Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Калужской области от 21.09.2000 № 917ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 21 сентября 2000 г. N 917 О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВНЕСЕНИЮ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Законодательное Собрание Калужской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении дополнений в статью 14 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" (прилагается). 2. Назначить представителем при обсуждении данного вопроса в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации депутата Законодательного Собрания Суворова А.С., председателя комитета по законодательству. 3. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Бойко В.А., Бурдукову П.Т., законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предложением поддержать данный проект федерального закона. 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Заместитель председателя Законодательного Собрания В.И.Крестьянинов Проект вносится Законодательным Собранием Калужской области РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении дополнений в статью 14 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" Принят Государственной Думой __________________ 2000 года Статья 1. Внести в статью 14 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1792; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2399; 1999, N 29, ст. 3690) следующие дополнения и изменения: 1. Дополнить пункт 1 статьи 14 подпунктом 13 следующего содержания: " 13) мотивированный отзыв своего положительного мнения законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации В.Путин ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона "О внесении дополнений в статью 14 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (пункт 1 статьи 32 Конституции РФ). Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции РФ). Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (статья 10 Конституции РФ). Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (пункт 2 статьи 11 Конституции РФ). Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (пункт 1 статьи 118 Конституции РФ). Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (пункт 1 статьи 120 Конституции РФ). Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (пункт 2 статьи 121 Конституции РФ). В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат (подпункт л) пункта 1 статьи 72 Конституции РФ). В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации. На этом заканчивается решение вопросов о кадрах судов с участием граждан Российской Федерации, Президента России и законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. "Обратная связь" в системе формирования судебной власти теряется. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном настоящим Законом. В соответствии с указанным Законом полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей (статьи 13 и 14 Закона). Закон "О статусе судей в РФ" провозгласил самостоятельность судебной власти, ее независимость от законодательной и исполнительной властей. Наделение судей пожизненными полномочиями, их несменяемость (смена суда или должности возможна только с согласия самого судьи), личная независимость (допросить, арестовать, обыскать судью стало возможным только с согласия соответствующего органа судейского самоуправления - съезда и совета судей, высшей квалификационной коллегии судей), неподотчетность судей никому и подчинение их только закону, ограниченный перечень оснований и сложный порядок лишения судей полномочий, запрещение судьям заниматься политикой, высокое денежное содержание и материально-бытовые гарантии - все это позволяло надеяться на совершенствование судебной системы Российской Федерации в духе демократических преобразований. Однако многие судьи восприняли независимость суда, как полную безответственность и безнаказанность лично для себя. Волокита при рассмотрении дел в судах стала традиционной. Гражданские дела находятся в судах годами, обвиняемые по уголовным делам находятся под стражей вне сроков установленных законом. Если срок содержания под стражей на время предварительного следствия, хотя и чрезмерно длительный, все же ограничен, то после окончания предварительного следствия арестованный может дожидаться суда сколь угодно долго. Этим объясняется, что лишь треть арестованных числится за следователями, а остальные - за судами. Выделяемых судам из федерального бюджета средств не хватает на освещение и отопление помещений, рассылку повесток с уведомлением о вручении, а порой - и на зарплату служащим. Суды выживают, получая средства из местных бюджетов, что противоречит Конституции. Закон "О судебной системе в Российской Федерации" объявил о переходе от остаточного принципа финансирования к нормативному: суды должны получать столько денег, сколько необходимо для работы, исходя из количества рассматриваемых ими дел. Однако это требование в федеральном бюджете не реализовано. Серьезную озабоченность вызывают материально-техническое обеспечение судов и их неукомплектованность кадрами. При этом количество разрешаемых дел и поток исполнительных документов продолжают увеличиваться. На одного судью районного (городского) суда приходилось в месяц в среднем свыше 7 уголовных дел, более 15 гражданских дел и 17 административных. Сюда следует добавить рутинную работу, которая обычно отнимает массу времени, - подготовка дела к слушанию, контроль за исполнением и т.п. Попытка решить эти проблемы только увеличением числа судей в России не приносит ожидаемых результатов, так как по-прежнему усложнена процедура рассмотрения дел и вынесения решений, отсутствует практика заочных решений, не используются в судопроизводстве научно-технические достижения (автоматизированные рабочие места судей и программы-алгоритмы судебных решений). Многие суды по-прежнему не обеспечены приспособленными для судопроизводства помещениями. Многие районные суды России ютятся в зданиях, которые нередко находятся в аварийном состоянии. Из-за того, что остро не хватает помещений, гражданские дела нередко слушаются в кабинете судьи, отчего теряется эффект правосудия, нарушается принцип гласности. Допрошенные судом и еще не допрошенные свидетели могут находиться вместе в коридоре и общаться, что недопустимо. Согласно Гражданскому процессуальному кодексу стороны вправе знакомиться с материалами, снимать копии, делать выписки. Но на практике в наших судах они далеко не всегда имеют такую возможность. Им просто негде этим заниматься (разве что в кабинете судьи, которому в таком случае придется приостановить работу по очередному делу). Судьи испытывают большие трудности в условиях кардинально меняющегося законодательства. Им сложно приспособиться к нововведениям, абстрагироваться от бурных процессов формирования нового рыночного мышления. Судью, который фактически единолично решает дело, можно подкупить, запугать, запутать в нормах так называемого "теневого права". Например, несмотря на заложенное в Конституции РФ положение о том, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению (статья 22), санкцию на арест по-прежнему дает прокурор. Ни соответствующие суды, как субъекты законодательной инициативы, ни законодатели так и не внесли соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс. В России очень сложно формируется система судопроизводства с участием присяжных заседателей. Так и не реализованы в - полном объеме нормы Конституции, обеспечивающие гражданам защиту от произвольных арестов, гарантирующие право обвиняемого предстать перед судом присяжных, провозглашающие принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Еще одна важная проблема - защита судей и свидетелей от угроз со стороны преступных сообществ. В современных судах так называемое "заказное правосудие" приняло новые формы. Иногда судьи действуют вопреки представленным доказательствам, закону, логике и здравому смыслу. Примером тому, противоречивые решения судов по искам пенсионеров о величине индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). Многочисленными становятся факты использования судьями своего статуса и служебного положения для решения вопросов обеспечения собственного и семейного благополучия, ухода от ответственности за совершенные преступления и проступки. Не предаются гласности решения квалификационных коллегий судей о досрочном прекращении полномочий судей в случаях, характеризующих деятельность судей и судов. Судейское сообщество все более становится замкнутой кастой "неприкасаемых". Например, не узаконены "кодекс чести судьи" или правовая ответственность за несоблюдения судьей данной им присяги. Подобное стало возможным (в числе прочего) из-за отсутствия в Федеральном законе "О статусе судей в Российской Федерации" положений о праве граждан Российской Федерации, Президента России, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации на внесение заявлений в квалификационные коллегии судей о досрочном прекращении или приостановлении полномочий соответствующих судей. Не умаляя необходимость обеспечения стабильности и независимости существования судебной системы России, настоящий законопроект на основе принципа справедливости и разделения властей предлагает в качестве инициативы прекращения полномочий соответствующих судей учет мнения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такое мнение формируется законодательным (представительным) органом на основе реализации конституционных прав граждан-избирателей и их представителей-депутатов. Такая инициатива оформляется в виде постановления об отзыве своего положительного мнения законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, данного в процессе назначения соответствующего судьи на должность. Естественно, что отзыв должен быть мотивированным, с изложением соответствующих фактов. Законопроект ни коим образом не вторгается в компетенцию соответствующий квалификационных коллегий судей или судебного сообщества, не умаляет независимость судей, но гарантирует обязательность рассмотрения вопроса о возможном прекращении полномочий соответствующих судей, утративших доверие граждан и их представителей. В российском обществе зреет понимание того, что если не удастся добиться уважения к суду и судьям, то невозможно гарантировать квалифицированное осуществление правосудия, эффективность судопроизводства и реальное исполнение судебных решений. Такое уважение возможно лишь в условиях существования обратной связи в системе назначения и отзыва гражданами России соответствующих высоких государственных должностных лиц (Президента России, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, депутатов и судей). Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|