основе дифференцированного применения минеральных и органических удобрений, широкого использования биологического азота, сидератов, соломы. 4. Разработка зональных моделей адаптивно-ландшафтного земледелия в полном соответствии с агроландшафтом, структурой посевных площадей и уровнем сельскохозяйственного производства. 5. Организация повышения квалификации кадров по проблемам реализации Программы и постоянное совершенствование системы подготовки и переподготовки сельскохозяйственных кадров. На научно-исследовательские разработки и приобретение новой техники на период реализации Программы предусмотрено соответственно 1,9 и 82,0 млн.руб. 4. Финансовое обеспечение Программы Для выполнения комплекса мероприятий программы потребность финансовых средств составляет 1027,88 млн. рублей. За счет средств сельхозорганизаций агропромышленного комплекса области предусматривается профинансировать выполнение мероприятий программы в сумме 439,94 млн. рублей, остальные средства предусматриваются получить из федерального бюджета в сумме 296,15 млн. рублей и областного бюджета в сумме 291,79 млн. рублей. Таблица № 1. |——————————————————————————|——————————————————————————————————————|————————|—————————| |Источники финансирования | Объем финансирования, тыс.руб| | | |——————————————————————————|——————————————————————————————————————|————————|—————————| |——————————————————————————|——————————————————————————————————————|————————|—————————| | | В том числе по годам | |Всего по | | | | | годам | |——————————————————————————|——————————————————————————————————————|————————|—————————| |——————————————————————————|———————————|—————————|————————|——————————|————————|—————————| | | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | | |——————————————————————————|———————————|—————————|————————|——————————|————————|—————————| |——————————————————————————|———————————|—————————|———————|——————————|————————|—————————| |Всего по программе, | 121,87 | 183,7 | 215,3 | 239,9 | 267,1 | 1027,88 | | в т.ч. | | | | | | | |Федеральный бюджет | 36,43 | 50,1 | 62,88 | 69,94 | 76,8 | 296,15 | |Областной бюджет | 11,98 | 58,4 | 65,9 | 73,88 | 81,63 | 291,79 | |Внебюджетные источники | 73,46 | 75,21 | 86,52 | 96,08 | 108,67 | 439,94 | |——————————————————————————|———————————|—————————|———————|——————————|————————|—————————| В соответствии с Законом Костромской области от 22 ноября 2005года №336 –ЗКО «О государственной поддержке агропромышленного комплекса Костромской области» государственная поддержка агропромышленного комплекса осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в законе Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Условия, размеры и порядок оказания государственной поддержки, предусмотренной настоящим Законом, устанавливаются постановлением губернатора области. Финансирование программы за счет средств федерального бюджета будет осуществляться на основании Федеральных законов «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», «О мелиорации земель», а также Бюджетного кодекса Российской Федерации. 5. Механизм реализации Программы Главным условием реализации Программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов в Костромской области на 2006-2010 гг». является привлечение в агропромышленный комплекс области достаточных финансовых ресурсов. Функциональный механизм реализации Программы включает следующие элементы: - определение стратегических направлений в стабилизации и повышении почвенного плодородия; - выявление наиболее эффективных средств химизации и прогрессивных малозатратных технологий их применения; - экономические рычаги воздействия, включающие финансово-кредитный механизм Программы, материально-техническое обеспечение и стимулирование программных мероприятий. Государственный заказчик (Администрация Костромской области) и координатор Программы (Департамент АПК Костромской области) совместно с исполнителями программных мероприятий ежегодно уточняют и согласовывают перечень мероприятий по реализации соответствующих разделов Программы. Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.05г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Реализация Программы предусматривает взаимодействие федеральных, областных органов исполнительной власти, исполнителей программных мероприятий, участие органов местного самоуправления, сельскохозяйственных организаций. Финансирование Программы за счет средств федерального и областного бюджета 2006-2010 годах будет осуществляться исходя из бюджетной заявки на очередной финансовый год, представляемой департаментом АПК и принятой с учетом возможностей бюджетов, потребностей Программы и необходимости продолжения ранее начатых (переходящих) работ. 6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации Комплексное управление реализацией программы осуществляет департамент АПК Костромской области, который: - определяет наиболее эффективные формы и процедуры организации работ по реализации Программы; - координирует работу исполнителей программных мероприятий и проектов; - проводит согласование объемов финансирования на очередной финансовый год и на весь период реализации Программы; - утверждает распределение федеральных и областных средств, выделяемых на безвозмездной основе по соответствующим программным мероприятиям и расходным статьям. При сокращении объемов финансирования Программы, корректирует перечень мероприятий на очередной год, определяет приоритеты, принимает меры по привлечению внебюджетных источников для финансирования Программы; - обеспечивает контроль реализации Программы включающий в себя контроль за эффективным использованием выделяемых финансовых средств, контроль за качеством проводимых мероприятий путем экспертных оценок, контроль за выполнением сроков реализации мероприятий, исполнением договоров и контрактов; - осуществляет сбор периодической отчетности о ходе выполнения программных мероприятий, подготавливает и в установленном порядке представляет отчет об эффективности использования средств федерального и областного бюджетов соответствующим органам государственной власти. 7. Экономическая эффективность результатов Программы В ходе реализации Программы предусматривается выполнить перечень мероприятий направленных на сохранение и восстановление плодородия почв и агроландшафтов, создание благоприятных условий для устойчивого развития всех отраслей растениеводства, увеличения продуктивности полей и лугов, наращивание валового производства зерна, льнопродукции, картофеля, улучшения кормовой базы для ведения животноводства в области. Комплексное выполнение мероприятий, а также внедрение ресурсосберегающих технологий (внесение сидератов, внедрение адаптивно-ландшафтной системы земледелия, применение гуминового препаратов внедрение малообъемного опрыскивания, минимальной обработки почвы позволит приостановить дальнейшее снижение плодородия почв, обеспечить стабилизацию, а затем постепенное повышение его и доведение к 2010 году урожайности: зерновых до 15 ц/га, льноволокна 5,5 ц/га , картофеля –140 ц/га, сена многолетних трав 20 ц/га. Будет получено дополнительной условной продукции ( в пересчете на зерно)-381,1 тыс.тонн, на сумму 1407,1 млн.руб. Потребность средств на выполнение мероприятий Программы за весь период реализации 2006-2010г.г. составит 1027,88 млн. руб. Окупаемость составит 1,22 руб на 1 руб. вложенных средств. Экономическая эффективность реализации программы |——————————————————————|————————|—————————————————————————————————————————————————| | Показатели |Ед. | Период реализации программы | | |измер. | | |——————————————————————|————————|—————————————————————————————————————————————————| |——————————————————————|————————|—————————|—————————|————————|————————|———————|——————————| | | |2006 год |2007 год |2008 год|2009 год|2010 | Итого | | | | | | | |год |2006-2010 | | | | | | | | | г.г. | |——————————————————————|————————|—————————|—————————|————————|————————|———————|——————————| |Объем дополнительной |тыс. |47,5 |69,2 |80,5 |89,4 |94,5 |381,1 | |продукции (в пересчете|тонн | | | | | | | |на зерно) | | | | | | | | |——————————————————————|————————|—————————|—————————|————————|————————|———————|——————————| |Стоимость |млн. |165,3 |242,9 |289,6 |330,6 |378,7 |1407,1 | |дополнительной |руб. | | | | | | | |продукции | | | | | | | | |——————————————————————|————————|—————————|—————————|————————|————————|———————|——————————| |Стоимость |млн. |121,87 |183,71 |215,3 |239,9 |267,1 |1027,88 | |предусмотренных в |руб. | | | | | | | |Программе мероприятий | | | | | | | | |——————————————————————|————————|—————————|—————————|————————|————————|———————|——————————| |Затраты на уборку |млн. |19,2 |22,9 |25,0 |27,2 |31,8 |126,1 | |дополнительной |руб. | | | | | | | |продукции | | | | | | | | |——————————————————————|————————|—————————|—————————|————————|————————|———————|——————————| |Всего финансовых |млн. |141,07 |206,61 |240,3 |267,1 |298,9 |1153,98 | |затрат |руб. | | | | | | | |——————————————————————|————————|—————————|—————————|————————|————————|———————|——————————| |Окупаемость вложенных |руб. |1,17 |1,18 |1,20 |1,24 |1,27 |1,22 | |средств (стоимость | | | | | | | | |дополнительной | | | | | | | | |продукции на 1 рубль | | | | | | | | |вложенных средств) | | | | | | | | |——————————————————————|————————|—————————|—————————|————————|————————|———————|——————————| Приложение №1 к программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов в Костромской области на 2006-2010 годы» Мероприятия по выполнению областной программы « Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов в Костромской области на 2006-2010 годы» |——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————|———————————————|———————————————————————| | Наименование мероприятий | Объемы по годам | На период | | | | | реализации | Исполнители | | | | Программы | | | | | | | |——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————|———————————————|———————————————————————| |——————————————————————————————————————————|————————|————————|———————|————————|———————————|———————————————|———————————————————————| | | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | | | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|———————|————————|———————————|———————————————|———————————————————————| | | | | | | | | | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|———————|————————|———————————|———————————————|———————————————————————| |1.Известкование кислых почв (тыс.га.) | 1,5 | 4 | 5 | 6 | 7 | 23,5 | | |Источники финансирования –млн.руб | 4,14 | 10 | 12,5 | 15 | 17,5 | 59,14 | | |В т.ч. федеральный | 3,36 | 4,48 | 5,6 | 6,72 | 7,84 | 28 |Сельхозорганизации | |областной | | 4,48 | 5,6 | 6,72 | 7,84 | 24,64 | | |внебюджетный | 0,78 | 1,04 | 1,3 | 1,56 | 1,82 | 6,5 | | | | | | | | | | | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|———————|————————|———————————|———————————————|———————————————————————| |2. Фосфоритование почв (тыс.га) | 0 | 1 | 1,5 | 2 | 2,5 | 7 | | |Источники финансирования –млн.руб | 0 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 14,0 | | |В т.ч. федеральный | 0 | 0,9 | 1,35 | 1,8 | 2,25 | 6,3 |Сельхозорганизации | |областной | 0 | 0,9 | 1,35 | 1,8 | 2,25 | 6,3 | | |внебюджетный | 0 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 1,4 | | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|———————|————————|———————————|———————————————|———————————————————————| |3. Внесение минеральных удобрений| | | | | | | | |(тыс.тонн. д.в.) | 3,5 | 5 | 6 | 6,5 | 7 | 27,5 | | |Источники финансирования –млн.руб | 41,7 | 59,5 | 72 | 78 | 84,5 | 335,7 | | |В т.ч. федеральный | 8,6 | 11,1 | 13,6 | 14,8 | 16,1 | 64,2 | | |областной | 3,7 | 11,5 | 14,0 | 15,2 | 16,5 | 60,9 | | |внебюджетный | 29,4 | 36,9 | 44,4 | 48 | 51,9 | 210,6 | | | | | | | | | |Сельхозорганизации | |в т.ч жидких удобрений | | | | | | | | |(тыс.тонн.д.в.) | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 2,5 | | |Источники финансирования –млн.руб | 3,3 | 6 | 6 | 6 | 6 | 27,3 | | |В т.ч. федеральный | 2,72, | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 13,5 | | |областной | | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 10,8 | | |внебюджетный |0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 3,0 | | | | | | | | | | | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|———————|————————|———————————|———————————————|———————————————————————| |4. Приготовление и внесение органических| | | | | | | | |удобрений, включая покупку торфа| | | | | | | | |(тыс.тонн) | 400 | 450 | 500 | 550 | 600 | 2500 |Сельхозорганизации | |Источники финансирования –млн.руб | 20 | 22,5 | 25 | 27,5 | 30 | 125 | | |В т.ч. областной | | 16,2 | 18,0 | 19,8 | 21,6 | 75,6 | | |внебюджетный | 20 | 6,3 | 7 | 7,7 | 8,4 | 49,4 | | | | | | | | | | | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|———————|————————|———————————|———————————————|———————————————————————| |5. Приобретение и внесение гуминового | | | | | | | | |препарата (тонн) | 100 | 115 | 120 | 125 | 130 | 590 | | |Источники финансирования –млн.руб | 9,95 | 11,5 | 12 | 12,5 | 13 | 58,95 |Сельхозорганизации | |В т.ч. федеральный | 2,03 | 2,33 | 2,44 | 2,54 | 2,5 | 11,84 | | |областной | 6,9 | 8 | 8,34 | 8,7 | 9,2 | 41,14 | | |внебюджетный | 1,02 | 1,17 | 1,22 | 1,26 | 1,3 | 5,97 | | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|———————|————————|———————————|———————————————|———————————————————————| |6.Химзащита растений (тыс.га.) | 28 | 44,5 | 51 | 57,5 | 64 | 255 | | |Источники финансирования –млн.руб | 12,51 | 18 | 20 | 23 | 29,9 | 103,41 | | |В т.ч. федеральный | 2,99 | 3,58 | 3,98 | 4,6 | 5,95 | 21,1 |Сельхозорганизации | |областной | 0,5 | 3,58 | 3,98 | 4,6 | 5,95 | 18,61 | | |внебюджетный | 9,02 | 10,84 | 12,04 | 13,8 | 18 | 63,7 | | | | | | | | | | | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|———————|————————|———————————|———————————————|———————————————————————| |7.Агрохимическое обследование земель | | | | | | | | |(тыс.га) | 98,0 |102 | 104 | 107 | 113 | 524 | | |Источники финансирования – млн.руб | 1,41 |1,6 | 1,7 | 1,8 | 2 | 8,51 | | |В т.ч. федеральный | 0,65 |0,68 | 0,78 | 0,88 | 1,0 | 3,99 |Сельхозорганизации | |областной | 0,5 |0,64 | 0,64 | 0,64 | 0,7 | 3,12 | | |внебюджетный | 0,26 |0,28 | 0,28 | 0,28 | 0,3 | 1,4 | | | | | | | | | | | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|———————|————————|———————————|———————————————|———————————————————————| |8. Посев сидератов (тыс.га) | 3 |3,5 | 4,0 | 4,5 | 5 | 20 | | |Источники финансирования –млн.руб | 0,16 |0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 1,36 |Сельхозорганизации | |В т.ч. областной | |0,04 | 0,07 | 0,07 | 0,1 | 0,28 | | |внебюджетный | 0,16 |0,16 | 0,23 | 0,23 | 0,3 | 1,08 | | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|———————|————————|———————————|———————————————|———————————————————————| |9. Организация ДКП (тыс.га) | 0,3 |0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 2.5 | | |Источники финансирования –млн.руб | 0,66 |1,2 | 1,5 | 1,8 | 2,1 | 7,26 |Сельхозорганизации | |В т.ч. областной | 0,38 |0,83 | 1,04 | 1,26 | 1,45 | 4,96 | | |внебюджетный | 0,28 |0,37 | 0,46 | 0,54 | 0,65 | 2,3 | | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|———————|————————|———————————|———————————————|———————————————————————| |10.Запахивание соломы (тыс.га) | 12,0 |15,0 | 16,0 | 17,0 | 20,0 | 80 | | |Источники финансирования –млн.руб | 3,6 |4,5 | 4,8 | 5,1 | 6,0 | 24,0 |Сельхозорганизации | |В т.ч.внебюджетный | 3,6 |4,5 | 4,8 | 5,1 | 6,1 | 24,0 | | | | | | | | | | | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|———————|————————|———————————|———————————————|———————————————————————| |11. Реконструкция осушенных земель | | | | | | | | |(тыс.га) | 0,5 |0,8 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | 4 |ФГУ Управление | |Источники финансирования –млн.руб | 15,69 |27 | 27 | 31 | 33,8 | 134,49 |«Костромамелиоводхоз» | |В т.ч. федеральный | 12,6 |20,03 | 20,03 | 23 | 25,06 | 100,72 |Сельхозорганизации | |областной | |2,08 | 2,08 | 2,39 | 2,64 | 9,19 | | |внебюджетный | 3,09 |4,89 | 4,89 | 5,61 | 6,1 | 24,58 | | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|———————|————————|———————————|———————————————|———————————————————————| |12. Осушение сельхозугодий (тыс.га) | 0 |0 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0.6 |ФГУ Управление | |Источники финансирования –млн.руб | 0 |0 | 7,7 | 7,7 | 7,7 | 23,1 |«Костромамелиоводхоз» | |В т.ч. федеральный | | | 7,7 | 7,7 | 7,7 | 23,1 | | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|———————|————————|———————————|———————————————|———————————————————————| |13. Культуртехнические работы (тыс.га) | | | | | | | | |Источники финансирования | 0 |0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 1.4 |Сельхозорганизации | |В т.ч. областной | 0 |4,3 | 4,3 | 5,7 | 5,7 | 20,0 | | | | 0 |4,3 | 4,3 | 5,7 | 5,7 | 20,0 | | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|———————|————————|———————————|———————————————|———————————————————————| |14. Ремонт и содержание меж/хоз. и | | | | | | | | |внутри/хоз. мелиор. систем (млн.руб) | 2,0 |3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 14,0 |ФГУ Управление | |Источники финансирования | | | | | | |«Костромамелиоводхоз» | |В т.ч. федеральный | 1,4 |1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 7,0 |Сельхозорганизации | |областной | |1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 4,0 | | |внебюджетный | 0,6 |0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 3,0 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|———————|————————|———————————|———————————————|———————————————————————| |15. Противопаводковые мероприятия | | | | | | | | |(млн.руб) | 3,0 |3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 15,0 |ФГУ Управление | |Источники финансирования | | | | | | |«Костромамелиоводхоз» | |В т.ч. федеральный | 3,0 |3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 15,0 | | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|———————|————————|———————————|———————————————|———————————————————————| |16. Научные разработки | | | | | | | | |(млн.руб) | 0 |0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1,9 |Сельхозорганизации | |Источники финансирования | | | | | | | | |В т.ч. областной | 0 |0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1,9 | | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|———————|————————|———————————|———————————————|———————————————————————| |17. Приобретение техники | | | | | | | | |(млн.руб) | 7,05 |15 | 17 | 20 | 23 | 82,05 |ФГУ Управление | |Источники финансирования | | | | | | |«Костромамелиоводхоз» | |В т.ч. федеральный | 1,8 |2,6 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 14,9 |Сельхозорганизации | |областной | |4,45 | 5,0 | 5,5 | 6,2 | 21,15 | | |внебюджетный | 5,25 |7,95 | 9,0 | 11,0 | 12,8 | 46,0 | | | | | | | | | | | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|———————|————————|———————————|———————————————|———————————————————————| |ИТОГО млн. руб. | 121,87 |183,71 | 215,3 | 239,9 | 267,1 | 1027,88 | | |В т.ч. федеральный | 36,43 |50,1 | 62,88 | 69,94 | 76,8 | 296,15 | | |областной | 11,98 |58,4 | 65,9 | 73,88 | 81,63 | 291,79 | | |внебюджетный | 73,46 |75,21 | 86,52 | 96,08 | 108,67 | 439,94 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |——————————————————————————————————————————|————————|————————|———————|————————|———————————|———————————————|———————————————————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|