Расширенный поиск

Постановление Губернатора Калужской области от 20.01.2005 № 13

 
                     ГУБЕРНАТОР КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ


     20 января 2005 г.                                     N 13


                       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
                    ИНФОРМАТИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
                    ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
                    КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО
                              2008 ГОДА


     В целях реализации на территории  Калужской  области  федеральной
целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" и проведения
единой  политики  в  сфере   информатизации   исполнительных   органов
государственной  власти Калужской области в соответствии с Федеральным
законом  "Об   информации,   информатизации   и   защите   информации"
ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Утвердить   Концепцию  информатизации  исполнительных  органов
государственной власти  Калужской  области  на  период  до  2008  года
(прилагается).
     2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя   Губернатора   области   -   руководителя   администрации
Губернатора области Куликова Г.В.


     Губернатор области          А.Д.Артамонов


                                             Утверждена постановлением
                                                   Губернатора области
                                                20 января 2005 г. N 13

           Концепция информатизации исполнительных органов
               государственной власти Калужской области
                        на период до 2008 года

                              ОГЛАВЛЕНИЕ

     Введение
     1. Основные цели информатизации исполнительных органов
        государственной власти Калужской области
     2. Современное состояние процессов информатизации исполнительных
        органов государственной власти Калужской области
     3. Приоритетные направления информатизации исполнительных органов
        государственной власти Калужской области
     4. Организационное обеспечение


                               Введение

     22 июля 2000  года  на  совещании  стран  "большой  восьмёрки"  в
Окинаве  Президент  Российской Федерации В.В.Путин совместно с главами
государств  -  участников   совещания   подписал   Окинавскую   хартию
глобального информационного общества.
     В хартии провозглашается,  что информационные технологии являются
одним  из наиболее важных факторов,  влияющих на формирование общества
21 века,  который  оказывает  огромное  воздействие  на  образ  жизни,
образование,   работу,  взаимодействие  правительства  и  гражданского
общества,  стимулируют  развитие   мировой   экономики,   обеспечивает
возможности   для   личности   и  сообществ  более  эффективно  решать
экономические и социальные проблемы.
     Главы государств,    подписавшие   хартию,   обязались   всемерно
содействовать   переходу   стран   к   информационному   обществу    и
использованию  его экономических,  социальных и культурных преимуществ
(открытость,  конкуренция,  создание рынков  труда,  развитие  людских
ресурсов,  отвечающих  требованиям  информационного века,  посредством
образования и пожизненного обучения).
     Одними из  основных  методов,  способствующих  ускорению перехода
стран   к   информационному   обществу,   хартия   называет   развитие
информационных  сетей  с быстрым,  надёжным,  безопасным и экономичным
доступом  с   помощью   конкурентных   решений,   а   также   активное
использование  информационных  технологий  в  органах  власти  с целью
повышения доступности власти для всех граждан.
     В настоящее  время  перед  всеми уровнями органов государственной
власти России стоит важная политическая задача - создание  предпосылок
и условий для ускорения перехода страны к информационному обществу.
     Информатизация исполнительных  органов   государственной   власти
является одним из важнейших условий ее решения.
     Концепция информатизации исполнительных  органов  государственной
власти  Калужской  области  на период до 2008 года (далее - Концепция)
разработана  информационно-аналитическим   управлением   администрации
Губернатора Калужской области для определения приоритетных направлений
деятельности в этой сфере, а также для ее координации.
     Концепция разработана   на   основании  Федерального  закона  "Об
информации,   информатизации   и    защите    информации",    Доктрины
информационной безопасности Российской Федерации,  федеральной целевой
программы  "Электронная  Россия"  (2002  -  2010   годы)",   Концепции
формирования  и развития единого информационного пространства России и
соответствующих  государственных  информационных  ресурсов,  Концепции
управления государственными информационными ресурсами.
     Концепция распространяется на сферу информатизации исполнительных
органов  государственной  власти  Калужской  области  и обеспечения их
информационного взаимодействия  с  органами  местного  самоуправления,
федеральными органами исполнительной власти в Калужской области.

        1. Основные цели информатизации исполнительных органов
               государственной власти Калужской области

     1.1. Анализ общемировых и  российских  материалов  о  современном
состоянии    и    тенденциях    развития    процессов   информатизации
исполнительных  органов  государственной   власти   и   муниципального
управления показывает,  что в настоящее время имеет место значительное
отставание   в    сфере    информатизации    исполнительных    органов
государственной  власти  Российской  Федерации  в  целом  и  Калужской
области, в частности, от уровня развитых стран. По всей видимости, это
отставание,  в  основном,  определяется  соотношением уровней развития
экономики.
     В развитых странах исполнительные органы власти всех уровней:
     - обеспечены  высококачественным  подключением  к  сети  Интернет
(имеют свои web-страницы, сайты или порталы;
     - располагают развитыми и интегрированными электронными  сетевыми
информационными ресурсами;
     - обеспечивают,  в соответствии с действующим  законодательством,
полную прозрачность власти для общества;
     - постоянно  расширяют  и  развивают  систему  электронных  услуг
гражданам и бизнесу.
     Но главное - это огромное число пользователей Интернет (30 - 60 %
населения),  основная  часть  которых  имеет доступ к сети с домашнего
компьютера.  Имеет  место  сильнейшая  конкуренция  провайдеров  услуг
доступа  к сети Интернет,  вследствие которой тарифы на эти виды услуг
существенно ниже,  чем в Российской Федерации,  при значительно  более
высоком среднем уровне доходов населения.
     Таким образом,  у создаваемых  в  развитых  странах  "электронных
правительств"  имеются  "электронные  граждане".  В России,  в связи с
невысоким уровнем доходов населения, регулярный доступ к сети Интернет
сегодня  имеют около 10 %  населения,  причем основная часть - с места
работы или учёбы.
     Федеральная целевая  программа  "Электронная  Россия (2002 - 2010
годы)" предусматривает увеличение числа пользователей Интернет к  2005
году  более  чем  в  8  раз  (по сравнению с 2000 годом).  Даже в этом
случае,  с учётом прогнозируемого к 2005  году  роста  уровня  доходов
населения,   очевидно,  что  значительная  часть  пользователей  будет
по-прежнему осуществлять доступ к сети Интернет с рабочих или  учебных
мест.
     При этом очень важная  и  нужная  система  пунктов  общественного
доступа  может  не  справиться  с  обслуживанием  большого  количества
граждан, если электронные услуги станут массовыми и популярными.
     Это может   привести  к  тому,  что  очереди  граждан  ко  многим
сегодняшним  "окнам"  исполнительных  органов  государственной  власти
будут  заменены  очередью  к компьютеру пункта общественного доступа к
Интернету, обеспечивающему Доступ к сетевым услугам в "одном окне".
     В такой   ситуации   электронные  услуги  исполнительных  органов
государственной власти могут  свестись  к  услугам  для  состоятельных
граждан и бизнес - структур.
     1.2. При определении путей и приоритетов развития  информатизации
в нашем регионе необходимо учитывать реальные возможности, позволяющие
поэтапно решать стоящие задачи и сокращать отставание в этой сфере  от
развитых стран, используя их опыт и направление развития.
     Представляется, что для массовой информатизации  нашей  страны  и
отдельных её регионов органы власти должны в первую очередь обеспечить
ускорение экономического роста и уровня  доходов  населения,  а  затем
добиваться резкого снижения тарифов на доступ к Интернету.
     Для решения  этих  задач   необходимо   повышение   эффективности
деятельности исполнительных органов государственной власти.
     1.3. Цели информатизации исполнительных  органов  государственной
власти   Калужской   области   соответствуют   основным   направлениям
Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)".
     1.4. Таким     образом,     основными    целями    информатизации
исполнительных  органов  государственной  власти   Калужской   области
являются:
     1.4.1. Повышение эффективности  решения  основных  стратегических
задач  -  обеспечения роста экономики и доходов бюджета,  уровня жизни
населения,  уровня  занятости,  уровня  социальной  защиты,  повышения
качества функционирования таких жизненно важных сфер, как образование,
здравоохранение,  энергетический  комплекс,  транспорт,  коммуникации,
коммунальное хозяйство, охрана правопорядка и других.
     1.4.2. Обеспечение цивилизованного информационного взаимодействия
власти и общества в лице граждан и хозяйствующих субъектов.
     1.4.3. Использование  исполнительными  органами   государственной
власти  Калужской области сетевых технологий и информационных ресурсов
для широкого информирования  граждан  о  своей  структуре,  регламенте
работы,  функциональных обязанностях, основных направлениях, мотивации
и результатах своей деятельности.
     1.4.4. Обеспечение  прозрачности  процесса  принятия кардинальных
решений и правовых актов: публикация в сети Интернет проектов правовых
актов на всех стадиях их обсуждения и принятия.
     1.4.5. Открытость  бюджетного  процесса  и  процессов  проведения
закупки  и поставки товаров для государственных нужд Калужской области
и муниципального заказа.
     1.4.6. Использование   интерактивных   сетевых   технологий   для
проведения органами власти на своих  информационных  узлах  опросов  и
форумов для выяснения мнения граждан по наиболее важным вопросам жизни
общества и о принимаемых правовых актах.

   2. Современное состояние процессов информатизации исполнительных
           органов государственной власти Калужской области

     2.1. В  настоящее время все исполнительные органы государственной
власти   области    оснащены    персональными    компьютерами    (ПК);
количественное  соотношение:  на 100 специалистов - от 60 до 100 машин
(в среднем 80).
     Средства вычислительной     техники     объединены     локальными
вычислительными  сетями   (ЛВС).   Все   ЛВС   являются   компонентами
высокоскоростной   корпоративной  информационно-коммуникационной  сети
исполнительных  органов  государственной   власти   области   (ВКИКС),
построенной  по  SHDSL-технологии  со  скоростью обмена данными до 2,3
Мбит/с.
     Централизованный доступ  к  ресурсам  сети  Интернет обеспечен по
высокоскоростному цифровому тракту со скоростью 2,048 Мбит/с.  Ведутся
работы по расширению пропускной способности каналов до 1 Гбит/с.
     Практически все   пользователи    ВКИКС    являются    абонентами
корпоративной системы электронной почты.
     2.2. Централизованные информационные ресурсы ВКИКС включают:
     - комплекс правовых баз "Консультант+",  "Гарант", "Кодекс", банк
правовых актов НТЦ "Система";
     - информационные  системы,  предоставляемые спецсвязью Российской
Федерации;
     - информационно-справочную базу данных (ИСБД), содержащую порядка
1000  показателей  социально-экономического  характера   о   состоянии
Калужской   области,   областей  Центрального  федерального  округа  и
Российской Федерации в  целом.  Для  улучшения  восприятия  информации
значительная  её  часть  представлена  в  виде  графиков,  диаграмм  и
гистограмм;
     - электронные   телефонные   справочники  исполнительных  органов
государственной  власти   области,   а   также   федеральных   органов
государственной власти,  исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации;
     - региональную информационно-аналитическую систему "Инфовизор".
     С 2002 года развёрнуты работы по  созданию  новых  информационных
ресурсов  -  системы  государственных  кадастров  и  геоинформационной
системы Калужской области.
     Проект "Создание  геоинформационной системы Калужской области" на
творческом конкурсе региональных проектов 2003 года,  проводившемся  в
рамках федеральной  целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010
годы)",  был признан перспективным и получил финансовую  поддержку  за
счет средств федерального бюджета.
     В 2003    году    в    информационно-аналитическом     управлении
администрации  Губернатора  введена  в эксплуатацию специализированная
геоинформационная  система   Калужской   области,   используемая   для
картографического   отображения  в  территориальном  разрезе  основных
показателей  социально-экономического   и   экологического   состояния
области и её муниципальных образований.
     2.3. Функциональное    прикладное     программное     обеспечение
исполнительных органов государственной власти включает:
     - программы автоматизации кадрового учета;
     - программы автоматизации бухгалтерских расчетов;
     - автоматизированную  систему  управления   бюджетным   процессом
области   при   казначейской  системе  исполнения,  функционирующую  в
защищенном режиме;
     - программы   защиты   от   компьютерных  вирусов  и  "троянских"
программ;
     - программное    обеспечение   программно-аппаратных   комплексов
"Континент",  используемых в комплексной  системе  защиты  информации,
обрабатываемой   в  автоматизированной  системе  управления  бюджетным
процессом (АСУ БП) Калужской области;
     - систему  электронного  документооборота,  которая  до внедрения
электронной цифровой подписи дублируется бумажными носителями.
     2.4. В   начале  1999  года  введён  в  эксплуатацию  официальный
Интернет -  сервер  органов  власти  Калужской  области.  Номенклатура
информационного наполнения сервера постоянно расширяется.
     С 2003 года на сервере размещается информация обо всех проводимых
конкурсных  торгах,  публикуется  конкурсная документация и результаты
проведённых торгов.
     В 2003  году  введён в эксплуатацию официальный Интернет - сервер
Губернатора Калужской области.
     2.5. Налажено  информационное  взаимодействие  с министерствами и
другими исполнительными органами  государственной  власти  области,  а
также  с территориальными органами федеральных органов государственной
власти,  определён  набор   необходимых   показателей   и   регламенты
обновления  соответствующей  информации  (ежесуточные,  ежемесячные  и
т.п.).
     2.6. В  2002  и  в  2003  годах  Калужская  область участвовала в
проводимых в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия"
всероссийских конкурсах "Лучший регион в сфере информатизации".
     В конкурсе 2002 года область была награждена дипломом  за  третье
место в номинации "Электронный бизнес".
     В конкурсе 2003 года,  проводившемся в 11-и номинациях, Калужская
область  в  семи  номинациях  вошла  в  десятку лучших регионов и была
награждена:  дипломом за  третье  место  в  номинации  "Информационная
безопасность",   дипломом   за   третье   место  в  номинации  "Лучший
региональный проект" (за проект "Создание комплексной  системы  защиты
информации,  обрабатываемой  в  автоматизированной  системе управления
бюджетным процессом (АСУ БП) Калужской области") и дипломом за  первое
место  в  номинации  "Лучший регион в сфере ИКТ в 2003 году" в третьей
группе социально-экономического развития регионов России".

              3. Приоритетные направления информатизации
   исполнительных органов государственной власти Калужской области

     Средством достижения  целей информатизации исполнительных органов
государственной власти Калужской области является создание и  развитие
единого  информационного  пространства.  В  этой  работе приоритетными
являются следующие направления:
     3.1. Развитие         телекоммуникационной         инфраструктуры
высокоскоростной  корпоративной  информационно-коммуникационной   сети
(ВКИКС)   исполнительных   органов  государственной  власти  Калужской
области:
     3.1.1. Проведение   на  конкурсной  основе  работ  по  поэтапному
созданию в районах области  узлов  доступа  для  подключения  к  ВКИКС
администраций   муниципальных  образований,  а  также  территориальных
органов исполнительной власти Калужской области.
     3.1.2. Модернизация   центрального  узла  ВКИКС,  размещённого  в
информационно-аналитическом   управлении   администрации   Губернатора
Калужской  области,  и  повышение скорости обмена данными этого узла с
локальными вычислительными сетями министерств Калужской области  путём
создания волоконно-оптических   линий   связи.  Расширение  количества
абонентов ВКИКС в городе Калуге.
     3.2. Всемерное    расширение   представительства   исполнительных
органов государственной власти области в  сети  Интернет,  создание  в
сети   web-страниц,   сайтов   и   порталов   исполнительных   органов
государственной  власти,   повышение   информационной   открытости   и
"прозрачности" власти для населения и хозяйствующих субъектов:
     3.2.1. Проведение  на  конкурсной  основе   работ   по   созданию
Интернет-  и Интранет- порталов исполнительных органов государственной
власти Калужской области:
     - проработка   концепции  информационного  наполнения  русско-  и
англоязычной версий;
     - отделение дизайна от информационного наполнения;
     - предоставление   органам   власти   -   источникам   информации
возможности наполнения соответствующих разделов порталов через ВКИКС;
     - введение системы управления контентом для создания динамических
страниц;
     - расширение интерактивных возможностей;
     - введение персонализации страниц пользователей;
     - применение аутентификации пользователей.
     3.2.2. Завершение работ,  обеспечивающих исполнение постановления
Губернатора Калужской области  от  8  августа  2003  года  N  521  "Об
обеспечении  доступа к информации о деятельности Губернатора и органов
исполнительной власти области".
     3.2.3. Применение решений, использованных при создании Интернет -
портала  исполнительных  органов  государственной   власти   Калужской
области,  для создания web-сайтов подразделений исполнительных органов
государственной   власти   области   и   администраций   муниципальных
образований.
     3.3. Создание условий для развития  конкурентной  среды  в  сфере
услуг по доступу к сети Интернет.
     3.4. Преодоление  ведомственных  барьеров  с  целью  создания   и
развития интегрированной системы открытых информационных ресурсов всех
исполнительных органов государственной власти на территории  Калужской
области:
     3.4.1. Создание межведомственного консультативного совещательного
органа  по информатизации и информационным ресурсам,  включение в него
представителей исполнительных органов государственной власти  области,
представителей  (по  согласованию) территориальных федеральных органов
государственной  власти  в  области  и   администраций   муниципальных
образований.
     3.4.2. Создание нормативной правовой основы для организации учета
информационно-коммуникационных   ресурсов,   баз   и   банков  данных,
сформированных   исполнительными   органами   государственной   власти
области,   и   заключение   соглашений   с  территориальными  органами
федеральных органов государственной власти  на  территории  области  о
получении   информации  по  регистрации  их  баз  и  банков  данных  в
научно-техническом   центре   (НТЦ)    "Информрегистр"    Министерства
информационных  технологий и связи Российской Федерации в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 N  226
"О государственном учете и регистрации баз и банков данных".
     3.4.3. Проведение          учёта          и           регистрации
информационно-коммуникационных   ресурсов,   баз   и   банков   данных
исполнительных органов государственной власти.
     3.4.4. Планирование  работ по совместному использованию имеющихся
информационных ресурсов.
     3.4.5. Проведение    работ    по    обеспечению    информационной
совместимости и созданию системы  автоматизированного  информационного
обмена   между   информационными   системами   исполнительных  органов
государственной власти области.
     3.4.6. Использование    результатов    работ    ведущих   научных
коллективов страны, выполняемых в рамках федеральной целевой программы
"Электронная   Россия  (2002  -  2010  годы)",  для  создания  системы
объединённых государственных информационных ресурсов (ОГИР).
     3.4.7. Создание и актуализация базы данных, содержащей показатели
социально-экономического развития муниципальных образований  Калужской
области, предоставляемые Калужским областным комитетом государственной
статистики,  территориальными  органами   федеральных   исполнительных
органов власти и органами местного самоуправления.
     3.5. Создание  регионального   комплекса   кадастров,   реестров,
регистров с использованием современных,  в том числе геоинформационных
технологий:
     3.5.1. Проведение   по   результатам   государственного  учёта  и
регистрации  информационных  ресурсов  анализа  состояния   работ   по
созданию  государственных  регистров,  кадастров,  реестров,  а  также
ведомственных систем учёта и регистрации.
     3.5.2. Определение  приоритетов  в  работе по созданию и развитию
упомянутых информационных ресурсов, имеющих общеобластное значение.
     3.5.3. Реализация    областной    целевой   программы   "Создание
автоматизированной   системы   ведения   государственного   земельного
кадастра  и  государственного  учета объектов недвижимости в Калужской
области (2003 - 2007 годы)".
     3.5.4. Реализация    областной    целевой   программы   "Создание
геоинформационной системы Калужской области" после  её  утверждения  в
установленном порядке.
     3.5.5. Проведение работ по  созданию  автоматизированной  системы
государственного  персонального  учёта  населения Калужской области (в
рамках создания единой общегосударственной системы).
     3.5.6. Создание    и    развитие   остальных   видов   кадастров,
ведомственных систем учёта и  регистрации  (реестров  и  регистров)  в
соответствии с выбранными приоритетами.
     3.6. Обеспечение  информационной  безопасности  во  ВКИКС   и   в
создаваемом  едином информационном пространстве исполнительных органов
государственной власти области:
     3.6.1. Анализ    обеспечения    информационной   безопасности   в
информационных системах исполнительных органов государственной  власти
области  и во ВКИКС с привлечением уполномоченного федерального органа
исполнительной   власти,   установленных   действующими   нормативными
правовыми  актами  Российской  Федерации  служб уполномоченных силовых
ведомств и коммерческих компаний, имеющих соответствующие лицензии.
     3.6.2. Выработка     по    результатам    проведённого    анализа
рекомендаций,  обеспечивающих повышение информационной безопасности  в
информационных  системах исполнительных органов государственной власти
и ВКИКС.
     3.6.3. Организация  работы  по  реализации  рекомендаций:  выбор,
приобретение  и  ввод  в  эксплуатацию  необходимого  оборудования   и
программных  средств,  сертифицированных  в  установленном  порядке  и
отвечающих требованиям информационной безопасности.
     3.6.4. Проведение  с  привлечением  уполномоченного  федерального
органа  исполнительной  власти,  а  также  установленных  действующими
нормативными    правовыми    актами    Российской    Федерации   служб
уполномоченных  силовых  ведомств   работ   по   аттестации   объектов
информатизации   исполнительных   органов  государственной  власти  на
соответствие требованиям информационной безопасности.
     3.7. Создание  удостоверяющих  центров  и  внедрение  электронной
цифровой подписи:
     3.7.1. Создание    предусмотренной    Федеральным   законом   "Об
электронной   цифровой   подписи"   нормативной    правовой    основы,
регулирующей  порядок  организации выдачи сертификатов ключей подписей
уполномоченных  лиц  исполнительных  органов  государственной   власти
Калужской    области    и    уполномоченных   лиц   органов   местного
самоуправления.
     3.7.2. Создание  инфраструктуры  электронной  цифровой  подписи в
Калужской области.
     3.7.3. Создание    системы    электронного   документооборота   в
исполнительных органах государственной власти.
     3.8. Расширение  и  модернизация  компьютерного  парка и развитие
локальных вычислительных систем исполнительных органов государственной
власти области:
     3.8.1. Поэтапное расширение  компьютерного  парка  исполнительных
органов  государственной  власти области вплоть до полного обеспечения
рабочих мест специалистов аппарата управления.
     3.8.2. Регулярная  -  после  3-х  лет  эксплуатации  - замена или
модернизация устаревшего компьютерного  парка  исполнительных  органов
государственной власти области.
     3.8.3. Использование  для  компьютерного   парка   исполнительных
органов  государственной  власти  области  лицензионного  программного
обеспечения,  в том числе и так называемого  "свободного  программного
обеспечения".
     3.8.4. Объединение    отдельных    компьютеров    в     локальные
вычислительные сети (ЛВС) в тех исполнительных органах государственной
власти,  где имеется значительное число компьютеров,  но ЛВС  пока  не
созданы.
     3.9. Координация разработки и выполнения исполнительными органами
государственной   власти   Калужской   области  концепций  и  программ
информатизации сфер  их  функциональной  деятельности  (экономического
развития,  социальной  сферы,  здравоохранения,  образования  и науки,
культуры и искусства,  строительства и жилищно-коммунального хозяйства
и др.).
     Формирование Концепции информатизации Калужской области  на  базе
разработанных  исполнительными органами государственной власти области
концепций   и   программ   информатизации   сфер   их   функциональной
деятельности.
     3.10. Содействие процессам  информатизации  в  отраслях  реальной
экономики.
     3.11. Создание и развитие системы общественного  доступа  к  сети
Интернет:
     3.11.1. Поэтапное   создание   в   Калужской   области    системы
общественного  доступа  к  сети  Интернет на базе публичных библиотек.
Апробация альтернативных вариантов  размещения  пунктов  общественного
доступа (учебные заведения,  администрации муниципальных образований и
другие).
     3.11.2. Создание   условий   для  развития  системы  коммерческих
пунктов общественного доступа к  сети  Интернет  (компьютерные  клубы,
Интернет  -  кафе,  киоски,  почтовые  отделения  и  т.п.) и всемерное
содействие развитию конкуренции в этой сфере.
     3.12. Создание электронной системы закупки и поставки товаров для
государственных нужд Калужской области и муниципального заказа.
     3.13. Дальнейшее развитие существующей автоматизированной системы
управления бюджетными процессами Калужской  области  при  казначейском
исполнении:
     3.13.1. Увеличение   количества   рабочих   мест    пользователей
автоматизированной  системы управления бюджетными процессами Калужской
области при казначейском исполнении.
     3.13.2. Увеличение    пропускной   способности   каналов   связи,
используемых для передачи данных автоматизированной системы управления
бюджетными процессами Калужской области при казначейском исполнении, в
том числе и по районам области.
     3.13.3. Развитие   средств   защиты   информации   пользователей"
автоматизированной  системы  управления  бюджетными   процессами   при
казначейском исполнении.
     3.13.4. Интеграция с создаваемой электронной системой  закупки  и
поставки   товаров   для  государственных  нужд  Калужской  области  и
муниципального заказа.
     3.14. Внедрение   информационно-коммуникационных   технологий   в
процессы управления областными целевыми  программами  и  утверждёнными
концепциями, контроля их реализации.
     3.15. Технологическая  интеграция  информационных   ресурсов   на
Интранет  -  портале  исполнительных  органов  государственной  власти
области,  использование технологии хранилища данных и создание на этой
базе   автоматизированной   информационно-аналитической  системы  OLAP
(On-line Analitical Processing).
     3.16. Внедрение   Интернет   -   технологий  при  оказании  услуг
населению и хозяйствующим субъектам "в одном окне":
     3.16.1. Проведение инвентаризации услуг,  оказываемых населению и
хозяйствующим  субъектам  всеми  органами  власти  области,  а   также
информационных ресурсов (в бумажном или электронном виде), стандартных
форм, бланков, справок, используемых при оказании этих услуг.
     Разработка электронных   административных  регламентов  для  всех
органов государственной власти области, оказывающих услуги населению и
хозяйствующим субъектам, и размещение их на Интернет - портале органов
государственной власти.
     3.16.2. Разработка  новых  технологий  оказания  услуг  "в  одном
окне", учитывающих современный уровень развития средств вычислительной
техники и телекоммуникаций.
     3.16.3. Проведение  работ  по  созданию,  развитию  и  интеграции
электронных информационных ресурсов,  необходимых для оказания сетевых
услуг "в одном окне".
     3.16.4. Поэтапное  внедрение  Интернет  - технологий для оказания
услуг населению и хозяйствующим субъектам "в одном окне".
     3.17. Создание   нормативной   правовой   основы,  обеспечивающей
реализацию основных направлений информатизации.
     3.18. Координация  работ по информатизации исполнительных органов
государственной   власти   Калужской   области   с    государственными
заказчиками  и  дирекцией  федеральной  целевой программы "Электронная
Россия (2002 - 2010 годы)":
     3.18.1. Участие  в  конференциях и форумах,  проводимых дирекцией
федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010  годы)"
и  её  основными государственными заказчиками.  Проведение мониторинга
освещения российскими и региональными средствами  массовой  информации
тенденций  развития  информационных  коммуникационных  технологий и их
применение в социально-экономической сфере.
     3.18.2. Получение  через  дирекцию  федеральной целевой программы
"Электронная  Россия  (2002  -  2010  годы)"  технических  заданий  на
конкурсную   разработку   типовых   проектов   систем  информатизации.
Получение копий отчётов по НИОКР,  выполняемых в рамках  программы,  и
копий  типовых пилотных проектов.  Использование полученных материалов
при реализации настоящей Концепции.
     3.18.3. Формирование   единой   технической   политики   в  сфере
информатизации исполнительных органов государственной власти Калужской
области, совпадающей с политикой, вырабатываемой дирекцией федеральной
целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)".
     3.18.4. Участие  в  конкурсах по мероприятиям федеральной целевой
программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", имеющим необходимый
научно-технический  и  проектный  задел  в рамках выполнения настоящей
Концепции.
     3.18.5. Содействие  получению  софинансирования  из  федерального
бюджета для реализации в Калужской области отдельных пилотных проектов
федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)",
а также проектов,  реализация которых предусмотрена во  всех  регионах
Российской Федерации.
     3.19. Организация   работ    по    переподготовке    специалистов
исполнительных   органов   государственной   власти  области  в  части
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в  сфере
управления:
     3.19.1. Формирование   квалификационных   требований   к   уровню
владения ИКТ в сфере управления.
     3.19.2. Разработка программ обучения основам использования ИКТ  в
сфере  управления,  порядка  проверки  знаний и выдачи соответствующих
аттестатов по окончании обучения.
     3.19.3. Определение   на   конкурсной  основе  учебных  заведений
области,  в  которых   будет   производиться   обучение   специалистов
исполнительных органов государственной власти области.
     3.19.4. Разработка  календарных  планов  и  осуществление  на  их
основе     переподготовки    специалистов    исполнительных    органов
государственной власти области.
     3.20. Популяризация   процессов   информатизации   исполнительных
органов государственной власти области путём размещения публикаций  по
этой  теме  на  сайте  исполнительных  органов  государственной власти
области,  в  областной  прессе  и  на   электронных   форумах   сайтов
федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)".

                    4. Организационное обеспечение

     Заказчиком по  большинству  приведённых  в разделе 2 приоритетных
направлений   информатизации   является   администрация    Губернатора
Калужской области.
     Исключение составляют следующие направления:
     - реализация     областной     целевой     программы    "Создание
автоматизированной   системы   ведения   государственного   земельного
кадастра  и  государственного  учета объектов недвижимости в Калужской
области (2003 - 2007 годы)",  заказчик -  министерство  экономического
развития области;
     - проведение  работ  по   созданию   автоматизированной   системы
государственного  персонального  учёта  населения Калужской области (в
рамках создания общегосударственной системы) - заказчики  определяются
нормативно-правовой базой создания общегосударственной системы;
     - содействие  процессам  информатизации   в   отраслях   реальной
экономики,  заказчики  -  исполнительные органы государственной власти
области по принадлежности;
     - дальнейшее  развитие  существующей  автоматизированной  системы
управления бюджетными процессами Калужской  области  при  казначейском
исполнении, заказчик - министерство финансов области;
     - внедрение информационно-коммуникационных технологий в  процессы
управления    областными    целевыми   программами   и   утверждёнными
концепциями,  контроля  их  реализации,   заказчики   -   министерство
экономического развития области и администрация Губернатора области;
     - координация разработки и  выполнения  исполнительными  органами
государственной   власти   Калужской   области  концепций  и  программ
информатизации сфер  их  функциональной  деятельности,  исполнители  -
администрация     Губернатора     области,    исполнительные    органы
государственной власти области;
     - создание  условий для развития конкурентной среды в сфере услуг
по доступу к сети Интернет,  исполнитель - министерство экономического
развития области;
     - технологическая интеграция информационных ресурсов на  Интранет
-  портале  исполнительных  органов  государственной  власти  области,
использование технологии хранилища данных  и  создание  на  этой  базе
автоматизированной  информационно-аналитической  системы OLAP (On-line
Analitical  Processing),  заказчики  -   министерство   экономического
развития области и администрация Губернатора области;
     - формирование Концепции информатизации Калужской области на базе
разработанных  исполнительными органами государственной власти области
концепций   и   программ   информатизации   сфер   их   функциональной
деятельности,   исполнители  -  министерство  экономического  развития
области и администрация Губернатора области.
     Организационной основой  реализации  настоящей Концепции является
ежегодный План мероприятий по  информатизации  исполнительных  органов
государственной власти Калужской области (далее - План),  утверждаемый
Правительством  Калужской  области.  Проект  Плана  составляется   при
формировании   областного   бюджета  на  следующий  финансовый  год  и
утверждается после принятия  закона  Калужской  области  об  областном
бюджете.
     В Плане определяется перечень приоритетных мероприятий  настоящей
Концепции,  для  выполнения которых созданы все необходимые правовые и
технологические предпосылки.
     Проект Плана      разрабатывается     информационно-аналитическим
управлением администрации Губернатора области  с  учетом  рекомендаций
межведомственного    консультативного    совещательного    органа   по
информатизации и информационным ресурсам.
     Финансирование мероприятий  Плана  обеспечивается за счёт средств
областного бюджета.
     Отдельные проекты  и  мероприятия федеральных и областных целевых
программ в данной сфере  включаются  в  План  с  указанием  источников
финансирования.
     Отбор исполнителей  мероприятий  Плана,  если  ими  не   являются
исполнительные      органы     государственной     власти     области,
предусматривается на конкурсной основе в  соответствии  с  действующим
законодательством.

                       Информационный материал
       о современном состоянии и тенденциях развития процессов
    информатизации исполнительных органов государственной власти и
           местного самоуправления в развитых странах мира

     Анализ литературы  по  данному   вопросу,   а   также   посещение
web-сайтов  исполнительных органов государственной власти всех уровней
США (федеральных, штатов, муниципального управления от больших городов
до сельских графств) свидетельствуют о том, что уровень информатизации
исполнительных органов государственной власти  в  развитых  странах  с
рыночной экономикой очень высок.
     Лидером по информатизации исполнительных органов  государственной
власти  являются  США,  за ними следуют Великобритания и другие страны
Европейского Союза.  Более 20 развитых стран мира в течение  последних
нескольких лет выполняли исследования в рамках совместного проекта GOL
(Government on line) по  проблемам  создания  и  функционирования  так
называемого "электронного правительства". Результаты этих исследований
открыты для всех желающих,  опубликованы в сети Интернет и могут  быть
использованы в нашей стране.
     Практически все органы власти всех ветвей и  уровней  в  развитых
странах  не  только  подключены к сети Интернет,  но имеют собственные
web-сайты.  Такие  важные  информационные   ресурсы,   как   земельные
кадастры,   регистры   населения   и   отдельных  его  групп,  реестры
недвижимости,  налогоплательщиков,   акционеров   и   т.п.,   созданы,
переведены  в электронную форму,  размещены в сети Интернет и доступны
для всех, кому это положено по закону.
     Органы власти  предельно  открыты  для  граждан  и  хозяйствующих
субъектов.  Все сведения о закупках за счёт  бюджетов  государственных
органов  любого  уровня  и  органов  муниципального  самоуправления на
сумму,  превышающую 25000 долларов,  в США публикуются в сети Интернет
для  проведения открытых конкурсов.  Чтобы потенциальные поставщики не
искали эти сведения на сайтах исполнительных  органов  государственной
власти  по  всей  стране,  начиная с конца 2002 года сведения обо всех
конкурсах по закупкам размещены на централизованном специализированном
сайте.
     На всех  уровнях  власти  все  процедуры  обеспечения   гласности
государственных закупок подкреплены должной правовой базой. Выполнение
соответствующих   правовых   документов   в    этой    сфере    жёстко
контролируется, а нарушения пресекаются.
     Все действия исполнительных органов государственной власти  и  их
руководителей  подробно  освещаются  в  сети Интернет (рабочие графики
руководителей,  их выступления,  статьи, интервью и т.п.). Доступны не
только  все  опубликованные нормативные документы,  но и их проекты на
разных  стадиях  обсуждения.  Представительные   структуры   публикуют
стенограммы всех открытых заседаний.
     На сайтах исполнительных органов государственной власти размещена
справочная информация об их структуре,  функциях,  персональных данных
руководителей,  контактных  реквизитах,  режимах  работы.   При   этом
доступна вся открытая статистическая информация, открытая информация о
бюджетах,  их принятии и  выполнении.  Перечни  информации,  доступ  к
которой  может  быть  ограничен,  определяются только законодательно и
подлежат обязательной публикации.
     Однако сегодня,  когда  ставится  вопрос  о  реализации концепции
"электронного правительства",  этот подход считается устаревшим  и  не
отвечает требованиям граждан и бизнес - структур.
     Любой исполнительный  орган  государственной  власти  в  развитых
странах     рассматривается     гражданами    и    деловыми    кругами
(налогоплательщиками)  как  рабочая  сила,  нанятая   для   выполнения
определённых  функций.  При  этом,  кроме  стратегических задач органа
власти - обеспечения роста экономики,  уровня жизни, уровня занятости,
социальной защиты, повышения качества функционирования жизненно важных
сфер (энергетической,  транспортной,  коммунальной,  охраны порядка  и
др.),  важное  значение придаётся качеству выполнения ряда утилитарных
функций, выполняемых органом власти и касающихся населения и бизнеса.
     Речь идёт   о  получении  всевозможных  справок  и  свидетельств,
проведении  всех  видов  регистрации   (предприятий,   автотранспорта,
воздушных и морских судов,  оружия, домашних животных, браков и т.п.),
официальных учётов,  о получении различных лицензий,  подаче налоговых
деклараций,  уплате налогов,  штрафов и других видов сборов, обращении
за различными видами социальных пособий, подаче жалоб и т.п.
     В настоящее время в развитых странах имеются необходимые правовые
основы  и  технические  возможности  для  выполнения  этих  функций  с
использованием  современных  инфокоммуникационных,  в  первую очередь,
сетевых и Интернет - технологий.
     Для удобства  работы  предъявляется  требование об оказании таких
услуг "в одном окне",  то есть на централизованном Интернет -  портале
органа власти,  а не путём посещения web-сайтов различных организаций.
Гражданин или представитель бизнеса, подключившись через сеть Интернет
к  порталу,  однократно  идентифицирует  себя  и  выбирает необходимую
услугу.
     При этом   его  не  интересуют  структура  органа  власти  и  его
подразделения,  участвующие в предоставлении запрошенной  услуги.  При
необходимости гражданин заполняет интерактивные формы, необходимые для
получения соответствующей услуги,  и сразу в реальном  времени  или  в
течение    короткого    периода    по   электронной   почте   получает
соответствующий документ (услугу).
     Ставится задача  полной автоматизации такого вида услуг,  которые
должны оказываться 24 часа в сутки 7 дней в неделю.  Не имеет значения
место обращения к порталу: с домашнего или рабочего компьютера, пункта
общественного  доступа,  какого-либо  мобильного  терминала,  имеющего
доступ к сети Интернет.
     Не возникает  дискуссий   и   противоречий   при   предоставлении
ведомствами информации для порталов.  Считается, что налогоплательщики
платят в бюджеты всех уровней  власти.  Поэтому  открытая  информация,
собранная   за  счёт  бюджета  органа  власти  любого  уровня,  должна
использоваться прежде  всего  в  интересах  налогоплательщиков,  а  не
соответствующих ведомств.
     Вся информация о  гражданине  или  компании,  собранная  органами
власти   и   необходимая   для   оказания   услуг,  независимо  от  её
ведомственной принадлежности,  размещается на централизованном портале
путём зеркалирования сайтов соответствующих организаций.
     Программные средства,  необходимые для реализации  таких  функций
"электронного   правительства",  уже  созданы  крупнейшими  компаниями
разработчиками программного обеспечения и представлены на рынке.
     Всемерное развитие  функций "электронного правительства" является
одним из основных направлений  информатизации  исполнительных  органов
государственной власти развитых стран.
     Пока они не реализованы в полном объёме даже в США,  но тенденция
чётко определена. Все виды услуг, оказываемых исполнительными органами
государственной  власти  гражданам  и  бизнес  -  структурам,  включая
осуществление платежей, будут переведены в электронную форму и сетевую
среду.
     Для оказания    услуг    гражданам    и   бизнес   -   структурам
государственные  органы  часто  привлекают  коммерческие  структуры  и
общественные  Интернет  -  порталы,  с  которыми  заключают договоры и
выдают  лицензии  на  соответствующую  деятельность.  Так,   например,
гражданин  или компания могут заплатить налоги в том банке,  в котором
они имеют  счёт.  Оружейный  магазин  получает  право  на  регистрацию
продаваемого  оружия  и  т.п.  Портал  MSN  (Microsoft News) оказывает
услуги по регистрации избирателей при смене места жительства.
     В США самые важные проекты по автоматизации государственных служб
финансируются в рамках программы  "Партнерство  между  государством  и
частным сектором" (Public Private Partnerships),  в которой услуги,  а
также прибыли и потери делятся между участвующими сторонами.
     Органы власти  развитых  стран  стараются способствовать созданию
здоровой  обстановки  для  бизнеса,  обеспечив  компаниям   надлежащую
инфраструктуру недорогого высокоскоростного доступа к сети Интернет.
     Становление информационного  общества  ставит   множество   новых
проблем  перед  законодателями,  среди  них  - идентификация граждан и
удостоверение их личности,  конфиденциальность, защита данных, вопросы
юрисдикции в киберпространстве, налогообложение электронной коммерции,
а также так называемые киберпреступность и кибертерроризм. Государство
должно  гибко  создавать  новое законодательство,  порождая доверие ко
всем  видам  электронных  операций   и   сохраняя   равновесие   между
необходимостью      экономического     развития     и     обеспечением
конфиденциальности информации.
     Рассмотренные выше   функции   "электронного   правительства"  по
оказанию услуг населению и деловым структурам в развитых  государствах
не   считаются   самыми   важными.  Работы  по  созданию  "электронных
правительств" в этих странах,  прежде всего в  США  и  Великобритании,
проводятся,   в  первую  очередь,  под  лозунгом  обеспечения  большей
открытости  и  подотчётности  исполнительных  органов  государственной
власти гражданам.
     В рамках международного проекта GOL был подготовлен и опубликован
отчёт "Демократия и правительственные онлайновые услуги", в котором 15
ведущих  экспертов  из  10  различных   стран   рассматривают   методы
интерактивного   взаимодействия  государственных  властей  с  рядовыми
гражданами посредством инфокоммуникационных технологий.
     Правительство США  реорганизует свою работу в рамках национальной
инициативы  усиления  контроля  над  своей  деятельностью  со  стороны
граждан  (National  Performance  Rewiev).  На  сайте  этой организации
создан удобный навигатор,  позволяющий получить доступ  к  сайтам  как
любого  федерального  ведомства  и его подразделений,  так и к органам
власти  любого  штата  США  и   любого   муниципального   образования,
чиновников этих ведомств - ко всем выпущенным документам.
     Доступность федерального  руководства  и   президента   США   для
населения  страны  обеспечена также системой Comlink,  разработанной в
Массачусетском технологическом институте.  Система  имеет  совершенные
службы  и  средства  публикации правительственных документов и открыта
для доступа пользователям сети Интернет.  Предоставляемые  канцелярией
Белого дома материалы брифингов,  отчеты,  доклады,  проекты законов и
т.д.  размещаются на сервере  распространения  электронной  информации
системы   Comlink,   и,   по   оценкам  специалистов,  более  миллиона
пользователей ежедневно получают интересующие их документы.
     Другая система  -  Open  Meeting  -  была  реализована  в  рамках
упомянутой инициативы National Performance Review (NPR). Она позволяет
подавать  предложения и получать отклики на них в интерактивном режиме
по электронной почте.  Одной из главных целей  создания  системы  было
упрощение  проведения  опросов  и  получения комментариев из множества
разнообразных источников.  По имеющимся данным,  участие в работе Open
Meeting приняли тысячи граждан, высказавших около 1200 предложений.
     Обсуждаемый материал был  структурирован  по  разделам  и  каждый
участник  обсуждения инициативы NPR мог выбрать интересующую его тему.
Предполагался исключительно свободный обмен мнениями,  без  дебатов  и
вынесения окончательных решений.
     Все рассмотренные  мероприятия  позволили  сделать  информацию  о
деятельности правительства доступной для населения страны и обеспечить
граждан совершенными средствами доступа к государственным документам и
нужным  чиновникам  в  органах  управления.  В то же время федеральные
служащие получили возможность отслеживать настроения избирателей.
     Несмотря на  то,  что  в  развитых  странах господствует рыночная
экономика,  их органы власти отчётливо  осознают  свою  главенствующую
роль   в   информатизации  экономики,  всемерном  содействии  развитию
платёжных систем,  систем электронной коммерции,  широкому  применению
Интернет  -  технологий во взаимоотношениях власти и бизнеса.  Всё это
является мощным средством повышения конкурентоспособности национальной
экономики.


Информация по документу
Читайте также