Расширенный поиск

Постановление Администрации Костромской области от 18.05.2016 № 161-а

 

 

 

 

АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

от  "18"   мая    2016  года      161-а

 

г. Кострома

 

О внесении изменения в постановление администрации Костромской области от 29.11.2012 № 508-а

 

В целях актуализации мероприятий государственной программы Костромской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Костромской области на 2013 – 2020 годы»

администрация Костромской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в государственную программу Костромской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013 – 2020 годы» (приложение), утвержденную постановлением администрации Костромской области от 29 ноября 2012 года № 508-а «Об утверждении государственной программы Костромской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013 – 2020 годы» (в редакции постановлений администрации Костромской области от 22.04.2014 № 144-а, от 24.06.2014 № 265-а, от 09.09.2014 № 374-а, от 10.02.2015 № 30-а, от 26.03.2015 № 113-а, от 18.08.2015 № 302-а, от 29.12.2015 № 488-а, от 16.02.2016 № 38-а), следующее изменение:

государственную программу Костромской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013 – 2020 годы» (приложение) изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Губернатор области                                                                       С. Ситников

 

 

Приложение

 

к постановлению администрации

Костромской области

от «18» мая 2016 г. № 161-а

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Костромской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013 – 2020 годы»

 

Раздел I. Паспорт государственной программы Костромской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013 – 2020 годы»

 

1. Ответственный исполнитель государственной программы Костромской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013 – 2020 годы» (далее – Программа) –  департамент агропромышленного комплекса Костромской области (далее – департамент АПК).

2. Соисполнитель Программы – управление ветеринарии Костромской области.

3. Подпрограммы Программы:

1) «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»;

2) «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»;

3) «Развитие мясного скотоводства»;

4) «Поддержка малых форм хозяйствования»;

5) «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие и кадровое обеспечение»;

6) «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Костромской области на 2015 – 2020 годы».

4. Программно-целевые инструменты Программы:

 

__________________________

<1> В случае прекращения действия областной либо ведомственной целевой программы в период действия Программы конечный результат соответствующей программы учитывается в части взаимосвязи основных параметров Программы, а также при определении эффективности реализации Программы за весь период ее действия.

 

1) областные целевые программы:

« Костромской области на
2009 – 2013 годы», утвержденная постановлением администрации Костромской области от 12 августа 2009 года № 306-а «Об областной целевой программе «Социальное развитие села Костромской области на 2009-2013 годы»;

« плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов в Костромской области на 2011 – 2013 гг.», утвержденная постановлением администрации Костромской области от 26 мая 2011 года № 185-а «Об областной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов в Костромской области на 2011 – 2013 годы»;

« в Костромской области на
2011 – 2014 годы», утвержденная постановлением администрации Костромской области от 26 ноября 2010 года № 395-а «Об утверждении областной целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Костромской области на 2011 – 2014 годы»;

« и увеличение производства молока в Костромской области на 2009 – 2013 годы», утвержденная постановлением администрации Костромской области от 24 ноября
2009 года № 384-а «Об областной целевой программе «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Костромской области на 2009 – 2013 годы»;

« и предупреждение возникновения и распространения африканской чумы свиней в Костромской области на 2013 – 2017 годы», утвержденная постановлением администрации Костромской области от 20 августа 2012 года № 329-а «Об утверждении областной целевой программы «Эпизоотологический мониторинг и предупреждение возникновения и распространения африканской чумы свиней в Костромской области на 2013 – 2017 годы»;

« Костромской области на период до 2020 года», утвержденная постановлением администрации Костромской области от 28 ноября 2012 года № 500-а «Об утверждении областной целевой программы «Развитие льняного комплекса Костромской области на период до 2020 года»;

2) ведомственные целевые программы:

« и переработки льна в Костромской области на 2015 – 2017 годы», утвержденная приказом департамента АПК от
24 февраля 2015 года № 24 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие производства и переработки льна в Костромской области на 2015 – 2017 годы»;

« и пород рыб (развитие сельскохозяйственного рыбоводства) в Костромской области на
2013 – 2015 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 15 марта 2013 года № 19 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Разведение одомашненных видов и пород рыб (развитие сельскохозяйственного рыбоводства) в Костромской области на 2013 – 2015 годы»;

« и помесного скотоводства в Костромской области на 2014 – 2016 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 26 февраля 2014 года № 42 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие мясного и помесного скотоводства в Костромской области на 2014 – 2016 годы»;

«Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2012 – 2014 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 23 января 2012 года № 5 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2012 – 2014 годы»;

«Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Костромской области на 2012 – 2014 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 23 января 2012 года № 4 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Костромской области на 2012 – 2014 годы»;

« (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей Костромской области при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в 2012 – 2014 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 12 мая 2012 года № 51 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей Костромской области при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в 2012 – 2014 годы»;

«Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Костромской области на 2012 – 2014 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 30 января 2012 года № 8 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Костромской области на 2012 – 2014 годы»;

« кроликов (кролиководства) в Костромской области на 2014 – 2016 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 18 июня 2014 года № 157 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие промышленного разведения кроликов (кролиководства) в Костромской области на 2014 – 2016 годы»;

« в Костромской области на 2015 – 2017 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 10 июля  2014 года № 189 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие молочного скотоводства в Костромской области на  2015 – 2017 годы»;

« и переработки картофеля в Костромской области на 2015 – 2017 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 8 июля 2014 года № 184 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие производства и переработки картофеля в Костромской области на 2015 – 2017 годы»;

« Костромской области на 2015 – 2017 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 4 июля 2014 года № 181 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2015 – 2017 годы»;

« на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Костромской области на 2015 – 2017 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 4 июля 2014 года № 182 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Костромской области на 2015 – 2017 годы»;

« (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на 2015 – 2017 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 27 февраля 2015 года № 25 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на 2015 – 2017 годы»;

« в Костромской области на 2015 – 2017 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 2 марта 2015 года № 26 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Костромской области на 2015 – 2017 годы»;

«Разведение одомашненных видов и пород рыб (развитие сельскохозяйственного рыбоводства) в Костромской области на 2016 – 2018 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 20 июля 2015 года № 135 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Разведение одомашненных видов и пород рыб (развитие сельскохозяйственного рыбоводства) в Костромской области на 2016 – 2018 годы»;

« и увеличение производства свинины в Костромской области на 2015 – 2017 годы», утвержденная приказом департамента АПК от 25 июня 2015 года № 114 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие свиноводства и увеличение производства свинины в Костромской области на 2015 – 2017 годы».

5. Цели Программы:

1) повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности;

2) повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса;

3) комплексное социально-экономическое развитие сельской местности;

4) воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных ресурсов.

6. Задачи Программы:

1) стимулирование роста производства продукции растениеводства, животноводства, в том числе мясного скотоводства, и производства пищевых продуктов;

2) поддержка малых форм хозяйствования;

3) создание благоприятной среды, способствующей инновационному развитию и привлечению инвестиций, создание условий для обеспечения агропромышленного комплекса региона высококвалифицированными кадрами;

4) повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения;

5) повышение продуктивности, устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации, эффективное использование природных ресурсов;

6) повышение энергетической эффективности в сельском хозяйстве.

7. Сроки, этапы реализации Программы – 2013 – 2020 годы, в один этап.

8. Объем и источники финансирования Программы – общий объем средств, направленных на реализацию Программы, составляет 15 000 816,0 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе за счет средств федерального бюджета – 2 684 104,9 тыс. рублей, областного бюджета – 1 449 083,1 тыс. рублей (департамент АПК – 1 447 531,2 тыс. рублей, управление ветеринарии Костромской области – 1 551,9 тыс. рублей); за счет средств местных бюджетов – 2 716,0 тыс. рублей; за счет внебюджетных источников – 10 864 912,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств ФГБОУ ВО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия» (далее – ФГБОУ ВО КГСХА) – 5 317,9 тыс. рублей; за счет средств федерального государственного бюджетного научного учреждения «Костромской научно-исследовательский институт сельского хозяйства» (далее – ФГБНУ «Костромской НИИСХ») – 1 466,0 тыс. рублей.

9. Конечные результаты реализации Программы – прирост производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2012 году составит 17,5 процента, в том числе продукции растениеводства – 16,3 процента, продукции животноводства – 15 процентов, пищевых продуктов – 24,8 процента; продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах и индивидуальных предпринимателей – 17,7 процента; обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 4 – 5 процентов; повышение среднего уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций не менее чем до 7,3 процента (с учетом субсидий); доведение уровня среднемесячной номинальной заработной платы в сельскохозяйственных организациях к 2020 году – до 29 000 рублей; увеличение доли сельскохозяйственных предприятий, внедривших технологии, отвечающих требованиям законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в общем количестве сельскохозяйственных предприятий до 15 процентов, предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота земель 29,3 тыс. га сельскохозяйственного назначения.

 

Раздел II. Общая характеристика текущего состояния агропромышленного комплекса Костромской области

 

10. Сельское хозяйство является одним из базовых видов деятельности на территории Костромской области. Его доля в объеме валового регионального продукта в 2011 году составила 12 процентов.

Сельское хозяйство Костромской области располагает стратегическими возможностями для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Это подтверждается тем, что за счет собственного производства Костромская область обеспечивает потребности населения области в основных продуктах питания в соответствии с медицинскими нормами потребления яиц, мяса птицы, картофеля и овощей. Для достижения продовольственной безопасности области необходимо довести уровень обеспеченности молоком, свининой, говядиной, бараниной, рыбой за счет собственного производства до рекомендуемых медицинских норм.

11. Костромская область имеет выгодное экономико-географическое положение, находясь рядом с экономическим центром – г. Москвой – объемным агропродовольственным рынком, что создает благоприятные условия для развития аграрного сектора экономики области, формирования сбалансированной эффективной экономики будущего, ориентирующей социальную политику на высокие стандарты благосостояния населения, а также возможность применять современную технику, технологии.

12. В Костромской области основным направлением производства продукции (17 процентов в структуре денежной выручки от производства сельскохозяйственной продукции) большинства районов является производство молока. В отдельных районах доля выручки от молока в общей выручке превышает 50 процентов. В некоторых районах развито птицеводство на основе хозяйств индустриального типа (яичное и мясное), в Костромском муниципальном районе – индустриальное производство свинины.

Растениеводство в основном направлено на обеспечение кормами отрасли животноводства, и лишь в нескольких районах развито производство товарной продукции растениеводства. Овощами и картофелем в значительных объемах занимаются только Костромской и Красносельский муниципальные районы.

В агропромышленном комплексе Костромской области в течение ряда лет отмечается сокращение сельскохозяйственного производства. За 2007 – 2011 годы посевные площади сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств сократились на 30,2 процента, в том числе площади зерновых культур – на 65,8 процента, кормовых культур – на 30,9 процента, поголовье крупного рогатого скота сократилось на 27,5 процента, коров – на 26,4 процента, овец – на 8 процентов. В результате снизились объемы производства сельскохозяйственной продукции: зерна – на 25,8 процента, молока – на 24 процента. При этом урожайность зерновых культур увеличилась на 27 процентов, производство яиц – на 16 процентов, продуктивность коров – на 13,4 процента.

13. Одним из важнейших факторов стабилизации сельскохозяйственного производства Костромской области является мелиорация земель сельскохозяйственного назначения. Исходя из природно-климатических условий необходимо осуществление мелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения.

В Костромской области площадь мелиорированных земель составляет 112,0 тыс. га, в том числе 107,1 тыс. га сельскохозяйственных угодий, или 12 процентов от всех сельскохозяйственных угодий. Протяженность открытой осушительной сети составляет 4 555,2 км, закрытой осушительной сети – 50 157,5 км. На мелиоративных землях построено свыше 3 012 гидротехнических сооружений, 517 км дорог, 52 моста.

Значительная часть мелиоративных систем имеет большой срок эксплуатации, причем наиболее старые системы построены в сельскохозяйственных организациях, ведущих активное сельскохозяйственное производство. Износ основных фондов мелиоративных систем составляет 100 процентов.

Длительное сельскохозяйственное использование мелиоративных объектов без проведения капитального и текущего ремонта, уменьшение государственной поддержки из федерального бюджета (в федеральной собственности находятся только межхозяйственные мелиоративные системы и гидротехнические сооружения) привело к тому, что внутрихозяйственная сеть практически не работает. Возникает опасность дополнительного вывода из строя земель сельскохозяйственного назначения, поэтому необходимо осуществление мероприятий по восстановлению мелиоративного фонда на территории региона.

В связи с неоднократной сменой собственников внутрихозяйственные мелиоративные системы не стоят на балансе сельскохозяйственных товаропроизводителей и являются бесхозными, поэтому требуется их оформление в собственность сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с действующим законодательством. В собственности Костромской области и муниципальных районов мелиоративные системы отсутствуют.

14. В 2011 году по сравнению с 2007 годом парк тракторов сократился на 1 647 единиц, зерноуборочных комбайнов – на 320 единиц, кормоуборочных комбайнов – на 74 единицы. Технологическое оборудование, используемое как в растениеводстве и животноводстве, так и в перерабатывающей отрасли, парк сельскохозяйственных машин и техники физически и морально устарели, что приводит к росту затрат и снижению качества выпускаемой продукции. Использование техники низкого класса энергетической эффективности не позволяет применять энергоэффективные технологические процессы, увеличивает затраты на оплату энергетических ресурсов, снижает экологическую безопасность региона, порождает высокий уровень загрязнения окружающей среды. Поэтому одним из направлений в развитии агропромышленного комплекса региона является техническое и технологическое перевооружение.

15. Остается недостаточным уровень притока инвестиционных ресурсов. Объем инвестиций в 2011 году составил 478,9 млн. рублей, что ниже уровня 2007 года на 60 процентов. Это связано, в первую очередь, с тем, что сельское хозяйство – отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков экономического и природного характера, а Костромская область относится к числу регионов с неблагоприятными социальными условиями развития сельского хозяйства и сельской местности, страдающих от депопуляции, и регионов со слабоосвоенными территориями с особенными природно-климатическими условиями.

16. Таким образом, основными проблемами, ограничивающими развитие агропромышленного комплекса области, являются:

1) низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов. Неизбежным следствием использования малопроизводительной устаревшей техники является опережающий рост материальных затрат в себестоимости продукции. Технологическая отсталость сельского хозяйства во многом обусловлена также недостаточным использованием минеральных удобрений, средств защиты растений от болезней и вредителей;

2) неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции; неразвитость транспортной инфраструктуры, энерго- и водоснабжения;

3) финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная сложным финансовым состоянием большинства сельскохозяйственных организаций, не имеющих возможность использовать кредитные ресурсы, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием системы страхования при производстве сельскохозяйственной продукции.

Значительное влияние оказывает медленное развитие инфраструктуры земельного рынка, невозможность использования земли как экономического актива – залога, ограничение возможности привлечения финансовых ресурсов на реальных рыночных условиях;

4) сложная демографическая ситуация в сельской местности, дефицит квалифицированных кадров, вызванные низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

17. Комплекс накопившихся в сельской местности производственных и социальных проблем (закрытие малокомплектных образовательных организаций и дошкольных образовательных организаций, недостаток спортивных объектов, учреждений культурно-досугового типа) вызывает интенсивный отток кадров из аграрного производства, в первую очередь квалифицированных специалистов и молодежи.

18. Для решения существующих проблем в отрасли требуется привлечение финансовых ресурсов, в том числе кредитов банков, средств внутренних и внешних инвесторов, а также концентрация средств на наиболее приоритетных направлениях за счет объединенных усилий инвесторов, сельскохозяйственных предприятий, исполнительных органов государственной власти Костромской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области с привлечением частных инвестиций, кредитных ресурсов, расширением форм государственной поддержки. Комплексный подход к решению проблем в сфере агропромышленного комплекса предполагает использование программно-целевого метода, обеспечивающего четкое распределение реализуемых мероприятий по исполнителям, срокам, ресурсам, а также эффективную организацию процесса управления и контроля.

 

Раздел III. Приоритеты государственной политики в агропромышленном комплексе

 

19. Программа базируется на положениях Федерального от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», Государственной развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы», развития агропромышленного комплекса Костромской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 11 июня 2010 года № 146-ра «Об утверждении Концепции развития агропромышленного комплекса Костромской области на период до 2020 года».

20. Программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса.

 

Раздел IV. Цели, задачи, прогноз развития агропромышленного комплекса Костромской области, сроки реализации программы

 

21. Целями настоящей Программы являются:

1) повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности;

2) повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса;

3) комплексное социально-экономическое развитие сельской местности;

4) воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных ресурсов.

22. Для достижения этих целей в Программе предусматривается решение следующих задач, реализуемых в целевых программах, подпрограммах, основных мероприятиях:

1) стимулирование роста производства продукции растениеводства, животноводства, в том числе мясного скотоводства, и производства пищевых продуктов;

2) поддержка малых форм хозяйствования;

3) создание благоприятной среды, способствующей инновационному развитию и привлечению инвестиций, создание условий для обеспечения агропромышленного комплекса региона высококвалифицированными кадрами;

4) повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения;

5) повышение продуктивности, устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации, эффективное использование природных ресурсов;

6) повышение энергетической эффективности в сельском хозяйстве.

23. В прогнозный период наметятся следующие значимые тенденции:

увеличение инвестиций, направленных на повышение плодородия почв и развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, стимулирование улучшения использования земельных угодий;

преодоление стагнации в подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;

ускорение обновления технической базы агропромышленного производства;

экологизация агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве и пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов.

24. Потребительские предпочтения населения изменяются в сторону роста спроса на удобные в потреблении, безопасные и полезные для здоровья продукты, тем самым стимулируя производство экологически чистых продуктов питания.

25. Вступление России во Всемирную торговую организацию привело к еще большему усилению конкуренции в ряде секторов агропромышленного комплекса, связанному с расширением присутствия иностранных компаний и импортной продукции на российском рынке. Вместе с тем конкурентоспособные предприятия агропромышленного комплекса Костромской области смогут воспользоваться преимуществами вступления во Всемирную торговую организацию, получая новые возможности доступа на международные рынки.

26. Согласно прогнозным тенденциям прирост производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2012 году составит 17,5 процента, в том числе продукции растениеводства – на 16,3 процента, продукции животноводства – на 15 процентов, пищевых продуктов – на 24,8 процента. Среднегодовой темп прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства будет достигать 4 – 5 процентов. Средний уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций достигнет 7,3 процента (с учетом субсидий), уровень среднемесячной номинальной заработной платы в сельскохозяйственных организациях достигнет 29 000 рублей. Доля сельскохозяйственных предприятий, внедривших технологии, отвечающие требованиям законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в общем количестве сельскохозяйственных предприятий увеличится до 15 процентов.

27. В растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличить объемы внесения минеральных удобрений, осуществить переход на посев семян перспективных высокоурожайных сортов и гибридов. В отношении отдельных культур необходимо существенное расширение посевных площадей.

28. В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов. Это связано с оптимистическими тенденциями развития свиноводства и птицеводства.

29. Прогноз реализации Программы основывается на достижении значений ее основных показателей (индикаторов), а также частных индикаторов реализации подпрограмм и областных целевых программ, включенных в Программу.

30. Программу предлагается реализовывать в 2013 – 2020 годы одним этапом.

 

Раздел V. Обобщенная характеристика мероприятий программы (подпрограмм)

 

31. Подпрограммы и включенные в них ведомственные целевые программы и основные мероприятия, а также областные целевые программы представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных текущих и перспективных целей и задач, обеспечивающих продовольственную независимость, поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на основе его модернизации и перехода к инновационной модели функционирования, устойчивое развитие сельских территорий.

32. В состав Программы входят 6 подпрограмм:

1) «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» (приложение № 1 к Программе) включает ведомственные целевые программы «Развитие производства и переработки льна в Костромской области на 2015 – 2017 годы» ( к Программе), «Развитие производства и переработки картофеля в Костромской области на 2015 – 2017 годы» ( к Программе) и следующие основные мероприятия:

«Развитие элитного семеноводства».

Реализация основного мероприятия по развитию элитного семеноводства направлена на развитие элитного семеноводства, которое позволит обеспечить качественными семенами основных сельскохозяйственных культур потребность организаций агропромышленного комплекса Костромской области.

В рамках осуществления этого основного мероприятия предусматривается субсидирование части затрат на приобретение элитных семян. Субсидии предполагается предоставлять для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей при условии соблюдения ими систем земледелия на приобретение оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений по перечню, определяемому Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

«Поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями».

Реализация основного мероприятия по поддержке закладки и ухода за многолетними насаждениями направлена на обеспечение населения свежей продукцией и перерабатывающей промышленности сырьем.

В целях его реализации предусмотрено субсидирование части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями до вступления их в период товарного плодоношения. Субсидии предполагается предоставлять сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим закладку и уход за многолетними насаждениями, имеющим площади плодовых насаждений;

«Государственная поддержка кредитования подотрасли растениеводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства».

В целях осуществления государственной поддержки кредитования подотрасли растениеводства, переработки ее продукции субсидии предоставляются на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациями потребительской кооперации на производство, переработку и логистическое обеспечение производства зерна, картофеля, овощей (открытого и защищенного грунта), плодов, ягод, льна и другие направления, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок предоставления средств государственной поддержки в виде субсидий, перечень направлений кредитования, перечень получателей по определенным видам субсидируемых кредитов определяется Правительством Российской Федерации;

«Управление рисками в подотраслях растениеводства».

Реализация основного мероприятия по управлению рисками в подотраслях растениеводства направлена на снижение возможности потери доходов при производстве продукции растениеводства в случаях воздействия опасных для производства продукции растениеводства природных явлений (атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльная буря, ледяная корка, половодье, переувлажнение почвы, сильный ветер, ураганный ветер, землетрясение, лавина, сель, природный пожар); проникновения и (или) распространения вредных организмов, если такие события носят характер чрезвычайной ситуации в агропромышленном комплексе; нарушения снабжения электрической, тепловой энергией, водой в результате стихийных бедствий при страховании сельскохозяйственных культур, выращиваемых в защищенном грунте или на мелиорируемых землях.

Государственную поддержку предполагается осуществлять посредством предоставления субсидий за счет средств областного бюджета для возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, осуществляющими сельскохозяйственное страхование и являющимися членами объединения страховщиков;

«Поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства».

Реализация основного мероприятия по поддержке доходов сельскохозяйственных производителей в области растениеводства направлена на повышение доходов сельскохозяйственного производства.

Размеры субсидий будут определяться по ставке, рассчитанной с применением индекса, учитывающего состояние почв, биоклиматический потенциал территории, размер предприятия, уровень оснащенности сельскохозяйственной техникой, доходность за определенный период, количество работников и другие показатели;

«Агрохимическое и эколого-токсилогическое обследование земель сельскохозяйственного назначения».

Проведение комплекса агрохимических мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв требует постоянного обновления информации о состоянии почвенного плодородия сельскохозяйственных угодий.

Основными целями агрохимического обследования являются: определение состояния и динамики плодородия почв; своевременное выявление изменений показателей плодородия почв; разработка рекомендаций по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения и устранение последствий отрицательных изменений агрохимического и эколого-токсикологических показателей почв.

Результаты агрохимического обследования служат основанием для разработки проектно-сметной документации и рекомендаций по применению химических мелиорантов, органических и минеральных удобрений.

Государственная поддержка будет осуществляться путем финансирования проведения данного мероприятия за счет средств областного бюджета исходя из площади проведения обследования;

«Увеличение посевных площадей».

Целью предоставления субсидий является стимулирование увеличения сельскохозяйственными товаропроизводителями посевных площадей, занятых зерновыми и зернобобовыми культурами, картофелем, овощами, льном-долгунцом.

Государственная поддержка будет осуществляться сельскохозяйственным товаропроизводителям, увеличившим в год обращения за субсидией посевные площади сельскохозяйственных культур по сравнению с предыдущим годом, или сельскохозяйственным товаропроизводителям, начавшим деятельность, связанную с посевом сельскохозяйственных культур в год обращения за субсидией, и не имевшим посевных площадей в предыдущем году;

«Разработка системы интенсивного биологического земледелия».

Субсидии будут предоставляться с целью возмещения затрат на разработку системы интенсивного биологического земледелия, направленную на повышение плодородия почв, увеличение объемов производства грубых и сочных кормов, обеспечение общественного животноводства качественными кормами.

Государственная поддержка будет предоставляться на возмещение части затрат по договору на разработку системы интенсивного биологического земледелия, заключенному с научно-внедренческой организацией;

«Сопровождение и внедрение системы интенсивного биологического земледелия».

Субсидии будут предоставляться с целью возмещения затрат на сопровождение и внедрение системы интенсивного биологического земледелия, направленной на повышение плодородия почв, увеличение объемов производства грубых и сочных кормов, обеспечение общественного животноводства качественными кормами.

Государственная поддержка предполагается на возмещение части затрат по договору на сопровождение и внедрение системы интенсивного биологического земледелия, заключенному со специализированной научно-внедренческой организацией;

«Приобретение репродукционных семян многолетних трав для системы интенсивного биологического земледелия».

Субсидии будут предоставляться с целью возмещения затрат на приобретение репродукционных семян многолетних трав для системы интенсивного биологического земледелия, направленной на повышение плодородия почв, увеличение объемов производства грубых и сочных кормов, обеспечение общественного животноводства качественными кормами.

Субсидии будут предоставляться на возмещение части затрат на приобретение репродукционных семян многолетних трав для системы интенсивного биологического земледелия, не возмещенных в рамках иных направлений государственной поддержки;

2) «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» (приложение № 4 к Программе) включает ведомственные целевые программы «Разведение одомашненных видов и пород рыб (развитие сельскохозяйственного рыбоводства) в Костромской области на 2013 – 2015 годы» ( к Программе), «Развитие промышленного разведения кроликов (кролиководства) в Костромской области на 2014 – 2016 годы» ( к Программе), «Развитие молочного скотоводства в Костромской области на 2015 – 2017 годы» ( к Программе), «Развитие свиноводства и увеличение производства свинины в Костромской области на 2015 – 2017 годы» ( к Программе), «Разведение одомашненных видов и пород рыб (развитие сельскохозяйственного рыбоводства) в Костромской области на 2016 – 2018 годы» ( к Программе) и следующие основные мероприятия:

«Племенное животноводство».

Реализация основного мероприятия по племенному животноводству направлена на формирование племенной базы, удовлетворяющей потребность отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в племенной продукции (материале).

Государственную поддержку предполагается предоставлять на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных и приобретение молодняка крупного рогатого скота молочного и мясного направлений в племенных стадах сельскохозяйственных животных, зарегистрированных в государственном племенном регистре;

«Развитие молочного скотоводства».

Реализация основного мероприятия по развитию молочного скотоводства направлена на повышение производства продукции и инвестиционной привлекательности молочного скотоводства, выравнивание сезонности производства молока, рост численности поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров, создание условий для расширенного воспроизводства в скотоводстве.

Государственную поддержку предполагается предоставлять сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока;

«Обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий».

Данное мероприятие направлено на предупреждение возникновения на территории Костромской области очагов особо опасных болезней, снижение заболеваемости животных бешенством и другими заразными заболеваниями, защиту населения от болезней, общих для человека и животных, а также на выпуск полноценной и безопасной в ветеринарном отношении продукции животноводства.

В рамках данного мероприятия предусмотрено предоставление субсидий на проведение на территории Костромской области противоэпизоотических мероприятий;

«Государственная поддержка кредитования подотрасли животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства».

Реализация основного мероприятия по государственной поддержке кредитования подотрасли животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства направлена на обеспечение устойчивого роста животноводческой продукции и продуктов ее переработки на основе расширенного воспроизводства и модернизации подотрасли животноводства, организаций агропромышленного комплекса пищевой и перерабатывающей промышленности.

Порядок предоставления государственной поддержки в виде субсидий, перечень направлений кредитования, перечень получателей по определенным видам субсидируемых кредитов определяется Правительством Российской Федерации.

Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

Средства из областного бюджета будут предоставляться по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) – в пределах одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, но не менее 20 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации; по краткосрочным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), занимающимися производством молока, – в размере не менее 20 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, занимающимися производством мяса крупного рогатого скота, – в пределах 3 процентных пунктов сверх ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации; по инвестиционным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) и организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, занимающимися производством мяса крупного рогатого скота и молока, на развитие мясного и молочного скотоводства, на приобретение сельскохозяйственной техники (по кредитным договорам, заключенным после 1 января 2008 года на срок до 10 лет, и по кредитным договорам (договорам займа), заключенным с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года включительно, на развитие мясного и (или) молочного скотоводства, на срок до 15 лет), племенной продукции (материала) крупного рогатого скота мясных и молочных пород, строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) крупного рогатого скота, объектов кормопроизводства для крупного рогатого скота, мясохладобоен для убоя и первичной переработки крупного рогатого скота и пунктов по приемке и (или) первичной переработке крупного рогатого скота и молока, - в пределах 3 процентных пунктов сверх ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации;

«Управление рисками в подотрасли животноводства».

Реализация основного мероприятия по управлению рисками в подотраслях животноводства направлена на снижение возможности потери доходов при производстве продукции животноводства в случае заразных болезней животных, включенных в перечень, утвержденный Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, массовых отравлений, стихийных бедствий (удар молнии, землетрясение, пыльная буря, ураганный ветер, сильная метель, буран, наводнение, обвал, лавина, сель, оползень), нарушения снабжения электрической и тепловой энергией, водой в результате стихийных бедствий, если условия содержания сельскохозяйственных животных предусматривают обязательное использование электрической и тепловой энергии, воды, а также в случае пожара.

Государственную поддержку предполагается осуществлять посредством предоставления субсидий для возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, осуществляющими сельскохозяйственное страхование и являющимися членами объединения страховщиков;

«Глубокая переработка произведенного на территории Костромской области молока и поставка молока и молочных продуктов в учреждения социальной сферы Костромской области».

Целью предоставления субсидий является возмещение части затрат на 1 килограмм молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко), связанных с глубокой переработкой произведенного на территории Костромской области молока и поставкой молока и молочных продуктов в учреждения социальной сферы Костромской области, для обеспечения их качественным молоком и молочными продуктами;

«Развитие рыбохозяйственного комплекса».

Реализация основного мероприятия государственной поддержки по возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), включая товарную аквакультуру осетровых видов рыб, направлено на увеличение объема производства продукции товарной аквакультуры;

Порядок предоставления государственной поддержки в виде субсидий, перечень направлений кредитования, перечень получателей по определенным видам субсидируемых кредитов определяется Правительством Российской Федерации.

Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), включая товарную аквакультуру осетровых видов рыб.

Субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат предоставляются:

по кредитам, полученным, на срок от 1 года до 3 лет, – на приобретение кормов и рыбопосадочного материала;

на срок до 10 лет – на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию объектов рыбоводной инфраструктуры, объектов по производству кормов и рыбопосадочного материала для товарной аквакультуры, объектов переработки и хранения продукции аквакультуры, а также на приобретение техники, специализированных судов, транспортных средств и оборудования для разведения, содержания и выращивания объектов товарной аквакультуры в соответствии с классификатором в области аквакультуры (рыбоводства), утвержденным сельского хозяйства Российской Федерации от
18 ноября 2014 года № 452 «Об утверждении Классификатора в области аквакультуры (рыбоводства)»

;


Информация по документу
Читайте также