Расширенный поиск

Постановление Городской Думы г. Калуги от 28.01.2003 № 21

 
                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                       ГОРОДСКАЯ ДУМА Г. КАЛУГИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ


     28 января 2003 г.                                     N 21


                ОБ  УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
                  ИНВЕСТИЦИЙ С ЦЕЛЬЮ РЕФОРМИРОВАНИЯ
            ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА МУНИЦИПАЛЬНОГО
                      ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД КАЛУГА"


     Рассмотрев представленный  Городской  Управой  г.  Калуги  проект
Концепции    привлечения    инвестиций    с    целью    реформирования
теплоэнергетического  комплекса  муниципального   образования   "Город
Калуга",  в  соответствии со ст.  63 Устава муниципального образования
"Город Калуга", Городская Дума г. Калуги
     ПОСТАНОВИЛА:

     1. Утвердить    Концепцию    привлечения   инвестиций   с   целью
реформирования    теплоэнергетического    комплекса     муниципального
образования "Город Калуга".

     2. Городской  Управе   г.   Калуги   использовать   Концепцию   в
организации    работ    по    привлечению    инвестиций   в   развитие
теплоэнергетической отрасли.

     З. Настоящее Постановление вступает в силу с момента официального
опубликования (обнародования).

     4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить  на
комитет   по  комплексному  развитию  города  и  городскому  хозяйству
(В.В.Яковлев).


     Председатель
     Городской Думы г. Калуги          А.Г.Иванов


                              КОНЦЕПЦИЯ
                    привлечения инвестиций с целью
            реформирования теплоэнергетического комплекса
              муниципального образования "Город Калуга"


             I. Состояние и цели реформирования комплекса

     В жизни города важное место отводится энергетике, которая сегодня
определяет благополучие социальной сферы, экономики и финансов.
     В муниципальном  образовании  "Город Калуга",  в настоящее время,
коммунальные энергетические предприятия МУЛ  "Калугатеплосеть"  и  МУП
"Калужские   городские   коммунальные   электрические  сети"  являются
муниципальными унитарными предприятиями и выполняют одну из  важнейших
жизнеобеспечивающих  функций  -  непосредственное снабжение тепловой и
электрической энергией  потребителей  (населения,  объектов  бюджетной
сферы,   коммунального   хозяйства  и  т.п.).  Это  специализированные
энергоснабжающие  организации,  замыкающие   технологическую   систему
энергоснабжения потребителей.
     В составе муниципальных  предприятий  действует  84  отопительных
котельных с  мощностью  установленных  котлов  - 1109 Гкал в час.,  26
тепловых  пунктов,  протяженность   тепловых   сетей   в   двухтрубном
исчислении  составляет  363  км,  воздушных и кабельных электросетей -
1521 км.
     МУП "Калугатеплосеть" вырабатывает в год 1318 тыс.  Гкал тепловой
энергии,  получает со стороны 136  тыс.  Гкал,  на  собственные  нужды
расходует 29 тыс.  Гкал,  реализует потребителям с учетом покупки 1260
тыс.  Гкал,  в том числе населению  932  тыс.  Гкал.  Потери  тепловой
энергии составляют 165 тыс. Гкал (или 11,5 %).
     Электроэнергия для  нужд  потребителей  города  приобретается   в
основном    у    энергоснабжающей   организации   РАО   "ЕЭС   России"
территориальном акционерном обществе ОАО "Калугаэнерго".
     МУП "Калужские   городские   коммунальные   электрические   сети"
покупает 495450 тыс.  кВт.  час и реализует потребителям  449869  тыс.
кВт.  час  электроэнергии  в  год.  Потери  энергии  составляют  45581
тыс. кВт. час ( или 9,2%).
     В муниципальных   энергетических   предприятиях   работает:   МУП
"Калужские городские коммунальные электрические сети" -  286  человек;
МУП "Калугатеплосеть" - 1165 человек.
     Средняя заработная плата работников предприятий  составляет:  МУП
"Калужские  городские коммунальные электрические сети" - 3 975 рублей;
МУП "Калугатеплосеть" - 3 210 рублей.
     На сегодняшний    день    износ   основных   фондов   предприятий
приближается  к  критическому,  составляет  54-67   %   и   продолжает
нарастать,   что   резко  снижает  надежность  и  устойчивость  систем
инженерного обеспечения.
     В течение  последних  лет  практически  не  обновляется  основное
технологическое  оборудование   энергоемких   предприятий.   Внедрение
приборов  учета  и  регулирования  осуществляется крайне медленно.  До
настоящего  времени  не  создан   реальный   механизм   стимулирования
ресурсосбережения,   инвестиции   в   данную  отрасль  практически  не
вкладываются.
     Положительным фактором   явилось   то,   что   рост   тарифов  на
энергоресурсы позволил преодолеть его отставание от  темпов  инфляции,
но, до настоящего времени, он не содержит инвестиционной составляющей.
Органы    местного    самоуправления    устанавливают    тарифы     на
жилищно-коммунальные  услуги для населения,  исходя из оценки реальных
доходов  граждан  и  затрат  необходимых  для   текущего   поддержания
работоспособности систем инженерного жизнеобеспечения города.
     В 2002 году проведена большая работа по  сокращению  кредиторской
задолженности   бюджета   и  бюджетных  потребителей  за  потребленные
энергоресурсы в результате которой,  задолженность сократилась с 288,2
млн. руб. до 15,9 млн. руб. по состоянию на 01.12.2002 года.
     Однако, до   настоящего    времени    остаются    необеспеченными
финансированием  в  полном  объеме  льготы,  оказываемые  населению по
Федеральным законам "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов", "О
социальной   защите   граждан,   подвергшихся   воздействию   радиации
вследствие   катастрофы   на   Чернобыльской    АЭС",    "О    статусе
военнослужащих", Закону Калужской области "О статусе многодетной семьи
в Калужской области".
     Анализ ситуации   сложившейся   в  теплоэнергетическом  комплексе
города  показывает,  что  видимая  стабильность  работы   отрасли,   в
сравнении  с  критическими ситуациями в отдельных регионах России,  не
может  являться  самоуспокаивающим  фактором  и  необходимо   принятие
срочных мер по удержанию стабильности и дальнейшего развития комплекса
     Основными целями  реформирования  теплоэнергетического  комплекса
являются:
     обеспечение устойчивого снабжения населения,  объектов социальной
инфраструктуры  и  промышленных  предприятий  электрической и тепловой
энергией;
     создание эффективного   механизма   снижения   издержек  в  сфере
производства,  передачи  и  распределения  электро-  и   теплоэнергии,
улучшения   финансового   и   технического   состояния   муниципальной
энергетики;
     внедрение энергосберегающих    технологий    и   приборов   учета
топливноэнергетических ресурсов;
     привлечение инвестиций   для  реконструкции  существующих  систем
теплоэнергоснабжения  и   создания   новых   генерирующих   мощностей,
конкурирующих с участниками оптового рынка энергетических ресурсов.
     Достижение основных  целей  реформирования  обеспечит   повышение
эффективности,   устойчивости  и  надежности  функционирования  систем
жизнеобеспечения населения.


               II. Основные направления реформирования

     I. Демонополизация и развитие конкурентной среды

     Важнейшим элементом  реформы  должно  стать создание конкурентной
среды в теплоэнергетическом комплексе, при создании равных условий для
всех хозяйствующих субъектов по производству,  транспортировке и сбыту
тепловой и электрической энергии

     2. Тарифная политика

     Предприятия, обеспечивающие  поставку  тепловой  и  электрической
энергии по распределительным сетям, являются локальными монополистами,
и их деятельность подлежит регулированию.
     Регулирование ценообразования     осуществляется     на    основе
Федерального  закона  "О  государственном  регулировании  тарифов   на
электрическую   и   тепловую  энергию  в  Российской  Федерации"  и  в
соответствии с действующими нормативными актами, в том числе местными.
     Основой  регулирования тарифов на услуги должен  являться:
     рост количества и качества услуг  при  оптимальном  распределении
ресурсов направляемых на их производство;
     соблюдение разумного  баланса  между   интересами   потребителей,
которые  не  должны  быть  нарушены  и  интересами  поставщиков услуг,
действующих в данной  отрасли,  которые  не  должны  работать  себе  в
убыток,
     Лаг регулирования,   т.е.   период   времени   между   очередными
пересмотрами  тарифов  должен  зависеть не только от общеэкономических
факторов,  но и учитывать стимулы к внедрению новых ресурсосберегающих
технологий и оборудования.
     Тариф на  услугу,  получаемую  потребителем,   должен   содержать
затраты  полного  технологического  цикла производства услуги по схеме
("Поставщик-потребитель") в  независимости  от  количества  участников
организации процесса предоставления услуги.
     В целях формирования экономически  обоснованного  тарифа  единицы
услуги, необходимо ведение раздельного учета затрат по технологическим
циклам    производства    предоставления     услуги     (производство,
транспортировка,  внутридомовое  обслуживание  сетей  и  оборудования,
сбыт), что не исключает наличия тарифов на каждый цикл для предприятий
участников предоставления услуги.
     Начиная с 01.02.2002 года,  в связи с переходом  в  муниципальном
образовании "Город Калуга" на 100 % оплату населением услуг по теплу и
горячему водоснабжению,  финансирование межтарифной разницы из бюджета
муниципального    образования    "Город    Калуга"   предприятия   МУП
"Калугатеплосеть" прекращено,  за исключением  погашения  кредиторской
задолженности прошлых лет.
     С 2004 года Постановлением Правительства РФ N 609  от  21.08.2001
года   предусмотрено   ликвидировать  перекрестное  финансирование,  в
результате чего стоимость услуг по  отпуску  электроэнергии  не  будет
зависеть от групп потребителей сложившихся на рынке услуг.
     Таким образом,  тарифная политика должна обеспечить благоприятный
инвестиционный климат в сфере коммунальной энергетики.

     3. Особенности развития производственных отношений
        в области теплоэнергоснабжения

     Процесс теплоэнергоснабжения      характеризуется      следующими
признаками и особенностями:
     использование в ходе технологического процесса сложной инженерной
инфраструктуры,   относящейся   к  конкретной  территории  (теплосети,
устройства по передаче электроэнергии);
     неразрывность или     строгая     последовательность    процессов
производства, передачи и потребления материальных носителей услуги;
     невозможность потребителей  отказаться  от  получения  этих видов
услуг на длительный срок;
     необходимость четкой      взаимосвязи     на     всех     стадиях
производственного процесса;
     тесная зависимость    организации   производственного   процесса,
потребности в мощностях и конкретных  инженерных  решений  от  местных
условий.
     Обеспечение устойчивой  и  надежной  работы   комплекса   требует
принятие  мер  для проведения неотложных ремонтных и восстановительных
работ.
     На решение   задач   модернизации  и  технического  переоснащения
объектов   инженерной   инфраструктуры   и    внедрение    современных
энергосберегающих  технологий  требуются  большие финансовые средства,
которые  отсутствуют  в  бюджете  муниципального  образования   "Город
Калуга"  и  могут  быть  привлечены  в  качестве  частных  инвестиций.
Привлечение частных  инвестиций  в  предприятия  городской  инженерной
инфраструктуры  -  одна  из  основных  целей  работы по реформированию
комплекса.

     4. Формирование условий  для привлечения инвестиций
        в теплоэнергетический комплекс

     Возможность привлечения     в     теплоэнергетический    комплекс
долгосрочных  инвестиционных  ресурсов  определяется  в   значительной
степени  тем  огромным потенциалом ресурсосбережения,  которым сегодня
обладает этот комплекс.
     Экономическая привлекательность    ресурсосберегающих    проектов
состоит в том, что в качестве источника погашения средств, вложенных в
реализацию  проекта,  могут  использоваться  средства  сэкономленные в
результате  сокращения  себестоимости  предоставления  и   потребления
энергетических   ресурсов.   Создание  новых  генерирующих  мощностей,
конкурирующих  с  участниками  оптового  рынка  энергоресурсов,  также
позволит    достигнуть   значительного   экономического   эффекта   от
инвестиций.
     Для привлечения    инвестиций    необходимо   нормативно-правовое
обеспечение всех  возникающих  вопросов,  которые  регулируются  путем
заключения   договоров   на   право   осуществления   различного  рода
хозяйственной  деятельности,  с   передачей   объектов   муниципальной
инфраструктуры   в   эксплуатацию   и   управление   российскому   или
иностранному хозяйствующему субъекту (управляющей компании).
     В зависимости  от  экономического содержания могли бы заключаться
следующие виды договоров типа:
     договор, содержащий условия о выполнении работ (оказания услуг) с
использованием объекта, находящегося в муниципальной собственности;
     договор, содержащий  условия о доверительном управлении объектом,
находящимся в муниципальной собственности;
     договор, содержащий   условия   аренды  объекта,  находящегося  в
муниципальной собственности;
     договор по модели "строительство - эксплуатация - передача";
     договор по модели "строительство  -  владение  -  эксплуатация  -
передача";
     Переход на использование новых форм хозяйственных отношений между
собственником  муниципального  имущества  и  управляющими  компаниями,
предусмотренных   действующим    законодательством    и    учитывающих
особенности  рыночных  взаимоотношений,  будет способствовать снижению
рисков деятельности управляющих компаний и  повысит  гибкость  органов
местного самоуправления в отношениях с инвесторами.

     5. Гарантии (условия) снижения рисков  участников
        инвестиционного процесса

     В соответствии  со  ст.  12  Конституции   РФ   органы   местного
самоуправления   функционируют  самостоятельно,  не  входя  в  систему
органов государственной власти.  Их деятельность  напрямую  связана  с
жизненными интересами людей (п. 1 ст. 132 Конституции РФ).
     При отсутствии в муниципальной собственности имущественной  базы,
которая  напрямую  связана  с  жизненными интересами населения города,
нарушаются  экономические,  юридические  и  организационные  гарантии,
закрепленные Конституцией.
     Как указано в Федеральном законе "Об общих принципах  организации
местного  самоуправления  в Российской Федерации",  ответственность за
обеспечение  соответствующих  условий  лежит   на   органах   местного
самоуправления.  К  предмету ведения местного самоуправления относятся
"организация,      содержание      и      развитие      муниципального
энерготеплоснабжения" (ст. 6).
     При подписании инвестиционных соглашений и заключении  договоров,
гарантиями   соблюдения   жизненных   интересов   населения  города  и
исполнения своих обязанностей  местными  органами  власти  в  вопросах
тепло    энергоснабжения,    помимо    общих   условий   установленных
законодательными  и  нормативными  актами,  должны   стать   следующие
условия:
     подтверждение наличия у частного инвестора  собственных  денежных
средств для целей инвестирования в отрасль;
     при создании   предприятия   для   оказания   услуг    в    сфере
теплоэнергоснабжения,  доля  муниципального  имущества  в его уставном
капитале не может быть ниже 26%;
     оказание услуг  для  населения  осуществляется  в  соответствии с
муниципальным заказом;
     услуга предоставляется   по   схеме   "потребитель-поставщик"   и
включает в себя полный технологический цикл;
     согласование с    органами    местного    самоуправления   уровня
рентабельности  и   инвестиционной   составляющей,   при   утверждении
регулируемых тарифов на услуги для населения и бюджетной сферы;
     согласование действий по отключению и ограничению подачи  энергии
потребителям;
     начало и   окончание   отопительного   сезона   производится    в
соответствии с распоряжением Городского Головы.

             III. Эффективность и социально-экономические
                    последствия реализации реформы

     Успешная реализация реформы позволит:
     решить стратегическую  задачу  привлечения частных инвестиций для
модернизации и развития теплоэнергетического комплекса;
     улучшить качество    коммунального   обслуживания   потребителей,
обеспечить    надежность    работы    инженерно-коммунальных    систем
жизнеобеспечения,   комфортность  и  безопасность  условий  проживания
граждан;
     повысить эффективность   работы   энергетических   предприятий  и
снизить затраты на предоставление коммунальных услуг;
     ликвидировать критический   уровень   износа  основных  фондов  в
теплоэнергетическом комплекса;
     повысить хозяйственную        самостоятельность       предприятий
коммунального хозяйства и их ответственность за качество  обслуживания
потребителей;
     обеспечить эффективное сочетание хозяйственной  самостоятельности
конкурирующих  предприятий  теплоэнергетического  комплекса,  развитие
предпринимательской активности и защиту интересов потребителей;
     создать экономический     механизм,    стимулирующий    экономное
использование предприятиями энергетических и материальных  ресурсов  и
сокращение   нерационального   потребления   коммунальных   услуг  при
гарантированном  и   бесперебойном   их   предоставлении,   сокращение
потребности  в бюджетных инвестициях на развитие мощностей предприятий
теплоэнергетического комплекса.


Информация по документу
Читайте также