Расширенный поиск

Распоряжение Главы Администрации - Губернатора Калужской области от 17.09.1996 № 739-р

                    ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ - ГУБЕРНАТОР
                          КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

       17 сентября 1996 г.                             N 739-р


     Довести до сведения Указ Президента Российской  Федерации  от  14
мая  1996 г.  N 712 "Об основных направлениях государственной семейной
политики" (прилагается).

     Глава администрации -
     Губернатор области          О.В.Савченко




                                 УКАЗ

                   ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

               ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                          СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

     В целях  формирования идеологии государственной семейной политики
в современных социально-экономических условиях постановляю:
     1. Утвердить  прилагаемые  Основные  направления  государственной
семейной политики.
     2. Правительству    Российской   Федерации   учитывать   Основные
направления  государственной  семейной  политики  при   разработке   и
проведении социально-экономической политики в Российской Федерации.
     Считать главными направлениями государственной семейной политики:
     обеспечение условий   для   преодоления  негативных  тенденций  и
стабилизации  материального  положения  российских  семей,  уменьшения
бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи;
     обеспечение работникам,  имеющим детей, благоприятных условий для
сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
     кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;
     усиление помощи семье в воспитании детей.
     3. Рекомендовать   органам   исполнительной   власти    субъектов
Российской  Федерации  и  органам  местного самоуправления разработать
региональные программы семейной политики с учетом Основных направлений
государственной  семейной политики,  а также обеспечивать приоритетное
финансирование этих программ.

     Президент
     Российской Федерации          Б.ЕЛЬЦИН

     Москва, Кремль
     14 мая 1996 года
     N 712






                                                        Утверждены
                                                 Указом Президента
                                              Российской Федерации
                                           от 14 мая 1996 г. N 712

                         ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
                  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

                             I. Введение

     1. Основные   направления   государственной   семейной   политики
разработаны исходя из:
     непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека;
     понимания важности  семьи в жизни общества,  ее роли в воспитании
новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса;
     признания необходимости  учета  интересов семьи и детей,  а также
принятия  специальных   мер   их   социальной   поддержки   в   период
социально-экономической трансформации общества;
     учета потребности  в  определении  идеологии,  основной  цели   и
первоочередных  мер  государственной  семейной  политики в современных
условиях.
     2. Государственная  семейная  политика  является составной частью
социальной  политики  Российской  Федерации   и   представляет   собой
целостную   систему   принципов,   оценок   и   мер  организационного,
экономического,      правового,       научного,       информационного,
пропагандистского  и  кадрового  характера,  направленных на улучшение
условий и повышение качества жизни семьи.
     3. Объектом  государственной  семейной  политики  является семья.
Сегодня преобладающим типом российской семьи является  простая  семья,
состоящая из супругов с детьми или без них, - 67 процентов семей.
     Еще 12 процентов супружеских  пар  живут  с  одним  из  родителей
супругов или с другими родственниками.  Сложных семей,  включающих две
или более супружеские пары, в семейной структуре всего 3,4 процента.
     Все возрастающую  долю  семей  составляют  неполные  семьи  -  13
процентов.  В  подавляющем  большинстве  случаев  это  семьи  одиноких
матерей,  разведенных женщин и вдов с детьми, в которых один, реже два
ребенка.
     4. Субъектами  государственной семейной политики выступают органы
законодательной и исполнительной власти  всех  уровней,  работодатели,
общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы,
религиозные    конфессии,    благотворительные    фонды,    зарубежные
организации, юридические и физические лица.
     5. Государственная семейная политика может быть эффективной  лишь
в том случае,  когда она является органичным элементом всей социальной
политики,  взаимосвязанным  со  всеми  ее  направлениями  на   стадиях
выработки, принятия и реализации решений.
     6. Содержание  государственной  семейной  политики  находится   в
прямой зависимости от социально-экономического положения в стране.
     В настоящее  время,  в  условиях  выхода   страны   из   кризиса,
необходимо  обеспечить преодоление негативных тенденций и стабилизацию
положения  семьи,  а  также  создание  предпосылок  для  улучшения  ее
жизнедеятельности в будущем.
     Учитывая невозможность разработки конкретных мер  государственной
семейной   политики   без   детальной  оценки  социально-экономической
ситуации, которая сложится в условиях стабилизации и подъема, Основные
направления  государственной  семейной политики включают в себя только
неотложные мероприятия на переходный период.
     Приоритетность мер государственной семейной политики определяется
на основе оценки  остроты  и  значимости  проблем  семьи,  степени  их
влияния  на  реализацию  основных  функций  семьи,  учитывая  при этом
ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства.
     7. Ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение
социального правового государства на демократических основах,  как это
установлено Конституцией Российской Федерации,  определяют соотнесение
государственной    семейной    политики    с     положениями     таких
международно-правовых  актов,  как  Всеобщая декларация прав человека,
Международный пакт об экономических,  социальных и культурных  правах,
Конвенция  о  ликвидации  всех  форм дискриминации в отношении женщин,
Конвенция о правах ребенка,  Венская декларация и  Программа  действий
Всемирной  конференции  по  правам  человека,  Пекинская  декларация и
Платформа  действий  четвертой  Всемирной  конференции  по   положению
женщин,   а  также  с  документами  Международной  организации  труда,
Всемирной организации здравоохранения,  Детского фонда  ООН  и  других
международных организаций.

              II. Цель государственной семейной политики

     8. Цель   государственной   семейной   политики   заключается   в
обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей  ее
функций и повышении качества жизни семьи.

                III. Основные принципы государственной
                          семейной политики

     9. Самостоятельность и  автономность  семьи  в  принятии  решений
относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические
меры государственной  семейной  политики  должны  не  регламентировать
поведение  семьи,  а  способствовать  ее  саморазвитию,  предоставлять
возможность выбора форм поддержки.
     10. Равенство  семей  и  всех  их  членов  в  праве  на поддержку
независимо от социального положения,  национальности, места жительства
и религиозных убеждений.
     11. Приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности
рождения  и  от  того,  в какой семье он воспитывается.  Меры семейной
политики должны быть направлены  на  обеспечение  выживания  и  защиты
ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального
и социального развития.
     12. Равноправие  между  мужчинами  и женщинами в достижении более
справедливого  распределения  семейных   обязанностей,   а   также   в
возможностях   самореализации   в  трудовой  сфере  и  в  общественной
деятельности.
     13. Единство  семейной  политики  на  федеральном  и региональном
уровнях.  Утверждение  Президентом   Российской   Федерации   Основных
направлений    государственной   семейной   политики   и   обеспечение
предоставления семье установленных на федеральном  уровне  минимальных
социальных  гарантий  и  льгот,  их  дополнение  и  развитие на уровне
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
     14. Партнерство  семьи и государства,  разделение ответственности
за    семью,    сотрудничество    с    общественными    объединениями,
благотворительными организациями и предпринимателями.
     15. Принятие на себя  государством  обязательств  по  безусловной
защите  семьи от нищеты и лишений,  связанных с вынужденной миграцией,
чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера,  войнами
и вооруженными конфликтами.
     16. Осуществление дифференцированного  подхода  в  предоставлении
гарантий   по  поддержанию  социально  приемлемого  уровня  жизни  для
нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным  членам
семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе.
     17. Преемственность и стабильность мер  государственной  семейной
политики.  Сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки семьи,
их дальнейшее совершенствование.

               IV. Основные направления государственной
                          семейной политики

     18. Обеспечение  условий  для  преодоления негативных тенденций и
стабилизации материального  положения  семей,  уменьшение  бедности  и
увеличение помощи малоимущим семьям, включая:
     а) меры по  стабилизации  ситуации  на  рынке  труда,  сокращению
уровня  безработицы,  в том числе скрытой,  усилению социальной защиты
работников,  высвобождаемых в  результате  банкротства  и  структурной
перестройки  организаций,  с  учетом  семейного  положения работников,
числа иждивенцев, в том числе детей;
     б) усиление  гарантий  занятости на рынке труда для работников из
семей,  нуждающихся в повышенной социальной защите (семей  одиноких  и
многодетных родителей,  инвалидов,  пенсионеров), путем стимулирования
создания для таких работников специальных рабочих мест, обеспечения их
профессиональной подготовки и переподготовки, предоставления налоговых
или иных льгот организациям, использующим их труд;
     в) поддержку   развития   индивидуальной  трудовой  деятельности,
семейного предпринимательства и фермерства;
     г) обеспечение  государственных  гарантий  общеобразовательной  и
профессиональной  подготовки  несовершеннолетней  молодежи,   особенно
профессиональной  подготовки  с  последующим  трудоустройством детей -
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
     д) обеспечение  условий  для  установления фактического равенства
прав и возможностей женщин и мужчин  на  рынке  труда,  для  повышения
конкурентоспособности  женской рабочей силы,  адаптации женщин к новым
экономическим отношениям;
     е) учет  при  совершенствовании  налоговой  политики  в отношении
физических лиц,  оплаты труда, при государственном регулировании цен и
тарифов    для    населения    необходимости    содержания   семьи   с
нетрудоспособными  членами  за  счет  трудовых  доходов  и  социальных
выплат, достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей
семьи,  включая оплату услуг образования, здравоохранения, транспорта,
коммунального хозяйства, культурных учреждений;
     ж) дальнейшее развитие  системы  семейных  пособий,  охватывающей
поддержкой   все   семьи   с   несовершеннолетними  детьми;  поэтапное
увеличение доли расходов  на  семейные  пособия  (включая  пособия  по
беременности  и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет)
в валовом внутреннем продукте до 2,2 процента.
     Увеличение размеров ежемесячного пособия на детей семьям одиноких
матерей, военнослужащих срочной службы и родителей, которые уклоняются
от  уплаты  алиментов.  Увеличение  размеров пенсий на детей - сирот и
детей - инвалидов. Обеспечение своевременной и полной выплаты семейных
пособий, включая приоритетное финансирование и жесткий государственный
контроль на федеральном уровне;
     з) повышение  гарантий  материального  обеспечения  ребенка путем
усиления государственного контроля за своевременной и полной  выплатой
алиментов;   заключение  с  государствами  -  участниками  Содружества
Независимых Государств,  государствами ближнего  зарубежья  и  другими
государствами договоров,  предусматривающих выполнение гражданами этих
государств  и  гражданами   Российской   Федерации   обязанностей   по
содержанию детей;
     и) расширение натуральных выдач,  льгот и дополнительных  целевых
выплат   семьям  с  детьми  в  субъектах  Российской  Федерации  путем
сочетания  различных  форм  социальной  поддержки  семьи  и  детей   в
зависимости  от семейного состава населения и социально-экономического
и демографического развития регионов;
     к) укрепление  в  ходе  жилищной реформы фонда государственного и
муниципального жилья.  Кредитование и частичное субсидирование  семей,
осуществляющих   строительство   и   приобретение   жилья.  Сохранение
льготности обеспечения жильем многодетных семей, неполных семей, семей
с   инвалидами.  Обеспечение  экономически  обоснованного  соотношения
доходов семьи и стоимости жилья, размеров его оплаты, аренды и найма.
     19. Обеспечение работникам,  имеющим детей, благоприятных условий
для   сочетания   трудовой   деятельности   с   выполнением   семейных
обязанностей, включая:
     а) распространение на отца прав на льготы в связи  с  воспитанием
детей,  предоставляемые  в  настоящее  время на производстве женщине -
матери;
     б) усиление     государственного    контроля    за    соблюдением
законодательства  Российской  Федерации  в   части   правовой   защиты
интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере
труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в
том  числе  в  случае  безработицы,  при  приеме  на  работу  женщин и
несовершеннолетних, при прекращении трудового договора (контракта), по
обеспечению  гарантий  и льгот,  предоставляемых работающим женщинам в
связи с материнством;
     в) введение    экономических   стимулов   и   льгот,   повышающих
заинтересованность организаций в приеме на работу  граждан  с  высокой
семейной  нагрузкой,  в  том  числе  на  условиях  неполного  рабочего
времени, по гибкому графику или на дому;
     г) бесплатную    профессиональную    переподготовку,    повышение
квалификации или переобучение работниц,  имеющих перерывы  в  трудовой
деятельности, вызванные отпусками по беременности и родам;
     д) обеспечение доступности  для  всех  детей  детских  дошкольных
учреждений   путем  развития  сети  таких  учреждений  различных  форм
собственности.  Субъекты  Российской  Федерации  и   органы   местного
самоуправления  вправе увеличивать расходы на строительство,  ремонт и
текущее содержание подведомственных им детских дошкольных учреждений и
устанавливать доступную для всех семей родительскую плату;
     е) развитие сети доступных для всех семей внешкольных учреждений,
летних  оздоровительных  лагерей  для  школьников  в целях обеспечения
гармоничного  художественного,  духовно-нравственного  и   физического
развития  детей  и  подростков,  а также надзора за детьми в то время,
когда их родители заняты трудовой деятельностью.
     20. Кардинальное улучшение охраны здоровья семьи, в том числе:
     а) доступная  для  всех  семей  медицинская  помощь   на   основе
сочетания   бесплатной  медицинской  помощи  и  платного  медицинского
обслуживания;
     б) бесплатная медицинская помощь беременным, роженицам и детям до
18 лет;
     в) профилактика       врожденной      инвалидности,      развитие
медикогенетической помощи  населению,  совершенствование  и  внедрение
перинатальных   технологий   для  ранней  диагностики  плода,  системы
обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных;
     г) улучшение медико-социальной помощи детям - инвалидам,  включая
квалифицированное    восстановительное    лечение,     протезирование,
санаторное лечение,  реабилитационные мероприятия, разработку и выпуск
специальных тренажеров,  приспособлений,  колясок, мебели, спортивного
инвентаря.  Создание  и  внедрение программ обучения родителей основам
реабилитации  и  воспитания  детей   с   физическими   и   умственными
недостатками;
     д) развитие учреждений социального  обслуживания  семьи  в  целях
оказания  услуг  по  уходу за детьми,  престарелыми и больными членами
семьи,  материальной  и  консультативной   поддержки   нуждающихся   в
посторонней   помощи   семей,   отдельных  членов  семьи  в  кризисных
ситуациях.  Создание учреждений для временного  проживания  беременных
женщин, матерей с детьми, одиноких несовершеннолетних матерей, а также
обеспечение   проживающих   в   указанных   учреждениях   правовой   и
психологической поддержкой, информацией и их социальное устройство;
     е) развитие   системы   охраны  репродуктивного  здоровья  семьи.
Укрепление службы планирования  семьи.  Высококачественное  санитарное
просвещение,  особенно  подростков,  по  вопросам полового воспитания,
безопасного  материнства,   профилактики   заболеваний,   передающихся
половым путем.
     21. Усиление помощи семье в воспитании детей путем:
     а) государственной финансовой поддержки издания массовым  тиражом
и  распространения  книг  по  воспитанию  ребенка  и уходу за ним,  по
проблемам семейных отношений;
     б) распространения   специальной   литературы   для  семьи  среди
молодежи, молодых родителей, комплектования ею массовых библиотек;
     в) запрета  на  изготовление,  распространение  и  рекламирование
печатных  изданий,  изображений,   видеокассет   или   иных   изделий,
пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости;
     г) государственной    координации    и    финансовой    поддержки
нравственного,  этического  и  экологического  просвещения населения и
введения программ такого просвещения для детей и  молодежи  в  детских
дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных
заведениях;
     д) формирования    и   укрепления   комиссий   по   защите   прав
несовершеннолетних;
     е) создания   системы  специализированных  социальных  служб  для
безнадзорных детей  и  подростков  (подкинутых;  утративших  семейные,
родственные и другие социальные связи; отказавшихся жить в семье или в
учебно-воспитательных учреждениях;  оставшихся без попечения родителей
или  лиц,  их  заменяющих;  не  имеющих  постоянного места жительства,
средств к существованию;  задержанных за бродяжничество;  подвергшихся
любым формам физического или психического насилия);
     ж) совершенствования   деятельности   органов   внутренних    дел
Российской   Федерации,   органов  образования  и  здравоохранения  по
профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

             V. Механизмы реализации Основных направлений
                  государственной семейной политики

     22. Для  обеспечения  постоянно действующего механизма управления
необходимо  укрепить  или  создать  в  составе   федеральных   органов
исполнительной    власти    социальной    направленности   специальные
подразделения для разработки и реализации мер государственной семейной
политики (в пределах их компетенции).
     23. Обеспечивать    государственную    поддержку     деятельности
общественных   объединений,   благотворительных  фондов,  занимающихся
проблемами семьи.
     24. Обеспечивать   своевременную   и   полную   реализацию   всех
федеральных и региональных социальных целевых программ,  в  том  числе
Федеральной программы "Дети России", имеющей статус президентской.
     25. Создать  надежный  механизм  финансирования   государственной
семейной    политики.   Рассмотреть   возможность   финансирования   в
перспективе из федерального бюджета и федеральных внебюджетных  фондов
мер   государственной   семейной  политики,  определенных  в  качестве
федеральных  социальных  гарантий.  Активно  привлекать   внебюджетные
средства,  в  том  числе  средства частных и благотворительных фондов,
страховых фондов.
     26. Провести  экспертизу  законодательства  Российской Федерации,
разработать предложения по обеспечению его соответствия  изложенным  в
Основных  направлениях  государственной  семейной  политики  принципам
государственной семейной политики.
     27. Осуществлять  экспертизу  всех  законопроектов с точки зрения
оценки влияния принимаемых мер на положение семьи,  условия реализации
ею своих функций.
     28. Разработать и  реализовать  программы  правового  просвещения
семьи,  разъясняющие  права  семьи  и  ее  членов  на  государственную
поддержку,  в том числе в сфере труда,  здравоохранения,  образования,
социального обеспечения и социального обслуживания, и другие.
     29. Обеспечить изучение экономических, демографических, правовых,
педагогических,  социально-психологических  проблем  российских семей.
Предусмотреть координацию и финансирование научных исследований.
     30. Осуществлять   постоянный   мониторинг  положения  российских
семей.  В  целях  обеспечения   информирования   федеральных   органов
исполнительной   власти,   органов  государственной  власти  субъектов
Российской Федерации,  органов местного самоуправления и  населения  о
проблемах   семей  подготавливать  национальные  доклады  о  положении
российских семей.
     31. Совершенствовать  социальную  и  демографическую  статистику,
характеризирующую положение российских семей.
     Обеспечить своевременную    и    полную   разработку   материалов
предстоящей  Всероссийской  переписи  населения  1999  года  в   части
социально-экономических  и  демографических  характеристик  семей  как
важнейшего источника данных о положении семей.
     32. Сотрудничать   со  средствами  массовой  информации  в  целях
обеспечения широкого и объективного освещения в них проблем семьи.
     33. В   целях   кадрового  обеспечения  разработки  и  реализации
государственной   семейной   политики   осуществлять   в   необходимых
количествах  подготовку  и  переподготовку научных и преподавательских
кадров,  а также специалистов широкого профиля  по  работе  с  семьей:
социальных   работников,   педагогов,  юристов,  демографов,  медиков,
психологов, социологов и других.
     Разрабатывать специальные   учебные  программы,  обеспечивать  их
научной и методической литературой, справочными пособиями.



Информация по документу
Читайте также