Расширенный поиск
Постановление Правительства Калужской области от 29.06.2012 № 329КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ 29 июня 2012 г. N 329 О Концепции долгосрочного развития театрального дела в Калужской области на период до 2020 года В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1019-р "О концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года" и пунктом 1 Перечня поручений Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2011 года N ВП-П44-8657 Правительство Калужской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить Концепцию долгосрочного развития театрального дела в Калужской области на период до 2020 года (прилагается). 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор Калужской области А.Д.Артамонов КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА 1. Введение Концепция долгосрочного развития театрального дела в Калужской области на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана министерством культуры Калужской области. Разработка настоящего документа базировалась на положениях Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года. В настоящей Концепции представлен анализ современного состояния театрального дела в Калужской области, сформулированы цели и задачи разработки Концепции, определены основные направления развития театрального дела в регионе, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции. В Концепции использованы следующие термины и понятия: Театральное дело - организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление театральной деятельности. Театральная деятельность - деятельность, направленная на создание и (или) показ спектаклей. Театральное искусство - один из видов исполнительских искусств (наряду с музыкальным и цирковым искусствами), обладающий специфическими особенностями (синтетичность, коллективность творчества, непосредственность контакта со зрителем и др.), делающими его произведения - спектакли - уникальными, не имеющими аналогов в других родах и видах искусства. Виды театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл и др.), театр кукол, театр пантомимы и др. Театр - организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства. Труппа - творческий коллектив артистов театра. Профессиональный театр - театр с профессиональной труппой. Любительский театр - театр с любительской труппой (самодеятельный театр). Спектакль - 1) название сценического произведения в репертуаре театра (постановка); 2) акт показа сценического произведения (представление). Репертуар - 1) совокупность литературных или музыкально-литературных произведений, предназначающихся для постановки в театре; 2) совокупность сценических произведений (постановок, названий), готовых к показу зрителям (текущий репертуар). Новая постановка - новый спектакль, подготовленный и включенный в текущий репертуар театра. Капитально возобновленная постановка - постановка, входившая ранее в репертуар театра и восстановленная для показа зрителям с сохранением прежнего художественного решения, но с обновлением материального оформления и/или со сменой состава исполнителей. Репетиция - форма творческой работы артистов под руководством режиссера (дирижера, балетмейстера, хормейстера) при подготовке новой постановки, капитальном возобновлении или корректировке спектакля текущего репертуара. Репертуарный театр - театр, обладающий, как правило, постоянной труппой, сценической площадкой и имеющий в текущем репертуаре определенное количество спектаклей (названий). Антреприза - форма организации театрального дела, в которой предприниматель или организация набирает актеров для участия в конкретном театральном проекте. Свободная (открытая) площадка - организация, не имеющая собственной театральной труппы и предоставляющая свою сценическую площадку для показа или выпуска и показа спектаклей различных театральных организаций. Выездной спектакль - спектакль, показываемый не на своей площадке, но в пределах своего города (региона), с возвратом участников к месту основного базирования в пределах текущих суток. Гастроли - показ спектаклей вне места постоянной деятельности театра - в населенных пунктах собственного региона (региональные гастроли), в другом регионе (межрегиональные гастроли), в другой стране (зарубежные гастроли). Театральный фестиваль - показ (смотр) достижений театрального искусства. 2. Цели и задачи разработки концепции В период инновационного типа развития экономики ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры. Путь к инновациям лежит через повышение интеллектуального уровня людей, что возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества. Государственная политика в сфере культуры направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом. По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития сферы культуры в целом и ее отдельных отраслей. Возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе, регионе. Театральное искусство в регионе занимает существенное место в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни и качества социальной среды. Театр - одна из немногих сфер живого человеческого общения, не опосредованного техническими средствами. Театральное искусство обладает особой силой воздействия на зрителя, побуждая его к сотворчеству: театральные зрители, наряду с актерами, режиссерами, художниками, музыкантами - участники создания сценического произведения. Театральную деятельность в чрезвычайно узком экономическом смысле можно отнести к сфере услуг и только применительно к одной из ее составляющих - показу спектакля. Особая миссия театра - доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству. Театральное искусство характеризуется неразрывной связью с театральным образованием. Российская модель репертуарного театра обеспечивает не только возможность активного сотрудничества театров и учебных заведений в образовательном процессе, но и неформальное, фактически непрерывное образование в театральных труппах в процессе практической творческой деятельности. Репертуарный театр с постоянной труппой способен обеспечить преемственность актерского искусства. Актер, получивший основы мастерства в театральном учебном заведении, по-настоящему осваивает профессию только в театре, в работе с режиссерами, с мастерами сцены старшего поколения. В рамках репертуарного театра благодаря активному взаимодействию театральных педагогов и практиков сформировалась уникальная российская актерская школа. Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. Вклад театра в формирование человеческого капитала - важнейшего фактора экономического роста, позволяет считать социальными инвестициями расходы государства на поддержку театрального искусства. Не поддающийся прямому измерению социально-культурный эффект театральной деятельности по сути неизмеримо выше его рыночной оценки. Как уже показал двадцатилетний опыт отечественных преобразований в социально-экономической сфере, механическое распространение на сферу культуры принципов реформирования, применявшихся в сфере материального производства, не только не дает положительного эффекта, но и приводит к отрицательным результатам. В прошедшие два десятилетия театральное дело претерпевало существенные изменения на фоне начавшегося формирования гражданского общества в нашей стране. Предстоящий период требует особого внимания к этим процессам с тем, чтобы, с одной стороны, не потерять в ходе перемен всемирно признанные достижения отечественного театрального искусства, с другой - чтобы театральное дело не осталось в арьергарде общего развития и не стало тормозом для новых форм социально-экономических отношений в этой сфере. В этом контексте особое значение будет иметь консолидированная деятельность самого театрального сообщества, умение выработать принципы и нормы, необходимые для развития театрального дела на новом этапе. Бытование и развитие искусства в любом регионе, претендующем на ведущие позиции в современном культурном пространстве, определяет необходимость включения его в общемировой контекст. Исходя из этого, определяются три направления развития театрального дела в Калужской области. Во-первых, следует брать, по возможности, все лучшее, что накоплено в мировом театральном процессе. Во-вторых, необходимо, охранять собственные традиции и достижения театров региона. В-третьих, в условиях свободы передвижения товаров, услуг, людей и капитала надо стремиться к созданию организационных и финансовых возможностей для повышения конкурентоспособности театров региона в международном пространстве. В обстоятельствах открытого мира без культурных барьеров государство должно занимать протекционистскую позицию в отношении театра, в первую очередь, объектом государственной защиты должна стать традиционная российская модель репертуарного театра. Театральное дело должно обеспечить в предстоящем десятилетии не только сохранение достижений прежних лет, но и дать новые импульсы развитию театра и как виду искусства, и как социальному институту, отвечающему на запросы жителей региона. Цель разработки Концепции - определение путей и способов сохранения достижений сценического искусства, а в долгосрочной перспективе (2012 - 2020 годы) обеспечения динамичного развития театрального дела, как в традиционных формах, так и с использованием экспериментальных подходов, адаптации мирового опыта в этой сфере. В соответствии с этой целью в Концепции на ближайший период времени и долгосрочную перспективу сформулированы следующие задачи развития театрального дела: создание условий для развития театра как вида искусства, расширение разнообразия театрального предложения, расширение доступности театрального искусства для различных групп населения, увеличение зрительской аудитории театров; поддержка развития драматургии и театральной критики. Обеспечить решение этих задач должно: государственная и общественная поддержка различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив; кадровое обеспечение театральной деятельности, соответствующее современным требованиям; поддержка механизмов самоорганизации в театральном деле; совершенствование материально-технической базы, реконструкция имеющихся театральных зданий; совершенствование нормативно-правовой базы. 3. Доступность театрального искусства для населения Калужской области За последние пятнадцать лет театры Калужского региона пережили кардинальные изменения, коснувшиеся практически всех аспектов их деятельности - от организации творческого процесса до принципов управления и экономики. Несмотря на необходимость адаптации к новым условиям, калужские театры за этот период смогли увеличить объемы своей деятельности. Сеть театров В настоящий момент в Калужской области функционируют 2 областных театра: Государственное бюджетное учреждение культуры Калужской области "Калужский ордена Трудового Красного Знамени областной драматический театр" и Государственное бюджетное учреждение культуры Калужской области "Театр юного зрителя (ТЮЗ)", 1 муниципальный театр - Муниципальное учреждение культуры "Калужский театр кукол", 26 народных театров, 12 молодежных, детских, экспериментальных театральных студий. Доля профессиональных театров в Калужской области составляет 7,3%. В 2007 году распоряжением Правительства Российской Федерации (от 13 июля 2007 г. N 923-р) были одобрены социальные нормативы в части услуг профессиональных театров, устанавливающие минимальное количество государственных и муниципальных театров разных видов в субъектах Российской Федерации (кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга), зрительских мест на каждые 5 тыс. чел. в городских поселениях и городских округах с числом жителей более 100 тыс. чел. Для граждан, живущих в сельской местности, возможность приобщения к театральному искусству либо исключена, либо сильно затруднена. Как показывает мировая практика, наличие театра в городе - один из факторов для инвестиционных и промышленных компаний при принятии ими решения об открытии нового бизнес-проекта. В этом случае рабочая сила оценивается экспертами как потенциально более культурная, образованная и, соответственно, квалифицированная. Наличие театра является дополнительным аргументом и для привлечения высокопрофессиональных кадров, переезжающих из других мест. Театральное предложение Статистические данные свидетельствуют о росте общего числа мероприятий, проведенных профессиональными театрами Калужской области: с 793 в 2006 году до 966 в 2011 году. Число посещений театров после резкого спада в конце 1980-х первой половине 1990-х годов, имело тенденцию роста. В 2006 году профессиональные калужские театры посетило 170,2 тыс. чел, а в 2011 - 209,1 тыс. чел. Кроме того большую работу со всеми возрастами зрителей ведут в муниципальных районах области народные, молодежные, детские и экспериментальные театры и театральные студии. Количественная нехватка театров в прошлые десятилетия частично восполнялась широко распространенной системой гастролей, которая к тому же укрепляла связи в едином театральном пространстве, способствовала межнациональному общению, демонстрации лучших художественных достижений, знакомству жителей провинции с творчеством ведущих мастеров сцены, расширению театрального предложения. Особым направлением современного театрального процесса является развитие театра для детей. Несмотря на определенную положительную динамику последних лет, следует признать, что произошедшие социально-экономические преобразования оказали негативное воздействие на систему художественно-эстетического воспитания, сформированную российским театром. Культурные акции, ориентированные на детей и юношество наименее адаптированы к рыночной экономике. В этой связи отсутствие стройной системы государственного протекционизма приобщения детей к театру может привести к утрате завоеванных позиций в этой области, а в будущем как следствие - к резкому снижению интереса к театру взрослого населения. Для детей и подростков театр - это мощнейший инструмент социализации личности, становления художественного вкуса, механизм воспитания эстетически развитой, творческой личности. Театры для детей - первые, куда приходит юный зритель. От них зависит, станет ли он в будущем постоянным, настоящим зрителем драматического и музыкального театра. Отечественный театр сформировал особый институт - профессиональные театры для детей и подростков. Созданный в Калуге в конце 50-х годах театр юного зрителя (ТЮЗ), стал первым опытом работы на территории области театра с детской аудиторией. ТЮЗ, призванный органично соединить профессиональное искусство и педагогику, прошел длинный и во многом яркий путь, но сегодня их дальнейшая судьба требует особого внимания. Будущее калужского театрального дела требует радикального расширения круга детей, приобщенных к театру. Сегодня эту задачу систематически решают ТЮЗ и театры кукол. Но они ориентированы, главным образом, на дошкольный и младший школьный возраст. Дети в возрасте от 10 до 16 лет получают весьма ограниченное театральное предложение. Ориентация на платежеспособный спрос населения области обуславливает умеренный размер цен на билеты подавляющего большинства театров ориентированный в том числе и на малодоходных граждан. В театрах, поддерживающих высокий уровень цен, повышение доступности для малообеспеченных групп населения реализуется через глубоко дифференцированную расценку мест зрительного зала, обеспечивающую наличие определенного количества недорогих билетов, а также проведением целевых спектаклей для пенсионеров, многодетных семей, воспитанников детских домов и т.п. Расширение доступности театрального искусства должно обеспечиваться мероприятиями, направленными на постепенное выравнивание возможностей посещения театров для жителей города и области, граждан с различным уровнем доходов, граждан с ограниченными возможностями. Расширение доступности театрального искусства для различных групп населения укрепляет единство театрального пространства. Оно должно обеспечиваться: сближением позиций органов исполнительной власти региона и муниципальных образований в вопросах нормативного регулирования театральной деятельности; расширением сети государственных и муниципальных театров, приведением ее в соответствие минимальным социальным нормативам в части услуг профессиональных театров, одобренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 г. N 923-р; использованием в процессе финансового обеспечения выполнения задания учредителей государственными и муниципальными театрами мер экономического стимулирования расширения театральной зрительской аудитории; согласованным экономическим регулированием гастрольной деятельности калужских театров с поддержкой этой деятельности из областного и муниципального бюджетов; улучшением информационного обеспечения отраслевого управления в театральном деле (повышение уровня достоверности статистического учета, деятельности информационных служб). Радикальное увеличение театрального предложения для детей и подростков требует экономического стимулирования учредителями театров всех уровней постановки и проката спектаклей для детей в рамках финансирования государственных (муниципальных) заданий, в иных формах: написания драматургических и музыкально-драматических произведений детского и подросткового репертуара; постановок, как в ТЮЗах, так и во "взрослых" театрах спектаклей детского и подросткового репертуара; дополнительного материального и морального стимулирования артистов, режиссеров, дирижеров, балетмейстеров, художников - создателей спектаклей для детей и подростков; изучения и распространения положительного отечественного и зарубежного опыта в области театра для детей и подростков; экспериментальных и малых форм детского театра, ориентированных на небольшое количество зрителей, обеспечивающих близкий контакт исполнителей со зрителями; вовлечения школьных учителей в разработку и реализацию воспитательных программ средствами профессионального театра; гастролей театров с детским и подростковым репертуаром. 4. Развитие театра как вида искусства Из двух видов театральной деятельности - создание и показ спектаклей - определяющим для развития театра как вида искусства является создание новых постановок. Выбор репертуара, репетиционная работа при подготовке нового спектакля - основные составляющие творческого процесса. Количество новых постановок в репертуарном театре определяется множеством факторов, включая возможности труппы, потребности зрителей, ограниченность ресурсов и др. Но театр, не уделяющий должного внимания подготовке новых постановок, неминуемо оказывается в состоянии творческой стагнации. Важным элементом развития театрального искусства являются экспериментальные постановки. Такие постановки не всегда ориентированы на успех у массового зрителя, поэтому могут пользоваться ограниченным спросом. При этом наличие в театре права на эксперимент является чрезвычайно важным как для развития театрального искусства, так и для культуры в целом. Индикаторы развития театрального искусства определяются в сообществе самих театральных деятелей в сотрудничестве с театральной критикой. В этом процессе важную роль играют театральные фестивали, как российские, так и международные. Для признания новаций отечественного театра важную роль играют зарубежные гастроли театров. 4.1. Репертуар В 2011 году по статистическим данным в репертуаре театров спектакли по произведениям современных отечественных авторов составили 34,3%. На втором месте - спектакли по произведениям современных зарубежных авторов -23,9%, русская классика составила 19,3%, зарубежная - 11,3%, другие - 11,2%. При этом необходимо признать, что критерии отнесения произведения к "современным" при статистическом учете весьма устарели. К "современным отечественным" статистика относит, в том числе пьесы, написанные в 1960-х - 1980-х годах. Эти, по сути ставшие классическими пьесы занимают главное место в рубрике "современные отечественные". А произведений, созданных в последние годы, в репертуаре театров чрезвычайно мало. Развитие сценического искусства требует актуального, художественно полноценного современного драматургического или музыкально-драматического текста. Несмотря на значение классического репертуара, театр не может обойтись без произведений, проникнутых проблематикой настоящего момента. Зритель должен иметь возможность видеть на сцене жизнь современных людей. Без этого направления невозможно полноценное развитие всех видов театрального искусства. Именно поэтому оно нуждается в объемной, целенаправленной, постоянной поддержке государства. В целях продвижения к сцене произведений современных авторов министерство культуры Калужской области в сотрудничестве с общественными организациями реализуют комплекс соответствующих мер. Наряду с адресной поддержкой постановок по современной драматургии, приобретаются авторские права на произведения для их реализации в театрах-заявителях. Таким образом, на сегодняшний день существуют механизмы поддержки различных составляющих процесса создания и продвижения современной драматургии - от лабораторий и семинаров, в рамках которых появляются новые тексты, до постановки спектаклей и демонстрации их на специализированных смотрах. Однако следует признать, что данная работа не носит системного характера, не осмысливается и не анализируется как единый процесс. Несмотря на предпринимаемые усилия, калужские театры недостаточно активно включают современные произведения в свой репертуар. Острая нехватка спектаклей для подростков - не только культурная, но и важная социальная проблема российского и калужского театрального искусства. Оставляя в этом сложном переходном возрасте подростков фактически без театрального предложения, театр рискует остаться в будущем без театрального зрителя, а общество - лишиться духовно развитых людей. Действующие механизмы стимулирования российских драматургов, композиторов для создания драматических и музыкально-драматических произведений для подростков, а театров - для постановки таких спектаклей недостаточны. Инициация создания и продвижения к сценическому воплощению современных драматических и музыкально-драматических произведений должна стать одной из важных задач государственной поддержки театрального процесса. Поддержка создания новых спектаклей, в том числе, произведений по современной драматургии должна включать в себя следующее: - экономическое стимулирование учредителями театров всех уровней подготовки новых спектаклей, в том числе, с учетом художественной миссии театра, и произведений современных авторов в рамках финансирования государственных (муниципальных) заданий, в иных формах; - расширение объемов и форм региональной поддержки создания произведений, предназначенных для постановки в театрах Калужской области; - проведение фестивалей и конкурсов ориентированных на детскую и молодежную аудиторию; - финансовую поддержку из областного бюджета драматургических фестивалей, мастер-классов. 4.2. Театральные фестивали Театральный фестиваль - важная форма мониторинга развития театрального искусства. Конкурсы, как правило, проводимые в рамках фестивалей, стимулируют творческий поиск. Закономерно, что большая часть фестивалей организуется в театральных городах, где много театров, где не ослабевает художественный поиск, где концентрируются лучшие театральные силы, где есть понимающий и ценящий искусство театра зритель. Уже в течении десятилетия в Государственном бюджетом учреждении культуры Калужской области "Калужский ордена Трудового Красного Знамени областной драматический театр" проводится Всероссийский театральных фестиваль "Старейшие театры России в Калуге", создана Ассоциация старейших театров России под руководством Народного артиста СССР Ю.М.Соломина. Большинство фестивалей находит экономическую поддержку в виде субсидий из бюджетов разных уровней. Для их проведения активно привлекаются и спонсорские средства. Необходимо постоянно изыскивать адекватные меры для сохранения наиболее важных для развития театрального искусства международных, всероссийских и региональных театральных фестивалей. 5. Финансовая поддержка театрального искусства В процессе предстоящих реформ необходимо учитывать, что учреждая театры для выполнения определенной миссии, с которой рынок справиться принципиально не способен, государство берет на себя бюджетные обязательства по финансированию их текущей деятельности, и тем самым принимает ответственность за функционирование на благо общества всего отечественного театрального дела. Поэтому финансирование государственных театров не может быть переориентировано на отдельные проекты, имеющие определенную длительность и конкретное содержание. В предстоящем десятилетии в области государственного (муниципального) финансирования калужских театров на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления необходимо: - предпринять меры, направленные на сохранение творческого потенциала и материального комплекса театров; - предоставлять гранты творческим проектам на конкурсной основе. 6. Кадровое обеспечение деятельности театров 6.1. Подготовка кадров и повышение квалификации работников театров Подготовку творческих кадров для театров ведут восемь государственных театральных вузов. Четыре из них в Москве, еще четыре в городах Санкт-Петербурге, Ярославле, Екатеринбурге, Новосибирске. Актеров со средним специальным образованием готовят три театральных училища. Особенность театрального образования, как и образования в других видах искусств, определяется тем, что оно базируется не только на накопленных знаниях, как в большинстве других сфер, а на непосредственной передаче опыта, умений от учителя к ученику и не только на интеллектуальном, но и на чувственном, духовном уровне. Это обстоятельство в значительной степени определяет специфику театрального образования, которая не в достаточной степени учитывается действующим законодательством об образовании, другими нормативными правовыми актами. Калужские театры играют заметную роль во всероссийском театральном пространстве среди региональных театров, что подтверждается регулярными успехами на всероссийских театральных конкурсах, фестивалях. С большим успехом прошли гастроли Калужского областного драматического театра во Франции и Италии. Калужский актер М.А.Пахоменко в 2012 году получил высшую награду в области театрального искусства России национальную театральную премию "Золотая маска". Кроме артистического и художественно-творческого состава театры нуждаются в работниках ряда специфических исполнительских театральных специальностей - художниках-декораторах, художниках-бутафорах, художниках-гримерах, требующих среднего специального образования. Подобных специалистов готовит ограниченный круг средних специальных учебных заведений (в Москве, Казани, Уфе). Театральное образование тесно связано с практической деятельностью театров. В педагогическом составе театральных ВУЗов значительную часть составляют практики театра, включая выдающихся мастеров сцены. Особый эффект достигается в образовательных проектах, осуществляемых учебным заведением совместно с театром (курсы-студии при театрах) с активным привлечением к педагогической деятельности, где это возможно, художественных руководителей театров, режиссеров, ведущих актеров. Так совместно с Российской академией театрального искусства на базе Калужского областного драматического театра были подготовлены 2 курса молодых актеров для восполнения молодежного состава труппы театра. В будущем также запланировано целевое обучение студентов на базе калужских театров. В интересах развития областного театрального дела требуют государственной поддержки проведение мероприятий (молодежных театральных фестивалей, творческих конкурсов, лабораторий и т.п.), способствующих осуществлению первых самостоятельных работ, вхождению в профессиональную творческую деятельность выпускников театральных образовательных учреждений. Качество театральной деятельности и развитие отечественного сценического искусства во многом зависит от корпуса руководителей театров. Цели и задачи театра изначально имеют разнонаправленные векторы: удовлетворение эстетических потребностей населения и развитие этих потребностей; обеспечение гражданам области доступности к культурным благам и реализация ценовой политики, позволяющей максимизировать доходы; создание максимально благоприятных условий для творчества, для развития театрального искусства и решение повседневных задач проката текущего репертуара и т.д. Соответственно этому при управлении театром решаются, с одной стороны, задачи художественно-творческого определяющего ряда, с другой - задачи организационно-хозяйственные, подчиненные первым, но не менее важные в общем творческо-производственном процессе. Руководители театров, и художественные, и административные, должны осознавать необходимость использования современных методов управления, опирающимися на стратегическое планирование, маркетинговые исследования, PR-технологии, фандрейзинговые процедуры и т.п. В структуре театров необходимы подразделения, реализующие эти управленческие технологии, укомплектованные компетентными специалистами, имеющими необходимую подготовку. В области подготовки кадров и повышения квалификации для реализации концепции необходимо: - сформировать на территории области систему повышения квалификации и стажировок работников театров; - продолжить организацию целевого обучения актеров. 6.2. Социальная защита работников театров Театр на рынке артистического труда оказывается неконкурентоспособен по сравнению с кино и телевидением. Развитие театрального дела в предстоящем десятилетии требует принятия мер, кардинально меняющих ситуацию. Средняя заработная плата работников государственных и муниципальных театров должна быть не ниже средней заработной платы в целом по региону. Творческий труд в театре разнообразен и уникален. Спектакли создаются усилиями артистического персонала и художественного персонала - режиссеров, дирижеров, балетмейстеров, театральных художников. Для художественного персонала отчетливо проявляется тенденция изменения характера договорных отношений с театрами в пользу гражданско-правовых договоров взамен трудовых. Эта категория творцов театра постепенно переходит в группу свободных профессий. Артистический персонал, составляющий по численности наибольшую группу среди творческих театральных профессий, в значительной степени сохранил трудовые отношения с работодателями, хотя некоторая незначительная его часть участвует в репетиционном процессе и в показе спектаклей на основе гражданско-правовых договоров. При этом, абсолютное большинство артистов, заключающих гражданско-правовой договор в одном театре (театральном проекте), имеет трудовые отношения в другом, поскольку трудовой договор дает ряд актуальных социальных гарантий - ежегодный оплачиваемый отпуск, оплата больничного листа и т.п. Актерская профессия имеет специфику, определяющую необходимость особой социальной защиты. Оптимально сформированная труппа репертуарного театра требует определенных соотношений по полу и возрасту. При этом ролевой массив репертуара определяет такие соотношения в пользу молодежного и средневозрастного состава артистов. Поэтому актриса, переступившая порог 40-летия, и актер - 50-летия, могут оказаться не занятыми в репертуаре не в силу потери квалификации, а благодаря резкому снижению ролевого материала для этих возрастных групп. Здесь заложены особые причины актерской безработицы, требующие неординарных мер социальной защиты. К ним относится возможность безработному актеру пройти переобучение. Мобильность творческих кадров есть непременное условие для развития театрального искусства, а также для поддержания единства культурного пространства страны. Необходимость актерской миграции определяется не только причинами занятости, но и сменой художественного руководства театра, стремлением выхода на новую зрительскую аудиторию, готовностью выехать из столицы в театр провинции и др. Учитывая специфику творческого труда нужны особые социальные гарантии. Развитие отечественного театрального дела в целях обеспечения необходимой миграции творческих кадров требует наличия у театров возможности предоставления жилья для временного проживания приглашаемым на работу артистам, приезжающим на постановку режиссерам, дирижерам, балетмейстерам, художникам. Необходимо также возродить и активного развивать на новом этапе, в том числе, с использованием возможностей современных технологий, исторически зарекомендовавшую себя форму актерской биржи. 7. Негосударственный сектор театрального дела Наличие в области негосударственных некоммерческих театральных организаций и общественных объединений - 26 народных театров, 12 молодежных, детских, экспериментальных театральных студий - чрезвычайно важно, поскольку они: - могут более оперативно и в более гибких формах, нежели государственные и муниципальные структуры, реагировать на появление новых, инновационных по форме или содержанию творческих инициатив; - побуждают людей становиться более активными, самостоятельными и независимыми. Развитие независимого от государства некоммерческого сектора в театральном деле является одним из признаков становления гражданского общества. Государственная поддержка частных театров - это поддержка многообразия и эксперимента, без которого невозможно полноценное развитие искусства сцены. Негосударственный театр может занять свою важную нишу в развитии калужского театрального искусства. В рамках частного театра комфортно ощущают себя новаторские театральные группы, ведущие поиск новых художественных средств. Вместе с тем на сегодняшний день полноценный рынок театральных услуг не сформирован, и частные театры не способны составить реальную конкуренцию государственному сектору. Не менее важным в деле становления негосударственного сектора театрального дела является развитие независимых организаций инфраструктуры театрального дела - театральных агентств, продюсерских центров, гастрольных бюро, производителей театральных костюмов и аксессуаров и др. Для развития негосударственного театра необходимы адекватные формы его поддержки со стороны органов власти. Такая поддержка должна реализовываться не только в финансовой форме, но в первую очередь увеличением количества экономически доступных свободных сценических площадок, репетиционных помещений и других составляющих театральной инфраструктуры, развитием правовых механизмов поддержки частных театров, оказанием помощи в подготовке кадров и др. Институты гражданского общества также важны для развития театрального дела, поскольку они позволяют выявлять и оперативно решать многие важные проблемы, которые в силу тех или иных причин не может или не должно решать государство; На современном этапе как никогда велика роль общественных организаций, представляющих интересы театрального сообщества. В условиях отсутствия жесткого регулирования со стороны государства именно театральное сообщество должно определить принципы и нормы, необходимые для развития театрального дела в рыночной системе. Это направление включает в себя выработку критериев оценки творческой деятельности - в этом плане особое развитие должен получить институт независимой экспертизы, вопросы интеллектуальной собственности, комплекс проблем, связанных с условиями труда и социальной защитой творческих работников, вопросы корпоративной этики и многое другое. Среди состоявшихся и имеющих свою историю институтов гражданского общества активный участник театрального процесса - Союз театральных деятелей Российской Федерации. Возникновение и становление институтов гражданского общества станет возможным, если гражданские инициативы будут находить поддержку на государственном уровне. Саморазвитие системы общественной поддержки требует значительного времени. На сегодняшний день приходится констатировать слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества. Тем не менее, перспективы скорейшего создания действующей театральной инфраструктуры, могут быть связаны только с участием государства. Также необходимо формирование системы общественной поддержки искусства: совместные усилия органов государственной власти, общественных организаций, выдающихся и уважаемых деятелей культуры и искусства, общественных и политических деятелей по формированию в социуме положительного мотивационного поля благотворительной деятельности. 8. Механизмы реализации концепции Субъектами реализации настоящей Концепции являются - профессиональные театры Калужской области всех видов собственности, организационно-правовых форм и типов; - органы исполнительной власти Калужской области всех уровней; - независимые организации инфраструктуры театрального дела театральные агентства, продюсерские центры, гастрольные бюро, производители театральных декораций, костюмов и аксессуаров и т.п.; - общественные объединения - региональное отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации и другие творческие союзы, профсоюзы, объединения деятелей искусств, участников создания театральных спектаклей (артисты, режиссеры, дирижеры, драматурги, продюсеры, театральные художники), театрально-критические и зрительские объединения, сообщества любителей театра и др. Развитие театральной дела нуждается в правовой базе, обеспечивающей процесс становления ее социальной инфраструктуры, способной обеспечить поддержку перспективных "точек роста", создающей нормальные условия для деятельности театров. 9. Ожидаемые результаты реализации концепции Реализация Концепции позволит достичь следующих результатов. Сохранить сеть государственных и муниципальных театров в Калужской области, обеспечить в этот период их финансирование не ниже уровня, позволяющего поддерживать творческий потенциал и обеспечивать возможность посещения театров гражданам региона, не допускать снижение количества посещений по отношению к уровню 2011 года. К 2020 году обеспечить: расширение сети театров, приведение ее в полное соответствие с минимальным социальным нормативом в части услуг профессиональных театров, одобренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 г. N 923-р; увеличение спектаклей детского и подросткового репертуара, как в ТЮЗе, так и во "взрослых" театрах, подготовленных по заданию и/или по заказу учредителей. Их количество должно составлять не менее 15% от общего числа новых постановок (не считая постановок для детей в театрах кукол); увеличение не менее чем в 2 раза количества произведений по современной драматургии, предназначенных для постановки в театрах Российской Федерации, в том числе предназначенных для детской аудитории - в 4 раза. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|