Расширенный поиск

Постановление Правительства Калужской области от 12.11.2001 № 222

 
                   ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                      Утратилo силу - Постановление
                                     Правительства Калужской области
                                         от 04.08.2004 г. N 253

     12 ноября 2001 г.                                     N 222


                    ОБ ИТОГАХ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА,
                      ОЗДОРОВЛЕНИЯ, ТВОРЧЕСКОГО
                      ДОСУГА, ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ И
                     ПОДРОСТКОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
                       В 2001 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА
                               2002 ГОД


     Проанализировав итоги     организации    отдыха,    оздоровления,
творческого досуга,  занятости детей и подростков Калужской области  в
2001  году,  в  целях  повышения  эффективности  деятельности в данной
сфере,  принятия  практических  мер  по   подготовке   и   организации
оздоровительной  кампании  2002 года,  Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Информацию департамента социальной политики области "Об итогах
организации отдыха, оздоровления, творческого досуга и занятости детей
и подростков Калужской области в 2001 году  и  задачах  на  2002  год"
принять к сведению (прилагается).
     2. Считать организацию отдыха, оздоровления, творческого досуга и
занятости   детей  и  подростков  одним  из  приоритетных  направлений
социальной политики региона в 2002 году, определив основными задачами:
     - обеспечение  круглогодичной  качественной  организации  отдыха,
оздоровления,  творческого  досуга,  занятости  детей   и   подростков
области;
     - организацию в приоритетном порядке отдыха и оздоровления  детей
из категорий, нуждающихся в особой заботе государства;
     - сохранение  и  развитие  имеющейся  в  регионе  материальной  -
технической базы для отдыха и оздоровления детей и подростков;
     - максимально эффективное  использование  ресурсных  средств  для
качественной  организации  отдыха,  оздоровления,  творческого досуга,
занятости детей и подростков;
     - развитие  перспективных  инновационных форм организации отдыха,
оздоровления, творческого досуга детей и подростков.
     3. Переименовать    областную    межведомственную   комиссию   по
подготовке и проведению оздоровительной кампании детей и подростков  в
областную    межведомственную    комиссию   по   организации   отдыха,
оздоровления, творческого досуга, занятости детей и подростков.
     4. Внести следующие изменения в состав областной межведомственной
комиссии по  организации  отдыха,  оздоровления,  творческого  досуга,
занятости детей и подростков:
     - вывести  из  состава  областной  межведомственной  комиссии  по
организации отдыха,  оздоровления, творческого досуга, занятости детей
и подростков Попову И.А.;
     - ввести   в   состав   областной  межведомственной  комиссии  по
организации отдыха,  оздоровления, творческого досуга, занятости детей
и   подростков   Шишкина  А.И.  -  ведущего  специалиста  департамента
физкультуры, спорта и туризма области.
     5. В   целях   создания   необходимых   условий  для  эффективной
организации и проведения оздоровления  детей  и  подростков  Калужской
области в 2002 году:
     5.1. Департаменту социальной политики области:
     - обеспечить  в первоочередном порядке отдых и оздоровление детей
и подростков из категорий, нуждающихся в особой заботе государства;
     - проводить   планомерную   работу   с   Министерством   труда  и
социального  развития   Российской   Федерации   по   привлечению   из
федерального  бюджета  средств  на  организацию  отдыха и оздоровления
детей Калужской области;
     - обеспечить максимально эффективную работу по организации отдыха
и оздоровления детей и подростков в учреждениях, находящихся в ведении
департамента социальной политики области;
     - содействовать распространению инновационного  опыта  работы  по
организации отдыха,  оздоровления, творческого досуга, занятости детей
и подростков;
     - организовать  информационно-методическое обеспечение проведения
оздоровления детей и подростков;
     - обеспечить контроль за целевым использованием денежных средств,
выделяемых  в  соответствии  с  решениями  областной  межведомственной
комиссии  по  вопросам  оздоровления детей и подростков на организацию
отдыха и оздоровления детей и  подростков,  на  основании  заключаемых
договоров.
     5.2. Департаменту здравоохранения  и  лекарственного  обеспечения
области обеспечить:
     - организацию качественного  медицинского  обслуживания  детей  и
подростков в детских оздоровительных учреждениях;
     - своевременный    медицинский    осмотр    педагогического     и
обслуживающего персонала детских оздоровительных учреждений;
     - оснащенность       детских       оздоровительных        центров
информационно-методическими пособиями по организации оздоровительной и
лечебной работы;
     - систематический  контроль  за качеством лечебно-оздоровительной
работы с детьми в оздоровительных учреждениях.
     5.3. Департаменту образования и науки области провести работу по:
     - комплектованию     детских      оздоровительных      учреждений
педагогическими кадрами;
     - обеспечению организации отдыха  и  оздоровления  детей-сирот  и
детей,  оставшихся без попечения родителей,  воспитанников интернатных
учреждений области;
     - созданию  на  базах  школ-интернатов временных центров отдыха и
оздоровления воспитанников данных учреждений.
     5.4. Департаменту культуры и искусства области:
     - осуществлять   поддержку   учреждений   детского    отдыха    и
оздоровления  в  комплектовании  кадров  работников культурной сферы и
проведении культурно-досуговых мероприятий;
     - проработать  вопрос  об  организации  и  проведении  профильных
специализированных лагерей для творчески одаренных детей и подростков.
     5.5. Департаменту физкультуры, спорта и туризма области:
     - обеспечить комплектование  детских  оздоровительных  учреждений
кадрами специалистов по физическому воспитанию;
     - организовать  подготовку  и   проведение   профильных   лагерей
спортивно-туристической направленности;
     - вести работу по  организации  отдыха  и  оздоровления  детей  и
подростков   в   учреждениях,   находящихся   в  ведении  департамента
физкультуры, спорта и туризма области.
     5.6. Департаменту  финансов и бюджета области обеспечить плановое
своевременное  финансирование  мероприятий  по  оздоровлению  детей  и
подростков  в  пределах  средств,  предусмотренных  на  данные  цели в
областном бюджете на 2002 год по статье "Финансирование мероприятий по
проведению  оздоровления  детей  и  подростков" и по областной целевой
программе "Организация отдыха,  оздоровления,  занятости,  творческого
досуга детей и подростков Калужской области в 2001 - 2003 гг.".
     5.7. Департаменту энергетики  и  жилищно-коммунального  хозяйства
области  принять  меры  к  организации  устойчивого  энергоснабжения и
водоснабжения в детских оздоровительных учреждениях.
     5.8. Пресс-службе   Губернатора   области  регулярно  освещать  в
средствах  массовой  информации  мероприятия,  проводимые   в   рамках
оздоровления детей и подростков.
     5.9. Рекомендовать органам  исполнительной  власти  муниципальных
образований области, в пределах их компетенции:
     - разработать планы мероприятий по проведению оздоровления  детей
и подростков в муниципальном образовании в 2002 году;
     - предусмотреть  в  местных  бюджетах  на  2002  год  расходы  на
оздоровление детей и подростков;
     - обеспечить готовность к  предстоящему  оздоровительному  сезону
детских    оздоровительных    баз,    расположенных    на   территории
муниципального образования;
     - создавать  в  периоды  школьных каникул временные рабочие места
для лиц в возрасте 14-18 лет, проживающих на территории муниципального
образования   и   обучающихся   в  общеобразовательных  учреждениях  и
учреждениях начального профессионального образования;
     - обеспечить целевое использование бюджетных средств,  выделяемых
на мероприятия по организации отдыха, оздоровления, творческого досуга
и занятости детей и подростков;
     - осуществить снабжение организаций (учреждений) детского  отдыха
и  оздоровления необходимым медицинским оборудованием,  лекарственными
средствами и изделиями медицинского  назначения,  средствами  пожарной
безопасности, спорт- и культ-инвентарем;
     - принять  меры  к  организации  полноценного  питания  детей   и
подростков,  их  безопасности  и контролю санитарно-эпидемиологической
обстановки в учреждениях детского отдыха и оздоровления;
     - способствовать развитию сети профильных лагерей и лагерей труда
и отдыха;
     - обеспечить  безопасность  детей и подростков при организованном
выезде к месту отдыха и обратно.
     5.10. Рекомендовать  региональному  отделению  Фонда  социального
страхования Российской  Федерации  производить  частичную  или  полную
оплату  стоимости путевок в детские оздоровительные учреждения детям и
подросткам работающих граждан,  детям,  нуждающимся  в  особой  заботе
государства,  за  счет  средств,  выделяемых  на  данные  цели  Фондом
социального страхования Российской Федерации.
     5.11. Предложить управлению внутренних дел области:
     - обеспечить безопасность перевозок детей и  подростков  к  месту
отдыха и обратно;
     - принять меры к приведению детских оздоровительных учреждений  в
надлежащее противопожарное состояние;
     - осуществлять   систематический    контроль    за    соблюдением
противопожарного режима и правопорядка в учреждениях детского отдыха и
оздоровления;
     - вести  работу  по  профилактике  и предупреждению подросткового
травматизма на дорогах и улицах в каникулярное время.
     5.12. Рекомендовать            Центру            государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в Калужской области:
     - обеспечить прием учреждений,  организующих отдых и оздоровление
детей и подростков, к оздоровительному сезону;
     - вести  систематический санитарно-эпидемиологический контроль за
работой в учреждениях,  организующих  отдых  и  оздоровление  детей  и
подростков.
     5.13. Рекомендовать  департаменту   федеральной   государственной
службы занятости населения по Калужской области:
     - обеспечить  трудоустройство  подростков,  желающих  работать  в
каникулярные периоды;
     - информировать  население  области  о  возможностях  и  условиях
трудоустройства несовершеннолетних граждан на временную работу, в т.ч.
посредством проведения ярмарок вакансий рабочих мест;
     - уделить   первоочередное   внимание   занятости  подростков  из
категорий, нуждающихся в особой заботе государства;
     - принять  меры  к  финансированию  отдыха  и  оздоровления детей
безработных граждан.
     6. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить на
департамент социальной политики области.


     Губернатор области          А.Д.Артамонов


                                                        Приложение
                                                   к постановлению
                                             Правительства области
                                      от 12 ноября 2001 года N 222

                 Информационно-аналитическая записка

                              ОБ ИТОГАХ
        ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА, ОЗДОРОВЛЕНИЯ, ТВОРЧЕСКОГО ДОСУГА,
            ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
                  В 2001 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2002 ГОД

     Организация отдыха,  оздоровления,  творческого досуга, занятости
детей  и  подростков  в настоящее время является одним из приоритетных
направлений социальной политики,  проводимой государством,  и  требует
необходимости  поиска  новых путей и форм круглогодичного оздоровления
детей и подростков в каникулярное время.
     В результате  совместной  согласованной  комплексной  работы всех
заинтересованных  органов,  организаций,  учреждений,  предприятий   и
объединений  в  текущем  году  система  организации  детского отдыха и
оздоровления была не только сохранена,  но и расширена. Свидетельством
этому  служит  увеличение  количества  детей и подростков,  охваченных
различными формами отдыха и оздоровления.

                   Организационно-правовые условия
                  оздоровительной кампании 2001 года

     15 июня  2000 года впервые был принят Закон Калужской области "Об
областной  целевой  программе   "Организация   отдыха,   оздоровления,
занятости,  творческого  досуга детей и подростков Калужской области в
2001 - 2003 гг.".  2001 год является годом  начала  реализации  данной
программы.
     В целях  обеспечения  отдыха,  оздоровления,  занятости  детей  и
подростков области, на основании Распоряжения Правительства Российской
Федерации  от  31  марта  2001  года  N  450-р  принято  постановление
Губернатора  области от 10 мая 2001 года N 322 "Об обеспечении отдыха,
оздоровления и занятости детей и подростков в Калужской области в 2001
году",  которым  определены  задачи  по  организации детского отдыха и
оздоровления  в  текущем  году,  даны  рекомендации  органам  местного
самоуправления   по   обеспечению   реализации   данного   направления
деятельности.
     Основным этапом   в   деятельности   по   организации   отдыха  и
оздоровления  детей  и  подростков  является  период  летних  школьных
каникул.
     Департамент социальной      политики      области,      областная
межведомственная  комиссия  по подготовке и проведению оздоровительной
кампании детей и подростков,  органы  местного  самоуправления  начали
проводить  подготовку  к  летней  оздоровительной кампании 2001 года с
конца 2000 года.  В ноябре 2000 года состоялось расширенное  заседание
областной   межведомственной   комиссии  по  подготовке  и  проведению
оздоровительной кампании детей и подростков,  на котором был определен
комплекс задач по организации подготовки "Лета - 2001".
     Основными задачами оздоровительной кампании 2001 года являлись:
     - недопущение  снижения  уровня оздоровления,  отдыха,  занятости
детей и подростков;
     -  развитие новых форм досуговой деятельности;
     - укрепление     экономической     самостоятельности      органов
исполнительной власти муниципальных образований;
     - стабильное    проведение    основного    периода    -    летней
оздоровительной кампании.
     Координация деятельности         осуществлялась         областной
межведомственной  комиссией по подготовке и проведению оздоровительной
кампании детей и подростков, определившей план основных мероприятий по
подготовке  и  проведению оздоровительной кампании 2001 года,  с целью
эффективной организации и проведения оздоровления детей и  подростков,
а также оптимального использования материальных,  финансовых, кадровых
и организационных ресурсов.
     В мае   т. г,    состоялось   расширенное   заседание   областной
межведомственной комиссии по подготовке и  проведению  оздоровительной
кампании   детей   и   подростков  по  вопросу  готовности  к  летнему
оздоровительному  сезону  с  участием   представителей   муниципальных
образований, отвечающих за проведение оздоровительной кампании.
     Финансирование мероприятий  оздоровительной  кампании  2001  года
осуществлялось  в  соответствии с решениями областной межведомственной
комиссии,   на   основании   которых   заключались   договоры    между
департаментом   социальной   политики   области   и  непосредственными
исполнителями.   Как   показала    практика,    договорный    механизм
финансирования  позволяет  определить задачи исполнителям,  оперативно
произвести  финансирование  и  обеспечить  качественный  контроль   за
целевым расходованием бюджетных средств.
     В течение года областной межведомственной комиссией проведено  13
заседаний, на которых были рассмотрены вопросы подготовки и проведения
оздоровительной  кампании,  распределения   средств,   выделяемых   на
проведение  оздоровительных  мероприятий  из федерального и областного
бюджетов,  а  также  целевых  средств  Фонда  социального  страхования
Российской  Федерации  на  организацию  отдыха  и  оздоровления детей,
нуждающихся    в    особой     защите     государства,     обеспечения
санитарно-гигиенического режима,  стабильного электро- и водоснабжения
в учреждениях отдыха и оздоровления и др.

      Финансовое обеспечение оздоровительной кампании 2001 года

     Всего для  организации   и   проведения   отдыха,   оздоровления,
творческого  досуга,  занятости  детей  и  подростков в 2001 году было
израсходовано 88 млн.  232 тыс.  300 рублей (в 2000 году - 67 млн.  88
тыс. 300 рублей).

     Диаграмму "Финансовое  обеспечение  оздоровительной кампании 2001
года" см. первоисточник.

     Основными источниками  финансирования  оздоровительной   кампании
детей  и  подростков в 2001 году являлись Фонд социального страхования
Российской  Федерации,  федеральный,  областной  и  местные   бюджеты,
средства предприятий, родителей и др.
--------------------------------T----------------------------------------¬
¦ Источники поступления средств ¦        Сумма, тыс. рублей              ¦
¦                               +----------T----------T------------------+
¦                               ¦ 2000 год ¦ 2001 год ¦ +/- по сравнению ¦
¦                               ¦          ¦          ¦ с 2000 годом (%) ¦
+-------------------------------+----------+----------+------------------+
¦ Фонд социального страхования  ¦          ¦          ¦                  ¦
¦ Российской Федерации          ¦ 43298,3  ¦ 54763,9  ¦      + 13,6      ¦
+-------------------------------+----------+----------+------------------+
¦ Федеральный бюджет            ¦  7110    ¦  9591,4  ¦      + 34,9      ¦
+-------------------------------+----------+----------+------------------+
¦ Другие источники              ¦          ¦          ¦                  ¦
¦ федерального уровня           ¦    50    ¦    -     ¦      - 100       ¦
+-------------------------------+----------+----------+------------------+
¦ Областной бюджет              ¦  1254,1  ¦  1736,6  ¦      + 38,5      ¦
+-------------------------------+----------+----------+------------------+
¦ Местные бюджеты               ¦  6247,5  ¦  8152,6  ¦      + 30,5      ¦
+-------------------------------+----------+----------+------------------+
¦ Др. источники (фонды          ¦          ¦          ¦                  ¦
¦ предприятий, родительская     ¦          ¦          ¦                  ¦
¦ доплата и др.)                ¦  9128,4  ¦ 13987,8  ¦      + 53,2      ¦
+-------------------------------+----------+----------+------------------+
¦                 Итого:        ¦ 67088,3  ¦ 88232,3  ¦      + 31,5      ¦
L-------------------------------+----------+----------+-------------------

     Данные финансовые средства были использованы на:
     - частичную  и  полную  оплату  стоимости   путевок   в   детские
оздоровительные лагеря;
     - организацию и проведение профильных специализированных лагерных
смен;
     - подготовку  загородных  детских   оздоровительных   лагерей   к
открытию;
     - проведение мероприятий по контролю  за  санитарно-гигиеническим
состоянием   учреждений,   ведущих  работу  по  организации  отдыха  и
оздоровления детей и подростков;
     - организацию временной занятости детей и подростков и др.

         Итоги организации отдыха, оздоровления, творческого
           досуга, занятости детей и подростков в 2001 году

     В результате   совместной   работы   муниципальных   образований,
областных  органов  и  учреждений,  Калужского регионального отделения
Фонда   социального   страхования   Российской    Федерации,    центра
Госсанэпиднадзора   в  Калужской  области,  промышленных  предприятий,
профсоюзных  организаций,  департамента  федеральной   государственной
службы  занятости  населения  по  Калужской  области и местных центров
занятости населения,  молодежных и детских общественных объединений  и
других   заинтересованных   организаций   и  учреждений  в  2001  году
отдохнуло,  было занято или оздоровлено 117696 детей,  что  составляет
74,9%  от  общего количества детей,  проживающих в области (2000 год -
69,8%).

     Диаграмму "Динамика оздоровления детей в Калужской области в 1993
- 2001 годах" см. первоисточник.

     Результаты проведения  оздоровительной  кампании  в муниципальных
образованиях области представлены ниже.

     Диаграмму "Относительное   количество   детей,    которое    было
"охвачено" оздоровлением в 2001 году" см. первоисточник.

     При организации    и    проведении    оздоровительной    кампании
использовались  различные  формы  отдыха  и  оздоровления   с   учетом
интересов,   возрастных   и   психологических   особенностей  детей  и
подростков региона.
-------------------------------------T---------------------------------¬
¦ Формы занятости детей и подростков ¦ Относительное количество детей, ¦
¦                                    ¦            проценты             ¦
¦                                    +----------------T----------------+
¦                                    ¦    2000 год    ¦   2001 год     ¦
+------------------------------------+----------------+----------------+
¦ Загородные оздоровительные лагеря  ¦      14,9      ¦     15,1       ¦
+------------------------------------+----------------+----------------+
¦ Лагеря с дневным пребыванием       ¦      30,9      ¦     31,4       ¦
+------------------------------------+----------------+----------------+
¦ Лагеря труда и отдыха, школьные    ¦                ¦                ¦
¦ лесничества, пришкольные участки   ¦                ¦                ¦
¦ и т.п.                             ¦      35,7      ¦     29,6       ¦
+------------------------------------+----------------+----------------+
¦ Лагеря для детей с девиантным      ¦                ¦                ¦
¦ поведением                         ¦       1,2      ¦      1,0       ¦
+------------------------------------+----------------+----------------+
¦ Специализированные лагеря для      ¦                ¦                ¦
¦ творческих и одаренных детей       ¦       3,9      ¦      4,7       ¦
+------------------------------------+----------------+----------------+
¦ Санатории, дома отдыха             ¦       3,7      ¦      4,3       ¦
+------------------------------------+----------------+----------------+
¦ Временно трудоустроенные подростки ¦       8,4      ¦     10,8       ¦
+------------------------------------+----------------+----------------+
¦ Оздоровительные лагеря за          ¦                ¦                ¦
¦ пределами области                  ¦       1,1      ¦      2,1       ¦
+------------------------------------+----------------+----------------+
¦ Иные формы                         ¦       0,2      ¦      1,0       ¦
+------------------------------------+----------------+----------------+
¦                  Итого:            ¦     100,0      ¦    100,0       ¦
L------------------------------------+----------------+-----------------

              Загородные детские оздоровительные лагеря

     В период  летних  школьных  каникул 2001 года в Калужской области
была организована  деятельность  27  стационарных  загородных  детских
оздоровительных  лагерей,  в  которых  отдохнуло и оздоровилось 15 685
детей и подростков.
     К началу  летних  школьных  каникул  практически  все лагеря были
готовы к открытию,  была осуществлена  приемка  лагерей,  набран  штат
сотрудников.
     Средняя продолжительность смен в данных учреждениях составляла 21
день.
     В целях недопущения завышения цен на путевки в загородные детские
оздоровительные лагеря,  а также с учетом реальных затрат, необходимых
для обеспечения качественного и полноценного  отдыха  детей,  решением
областной   межведомственной   комиссии  по  подготовке  и  проведению
оздоровительной  кампании  детей  и   подростков,   была   установлена
социальная  стоимость  путевки  в  размере 2500 рублей,  при стоимости
питания 55 рублей в день на одного ребенка.
     Несмотря на    серьезные    финансовые   трудности   промышленных
предприятий,  в  т.г.  не  был  закрыт  ни  один  загородный   детский
оздоровительный лагерь.

             Оздоровительные лагеря с дневным пребыванием

     Проведение оздоровительных лагерей с дневным пребыванием является
одной из наименее затратных  форм  организации  отдыха  и  творческого
досуга детей и подростков.  В 2001 году была организована деятельность
более 400 лагерей с дневным пребыванием, организованных на базе школ и
учреждений  дополнительного образования.  Всего в этих лагеря в период
летних школьных каникул приняло участие 37015  человек,  что  на  3617
человек больше, чем в 2000 году.

                        Лагеря труда и отдыха

     Одно из важных направлений оздоровительной кампании - организация
и  проведение  лагерей  труда  и  отдыха.  Проведение  данных  лагерей
направлено на введение привития навыков общественно-полезного труда их
участникам путем организации посильной общественно-значимой  работы  в
сочетании     с    активным    и    полезным    проведением    досуга,
культурно-развлекательными, спортивно-оздоровительными мероприятиями.
     В т.г.  в  лагерях  труда  и  отдыха,  школьных лесничествах и на
пришкольных участках был организован отдых и общественно-полезный труд
34896 подростков (2000 год - 38512 подростков).

                 Профильные специализированные лагеря

     Проведение профильных    специализированных   лагерей   позволяет
обеспечить  качественный  и  полноценный  отдых  подростков,   создать
условия для развития и реализации их интересов и способностей.
     В 2001  году  отмечено  повышение  активности  органов   местного
самоуправления в проведении профильных специализированных лагерей.
     Следует отметить    активность    в     проведении     профильных
специализированных  лагерей  различной  направленности (экологические,
спортивно-туристические, поисковые,  краеведческие и др.) в Боровском,
Куйбышевском, Людиновском, Медынском, Перемышльском и других районах.
     Большой вклад в проведение профильных специализированных  лагерей
вносят молодежные и детские общественные объединения.
     Молодежным творческим  объединением  "Лик"  комитета   по   делам
молодежи  городской  Управы  г.  Калуги  в  январе т.г.  в санатории -
профилактории  "Строитель"  проведен  областной  зимний  лагерь  учебы
творческого  актива,  в  котором  приняли участие 150 старшеклассников
области.  В это же время  на  базе  детского  оздоровительного  центра
"Сосновый   бор"  был  проведен  зимний  лагерь  школьного  актива  по
программе "Перспектива"  Калужского  городского  комитета  Российского
Союза   Молодежи.  Лагерь  -  школа  профориентационной  работы  среди
старшеклассников по  выбору  профессии  в  управленческих  учреждениях
"Менеджер  XXI  века"  прошел  в феврале т.г.  в Калужском комплексном
центре социального обслуживания населения "Звездный".
     В период    весенних   школьных   каникул   областным   комитетом
Российского   Союза   Молодежи   проведены   традиционные    областные
специализированные  лагерные  смены  "Лидер  - будущее России" и "Свой
голос"  в  Калужском  комплексном  центре   социального   обслуживания
населения "Звездный".  Калужское региональное отделение общероссийской
общественной организации "Молодежное Единство" и  Калужский  городской
комитет Российского Союза Молодежи весной т.г.  организовали и провели
лагерный сбор "Юный спасатель" в санатории - профилактории  "Сокол"  и
лагерный  сбор "Город права" в рамках программы "Гражданин XXI века" в
детском оздоровительном центре  "Сосновый  бор"  для  старшеклассников
области.
     При поддержке областной межведомственной комиссии по подготовке и
проведению  оздоровительной  кампании  детей и подростков в марте 2001
года    на    базе    заповедника    "Калужские    засеки"    проведен
специализированный экологический лагерь.
     На базе   детского   оздоровительного   лагеря   "Сосновый   бор"
(Жуковский  район)  в июне т.г.  был осуществлен проект лагеря - школы
местного самоуправления "Город,  который  мы  создаем",  разработанный
Муниципальной  экспериментальной  школой  дополнительного  образования
молодежи  при  Центре  воспитательной  работы  детского  и  юношеского
творчества г. Калуги.
     По инициативе    Калужского    государственного     объединенного
краеведческого  музея  с  20  июня  по  06  июля  т.г.  при  Любутской
археологической  экспедиции  в  Ферзиковском  районе  был  организован
летний  подростковый  археологический  лагерь.  В  процессе проведения
археологических работ ребята на  практике  познакомились  с  методикой
проведения археологических раскопок, историей родного края.
     В июне  т.г.  Калужским  городским  комитетом  Российского  Союза
Молодежи проведен экологический лагерь "Зеленый мир".  Помимо отдыха и
занятий по  краеведению  и  прикладному  искусству  участники  данного
лагеря проводили уборку и благоустройство территории городского парка,
по договору со службой занятости их труд был оплачен.
     Калужским региональным   отделением  Общероссийской  общественной
организации  "Молодежное   Единство"   при   поддержке   администрации
муниципального образования "Медынский район" уже во второй раз на базе
с. Кременское Медынского района с 30  июля  по  20  августа  т.г.  был
проведен областной полевой палаточный лагерь "Юный спасатель".
     В это же время на базе Калужского комплексного центра социального
обслуживания населения "Звездный" были проведены традиционные лагерные
смены  областного  комитета  Российского  Союза  Молодежи,  в  которых
приняли участие 720 детей и подростков из 27 муниципальных образований
области.
     С 26  июля по 15 августа т.г.  на базе санаторно-оздоровительного
комплекса  "Спутник"  (г. Людиново)  Калужским   городским   комитетом
Российского   Союза   Молодежи  и  Калужским  региональным  отделением
Общероссийской   общественной   организации   "Молодежное    Единство"
проведены лагерный  сбор  "Город  права"  и учебно-методический лагерь
КВН.
     В рамках  реализации программы по подготовке лидеров молодежных и
детских  организаций  "Перспектива"  Калужского  городского   комитета
Российского  Союза  Молодежи  с 1 по 21 августа т.г.  на базе детского
оздоровительного лагеря "Сосновый бор" (Жуковский район) прошла  смена
лагеря   школьного  актива  "ГЛаША",  участниками  которой  стали  100
старшеклассников из 11 муниципальных образований области.
     В августе т.г.  на базе детского оздоровительного лагеря "Дружба"
(г.  Малоярославец) молодежным творческим методическим  центром  "Вид"
комитета по делам молодежи городской Управы г.  Калуги проведен лагерь
учебы  творческого  актива  "ЛУТА",  участниками  которого  стали  150
учащихся старших классов школ области.
     По инициативе Калужского регионального  отделения  Общероссийской
общественной  организации  "Молодежное  Единство"  на  базе областного
призывного пункта военного  комиссариата  и  в  полевых  условиях  (р.
Вырка)  с  28  июня  по 19 июля впервые в регионе проводился областной
оборонно-спортивный лагерь "Я  -  будущий  офицер".  В  работе  лагеря
приняли  участие 90 юношей и девушек из семи муниципальных образований
Калужской области, для которых были предусмотрены занятия по строевой,
тактической,  огневой,  физической  подготовке,  а также экскурсионная
программа с посещением мест боевой славы Калужской земли.
     Программы профильных   лагерей   Калужской  области  неоднократно
участвовали в конкурсах вариативных программ  и  пилотных  проектов  в
сфере  отдыха  и оздоровления,  проводимых Департаментом по молодежной
политике Министерства образования Российской Федерации. В 2001 году из
106  программ  субъектов  Российской  Федерации,  принявших  участие в
Российском конкурсе, 10 программ, представленных от Калужской области,
получили  звание  Лауреата,  их  проведение на территории региона было
поддержано  областной  межведомственной  комиссией  по  подготовке   и
проведению оздоровительной кампании детей и подростков.

            Лагеря для подростков с девиантным поведением

     Как показывает опыт предыдущих лет, проведение специализированных
лагерей для подростков с девиантным  поведением  является  эффективной
формой   профилактики   правонарушений   среди   несовершеннолетних  и
предупреждения их повторений.
     Подобные лагеря   помогают  создать  педагогические  условия  для
освоения подростками социально-значимого и жизненного опыта в общении,
и   предусматривают  психологическую  помощь  по  реабилитации  детей,
состоящих на учете в органах внутренних дел.
     В т.г.  спортивно-туристические  и оборонно-спортивные лагеря для
"трудных" подростков проведены в Боровском,  Жиздринском, Людиновском,
Перемышльском  и  других  районах  области.  По  инициативе  Калужской
региональной общественной  организации  "Русский  патриотический  союз
молодежи""  на  базе  в/ч  10199  в  июне и августе т.г.  был проведен
областной оборонно-спортивный лагерь,  участниками которого  стали  80
"трудных" подростков.
     Всего в 2001  году  в  специализированных  лагерях  для  детей  и
подростков  с  девиантным  поведением приняли участие 1187 подростков,
стоящих на учете в органах внутренних дел,  что  составляет  56,4%  от
общего числа подростков данной категории.

      Направление детей во Всероссийский детский центр "Орленок"
     Департаментом  по  молодежной  политике  Министерства образования
Российской   Федерации   в   рамках   реализации  федеральной  целевой
программы  "Молодежь  России  (2001  -  2005  годы)"  в  2001  году во
Всероссийский  детский центр "Орленок" (г. Туапсе Краснодарского края)
Калужской  области  была  выделена  151  путевка,  в т.ч. - 50 путевок
бесплатных  и  101  - по стоимости, равной минимальному размеру оплаты
труда.
     Распределение путевок,  выделяемых Калужской области осуществляет
областная межведомственная комиссия по вопросам направления  детей  во
Всероссийские детские центры.
     Путевки выделялись    для    поощрения    активистов    школьного
самоуправления,   детских   общественных  объединений  и  организаций,
победителей региональных конкурсов и фестивалей, предметных олимпиад и
др.
     С 31 мая по 20 июня т.г. при поддержке областной межведомственной
комиссии  по  подготовке и проведению оздоровительной кампании детей и
подростков 15 юных актеров  циркового  коллектива  "Арена"  областного
Дворца  творчества  юных  приняли  участие  в специализированной смене
"Адрес детства - Россия" и 10 учащихся средней школы N 13 г.  Обнинска
в  лагерной  смене  "Я  -  гражданин  России" во Всероссийском детском
центре "Орленок".  Кроме этого,  коллектив оркестра  русских  народных
инструментов  детской  школы  искусств N 2 г.  Калуги принял участие в
лагерной смене и Российском конкурсе -  фестивале  "Орлята  России"  в
этом  же  центре в августе 2001 года и завоевал звание лауреата,  став
обладателем Гран-при.  С 21 июля по 10 августа т.г.  во  Всероссийском
детском  центре  "Орленок"  отдохнули  10  детей  Калужской области из
категорий,  нуждающихся в особой заботе государства.  Путевки для этих
детей  выделены  Министерством труда и социального развития Российской
Федерации.

                Временная занятость детей и подростков
         (по данным департамента федеральной государственной
           службы занятости населения по Калужской области)

     Организация временной занятости несовершеннолетних в каникулярные
периоды    является   одним   из   важных   направлений   деятельности
организаторов оздоровительной кампании в Калужской области и  является
не   только   эффективной   формой   профилактики   безнадзорности   и
правонарушений, но и позволяет подросткам приобрести трудовые навыки.
     Организация временной   занятости  подростков  Калужской  области
проводилась во взаимодействии служб занятости  населения  с  областной
межведомственной  комиссией по подготовке и проведению оздоровительной
кампании детей и подростков, органами местного самоуправления.
     Работа органов  службы занятости Калужской области по организации
трудоустройства подростков на временную работу в  свободное  от  учебы
время   и  летнего  отдыха  детей  безработных  граждан  в  2001  году
осуществлялась  в  соответствии   с   областной   целевой   программой
содействия занятости населения Калужской области, на основании приказа
Минтруда Российской Федерации от 16.02.2001 г.  N 21  "Об  утверждении
положения о реализации мероприятий по содействию занятости населения и
направлениях расходования средств федерального бюджета", приказа N 104
от  30.04.1996  г.  об  утверждении  "Положения  о порядке организации
отдыха  и  оздоровления  детей  безработных  граждан".   Кроме   того,
мероприятия   по   организации  временной  занятости  подростков  были
предусмотрены постановлением Правительства Калужской области N 322  от
10.05.2001 г. "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и
подростков в Калужской области в 2001 году".
     В 2001  году  в  результате проведенной работы было заключено 172
договора с предприятиями  и  организациями  на  организацию  временной
занятости подростков на общую сумму 1 млн.  408 тыс.  рублей.  Всего в
каникулярные периоды  2001  года  было  временно  трудоустроено  12748
подростков  в  возрасте  14-17 лет (в 2000 году - 9120),  в т.ч.  2289
подростка трудоустроены через администрации муниципальных  образований
и 10459 - через центры занятости населения (в 2000 году соответственно
- 762 и 7805 несовершеннолетних).
     Подростки были  заняты  ремонтом  школьных  помещений  и  мебели,
благоустройством населенных пунктов,  парков,  стадионов и  спортивных
площадок, работой в лесхозах и др.
     Из федерального бюджета на организацию временной занятости  детей
и  подростков израсходовано 1 млн.  236 тыс.  рублей.  Для организации
летней занятости подростков муниципальными образованиями выделено 30,9
тыс. рублей, в том числе:
     - г. Калуга              - 20,7 тыс. руб.;
     - Износковский район     - 2    тыс. руб.;
     - Кировский район        - 4    тыс. руб.;
     - Куйбышевский район     - 2,4  тыс. руб.;
     - Мещовский район        - 1,8  тыс. руб.

     Данные по  временной  занятости  несовершеннолетних   граждан   в
возрасте  14-17  лет  (за 8 месяцев т.г.) по городам и районам области
приведены в следующей таблице:
-------------------------T---------T----------T-------------¬
¦ Наименование района    ¦  План   ¦  Факт    ¦ % выполнения¦
+------------------------+---------+----------+-------------+
¦ г. Калуга              ¦  1337   ¦  2384    ¦      178,3  ¦
¦ г. Обнинск             ¦   307   ¦   639    ¦      208,1  ¦
¦ Бабынинский            ¦    93   ¦   182    ¦      195,7  ¦
¦ Барятинский            ¦    22   ¦   142    ¦      645,5  ¦
¦ Боровский              ¦    53   ¦   145    ¦      273,6  ¦
¦ Дзержинский            ¦   373   ¦   549    ¦      147,2  ¦
¦ Думиничский            ¦    47   ¦    91    ¦      193,6  ¦
¦ Жиздринский            ¦    17   ¦    38    ¦      223,5  ¦
¦ Жуковский              ¦    62   ¦   334    ¦      538,7  ¦
¦ Износковский           ¦    23   ¦    43    ¦      187,0  ¦
¦ Кировский              ¦   720   ¦  1678    ¦      233,1  ¦
¦ Козельский             ¦    90   ¦   102    ¦      113,3  ¦
¦ Куйбышевский           ¦    43   ¦   248    ¦      576,7  ¦
¦ Людиновский            ¦   150   ¦   761    ¦      507,3  ¦
¦ Малоярославецкий       ¦   227   ¦   310    ¦      136,6  ¦
¦ Медынский              ¦    37   ¦    48    ¦      129,7  ¦
¦ Мещовский              ¦    17   ¦   112    ¦      658,8  ¦
¦ Мосальский             ¦    33   ¦    95    ¦      287,9  ¦
¦ Перемышльский          ¦    33   ¦    56    ¦      169,7  ¦
¦ Спас-Деменский         ¦    37   ¦    51    ¦      137,8  ¦
¦ Сухиничский            ¦    53   ¦   622    ¦     1173,6  ¦
¦ Тарусский              ¦    40   ¦   141    ¦      352,5  ¦
¦ Ульяновский            ¦    10   ¦     9    ¦       90,0  ¦
¦ Ферзиковский           ¦    67   ¦   264    ¦      394,0  ¦
¦ Хвастовичский          ¦    27   ¦   120    ¦      444,4  ¦
¦ Юхновский              ¦    80   ¦   422    ¦      527,5  ¦
+------------------------+---------+----------+-------------+
¦ По области             ¦  3998   ¦  9529    ¦      238,3  ¦
L------------------------+---------+----------+--------------

        Организация отдыха и оздоровления детей из категорий,
               нуждающихся в особой заботе государства

     Первостепенное внимание  при  проведении оздоровительной кампании
2001  года  уделялось  организации  отдыха  и  оздоровления  детей  из
категорий,  нуждающихся  в  особой  заботе  государства,  в  их числе:
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды;
дети  из  малообеспеченных  семей;  дети безработных граждан;  дети из
семей беженцев и вынужденных переселенцев;  дети ликвидаторов и  дети,
проживающие  в  районах,  подвергшихся воздействию радиации вследствие
аварии  на  Чернобыльской  АЭС;  дети   военнослужащих,   погибших   в
результате вооруженных конфликтов и др.
     В ходе проведения оздоровительной кампании 2001  года  отдыхом  и
оздоровлением  было  охвачено  63,8%  детей  и подростков из социально
незащищенных категорий,  что на 738 детей и подростков больше,  чем  в
2000 году.
     Итоги оздоровительной кампании т.г.  по отдельным группам  детей,
из социально незащищенных категорий, представлены в таблице:
-------------------------------T------------T---------------T---------------¬
¦ Категории детей, нуждающихся ¦ Количество ¦ Количество    ¦ Процентное    ¦
¦ в особой заботе государства  ¦ детей по   ¦ отдохнувших и ¦ соотношение   ¦
¦                              ¦ категориям ¦ оздоровленных ¦ отдохнувших и ¦
¦                              ¦            ¦ детей         ¦ оздоровленных ¦
¦                              ¦            ¦               ¦ детей по      ¦
¦                              ¦            ¦               ¦ данной        ¦
¦                              ¦            ¦               ¦ категории     ¦
+------------------------------+------------+---------------+---------------+
¦ Дети, оставшиеся без         ¦            ¦               ¦               ¦
¦ попечения родителей          ¦   3922     ¦    3113       ¦     79,4      ¦
+------------------------------+------------+---------------+---------------+
¦ Дети, пострадавшие от        ¦            ¦               ¦               ¦
¦ Чернобыльской катастрофы     ¦  12991     ¦    7824       ¦     60,2      ¦
+------------------------------+------------+---------------+---------------+
¦ Дети из многодетных семей    ¦  19040     ¦   12955       ¦     68,0      ¦
+------------------------------+------------+---------------+---------------+
¦ Дети из неполных семей       ¦  21946     ¦   13107       ¦     59,7      ¦
+------------------------------+------------+---------------+---------------+
¦ Дети-инвалиды                ¦   4021     ¦     935       ¦     23,3      ¦
+------------------------------+------------+---------------+---------------+
¦ Дети из семей переселенцев   ¦            ¦               ¦               ¦
¦ и беженцев                   ¦   3485     ¦    1299       ¦     37,3      ¦
+------------------------------+------------+---------------+---------------+
¦ Подростки, стоящие на учете  ¦            ¦               ¦               ¦
¦ в органах внутренних дел     ¦   2104     ¦    1187       ¦     56,4      ¦
+------------------------------+------------+---------------+---------------+
¦ Дети погибших военнослужащих ¦            ¦               ¦               ¦
¦ и работников ОВД             ¦    203     ¦      75       ¦     36,9      ¦
+------------------------------+------------+---------------+---------------+
¦ Дети с ослабленным здоровьем ¦            ¦               ¦               ¦
¦ страдающие хроническими      ¦            ¦               ¦               ¦
¦ заболеваниями                ¦  43952     ¦   21753       ¦     49,5      ¦
+------------------------------+------------+---------------+---------------+
¦                 Всего:       ¦  99426     ¦   63389       ¦     63,8      ¦
L------------------------------+------------+---------------+----------------

     Диаграмму "Относительный    "охват"    оздоровлением   детей   из
категорий,  требующих  социальной   поддержки   в   2001   году"   см.
первоисточник.

     В соответствии с решениями областной межведомственной комиссии по
подготовке и проведению оздоровительной кампании детей и подростков за
счет   целевых   средств   Фонда  социального  страхования  Российской
Федерации  в  летний  период  в  загородных  оздоровительных   лагерях
отдохнули и  оздоровились  2130  детей-сирот  и детей,  оставшихся без
попечения родителей и 11 детей вынужденных переселенцев  из  Чеченской
Республики. На эти цели израсходовано 5 млн. 278 тыс. 500 рублей.
     В период  зимних  и  летних  школьных  каникул  т.  г.  на   базе
Калужского  комплексного  центра  социального  обслуживания  населения
"Звездный" был организован отдых для детей из семей социального риска.
     В православном   молодежном   лагере   "Златоуст"  при  поддержке
областной  межведомственной  комиссии  по  подготовке   и   проведению
оздоровительной  кампании  детей  и  подростков  зимой  2001 года была
проведена  специализированная  смена  для  детей   из   малоимущих   и
многодетных семей.
     Весной т.г.  10 детей из семей сотрудников УВД Калужской области,
погибших,   получивших   ранение  в  боевых  действиях  на  территории
Северо-Кавказского  региона,  отдохнули  и  оздоровились  в  Калужском
комплексном центре социального обслуживания населения "Звездный".
     49 подростков   из   социально-реабилитационного    центра    для
несовершеннолетних  "Надежда"  отдохнули в январе,  марте т.г.  в доме
отдыха "Балабаново".  Для 30 детей из семей социального риска на  базе
вышеуказанного  центра  проведен  специализированный  лагерь с дневным
пребыванием.
     В связи  с  явным  ухудшением  здоровья  подрастающего поколения,
увеличением  числа  детей  с  патологией  в  умственном  и  физическом
развитии,  одной из актуальных задач для организаторов оздоровительной
кампании является обеспечение полноценного отдыха и оздоровления детей
с ограниченными возможностями.
     В период  весенних  школьных  каникул  т.г.  на  базе  Калужского
комплексного  центра  социального  обслуживания  населения  "Звездный"
проведен творческий лагерь для детей с ограниченными возможностями.
     В июне-июле т.г.  в данном учреждении прошли 2 специализированные
лагерные  смены   для   детей   с   ограниченными   возможностями,   с
сопровождающими  их  родителями,  по программе "Мать и дитя".  Всего в
этих сменах приняли участие 150 детей данной категории  с  родителями.
На базе отделения восстановительного лечения санатория "Лесная сказка"
в июне т.г. проведена специализированная лагерная смена для 30 детей с
астено-невротическим     синдромом    и    гастропатологией,    а    в
августе-сентябре т.г.  для  55   детей-инвалидов,   больных   сахарным
диабетом.
     Под особым  вниманием  находятся  дети,  проживающие  в  районах,
пострадавших  от  аварии  на  Чернобыльской АЭС.  В мае т.г.  в рамках
Международной благотворительной  акции  "Дети  катастроф",  проводимой
Центром международной помощи "Благовест",  91 ребенок из Жиздринского,
Людиновского и Хвастовичского районов отдохнул в Дании.  В июле т.г. в
рамках  данной  акции  95  детей  оздоровлены  в  Дании и 40 детей - в
Норвегии.
     В июле т.г. по прямым контактам 82 ребенка из Ульяновского района
направлено на отдых  и  реабилитацию  в  Бельгию  и  25  воспитанников
Подборской школы-интерната Козельского района - в Данию.  В августе 83
ребенка, проживающих в Ульяновском районе, также отдохнули в Бельгии.
     При поддержке    Государственной   Думы   Федерального   Собрания
Российской Федерации 7 детей Калужской области,  относящихся к  данной
категории, в августе т.г. отдохнули в Японии.
     Фондом социального   страхования   Российской   Федерации    были
приобретены   150   путевок  в  лагеря  санаторного  типа  для  детей,
пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
     В соответствии  с  федеральной  целевой  программой  "Дети  семей
беженцев   и   вынужденных   переселенцев"   территориальному   органу
Минфедерации  России  в  Калужской области на организацию отдыха детей
мигрантов в  2001  году  выделено  30  240  рублей.  На  эти  средства
конкурсным     отбором     было     приобретено     12    путевок    в
санаторий-профилакторий "Строитель".
     По направлениям  территориального  органа  Минфедерации  России в
Калужской области в летний оздоровительный период 2001 года в  Центрах
медико-психологической  реабилитации  Министерства по делам федерации,
национальной и миграционной политики Российской Федерации  "Ватутинки"
(Московская область) и "Магри" (г.  Сочи) бесплатно отдохнули вместе с
родителями 8 детей из Калужской области.
     Всего в  периоды  школьных  каникул  был  организован отдых 63,8%
детей из категорий, нуждающихся в особой заботе государства.
     Не остались без внимания организаторов оздоровительной кампании и
дети безработных граждан,  не являющихся плательщиками налога  в  Фонд
социального  страхования.  Для  организации  отдыха и оздоровления 273
детей  из  данной  категории  профинансировано  проведение  лагерей  с
дневным  пребыванием в муниципальных образованиях "Бабынинский район",
"Боровский  район",  "Думиничский   район",   "Перемышльский   район",
"г. Сосенский", "п. Товарково".

     Медицинские аспекты отдыха и оздоровления детей и подростков
               (по данным департамента здравоохранения
                и лекарственного обеспечения области)

     Работа по  организации  летней оздоровительной кампании 2001 года
проводилась на основании постановления Губернатора  Калужской  области
от  10.05.2001  г.  N  322  "Об  обеспечении  отдыха,  оздоровления  и
занятости детей и подростков Калужской области в 2001  году",  приказа
Министерства  здравоохранения Российской Федерации N 134 от 27.07.2001
г. "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2001 году"
с учетом предложений по итогам оздоровительной кампании 2000 года:
     1. Составлен  план  мероприятий  департамента  здравоохранения  и
лекарственного обеспечения области по организации оздоровления детей и
подростков в 2001 году (утвержден 28.04.2001 г.).
     2. Издан  приказ по департаменту здравоохранения и лекарственного
обеспечения области N 102 от 04.05.1001  г.  "Об  организации  летнего
отдыха  детей  и подростков в детских оздоровительных лагерях общего и
санаторного типа".
     3. Отработан  список  медикаментов  и  перевязочного материала на
одну  смену  в  загородный  оздоровительный  лагерь,  произведены  его
расчеты,  определена стоимость питания на одного отдыхающего и расчеты
питания на одного  спортсмена  по  нормативам.  Документы  переданы  в
областную   межведомственную   комиссию  по  подготовке  и  проведению
оздоровительной кампании детей и подростков.
     4. Отработаны  единые подходы к оформлению медицинских документов
при направлении детей и подростков в загородные оздоровительные лагеря
(медицинская справка).
     5. Подготовлено  информационное  письмо   "Оценка   эффективности
оздоровления  детей  в  детском  оздоровительном  лагере"  (утверждено
17.05.2001 г.). Письмо доведено до сведения специалистов и медицинских
работников данных учреждений.
     6. Организован    семинар    для     медработников     загородных
оздоровительных лагерей (22-24 мая 2001 года).
     7. Закреплены аптеки по приобретению медикаментов и перевязочного
материала для учреждений летнего отдыха.
     В течение летней оздоровительной кампании основными направлениями
работы были:
     - обеспечение  текущего  контроля  за  медицинским  обслуживанием
детей и соблюдением ими противоэпидемического режима;
     - проведение лечебно-оздоровительных  мероприятий  в  учреждениях
летнего отдыха;
     - оценка эффективности оздоровления;
     - санаторно-курортное оздоровление;
     - оздоровление детей диспансерной группы, "групп риска";
     - организация специализированных заездов в санатории.
     Эффект оздоровительных мероприятий по загородным  оздоровительным
лагерям составил:
     - загородные оздоровительные лагеря  общего  типа:  с  выраженным
эффектом 65,3%, со слабым - 34,7%, отсутствие эффекта - 3%;
     - загородные   оздоровительные   лагеря   санаторного   типа:   с
выраженным  эффектом  85,4%,  со слабым - 13,1%,  отсутствие эффекта -
1,5%.
     За период  летней  оздоровительной  кампании  не зарегистрировано
вспышек инфекционных заболеваний.
     Использованы единые    подходы    к    организации   медицинского
обеспечения  в  детских  оздоровительных  учреждениях   по   оснащению
медицинских  кабинетов  оборудованием и расходными материалами.  Итоги
работы  показали   необходимость   дополнить   перечень   медикаментов
(бактерицидный лейкопластырь, раствор Люголя, линемент синтомициновый,
троксовазиновая мазь, медицинские перчатки) и выявили, что имеет место
недостаток   медицинского   оборудования   в   медпунктах   загородных
оздоровительных лагерей "Смена" и "Искра".
     Использованы единые подходы в организации питания.  В учреждениях
летнего отдыха и оздоровления детей  и  подростков  было  организовано
4-5-и разовое питание или 2-3-х разовое,  но достаточно разнообразное.
Нормативы питания были соблюдены  или  близки  к  норме  по  следующим
продуктам:  мясо,  хлеб,  сахар,  сливочное  масло.  При теоретических
расчетах  питания  калорийность  соблюдалась  в  пределах  нормы,   но
соотношение  белки :  жиры :  углеводы нарушалось в сторону превышения
углеводов (кондитерские, макаронные изделия).
     В питании  использовались  лечебные продукты:  йодированный хлеб,
макаронные изделия,  молочно-кислые продукты с  лечебными  свойствами.
Рацион  питания  был  более  насыщен овощами,  чем в период проведения
оздоровительных мероприятий в 2000 году.
     Большое внимание  было уделено санитарно-просветительской работе.
Для каждого загородного оздоровительного лагеря  было  подготовлено  и
направлено  20  посылок с наглядными пособиями,  литературой по темам:
"Профилактика    инфекционных    и    неинфекционных     заболеваний",
"Предупреждение  отравлений грибами,  ядовитыми ягодами и растениями",
"Укрепление  формирования  здорового  образа   жизни",   "Профилактика
вредных привычек". На базе центра медицинской профилактики для лагерей
с дневным пребыванием работал видеолекторий,  где  было  проведено  23
занятия с  использованием  научно-популярных  фильмов  по профилактике
травматизма,  инфекционных заболеваний, вредных привычек, гигиены. Для
лагерей  с  дневным пребыванием подготовлено и направлено 18 посылок с
наглядными  и  печатными  материалами.  Организовано  15   выступлений
специалистов на   областном   радио   и   радио   "Ока"  на  различные
медико-профилактические темы.

           Работа по санитарно-эпидемическому благополучию
             оздоровительной кампании детей и подростков
                  (по данным Центра государственного
      санитарно-эпидемиологического надзора в Калужской области)

     В апреле  2001 года с целью подготовки к оздоровительной кампании
детей  и   подростков   проведено   совещание   с   главными   врачами
райгорцентров  госсанэпиднадзора по вопросу организации отдыха детей и
подростков в учреждениях  отдыха  и  оздоровления.  Для  директоров  и
медицинских  работников  оздоровительных  лагерей  проведены семинары,
введены   новые   санитарные   Правила   2.4.4.969-00   "Гигиенические
требования   к   устройству,   содержанию   и   организации  режима  в
оздоровительных учреждениях  с  дневным  пребыванием  детей  в  период
каникул",   подготовлены  методические  рекомендации  по  профилактике
геморрагической лихорадки с почечным синдромом и иеросиниоза.
     На организацию  санитарно-эпидемиологического   и   лабораторного
контроля  в  период  оздоровительной  кампании детей и подростков 2001
года санэпидслужбе области было выделено из средств областного бюджета
250 тыс. рублей.
     В течение   летних   школьных   каникул   территориальные  центры
госанэпиднадзора области регулярно  информировали  глав  администраций
муниципальных  образований  о  санитарно-эпидемиологической ситуации в
учреждениях оздоровления и отдыха детей и подростков.
     Всего за  период летней оздоровительной кампании вспышек кишечных
инфекций и массовых отравлений не зарегистрировано.
     Перед заездом  детей  в оздоровительные лагеря сотрудники центров
госсанэпиднадзора области провели семинары с медицинскими работниками,
персоналом пищеблоков, директорами лагерей.
     В период подготовки летних  оздоровительных  лагерей  к  открытию
было   проведено   496   обследований,  из  них  385  с  лабораторными
исследованиями и инструментальными замерами. Было исследовано 158 проб
питьевой  воды  из  централизованного  водоснабжения,  в  том числе по
микробиологическим  показателям  121  проба,  из   них   не   отвечало
гигиеническим нормативам - 9 проб,  что составляет 8 %  (в 2000 году -
14,4%).
     Вместе с тем,  96%  проб воды из бачков,  питьевых фонтанчиков не
соответствует   санитарным   требованиям    по    санитарно-химическим
показателям и 92% проб по микробиологическим показателям.
     Проведен анализ  53  проб  почвы  с  территорий   оздоровительных
лагерей  на  наличие  яиц  гельминтов,  из  них  анализ  6  проб  дали
положительный  результат.   На   пищеблоках   летних   оздоровительных
учреждений взято и исследовано 849 проб готовых продуктов,  в т.ч.  по
микробиологическим показателям - 766, из них не отвечают гигиеническим
нормативам  -  6%  (в  2000  году - 5,5%).  Кроме того,  осуществлялся
постоянный      лабораторный       контроль       за       соблюдением
санитарно-гигиенического  и противоэпидемического режима на пищеблоках
лагерей,  путем бактериологического и паразитологического исследования
смывов.
     Основными нарушениями санитарного законодательства, повлекшими за
собой административную ответственность, явились:
     - несоблюдение правил приема и хранения продуктов;
     - нарушение режима мытья посуды;
     - нарушения в ведении медицинской документации;
     - отсутствие в медицинских книжках персонала данных о прохождении
медосмотров и санитарно-гигиенического обучения.
     Дважды принимались  к  работе  оздоровительные лагеря "Ровесник",
"Юность";   четыре   раза   санэпидкомиссия   выезжала    в    детский
оздоровительный  лагерь "Ласточка" в связи с недоделками по подготовке
пищеблока к работе, комплектацией медкабинета.
     В период  подготовки  оздоровительных  лагерей  к летней кампании
отмечалось неудовлетворительное качество водопроводной воды в  детских
лагерях "Спутник",  "Восход",  "Строитель",  "Искра",  "Белка". В ходе
функционирования второй смены,  12.07.2001 г.  вышел из строя насос  и
электрокабель в оздоровительном лагере "Бригантина", в результате чего
прекратилась подача воды в лагеря "Юность" и "Дружба", было затруднено
соблюдение санитарно-противоэпидемического  режима.  В  этот  же  день
Центром Госсанэпиднадзора в г.  Калуге вынесены постановления N 52 и N
53,  о приостановлении эксплуатации данных лагерей.  Однако, в связи с
проведением  необходимых  технических  работ,  вводом  в  эксплуатацию
скважины. 13.07.2001 г., постановления были отменены.
     18 июня 2001  года  в  Малоярославецком  районе  был  открыт  без
разрешения санэпидслужбы оздоровительный лагерь "Дружба".
     За санитарные  нарушения   составлены   протокол   на   директора
оздоровительного лагеря "Ровесник", бухгалтера оздоровительного лагеря
"Орленок",  заведующего производством школы N 16 г.  Калуги, директора
школы  N  26  г.  Калуги  и  вынесено  постановление о приостановлении
эксплуатации во вторую смену оздоровительного лагеря  на  базе  данной
школы.
     По итогам     санитарно-гигиенических     обследований     летних
оздоровительных   учреждений   области   санэпидслужбой   наложено  20
административных взыскания в виде штрафов на общую сумму 21380 рублей.
     В ходе   проверок   работы  оздоровительных  лагерей  "Каверино",
"Балабаново" и 21 лагеря с дневным  пребыванием  в  Боровском  районе,
было  обнаружено,  что  не на все продукты питания имелись сертификаты
соответствия.  В лагере с дневным  пребыванием  Балабановской  средней
школы  N  3 неисправно холодильное оборудование,  в связи,  с чем было
вынесено постановление о приостановке его эксплуатации.
     Центром госсанэпиднадзора  отмечена  хорошая подготовка к работе,
выполнение большого объема работ по  улучшению  санитарно-технического
состояния в оздоровительных лагерях "Строитель",  "Спутник",  "Белка",
"Чайка", "Восход". "Сокол", "Звездный", "Спутник" (Людиновский район).
В данных     учреждениях     оздоровления    и    отдыха    соблюдался
санитарно-гигиенический  и   противоэпидемический   режим,   нарушений
требований санитарных правил не отмечено.
     Во всех  оздоровительных  учреждениях  области  использовались  с
целью  профилактики йододефицитных состояний йодированная соль,  хлеб,
макаронные изделия, часто в рацион включались биойогурты.
     Заболеваемость по  учреждениям  летнего  отдыха составила 75,4 на
1000  отдохнувших  (зарегистрировано   3553   заболевания).   Из   них
инфекционные  и паразитные - 25,2%  (острые кишечные - 0,2%,  т.е.  10
случаев;  капельные инфекции - 24,9%),  травмы - 23,9% (мелкие травмы,
порезы и ссадины)

             Организация творческого и спортивного досуга
                          детей и подростков
         (по данным департамента культуры и искусства области
        и департамента физкультуры, спорта и туризма области)

     Одним их  направлений  работы  учреждений  культуры  и  искусства
области  является организация досуга детей и подростков во внеурочное,
а также каникулярное время.
     Особую роль в этом направлении играют библиотеки.  В текущем году
в библиотеках области обслужено около 130  тыс.  детей  и  подростков.
Работники  данных  учреждений культуры тесно сотрудничают со школами и
оказывают помощь педагогам  как  в  организации  общеобразовательного,
воспитательного  процессов,  так  и в организации отдыха,  творческого
досуга и занятости детей и подростков  во  внеурочное  время.  Большая
работа  проводится  библиотеками  в  дни  школьных  каникул,  особенно
летних.  В это  время  сотрудники  библиотек  готовят  циклы  массовых
библиотечных и  культурно-досуговых  мероприятий,  принимают  у себя в
библиотеках  детей,  а  также  участвуют  в  организации   мероприятий
различной  направленности  в  летних  лагерях  отдыха  для  школьников
области.
     Центрами работы по привлечению подростков к сохранению памятников
истории и культуры являются музеи  области.  Особое  внимание  в  деле
воспитания  исторической  культуры  подрастающего  поколения и любви к
своей  малой  родине   уделяется   в   деятельности   Государственного
объединенного   краеведческого   музея,   Государственного  музея  им.
Г.К. Жукова,  Малоярославецкого военно-исторического музея 1812 года и
др.  Так, за 2001 год Государственный объединенный краеведческий музей
и его филиалы провели для детей и подростков 1  126  экскурсий,  число
посетителей (детей и подростков) составило 51,1 тыс. человек. В летние
месяцы т.г.  для детей, отдыхающих в городских оздоровительных лагерях
с   дневным   пребыванием,   проведено   57  экскурсий.  Проведено  17
демонстраций музейного видеозала,  в  т.ч.  6  выездов  видеосалона  с
демонстрацией видеофильмов в сельских школах.
     В Государственном  объединенном  краеведческом  музее  продолжала
работу   светская   воскресная   школа,   военно-патриотический  клуб,
поисковый  отряд  "Кондор".  Работа  со  школьниками   и   подростками
организована   по  адресным  учебно-образовательным  и  воспитательным
программам.
     Свой вклад  в  эстетическое  воспитание  подрастающего  поколения
вносят театры.  Калужский государственный драматический театр в сезоне
2000 - 2001 гг.  представил.  60 спектаклей для детей на стационаре. В
течение летних школьных каникул  театр  обслуживал  детские  лагеря  с
дневным   пребыванием,   дошкольные   учреждения  в  Малоярославецком,
Перемышльском,  Медынском и других районах области.  Было показано  25
выездных спектаклей.
     В период летней оздоровительной  кампании  в  загородных  лагерях
киновидеобслуживанием  было  охвачено  20,9  тыс.  детей и подростков.
Наиболее активно использовали кинофильмы в организации досуга детей  в
оздоровительных лагерях "Сокол", "Зорька", "Дружба", "Строитель".
     С целью проведения учебно-тренировочного процесса  и  организации
летнего отдыха и оздоровления детей и подростков на базе ДЮСШ,  ДЮК ФП
и  подростковых  клубов  были  организованы  49  лагерей   с   дневным
пребыванием  детей,  в которых повышали свое спортивное мастерство 3,5
тыс. человек.
     На базе  туристско-оздоровительного  центра "Орленок" в июне т.г.
проходила специализированная смена,  в течение которой тренировались и
отдыхали  90  учащихся ДЮСШ,  ДЮК ФП.  Подобные смены были проведены в
СДЮШОР по академической гребле, ДЮСШ "Анненки" и ДЮСШ "Труд".
     В спортивно-оздоровительных   лагерях   и   лагерях   с   дневным
пребыванием   проводилась   культурно-массовая   работа,    спортивные
мероприятия и соревнования по различным видам спорта.

              Пожарная безопасность в период проведения
             оздоровительной кампании детей и подростков
        (по данным Управления государственной противопожарной
         службы Управления внутренних дел Калужской области)

     В ходе   летней   оздоровительной   кампании   2001   года   были
организованы    и   проведены   пожаро-технические   исследования   13
лечебно-оздоровительных учреждений (санаториев,  пансионатов и т.п.) и
281 учреждения отдыха, оздоровления и занятости детей.
     Особое внимание  при  проведении  проверок  уделялось  наличию  и
исправности  автоматических  систем противопожарной защиты,  первичных
средств    пожаротушения,    телефонной    связи,     противопожарному
водоснабжению, проведению инструктажей с обслуживающим персоналом.
     Проверки показали,  что из общего числа обследованных объектов 68
не    обеспечены    системами    оповещения    людей   о   пожаре   (4
лечебно-оздоровительных,  64 детских оздоровительных лагеря с  дневным
пребыванием),  220  не  оборудованы установками пожарной автоматики (3
лечебно-оздоровительных, 217 детских оздоровительных лагерей с дневным
пребыванием).
     Не обеспечены   необходимым   количеством    первичных    средств
пожаротушения 53 детских оздоровительных лагеря с дневным пребыванием.
Наружным противопожарным водоснабжением в соответствии  с  нормами  не
обеспечены  100  объектов  (2  лечебно-оздоровительных  и  98  детских
оздоровительных лагеря с дневным пребыванием).  В общей  сложности  на
данных  объектах выявлено 2450 нарушений правил пожарной безопасности,
степень  выполнения  которых   составила   65%.   К   административной
ответственности привлечено 127 человек.
     Руководителям объектов и  заинтересованным  организациям  (главам
муниципальных образований,  РОНО и т.д.) было направлено 42 информации
о  противопожарном   состоянии   лечебно-оздоровительных   учреждений,
учреждений отдыха, туризма и занятости детей.
     При проведении   пожаро-технических   обследований   сотрудниками
противопожарной    службы    проводились   мероприятия   по   обучению
обслуживающего персонала данных учреждений мерам пожарной безопасности
и   инструктажи   о   действиях   в   случае   возникновения   пожара,
распространялась наглядная агитация -  листовки  и  плакаты.  Всего  в
период проведения оздоровительной кампании детей и подростков т.  г. о
мерах пожарной  безопасности  было  проинструктировано  2476  человек,
проведено  165  выступлений в трудовых коллективах.  С детьми в летних
оздоровительных лагерях,  лагерях труда и отдыха проводились викторины
и конкурсы. Всего проведено 72 конкурса детского рисунка и 67 викторин
на противопожарную тематику.
     Результаты проведения  данных  мероприятий освещались в средствах
массовой информации.  Совместно с журналистами проведено 26 рейдов  по
объектам  оздоровления  и  занятости детей,  в том числе находящимся в
неудовлетворительном противопожарном состоянии,  в печати опубликовано
29 статей, проведено 12 радиобесед.
     Вместе с тем, проводимые проверки показали, что ряд руководителей
объектов  должных  мер  по  устранению  противопожарных  нарушений  не
принимают.    По    этой    причине    сотрудниками    Государственной
противопожарной  службы  были  вынесены  5  постановлений о запрещении
эксплуатации объектов,  находящихся в пожароугрожающем состоянии. Так,
в  помещениях Мещовского летнего оздоровительного лагеря "Лесничество"
соединения электропроводки выполнены на скрутках,  распаечные  коробки
не  закрыты  крышками.  Здание  не оборудовано автоматической пожарной
сигнализацией  и  системой  оповещения  о  пожаре,  не  укомплектовано
огнетушителями   согласно   норм,  деревянные  конструкции  чердачного
помещения  не  обработаны  огнезащитным  составом.   С   обслуживающим
персоналом  инструктаж  о  действиях  в случае возникновения пожара не
проводился.  В  Кировском  районе  запрещена  эксплуатация   спального
корпуса   оздоровительного   лагеря  "Чайка",  в  помещениях  которого
соединения электропроводки выполнены на скрутках,  распаечные  коробки
не   закрыты,   замер  сопротивления  электропроводки  не  проводился.
Помещения  не  оборудованы  автоматической  пожарной  сигнализацией  и
системой оповещения о пожаре, не укомплектованы огнетушителями.
     Без подписания  актов  приемки  Государственной   противопожарной
службы   допущен   заезд   в   4   летних   оздоровительных  лагеря  с
круглосуточным   пребыванием:   дом   отдыха   "Балабаново";   детский
оздоровительный    лагерь    "Чайка"    (Кировский   район);   детский
оздоровительный лагерь "Ласточка"  и  детский  оздоровительный  лагерь
"Лозинки" (Спас-Деменский район).
     Проведенная в  летний  период  надзорно-профилактическая   работа
позволила  не допустить пожаров в лечебно-оздоровительных учреждениях,
учреждениях отдыха, туризма и занятости детей Калужской области.

                  Проблемы организации и проведения
                  оздоровительной кампании 2001 года

     1. Отсутствие на федеральном уровне целостной нормативно-правовой
базы,  обеспечивающей качественную организацию отдыха  и  оздоровления
детей,  регламентирующей  основы  и принципы государственной поддержки
системы детского отдыха и оздоровления.
     2. Региональной   энергетической   комиссией   было   отказано  в
предоставлении льготных тарифов на  электрическую  энергию  загородным
детским оздоровительным лагерям.
     3. Нарушения в организации питания детей и подростков в некоторых
учреждениях  отдыха  и  оздоровления,  использование  в  питании детей
продуктов с истекшими сроками годности.
     4. Несоблюдения необходимого санитарно-эпидемиологического режима
в некоторых детских оздоровительных лагерях и  учреждениях,  повлекшие
за   собой  приостановление  эксплуатации  данных  учреждений  Центром
госсанэпиднадзора.
     5. Имели  место  случаи  перебоев  в  электро-  и водоснабжении в
некоторых  загородных  детских  оздоровительных  лагерях,  лагерях   с
дневным пребыванием.
     6. Недостаточное   финансирование   со    стороны    промышленных
предприятий - владельцев детских оздоровительных центров.
     7. Сохранила остроту  проблема  организации  временной  занятости
подростков в каникулярный период.
     8. Ощущается несовершенство механизма  подготовки  и  обеспечения
кадрами  педагогических  работников загородных детских оздоровительных
лагерей.
     9. Отсутствие  единой  комплексной  системы  проверки  готовности
учреждений отдыха и оздоровления детей к оздоровительному сезону.
     10. Сохранение     тенденции     недостаточного    субсидирования
материально-технического развития загородных  детских  оздоровительных
лагерей.

           Цели и задачи организации отдыха, оздоровления,
     творческого досуга, занятости детей и подростков в 2002 году

     Основными целями   организации   и   проведения   оздоровительной
кампании 2002 года являются:
     - обеспечение  качественной  организации  отдыха,   оздоровления,
творческого досуга, занятости детей и подростков области;
     - организация в приоритетном порядке отдыха и оздоровления  детей
из категорий, нуждающихся в особой заботе государства;
     - развитие и укрепление материально-технической  базы  учреждений
отдыха и оздоровления детей и подростков.
     Для достижения поставленных целей  необходимо  решение  следующих
задач:
     - обеспечить реализацию Закона Калужской  области  "Об  областной
целевой   программе   "Организация  отдыха,  оздоровления,  занятости,
творческого досуга детей и подростков Калужской области в 2001 -  2003
г.г.";
     - усилить контроль со стороны областной межведомственной комиссии
по подготовке и проведению оздоровительной кампании детей и подростков
за  целевым  расходованием  средств,  выделяемых   из   областного   и
федерального   бюджетов   на  проведение  мероприятий  по  организации
детского отдыха;
     - проанализировать  уровень  затрат,  необходимых для обеспечения
качественного  и  полноценного  отдыха  детей  и,  исходя  из   этого,
установить   социальную   стоимость   путевки   в  загородные  детские
оздоровительные лагеря области;
     - провести  семинар  - совещание с организаторами оздоровительной
кампании детей и подростков;
     - организовать   выездные  заседания  областной  межведомственной
комиссии по подготовке и проведению оздоровительной кампании  детей  и
подростков  в  учреждения  детского  отдыха  и  оздоровления  с  целью
осуществления координации и контроля за их деятельностью;
     - усилить  меры,  стимулирующие  заинтересованность предприятий к
сохранению   и   укреплению   детских   оздоровительных    учреждений,
находящихся на их балансе;
     - обеспечить бесперебойное электро-  и  водоснабжение  учреждений
отдыха    и    оздоровления    детей    и    подростков,    соблюдение
санитарно-гигиенического режима в данных учреждениях;
     - проработать   вопрос   о   возможности   предоставления   льгот
загородным учреждениям детского отдыха и оздоровления;
     - осуществлять финансирование мероприятий по организации отдыха и
оздоровления детей и  подростков  на  основе  заключения  договоров  с
исполнителями.



Информация по документу
Читайте также