Расширенный поиск
Постановление Правительства Калужской области от 29.05.1997 № 65ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 29 мая 1997 г. N 65 О РАБОТЕ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ N 70 ОТ 25.09.96 Г. "О СОСТОЯНИИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ" (КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ) Рассмотрев результаты выполнения постановления Правительства Калужской области N 70 от 25.09.96 г. "О состоянии начального профессионального образования на территории Калужской области", Правительство Калужской области отмечает, что в ходе его реализации департаментом образования и науки области была проделана определенная работа. Однако, погасить задолженность учреждениям начального профессионального образования области в полном объеме не удалось. Разработанный департаментом образования и науки Калужской области проект концепции реформирования и развития начального профессионального образования на период с 1997 по 2000 годы соответствует задачам социально-экономического развития области, обеспечения ее квалифицированными кадрами. На основании вышеизложенного, в целях сохранения и развития начального профессионального образования области Правительство Калужской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить в основном проект концепции развития начального профессионального образования в Калужской области (далее по тексту - концепция) и на основании концепции (прилагается) департаменту образования и науки области (Филимонов В.Я.) разработать проект программы развития начального профессионального образования в Калужской области на период 1997-2000 гг. и представить ее 03.06.97 на рассмотрение Правительства области. 2. Департаменту образования и науки области (Филимонов В.Я.) продолжить работу, связанную с погашением задолженности из федерального бюджета учреждениям начального профессионального образования области. 3. Департаменту сельского хозяйства и продовольствия области (Стеликов А.И.) рассмотреть вопрос об обеспечении учреждений начального профессионального образования области сельскохозяйственного профиля горюче-смазочными материалами, удобрениями на равных условиях с сельскими товаропроизводителями. 4. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой. Губернатор области В.В.Сударенков Приложение к Постановлению Правительства Калужской области от 29 мая 1997 г. N 65 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ Введение Настоящая концепция разработана как основа реальной политики правительства Калужской области в сфере начального профессионального образования. Деятельность учреждений начального профессионального образования в условиях реформирования экономики и социальной сферы позволила накопить определенный опыт, анализ которого дает основания для корректировки содержания обучения, а также финансовых, правовых и управленческих подходов. 1. Характеристика системы начального профессионального образования Начальное профессиональное образование - подсистема системы образования Калужской области, реализующая профессиональные образовательные программы, направленные на подготовку дипломированных работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности. Главной целью начального профессионального образования является обеспечение права граждан на общедоступность и бесплатность начального профессионального образования, удовлетворение потребностей населения в профессионально - образовательных услугах соответствующего уровня и удовлетворения потребностей экономического комплекса области в воспроизводстве рабочей силы с учетом состояния и тенденций развития рынка труда. Система начального профессионального образования Калужской области включает 35 образовательных учреждений на 14200 ученических мест с контингентом обучающихся 11000 человек и числом работающих в них - 2000 человек. Ежегодная потребность в финансировании такого объема деятельности в ценах и тарифах 1996 года составляет 90 млрд. рублей. Вышеупомянутые образовательные учреждения относятся к федеральной форме собственности и должны финансироваться из федерального бюджета. Фактическое выделение средств из этого источника в 1996 году составило 28 млрд. рублей. Кроме этого на территории области действуют 15 учреждений начального профессионального образования, находящихся в муниципальном и отраслевом ведении. В учреждениях начального профессионального образования могут быть реализованы следующие образовательные программы: - профессиональная подготовка (срок обучения до 1 года) - выдается свидетельство; - начальное профессиональное образование на базе основного общего образования (9 классов) без получения среднего (полного) общего образования (срок обучения 1-2 года) - выдается диплом; - начальное профессиональное образование на базе основного общего образования (9 классов) с получением среднего (полного) образования (срок обучения 3-4 года) - выдается диплом; - начальное профессиональное образование на базе среднего (полного) общего образования (11 классов) (срок обучения 1-2 года) - выдается диплом; - дополнительное профессиональное образование, в том числе переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, незанятого населения, военнослужащих (срок обучения до 1 года) - выдается свидетельство; - допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников. Указанные образовательные программы могут быть реализованы в следующих видах образовательных учреждений: - профессиональное училище; - профессиональный лицей; - учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа. Учреждения начального профессионального образования кроме реализации образовательных программ обеспечивают воспитание и разностороннее развитие учащихся как в учебное, так и во внеурочное время. Обучение в учебных заведениях начального профессионального образования может проводиться в очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формах, а также в форме самообразования и экстерната. 2. Основные проблемы начального профессионального образования. Существенные изменения в экономике, на рынке труда, в механизмах социальной защиты, становление новых государственных и общественных структур (органы занятости, торгово-промышленные палаты и другие объединения предпринимателей, новые профсоюзы и др.) позволяют говорить о формировании новой социально - экономической Среды, оказывающей существенное влияние на начальное профессиональное образование. Практически ликвидирован институт базовых предприятий, за счет которых на основании действовавших ранее нормативных актов осуществлялось строительство, обеспечение оборудованием, инструментом и материалами, производственное обучение и производственная практика. Это значительно осложняет не только подготовку квалифицированных кадров, но и еще в большей степени - перепрофилирование образовательных учреждений в соответствии с потребностями рынка труда. Практически единственным источником средств для учреждений начального профессионального образования в течение последних пяти лет является федеральный бюджет, который в силу известных причин едва обеспечивает выживание образовательных учреждений. Несмотря на то, что подавляющее большинство учащихся и все сотрудники являются жителями Калужской области и ее муниципальных образований ни в областном, ни в муниципальных бюджетах не предусмотрено выделение каких-либо средств на нужды начального профессионального образования. Объединения работодателей и профсоюзы также практически не участвуют в решении проблем начального профессионального образования. Структура системы начального профессионального образования сохраняет ведомственный характер, осуществляя подготовку рабочих кадров и специалистов отраслевой направленности. При этом сохраняется профессионально-квалификационная структура подготовки, в которой преобладают профессии для производственной сферы экономики (80%). Таким образом, система начального профессионального образования нуждается в современном нормативно-правовом обеспечении, комплексной структурно-содержательной перестройке, а также в финансировании в соответствии с потребностями. 3. Структурно-содержательная реформа начального профессионального образования 3.1. Структурная реформа начального профессионального образования. Реорганизация сети учреждений начального профессионального образования обусловлена необходимостью отхода от ее ведомственной структуры. Предлагается введение трех категорий учреждений начального профессионального образования: Муниципальные учреждения начального профессионального образования: - находятся в муниципальной собственности и финансируются из средств муниципальных бюджетов; - обеспечивают потребности территориальных рынков труда в специалистах по профессиям муниципальной инфраструктуры, прежде всего непроизводственной сферы - бытового обслуживания, коммунального, городского и сельского хозяйства. Учреждения начального профессионального образования предприятий, фирм, корпораций: - находятся в собственности своих владельцев, которые самостоятельно определяют объемы и профили подготовки, а также осуществляют полное финансирование. Государственные учреждения начального профессионального образования федерального и областного уровня: - находятся в государственной федеральной собственности или в государственной собственности Калужской области и финансируются из соответствующих бюджетов; - осуществляют межотраслевую и межрегиональную подготовку, а также подготовку для наукоемких производств и высокотехнологичных отраслей экономики; - проводят научные исследования по совершенствованию содержания профессионального образования, апробацию образовательных стандартов, ведут разработку учебно-программной документации, разрабатывают вопросы экономики и управления начальным профессиональным образованием. Отнесение действующего учреждения начального профессионального образования к одной из вышеперечисленных категорий предопределяет необходимость принятия в установленном порядке решения о передаче его в соответствующую форму собственности, а также на соответствующий уровень финансирования и управления. Решение о передаче учреждения начального профессионального образования в муниципальную или областную собственность принимается Правительством Российской Федерации по инициативе Правительства Калужской области и по согласованию с Министерством общего и профессионального образования. 3.2. Укрупнение учреждений начального профессионального образования. В целях более рационального использования учебно-материальной базы, инженерно-педагогических кадров, финансовых ресурсов и повышения качества профессионального образования выпускников может быть произведена интеграция образовательных учреждений начального профессионального образования, действующих на конкретной территории и находящихся в соответствующей форме собственности. 3.3. Изменение профессионально-квалификационной структуры подготовки. Предполагается изменение профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров и специалистов в пользу профессий непроизводственной сферы, направленных на обслуживание рыночной инфраструктуры, коммунальных, бытовых и социальных отраслей на основании потребности областного рынка труда. 3.4. Изменение содержания начального профессионального образования. Настоящая концепция предполагает реализацию в учреждениях начального профессионального образования на базе основного общего образования (9 классов) со сроком обучения 3 года. При этом по отдельным профессиям срок обучения может быть увеличен до 4 лет. Реализация единой образовательно-профессиональной программы начального профессионального образования в рамках 3-х летнего срока обучения позволит варьировать объем содержания общего образования в целях более полного и качественного освоения профессии. При этом выпускникам, обучающимся по указанной программе, выдается диплом установленного образца о получении полного общего и начального профессионального образования. Такой диплом дает право обучения по сокращенным программам в учреждениях среднего профессионального образования и преимущество при поступлении в учреждения высшего профессионального образования по профилю начальной подготовки. Выпускники учреждений начального профессионального образования, обучавшиеся на базе основного общего образования (9 классов) без получения среднего (полного) общего образования, имеют право поступления в учреждения среднего профессионального образования. 3.5. Нормативное и методическое обеспечение начального профессионального образования. Важным шагом в развитии начального профессионального образования должно стать внедрение государственных образовательных стандартов с новой профессионально-квалификационной структурой, вносящей вариативный характер и отражающий три основных уровня подготовки обучающихся - общеотраслевой, общепрофессиональный и специальный. Указанные характеристики стандарта начального профессионального образования направлены на решение двух основных задач - включение выпускников в активную трудовую деятельность и создание предпосылок для дальнейшего повышения их образовательного уровня. Непосредственное согласование конкретных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования может осуществляться отдельными группами образовательных учреждений на основе прямых договоров. Внедрение новых государственных образовательных стандартов начального профессионального образования должно основываться на системе мониторинга, позволяющей вести контроль качества подготовки и адаптировать стандарт к потребностям общества. Самостоятельной проблемой является обновление учебно-методического обеспечения начального профессионального образования - разработка и выпуск примерных учебных планов и программ, учебников, методических и дидактических материалов. Для решения этой проблемы наряду с формированием целевой государственной программы книгоиздания для начального профессионального образования необходимо использовать самоокупаемые формы учебно-методического обеспечения, ориентированные на средства региона и образовательных учреждений. 4. Кадровое обеспечение Данная проблема может превратиться в одно из наиболее серьезных препятствий для развития системы начального профессионального образования в области. Низкие оплата труда и социальный статус, практически полная невозможность получения жилья почти полностью прекратили приток молодых кадров в образовательные учреждения. Переподготовка и повышение квалификации действующих инженерно-педагогических работников для работы по новым образовательным стандартам значительно сокращены из-за отсутствия средств на эти цели. Положение может быть изменено только в результате разработки и реализации целевой программы "Профессионально-педагогические кадры". 5. Отношение собственности и финансирование начального профессионального образования. Учреждения начального профессионального образования, действующие на территории Калужской области, могут находиться в: - государственной федеральной собственности; - государственной собственности Калужской области; - муниципальной собственности; - негосударственной собственности. При этом вопросы финансирования и собственности в системе начального профессионального образования могут решаться, относительно независимо, при наличии у образовательного учреждения надлежащей лицензии и государственной аккредитации. Объем финансирования учреждений начального профессионального образования должен определяться исходя из нормативов с учетом региональной специфики и профиля подготовки и основываться на минимальных государственных социальных стандартах. В целях реализации установленного Законом Российской Федерации "Об образовании" (пункт 3 статьи 5) принципа общедоступности и бесплатности начального профессионального образования к финансированию образовательных учреждений должны быть привлечены средства областного и муниципального бюджетов. Работодатели также должны нести прямые расходы на начальное профессиональное образование получаемых из учреждений начального профессионального образования кадров, воспроизведение трудовых ресурсов, переподготовку и повышение квалификации рабочих и служащих. Бюджет учреждения начального профессионального образования рассчитывается на основании федеральных нормативов и должен учитывать расходы на: - реализацию профессиональных образовательных программ (заработная плата инженерно-педагогических работников: развитие и укрепление учебно-материальной базы; приобретение материалов и инструментов для учебных целей; приобретение или разработка учебно-программной документации, литературы и средств обучения); - реализацию общеобразовательной программы (заработная плата преподавателей общеобразовательных дисциплин, приобретение учебной литературы); - социальную защиту обучающихся (стипендия, питание, обмундирование и спецодежда, обеспечение общежитием, санаторно-оздоровительные мероприятия); - оплату коммунальных услуг; - заработную плату администрации обслуживающего персонала; - консолидированный бюджет образовательного учреждения формируются на основании многоуровневого финансирования. Из бюджета Калужской области могут выделяться недостающие средства на финансирование следующих расходов: - текущий и капитальный ремонт; - коммунальные услуги; - приобретение оборудования и учебных материалов; - приобретение учебно-методической литературы для учащихся и сотрудников. Это связано с различным уровнем тарифов на коммунальные услуги в регионах, а также с лучшими возможностями регионов в организации ремонта и оснащения образовательных учреждений за счет взаимного погашения финансовых долгов и привлечения к этому заинтересованных местных предприятий и организаций. Бюджетное финансирование образовательного учреждения может дополняться следующими внебюджетными средствами: - доходами от производственной и коммерческой деятельности; - доходами от реализации платных образовательных услуг; - доходами от владения акциями и другими ценными бумагами; - средствами работодателей; - средствами служб занятости; - спонсорскими средствами; - личными средствами обучающихся и их родителей. Образовательные учреждения должны быть освобождены от всех видов областных и муниципальных налогов, сборов и пошлин. 6. Управление начальным профессиональным образованием Управление учреждениями начального профессионального образования государственного федерального и государственного областного уровней осуществляет Комитет по начальному профессиональному образованию, действующий как автономное подразделение с правами юридического лица в составе департамента образования и науки правительства Калужской области. Управление учреждениями начального профессионального образования иных уровней осуществляется их учредителями. Учредителями учреждений начального профессионального образования являются: - государственных федерального уровня - Правительство Российской Федерации; - государственных областного уровня - Правительство Калужской области; - муниципальных - органы исполнительной власти муниципальных образований; - предприятий, фирм, корпораций - соответствующие предприятия, фирмы, корпорации. При этом возможно делегирование части прав учредителя с областного на муниципальный уровень, Возможно также соучредительство, предполагающее совместное использование собственности по основному назначению и совместное финансирование учреждений начального профессионального образования. 7. Социальная защита обучаемых. Учреждения начального профессионального образования реализуют функцию социальной защиты обучаемых через обеспечение их стипендией, бесплатным или льготным питанием, обмундированием, общежитиями. Эта функция осуществляется для обучаемых по программам начального профессионального образования со сроком обучения 3 года на базе основного общего образования (9 классов), а также со сроком обучения 2 года на базе основного общего образования (9 классов) без общеобразовательной подготовки. Кроме того, обучаемым предоставляется санаторно-оздоровительные и медицинские услуги, а также возможность занятий спортом, техническим творчеством и художественной самодеятельностью. 8. Научно-методическое обеспечение концепции Должно осуществляться по следующим наиболее важным направлениям: - внедрение стандартов и методического обеспечения начального профессионального образования; - обоснование необходимых изменений в профессионально-квалификационной структуре начального профессионального образования в области; - исследования в области педагогических технологий, обеспечивающих эффективную реализацию программ начального профессионального образования различных категорий обучаемых с заданными параметрами качества (в том числе информационных технологий, дистанционного обучения и др.); - разработка методик расчета нормативно-финансовой базы начального профессионального образования на основе минимальных социальных стандартов с учетом региональных и отраслевых особенностей; - разработка и построение системы законодательных и нормативных актов областного уровня. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|