Расширенный поиск

Закон Костромской области от 12.07.1995 № 10

 



                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ                         


                              З А К О Н                               
                         КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ                          

                                    Утратил силу - Закон Костромской
                                       области от 30.12.98 г. N 40

           Об избирательных комиссиях в Костромской области           


     (В редакции Закона Костромской области от 04.12.95 г. N 17)


                                    Принят Костромской областной Думой
                                                     29 июня 1995 года

                          1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ                          

     Статья 1. Система избирательных комиссий в Костромской области

     Систему избирательных комиссий в Костромской области составляют:
     а) избирательная комиссия Костромской области;
     б) окружные избирательные комиссии;
     в) территориальные (районные, городские) избирательные комиссии;
     г) участковые избирательные комиссии.

     Статья 2. Статус избирательных комиссий

     Избирательные комиссии  -  органы,  обеспечивающие  на  основании
Конституции    Российской   Федерации,   федерального   и   областного
законодательства  реализацию  и  защиту  избирательных  прав  граждан,
подготовку   и   проведение   на  соответствующей  территории  выборов
Президента  Российской  Федерации,  депутатов   Государственной   Думы
Федерального  Собрания  Российской Федерации, иных федеральных органов
государственной  власти,  выборы  депутатов  областной   Думы,   главы
администрации  области  и  органов  местного  самоуправления,  а также
федерального, областного и местных референдумов.
     При подготовке и проведении выборов и референдумов  избирательные
комиссии   в   пределах   своей   компетенции  независимы  от  органов
государственной власти и местного самоуправления.

     Статья 3. Правовая основа деятельности избирательных комиссий

     Законодательной   базой   деятельности   избирательных   комиссий
являются  Конституция  Российской  Федерации,  федеральные  законы "Об
основных гарантиях избирательных прав граждан  Российской  Федерации",
"О  выборах  Президента  Российской  Федерации",  "О выборах депутатов
Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской  Федерации",
другие  законы  Российской  Федерации,  настоящий закон, иные законы и
нормативные   правовые   акты   области,   постановления   Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации.

                       2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ                        
                        ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ                        

     Статья 4. Порядок формирования избирательной комиссии области

     В   соответствии   с   действующим   федеральным   и    областным
законодательством избирательная комиссия области формируется областной
Думой и администрацией  области  на  основе  предложений  общественных
объединений,  органов местного самоуправления, собраний избирателей по
месту работы, службы, учебы, жительства.
     Избирательная  комиссия  области  состоит из 14 членов комиссии с
правом  решающего  голоса, при этом семь членов избирательной комиссии
назначаются  областной  Думой и семь - главой администрации области. В
случае  досрочного  прекращения  полномочий  назначение  нового  члена
комиссии  вместо  выбывшего  производится  по решению соответствующего
органа  государственной власти области. (В редакции Закона Костромской
области от 04.12.95 г. N 17)
     Председатель, заместитель председателя и секретарь  избирательной
комиссии области избираются тайным голосованием на первом ее заседании
из числа членов  избирательной  комиссии,  имеющих  опыт  практической
работы  по  организации  и  проведению  выборов,  при этом один из них
должен иметь высшее юридическое образование.
     Кандидат на должность Президента Российской Федерации,
кандидат  в  депутаты  Государственной  Думы   Федерального   Собрания
Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти,
кандидат в  депутаты  областной  Думы,  кандидат  на  должность  главы
администрации  области  вправе  назначить  одного  члена избирательной
комиссии с  правом  совещательного  голоса  в  избирательную  комиссию
области.

     Статья 5. Порядок формирования окружных избирательных комиссий

     Окружная избирательная комиссия по выборам Президента  Российской
Федерации  и  депутатов  Государственной  Думы  формируется  в  каждом
одномандатном   избирательном   округе   в    порядке,    определенном
соответствующими  статьями  законов  Российской  Федерации  "О выборах
Президента   Российской   Федерации"   и    "О    выборах    депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
     В случае, если в  области  образован  только  один  одномандатный
избирательный   округ,  обязанности  окружной  избирательной  комиссии
исполняет избирательная комиссия области.
     В  случае,  если  в  районе,   городе   образован   только   один
одномандатный   округ,  обязанности  окружной  избирательной  комиссии
исполняет  соответствующая   территориальная   (районная,   городская)
избирательная комиссия.
     Окружные избирательные комиссии по  выборам  депутатов  областной
Думы  формируются  избирательной  комиссией  области по согласованию с
выборными органами  местного  самоуправления.  Окружные  избирательные
комиссии   по   выборам   депутатов  органов  местного  самоуправления
формируются соответствующими территориальными (районными,  городскими)
избирательными  комиссиями.  Они  формируются  на  основе  предложений
общественных  объединений,  собраний  избирателей  по  месту   работы,
службы, учебы, жительства, не позднее чем за 60 дней до выборов из 5-9
членов.
     Председатель,  заместитель  председателя  и  секретарь   комиссии
избираются  тайным  голосованием на первом заседании комиссии из числа
ее членов.
     Кандидат на должность Президента Российской Федерации, кандидат в
депутаты   Государственной   Думы   Федерального  Собрания  Российской
Федерации, иных федеральных органов государственной власти, кандидат в
депутаты  областной  Думы,  кандидат  на должность главы администрации
области, кандидат в депутаты выборного органа местного  самоуправления
вправе   назначить   одного  члена  избирательной  комиссии  с  правом
совещательного голоса в окружную избирательную комиссию  того  округа,
где этот кандидат зарегистрирован.

     Статья  6.  Порядок   формирования   территориальных   (районных,
городских) избирательных комиссий

     Районные, городские избирательные комиссии формируются  выборными
органами  местного  самоуправления  на основе предложений общественных
объединений, собраний избирателей  по  месту  работы,  службы,  учебы,
жительства. Они формируются не позднее 60 дней до дня выборов из 5 - 9
членов. В случае,  если  на  данной  территории  отсутствует  выборный
орган    местного   самоуправления   или   выборный   орган   местного
самоуправления в  срок  не  назначил  состав  избирательной  комиссии,
формирование   территориальной   избирательной   комиссии   производит
избирательная комиссия области.
     Председатель, заместитель председателя и секретарь  избирательной
комиссии избираются тайным голосованием на первом заседании комиссии.
     Избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрированные
в  установленном законом порядке, кандидат в депутаты вправе назначить
по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного  голоса
в соответствующую избирательную комиссию.

     Статья 7. Порядок формирования участковых избирательных комиссий

     Участковые избирательные комиссии формируются выборными  органами
местного  самоуправления  не  позднее  чем  за 44 дня до дня выборов в
количестве 5 - 10 членов.
     При определении  кандидатур  в  состав  участковых  избирательных
комиссий   выборный  орган  местного  самоуправления  основывается  на
предложениях общественных объединений, собраний избирателей  по  месту
работы,   службы,   учебы,   жительства.   Председатель,   заместитель
председателя,  секретарь  избирательной  комиссии  избираются   тайным
голосованием  на  ее  первом  заседании  из числа членов избирательной
комиссии. В случае, если выборный  орган  местного  самоуправления  не
назначил    состав   участковых   избирательных   комиссий   в   срок,
установленный частью первой настоящей  статьи,  либо  если  на  данной
территории   выборный   орган   местного  самоуправления  отсутствует,
формирование   участковых    избирательных    комиссий    производится
соответствующими      территориальными     (городскими,     районными)
избирательными комиссиями.  Избирательное  объединение,  избирательный
блок,  зарегистрированные в установленном законом порядке, кандидат на
должность  Президента  Российской  Федерации,  кандидат   в   депутаты
Государственной   Думы  Федерального  Собрания  Российской  Федерации,
органа государственной власти области, местного самоуправления  вправе
назначить   по   одному   члену   избирательной   комиссии   с  правом
совещательного  голоса  в  участковую  избирательную   комиссию   того
избирательного  округа,  где  этот  кандидат  зарегистрирован.  В день
голосования они вправе назначить в соответствующие участковые комиссии
по одному наблюдателю.

     Статья 8.  Участие  общественных  объединений,  выборных  органов
местного   самоуправления   и   собраний  избирателей  в  формировании
избирательных комиссий

     Избирательные  комиссии  в  Костромской  области  формируются  на
основе предложений общественных объединений, выборных органов местного
самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы  и
жительства.
     Сообщения  о  предстоящем  формировании  избирательных   комиссий
публикуются  в  средствах  массовой  информации  органом,  назначающим
соответствующую комиссию, не позднее чем за  30  дней  до  утверждения
состава избирательной комиссии.
     Предложения  о  выдвижении  кандидатов  в  состав   избирательной
комиссии  оформляются  протоколом  собраний  общественных объединений,
избирателей,  выборных  органов   местного   самоуправления,   который
направляется  в  органы, назначающие членов избирательной комиссии. На
заседаниях этих органов рассматриваются все поступившие предложения  и
по   каждой   кандидатуре  простым  большинством  голосов  принимается
решение.
     В случае отклонения кандидатуры в  члены  избирательной  комиссии
органу, ее предложившему, дается мотивированный письменный ответ.

                 3. ПОЛНОМОЧИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ                 

     Статья 9. Полномочия избирательной комиссии области

     Избирательная комиссия области обладает следующими полномочиями:
     а) координирует  деятельность  на  территории  области  окружных,
районных, городских и участковых избирательных комиссий;
     б)  обеспечивает  взаимодействие  с   Центральной   избирательной
комиссией  Российской  Федерации,  с  областной Думой и администрацией
области;
     в) осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке
и проведении выборов на территории области;
     г)  рассматривает  жалобы  и  заявления  на  решения  и  действия
(бездействие)  нижестоящих избирательных комиссий в области, принимает
по ним мотивированные решения;
     д)  обеспечивает   изготовление   избирательных   бюллетеней   на
территории области и снабжение ими избирательных комиссий;
     е) распределяет между территориальными избирательными  комиссиями
денежные  средства,  выделенные  на  подготовку  и проведение выборов,
обеспечивает  контроль  за  целевым  расходованием  этих  средств   на
территории области;
     ж)  устанавливает  итоги  голосования  на  территории  области  и
передает их Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
     з)  устанавливает  единую  нумерацию  избирательных  участков  на
территории области;
     и)  регистрирует  кандидатов  на  должность  главы  администрации
области; (В редакции Закона Костромской области от 04.12.95 г. N 17)
     к) утверждает текст избирательного бюллетеня для  голосования  по
одномандатному  избирательному  округу при выборах депутатов областной
Думы,  главы  администрации  области  и  при   проведении   областного
референдума;
     л)  осуществляет  иные  полномочия   по   поручению   Центральной
избирательной   комиссии  Российской  Федерации  и  в  соответствии  с
положением об избирательной комиссии области.
     Решения  (постановления)  органов государственной власти области,
местного  самоуправления,  избирательной комиссии области, городских и
районных  избирательных  комиссий по вопросам организации и проведения
выборов  подлежат  бесплатной  публикации  в соответствующих средствах
массовой  информации,  финансируемых  из  федерального, областного или
местных   бюджетов.   Перечень   документов,   подлежащих   публикации
определяется   органами   государственной   власти  области,  местного
самоуправления  и избирательными комиссиями самостоятельно. (Дополнена
- Закон Костромской области от 04.12.95 г. N 17)
     Избирательная  комиссия  области  является  юридическим  лицом  и
действует на постоянной основе.
     Срок полномочий избирательной комиссии области четыре года.

     Статья 10. Права, обязанности и ответственность  должностных  лиц
избирательной комиссии области

     Председатель избирательной комиссии области:
     - созывает заседания комиссии и председательствует на них;
     - распределяет обязанности  между  членами  комиссии  и  дает  им
поручения;
     - представляет комиссию в отношениях с  органами  государственной
власти   области,  органами  местного  самоуправления,  предприятиями,
организациями и  учреждениями,  их  должностными  лицами,  а  также  с
общественными  и  избирательными  объединениями,  средствами  массовой
информации, органами суда и прокуратуры,  вышестоящей  и  нижестоящими
избирательными комиссиями;
     -  является  распорядителем  финансов,  выделенных  избирательной
комиссии, и осуществляет контроль за их использованием;
     - осуществляет иные функции, возложенные на  него  положением  об
избирательной комиссии области;
     Заместитель председателя избирательной комиссии области:
     - оказывает содействие председателю  комиссии  в  организации  ее
работы;
     - в отсутствие председателя выполняет его функции;
     - выполняет поручения председателя комиссии.
     Секретарь избирательной комиссии области:
     -  осуществляет   организационное   и   техническое   обеспечение
деятельности комиссии;
     - оформляет протоколы заседаний комиссии;
     - ведет делопроизводство;
     - оформляет решения комиссии и направляет их по - назначению,
     - обеспечивает сохранность документации комиссии и передачу ее  в
архив;
     - выполняет поручения председателя комиссии.

     Статья 11. Полномочия окружной избирательной комиссии

     Окружная избирательная комиссия обладает следующими полномочиями:
     - осуществляет контроль за исполнением законодательства о выборах
на территории избирательного округа;
     - координирует деятельность нижестоящих  избирательных  комиссий,
рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия этих комиссий и
принимает по ним мотивированные решения;
     -  регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдает
им  удостоверения  установленного  образца  избирательных объединений,
избирательных  блоков;  (В  редакции  Закона  Костромской  области  от
04.12.95 г. N 17)
     - обеспечивает соблюдение равных  правовых  условий  предвыборной
деятельности для всех кандидатов в депутаты;
     - распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и
проведение  выборов  по избирательному округу, распределяет часть этих
средств между  нижестоящими  избирательными  комиссиями,  обеспечивает
контроль  за  их  целевым  использованием на территории избирательного
округа;
     -  обеспечивает  снабжение  нижестоящих  избирательных   комиссий
избирательными бюллетенями;
     -  устанавливает  и  публикует  итоги  голосования  и  результаты
выборов  по  избирательному  округу  и  направляет  данные  об  итогах
голосования по округу в вышестоящую избирательную комиссию;
     - контролирует  обеспечение  нижестоящих  избирательных  комиссий
помещениями,   транспортом,   связью   и  рассматривает  иные  вопросы
материально-технического обеспечения выборов;
     - организует выборы депутатов вместо выбывших и повторные выборы;
     - осуществляет иные полномочия в  соответствии  с  федеральным  и
областным законодательством;
     -  утверждает  текст  избирательного  бюллетеня  для голосования.
(Дополнен - Закон Костромской области от 04.12.95 г. N 17)
     Срок полномочий окружной избирательной  комиссии  истекает  после
официального опубликования результатов соответствующих выборов.

     Статья 12. Полномочия территориальных избирательных комиссий

     Районные и городские избирательные комиссии  обладают  следующими
полномочиями:
     а) осуществляют контроль за подготовкой и проведением выборов  на
соответствующей территории, информируют население об адресах и номерах
телефонов своих и участковых избирательных комиссий;
     б) координируют деятельность нижестоящих  избирательных  комиссий
на  соответствующей  территории,  рассматривают  жалобы и заявления на
решения, действия (бездействие) этих избирательных комиссий, принимают
по ним мотивированные решения;
     в) распоряжаются денежными средствами, выделенными на  подготовку
и   проведение   выборов,   и   распределяют   их  между  нижестоящими
избирательными комиссиями;
     г) обеспечивают соблюдение равных правовых  условий  предвыборной
деятельности для всех кандидатов;
     д) организуют доставку избирательных бюллетеней и иных документов
участковым избирательным комиссиям;
     е)  оказывают  организационно  -  техническую  помощь  участковым
избирательным  комиссиям  в  проведении  голосования  на избирательных
участках;
     ж) устанавливают итоги голосования на соответствующей территории,
сообщают  их  средствам  массовой  информации  и передают протоколы об
итогах голосования в избирательную комиссию области;
     з) обеспечивают передачу документов, связанных  с  подготовкой  и
проведением выборов, в архив или в избирательную комиссию области;
     и)   оказывают   организационно-техническую   помощь   участковым
избирательным  комиссиям  в  проведении  голосования  на избирательных
участках;
     к) организуют досрочное голосование в  помещении  территориальной
избирательной комиссии;
     л)  осуществляют  иные  полномочия,  определенные  федеральным  и
областным законодательством.
     Срок  полномочий  районных  и  городских  избирательных  комиссий
истекает после официального опубликования результатов выборов.

     Статья 13. Полномочия участковых избирательных комиссий

     Участковые    избирательные    комиссии    обладают    следующими
полномочиями:
     а)   оповещают   население   о   месте   нахождения    участковой
избирательной   комиссии,   сообщают   избирателям   номера  телефонов
комиссии, извещают о времени работы Комиссии, дней месте голосования;
     б) составляют списки избирателей по избирательному участку;
     в) проводят  ознакомление  избирателей  со  списком  избирателей,
рассматривают заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей
и решают вопрос о внесении в них соответствующих изменений;
     г)   обеспечивают   подготовку   помещений    для    голосовании,
избирательных ящиков и другого оборудования;
     д) контролируют соблюдение на территории  избирательного  участка
правил размещения предвыборных агитационных материалов;
     ж)  организуют  голосование  на  избирательных  участках  в  день
выборов, проводят досрочное голосование;
     з) производят подсчет голосов, устанавливают итоги голосования на
избирательном участке;
     и) рассматривают жалобы и заявления на нарушение законодательства
о выборах, принимают по ним решения;
     к) осуществляют иные полномочия в соответствии  с  федеральным  и
областным законодательством.
     Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает  после
официального опубликования результатов выборов.

                    4. СТАТУС, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ                    
                    ЧЛЕНОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ                     

     Статья 14. Статус членов избирательной комиссии

     Члены избирательной комиссии могут быть с правом решающего голоса
и с правом совещательного голоса.

     Статья 15. Полномочия и гарантии членов избирательной комиссии  с
правом решающего голоса

     Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса:
     а) участвуют в работе избирательной комиссии;
     б)  выступают  на  заседаниях  избирательной   комиссии,   вносят
предложения   по  вопросам,  входящим  в  компетенцию  соответствующей
комиссии, вправе требовать проведения по ним голосования:
     в) задают  другим  участникам  заседания  избирательной  комиссии
вопросы  в  соответствии  с  повесткой дня и получают на них ответы по
существу;
     г) знакомятся с любыми документами и материалами  соответствующей
и нижестоящих комиссий и вправе получать заверенные их копии;
     д) на период проведения выборов  не  могут  быть  привлечены  без
согласия   соответствующего  прокурора  к  уголовной  ответственности,
подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым  в  судебном
порядке;
     е) оплата труда члена избирательной комиссии с  правом  решающего
голоса,  освобожденного  на  период подготовки и проведения выборов от
основной  работы,  производится  за  счет   средств,   выделенных   на
проведение  выборов, в течение срока своих полномочий он не может быть
по инициативе работодателя  уволен  с  работы  или  без  его  согласия
переведен на другую работу;
     ж) вправе заблаговременно получать информацию о времени, месте  и
повестке дня заседания комиссии.

     Статья 16. Обязанности  члена  избирательной  комиссии  с  правом
решающего голоса

     Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан:
     а)    строго    соблюдать    действующее    законодательство    и
руководствоваться  в  своей  деятельности  федеральными  и  областными
законами о выборах;
     б) присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии;
     в) выполнять свои обязанности и поручения председателя комиссии.

     Статья  17.  Ограничения  на  назначение  членами   избирательных
комиссий

     В состав избирательных комиссий не  могут  входить  кандидаты  на
должность   Президента  Российской  Федерации,  кандидаты  в  депутаты
Государственной Думы Федерального Собрания, иных  федеральных  органов
государственной власти, кандидаты в депутаты областной Думы, кандидаты
на  должность  главы  администрации  области,  кандидаты  в   депутаты
органов местного самоуправления, их доверенные лица, супруги и близкие
родственники, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.

     Статья 18. Досрочное прекращение обязанностей члена избирательной
комиссии

     Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может  быть
досрочно освобожден от обязанностей в случаях:
     а)  подачи  заявления  в  письменной  форме  о   сложении   своих
полномочий;
     б) утраты гражданства Российской Федерации или выбытия за пределы
соответствующей территории;
     в) вступления в законную силу  обвинительного  приговора  суда  в
отношении члена избирательной комиссии;
     г)  признания  члена  избирательной   комиссии   решением   суда,
вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным;

     Статья 19. Права и обязанности членов  избирательных  комиссий  с
правом совещательного голоса

     Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеет
право:
     а)  заблаговременно  получать  информацию  о  времени,  месте   и
повестке дня заседания избирательной комиссии,
     б)  выступать  на  заседаниях  избирательной  комиссии,  задавать
вопросы,  получать  на  них  ответы,  вносить  предложения,  требовать
проведения по ним голосования, знакомиться с документами и материалами
соответствующей  и  нижестоящих  комиссий,  получать  заверенные копии
этих документов.
     Члены  избирательной  комиссии  с  правом  совещательного  голоса
обязаны  соблюдать  действующее  законодательство, федеральные законы,
руководствоваться положениями настоящего  закона  и  иных  нормативных
правовых актов области.

     Статья 20.  Сроки  полномочий  членов  избирательных  комиссий  с
правом совещательного голоса

     Полномочия  членов  избирательных  комиссий  области   с   правом
совещательного  голоса  прекращаются  через 30 дней после официального
опубликования результатов  выборов  Президента  Российской  Федерации,
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, иных федеральных
органов государственной власти, а также депутатов областной Думы.
     Срок полномочий членов окружных, городских, районных и участковых
избирательных  комиссий  истекает  одновременно  со  сроком полномочий
этих избирательных комиссий

                     5. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                      
                        ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ                        

     Статья 21. Правомочность заседаний комиссий

     Заседание избирательной комиссии является  правомочным,  если  на
нем  присутствует  большинство  членов избирательной комиссии с правом
решающего голоса.
     Заседания  избирательной   комиссии   созываются   и   проводятся
председателем  или  по его поручению заместителем председателя либо по
требованию не менее  трети  членов  избирательной  комиссии  с  правом
решающего голоса.
     На заседании избирательных  комиссий  при  рассмотрении  жалоб  и
заявлений вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.

     Статья 22. Принятие решений избирательной комиссией

     Решения  избирательных  комиссий  о  регистрации  кандидатов,  об
отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах
выборов   несостоявшимися   или   недействительными   принимаются   на
заседаниях    избирательных    комиссий    большинством   голосов   от
установленного  числа членов избирательной комиссии с правом решающего
голоса. (В редакции Закона Костромской области от 04.12.95 г. N 17)
     Решения  избирательных  комиссий  по  иным  вопросам  принимаются
большинством  голосов  от  числа  присутствующих  членов избирательной
комиссии с правом решающего голоса
     При принятии решений избирательными комиссиями в  случае  равного
числа голосов "за" и "против" голос председательствующего на заседании
комиссии является решающим.
     Решения  избирательной  комиссии  подписываются  председателем  и
секретарем избирательной комиссии
     Решение избирательной комиссии, противоречащее  федеральному  или
областному  законодательству  либо  принятое избирательной комиссией с
превышением  установленных  полномочий,  подлежит  отмене  вышестоящей
избирательной комиссии или судом.

     Статья 23. Обязательность решений избирательных комиссий

     Решения  избирательных   комиссий,   принятые   в   пределах   их
полномочий,  обязательны для органов государственной власти и местного
самоуправления, руководителей предприятий, учреждений,
организаций,  независимо  от  организационно-правовых  форм   и   форм
собственности, а также для нижестоящих избирательных комиссий.

     Статья 24. Особое мнение члена избирательной комиссии

     Члены избирательной комиссии, не согласные с  решением,  принятым
избирательной  комиссией,  вправе  в письменной форме высказать особое
мнение,  которое  должно  быть  доведено  председателем  избирательной
комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем
в трехдневный срок, а за три дня до выборов - немедленно.

     Статья 25. Штатные работники и аппарат избирательных комиссий

     Председатель, заместитель председателя и секретарь  избирательной
комиссии  области  могут  работать  на  штатной  оплачиваемой  основе.
Решение  о  количестве  штатных   работников   принимается   комиссией
самостоятельно.   Оплата   труда   работников  избирательной  комиссии
производится в пределах  выделенных  средств  в  порядке  и  размерах,
определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
     Материально-техническое,    социально-бытовое    и    медицинское
обслуживание  работников избирательной комиссии области обеспечивается
администрацией  области  в  порядке  и   на   уровне   соответствующих
работников администрации области.

     Статья 26. Содействие деятельности избирательных комиссий

     Органы   государственной   власти,    местного    самоуправления,
общественные   объединения,   предприятия,  учреждения  и  организации
независимо от организационно-правовых форм  и  форм  собственности,  а
также  их  должностные  лица обязаны оказывать избирательным комиссиям
содействие в реализации их полномочий, в том  числе  в  предоставлении
необходимых   помещений,   транспорта,   средств  связи,  технического
оборудования, а  также  предоставлять  сведения  и  материалы,  давать
ответы  на  обращения  избирательных комиссий в пятидневный срок, а за
пять дней до дня выборов и в день выборов немедленно.

     Статья 27. Обжалование решений и действий избирательных комиссий

     Решения и действия  (бездействие)  избирательных  комиссий  и  их
должностных  лиц  могут  быть  обжалованы  в вышестоящую избирательную
комиссию  или  в  суд.   Предварительное   обращение   в   вышестоящую
избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения
в суд,
     Решения  по  жалобам  и  заявлениям,  поступившим  в  вышестоящую
избирательную комиссию в ходе выборов, принимаются в пятидневный сроке
момента их поступления в избирательную комиссию, а  за  пять  дней  до
выборов  и  в  день  выборов  -  немедленно.  В  случае,  если  факты,
содержащиеся в жалобах, заявлениях, требуют  дополнительной  проверки,
решения принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
     Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное
решение  по  существу  жалобы,  заявления,  отменив  при  этом решение
нижестоящей избирательной комиссии.
     Суды рассматривают дела по нарушениям законодательства о  выборах
в порядке и сроки, определенные действующим законодательством.

                     6. ГЛАСНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                      
                        ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ                        

     Статья 28. Открытость в работе избирательных комиссий

     Деятельность  избирательных  комиссий  осуществляется  гласно   и
открыто. На их заседаниях вправе присутствовать кандидаты на должность
Президента Российской Федерации, кандидаты в депутаты  Государственной
Думы,  иных  федеральных  органов  государственной власти, кандидаты в
депутаты областной Думы и кандидаты в органы местного  самоуправления,
их   доверенные   лица,   уполномоченные  представители  избирательных
объединений, избирательных блоков, инициативных  групп  избирателей  и
представители средств массовой информации.
     Решения   избирательных   комиссий   доводятся   до    населения,
публикуются   в   печати  и  передаются  другими  средствами  массовой
информации.
     Избирательные  комиссии  доводят  до   сведения   граждан   итоги
регистрации кандидатов, их биографические данные, итоги голосования по
каждому кандидату,

     Статья 29. Наблюдатели и их правовой статус

     В  день  голосования   с   момента   начала   работы   участковой
избирательной  комиссии  до  окончания оформления документов об итогах
голосования   на   избирательных   участках   вправе    присутствовать
наблюдатели.    Они    направляются   кандидатами,   общественными   и
избирательными  объединениями,  избирательными   блоками,   средствами
массовой  информации  и  органами местного самоуправления. Иностранные
граждане также могут быть наблюдателями.  Иностранные  (международные)
наблюдатели   осуществляют   свою   деятельность   в   соответствии  с
федеральными законами.
     Полномочия наблюдателей должны  быть  удостоверены  в  письменной
форме   кандидатом,   общественным   или  избирательным  объединением,
избирательным  блоком,  чьи  интересы  он  представляет,  с  указанием
фамилии,   имени,   отчества,   места   жительства,   а  также  номера
избирательного участка, на который он  направляется.  Данный  документ
действителен при предъявлении паспорта или удостоверения личности, его
заменяющего.
     Предварительного  уведомления  о   направлении   наблюдателя   на
избирательный участок не требуется.

     Статья 30. Права наблюдателя

     Наблюдатель имеет право:
     а) присутствовать при голосовании избирателей, в том числе и тех,
которые  по  состоянию  здоровья  или  другим уважительным причинам не
могут прибыть в помещение для голосования;
     б) знакомиться со списками избирателей;
     в)  обращаться  в   участковую   комиссию   с   предложениями   и
замечаниями;
     г) обжаловать  действия  (бездействие)  участковой  избирательной
комиссии  в  вышестоящую избирательную комиссию, а при необходимости в
суд.
     Вмешательство в действия  участковой  избирательной  комиссии  со
стороны   наблюдателя   не   допускается.   Замечания   и  предложения
наблюдателей рассматриваются  председателем  участковой  избирательной
комиссии,  а при необходимости - на заседании участковой избирательной
комиссии.

                        7. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ                        

     Статья 31. Помещения для голосования и их оборудование

     1.  Помещения  для  голосования  безвозмездно  предоставляются  в
распоряжение  участковых избирательных комиссия главой соответствующей
местной   администрации,   руководителем   предприятия,    учреждения,
организации.
     2. В  помещении  для  голосования  должен  быть  зал,  в  котором
размещаются  кабины  или  специально  оборудованные  места для тайного
голосования, либо пригодные для тайного голосования  комнаты.  Вход  в
кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь
от них к избирательным ящикам должен находиться в поле  зрения  членов
избирательной    комиссии    и    наблюдателей.   Кабины,   специально
оборудованные места либо комнаты для  тайного  голосования  оснащаются
столиками  и  письменными  принадлежностями. Применение для этих целей
карандашей не допускается.
     3. В помещении для голосования  либо  непосредственно  перед  ним
участковая   избирательная   комиссия   оборудует  стенд,  на  котором
помещаются   образцы   заполненных    избирательных    бюллетеней    и
информационные   материалы   обо   всех   избирательных  объединениях,
избирательных блоках и обо  всех  кандидатах,  выдвинутых  по  данному
избирательному  округу.  В  информационных  материалах  о  кандидатах,
избирательных  объединениях,  избирательных  блоках,  а  также  об  их
предвыборных платформах не должно содержаться агитационных призывов.

     Статья 32. Форма и содержание избирательных бюллетеней

     1.   При  проведения  голосования  (при  участии  в  референдуме)
избиратели  (участники  референдума) получают избирательные бюллетени.
Форма     и    текст    избирательного    бюллетеня    устанавливаются
соответствующими избирательными комиссиями области. (В редакции Закона
Костромской области от 04.12.95 г. N 17)
     2. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии,
имена  и  отчества  всех  зарегистрированных по данному избирательному
округу кандидатов и их данные (адрес места жительства, место работы  и
должность).   В   случае,   если   кандидат   выдвинут   избирательным
объединением,   избирательным   блоком,    указываются    наименования
избирательного    объединения,    избирательного    блока,   а   также
принадлежность кандидата к политической партии или иному общественному
объединению.  Если кандидат выдвинут непосредственно избирателями, его
политическая  принадлежность  указывается  только  по  желанию  самого
кандидата.
     Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат.  В
конце перечня кандидатов помещается строка
     "Против всех кандидатов" с расположенным  справа  от  нее  пустым
квадратом
     3. Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение  о
порядке его заполнения
     4. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке
     5. Избирательные бюллетени печатаются  по  решению  избирательной
комиссии области не позднее чем за 20 дней до дня выборов
     Участковые  избирательные  комиссии   получают   от   вышестоящих
избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за 4 дня
до дня выборов По каждому избирательному  округу  число  избирательных
бюллетеней,  передаваемых  участковой избирательной комиссии, не может
превышать  число  избирателей,  включенных  в  списки  избирателей  по
избирательному участку, более чем на 0,5 процента.
     В правом верхнем углу избирательного бюллетеня  ставятся  подписи
двух  членов  участковой  избирательной  комиссии,  которые заверяются
печатью участковой  избирательной  комиссии.Не  заверенные  участковой
избирательной комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями
неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
     6. В случае выбытия не ранее  чем  за  15  дней  до  дня  выборов
отдельных   кандидатов   территориальные  и  участковые  избирательные
комиссии по указанию окружных  избирательных  комиссий  вычеркивают  в
избирательных бюллетенях данные о соответствующих кандидатах.
     7. Образец избирательного бюллетеня с комментариями избирательной
комиссии  о  правилах  его заполнения публикуется в средствах массовой
информации.

     Статья 33. Время голосования

     Голосование  на   выборах   в   органы   государственной   власти
Костромской  области  проводится в один из выходных дней. Исключение в
установлении дня голосования может быть предусмотрено законом  области
или решением областной Думы.
     В день выборов голосование проводится с восьми до  двадцати  двух
часов по местному времени.
     О времени и месте голосования участковые  избирательные  комиссии
обязаны  оповестить  избирателей  не позднее чем за 20 дней до дня его
проведения через средства массовой информации или иным способом.

     Статья 34. Досрочное голосование

     1. Избиратель, который в день выборов по тем  или  иным  причинам
будет  отсутствовать  по  месту своего жительства, может проголосовать
досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной,  либо
территориальной  (за  15  - 4 до дня выборов) или участковой (не ранее
чем за 3 дня до дня  выборов)  избирательной  комиссии,  при  этом  не
должна быть нарушена тайна голосования.
     Если избиратель голосует в помещении  окружной  комиссии,  то  на
обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставятся подписи двух
членов  окружной  (территориальной)  избирательной  комиссии,  которые
заверяются соответствующей печатью Заполненный избирательный бюллетень
избиратель  помещает  в  конверт,  который   заклеивает   и   передает
дежурному  члену окружной (территориальной) или участковой комиссии На
месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов  соответственно
окружной,   территориальной  или  участковой  избирательной  комиссии,
которые заверяются  печатью  соответствующей  избирательной  комиссии.
Окружная  (территориальная)  избирательная  комиссия  передает  список
проголосовавших  избирателей   и   конверты   с   их   бюллетенями   в
соответствующую  участковую избирательную комиссию не позднее чем за 3
дня до выборов.
     2.  В  случае  досрочного  голосования   в   помещении   окружной
(территориальной)    избирательной   комиссии   секретарь   участковой
избирательной  комиссии,  на  территории  которой   проживает   данный
избиратель,  делает в соответствующей строке списка избирателей запись
"досрочное" (после поступления  в  участковую  избирательную  комиссию
запечатанного   конверта   с   избирательным  бюллетенем  из  окружной
(территориальной) избирательной комиссии) и расписывается.

     Статья 35. Общий порядок голосования

     1.  В  восемь  часов  в  день  выбором  председатель   участковой
избирательной  комиссии  объявляет  избирательный  участок  открытым и
предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим  избирателям
и  наблюдателям  пустые  избирательные  ящики,  которые  вслед за этим
опечатываются. Затем председатель  участковой  избирательной  комиссии
предъявляет    конверты,    оставленные    досрочно   проголосовавшими
избирателями. При этом проверяется неповрежденность каждого  конверта,
наличие  на нем заверительных подписей и печатей, а также соответствие
количества конвертов числу отметок в списке избирателей.
     Затем  конверты  вскрываются  и  извлеченные из них избирательные
бюллетени  опускаются в избирательный ящик. В случае, если из конверта
извлечено  больше  избирательных  бюллетеней,  чем  должно  быть,  все
извлеченные  избирательные  бюллетени  погашаются,  о чем составляется
специальный акт. (В редакции Закона Костромской области от 04.12.95 г.
N 17)
     2. После этого  Председатель  участковой  избирательной  комиссии
приглашает избирателей приступить к голосованию.
     3. При получении избирательного бюллетеня избиратель  проставляет
в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его
удостоверения Личности. С  согласия  избирателя  или  по  его  просьбе
серия   и   номер  предъявленного  им  паспорта  или  заменяющего  его
удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей  членом
участковой   избирательной   комиссии   с   правом  решающего  голоса.
Избиратель   проверяет    правильность    произведенной    записи    и
расписывается.
     4. В случае, если избиратель не имеет возможности  самостоятельно
расписаться   в   получении   избирательного   бюллетеня,   он  вправе
воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой
избирательной комиссии, доверенных лиц
кандидатов,  наблюдателей  избирательных  объединений,   избирательных
блоков.  Лицо,  оказавшее  избирателю  помощь,  расписывается в списке
избирателей в графе "подпись  избирателя  о  получении  избирательного
бюллетеня" с указанием своей фамилии.
     5. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не
допускается.   Заполнение   избирательного  бюллетеня  производится  в
кабине, специально оборудованном  месте  для  тайного  голосования,  в
которых  не допускается присутствия кого бы то ни было, за исключением
этого избирателя. Избиратель, не  имеющий  возможности  самостоятельно
заполнить   избирательный   бюллетень,  вправе  пригласить  в  кабину,
специально оборудованное место или  комнату  для  тайного  голосования
любое  лицо,  за  исключением члена избирательной комиссии, доверенных
лиц кандидатов, наблюдателей. Фамилия этого лица указывается в  списке
избирателей  рядом  с  подписью  избирателя о получении избирательного
бюллетеня.
     6.  При  выборах  депутатов  в  Государственную Думу Федерального
Собрания   Российской   Федерации   в   избирательном   бюллетене   по
федеральному  избирательному  округу  избиратель  ставит  любой знак в
пустом   квадрате   справа   от   наименования   того   избирательного
объединения,  избирательного  блока,  за федеральный список кандидатов
которого  он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки
"против  всех  федеральных  списков  кандидатов".  (В  редакции Закона
Костромской области от 04.12.95 г. N 17)
     7. Заполненный  бюллетень  избиратель  опускает  в  избирательный
ящик.  Избирательные  ящики  должны  находиться  в  поле зрения членов
участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

     Статья 36. Порядок голосования вне помещения для голосования

     1. В том случае, когда избиратель не может  прибыть  в  помещение
для  голосования  по  состоянию  здоровья  либо по другим уважительным
причинам,  участковая  избирательная   комиссия   по   его   заявлению
организует  голосование  по  месту  нахождения избирателя. Заявление о
предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования
подтверждается  избирателем  в  письменной  форме  по  прибытии к нему
членов  участковой  избирательной   комиссии.   В   заявлении   должны
содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей.
     2. После получения  избирательного  бюллетеня  избиратель  делает
отметку  об  этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой
избирательной комиссии, выезжающие по заявлению, получают под  роспись
избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений.
Число  заявлений  избирателей,  а   также   число   использованных   и
возвращенных  избирательных  бюллетеней  отмечается  в отдельном акте.
Одновременно  в  списке  избирателей  делается  отметка  о  том,   что
избиратель проголосовал вне помещения для голосования.
     3. При  проведении  голосования  вне  помещения  для  голосования
вправе  участвовать  наблюдатели.  По  возвращении  членов  участковой
избирательной  комиссии  в  помещение   для   голосования   переносной
избирательный   ящик   не   вскрывается  до  начала  подсчета  голосов
избирателей.

     Статья 37. Выдача избирательного бюллетеня взамен испорченного

     В  случае,  если   избиратель   считает,   что   при   заполнении
избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену
избирательной  комиссии,  выдававшему   избирательный   бюллетень,   с
просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного.
Член избирательной  комиссии  выдает  избирателю  новый  избирательный
бюллетень,  делая при этом отметку в списке избирателей против фамилии
соответствующего   избирателя.Испорченный   избирательный    бюллетень
погашается, о чем составляется акт.

                   8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ                   

     Статья 38. Подсчет голосов избирателей

     1.  По  истечении  времени  голосования  председатель  участковой
избирательной  комиссии  объявляет  о  чем, что получить избирательные
бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже  находящиеся  в
помещении для голосования.
     2.  Перед  вскрытием  избирательных  ящиков  члены  избирательной
комиссии  в  присутствии  наблюдателей, если они находятся в помещении
для   голосования,   подсчитывают    и    погашают    неиспользованные
избирательные   бюллетени.   Число   этих   избирательных   бюллетеней
оглашается и заносится в протокол об итогах  голосования,  после  чего
председатель     участковой     избирательной    комиссии    проверяет
неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках, предлагает
удостовериться  в  их неповрежденности членам участковой избирательной
комиссии, наблюдателям и вскрывает их. Вскрытие  избирательных  ящиков
осуществляется  поочередно  - вначале переносных избирательных ящиков,
затем стационарных избирательных ящиков.
     3.  Вначале  производится   подсчет   избирательных   бюллетеней,
находившихся  в  переносных  избирательных  ящиках. Их число не должно
превышать число заявлений избирателей в письменной форме о  проведении
голосования вне помещения для голосования.
     В случае обнаружения в переносном  избирательном  ящике  большего
числа  бюллетеней,  чем  число  указанных заявлений, все избирательные
бюллетени, находящиеся в переносном  избирательном  ящике,  признаются
недействительными решением участковой избирательной комиссии.
     Этот факт с указанием  фамилий  членов  участковой  избирательной
комиссии,  обеспечивавших  проведение  голосования  вне  помещения для
голосования, отражается в акте, который  прилагается  к  протоколу  об
итогах голосования.
     4. При подсчете голосов избирателей, поданных  по  избирательному
участку,  прежде  всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то
есть не изготовленные официально,  либо  не  заверенные  избирательной
комиссией,     и     недействительные     избирательные     бюллетени.
Недействительными  считаются  избирательные  бюллетени,   по   которым
невозможно  установить  волеизъявление  избирателя.  При возникновении
сомнения   участковая   избирательная   комиссия   разрешает    вопрос
голосованием.   При   принятии   решения  о  признании  избирательного
бюллетеня недействительным избирательная  комиссия  указывает  на  его
обратной  стороне  причины  недействительности.  Эта запись заверяется
подписями не менее  трех  членов  участковой  избирательной  комиссии.
Недействительные  избирательные  бюллетени  упаковываются  отдельно от
других избирательных бюллетеней.
     5. Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно
членами  участковой  избирательной  комиссии с правом решающего голоса
без перерыва до получения итогов голосования, о  которых  должны  быть
извещены   все   члены  участковой  избирательной  комиссии,  а  также
наблюдатели.

     Статья 39. Протокол об итогах голосования

     1.  Участковая  избирательная  комиссия  составляет  протокол  об
итогах голосования, в который заносятся следующие данные:
     - число избирателей,  внесенных  в  список  избирателей,  включая
избирателей, внесенных в список дополнительно;
     -  число  избирательных  бюллетеней,   полученных   избирательной
комиссией;
     -  число  избирательных  бюллетеней,  выданных   избирателям   на
избирательном участке в день выборов,
     -   число   избирательных   бюллетеней,   выданных   избирателям,
проголосовавшим досрочно;
     -   число   избирательных   бюллетеней,   выданных   избирателям,
проголосовавшим вне помещения для голосования;
     - число погашенных избирательных бюллетеней;
     - число избирательных  бюллетеней,  содержащихся  в  стационарных
избирательных   ящиках   (за  исключением  бюллетеней  неустановленной
формы);
     -  число  избирательных  бюллетеней,  содержащихся  в  переносных
избирательных   ящиках   (за  исключением  бюллетеней  неустановленной
формы);
     - число действительных избирательных бюллетеней;
     - число недействительных избирательных бюллетеней  (в  том  числе
отдельной  строкой  -  число  избирательных  бюллетеней, не содержащих
отметок ни по одной из позиций).
     Дополнительно к этим сведениям в протокол об  итогах  голосования
участковая избирательная комиссия вносит:
     - фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные  о
внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
     - число голосов, поданных за каждого кандидата;
     - число голосов, поданных против всех кандидатов.
     2. Протокол составляется в трех экземплярах  в  присутствии  всех
членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц
кандидатов и  подписывается  всеми  членами  участковой  избирательной
комиссии.  Член  участковой  избирательной  комиссии,  не  согласный с
протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе  приложить
к   протоколу   свое   особое  мнение,  о  чем  в  протоколе  делается
соответствующая запись.
     3. К экземплярам  протокола  приобщаются  жалобы  (заявления)  на
нарушения  действующего  законодательства,  поступившие  в  участковую
избирательную комиссию, а также принятые по ним решения  избирательной
комиссии.
     4. Не допускается  заполнение  протокола  об  итогах  голосования
карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений.

     Статья 40. Повторный подсчет голосов

     При выявлении  ошибок,  несоответствий  в  протоколах  участковой
избирательной   комиссии,   а   также   при  сомнении  в  правильности
составления  протокола  вышестоящая  избирательная   комиссия   вправе
принять    решение    о   повторном   подсчете   голосов   избирателей
соответствующей участковой избирательной комиссией. Повторный  подсчет
голосов  избирателей  проводится  участковой избирательной комиссией в
присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии.

     Статья  41.  Направление   и   хранение   протоколов   участковой
избирательной комиссии

     Первый  экземпляр  протокола  участковой  избирательной  комиссии
после  подписания  немедленно  направляется в соответствующую окружную
либо территориальную избирательную комиссию.
     Второй экземпляр протокола вместе с  опечатанными  избирательными
бюллетенями,  со  списками  членов участковой избирательной комиссии с
правом   совещательного   голоса,   наблюдателей   от   кандидатов   и
избирательных   объединений,   избирательных   блоков,  представителей
средств  массовой   информации   хранится   у   секретаря   участковой
избирательной комиссии до окончания ее работы.
     Третий  экземпляр  протокола  представляется   для   ознакомления
доверенным  лицам кандидатов, избирательных объединений, наблюдателям,
членам  участковой  избирательной  комиссии  с  правом  совещательного
голоса, представителям средств массовой информации.
     Избирательные   документы,   включая   избирательные   бюллетени,
передаются  в соответствующие окружные (территориальные) избирательные
комиссии  не  позднее  чем  через  десять  дней   после   официального
объявления результатов выборов.

     Статья   42.   Порядок   подсчета   голосов   в   территориальных
избирательных комиссиях

     Территориальная избирательная комиссия  немедленно  по  получении
протоколов   всех  участковых  избирательных  комиссий  избирательного
округа  производит  подсчет   голосов   путем   суммирования   данных,
содержащихся  в  этих  протоколах,  и определяет результаты выборов по
данному избирательному округу. Суммирование содержащихся в  протоколах
избирательных   комиссий  данных  осуществляют  непосредственно  члены
окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

     Статья 43. Установление результатов выборов

     Избранным по избирательному округу признается  кандидат,  который
получил  наибольшее  число  голосов  избирателей,  принявших участие в
голосовании. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным
считается кандидат, зарегистрированный раньше.

     Статья 44. Признание выборов несостоявшимися и недействительными

     1.   Окружная   избирательная   комиссия   признает   выборы   по
избирательному   округу  недействительными,  если  допущенные  при  их
проведении нарушения федерального  и  областного  законодательства  не
позволяют   с   достоверностью  установить  результаты  волеизъявления
избирателей или если выборы признаны ею недействительными более чем на
трети избирательных участков.
     2.   Окружная   избирательная   комиссия   признает   выборы   по
избирательному  округу несостоявшимися, если в выборах приняло участие
меньшее количество избирателей,  чем  это  определено  соответствующим
федеральным или областным законом о выборах.
     3. Число избирателей, принявших участие в  выборах,  определяется
по  числу  подписей  избирателей  в  списках избирателей при получении
избирательных бюллетеней.

     Статья 45. Протокол о результатах выборов в избирательном округе

     Окружная   избирательная   комиссия   на   основании   протоколов
соответствующих  участковых  и  территориальных избирательных комиссий
составляет протокол о результатах выборов в  избирательном  округе,  в
который вносятся следующие данные:
     - число территориальных  (участковых)  избирательных  комиссий  в
округе;
     - число  протоколов  территориальных  (участковых)  избирательных
комиссий, на основе которых составлен данный протокол;
     - число избирателей по избирательному округу, внесенных в  списки
избирателей;
     -   число   избирательных   бюллетеней,    выданных    участковым
избирательным комиссиям;
     -  число  избирательных  бюллетеней,  выданных   избирателям   на
избирательных участках в день выборов;
     -   число   избирательных   бюллетеней,   выданных   избирателям,
проголосовавшим досрочно;
     -   число   избирательных   бюллетеней,   выданных   избирателям,
проголосовавшим вне помещения для голосования;
     - число погашенных избирательных бюллетеней;
     - число избирательных  бюллетеней,  содержащихся  в  стационарных
избирательных   ящиках   (за  исключением  бюллетеней  неустановленной
формы);
     -  число  избирательных  бюллетеней,  содержащихся  в  переносных
избирательных   ящиках   (за  исключением  бюллетеней  неустановленной
формы);
     - общее число действительных избирательных бюллетеней;
     - общее число недействительных избирательных  бюллетеней  (в  том
числе   отдельной   строкой   -  число  избирательных  бюллетеней,  не
содержащих отметок ни по одной из позиций);
     - фамилии, имена и отчества внесенных в  избирательный  бюллетень
кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них;
     - число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;
     - фамилия, имя и отчество избранного кандидата.
     2. Протокол окружной избирательной комиссии составляется  в  трех
экземплярах  и  подписывается  всеми членами избирательной комиссии. К
протоколам  приобщается  сводная  таблица  об  итогах  голосования  по
избирательному округу, включающая в себя полные данные протоколов всех
территориальных (участковых) избирательных комиссий.
     Член окружной избирательной комиссии, не согласный с протоколом в
целом  или  с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу
свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
     Первый экземпляр  протокола  и  сводная  таблица  незамедлительно
направляются  в  вышестоящую  избирательную комиссию, второй экземпляр
указанного протокола и сводная таблица хранятся у  секретаря  окружной
избирательной  комиссии,  третий экземпляр протокола и сводная таблица
представляются   для   ознакомления   доверенным   лицам   кандидатов,
наблюдателям,   членам   окружной   избирательной  комиссии  с  правом
совещательного голоса,  представителям  средств  массовой  информации,
которые имеют право снять с них копии.
     К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления)  на
нарушения  федерального  и  областного законодательства, поступившие в
окружную избирательную комиссию,  а  также  принятые  по  ним  решения
избирательной  комиссии.  Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений
окружной избирательной  комиссии  приобщаются  ко  второму  экземпляру
протокола.

     Статья 46. Повторный подсчет голосов избирателей

     При  выявлении  ошибок,  несоответствий  в  протоколах   окружной
избирательной  комиссии  и  иных  нарушений,  а  также  при сомнении в
правильности  составления   протокола   об   итогах   голосования   по
избирательному  округу  избирательная  комиссия области вправе принять
решение  о  повторном  подсчете  голосов  избирателей  соответствующей
окружной избирательной комиссии. Повторный подсчет голосов избирателей
проводится  окружной  избирательной  комиссией  в  присутствии   члена
(членов) избирательной комиссии области.

     Статья 47. Хранение избирательных бюллетеней

     Избирательные бюллетени хранятся  не  менее  года,  протоколы  об
итогах  голосования  и  о  результатах  выборов - не менее года со дня
объявления  даты  следующих  выборов,  иные  документы   избирательных
комиссий - не менее шести месяцев.

     Статья 48. Назначение повторных выборов

     На  основании  протоколов  участковых,   окружных   избирательных
комиссий  соответствующие вышестоящие избирательные комиссии в течение
пяти дней по их получении определяют общие итоги выборов.
     В  случае,  если  выборы  по   избирательному   округу   признаны
несостоявшимися  или  недействительными,  соответствующая  вышестоящая
избирательная комиссия назначает по  избирательному  округу  повторные
выборы и определяет календарные сроки избирательных действий.
     В  этом  случае  соответствующие  избирательные  комиссии   могут
принять  решение  о  формировании нижестоящих избирательных комиссий в
новом составе.

     Статья 49. Признание полномочий депутатов

     Соответствующая избирательная комиссия после подписания протокола
о   результатах   выборов   извещает  об  этом  кандидата,  избранного
депутатом.
     В  соответствии  с  требованиями  федерального  закона  кандидат,
избранный  депутатом  и  принявший  решение  работать на освобожденной
основе, в трехдневный  срок  в  письменной  форме  обязан  сообщить  в
соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей,
не совместимых со статусом депутата.
     Избирательные комиссии  после  официального  опубликования  общих
итогов  выборов  проводят  регистрацию избранных депутатов и выдачу им
удостоверений об избрании.

     Статья 50. Публикация итогов голосования и результатов выборов

     Итоги голосования по каждому избирательному  участку,  результаты
выборов  по  избирательному  округу  в  объеме  данных, содержащихся в
протоколах    соответствующих    избирательных    комиссий,     должны
предоставляться  для ознакомления любому избирателю или наблюдателю, а
также представителю средств массовой информации.
     Окружная избирательная комиссия публикует в местной печати данные
протоколов  всех  нижестоящих  избирательных  комиссий  не позднее чем
через месяц со дня выборов.
     Избирательная комиссия области  публикует  в  средствах  массовой
информации  общие  итоги  выборов,  в том числе данные протоколов всех
окружных избирательных комиссий, не позднее чем  через  месяц  со  дня
выборов.

     Статья 51. Использование автоматизированной системы выборов

     1. В  случае  использования  в  ходе  выборов  автоматизированной
информационной  системы избирательная комиссия области образует группу
из числа членов избирательной комиссии с  правом  решающего  голоса  и
членов  избирательной  комиссии  с  правом  совещательного  голоса для
контроля за Использованием автоматизированной информационной  системы.
Все  члены  избирательной  комиссии  области имеют право знакомиться с
любой  информацией,  вводимой  в   автоматизированную   информационную
систему и выводимой из нее.
     2.  С  момента  начала  голосования  и  до   момента   подписания
протоколов    избирательной   комиссией   области   автоматизированная
информационная система используется исключительно  для  наблюдения  за
ходом  и  результатом голосования путем передачи данных от нижестоящих
избирательных комиссий вышестоящим избирательным комиссиям.
     В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от
информационных     центров    вышестоящих    избирательных    комиссий
информационным  центрам   нижестоящих   избирательных   комиссий,   за
исключением сигналов подтверждения приема информации.
     3. Данные о ходе  и  результатах  голосования,  полученные  через
автоматизированную  информационную  систему,  являются предварительной
информацией, не имеющей юридического значения.
     4. К протоколу избирательной комиссии,  хранящемуся  у  секретаря
избирательной   комиссии,  должен  быть  приложен  текст  компьютерной
распечатки,  содержащей   данные,   введенные   в   автоматизированную
информационную    систему.    Подлинность    компьютерной   распечатки
подтверждается подписями всех членов группы контроля за использованием
автоматизированной  информационной  системы  и лица, ответственного за
введение информации.

     Статья 52. Дополнительные выборы

     В   случае    досрочного    прекращения    полномочий    депутата
соответствующие   избирательные  комиссии  в  течение  15  дней  после
появления    вакантного    депутатского    мандата    назначают     по
соответствующему избирательному округу дополнительные выборы депутата.

                      9. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ                       
                  И КОНТРОЛЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ                   
                       ЗА РАСХОДОВАНИЕМ СРЕДСТВ                       

     Статья 53. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов

     Расходы  на  подготовку  и  проведение  выборов  соответствующего
уровня   финансируются   из   средств   соответствующих   бюджетов   и
избирательных фондов.

     Статья 54. Избирательные фонды и порядок их создания

     Избирательные фонды создаются из следующих средств:
     а)  из  средств,  выделенных   избирательному   объединению   или
кандидату  в  равных размерах на предвыборную агитацию соответствующем
избирательной комиссией:
     б) собственных средств избирательного объединения  или  кандидата
(за исключением иностранных источников);
     в) средств, выделенных кандидату  выдвинувшим  его  избирательным
объединением;
     г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

     Статья 55. Финансирование предвыборной агитации

     1. В предвыборной агитации допускается использование  только  тех
денежных средств, которые перечислены в избирательные фонды.
     2. Если кандидат  или  избирательное  объединение,  избирательный
блок  используют  иные  денежные  средства,  помимо  поступивших  в их
избирательные  фонды,  избирательная   комиссия   области,   окружные,
территориальные  (районные,  городские)  избирательные комиссии вправе
обращаться в суд с представлением  об  отмене  решения  о  регистрации
кандидата. Указанное представление рассматривается судом в пятидневный
срок, а за пять дней до дня выборов - немедленно.
     3. Если  добровольные  пожертвования  поступили  в  избирательные
фонды кандидатов либо в избирательные фонды избирательных объединений,
блоков  от  физических  или  юридических   лиц,   не   имеющих   права
осуществлять  такие  пожертвования, либо в превышающих предусмотренных
статьей  57  настоящего  закона  размерах,  кандидаты,   избирательные
объединения,  избирательные  блоки  обязаны  вернуть эти пожертвования
соответственно  полностью  или  часть  их,  превышающую  установленный
размер  пожертвования,  жертводателям  с  указанием  причины возврата.
Анонимные пожертвования перечисляются в доход государства.

     Статья 56. Запрещение использования иностранных источников

     Не допускаются добровольные пожертвования со стороны  иностранных
государств,  организаций,  граждан,  лиц  без  гражданства, российских
юридических  лиц  с  иностранным  участием,  если  доля   иностранного
капитала в них превышает 30 процентов.

     Статья 57. Запрещение  использования  средств  государственных  и
муниципальных организаций, учреждений и религиозных объединений

     В предвыборной  агитации  не  допускается  использование  средств
государственных    организаций    и   учреждений,   органов   местного
самоуправления, а также религиозных объединений.

     Статья 58. Предельные размеры перечислений в избирательные фонды

     1. Размеры перечисляемых средств в избирательный фонд кандидата в
депутаты  не  могут  превышать минимальный размер оплаты труда на день
выборов, установленный федеральным законом:
     а) собственные средства кандидата в 20 раз;
     б) средства избирательного объединения в 100 раз;
     в) добровольные пожертвования граждан в 10 раз;
     г) добровольные пожертвования юридического лица в 50 раз.
     2.  Размеры   перечисляемых   средств   в   фонды   избирательных
объединений не могут превышать минимальный размер оплаты труда на день
выборов, установленный федеральным законом:
     а) добровольные пожертвования граждан в 20 раз;
     б) добровольные пожертвования юридического лица в 500 раз.
     3.  Предельная  сумма  расходов   кандидата   за   счет   средств
избирательных  фондов  не  может  превышать  минимальный размер оплаты
труда, установленный федеральным законом, при выборах:
     а) депутатов областной Думы в 1000 раз;
     б) депутатов выборных органов местного самоуправления в 500 раз.
     4. Предельная сумма расходов избирательного объединения, блока за
счет  средств  избирательного  фонда  не  может  превышать минимальный
размер  оплаты  труда,  установленный  федеральным  законом  на   день
проведения  выборов,  более  чем  в  10000  раз  при  выборах  органов
государственной власти области  и  в  2000  раз  при  выборах  органов
местного самоуправления.

     Статья 59. Порядок создания избирательных фондов

     1.  Все  денежные  средства,  поступающие  в  избирательный  фонд
кандидата  и  избирательного объединения, перечисляются на специальный
временный счет в сберегательном банке, который открывается  кандидатом
или  избирательным  объединением  с  письменного  разрешения  окружной
избирательной комиссии, соответственно после регистрации  кандидата  и
избирательного  объединения.  Доходы  по  этим  счетам не начисляются.
Право  распоряжаться  средствами  избирательного   фонда   принадлежит
исключительно  сформировавшему  этот фонд кандидату или избирательному
объединению.
     2. Все  поступающие  денежные  средства  на  счета  избирательных
фондов зачисляются в рублях. Перечисление указанных сумм в иностранной
валюте запрещается.
     3. Учреждения банков обязаны представлять сведения о расходовании
денежных   средств,   находящихся   на  специальных  временных  счетах
кандидатов  и  избирательных   объединений,   окружной   избирательной
комиссии по ее запросу в письменной форме.
     4.   Окружные   избирательные   комиссии   обязаны   периодически
публиковать сведения о размерах и источниках образования избирательных
фондов   на   основании   данных,   представляемых   кандидатом    или
избирательным объединением, а также сберегательным банком.
     5. Все финансовые операции  с  временными  счетами  избирательных
фондов  прекращаются в день выборов. Избирательная комиссия области на
основании соответствующего ходатайства  кандидата  или  избирательного
объединения  может  продлить  срок  проведения  финансовых операций по
оплате расходов, произведенных до дня выборов.

     Статья 60. Порядок расходования средств избирательных фондов

     1. Порядок учета  поступления  и  расходования  денежных  средств
избирательных фондов устанавливается избирательной комиссией области в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     2. Окружные избирательные комиссии не позднее чем через  30  дней
со   дня   получения   финансовых  отчетов  кандидатов,  избирательных
объединений публикуют в средствах массовой информации копии  указанных
финансовых отчетов.

     Статья  61.  Отчетность  избирательных  комиссий  о  расходовании
выделенных ей средств

     1. Формы и  сроки  финансового  счета  избирательных  комиссии  о
поступлении   и  расходовании  средств,  выделенных  на  подготовку  и
проведение выборов, а также финансового отчета кандидатов в  депутаты,
избирательных объединений определяются избирательной комиссией области
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     2. Избирательная комиссия области представляет финансовый отчет о
расходовании  средств областного бюджета областной Думе не позднее чем
через  3  месяца  со  дня  официального  опубликования  общих   итогов
выборов.   Указанный   финансовый  отчет  должен  быть  опубликован  в
средствах массовой информации не позднее чем за 30  дней  со  дня  его
представления областной Думе.

     Статья 62. Контрольно - ревизионная служба

     Для осуществления  контроля  за  целевым  расходованием  средств,
выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов,
а также  контроля  за  источниками  поступления,  правильностью  учета
денежных  средств избирательных фондов и их расходования кандидатами в
депутаты   и   избирательными    объединениями    может    создаваться
контрольно-ревизионная  служба  при  избирательной  комиссии области с
привлечением специалистов государственных органов Костромской области.

                   10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ                   
                      ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ                      

     Статья  63.  Ответственность  за  нарушение  избирательных   прав
граждан

     Лица, путем подкупа, обмана, применения физического  насилия  или
угрозы  его  применения,  подлога  избирательных  документов, заведомо
неправильного   подсчета   голосов   избирателей   или   иным    путем
препятствующие     свободному    осуществлению    гражданином    своих
избирательных прав, либо работе  избирательных  комиссий,  или  членов
избирательных  комиссий,  либо  лица, распространяющие заведомо ложные
сведения о кандидатах, или совершающие иные действия, порочащие  честь
и  достоинство  кандидатов,  а  равно  лица,  препятствующие  законной
деятельности доверенных лиц кандидатов,  наблюдателей  или  проведению
предвыборной    агитации,   несут   административную   или   уголовную
ответственность  в  соответствии  с  федеральным  законодательством  и
законами области.

                     11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ                     

     Статья 64. Вступление в силу настоящего закона

     Настоящий  закон  вступает  в  силу  со  дня   его   официального
опубликования.

                                                   Глава администрации
                                                   Костромской области
                                                           В.П.АРБУЗОВ
12 июля 1995 года
N 10



Информация по документу
Читайте также