Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Калужской области от 06.06.1996 № 518

               ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

      6 июня 1996 г.                                      N 518

        О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН"


     Законодательное Собрание Калужской области  ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Принять   заключение   по   проекту  Федерального  Закона  "Об
обращениях граждан",  принятому в первом чтении Государственной  Думой
Российской Федерации.
     2. Направить указанное заключение в Комитет Государственной  Думы
по делам общественных объединений и религиозных организаций.

     Заместитель председателя
     Законодательного Собрания          В.Н.Минаков


                       ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
                          КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248601, г. Калуга, Старый торг, 2        тел.7-21-89, факс 4-63-81
__________________________________________________________________


                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ
                    ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
                       "ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН"
            (Принят в первом чтении Государственной Думой
                   22 марта 1996 года, N 204-II ГД)

     Общие замечания и предложения по проекту федерального закона:

     1. Термины  и  определения,   используемые   в   проекте   должны
соответствовать   терминам   и   определениям  Конституции  Российской
Федерации.
     Пример первый:  В  первом  абзаце  статьи  1  проекта закона дано
определение (толкование) права на обращение отличное от  нормы  статьи
33 Конституции Российской Федерации. Исчезло право граждан "направлять
индивидуальные и коллективные обращения  в  государственные  органы  и
органы местного самоуправления".
     Пример второй:  Во  втором  абзаце  статьи   1   проекта   закона
установлено,   что  ограничения  права  на  обращение  устанавливается
федеральными  законами  или   международными   договорами   Российской
Федерации.  Это  определение  противоречит  норме  пункта  3 статьи 55
Конституции Российской Федерации, по которой "права и свободы человека
и  гражданина  могут  быть ограничены федеральным законом только в той
мере,  в какой это необходимо в целях  защиты  основ  конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства".
     2. Нормы   статей  главы  VI  проекта  закона  пока  носят  чисто
декларативный характер и не увязаны с  конкретными  нормами  и  мерами
ответственности,  установленными в соответствующих кодексах Российской
Федерации.
     3. Нормы  настоящего  закона  не  учитывают  права  и  полномочия
субъектов Российской Федерации.

     Конкретные предложения и замечания по статьям проекта закона:

     1. Преамбулу изложить проще,  установив статус настоящего  закона
как  нормативного  акта  устанавливающего условия и порядок внесения и
рассмотрения обращений граждан, а также меры ответственности граждан и
должностных лиц за неисполнение требований и норм настоящего закона.
     2. Статью первую изложить в максимальном приближении к содержанию
статей 33 и 55 Конституции Российской Федерации.
     3. В последнем абзаце статьи  1  слова  "по  реализации  принятых
решений" заменить на слова " по реализации принятых обращений".
     4. В статье 2 изложить термин "предложение" в следующем виде:
     Предложение -  обращение  граждан  с просьбой или требованием что
либо сделать, рассмотреть вопрос или проблему.
     5. Добавить  в  статью  2  новый термин "народная правотворческая
инициатива".
     Народная правотворческая   инициатива   -   обращение  граждан  с
предложением проекта соответствующего нормативного правового акта либо
изменений и добавлений.
     6. Термин "заявление" изложить в виде:
     Заявление -   обращение  граждан  с  официальным  сообщением  или
просьбой о чем-нибудь.
     7. Термин "ходатайство" изложить в виде:
     Ходатайство -   обращение   граждан   с   официальной    просьбой
удовлетворить   какой-либо   личный,   коллективный  или  общественный
интерес.
     8. Термин "жалоба" изложить в виде:
     Жалоба -  обращение   граждан   с   сообщением   о   какой-нибудь
несправедливости,   неправильности  и  просьбой  об  их  устранении  и
принятии мер ответственности.
     9. Последний  абзац  статьи  2  исключить,  так  как  определение
действия или бездействия органов государственной власти и  должностных
лиц даны в соответствующих кодексах Российской Федерации.
     10. В перечень правовой базы настоящего проекта закона необходимо
на первое место поставить Конституцию Российской Федерации.
     11. Абсолютная   правовая   норма   первого   абзаца   статьи   4
противоречит  последующему  абзацу  статьи.  Статья  требует серьезной
переработки так как соответствующими  кодексами  Российской  Федерации
также  уже  определены  термины и правила обращений граждан в суды,  в
государственные органы и к должностным лицам.  Настоящий  закон  носит
универсальный  характер и должен гарантировать гражданам соблюдение их
права на любое обращение так же как  федеральный  закон  "Об  основных
гарантиях избирательных прав граждан".
     12. Реквизиты письменного обращения в статье 6 проекта закона  не
проработаны с точки зрения письменного коллективного обращения граждан
в виде подписных листов. Например, данные о месте работы обращающегося
могут  быть  использованы для мести.  Изложить первый абзац статьи 6 в
виде:
     Письменное обращение должно содержать наименование и адрес органа
или должностного  лица,  которому  направляется  обращение,  изложение
существа обращения,  фамилию, имя и отчество, адрес проживания, дату и
личную подпись обращающегося лица или лиц.
     13. Третий  абзац  статьи  6  исключить  так как проект закона не
содержит четкого определения термина выражений,  оскорбляющих честь  и
достоинство  лиц.  Такая неопределенность может дать простор органам и
должностным лицам  для  вольного  толкования  выражений  в  обращениях
граждан.
     14. Споры о подведомственности  обращений  по  статье  7  проекта
закона  должны  разрешаться  вышестоящими  органами  или  должностными
лицами, а в неразрешенных случаях - судом.
     15. Статью 8 изложить в виде:
     Для своевременного рассмотрения обращения подаются в те органы  и
тем  должностным лицам,  к непосредственному ведению которых относится
разрешение существа обращения,  а также в те органы и тем  должностным
лицам, которым те непосредственно подчинены либо подконтрольны.
     16. Статью 9 необходимо изложить так,  чтобы были предельно  ясны
условия  и  порядок  обращения  граждан  в  международные  контрольные
органы.  Пока эта статья носит информационно - декларативный характер.
Также  неясно  определение  (содержание)  понятия  "если исчерпаны ВСЕ
доступные внутренние (7) средства защиты".
     17. Абзац  первый  статьи  10  противоречит процедуре выявления в
соответствующих органах (суде или вышестоящей организации)  вопроса  о
подведомственности  вопросов  в  обращениях  граждан.  Предлагаемая  в
статье   процедура   позволяет   должностным   лицам    или    органам
"отфутболивать" обращения граждан по различным адресам.
     18. Статью 11 изложить в виде:
     Запрещается органам    и   должностным   лицам,   принимающим   и
рассматривающим  обращения  граждан   распространять   информацию   об
обращающихся без их согласия.
     19. В  статье  12   следует   уточнить   кто   и   как   признает
обстоятельства   общеизвестными,  а  также  определение  достоверности
фактических данных.
     20. В  статье 13 непонятно кому органы и должностные лица обязаны
предоставлять  материалы  для  доказательств.  Любому  гражданину  или
только тем, кто рассматривает обращение граждан? Также следует сверить
норму абзаца второго статьи 13  с  кодексами  Российской  Федерации  о
соответствующей ответственности.
     21. Абзац второй статьи 14 изложить в виде:
     Руководители и  другие должностные лица указанных органов обязаны
проводить личный прием граждан в удобные для граждан дни и часы.
     22. Абзац третий статьи 14 изложить в виде:
     Устное или  письменное  обращение  на  личном  приеме,  обращение
соответствующее  настоящему  закону  полученное  по  почте,  телефону,
телефаксу или иным путем,  должны быть приняты  и  зарегистрированы  в
соответствии с правилами делопроизводства.
     23. Последние два абзаца статьи 14 исключить, так как это вопросы
исключительной компетенции субъектов Российской Федерации.
     24. Статья 15 противоречит  принципу  универсальности  настоящего
проекта федерального закона.
     25. В  первом  абзаце  статьи  16   неясно   содержание   понятия
"объективно  оценить вопросы в предложении".  В статье не раскрывается
порядок  рассмотрения   предложений,   то   есть   оценка,   поручение
рассмотреть   специалистам   -  экспертам,  моделирование,  подготовка
мотивированного ответа или решения по предложению и т.д.
     26. Второй абзац статьи 16 исключить, так как эта норма ничего не
дает заявителю кроме  устаревшей  информации  об  уже  давно  принятом
решении по предложению.
     27. Нормы статьи 18 уже  установлены  законом  и  иными  законами
Российской Федерации и кроме декларации ничего не несет в себе. Статью
исключить либо изложить в  виде,  устанавливающем  условия  и  порядок
реализации права на обжалование.
     28. Статью 19 следует изложить не  в  виде  информации  о  правах
человека  и  гражданина,  а  виде  конкретных норм обращений граждан к
субъектам  законодательной  инициативы  со   своими   правотворческими
инициативами. Видимо, статью следует назвать "Народная правотворческая
инициатива" и определить требования к такому виду  обращений  граждан:
либо  все  виды  обращений,  либо  обращения  только в виде конкретных
законопроектов.
     29. В перечень обязанностей органов и должностных лиц в статье 20
следует   добавить   проверку   достоверности    фактических    данных
(доказательств).
     30. Содержание статьи 23 не раскрывает условия и  порядок  подачи
жалобы.  Кроме этого необходимо закрепить,  что устное обращение также
является   жалобой,   подлежащей   рассмотрению   и   реагированию   в
соответствии с установленным настоящим законом порядком.
     31. Установление в статье 24 срока  подачи  жалобы  на  нарушение
прав  человека  и  гражданина  бессмысленно,  так как в соответствии с
Конституцией  Российской  Федерации  права  и   свободы   человека   и
гражданина являются непосредственно действующими и принадлежат каждому
от рождения.  Статья 46 Конституции  Российской  Федерации  вообще  не
устанавливает   срока   судебной  защиты  прав  и  свобод  человека  и
гражданина.  Кстати, эта статья не подлежит ограничению в соответствии
с пунктом 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации.
     32. Статью 29 изложить в виде:
     В случае полного или частичного удовлетворения жалобы,  орган или
должностное лицо,  вынесшее  решение  по  жалобе,  обязано  немедленно
принять  меры для восстановления нарушенных прав или свобод человека и
гражданина,  принять соответствующие меры ответственности к виновным в
этих  нарушениях  и  принести официальные извинения заявителю от имени
государства.
     33. Абзац   первый  статьи  31  исключить,  так  как  ходатайство
возможно по любому жизненно необходимому вопросу или правам и свободам
человека  и гражданина.  Кроме этого предложенная норма ущемляет права
субъектов Российской Федерации.
     34. Абзац  второй  статьи  31 ущемляет права субъектов Российской
Федерации.
     35. Абзац  третий  не раскрывает понятие "документов в специально
установленной форме".
     36. Статью 32 изложить в виде:
     При подаче ходатайств, установленных законодательством Российской
Федерации   и   субъектов   Российской   Федерации,   может  взиматься
государственная пошлина.
     37. Статью  34  исключить,  так  как  в принципе по закону нельзя
отказать в принятии обращения. По результатам рассмотрения ходатайства
можно отказать в его удовлетворении.
     38. Содержание и формулировки  норм  в  статье  36  должны  точно
соответствовать   видам  ответственности  в  соответствующих  кодексах
Российской Федерации.
     39. Статьи  37  - 40 являются декларативными.  Предлагаемые нормы
должны быть реализованы в законах о внесении изменений (дополнений)  в
соответствующие кодексы Российской Федерации.
     40. Статью 41 изложить в виде:
     Все органы  и  руководители  соответствующих  должностных  лиц  в
порядке подчиненности обязаны систематически проверять  состояние  дел
по  рассмотрению обращений граждан и принимать меры по соблюдению норм
и правил, установленных настоящим федеральным законом.
     41. Статью   42   исключить,   так   как  полномочия  прокуратуры
Российской Федерации исчерпывающе установлены соответствующим законом.
     42. В проекте закона отсутствуют статьи,  устанавливающие условия
и порядок вступления  в  силу  настоящего  закона,  а  также  права  и
обязанности   субъектов   Российской   Федерации  по  реализации  норм
настоящего закона в собственном законодательстве.

     Заместитель председателя
     Законодательного Собрания          В.Н.Минаков



Информация по документу
Читайте также