Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Калужской области от 21.09.2000 № 917

             ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ  СОБРАНИЕ  КАЛУЖСКОЙ  ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     21 сентября   2000 г.                            N 917


                     О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ
                 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КАЛУЖСКОЙ
               ОБЛАСТИ ПО ВНЕСЕНИЮ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО
              ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 14
                 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТАТУСЕ СУДЕЙ
                       В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"


     Законодательное Собрание Калужской области  ПОСТАНОВЛЯЕТ:

    1. Внести  в  порядке законодательной инициативы в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской  Федерации  проект  федерального
закона  "О  внесении  дополнений  в  статью  14 Федерального закона "О
статусе судей в  Российской  Федерации"  (прилагается).
     2. Назначить  представителем  при  обсуждении  данного  вопроса в
Государственной  Думе  Федерального  Собрания   Российской   Федерации
депутата   Законодательного   Собрания   Суворова  А.С.,  председателя
комитета   по   законодательству.
     3. Обратиться   к  депутатам  Государственной  Думы  Федерального
Собрания   Российской   Федерации   Бойко   В.А.,   Бурдукову    П.Т.,
законодательным   (представительным)  органам  государственной  власти
субъектов Российской Федерации с предложением поддержать данный проект
федерального закона.
     4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


     Заместитель председателя
     Законодательного Собрания          В.И.Крестьянинов



                                                                Проект
                                    вносится Законодательным Собранием
                                                     Калужской области


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


        "О внесении дополнений в статью 14 Федерального закона
               "О статусе судей в Российской Федерации"


                                          Принят Государственной Думой
                                          __________________ 2000 года


     Статья 1. Внести в статью 14 Федерального закона "О статусе судей
в  Российской  Федерации"   (Ведомости   Съезда   народных   депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N
30,  ст. 1792; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N
26, ст. 2399; 1999, N 29, ст. 3690) следующие дополнения и изменения:
     1. Дополнить  пункт  1  статьи  14   подпунктом   13   следующего
содержания:
     " 13)   мотивированный   отзыв   своего   положительного   мнения
законодательным   (представительным)  органом  государственной  власти
соответствующего субъекта Российской Федерации.

     Статья 2.  Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.


     Президент Российской Федерации          В.Путин


                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         к проекту федерального закона "О внесении дополнений
                   в статью 14 Федерального закона
               "О статусе судей в Российской Федерации"

     В соответствии  со  статьей  3  Конституции  Российской Федерации
народ осуществляет свою власть непосредственно,  а также через  органы
государственной  власти  и  органы  местного самоуправления.  Граждане
Российской Федерации  имеют  право  участвовать  в  управлении  делами
государства  как  непосредственно,  так  и  через своих представителей
(пункт 1 статьи 32  Конституции  РФ).  Граждане  Российской  Федерации
имеют  право  обращаться  лично,  а  также направлять индивидуальные и
коллективные обращения в  государственные  органы  и  органы  местного
самоуправления  (статья  33  Конституции РФ).  Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти самостоятельны (статья 10 Конституции
РФ).   Государственную   власть   в   субъектах  Российской  Федерации
осуществляют образуемые ими органы  государственной  власти  (пункт  2
статьи   11   Конституции   РФ).  Правосудие  в  Российской  Федерации
осуществляется только судом (пункт 1 статьи 118 Конституции РФ). Судьи
независимы  и  подчиняются  только  Конституции Российской Федерации и
федеральному закону (пункт 1 статьи 120  Конституции  РФ).  Полномочия
судьи  могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке
и по основаниям, установленным федеральным законом (пункт 2 статьи 121
Конституции РФ). В совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации находятся  кадры  судебных  и  правоохранительных
органов;   адвокатура,  нотариат  (подпункт  л)  пункта  1  статьи  72
Конституции РФ).
     В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26  июня  1992
г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" судьи федеральных
судов общей юрисдикции и  арбитражных  судов  назначаются  Президентом
Российской  Федерации  по  представлению  соответственно  Председателя
Верховного  Суда   Российской   Федерации   и   Председателя   Высшего
Арбитражного    Суда    Российской    Федерации    с   учетом   мнения
законодательного (представительного) органа соответствующего  субъекта
Российской Федерации.
     На этом заканчивается решение вопросов о кадрах судов с  участием
граждан  Российской  Федерации,  Президента  России  и законодательных
(представительных) органов субъектов Российской  Федерации.  "Обратная
связь" в системе формирования судебной власти теряется. В соответствии
со статьей 12 Федерального закона от 26  июня  1992  г.  N  3132-1  "О
статусе  судей в Российской Федерации судья несменяем.  Он не подлежит
переводу на другую должность или в другой суд без его согласия,  и его
полномочия  могут  быть  прекращены или приостановлены не иначе как по
основаниям  и  в   порядке,   установленном   настоящим   Законом.   В
соответствии  с  указанным  Законом  полномочия судьи прекращаются или
приостанавливаются решением соответствующей квалификационной  коллегии
судей (статьи 13 и 14 Закона).
     Закон "О  статусе  судей  в  РФ"  провозгласил  самостоятельность
судебной власти,  ее независимость от законодательной и исполнительной
властей.  Наделение судей пожизненными полномочиями,  их несменяемость
(смена  суда  или  должности возможна только с согласия самого судьи),
личная независимость  (допросить,  арестовать,  обыскать  судью  стало
возможным   только   с  согласия  соответствующего  органа  судейского
самоуправления  -  съезда  и  совета  судей,  высшей  квалификационной
коллегии  судей),  неподотчетность судей никому и подчинение их только
закону,  ограниченный перечень оснований  и  сложный  порядок  лишения
судей  полномочий,  запрещение  судьям  заниматься политикой,  высокое
денежное содержание и материально-бытовые гарантии - все это позволяло
надеяться на совершенствование судебной системы Российской Федерации в
духе демократических преобразований.  Однако многие  судьи  восприняли
независимость  суда,  как  полную безответственность и безнаказанность
лично для себя.
     Волокита при   рассмотрении   дел  в  судах  стала  традиционной.
Гражданские дела находятся в судах  годами,  обвиняемые  по  уголовным
делам  находятся  под  стражей вне сроков установленных законом.  Если
срок содержания под стражей на время предварительного следствия,  хотя
и   чрезмерно   длительный,  все  же  ограничен,  то  после  окончания
предварительного следствия арестованный может  дожидаться  суда  сколь
угодно долго.  Этим объясняется,  что лишь треть арестованных числится
за следователями, а остальные - за судами.
     Выделяемых судам  из  федерального  бюджета средств не хватает на
освещение и отопление помещений,  рассылку повесток с  уведомлением  о
вручении,  а  порой - и на зарплату служащим.  Суды выживают,  получая
средства из местных бюджетов,  что противоречит Конституции.  Закон "О
судебной  системе  в  Российской  Федерации"  объявил  о  переходе  от
остаточного  принципа  финансирования  к  нормативному:  суды   должны
получать  столько  денег,  сколько  необходимо  для работы,  исходя из
количества  рассматриваемых  ими  дел.   Однако   это   требование   в
федеральном бюджете не реализовано.
     Серьезную озабоченность     вызывают      материально-техническое
обеспечение   судов   и  их  неукомплектованность  кадрами.  При  этом
количество  разрешаемых  дел   и   поток   исполнительных   документов
продолжают увеличиваться.  На одного судью районного (городского) суда
приходилось в  месяц  в  среднем  свыше  7  уголовных  дел,  более  15
гражданских дел и 17 административных.  Сюда следует добавить рутинную
работу,  которая обычно отнимает массу времени,  - подготовка  дела  к
слушанию,  контроль за исполнением и т.п.  Попытка решить эти проблемы
только  увеличением  числа  судей  в  России  не  приносит   ожидаемых
результатов,  так как по-прежнему усложнена процедура рассмотрения дел
и  вынесения  решений,  отсутствует  практика  заочных   решений,   не
используются    в   судопроизводстве   научно-технические   достижения
(автоматизированные рабочие места судей и программы-алгоритмы судебных
решений).
     Многие суды  по-прежнему  не  обеспечены   приспособленными   для
судопроизводства  помещениями.  Многие  районные  суды России ютятся в
зданиях,  которые нередко находятся в аварийном состоянии. Из-за того,
что  остро не хватает помещений,  гражданские дела нередко слушаются в
кабинете судьи,  отчего теряется эффект правосудия, нарушается принцип
гласности.  Допрошенные  судом  и  еще  не допрошенные свидетели могут
находиться вместе в коридоре и общаться, что недопустимо.
     Согласно Гражданскому   процессуальному  кодексу  стороны  вправе
знакомиться с  материалами,  снимать  копии,  делать  выписки.  Но  на
практике  в  наших судах они далеко не всегда имеют такую возможность.
Им просто негде этим заниматься (разве что в кабинете судьи,  которому
в таком случае придется приостановить работу по очередному делу).
     Судьи испытывают  большие  трудности   в   условиях   кардинально
меняющегося    законодательства.    Им    сложно    приспособиться   к
нововведениям,  абстрагироваться  от  бурных  процессов   формирования
нового рыночного мышления. Судью, который фактически единолично решает
дело,  можно подкупить,  запугать,  запутать в нормах так  называемого
"теневого  права".  Например,  несмотря на заложенное в Конституции РФ
положение о том,  что арест,  заключение под стражу и  содержание  под
стражей  допускаются только по судебному решению (статья 22),  санкцию
на арест по-прежнему  дает  прокурор.  Ни  соответствующие  суды,  как
субъекты  законодательной инициативы,  ни законодатели так и не внесли
соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс.
     В России  очень  сложно  формируется  система  судопроизводства с
участием присяжных заседателей. Так и не реализованы в - полном объеме
нормы  Конституции,  обеспечивающие  гражданам  защиту от произвольных
арестов,  гарантирующие  право  обвиняемого  предстать   перед   судом
присяжных,  провозглашающие  принцип осуществления судопроизводства на
основе состязательности и равноправия сторон.
     Еще одна  важная проблема - защита судей и свидетелей от угроз со
стороны преступных  сообществ.  В  современных  судах  так  называемое
"заказное  правосудие"  приняло  новые  формы.  Иногда судьи действуют
вопреки представленным  доказательствам,  закону,  логике  и  здравому
смыслу.   Примером   тому,   противоречивые  решения  судов  по  искам
пенсионеров о величине индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП).
     Многочисленными становятся  факты  использования  судьями  своего
статуса  и  служебного  положения  для  решения  вопросов  обеспечения
собственного  и  семейного  благополучия,  ухода от ответственности за
совершенные преступления и проступки.  Не предаются гласности  решения
квалификационных  коллегий  судей  о  досрочном прекращении полномочий
судей в случаях, характеризующих деятельность судей и судов. Судейское
сообщество  все  более  становится  замкнутой  кастой "неприкасаемых".
Например,   не   узаконены   "кодекс   чести   судьи"   или   правовая
ответственность за несоблюдения судьей данной им присяги.
     Подобное стало возможным (в числе  прочего)  из-за  отсутствия  в
Федеральном  законе "О статусе судей в Российской Федерации" положений
о   праве   граждан   Российской   Федерации,    Президента    России,
законодательных   (представительных)  органов  государственной  власти
субъектов   Российской   Федерации    на    внесение    заявлений    в
квалификационные   коллегии   судей   о   досрочном   прекращении  или
приостановлении полномочий соответствующих судей.
     Не умаляя  необходимость обеспечения стабильности и независимости
существования  судебной  системы  России,  настоящий  законопроект  на
основе  принципа  справедливости  и  разделения  властей  предлагает в
качестве инициативы прекращения полномочий соответствующих судей  учет
мнения  законодательного  (представительного)  органа  государственной
власти  субъекта  Российской  Федерации.  Такое   мнение   формируется
законодательным   (представительным)   органом  на  основе  реализации
конституционных       прав       граждан-избирателей       и        их
представителей-депутатов.   Такая   инициатива   оформляется   в  виде
постановления об отзыве своего положительного мнения  законодательного
(представительного)  органа  государственной  власти  соответствующего
субъекта  Российской  Федерации,   данного   в   процессе   назначения
соответствующего  судьи  на должность.  Естественно,  что отзыв должен
быть мотивированным, с изложением соответствующих фактов.
     Законопроект ни   коим   образом   не  вторгается  в  компетенцию
соответствующий  квалификационных   коллегий   судей   или   судебного
сообщества,   не   умаляет   независимость   судей,   но   гарантирует
обязательность рассмотрения вопроса о возможном прекращении полномочий
соответствующих судей, утративших доверие граждан и их представителей.
     В российском обществе зреет понимание того,  что если не  удастся
добиться  уважения  к  суду  и  судьям,  то  невозможно  гарантировать
квалифицированное     осуществление     правосудия,      эффективность
судопроизводства   и   реальное  исполнение  судебных  решений.  Такое
уважение возможно лишь  в  условиях  существования  обратной  связи  в
системе  назначения и отзыва гражданами России соответствующих высоких
государственных должностных лиц (Президента России, высших должностных
лиц субъектов Российской Федерации, депутатов и судей).



Информация по документу
Читайте также