Расширенный поиск

Постановление Правительства Калужской области от 22.08.2003 № 228

 
                   ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ


     22 августа 2003 г.                                    N 228


                    О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ В КАЛУЖСКОЙ
                    ОБЛАСТИ КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ
                 РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО
                              2010 ГОДА


     Заслушав и  обсудив  информацию  о  ходе  реализации  в Калужской
области Концепции модернизации российского образования  на  период  до
2010   года,   утвержденной   распоряжением  Правительства  Российской
Федерации от 29.12.2001  N  1756-р,  Правительство  Калужской  области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Принять  к  сведению  информацию о ходе реализации в Калужской
области Концепции модернизации российского образования  на  период  до
2010 года (прилагается).
     2. Департаменту образования и науки области:
     2.1. Продолжить  работу  по  совершенствованию системы обучения и
воспитания  школьников  и   студентов,   сосредоточив   первоочередное
внимание  на  мероприятиях  по  профильному обучению в старших классах
общеобразовательной школы,  дальнейшем решении проблем сельской школы,
создании    эффективной    системы   профилактики   безнадзорности   и
правонарушений   несовершеннолетних,   ускоренном   развитии    единой
информационной образовательной среды.
     2.2. Рассматривать задачу  подготовки  компетентных  специалистов
для   всех   отраслей  хозяйства  области  как  важнейшее  направление
модернизации системы образования;  провести  комплексное  исследование
данного  вопроса и принять необходимые меры по повышению использования
интеллектуального   потенциала   учреждений   среднего    и    высшего
профессионального  образования в интересах развития экономики области,
считать необходимым ежегодное проведение  собрания  работников  высшей
школы.
     2.3. Разработать    и    реализовать    программу    модернизации
педагогического  образования  на  период до 2006 года в целях создания
надежного  механизма  эффективного  и   динамичного   функционирования
педагогического  образования  на  всех  его  этапах,  включая  систему
профессионального  отбора  и  самоопределения  школьников,  подготовки
будущих   учителей   в   педагогических   колледжах  и  педагогическом
университете,   привлечения   молодых   учителей   в   образовательные
учреждения и систематического повышения квалификации учителей.
     2.4. В целях дальнейшего  усиления  государственного  влияния  на
развитие  системы  образования  в Калужской области принять конкретные
меры по совершенствованию схемы управления образованием до марта  2004
года.
     3. Рекомендовать  ректорам,  директорам  филиалов,  руководителям
представительств  высших и средних профессиональных учебных заведений,
учитывая положительные результаты  эксперимента  по  введению  единого
государственного  экзамена  в  2002  - 2003 учебном году на территории
области,  проводить  зачисление  абитуриентов  по   свидетельствам   о
результатах  единого  государственного  экзамена  в  2004  году на все
специальности  и  направления  подготовки  специалистов,  по   которым
осуществляется обучение в данных учебных заведениях.
     4. Рекомендовать главам муниципальных образований области, исходя
из  анализа положения дел в муниципальных образовательных учреждениях,
принять дополнительные меры  по  созданию  благоприятных  условий  для
обучения и воспитания детей и школьников.
     5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя Губернатора области Игнатова В.А.


     Вице-губернатор области          В.Ф.Сафронов


                                                            Приложение
                                         к постановлению Правительства
                                                     Калужской области
                                              от 22 августа 2003 N 228

                              Информация
     о ходе реализации в Калужской области Концепции модернизации
            российского образования на период до 2010 года

     Концепция модернизации   российского    образования    утверждена
распоряжением   Правительства   Российской   Федерации   N  1756-р  от
29.12.2001 и предусматривает решение следующих задач:
     - обеспечение   государственных  гарантий  доступности  и  равных
возможностей получения образования,
     - достижение  нового современного качества дошкольного,  общего и
профессионального образования,
     - повышение  социального  статуса  и  профессионализма работников
образования, усиление их государственной и общественной поддержки,
     - развитие  образования  как открытой государственно-общественной
системы  на  основе  распределения  ответственности  между  субъектами
образовательной    политики   и   повышения   роли   всех   участников
образовательного  процесса   -   обучающегося,   педагога,   родителя,
образовательного учреждения.
     В целях реализации указанных задач в Калужской области проводится
соответствующая работа.

     Развитие системы дошкольного образования
     Увеличивается число заявлений на устройство детей в детские  сады
по  Калуге,  Обнинску,  некоторым  другим  муниципальным образованиям.
Трудности вызваны массовым закрытием детских садов в 1997 - 1999 годах
и перепрофилированием зданий. В настоящее время функционирует 284 ДОУ,
в которых воспитывается 25,5 тыс.  детей,  что составляет 53% от числа
детей дошкольного возраста.  В районах области практикуется размещение
групп детских  садов  в  зданиях  школ,  что  способствует  совмещению
дошкольного  и  начального образования.  В городах увеличивается число
групп с кратковременным пребыванием детей (их  90)  в  зависимости  от
запросов родителей.  Оживилась экспериментальная деятельность, впервые
за многие годы работа некоторых детских  садов  положительно  отмечена
Министерством образования РФ.

     Обновление содержания  общего образования,  совершенствование его
структуры,   разгрузка   образовательных   программ   от    избыточной
информации,   создание  условий  для  обеспечения  здоровья  учащихся,
создание учебных  пособий  нового  поколения,  восстановление  функций
воспитании
     Девять школ области в течение двух лет  участвуют  в  федеральном
эксперименте  по  совершенствованию  структуры и обновлению содержания
общего образования.
     Оформляется заявка  на  участие  в  эксперименте  по  профильному
обучению в старших классах, что позволит отработать различные варианты
обучения по совмещенным программам школьного,  начального,  среднего и
высшего профессионального образования.
     В прошедшем  учебном  году  состоялся  эксперимент  по проведению
итоговой аттестации выпускников школ и вступительных экзаменов в  вузы
и  техникумы в виде единого государственного экзамена.  Итоги экзамена
положительные:  нет  ни  одной  апелляции  по  процедурным   вопросам,
качественные показатели выводят нашу область на 3 - 4 место в РФ среди
48 территорий,  принявших  участие  в  эксперименте  (сводная  таблица
прилагается).  По официальным оценкам родителей,  учеников, учителей и
преподавателей вузов,  зачисление  абитуриентов  в  вузы  и  техникумы
носило более объективный характер.
     В интересах выпускников  школ  департамент  образования  и  науки
предполагает  участие  территории  в  федеральном эксперименте в новом
учебном году по 12 школьным предметам.  Крайне  важно,  чтобы  вузы  и
техникумы проводили зачисление по результатам ЕГЭ на все специальности
и направления, по которым осуществляют профессиональную подготовку.
     Модернизация образования    предполагает    наличие   на   каждой
территории регионального компонента государственного  образовательного
стандарта  среднего  образования.  Департаментом образования и науки в
2002 году был объявлен конкурс с целью разработки  такого  компонента;
по  его  итогам  приоритет получили курс астрономии и космонавтики для
старших классов и культурно-исторический подход как методология  всего
школьного  курса.  С  2001  года  реализуется  ведомственная программа
"Школьный учебник",  в рамках которой с участием учителей Жуковского и
других  районов издаются учебные пособия нового поколения.  Результаты
апробации свидетельствуют о реальном  улучшении  качества  обучения  и
здоровья   учеников.   Учебники   имеют  высокую  оценку  Министерства
образования РФ.
     Область постоянно     участвует     в    федеральной    программе
компьютеризации сельских и городских школ,  общая стоимость проекта  -
44 млн. рублей. В результате на сегодня в школах области имеется такое
соотношение:  1 компьютер на 50 учеников (по Российской  Федерации:  1
компьютер - на 70 учеников).
     Учитывая значимость того фактора,  что  компьютерная  грамотность
становится   ключевой  при  овладении  практически  любой  профессией,
разработана   целевая   программа   создания   единой   информационной
образовательной  среды,  имеющая  статус  областного Закона.  Выделены
необходимые  средства.  В   ближайшее   время   будет   открыт   центр
дистанционного   образования,   оснащенный  на  средства  Министерства
образования РФ  самой  современной  компьютерной  техникой.  Калужская
область   вошла  в  международный  проект  по  информатизации  системы
образования. В ближайшие три года все школы, включая самые отдаленные,
получат  доступ  к  сети  Интернет,  все  учителя  пройдут углубленную
подготовку, в каждом районе  будут  созданы  необходимые  условия  для
получения   первичных   навыков   владения   компьютером   не   только
школьниками, но и каждым желающим, с выдачей сертификата.
     Существенные изменения происходят в обучении и воспитании детей с
ограниченными  возможностями  слуха,  речи,  двигательной  активности,
умственных способностей. Вводится новый корпус Сосенской коррекционной
школы-интерната,  ведутся работы по  Воротынской  школе-интернату,  на
очереди  укрепление  материальной  базы  Березичской  школы-интерната.
Приобретаются  новое  оборудование,  аппараты  для  коррекции   слуха,
зрения, речи. Среди неотложных задач - разработка и проведение системы
противопожарных мероприятий.
     За последние    годы   приобретено   оборудование   для   классов
профессиональной подготовки.
     Острейшая жизненная     проблема     -     это    трудоустройство
сирот-выпускников  детских  домов  и  приобретение  для   них   жилья.
Увеличены средства на жилье:  в 2002 году на средства бюджета выделено
5 квартир на сумму 600 тыс.  руб.,  в 2003 году выделено 4 млн.  руб.,
предполагается приобрести 20 квартир.  В следующем году в решении этой
проблемы  -  на  условиях   софинансирования   -   будет   участвовать
Министерство образования РФ.
     Централизация выплаты пособий опекунам  устранила  многочисленные
жалобы  и  нарекания  на  имевшие  в  ряде  муниципальных  образований
задержки   выплат.   Имеет   место   процесс   выравнивания   размеров
выплачиваемых  пособий.  Все  это  способствует дальнейшему устройству
детей-сирот в семьи.

     Создание системы воспитания детей и подростков
     В целях  совершенствования  воспитания  подростков  и  молодежи в
области  разработаны  целевые  программы,  имеющие  статус  областного
Закона "Патриотическое воспитание населения Калужской области" на 2003
-  2005  годы",  "Формирование  установок  толерантного   сознания   и
профилактика  экстремизма в Калужской области на 2003 - 2005 годы",  а
также ведомственная программа воспитания детей и подростков.
     За прошедшее   время   значительно  увеличился  охват  подростков
организованными  формами  досуга:  число  занимающихся  в  учреждениях
дополнительного образования возросло с 42 до 56 %, в том числе на базе
школ  с  учетом  насыщения  образовательных  учреждений   компьютерной
техникой,  спортивным  инвентарем.  В связи с введением ЕГЭ отмечается
возросшее число посещающих факультативные занятия.
     Второй год  проводятся  летние  пятидневные сборы юношей-учащихся
10-х классов (около  4500  человек)  по  программе  начальной  военной
подготовке  в рамках курса основ безопасной жизнедеятельности.  На эти
цели в областном бюджете выделяются  средства.  Активизирована  работа
школьных музеев боевой славы,  увеличилось число мероприятий в связи с
подготовкой к празднованию 60-летия Великой  Победы.  Проведен  первый
слет учащихся кадетских классов,  ведется работа по созданию кадетской
школы-интерната.
     В 2004 году предстоит обновить содержание кабинетов ОБЖ, провести
ремонт школьных площадок и полос  препятствий.  Это  позволит  создать
современную   материальную  базу  для  активной  военно-патриотической
работы с подростками
     Постоянно оказываемое внимание развитию школьного спорта приносит
свои результаты:  в 2002 и 2003 годах Калуга стала  местом  проведения
российских  чемпионатов  среди подростков по пяти видам спорта,  среди
призеров российских первенств и международных  соревнований  все  чаще
появляются  имена  юных  калужан  -  например,  Денис Бывакин в начале
августа стал чемпионом Европы в беге на 110 метров с барьерами.
     Кузницей юных  мастеров  спорта  стала  спортшкола "Юность",  где
создан центр олимпийской подготовки юношей по плаванию.  В  2004  году
будет заложен первый камень в строительство долгожданного 50-метрового
плавательного бассейна.
     Департаментом образования и науки разработана целевая комплексная
программа "Физическое воспитание и оздоровление  детей,  подростков  и
молодежи  в  Калужской  области (2003 - 2005 годы)",  согласно которой
предполагается провести ремонт  школьных  спортивных  залов,  закупить
спортивный инвентарь.
     В сентябре-октябре ожидается поступление спортивного инвентаря на
сумму  6  миллионов  рублей из средств Министерства образования РФ.  В
2004  году  также  возможно  пополнение  спортинвентаря  на   условиях
софинансирования с Министерством.
     Губернатором области установлена персональная надбавка к зарплате
учителям  физической  культуры  в размере 700 рублей в месяц.  Все это
будет способствовать тому, чтобы школьные спортзалы были задействованы
до  позднего  вечера,  чтобы  они  стали  местом проведения спортивных
праздников и состязаний не только для школьников,  но  и  для  жителей
микрорайонов
     Учрежден приз Губернатора и дан  старт  соревнованиям  на  лучший
школьный  спортивный  класс  -  это  будут самые массовые и популярные
среди школьников спортивные состязания.
     В новом  учебном  году во всех школах области предстоит возродить
органы ученического самоуправления,  а  во  всех  вузах,  колледжах  и
техникумах  -  органы студенческого самоуправления,  шире использовать
возможности детских общественных  объединений  -   "Союз   пионерских,
детских организаций", "Ассоциация учащейся молодежи".

     Принимаются меры  по  улучшению  условий  обучения  и  укреплению
здоровья школьников.  Впервые проведены конкурсы на лучшую  территорию
образовательного   учреждения  по  содержанию  и  благоустройству,  на
получение статуса "Школа, содействующая укреплению здоровья учащихся",
по  итогам  которых  улучшилась  координация  действий  педагогических
коллективов,  семьи, общественности, органов управления образованием в
решении  проблемы  охраны  и укрепления здоровья детей.  Министерством
образования РФ дана высокая оценка  работе,  проводимой  в  12  школах
здоровья,  расположенных  в  Людиновском,  Жиздринском,  Ульяновском и
Хвастовичском районах.
     Значительный социальный   эффект   и  положительный  общественный
резонанс  получила  программа  "Школьный   автобус":   105   автобусов
ежедневно  осуществляют  перевозки  около  2000  детей  и  подростков,
проживающих в сельской местности.  Они доставляются в школы  к  началу
уроков,  а по их окончании имеют возможность до отъезда домой посещать
дополнительные занятия  с  учителями,  предметные  кружки,  спортивные
секции,  участвовать в многочисленных мероприятиях, которые проводятся
во внеурочное время.
     В сентябре-декабре   2003   года   в   трех   районах  области  -
Малоярославецком,  Мосальском  и   Хвастовичском   -   будет   создана
современная   диспетчерская   связь,   которая  позволит  более  четко
отслеживать  маршруты   школьных   автобусов,   оперативно   разрешать
возникающие  проблемы  в  их передвижении.  В 2004 году предполагается
увеличить парк машин с учетом включения области в федеральную  целевую
программу   "Школьный  автобус",  приобрести  экскурсионные  автобусы,
обеспечить автотранспортом школы-интернаты и детские дома.
     Важным условием   нормальной   жизнедеятельности  школы  является
организация  питания.  В  соответствии  с  распоряжением   Губернатора
области  в  2002  и  2003  годах школы области получают дополнительные
средства  (из  расчета  один  рубль  в  день  на  школьника),  которые
предназначены для приобретения по рекомендации органов здравоохранения
продуктов   питания,   содержащих   жизненно   важные    витамины    и
микроэлементы.  Существующая  схема  организации  питания  пока  слабо
удовлетворяет этим требованиям. В 2004 году предстоит внести серьезные
изменения в эту схему,  оптимизировать выделяемые средства, обеспечить
необходимый эффект.  Это предусмотрено  целевой  программой  "Школьное
питание  в  Калужской  области  в  2003 - 2005 годах",  имеющей статус
областного Закона.
     В рамках  данной программы с целью создания условий для поддержки
школьного  питания  за  счет  развития  пришкольных  учебно-опытных  и
производственных  участков  в  2004  году сельские школы области будут
обеспечены школьными тракторами.  Это решение также позволит наполнить
работу  по  профессиональной  ориентации  сельской молодежи конкретным
содержанием и будет содействовать дальнейшему развитию села.

     Формирование университетских комплексов как  важного  направления
последовательной  интеграции  вузовской,  академической  и  отраслевой
науки
     Интенсивное развитие учреждений высшего образования на территории
области  имеет   конечной   целью   предоставление   широкого   выбора
образовательных    услуг    населению,   удовлетворение   потребностей
аграрного,  промышленного,  строительного  секторов  экономики,  сферы
услуг,  бытового обслуживания населения в квалифицированных кадрах.  В
2002 году статус Государственного  технического  университета  получил
Институт  атомной  энергетики  в  Обнинске.  Сегодня здесь реализуется
такое  перспективное  направление,  которое  кратко  можно   было   бы
обозначить  как инновационный комплекс,  где воедино сходятся интересы
ученых  университета,  крупных  научно-исследовательских   институтов,
занятых  разработкой  новых  композиционных материалов,  лекарственных
препаратов, изделий для машиностроения и атомной энергетики.
     В 2004   году  получит  ускоренное  развитие  филиал  МГТУ  имени
Н.Э.Баумана  в  Калуге,  будет  возобновлено  строительство   учебного
корпуса педагогического университета.
     Однако в целом  интеллектуальный  потенциал  высшего  и  среднего
профессионального  образования  еще  не  в  полной  мере  работает  на
экономику области.
     С созданием единого информационного образовательного пространства
будут расширены возможности дистанционного обучения, предстоит создать
серию электронных учебников, разработать учебно-методический комплекс.

     Развитие комплекса мер по повышению социального статуса учителя
     Содержательные основы Концепции модернизации образования остаются
за  учителем,  от  профессионального мастерства и высоких человеческих
качеств  которого  зависит  учебно-воспитательный  процесс,  жизненные
устремления учеников и выбор профессии.
     С 1 октября т.г.  будет произведено  повышение  заработной  платы
работников   бюджетной   сферы   в   1,33   раза.   В  целях  усиления
государственной  поддержки  учительства  Губернатором   области   были
приняты  решения  о  централизации выплат заработной платы учителям по
всем муниципальным образованиям (кроме Калуги и Обнинска),  которая  в
настоящее  время  выплачивается  регулярно  и в необходимом объеме.  В
сентябре 2002 года Губернатором области была  установлена  надбавка  к
заработной  плате учителям,  имеющим звание "Заслуженный учитель РФ" в
размере 1 тыс. руб. в месяц.  В июле 2003  года  Губернатором  области
принято  решение  об  установлении  персональной  надбавки  к зарплате
учителям,  имеющим отраслевые награды (Знак "Отличник образования  РФ"
или "Почетный работник образования РФ") в размере 700 руб. ежемесячно.
Таким образом,  персональные надбавки получают около 3  000  учителей,
или 26 % от их общего числа.
     С текущего года постановлением  Губернатора  области  установлена
единовременная  выплата  выпускникам педагогических учебных заведений,
трудоустроенным в городские школы - 5 тысяч рублей, в сельские школы -
10 тысяч рублей.  Приняты постановления о ежегодных конкурсах "Учитель
года",  "Воспитатель  года"  среди   работников   детских   дошкольных
учреждений, "Лидер в образовании".
     В соответствии с постановлением Правительства  Калужской  области
департаментом  образования  и  науки  разработана  целевая комплексная
программа "Государственная поддержка работников образования  Калужской
области на 2004 - 2008 гг.".  В рамках данной программы предполагается
осуществить  комплекс  мер,  направленных  на   формирование   системы
стимулов,    обеспечивающих   государственную   поддержку   работников
образования,  обновление системы подготовки и  повышения  квалификации
работников  образования,  включая овладение ими интернет-технологиями,
введение плановой работы по оздоровлению  учителей,  предусматривающей
не  только  профосмотры,  но  и  частичную  оплату санаторно-курортных
путевок.  В рамках программы будет предложена схема решения  жилищного
вопроса   семей   учителей   и   формирования   студенческих  групп  в
педагогическом университете по направлениям от сельских школ.

     Формирование независимой системы  аттестации  и  оценки  качества
деятельности   образовательных   учреждений   и  качества  получаемого
обучающимися образования
     Департамент образования  и  науки  выиграл  открытый  федеральный
конкурс на участие в  проекте  по  данному  вопросу.  Общая  стоимость
оборудования, которое будет поставлено Министерством образования РФ, -
600 тыс.  рублей.  По итогам реализации проекта  предстоит  выработать
модель региональной                        государственно-общественной
аттестационно-диагностической  службы  в  составе  органа   управления
образованием,  экспериментально  отработать ее при оценке содержания и
результативности      воспитательного      компонента       целостного
образовательного  процесса в общеобразовательных учреждениях в ходе их
аттестации.  Результаты  эксперимента  будут  рекомендованы  для  всех
субъектов РФ.

     Совершенствование управления системой образования области
     Существующая схема    управления    образованием     (департамент
образования   и   науки  области  -  муниципальные  органы  управления
образованием - образовательные  учреждения)  в  основном  обеспечивает
задачи  функционирования  и развития,  разработку и реализацию крупных
проектов, подобных  ЕГЭ,  однако  задачи   модернизации   предполагают
большую   мобильность,   слаженность   и  системность,  которые  могут
возникнуть  только  на  пути  совершенствования  управления   системой
образования области.
     Централизация выплат   заработной   платы,   надбавок   различным
категориям учителей,  пособий опекунам, необходимость учета и контроля
средств на реализацию программ "Школьный автобус", "Школьное питание в
Калужской области   в   2003  -  2005  годах",  компьютеризации  школ,
государственной поддержки учительства настоятельно требуют изменений в
этой системе.
     Необходимо разработать такую схему управления,  которая с  учетом
опыта    других   территорий   даст   дополнительный   эффект,   будет
способствовать  достижению  новых  положительных  результатов  в  деле
обучения и воспитания детей и молодежи.
     Важно, чтобы наряду с созданием  государственных  форм  поддержки
образования   (совет   по   образованию   при   Губернаторе   области,
Координационный совет по ЕГЭ и так  далее)  в  кратчайшие  сроки  были
сформированы  попечительские советы при каждом учебном заведении.  Эта
работа уже проводится,  но жизнь диктует необходимость  интенсификации
этого процесса.

     Реализация в Калужской области Концепции модернизации российского
образования сопровождается увеличением инвестиционной составляющей,  в
2002   году   за   счет   проектов,  реализуемых  в  рамках  программ,
финансируемых  Министерством  образования  Российской   Федерации,   в
область было привлечено 12,0 млн.  руб.,  в 2003 году будет привлечено
уже 16,6 млн.  руб.,  по расчетам на 2004 год будет  привлечено  108,0
млн. руб. Примечательно, что область вошла в два крупных международных
проекта - "Информатизация системы образования РФ на 2004 - 2006  годы"
и проект ТАСИС по внедрению в школах здоровьесберегающих технологий.
     Мероприятия по  реализации  Концепции  модернизации   российского
образования  периодически  рассматриваются  на  областных  и зональных
совещаниях руководителей учреждений  общего,  начального,  среднего  и
высшего    профессионального    образования,    заседаниях    коллегии
департамента образования и науки,  советов руководителей техникумов  и
вузов.  В мае 2002 года департамент образования и науки отчитывался по
данному   вопросу   на   выездном   заседании   профильного   комитета
Государственной  Думы,  в  октябре 2002 года - на заседании Президиума
ассоциации руководителей органов управления образованием  Центрального
Федерального округа РФ.
     Проводимая работа способствует адаптации  системы  образования  к
новым   социально-экономическим   условиям,  создает  предпосылки  для
качественных  преобразований  в  деле   подготовки   квалифицированных
кадров, воспитания и обучения молодежи.


Информация по документу
Читайте также