Расширенный поиск

Постановление Правительства Калужской области от 08.08.1997 № 104

                    ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

       8 августа 1997 г.                                 N 104

          О КОНЦЕПЦИИ БЮДЖЕТА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998 ГОД


     Обсудив концепцию  бюджетной политики на 1998 год,  Правительство
Калужской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Принять за основу проект концепции бюджета  Калужской  области
на 1998 год.

     2. Департаменту  экономики  и  промышленности  области  (Розанова
Т.Г.) в срок  до  10  августа  1997  года  представить  в  департамент
финансов  и  бюджета  области  уточненный  Перечень  областных целевых
программ,  утвержденных Законодательным Собранием Калужской области  и
предлагаемых к финансированию из областного бюджета в 1998 году.

     3. Департаменту  социальной  политики  области (Берестова Л.И.) в
срок до 10 августа 1997 года:

     - уточнить численность детей в возрасте до 18  лет  на  1  января
1997  года и студентов ВУЗов и средних специальных учебных заведений в
возрасте от 18 до 24 лет.
     - представить в департамент финансов и бюджета области уточненную
численность ветеранов и инвалидов,  получивших право на льготы в связи
с реализацией федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите
инвалидов" в разрезе муниципальных образований.

     4. Департаменту  энергетики  и  жилищно-коммунального   хозяйства
области  (Минаков  В.Н.)  в  срок  до  10 августа 1997 года определить
потребность бюджетных ассигнований на  жилищно-коммунальное  хозяйство
области  на  1998  год  в  соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 26.05.97 г.  N 621 "О  федеральных  стандартах
перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг".

     5. Департаментам Калужской области в срок до 10 августа 1997 года
представить в департамент финансов и бюджета области:
     5.1. проект   изменений   сети  бюджетных  учреждений  в  разрезе
муниципальных образований;
     5.2. действующие штатные расписания по аппарату управления.

     6. Департаменту финансов и бюджета области (Куреннов В.А.):
     6.1. в срок до 15  августа  разработать  основные  характеристики
областного бюджета на 1998 год, определив лимит бюджетных ассигнований
на 1998 год по каждому департаменту области;
     6.2. в  срок  до 15 августа довести до территориальных финансовых
органов контрольные показатели по  проекту  бюджета  на  1998  год  по
консолидированному бюджету административно-территориальных единиц;
     6.3. до  23  августа  провести  с  муниципальными   образованиями
согласование проектов бюджетов на 1998 год.

     7. Департаментам Калужской области на основе доведенных лимитов в
срок до 22 августа 1997 года  представить  в  департамент  финансов  и
бюджета   области   разбивку   ассигнований   в   разрезе  учреждений,
финансируемых  из  областного  бюджета,   и   по   статьям   бюджетной
классификации.

     Губернатор области          В.В.Сударенков



           КОНЦЕПЦИЯ БЮДЖЕТА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998 ГОД


     В ходе  реализации  бюджетных  посланий  на  1996  и  1997   годы
бюджетный  кризис,  негативно  влияющий на экономику в последние годы,
обострился. Несмотря на принимаемые меры, в текущем финансовом году не
удалось   существенно  улучшить  положение  с  собираемостью  налогов.
Поэтому необходимо разработать и реализовать комплекс  мероприятий  по
мобилизации   всех  доходных  источников  бюджета,  а  также  повысить
эффективность бюджетных расходов.
     Важнейшая задача  Правительства  Калужской  области в 1998 году -
обеспечение  устойчивого  экономического  роста  и  снижение  дефицита
бюджета до пяти процентов величины расходной части бюджета.
     Для этого  необходимо  создать   благоприятную   обстановку   для
накоплений  и  инвестиций,  начать  реализацию  активной  промышленной
политики,  создать условия для вывода из кризиса отраслей  социального
комплекса.
     Бюджетная политика в 1998 году должна базироваться  на  следующих
основных принципах:
     - принцип полноты заключается  в  том,  чтобы  на  каждом  уровне
формирование  доходной  части  бюджетов  осуществлялось  с учетом всех
предусмотренных законодательством источников;
     - принцип  реальности  действует как необходимое условие принятия
решений с учетом фактически имеющихся доходных источников;
     - гласность,  как  принцип деятельности государственных органов и
органов местного самоуправления,  должна применяться на  всех  стадиях
бюджетного   процесса:   доставление,   рассмотрение,   утверждение  и
исполнение бюджета;
     - принцип  самостоятельности  бюджетов  получает  свое дальнейшее
развитие, каждому уровню бюджетов соответствуют свои основные доходные
источники;
     - принцип единства бюджетной системы как всей  федерации,  так  и
всей  Калужской  области  сохраняет  свое значение,  главным образом в
осуществлении бюджетного  регулирования  по  отношению  к  нижестоящим
бюджетам.
     Начиная с   1998   года,    проекты    областного    бюджета    и
консолидированного бюджетов Калужской области будут разрабатываться на
основе среднесрочного прогноза  социально  -  экономического  развития
экономики области и главных финансовых показателей.

     Оздоровление бюджетов  необходимо осуществить по четырем основным
направлениям:
     увеличение собираемости налогов;
     реструктуризация расходной части бюджетов;
     упорядочение бюджетных процедур;
     совершенствование межбюджетных отношений.

     При последовательном  осуществлении  предусмотренных  мероприятий
удастся переломить негативные тенденции,  заложить основы стабилизации
бюджета в предстоящие периоды.

                      1. ДОХОДЫ БЮДЖЕТА ОБЛАСТИ

     Налоговая система области,  являющаяся составной частью налоговой
системы страны,  нуждается в существенном совершенствовании.  Создание
рациональной  и  справедливой  налоговой   системы,   обеспечение   ее
стабильности и предсказуемости будет способствовать развитию экономики
области.  Установление   правовых   механизмов   взаимодействия   всех
элементов  единой  налоговой  системы  позволит обеспечить оптимальное
сочетание общегосударственных, региональных и местных интересов.
     Изменения налоговой системы,  предусмотренные Налоговым кодексом,
потребуют проведения большой работы на уровне области и  муниципальных
образований  по  разработке  законодательной  базы  по  региональным и
местным налогам.
     Формирование рациональной налоговой системы области, ее упрощение
предполагается  осуществить,   объединив   налоги,   имеющие   сходную
налоговую  базу  и  налогоплательщиков.  Прежде  всего это относится к
налогам на имущество физических и юридических лиц и налогу  за  земли,
которые будут отменены при условии введения налога на недвижимость.
     Прирост доходов бюджета области предполагается получить  за  счет
повышения  собираемости  налоговых  платежей.  Для решения этой задачи
необходимо проанализировать причины снижения  уровня  собираемости  по
каждому  доходному  источнику,  каждому  крупному  налогоплательщику и
осуществить конкретные  меры  по  обеспечению  увеличения  поступления
средств  в бюджет области.  Активизации контроля за своевременностью и
полнотой  перечисления  доходов   в   бюджеты   всех   уровней   будет
способствовать  предусмотренный  Налоговым  кодексом  новый  подход  к
определению   вопросам   учета   налогоплательщиков,   к   определению
налогового  правонарушения  и  порядка  привлечения  виновного  лица к
ответственности.
     Проведение реструктуризации  задолженности  в бюджет обеспечит на
практике оплату налогов за счет средств, полученных от продажи пакетов
акций  предприятий  -  должников,  в  том  числе за счет выпуска новых
акций.  Следует установить жесткий подход  к  вопросам  предоставления
отсрочек по налоговым платежам.  Введение платности за предоставленные
отсрочки и рассрочки будет способствовать не только увеличению доходов
бюджета,   но   и   повышению  ответственности  налогоплательщиков  за
выполнение  обязательств   перед   бюджетом.   Использовать   практику
предоставления налогового кредита.
     Уже в текущем году необходимо принять меры по увеличению  доходов
от имущества, находящегося в областной и муниципальной собственности -
в частности,  от сдачи в аренду объектов недвижимости. Внедрить четкие
механизмы  ответственности  и контроля за эффективностью использования
областного имущества.
     За счет осуществления налоговыми инспекциями и органами налоговой
полиции мероприятий по контролю  за  незаконным  оборотом  алкогольной
продукции  должны  возрасти  поступления  акцизного  сбора,  налога на
добавленную стоимость и другие налоговые платежи.
     В целях   полного   учета   плательщиков   земельного  налога  и,
соответственно,  пополнения доходной части бюджетов, на уровне области
и  муниципальных образований необходимо уже в текущем году максимально
осуществить работы по инвентаризации земель и обеспечению  документами
на право землепользования.
     Одним из направлений формирования бюджета 1998 года должна  стать
максимальная отмена налоговых льгот.
     В условиях  совершенствования  межбюджетных   отношений   органам
власти  муниципальных  образований  области  необходимо активизировать
работу по увеличению  собственной  доходной  базы  путем  установления
гибкой налоговой политики в отношении местных налогов и сборов.
     Для придания большей четкости и прозрачности  бюджету  1998  года
укрупненные  доходные  источники  будут детализированы на всех уровнях
бюджетов.
     Доходы на  1998  год  определяются  в  разрезе  основных доходных
источников с учетом нормативов  отчислений  от  регулирующих  налогов,
установленных  на  1997  год,  индексации  основных макроэкономических
показателей развития экономики на 1998 год в двух вариантах :  1  -  в
условиях  действующего  налогового  законодательства,  2  -  с  учетом
введения Налогового кодекса.
     В расчете доходов бюджетов учитываются фактические поступления по
налоговым  платежам  за  1996  год  с  учетом   изменения   Налогового
законодательства  в  1996-1997  годах.  При этом,  в целях определения
сопоставимой базы для всех муниципальных образований и учета  реальных
возможностей  отдельно взятых муниципальных образований по привлечению
доходов в местные бюджеты,  фактические поступления корректируются  на
прирост  недоимки  по  отдельным  видам  налогов,  досчет  на введение
основных местных налогов,  а также с учетом сложившейся за этот период
налогооблагаемой  базы  и размера максимальных ставок налогообложения,
установленных федеральным налоговым законодательством.
     Такие виды  доходов,  как госпошлина,  лицензионный сбор за право
торговли  спиртными  напитками,  региональные  и  местные   сборы   (с
детализацией), лицензионные сборы (с детализацией), прочие неналоговые
доходы (с детализацией) планируются исходя из  сложившегося  уровня  с
учетом  применения  дефляторов роста цен,  разработанных департаментом
экономики и промышленности.
     Земельный налог определяется с учетом утверждаемых Правительством
Российской  Федерации  ставок,  занимаемых   площадей   и   сохранения
действующего в 1997 году порядка централизации средств в федеральный и
областной бюджеты.
     Платежи за  пользование природными ресурсами включаются в расчеты
доходов  по  нормативам,  установленным  законодательством  Российской
Федерации,   исходя   из  объемов  добычи  полезных  ископаемых,  цен,
сложившихся на момент расчета, с последующей их индексацией.
     Акцизы рассчитываются  исходя из объемов производства подакцизных
товаров и действующих ставок акцизного сбора в 1997 году.
     Для составления  проекта  бюджета  по II варианту доходная база с
учетом введения с 1 января 1998 года Налогового кодекса уменьшается:
     - в связи с отменой федеральных,  региональных и местных налогов,
взимаемых от фонда оплаты труда и с выручки  от  реализации  продукции
(транспортного  налога,  сбора  на  нужды  образовательных учреждений,
налога на содержание жилищного фонда и  объектов  социально-культурной
сферы,   целевых   сборов   на   содержание  милиции,  благоустройство
территорий и других местных налогов);
     - в  результате  корректировки налогооблагаемой базы по налогу на
прибыль  в  связи  с  применением  механизма  ускоренной  амортизации,
введения   уплаты   налога   консолидированной  группой  плательщиков,
уточнением затрат, относимых на себестоимость;
     - из-за  сокращения  поступлений  по подоходному налогу в связи с
введением единой ставки налога в размере 12% с доходов, не превышающих
60 млн. рублей в год

     Доходы бюджетов увеличиваются в связи с:
     - введением новых видов налогов и  платежей  (налог  с  розничных
продаж,  налог  на  покупку  иностранных  денежных  знаков и платежных
документов,  выраженных в иностранной валюте, водного налога, налога с
пользователей  животного  мира,  экологического  налога,  гостиничного
налога);
     - отменой  или сокращением льгот по налогу на прибыль,  налогу на
добавленную стоимость, налогу на имущество;
     - повышением  и  дифференциацией  ставок акцизов по алкогольной и
табачной продукции;
     - повышением максимальной ставки по налогу на имущество до 2,5%;
     - расширением  налогооблагаемой  базы  по  подоходному  налогу  с
физических   лиц   за  счет  включения  в  число  плательщиков  налога
военнослужащих,  лиц рядового и начальствующего состава органов МВД  и
лиц, приравненных к ним;
     - уточнением налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в связи с
отменой  ряда  местных  налогов  и  изменением  размера  отчислений  в
социальные фонды.

                     II. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА ОБЛАСТИ

     Бюджетная политика по расходам в 1998 году будет строиться исходя
из объема ресурсов по прогнозу доходов.
     Для выхода из бюджетного кризиса  необходим  маневр  в  расходной
части  бюджета.  Простое  сокращение расходов обстановку не оздоровит.
Нужны глубокие структурные изменения.
     Ограниченность финансовых  ресурсов  и назревшие преобразования в
бюджетной сфере вызывают необходимость:
     - обеспечить   экономное  расходование  бюджетных  средств  всеми
учреждениями,  организациями  и  органами   местного   самоуправления,
находящимися на бюджетном финансировании;
     - пересмотреть сеть бюджетных учреждений;
     - определить   ограниченный   круг   приоритетов   экономического
развития области;
     - уменьшить   расходы,  которые  не  являются  первоочередными  и
эффективными;
     - осуществить     централизацию     расходов,     связанных     с
жизнеобеспечением бюджетных учреждений области;
     - предусматривать    средства   на   техническое   перевооружение
инфраструктуры;
     - совершенствовать   структуру   управления  с  целью  сокращения
расходов  на  содержание  органов  государственной  власти  и  органов
местного самоуправления;
     - пересмотреть  перечень  областных  целевых  программ,  исключив
программы,  не  дающие  экономический  эффект  для  подъема  экономики
области;
     - применять    практику   привлечения   бюджетными   учреждениями
дополнительных внебюджетных источников финансирования;
     - реализовать   программу   заимствований  финансовых  средств  с
частичной инвестиционной направленностью;
     - усилить   контроль  за  рациональным  использованием  бюджетных
средств.

     В 1998 году следует перейти к планированию расходов не на  основе
заявленных потребностей, а исходя из возможностей бюджета.
     Недопустимо финансирование    содержания     органов     местного
самоуправления за счет дотации из областного бюджета и государственных
регулирующих налогов.

     В числе приоритетов бюджетной политики необходимо выделить:

     1. погашение бюджетной задолженности  по  защищенным  статьям  за
предыдущий год;

     2. усиление поддержки учреждений культуры и учреждений, основными
задачами  которых  является  лечение  больных,  обучение   школьников,
содержание инвалидов и детей - сирот в домах - интернатах;

     3. сосредоточение  расходов на предоставление адресной социальной
помощи - выплату льгот и компенсаций инвалидам  и  участникам  Великой
Отечественной войны, государственных пособий гражданам, имеющим детей,
компенсации другим социально - незащищенным категориям населения.

     В социальной сфере бюджетная политика должна  быть  ориентирована
на  стабилизацию  положения бюджетных учреждений и преодоление кризиса
недофинансирования.
     На основе   реформы   системы   социальной  поддержки  населения,
проводимой  на  федеральном  уровне,  будет   строиться   и   политика
социальной   поддержки  в  области,  направленная  на  обеспечение  ее
адресности и целевого характера,  концентрацию финансовых ресурсов  на
оказание помощи тем, кто в ней реально нуждается.
     В целях усиления борьбы  с  преступностью  и  правонарушениями  в
области  необходимо  обеспечить  финансирование  милиции  общественной
безопасности и подразделений  органов  внутренних  дел,  состоящих  на
областном бюджете.
     Основными направлениями при  формировании  бюджета  по  сельскому
хозяйству на 1998 год является совершенствование структуры расходов на
поддержку  агропромышленного  комплекса  с  учетом  реального  наличия
ресурсов в бюджете.
     Организация сельскохозяйственного   производства    в    условиях
снижения  стоимости кредитных ресурсов должна обходиться без выделения
(в существующих объемах) бюджетных средств,  за  исключением  закупок,
осуществляемых для региональных нужд.
     Объемы закупок  сельскохозяйственной  продукции  в   региональные
фонды необходимо сократить и ограничить только потребностями бюджетных
учреждений области и страховым  резервом.  Формирование  регионального
продовольственного фонда области производить в пределах возврата ранее
выделенных средств и распределять средства фонда на конкурсной основе.
     Необходимо перейти   от   бюджетного  финансирования  к  практике
предоставления инвестиций на основе финансового лизинга,  в  частности
это  касается  как  капитальных вложений,  так и предоставления помощи
крестьянским (фермерским)  хозяйствам,  реализации  целевых  областных
программ,   формирования   эффективных   производственных  структур  и
лизингового фонда.
     В числе мер государственной поддержки агропромышленного комплекса
предполагается  на  безвозвратной  основе   направлять   средства   на
поддержку  сортового семеноводства,  племенного животноводства.  Будет
также поддерживаться развитие социальной и  инженерной  инфраструктуры
села, организация и проведение природоохранных мероприятий.
     Бюджетные средства необходимо направлять в  приоритетном  порядке
стабильно  работающим  предприятиям.  Необходимо  внедрить эффективный
механизм банкротства в  сельском  хозяйстве  без  которого  невозможно
преодолеть практику невыполнения сельскохозяйственными производителями
обязательств   по   возврату   долгов,    повысить    их    финансовую
ответственность.

                    Жилищно-коммунальное хозяйство

     Расходы на  жилищно-коммунальное  хозяйство  в  1998  году должны
формироваться с учетом проводимой жилищной реформы.
     Для решения   проблем   жилищной  реформы  необходимо  определить
основные  параметры  перехода  на  новую  систему   оплаты   жилья   и
коммунальных   услуг.  При  этом,  основой  для  расчета  расходов  на
жилищно-коммунальное  хозяйство   будут   являться   как   федеральные
стандарты, так и областные.
     Среди них:
     - социальная норма площади жилья;
     - уровень платежей граждан;
     - максимально  допустимая доля расходов граждан на оплату жилья и
коммунальных услуг в процентах от совокупного семейного дохода;
     - предельная  стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг
на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц.

     Необходимо ужесточить государственный  контроль  и  регулирование
тарифов  на  основные коммунальные услуги,  предоставляемые населению,
добиться  снижения  издержек  на   жилищно-коммунальные   услуги   при
поддержании  стандартов  качества,  в  том  числе  за счет обеспечения
предоставления  услуг  населению  на  конкурсной  основе,   проведения
энергосберегающих мероприятий.
     При этом   нельзя   допустить   уменьшение   расчетных   размеров
трансферта   области  по  причине  увеличения  дополнительных  дотаций
жилищно-коммунальному   хозяйству   в   результате    отклонения    от
установленных федеральных стандартов.

                       III. БЮДЖЕТНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

     В целях  совершенствования  бюджетных  процедур  при  составлении
проекта бюджета на 1998 год необходимо:

     1. Составить  проект  бюджета  исходя   из   предельных   лимитов
финансирования  на очередной финансовый год,  доводимых до получателей
бюджетных средств;
     2. Увязывать  составление  бюджета  на  1998 год со среднесрочным
бюджетным планированием,  ежегодно внося коррективы в  составляемый  и
ежегодно уточняемый трехлетний финансовый план;
     3. Предусмотреть резервный фонд Губернатора области,  достаточный
для    оперативного    решения    проблем,    иные,    предусмотренные
законодательством, фонды;
     4. Качественно   усилить   финансовый   контроль  за  исполнением
бюджетов,  ужесточить санкции за незаконное и нецелевое  использование
бюджетных средств.

     Важнейшим направлением   совершенствования   бюджетных   процедур
является совершенствование межбюджетных отношений.

     Первоочередными задачами в этой области являются:
     - укрепление доходной базы бюджетов муниципальных бюджетов;
     - сокращение числа муниципальных образований,  получающих дотацию
из областного бюджета, рост числа муниципальных образований - доноров;
     - установление прямой зависимости между выделением из  областного
бюджета финансовой помощи и выполнением заданий по мобилизации доходов
в областной бюджет, сокращению недоимки;
     - восстановление  практики проведения ревизий исполнения бюджетов
муниципальных образований, получающих средства из областного бюджета;
     - максимально возможное сокращение встречных финансовых потоков.

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Предложенная Концепция бюджета Калужской области является основой
для увеличения доходной  базы  бюджетов,  совершенствования  структуры
расходов  бюджетов,  упорядочения  бюджетных  процедур  и  дальнейшего
совершенствования межбюджетных отношений.
     Реализация изложенных    в    Концепции    мероприятий   позволит
сформировать сбалансированный по доходам и расходам  бюджет  Калужской
области на 1998 и последующие годы.



Информация по документу
Читайте также