КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 декабря 2012 г. N 623
Утратило силу - Постановление
Правительства Калужской области
от 15.12.2014 г. № 746
Об утверждении долгосрочной целевой программы
"Развитие потребительской кооперации в
Калужской области на 2013 - 2020 годы"
В целях повышения роли потребительской кооперации в обеспечении
населения Калужской области продовольствием, совершенствования
механизма закупок сельскохозяйственной продукции, сырья в личных
подсобных хозяйствах населения, крестьянско-фермерских хозяйствах и
развития инфраструктуры переработки сельскохозяйственной продукции
Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие
потребительской кооперации в Калужской области на 2013 - 2020 годы"
(прилагается).
Губернатор
Калужской области А.Д.Артамонов
Приложение
к постановлению
Правительства
Калужской области
от 13.12.2012 г. N 623
Долгосрочная целевая программа
"Развитие потребительской кооперации в Калужской области
на 2013 - 2020 годы"
ПАСПОРТ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2013 - 2020 ГОДЫ"
(см. первоисточник)
Раздел 1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программным методом
В соответствии с действующим законодательством потребительские
общества и их союзы являются некоммерческими организациями, которые
созданы и осуществляют свою деятельность для удовлетворения
материальных и иных потребностей его членов. Для выполнения своих
уставных обязательств потребительские общества самостоятельно
организуют хозяйственную деятельность. Потребительские общества
обслуживают не только своих пайщиков, но и других жителей сельских
поселений.
Потребительская кооперация является важной составной частью
социальной инфраструктуры села, играет существенную роль в
жизнеобеспечении сельского населения, в устойчивом развитии сельских
территорий, располагая для этого материально-технической базой и
кадровым потенциалом.
Являясь многоотраслевой структурой, потребительская кооперация
осуществляет розничную торговлю и общественное питание,
заготовительную и перерабатывающую деятельность, бытовое обслуживание
населения, решение социальных задач на селе.
Калужский областной союз потребительских обществ (далее -
Калужский союз) объединяет 39 районных потребительских обществ (далее
- райпо), работающих на территории 22 муниципальных районов области.
Учредителями потребительских обществ являются 22,6 тыс. пайщиков, в
основном проживающих в сельской местности. В системе потребительской
кооперации занято около 2 тыс. работников.
Организации потребительской кооперации являются практически
единственными организациями, обслуживающими селян. Деятельность
организаций потребительской кооперации направлена на повышение
качества жизни сельского населения за счет гарантированного
обеспечения товарами и услугами, организации закупок
сельскохозяйственной продукции и сырья, производства промышленной
продукции, создания дополнительных рабочих мест, увеличения доходов от
личного подсобного хозяйства, решения других вопросов, в том числе по
развитию социальной инфраструктуры села, и способствует снижению
социальной напряженности на селе.
На балансах райпо сегодня имеется более 583 розничных торговых
предприятий (в том числе 528 магазинов, 55 автолавок), а также 6
розничных рынков, 7 хлебопекарен, 20 приемозаготовительных пунктов, 3
колбасных цеха, 1 безалкогольный цех, 2 цеха по производству
макаронных изделий, 19 кондитерских цехов, 20 цехов по производству
полуфабрикатов, включая общественное питание, 1 швейный цех.
Малочисленные сельские поселения обслуживаются автолавками,
однако в настоящее время из-за недостаточного количества автомагазинов
не обслуживается 1 500 сельских поселений.
В целях повышения качества жизни сельского населения за счет
гарантированного обеспечения товарами и услугами, создания условий для
сбыта малыми формами хозяйствования сельскохозяйственной продукции и
сырья принят Закон Калужской области от 27.12.2007 N 386-ОЗ
"Об областной целевой программе "Развитие потребительской кооперации в
Калужской области на 2008-2012 годы" (далее - программа развития
потребкооперации).
Реализация программы развития потребкооперации на принципах
государственно-частного партнерства обеспечила дополнительный импульс
для развития райпо за счет реализации мероприятий по обновлению
материально-технической базы и организации гарантированных закупок
излишков сельскохозяйственной продукции, производимой личными
подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Сравнительная оценка основных показателей деятельности Калужского
союза с общими показателями по Центросоюзу, в состав которого входят
73 областных потребительских союза, и показателями потребительских
союзов Центрального федерального округа, в состав которого входят 12
областных потребительских союзов, представлена в таблице 1 и
свидетельствует о наличии существенных позитивных тенденций развития
Калужского союза.
Таблица 1
Основные показатели развития потребительской кооперации
Калужской области в сравнении с показателями Центросоюза
и показателями по Центральному федеральному округу
за 2009 - 2011 годы
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Наименование | В сопоставимых ценах | В сопоставимых ценах | В сопоставимых ценах |
| показателей | 2009 год в % к 2008 году | 2010 год в % к 2009 году | 2011 год в % к 2010 году |
| |--------------------------------------+--------------------------------------+--------------------------------------|
| | Калужский | Центральный | Центросоюз | Калужский | Центральный | Центросоюз | Калужский | Центральный | Центросоюз |
| | союз | федеральный | | союз | федеральный | | союз | федеральный | |
| | | округ | | | округ | | | округ | |
|---------------+-----------+-------------+------------+-----------+-------------+------------+-----------+-------------+------------|
| Совокупный | 100,0 | 93,7 | 93,8 | 107,0 | 105,0 | 104,0 | 103,0 | 97,2 | 98,4 |
| объем | | | | | | | | | |
| деятельности | | | | | | | | | |
|---------------+-----------+-------------+------------+-----------+-------------+------------+-----------+-------------+------------|
| Оборот | 98,0 | 93,3 | 94,4 | 108,0 | 105,0 | 105,0 | 104,0 | 97,1 | 98,7 |
| розничной | | | | | | | | | |
| торговли | | | | | | | | | |
|---------------+-----------+-------------+------------+-----------+-------------+------------+-----------+-------------+------------|
| Оборот | 101 | 94,4 | 90,4 | 105,0 | 101,0 | 102,0 | 102,0 | 97,8 | 98,3 |
| общественного | | | | | | | | | |
| питания | | | | | | | | | |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В рамках реализации программы развития потребкооперации райпо в
безвозмездное пользование переданы 45 автомагазинов (в том числе 6 с
холодильным оборудованием), 3 молоковоза, 3 комплекта технологического
оборудования для пунктов приема, хранения и переработки молока, 9
комплектов для оборудования цехов по производству мясных
полуфабрикатов, комплект оборудования для оснащения цеха по убою
скота, комплект специального оборудования для столовых или кафе и
комплект специального оборудования для организации передвижных пунктов
общественного питания в местах наибольшего скопления туристов
(кейтеринг).
Полученные автомагазины позволили расширить зону обслуживания
сельского населения. Дополнительно обслуживаются 949 малочисленных
населенных пунктов с численностью жителей 33,7 тыс. человек.
С учетом организационных возможностей и действующей
материально-технической базы потребительской кооперации в Калужской
области сегодня создана закупочная сеть, охватывающая почти все
муниципальные районы области.
Использование потребительскими обществами специализированного
автомобильного транспорта с холодильным оборудованием способствовало
созданию необходимых условий для выездного торгового обслуживания
отдаленных и малочисленных населенных пунктов Калужской области.
В г. Людиново, г. Кондрово, г. Балабаново, в пос. Бабынино
функционируют универсальные розничные рынки, в г. Спас-Деменск -
сельскохозяйственный рынок, управляемые потребительскими обществами.
Каждое третье место на этих рынках предоставляется на льготных
условиях производителям сельскохозяйственной продукции.
В 2011 году универсальный рынок Пригородного потребительского
общества Козельского райпо в г. Козельск трансформировался в
сельскохозяйственный рынок. В рамках программы развития
потребкооперации на организацию данного сельскохозяйственного рынка из
областного бюджета было выделено 16,3 млн. рублей.
Заготовительная и перерабатывающая отрасли потребительской
кооперации всегда имели приоритетное значение. Производятся закупки
мяса, молока, картофеля, овощей, шерсти и других видов
сельскохозяйственной продукции.
Осуществляется закладка картофеля и овощей для нужд общепита и
розничной торговли. Потребительские общества реализуют
сельхозпродукцию на ярмарках, участвуют в конкурсах и тендерах на
поставку сельскохозяйственной продукции в бюджетные учреждения,
обеспечивают насыщение продовольственного рынка Калужской области
продукцией собственного производства.
В Калужской области организована предпраздничная и праздничная
ярмарочная торговля сельскохозяйственной продукцией, на системной
основе проводятся ярмарки выходного дня.
В 2011 году проведено более 140, а в текущем году планируется
провести более 150 крупных сельскохозяйственных ярмарок областного и
межрайонного уровня.
С участием потребительских обществ на их материально-технической
базе созданы 3 сельскохозяйственных и 6 кредитных кооперативов.
За период их работы владельцам личных подсобных хозяйств выдано
кредитов на сумму 19 млн. рублей.
Низкая покупательная способность сельского населения, отпуск
товаров в кредит многодетным семьям и пенсионерам, систематическая
задолженность предприятий социальной сферы за продукты и услуги
негативно сказываются на финансовых результатах деятельности
организаций потребительской кооперации. Ежегодные социальные затраты
потребительской кооперации составляют более 30 млн. рублей. В эти
затраты входят: доставка товаров в магазины, расположенные в
отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, содержание убыточных
сельских магазинов, бесплатные услуги, оказываемые населению (доставка
дров, крупногабаритных товаров, комбикормов, ремонт жилья, оплата
обучения пайщиков потребительской кооперации и их детей в
кооперативных учебных заведениях, организация досуга и другие).
Из 400 магазинов, расположенных в сельской местности, в настоящее
время 165 убыточны, так как реализуют товары, несмотря на большие
транспортные издержки, по тем же розничным ценам, что и в районных
центрах.
В целом за 2011 год расходы по содержанию убыточных магазинов и
автолавок составили более 24 млн. рублей.
Расходы по доставке товаров в магазины, расположенные в сельских
поселениях на расстоянии свыше 11 километров от пункта их получения, в
отдаленных и труднодоступных местностях ежегодно составляют около 10
млн. рублей, в то время как возмещение транспортных расходов за счет
бюджетов муниципальных районов составляет около 4 млн. рублей, или 40%
от общих расходов. Потребительская кооперация Калужской области
выдерживает 10%-ную наценку на социально-значимые товары.
Таким образом, потребительская кооперация обладает всеми
предпосылками для решения социальных и экономических проблем села и
может стать действенным элементом механизма реализации государственных
программ и проектов развития сельскохозяйственного производства и
возрождения села.
Вместе с тем ограниченность доступа к инвестиционным ресурсам,
недостаточный объем собственных оборотных средств организаций
потребительской кооперации не позволяет проводить своевременное
обновление и модернизацию основных средств, приводит к снижению
конкурентоспособности продукции, ухудшению качества обслуживания
населения, сдерживает развитие закупочно-заготовительной деятельности
на селе и не позволяет обеспечить оптимальную загрузку
производственных мощностей.
В целях стимулирования развития деятельности потребительской
кооперации, в том числе и в сельских поселениях, в рамках реализации
программных мероприятий планируется оказание государственной поддержки
заготовительной, производственной и перерабатывающей деятельности.
Раздел 2. Основная цель и задачи Программы
Целью Программы является стимулирование развития потребительской
кооперации с целью повышения уровня жизни сельского населения.
Для достижения указанной цели в Программе предусматривается
решение следующих задач:
- обновление и модернизация материально-технической базы
организаций потребительской кооперации в сфере производства,
заготовок, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной
продукции;
- увеличение объемов закупок сельскохозяйственной продукции в
личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, у
сельскохозяйственных товаропроизводителей Калужской области.
Оценка результативности Программы будет ежегодно отслеживаться на
основании следующих целевых индикаторов и показателей.
Таблица 2
Перечень целевых индикаторов и показателей,
характеризующих результаты реализации Программы
----------------------------------------------------------------------------------------------
| Наименование | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
| целевого | | | | | | | | | | |
| показателя/годы | | | | | | | | | | |
|----------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------|
| Совокупный оборот | 3719 | 3940 | 4275 | 4622 | 4960 | 5335 | 5795 | 6233 | 6685 | 7212 |
| деятельности | | | | | | | | | | |
| организаций | | | | | | | | | | |
| потребительской | | | | | | | | | | |
| кооперации, | | | | | | | | | | |
| млн. руб. | | | | | | | | | | |
|----------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------|
| Объем закупок | 662 | 725 | 815 | 900 | 990 | 1100 | 1220 | 1370 | 1530 | 1700 |
| сельскохозяйственной | | | | | | | | | | |
| продукции и | | | | | | | | | | |
| сырья, млн. руб. | | | | | | | | | | |
|----------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------|
| Производство | 284 | 284 | 295 | 310 | 330 | 345 | 360 | 375 | 395 | 420 |
| продукции | | | | | | | | | | |
| промышленной | | | | | | | | | | |
| переработки | | | | | | | | | | |
| (включая | | | | | | | | | | |
| переработку | | | | | | | | | | |
| сельскохозяйственной | | | | | | | | | | |
| продукции), | | | | | | | | | | |
| млн. руб. | | | | | | | | | | |
----------------------------------------------------------------------------------------------
Раздел 3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы осуществляется в течение 2013 - 2020 годов.
Этапы реализации Программы не выделяются.
Раздел 4. Система основных мероприятий Программы
Система основных программных мероприятий указана в приложении к
Программе и реализуется по следующим направлениям:
4.1. Технологическая модернизация и развитие
инфраструктуры переработки сельскохозяйственной
продукции и сырья, внедрение современных технологий
Технологическая модернизация и развитие инфраструктуры
переработки сельскохозяйственной продукции и сырья с одновременным
внедрением современных технологий является ключевым направлением
деятельности, направленным, с одной стороны, на решение вопроса сбыта
излишков сельскохозяйственной продукции, а с другой - на
удовлетворение потребности населения области в качественных продуктах
питания.
Основными задачами данного направления являются: техническая
модернизация и оснащение рынков, цехов (пунктов) по приему и (или)
переработке молока, включая приобретение стационарных пунктов приема
молока, по производству мясных полуфабрикатов, технологическая
модернизация и оснащение пунктов приема, хранения и переработки
картофеля и плодоовощной продукции, приобретение холодильного
оборудования для магазинов-заготовительных пунктов, а также
технологическая модернизация предприятий по производству хлеба и
хлебобулочных изделий, квасильно-засолочных цехов и организация
выездного обслуживания (общественное питание - кейтеринг).
Технологическая модернизация и оснащение рынков
Ключевым мероприятием, направленным на создание оптимальных
условий для реализации сельскохозяйственной продукции
товаропроизводителями Калужской области, является строительство
сельскохозяйственных рынков, включающих торгово-офисные модули.
Сельскохозяйственные рынки способствуют созданию условий для
сбыта продукции местными товаропроизводителями, позволяют обеспечивать
население Калужской области свежей сельскохозяйственной продукцией по
доступным ценам.
В то же время формирование сети сельскохозяйственных рынков,
включая кооперативные, на территории муниципальных районов сдерживает
ряд неблагоприятных факторов. В их числе - сложности с привлечением
кредитных ресурсов на организацию малыми формами хозяйствования
собственных кооперативных рынков, сопряженные с дополнительными
расходами при самостоятельном обеспечении функций управляющих компаний
на вновь организуемых рынках.
В связи с чем возникает необходимость государственной поддержки
содействия созданию сельскохозяйственных рынков.
Государственная поддержка будет осуществляться за счет средств
областного бюджета путем предоставления субсидий на возмещение части
затрат на приобретение холодильного, торгового и торгово-офисного
оборудования, торговых павильонов для организации деятельности
сельскохозяйственных рынков, систем вентиляции и кондиционирования, а
также на технологическую модернизацию сельскохозяйственных рынков.
Предоставление субсидий будет осуществляться в соответствии с
нормативными правовыми актами Правительства Калужской области.
Технологическая модернизация цехов (пунктов)
по приему и (или) переработке молока, включая
приобретение стационарного пункта приемки молока,
цехов по производству мясных полуфабрикатов
Производство молока для личных подсобных хозяйств населения
Калужской области является наиболее рентабельным видом деятельности.
Реализация мер государственной поддержки его производства
способствовала стабилизации численности поголовья коров в хозяйствах
населения.
В настоящее время производство молока имеет явно выраженный
сезонный характер, что влияет на возможность его реализации по
экономически обоснованным ценам. Основные трудности реализации молока
проявляются в осенне-зимней период.
Для решения задачи по организации эффективной системы реализации
молока, производимого личными подсобными хозяйствами населения
Калужской области, существует необходимость в открытии новых или
проведении работ по технологической модернизации существующих цехов
(пунктов) по приему и (или) переработке молока, включая приобретение
стационарных пунктов приемки молока.
Решение намеченных задач осуществляется путем:
- организации эффективной работы новых цехов (пунктов) по приему
и (или) переработке молока;
- технологической модернизации существующих цехов (пунктов) по
приему и (или) переработке молока;
- приобретения стационарных пунктов приема молока.
Государственная поддержка будет осуществляться за счет средств
областного бюджета путем предоставления субсидий на возмещение части
затрат на приобретение оборудования для цехов (пунктов) по приему и
(или) переработке молока, танков-охладителей молока, лабораторного
оборудования по контролю качества молока.
Предоставление субсидий будет осуществляться в соответствии с
нормативными правовыми актами Правительства Калужской области.
В общем объеме производства мяса скота и птицы наибольший
удельный вес приходится на мясо свиней и крупного рогатого скота.
Значительный объем произведенного мяса реализуется на областных
рынках и ярмарках, при этом данный канал реализации отличается
наибольшей конкретностью.
В настоящее время для владельцев личных подсобных хозяйств
нерешенной задачей является реализация мяса свиней и крупного рогатого
скота, не отвечающего современным требованиям по внешнему виду и
качеству.
Решение данной задачи возможно путем организации его закупки и
последующей переработки в цехах по производству мясных полуфабрикатов.
Государственная поддержка будет осуществляться за счет средств
областного бюджета путем предоставления субсидий на возмещение части
затрат на приобретение комплектов оборудования по производству мясных
полуфабрикатов в широком ассортименте.
Предоставление субсидий будет осуществляться в соответствии с
нормативными правовыми актами Правительства Калужской области.
Технологическая модернизация и оснащение
пунктов приема, хранения и переработки картофеля
и плодоовощной продукции
На протяжении долгого времени вопрос эффективной и
гарантированной реализации картофеля и плодоовощной продукции остается
по-прежнему нерешенным.
Объем производства картофеля наиболее подвержен сезонным
колебаниям, что делает его производство не прогнозируемым по конечному
результату, а именно по получению прибыли от его реализации.
Самостоятельно решить задачу по сбыту произведенного картофеля
или плодоовощной продукции способны отдельные владельцы личных
подсобных хозяйств, имеющие значительный объем его производства.
Кроме того, отдельным затратным механизмом в реализации картофеля
и плодоовощной продукции являются его сортировка, переборка, хранение
и транспортировка.
Влияние данных негативных факторов снижает экономическую
привлекательность производства картофеля и, как результат, объемы его
производства в личных подсобных хозяйствах населения области.
Решение данной задачи возможно путем проведения технологической
модернизации и оснащения пунктов приема, хранения и переработки
картофеля и плодоовощной продукции.
Государственная поддержка будет осуществляться за счет средств
областного бюджета путем предоставления субсидий на возмещение части
затрат на приобретение оборудования для оснащения пунктов приема,
хранения и переработки картофеля и плодоовощной продукции системами
вентиляции и кондиционирования.
Предоставление субсидий будет осуществляться в соответствии с
нормативными правовыми актами Правительства Калужской области.
Приобретение холодильного и технологического
оборудования для магазинов-заготовительных пунктов,
квасильных и засолочных цехов
Совершенствование системы закупок сельскохозяйственной продукции,
производимой малыми формами хозяйствования, является одним из ключевых
направлений деятельности райпо.
В настоящее время на балансе райпо находится более 500 магазинов,
в том числе 300 магазинов-заготовительных пунктов. В связи с этим
именно магазины-заготовительные пункты играют особую роль в системе
закупок сельскохозяйственной продукции.
Решение данной задачи возможно путем приобретения холодильного
оборудования для магазинов-заготовительных пунктов.
Организация собственной простейшей переработки
сельскохозяйственной продукции способствует расширению ассортимента
экологически чистой продукции не только в сельских магазинах, но и по
всей торговой сети потребительской кооперации, а также на ярмарках
выходного дня. Кроме того, значительный объем сырья для производства
квасильной и засолочной продукции будет закупаться в личных подсобных
хозяйствах населения Калужской области, что значительно увеличит объем
закупок овощей и фруктов.
Решение данной задачи возможно путем проведения комплексной
технологической модернизации квасильных и засолочных цехов.
Государственная поддержка будет осуществляться за счет средств
областного бюджета путем предоставления субсидий на возмещение части
затрат на приобретение низко- и среднетемпературных холодильных шкафов
и холодильных камер, сплит-систем и кондиционеров, комплектов
оборудования по переработке, засолке и квашению овощной продукции.
Предоставление субсидий будет осуществляться в соответствии с
нормативными правовыми актами Правительства Калужской области.
Технологическая модернизация предприятий
по производству хлеба и хлебобулочных изделий
Хлебозаводы и пекарни потребительской кооперации, находящиеся в
сельской местности, являются стратегическими предприятиями, которые
играют особую роль в вопросах региональной продовольственной
безопасности сельского населения. Особое значение в ежедневном
обеспечении сельского населения области хлебом и хлебобулочными
изделиями имеет правильная организация его производства. Одной из
проблем хлебопекарных предприятий потребительской кооперации области
является значительный износ оборудования и его несоответствие
современным технологическим требованиям. Необходима замена устаревшего
оборудования, внедрение новых технологий производства хлеба, что
позволит снизить производственные издержки, повысить качество
выпускаемой продукции и расширить ее ассортимент. Кроме того,
внедрение энергосберегающих технологических линий существенно снизит
энергетические затраты на производство продукции, которые сегодня
превышают европейские показатели в 1,5-2 раза.
Решение данной задачи возможно путем проведения комплексной
технологической модернизации предприятий по производству хлеба и
хлебобулочных изделий.
Государственная поддержка будет осуществляться за счет средств
областного бюджета путем предоставления субсидий на возмещение части
затрат на приобретение современных комплектов оборудования для
производства широкого ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий.
Предоставление субсидий будет осуществляться в соответствии с
нормативными правовыми актами Правительства Калужской области.
Организация выездного обслуживания
(общественного питания - кейтеринг)
В целях расширения услуг, направленных на удовлетворение спроса
населения Калужской области, экскурсионных, развлекательных и
туристических центров, планируется реализация мероприятий,
предусматривающих организацию выездного обслуживания (общественного
питания - кейтеринг).
Государственная поддержка будет осуществляться за счет средств
областного бюджета путем предоставления субсидий на возмещение части
затрат на приобретение специального оборудования для организации
передвижных пунктов общественного питания в местах наибольшего
скопления туристов и экскурсантов.
Предоставление субсидий будет осуществляться в соответствии с
нормативными правовыми актами Правительства Калужской области.
4.2. Развитие закупочной деятельности
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в
малом секторе сельской экономики имеет особое значение для обеспечения
собственного потребления, самозанятости, а также способствует развитию
сельских территорий.
При этом производство отдельных видов сельскохозяйственной
продукции, а именно молока, мяса и картофеля, сопряжено с большими
производственными затратами, что в конечном итоге приводит к снижению
экономической целесообразности их производства.
Решение проблемы повышения эффективности производства
сельскохозяйственной продукции в малом секторе сельской экономики
осуществляется с использованием государственной поддержки в рамках
реализации программ развития сельского хозяйства.
В соответствии с Государственной программой развития сельского
хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, запланированы
мероприятия по государственной поддержке кредитования подотраслей
растениеводства и животноводства, переработки их продукции, развития
инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции
растениеводства и животноводства. В рамках этих мероприятий
организации потребительской кооперации получают доступ к краткосрочным
заемным средствам, получаемым в российских кредитных организациях и
сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на
закупку сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной
переработки продукции растениеводства, для первичной и промышленной
переработки продукции животноводства, закупку сухого и
концентрированного молока, вспомогательного сырья и материалов, оплату
транспортных услуг, связанных с производством молочной продукции, а
также на иные цели в соответствии с перечнем, утверждаемым
Правительством Российской Федерации. Одновременно в рамках реализации
данной Программы планируется решение не менее важной задачи - создание
эффективной закупочной сети.
Приобретение специализированного автотранспорта
для цехов (пунктов) по приему и (или) переработке
молока, для реализации полуфабрикатов и ярмарочной
торговли, для торгово-закупочной деятельности и
специализированного автотранспорта (хлебовозок)
для хлебопекарного производства
Наличие современного экономичного специализированного
автомобильного транспорта в настоящее время играет большую роль не
только в системе закупок сельскохозяйственной продукции, но и в
обеспечении сельского населения Калужской области товарами первой
необходимости.
Конкурентным преимуществом райпо в организации закупочной работы
является наличие разветвленной сети, охватывающей практически все
сельские поселения Калужской области, и возможность планирования
закупки и заключения контрактов на поставку излишков
сельскохозяйственной продукции, произведенной субъектами малого
предпринимательства.
Одновременно особая ответственность возлагается на райпо в
вопросах региональной продовольственной безопасности сельского
населения, его ежедневного обеспечения хлебом и хлебобулочными
изделиями собственного производства, гарантированного обеспечения и
доставки необходимого зернофуража, комбикормов, строительных и иных
необходимых материалов, хозяйственного инвентаря.
Для решения задачи по организации эффективной закупочной сети
системы необходимым условием является наличие достаточного количества
специализированного автотранспорта для цехов (пунктов) по приему (или)
переработке молока, реализации полуфабрикатов и ярмарочной торговли,
торгово-закупочной деятельности и специализированного автотранспорта
(хлебовозок) для хлебопекарного производства.
Государственная поддержка будет осуществляться за счет средств
областного бюджета путем предоставления субсидий на возмещение части
затрат на приобретение специализированного автомобильного транспорта
для цехов (пунктов) по приему (или) переработке молока, реализации
полуфабрикатов и ярмарочной торговли, торгово-закупочной деятельности
и специализированного автотранспорта (хлебовозок) для хлебопекарного
производства.
Предоставление субсидий будет осуществляться в соответствии с
нормативными правовыми актами Правительства Калужской области.
Раздел 5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств
областного бюджета и внебюджетных средств.
Финансирование программных мероприятий за счет средств областного
бюджета будет осуществляться в объемах, установленных законом
Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и
на плановый период.
Таблица 3
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы
тыс. руб.
----------------------------------------------------
| Годы | Источники и объемы финансирования |
| |-----------------------------------------|
| | Областной | Внебюджетные | Всего |
| | бюджет <*> | источники <**> | |
|--------+------------+----------------+-----------|
| 2013 | 5 350,0 | 15 500,0 | 20 850,0 |
|--------+------------+----------------+-----------|
| 2014 | 26 750,0 | 72 350,0 | 99 100,0 |
|--------+------------+----------------+-----------|
| 2015 | 25 450,0 | 68 350,0 | 93 800,0 |
|--------+------------+----------------+-----------|
| 2016 | 41 650,0 | 110 250,0 | 151 900,0 |
|--------+------------+----------------+-----------|
| 2017 | 40 650,0 | 108 650,0 | 149 300,0 |
|--------+------------+----------------+-----------|
| 2018 | 38 150,0 | 100 750,0 | 138 900,0 |
|--------+------------+----------------+-----------|
| 2019 | 35 000,0 | 92 400,0 | 127 400,0 |
|--------+------------+----------------+-----------|
| 2020 | 39 300,0 | 105 900,0 | 145 200,0 |
|--------+------------+----------------+-----------|
| Итого: | 252 300,0 | 674 150,0 | 926 450,0 |
----------------------------------------------------
<*> Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию
Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия
закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый
год и на плановый период.
<**> Объемы внебюджетных источников ежегодно уточняются по
согласованию с потребительскими обществами.
Объемы и источники финансирования по конкретным мероприятиям
Программы приведены в приложении к Программе.
Реализация Программы будет проходить в условиях воздействия ряда
внешних и внутренних рисков, осложняющих достижение поставленных целей
и целевых индикаторов Программы.
К основным рискам, которые могут негативно повлиять на
эффективность реализации Программы, относятся следующие:
- природно-климатические риски, обусловленные тем, что колебания
погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность
сельскохозяйственных культур, объемы их производства, что может
значительно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей,
а именно на объемы закупок сельскохозяйственной продукции;
- неполное финансирование мероприятий Программы, что не позволит
провести комплексную модернизацию материально-технической базы
потребительских обществ;
- макроэкономические риски, обусловленные неблагоприятной
конъюнктурой мировых цен на отдельные товары и могущие стать причиной
снижения совокупного объема деятельности организаций потребительских
обществ;
- международные торгово-политические риски, обусловленные
функционированием аграрного сектора в увязке с ситуацией на
международных рынках, существенным возрастанием конкуренции в
результате вступления России во Всемирную торговую организацию.
Вышеотмеченные риски могут привести к снижению качественных и
количественных прогнозируемых показателей и основных целевых
индикаторов Программы, что потребует их корректировки.
Раздел 6. Механизм реализации Программы
Заказчиком Программы является министерство сельского хозяйства
Калужской области, которое осуществляет координацию деятельности по
реализации Программы, обеспечивает взаимодействие участников
Программы, анализ и обобщение результатов их деятельности.
Заказчик ежегодно в установленные сроки формирует бюджетную
заявку на ассигнования из областного бюджета и в установленном порядке
представляет ее в министерство финансов Калужской области и
министерство экономического развития Калужской области.
Одновременно райпо осуществляют реализацию программных
мероприятий за счет собственных средств, привлечения кредитов
коммерческих банков и других кредитных организаций.
Объемы собственных средств потребительских обществ, направляемые
на реализацию Программы, кредитные средства банков и других кредитных
организаций, направляемые потребительскими обществами на осуществление
заготовительной деятельности, утверждаются потребительскими обществами
в соответствии с законодательством.
Государственные закупки для областных нужд в рамках реализации
мероприятий Программы осуществляются в соответствии с порядком,
предусмотренным Федеральным законом "О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд".
Раздел 7. Организация управления Программой и контроль
за ходом ее выполнения
Организацию реализации Программы и контроль за выполнением
предусмотренных в ней мероприятий осуществляет заказчик Программы -
министерство сельского хозяйства Калужской области в соответствии с
пунктом 1 подраздела 4.2 постановления Правительства Калужской области
от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о
разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств
областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения
и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых
программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" (в ред.
постановлений Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111, от
29.02.2012 N 95).
Раздел 8. Оценка социально-экономической (экологической)
эффективности Программы
Реализация поставленных Программой цели и задач будет
способствовать развитию малых форм хозяйствования на селе, увеличению
производства и реализации сельскохозяйственной продукции и, как
результат, повышению уровня жизни сельского населения, организации
эффективной торговли как в стационарных магазинах-заготовительных
пунктах, так и в автолавках в труднодоступной сельской местности.
Экономическую эффективность Программы отражает рост совокупного
объема хозяйственной деятельности организаций потребительской
кооперации за период реализации Программы до 7,2 млрд. рублей в 2020
году, в том числе объем закупок сельскохозяйственной продукции и сырья
- 1700 млн. рублей, производство продукции промышленной переработки
(включая переработку сельскохозяйственной продукции) - 420 млн.
рублей.
Совокупный объем хозяйственной деятельности в 2020 году
увеличится более чем в 1,8 раза к уровню 2012 года.
Кроме того, экономическую эффективность характеризует показатель
отношения прироста совокупного объема хозяйственной деятельности
Калужского союза за 2013 - 2020 годы к объему государственных средств,
направляемых на реализацию программных мероприятий. На один рубль
бюджетных средств планируется получить более 10,4 рубля прироста
совокупного объема хозяйственной деятельности.
Бюджетная эффективность реализации мероприятий Программы будет
выражаться в увеличении налоговых платежей в бюджеты всех уровней.
Общая сумма налоговых платежей за период реализации Программы
составит около 1 573 млн. рублей, или 5,6 рубля на один рубль
бюджетных средств.
Социальная эффективность Программы будет выражаться в увеличении
занятости и повышении уровня доходов владельцев личных подсобных
хозяйств, в обеспечении населения товарами первой необходимости в
отдаленных труднодоступных сельских населенных пунктах. Обеспечение
занятости населения произойдет за счет открытия новых цехов и
производств, расширения видов деятельности и оказания дополнительных
услуг сельскому населению области. За период с 2013 по 2020 год
планируется создание не менее 750 новых рабочих мест, в том числе за
счет увеличения объема заготовительной деятельности будет
задействовано до 450 рабочих мест.
Среднемесячная заработная плата работников, занятых в
потребительской кооперации Калужской области, в 2020 году составит
более 20 тыс. рублей и увеличится к уровню 2012 года в 1,7 раза.
Комплекс мер государственной поддержки, предусмотренный
Программой, позволит создать значительный потенциал для дальнейшего
динамичного развития системы потребительской кооперации, а также
повысить уровень и качество жизни сельского населения Калужской
области.
Приложение
к долгосрочной целевой программе
"Развитие потребительской кооперации в
Калужской области на 2013 - 2020 годы"
СИСТЕМА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ
КООПЕРАЦИИ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| N | Наименование | Сроки | Ответственные | Источники | Сумма | В том числе по годам: |
| п/п | мероприятия | реализации | за | финансирования | расходов | |
| | | | реализацию | | (тыс.руб.) |---------------------------------------------------------------------------------------|
| | | | мероприятия | | | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
|-----+----------------------+------------+---------------+----------------+------------+---------+----------+----------+-----------+----------+----------+----------+----------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Подраздел 1 "Основные мероприятия долгосрочной целевой программы" |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1. Технологическая модернизация и развитие инфраструктуры переработки сельскохозяйственной продукции и сырья, |
| внедрение современных технологий |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1.1 | Субсидии на | 2013 - | Министерство | Областной | 194700,0 | 5350,0 | 27750,0 | 19450,0 | 32050,0 | 32050,0 | 29550,0 | 25600,0 | 29900,0 |
| | модернизацию и | 2020 | сельского | бюджет | | | | | | | | | |
| | развитие | | хозяйства | | | | | | | | | | |
| | инфраструктуры | | Калужской | | | | | | | | | | |
| | переработки | | области |----------------+------------+---------+----------+----------+-----------+----------+----------+----------+----------|
| | сельскохозяйственной | | | Внебюджетные | 564150,0 | 15500,0 | 60950,0 | 56950,0 | 92050,0 | 92150,0 | 84250,0 | 74400,0 | 87900,0 |
| | продукции и сырья, | | | источники | | | | | | | | | |
| | внедрение | | | | | | | | | | | | |
| | современных | | | | | | | | | | | | |
| | технологий | | | | | | | | | | | | |
| | | | |----------------+------------+---------+----------+----------+-----------+----------+----------+----------+----------|
| | | | | ВСЕГО | 758850,0 | 20850,0 | 81700,0 | 76400,0 | 124100,0 | 124200,0 | 113800,0 | 100000,0 | 117800,0 |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 2. Развитие закупочной деятельности |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 2.1 | Субсидии на | 2013 - | Министерство | Областной | 57 600,0 | 0,0 | 6 000,0 | 6 000,0 | 9 600,0 | 8 600,0 | 8 600,0 | 9 400,0 | 9 400,0 |
| | приобретение | 2020 | сельского | бюджет | | | | | | | | | |
| | специализированного | | хозяйства | | | | | | | | | | |
| | автотранспорта для | | Калужской | | | | | | | | | | |
| | цехов (пунктов) по | | области |----------------+------------+---------+----------+----------+-----------+----------+----------+----------+----------|
| | приему и (или) | | | Внебюджетные | | | | | | | | | |
| | переработки молока, | | | источники | | | | | | | | | |
| | для реализации | | | | 110 000,0 | 0,0 | 11 400,0 | 11 400,0 | 18 200,0 | 16 500,0 | 16 500,0 | 18 000,0 | 18 000,0 |
| | полуфабрикатов и | | | | | | | | | | | | |
| | ярмарочной торговли, | | | | | | | | | | | | |
| | для | | | | | | | | | | | | |
| | торгово-закупочной | | |----------------+------------+---------+----------+----------+-----------+----------+----------+----------+----------|
| | деятельности, | | | | | | | | | | | | |
| | специализированного | | | ВСЕГО | 167 600,0 | 0,0 | 17 400,0 | 17 400,0 | 27 800,0 | 25 100,0 | 25 100,0 | 27 400,0 | 27 400,0 |
| | автотранспорта | | | | | | | | | | | | |
| | (хлебовозок) для | | | | | | | | | | | | |
| | хлебопекарного | | | | | | | | | | | | |
| | производства | | | | | | | | | | | | |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Всего по Программе |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| ВСЕГО | 2013 - | Министерство | Областной | 252 300,0 | 5 350,0 | 26 750,0 | 25 450,0 | 41 650,0 | 40 650,0 | 38 150,0 | 35 000,0 | 39 300,0 |
| | 2020 | сельского | бюджет | | | | | | | | | |
| | | хозяйства |----------------+------------+---------+----------+----------+-----------+----------+----------+----------+----------|
| | | Калужской | Внебюджетные | 674 150,0 | 15500,0 | 72 350,0 | 68 350,0 | 110 250,0 | 108650,0 | 100750,0 | 92 400,0 | 105900,0 |
| | | области | источники | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | |----------------+------------+---------+----------+----------+-----------+----------+----------+----------+----------|
| | | | ВСЕГО | 926450,0 | 20850,0 | 99 100,0 | 93800,0 | 151900,0 | 149300,0 | 138900,0 | 127400,0 | 145200,0 |
| | | | | | | | | | | | | |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------