Расширенный поиск
Постановление Правительства Калужской области от 22.03.1999 № 38ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 22 марта 1999 г. N 38 О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999-2005 ГОДЫ В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 г. N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", в целях гарантированного обеспечения прав жителей Калужской области на охрану здоровья и медицинскую помощь, повышения экономической устойчивости и эффективности деятельности учреждений здравоохранения области Правительство Калужской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить прилагаемую концепцию развития здравоохранения Калужской области на 1999-2005 годы. 2. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации концепции развития здравоохранения Калужской области на 1999-2005 годы. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на директора департамента здравоохранения и лекарственного обеспечения области Исаева В.А. Губернатор области В.В.Сударенков Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения Калуга 1999 г. Одобрена постановлением Правительства Калужской области от 22.03.99 г. N 38 КОНЦЕПЦИЯ развития здравоохранения Калужской области на 1999-2005 годы. Разработчик: Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения Калужской области 1. ВВЕДЕНИЕ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Здоровье и здравоохранение являются важнейшими компонентами социально-экономической системы государства, влияющими на все стороны его деятельности. Современное состояние здравоохранения характеризуется негативными тенденциями в демографических процессах. Отмечается высокий показатель общей смертности на фоне очень низкой рождаемости. Дополнительные проблемы для здравоохранения возникают в связи с изменениями в миграционных процессах. Растет число беженцев и вынужденных переселенцев. Сложная социально-экономическая обстановка в стране, в первую очередь, влияет на здоровье населения. Растут, так называемые, социальные болезни: туберкулез, венерические заболевания, психические расстройства, алкоголизм, наркомания. Потребность населения в обеспечении медикаментами удовлетворяется меньше, чем на половину. Отрицательное воздействие на здоровье оказывает несовершенство системы управления: - разрушена единая система управления здравоохранением; - отсутствует система единого планирования потоков денежных средств; - констатировано: несоответствие денежных средств, поступающих в систему обязательного медицинского страхования, ее обязательствам; отсутствие гарантий со стороны бюджетов всех уровней перед медицинскими учреждениями, находящимися в их собственности. Аналогичные тенденции наблюдаются и в Калужской области, что диктует необходимость осуществления мероприятий по структурной перестройке системы здравоохранения с обязательным сохранением и развитием общедоступной медицинской и лекарственной помощи. Совершенствование системы направлено на преобразование в сфере первичной медико-социальной помощи, на развитие преемственности оказания медицинских услуг на всех уровнях, более рациональное использование коечного фонда, увеличение числа дневных стационаров, больниц и отделений сестринского ухода, хосписов; специализацию стационаров больниц по степени интенсивности и профилю оказываемой медицинской помощи. Особое внимание уделяется состоянию скорой и неотложной медицинской помощи. Она должна оказываться бесплатно и беспрепятственно во всех лечебно-профилактических учреждениях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Одним из важнейших аспектов охраны здоровья населения области является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Анализ санитарно-эпидемиологической обстановки свидетельствует об умеренной ее стабилизации. Однако, по ряду инфекционных заболеваний ситуация остается нестабильной и даже угрожающей. Эпидемиологическая ситуация усугубляется достаточно высоким уровнем миграционных процессов населения. Несмотря на то, что Калужская область в экологическом отношении считается относительно спокойной, в атмосферу ежегодно выбрасывается более 100 тыс. тонн загрязняющих ее веществ, в водоемы сбрасывается около 108 миллионов кубических метров сточных вод. Остается проблема рационального водопользования и качества земельных ресурсов. Сказываются последствия аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Население области на 01.01.98 г. - 1093165 человек. Рождаемость составила 7,3 на 1 тыс. населения, при средне-республиканском показателе - 8,9. Показатель общей смертности населения - 15,5 на 1 тыс. населения (республиканский показатель - 14,2). Уровень естественного воспроизводства населения составил - 8,2, при средне-республиканском показателе - 5,3. В области функционируют 105 лечебно-профилактических, санаторных, санитарно-профилактических учреждений, работают 3024 врача, что составляет 30,7 на 10 тыс. населения. Это значительно ниже средне-республиканского показателя (40,9 на 10 тыс. населения). 44,1% врачей имеют квалификационную категорию, из них 308 врачей (10,2%) - высшую и 667 (22,1%) - первую. В области трудятся 8658 средних медицинских работников, что составляет 88,0 на 10 тыс. населения. Это ниже средне-республиканского показателя (100,5 на 10 тыс. населения). 340 средних медицинских работников (3,9%) имеют высшую квалификационную категорию, 1766 человек (20,4%) - первую категорию. Соотношение врачей и средних медицинских работников по области составляет 1:2,9. По данным Всемирной Организации Здравоохранения это соотношение должно быть 1:5. Амбулаторно-поликлиническое обслуживание направлено на проведение профилактических мероприятий; на предупреждение и снижение заболеваемости, инвалидности и смертности; на оказание квалифицированной, специализированной помощи населению в поликлинике и на дому; на организацию диспансеризации и санитарно-гигиенического воспитания населения. Число посещений к врачам в поликлинике в 1997 г. по сравнению с данными прошлого года выросло на 0,8% (6340,4 тысяч, в 1996 г. - 6289,1 тыс.), на дому - на 12,2% (458,5 тыс., в 1996 г. - 408,7 тыс.) Посещения к стоматологам снизились на 3,1% (1058,8 тыс., в 1996 г. - 1093,2 тыс.). Показатель "среднее число врачебных посещений на 1 жителя в год, включая обращения к врачам станций и отделений скорой медицинской помощи" остался на уровне 1996 г. и составил 8,1 (по Российской Федерации - 9,1). Охват профосмотрами по сравнению с прошлым годом увеличился с 89% до 94,7%, в том числе процент охвата комплексными медицинскими осмотрами инвалидов Великой Отечественной войны увеличился с 88,6% до 90,6% (по Российской Федерации - 94,2%), участников Великой Отечественной войны увеличился с 87,4% до 87,7%. Уровень заболеваемости населения в области возрос с 765,4 до 843,4 на 1 тыс. населения. Этот показатель значительно выше средне-республиканского (643,7 на 1 тыс. населения). Заболеваемость детского населения увеличилась с 1484,9 до 1658,8 на 1 тыс. детского населения (по Российской Федерации - 1145,3 на 1 тыс. детского населения). В структуре болезней взрослых на первом месте болезни органов дыхания (226,5 на 1 тыс. населения), на втором - болезни нервной системы и органов чувств (85,1 на 1 тыс. населения), на третьем - травмы и отравления (65,1 на 1 тыс. населения). Структура заболеваемости детского населения осталась прежней. Первое ранговое место занимали болезни органов дыхания (1113,6 на 1 тыс. детей), второе ранговое место - болезни нервной системы и органов чувств (140,5 на 1 тыс. детей), третье место - болезни кожи и подкожной клетчатки (123,9 на 1 тыс. детей). У подростков на первом месте - болезни органов дыхания (309,4 на 1 тыс. населения), на втором - болезни кожи и подкожно-жировой клетчатки (86,1 на 1 тыс. населения), на третьем месте - болезни нервной системы и органов чувств (60,3 на 1 тыс. населения). Заболеваемость с временной утратой трудоспособности увеличилась с 986,3 до 1152,1 дней на 100 работающих (по Российской Федерации - 1023,0 на 100 работающих) и с 72,0 до 85,2 случаев на 100 работающих (по Российской Федерации - 63,7 на 100 работающих). В структуре заболеваемости с временной утратой трудоспособности первое место занимают болезни органов дыхания - 32,2 на 100 работающих, второе место - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани - 8,8 на 100 работающих, третье место - болезни системы кровообращения - 5,5 на 100 работающих. Общая инфекционная заболеваемость по области в течение 1997 года имела стойкую тенденцию к снижению по ряду кишечных инфекций, в то время, как воздушно-капельные, природно-очаговые, трансмиссивные заболевания активизировались. Всего по области зарегистрировано за год: 286762 случая инфекционных заболеваний (26130 на 100 тыс. населения), из них 268028 или 93,4% - грипп и ОРЗ. Паразитарных заболеваний - 8152 (742,8 на 100 тыс. населения), из них 86,4% или 7043 случая - энтеробиоз. Рост числа ВИЧ-инфицированных в 1997 г. по сравнению с предыдущим годом составил 76,6% (с 3 до 23 случаев). Заболеваемость всеми формами активного туберкулеза снизилась с 72,0 до 68,0 на 100 тыс. населения, в основном за счет туберкулеза органов дыхания. Одной из важнейших социальных проблем остается проблема роста всех классов венерических заболеваний. Однако в 1997 г. в Калужской области отмечается некоторое снижение показателя заболеваемости сифилисом с 260,2 на 100 тыс. населения до 235,2 на 100 тыс. населения (по Российской Федерации - 264,6). Онкологическая заболеваемость в 1997 г. уменьшилась с 341,1 до 340,5 на 100 тыс. населения (по России - 287,6 на 100 тыс. населения). Поздняя диагностика рака составила 46,2%. Вызывает тревогу и наркологическая заболеваемость. На диспансерном учете в области состоит 19600 больных. Только в 1997 г. под диспансерное наблюдение взято 860 больных с хроническим алкоголизмом, зарегистрировано - 545 случаев алкогольного психоза. В отчетном году взято на учет 147 наркоманов. Особую тревогу вызывают подростки и даже дети, злоупотребляющие алкоголем. На профилактический учет (диагноз алкоголизма еще не подтвержден) в отчетном году было взято 240 подростков и 36 детей до 15 лет. Психическое здоровье населения определяет общее состояние здоровья общества, влияет на его интеллектуальный потенциал, культурную и моральную среду. В области зарегистрировано 24359 человек, страдающих психическими заболеваниями, распространенность которых составила 247,6 на 100 тыс. населения. Неблагоприятные тенденции отмечаются в психическом здоровье детей. В области под диспансерным наблюдением находится 573 ребенка, 2008 детям оказана консультативная помощь. Заболеваемость составляет 310,0 на 100 тыс. детского населения. Приоритетным звеном в здравоохранении была и остается служба охраны материнства и детства. В 1997 г. в области число родов составило 6953. Только 18,6% прошли без осложнений. 14,2% составили роды, осложненные болезнями мочеполовой системы, 11,6% - болезнями системы кровообращения, 35,9% - анемиями. В 1997 г. было зарегистрировано 4 случая материнской смертности (один из них на дому от внематочной беременности). Показатель материнской смертности составил 56,9 на 100 тыс. родившихся живыми (по Российской Федерации - 50,4). Младенческая смертность в 1997 г. составила 19,1 на 1 тыс. родившихся живыми (по Российской Федерации - 17,2). В структуре младенческой смертности первое ранговое место занимают заболевания перинатального периода - 42,5%, второе - врожденные пороки развития: 24,8%, третье место - инфекционные болезни - 14,4%. В Калужской области на первое января 1997 г. функционировала 11271 стационарная койка, обеспеченность койками составляла 114,6 на 100 тыс. населения. Следует отметить в 1997 г. сокращение коечного фонда области на 303 койки, увеличение числа коек сестринского ухода на 61. Показатель среднего числа дней лечения больного в стационаре остался высоким и составил 18,7 дней, что значительно превышает средне - республиканский показатель - 16,9 дня. Больничная летальность составила 1,7% (по Российской Федерации - 1,5%). Таким образом, осуществление государственной политики охраны здоровья жителей Калужской области, развитие и дальнейшее совершенствование здравоохранения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия являются важнейшими задачами на 1999-2005 годы. Основными целями дальнейшего совершенствования здравоохранения являются: - не допустить снижения числа видов медицинской и лекарственной помощи населению; - сохранить накопленный потенциал здравоохранения; - сосредоточить финансовые и прочие ресурсы на развитие наиболее важных направлений здравоохранения; - создать условия для проведения структурно-функциональных преобразований в здравоохранении и выполнения разработанных целевых программ. В настоящее время существует реальная необходимость в создании концепции развития здравоохранения Калужской области, как единой территориальной системы здравоохранения, основанной на концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387. РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЕДИНОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Концепция исходит из того, что: - система здравоохранения области - это самостоятельная и неделимая система субъекта федерации, обеспечивающая равенство всех слоев населения к медицинскому обслуживанию; - разумное сочетание управленческой вертикали и самоуправления территории дает в современных условиях максимальный эффект; - правовое обеспечение развития здравоохранения на территории области, создание общих "правил", определение прав и обязанностей субъектов местного самоуправления послужит восстановлению вертикали, консолидации усилий всех звеньев системы на внедрение в практику работы бюджетносберегающих технологий. Целью концепции развития здравоохранения области (далее именуется - Концепция) является сохранение и улучшение здоровья людей, а также сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения. Концепция предусматривает - ежегодно разрабатывать Программу государственных гарантий обеспечения жителей области бесплатной медицинской помощью за счет средств бюджетов и обязательного медицинского страхования, содержащую перечень видов и объемов медицинской помощи, областную программу обязательного медицинского страхования, как составную часть Программы государственных гарантий, подушевой норматив финансирования здравоохранения области, обеспечивающий предоставление гарантированных объемов медицинской помощи. Основными задачами Концепции являются: - увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний; - сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения; - повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении; - совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения; - проведение инвестиционной политики, обеспечивающей высокую эффективность вложений; - повышение уровня квалификации медицинских работников, совершенствование системы их подготовки, переподготовки; - повышение социальной защищенности медицинских работников; - привлечение профессиональных медицинских ассоциаций к реализации государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки; - совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой; - повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья; - ежегодное принятие и реализация областной программы предоставления гарантированной медицинской помощи жителям области. Областная государственная политика в сфере здравоохранения основывается на принципах: - ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение бесплатной гарантированной медицинской и лекарственной помощи: - единства государственных и муниципальных интересов в области здравоохранения; - профилактической направленности деятельности органов и организаций здравоохранения; - непрерывности лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения; - единства системы сертификации и лицензирования и аккредитации медицинской, фармацевтической деятельности и государственного санитарно-эпидемиологического надзора; - единства системы подготовки, переподготовки и аттестации медицинских и фармацевтических кадров; - единства стандартов медицинской и фармацевтической деятельности для всех организаций независимо от форм собственности; - единства системы учета и отчетности; - единства системы сертификации медицинских и фармацевтических кадров. Составной частью государственной политики, в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан Российской Федерации", является лицензирование и аккредитация медицинских учреждений - выдача государственного разрешения медицинскому учреждению на осуществление им определенных видов деятельности и услуг по программам обязательного и добровольного медицинского страхования. Лицензированию подлежат все медицинские учреждения независимо от форм собственности. Для качественного оказания медицинской помощи необходимо, чтобы медицинскую помощь на территории Калужской области оказывали предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения только при наличии лицензии на избранный вид деятельности. РАЗДЕЛ II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В соответствии с Конституцией Российской Федерации на территории области функционируют: государственная, муниципальная и частная формы учреждений здравоохранения. К государственным учреждениям здравоохранения относятся: 1. Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области, который в пределах своей компетенции осуществляет государственную политику в области здравоохранения. 2. Лечебные и иные учреждения, находящиеся в государственной собственности и подчиненные департаменту здравоохранения и лекарственного обеспечения области, финансируемые из областного бюджета и областного фонда обязательного медицинского страхования. 3. Учебные заведения здравоохранения, находящиеся в государственной собственности области. 4. Государственное предприятие "Калугафармация", аптечные предприятия государственной формы собственности. К муниципальным учреждениям здравоохранения относятся: 1. Городские органы управления здравоохранения, которые в пределах своей компетенции осуществляют государственную политику в области здравоохранения на территории, подчиненной органу местного самоуправления. 2. Районные органы управления здравоохранением, осуществляющие в пределах своей компетенции государственную политику в области здравоохранения на территории, подчиненной органу местного самоуправления. 3. Муниципальные унитарные аптечные предприятия. К частным формам относятся: 1. Организации здравоохранения, имущество которых находится в частной собственности. 2. Лица, занимающиеся частной медицинской и частной фармацевтической деятельностью. 3. Учреждения здравоохранения, создаваемые и финансируемые частными организациями, общественными объединениями и гражданами. Основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской и лекарственной помощи являются: - развитие и расширение видов и объемов первичной медико-санитарной помощи; - развитие сети консультативно-диагностических служб, организация дневных стационаров, отделений медико-социальной помощи; центров амбулаторной хирургии; - поэтапная реструктуризация стационарной помощи в зависимости от специализации и интенсивности лечебно-диагностического процесса, создание межрайонных специализированных отделений (центров); - повышение качества медицинской помощи, чему будет способствовать внедрение протоколов диагностики и лечения пациентов как в амбулаторно-поликлинических, так и в больничных учреждениях, организация ведомственного и вневедомственного контроля; - принятие действенных мер по развитию службы охраны материнства и детства путем концентрации усилий на совершенствовании первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, развитии служб медико-психологической помощи семье и безопасного материнства, интеграции родовспомогательных учреждений с общей лечебной сетью; - осуществление комплексных мер по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению, борьбе с туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем; - внедрение современных технологий в подразделениях интенсивного лечения, кардиологии, онкологии, диагностики и лечения социально значимых болезней; - укрепление службы скорой медицинской помощи: сделать ее более мобильной и оснащенной современными средствами для оказания неотложной медицинской помощи и экстренной госпитализации пациентов; - принятие мер государственной поддержки по совершенствованию реабилитационной помощи, развитию санаторно-курортных и оздоровительных учреждений; - обеспечение доступной и качественной лекарственной помощи населению при амбулаторном лечении, в стационаре - в соответствии с протоколами диагностики и лечения в рамках программы государственных гарантий. Основное внимание будет уделяться совершенствованию медицинской помощи сельскому населению. Планируется дальнейшее развитие стационарозамещающих видов помощи сельскому населению: увеличение коек дневного стационара, увеличение коек сестринского ухода. Реструктуризация коек должна привести к более интенсивному использованию коечного фонда, сокращению среднего пребывания больного на койке, снижению расходов на стационарную помощь и высвобождению средств для оказания амбулаторной помощи. В сельские районы области в 1998 г. направлено 28 врачей и 93 средних медработника. Повысили квалификацию 133 врача и 497 средних медицинских работников. На 1999-2005 гг. планируется дальнейшая переподготовка врачебного и среднего звена, доукомплектация кадрами медицинских учреждений сельских районов области. Для реализации существующих задач был разработан проект "Медицинское оборудование", по которому предусмотрена поставка современной диагностической и лечебной медицинской техники в лечебно-профилактические учреждения области, оказывающие первичную амбулаторную и стационарную медицинскую помощь. Это позволит ускорить и стандартизировать диагностический процесс, в максимально большем объеме проводить его на амбулаторно-поликлиническом (догоспитальном) уровне, существенно улучшить качество лечебного процесса. РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Совершенствование системы финансирования здравоохранения предполагает тесную зависимость размеров финансирования медицинских учреждений от объема и качества оказываемых ими услуг. Система финансирования должна обеспечить повышение эффективности использования ресурсов и качества медицинской помощи. Формирование бюджета здравоохранения должно осуществляться не в соответствии с затратами, а в соответствии с предполагаемыми нуждами здравоохранения, учитывая экономическую, демографическую и эпидемиологическую ситуацию в регионе. Совершенствование системы финансирования здравоохранения предусматривает следующие мероприятия: 1. Разработка механизма определения государственных минимальных стандартов и на их основе государственных нужд (госзаказа) в сфере здравоохранения и приоритетов его финансирования. 2. Разработка территориальных программ здравоохранения. 3. Обеспечение соответствия финансовых ресурсов, направляемых в здравоохранение, и объемов оказываемой медицинской помощи. 4. Структурные преобразования в системе предоставления медицинской помощи, обеспечивающие повышение эффективности использования финансовых средств. 5. Первоочередное финансирование приоритетных направлений развития здравоохранения (охрана материнства и детства, профилактика и лечение социально значимых заболеваний: инфекционных, психических, наркомании). 6. Необходимость новых подходов к использованию экономических нормативов (норматив затрат на питание 1 больного; норматив затрат на медикаменты на 1 больного, на 1 посещение и т.д.; норматив затрат на мягкий инвентарь и др.), исходя из сложившихся в районах различий - по финансовым возможностям, рыночным ценам на продукты питания, потребности и т.д.). 7. Наращивание финансового потенциала отрасли: введение режима экономии средств, их распределение на дифференцированной основе, усиление контроля за использованием бюджетных средств и средств обязательного медицинского страхования, установление государственного регулирования системы цен (тарифов) на медицинскую и лекарственную помощь. 8. Развитие многоканальности финансирования здравоохранения, в т.ч. всемерное развитие добровольного медицинского страхования. 9. С учетом специфики деятельности лечебно-профилактических учреждений в сельской местности (с малой плотностью населения) пролонгировать финансирование учреждений здравоохранения филиалами территориальных фондов обязательного медицинского страхования. 10. Повысить ответственность фонда обязательного медицинского страхования за результаты деятельности и расширить полномочия в части контроля за эффективным и целевым использованием средств лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования. 11. Усилить контроль за учетом и расходованием средств получаемых лечебно-профилактическими учреждениями за оказание платных услуг. 12. Ввести обязательность публикации ежегодных отчетов о расходовании средств обязательного медицинского страхования и бюджета органами управления здравоохранения, фондом обязательного медицинского страхования, страховыми компаниями, медицинскими учреждениями. РАЗДЕЛ IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ Одним из основных принципов развития здравоохранения является совершенствование непрерывного медицинского образования и кадровой политики. Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом дальнейшего развития системы медицинского страхования и здравоохранения в области. В настоящее время имеют сертификат специалиста 1086 врачей, что составляет 35% от общего количества врачей и 3010 средних медицинских работников (34,76%). В связи с этим необходимо совершенствование планирования и прогнозирования потребности и подготовки кадров, в том числе по таким новым направлениям, как врач общей практики, клинический фармаколог, медицинский психолог, медицинская сестра с высшим медицинским образованием, специалист по социальной работе, экономист здравоохранения, менеджер здравоохранения. Планируется сертифицировать специалистов: +-----------------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦ 2001 г. ¦ 2002 г. ¦ 2003 г. ¦ 2004 г. ¦ 2005 г. ¦ +-------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------¦ ¦ Врачей ¦ 400 ¦ 400 ¦ 400 ¦ 400 ¦ 400 ¦ 400 ¦ 400 ¦ ¦ Средних ¦ 1200 ¦ 1200 ¦ 1200 ¦ 1200 ¦ 1200 ¦ 1200 ¦ 1200 ¦ ¦ медицинских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------------------------------+ Для реализации поставленных задач необходимо: 1. Заключение договоров с медицинскими высшими учебными заведениями по целевому приему молодежи - жителей Калужской области (Российский государственный медицинский университет, Смоленская государственная медицинская академия, Тверская медицинская академия, Ярославская медицинская академия, Московский стоматологический институт). 2. Совершенствование системы повышения квалификации кадров путем организации выездных циклов усовершенствования для врачей и средних медицинских работников объемом не менее 144 часов, а также усовершенствование на центральных базах последипломного обучения, 3. Введение тестовой аттестации медицинских и фармацевтических работников на присвоение и подтверждение квалификационной категории. Аттестация проводится в соответствии с тестовыми программами, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации. 4. Обеспечение подготовки и проведения сертификационных экзаменов врачей и средних медицинских работников. 5. Приоритетным направлением кадровой политики остается необходимость полностью укомплектовать медицинскими кадрами здравоохранение районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, и фельдшерско-акушерские пункты на селе. РАЗДЕЛ V. ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ГАРАНТИИ В ОБЛАСТИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ Государственная политика обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения направлена на предоставление их потребителям надлежащего качества, достаточного ассортимента, в необходимом количестве и по доступным ценам. В связи с вышеизложенным предусматривается: 1. Формирование перечня важнейших жизненно необходимых лекарственных средств, изделий медицинского назначения: - для оказания стационарной помощи; - для оказания амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе для льготного обеспечения граждан; - для лечения социально значимых заболеваний. 2. Формирование неснижаемого резерва лекарственных средств и изделий медицинского назначения для оказания экстренной помощи на случай чрезвычайных ситуаций, возникновения инфекций, проведения противоэпидемических мероприятий. 3. Разработка нормативно-правовой базы регулирования лекарственного снабжения: - регулирование порядка закупки медицинской продукции для нужд лечебно-профилактических учреждений области; - разработка подушевого норматива финансирования стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи в рамках программы государственных гарантий; - внедрение страхования бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств амбулаторным больным в г. Обнинске. 4. В целях обеспечения безопасного применения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения регулировать взаимоотношения по вопросам контроля качества на основании договоров "аптечное предприятие - государственное предприятие "Калугафармация". 5. Определение потребности в специфических лекарственных средствах на основе рекомендаций главных специалистов департамента, областных лечебно-профилактических учреждений. Централизованное снабжение указанными препаратами амбулаторных больных туберкулезом, психическими расстройствами, онкологическими заболеваниями через специализированные лечебно-профилактические учреждения. 6. Осуществлять закупки лекарственных препаратов на конкурсной основе при целевом выделении финансовых средств: - для выполнения областных целевых программ; - для централизованного снабжения лечебно-профилактических учреждений области препаратами для лечения муковисцидоза, гипофизарного нанизма, гемофилии, больных с пересаженными органами. РАЗДЕЛ VI. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ Одним из основных принципов развития здравоохранения является профилактическая направленность. Негативные тенденции в состоянии здоровья населения Калужской области требуют целенаправленного проведения профилактических мероприятий. Эффективность и качество профилактической деятельности во многом зависят от организации системы гигиенического обучения и воспитания населения. В целях усиления роли службы медицинской профилактики в соответствии с приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации N 364 от 22.12.95 г., N 295 от 06.10.97 г. и Концепции сохранения и укрепления здоровья населения Российской Федерации методами и средствами гигиенического обучения и воспитания в Калужской области изданы приказы по управлению здравоохранения N 38 от 14.02.96 г. и N 49 от 04.03.96 г., приказ по департаменту здравоохранения и лекарственного обеспечения и областному центру Госсанэпиднадзора N 47 от 04.03.98 г. Эти приказы предусматривают дальнейшее совершенствование системы гигиенического обучения и воспитания населения в Калужской области. Первоочередные профилактические мероприятия будут направлены на: - предупреждение управляемых инфекционных заболеваний; - предупреждение распространения ВИЧ-инфекции; - проведение мероприятий по борьбе с туберкулезом. Основной целью организации системы профилактических мероприятий является формирование у населения ценностных ориентаций к собственному здоровью и пониманию путей его достижения. Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач: - привитие населению навыков санитарной культуры; - обеспечение пропаганды эколого-гигиенических знаний с целью предупреждения неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения; - выработка установки на предупреждение заболеваний, мотивации поведения на здоровый образ жизни; - внедрение в медицинскую практику современных методов профилактики для восстановления утраченного здоровья; - создание во всех лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждениях службы медицинской профилактики; - совершенствование системы управления службы медицинской профилактики областным центром здоровья и медицинской профилактики и областным центром Госсанэпиднадзора; - улучшение материально-технического обеспечения службы, оснащение ее техническими средствами гигиенического обучения и воспитания; - включение в базовую программу обязательного медицинского страхования профилактических мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни; - обеспечение высокого качества доступной информации для населения по гигиеническому обучению и воспитанию с использованием всех средств и методов и в первую очередь, средств массовой информации всех уровней. Первоочередные мероприятия будут направлены на профилактику социально значимых заболеваний (туберкулеза, СПИДа, заболеваний, передающихся половым путем, управляемых инфекций, сахарного диабета, наркомании), охрану здоровья матери и ребенка, обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения. В области разработаны и реализуются региональные целевые программы на 1998-2000 гг. и последующие годы: 1. "Сахарный диабет". 2. "Безопасное материнство". 3. "Индустрия детского питания". 4. "Неотложные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия". 5. "Профилактика и борьба со СПИДом в Калужской области". 6. "Профилактика заболеваний, передающихся половым путем". 7. "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Калужской области". 8. "Профилактика йододефицитных заболеваний". 9. "Вакцинопрофилактика в Калужской области". 10. "Совершенствование оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению Калужской области". 11. "Совершенствование наркологической помощи населению Калужской области". 12. "Развитие и совершенствование медицины катастроф". 13. "Развитие Калужской областной больницы". РАЗДЕЛ VII. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Прямым следствием проводимых политических и экономических преобразований стало снижение управляемости системой здравоохранения на всех уровнях. Упразднение административных рычагов государственного управления сетью лечебно-профилактических учреждений не компенсировано методами экономического и правового регулирования. Существующее состояние управления и финансирования предопределяет низкую эффективность использования ресурсов и несбалансированность структуры оказания медицинской помощи. Необходимо определить финансово-экономические механизмы взаимодействия органов управления на всех уровнях. Калужского областного Фонда обязательного медицинского страхования и его филиалов, страховых медицинских организаций и лечебно-профилактических учреждений. Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области должен иметь возможность осуществлять меры по государственному регулированию деятельности всей системы организаций здравоохранения области (планирование, регулирование и контроль финансово-хозяйственной деятельности, лицензирование, аккредитация). Для решения этой задачи необходимо определить на территории области единые подходы к ответственности и компетенции органов управления здравоохранения, муниципальных органов здравоохранения, Калужского областного Фонда обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций и лечебно-профилактических учреждений. Для координации и взаимодействия, согласования целей, объемов и структуры медицинской помощи на территории области разрабатывается целый пакет документов: 1. Проект закона "О государственных гарантиях предоставления бесплатной медицинской помощи жителям Калужской области". 2. Проект закона "О лекарственных средствах". 3. Проект программы государственных гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи жителям области. 4. Программа обязательного медицинского страхования, как составляющая программы государственных гарантий. УТВЕРЖДЕН Постановлением Правительства Калужской области от 22 марта 1999 г. N 38 ПЛАН мероприятий по реализации Концепции развития здравоохранения в области на 1999-2005 гг. +-------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ Содержание ¦ Наименование ¦ Срок ¦ Исполнители ¦ ¦ мероприятий ¦ документа ¦ исполнения ¦ ¦ +----------------------+------------------------------+------------+------------------------¦ ¦ Обеспечение ¦ Проект постановления ¦ 1999 г. ¦ Департамент ¦ ¦ государственных ¦ Правительства Калужской ¦ ¦ здравоохранения и ¦ ¦ гарантий на охрану ¦ области "Об утверждении ¦ ¦ лекарственного ¦ ¦ здоровья жителей ¦ областной программы ¦ ¦ обеспечения Калужской ¦ ¦ области и ¦ государственных гарантий по ¦ ¦ области. ¦ ¦ медицинскую помощь с ¦ обеспечению бесплатной ¦ ¦ Департамент финансов и ¦ ¦ определением видов, ¦ медицинской помощью жителей ¦ ¦ бюджета области. ¦ ¦ объемов и условий ее ¦ области и порядок ее ¦ ¦ Фонд обязательного ¦ ¦ получения ¦ реализации" ¦ ¦ медицинского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ страхования. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Проект закона ¦ 1999 г. ¦ ¦ ¦ ¦ "О государственных гарантиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бесплатной медицинской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ помощи населению области" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Меры по улучшению ¦ Постановления и проекты ¦ 2001 - ¦ Департамент ¦ ¦ борьбы с социально ¦ постановлений Правительства ¦ 2003 гг. ¦ здравоохранения и ¦ ¦ значимыми ¦ Калужской области об ¦ ¦ лекарственного ¦ ¦ заболеваниями ¦ утверждении целевых программ ¦ ¦ обеспечения Калужской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области. ¦ ¦ ¦ 1. "Сахарный диабет" ¦ ¦ Департамент финансов и ¦ ¦ ¦ 2. "Безопасное материнство" ¦ ¦ бюджета области. ¦ ¦ ¦ 3. "Индустрия детского ¦ ¦ Управление внутренних ¦ ¦ ¦ питания" ¦ ¦ дел Калужской области. ¦ ¦ ¦ 4. "Неотложные меры по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечению санитарно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эпидемиологического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ благополучия" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5. "Профилактика и борьба со ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ СПИДом в Калужской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6. "Профилактика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ заболеваний, передающихся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ половым путем" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 7. "Неотложные меры борьбы с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ туберкулезом в Калужской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 8. "Профилактика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ йододефицитных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ заболеваний" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 9. "Вакцинопрофилактика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в Калужской области" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 10. "Совершенствование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оказания скорой и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ неотложной медицинской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ помощи населению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Калужской области" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 11. "Совершенствование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ наркологической помощи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ населению Калужской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 12. "Развитие и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ совершенствование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ медицины катастроф" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 13. "Совершенствование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психиатрической помощи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ населению Калужской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Меры по структурной ¦ Согласование муниципальных ¦ 1999 - ¦ Департамент ¦ ¦ перестройке отрасли ¦ заказов по организации, ¦ 2005 гг. ¦ здравоохранения и ¦ ¦ ¦ оснащению, использованию ¦ ¦ лекарственного ¦ ¦ ¦ стационаров интенсивного ¦ ¦ обеспечения Калужской ¦ ¦ ¦ лечения, восстановительного ¦ ¦ области. ¦ ¦ ¦ лечения хронических больных, ¦ ¦ Департамент финансов и ¦ ¦ ¦ организации медикосоциальных ¦ ¦ бюджета области. ¦ ¦ ¦ подразделений, межрайонных ¦ ¦ Фонд обязательного ¦ ¦ ¦ центров. ¦ ¦ медицинского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ страхования. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Меры по повышению ¦ Нормативно-правовые акты по ¦ 1999 - ¦ Департамент ¦ ¦ экономической ¦ стандартизации медицинских ¦ 2005 гг. ¦ здравоохранения и ¦ ¦ эффективности ¦ услуг: ¦ ¦ лекарственного ¦ ¦ деятельности отрасли ¦ - материально-техническому ¦ ¦ обеспечения Калужской ¦ ¦ ¦ обеспечению; ¦ ¦ области. ¦ ¦ ¦ - регулированию ¦ ¦ Комиссия по ¦ ¦ ¦ лекарственного обеспечения ¦ ¦ лицензионной и ¦ ¦ ¦ на территории области; ¦ ¦ аккредитационной ¦ ¦ ¦ - контролю качества ¦ ¦ медицинской ¦ ¦ ¦ медицинской продукции ¦ ¦ деятельности. ¦ ¦ ¦ аптечных предприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различных форм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ собственности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - формированию базы данных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оптовых поставщиков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лекарственных средств, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рейтинга цен на важнейшие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жизненно необходимые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ препараты; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - контролю качества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Разделение ¦ Закон "О государственных ¦ 1999 г. ¦ Департамент ¦ ¦ компетенций в сфере ¦ гарантиях оказания ¦ ¦ здравоохранения и ¦ ¦ здравоохранения ¦ бесплатной медицинской ¦ ¦ лекарственного ¦ ¦ между органами ¦ помощи населению" ¦ ¦ обеспечения Калужской ¦ ¦ управления ¦ ¦ ¦ области. ¦ ¦ здравоохранением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различного уровня ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Упорядочение ¦ Программа обязательного ¦ 1999 - ¦ Департамент ¦ ¦ деятельности ¦ медицинского страхования ¦ 2005 гг. ¦ здравоохранения и ¦ ¦ ведомственных ¦ ¦ ¦ лекарственного ¦ ¦ учреждений ¦ ¦ ¦ обеспечения Калужской ¦ ¦ здравоохранения на ¦ ¦ ¦ области. ¦ ¦ территории области ¦ ¦ ¦ Фонд обязательного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ медицинского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ страхования. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Организация системы ¦ Учебные программы, ¦ 1999 - ¦ Департамент ¦ ¦ профилактических ¦ методические и наглядные ¦ 2005 гг. ¦ здравоохранения и ¦ ¦ мероприятий методами ¦ материалы, разработанные ¦ ¦ лекарственного ¦ ¦ и средствами ¦ Министерством ¦ ¦ обеспечения Калужской ¦ ¦ гигиенического ¦ здравоохранения Российской ¦ ¦ области. ¦ ¦ обучения и ¦ Федерации, областным центром ¦ ¦ ¦ ¦ воспитания ¦ здоровья и профилактики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Совершенствование ¦ Заключение договоров с ¦ 1999 - ¦ Департамент ¦ ¦ медицинского ¦ медицинскими высшими ¦ 2005 гг. ¦ здравоохранения и ¦ ¦ образования и ¦ учебными заведениями по ¦ ¦ лекарственного ¦ ¦ кадровой политики ¦ целевому приему молодежи - ¦ ¦ обеспечения Калужской ¦ ¦ ¦ жителей Калужской области ¦ ¦ области. ¦ ¦ ¦ (Российский государственный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ медицинский университет, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Смоленская государственная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ медицинская академия, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Тверская медицинская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ академия, Ярославская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ медицинская академия, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Московский медицинский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стоматологический институт) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Подготовка врачей общей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ практики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Усовершенствование системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ последипломного образования ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------------------------------------------------------------+ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|