Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Калужской области от 20.06.2002 № 385

 
              ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ


     20 июня 2002 г.                                       N 385


                 ОБ ОТЗЫВЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                     КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРОЕКТ
                    ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 206529-3
                    "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УПРАВЛЕНИЯ И
                       РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ
                     ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА"


     Законодательное Собрание Калужской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Утвердить отзыв Законодательного Собрания Калужской области на
проект федерального закона N 206529-3 "Об  особенностях  управления  и
распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (прилагается).
     2. Направить настоящее постановление  в  Комитет  по  энергетике,
транспорту   и   связи   Государственной  Думы  Федерального  Собрания
Российской Федерации.
     3. Обратиться   к  депутатам  Государственной  Думы  Федерального
Собрания  Российской  Федерации  В.А.Бойко   и   П.Т.Бурдукову   и   к
законодательным   (представительным)  органам  государственной  власти
субъектов  Российской  Федерации  с  предложением   поддержать   отзыв
Законодательного    Собрания    Калужской    области.
     4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


     Председатель
     Законодательного Собрания          В.И.Крестьянинов


                                            Приложение к постановлению
                                             Законодательного Собрания
                                                     Калужской области
                                              от 20 июня 2002 г. N 385

                                ОТЗЫВ
       Законодательного Собрания на проект федерального закона
        "Об особенностях управления и распоряжения имуществом
                     железнодорожного транспорта"

                           Общие положения.

     1. Основной   особенностью  реформы  железнодорожного  транспорта
является  создание  на  базе  федерального  имущества  железнодорожной
отрасли  ОАО  "Российские  железные  дороги"  - единого хозяйствующего
субъекта,  в структуре  которого  совокупность  остальных  организаций
(предприятий,  железных  дорог  и  иных  организаций)  превращается из
государственных унитарных предприятий и государственных  учреждений  в
филиалы.
     2. По законодательству России предприятие имеет  право  создавать
филиалы, представительства и другие обособленные подразделения. Филиал
действует на основании положений  о  них,  утверждаемых  предприятием.
Будучи   структурными   подразделениями  предприятия,  его  филиалы  и
представительства не могут обладать  правами  юридического  лица.  Они
выступают  от  имени и в интересах учредившего их предприятия.
     3. По действующему законодательству,  лишение  прав  юридического
лица    до    уровня   филиала   означает   существенное   ограничение
производственной  деятельности  любой  организации,  его  филиалов   в
хозяйственной  деятельности,  организации  совместного  производства с
иностранными партнёрами  и  отсутствием  возможности  самостоятельного
выхода на международные рынки.
     4. Эти  ограничения  касаются  также  сферы  трудовых  отношений,
системы управления, организации производства, финансирования, работы с
ценными   бумагами,   отчётности,    налогообложения,    невозможности
самостоятельного   заключения   хозяйственных   договоров,  являющихся
основой хозяйственной деятельности указанных предприятий,  обеспечения
обязательств   перед   кредиторами   и  контрагентами,  партнерами  по
кооперации.
     5. Статус   филиала   организаций,   расположенных   в  субъектах
Федерации  существенно  ограничит   их   взаимодействие   с   органами
государственной   власти  и  местного  самоуправления,  их  участие  в
региональных и местных программах,  совместном  пользовании  объектами
социальной сферы,  обустройством вокзалов и станций, затруднит участие
в  решении   региональных   и   местных   проблем,   в   использовании
соответствующих    бюджетных    средств.
     6. При таком варианте реформирования совершенно неясным  остаётся
вопрос  о  статусе  филиалов  реорганизуемых  организаций,  так  как у
филиала не могут быть иные филиалы.
     7. Формирование   уставного  капитала  ОАО  "Российские  железные
дороги" путем внесения в него имущества федерального  железнодорожного
транспорта  и всей совокупности предприятий превращает ОАО "Российские
железные дороги"  в  естественную  монополию  с  монопольной  системой
владения,  пользования и распоряжения этим имуществом.  Тем более, что
на  оборот  этого  имущества  вводятся  ограничения.
     8. Концентрация  управления  имуществом  в  одном организационном
центре неизбежно породит все недостатки  "ведомственного"  управления.
     9. Законом  (реформой)  предусмотрено,  что  полномочия и функции
общего собрания акционеров будет  осуществлять  единственный  акционер
ОАО  "Российские железные дороги" - Правительство Российской Федерации
- коллегиальный орган,  возглавляющий  единую  систему  исполнительной
власти в Российской Федерации.  При этом, в соответствии с Федеральным
конституционным законом "О Правительстве Российской  Федерации"  члены
Правительства   не   вправе  участвовать  в  управлении  хозяйствующим
субъектом независимо от  его  организационно-правовой  формы.
     10. Запреты  и  ограничения  по  обороту  акций  ОАО  "Российские
железные дороги",  предусмотренные настоящим проектом закона,  как раз
не  являются  гарантией стабильности железнодорожного транспорта,  так
как противоречат системе хозяйственных отношений  среди  хозяйствующих
субъектов  рынка  финансов (кредитов),  продукции и услуг.
     11. Таким образом,  ОАО "Российские железные  дороги"  становится
супермонопольной    структурой,   так   как   имущество   федерального
железнодорожного транспорта оценивается в 3,3  триллиона  рублей.
     12. Ликвидация   статуса   самостоятельного   юридического   лица
предприятий,  производящих  запасные   части   и   иное   оборудование
инфраструктуры  железнодорожного  транспорта,  приведет  к  серьезному
усложнению   их   производственной   и   хозяйственной    деятельности
(обеспечению услуг инфраструктуры,  договорных отношений,  операциям с
ценными бумагами,  возможности финансового кредитования,  совместной и
кооперационной деятельности и т.д.).
     13. Заявленная в проекте  закона  и  программе  реформ  концепция
развития  независимых  перевозчиков  должна  привести  к  конкурентной
среде,   в   то   же   время    лишение    предприятий    производящих
конкурентоспособную     продукцию     юридической    самостоятельности
противоречит данной концепции.
     14. Комплексная    реформа    такой    огромной    отрасли    как
железнодорожный   транспорт   с    одновременной    реформой    органа
государственного  регулирования,  формированием  нового хозяйствующего
субъекта  со  сложной  организационной  структурой,   создание   новых
организаций   по   перевозке,  обеспечению  инфраструктуры  и  услугам
пользователям потребует значительных средств,  энергии  и  времени  на
осуществление преобразований.
     15. В заявленном проекте не  указана  цена  (не  приведен  расчет
затрат)   реформирования   железнодорожного  транспорта,  а  также  не
представлен расчетпрогноз компенсации затрат за  счет  предполагаемого
повышения  эффективности  его  деятельности.  Утверждение  о том,  что
принятие закона не  повлечет  за  собой  дополнительных  расходов  для
федерального бюджета не аргументировано.

                           Особенная часть.

     1. Статья  3  проекта закона устанавливает,  что "приватизация на
федеральном железнодорожном транспорте осуществляется в соответствии с
законодательством   Российской   Федерации"  без  ссылки  на  принятый
Федеральный закон "О приватизации  государственного  и  муниципального
имущества".
     2. Пункт 2 статьи 3 устанавливает,  что могут быть созданы  "иные
открытые акционерные общества",  однако далее по тексту проекта закона
нигде не регламентируются особенности их статуса,  а также создания  и
деятельности  таких  акционерных  обществ,  в  том  числе процедуру их
создания  и   наделения   имуществом   федерального   железнодорожного
транспорта.
     3. Например,  логично установить,  что  "имущество  промышленных,
ремонтных и строительных организаций,  не внесенное в уставный капитал
единого хозяйствующего субъекта, может быть внесено в уставный капитал
иных открытых акционерных обществ".  При этом решение о создании таких
ОАО может  принимать  Правительство  Российской  Федерации.
     4. Таким  образом,  в  соответствии  с  условием пункт 2 статьи 4
проекта закона предлагаем изложить в редакции: "Открытыми акционерными
обществами   могут   стать   промышленные,  ремонтные  и  строительные
организации не являющиеся единственными поставщиками товаров  и  услуг
для   системы   федерального   железнодорожного   транспорта,  имеющие
заказчиков и рынок сбыта продукции своей продукции помимо федерального
железнодорожного   транспорта   и   выделение   которых  из  структуры
федерального железнодорожного транспорта не приведет к росту  издержек
для  системы  в  целом,  повышению  тарифов на услуги железнодорожного
транспорта и ухудшению  социальной  защищенности  их  работников".
     5. Ограничения   на   осуществление  хозяйственной  деятельности,
вводимые пунктом 7 статьи 4 проекта закона,  обоснованы с точки зрения
защиты  федерального  имущества,  однако резко затруднят хозяйственную
деятельность,  так как механизм таких операций и ограничений продлится
и  при  едином хозяйствующем субъекте.
     6. Статья 5 никоим образом  не  определяет  (хотя  бы  отсылочно)
полномочия, функции, права и обязанности "единоличного исполнительного
органа  (президента)  единого  хозяйствующего   субъекта".
     7. Виды  деятельности единого хозяйствующего субъекта должны быть
скорректированы понятийно и буквально с определениями,  установленными
иными   проектами  федеральных  законов  по  реформе  железнодорожного
транспорта.
     8. Среди  видов  деятельности  единого хозяйствующего субъекта не
упомянуты ремонт железнодорожных путей,  производство запасных частей,
оборудования  и  иного  оборудования  инфраструктуры  железнодорожного
транспорта.  Указанное исключение ставит под сомнение  гарантированное
предоставление   условий   безопасности  при  осуществлении  перевозки
грузов,  пассажиров,  багажа и т.д.
     9. В  соответствии  со статьей 7 проекта закона все акции единого
хозяйствующего субъекта "принадлежат Российской  Федерации",  то  есть
находятся в федеральной (государственной) собственности.
     10. Исходя из смысла  пункта  2  и  4  статьи  8  проекта  закона
следует,  что  исполнительный  единоличный  орган  (президент)  вправе
самостоятельно распоряжаться имуществом,  не  ограниченным  в  обороте
пунктами  1  и  2  настоящей статьи.  Таким образом,  опять в процессе
распоряжения колоссальным имуществом единого  хозяйствующего  субъекта
свою  роль  сыграет  так  называемый  "человеческий  фактор"  со всеми
вытекающими из этого последствиями.

                               ВЫВОДЫ:

     1. Предложенный проект федерального закона предлагаем  отклонить,
так  как  он  требует переработки с обязательным согласованием с иными
федеральными   конституционными   законами,   федеральными   законами,
регулирующими   приватизацию  государственных  унитарных  предприятий,
полномочия Правительства РФ,  хозяйственную деятельность различных  по
типу  организаций,  акционерных  обществ,  а  также права и полномочия
акционеров.
     2. Структура     хозяйствующего     субъекта,     обеспечивающего
функционирование  железнодорожного  транспорта  общего  пользования  в
Российской  Федерации,  должна включать в себя объединение организаций
различных   форм   собственности,   объединенных   единством   системы
железнодорожного  транспорта,  стандартов  и  требований безопасности,
государственных  оборонных  и  мобилизационных  интересов  и  т.д.
     3. Наиболее  приемлемой  структурой предлагаемого проектом закона
хозяйствующего субъекта является ФГУП  "Российские  железные  дороги",
учрежденное  Министерством  имущества Российской Федерации,  в составе
которого могут  быть  иные  дочерние  предприятия  и  филиалы.  Данная
структура    позволит    наиболее    оптимально    разделить   функции
государственного управления и  хозяйственного  регулирования  в  сфере
железнодорожного  транспорта.
     4. Структура ФГУП "Российские железные дороги" позволит сохранить
и  развить  налаженную  хозяйственную  деятельность  совокупности всех
предприятий, входящих в корпорацию, их относительную самостоятельность
на  внутреннем и внешнем рынках,  при сохранении системного единства и
гарантий   государственно-общественных   интересов    функционирования
железнодорожного транспорта.


Информация по документу
Читайте также