Расширенный поиск

Распоряжение Губернатора Калужской области от 19.08.2004 № 333-р

 
                     ГУБЕРНАТОР КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ


     19 августа 2004 г.                                    N 333-р


     В соответствии  с  Уставом  Калужской  области в целях устранения
нарушений природоохранного и земельного законодательства:
     1. Довести   до   сведения   муниципальных   образований  области
представление    прокурора    области    об    устранении    нарушений
природоохранного  и земельного законодательства в деятельности органов
местного самоуправления области (прилагается).
     2. Предложить   органам   местного  самоуправления  муниципальных
образований   области   принять   необходимые   меры   к    соблюдению
природоохранного  и  земельного  законодательства при издании правовых
актов, защите прав граждан па благоприятную среду.


     Губернатор области          А.Д.Артамонов


                                               Заместителю Губернатора
   ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                  Калужской области
             ПРОКУРАТУРА                    руководителю администрации
                                                   Губернатора области
          КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
   248600 г. Калуга, ул. Кутузова, 2а                    Куликову Г.В.
        06.08.04       N 7/1-4-04

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Об устранении нарушений
природоохранного законодательства
в деятельности органов
местного самоуправления

     Проведенная органами     прокуратуры     проверка      исполнения
природоохранного  законодательства  в  деятельности  органов  местного
самоуправления и их должностных лип,  свидетельствует,  что  нарушения
закона  в  названной сфере носят распространенный характер.  Во многих
районах области выявлены нарушения закона при  осуществлении  органами
местного самоуправления деятельности,  связанной с природопользованием
(добыча пресных подземных вод,  обращение  с  опасными  отходами)  без
специального  разрешения  (лицензии),  нарушения  законодательства  об
отходах производства и потребления, несоблюдение требований закона при
распоряжении земельными участками.
     В соответствии со ст.  ст.  14,  15 Федерального закона "Об общих
принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации"
организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора  относится
к  вопросам  местного  значения,  организация утилизации и переработки
бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного  значения
муниципального района.
     Статья 51  Федерального  закона  "Об  охране  окружающей   среды"
устанавливает,  что  отходы производства и потребления подлежат сбору,
использованию,    обезвреживанию,    транспортировке,    хранению    и
захоронению,  условия  и  способы  которых должны быть безопасными для
окружающей среды.
     Согласно ст.   30   Федерального  закона  "Об  охране  окружающей
природной среды", ст. 9 Федерального закона "Об отходах производства и
потребления",  ст.  17 Федерального закона "О лицензировании отдельных
видов деятельности" деятельность по утилизации отходов производства  и
потребления подлежит лицензированию.
     Вместе с  тем,  установлено,  что  в  нарушение  указанных   выше
требований закона,  ряд объектов размещения твердых бытовых отходов на
территории  области  эксплуатируется  предприятиями  органов  местного
самоуправления без получения необходимых разрешений (лицензий).
     Так, на   территории    Ульяновского    района    многоотраслевым
производственным  предприятием коммунального хозяйства МО "Ульяновские
район",  в ведении которого находится свалка твердых бытовых  отходов,
осуществляется  безлицензионная  деятельность  по обращению с опасными
отходами производства и потребления.
     Прокуратурой Козельского района установлено, что МУП Горжилкомхоз
МО  "Город  Сосенский",  МУП   ЖКХ   "Город   Козельск"   осуществляют
эксплуатацию  полигонов  для  утилизации  твердых  бытовых отходов без
специального разрешения.
     В Мосальском районе,  в нарушение ст.  22 Федерального закона "Об
охране  окружающей  среды",  муниципальные  предприятия   осуществляют
размещение  твердых  бытовых  отходов  без соответствующих лицензий на
право обращения с опасными отходами и без лимитов их размещения.
     Неблагоприятная обстановка  с утилизацией твердых бытовых отходов
сложилась в Куйбышевском районе.  Так, в ходе проведенной прокуратурой
проверки установлено,  что полигон твердых бытовых отходов в районе д.
Падерки,   эксплуатируемый   муниципальным   унитарным    предприятием
"Коммунальник",  используется  с нарушениями требований к устройству и
содержанию  полигонов,  разрешение  на  размещение   бытовых   отходов
отсутствует, имеют место факты складирования отходов на проезжей части
автодороги и другие нарушения.
     На территории  Износковского района образовались стихийные свалки
в районе д.  Воронки,  на дороге Износки-Ореховня  и  другие,  полигон
твердых  бытовых  отходов,  расположенный на территории муниципального
образования "Износковский район"  в  районе  д.  Носово,  не  отвечает
предъявляемым  требованиям.  Тем  не менее,  администрацией названного
муниципального   образования   достаточных   мер,   направленных    на
обеспечение  санитарно-эпидемиологического благополучия населения,  не
принимается.
     Несанкционированные свалки    также    выявлены   на   территории
Боровского   района   около   д.   Тишнево,   д.   Кабицино,    однако
администрациями муниципальных образований МО "Боровский район", МО "г.
Балабаново"  на  протяжении   длительного   времени   не   принимается
достаточных мер по сбору и утилизации бытовых отходов.
     Аналогичные нарушения  выявлены   в   деятельности   коммунальных
предприятий   муниципальных   образований   области  в  Хвастовичском,
Козельском, Медынском, Бабынинском районах, г. Обнинска.
     Согласно ст.    10    Закона   Калужской   области   "О   местном
самоуправлении в  Калужской  области"  к  вопросам  местного  значения
относится   регулирование   использования   водных  объектов  местного
значения.
     Вместе с тем,  в Мосальском районе многие артезианские скважины и
водопроводы в  сельской  местности  находятся  в  неудовлетворительном
состоянии,  до  настоящего  времени  не  решен  вопрос о ведомственной
принадлежности некоторых сельских  водопроводов,  без  документального
оформления  переданы  водопроводы Тарасовской,  Боровенской,  Лесной и
другим сельским администрациям.
     В нарушение  ст.  30  Федерального  закона  "Об охране окружающей
среды",  ст. ст. 10, 11 Федерального закона "О недрах", ст. ст. 46, 54
Водного Кодекса РФ добыча воды из скважин, расположенных на территории
Калужской  области,  в  ряде  случаев   осуществляется   предприятиями
муниципальных образований без лицензий на пользование недрами, а также
без договоров на водопользование,  заключенных на  основании  выданных
лицензий.
     Так, прокурором  Износковского   района   установлено,   что   на
территории  муниципального образования "Поселок Мятлево" пользователем
артезианских скважин по добыче подземных вод  унитарным  муниципальным
коммунально-бытовым  предприятием  МО "Поселок Мятлево" осуществляется
забор подземных вод без лицензии, оплата за использование артезианских
скважин, в  нарушение  ст.  ст.  1,  2 Федерального закона "О плате за
пользование водными объектами", не производится.
     Аналогичное нарушение   выявлено  в  деятельности  муниципального
унитарного предприятия "Калужский лес" МО "Износковский район".
     Вопреки положений  ст.  16  Федерального  закона  РФ  "Об  охране
окружающей среды",  некоторые муниципальные предприятия  не  выполняют
обязанности  по  внесению установленных законом платежей за негативное
воздействие  на  окружающую  среду,  в   том   числе   нормативные   и
сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ.
     Так, задолженность МУП "ЖКХ села" МО  "Перемышельский  район"  по
плате за нормативные и сверхнормативные выбросы составила более 14.000
руб.,  задолженность за пользование водными объектами  образовалась  с
2001 г. и составила более 800.000 руб.
     Согласно требованиям        ст.        19        Закона        "О
санитарно-эпидемиологическом  благополучии  населения"  питьевая  вода
должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном  отношении,
безвредной   по  химическому  составу  и  должна  иметь  благоприятные
органолептические   свойства.   В   соответствии   с    предъявляемыми
требованиями  юридическим  лицом,  осуществляющим эксплуатацию системы
водоснабжения,   должен   осуществляться   производственный   контроль
качества питьевой воды.
     Право пользования водными  объектами  с  применением  сооружений,
технических  средств  и  устройств (специальное водопользование) может
быть осуществлено гражданами и юридическими лицами только на основании
лицензии  на  водопользование  и  заключенного договора на пользование
водным объектом.
     Вместе с  тем,  добыча  пресных  подземных  вод  из  артезианской
скважины,  находящейся на балансе Кудрявецкой  сельской  администрации
Хвастовичского  района,  обеспечивающей  питьевой  водой  население д.
Теребень,  производится без специального разрешения (лицензии).  Кроме
того, в нарушение требований закона, юридическим лицом, осуществляющим
эксплуатацию систем водоснабжения,  производственный контроль качества
питьевой воды не проводится.
     Анализ состояния  законности  при   издании   органами   местного
самоуправления  правовых  актов по распоряжению муниципальными землями
свидетельствует  о  допускаемых  представительными  и  исполнительными
органами  местного  самоуправления  нарушениях действующего земельного
законодательства.
     Наиболее распространенными    нарушениями   являются:   нарушение
порядка  предоставления  земель,  отсутствие  сведений   о   категории
выделяемых   земельных   участков,   несоблюдение  порядка  проведения
конкурсов на заключение договоров аренды земельных участков.
     В соответствии  со  ст.  34 Земельного Кодекса РФ органы местного
самоуправления,   в   целях   обеспечения   принципа    эффективности,
справедливости,   публичности,   открытости  и  прозрачности  процедур
предоставления  земельных  участков  обязаны  принять  правовые  акты,
устанавливающие   процедуру   и   критерии   предоставления  земельных
участков,  в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений,
а также уполномочить на управление и распоряжение земельными участками
и иной недвижимостью специальный орган.
     Однако, в   нарушение  указанных  требований,  органами  местного
самоуправления МО  "Бебелевский  сельсовет",  МО  "поселок  Ферзиково"
правовые  акты  по  вопросам,  связанным  с  распоряжением  земельными
участками,  до настоящего времени не  приняты.  Аналогичные  нарушения
имеют место в Дзержинском районе.
     Не во всех случаях органами местного  самоуправления  соблюдаются
требования  ст.  31  Земельного  Кодекса  РФ  в  части  информирования
населения  о  возможном  или  предстоящем   предоставлении   земельных
участков для строительства объектов.
     Так, в ходе проведенной проверки установлено,  что Постановлением
Главы  МО  "Дзержинский  район"  "О предоставлении в аренду земельного
участка ООО "Билар" для расширения АЗС" был выделен земельный  участок
без заблаговременного информирования населения о его предоставлении.
     Нарушения названных  требований  закона   были   также   выявлены
прокурором  Тарусского  района при предоставлении земель МО "Тарусский
район".
     В нарушение  ст.  6,  ч.  2  ст.  8 Земельного Кодекса РФ в актах
органов местного самоуправления о предоставлении  земель  не  во  всех
случаях   указываются   категория   выделяемых   земельных   участков,
кадастровый номер, не определяется точное его месторасположение.
     Так, нарушения   вышеуказанных  требований  закона  допущены  при
принятии правовых актов Главой администрации Хохловского сельсовета МО
"Перемышельского района".
     Постановление Районного Собрания  МО  "Перемышельский  район"  от
13.03.2004   г.   "Об  организации  и  проведении  торгов  по  продаже
находящихся  в  собственности  муниципального  образования   земельных
участков   и   земель,   находящихся  в  собственности  муниципального
образования до разграничения государственной собственности  на  землю,
или  права на заключение договоров аренды таких земельных участков" не
соответствует требованиям действующего законодательства,  в том  числе
Постановлению Правительства РФ от 11.11.2002 г. N 808.
     Прокурором Козельского  района  выявлены   факты   предоставления
Главой  администрации  МО  "Город  Козельск"  (постановление  N 256 от
22.04.2004  г.)  земельных  участков  муниципального   образования   в
постоянное  (бессрочное)  пользование субъектам,  но уполномоченным на
приобретение земель на указанном праве.
     Кроме того,   постановлением   Главы   администрации   МО  "Город
Козельск" N 166 от 22.03.2004 г.  с  превышением  установленной  нормы
предоставления  земельных  участков  был  выделен  земельный участок в
собственность для ведения индивидуального, жилищного строительства.
     Аналогичные нарушения     допускаются     должностными     лицами
муниципального образования "Бебелевский сельский  совет",  Кривцовской
сельской администрации МО "Ферзиковский район".
     Нарушения положений ст.  38 ЗК РФ, Постановления Правительства РФ
от 11.11.2002 г. N 808 допущены Главой администрации МО "Город Киров и
Кировский район" при организации и  проведении  конкурсов  по  продаже
прав  на  заключение договоров аренды земельных участков на территории
муниципального района.
     Вопреки требованиям ч.  2 ст.  32 Земельного Кодекса РФ решение о
выделении  земельного  участка  ОАО  "Калугаоблгаз"   для   размещения
автомобильного   газозаправочного   пункта   Главой  администрации  МО
"Тарусский  район"  принято  с   нарушением   установленного   законом
двухнедельного  срока  принятия  решения  о  предоставлении земельного
участка для строительства.
     Кроме того,   решение   о   предварительном   согласовании  места
размещения  объекта  -  автомобильного  газозаправочного   пункта,   в
нарушение ч.  5 ст.  30,  ч.  6 ст.  31 ЗК РФ, Главой администрации МО
"Тарусский район" не принималось,  выбор места  размещения  указанного
автомобильного  газозаправочного  пункта  осуществлен  без  проведения
государственной экологической экспертизы,  что является нарушением ст.
35 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
     Согласно ст.  21  Федерального   закона   "Об   общих   принципах
организации   законодательных   (представительных)   и  исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации", высший
исполнительный   орган   государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации   разрабатывает   и   осуществляет   меры   по   обеспечению
комплексного социально-экономического развития субъекта РФ,  участвует
в проведении  единой  государственной  политики  в  области  финансов,
науки,   образования,   здравоохранения,   социального  обеспечения  и
экологии, осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации,
обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.
     Высший исполнительный орган власти субъекта РФ вправе  предложить
органу местного самоуправления,  выборному или иному должностному лицу
местного самоуправления привести в соответствие с законодательством РФ
изданные ими правовые акты в случае,  если указанные акты противоречат
Конституции  Российской  Федерации,   федеральным   законам   и   иным
нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу),
законам  и  иным  нормативным  правовым  актам   субъекта   Российской
Федерации, а также вправе обратиться в суд.
     Указанные нарушения  стали  возможны  вследствие   недостаточного
знания  многими  должностными  лицами  органов местного самоуправления
применяемого ими законодательства,  не  использования  в  полной  мере
органами  государственной  власти  области полномочий по защите прав и
свобод гражданина,  а также контроля за  соблюдением  законодательства
органами местного самоуправления.
     На основании изложенного,  руководствуясь ст. 24, 28 Федерального
закона "О прокуратуре Российской Федерации",

                              ПРЕДЛАГАЮ:

     Рассмотреть настоящее  представление  и  принять в соответствии с
компетенцией  необходимые  меры   к   соблюдению   органами   местного
самоуправления области природоохранного и земельного законодательства,
защите прав и свобод граждан на благоприятную окружающую среду.
     Обеспечить контроль     за    исполнением    органами    местного
самоуправления  действующего  законодательства  при  издании  правовых
актов.
     Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее
чем  в месячный срок должны быть приняты конкретные меры по устранению
выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих.
     О результатах   в   письменной   форме  должно  быть  сообщено  в
прокуратуру области.

     И.о. прокурора области
     старший советник юстиции          О.Б.Беляк


Информация по документу
Читайте также