Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Калужской области от 11.10.2001 № 215

 
              ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ


     11 октября 2001 г.                                    N 215


                  О ВНЕСЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ
                   ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ
                 ФЕДЕРАЦИИ В ПОРЯДКЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ
                ИНИЦИАТИВЫ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
                  "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
                   В СТАТЬЮ 158 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА
                  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬЮ 126
               УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РСФСР"


     На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации

     Законодательное Собрание Калужской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Внести  в порядке законодательной инициативы в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской  Федерации  проект  федерального
закона  "О  внесении  изменений  и  дополнений в статью 158 Уголовного
кодекса Российской Федерации  и  статью  126  Уголовно-процессуального
кодекса РСФСР".
     2. Назначить официальным представителем  при  обсуждении  данного
вопроса   в  Государственной  Думе  Федерального  Собрания  Российской
Федерации  депутата  Законодательного   Собрания   Калужской   области
Зельникова Юрия Ивановича, председателя комитета по законодательству.
     3. Обратиться  к  депутатам  Государственной  Думы   Федерального
Собрания   Российской   Федерации  Бурдукову  П.Т.,  Бойко  В.А.  и  к
законодательным  (представительным)  органам  государственной   власти
субъектов   Российской  Федерации  с  предложением  поддержать  данную
законодательную инициативу.
     4. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить на
комитет  по  законодательству  Законодательного   Собрания   Калужской
области (Зельников Ю.И.).


     Председатель
     Законодательного Собрания          В.И.Крестьянинов


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


                  О внесении изменений и дополнений
         в статью 158 Уголовного кодекса Российской Федерации
         и статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР


     Статья 1.  Внести в  статью  158  Уголовного  кодекса  Российской
Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25,
ст.  2954;  1998,  N 22, ст. 2332; N 26, ст. 3012; 1999, N 7, ст. 873)
следующие изменения и дополнения:
     1. В части первой слова "до трех лет" заменить словами  "до  двух
лет".
     2. В части второй:
     из пункта "в" исключить слова "жилище, помещение либо иное";
     из пункта "г" исключить слово "гражданину";
     слова "от двух до шести" заменить словами "от двух до пяти".
     3. Часть 3 считать частью 4.
     4. Дополнить статью новой частью 3 следующего содержания:
     "Кража, совершенная с незаконным  проникновением  в  жилище  либо
помещение, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет
с конфискацией имущества или без таковой".
     5. В примечания:
     часть первую  после  слов  "иному  владельцу   этого   имущества"
дополнить  словами:",  превышающее сумму в размере одного минимального
размера  оплаты  труда,  установленного  законодательством  Российской
Федерации на момент совершения преступления".
     6. Дополнить примечание новым пунктом 2 следующего содержания:
     "2. Значительным  ущербом  гражданину  в  статьях настоящей главы
признается стоимость имущества,  в  сто  раз  превышающая  минимальный
размер   оплаты   труда,  установленный  законодательством  Российской
Федерации на момент совершения преступления.
     Значительным ущербом организации, учреждению, предприятию и иному
юридическому лицу  в  статьях  настоящей  главы  признается  стоимость
имущества,  в  двести раз превышающая минимальный размер оплаты труда,
установленный  законодательством  Российской   Федерации   на   момент
совершения преступления".
     7. Дополнить частью третьей следующего содержания:
     "3. Под  хранилищем в настоящей статье,  а также в других статьях
настоящего Кодекса понимаются хозяйственные помещения, обособленные от
жилых   построек,   участки   территории,   иные  сооружения,  которые
оборудованы ограждением либо техническими  средствами  или  обеспечены
иной охраной,  и предназначены для постоянного или временного хранения
материальных ценностей.
     Под жилищем   в  настоящей  статье,  а  также  в  других  статьях
настоящего Кодекса  понимаются  индивидуальный  жилой  дом,  квартира,
пригодные для постоянного или временного проживания, с входящими в них
жилыми и нежилыми помещениями, а равно иное помещение, предназначенное
для  постоянного  или  временного  проживания людей (барак,  вагончик,
номер в гостинице, санатории и т.п.).
     Под помещением в настоящей  статье,  а  также  в  других  статьях
настоящего  Кодекса понимаются строения и сооружения,  предназначенные
для размещения людей или материальных ценностей в производственных или
иных служебных целях";
     8. Части вторую,  третью и четвертую примечания  считать  частями
четвертой, пятой и шестой.

     Статья 2.  Внести  в  статью 126 Уголовно-процессуального кодекса
РСФСР (Ведомости  Верховного  Совета  РСФСР,  1960,  N  40,  ст.  592;
Собрание законодательства Российской Федерации,  1996, N 52, ст. 5881;
1998,  N 30,  ст.  3613;  1999,  N 28, ст. 3491; 2000, N 16, ст. 1641)
следующие изменения:
     В статье 126:
     в части  первой слова "158 частью первой",  заменить словами "158
частью первой второй";
     в части  пятой  слова  "158  частями  второй  и третьей" заменить
словами "158 частями третьей и четвертой".

     Статья 3.  Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.


     Президент
     Российской Федерации          В.В.Путин


                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
        в статью  158 Уголовного кодекса Российской Федерации
         и статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР"

     Основным предметом  нормативного  регулирования  рассматриваемого
законопроекта  является  дифференциация уголовной ответственности лиц,
совершивших кражи, с учетом их личности и наступивших последствий.
     Необходимость в принятии данного проекта обусловлена тем, что с 1
июля 1994 года отдельные виды краж,  квалифицируемые по части 2 статьи
144  УК  РСФСР,  а  с  1  января  1997 года - по части 2 статьи 158 УК
Российской Федерации, законодателем отнесены к тяжким преступлениям.
     Об отсутствии  высокой общественной опасности основной части краж
и соответственно о необоснованном отнесении их к тяжким  преступлениям
свидетельствуют статистические данные за 1996 - 1999 годы о количестве
направленных в суд уголовных дел о  кражах  (в  среднем  ежегодно  370
тысяч  в  отношении  530  тысяч обвиняемых,  которым инкриминировалось
около 600 тысяч преступлений). То есть 60 процентов из них совершаются
в  одиночку  и  по каждым двум из пяти уголовным делам правонарушитель
обвиняется в совершении одной кражи.
     О том, что основная масса краж, квалифицируемых по части 2 статьи
158  УК  Российской  Федерации,  не   может   быть   признана   тяжким
преступлением  свидетельствует и судебная статистика.  Так,  по данным
Верховного Суда Российской Федерации в 1998 году по части 2 статьи 158
УК  Российской  Федерации  меры наказания на срок от пяти до шести лет
назначена менее чем одному проценту  осужденных  к  реальному  лишению
свободы.
     Не может  служить  основанием  для   отнесения   преступления   к
категории  тяжких  и квалифицирующий признак "причинение значительного
ущерба гражданину" в виду его оценочного характера правоприменителем.
     Предлагается произвести   разделение   данного   квалифицирующего
признака с дифференциацией по объекту преступления  путем  указания  в
законе   конкретных   сумм   причиненного   ущерба   для   наступления
соответствующих последствий.  Значительный  ущерб  гражданину полагаем
целесообразным установить в размере стоимости  похищенного  имущества,
превышающей минимальный размер оплаты труда в сто раз, для предприятия
(организации) - в размере стоимости имущества, превышающей минимальный
размер оплаты труда в двести раз.
     Механическое объединение  в  одной части статьи 158 УК Российской
Федерации  квалифицирующих  признаков  "проникновение   в   жилище   и
помещение" и "проникновение в иное хранилище" необоснованно включило в
перечень  тяжких  преступлений  большинство  краж,   поскольку   любое
имущество имеет место своего хранения,
     Кроме того, отнесение всех видов краж, квалифицируемых по части 2
статьи 15? УК Российской Федерации, к категории тяжких преступлений (с
19 % в 1993 году до 61,6% в 1999 году).
     С учетом  изложенного  предлагается  по  указанным  видам   краж,
квалифицируемых по части 2 статьи 158 УК Российской Федерации, снизить
санкцию с шести до пяти лет лишения свободы.  Это позволит, во-первых,
перевести их в категорию преступлений средней тяжести, во-вторых, дела
об этих преступлениях будут рассматриваться судьей единолично.
     Одновременно предлагается  выделить  кражи  с  проникновением   в
жилище  либо  помещение  в  отдельную  часть  статьи 158 УК Российской
Федерации и ужесточить санкцию за их  совершение  ввиду  действительно
высокой  общественной опасности данного вида преступлений (в 1998 году
их зарегистрировано более 292 тысяч или + 7,8 процента,  в  1999  году
прирост к аналогичному периоду 1998 года составил + 21,9 процента).
     Кроме того, считаем необходимым дополнить примечание к статье 158
УК Российской Федерации формулировками с дифференциацией значительного
ущерба гражданину и предприятию (организации),  а также с более четким
разграничением понятий хранилище, жилище и помещение.
     Полагаем также возможным снизить высший предел  санкций  части  1
статьи  158  УК  Российской  Федерации  с трех лет до двух лет лишения
свободы,  что позволит уголовные  дела  о  неквалифицированных  кражах
передать   в  подсудность  мировых  судей,  чем  значительно  упростит
судебную процедуру их рассмотрения (в 1998 году  зарегистрировано  104
тыс., в 1999 году - 138,119 тыс. этого вида краж).
     Реализация предложенных мер будет содействовать дифференциации  и
гуманизации  уголовной политики,  позволит существенно сократить сроки
расследования и способа кардинальным  образом  изменить  обстановку  в
пенитенциарной системе России, а также обеспечить приведение уголовной
статистики о тяжких преступлениях в соответствие с реалиями.
     Принятие законопроекта   не   повлечет   необходимости   внесения
изменений либо дополнений в другие законодательные акты и не потребует
дополнительных   финансовых   затрат.


     Председатель
     Законодательного Собрания          В.И.Крестьянинов


                                                            Приложение
                                         к проекту федерального закона
                                    "О внесении изменений и дополнений
                                    в статью 158 Уголовного кодекса РФ
                                 и статью 126 Уголовно-процессуального
                                                        кодекса РСФСР"


                 Финансово-экономическое обоснование
    проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений
         в статью 158 Уголовного кодекса Российской Федерации
         и статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР"


     Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
статью  158  Уголовного  кодекса  Российской  Федерации  и  статью 126
Уголовно-процессуального  кодекса  РСФСР"  не   потребует   каких-либо
материальных и финансовых затрат.


     Председатель
     Законодательного Собрания          В.И.Крестьянинов


                                                            Приложение
                                         к проекту федерального закона
                                    "О внесении изменений и дополнений
                                    в статью 158 Уголовного кодекса РФ
                                 и статью 126 Уголовно-процессуального
                                                        кодекса РСФСР"


                               ПЕРЕЧЕНЬ
      актов федерального законодательства, подлежащих признанию
 утратившим силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
    в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений
  и дополнений в статью 158 Уголовного кодекса Российской Федерации
         и статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР"


     В связи с принятием федерального закона "О внесении  изменений  и
дополнений  в  статью  158  Уголовного  кодекса Российской Федерации и
статью   126   Уголовно-процессуального   кодекса   РСФСР"   признания
утратившими силу,  приостановления, изменения, дополнения или принятия
актов федерального законодательства не потребуется.


Информация по документу
Читайте также