Расширенный поиск
Постановление Правительства Калужской области от 13.03.1998 № 23ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 13 марта 1998 г. N 23 О КОНЦЕПЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА В целях преодоления инвестиционного спада, создания предпосылок увеличения притока инвестиций в экономику области, Правительство Калужской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить прилагаемую "Концепцию инвестиционной политики Правительства Калужской области на период до 2000 года". 2. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на директора департамента экономики и промышленности области Розанову Т.Г. Вице-губернатор области А.Д.Артамонов Приложение к постановлению Правительства Калужской области от 13 марта 1998 г. N 23 КОНЦЕПЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА Содержание 1. Анализ состояния инвестиционной сферы 1.1. Анализ общего состояния инвестиционной активности 1.2. Состояние источников инвестирования 1.3. Прогноз состояния основных источников инвестирования 1.4. Качество спроса на инвестиционный капитал 1.5. Законодательное обеспечение 1.6. Выводы 2. Цели, задачи и этапы инвестиционной политики Правительства Калужской области в 1998-2000 годах 2.1. Стратегические и тактические задачи инвестиционной политики 2.2. Этапы реализации инвестиционной политики 3. Основные направления и инструменты инвестиционной политики в 1998-2000 годах 3.1. Регулирование инвестиционной деятельности в законодательных и нормативных актах Российской Федерации 3.2. Формирование областного законодательства в инвестиционной сфере 3.3. Направления вложений инвестиционных средств 3.4. Объекты и формы региональных инвестиций 3.5. Механизм государственной поддержки инвестиционного процесса 3.6. Обеспечение условий для динамичного накопления капитала 3.7. Привлечение сбережений в инвестиционную сферу 3.8. Привлечение внешних (иностранных) инвестиций 3.9. Координация работы инвестиционной инфраструктуры 3.10. Обеспечение инвестиционной открытости 3.11. Механизм реализации инвестиционной политики Правительства Калужской области 4. Прогнозируемые результаты реализации мероприятий, предусмотренных концепцией инвестиционной политики Правительства Калужской области на 1998-2000 годы Приложения: 1. Перечень объектов со значительным превышением нормативных сроков строительства. 2. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования. 3. Чистая прибыль предприятий и организаций по всеем видам деятельности. 4. Динамика сбережений населения области в 1992-1997 гг. 5. Динамика денежных доходов населения в 1992-1998 гг. 6. Кредитные вложения. 7. План первоочередных мероприятий Правительства Калужской области по реализации концепции инвестиционной политики на 1998-2000 годы. 8. Основные понятия и термины, используемые в концепции инвестиционной политики Правительства Калужской области на период до 2000 года. КОНЦЕПЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА Концепция инвестиционной политики разработана в развитие концепции экономического и социального развития Калужской области на 1997-2000 годы и представляет собой целостную систему представлений о стратегических целях и приоритетах политики Правительства Калужской области, направленных на преодоление спада инвестиционной активности в экономике области, создания предпосылок усиления притока инвестиций и их освоения в наиболее перспективных и значимых направлениях и отраслях производства, в социальной сфере с целью обеспечения стабильного экономического, социального и экологического развития области, а также важнейших направлениях и средствах реализации этих задач. 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ 1.1. Анализ общего состояния инвестиционной активности. Кризисные явления в экономике отрицательно повлияли на состояние инвестиционных процессов. В 1997 году продолжался спад объемов реальных инвестиций в экономику области, в итоге их объем за счет всех источников финансирования за 1991-1997 годы уменьшился в 6 раз и составил 16% от уровня 1991 года. Темпы снижения инвестиций опережали темпы снижения объемов производства. Инвестиционная активность в машиностроении и металлообработке к 1997 году опустилась до 8% от уровня 1991 года, в стройиндустрии до 9,5%, в легкой промышленности до 0,7%, в сельском хозяйстве до 6%, строительстве до 9%. В инфраструктурных отраслях - транспорте и связи уровень объемов инвестиций составил соответственно 35% и 67% к уровню 1991 года. Кризис инвестиционного процесса особенно негативно сказался на состоянии основного капитала. Износ основных фондов достиг критического уровня. В целом по промышленности степень их износа составила 49%, в сельском хозяйстве - 37%, на транспорте около 30 процентов. Сокращение инвестирования в производственное строительство обусловило процесс свертывания строительства практически во всех отраслях экономики области. Возросло число объектов, строительство на которых приостановлено, либо законсервировано. За последние три года в производственном строительстве свернуто 2/3 строек. Одинаково низкие показатели во всех отраслях промышленности имеют обновление и выбытие основных фондов. Коэффициент обновления составляет по итогам 1997 года 1,15%, тогда как в 1995 году он был 1,6 процента. Коэффициент выбытия, объективно характеризующий состояние основных фондов, снизился на 2,5 процентных пункта, то есть ярко проявляется тенденция "проедания" основного капитала. В промышленном производстве сохраняется большое количество незагруженного и обесцененного кризисом основного капитала, постоянно требующего произведения значительных затрат на текущее обслуживание, содержание на балансе или консервацию. Загрузка производственных мощностей снизилась в среднем вдвое (по основным отраслям промышленности колеблется от 12 до 50%), но увеличивать ее во многих случаях не представляется возможным, поскольку изначально низкопроизводительные, морально устаревшие основные производственные фонды делают производимую ими продукцию неконкурентоспособной. В результате резкого сокращения капитальных вложений в непроизводственное строительство обостряется положение в социальной сфере. В 1997 году объемы ввода жилья составили 3,9 тыс. квартир (в 1991 году - 7 тыс. квартир). Увеличивается количество учащихся общеобразовательных школ, занимающихся во 2-ую и 3-ю смены. Много нерешенных проблем остается в организации здравоохранения, культурно-просветительской работы, физкультуры и спорта. Создавшаяся ситуация в социальной сфере более других связана с дефицитом бюджетного финансирования, в том числе с финансированием из областного бюджета. Удельный вес инвестиций в расходной части областного бюджета составлял в 1997 году 4,8% (1992 год - 20%). Как следствие, в незавершенном строительстве находятся жизненно необходимые объекты социальной сферы, начатые строительством более 5 лет назад (приложение 1). 1.2. Состояние источников инвестирования За годы реформирования экономики определилась устойчивая тенденция децентрализации инвестиционного процесса. Удельный вес инвестиций, финансируемых из бюджетных источников в общем объеме инвестиций за период с 1992 года уменьшился с 58% до 21,1%, в том числе федерального бюджета с 47% до 17% и с 10% до 4,2% - из бюджета области. Значительная часть инвестиций, направляемых в экономику области в настоящее время, формируется за счет собственных средств предприятий и организаций, заемных, привлеченных средств, внебюджетных фондов (приложение 2). Возможности инвестирования за счет собственных средств на предприятиях складываются из двух источников - прибыли и амортизационных отчислений (приложение 3). К 1997 году уровень рентабельности в отраслях промышленности сократился более, чем в 3 раза. Собственные накопления предприятий, в основном, расходовались на поддержание сложившегося уровня производства, возможности выделения средств на инвестиционные цели резко снизились. В силу критического финансового положения предприятий, амортизационные отчисления в инвестиционных целях использовались за последние годы не более, чем на 25 процентов. В целом по области в 1997 году за счет этого источника на инвестиции было направлено 362,8 млн. рублей или менее 10% общего годового объема инвестиций по области. Банковская система Калужской области до настоящего времени крайне слабо проявила себя на инвестиционном рынке. При кредитовании банки области отдают предпочтение выделению кредитов на пополнение оборотных средств. В общем объеме инвестиций доля банковского кредитования не превышает 1,5-2 процента. С началом масштабной приватизации в области стал развиваться рынок корпоративных ценных бумаг. Однако в структуре капитала по-прежнему преобладают (84,8%) пакеты акций мелких акционеров, инсайдеров и государства, получивших в собственность значительные активы в соответствии с государственной приватизационной программой. На долю внешних стратегических инвесторов приходится только 15,3% голосующих акций, что является сдерживающим фактором для вложения инвестиционных средств в неконтролируемые с их стороны производства. Значительный потенциал для инвестиционного финансирования в области представляют собой сбережения населения, на руках у которого скопилось более 1500 млн. рублей (приложение 4). В основном эти средства аккумулируются в сберегательных вкладах и других финансовых активах, в значительной мере используются на приобретение иностранной валюты. Однако в области еще не сложился механизм привлечения хотя бы части этих средств на инвестиционные цели, на инвестиционном рынке эти средства практически не участвуют (приложение 5). 1.3. Прогноз состояния основных источников инвестирования 1.3.1. Прогнозируемые потребности в инвестициях. По прогнозным оценкам на предстоящие 3 года в Калужской области потребность в инвестициях составит 10,1 млрд. рублей, в том числе: - на реализацию мероприятий федеральных и областных целевых программ - 3,3 млрд. руб. - на реализацию инвестиционных предложений предприятий и организаций - 6,4 млрд. рублей - на ассигнования для восполнения выбывающих основных фондов социальной сферы - 0,4 млрд. руб. 1.3.2. Бюджетные средства. Бюджетные источники объективно утрачивают свою значимость в инвестиционном процессе. В настоящее время они используются только на поддержание и развитие объектов социальной сферы. Однако дефицит бюджета, недополучение налоговых поступлений, рост государственного долга, дотационность большинства муниципальных образований не позволяют обеспечить инвестирование бюджетных средств в необходимом объеме. Минимальная потребность ассигнований из областного бюджета, необходимая для поддержания объектов социальной сферы, составит в 1998 году - 95 млн. рублей, 1999 году -132 млн. рублей, 2000 году - 155 млн. рублей. Собственные прогнозируемые доходы областного бюджета ожидаются в объеме в 1998 г.- 430 млн. руб., 1999 г.- 447 млн. руб., 2000 г.- 465 млн. руб.: Таким образом, дефицит бюджета не позволит в ближайшие три года в полном объеме обеспечить потребности в инвестициях за счет средств бюджета текущих расходов. 1.3.3. Собственные средства хозяйствующих субъектов При сохранении действующего налогового законодательства в предстоящие три года прибыль по рентабельно работающим предприятиям, остающаяся в их распоряжении, составит: (млн. руб.) +------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ Чистая прибыль по рентабельно ¦ Инвестиции в основной ¦ ¦ ¦ (с прибылью) работающим ¦ капитал из прибыли ¦ ¦ ¦ предприятиям ¦ ¦ +----------+-------------------------------+-----------------------¦ ¦ 1998 год ¦ 567 ¦ 226 ¦ ¦ 1999 год ¦ 595 ¦ 238 ¦ ¦ 2000 год ¦ 625 ¦ 250 ¦ +------------------------------------------------------------------+ В случае принятия нового порядка исчисления налога на прибыль и других смягчающих налоговое бремя положений, можно ожидать прироста средств, остающихся в распоряжении предприятий. 1.3.4. Сбережения населения. В последние годы обозначился процесс ежегодного увеличения объемов сбережений населения и их накопления в виде вкладов в сберегательных банках и аккумулирования путем покупки иностранной валюты. (млн. руб.) +--------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ +----------------------------------+------+------+-------¦ ¦ Денежные доходы населения ¦ 8910 ¦ 9600 ¦ 10200 ¦ ¦ Расходы и сбережения ¦ 7410 ¦ 7970 ¦ 8500 ¦ ¦ Превышение доходов над расходами ¦ 1500 ¦ 1630 ¦ 1700 ¦ +--------------------------------------------------------+ В случае реализации мер по обеспечению ликвидности, доходности и надежности вложений сбережений граждан в финансовые институты, а также задействования эффективных механизмов трансформации вкладов физических лиц в инвестиции, уже с 1999 года возможно ежегодно привлекать на инвестиционные цели не менее 500-600 млн. рублей. Таким образом, этот источник потенциально способен стать весомым для осуществления областной инвестиционной политики. 1.3.5. Ресурсы банков Банковская система Калужской области по состоянию на начало 1998 года располагает банковскими активами в объеме 2,3 млрд. рублей. В кредиты предприятиям и населению инвестируется лишь незначительная часть этих средств. В текущей структуре кредитного портфеля преобладают краткосрочные кредиты, причем 10 банков из 14 долгосрочных кредитов не представляют вообще. В 1998 году лишь 2 банка в своей кредитной политике прогнозируют возможность долгосрочного кредитования (приложение 6). При создании на областном уровне законодательных условий, способствующих вложению банковских средств в развитие производства, объем инвестиций из банковского сектора на предстоящий период может достичь 170 млн. рублей. 1.3.6. Источники вне пределов области Включение в экономику области средств из-за пределов области, представляющих собой иностранные инвестиции, а также инвестиции российских финансово-промышленных групп, федеральных внебюджетных фондов, в определяющей степени зависит от способности Правительства Калужской области повысить инвестиционный имидж области, в том числе от успешного проведения реформирования предприятий, принятия и реализации пакета законов по стимулированию инвестиционной деятельности, защите прав инвесторов. До настоящего времени работа по привлечению внешних инвестиций велась спонтанно, без общей координации, в 1996-1997 годах объем капитальных вложений, связанных с привлечением таких средств составил всего 12 млн. рублей. Прогнозируется, что объем внешних инвестиций ежегодно будет нарастать, причем темпы их роста объективно превзойдут внутренние источники за счет более масштабных возможностей привлечения. При условии осуществления предусмотренного настоящей концепцией комплекса мер к 2000 году прогнозируется увеличение объема инвестиционных средств, привлекаемых из-за пределов области, до 300 млн. рублей. 1.4. Качество спроса на инвестиционный капитал Оживление инвестиционной активности в области в значительной степени сдерживалось низким качеством спроса на капитал, что являлось следствием отсутствия у предприятий-заемщиков реального залогового обеспечения кредитов, наличием неудовлетворительных показателей экономической эффективности проектов, непрофессиональной подготовки обоснований инвестиционных проектов, низким уровнем менеджмента, непрозрачностью бухгалтерской отчетности и несовершенством учета на предприятиях, отсутствием возможности участвовать в реализации инвестиционных проектов собственными средствами предприятий. Бизнес-планы предприятий либо не составляются, либо делаются в неприемлемой форме для рассмотрения их серьезными инвесторами. Отрицательное влияние на состояние инвестиционного процесса оказывает наличие различных видов рисков, конъюнктура на финансовом рынке, динамика валютного курса, высокая процентная ставка ЦБ России, инфляция, некачественный инвестиционный менеджмент. Страховые компании, способные снизить остроту рисков до настоящего времени не проявляют себя в сфере инвестиционной деятельности. Вследствие сложившейся в процессе приватизации системы отношений собственности и контроля инсайдеров на предприятиях, руководство таких предприятий осознанно препятствует привлечению инвестиций, ориентированных на передачу контроля за управлением предприятиями внешним акционерам и банкам. 1.5. Законодательное обеспечение Развитие инвестиционных процессов в области сдерживается недостаточностью регионального законодательства. Неурегулированность вопросов управления государственным долгом, обращения ценных бумаг, возможностей реструктуризации производств не позволяла до настоящего времени выработать на областном уровне механизм предоставления гарантий Правительства Калужской области по представлению инвестиционных займов, ограничивала возможность выпуска областных облигационных займов в инвестиционных целях. Не обеспечены стимулирующие меры по поддержке предприятий, реализующих социально-значимые, высокоэффективные проекты, отсутствуют льготы для банков, участвующих своими финансовыми ресурсами в реализации инвестиционных проектов. 1.6. Выводы Инвестиционный потенциал области формировался в процессе многолетней хозяйственной деятельности и важнейшими его составляющими являются - инфраструктурная освоенность территории, инновационный и интеллектуальный потенциал. В области стабильная социально-политическая обстановка, сравнительно низкий уровень загрязнения окружающей среды, относительно спокойная криминогенная обстановка, что делает ее привлекательной для вложения инвестиционных средств с незначительными рисками. Однако состояние инвестиционной сферы не отвечает потребностям области по резкой активизации инвестиционной деятельности. В области не сложилась система государственной поддержки и стимулирования инвестиционной деятельности, вследствие чего, мотивация для повышения инвестиционной активности участников инвестиционного процесса недостаточна. Экономическая неэффективность сложившейся структуры собственности препятствует активному поиску путей реализации высокого инвестиционного потенциала участников материального производства. Это стало одной из причин низкого качества спроса на инвестиционный капитал на предприятиях области. В области не используются имеющиеся возможности мобилизации средств населения в целях инвестиционного финансирования. Коммерческие банки области проводят свои операции в крайне узкой сфере, в оторванности от кредитования реального сектора экономики. В области уже существуют многие элементы инвестиционной инфраструктуры (банки, инвестиционные организации, консалтинговые, аудиторские фирмы, страховые компании), однако отсутствует система целенаправленной координации их деятельности. Недостаточно организовано информационное обеспечение предпринимательства и промышленников актуальной инвестиционной информацией, что негативно сказывается на уровне информационной открытости области и ее инвестиционных возможностях. 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 1998-2000 ГОДАХ Основной целью концепции инвестиционной политики Правительства Калужской области является разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата, развитие инвестиционной институциональной и "мягкой" инфраструктуры областного инвестиционного рынка и непосредственная реализация конкретных инвестиционных проектов и программ. 2.1. Стратегические и тактические задачи инвестиционной политики Областная инвестиционная политика, как система действий по привлечению инвестиций в экономику региона, на практике должна реализовываться через последовательное решение конкретных задач как стратегического, так и тактического характера. Стратегическими задачами Правительства Калужской области являются: - создание эффективно работающей инфраструктуры областного инвестиционного рынка; - расширение платежеспособного спроса, в том числе на продукцию предприятий региона, и спроса на инвестиционные ресурсы; - создание условий, обеспечивающих использование на инвестиции внутренних ресурсов предприятий - амортизации и прибыли; - интеграция областного инвестиционного рынка в международный рынок капитала; - создание благоприятных условий для привлечения иностранных и российских (из других регионов) инвестиций в экономику Калужской области. Тактическими задачами Правительства Калужской области в реализации инвестиционной политики являются: - формирование условий для динамичного накопления капитала; - насыщение реального сектора экономики области в ликвидности текущего оборота, в том числе за счет выпуска корпоративных ценных бумаг, вексельного обращения, а также за счет выпуска областных ценных бумаг; - разработка и включение в практику механизма государственной поддержки инвестиционной деятельности на областном уровне; - создание механизма привлечения сбережений населения в высокоэффективные инвестиции на основе расширения рынка ценных бумаг и развития систем коллективного инвестирования. 2.2. Этапы реализации инвестиционной политики В соответствии с поставленной целью предполагается выделить 2 этапа: 1 этап - преодоление спада в инвестиционном процессе (1998 год). Критерием завершения этапа будет статистически установленная стабилизация объемов инвестиций в экономику области по итогам года. 2 этап - наращивание темпов роста инвестиций в экономику области (1999-2000 гг.) Критерием завершения этапа будет статистически установленный рост объемов инвестиций с ежегодным приростом в размере не менее 10% . 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В 1998-2000 ГОДАХ 3.1. Регулирование инвестиционной деятельности в законодательных и нормативных актах Российской Федерации Инвестиционная деятельность регулируется как общим государственным и хозяйственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов федерального и ведомственного уровня. Механизмы ее регулирования определены Законом РСФСР от 26.06.91 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР". В Российской Федерации создана взаимоувязанная система нормативно-законодательных документов, регулирующих инвестиционную деятельность в условиях рынка. В целях создания условий для развития инициативы частных инвесторов приняты Указ Президента Российской Федерации от 20.01.96 г. N 70 "О внесении изменений и дополнений и в Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. N 1928 "О частных инвестициях в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 01.05.96 г. N 534 "О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации". Совершенствуется система конкурсного отбора инвестиционных проектов на основе постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.97 г. N 1470 "Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации". 3.2. Формирование областного законодательства в инвестиционной сфере Областное законодательство по инвестиционной деятельности должно дополнять законодательство Российской Федерации с учетом развития области и в сфере своих полномочий предусматривать: - стимулирование инвесторов путем предоставления налоговых льгот на прибыль, полученную за счет предоставления инвестиционных кредитов; - систему льгот предприятиям, реализующим инвестиционные проекты в тесной взаимосвязи с объемом осваиваемых средств, социальной значимостью проекта и перспективной его экономической эффективности; - систему льгот организациям (инвестиционно-консалтинговые, аудиторские, риэлтерские фирмы, страховые компании), осуществляющим свою деятельность в рамках инвестиционной инфраструктуры в части деятельности, связанной с организацией инвестиционного процесса. Все эти направления будут отражены в Законе Калужской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Калужской области". 3.3. Направления вложений инвестиционных средств Для достижения наибольшей эффективности и в целях ускоренного социально-экономического развития области будет обеспечиваться вложение средств в инвестиционные проекты области, систематизированные по следующим группам: - проекты, поддерживаемые Правительством Калужской области и частично предлагаемые к финансированию за счет областных ресурсов в силу их социальной, экологической или иной общественно значимой направленности. К этой категории относятся проекты, связанные с развитием приоритетных направлений развития отраслей экономики Калужской области, в том числе: агропромышленного комплекса; жилищного и дорожного строительства; развития связи, энергетики, в том числе энергосбережение, газоснабжение; развития коммунального хозяйства; поддержки предприятий оборонного комплекса; машиностроения; приборостроения; лесной и деревообрабатывающей промышленности; легкой промышленности; развития наукоемких производств; - проекты, поддерживаемые Правительством Калужской области, но финансируемые из других источников в силу их экономической эффективности и, следовательно, выгодности для потенциального инвестора. К этой категории относятся инвестиционные проекты, ориентированные на освоение новейших технологий и выпуск новых конкурентоспособных видов продукции, а также проекты, связанные с вовлечением в хозяйственный оборот материальных ресурсов и научно-технического потенциала области; - проекты, не поддерживаемые Правительством Калужской области, но реализуемые в силу их исключительной рентабельности. К этой категории относятся проекты, реализация которых может повлечь ухудшение экологической обстановки в области, проекты по организации производства или розлива ликеро-водочной продукции. 3.4. Объекты и формы региональных инвестиций Объекты инвестиций будут определяться исходя из выбора способа вложения финансовых средств, обеспечивающего максимальную отдачу при приемлемом уровне риска. Объектами региональных инвестиций будут являться: - предприятия, как существующие, так и вновь создаваемые, при этом инвестиции могут быть вложены в основные активы или направляться на модернизацию; - внеоборотные активы, в том числе интеллектуальная собственность (патенты, авторские права), торговые марки; - ликвидные ценные бумаги. Формы региональных инвестиций могут осуществляться как автономно, так и для повышения оптимальности в различных сочетаниях. Основными факторами инвестиций на областном уровне являются: - собственный капитал (капитал предприятия, акционерный капитал - венчурная и долевая формы финансирования); - заемный капитал (ссуды, кредиты, займы, лизинг, капитал, полученный при размещении облигационного займа); - нематериальный капитал; - безвозмездные гранты и пожертвования; - другие (концессия, субсидия, контрактное покрытие инвестиционных ресурсов). 3.5. Механизм государственной поддержки инвестиционного процесса 3.5.1. Бюджет развития. В качестве инструмента для формирования совокупных инвестиционных ресурсов области будет использоваться бюджет развития. Эффективное управление бюджетом развития позволит наращивать его объемы. Инвестиции в рамках областного бюджета развития будут осуществляться на следующих принципах: - высокая экономическая эффективность реализуемых проектов; - конкурсность; - срочность; - платность и возвратность. Будут осуществлены конкретные меры по повышению эффективности расходования инвестиционных средств: - конкурсное размещение государственных инвестиционных ресурсов для реализации проектов, выдвигаемых частным капиталом; - развитие системы государственных гарантий под высокоэффективные и быстроокупаемые проекты для привлечения капитала кредитно-финансовых институтов, включая иностранных; - предоставление средств бюджета развития предприятиям, не имеющим просроченной задолженности по ранее предоставленным из областного бюджета средствам на возвратной основе; - безусловное направление сумм погашенных государственных средств в бюджет развития. Для повышения контроля за целевым использованием средств бюджета развития в целях своевременного и полного возврата предоставленных средств будет разработан механизм функционирования бюджета развития. 3.5.2. Инвестиционная направленность операций в сфере государственного долга. В рамках реализации Закона Калужской области "О государственном долге Калужской области" Правительство Калужской области будет выдавать на конкурсной основе государственные гарантии по обеспечению исполнения обязательств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в качестве одной из форм предоставления им государственной поддержки. 3.5.3. Государственная поддержка бесприбыльных социальных проектов в рамках бюджетов текущих расходов. Осуществление государственной поддержки бесприбыльных социальных проектов и развития объектов инфраструктуры будет осуществляться через годовые бюджеты текущих расходов путем реализации мероприятий федеральных и областных целевых программ в формируемых ежегодно департаментом строительства и средств сообщения программах строительства объектов местного хозяйства и АПК области. Для концентрации действий и средств исполнительной власти всех уровней на решении важнейших проблем области разработано свыше 30 областных целевых программ, основная часть которых имеет социальную направленность. 3.6. Обеспечение условий для динамичного накопления капитала 3.6.1. Влияние макроэкономической политики. Обеспечение роста инвестиций тесно взаимосвязано с созданием условий для динамичного накопления капитала, зависящим от макроэкономической политики, проводимой государством, по следующим направлениям: - проведение радикальной налоговой реформы в части введения и регулирования ускоренной амортизации, способствующей расширению воспроизводственного потенциала предприятий; - осуществление политики по снижению ставки рефинансирования ЦБ России и доходности государственных ценных бумаг, влияющих на увеличение притока инвестиций в реальный сектор экономики. 3.6.2. Проведение программы реформирования и реструктуризации предприятий. Реальные условия для накопления капитала будут обеспечиваться в ходе реализации мероприятий по реформированию и реструктуризации предприятий. Масштабы накопления капитала на предприятиях будет определяться решением проблем финансового оздоровления предприятий и разрешением вопросов с неплатежами. Преимущества при распределении государственных инвестиций на конкурсной основе, возможность реструктуризации долгов бюджету и внебюджетным фондам, права на ускоренную амортизацию и другие меры государственной поддержки будут получать предприятия, работающие по общепринятым в рыночной экономике принципам функционирования и осуществляющие реформирование. Перспективы этих процессов определяются тем, насколько быстро будет происходить формирование эффективных собственников на приватизируемых предприятиях и переход к современному уровню менеджмента. Приоритетно в ходе реформы предприятий будут решаться задачи: - обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий; - четкое разграничение ответственности собственников и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к эффективным собственникам; - защита прав акционеров; - развитие контрактного права; - достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для собственников, инвесторов, кредиторов; - создание эффективного механизма управления предприятиями, полностью или частично находящимися в государственной собственности. 3.7. Привлечение сбережений в инвестиционную сферу Для привлечения инвестиций за счет сбережений населения будут осуществлены меры по становлению рынка корпоративных ценных бумаг, портфельных инвестиций, развитию инвестиционной деятельности банковской системы и других институциональных инвесторов. 3.7.1.Формирование рынка ценных бумаг. В плане реализации программы "Развитие рынка ценных бумаг" будет проводиться работа по следующим направлениям: - обеспечение соблюдения эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации, с целью снижения риска инвестиций и повышения доверия инвесторов к эмитентам Калужской области; - создание эффективного рынка государственных ценных бумаг Калужской области; - создание условий для развития коллективных форм инвестирования в ценные бумаги. 3.7.2. Создание систем коллективного инвестирования. Мобилизация средств населения будет осуществляться с помощью создаваемых институтов коллективного инвестирования, доступных основной массе физических лиц и защищающих их вклады от инфляции - паевых инвестиционных фондов (ПИФы), негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний. К настоящему времени определены правовые рамки деятельности паевых инвестиционных фондов. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.07.95 г. N 765 "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации" подготовлены "Программа развития паевых фондов" и комплекс необходимых нормативных документов. Широкое распространение в предстоящие годы получат ипотечные кредиты, получаемые под залог стоимости имеющейся у населения собственности (приватизированные квартиры, дачи, земельные участки, приобретаемое или сооружаемое жилье). 3.7.3. Активизация роли банковского сектора. Активизация банковского сектора в инвестиционных целях будет обеспечиваться в рамках Закона Калужской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Калужской области" путем предоставления налоговых льгот на прибыль, получаемую от предоставления инвестиционных кредитов. Важное место в развитии инвестиционного процесса отводится соглашению о намерениях по сотрудничеству в разработке и реализации инвестиционной политики, заключенному между Правительством Калужской области и всеми банками, находящимися на ее территории. 3.8. Привлечение внешних (иностранных) инвестиций Среди инвестиций, привлекаемых в экономику области, весомую долю должен составить иностранный капитал, привлекаемый в предпринимательской форме (путем создания предприятий с иностранным участием) и в ссудной форме (через иностранные кредиты - государственные и частные). Предусматривается продолжить взаимодействие по вопросам финансового обеспечения инвестиционного процесса предпринимательства с различными российскими и международными организациями, такими как: Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк, Европейская Комиссия ЕС и др. Будет продолжено взаимодействие с программой TACIS в решении таких вопросов как: реорганизация государственных предприятий и развитие частного сектора; сельское хозяйство (создание эффективной системы производства, переработки и распределения продовольствия); реформа систем государственного управления и др. Разворачиваемая ЕБРР в России сеть венчурных фондов может быть использована областью для реализации многочисленных инвестиционных проектов инновационного направления, в частности, предлагаемых ТОО "Обнинский научно-технологический парк" ("ИНТЭГРО"), Центром конверсии "Физико-энергетический институт", "Калужским научным центром". В целях развития инвестиционного процесса будет активизировано взаимодействие области с Российским центром содействия иностранным инвестициям при Минэкономики России и его заграничными бюро, через которые возможно распространять информацию об инвестиционных проектах области, готовить и публиковать в зарубежных средствах массовой информации, специальных изданиях и международных компьютерных сетях материалы по инвестиционному имиджу области. Для поиска дополнительных инвестиций информация об инвестиционных проектах области будет размещена в международную информационную систему "Интернет". 3.9. Координация работы инвестиционной инфраструктуры Будут осуществлены меры для создания в области консорциума из консультационных, аудиторских, инжиниринговых, инвестиционных, страховых и лизинговых организаций, осуществляющих свою деятельность в инвестиционной сфере. Для разработки основных направлений государственной инвестиционной политики области, мер по ее реализации и оценки эффективности проводимой работы будет образован коллегиальный консультативно-совещательный орган - Инвестиционный Совет. При необходимости проведения оценки отдельных проектов для представления иностранным инвесторам будут привлекаться известные международные консультационные и аудиторские фирмы. Для привлечения в сферу инвестиционной деятельности страховых компаний и выработки рекомендаций и предложений по эффективному использованию механизма страхования в интересах области при реализации экономических и социальных программ, будет создан Совет страховых организаций, в который привлекаются представители самостоятельных страховых компаний области, филиалов страховых компаний, успешно осуществляющих свою деятельность на территории области. 3.10. Обеспечение инвестиционной открытости В целях обеспечения инвестиционной открытости региона будут подготовлены информационные материалы: - каталог инвестиционных проектов области; - каталог инвестиционных структур области. В 1997 году сформирован пакет инвестиционных предложений предприятий области, на базе которого будет издан каталог инвестиционных проектов. Будет создана система информационного обеспечения областной инвестиционной программы, основывающуюся на: - профессиональном и информационном обеспечении предпринимательства и предприятий области об имеющихся возможностях активизации инвестиционной деятельности; - реализации мер по широкой пропаганде инвестиционных знаний и инвестиционной информации через федеральные, областные и международные средства массовой информации; - создании и реализации специальной комплексной программы в рамках областной инвестиционной программы - "Инвестиционный атлас области", позволяющей обеспечить открытость информации об области, его инвестиционном рынке, об инвестиционном законодательстве. 3.11. Механизм реализации инвестиционной политики Правительства Калужской области 1. Реализация инвестиционной политики Правительства Калужской области будет осуществляться путем разработки и формирования региональной правовой базы инвестиционной деятельности, гибкого финансово-кредитного механизма, целостной системы информационного, организационного и кадрового обеспечения, единой статистической базы, комплексных решений по созданию объектов инвестиционной инфраструктуры при оптимальном сочетании с мероприятиями федеральных программ содействия привлечению инвестиций. 2. Правительство Калужской области будет осуществлять координирующие и контрольные функции по формированию и реализации областной инвестиционной программы, позволяющей установить зависимость между затратами на инвестиционные цели и конечными результатами. 3. Координация деятельности областных органов власти, стратегических партнеров Правительства Калужской области и других инвестиционных институтов будет осуществляться Инвестиционным Советом, который вносит предложения по очередности выполнения мероприятий, предусмотренных концепцией, с учетом приоритетных направлений реализации областной инвестиционной политики. 4. Концепция предусматривает поэтапное выполнение намеченных мероприятий, тесную увязку основного механизма реформирования экономики области с элементами государственной инвестиционной политики, регулярный анализ результатов выполнения основных мероприятий и введения своевременных изменений и дополнений в ход ее реализации. Реализация областной инвестиционной политики должна в максимальной степени интегрировать интересы, возможности и потенциал всех структур экономики области, задействованных в инвестиционном процессе. План первоочередных мероприятий по реализации концепции инвестиционной политики Правительства Калужской области на период до 2000 года представлен в приложении 7. 4. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ КОНЦЕПЦИЕЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2000 ГОДЫ В результате последовательного осуществления мер, предусмотренных в концепции инвестиционной политики на 1998-2000 годы, на основе максимального вовлечения в сферу инвестиционной деятельности накоплений всех хозяйствующих субъектов экономики и создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику области, ожидается преодоление инвестиционного спада и обеспечение положительной динамики инвестиций. Темпы роста общего объема инвестиций к уровню предыдущего года составят: 1998 г. - 100%, 1999 г. - 103%, 2000 г. - 110%. Согласно расчета по укрупненным показателям к 2000 году будет дополнительно создано 25-30 тыс. рабочих мест, уменьшится напряженность по выплате пособий из фонда занятости. Стабильность выплаты заработной платы и ее некоторый рост скажется на повышении объемов товарооборота и, следовательно, на увеличении налоговых поступлений от этого вида деятельности, на 5-6% увеличится объем поступлений в фонд медицинского страхования, пенсионный фонд, что позволит улучшить ситуацию по выплатам населению средств из этих фондов и снизить социальную напряженность. Освоение инвестиционных средств поможет предприятиям укрепить экономическое состояние, повысить стабильность работы и, как следствие, появится надежный источник поступления налогов в бюджеты всех уровней. Это позволит, начиная с 1999 года, ежегодно привлекать в консолидированный бюджет области дополнительно к уровню 1997 года не менее 300 млн. рублей с тенденцией увеличения этой суммы в последующие годы. Успешное выполнение мероприятий, предусмотренных концепцией инвестиционной политики, значительно повысит привлекательность области для инвестора, подтвердит надежность ее экономического состояния, стабильность социально-экономической обстановки, послужит залогом заметного увеличения дополнительных средств для инвестиционной деятельности, и, в конечном счете, позволит в более полном объеме решать социально-значимые проблемы области. Приложение 1 к концепции инвестиционной политики Правительства Калужской области на период до 2000 года ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ СО ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ПРЕВЫШЕНИЕМ НОРМАТИВНЫХ СРОКОВ СТРОИТЕЛЬСТВА +----------------------------------------------------------------+ ¦ Наименование объектов ¦ Год начала ¦ ¦ ¦ строительства ¦ +------------------------------------------------+---------------¦ ¦ Народное образование ¦ ¦ ¦ Школа в с. Бабынино ¦ 1993 ¦ ¦ Школа в п. Куровской ¦ 1992 ¦ ¦ Пристройка к школе в г. Кондрово ¦ 1992 ¦ ¦ Пристройка к школе в п. Полотняный Завод ¦ 1993 ¦ ¦ Пристройка к школе в г. Малоярославце ¦ 1991 ¦ ¦ Школа в г. Сухиничи ¦ 1991 ¦ ¦ Пристройка к школе в г. Тарусе ¦ 1990 ¦ ¦ Школа в с. Волковское ¦ 1989 ¦ ¦ Школа в р.п. Дугна ¦ 1992 ¦ ¦ Школа в г. Юхнове ¦ 1989 ¦ ¦ Школа в г. Людиново ¦ 1989 ¦ ¦ Школа с ФОК в г. Кирове ¦ 1993 ¦ ¦ Школа в п. Кременки ¦ 1990 ¦ ¦ Школа в г. Калуге ¦ 1992 ¦ ¦ Школа в ТОО "Сергиевское" Бабынинского района ¦ 1993 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Здравоохранение ¦ ¦ ¦ Амбулатория в совхозе "Стрельниковский" ¦ ¦ ¦ Бабынинского района ¦ 1992 ¦ ¦ Амбулатория в п. Куровской ¦ 1992 ¦ ¦ ЦРБ в с. Износки ¦ 1989 ¦ ¦ Реконструкция ЦРБ в г. Козельске ¦ 1992 ¦ ¦ Реконструкция ЦРБ в г. Малоярославце ¦ 1992 ¦ ¦ Больнично-поликлинический комплекс с. Детчино ¦ 1989 ¦ ¦ ЦРБ в г. Мосальске ¦ 1991 ¦ ¦ Терапевтический корпус ЦРБ в г. Спас-Деменске ¦ 1991 ¦ ¦ Больница в г. Людиново ¦ 1980 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Прочие отрасли хозяйства ¦ ¦ ¦ Реконструкция котельной в с. Барятино ¦ 1993 ¦ ¦ Очистные сооружения психоинтерната в г. Жиздре ¦ 1986 ¦ ¦ Очистные сооружения в г. Спас-Деменске ¦ 1992 ¦ ¦ Баня в с. Ферзиково ¦ 1992 ¦ ¦ Прачечная в г. Людиново ¦ 1993 ¦ ¦ РУС в с. Ферзиково ¦ 1993 ¦ ¦ РУС в г. Мосальске ¦ 1993 ¦ ¦ РТС в г. Медыни ¦ 1993 ¦ ¦ Комплекс зданий ОВД в р.п. Думиничи ¦ 1993 ¦ ¦ Здание ОВД в с. Хвастовичи ¦ 1993 ¦ ¦ Межрайонный изолятор временного содержания ¦ 1993 ¦ ¦ в г. Людиново ¦ ¦ ¦ Переоборудование ЛТП-4 под СИЗО в г. Людиново ¦ 1993 ¦ +----------------------------------------------------------------+ Приложение 2 к концепции инвестиционной политики Правительства Калужской области на период до 2000 года 1. СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ (в фактически действовавших ценах каждого года) +-------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1991 год ¦ 1997 год ¦ ¦ +--------------------------+--------------------------¦ ¦ ¦ тыс. руб. ¦в %% к итогу ¦ млн. руб. ¦ в %% к итогу ¦ +-------------------------------+-----------+--------------+-----------+--------------¦ ¦ Инвестиции в основной капитал ¦ 1455,5 ¦ 100 ¦ 1594,5 ¦ 100 ¦ ¦ - всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе финансируемые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ за счет: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1. Бюджетных средств ¦ 752 ¦ 51,7 ¦ 337,4 ¦ 21,2 ¦ ¦ - федерального бюджета ¦ 707,4 ¦ 48,6 ¦ 270,5 ¦ 17 ¦ ¦ - областного и муниципального ¦ 45 ¦ 3,1 ¦ 66,9 ¦ 4,2 ¦ ¦ бюджетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2. Внебюджетных средств ¦ 703 ¦ 48,2 ¦ 1257,1 ¦ 78,8 ¦ +-------------------------------------------------------------------------------------+ 2. СТРУКТУРА ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ (в фактически действовавших ценах каждого года) +-------------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1996 год ¦ 1997 год ¦ ¦ +--------------------------+--------------------------¦ ¦ ¦ млн. руб. ¦ в %% к итогу ¦ млн. руб. ¦ в %% к итогу ¦ +-------------------------+-----------+--------------+-----------+--------------¦ ¦ Внебюджетные средства - ¦ 1322,7 ¦100 ¦ 1257,1 ¦100 ¦ ¦ всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе за счет: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Собственных финансовых ¦ 572,5 ¦43,5 ¦ 556,1 ¦44,2 ¦ ¦ средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - прибыли ¦ 221,1 ¦16,7 ¦ 201,1 ¦16 ¦ ¦ - амортизации ¦ 353,6 ¦26,7 ¦ 348,2 ¦27,6 ¦ ¦ Заемных средств ¦ 38,4 ¦2,9 ¦ 14 ¦1,2 ¦ ¦ Привлеченных средств ¦ 48,3 ¦3,7 ¦ 44,4 ¦3,5 ¦ ¦ Внебюджетных фондов ¦ 616,7 ¦46,6 ¦ 614,2 ¦48,9 ¦ ¦ Средств индивидуальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ застройщиков ¦ 43 ¦3,5 ¦ 28,4 ¦2,2 ¦ +-------------------------------------------------------------------------------+ Приложение 3 к концепции инвестиционной политики Правительства Калужской области на период до 2000 года ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВСЕМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в действующих ценах каждого года - млн. руб.) +-------------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ Чистая прибыль ¦ Использовано ¦ в том числе ¦ Нераспределенная ¦ ¦ ¦ (убыток) ¦ прибыли ¦ на нужды ¦ прибыль, ¦ ¦ ¦ (Балансовая ¦ ¦ предприятий ¦ непокрытый ¦ ¦ ¦ Прибыль - ¦ ¦ (отвлеченные ¦ убыток ¦ ¦ ¦ Платежи в ¦ ¦ средства) ¦ ¦ ¦ ¦ бюджет) ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+----------------+--------------+--------------+------------------¦ ¦ 1993 год ¦ 98,2 ¦ 117,8 ¦ 64,6 ¦ 33,6 ¦ ¦ 1994 год ¦ 242,5 ¦ 538,6 ¦ 464,1 ¦ -221,6 ¦ ¦ 1995 год ¦ 182,6 ¦ 248,6 ¦ 95,3 ¦ 87,4 ¦ ¦ 1995 год ¦ 419,9 ¦ 1050,7 ¦ 667,3 ¦ -247,4 ¦ ¦ 1996 год ¦ -74,1 ¦ 1105,9 ¦ 912,4 ¦ -986,5 ¦ ¦ 1 полугодие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1997 г. ¦ -95 ¦ 451,9 ¦ 348,6 ¦ -443,6 ¦ +-------------------------------------------------------------------------------+ Приложение 4 к концепции инвестиционной политики Правительства Калужской области на период до 2000 года ДИНАМИКА СБЕРЕЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ В 1992-1997 ГГ. (в действующих ценах каждого года - млн. руб.) +--------------------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1992 ¦ 1993 ¦ 1994 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ ¦ +-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------¦ ¦ ¦ млн. ¦ % ¦ млн. ¦ % ¦ млн. ¦ % ¦ млн. ¦ % ¦ млн. ¦ % ¦ млн. ¦ % ¦ ¦ ¦ руб. ¦ ¦ руб. ¦ ¦ руб. ¦ ¦ руб. ¦ ¦ руб. ¦ ¦ руб. ¦ ¦ +--------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------¦ ¦ Прирост сбережений ¦ 1,8 ¦ 94,7 ¦ 28 ¦ 84,8 ¦ 116 ¦ 59,8 ¦ 251 ¦ 50,9 ¦ 293 ¦ 39,2 ¦ 118 ¦ 20,5 ¦ ¦ во вкладах и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ других ц.б. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Прирост ¦ 0,1 ¦ 5,3 ¦ 5 ¦ 15,2 ¦ 78 ¦ 40,2 ¦ 242 ¦ 49,1 ¦ 454 ¦ 60,8 ¦ 459 ¦ 79,5 ¦ ¦ иностранной валюты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ВСЕГО ¦ 1,9 ¦ 100 ¦ 33 ¦ 100 ¦ 194 ¦ 100 ¦ 493 ¦ 100 ¦ 747 ¦ 100 ¦ 577 ¦ 100 ¦ +--------------------------------------------------------------------------------------------------------+ Приложение 5 к концепции инвестиционной политики Правительства Калужской области на период до 2000 года ДИНАМИКА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ В 1992-1998 ГГ. (в действующих ценах каждого года - млн. руб.) +------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1992 ¦ 1993 ¦ 1994 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ +-----------------------+------+------+------+------+------+------+------¦ ¦ Денежные доходы - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всего (млн. руб.) ¦ 38,3 ¦ 491 ¦ 2158 ¦ 5724 ¦ 7505 ¦ 8286 ¦ 8910 ¦ ¦ Превышение денежных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ доходов над расходами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (млн. руб.) ¦ 7,2 ¦ 74 ¦ 306 ¦ 702 ¦ 1248 ¦ 1466 ¦ 1500 ¦ ¦ В %% к доходам ¦ 18,8 ¦ 15 ¦ 14 ¦ 12 ¦ 16,6 ¦ 17,7 ¦ 16,8 ¦ +------------------------------------------------------------------------+ Приложение 6 к концепции инвестиционной политики Правительства Калужской области на период до 2000 года КРЕДИТНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ (НА КОНЕЦ ГОДА, МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ) (в действующих ценах каждого года - млн. руб.) +--------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1992 ¦ 1993 ¦ 1994 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на 01.11.97 ¦ +---------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------------¦ ¦ Кредитные вложения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в экономику ¦ 29,2 ¦ 154,4 ¦ 379,3 ¦ 338,9 ¦ 350 ¦ 299,3 ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ краткосрочные ¦ 26,6 ¦ 132,8 ¦ 270,2 ¦ 284,5 ¦ 243,4 ¦ 206,5 ¦ ¦ в процентах к итогу ¦ 91 ¦ 86 ¦ 71,2 ¦ 74 ¦ 69,5 ¦ 69 ¦ ¦ долгосрочные ¦ 1,8 ¦ 7,5 ¦ 20 ¦ 7,8 ¦ 28,4 ¦ 36,7 ¦ ¦ в процентах к итогу ¦ 6,1 ¦ 4,8 ¦ 5,3 ¦ 2 ¦ 8 ¦ 12,3 ¦ +--------------------------------------------------------------------------+ Приложение 7 к концепции инвестиционной политики Правительства Калужской области на период до 2000 года ПЛАН ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА 1998-2000 ГОДЫ +--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ Содержание мероприятий ¦ Наименование проекта, ¦ Срок ¦ Ответственные ¦ ¦ ¦ законодательного или иного ¦ представления в ¦ исполнители ¦ ¦ ¦ правового акта ¦ Правительство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Калужской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области ¦ ¦ +--------------------------------------+-----------------------------------------+-----------------+-----------------------¦ ¦ 1. Стимулирование инвестиционного ¦ Закон Калужской области ¦ 2-ое полугодие ¦ Департамент ¦ ¦ процесса на территории Калужской ¦ "О государственной поддержке ¦ 1998 года ¦ экономики и ¦ ¦ области, защита прав инвесторов ¦ инвестиционной деятельности в Калужской ¦ ¦ промышленности ¦ ¦ ¦ области" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2. Создание коллегиального органа, ¦ Распоряжение Губернатора области об ¦ март 1998 года ¦ Департамент ¦ ¦ определяющего основные направления ¦ образовании Инвестиционного Совета при ¦ ¦ экономики и ¦ ¦ инвестиционной политики ¦ Губернаторе Калужской области ¦ ¦ промышленности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3. Привлечение банков, расположенных ¦ Постановление Правительства Калужской ¦ 1-ое полугодие ¦ Департамент ¦ ¦ на территории Калужской области, к ¦ области об условиях выпуска и обращения ¦ 1998 года ¦ экономики и ¦ ¦ размещению областного облигационного ¦ областного облигационного займа ¦ ¦ промышленности ¦ ¦ займа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4. Разработка концепции ¦ Постановление Правительства Калужской ¦ март 1998 года ¦ Департамент ¦ ¦ реформирования предприятий области ¦ области "О концепции реформирования ¦ ¦ экономики и ¦ ¦ ¦ предприятий Калужской области" ¦ ¦ промышленности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5. Обеспечение инвестиционной ¦ Каталог инвестиционных проектов, ¦ 1-ое полугодие ¦ Департамент ¦ ¦ открытости ¦ каталог инвестиционных структур ¦ 1998 года ¦ экономики и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ промышленности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ совместно с другими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ департаментами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6. Создание системы информационного ¦ Информация представляется в СМИ ¦ постоянно ¦ Департамент ¦ ¦ обеспечения областной инвестиционной ¦ ¦ ¦ экономики и ¦ ¦ программы ¦ ¦ ¦ промышленности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ совместно с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ комитетом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информатизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 7. Издание инвестиционного атласа ¦ Постановление Правительства Калужской ¦ 2-ое полугодие ¦ Департамент ¦ ¦ Калужской области ¦ области "Об инвестиционном атласе ¦ 1998 года ¦ экономики и ¦ ¦ ¦ области" ¦ ¦ промышленности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 8. Разработка механизма ¦ Постановление Правительства Калужской ¦ 1-ое полугодие ¦ Департамент ¦ ¦ функционирования бюджета развития ¦ области "О механизме функционирования ¦ 1998 года ¦ экономики и ¦ ¦ ¦ бюджета развития" ¦ ¦ промышленности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 9. Выпуск областного облигационного ¦ Постановление Правительства Калужской ¦ 2-ое полугодие ¦ Департамент ¦ ¦ займа ¦ области "Об областном облигационном ¦ 1998 года ¦ экономики и ¦ ¦ ¦ займе" ¦ ¦ промышленности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ департамент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ финансов и бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 10. Создание консорциума аудиторских ¦ Соглашение между Правительством ¦ 2-ое полугодие ¦ Департамент ¦ ¦ и консалтинговых фирм ¦ области и субъектами инвестиционной ¦ 1998 года ¦ экономики и ¦ ¦ ¦ инфраструктуры ¦ ¦ промышленности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 11. Формирование перечня областных ¦ Закон Калужской области "Об областном ¦ ежегодно ¦ Департамент ¦ ¦ целевых программ для финансирования ¦ бюджете Калужской области" ¦ ¦ экономики и ¦ ¦ из бюджета текущих расходов ¦ ¦ ¦ промышленности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ департамент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ финансов и бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 12. Создание механизма ¦ Постановление Правительства Калужской ¦ 1-ое полугодие ¦ Департамент ¦ ¦ синдицированного кредитования ¦ области "О порядке предоставления ¦ 1998 года ¦ экономики и ¦ ¦ приоритетных инвестиционных проектов ¦ государственных гарантий Калужской ¦ ¦ промышленности ¦ ¦ Калужской области, в том числе с ¦ области при синдицированном ¦ ¦ ¦ ¦ использованием государственных ¦ кредитовании инвестиционных проектов" ¦ ¦ Департамент ¦ ¦ гарантий Калужской области ¦ ¦ ¦ финансов и бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 13. Формирование бюджетных заявок на ¦ Постановление Правительства Калужской ¦ ежегодно ¦ Департамент ¦ ¦ финансирование федеральных целевых ¦ области "О прогнозе социально - ¦ ¦ экономики и ¦ ¦ программ ¦ экономического развития области" ¦ ¦ промышленности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ другие департаменты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 14. Формирование программы ¦ Постановление Правительства Калужской ¦ ежегодно ¦ Департамент ¦ ¦ строительства объектов местного ¦ области "О направлении инвестиций из ¦ ¦ экономики и ¦ ¦ хозяйства и АПК области ¦ областного бюджета" ¦ ¦ промышленности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ департамент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ строительства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средств сообщения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ департамент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сельского хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ продовольствия ¦ +--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ Приложение 8 к концепции инвестиционной политики Правительства Калужской области на период до 2000 года ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА Бюджет развития - специальный инструмент государственного стимулирования привлечения дополнительно за счет внутренних и внешних заимствований к средствам бюджета средств частных инвесторов и инвестиционных институтов и объединения указанных средств при финансировании конкретных инвестиционных проектов. Гарантия - определенное, предусмотренное законом или договором обязательство, в силу которого лицо (физическое или юридическое) отвечает перед кредитором полностью или частично в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником. Инвестиции - денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. Инвестиционная деятельность - комплекс работ по нахождению объектов инвестиций, их анализу, установлению контактов между участниками инвестиционного рынка, разработке ТЭО (бизнес-планов) реализации проекта, юридическому оформлению сделки между соискателем инвестиций и инвестором, и осуществлению проекта. Институциональная инвестиционная инфраструктура - учреждения, фирмы, компании всех видов собственности, обеспечивающие взаимодействие между субъектами инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика - система мероприятий по рациональному размещению инвестиций с целью получения их максимальной отдачи, обеспечения их безопасности и ликвидности. Включает инвестиционную стратегию, правила работы на инвестиционном рынке, учет рационального сочетания интересов соискателей инвестиций и инвесторов. Инвестиционный проект - обеспеченный необходимыми организационно-правовыми и расчетными документами план вложения финансовых средств с целью достижения определенных целей. Инвестиционная привлекательность - комплекс отличительных особенностей объекта, обладающих притягательной для инвестора характеристикой (низкие риски, льготы, конкурентоспособность продукции, свободные рынки сбыта, дешевая рабочая сила, удобные транспортные узлы и т.п.) Инвестиционный рынок - рынок купли и продажи капитала и сопутствующих услуг. Инвестиционный рынок включает фондовый рынок (в том числе рынок долговых обязательств, финансовый и денежный рынки, рынки кредитных ресурсов и депозитов, рынок интеллектуальной собственности (в частности промышленной собственности, приобретаемой путем предоставления лицензий на использование товарного знака и фирменного наименования, патентов и свидетельств на изобретение, промышленные образцы), а также инвестиционных предложений и проектов, другой научно-технической и производственной документации; сегменты земельного и сырьевого рынков, рынка недвижимости, выступающего в качестве залогового актива; рынки консультативных и страховых услуг, связанных с реализацией инвестиционной деятельности. Инсайдерский контроль - захват существенных прав контроля менеджерами или работниками бывшего государственного предприятия в процессе акционирования предприятия. Портфельные инвестиции - инвестиции в ценные бумаги. Капитальные вложения - форма инвестирования в создание и воспроизводство основных фондов. Субъекты инвестиционной деятельности - инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. "Мягкая" инфраструктура - включает три укрупненных блока: - правовое обеспечение инвестиционной деятельности; - система бухгалтерского учета, обеспечивающая потенциальным инвесторам адекватное представление о финансовом состоянии предприятий - потенциальных реципиентов; - культура рыночных отношений. Целевая программа - комплекс проектов и отдельных мероприятий, объединенных единой системой целей, ориентиров социально-экономического характера, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, обеспечивающих эффективное решение этих задач в сфере государственного, экономического социального и культурного развития области. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|