Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23.03.2016 № 111-СФ

 



                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


      Об актуальных вопросах, связанных с правовым положением
            и деятельностью некоммерческих организаций
                      в Российской Федерации

     Заслушав информацию Министерства юстиции Российской  Федерации
об  актуальных  вопросах,  связанных  с   правовым   положением   и
деятельностью некоммерческих организаций  в  Российской  Федерации,
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает
необходимость дальнейшей систематизации законодательства Российской
Федерации о некоммерческих организациях.
     Министерство    юстиции    Российской    Федерации,    являясь
уполномоченным федеральным органом исполнительной  власти  в  сфере
государственной   регистрации   и   контроля    за    деятельностью
некоммерческих организаций,  принимает  меры  по  совершенствованию
взаимодействия  с  ними,  рассматривая  в   качестве   приоритетных
направлений снижение административных барьеров и оптимизацию затрат
ресурсов некоммерческих организаций и органов юстиции.
     Совершенствуется  контроль  за  деятельностью   некоммерческих
организаций. Так, в 2014 году  перечень  оснований  для  проведения
внеплановых проверок некоммерческих организаций был унифицирован  с
перечнем таких  оснований  для  юридических  лиц  и  индивидуальных
предпринимателей, установленным Федеральным законом  от  26 декабря
2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и  индивидуальных
предпринимателей  при   осуществлении   государственного   контроля
(надзора) и муниципального контроля".  В  2015 году  законодательно
закреплен особый  порядок  контроля  за  деятельностью  религиозных
организаций с учетом специфики их деятельности и принципа отделения
церкви от государства.
     Значимым     событием     в     области      совершенствования
нормативно-правового  регулирования   деятельности   некоммерческих
организаций стало принятие Федерального закона от  5 мая  2014 года
N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части  первой  Гражданского
кодекса  Российской  Федерации  и  о  признании  утратившими   силу
отдельных положений законодательных  актов  Российской  Федерации".
При этом соответствующие изменения в Федеральный закон от 12 января
1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не вносились.
     Министерством юстиции  Российской  Федерации  проанализирована
практика применения новых положений Гражданского кодекса Российской
Федерации. В результате этой работы подготовлен проект федерального
закона "О внесении изменений в Федеральный закон  "О некоммерческих
организациях",  который  в  настоящее  время   проходит   процедуру
общественного обсуждения.  Указанный  законопроект  предусматривает
регулирование  особенностей  правового   положения   некоммерческих
организаций,    их    создания,    государственной     регистрации,
деятельности,   ликвидации,   осуществления    контроля    за    их
деятельностью, а также формы поддержки  некоммерческих  организаций
органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Требуется  внесение  изменений  и  в  другие  федеральные   законы,
например  в  Федеральный  закон   от   19 мая   1995 года   N 82-ФЗ
"Об общественных объединениях".
     По состоянию на  1 января  2016 года  в  Российской  Федерации
зарегистрирована  223 551  некоммерческая  организация.  При   этом
увеличилось  количество  социально  ориентированных  некоммерческих
организаций (их более 100 тысяч).
     Положения статьи 31-1  Федерального  закона  "О некоммерческих
организациях"  позволяют  отнести   к   социально   ориентированным
некоммерческим организациям большинство  российских  некоммерческих
организаций. При этом  многие  эксперты  отмечают  неопределенность
термина "социально ориентированная некоммерческая  организация".  В
целях однозначного  понимания  этого  термина  при  правоприменении
требуется его уточнение.
     Институт  некоммерческих  организаций,   выполняющих   функции
иностранного агента, введен в законодательство Российской Федерации
в  2012 году.  По  состоянию  на  25 февраля  2016 года  в   реестр
некоммерческих  организаций,   выполняющих   функции   иностранного
агента, включено 120 организаций.
     За  последние  три года  наблюдается  тенденция  к  уменьшению
количества  структурных  подразделений  иностранных  некоммерческих
неправительственных организаций, сведения о  которых  содержатся  в
реестре филиалов и  представительств  международных  организаций  и
иностранных  некоммерческих  неправительственных  организаций.  Это
связано  с  усилением  контроля  Министерства  юстиции   Российской
Федерации за деятельностью таких структурных подразделений в  целях
пресечения возможности  осуществления  деятельности,  выходящей  за
рамки заявленных целей.
     Федеральным законом от 23 мая 2015 года  N 129-ФЗ  "О внесении
изменений в отдельные законодательные  акты  Российской  Федерации"
были  определены  порядок  и  последствия  признания   деятельности
иностранных   и   международных   неправительственных   организаций
нежелательной на территории Российской Федерации,  в  том  числе  в
части   запрета   создания   такими    организациями    структурных
подразделений. В то же  время  не  установлен  запрет  на  создание
указанными организациями российских юридических лиц либо участие  в
них.
     Исходя из изложенного Совет  Федерации  Федерального  Собрания
Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
     1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
     1) обеспечить комплексный подход к изменению  законодательства
о некоммерческих организациях, в том числе в части его гармонизации
с Гражданским кодексом Российской Федерации;
     2) организовать постоянное взаимодействие с  комитетами  палат
Федерального Собрания  Российской  Федерации  в  целях  обеспечения
комплексного  подхода  к  изменению   законодательства   Российской
Федерации о некоммерческих организациях;
     3) рассмотреть вопрос о возможности внесения в Государственную
Думу   Федерального   Собрания   Российской   Федерации    проектов
федеральных законов, предусматривающих:
     введение  понятия  "социально  значимые  услуги"  и  наделение
некоммерческих организаций статусом исполнителя социально  значимых
(общественно  полезных)   услуг,   включая   установление   порядка
формирования   перечня   социально   значимых   услуг,    механизма
определения организаций, предоставляющих такие  услуги,  и  мер  их
поддержки со стороны государства;
     определение более четких  критериев  отнесения  некоммерческих
организаций к социально ориентированным некоммерческим организациям
и создание их единого реестра;
     обязательное размещение отчетов некоммерческих организаций,  а
также   материалов   проведенных    исследований,    подготовленных
некоммерческими  организациями  в   рамках   реализации   проектов,
финансирование которых осуществлялось  с  привлечением  средств  из
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в открытом доступе
на  официальных  сайтах  органов  государственной  власти,  органов
местного    самоуправления    и     некоммерческих     организаций,
уполномоченных   на   выделение   грантов    иным    некоммерческим
организациям  на  реализацию   социально   значимых   проектов,   в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
     установление    обязательности     оценки     результативности
реализованных    социально     ориентированными     некоммерческими
организациями проектов,  финансирование  которых  осуществлялось  с
привлечением  средств  из  бюджетов  бюджетной  системы  Российской
Федерации;
     подготовку и опубликование обобщенного  ежегодного  доклада  о
результатах реализации социально  ориентированными  некоммерческими
организациями проектов,  финансирование  которых  осуществлялось  с
привлечением грантов из федерального бюджета;
     введение запрета на  создание  иностранными  и  международными
неправительственными организациями, деятельность  которых  признана
нежелательной  на  территории  Российской   Федерации,   российских
юридических лиц либо участие в них;
     4) провести  мониторинг  условий  оказания  социальных   услуг
некоммерческими организациями в целях  повышения  эффективности  их
деятельности и устранения административных барьеров;
     5) провести  мониторинг  оказания   органами   государственной
власти  и  органами  местного  самоуправления  поддержки  социально
ориентированным некоммерческим организациям в субъектах  Российской
Федерации;
     6) провести  анализ   практики   взаимодействия   Министерства
юстиции Российской Федерации, его территориальных органов  с  иными
федеральными органами исполнительной  власти,  их  территориальными
органами  в  части   обмена   информацией   в   сфере   регистрации
некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью;
     7) провести  анализ   практики   реализации   законодательства
Российской    Федерации,    регулирующего    вопросы    регистрации
некоммерческих организаций,  в  части  необходимости  подтверждения
права пользования  объектом  недвижимости,  в  котором  размещается
некоммерческая организация;
     8) подготовить  разъяснения  по  вопросам   применения   новых
положений  законодательства  Российской  Федерации,   регулирующего
деятельность некоммерческих организаций;
     9) провести мониторинг деятельности российских  некоммерческих
организаций   в   сфере   содействия    международному    развитию,
финансируемой из иностранных источников;
     10) провести  мониторинг  программ,  реализуемых  структурными
подразделениями    международных    организаций    и    иностранных
некоммерческих   неправительственных   организаций   в   Российской
Федерации;
     11) проанализировать  статистические  данные  по  выявлению  и
пресечению  деятельности  некоммерческих  организаций,   содержащей
признаки экстремизма (терроризма).
     2. Предложить     Правительству      Российской      Федерации
проинформировать Совет Федерации Федерального  Собрания  Российской
Федерации в период  осенней  сессии  2016 года  о  ходе  реализации
предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
     3. Комитету    Совета    Федерации     по     конституционному
законодательству и государственному строительству  проинформировать
палату  в  период  весенней  сессии  2017 года  о  ходе  реализации
настоящего постановления.
     4. Контроль за исполнением настоящего постановления  возложить
на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству  и
государственному строительству.
     5. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
принятия.


     Председатель Совета Федерации
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                             В.И.МАТВИЕНКО

     Москва
     23 марта 2016 года
     N 111-СФ

Информация по документу
Читайте также