Расширенный поиск
Постановление Городской Думы г. Калуги от 28.02.2002 № 52РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА Г. КАЛУГИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 28 февраля 2002 г. N 52 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД КАЛУГА" В соответствии со ст. 30 Устава муниципального образования "Город Калуга" Городская Дума г. Калуги ПОСТАНОВИЛА: 1. Утвердить Концепцию совершенствования инвестиционной политики муниципального образования "Город Калуга" (приложение N 1). 2. Городской Управе муниципального образования "Город Калуга" подготовить комплекс мероприятий, направленных на разработку стратегии развития города и ключевых направлений инвестиционной политики в соответствии с основными положениями Концепции. 3. Управлению делами Городской Управы издать брошюрой информационно-теоритическую часть Концепции и рекомендовать к изучению и использованию в работе руководителям структурных подразделений Городской Управы и Городской Думы, муниципальных учреждений и организаций, промышленных предприятий, муниципального образования "Город Калуга". 4. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования (обнародования). 5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на комитеты Городской Думы г. Калуги по бюджетно-финансовой и налоговой политике (Ефремов А.А.) и комплексному развитию города и городскому хозяйству (Яковлев В.В.). Председатель Городской Думы А.Г.Иванов КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ МО "ГОРОД КАЛУГА" февраль 2002 СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение...........................................4 - Цели настоящего исследования.....................4 - Основные задачи..................................4 - Объективные ограничения..........................5 - Источники информации.............................6 2. Краткое резюме.....................................7 3. Дифференцирующие факторы инвестиционной привлекательности.................................12 - Платежеспособность..............................14 - Существующие типы инвесторов и их характеристики..................................16 - Как определить оптимальный тип инвесторов для предприятия.................................18 - Стадии развития предприятия.....................19 - Соответствие типа инвестора стадии развития предприятия............................20 - Потенциально доступные финансовые инструменты.....................................21 - Инвестиционные приоритеты финансовых инвесторов......................................22 - Инвестиционные приоритеты стратегических инвесторов......................................23 - Стратегические или финансовые инвесторы: плюсы и минусы..................................24 - Какой тип инвестора больше соответствует потребностям предприятий города.................25 - Стратегические - финансовые инвесторы. Как установить приоритет в инвестиционной политике........................................26 - Ромб Портера: составляющие конкурентоспособности города....................29 - Выводы с позиции конкурентоспособности..........30 4. Образ города......................................34 - Фактор отношений предприятий, инвесторов и органов местного самоуправления...............35 - Объект управления - ожидания инвесторов и предприятий...................................36 - Объект управления - доля внутренних инвестиций......................................37 5. Рекомендации в области совершенствования инвестиционной политики...........................38 - Ключевые направления инвестиционной политики........................................38 1. ВВЕДЕНИЕ ЦЕЛЬ НАСТОЯЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ: Выявить достоинства и недостатки текущей инвестиционной политики муниципального образования "Город Калуга" и предложить основные направления ее совершенствования. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: 1. Сформулировать ключевые направления совершенствования инвестиционной политики органов местного самоуправления муниципального образования "Город Калуга". 2. Сформулировать предварительную экспресс-оценку инвестиционной привлекательности г. Калуги на базе объективных показателей и экспертных заключении. 3. Сформулировать ряд конкретных предложений для Программы стимулирования инвестиций в г. Калуге. ОБЪЕКТИВНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ: - Настоящая Концепция сформулирована на базе открытых источников информации, без масштабного интервьюирования субъектов инвестиционных процессов в городе. В этой связи все выводы, содержащиеся в данном исследовании, являются предварительными и нуждаются в дополнительном подтверждении. - Концепция разработана с целью содействия программам привлечения инвестиций, которые уже реализуются в городе. Наибольшее внимание в исследовании уделено направлениям и подходам, которые пока не нашли должного отражения в инвестиционной политике органов местного самоуправления и могут существенно усилить активность инвестиционных процессов в городе. - Учитывая, что ряд необходимых направлений Концепции (в частности, анализ стадий развития предприятий города) не могли быть выполнены с должной степенью глубины (это требует дополнительных затрат и времени), часть рекомендаций носят общий характер и должны быть дополнены планом конкретных мероприятий после проведения соответствующего анализа. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ - Интервью с сотрудниками Комитета инвестиций, внешнеэкономических и межрегиональных связей Департамента экономики Администрации Калужской области, руководителями промышленных предприятий города. - Фактографическая и аналитическая информация, разработанная Комитетом экономики и промышленности Городской Управы МО "г. Калуга", а также из открытых источников. - Консультации сотрудников компании "ПРО-ИНВЕСТ-КОНСАЛТИНГ" (г. Москва) и "Центра инвестиционных технологий" (г. Калуга) по результатам аналогичных исследований г. Брянска, Великого Новгорода, Нижнего Новгорода и др. 2. КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ 1. Единого подхода к определению инвестиционной привлекательности не существует. Все подходы в той или иной степени оценивают инвестиционный климат - базовые условия (базовый уровень рисков) ведения инвестиционной деятельности в регионе - социально-политические факторы (риски), законодательно-нормативные, организационно-экономические, состояние судебной системы и т.п. Эти пороговые составляющие интересуют всех инвесторов, независимо от их инвестиционных приоритетов. 2. Существуют дифференцирующие составляющие инвестиционной привлекательности, важность которых не одинакова для различных категорий инвесторов. Кредиторов интересует платежеспособность города, прямы; финансовых инвесторов - потенциал роста стоимости бизнеса объектов инвестиций, стратегических инвесторов специальные факторы и ресурсы, усиливающие его стратегическую позицию (рынки сбыта, звенья производственных процессов и т.п.). 3. Составляющими инвестиционной привлекательности являются: * Казовый уровень: инвестиционный климат * Дифференцирующий уровень: А). Платежеспособность города (важно для кредиторов субъекта РФ); В). Конкурентоспособность города - наличие конкурентоспособных предприятий с большим потенциалом роста (важно для прямых финансовых инвесторов); С). Наличие специальных факторов и ресурсов (важно для стратегических инвесторов). * Субъективные факторы: Как базовый, так и дифференцирующий уровень можно рассматривать с позиций объективных показателей и/или субъективных экспертных оценок потенциальных инвесторов - их ожиданий относительно возможности реализовать в городе свои инвестиционные стратегии. 4. Субъективные факторы имеют более важное значение, поскольку инвесторы, как правило, неадекватно оценивают объективные факторы. Чтобы повысить эффективность инвестиционной политики, необходимо четко понимать ожидания инвесторов и предприятий - объектов инвестиций. 5. Существует огромный разрыв ожиданий и понимания инвестиционных процессов со стороны инвесторов и предприятий города. Предприятия заявляют о потребности в инвестициях, но не знают различий между типами инвесторов и предъявляемыми ими требованиями. Главное - они не знают, насколько данный тип инвестора соответствует интересам предприятия. 6. Не любой тип инвестора подходит предприятию. Необходимо признать: с точки зрения развития бизнеса (наличия стратегии, уровня производительности, квалификации менеджмента, отлаженности бизнеспроцессов) подавляющее большинство предприятий города находится на ранних стадиях развития. В этом случае у предприятий нет другой альтернативы, кроме привлечении рискового капитала посредством частного размещения акций. Носителями рискового капитала являются прямые финансовые инвесторы. Исходя из составляющих инвестиционной привлекательности, можно сформулировать объекты инвестиционной политики органов местного самоуправления (в порядке приоритетности) (таблица 1): Таблица 1. Объекты инвестиционной политики ------------------------T--------------------------------¬ ¦ Объект ¦ Комментарий ¦ +-----------------------+--------------------------------+ ¦ Имидж города ¦ Является наиболее приоритетным ¦ ¦ ¦ объектом, поскольку реальные ¦ ¦ ¦ инвестиционные решения ¦ ¦ ¦ инвесторами принимаются на ¦ ¦ ¦ основе субъективных ¦ ¦ ¦ предпочтений ¦ +-----------------------+--------------------------------+ ¦ Инвестиционный климат ¦ Фактор важен для всех без ¦ ¦ ¦ исключения категорий ¦ ¦ ¦ инвесторов ¦ +-----------------------+--------------------------------+ ¦ Конкурентоспособность ¦ Одновременное воздействие на ¦ ¦ ¦ инвестиционный климат и ¦ ¦ ¦ конкурентоспособность города ¦ ¦ ¦ производит наибольший ¦ ¦ ¦ синенергетический эффект. ¦ ¦ ¦ Конкурентоспособность - это ¦ ¦ ¦ потенциал роста предприятий ¦ ¦ ¦ города, из чего следует их ¦ ¦ ¦ привлекательность для ¦ ¦ ¦ финансовых инвесторов. ¦ +-----------------------+--------------------------------+ ¦ Платежеспособность ¦ Фактор важен для потенциальных ¦ ¦ ¦ кредиторов, но малозначим для ¦ ¦ ¦ финансовых и стратегических ¦ ¦ ¦ инвесторов ¦ +-----------------------+--------------------------------+ ¦ Наличие специальных ¦ Фактор значим для ¦ ¦ факторов и ресурсов ¦ стратегических инвесторов, но ¦ ¦ ¦ трудно управляем и ¦ ¦ ¦ прогнозируем со стороны ¦ ¦ ¦ органов местного ¦ ¦ ¦ самоуправления (это определяет ¦ ¦ ¦ более низкий приоритет в ¦ ¦ ¦ иерархии) ¦ L-----------------------+--------------------------------- 7. Инвестиционная политика органов местного самоуправления должна, в первую очередь, учитывать интересы прямых финансовых инвесторов, поскольку: * 95% предприятий города нуждаются именно в рисковом капитале, носителем которого выступай прямые финансовые инвесторы; * финансовые инвесторы заинтересованы в росте стоимости бизнеса предприятий, в которые они инвестировали, а это отвечает интересам города (повышает его конкурентоспособность); * стратегия финансовых инвесторов более прозрачна и более предсказуема, что отвечает интереса органов местного самоуправления. 8. При взаимодействии со стратегическими инвесторами политика органов местного самоуправления должна быть направлена на то, чтобы стимулировать размещение на территории города основного производства, НИОКР и сервисных служб. 9. Наличие предприятий, обладающих потенциалом роста, отвечает задаче повышения конкурентоспособности города. Главная составляющая конкурентоспособности города - наличие сильных корпораций, способных конкурировать в глобальном масштабе. Согласно теории Портера (Гарвардская бизнес-школа), составляющими конкурентоспособности региона являются: * условия для конкуренции и стратегического развития предприятий; * наличие кластеров и уровень развития отраслей, поддерживающих базовые отрасли; * условия для факторов производства; * условия спроса на продукцию городских предприятий и компаний, которая может быть востребована на потребительском рынке. 10. С точки зрения конкурентоспособности одним из главных факторов успеха является уровень инноваций. Инновационный уровень предприятий в современных условиях - это не наличие инновационного продукта. Это уровень инноваций во всех без исключения звеньях технологической цепочки и бизнес-процессах. 11. Проведенный анализ нормативно-правовых актов г. Калуги в области инвестиций, а также мероприятий в области инвестиционной политики выявил следующие позитивные и негативные особенности: Позитивные особенности: * в городе существует достаточно развитая нормативно-правовая база в области инвестиций, активно используются административные и налоговые возможности стимулирования инвестиций; * активно идут процессы разработки и отбора приоритетных инвестиционных проектов; * на территории города создана достаточно развитая финансовая инфраструктура; * органы местного самоуправления заинтересованы в постановке практической задачи пойти в первую десятку городов России но показателю общего объема инвестиций, привлеченных из внешних источников. Негативные особенности: * проводимой инвестиционной политике в городе не хватает системности и понимания основных составляющих инвестиционной привлекательности. Инвестиционная политика не может быть эффективной, если нет четкой концепции развития города на длительную перспективу; * органы местного самоуправления уделяют больше внимания "операционным" инструментам инвестиционной политики (льготы, отбор проектов, разбор конкретных конфликтов и т.п.). Недостаточно внимания уделяется просветительской работе и созданию условий для эффективного развития предприятий. Направления, связанные с повышением инновационности и конкурентоспособности предприятий, практически не отражены в представленных мероприятиях; * использование нормативных и административных инструментов не учитывает, какие типы инвесторов необходимы предприятиям города, при выборе приоритетных проектов, в большей степени, используются формальные признаки, слабо учитывающие стратегическую направленность и конкурентоспособность предприятий. Учитывая вышесказанное, ключевыми направлениями инвестиционной политики города должны стать: 1. Мероприятия по улучшению инвестиционного климата 1.1. Разработка Концепции развития города, включающей принципы инвестиционной политики и инвестиционные приоритеты; 1.2. Совершенствование нормативно-правовой базы г. Калуги в области инвестиций; 1.3. Внедрение цивилизованных принципов корпоративных отношений; 1.4. Повышение информационной открытости и прозрачности отношений; 1.5. Устранение барьеров для начала работы инвесторов и сопровождение их деятельности. 2. Повышение платежеспособности города 2.1. Персональная работа с претендентами на бюджетное кредитование; 2.2. Повышение эффективности бюджетной политики органов местного самоуправления. 3. Повышение конкурентоспособности города и содействие развитию бизнеса предприятий 3.1. Развитие нормативно-правовой базы г. Калуги в части мер по повышению конкурентоспособности города; 3.2. Содействие развитию бизнеса предприятий города; 3.3. Повышение уровня инновационности предприятий города; 3.4. Развитие инфраструктуры венчурного финансирования; 3.5. Повышение квалификации менеджмента. 4. Стимулирование стратегических инвесторов размещать основной бизнес на территории города 5. Создание более благоприятного имиджа города 3. ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЧТОБЫ ОПИСАТЬ ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПОЛИТИКУ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЧАСТИ ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ, НЕОБХОДИМО ЧЕТКО ПОНИМАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ИНВЕСТОРОВ ФАКТОРЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДА (см. Первоисточник) ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ ГОРОДА Риски неплатежеспособности - это меры неопределенности кредиторов по отношению к возможности города вовремя обслуживать и погашать займы. Объект оценки - показатели эффективности использования финансовых средств бюджета г. Калуги и его устойчивое исполнение. Органы местного самоуправления могут влиять на эти риски: (а) политикой рационального использования средств бюджета г. Калуги; (б) надежной кредитной историей. ФАКТОРЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДА (см. Первоисточник) СУЩЕСТВУЮЩИЕ ТИПЫ ИНВЕСТОРОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ Классификация инвесторов по профессиональному уровню и корректности намерений: * профессионалы - профессиональные компании (финансовые компании или промышленные корпорации) или частные лица, владеющие специальными знаниями и квалификацией в области принятия инвестиционных решений и управления инвестициями, и принимающие решения на базе четко сформулированных инвестиционных приоритетов. * непрофессионалы - крупные или мелкие нефинансовые компании с туманными специфическими критериями принятия инвестиционных решений, не имеющие в своей организационной структуре четкий системы принятия инвестиционных решений и контроля над их эффективностью. К сожалению, многие крупные российские промышленные компании (и даже банки) являются типичными непрофессиональными инвесторами. В особенной степени это относится к периоду приватизации и первичному переделу собственности. * мародеры - компании с сомнительными целями, осуществляющие выкуп акций через банкротство с дальнейшим выводом активов предприятия. Данный тип инвесторов получил сильное развитие в России в связи с несовершенством законодательства о банкротстве. ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МОГУТ УЧИТЫВАТЬ И ИЗУЧАТЬ ОЖИДАНИЯ ТОЛЬКО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ СУЩЕСТВУЮЩИЕ ТИПЫ ИНВЕСТОРОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ Классификация инвесторов в части стратегических инвестиционных приоритетов: * финансовые инвесторы - банки, финансовые или промышленные компании, рассматривающие объекты инвестиций с позиций роста стоимости бизнеса. Критерий эффективности инвестиций - рентабельно инвестированного капитала: - портфельные инвесторы - финансовые инвесторы, приобретающие незначительные пакеты акций и не предполагающие активно вмешиваться в управление акционерной компанией; - фонды прямых инвестиций - финансовые инвесторы, приобретающие значительные пакеты акций с целью контролировать эффективность сделанных инвестиций. * стратегические инвесторы - крупные банки или промышленные предприятия, рассматривающие объекты инвестиций не с позиций роста стоимости бизнеса, а в качестве получения дополнительных специфических возможностей развития основного бизнеса. Классификация инвесторов по институциональному признаку: * институциональные инвесторы - банки, фонды (включая пенсионные фонды) и т.п.; * частные инвесторы - физические лица, участвующие в инвестиционных процессах: - частные портфельные инвесторы, управляющие собственным инвестиционным портфелем; - учредители компаний, предприниматели, финансирующие рисковые проекты на начальных стадиях НЕ ЛЮБОЙ ТИП ИНВЕСТОРА ПОДХОДИТ ПРЕДПРИЯТИЮ КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ОПТИМАЛЬНЫЙ ТИП ИНВЕСТОРА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕ ЛЮБОЙ ТИП ИНВЕСТОРА СООТВЕТСТВУЕТ ИНТЕРЕСАМ ПРЕДПРИЯТИЯ ЭТО ЗАВИСИТ ОТ СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДАННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ --------------------------------------------------------------------¬ ¦ 1. Стадия зарождения бизнеса. На этой стадии имеется только ¦ ¦ бизнес-идея, результаты НИОКР и патенты или, иногда, образцы ¦ ¦ продукции. Группа лиц - инициаторов проекта. Возможно ¦ ¦ зарегистрировано юридическое лицо, менеджмент не сформирован, а ¦ ¦ бизнес-процессы не определены. ¦ L-------------------------------T------------------------------------ ¦ --------------------------------+-----------------------------------¬ ¦ 2. Начальная стадия. Компания только что создана, произведена ¦ ¦ первая продукция, делается попытки вымести ее на рынок, операции ¦ ¦ незначительны, компания убыточна, бизнес-процессы не отработаны, ¦ ¦ регулярные функции менеджмента только начинают формироваться. ¦ L-------------------------------T------------------------------------ ¦ --------------------------------+-----------------------------------¬ ¦ 3. Стадии раннего развития. Компания осуществляет операции и их ¦ ¦ объем растет. Организовано производство и сбыт продукции. ¦ ¦ Бизнес-процессы сформированы, но не окончательно, идет ¦ ¦ интенсивный поиск лучшей практики. Менеджмент имеет опыт работы, ¦ ¦ но нуждается в повышении квалификации и эффективности. Компания ¦ ¦ может иметь незначительную прибыль. ¦ L-------------------------------T------------------------------------ ¦ --------------------------------+-----------------------------------¬ ¦ 4. Стадия расширения. Объемы производства и сбыта растут, ¦ ¦ операции прибыльны. Компания является одним из лидеров на ¦ ¦ обслуживаемом рынке и осуществляет активное расширение бизнеса ¦ ¦ посредством выхода на новые рынки, выпуска новой продукции или ¦ ¦ поглощения смежных предприятий. Бизнес-процессы хорошо отработаны ¦ ¦ и могут быть перенесены на другие подразделения или предприятия ¦ ¦ (масштабирование лучшей практики). Эффективный менеджмент, вес ¦ ¦ основные функции управления выполняются. Квалифицированный ¦ ¦ управленческий персонал. Возможно, менеджмент имеет недостаточный ¦ ¦ опыт управления ростом бизнеса. Хорошая история развития. ¦ L-------------------------------T------------------------------------ ¦ --------------------------------+-----------------------------------¬ ¦ 5. Стадия зрелости. Хорошо управляемая, прибыльная и быстро ¦ ¦ растущая компания. Лидер или один из лидеров отрасли. ¦ ¦ Высококвалифицированный менеджмент и эффективные бизнес-процессы. ¦ ¦ Опыт успешного привлечения капитала посредством частного ¦ ¦ размещения акций инвесторам с хорошей репутацией. Впечатляющая ¦ ¦ история развития. ¦ L-------------------------------------------------------------------- СООТВЕТСТВИЕ ТИПА ИНВЕСТОРА СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ---------¬ -------------¬ -------------------------------------¬ ¦ Ранняя +--+ ЗАРОЖДЕНИЕ +-----+ Финансирование столь ранней ¦ ¦ стадия ¦ ¦ БИЗНЕСА ¦ ¦ стадии развития может быть ¦ L--------- L-----T------- ¦ обеспечено только учредителями ¦ ¦ ¦ компании, и, возможно, частными ¦ ------+------¬ ¦ предпринимателями, имеющими опыт ¦ --------+ НАЧАЛЬНАЯ +-----+ в инвестируемой области. ¦ ¦ ¦ СТАДИЯ +---¬ ¦ На начальной стадии в редких ¦ ----+----¬ L-----T------- ¦ ¦ случаях финансирование может ¦ ¦ Стадия ¦ ------+------¬ ¦ ¦ осуществляться венчурными фондами, ¦ ¦ роста +--+ РАННЕЕ +---+ ¦ которые специализируются в данной ¦ L---T----- ¦ РАЗВИТИЕ ¦ ¦ ¦ отрасли и финансируют Start Up ¦ ¦ L-----T------- ¦ ¦ бизнес. ¦ ¦ ------+------¬ ¦ L------------------------------------- L-------+ РАСШИРЕНИЕ +-T-+ -------------------------------------¬ -------------¬ L-----T------- ¦ ¦ ¦ На стадии раннего развития ¦ ¦ Стадия ¦ ------+------¬ ¦ L-+ компания уже может представлять ¦ ¦ поглащения ¦ ¦ ЗРЕЛОСТЬ +-+ ¦ интерес для инвесторов, ¦ L------T------ L----T-------- ¦ ¦ осуществляющих прямое рисковое ¦ L------------- ¦ ¦ финансирование. К таковым ¦ ¦ ¦ относятся венчурные фонды и фонды ¦ ¦ ¦ прямых инвестиций. На стадии ¦ ¦ ¦ расширения интерес к ¦ ¦ ¦ инвестированию в компанию могут ¦ ¦ ¦ также иметь некоторые ¦ ¦ ¦ институциональные инвесторы: ¦ ¦ ¦ банки и фонды. ¦ ¦ L------------------------------------- ¦ -------------------------------------¬ ¦ ¦ На стадии зрелости компания может ¦ ¦ ¦ осуществить публичное размещение ¦ +---+ акций. Также на этой стадии ¦ ¦ ¦ развития акции компании могут ¦ ¦ ¦ приобретать институциональные ¦ ¦ ¦ инвесторы, включая пенсионные ¦ ¦ ¦ фонды. Первоначальные инвесторы, ¦ ¦ ¦ которые осуществляли ¦ ¦ ¦ финансирование компании на более ¦ ¦ ¦ ранних стадиях, могут предпочесть ¦ ¦ ¦ выйти из бизнеса и продать свои ¦ ¦ ¦ акции посредством публичного ¦ ¦ ¦ размещения, либо путем продажи ¦ ¦ ¦ стратегическим инвесторам или ¦ ¦ ¦ менеджменту компании. ¦ ¦ L------------------------------------- V НЕОБХОДИМО ПРИЗНАТЬ: С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ НАХОДИТСЯ НА РАННИХ СТАДИЯХ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ДОСТУПНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ * Средние и крупные российские предприятия, как правило, характеризуются следующими характеристиками: - Неустойчивое финансовое положение; - Отсутствие ясной стратегии развития; - Отсутствие возможности предоставить ликвидное обеспечение банкам для получения займов; - Отсутствие квалифицированных специалистов в области корпоративных финансов, имеющих профессиональный опыт привлечения капитала; - Находятся в фазе развития, характеризуемой максимальным риском. Соотношение финансовых инструментов по показателям "доходность/риск" (см. Первоисточник) НАИБОЛЕЕ ДОСТУПНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ АКЦИЙ. ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ УРОВНЮ РИСКА, ПРИСУЩИХ СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ФИНАНСОВЫХ ИНВЕСТОРОВ Приоритеты финансовых инвесторов: * Наличие работоспособной бизнес-модели и стратегии, обеспечивающей высокий потенциал роста (IRR=35% и более); * Менеджмент, способный успешно реализовать стратегию роста и обеспечить реализацию потенциала компании; * Возможность активного мониторинга, влияния и контроля над использованием инвестиций; * Наличие надежной стратегии выхода. Стратегия финансовых инвесторов: рост стоимости бизнеса и выход из него через 5-7 лет (см. Первоисточник) ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНВЕСТОРОВ --------------------------------------------¬ ¦ Приоритеты стратегических инвесторов; ¦ ¦ ¦ ¦ * Усиление стратегического присутствия на ¦ ¦ рынке и стратегической позиции; ¦ ¦ * Повышение эффективности операций: ¦ ¦ - Увеличение объема продаж, ¦ ¦ - Сокращение издержек; ¦ ¦ * Ликвидация потенциального конкурента. ¦ L-------------------------------------------- Главный приоритет для стратегического инвестора наличие у предприятия - потенциального объекта инвестиций, производственных активов необходимого качества и/или сбытовой сети способных быть встроенными или дополнить цепочку создания стоимости стратегического инвестора, центр, которой может быть за пределами данного региона; Основными способами приобретения бизнеса стратегическими инвесторами являются слияния и поглощения. В России не было прецедентов стратегических инвестиций в фирме слияния, так как слияние предполагает сопоставимый уровень развития бизнеса и размеров компаний; Многие из имеющихся примеров стратегических инвестиций в российские предприятия осуществленных в форме поглощений, зачастую приводили к негативным последствиям. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИЛИ ФИНАНСОВЫЕ ИНВЕСТОРЫ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ Стратегические инвесторы Финансовые инвесторы * Облегчают доступ к заемному * Дают возможность использовать капиталу (+); свои связи и репутацию (+); * Имеют опыт работы в * Облегчают доступ к заемному конкретной отрасли (+); капиталу (+); * Передают предприятию * По минимуму вмешиваются в НОУ-ХАУ и методы производственную деятельность управления (+); предприятия (+); * Выносят центр создания * Выходят из проекта через 4-7 стоимости за пределы лет (продажа акций) (+/-); региона (-); * Используют для оценки компании * Возможно противоречие независимых специалистов интересов существующих (аудиторов, юристов, собственников предприятия консультантов) (+); и инвестора (-); * Могут реализовать (сбросить) * Неизбежно стремятся акции нежелательному обеспечить максимальный инвестору (если это контроль над предприятием специально не оговорено в иногда ценой уничтожения (-); соглашении) (+) * Приходят надолго или навсегда (+/-). КАКОЙ ТИП ИНВЕСТОРА БОЛЬШЕ СООТВЕТСТВУЕТ ПОТРЕБНОСТЯМ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДА (см. Первоисточник) ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДА НА ДАННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ НЕТ ДРУГОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ, КРОМЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ РИСКОВОГО КАПИТАЛА ПОСРЕДСТВОМ ЧАСТНОГО, А НЕ ПУБЛИЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ АКЦИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ - ФИНАНСОВЫЕ ИНВЕСТОРЫ. КАК УСТАНОВИТЬ ПРИОРИТЕТ В ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ На данном этапе развития города приоритетом в инвестиционной политике органов местного самоуправления должны быть прямые финансовые инвесторы, поскольку: * 95% предприятий города нуждаются именно в рисковом капитале, носителем которого выступают прямые финансовые инвесторы; * финансовые инвесторы заинтересованы в росте стоимости бизнеса предприятий, в которые они инвестировали, а это отвечает интересам города (повышает его конкурентоспособность): * стратегия финансовых инвесторов более прозрачна и более предсказуема, что отвечает интересам органов местного самоуправления. Основными направлениями инвестиционной политики в чисти содействия привлечению прямых финансовых инвесторов, должны быть: - содействие потенциалу роста предприятий (повышение конкурентоспособности предприятий); - повышение квалификации менеджмента предприятий; - содействие информационной прозрачности предприятий и инвестиционных процессов; - обеспечение механизмов выхода для инвесторов (развитие инфраструктуры). При взаимодействии со стратегическими инвесторами политика органов местного самоуправления должна быть направлена на то, чтобы стимулировать размещение на территории юрода основного производства, НИОКР и сервисных служб * К сожалению, на данный момент нельзя точно установить, по каким критериям стратегические инвесторы принимай такого рода решения. Это, во многом, зависит от целого ряда факторов, которые не могут управляться органами местного самоуправления: - глобальная стратегия инвестора; - отраслевые приоритеты инвестора; - региональные приоритеты инвестора; - специфические требования к факторам и ресурсам, необходимым для реализации глобальной стратегии инвестора. * Прежде всего, органы местного самоуправления должны провести анализ эффективности деятельности стратегически инвесторов в городе, выявить позитивные и негативные тенденции, попытаться понять причины принятия решений. * После изучения специфических потребностей инвестора и наличия убежденности в том, что его деятельность соответствует интересам города, необходимо выстраивать индивидуальную работу с каждым инвестором. ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ДЛЯ ФИНАНСОВЫХ ИНВЕСТОРОВ - СОЗДАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА РОСТА ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДА - ОТВЕЧАЕТ ЗАДАЧЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОРОДА В ЦЕЛОМ РОМБ ПОРТЕРА: СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ -----------------------------¬ ------------> Условия для конкуренции <------------------¬ ¦ ¦ и стратегического развития ¦ ¦ ¦ L--------------T-------------- ¦ -----------V-----------¬ V -------V----------¬ ¦ Условия для факторов <---> * Инвестиционный климат и <-------> Условия запроса ¦ ¦ производства ¦ политика региональных L-T---------------- L-----------------T----- властей ^ ^ * Наличие конкурентов и ¦ ¦ свобода конкуренции ¦ ¦ ^ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---------------V---------¬ ¦ L----> Связанные и/или <------------------ ¦ поддерживающие отрасли ¦ L------------------------- Условия для факторов производства: * Природные ресурсы; * Человеческие ресурсы; * Финансовые ресурсы; * Физическая инфраструктура; * Административная инфраструктура; * Информационная инфраструктура; * Научно-исследовательский потенциал. Условия спроса: * Наличие требовательных местных потребителей; * Наличие уникальных потребностей клиентов; * Специализированный спрос на продукцию или услуги городского предприятия, которая может быть востребована в глобальном рынке * Конкурентоспособность города складывается из конкурентоспособности ключевых предприятий города, способных конкурировать в глобальном масштабе. Конкурентоспособность - синоним понятий "Потенциал роста", "Инвестиционный потенциал города". * Фактически конкурентоспособность определяет наличие привлекательных объектов инвестиций. Климат может быть благоприятным, но не может заменить собственно наличие привлекательных компаний. ВЫВОДЫ С ПОЗИЦИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ * Различные стадии развития бизнеса характеризуются стратегической позицией на рынке, опытом работы в отрасли, объемом и эффективностью операций, уровнем менеджмента, эффективностью ключевых бизнес-процессов и систем. Другими словами, уровнем развития ключевых компетенции, обеспечивающих лидерство компании на рынке. * Конкретные предприятия нуждаются в совершенно конкретных типах инвесторов. Предпочтения в выборе инвесторов должны базироваться на более глубоком понимании структуры отечественной и региональной экономики и особенностей ее развития. * Экономика города, как никакая другая, остро нуждается в рисковом капитале, не кредитах и стратегических инвесторах, а, в первую очередь, в финансовых инвесторах, специализирующихся на прямых инвестициях в предприятия на ранних стадиях развития бизнеса. * С точки зрения развития бизнеса подавляющее большинство компаний города находятся на ранних стадиях развития. Главное - компания должна быть конкурентоспособна и только тогда она будет привлекательна для инвесторов. * Несмотря на то, что с точки зрения формальных признаков подавляющее большинство предприятий могут рассчитывать исключительно на рисковый капитал, большинство из них не отвечает перечисленным выше инвестиционным критериям. Необходимо сосредоточить свое внимание на мероприятиях, содействующих предприятиям города в подготовке к эффективному взаимодействию с инвесторами. * Компания без эффективной стратегии - это набор активов, отягощенных обязательствами. Поэтому необходимо обеспечивать профессиональную поддержку владельцам и менеджменту компаний, в части стимулирования процессов стратегического планирования и размещения акций. * Инвесторы никогда не начнут вкладывать средства в бизнес, если не будут четко понимать - как, когда и с какими дивидендами они смогут возвратить вложенный капитал. Сегодня разместить на рынке акции по приемлемой цене практически невозможно. Во-первых, рынок мало привлекателен для инвесторов, потому что на нем не представлены компании, развитие которых находится в стадии зрелости. Во-вторых, на рынке не работают такие важные институциональные инвесторы, как пенсионные фонды, которые могли бы значительно улучшить ликвидность рынка, инвестируя в акции надежных компаний, которые успешно преодолели ранние стадии своего развития. Необходимо проработать вопрос о создании в городе внебюджетного "Фонда выхода (Exit-фонд)". Данный фонд гарантировал бы инвесторам, в случае достижения компаниями определенных результатов, выкуп пакетов акций через несколько лет по определенной стоимости. * Предлагается создать городской внебюджетный "Фонд прямых инвестиций". Без эффективной системы рискового финансирования создание полноценного инвестиционного рынка невозможно. Сегодня наступил очень благоприятный момент для создания небольших российских фондов прямых инвестиций, каждый из которых сможет обеспечить финансирование от 5 до 20 предприятий на период до 5 лет. Именно работа венчурных фондов, способных принять на себя риски ранних стадий развития бизнеса, будет важной подготовительной фазой для прихода крупных российских и международных институциональных инвесторов. При этом институциональные инвесторы, с одной стороны, обеспечат выход из бизнеса владельцев рискового капитала, а с другой - с готовностью будут финансировать состоявшиеся, стабильные и эффективные компании. * Внутренняя конкуренция вынуждает компании с большей ответственностью относиться к получению поддержки от органов местного самоуправления. В этом случае компании будут меньше рассчитывать на протекционизм и бюджетное финансирование. Вместо этого искать более конструктивные формы поддержки, такие как помощь в освоении внешних рынков, инвестиции в определенные образовательные структуры и другие специальные факторы. Необходимо поощрять внутреннюю конкуренцию, стимулировать давление на компании для внедрения инноваций. * Ни один регион не может быть конкурентоспособным во всех, или хотя бы в большинстве отраслей. Органы местного самоуправления должны сформулировать ключевые факторы успеха города и определить приоритетные отрасли, способствовать усилению сложившихся кластеров (потребителей и поставщиков), а также созданию специальных факторов - людские ресурсы, научные знания и инфраструктура. * Компании добиваются конкурентных преимуществ посредством инноваций. После того, как создаются конкурентные преимущества за счет инноваций, необходимо их удерживать. Органам местного самоуправления необходимо способствовать развитию инноваций, отслеживать инновации в других регионах и странах, создавать эффективную информационную среду для инновационных идей и разработок, поощрять инновационных менеджеров. * Органы местного самоуправления не могут создавать конкурентные преимущества, это могут делать только сами компании. Роль органов местного самоуправления - создавать среду, в которой компании могут достигать конкурентных преимуществ. * Одно из направлений правотворческой деятельности органов местного самоуправления должно содействовать формированию в городе инвестиционной инфраструктуры. ФАКТОРЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДА (см. Первоисточник) 4. ОБРАЗ ГОРОДА ФАКТОР ОТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИНВЕСТОРОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ * Инвестиционные процессы - это комплекс отношений между компаниями - стратегическими экономическими субъектами города (СЭС)*, потенциальными инвесторами и органами местного самоуправления. * Инвестиционная привлекательность, в основном, определяется разницей в ожиданиях и понимании инвестиционных процессов со стороны инвесторов и предприятий. * Существует огромный разрыв ожиданий и понимания инвестиционных процессов со стороны инвесторов и предприятий города. Предприятия заявляют о потребности в инвестициях, но не знают различий между типами инвесторов и предъявляемыми ими требованиями. Главное - они не знают, насколько данный тип инвестора соответствует интересам предприятия. ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ - ОЖИДАНИЯ ИНВЕСТОРОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ * Реально необходимые инвестиции в экономику города поступают не за счет высоких мест в рейтингах, а за счет решений конкретных людей. * В последнее время все большее число рейтингов отдают предпочтение субъективным оценкам и опросам потенциальных инвесторов. * В России если предприятие заявляет о потребности в инвестициях, это еще не значит, что оно готово поделиться собственностью. * Большая часть потенциальных иностранных инвесторов не понимает глубины разрыва их ожиданий с ожиданиями руководителей российских предприятий. * Некоторая часть иностранных инвесторов и большинство российских инвесторов понимают проблемы и особенности российских предприятий, но не в силах вести с ними целенаправленную просветительскую работу В ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НЕОБХОДИМО СМЕСТИТЬ АКЦЕНТ ОТ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ И АДМИНИСТРАТИВНЫМИ РЫЧАГАМИ - К УПРАВЛЕНИЮ ОЖИДАНИЯМИ ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ - ДОЛЯ ВНУТРЕННИХ ИНВЕСТИЦИЙ * Иностранные инвесторы в качестве одного из субъективных показателей оценки базовых рисков принимают объем инвестиций, осуществленных российскими инвесторами. * По мнению иностранцев, если российские инвесторы, лучше понимающие специфику внутреннего рынка, не считают возможным инвестировать в российские предприятия, то иностранным инвесторам не стоит проявлять активность на российском рынке. * Несмотря на ограниченность внутренних (российских) инвестиционных ресурсов и фактическую независимость инвестиционных процессов от страновой принадлежности источников капитала, сдержанная активность российских инвесторов является системным ограничением для повышения инвестиционной привлекательности города. * Следовательно, одним из приоритетов инвестиционной политики органов местного самоуправления г. Калуги должно стать стимулирование российских инвесторов (как стратегических, класс которых формируется, так и финансовых, которые необходимо создавать практически с нуля). * Сделанный выше вывод не означает смещение акцента в сторону создания особого инвестиционного климата для российских инвесторов. Климат должен быть одинаково дружелюбным для всех категорий инвесторов. 5. РЕКОМЕНДАЦИИ В ОБЛАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 1. Мероприятия по улучшению инвестиционного климата. 1.1 Разработка Концепции развития города, включающей принципы инвестиционной политики и инвестиционные приоритеты. 1.2 Совершенствование нормативно-правовой базы г. Калуги в области инвестиций. 1.3 Внедрение цивилизованных принципов корпоративных отношений. 1.4 Повышение информационной открытости и прозрачности отношений. 1.5 Устранение барьеров для начала работы инвесторов с предприятиями и организациями г. Калуги и их сопровождения. 2. Повышение платежеспособности города. 2.1 Персональная работа с претендентами на бюджетное кредитование. 2.2 Повышение эффективности бюджетной политики органов местного самоуправления. 3. Повышение конкурентоспособности города и содействие развитию бизнеса предприятий. 3.1 Развитие нормативно-правовой базы г. Калуги в части мер по повышению конкурентоспособности города. 3.2 Содействие развитию бизнеса предприятий города. 3.3 Развитие инновационности предприятий города. 3.4 Развитие инфраструктуры венчурного финансирования. 3.5 Повышение квалификации менеджмента. 4. Стимулирование стратегических инвесторов размешать основной бизнес на территории города. 5. Создание более благоприятного имиджа города. 1. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА 1.1 Разработка Концепции развития города, включающей принципы инвестиционной политики и инвестиционные приоритеты, в том числе: 1.1.1 Привлечь к разработке Концепции наиболее квалифицированных менеджеров крупных предприятий, специалистов научных учреждений и высших учебных заведений города, представителей малого и среднего бизнеса. 1.1.2 Провести анализ передового международного и российского опыта разработки региональных стратегий. 1.1.3 Сформулировать ключевые факторы успеха города в современной конкурентной борьбе. 1.1.4 Создать классификатор предприятий, отражающий оптимальный тип потенциального инвестора в зависимости от стадии развития предприятия. 1.1.5 Разработать рекомендации по подготовке к привлечению финансирования для руководителей и собственников предприятий на базе проведенного исследования. 1.1.6 Распространить итоговый документ в центральных и региональных СМИ, сделать его доступным всем субъектам инвестиционных процессов. 1.2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ Г. КАЛУГИ В ОБЛАСТИ ИНВЕСТИЦИЙ: 1.2.1 В качестве базового вектора нормативно-правовой базы г. Калуги использовать "Модельный законопроекте поддержке инвестиционной деятельности на территории субъекта РФ", разработанный Министерством экономики РФ. 1.3 ВНЕДРЕНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННЫХ ПРИНЦИПОВ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ 1.3.1 Провести анализ конфликтов между менеджерами, собственниками предприятий и органами местного самоуправления за последние 3-5 лет, выявить природу конфликтов. 1.3.2 Внедрить в практику Кодекс корпоративного управления, разработанный ФКЦБ: - распространить текст Кодекса среди руководителей и собственников предприятий города (провести круглый стол конференцию и т. п.); - принять нормативный документ, рекомендующий использование в практике общего Кодекса, а также разработку индивидуальных Кодексов отдельными предприятиями. 1.3.3 Поощрять практику участия независимых директоров в Советах директоров акционерных компаний: - изучить опыт участия российских и западных специалистов в Советах директоров российских предприятий; - составить базу данных российских и иностранных специалистов, которые могли бы выступить независимыми директорами для предприятий города; - довести указанную информацию до руководства предприятий города. 1.4 ПОВЫШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ ОТНОШЕНИЙ 1.4.1 Активно содействовать внедрению на предприятиях международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности (МСБУ): - установить сотрудничество с международными организациями, оказывающими содействие в данном вопросе (Международный Центр Содействия Реформе бухгалтерского учета, ICAR); - провести конференцию (круглый стол) на тему "Переход к МСБУ как фактор роста стоимости бизнеса предприятий"; - поставить условие получения предприятием содействия со стороны органов местного самоуправления (получение статуса приоритетного проекта, получение льгот и т.п.) в зависимость от перехода на МСБУ (внести изменения в Постановление Городской Думы г. Калуги N 29 от 10.02.98 г.). 1.4.2 Ввести практику присвоения компаниям (консалтинговым, аудиторским, юридическим и др.) органами местного самоуправления статуса "рекомендованных для сотрудничества", с четкими и ясными критериями отбора. 1.4.3 При анализе эффективности инвестиционных проектов привлекать консалтинговые компании из числа "рекомендованных для сотрудничества". 1.5 УСТРАНЕНИЕ БАРЬЕРОВ ДЛЯ НАЧАЛА РАБОТЫ ИНВЕСТОРОВ И ИХ СОПРОВОЖДЕНИЯ 1.5.1 Разработать программу практической поддержки инвесторов (принцип "одного окна"): - создать при Городской Управе специализированный орган, осуществляющий правовую поддержку при оформлении обращений, запросов и т.д. субъектов инвестиционной деятельности, и способствующий согласованию пакета документов, необходимых при подготовке к реализации инвестиционных проектов в органах местного самоуправления, областных и федеральных органах государственной власти, организациях, предоставляющих услуги по энерго-, водо- и газоснабжению, финансово-кредитных учреждениях, органах, регулирующих ценообразование на услуги естественных монополий, контролирующих органах. За образец взять опыт Самарской и Ленинградской областей; - определить порядок и правила проведения согласительно-распорядительных процедур, предусмотренных действующим законодательством. Согласовать с Администрацией области принципы единых правил прохождения таких процедур на всей территории региона; - ввести в практику "режим наибольшего благоприятствования" для тех инвесторов, чьи планы максимально прозрачны и соответствуют интересам города. 2. ПОВЫШЕНИЕ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ГОРОДА 2.1 Персональная работа с претендентами на бюджетное кредитование 2.1.1 Провести проверку финансового состояния предприятий-претендентов на предмет выявления задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам и соблюдения графика платежей. 2.1.2 Разработать персональные программы работы с крупными предприятиями-должниками в бюджет г. Калуги, а в случае необходимости подготовить обращение к руководителю предприятия с предложением о проведении реструктуризации задолженности перед бюджетом г. Калуги или к владельцу предприятия о проведении реорганизации предприятия. 2.2 Повышение эффективности бюджетной политики органов местного самоуправления 2.2.1 Внедрить в практику управления бюджетом г. Калуги принятые в международной практике и не противоречащие действующему законодательству РФ принципы риск-менеджмента. С этой целью привлечь к сотрудничеству консультанта из московского отделения международной ассоциации риск-менеджеров (GARP) (при наличии средств). 2.2.2 Создать в г. Калуге цивилизованный рынок долговых обязательств, что позволит привлечь дополнительные средства в бюджет г. Калуги, дать импульс развитию предприятий, а также развитию фондового рынка. 2.2.3 Исключить возможность бюджетного кредитования предприятий, имеющих просроченную задолженность перед бюджетом г. Калуги по ранее предоставленным бюджетным средствам. 3. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОРОДА И СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА ПРЕДПРИЯТИЙ 3.1 Развитие нормативно-правовой базы г. Калуги в части мер по повышению конкурентоспособности города. 3.1.1 При присвоении инвестиционному проекту статуса "приоритетного" учитывать не только особенности проекта, но и качественные характеристики самого предприятия: (а) стратегические планы предприятия, квалификация менеджмента, соответствие требованиям инвесторов, (б) с инвестором какого типа предполагается сотрудничество. 3.1.2 Оптимизировать систему мер муниципальной поддержки инвестиционной деятельности "приоритетных" предприятий: - реформировать систему муниципального заказа; - внедрить практику ходатайств и обращений в областные и федеральные органы государственной власти о применении в отношении субъектов инвестиционной деятельности режима наибольшего благоприятствования; - осуществлять информационную поддержку субъектов инвестиционной деятельности; Реализацию указанных мер поддержки возложить на созданный при Городской Управе специализированный орган (см. п.1.5.1). 3.1.3 Провести инвентаризацию находящихся в собственности муниципального образования "г. Калуга" пакетов акций акционерных обществ, МУПов и т.п. на предмет: (а) эффективности управления муниципальной собственностью, (б) возможности влиять на ситуацию, (в) целесообразности участия города в капитале предприятия. На основе анализа разработать программу управления пакетами акций, находящимися в муниципальной собственности, в т.ч. использовать механизм доверительного управления. 3.2 Содействие развитию бизнеса предприятий города 3.2.1 Создать сеть "бизнес-инкубаторов" - центров поддержки и обучения предприятий города, которые будут оказывать методологическую и техническую помощь компаниям в разработке стратегии развития, внедрении информационных технологий, поиске партнеров, взаимодействии с органами местного самоуправления, областными и федеральными властями, и т. п. 3.2.2 Содействовать подготовке предприятий к внедрению информационных технологий: - провести конференцию "Роль информационных технологий в процессах управления предприятием", пригласить ведущих поставщиков ИТ-решений; рассказать об опыте внедрения информационных систем на российских предприятиях; - составить базу данных наиболее авторитетных организаций в области поставки ИТ-решений и подготовки предприятий к внедрению информационных технологий (АО "Электросвязь" и др.), довести ее до сведения предприятий города. 3.2.3 Содействовать внедрению на предприятиях города стандартов качества серии ИСО 9000: - установить контакты с наиболее авторитетными организациями, признанными в России и за рубежом в качестве сертифицирующих организаций (Bureau Veritas Quality International (Франция), КЕМА (Голландия), Det Norske Veritas (Норвегия), Lloyd Register (Великобритания), SGS (Швейцария), TUV-CERT (Германия)); - установить контакты с российскими компаниями, оказывающими содействие подготовке к внедрению стандартов качества серии ИСО 9000; - составить базу данных указанных организаций и довести ее до сведения предприятий города; - поставить получение предприятием содействия со стороны органов местного самоуправления (получение статуса приоритетного проекта, получение льгот и т.п.) в зависимость от внедрения стандартов качества серии ИСО 900С (косвенный критерий). 3.2.4 Содействовать развитию экспорта: - разработать комплексную программу развития экспорта, в которой предусмотреть направление работ с торговыми представительствами РФ за рубежом, установить прямые контакты с представительствами, изучить их возможности и требования. Указанную информацию довести до предприятий города; - вести активную работу по привлечению промышленных предприятий и организаций города к участию в международной выставочной деятельности. 3.2.5 Разработать программу поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) города: - лоббировать интересы конкретных предприятий на областном и федеральном уровне, включая процессы создания холдингов и прочих объединений; - содействовать решению проблем задолженности государства перед предприятиями (оформление необходимых документов и содействие их продвижению); - стимулировать предприятия ОПК за счет различных льгот, включая субсидирование процентной ставки для реализации инвестиционных проектов, направленных на реформирование и выпуск новой гражданской продукции; - в рамках реформирования системы муниципального заказа (см. п. 3.2.1) сформулировать критерии отбора предприятий ОПК города для их участия в конкурсе по размещению муниципального заказа, в т.ч. в качестве критериев выделить: 1. Наличие дополнительных преимуществ для бюджета г. Калуги. 2. Включение в программу государственного оборонного заказа. 3. Высокий экспортный потенциал и наличие программы его развития. 4. Соответствие возможностей по выпуску гражданской продукции потребностям города. 5. Наличие у предприятий ключевых компетенции (вхождение в отлаженные кооперационные цепочки, способность привлечь финансирование, высококвалифицированный менеджмент, ориентация на потребителя и глубокое знание рынков своей продукции) и способность в перспективе конкурировать в глобальном масштабе. 3.3 РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДА 3.3.1 При присвоении инвестиционному проекту статуса "приоритетного" учитывать: (а) степень инновационности проекта (продукта); (б) уровень инновационности предприятия, т.е. степень инноваций во всех звеньях технологической цепочки; 3.3.2 Предусмотреть предоставление инвестиционного налогового кредита предприятию - налогоплательщику при наличии хотя бы одного из следующих факторов (опыт Ленинградской области): - Проведение налогоплательщиком научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, либо технического перевооружения, расширения, реконструкции, модернизации собственного производства, вплоть до создания новых производственных мощностей на территории города; - Осуществление налогоплательщиком внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья и материалов; - Выполнение налогоплательщиком особо важного заказа по социально-экономическому развитию города или предоставление им особо важных услуг населению; 3.3.3 Провести конференцию (круглый стол) на тему "Потенциал и проблемы инновационного развития предприятий г. Калуги". 3.3.4 Объявить конкурс на звание "Лучшего инновационного менеджера" города. 3.3.5 Внедрить на уровне средних школ, ВУЗов, специалистов предприятий передовые методики оценки и развития инновационного потенциала личности. 3.3.6 Организовать постоянные контакты с органами, осуществляющими контроль за соблюдением законодательства в области авторских прав, интеллектуальной собственности. 3.3.7 Развивать взаимодействие с представительствами ЮНЕСКО, Комитетом по инновационной культуре в составе Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Институтом стратегических инноваций. 3.3.8 Создать базу данных для инновационных идей и разработок для ключевых секторов промышленности города. Отслеживать соответствующие инновации в других регионах и странах. Закрепить ответственность за конкретным Комитетом Городской Управы. 3.4 Развитие инфраструктуры венчурного финансирования 3.4.1 Создать внебюджетный "Фонд прямых инвестиций", посредством которого осуществлять инвестиции в высокорентабельные стратегические проекты на территории города. Предусмотреть возможность участия в капитале фонда частных российских и иностранных инвесторов. 3.4.2 Создать внебюджетный "Фонд выхода (Exit-фонд)", за счет чего обеспечить инвесторам гарантии возврата вложенных средств с дивидендами. В уставе фонда предусмотреть обязательства выкупа акций при достижении менеджментом предприятий, акции которых вошли в активы фонда, определенных показателей роста стоимости бизнеса (рентабельности на инвестированный капитал). 3.5 Повышение квалификации менеджмента 3.5.1 Разработать городскую целевую программу повышения квалификации менеджеров и собственников предприятий по следующим направлениям: - разработка стратегии развития компании, основанной на конкурентных преимуществах; - повышение операционной эффективности менеджмента; - подготовка к привлечению финансирования и взаимодействию с инвесторами. 3.5.2 Для реализации данной целевой программы пригласить лучших специалистов российских и западных компании с практическим опытом по указанным направлениям. Финансирование программных мероприятий предусмотреть за счет бюджета развития г. Калуги и/или средств международных финансовых организаций при условии оплаты предприятием не менее 50% стоимости. 3.5.3 По итогам обучения руководство предприятия должно представить в органы местного самоуправления г. Калуги (защитить) стратегический план развития, разработанный с применением навыков, приобретенных в процессе обучения. 4. СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТОРОВ РАЗМЕЩАТЬ ОСНОВНОЙ БИЗНЕС НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА 4.1 Провести анализ инвестиционных сделок, осуществленных российскими и зарубежными стратегическими инвесторами на территории города на предмет: (а) эффективности развития предприятий - объектов инвестиций, (б) наличия конфликтов между менеджерами и акционерами, (г) определения центра создания стоимости общей технологической цепочки, в которую входит предприятие. 4.2 Провести опрос стратегических инвесторов, действующих или планирующих действовать на территории городя, па предмет их готовности разместить на территории города: (а) основное производство (как низко, гак и высоко технологичное); (б) подразделения НИОКР; (в) обслуживающие службы и управление. Сформулировать причины, стимулирующие (вынуждающие) стратегических инвесторов размещать основной бизнес на территории города. 4.3 На базе проведенного анализа разработать программу развития специальных факторов и ресурсов, адаптированную к потребностям конкретных стратегических инвесторов и направленную на повышение инвестиционной привлекательности города для данной категории инвесторов. 5. УЛУЧШЕНИЕ ИМИДЖА ГОРОДА 5.1 Определить одной из основных задач Концепции развития города (п. 1.1) - попадание г. Калуги в первую десятку рейтинга российских городов по показателю общего объема инвестиций, привлеченных из внешних источников. 5.2 Разработать программу поддержки студентов и аспирантов г. Калуги, а также зарубежных студентов и аспирантов, изучающих русский язык (сформировать систему выплаты грандов для стажировок в России, для проведения совместных исследований, межуниверситетских обменов). Внедрить в практику опыт Немецкой службы экономических обменов (DAAD), Агентства по международному развитию США (USAID). 5.3 Разработать программу поддержки в г. Калуге туристического бизнеса. 5.4 Провести активную PR-кампанию в городских, областных, центральных российских и зарубежных СМИ для инвестиционных проектов, которым присвоен статус "приоритетных". 5.5 Создать при Городской Управе Совет по инвестициям, который должен стать реальным коммуникационным каналом между инвесторами и органами местного самоуправления. В Совет включить представителей различных категорий российских и иностранных инвесторов. (Опыт Самарской области, Башкортостана, Хабаровского края) 5.6 Разъяснять через СМИ позицию органов местного самоуправления по итогам опубликования рейтингов инвестиционной привлекательности, в которых участвует г. Калуга. Проводить тщательный анализ итогов рейтингов с выделением ключевых факторов, которые не позволили городу занять более высокие позиции в рейтинге. Учитывать данные факторы при корректировке инвестиционной политики. 5.7 Открыть "горячую" интернет-линию Городской Управы для инвесторов и предприятий по любым вопросам, затрагивающим инвестиционные процессы. Не реже одного раза в квартал проводить открытые интернет-форумы с участием руководителей Городской Управы и Городской Думы и специалистов в области инвестиции. Публично проводить разбор конфликтов между субъектами инвестиционных процессов в городе. 5.8 Активно лоббировать интересы города на областном и федеральном уровне: - разработан, программу развития представительства в Москве (опыт Ленинградской области); - принимать активное участие в Нижегородских ярмарках, программе "Выставочный мост" г. Санкт-Петербург и других подобных проектах; - активизировать участие города в реализации государственных федеральных целевых программ. 5.9 Ввести в практику регулярные пресс-конференции сотрудников органов местного самоуправлении для журналистов городских, областных, астральных российских и иностранных экономических изданий, в рамках которых освещал, и пропагандировал, "истории успеха" лучших предприятий. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|