Расширенный поиск

Распоряжение Главы Администрации Калужской области от 14.11.1995 № 995-р

                                 ГЛАВА
                  АДМИНИСТРАЦИИ  КАЛУЖСКОЙ  ОБЛАСТИ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

      14 ноября 1995 г.      г. Калуга                   N 995-р


     1. Довести до  сведения  глав  администраций  районов  и  органов
местного   самоуправления   городов  области  представление  прокурора
Калужской области Привалова Н.Н.  от 13.10.95 г. N 7.3-95 о нарушениях
законодательства о защите прав потребителей (прилагается).
     2. Информацию о принятых мерах по устранению отмеченных нарушений
представить   в   комитет   по   торговле   и   общественному  питанию
администрации области (Мышкина Л.А.) к 20 ноября текущего года.

     Глава администрации области          А.В.Дерягин



                                                       Приложение
                                                   к распоряжению
                                      Главы администрации области
                                     от 14 ноября 1995 г. N 995-р


                            ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
                О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ
                          ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ


     Проведенными прокуратурой проверками исполнения законодательства,
направленного на защиту прав потребителей установлено, что несмотря на
принимаемые  органами  власти и управления,  государственного контроля
меры по его выполнению,  нарушения законности в области все еще  имеют
распространенный характер.
     Не оказывает должного воздействия  на  исполнение  Закона  РФ  "О
защите  прав  потребителей"  от  07.02.92 г.  и деятельность областной
администрации,  которая должна организовывать и осуществлять  контроль
за выполнением законодательства на территории области.
     Пользуясь этим,    отдельными    райгорадминистрациями    вопреки
требованиям ст.42 данного закона органы по защите прав потребителей не
созданы до сих пор,  в ряде мест не определен их  правовой  статус,  в
силу  чего  они  не  исполняют  должным  образом  возложенные  на  них
обязанности.
     Так, Перемышльской   районной   администрацией  данный  отдел  не
образован до настоящего времени.  Распоряжением главы администрации от
17.02.95  г.  обязанности  по выполнению функций органа по защите прав
потребителей возложены на специалиста отдела экономики.
     С октября   1993   года   отделом  по  защите  прав  потребителей
Мещовского района не ведется работа в связи с отсутствием работника. В
Боровском   районе   данный   орган   образован  лишь  по  результатам
рассмотрения внесенного прокурором района представления в 1993 году.
     В Спас-Деменском  и  Износковском  районах  отделы по защите прав
потребителей созданы только в  1994  году.  Комиссия  по  контролю  за
торговлей  создана  в марте 1995 года главой администрации Мосальского
района,  однако функциональные обязанности ее до сих пор не определены
и посему она бездействует.
     В Дзержинском районе функции органа по защите  прав  потребителей
возложены  на сектор защиты прав потребителей,  образованный в составе
комитета по экономике администрации  района,  однако  правовой  статус
сектора  длительное  время  не  был  определен.  Только лишь по итогам
рассмотрения представления прокурора в июне 1995 года было разработано
и утверждено положение о секторе по защите прав потребителей.
     Продолжает оставаться низкой эффективность работы многих отделов:
проводимые  ими проверки поверхностны,  результаты рассмотрения жалоб,
заявлений граждан о нарушении  их  потребительских  прав  до  сведения
общественности не доводятся,  деятельность отделов в основном сводится
к разъяснениям о необходимости обращаться за защитой в суд.
     Анализ деятельности  отделов  по  защите  прав  потребителей  при
местных  администрациях  свидетельствует,  что  наибольшее  количество
обращений  в  эти органы поступает от граждан на ненадлежащее качество
приобретенных товаров, нарушения правил торговли, неудовлетворительную
работу коммунально-бытовых служб и на финансовые компании.  Однако,  в
ряде  случаев  меры  к   виновным   в   соответствии   с   действующим
законодательством  не  принимались,  письменные  ответы  на  заявления
граждан, как правило, не давались.
     Так, отделом    по   защите   прав   потребителей   администрации
Хвастовичского района из рассмотренных 30 жалоб в 1994 г.,  ни на одну
не дан письменный ответ,  аналогичные нарушения продолжали иметь место
и в текущем году.  В отделе по защите  прав  потребителей  Барятинской
администрации учет и регистрация письменных и устных обращений граждан
вообще  не  ведется,  что  не  позволяет   установить   законность   и
своевременность их разрешения.
     Подобные нарушения   установлены    в    Боровском,    Тарусском,
Износковском  и  других  районах,  по которым приняты необходимые меры
прокурорского  реагирования.  На  момент  проверок  во  всех   отделах
отсутствовали  какие-либо  документальные данные,  свидетельствующие о
том,  что они занимаются анализом  договоров,  заключаемых  продавцами
(изготовителями,  исполнителями)  с  потребителями  с  целью выявления
условий,  ущемляющих права  потребителей,  а  также  об  осуществлении
отделами  сбора  информации  о  причинении  вреда жизни,  здоровью или
имуществу  потребителей,  вызванного  опасными   товарами   (работами,
услугами).
     Крайне редко, в целях защиты прав потребителей предъявляются иски
в суды при наличии на то оснований.
     Комитетом по  защите  прав  потребителей  Ферзиковской   районной
администрации  было установлено,  что районный узел связи взимал плату
за услуги связи,  реально не  предоставляя  их.  Исковое  заявление  в
интересах  потребителей  о взыскании незаконно удержанных сумм отделом
не было предъявлено.
     Несмотря на  то,  что  нарушения прав потребителей филиалами ряда
фирм   (АОЗТ   "Русский   дом   селенга",   "Хопер-инвест",   "Русская
недвижимость" и др.) носят массовый характер,  отделами по защите прав
потребителей  не  заявлено  ни  одного  иска  в  интересах  граждан  -
вкладчиков указанных финансовых компаний.
     Практически во всех районах,  кроме городов Людиново и Калуги, не
производится  работа  по привлечению общественности к обеспечению прав
потребителей,  несмотря  на  то,  что  Закон   РФ   "О   защите   прав
потребителей"  (ст.43)  наделяет наиболее весомыми полномочиями именно
общественные организации потребителей.
     Более того,  главы местных администраций ущемляют права граждан -
потребителей,   принимая   незаконные   правовые    акты.    Например,
постановлением Городского Головы N 304-П от 24.04.95 г.  ряду торговых
предприятий было разрешено обслуживание  ветеранов  в  честь  50-летия
Победы без применения контрольно-кассовых машин, в нарушение Закона РФ
"О применении контрольно-кассовых  машин  при  осуществлении  денежных
расчетов с населением".  Аналогичные нарушения закона допущены главами
администраций  Мещовского  (Винтовкин  Н.Я.),  Медынского   (Прудников
В.П.), Козельского (Дятлов Ю.Н.) районов.
     Необоснованное освобождение  ряда  предприятий  от  использования
кассовых  аппаратов  лишило  бы  покупателей  законного права возврата
(обмена) некачественных товаров ввиду отсутствия  чека.  По  протестам
прокуроров незаконные решения отменены.
     Грубые нарушения прав граждан - потребителей  коммунальных  услуг
имели место в г.  Калуге, что повлекло их обоснованные жалобы в органы
прокуратуры.
     В нарушение требований Закона РФ "Об основах федеральной жилищной
политики"  и  постановления  Правительства  N  935  от   22.09.93   г.
неправомерно была установлена повышенная оплата за коммунальные услуги
с граждан,  проживающих в ведомственных общежитиях администрацией АООТ
"Кадви",  ТОО  "Социальный  комплекс",  ТОО  "Нефтепродукт-Сервис"  за
проживание в ведомственном жилом доме.  По указанным нарушениям закона
прокурорами внесены протесты, которые удовлетворены.
     Как показала проверка,  ряд контролирующих органов  не  исполняет
должным  образом возложенные на них законом обязанности по защите прав
потребителей,  не  используют  в  полной   мере   предоставленные   им
полномочия.
     Несмотря на распространенный характер нарушений требований Закона
РФ   "О   ветеринарии",   ветеринарной   службой  (Баскаков  Н.И.)  не
осуществляются необходимые меры по пресечению нарушений  ветеринарного
законодательства,  особенно на "стихийных" мини - рынках, не оказывает
должного  воздействия  на   инспекции   ветеринарного   надзора,   чем
нарушаются  права потребителей на приобретение безопасных для здоровья
продуктов.  В  г.  Калуге  практически  не   охвачены   госветнадзором
предприятия кооперативной торговли,  частные кафе, небольшие колбасные
цеха, коптильные.
     На Калужском  городском  центральном  рынке  длительное  время не
функционирует  анализная  камера,  что  отрицательно  сказывается   на
проверках качества товаров.
     Лица, производящие  продажу  сельскохозяйственной  продукции,   в
нарушение ст.5 Закона РФ "О защите прав потребителей" не предоставляют
ее на лабораторный осмотр  с  целью  определения  наличия  нитратов  и
радионуклидов,  в  тоже  время  ветслужба  рынка  не предъявляет к ним
должной требовательности.
     Кроме того,  ряд сельскохозяйственных предприятий области (колхоз
им.  Карпова,  совхоз "Бебелево"  Ферзиковского  района,  коллективное
сельскохозяйственное  предприятие  "Груздовское"  Мосальского района и
другие)  нарушают  правила  торговли  сырым  молоком  в  г.  Калуге  и
Калужской области, реализуя его без ветеринарного свидетельства.
     В ряде столовых  сельскохозяйственных  предприятий  Ферзиковского
района   используется   мясо   животных,   не   имеющее  ветеринарного
свидетельства,  что является грубым  нарушением  ст.21  Закона  РФ  "О
ветеринарии"   и  ст.  5  Закона  РФ  "О  защите  прав  потребителей",
закрепляющей  права  потребителей  на  безопасность  товаров   (работ,
услуг).  Нарушения законодательства были выявлены также при реализации
сырого  молока  хозяйствами   данного   района.   По   данным   фактам
природоохранной прокуратурой направлено представление в адрес главного
государственного ветеринарного врача Калужского областного  управления
ветеринарии.
     Установлены нарушения законности  в  деятельности  ряда  районных
центров Госсанэпиднадзора,  недостаточно осуществляется руководство за
их административной деятельностью областной службой СЭС.
     Ненадлежащий контроль  за  исполнением  постановлений о наложении
административных  штрафов  зачастую  приводит   к   невозможности   их
взыскания,   в   связи  с  истечением  сроков  давности.  Недостаточно
применяются  меры  принудительного  взыскания.  Повсеместно  работники
указанных  органов  допускают  нарушения  по делам об административных
правонарушениях. Подобные факты имели место в Хвастовичском, Боровском
и других районах.
     В 1994 году органами санэпиднадзора области  было  наложено  6427
взысканий в виде штрафа на сумму более 180 млн.  руб., а взыскано 5597
на сумму 136 млн. руб.
     По выявленным   прокуратурой  фактам  нарушения  законодательства
приняты  необходимые  меры  прокурорского  реагирования:  внесено   38
представлений об устранении нарушений закона,  в том числе в областные
органы  государственного  санитарно  -  эпидемиологического   надзора,
комитета   Российской   Федерации   по  стандартизации,  метрологии  и
сертификации,  инспекцию по торговле,  качеству товаров и защите  прав
потребителей;  принесено  29  протестов  на  незаконные правовые акты,
возбуждено 14 административных производств, заявлено 75 исков.
     В связи  с изложенным и учитывая,  что неукоснительное соблюдение
законодательства,  регулирующего защиту прав потребителей  затрагивает
интересы  всего  населения области,  руководствуясь ст.23 Закона РФ "О
прокуратуре Российской Федерации", ПРЕДЛАГАЮ:
     Рассмотреть настоящее  представление,  приняв необходимые меры по
устранению отмеченных нарушений законности.
     Повысить роль  областной  администрации  в организации исполнения
Закона  РФ  "О  защите  прав  потребителей",  обеспечить  согласование
действий органов по защите прав потребителей, контролирующих органов и
общественных организаций,  приняв меры к их созданию во всех городах и
районах.
     Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.
     О результатах  должно  быть  сообщено  в  прокуратуру  области  в
месячный срок.

     Прокурор Калужской области
     государственный советник юстиции 3 класса          Н.Н.Привалов


Информация по документу
Читайте также