Расширенный поиск
Постановление Правительства Калужской области от 24.02.2012 № 87 КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 февраля 2012 г.
N 87
Исключено - Постановление
Правительства Калужской области
от 19.02.2014 № 116
Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие
лесного хозяйства Калужской области на 2012 - 2016 годы"
(В редакции Постановления Правительства Калужской области
от 21.01.2013 № 16; от 24.07.2013 № 372;
от 02.08.2013 № 404; от 31.12.2013 № 780)
В целях повышения эффективности использования лесов, улучшения их
воспроизводства, сохранения устойчивости и ресурсно-экологического потенциала лесов Правительство Калужской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие лесного хозяйства Калужской области на 2012 - 2016 годы" (прилагается). 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Калужской области А.Д.Артамонов
Приложение
к постановлению
Правительства
Калужской области
от 24.02.2012 г. N 87
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2012 - 2016 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2016 ГОДЫ" (В редакции Постановления Правительства Калужской области
от 21.01.2013 № 16; от 24.07.2013 № 372;
от 02.08.2013 № 404; от 31.12.2013 № 780)
|———————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Наименование | Долгосрочная целевая программа "Развитие лесного хозяйства | | Программы | Калужской области на 2012 - 2016 годы" (далее - Программа) | |———————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Заказчик | Министерство лесного хозяйства Калужской области | | Программы | | |———————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Разработчик | Министерство лесного хозяйства Калужской области | | Программы | | |———————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Дата принятия | Распоряжение Губернатора Калужской области от 27.12.2011 | | решения о | N 135-р "О разработке долгосрочной целевой программы | | разработке | "Развитие лесного хозяйства Калужской области на 2012 - 2016 | | Программы | годы" | |———————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Цель и задачи | Цель: | | Программы | повышение эффективности использования лесов, улучшение их | | | воспроизводства, сохранение устойчивости и | | | ресурсно-экологического потенциала лесов. | | | Задачи: | | | - обеспечение интенсивного использования лесов; | | | - повышение доступности лесов для обеспечения их | | | использования, охраны, защиты и воспроизводства; | | | - повышение продуктивности и качества лесов на основе | | | гарантированного воспроизводства лесных ресурсов, | | | отвечающего современным экологическим и | | | социально-экономическим требованиям, улучшение их | | | экологического состояния и биологического разнообразия; | | | - развитие системы лесоустройства | |———————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Целевые | - Объем заготовки древесины лесопользователями; | | индикаторы и | - площадь лесных участков, предоставленных в аренду; | | показатели | - объем лесовосстановления; | | | - соотношение площади искусственного лесовосстановления и | | | площади сплошных рубок лесных насаждений; | | | - объем посадочного материала с улучшенными наследственными | | | свойствами и закрытой корневой системой; | | | - доля хозяйственно ценных лесных насаждений хвойных и | | | твердолиственных пород в составе покрытых лесной | | | растительностью земель лесного фонда; | | | - доля лесов, охваченная лесоустройством давностью до 10 | | | лет; | | | - поступление платы за использование лесов в бюджетную | | | систему Российской Федерации, в том числе в областной | | | бюджет | |———————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Сроки и этапы | 2012 - 2016 годы, одноэтапно | | реализации | | | Программы | | |———————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Перечень | - Повышение эффективности использования лесов; | | основных | - воспроизводство лесов; | | мероприятий | - проведение лесоустройства; | | | - осуществление функций государственного управления в | | | области лесных отношений | | | - осуществление функций лесохозяйственной деятельности | | | | |———————————————————|—————————————|————————————————|———————————————————————————————————————————| | "Объемы | Годы | Общий объем | В том числе по источникам: |
| финансирования, | | финансирования | |
| тыс. руб. | | |-------------------------------------------|
| | | | федеральный | областной | внебюджетные |
| | | | бюджет <*> | бюджет | источники |
| | | | | <**> | <***> |
| |-----------+-----------------+--------------+------------+---------------|
| | 2012-2016 | 1653486,1 | 830144,1 | 421898,8 | 401443,2 |
| |-----------+-----------------+--------------+------------+---------------|
| | В том | | | | |
| | числе: | | | | |
| |-----------+-----------------+--------------+------------+---------------|
| | 2012 | 264293,3 | 137737,8 | 53791,3 | 72764,2 |
| |-----------+-----------------+--------------+------------+---------------|
| | 2013 | 302939,3 | 144012,7 | 95635,3 | 63291,3 |
| |-----------+-----------------+--------------+------------+---------------|
| | 2014 | 318193,7 | 147087,5 | 85206,8 | 85899,4 |
| |-----------+-----------------+--------------+------------+---------------|
| | 2015 | 317014,5 | 147087,5 | 82408,2 | 87518,8 |
| |-----------+-----------------+--------------+------------+---------------|
| | 2016 | 451045,3 | 254218,6 | 104857,2 | 91969,5 |
| |-------------------------------------------------------------------------|
| | <*> Объемы финансовых средств федерального бюджета ежегодно |
| | уточняются после принятия федерального закона о федеральном бюджете |
| | на очередной финансовый год и на плановый период. |
| | <**> Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию |
| | Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия |
| | закона Калужской области об областном бюджете на очередной |
| | финансовый год и на плановый период. |
| | <***> Объем финансовых средств, направляемых на реализацию |
| | Программы за счет внебюджетных источников (далее - внебюджетные | | | источники), рассчитан исходя из объемов лесохозяйственных мероприятий |
| | в соответствии с договорами аренды лесных участков и проектами освоения |
| | лесов" |
---------------------------------------------------------------------------------------------Ожидаемые | - Увеличение к 2016 году объема заготовки древесины | | результаты | лесопользователями в сравнении с 2010 годом на 34% (с 818 |
| | тыс. куб. м до 1100 тыс. куб. м); | | | - увеличение к 2016 году площади лесов, переданных в аренду | | | для заготовки древесины, для осуществления рекреационной | | | деятельности, для осуществления видов деятельности в сфере | | | охотничьего хозяйства и других целей, в сравнении с 2010 | | | годом на 27% (с 589 тыс. га до 750 тыс. га); | | | - создание в 2015 - 2016 годах 34,9 км лесных дорог; | | | - обеспечение лесовосстановительных мероприятий на площади | | | 12 тыс. га, увеличение доли хозяйственно ценных лесных | | | насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель | | | к 2016 году до 30,7% (на 1,5%); | | | - внедрение модели интенсивного воспроизводства лесов через | | | создание лесного селекционно-семеноводческого центра, | | | выращивание к 2016 году посадочного материала с закрытой | | | корневой системой в объеме 1 млн. шт. (20% от потребности); | | | | | | | | | | | | | | | - проведение лесоустроительных работ на площади 800 тыс. га | |———————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Система | Контроль за реализацией Программы осуществляется в | | организации | соответствии с постановлением Правительства Калужской | | контроля за | области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка | | исполнением | принятия решений о разработке долгосрочных целевых | | | программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, | | | их формирования и реализации и Порядка проведения и | | | критериев оценки эффективности реализации долгосрочных | | | целевых программ, реализуемых за счет средств областного | | | бюджета" (в ред. постановления Правительства Калужской |
| | области от 31.03.2009 N 111) | |———————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| 1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программным методом
Лесное хозяйство - отрасль экономики, задачами которой являются обеспечение потребностей в древесине и других продуктах леса, сохранение и рациональное использование всего многообразия лесных ресурсов, сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций леса. По данным государственного лесного реестра, площадь лесов Калужской области составляет 1409 тыс. га, в том числе 1254 тыс. га лесов, расположенных на землях лесного фонда. В структуре лесов эксплуатационные леса занимают 62% и леса, выполняющие защитные функции, - 38%. В результате интенсивного использования лесов доминирующие в прошлом хвойные и широколиственные леса были вырублены. Вместо насаждений коренных пород - сосен и елей появились березняки и осинники. В настоящее время насаждения с преобладанием хвойных пород занимают 27% покрытых лесной растительностью земель, твердолиственных
пород - 3%, мягколиственных пород - 69%.
Подавляющая часть хвойных насаждений представлена молодняками и средневозрастными лесами, в мягколиственных лесах доминируют спелые и перестойные древостои. По возрастной структуре молодняки занимают 13%, средневозрастные насаждения - 40%, приспевающие - 22%, спелые и перестойные - 25%. Общий запас древесины составляет 269 млн. куб. м, в том числе хвойных пород - 81 млн. куб. м (30%), мягколиственных пород - 180 млн.
куб. м (67%). Ежегодный прирост насаждений составляет 4,8 млн. куб. м. Ежегодная расчетная лесосека с 2011 года составляет 3136,9 тыс. куб. м, по сравнению с 2010 годом расчетная лесосека возросла на 1031
тыс. куб. м (48%). Площади рубок леса и проводимых лесовосстановительных мероприятий в основном сбалансированы.
Тем не менее в системе использования и воспроизводства лесов Калужской области имеется ряд проблем. Актуальной проблемой освоения лесов области является низкое использование расчетной лесосеки по мягколиственному хозяйству, составляющее в пределах 20%.
Ежегодно свыше 1 млн. куб. м древесины мягколиственных пород (осина, береза) не используется, что приводит к накоплению спелых и перестойных насаждений, к ухудшению товарной структуры лесосечного фонда и санитарного состояния лесов. Основной причиной сложившегося положения является недостаток мощностей, способных переработать в конкурентоспособную продукцию лиственную, низкокачественную древесину, а также древесные отходы лесозаготовок и деревообработки. В последние годы объемы выращивания посадочного материала для лесокультурного производства снижены с 5 млн. шт. в 2007 году до 2-х млн. штук в 2010 году. Низкой (около 2%) остается доля заготавливаемых семян лесных пород с ценными наследственными свойствами. Доля лесных культур, создаваемых посадочным материалом, выращенным из сортовых и улучшенных
семян лесных растений, не превышает 1% от общей площади их создания. При существующих методах воспроизводства лесов в восстанавливаемых насаждениях к возрасту технической спелости доля насаждений с преобладанием хвойных пород, обладающих ценными свойствами, составляет уже менее 1%. Остается высокой доля гибели лесных культур старших возрастов, основной причиной которой является снижение объемов ухода за ними в молодом возрасте.
Снижение качества лесовосстановления несет реальную угрозу повышению продукционного потенциала лесов будущего, восстановлению экологической обстановки в регионах с интенсивными лесозаготовками прошлых лет, снижает возможности повышения устойчивости лесных насаждений и адаптации лесного хозяйства к неблагоприятным факторам в условиях возможного изменения климата.
Наметившиеся тенденции в лесовосстановлении в случае непринятия адекватных организационно-технических мер могут только усилиться и привести к необратимым последствиям. Программа основана на принципах государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (далее - Концепция), и Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 30.10.2008 N 248/482 (далее - Стратегия). Концепцией в качестве приоритетных направлений развития лесного комплекса определено создание системы воспроизводства лесного фонда и
восстановления лесов, улучшение породного состава лесных насаждений. В Концепции установлено, что развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодового действия позволит существенно увеличить объемы использования лесов. Стратегией определены основные факторы возникновения системных проблем в развитии лесного комплекса. В сфере лесного хозяйства к ним
относятся: истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения действующих лесопромышленных предприятий и путей транспорта; недостаточная точность учета лесных ресурсов; невысокое качество лесовосстановления, низкий технический уровень лесохозяйственных работ; слабо развитая дорожная инфраструктура в лесах.
В качестве основных стратегических целей развития лесного комплекса Стратегия предусматривает необходимость обеспечения устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно- экологического потенциала, повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие регионов страны, в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса. Таким образом, приоритеты и цели государственной политики в сфере
лесных отношений определяют необходимость комплексного решения задач лесного хозяйства, направленных на обеспечение непрерывного, неистощительного, рационального и многоцелевого использования лесов с учетом их социально-экологического значения, а также обеспечение гарантированного воспроизводства лесов. Особенностью лесов как природного ресурса является то, что они в отличие от других природных ресурсов сохранили в современных условиях
способность к самовоспроизводству и могут быть не сокращающимся природным ресурсом при соблюдении определенных требований к условиям их эксплуатации и своевременного лесовосстановления.
В связи с этим в период 2012 - 2016 годов лесовосстановление на вырубках, гарях и других не покрытых лесной растительностью лесных землях должно быть обеспечено в объемах, гарантирующих сохранение ресурсного потенциала лесов и их продуктивности за счет проведения необходимых лесовосстановительных мероприятий и обеспечения условий для естественного возобновления хозяйственно ценных пород, а также (в
связи с ограниченными материальными и финансовыми ресурсами) оптимизации соотношения интенсивных и экстенсивных методов лесовосстановления на основе рекомендаций лесоустройства, сохранения генетического потенциала лесов путем внедрения достижений генетики и селекции в лесное семеноводство, применения современных интенсивных технологий выращивания посадочного материала. 2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является повышение эффективности использования лесов, улучшение их воспроизводства, сохранение и повышение устойчивости и ресурсно-экологического потенциала лесов. Для достижения поставленной цели в рамках реализации Программы предусматривается решение следующих задач: - обеспечение интенсивного использования лесов;
- повышение доступности лесов для обеспечения их использования, охраны, защиты и воспроизводства; - повышение продуктивности и качества лесов на основе гарантированного воспроизводства лесных ресурсов, отвечающего современным экологическим и социально-экономическим требованиям, улучшение их экологического состояния и биологического разнообразия; - развитие системы лесоустройства.
Целевыми индикаторами (показателями), позволяющими оценивать достижение цели Программы, будут являться: - объем заготовки древесины лесопользователями; - площадь лесных участков, предоставленных в аренду;
- объем лесовосстановления;
- соотношение площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок лесных насаждений; - объем посадочного материала с улучшенными наследственными свойствами и закрытой корневой системой; - доля хозяйственно ценных лесных насаждений хвойных и твердолиственных пород в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда; - доля лесов, охваченная лесоустройством давностью до 10 лет;
- поступление платы за использование лесов в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе в областной бюджет.
Значения целевых индикаторов (показателей) по годам реализации Программы указаны в приложении N 1 к Программе. 3. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2012 - 2016 годы.
Программа реализуется в один этап.
4. Система основных мероприятий Программы
Для решения задач Программы предполагается реализация мероприятий, указанных в приложении N 2 к Программе, которые систематизируются по указанным направлениям: 4.1. Повышение эффективности использования лесов
Повышение эффективности использования лесов при сохранении их экологических и глобальных функций является одной из основных целей Программы. Освоение расчетной лесосеки в последние годы осуществляется на уровне 30%. По хвойному хозяйству расчетная лесосека используется на 90-95%, по мягколиственному хозяйству - на 15-20%.
Низкий уровень освоения расчетной лесосеки по мягколиственному хозяйству является основной проблемой лесного сектора экономики области. Причиной неполного освоения расчетной лесосеки является низкая товарная ценность эксплуатационного фонда, представленного в основном
мягколиственными породами и недостаточное количество производств по глубокой переработке древесины. В 2010 году объем заготовки древесины лесопользователями составил 818 тыс. куб. м (38,9% от расчетной лесосеки). Освоение расчетной лесосеки в разрезе муниципальных районов колеблется от 15-20% в Износковском, Спас-Деменском, Ульяновском, Куйбышевском районах, до 50-60% в Жуковском, Малоярославецком, Ферзиковском районах. В небольших объемах используются древесные ресурсы в Юхновском, Износковском, Медынском, Куйбышевском и других районах.
Использование расчетной лесосеки в 2010 году составило по Центральному федеральному округу 38,8%, по Калужской области - 38,9%.
Среди многолесных областей Центрального федерального округа уровень освоения расчетной лесосеки в Калужской области на 20,5% ниже, чем в Брянской области и на 8,4% ниже, чем в Рязанской области.
В разрезе хозяйств расчетная лесосека (3136,9 тыс. куб. м) составляет: по хвойному хозяйству - 772,4 тыс. куб. м (24,6%), по мягколиственному хозяйству - 2336,3 тыс. куб. м (74,5%), по твердолиственному хозяйству - 28,2 тыс. куб. м (0,9%). Программой предусматривается довести объем заготовки древесины к 2016 году до 1100 тыс. куб. м (рост в сравнении с 2010 годом на 34%).
Рост потребления древесины может быть достигнут за счет развития производств с глубокой переработкой древесины. Наиболее эффективным направлением использования древесины мягколиственных пород является развитие промышленных мощностей по ее глубокой переработке на основе ресурсосберегающих технологий. Это создание предприятий по выпуску древесных плит, угля, топливных гранул и брикетов, строительных блоков и других. С этой целью в области проводится работа по привлечению инвестиций в развитие лесопромышленного комплекса. Начата реализация ООО "СтройСервис" приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Строительство деревоперерабатывающего комбината по переработке древесины в г. Сухиничи Калужской области". С 2012 года ООО "Управляющая компания "Магнат" планируется строительство комбината по производству фанеры и МДФ в Куйбышевском районе, а также завода по производству древесно-стружечных плит OSB в Людиновском районе. После принятия Лесного кодекса Российской Федерации (от 04.12.2006 N 200-ФЗ) расширились возможности использования лесов для
других целей, прежде всего, рекреации, создания объектов нелесной инфраструктуры, заготовки недревесных лесных ресурсов. В перспективе доля финансовых поступлений в бюджеты всех уровней от использования лесов в этих целях должна существенно увеличиться. Интенсификация использования лесов существенно сдерживается недостаточным развитием транспортной инфраструктуры в лесах. Существенное значение будет иметь повышение доступности лесных ресурсов через наращивание объемов создания лесной транспортной инфраструктуры. Протяженность лесохозяйственных дорог составляет 5924 км. На 100 га площади лесов приходится 0,5 км автомобильных дорог. Дороги круглогодового действия составляют 3727 км или 0,3 км на 100 га лесных участков. Для нормальной интенсификации лесохозяйственного производства имеющейся протяженности дорог круглогодового действия недостаточно (по норме их должно быть 1 км на 100 га). Недостаточная густота дорожной сети, преобладание (более 80 процентов) дорог в плохом техническом состоянии не позволяют обеспечить на должном уровне охрану лесов от пожаров, тушение лесных пожаров, проведение работ по лесовосстановлению, уходу за лесными культурами и молодняками. Наличие развитой сети лесных дорог круглогодичного действия будет
способствовать развитию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, созданию благоприятных условий для инвестиций в лесной
сектор экономики, сохранению и развитию экономического и кадрового потенциала отрасли. В 2016 году планируется строительство 34,9 км лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. В первую очередь лесные дороги необходимо построить в четырех лесничествах - Калужском, Козельском, Думиничском, Юхновском. При строительстве лесной дороги в государственном казенном учреждении (далее - ГКУ) "Калужское лесничество" (Желовское участковое
лесничество) протяженностью 12700 м решается целый спектр задач рационального и неистощительного лесопользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Появляется возможность доступа к лесным участкам, расположенным в глубине (центре) лесного массива между населенными пунктами дер. Мужачи, дер. Корекозево, дер. Большие Козлы,
дер. Желовь. Указанный лесной массив с преобладанием в основном хвойных лесных культур имеет высокий (2) класс природной пожарной опасности, что создает необходимость регулярного контроля за лесопожарной обстановкой (патрулирования) на лесных участках. Строительство вышеуказанной дороги сможет соединить через лесной массив населенные пункты, сократив расстояние и соответственно затраты на горюче-смазочные материалы при организации противопожарных, лесохозяйственных и лесокультурных мероприятий.
Создание лесной дороги в ГКУ "Козельское лесничество" (Лихвинское участковое лесничество) протяженностью 7 км необходимо для обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также развития и совершенствования транспортных связей. Лесной участок площадью 11 тыс. га, на котором планируется создание лесной дороги, находится на большом удалении от центральной усадьбы ГКУ "Козельское лесничество" и
от основного лесного массива лесничества. Строительство лесной дороги
даст возможность сквозного проезда по всему лесному массиву Лихвинского участкового лесничества. В структуре лесов данного лесничества площадь хвойных насаждений составляет 35%, что представляет большую пожарную опасность. Создание лесной дороги в ГКУ "Думиничское лесничество" (Брынское участковое лесничество) протяженностью 5,2 км необходимо для повышения эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также улучшения доступности лесных массивов с целью освоения лесов. Лесная дорога позволит оперативно выявлять очаги лесных пожаров и обеспечивать их ликвидацию. Ежегодный объем работ по уходу за лесами в
данном участковом лесничестве превышает 100 га.
Создание лесной дороги в ГКУ "Юхновское лесничество" (Заресское участковое лесничество) протяженностью 10 км необходимо для оперативного выявления очагов лесных пожаров и их ликвидации, а также
с целью освоения лесных ресурсов. Ежегодный объем работ по уходу за лесами в данном участковом лесничестве превышает 300 га. Направление дороги выбрано по недоступному для проезда лесному участку с большой концентрацией лесохозяйственных работ и хвойных насаждений. 4.2. Воспроизводство лесов
Из общей площади земель лесного фонда, находящихся в ведении министерства лесного хозяйства Калужской области (1254,1 тыс. га), площадь покрытых лесной растительностью земель составляет 1204,8 тыс.
га (96%), из них ценными хвойными породами (ель, сосна) - 319,7 тыс. га (26,5%), твердолиственными породами (дуб, клен, ясень) - 31,6 тыс. га (2,6%), мягколиственными породами - 856,6 тыс. га (70,9%). Не покрытые лесом лесные земли занимают 19 тыс. га, из них фонд лесовосстановления (по состоянию на 01.01.2011) составляет 9,3 тыс. га.
Фонд лесовосстановления распределяется следующим образом:
- гари - 1,0 тыс. га (11%);
- погибшие древостои - 0,5 тыс. га (5%);
- вырубки - 6,1 тыс. га (66%);
- прогалины, пустыри - 1,7 тыс. га (18%).
Несмотря на проводимые лесовосстановительные мероприятия фонд лесовосстановления за последний год возрос на 1,3 тыс. га. Увеличение площади фонда лесовосстановления произошло за счет увеличения площадей гарей, требующих наиболее трудоемких и дорогостоящих лесовосстановительных мероприятий. Основным принципом в воспроизводстве лесов остается обязательное лесовосстановление вырубок и регулируемое, с применением различных способов содействия, естественное возобновление лесов на не покрытых лесом землях.
Основными объектами работ по лесовосстановлению будут сплошные вырубки, ежегодный объем которых ожидается в пределах 2 тыс. га. Учитывая необходимость восстановления лесов на гарях, вырубках прошлых лет, на площадях погибших лесных культур и ускорения процесса воспроизводства лесов, лесовосстановление в целом по Калужской области
на 2012 - 2016 годы проектируется в объеме 12 тыс. га, в том числе посадка и посев леса - 10,1 тыс. га (84% от общего объема
лесовосстановления). От технической оснащенности лесокультурного производства зависит возможность использования крупномерного посадочного материала (саженцев) при создании культур сосны, ели, что повышает их качество и сохранность. Предусматривается довести к 2016 году удельный вес лесных культур
хвойных пород, создаваемых крупномерным посадочным материалом, до 27 процентов от их общего объема. Еще более перспективным направлением является создание лесных культур улучшенным на основании селекционного
отбора посадочным материалом. Перевод лесного семеноводства на селекционно-генетическую основу поможет решить коренной вопрос повышения жизнеспособности и долговечности этих насаждений. Селекционно-семеноводческая работа должна входить составной частью в общую деятельность по воспроизводству лесов. Реализация проектов необходима для обеспечения заготовки семян с улучшенными наследственными свойствами. Доля заготавливаемых семян лесных пород с ценными наследственными свойствами составляет менее 2%
при средне сложившемся показателе в ЦФО 3%. Для повышения эффективности ведения лесного семеноводства, хранения и переработки лесосеменного сырья, производства посадочного материала с закрытой корневой системой из семян с улучшенными наследственными свойствами необходимо создание в Калужской области лесного селекционно-семеноводческого центра (далее - ЛССЦ).
Ежегодный объем выращивания посадочного материала (сеянцев, саженцев) из семян с улучшенными наследственными свойствами в ЛССЦ составит в 2016 году 1 млн. шт., с 2017 года - более 2 млн. шт. в год. Строительство ЛССЦ планируется осуществить в 2013 году. Расходы на строительство ЛССЦ составляют 183804,6 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета. С целью формирования устойчивых, высокопродуктивных, хозяйственно ценных насаждений, улучшения породного состава древостоев рубки ухода
за молодняками запроектированы с 2012 по 2016 год на площади
28 тыс. га. (В редакции Постановления Правительства Калужской области от 21.01.2013 № 16)
4.3. Проведение лесоустройства
Переход к рыночным отношениям в экономике, внедрение в практику аренды лесных участков и других новых форм и процедур организации использования лесов требуют проведения лесоустройства и повышения уровня лесоустроительного проектирования. Планируется проведение следующих мероприятий по лесоустройству:
- проектирование лесных участков;
- закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; - таксация лесов;
- проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Площадь лесов, на которых лесоустройство проводилось более 10 лет
назад, составляет более 500 тыс. га. В связи с давностью лесоустройства и ежегодными значительными изменениями на землях лесного фонда отсутствует достоверный учет лесных ресурсов. Данные лесоустроительные материалы не могут быть использованы как обязательные нормативно-технические документы для ведения лесного хозяйства, пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного и текущего планирования, что снижает эффективность использования лесов. Исходя из состояния изученности земель лесного фонда, давности проведения лесоустройства, а также учитывая потребности лесного хозяйства в достоверной информации о лесах, необходимо провести очередное лесоустройство в лесах в течение 2012 - 2016 годов на площади 800 тыс. га. 4.4. Осуществление функций государственного управления
в области лесных отношений
В систему функций государственного управления входит осуществление государственной политики в области лесных отношений, организация использования и воспроизводства лесов, обеспечение сохранения средообразующих, защитных, водоохранных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и иных природных полезных свойств лесов. При организации использования лесов осуществляется формирование лесных участков с целью предоставления в пользование - определение местонахождения, границ, площади лесных участков, таксационных показателей насаждений, составление карт-схем, подготовка актов натурного технического обследования, постановка лесных участков на кадастровый учет; определение объемов пользования лесными участками, в
том числе организация работ по отводу и таксации лесосек, ведение реестра лесных участков, а также заключение договоров аренды, договоров безвозмездного срочного пользования лесными участками, договоров купли-продажи лесных насаждений. При воспроизводстве лесов осуществляются планирование и организация выполнения мероприятий по лесовосстановлению и уходу за лесами, по переводу молодняков в покрытые лесом земли и вводу молодняков в категорию хозяйственно ценных насаждений. 4.4. Осуществление функций лесохозяйственной деятельности
(Раздел дополнен - Постановление Правительства Калужской
области от 24.07.2013 № 372)
Проведение данного мероприятия обеспечивает увеличение уставного фонда государственного предприятия Калужской области "Юхновский
лесхоз" и государственного предприятия Калужской области "Людиновский
лесхоз".
5. Ресурсное обеспечение Программы (В редакции Постановления Правительства Калужской области
от 24.07.2013 № 372; от 02.08.2013 № 404)
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств федерального и областного бюджетов и внебюджетных финансовых средств. Объемы и источники финансирования мероприятий по годам (тыс. рублей, в ценах соответствующих лет): ---------------------------------------------------------------------------------------------------
| "Источники | Всего на | В том числе |
| финансирования | 2012-2016 |------------------------------------------------------|
| | годы | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год |
|----------------------------+-----------+----------+----------+----------+----------+----------|
| Общий объем | 1653486,1 | 264293,3 | 302939,3 | 318193,7 | 317014,5 | 451045,3 |
| финансирования, в том | | | | | | |
| числе за счет средств: | | | | | | |
|----------------------------+-----------+----------+----------+----------+----------+----------|
| 1. Федерального | 830144,1 | 137737,8 | 144012,7 | 147087,5 | 147087,5 | 254218,6 |
| бюджета (всего)<*> | | | | | | |
|----------------------------+-----------+----------+----------+----------+----------+----------|
| 1.1. Федерального | 777762,1 | 137737,8 | 144012,7 | 147087,5 | 147087,5 | 201836,6 |
| бюджета (субвенции) <*> | | | | | | |
|----------------------------+-----------+----------+----------+----------+----------+----------|
| в том числе: | | | | | | |
|----------------------------+-----------+----------+----------+----------+----------+----------|
| - внесение изменений в | 2275,6 | 2275,6 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
| лесной план Калужской | | | | | | |
| области и | | | | | | |
| лесохозяйственные | | | | | | |
| регламенты лесничеств | | | | | | |
|----------------------------+-----------+----------+----------+----------+----------+----------|
| - отвод и таксация лесосек | 9854,0 | 2342,5 | 1663,6 | 1949,3 | 1949,3 | 1949,3 |
|----------------------------+-----------+----------+----------+----------+----------+----------|
| - воспроизводство лесов и | 128076,1 | 24034,9 | 22800,3 | 27080,3 | 27080,3 | 27080,3 |
| лесоразведение | | | | | | |
|----------------------------+-----------+----------+----------+----------+----------+----------|
| - лесоустройство | 54749,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 54749,1 |
|----------------------------+-----------+----------+----------+----------+----------+----------|
| - осуществление функций | 582807,3 | 109084,8 | 119548,8 | 118057,9 | 118057,9 | 118057,9 |
| государственного | | | | | | |
| управления в области | | | | | | |
| лесных отношений | | | | | | |
|----------------------------+-----------+----------+----------+----------+----------+----------|
| 1.2. Федерального бюджета | 52382,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 52382,0 |
| (субсидии) <*> | | | | | | |
|----------------------------+-----------+----------+----------+----------+----------+----------|
| в том числе: | | | | | | |
|----------------------------+-----------+----------+----------+----------+----------+----------|
| - создание лесных дорог, | 52382,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 52382,0 |
| предназначенных для | | | | | | |
| охраны, защиты, | | | | | | |
| воспроизводства лесов | | | | | | |
|----------------------------+-----------+----------+----------+----------+----------+----------|
| 2. Областного бюджета <**> | 421898,8 | 53791,3 | 95635,3 | 85206,8 | 82408,2 | 104857,2 |
|----------------------------+-----------+----------+----------+----------+----------+----------|
| 3. Внебюджетных | 401443,2 | 72764,2 | 63291,3 | 85899,4 | 87518,8 | 91969,5" |
| источников <***> | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Объемы финансирования мероприятий Программы по годам отражены в
приложении N 2 и могут ежегодно корректироваться с учетом объемов финансирования, утвержденных в бюджетах. -------------------------------- <*> Объемы финансовых средств федерального бюджета ежегодно уточняются после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. <**> Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. <***> Объем финансовых средств, направляемых на реализацию Программы за счет внебюджетных источников, рассчитан из объемов мероприятий в соответствии с договорами аренды лесных участков и проектами освоения лесов. При реализации Программы возможно возникновение рисков, снижающих эффективность ее выполнения: - финансовых рисков, связанных с инфляцией, дефицитом бюджетных средств, ростом стоимости ресурсов на рынке капитала и др., что может повлечь выполнение запланированных мероприятий не в полном объеме. В этом случае объемы средств, необходимых для финансирования мероприятий Программы в очередном году, уточняются и в случае необходимости вносятся соответствующие предложения о внесении изменений в закон Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и постановление Правительства Калужской области "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие лесного хозяйства Калужской области на 2012 - 2016 годы"; - рисков, связанных с причинами природного характера. В зависимости от характера и масштабности проявления данных рисков могут возникнуть критические ситуации, связанные с повреждаемостью и гибелью лесов вследствие лесных пожаров, вспышек массового размножения вредных организмов, что приведет к незапланированному увеличению объемов санитарных рубок лесных насаждений. Потребуется активная работа по организации торгов (конкурсов, аукционов) на проведение соответствующих работ; - рисков, связанных с социально-экономическими факторами: неблагоприятная экономическая ситуация на рынке лесной продукции, пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций проведению мероприятий Программы. Неблагоприятная экономическая ситуация на рынке относится к внешним факторам и может стать причиной снижения мотивации лиц, использующих леса, к активной деятельности, что приведет к снижению объемов использования и получения лесного дохода. 6. Механизм реализации Программы Организация реализации Программы возлагается на министерство лесного хозяйства Калужской области - заказчика Программы. Для получения средств из федерального бюджета заказчик Программы ежегодно разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетные заявки в Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз). Для получения средств из областного бюджета заказчик Программы ежегодно подготавливает и представляет в установленном порядке в министерство финансов Калужской области и в министерство экономического развития Калужской области сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы на очередной финансовый год и на плановый период. Объем финансовых средств, направляемых на реализацию Программы за счет внебюджетных источников, определяется из объемов мероприятий в соответствии с договорами аренды лесных участков и проектами освоения лесов. Исполнители программных мероприятий, реализуемых за счет федеральных и областных ассигнований, определяются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Мероприятия Программы реализуются посредством заключения государственных контрактов между заказчиком Программы и исполнителями мероприятий Программы, определяемыми в порядке, установленном федеральным законодательством. Заказчик Программы обеспечивает исполнение программных мероприятий с соблюдением установленных сроков и объемов бюджетного финансирования, предоставляет в установленном порядке необходимую отчетную информацию, разрабатывает предложения по продлению сроков реализации мероприятий и несет ответственность за несвоевременное выполнение мероприятий Программы. Эффективность реализации Программы и использования выделенных на нее средств областного бюджета обеспечивается за счет: - исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств; - прозрачности использования бюджетных средств. Результативность Программы будет оцениваться на основе целевых показателей, обозначенных для оценки эффективности проводимых мероприятий Программы. 7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения Управление реализацией Программы осуществляет заказчик Программы. Заказчик Программы: - осуществляет текущее управление реализацией Программы; - в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за реализацию Программы и обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию; - с учетом выделяемых ежегодно на реализацию Программы средств распределяет их по программным мероприятиям; - организует отбор поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг по каждому программному мероприятию в соответствии с нормами действующего законодательства; - организует внедрение информационных технологий в целях управления Программой и контроля за ходом ее реализации; - ежеквартально до 10-го числа месяца и ежегодно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в министерство экономического развития Калужской области отчеты о ходе (итогах) выполнения целевых показателей Программы, эффективности использования средств областного бюджета, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы; - ежегодно в установленном порядке вносит предложения по уточнению мероприятий Программы, перечню целевых показателей и индикаторов реализации Программы на соответствующий год; - осуществляет работу по координации деятельности исполнителей Программы, обеспечивая их согласованные действия по подготовке и реализации мероприятий Программы; - в случае необходимости подготавливает и утверждает положения о порядке финансирования отдельных мероприятий Программы; - осуществляет контроль за выполнением арендаторами программных мероприятий. Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения осуществляется в соответствии с подразделом 4.2 раздела 4 Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111). 8. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы Разработанная в Программе система мероприятий по повышению эффективности использования лесов, улучшению их воспроизводства, сохранению и повышению устойчивости и ресурсно-экологического потенциала позволит создать условия для реализации поставленной цели - повышения интенсивности использования лесов, направленной на увеличение лесного дохода с единицы лесной площади, на основе дальнейшего развития и совершенствования арендных отношений, через расширение объемов различных видов использования лесов, более широкое использование выборочных рубок для целей заготовки древесины, обеспечение процесса своевременного лесовосстановления на не покрытых лесной растительностью лесных землях лесного фонда, улучшение породного состава и повышение производительности лесов. Кроме того, сами лесовосстановительные мероприятия в период действия Программы намечается проводить на более высоком качественном и технологическом уровне. Это означает прежде всего выращивание посадочного материала для создания лесных культур путем увеличения доли саженцев и сеянцев с закрытой корневой системой, использование семян с улучшенной наследственностью, внедрение современных методов подготовки почвы и посадки лесных культур, сохранение с помощью интенсивных уходов благоприятных условий произрастания уже созданным молодым насаждениям и ряд других мер. Эффект от этих мероприятий выразится как в получении высококачественного и ценного леса, так и в сокращении затрат на проведение последующих трудоемких уходов. Проведение намеченных мероприятий позволит сохранить экологический и ресурсный потенциал лесов, обеспечить своевременное их воспроизводство хозяйственно ценными древесными породами. В результате реализации программных мероприятий изменится структура лесов, площадь хозяйственно ценных лесных насаждений хвойных и твердолиственных пород в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда увеличится на 1,5%. Комплексный прогноз структуры лесов |—————————————————————————|———————————————————|———————————————| | Показатели | По данным | Прогноз на | | | государственного | 01.01.2017 | | | лесного реестра | | | | на 01.01.2011 | | |—————————————————————————|———————————————————|———————————————| | Доля древесных пород, | Береза - 50,1 | Береза - 49,7 | | в % от лесопокрытой |———————————————————|———————————————| | площади | Дуб - 2,5 | Дуб - 2,6 | | |———————————————————|———————————————| | | Ель - 17,1 | Ель - 17,3 | | |———————————————————|———————————————| | | Осина - 15,6 | Осина - 15,3 | | |———————————————————|———————————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|