Расширенный поиск

Распоряжение Губернатора Калужской области от 11.08.2004 № 328-р

 
                     ГУБЕРНАТОР КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ


     11 августа 2004 г.                                    N 328-р


     В соответствии  с  Уставом  области  в целях устранения нарушений
законодательства о местном самоуправлении:
     1. Довести   до   сведения   муниципальных   образований  области
информацию прокурора области о  несоответствии  уставов  муниципальных
образований области федеральному и областному законодательству в части
проведения выборов и референдума на местном уровне (прилагается).
     2. Предложить   органам   местного  самоуправления  муниципальных
образований области принять меры по устранению отмеченных нарушений.


     Вице-губернатор области          В.Н.Логинов


ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
         ПРОКУРАТУРА
     КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ                                     Губернатору
248600 г. Калуга, ул. Кутузова, 2а                   Калужской области
22 07.04 N 7/2-2-04                                    Артамонову А.Д.


                    Уважаемый Анатолий Дмитриевич!


     Федеральным законом  "Об  общих  принципах  организации  местного
самоуправления  в  Российской Федерации" (ст.  8),  Законом "О местном
самоуправлении  в  Калужской  области" (ст.  ст.  35-40)   регистрация
принятых  уставов муниципальных образований и вносимых в них изменений
и дополнений возложена на уполномоченный орган  исполнительной  власти
области.
     "Положением о   порядке   государственной   регистрации   уставов
муниципальных  образований",  утвержденным  постановлением Губернатора
области N 404 от 03.08.2000 г., на регистрирующий орган (Администрацию
Губернатора области) возлагается в т.ч. проведение правовой экспертизы
представленных органами местного самоуправления уставов  муниципальных
образований.
     Проведенная прокуратурой области проверка  Уставов  муниципальных
образований    области    на    предмет    соответствия   действующему
избирательному законодательству показала,  что  положения  большинства
Уставов  МО  не  соответствуют  требованиям  федерального и областного
законодательства в части проведения выборов и референдума  на  местном
уровне,   в  частности  Федерального  закона  "Об  основных  гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации"  (далее  -  ФЗ  N  67-ФЗ)  и  Закона  области  N  285-оз от
23.12.2003  г.  "О  выборах  в  органы  местного   самоуправления   на
территории Калужской области" (далее - Закона области).

     Так, Уставы МО "Износковский район" (ст.  ст.  13, 25, 84) "Город
Козельск" (ст.  ст.  19, 21, 53), "Боровский район" (ст. ст. 1, 9, 10,
15, 32, 34), "Сухиничский район" (ст. ст. 33, 54, приложение N 2 п. п.
5,  8,  9)),  "Малоярославецкий район" (ст.  ст.  19, 33), "Козельский
район" (ст.  ст.  12,  22),  "Хвастовичский район" (ст.  ст.  12, 21),
"Жуковский район" (ст.  ст.  9,  33),  "Город Людиново  и  Людиновский
район" (ст.  ст.  12,  23),  "Город Сосенский" (ст.  ст.  20, 24, 66),
"Куйбышевский район" (ст.  ст.  15, 16 п. 5), "Думиничский район" (ст.
ст.  12,  26), "Город Балабанове" (ст. ст. 20, 37), "Город Жиздра" (1,
8, 27, 31), "Жиздринский район" (ст. ст. 1, 10 (п. 2), 14 (п. 2), 24),
"Ферзиковский район" (ст.  ст.  16 (п. 2), 17 (п. п. 3, 4), 55 (п. 2),
57 (п.  1),  68 (п.  2)), "Мещовский район" (ст. ст. 12 (п. 1), 24, 79
(п.  2)),  "Угорская волость" (ст. ст. 15 (ч. 2), 16 (п. 5)), "Поселок
Товарково" (ст.  ст. 56, 118), "Медынский район" (ст. ст. 1 (ч. 3), 12
(п. 1), 22 (п. 2)), "Поселок Полотняный завод" (ст. ст. 15 (ч. 1), 24,
39 (ч.  2)),  "Поселок Мятлево" (ст.  ст.  19,  35,  36),  Уставами МО
"Поселок Детчино" (п.  1 ст. 15, п. 5 ст. 16), "Мосальский район" (ст.
ст. 2, 14, 49), "Поселок Воротынск" (ст. 1, п. 3 ст. 24, п. 2 ст. 28),
"Спас-Деменский район" (ст.  ст.  1,  13, 25), "Поселок Еленский" (ст.
19, 35,  36) "Бабынинский район" (ст.  ст.  1,  12 (п. 1), 22 (п. 2)),
"Бебелевский сельсовет" (ст.  2,  п.  2 ст.  7,  п. 3 ст. 25, п. 2 ст.
29),"Дзержинский район" (ст.  ст.  14 (п. 1), 15 (п. 6)), "Октябрьский
сельсовет" (ст.  ст. 18, 32, 33), "Ульяновский район" (п. 1 ст. 12, п.
1 ст.  23),  "Город Кондрово" (ст. ст. 14, 35), "Город Кременки" (п. 1
ст.  8,  п.  2 ст.  12),  "Город Малоярославец" (п.  3 ст. 17), "Город
Ермолино" (ст.  ст.  15, 37), "Город Белоусово" (п. 1 ст. 15, п. 5 ст.
16), "Поселок Ферзиково" (ст.  ст. 19, 34, 35), "Юхновский район" (ст.
ст.  1  (п.   7),   13   (п.   1),   23   (п.   2),   "Город   Калуга"
(ст. ст.  33 (ч. 2), 43 (ч. 3) в части предоставления права избирать и
быть избранным, участвовать в местном референдуме только гражданам РФ,
не соответствует   требованиям   Федерального   закона   "Об  основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан
Российской Федерации" (ст. ст. 2, 4), распространяющего гарантии права
избирать  и  быть  избранными  в   органы   местного   самоуправления,
участвовать в  иных  избирательных  действиях на указанных выборах,  а
также участвовать в местном  референдуме  и  на  иностранных  граждан,
постоянно  проживающих  на  территории соответствующего муниципального
образования.

     Не в полной мере соответствуют требованиям ст.  10 (п. 4), 15 (п.
6)  Федерального  закона  N  67-ФЗ  положения уставов МО "Износковский
район" (ст.  76), "Боровский район" (ст. 33), "Малоярославецкий район"
(ст. 89), "Козельский район" (ст. 63), "Хвастовичский район" (ст. 45),
"Город Людиново и Людиновский район" (ст.  62 ч. 1), "Город Сосенский"
(ст.  ст. 66, 67), "Куйбышевский район" (ст. ст. 15, 16), "Думиничский
район" (ст.  73), "Город Балабаново" (ст. 71), "Угорская волость" (ст.
15 п. 5), "Поселок Товарково" (ст. 10 ч. 2), "Медынский район" (ст. 57
ч.  З),  "Полотняный завод" (ст. 43 ч. 1), "Поселок Мятлево" (ст. 71),
"Поселок  Детчино" (п.  5 ст.  15),  "Спас-Деменский район" (ст.  68),
"Поселок Еленский" (ст. 70), "Дзержинский район" (п. 5 ст. 14), "Город
Белоусово" (п.  5 ст.  15), "Поселок Ферзиково" (ст. 70), "Бабынинский
район" (ст.  57), "Бебелевский сельсовет" (п. 7 ст. 25, п. 6 ст. 26)),
"Октябрьский сельсовет" (ст.  63),  "Ульяновский район" (п. 3 ст. 52),
"Город  Кондрово"  (ст.  63),  "Город  Ермолино"  (ст.   66),   "Город
Малоярославец"  (п.  4  ст.  13),  "Город  Белоусово" (п.  2 ст.  16),
"Поселок Ферзиково"  (ст.  74),  "Юхновский  район"  (ст.  57  ч.  З),
определяющие критерии, необходимые для установления дня голосования на
выборах и референдуме.

     Положения Уставов МО "Износковский район" (ст.  ст. 27 (ч. 1 п/п.
7), 28), "Город Козельск" (ст. ст. 23.2), "Боровский район" (ст. 15 п.
4),  "Сухиничский  район"  (ст.  57),  "Козельский  район"  (ст.  22),
"Жуковский район" (ст.  35 п. 1), "Город Людиново и Людиновский район"
(ст.  ст.  25,  26),  "Куйбышевский район" (ст.  6 п. З), "Думиничский
район"  (ст.  15),  "Город  Киров и Кировский район" (ст.  6),  "Город
Балабаново" (ст.  41),  "Жиздринский район" (ст.  14 п. 5 "и", п. 9 ч.
1),  "Ферзиковский район" (ст.  ст. 53 (п. 3), 70 п/п "и"), "Мещовский
район" (ст.  ст.  26 "з",  27),  "Угорская  волость"  (ст.  6  п.  З),
"Медынский район" (ст. 24 п. п. 1, 2), "Поселок Полотняный завод" (ст.
ст.  27 (п.  5),  29),  "Поселок Мятлево" (ст. ст. 41 "з", 43) в части
оснований   досрочного  прекращения  полномочий  главы  муниципального
образования,  органа, принимающего решение о досрочном прекращении его
полномочий   и  назначении  даты  выборов,  не  соответствуют  ст.  49
Федерального  закона  "Об   общих   принципах   организации   местного
самоуправления   в  Российской  Федерации",  определяющей,  что  глава
муниципального  образования  в  случае  непринятия  после  письменного
предупреждения органа госвласти субъекта РФ мер по отмене нормативного
правового акта,  признанного решением суда противоречащим действующему
законодательству,  отрешается  от  должности  указом  (постановлением)
высшего должностного лица  субъекта  РФ  либо  указом  Президента  РФ,
которые и назначают выборы.

     Также не соответствует ст. 10 Федерального закона N 67-ФЗ и ст. 2
Закона  области  нормы  Уставов МО "Малоярославецкий район" (ст.  30),
"Козельский район" (ст.  19 п.  З),  "Жуковский район" (ст.  29 ч. 2),
"Город  Балабаново"  (ст.  31  ч.  2),  "Поселок "Еленский" (ст.  30),
"Октябрьский  сельсовет"  (ст.  29),  "Город   Кондрово"   (ст.   28),
устанавливающие,   что  в  случае  досрочного  прекращения  полномочий
представительного  органа  местного  самоуправления  выборы  назначает
глава  муниципального  образования,  тогда  как  в  этом случае данное
полномочие   предоставлено   избирательной   комиссии   муниципального
образования, суду   либо   только  в  случаях,  установленных  ст.  49
Федерального  закона  "Об   общих   принципах   организации   местного
самоуправления   в   Российской  Федерации"  представительному  органу
субъекта РФ.  Аналогичное несоответствие в части установления  органа,
назначающего    выборы    при    досрочном    прекращении   полномочий
представительного органа  местного  самоуправления  содержатся   и   в
уставах МО "Жиздринский район" (ст.  13 п.  1 ч. 2), "Мещовский район"
(ст.  20 п.  2),  "Поселок Полотняный завод" (ст.  21  ч.  2),  "Город
Ермолино" (ст.  30),  "Город Малоярославец" (п.  4 ст.  48). Не всегда
правомерно  (в частности,  без учета ст.  49 ФЗ N 154-ФЗ) определяется
перечень оснований досрочного прекращения полномочий представительного
органа местного самоуправления ("Поселок Товарково" (ст. 50)).

     Вышеназванные нарушения были выявлены также в уставах МО "Поселок
Еленский"    (ст. ст. 33, 41),   "Бебелевский   сельсовет"   (ст. 12),
"Спас-Деменский район" (ст.  20),  "Дзержинский район" (п.  7 ст.  9),
"Ульяновский район" (п.  п.  1,  4 ст.  13, п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 25),
"Город Кондрово"  (ст.  28),  "Поселок  Ферзиково"  (ст.  30),  "Город
Белоусово" (п. 9 ст. 5), "Поселок Ферзиково" (ст. ст. 30, 32 (п. "д"),
40 (п. "д"")), "Юхновский район" (ст. ст. 14 (п. п. 1, 2), 18 (п. 11),
25  (п.  п.  11,  13),  "Город  Калуга"  (ст.  ст.  37,  39))  в части
установления    оснований    досрочного     прекращения     полномочий
представительных   органов,   их  депутатов,  Главы  МО  и  органов  и
должностных лиц,  а также порядка исполнения полномочий Главы  МО  при
досрочном прекращении  его  полномочий ("Ульяновский район" (п.  3 ст.
25), "Город Кондрово" (ст. 42), и порядка назначения новых выборов при
досрочном  прекращении  полномочий  Районного  Собрания  ("Ульяновский
район" (п. 2 ст. 21)).

     Помимо этого,  уставы МО "Износковский  район"  (ч.  2  ст.  28),
"Жуковский район" (ст.  29 ч.  2),  "Мещовский район" (ст.  27 ч.  2),
определяющие,  что дата выборов Главы МО назначается не позднее чем за
70 дней до дня выборов не в полной мере соответствуют ст. 10 (п. п. 1,
2) Федерального закона "Об основных  гарантиях  избирательных  прав  и
права   на   участие  в  референдуме  граждан  Российской  Федерации",
устанавливающей   иные   сроки   назначения   выборов   и   проведения
голосования.

     Несоответствие требованиям  ФЗ N 67-ФЗ (ст.  ст.  25-27),  Закона
области (ст.  ст. 7-11) в части формирования окружных, территориальных
и  участковых  избирательных  комиссий  (в т.ч.  порядка формирования,
организации  деятельности,  органа,  формирующего   комиссии,   сроков
окончания их полномочий),  содержится в Уставах МО "Город  Балабаново"
(ст.  70);  МО "Поселок Воротынск" (п.  п.  2-5 ст.  10),  "Мосальский
район" (ст. ст. 122, 124), Дзержинский район" (ст. 15 п. 5).

     Также не  в полном соответствии с положениями ФЗ N 67-ФЗ (ст.  28
п.  п.  1,  4-8)   урегулированы   вопросы   назначения   председателя
избирательной  комиссии  муниципального  образования  и прекращения им
своих полномочий (уставы МО "Город Жиздра" (ст. 22 п. п. 1, 3).

     Уставы МО  "Козельский  район" (ст.  69),  "Город Сосенский" (ст.
70),  "Ферзиковский район" (ст. 18 п. 2), "Медынский район" (ст. 58 п.
2),  "Ульяновский район" (п. 2 ст. 53), "Бабынинский район" (ст. 58 п.
2),  "Юхновский  район"  (ст.  58   ч.   2)   в   части   немедленного
финансирования  муниципальной  избирательной комиссии противоречат ст.
ст.  24 (п.  5),  57 (п. 3) Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации". Нарушения порядка финансирования выборов, предусмотренного
ст.  57  (п.  п.  4-5)  ФЗ  N  67-ФЗ,  содержатся  в уставах МО "Город
Балабаново" (ст.  79 ч.  З), "Поселок Еленский" (ст. 77), "Октябрьский
сельсовет" (ст. 64), "Поселок Ферзиково" (ст. 77).

     Также не соответствуют требованиям ст. ст. 18 (п. п. 2, 3, 7), 19
(п. 7) ФЗ N 67-ФЗ положения ряда Уставов МО, предусматривающие сроки и
порядок формирования избирательных округов (уставы МО  "Город  Жиздра"
(ст.  32 п. 4), "Бабынинский район" (ст. 59 п. п. 1, 2)), "Бебелевский
сельсовет" (ст.  30  п.  4),  "Ферзиковский  район"  (ст.  19  п.  2),
"Медынский район" (ст.  59 п.  п. 1, 2), "Ульяновский район" (п. 2 ст.
54),  "Юхновский  район"  (ст.  10  п.  п.  2,  3)),  а  также   сроки
опубликования  списка избирательных участков,  (МО "Город Жиздра" (ст.
32 п.  8), "Бебелевский сельсовет" (ст. 30 п. 8)), схемы избирательных
округов ("Город Кременки" (п. 4 ст. 39)).

     В соответствии  с  Уставами  МО  "Сухиничский  район"  (ст.  11),
"Малоярославецкий район" (ст.  81),  "Хвастовичский район"  (ст.  44),
"Жуковский район" (ст.  14),  "Город Сосенский" (ст. 66), "Думиничский
район" (ст.  72),  "Жиздринский  район"  (ст.  24  п.   1),   "Поселок
Товарково" (ст.  8 ч.  1),  "Медынский район" (56 п.  1),  "Мосальский
район" (ст.  15),  "Бабынинский район" (п.  1  ст.  56),  "Ульяновский
район" (п.  1 ст.  51),  "Город Кременки" (п.  1 ст.  36),  "Юхновский
район"  (ст.  56  (п.  1)  местный  референдум  может  проводиться  по
наиболее важным  вопросам  местного значения,  что является нарушением
ст. 22 (п.  1) Федерального закона  "Об  общих  принципах  организации
местного самоуправления в Российской Федерации",  ст.  12 (п. п. 3, 8,
9) Федерального закона "Об основных  гарантиях  избирательных  прав  и
права   на   участие  в  референдуме  граждан  Российской  Федерации",
определяющей,  что  установление  иных   ограничений   для   вопросов,
выносимых на референдум,  кроме указанных в данном Федеральном законе,
не допускается.  Нарушения указанных  требований  Федерального  закона
были допущены и при принятии уставов МО "Город "Жиздра" (ст.  40 п.  2
деф. 4).

     Также Уставами  МО  "Износковский  район"  (ст.  70),  "Боровский
район" (ст.  ст.  34,  35),  "Сухиничский район" (ст. 11), "Козельский
район" (ст.  61),  "Хвастовичский район" (ст.  44),  "Жуковский район"
(ст. 14),  "Город  Людиново  и  Людиновский  район" (ст.  57),  "Город
Сосенский" (ст.  66), "Куйбышевский район" (ст. 15),"Город Балабаново"
(ст. 65), "Город Жиздра" (ст. 39 п. п. 4, 5), "Жиздринский район" (ст.
24), "Ферзиковский район" (ст. 16 п. З), "Мешовский район" (ст. ст. 64
(п. 2),  65),  "Медынский район" (ст.  56 п.  З),  "Поселок Полотняный
завод"  (ст.  ст.  40,  41),  "Поселок  Мятлево"  (ст.  65),  "Поселок
Еленский" (ст.  65),  "Поселок  Детчино"  (п.  2  ст.  15),   "Поселок
Воротынск"   (п.   1   ст.   13),  "Спас-Деменский  район"  (ст.  63),
"Бабынинский район" (п. 3 ст. 56), "Бебелевский сельсовет" (п. п. 4, 5
ст.  36),  "Дзержинский  район" (п.  п.  2,  3 ст.  14),  "Октябрьский
сельсовет" (ст.  60),  "Ульяновский  район"  (п.  3  ст.  51),  "Город
Кондрово"   (ст.   53),   "Город  Кременки"  (п.  1  ст.  38),  "Город
Малоярославец" (п.  2 ст.  12),  "Поселок Ферзиково" (ст.  64), "Город
Ермолино"  (ст.  56),  "Город  Белоусово"  (п.  2  ст.  15),  "Поселок
Ферзиково" (ст.  64), "Юхновский район" (ст. 56 п. З) право инициативы
проведения местного референдума предоставляется иным субъектам, в т.ч.
главе МО и по отдельным вопросам  -  органам  государственной  власти,
тогда  как  данное  полномочие может быть предоставлено иным субъектам
только Федеральным законом (ст.  14 п.  2 вышеназванного  Федерального
закона N 67-ФЗ).  В настоящее время,  указанным правом наделены, кроме
населения,  только  представительный  орган  МО   (ст.   22   (п.   2)
Федерального   закона   "Об   общих   принципах  организации  местного
самоуправления в Российской Федерации") и  избирательное  объединение,
иное общественное объединение,  устав которого предусматривает участие
в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано  в  порядке,
определенном  Федеральным законом,  на уровне,  соответствующем уровню
референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до
дня образования инициативной группы по проведению референдума.

     Уставы МО "Сухиничский район" (ст.  11 ч.  4),  "Жуковский район"
(ст.  14 п.  4),  "Город Людиново и Людиновский район" (ст.  62 ч. 2),
"Город   Балабанове"   (ст.   71),  "Город  Жиздра"  (ст.  41  п.  2),
"Жиздринский район" (ст. 24 п. 15), "Поселок Полотняный завод" (ст. 43
ч.  2), "Город Кондрово" (ст. 57), "Поселок Воротынск" (подп. "б" п. 1
ст.  14),  "Поселок Ермолино" (дефис 2,  3,  4 ст.  63),  "Бебелевский
сельсовет" (п. 2 ст. 37), "Октябрьский сельсовет" (дефис 2, 3 ст. 58),
"Город Кондрово" (подп. "б", "в" ст. 51), "Город Кременки" (дефис 2 п.
3 ст.  37), "Город Ермолино" (п. "в" ст. 54), "Поселок Ферзиково" (ст.
62),  "Поселок Ферзиково" (ст.  62) не в полной мере соответствуют ст.
15  (п.  8) Федерального закона N 67-ФЗ,  устанавливающей обязательный
срок опубликования решения о назначении  референдума  не  позднее  чем
через пять дней со дня его принятия.

     Не соответствуют  требованиям ст.  55 ФЗ N 67-ФЗ уставы МО "Город
Жиздра" (ст.  19 п.  З), "Бебелевский сельсовет" (ст. 38 п. З) в части
определения  срока  опубликования проекта нормативного правового акта,
выносимого на референдум.

     Положения Уставов МО  "Износковский  район"  (ст.  ст.  73,  75),
"Боровский   район"  (ст.  36),  "Жуковский  район"  (ст.  14  п.  4),
"Жиздринский район" (ст. 24 п. п. 7, 8, 12, 16, 17, 18), "Ферзиковский
район" (ст.  16 п.  З), "Мещовский район" (ст. ст. 64 (п. 2 "в"") , 65
(п.  2),  68 (п.  2),  71), "Поселок Мятлево" (ст. ст. 68, 70), "Город
Ермолино" (ст.  62), "Город Кременки" (п. 4 ст. 38), "Тарусский район"
(ст.  12), "Поселок Детчино" (п. 4 ст. 15), "Поселок Воротынск" (п. 12
ст.  13),  "Поселок Еленский" (ст.  67), "Дзержинский район" (п. 4 ст.
14),  "Город Ермолино" (ст.  57-61),  "Город Белоусово" (п. 4 ст. 15),
"Поселок Ферзиково" (ст.  ст. 67-69), "Поселок Воротынск" (п. п. 3, 6,
7 ст.  13), "Поселок Еленский" (ст. ст. 68, 70), "Город Кондрово" (ст.
ст.  54,  55,  57) в части определения срока,  процедуры организации и
проведения референдума (в т.ч.  вопросов передачи главе муниципального
образования  прав  по  осуществлению  полномочий комиссии референдума,
прекращения срока полномочий  указанной  комиссии,  количества  членов
инициативной  группы,  начала  сбора подписей,  их необходимого числа,
отказа инициативной группе в повторном проведении референдума  и  пр.)
противоречат требованиям ст.  ст.  15 (п. п. 6, 8), 20, 22 (п. 7), 24,
36, 37, 38 Федерального закона N 67-ФЗ.

     Не в полной мере соответствует ст.  73 (п. 6) Федерального закона
N  67-ФЗ  нормы  Уставов  МО  "Износковский  район"  (ст.  78  ч.  2),
""Боровский район" (ст.  36 п.  6),  "Жуковский район" (ст.  14 п.  6)
"Город Людиново и Людиновский район" (ст. 63), "Город Балабаново" (ст.
73 ч.  2),  "Жиздринский район" (ст.  24 п. 20) "Мещовский район" (ст.
72),  "Поселок Товарково" (ст.  11 ч. 1), "Поселок Мятлево" (ст. 73 ч.
2),  "Поселок Воротынск" (п.  3 ст.  15),  "Поселок Еленский" (ст. 73)
"Дзержинский район" (п.  9 ст.  14), "Октябрьский сельсовет" (ст. 62),
"Город  Кондрово"  (ст.  61),  "Город  Ермолино"  (ст.   64),   "Город
Малоярославец"   (п.   5   ст.  12),  "Поселок  Ферзиково"  (ст.  72),
определяющие  условия  отмены  или  изменения  решения  принятого   на
референдуме,  а уставы МО "Сухиничский район" (ст. 14), "Город Жиздра"
(ст. 42 п. З), "Жиздринский район" (ст. 24 п. 19), "Поселок Товарково"
(ст.  11 ч.  1) - ст. 70 (п. 8) Федерального закона в части отсутствия
необходимого условия для  признания  решения  по  вопросу  референдума
принятым - участия в референдуме более половины жителей муниципального
образования.  Устав  МО  "Бебелевский  сельсовет"  (п.  3   ст.   39),
устанавливающий что на референдуме решение считается принятым, если за
него проголосовало не менее 50 %  от общего числа  граждан,  принявших
участие в референдуме, также не в полной мере соответствует ст. 70 (п.
8) Федерального закона N 67-ФЗ,  согласно которой решение считается не
принятым на референдуме в случае, если за это решение проголосовало не
более   половины   участников   референдума,   принявших   участие   в
голосовании.

     Уставы МО "Износковский район" (ст. 81), "Думиничский район" (ст.
74),  "Город Балабаново" (ст.  43),  "Город Жиздра"  (ст.  19  п.  7),
"Жиздринский  район"  (ст.  25  п.  5),  "Мещовский  район" (ст.  76),
"Поселок Полотняный завод" (ст.  29),  предусматривающие, что в случае
прекращения   полномочий   главы   за   шесть  месяцев  или  менее  до
официального срока его полномочий,  выборы  главы  не  проводятся,  не
соответствует  ст.  ст.  9,  10 Федерального закона N 67-ФЗ,  согласно
которой в случае досрочного прекращения  полномочий  органов  местного
самоуправления  (в т.ч.  с учетом ст.  2 данного Федерального закона и
выборного лица местного самоуправления) выборы должны  быть  назначены
не  позднее  чем  через  14 дней со дня такого прекращения полномочий.
Аналогичные нарушения  допускаются  и  при  регулировании  вопросов  о
назначении  выборов  представительного органа,  досрочно прекратившего
свои полномочия (МО "Город Жиздра (ст.  19 п.  2),  "Угорская волость"
(ст.  5 п.  8 ч.  4), "Поселок Полотняный завод" (ст. 21 ч. З), "Город
Малоярославец" (ст.  49 п.  2 абз.  2),  "Поселок Еленский" (ст.  43),
"Дзержинский район" (ст.  ст. 9 (п. 7), 10 (п. 3). Не соблюдены сроки,
установленные ст.  10 ФЗ N 67-ФЗ,  при назначении и проведении выборов
при  досрочном прекращении полномочий главы муниципального образований
или  представительного  органа  (уставы  МО  "Поселок  Мятлево"   (ст.
43),"Бебелевский  сельсовет" (п.  2 ст.  12),  "Поселок Еленский" (ст.
43),  "Поселок Ферзиково" (ст.  42),  "Город Малоярославец" (п.  4 ст.
48), "Ульяновский сельсовет" (ст. 21 п. 2), "Город Кондрово" (ст. 28).

     Кроме того,  в нарушение ст.  ст.  10 (п.  1),  71 (п.  п.  8, 9)
Федерального  закона  N   67-ФЗ   Устав   МО   "Город   Малоярославец"
предусматривает  в  случае  досрочного прекращения полномочий Главы МО
проведение дополнительных муниципальных выборов,  в  то  время  как  в
данном случае проводятся новые основные выборы.

     Несоответствие ст.  71  (п.  10)  Федерального  закона  N  67-ФЗ,
предусматривающей,  что повторные и  (или)  дополнительные  выборы  не
назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не
может быть избран на срок более одного года содержится  в  уставах  МО
"Жуковский район" (ст.  21 п.  3 ч.  5), "Город Жиздра" (ст. 19 п. 6),
"Медынский район" (ст.  13 п.  4),  "Поселок Воротынск" (п. 4 ст. 30),
"Бабынинский  район"  (п.  4 ст.  13).  Кроме того,  в МО "Бабынинский
район",  в котором депутаты избираются по одномандатным округам (п.  2
ст.  1-2  Устава),  при неправомочном составе представительного органа
будут проводиться не дополнительные,  а новые основные выборы (ст.  71
(п. п. 8, 12) ФЗ N 67-ФЗ).

     Также не  всегда  уставами  МО правомерно (с соблюдением условий,
предусмотренных ст.  71 п.  п.  9 ФЗ  N  67-ФЗ)  регулируются  вопросы
назначения  дополнительных  выборов  в  случае  досрочного прекращения
полномочий депутата,  избранного по многомандатному округу (МО  "Город
Жиздра" (ст.  19 п.  5) Уставы МО "Город Кондрово" (ст.  67), "Поселок
Ферзиково"  (ст.  75),  определяющие,   что   при   незамещении   всех
депутатских  мандатов,  подлежащих  замещению  в  этом  округе,  то по
соответствующему многомандатному избирательному  округу  избирательная
комиссия  МО  принимает решение о назначении дополнительных выборов по
незамещенным депутатским мандатам,  в то время как согласно ст. 70 (п.
5)  Федерального  закона  N  67-ФЗ  в  данном  случае  по незамещенным
мандатам проводятся повторные выборы.

     Нормы Уставов МО "Износковский район" (ст. 82), "Город Людиново и
Людиновский район" (ст.  65),  "Город Сосенский" (ст.  16),  "Угорская
волость" (ст.  16 п.  7),  "Поселок Детчино" (п.  7 ст.  16), "Поселок
Воротынск" (п.  п.  2,  3 ст.  11),  "Город Ермолино" (ст. 70), "Город
Белоусово" (п.  7 ст.  16),  предусматривающие,  что если два и  более
кандидата  получили  равное  количество  голосов,  избранным считается
кандидат, зарегистрированный раньше, противоречат ст. ст. 70 (п. п. 2,
4),  71 (п. п. 1, 2) Федерального закона N 67-ФЗ, ст. ст. 3, 34 Закона
области "О выборах в  органы  местного  самоуправления  на  территории
Калужской области",  устанавливающим необходимость проведения в данном
случае повторного голосования.

     Кроме того,  ст.  82 Устава МО "Износковский район"  определяющая
одним   из  условий  признания  выборов  состоявшимися  -  принятие  в
голосовании участия не менее 30 %  общего числа избирателей, внесенных
в избирательные списки,  противоречит ст.  ст.  70 (п. 2) Федерального
закона N 67-ФЗ,  ст.  31 вышеназванного  областного  Закона,  согласно
которым   указанное   число   должно   быть  не  менее  20  процентов.
Несоответствия  вышеназванным  нормам  содержатся  в  уставах   "Город
Балабаново" (ст.  77,  78), "Угорская волость" (ст. 16 п. 7), "Поселок
Мятлево" (ст. 76), "Поселок Еленский (ст. 76), "Бебелевский сельсовет"
(ст.  26  п.  5),  "Поселок  Ферзиково" (ст.  76).  Рядом уставов МО в
нарушение ст.  ст.  70 п.  п.  2, 9 ФЗ N 67-ФЗ ограничивается перечень
условий признания выборов несостоявшимися ("Угорская волость" (ст.  16
п.  8),  "Поселок Мятлево" (ст.  76)),  "Куйбышевский район" (ст. 16),
"Город Ермолино" (ст.  68),  "Город "Белоусово" (ст. 16 п. 8), а также
недействительными ("Угорская волость" (ст.  16  п.  9),  "Куйбышевский
район" (ст.  16),  "Город "Белоусово" (ст. 16 п. 9), "Поселок Детчино"
(ст. 16 п. 9)).

     Также противоречит ст.  ст.  70 (п.  4), 71 Федерального закона N
67-ФЗ,  ст.  3 Закона области положение Устава МО "Износковский район"
(ст.  82 ч.  3),  определяющее условие, при котором кандидат считается
избранным   главой   МО,   поскольку   при   проведении  выборов  глав
муниципальных образований в области используется мажоритарная  система
относительного,  а не абсолютного большинства.  Нарушения Федерального
закона N 67-ФЗ (ст.  ст.  38 (п.  п.  30, 32), 70, 71), Закона области
(ст.  З)  были  допущены  при  решении  вопроса  о признании избранным
кандидата депутатом либо главой в уставах МО  "Жуковский  район"  (ст.
20),  "Куйбышевский район" (ст.  16 п.  10),  "Думиничский район" (ст.
75),  "Город Балабаново" (ст. ст. 36, 76, 78), "Город Жиздра" (ст. ст.
28-30),  "Ферзиковский район" (ст. ст. 17 (п. 7), 57 (п. 2), "Угорская
волость" (ст.  16 п.  8), "Медынский район" (ст. ст. 12 (п. 2), 22 (п.
3),  57 (ч. 2)), "Поселок Мятлево" (ст. ст. 35, 77 ч. 1), "Бебелевский
сельсовет" (п.  1 ст.  26,  п.  1 ст.  27, п. п. 1, 2 ст. 28) "Поселок
Ферзиково"  (ст.  34),  "Октябрьский  сельсовет"  (ст.  32),  "Поселок
Детчино" (п.  п.  7,  8 ст.  16),  "Поселок Воротынск" (п.  3 ст. 11),
"Спас-Деменский район" (абз.  1 ст. 73), "Бабынинский район" (п. 2 ст.
12,  п.  3 ст.  22,  ст. 57) "Дзержинский район" (п. п. 9, 10 ст. 15),
"Ульяновский район" (п.  4 ст.  23), "Город Кондрово" (ст. 66), "Город
Кременки" (п.  3 ст.  8),  "Город Малоярославец" (п. 4 ст. 16), "Город
Ермолино" (ст.  ст.  67,  70),  "Город Белоусово" (п. п. 7, 8 ст. 16),
"Поселок Ферзиково" (ст. 76), "Юхновский район" (ст. ст. 23 (п. 3), 57
(ч.  2)  (в  большинстве  при определении условия избрания отсутствует
сравнение с количеством голосов, полученных, "против всех").

     Уставы МО "Спас-Деменский район" (абз.  2 ст.  73 Устава) в части
проведения безальтернативного голосования в соответствии со ст. 31 (п.
21) Закона Калужской области  "О  муниципальных  выборах  в  Калужской
области",  МО  "Ульяновский  район" (п.  4 ст.  52) в части проведения
безальтернативного голосования на  выборах  депутатов,  проводимых  по
многомандатным округам,  не соответствуют положениям ст. 38 (п. п. 30,
32)  Федерального  закона   N   67-ФЗ,   устанавливающим   возможность
безальтернативного  голосования  лишь  в  одномандатном  избирательном
округе либо в едином избирательном округе  по  одной  кандидатуре  при
повторном  голосовании  или  на  выборах  депутатов  органов  местного
самоуправления,  если это предусмотрено законом субъекта РФ (закон  "О
выборах  в  органы  местного  самоуправления  на  территории Калужской
области" подобных норм не содержит).

     Не в  полной  мере  соответствуют  требованиям  ст.  71  (п.   5)
Федерального  закона N 67-ФЗ Уставы МО "Износковский район" (ст.  73),
"Город Людиново и Людиновский район"  (ст.  66),  "Думиничский  район"
(ст.  76),  "Жиздринский район" (ст.  25 п. 7), "Мещовский район" (ст.
78),  "Угорская волость" (ст.  16 п.  10),  "Поселок Полотняный завод"
(ст.  55),  "Ульяновский район" (ст.  52 п.  п.  4,  5),  определяющие
основания проведения повторных выборов  (в  частности,  в  приведенном
перечне  отсутствует  необходимость  назначения  повторных  выборов  в
случае,  если кандидат,  не сложил с себя полномочия, несовместимые со
статусом   депутата,  выборного  должностного  лица),  а  также  сроки
проведения повторного голосования и повторных  выборов,  установленные
ст.  ст.  71 п.  п.  1,  5 ФЗ N 67-ФЗ,  ст. ст. 34, 35 Закона области,
(уставы МО "Полотняный завод" (ст. ст. 54, 55), "Город Кондрово" (67).
Устав МО "Город Ермолино" (ст. 71), устанавливающий 5-дневный срок для
опубликования сообщения о назначении повторных  выборов,  противоречит
ст. 71 (п. 5) ФЗ N 67-ФЗ, согласно которой решение о назначении должно
быть опубликовано не позднее 3-х дней с момента его принятия.

     Уставы муниципальных образований  "Город  Балабаново"  (ст.  33),
"Поселок Мятлево" (ст.  33 ч. 2), "Город Малоярославец" (п. 3 ст. 50),
согласно   которым    в    случае    досрочного    выбытия    депутата
представительного     органа,     его    мандат    по    постановлению
представительного органа передается кандидату в  депутаты,  набравшему
наибольшее  количество  голосов после кандидатов,  ставших депутатами,
противоречит ст.  71 (п. 13) Федерального закона N 67-ФЗ, исключающему
возможность   принятия   такого  решения.  Аналогичные  несоответствия
содержатся в уставе МО "Поселок Ферзиково" (ст. 32).

     Не всегда в полном соответствии с ФЗ N 67-ФЗ (ст.  72) и  Законом
области  (ст.  37)  регулируются вопросы опубликования (обнародования)
результатов выборов,  в ч-ти определения сроков опубликования, (уставы
МО "Город "Жиздра" (ст. 34)).

     Помимо этого,  Уставами МО "Износковский район" (ст.  85), "Город
Людиново и Людиновский район" (ст.  ст.  67/68),  "Думиничский  район"
(ст. 77), "Куйбышевский район" (ст. 16 п. 5), "Город Жиздра" (ст. 31),
"Жиздринский район" (ст. 25 п. 8), "Ферзиковский район" (ст. 18 п. 5),
"Мещовский район" (ст. 79), "Угорская волость" (ст. 16 п. 5), "Поселок
Детчино" (п.  5 ст. 16), "Спас-Деменский район" (ст. 75), "Бебелевский
сельсовет"  (ст.  29),  "Дзержинский  район"  (п.  6 ст.  15),  "Город
Белоусово"  (п.  5  ст.  16)  предусмотрена   возможность   выдвижения
кандидата   в   представительный   орган   и  на  должность  главы  МО
инициативной группой, тогда как Федеральный закон N 67-ФЗ (ст. ст. 32,
34,  35)  для  местных  выборов  устанавливает  возможность выдвижения
граждан  только   путем   самовыдвижения,   выдвижения   избирательным
объединением, избирательным блоком.

     Также уставом  МО "Износковский район" (ст.  85) определено,  что
для регистрации кандидата на должность главы  МО  требуется  поддержка
одного  процента  избирателей  соответствующего избирательного округа,
однако в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ (ст.  ст. 37 п. 1)
и  Законом  области  (ст.  16  п.  З)  при проведении выборов выборных
должностных   лиц   местного   самоуправления   количество   подписей,
необходимых для регистрации кандидата,  составляет 2 процента от числа
избирателей,   зарегистрированных   на    территории    муниципального
образования.  Аналогичные  требования  содержатся в законодательстве и
для регистрации кандидатов в депутаты в многомандатных округах, однако
в ряде уставов МО ("Город Людиново и Людиновский район" (ст. 68 ч. 2),
"Думиничский район" (ст.  78),  "Куйбышевский район" (ст.  16  п.  5),
"Угорская волость" (ст.  16 п.  5),  Уставы МО "Поселок Детчино" (п. 5
ст.  16),  "Спас-Деменский район" (ст. 76), "Город Кременки" (п. 3 ст.
39) они не соблюдены.

     Уставами МО  "Жуковский  район"  (ст.  ст.  21  п.5,  33  п.  9),
"Думиничский  район"  (ст.  26),  "Город  Балабаново"  (ст.  21,  45),
"Жиздринский район" (ст.  10 п.  11),  "Город Жиздра" (ст.  60 п.  1),
"Ферзиковский район" (ст.  ст. 63, 73), "Угорская волость" (ст. 6 п. 1
ч.  5), "Медынский район" (ст. 18), "Поселок Полотняный завод" (ст. 25
ч.  ч.  5,  6), "Поселок Мятлево" (ст. ст. 20, 45), "Поселок Еленский"
(ст.  ст. 20, 45), "Бебелевский сельсовет" (п. 2 ст. 10), "Октябрьский
сельсовет" (ст.  ст.  19,  40),  "Ульяновский район" (ст. ст. 18, 27),
"Город Кондрово" (ст.  ст.  15,  43),  "Город Кременки" (п. 8 ст. 12),
"Город Малоярославец" (ст. 46), "Тарусский район" (п. п. 1, 2 ст. 38),
"Поселок Ферзиково" (ст.  ст.  20,  40), "Город Ермолино" (ст. ст. 16,
46), "Город Белоусово" (п.  1 ст. 6), "Поселок Ферзиково" (ст. ст. 20,
44),  "Юхновский район" (ст.  19),  "Город Калуга" (ст.  ст.  34,  35)
устанавливаются   ограничения,   связанные   со   статусом    депутата
представительного  органа,  главы  муниципального образования,  что не
соответствует требованиям ст.  18 (п. 6) Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
согласно  которой  ограничения,  связанные   со   статусом   депутата,
устанавливаются только Конституцией РФ,  федеральным законом, законами
субъекта РФ.  Аналогичные положения  содержит  Федеральный  закон  "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан  Российской  Федерации"  (ст.  4  п.  9),  Законы  "О  местном
самоуправлении  в  Калужской области" (ст.  26),  "О статусе выборного
лица местного самоуправления в Калужской области" (ст. ст. 2, 8, 13).

     В уставах МО "Город Балабаново" (ст.  75),  "Город  Жиздра"  (ст.
33),  "Бебелевский сельсовет" (ст.  31 п.  п. 1-3, 5), "Спас-Деменский
район" (ст.75) при  регулировании  вопросов,  связанных  с  гарантиями
деятельности  кандидатов  на  выборные  должности,  а  также избранных
кандидатов,  допущены нарушения ФЗ N 67-ФЗ (ст.  ст.  4 (п. 9), 32, 33
(п.  2),  41 (п.  п.  2,  5),  43 (п.  4),  70 (п. 6)), в т.ч. в части
ограничении трудовых прав,  права  на  образование,  прав  на  занятие
определенных должностей,  права на участие в иных выборах,  срока дачи
обязательств о прекращении несовместимой  со  статусом  депутата  либо
главы деятельности,  а также представления приказа об освобождении его
от обязанностей,  несовместимых со статусом выборного  лица  в  случае
избрания, определения срока утраты статуса доверенных лиц и др.

     Кроме того, Уставы МО "Износковский район" (ст. 13 (ч. 5), 78 (ч.
1),  "Город Жиздра" (ст. ст. 8 (п. 7), 19 (п. 4)), "Жиздринский район"
(ст.  14 п.  9 ч.  2), "Мещовский район" (ст. 27), "Поселок Товарково"
(ст.  31  ч.  З),  "Поселок  Полотняный  завод"  (ст.  ст.  29,   52),
"Бебелевский сельсовет" (ст. 28 п. 6), "Город Белоусово" (п. 3 ст. 16)
содержат  технические  ошибки,  буквальная  трактовка  которых   может
повлечь за собой нарушение требований федерального законодательства (в
частности,  ст.  ст. 4 (п. 9), 70 (п. 8) Федерального закона N 67-ФЗ и
т.д.).
     В уставах муниципальных образований "Юхновский  район"  и  "Город
Калуга",  проверенных  прокуратурой,  содержатся  не  только нарушения
избирательного  законодательства,  но  и  законодательства  о  местном
самоуправлении   (в   части  вопросов  территориального  общественного
самоуправления,  принятия  нормативных  правовых  актов  и   др.),   о
муниципальной службе, л также требований Бюджетного Кодекса РФ.
     Прокуратурой принимаются меры по приведению вышеназванных уставов
муниципальных     образований    в    соответствие    с    действующим
законодательством.
     Учитывая изложенное,   считаю  необходимым  принятие  в  пределах
компетенции соответствующих мер по устранению указанных  нарушений,  в
т.ч.  с  учетом предстоящих выборов в органы местного самоуправления и
требований ст.  ст.  35-37,  84,  85 Федерального закона N 131-ФЗ  "Об
общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в  Российской
Федерации".
     О результатах    рассмотрения    прошу    Вас    проинформировать
облпрокуратуру.


     И.о. прокурора области
     старший советник юстиции          О.Б.Беляк


Информация по документу
Читайте также