Расширенный поиск

Постановление Администрации Костромской области от 31.03.2010 № 86-а

 

 

 

 

 

                  АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ                   

 

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             

 

 

                     от 31 марта 2010 г.  N 86-а                      

 

       Утратило силу - Постановление Администрации Костромской области

                                                 от 14.04.2015 № 151-а

 

Об областной программе "Развитие конкуренции на территории Костромской
                  области на период 2010-2012 годов"

 

     (В редакции Постановления Администрации Костромской области

                      от 30.12.2010 г. N 456-а)

                  

 

 

    В целях развития  конкурентной  среды  на  территории  Костромской
области, стабилизации ситуации на рынке социально значимых товаров, во
исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от  19  мая
2009  года    691-р  "Об утверждении Программы развития конкуренции в
Российской Федерации" администрация Костромской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
    1. Утвердить прилагаемую областную программу "Развитие конкуренции
на территории Костромской области на период 2010-2012 годов".
    2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального
опубликования.

 

 

                                                    Губернатор области
                                                            И. Слюняев

 

 

                                                            Приложение

 

                                                            Утверждена
                                                        постановлением
                                                         администрации
                                                   Костромской области
                                            от 31 марта 2010 г. N 86-а

 

                         ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА                          
                 "РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ                  
            КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2010-2012 ГОДОВ"            

 

                 Глава 1. ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ                 
                 "РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ                  
            КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2010-2012 ГОДОВ"
            

 

1. Наименование        Областная   программа   "Развитие   конкуренции  на
Программы              территории  Костромской  области  на  период  2010-
                       2012 годов" (далее - Программа)

 

2. Основание для       Распоряжение   Правительства  Российской  Федерации
разработки Программы   от  19  мая  2009  года  N  691-р  "Об  утверждении
                       Программы   развития   конкуренции   в   Российской
                       Федерации"

 

3. Основной            Департамент экономического развития, промышленности
разработчик Программы  и торговли Костромской области

 

4. Координатор         Департамент экономического развития, промышленности
Программы              и торговли Костромской области

 

5. Исполнители         1) структурные подразделения аппарата администрации
Программы              Костромской области;
                       2) исполнительные   органы  государственной  власти
                       Костромской области;
                       3) Управление  Федеральной  антимонопольной  службы
                       по Костромской области;
                       4) территориальный    орган    Федеральной   службы
                       государственной статистики по Костромской области;
                       5) исполнительно-распорядительные  органы  местного
                       самоуправления       муниципальных      образований
                       Костромской области;
                       6) организации  Костромской  области различных форм
                       собственности.

 

6. Цель Программы      Улучшение    конкурентной    среды,    выравнивание
                       условий   конкуренции,   предупреждение  негативных
                       проявлений   монополизма,   стабилизация   цен   на
                       товары и услуги  на  приоритетных  для  Костромской
                       области рынках

 

7. Задачи Программы     1) сокращение    административных    барьеров    и
                        устранение ограничений для перемещения товаров;
                        2) упрощение  начала и ведения предпринимательской
                        деятельности;
                        3) повышение      информационной      прозрачности
                        деятельности         исполнительных        органов
                        государственной    власти   и   органов   местного
                        самоуправления;
                        4) сокращение   прямого   участия  государственных
                        органов  и  органов   местного   самоуправления  в
                        хозяйственной      деятельности      хозяйствующих
                        субъектов;
                        5) развитие   государственного   и  муниципального
                        заказа;
                        6) развитие  рыночной,  транспортной,  финансовой,
                        информационной и энергетической инфраструктуры;
                        7) организация   сбора,   анализа   и   публикации
                        информации о региональных  рынках, потребностях  в
                        товарах  и  услугах  в  целях   привлечения  новых
                        предпринимателей.

 

8. Основные             1) мероприятия,    направленные    на   сокращение
мероприятия Программы   административных барьеров;
                        2) мероприятия,     направленные    на    развитие
                        инфраструктуры;
                        3) мероприятия,   направленные   на   формирование
                        конкурентной    среды    на    отраслевых   рынках
                        Костромской области;
                        4) мероприятия,  направленные на совершенствование
                        государственного заказа;
                        5) мероприятия,    направленные    на    повышение
                        информационной      прозрачности      деятельности
                        исполнительных  органов  государственной  власти и
                        органов местного самоуправления;
                        6) мероприятия  по  сбору  и публикации информации
                        о товарных   рынках,   потребностях  в  товарах  и
                        услугах.

 

9. Сроки реализации    2010-2012 годы.
Программы

 

10. Ожидаемые          1) развитие     конкурентной    среды,    повышение
конечные результаты    конкурентоспособности  отечественных,  в  том числе
реализации Программы   местных товаропроизводителей;
                       2) рост   индекса   промышленного  производства  по
                       годам:
                       2010 - 103,8%, 2011 - 104,2%, 2012 - 104,5;
                       3) рост  инвестиций в  основные  отрасли  экономики
                       Костромской области на 8-10%;
                       4) упрощение  доступа  к  инфраструктуре  и услугам
                       естественных монополий;
                       5) создание  условий  для  оперативного  пресечения
                       фактов недобросовестной конкуренции;
                       6) формирование  максимально  прозрачной конкурсной
                       системы   размещения   государственных   заказов  и
                       заказов государственных корпораций.

 

 

         Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ         
         НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА, И СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ         
           НА КЛЮЧЕВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКАХ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ            

 

     11. Конкурентной средой на отдельном рынке является  совокупность
факторов,  определяющих  возможность хозяйствующих субъектов на данном
рынке обнаруживать и использовать  возможности  получения  прибыли.  К
важнейшим   из   таких  факторов  относятся  уровень  административных
барьеров  для  входа  на  рынок  и  ведения  бизнеса,   внешнеторговых
барьеров, развитость и доступность инфраструктуры.
     12. Такие свойства малого  и  среднего  предпринимательства,  как
гибкость  и  способность  к быстрому обновлению, позволяют ему в целом
составлять   конкуренцию   крупным   компаниям,    стимулировать    их
эффективность.  Конкурентное  давление  со  стороны небольших компаний
является  одним  из  основных  инструментов  повышения  неустойчивости
картельных сговоров и препятствием для установления монопольно высоких
цен.  Для  экономики   в   целом   деятельность   небольших   компаний
оказывается важным фактором повышения ее конкурентоспособности.
     Развитие конкуренции и малого предпринимательства  в  Костромской
области  предполагает  увеличение  доли  рыночного  сектора,  особенно
субъектов  малого  бизнеса,  в  объеме  ВВП,  обеспечение   занятости,
расширение  номенклатуры  производимых  товаров  и  оказываемых услуг,
равный   доступ   на   рынок   как   необходимый   элемент   поддержки
предпринимательских    инициатив,    формирование    класса    средних
собственников и снижение социальной напряженности в обществе.
     13. Основные факторы, определяющие развитие конкуренции и  малого
предпринимательства в регионе:
     1) уровень монополизма на товарных рынках;
     2) уровень бюрократизации управления экономикой;
     3)  наличие  стратегии  развития  малого  бизнеса  в  Костромской
области;
     4) участие  малого  бизнеса  в  выполнении  заказов  на  поставку
товаров (работ, услуг) для региональных и муниципальных нужд;
     5) предоставление в аренду региональных и муниципальных помещений
на льготных условиях;
     6) наличие венчурных фондов, бизнес-инкубаторов и технопарков;
     7)   осуществление   бесплатной    информационно-консультационной
поддержки малого предпринимательства;
     8)  содействие  в  продвижении  продукции   малого   бизнеса   на
региональные и иные рынки, проведение выставок и ярмарок;
     9) развитость системы кредитования малого бизнеса,  в  том  числе
доступность лизинговых схем;
     10) развитость и  доступность  современных  систем  подготовки  и
переподготовки   и  повышения  квалификации  кадров  для  нужд  малого
бизнеса.
     14. В целях создания комплекса условий для эффективного  развития
субъектов   малого   и   среднего  предпринимательства  постановлением
администрации Костромской области  от  31  марта  2009  года  N  144-а
утверждена   программа   "Развитие   субъектов   малого   и   среднего
предпринимательства Костромской области" на  2009-2013  гг.  Программа
предусматривает решение таких задач как:
     1)   расширение   доступа    субъектов    малого    и    среднего
предпринимательства   к   финансово-кредитным   ресурсам  коммерческих
банков,  лизинговых  компаний,   кредитных   кооперативов   и   других
источников  при  оптимальном  использовании  выделяемых  на финансовую
поддержку средств;
     2) развитие экспортного потенциала субъектов  малого  и  среднего
предпринимательства      и      продвижение      продукции     местных
товаропроизводителей на внешние рынки;
     3)  развитие   информационной,   консультационной,   правовой   и
образовательной     поддержки     субъектов    малого    и    среднего
предпринимательства;
     4)  вовлечение  в  сферу  малого  предпринимательства   социально
незащищенных слоев населения, молодежи;
     5)  развитие  системы  поддержки  субъектов  малого  и   среднего
предпринимательства в муниципальных образованиях Костромской области.
     15. Также в целях  улучшения  конкурентной  среды  в  Костромской
области   приняты   и   реализуются   программы   "Повышение  качества
предоставления государственных и  муниципальных  услуг  на  территории
Костромской  области  на базе многофункциональных центров на 2009-2012
годы"  и    реализации  мероприятий   административной   реформы   в
Костромской  области  в  2009-2010 годах". Осуществление этих программ
способствует улучшению качества предоставления государственных услуг и
исполнения    государственных    функций    исполнительными   органами
государственной власти  Костромской  области,  что,  в  свою  очередь,
оказывает  непосредственное влияние, в том числе и на упрощение начала
и ведения предпринимательской  деятельности,  способствует  сокращению
административных барьеров.
     16. В 2009 году в Костромской области разработан и внедряется  81
административный   регламент   исполнения  государственных  функций  и
предоставления  государственных  услуг,  из  них  5  -  на  реализацию
полномочий  исполнительных  органов государственной власти Костромской
области  при  осуществлении  государственного  контроля  (надзора),  5
административных   регламентов   находятся  в  стадии  согласования  и
проведения независимой экспертизы. Все проекты регламентов размещаются
для обсуждения в сети Интернет и проходят независимую экспертизу.
     17. В настоящее время разработана проектно-сметная документация и
начаты  ремонтно-строительные  работы  в  здании  многофункционального
центра (далее - МФЦ) предоставления  государственных  и  муниципальных
услуг  населению в городе Костроме. Кроме того, активно ведутся работы
по   разработке   организационно-правовых   и    методических    основ
функционирования   МФЦ,   разрабатываются   проекты   административных
регламентов предоставления государственных и  муниципальных  услуг  по
принципу "одного окна" на базе МФЦ.
     18. Уровень развития и состояния конкурентной  среды  значительно
отличается   в  зависимости  от  отрасли  или  рынка,  что  связано  с
различными условиями  функционирования,  историей  и  этапом  развития
отрасли,  ценовой  ситуацией  и  ее  изменениями  и  множеством других
значимых факторов. Это требует  разработки  специальных  мер  развития
конкуренции в отдельных отраслях.
     Выбор отраслей обусловлен их значимостью для  экономики  в  целом
(доля  вклада в ВВП, включенность товаров в большое количество цепочек
стоимости, инфраструктурный характер для  других  отраслей),  а  также
остротой текущих проблем, связанных с конкурентной средой.

 

                     Агропродовольственный рынок                      

 

     19.  Основополагающими  направлениями   агропромышленного   рынка
Костромской       области       являются       молокоперерабатывающая,
мясоперерабатывающая и хлебопекарная отрасли:
     1)  молокоперерабатывающая  отрасль.  В  целом,  в  отрасли   нет
хозяйствующих  субъектов,  занимающих  доминирующее  положение,  рынок
близок   к   конкурентному.   Молокоперерабатывающая    промышленность
Костромской области сегодня представлена 22 предприятиями, в том числе
7 малых цехов по переработке молока в сельхозпредприятиях  Костромской
области.  Из ведущих 15 предприятий молочной промышленности области 11
специализируется  на  производстве  сыра  сычужного,  остальные  -  на
производстве масла сливочного и цельномолочной продукции.
     На  выработке  цельномолочной  продукции  в  Костромской  области
специализируются:   Филиал   "Молочный   комбинат   "Костромской"  ОАО
"Компания ЮНИМИЛК", ООО "Космол", ООО "Красносельский  маслосырзавод",
ЗАО "Нерехтский комбинат молочных продуктов".
     На сегодняшний день, в Российской Федерации рынок  цельномолочной
продукции    поделен   среди   таких   крупных   компаний,   как   ОАО
"Вимм-Биль-Данн", ОАО "ЮНИМИЛК" и др.
     В  этой  связи   развитие   конкуренции   между   производителями
цельномолочной  продукции  в Костромской области наиболее перспективно
по двум направлениям:
     развитие филиальной сети, специализированных производств  крупных
компаний ("ЮНИМИЛК", "Вимм-Биль-Данн" "DAN ON E", "CAMPIN A"),
     развитие  мини-цехов  хозяйств  муниципальных  районов,   которые
практически  не  конкурируют  по  цельномолочной  продукции с крупными
федеральными компаниями на рынке молока.
     Наиболее крупными предприятиями по  производству  сыров  являются
ООО   "Воскресенский   сыродел",   ООО   "Вохомский   сырзавод",   ООО
"Мантуровский сыродельный комбинат", ОАО "Сыродел".
     В этой отрасли наиболее перспективным  может  стать  производство
твердых сыров костромских брендов, качество которых не должно уступать
новым международным стандартам,  таких  видов  сыров,  как  "Мааздам",
"Пармезан", "Эдам", "Гауда", а также эксклюзивных мягких сыров.
     В  целях  продвижения  этого  направления  в   рамках   Программы
предлагается:
     создать союз (ассоциацию) костромских сыроделов  для  координации
действий   в  области  сыроделия,  повышения  конкурентоспособности  и
продвижения костромских сыров на внутреннем и внешнем рынке,
     реконструкция   ООО   "Воскресенский   сыродел"   с    установкой
технологического  оборудования  по  производству  сыра  фирмы "FIBOSA"
(Испания), что позволит увеличить производство сычужных сыров  до  600
тонн в год (в 2 раза),
     реконструкция, техническое переоснащение  производственных  цехов
ООО    "Парфеньевская    сыроварня"    с    установкой    современного
технологического   оборудования,   что   позволит   увеличить    объем
производства  сычужного  сыра  до 500 тонн, что составит 214% к уровню
2009 года,
     на  базе   ООО   "Молпром"   (ООО   "Вохомский   сырзавод",   ООО
"Мантуровский сыродельный комбинат"), ООО "Воскресенский сыродел", ООО
"Космол"  создать  новый   перспективный   бренд   высококачественного
сычужного сыра;
     2) мясоперерабатывающая отрасль. Мясопереработкой  в  Костромской
области занимаются 6 предприятий и 8 перерабатывающих цехов.
     В период с 1999 год по 2008 год  производство  колбасных  изделий
увеличилось с 5053 тонн до 8910 тонн, т.е. на 57%.
     Рынок мясоперерабатывающей  отрасли  является  межрегиональным  и
характеризуется большим удельным весом ввозимой продукции.
     В Костромскую область ежегодно  завозится  на  переработку  около
14,0  тыс.  тонн  мяса и мясопродуктов, в том числе импортного мяса на
переработку 3,6 тыс. тонн (в основном  говядина,  свинина),  при  этом
вывоз составляет 5,0 тыс. тонн (в основном мясо птицы).
     В этих условиях наиболее перспективными являются следующие меры:
     создание условий для развития мясного скотоводства  в  Галичском,
Сусанинском и других районах Костромской области,
     создание кооперативов по переработке скота и птицы  с  мощностями
2,5-3,0  тонны  в  сутки  в  Костромском, Сусанинском, Красносельском,
Буйском,   Галичском,   Судиславском,    Нерехтском,    Парфеньевском,
Шарьинском муниципальных районах,
     привлечение инвесторов для строительства  в  Костромской  области
второй бройлерной птицефабрики,
     запуск   третьей   очереди    свинокомплекса    ЗАО    "Шувалово"
(дополнительно 2,5 тыс. тонн свинины в год).
     Планируемые мероприятия позволят отказаться от импортного мясного
сырья,  создать конкуренцию завозу мясной продукции из других регионов
России и к 2012 году увеличить среднедушевое потребление мяса  на  4,0
килограмма в год;
     3)     хлебопекарная     отрасль.      Хлебопекарная      отрасль
агропродовольственного   рынка  Костромской  области  представлена  16
крупными предприятиями хлебопечения.
     Крупные  предприятия  хлебопечения:  ОАО  "Русский   хлеб",   ООО
"Нерехтахлебопродукт",  ОАО  "Неяхлеб",  ООО "Вектор+", ООО "Галичский
хлебокомбинат".
     Наибольший  удельный  вес   на   рынке   производства   хлеба   и
хлебобулочных изделий занимает ОАО "Русский хлеб".
     Среди 14 городов  России,  наблюдаемых  органами  государственной
статистики  в  рамках  еженедельного мониторинга розничных цен, хлеб и
хлебобулочная продукция г. Костромы занимает 1-2 ранговые позиции.
     Для развития конкуренции на рынке хлебопродуктов необходимо:
     создать условия для нового  высокотехнологичного,  малозатратного
производства (на примере ООО "Вектор +");
     продолжить  модернизацию  и  реконструкцию  производства  в   ООО
"Первый Шарьинский хлебозавод" и ООО "Шарьяхлеб";
     предусмотреть   строительство   зернового   элеватора   мощностью
единовременного хранения не менее 50 тыс. тонн.
    19.1.   Основными   факторами,  негативно  влияющими  на  развитие

конкурентной среды в агропродовольственном комплексе, являются:

    1) недостаток оборотных средств;

    2) сезонность выработки сельскохозяйственного сырья;

    3) дефицит сельскохозяйственного сырья местного производства;

    4)   изношенность   технологического   оборудования,   зданий    и

сооружений;

    5)   слабо   развитая   логистическая   инфраструктура   (дорожное

сообщение,  наличие  специализированного  транспорта, приемные пункты,

места хранения и т.п.);

    6)    низкая    инвестиционная    привлекательность    предприятий

агропродовольственного сектора;

    7) ограниченная покупательная способность.
    Пункт  19.1.  (Дополнен  - Постановление Администрации Костромской

области от 30.12.2010 г. N 456-а)
    19.2.   Для  снижения  влияния  негативных  факторов  на  развитие

конкуренции в агропродовольственном секторе необходимы следующие меры:

    1)   обеспечение   предприятий   агропродовольственного    сектора

возможностью  получения  дешевых  долгосрочных  кредитов  под гарантии

области;

    2) субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам  на

развитие и модернизацию сырьевой базы, перерабатывающих производств;

    3)  субсидирование  части  затрат   на   реконструкцию   и   новое

строительство предприятий агропродовольственного комплекса;

    4) вовлечение предприятий агропродовольственного сектора в  работу

отраслевых союзов;

    5)   развитие   логистической   инфраструктуры,    государственная

поддержка в приобретении спецтранспорта, строительстве и реконструкции

приемных пунктов, мест хранения сырья и готовой продукции;

    6) использование возможностей областных  СМИ  и  интернет-порталов

для   популяризации   местных   сельхозтоваропроизводителей   с  целью

повышения      инвестиционной      привлекательности       предприятий

сельскохозяйственной сферы.
    Пункт  19.2.  (Дополнен  - Постановление Администрации Костромской

области от 30.12.2010 г. N 456-а)

 

           Рынок розничной торговли и общественного питания           

 

     20. В сфере розничной торговли и общественного питания существует
достаточно  развитая  конкуренция  и  функционирует большое количество
предприятий различных форм собственности. Современный  потребительский
рынок  значительно  расширился  за  счет  торговли  на универсальных и
специализированных рынках.
     По состоянию  на  1  января  2010  года,  в  Костромской  области
насчитывается   4071   предприятие  розничной  торговли,  197  оптовых
предприятий,  1000  предприятий  мелкорозничной  сети.      редакции

Постановления         Администрации         Костромской        области

от 30.12.2010 г. N 456-а)
     На  территории  Костромской  области осуществляют деятельность 39

розничных   рынков,   в   том   числе   28   -   универсальных,   9  -

непродовольственных,  1 - продовольственный, 1 - сельскохозяйственный.

Также в течение 2009 года на территории области проведено 9 ярмарок.
     (Дополнен   -  Постановление  Администрации  Костромской  области

от 30.12.2010 г. N 456-а)
     21. За 2009 год оборот розничной торговли составил  37851,5  млн.
руб.
     Оборот  розничной  торговли  на  90,9%   сформирован   торгующими
организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары
в условиях  стационарной  торговой  сети.  Доля  продаж  на  розничных
рынках и ярмарках Костромской области составила 9,1%.
     Обеспеченность  населения  торговыми  площадями  в   среднем   по
Костромской  области  составляет  442,1  кв.  м  на 1000 жителей, в г.
Костроме - 399,4 кв. м.
     22. Оборот общественного питания в 2009 году составил 2091,9 млн.
руб.  В  Костромской области осуществляют деятельность 918 предприятий
общественного питания, в том числе общедоступных - 474, рабочих -  46,
студенческих   -   53,   школьных   -  345.  Обеспеченность  населения
общедоступными  предприятиями  общественного  питания  в  среднем   по
области составляет 30 посадочных мест на 1000 жителей, в г. Костроме -
38.  В  некоторых  муниципальных  районах   с   невысокой   плотностью
населения  (Антроповский,  Буйский,  Кологривский,  Сусанинский)  этот
показатель значительно ниже (9-11 посадочных мест на 1000 жителей).
     23. В связи с созданием альтернативных форм торговли удельный вес
сетевых  структур в общем объеме товарооборота составляет в среднем по
области свыше 35,0%. Наиболее  крупными  являются  региональные  сети:
"Высшая  лига",  "Дом  еды",  "Десяточка",  а  также  федеральные сети
"Дикси", "Патэрсон". Отличительной чертой сетевых  магазинов  является
широкий    ассортимент    товаров    (10-30   тыс.   наименований)   и
ориентированность  на  конкретные  слои   населения   ("Дом   еды"   -
премиум-класс, "Дикси" и "Десяточка" - эконом-класс).
     24. Кроме того, в настоящее время в Костромской области действует
организация  ООО  "Костромской  опткоопторг",  которая является членом
Центросоюза  Российской  Федерации.  За   2009   год   валовой   доход
организации составил 12 млн. руб., что соответствует уровню 2008 года.
     Большая часть потребительских обществ Костромского облпотребсоюза
еще  в  1992  году  была  преобразована  в  акционерные общества. Было
создано  открытое  акционерное  общество  "Костромской   межотраслевой
координационно-посреднический центр" (ОАО "Костромакоопцентр"). В свою
очередь, на территории Костромской области продолжают  функционировать
более 10 потребительских обществ.
     ОАО "Костромакоопцентр", а также  акционерные  и  потребительские
общества, входящие в его систему, представляются наиболее оптимальными
для развития торговли на селе.  Имея  торговую  сеть  в  райцентрах  и
других  крупных населенных пунктах, эти организации способны содержать
сеть  убыточных  магазинов  в   глубинке,   предоставляя   возможность
сельскому  населению  приобретать товары первой необходимости по месту
жительства.
     По состоянию  на  1  января  2010  года,  в  данной  системе  313
магазинов,  из них 220 расположены непосредственно в селах и деревнях,
в которых работает около 1,5 тыс. человек. За 2009 год  вышеуказанными
организациями  реализовано  товаров  населению  области на сумму 1,058
млрд. руб., к уровню 2008 года составил 106%.
     25. Рынок торговли и общественного  питания  является  достаточно
насыщенным  с  хорошо  развитой конкуренцией, в связи с этим основными
барьерами входа на рынок являются:
     1) ограниченная покупательная способность;
     2)  отсутствие  в  муниципальных  образованиях  схем   размещения
объектов оптовой и розничной торговли;
     3) недостаточное развитие оптового звена;
     4) недостаточный  контроль  на  предприятиях  и  организациях  за
качеством и безопасностью производимых и реализуемых товаров.
     26. Создание новых ниш на рынке торговли и общественного  питания
привлечет   дополнительные   организации  в  эту  отрасль.  Для  этого
предлагаются следующие меры:
     1) развитие инфраструктуры торговли и товаропроводящей сети;
     2)  осуществление  социальных  и  экономических   мер   поддержки
платежеспособного спроса малообеспеченных слоев населения;
     3) организация фирменных магазинов,  торгующих  товарами  местных
производителей, что позволит сократить посреднические звенья и снизить
долю издержек обращения в конечной цене товара;
     4)  оказание   поддержки   сельскохозяйственным   потребительским
кооперативам,  организациям потребительской кооперации, осуществляющим
торгово-закупочную деятельность в сельской местности;
     5) недопущение поступления на продовольственный рынок Костромской
области некачественной и фальсифицированной продукции;
     6) осуществление постоянного  мониторинга  цен  на  всех  стадиях
производства и реализации товаров.

 

            Рынок здравоохранения

 

    27. Постепенный переход к новым экономическим отношениям в системе

здравоохранения  является  важной  задачей в реформировании и развитии

отрасли. Качественные  изменения  состояния  здравоохранения  возможны

только  при  создании  условий  конкуренции, которые могут значительно

повысить  эффективность   системы   здравоохранения,   в   том   числе

оптимизировать   затраты  бюджета,  повысить  качество  и  доступность

предоставляемых медицинских услуг.

    Создание  условий  формирования  конкурентной  среды  в  медицине,

становление  и  развитие  конкурентоспособности  медицинских  услуг  и

медицинского труда -  эффективный  инструмент  на  пути  качественного

изменения  производственных  отношений в самой отрасли здравоохранения

и,  самое  главное,   абсолютно   необходимое   условие   формирования

современных маркетинговых отношений между пациентом и врачом. Развитие

в  здравоохранении  конкурентных  начал  позволит  улучшить   качество

медицинских услуг.

    28. В Костромской области ежегодно разрабатывается  и  реализуется

Программа   государственных  гарантий  оказания  гражданам  Российской

Федерации на территории  Костромской  области  бесплатной  медицинской

помощи.  Деятельность  учреждений  здравоохранения Костромской области

осуществляется  в  рамках  объемов  медицинской  помощи  и  финансовых

средств, предусмотренных Программой.

    В  настоящее  время   в   реализации   территориальной   программы

государственных  гарантий  оказания  гражданам Российской Федерации на

территории Костромской области бесплатной медицинской помощи участвуют

75   государственных  (муниципальных)  учреждений  здравоохранения,  8

частных  медицинских   учреждений   и   4   ведомственных   учреждения

здравоохранения.

    На 1 января 2009 года в Костромской области  зарегистрировано  190

хозяйствующих  субъектов,  осуществляющих медицинскую деятельность, из

них 106 индивидуальных предпринимателей.

    Основной  причиной  низкой  конкуренции  в  сфере  здравоохранения

является  ограничение  для  участия  частных  медицинских учреждений в

реализации Программы госгарантий (лечение) и административный механизм

размещения госзаказа на медицинскую помощь.

    29.  В   рамках   развития   государственно-частного   партнерства

предполагается   более   активное   привлечение   частных   учреждений

здравоохранения  к  исполнению  Программы   государственных   гарантий

оказания  гражданам  Российской  Федерации  на  территории Костромской

области  бесплатной  медицинской  помощи.  Значительный   практический

интерес   представляет   расширение   участия   частного   капитала  в

организации офисов  частнопрактикующих  врачей,  а  также  привлечение

частной медицины к выполнению государственного (муниципального) заказа

на услуги по высокотехнологичной диагностике.

    Планируется дальнейшее развитие аутсорсинга  непрофильных  функций

лечебно-профилактических  учреждений,  связанных с питанием пациентов,

прачечных  услуг,  услуг   по   содержанию   коммунального   хозяйства

лечебно-профилактических  учреждений.  Это  позволит, с одной стороны,

значительно сэкономить  на  содержании  соответствующей  дорогостоящей

инфраструктуры,  с  другой стороны, стимулировать развитие конкуренции

малых частных предприятий.

    30. Основной целью развития конкуренции  в  сфере  здравоохранения

является   повышение   качества   и  доступности  медицинской  помощи,

улучшение на этой  основе  показателей  здоровья  населения,  снижение

инвалидизации и смертности, увеличение продолжительности жизни.

    Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

    1) внедрение инноваций в здравоохранение;

    2) повышение квалификации медицинских работников;

    3) создание системы мотивации к качественному труду.

 

    Рынок лекарственных средств

 

    31.  Анализ  рынка   услуг   розничной   торговли   лекарственными

средствами,   изделиями   медицинского   назначения  и  сопутствующими

товарами показал, что  региональный  рынок  состоит  из  26  локальных

рынков, охватывающих весь регион.

По состоянию  на  1  января  2009  года,  на  локальных  рынках  услуг

розничной  торговли  лекарственными  средствами  в Костромской области

осуществляли деятельность порядка 90 хозяйствующих  субъектов,  в  том

числе 35 аптечных сетей.

    По   формам   собственности   указанные   хозяйствующие   субъекты

соотносятся  следующим  образом:  доля государственных (муниципальных)

аптечных  организаций   составляет   около   40%,   а   доля   частных

соответственно более 60%. При этом тенденция замещения государственных

и  муниципальных   аптечных   учреждений   частными   продолжается   и

усиливается.

    Среди аптечных сетей наиболее  крупными  по  объему  товарооборота

являются  ИП  Зафирова  В.К., ГУП Костромская областная аптечная база,

ООО "Фармлига", ООО "Аптека Чижова", ГП Костромской области  "Сельский

аптекарь".

    32. Наиболее крупный локальный рынок - рынок г. Костромы  -  можно

отнести  к  умеренно  концентрированным рынкам с потенциально развитой

конкурентной средой. Наибольшую долю на данном рынке занимает аптечная

сеть   ИП   Зафирова   В.К.   Хозяйствующих   субъектов  с  признаками

доминирования на рынке г. Костромы нет.

    Остальные 25 рынков розничной реализации лекарственных  средств  в

муниципальных     образованиях     Костромской     области    являются

высококонцентрированными с недостаточно развитой конкурентной  средой.

В большинстве муниципальных образований на рынке имеются хозяйствующие

субъекты с признаками  доминирования.  В  частности,  это  объясняется

небольшим   количеством   хозяйствующих   субъектов,   действующих  на

большинстве данных рынков. Так, в четырех  муниципальных  образованиях

Костромской  области  обеспечением населения лекарственными средствами

занимается  всего  по  одному  хозяйствующему   субъекту,   в   десяти

муниципальных  образованиях  -  по  два  хозяйствующих  субъекта.  Это

объясняется недостаточной привлекательностью рынка в  связи  с  низким

уровнем   платежеспособного  спроса  населения,  особенно  в  сельской

местности,  и  невысокой  доходностью  от   реализации   лекарственных

средств.

    33.  Анализ  качественных  показателей   структуры   рынка   услуг

розничной  торговли  лекарственными  средствами показал, что основными

барьерами входа на рынок можно считать:

    1)   недостаточную   привлекательность   рынка    в    большинстве

муниципальных образований Костромской области;

    2) недостаток оборотных средств у государственных и  муниципальных

аптечных  учреждений  и  высокие  издержки  на  выполнение  социальных

функций;

    3) трудности, связанные с  получением  лицензии  на  осуществление

фармацевтической  деятельности,  несовершенство нормативного правового

регулирования сферы обращения лекарственных средств.

    34. В целях дальнейшего развития  конкурентной  среды  и  снижения

барьеров   входа   на   фармацевтический   рынок  Костромской  области

предлагаются следующие меры:

    1) внесение изменений в нормативную  правовую  базу,  регулирующую

сферу  обращения  лекарственных средств, в части разрешения реализации

медикаментов медработниками фельдшерско-акушерских пунктов в  сельской

местности,  что  позволит  улучшить  лекарственное обеспечение жителей

отдаленных населенных пунктов;

    2)  рассмотрение  вопросов  оказания   государственной   поддержки

аптечным   организациям,   осуществляющим   социально   значимые  виды

деятельности,  для   выполнения   которых   требуются   дополнительные

финансовые затраты (обеспечение льготных категорий граждан, реализация

наркотических   средств   и   психотропных    веществ,    изготовление

лекарственных средств).
     Раздел (В   редакции   Постановления   Администрации  Костромской

области от 30.12.2010 г. N 456-а)

 

       Рынок информационно-коммуникационных технологий и связи        

 

     35. Телекоммуникационный рынок Костромской области, как и во всех
современных   экономиках,   разделен   на   две   крупные  подотрасли:
фиксированная  и  радиоподвижная  связь.  Услуги  фиксированной  связи
оказывают    ОАО    "Костромская    городская   телефонная   сеть"   и
Верхне-Волжский филиал ОАО "ЦентрТелеком" Услуги радиоподвижной  связи
на  территории  Костромской  области  предоставляют  -  ОАО "Мобильные
телеСистемы" (МТС), ОАО "ВымпелКом"  ("Билайн"),  ОАО  "МегаФон",  ЗАО
"Вотек Мобайл" ("Теле 2"), ОАО "ЦентрТелеком".
     Услуги   междугородной   и   международной   связи  предоставляют

операторы: ОАО "Ростелеком", ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком", ООО

"Совинтел", ЗАО "Транстелеком", ООО "Эквант".
     (Дополнен   -  Постановление  Администрации  Костромской  области

от 30.12.2010 г. N 456-а)
     Услуги  внутризоновой  телефонной  связи предоставляют операторы:

ОАО    "Центральная    телекоммуникационная    компания"   (количество

организованных  собственных  каналов 7881), ОАО "Костромская городская

телефонная  сеть" (количество организованных собственных каналов 720),

ОАО "Мегафон" (количество организованных собственных каналов 3360).
     (Дополнен   -  Постановление  Администрации  Костромской  области

от 30.12.2010 г. N 456-а)
     Услуги  местной  телефонной  связи  предоставляют  операторы: ОАО

"Костромская  городская  телефонная  сеть"  (монтированная абонентская

емкость  140050  номеров),  ОАО  Федеральное государственное унитарное

предприятие   "Государственное   научно-производственное   предприятие

"БАЗАЛЬТ"   (монтированная  абонентская  емкость  1020  номеров),  ОАО

"Третья    генерирующая    компания   оптового   рынка   электросвязи"

(монтированная  абонентская  емкость  1500  номеров),  ОАО "Российские

железные дороги" (монтированная абонентская емкость 4630 номеров), ОАО

"ЦентрТелеком" (монтированная абонентская емкость 114830 номеров), ООО

"СЦС  Совинтел"  (монтированная  абонентская емкость 500 номеров), ОАО

"ВымпелКом"  (монтированная  абонентская  емкость  3000  номеров), ОАО

"Федеральная   сетевая   компания   Единой   энергетической   системы"

(монтированная абонентская емкость 500 номеров).
     (Дополнен   -  Постановление  Администрации  Костромской  области

от 30.12.2010 г. N 456-а)
     36. На рынке услуг предоставления  доступа  к  сети  Интернет  на
территории   Костромской   области   на  коммутируемом  сегменте  свою
деятельность осуществляли два  оператора  связи  -  "ОАО  "Костромская
городская    телефонная    сеть"    и   Верхне-Волжский   филиал   ОАО
"ЦентрТелеком".
     37.  На  сегменте   широкополосного   способа   соединения   свою
деятельность осуществляют 9 операторов связи:
     1) ОАО "Костромская городская телефонная сеть";
     2) ОАО "ВымпелКом";
     3) ЗАО "Мобиком-Центр";
     4) ОАО "ЦентрТелеком";
     5) ЗАО "ТрансТелеКом";
     6) ЗАО "Квантум";
     7) ОАО "Мобильные ТелеСистемы";
     8) ОАО "Ростелеком";
     9) ЗАО "Вотек Мобайл" ("Теле2").
     Основными  покупателями  услуг  предоставления  доступа  к   сети
Интернет являются юридические и физические лица.
     38. Ключевыми факторами,  препятствующими  развитию  конкуренции,
являются:
     1) отсутствие гласной актуальной информации о  состоянии  дел  на
рынке информационно-коммуникационных технологий и связи;
     2)  нежелание  и  препятствие   существующих   участников   рынка
информационно-коммуникационных  технологий  и  связи  делиться  рынком
предоставления услуг;
     3)  длительная  процедура  получения  необходимых  разрешительных
документов;
     4) большие капитальные затраты при входе на рынок.
     39.   В   целях   преодоления    барьеров    входа    на    рынок
информационно-коммуникационных технологий предлагается следующее:
     1) формирование современной информационной и телекоммуникационной
инфраструктуры,    обеспечение   высокого   уровня   ее   доступности,
предоставление на ее основе  качественных  услуг  на  всей  территории
Костромской области;
     2) формирование единого информационного пространства,  переход  к
цифровому телерадиовещанию;
     3) оперативная публикация в сети Интернет потребительских цен  на
основные  услуги  и  планов  развития территорий Костромской области в
сфере информационно-коммуникационных технологий и связи;
     4) упрощение порядка  предоставления  необходимых  разрешительных
документов;
     5)  содействие  подключению  к  сети   Интернет   образовательных
учреждений,  музеев,  больниц,  библиотек  и других социально значимых
организаций для расширения и развития новых форм и методов обучения, в
том  числе  дистанционного  образования,  создание системы непрерывной
профессиональной подготовки в  области  информационно-коммуникационных
технологий;
     6) обеспечение конкурентоспособности и технологического  развития
информационно-коммуникационных  технологий, в том числе стимулирование
применения информационно-коммуникационных технологий  организациями  и
гражданами    и    совершенствование    законодательства   в   области
использования информационно-коммуникационных технологий.

 

                Рынок жилищно-коммунального хозяйства                 

 

     40. На 1 января  2009  года  жилищный  фонд  Костромской  области
состоял  из  129813  домов,  из них 36828 домов - многоквартирные. При
этом  определились   со   способом   управления   собственники   28628
многоквартирных домов (77,7%), выбрав:
     1)  непосредственное  управление  в  9267  многоквартирных  домах
(32,3%);
     2) товарищество  собственников  жилья  либо  жилищно-строительный
кооператив в 2876 многоквартирных домах (10,0%);
     3) управление управляющей компанией в 16505 многоквартирных домах
(57,7%).
     41.  На  территории   Костромской   области   осуществляет   свою
деятельность  92  организации коммунального комплекса, из них 34 (37%)
частной собственности.
     42. Наибольшая доля рынка принадлежит управлению многоквартирными
домами  с  помощью управляющих организаций. При этом выбор управляющей
организации осуществлен собственниками  помещений  на  общем  собрании
собственников  многоквартирных  домов  либо  путем проведения органами
местного  самоуправления  открытых  конкурсов  по  отбору  управляющей
организации для управления многоквартирными домами.
     Наиболее  крупный  рынок  услуг  по  управлению  многоквартирными
домами  -  рынок  г. Костромы. На этом рынке работает 19 организаций -
управляющих компаний. Все управляющие организации имеют частную  форму
собственности.  Наибольшую  долю  на данном рынке занимает управляющая
организация ООО "Юбилейный-2007".
     Рынок услуг по управлению  многоквартирными  домами  г.  Костромы
можно  отнести  к  умеренно  концентрированным с недостаточно развитой
конкурентной средой.
     43. Основными  барьерами  входа  на  рынок  жилищно-коммунального
хозяйства можно считать:
     1)  недостаточная  привлекательность  рынка  в  связи  с  высоким
уровнем изношенности коммунальной инфраструктуры;
     2) финансовая нестабильность данной отрасли (регулируемые цены на
производимые   услуги,   значительные  стартовые  финансовые  затраты,
длительный срок окупаемости).
     44. В целях стимулирования развития конкуренции в указанной сфере
предполагается реализация следующих мер:
     1)  стимулирование  энергоэффективности,  развитие  рынка   услуг
управляющих компаний и энергосервисных компаний;
     2) формирование  системы  образования  тарифов,  направленной  на
привлечение  в  отрасль  частных  инвестиций,  переход  к долгосрочным
методам  тарифного  регулирования,  стимулирование  снижения  издержек
организаций коммунального комплекса;
     3) создание условий для привлечения к управлению  региональной  и
муниципальной  собственностью частных организаций на основе конкурсных
процедур с равным доступом для участников рынка;
     4)   обеспечение   информационной    прозрачности    деятельности
организаций коммунального комплекса.

 

              Рынок розничной реализации нефтепродуктов               

 

     45.   На   территории   Костромской    области    действуют    93
автозаправочные  станции  (далее  -  АЗС),  собственником  46  которых
является ОАО "ТНК-Столица". Остальные 47 АЗС  принадлежат  независимым
операторам, 14 из которых сдаются в аренду или оперативное управление.
     46. Особенностью регионального рынка нефтепродуктов является  то,
что на территории Костромской области нефтеперерабатывающих заводов не
имеется. Доминирующее положение, как на оптовом, так  и  на  розничных
рынках  нефтепродуктов на сегодняшний день занимает ОАО "ТНК-Столица",
которая является ценовым лидером и для остальных независимых продавцов
является основным поставщиком.
     47. На товарном рынке нефтепродуктов не выявлено административных
барьеров.  Вместе  с  тем  имеются  экономические барьеры, связанные с
недостаточным  развитием   экономики   Костромской   области,   низким
платежеспособным  спросом,  а  также  достаточно  большими финансовыми
затратами.
     48.  Наиболее  крупными  потребителями  нефтепродуктов   являются
автотранспортные   предприятия,  специализирующиеся  на  грузовых  или
пассажирских перевозках, предприятия дорожного комплекса,  предприятия
агропромышленного и лесопромышленного комплексов.
     В  регионе  отмечается  сезонность   спроса   на   нефтепродукты,
увеличение  в  летний  период  и  уменьшение  в зимний. Удовлетворение
потребностей  покупателей  в  нефтепродуктах  в   целом   по   области
достаточное,  однако,  в отдельных районах Костромской области имеется
дефицит  АЗС.  Это  связано  с  неравномерным  расположением  АЗС   на
территории Костромской области.
     49.  Костромской  региональный  рынок  автобензина  и  дизельного
топлива   является   высококонцентрированными,   с   наличием   явного
доминирующего  поставщика,  контролирующего  более  80%  регионального
рынка.   Реальной   конкуренции,   способствующей   снижению  цен,  на
региональном рынке нефтепродуктов  практически  нет,  а  это  является
серьезным аргументом в пользу повышения цен на топливо.
     Рынок нефтепродуктов  непрозрачный  и  сложнопрогнозируемый:  для
него   характерна   высокая   степень   монополизации  и  вертикальной
интеграции, а  также  дефицит  регулирующего  участия  государства  на
рынке.
     50. Для развития конкуренции на данном рынке  необходимо  создать
стимулы для развития торговли в этой сфере:
     1) выделение в составе холдинга ОАО "ТНК-ВР"  розничных  сбытовых
подразделений  в  отдельные  юридические  лица.  Это создаст стимулы к
оптимизации  закупки  нефтепродуктов  по  цене  -  руководителю  такой
структуры  будет  неважно,  кто  произвел  нефтепродукт  - материнская
компания или нет, главное, чтобы товар был по минимальной цене.  Также
ведение  раздельного  учета  затрат  и  доходов  между  организациями,
входящими  в  структуру  данных  компаний.  Эта  мера  необходима  для
обеспечения прозрачности ценообразования;
     2) стимулирование вертикально интегрированной нефтяной компании к
продаже  на  открытом  аукционе или бирже некоторой части производимых
нефтепродуктов. Это  сформирует  необходимый  объем  для  установления
объективного индикатора цены и повысит прозрачность всего рынка.
     Необходимо обеспечить возможность заключения прямых контрактов на
оптовую  реализацию  нефтепродуктов  на  недискриминационных условиях,
прежде всего, в отношении компаний, не входящих в одну  группу  лиц  с
данными  нефтяными  компаниями, т.е. для независимых участников рынка,
что, в конечном итоге, будет способствовать развитию малых  и  средних
топливных  компаний,  формированию  здоровой конкурентной среды. Рынку
нефтепродуктов  нужны  цивилизованные   посредники,   которые   готовы
работать  не  на коррупционной основе и связях с менеджментом нефтяных
компаний, а действительно на прозрачном рынке  с  минимальной  маржой,
достаточной для их работы в интересах конечных потребителей;
     3) обеспечение свободного и равного доступа всех участников рынка
к    купле-продаже    нефтепродуктов    на    всех   сегментах   рынка
(нефтеперерабатывающий завод - опт - розница), а также  к  оперативной
информации  о показателях состояния рынка, для чего необходимо принять
нормативные правовые акты, включающие в себя:


Информация по документу
Читайте также