Расширенный поиск
Постановление Правительства Калужской области от 21.08.2000 № 127ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 21 августа 2000 г. N 127 О КОНЦЕПЦИИ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА НА ПРОИЗВОДСТВЕ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000 - 2005 ГГ. В целях государственной поддержки организаций в кадровом обеспечении производства в условиях оживления промышленности и экономики в целом, формирования подходов для создания системы развития персонала па производстве. Правительство Калужской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить прилагаемую "Концепцию содействия развитию персонала на производстве в Калужской области на 2000 - 2005 гг." 2. Директорам департаментов области содействовать практическому применению "Концепции содействия развитию персонала на производстве в Калужской области на 2000 - 2005 гг." 3. Рекомендовать главам муниципальных образований области принять меры по реализации "Концепции содействия развитию персонала на производстве в Калужской области на 2000 - 2005 гг." в части вопросов, относящихся к их компетенции. 4. Рекомендовать Калужской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рассмотреть "Концепцию содействия развитию персонала на производстве в Калужской области на 2000 - 2005 гг." для организации работы в этом направлении. 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на директора департамента социальной политики области Берестову Л.И. Вице-губернатор области А.Д.Артамонов Приложение к постановлению Правительства Калужской области N 127 от 21.08.2000 г. КОНЦЕПЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА НА ПРОИЗВОДСТВЕ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000 - 2005 гг. г. Калуга ОГЛАВЛЕНИЕ стр. 1. Введение............................................... 3 2. Содержание проблемы ................................... 3-6 3. Основные цели и задачи Концепции ...................... 6-7 4. Стратегия и условия реализации Концепции .............. 7-9 5. Развитие консультационных и образовательных услуг ..... 9-10 6. Укрепление и переоснащение учебно-производственной базы внутри организаций..................................... 10 7. Подготовка и повышение квалификации инструкторско-преподавательского состава .............. 10-11 8. Введение системы стимулов для работодателей и работников по повышению профессиональных знаний................... 11 9. Мониторинг рынка профессий на федеральном и региональном уровнях................................... 11-12 10. Создание нормативно-правовой базы развития персонала, его научно-методического и информационного обеспечения.. 12 1. Введение Областная концепция содействия развитию персонала на производстве на 2000 - 2005 годы (далее именуемая - Концепция) подготовлена управлением по труду департамента социальной политики области в соответствии с постановлением Губернатора области N 277 от 10.08.98 г. "О мерах по содействию предприятиям в развитии персонала на производстве". Настоящая Концепция предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области содействия предприятиям, организациям и учреждениям (далее - организациям) в подготовке, переподготовке и повышении квалификации их персонала, необходимого для укрепления конкурентоспособности организаций, постоянной адаптации работников к эволюции квалификационных требований, вызванных процессами технологического обновления и новыми формами организации труда. Государственная политика в области развития персонала предусматривает совместные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, объединений работодателей и профсоюзов по повышению профессиональной квалификации и развитию персонала организаций. Она должна основываться на принципах: - непрерывности развития персонала; - общедоступности системы развития персонала; - приоритета интересов работника. 2. Содержание проблемы Персонал организации - все работающие по найму в организации работники, производящие продукцию, оказывающие услуги или обеспечивающие их производство и сбыт. Развитие персонала на производстве - это целенаправленное и систематическое развитие профессиональных качеств работников, ориентированное на достижение целей организации, путем расширения, углубления имеющейся профессиональной компетенции, обучения новым профессиям, а также развития организационных возможностей по наиболее полному использованию потенциала работников; это процесс подготовки персонала к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач. Внутрифирменное (профессиональное) обучение персонала - это процесс интеграции и постоянного совершенствования компетентности, развития индивидуальных знаний, навыков и умений работников, их созидательной деятельности, формальной и неформальной подготовки в области качества выполняемой работы, производительности труда, технологии и организации работы для обеспечения конкурентоспособности производимой продукции организаций. Планирование персонала - часть общей системы планирования в организации, включающая в себя следующие сферы: определение потребности в персонале; планирование привлечения персонала, его задействование, высвобождение, развитие; планирование затрат на развитие персонала. Потребность в персонале (качественная) - совокупность работников различных квалификаций, необходимых для выполнения конкретных производственных задач и для выполнения предъявляемых на рабочих местах квалификационных требований, Потребность в персонале (количественная) - численность работников определенной квалификации, необходимая организации для выполнения стоящих перед ней задач. Система развития персонала - совокупность организационно-управленческих структур, методов, процессов и ресурсов, необходимых для эффективной реализации текущих и перспективных задач развития организации и персонала, а также удовлетворения запросов работников, связанных с самореализацией, профессиональным обучением и карьерой. Кадровый потенциал организаций является важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех проводимой экономической реформы. Качественные характеристики рабочей силы определяют возможности реализации программ структурной перестройки и оживления экономики, конверсии и расширения производства, повышения качества продукции, ее конкурентоспособности и роста производительности труда, эффективной реализации инвестиционных проектов. Наиболее устойчивой базой конкурентоспособности является развитие в организациях систем качества и продуктивности, основанных на высокой квалификации работников, их мотивации и вовлеченности в решение проблем совершенствования производства. Проведение в жизнь накопления и сохранения профессионального опыта, побуждающего работников поддерживать, совершенствовать и модифицировать свои знания, навыки и умения в течение всей трудовой жизни посредством профессионального обучения и повышения квалификации, являясь ключевым инструментом достижения стабильности экономического положения организаций, каждого отдельного работника и страны в целом. Высокая квалификация работников становится также основой их социальной защищенности на рынке труда. Растет осознание важности данных вопросов для выхода из кризиса отдельных организаций и экономики в целом. Экономически развитые страны давно убедились, что самые выгодные инвестицииэто инвестиции в развитие трудовых ресурсов. Необходимо формировать у руководителя организации и особенно у руководителя кадровой службы определенное мировоззрение, осуществлять переход из состояния ожидания событий к состоянию воздействия на ситуацию на основании новых знаний, опыта и уверенности в своих возможностях, возможностях коллектива. Отсутствие у организаций опыта деятельности в условиях рыночной экономики требует государственной поддержки в создании принципиально новой системы обучения кадров, построенной с учетом мировой практики, с использованием элементов ранее существовавшей системы обучения на производстве, имеющей целью непосредственное вовлечение работников в осуществление экономических реформ. Проводимая в большинстве организаций кадровая политика не соответствует стратегии рыночных реформ. Основная масса работодателей и работников не заинтересована в повышении профессиональной квалификации и росте результативности труда. Программы обучения работников в организациях ориентированы в основном на получение первичной квалификации, в виде упрощенных требований. В тоже время, практически отсутствуют программы, связанные с подготовкой работников высших квалификаций, реализацией проблем качества, продуктивности, повышения мотивации работников и др. Анализ положения дел в области показывает, что низкий уровень квалификации работников в организациях является одним из серьезных сдерживающих факторов экономических реформ и во многом не соответствует требованиям рыночной экономики. Отсутствие государственной статистической отчетности о профессиональном и экономическом обучении кадров не позволяет иметь полную картину о профессиональном обучении персонала организаций и существующей учебно-производственной базе области. Однако по проведенному выборочному анализу состояния дел в организациях области по развитию персонала отмечается, что средний уровень затрат на подготовку и повышение квалификации кадров на производстве составляет в среднем 0,5-0,7 % от фонда оплаты труда (данные 1997 - 1998 гг.), хотя для поддержания простого воспроизводства профессионального потенциала необходимы затраты на уровне не менее 1,5 %. С другой стороны, несмотря на проведение подготовки специалистов и квалифицированных рабочих, рынок учебных услуг и рынок профессий области находятся в состоянии разбалансировки. Настоящая Концепция рассматривает необходимость оказания помощи организациям всех форм собственности с позиций повышения эффективности основной производительной силы - квалифицированного работника, создание принципиально новой системы управления персоналом, построенной с учетом мировой практики. Баланс потребности экономики области в квалифицированных кадрах и рынка учебных услуг, создание системы внутрипроизводственного обучения кадров обеспечит расширенное воспроизводство трудового потенциала организаций в соответствии с текущей ситуацией на рынке труда, требованиями рыночной экономики и перспективами научно-технического прогресса. Система внутрипроизводственного обучения должна стать своеобразным корректором государственных образовательных стандартов на всех ступенях профессионального обучения. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает целесообразность, высокую эффективность мер государственной поддержки внутрифирменной подготовки персонала, реализуемых в нормативно-правовой, финансовой, организационной и материальной сферах деятельности организаций. Комплексность государственного регулирования процессов воспроизводства кадрового потенциала возможна лишь при программном подходе к решению проблемы. 3. Основные цели и задачи Концепции Концепция предусматривает разработку и реализацию мер государственной поддержки организаций в области развития персонала, ставит своей целью изучение ресурсов специалистов и рациональное использование профессионального потенциала работников, обеспечение их эффективной деятельности на основе приобретения знаний и опыта, применения современных технологий, эффективных методов организации труда и управления персоналом. Основными целями Концепции являются: - сохранение и рациональное использование профессионального потенциала организаций; - повышение конкурентоспособности производимых товаров и услуг на основе распространения знаний и опыта применения персоналом организаций современных технологий, эффективных методов организации труда, управления и производства; - поддержка политики, направленной на преобразование рабочих мест организаций с целью обеспечения роста производительности труда; - создание условий для профессионального роста, самореализации работников в условиях рыночной экономики, на основе повышения мотивации к груду, использования новейших российских и зарубежных программ, средств и технологий обучения; - повышение уровня профессионализма и компетенции персонала в организациях, эффективного их использования в соответствии с запросами производства; - организация переобучения и повышения квалификации кадров в связи с перепрофилированием производства; - накопление профессионального потенциала для обеспечения экономического развития организаций; - содействие развитию кадровых независимых агентств, занимающихся подбором персонала для организаций. Для достижения этих целей необходимо выполнить основные задачи: - создание нормативно-правовой базы, научно-методического и информационного обеспечения программ развития персонала; - приоритетная поддержка организаций, осуществляющих под будущее развитие производства (модернизация, перепрофилирование) переобучение и повышение квалификации работников без прекращения с ними трудовых отношений; - интеграция интересов работников, работодателей и государства в обеспечении конкурентоспособности организаций на основе высокой квалификации персонала, его мотиваций и вовлеченности в решении проблем развития производства; - определение и закрепление статуса образовательных структур системы развития персонала; - укрепление и переоснащение учебно-производственной базы образовательных подразделений организаций в соответствии с запросами производства; - формирование структур управления развитием персонала на отраслевом, региональном уровнях и непосредственно в организациях, обеспечение координации и взаимодействия; - создание системы профессиональной ориентации; - подготовка и повышение квалификации инструкторско-преподавательского персонала, осуществляющего профессиональное обучение кадров непосредственно на производстве; - подготовка и повышение квалификации специалистов в области профориентации, владеющих методами работы по профинформированию и профконсультированию (включая профотбор); - развитие консультативных услуг по ориентации организаций всех видов и форм собственности на перспективные направления развития персонала; - оказание работникам профконсультационных услуг, направленных на формирование личных профессиональных планов в интересах производства. Реорганизация системы профессиональной подготовки кадров на производстве обеспечивается за счет взаимосвязи и баланса интересов организаций, образовательных учреждений, объединений работодателей и работников. В рамках области должна осуществляться вся практическая деятельность по формированию квалифицированных трудовых ресурсов и их эффективному использованию на основе социального партнерства, координации деятельности государственных, негосударственных и общественных организаций. 4. Стратегия и условия реализации Концепции Общая стратегия Концепции заключается в предоставлении минимальных гарантированных возможностей персоналу организаций для получения знаний и навыков, необходимых в период перехода к рыночным механизмам хозяйствования и построения в дальнейшем на этой основе непрерывного обучения кадров на производстве. Концепцией предусматривается создание на региональном уровне системы методической и организационной помощи организациям по распространению отечественного и зарубежного передового опыта в области профессиональной ориентации, эффективного использования профессионального потенциала и последовательного его развития, организации труда и управления персоналом, применения новых технологий и реорганизаций производства, путях вывода организаций из кризиса через обучение руководителей и специалистов, вооружение их знаниями по обеспечению успешной деятельности в условиях рыночной экономики, что, в частности, позволит регулировать процессы увольнения работников при банкротстве и санации организаций. Практическая работа по реализации Концепции может быть обеспечена некоммерческой организацией "Партнерство по развитию персонала" (далее Партнерство), учрежденной департаментом социальной политики области и управлением федеральной почтовой связи по Калужской области. В рамках полномочий Партнерства предусматривается выявление потребностей организаций в развитии персонала, организация специализированных консультативных и образовательных структур, которые должны помочь организациям найти свое место на рынке, а также создание условий для эффективного использования функционирующих образовательных учреждений, в том числе дополнительного образования. При осуществлении профессионального обучения предлагаем условно разделить работающих на следующие категории: РР1 - генеральные директоры, директоры (их заместители), главные специалисты; РР2 - начальники цехов, служб, отделов; РРЗ - начальники участков, смен, мастера, прорабы, руководители групп; С - работники с высшим и средним профессиональным образованием, не имеющие, как правило, подчиненных; Р- рабочие; П - преподаватели курсовой сети организаций, инструкторы производственного обучения. Предлагаем ориентироваться, в условиях ограниченных финансовых ресурсов, на планомерное повышение квалификации работников: РР1 - в государственном центральном институте повышения квалификации в г.Обнинске (1 раз в год от 3 до 5 дней); РР2 - краткосрочные семинары 1 раз в год (1 - 3 дня) по отраслям экономики в Государственном центральном институте повышения квалификации г. Обнинске, в Калужском филиале Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана, Франко-Российском институте делового администрирования в г. Обнинске (и других учебных заведениях области); РРЗ. С - семинары в организациях с использованием в качестве преподавателей РР1, РР2, С и преподавателей учебных заведений Калужской области; С - адресное направление на учебу лишь ключевых ведущих специалистов, по приоритетным направлениям развития организаций, в задачи которых входит распространение в организациях технических и технологических новшеств: Р - определить объем обязательного ежегодного обучения в часах с отрывом от производства (1-2 %- фонда рабочего времени в год); П - стажировки в лучших учреждениях начального о профессионального обучения области. Для реализации Концепции необходимо изыскивать возможности и финансовой поддержки организаций на приоритетной основе, осуществляющих проекты развития кадрового потенциала без прекращения трудовых отношений с работниками. На базе проектов организаций необходимо разрабатывать региональные программы с проработкой источников финансирования соответствующих мероприятий, имея в виду предоставление: - грантов, предполагающих безвозмездное финансирование отдельных проектов, имеющих широкое общенациональное или региональное значение; - займов процентных и беспроцентных, предполагающих предоставление средств на условиях возвратности; - технической помощи, предлагающей поддержку в виде книг, учебных пособий, учебного и офисного оборудования и др. как на возмездной, так и безвозмездной основе, а также командирование преподавателей, консультантов и др. специалистов для оказания содействия в области подготовки кадров; - информационной помощи, предоставляющей возможность подключения к банкам данных, льготной подписки на профессиональные периодические издания и др. Основными принципами, на основании которых предполагается выделение средств на цели обучения, являются; - преимущественное финансирование проектов, которые имеют надежное технико-экономическое обоснование; - преимущественное финансирование проектов, в которых заявитель участвует собственными средствами в развитии персонала; - предоставление преимущества проектам, в которых акцент делается на возвратные принципы финансирования (займы) по сравнению с безвозвратными (гранты); - преимущественное финансирование проектов с наименьшими сроками окупаемости. Обучение предполагается осуществлять исходя из конкретных задач организаций, перспектив их развития, совершенствования существующих и создания новых рабочих мест. Конкретная специализация должна осуществляться преимущественно на учебной базе организаций или в образовательных учреждениях по заявке организаций по учебным планам, разрабатываемым самими организациями совместно с образовательными учреждениями. При проведении обучения предполагается рассматривать вопросы предоставления льготных финансовых условий участия в областных семинарах повышения квалификации, для чего необходимо изучить возможность предоставления их финансирования из следующих источников: - средства организаций; - бюджеты области и муниципальных образований; - средства программы Европейского Союза TACIS и др. 5. Развитие консультационных и образовательных услуг Концепцией предусматривается создание системы, функционирующей в следующих областях: - управленческое консультирование, реагирующее на просьбы организаций о консультировании, профориентации, подготовке проектов, о возможностях осуществления инновационных процессов на производстве, обновления продукции, изменения профиля деятельности, рекламе продукции на внутреннем и внешнем рынке, поиске новых партнеров, рынка сбыта и т.д.; - информация о наличии российских и зарубежных технологий и организационно-технических решений, включая адреса изготовителей, помощь организациям в их приобретении и внедрении в производство; - определение потребности производства в обучении и повышении квалификации персонала, формировании банка профессий, востребованных на рынке труда; - информация о наличие типовых учебных программ краткосрочной подготовки персонала для работы на новых технологических линиях, с новой техникой и машинами, их предоставление и адаптация в соответствии с запросами организаций; - информация о возможностях установления организациями партнерских отношений с учебными заведениями для обучения персонала (рынок учебных услуг) и развития собственной учебной базы организации, оснащения ее современным оборудованием и средствами обучения (включая приобретаемые за рубежом); - информация о возможностях организаций в подготовке кадров в классической системе обучения; - создание регионально-отраслевых Центров развития персонала; - подготовка специалистов организаций в регионально-отраслевых Центрах развития персонала для наукоемкого производства; - подготовка заводских преподавателей для организации обучения персонала непосредственно на производстве. 6. Укрепление и переоснащение учебно-производственной базы внутри организаций Одной из проблем обеспечения качества рабочей силы на производстве является слабая оснащенность учебно-производственной базы. Концепцией предусматривается реализация системы мер, позволяющих обеспечить комплексное переоснащение учебных подразделений организаций и центров развития персонала современным оборудованием и средствами обучения, в том числе на условиях лизинга. 7. Подготовка и повышение квалификации инструкторско-преподавательского состава Ключевую роль в эффективном развитии кадрового потенциала организации должны сыграть заводские инструкторы, преподаватели и специалисты по профессиональной ориентации. Зарубежный опыт свидетельствует о необходимости иметь специальный корпус заводских инструкторов и преподавателей - мультипликаторов способных определить профессиональные и личностные возможности работников, выстраивать эффективную систему внутрифирменного обучения с учетом знания принципов и тенденций развития рыночной экономики, процессов и технологий развития производства, проявить инновационное педагогическое мастерство в процессе адаптации рабочей силы к новым условиям. Основными источниками формирования преподавательского состава являются: - специалисты организаций; - преподаватели высших учебных заведений, научные сотрудники отраслевых научных организаций; - специалисты центров профориентации; - преподаватели учебных центров и институтов повышения квалификации; - выпускники инженерно-педагогических факультетов вузов заочной формы обучения. Предполагается осуществление подготовки базовых преподавателей - мультипликаторов как в России так и за рубежом, проведение отработки учебных программ, планов, фактологических материалов и т.п. на реальных условиях функционирования российских организаций. 8. Введение системы стимулов для работодателей и работников по повышению профессиональных знаний Концепцией намечается разработка системы стимулов для организаций по развитию персонала с осуществлением мер по заинтересованности работников в непрерывном повышении своих знаний и навыков, в том числе: введение компенсационных затрат на обучение персонала, тарифные системы, учитывающие повышение размера ставки (оклада) после обучения, надбавки, доплаты и другие формы экономической заинтересованности персонала в обучении и использовании новых навыков и знаний в практической работе. Предусматривается введение порядка определения квалификационного уровня работников организаций по профессиям и специальностям государственной системы квалификации. 9. Мониторинг рынка профессий на федеральном и региональном уровнях Переходный период к рыночной системе хозяйствования характеризуется глубокой трансформацией кадрового потенциала, его неэффективным использованием, невозможностью оперативного изменения профессионально-квалификационной структуры кадров с учетом структурных изменений в экономике. Имеет место ухудшение общей ситуации с профессиональным трудоустройством квалифицированных кадров, ростом дефицита рабочих и специалистов по отдельным профессиям, несоответствие объемов, структуры и содержания подготовки кадров текущему спросу работодателей. Причина - отсутствие соответствующих рыночных механизмов по обеспечению баланса спроса и предложения на рабочую силу. Концепция предусматривает разработку и реализацию подобного механизма: - организацию на всех уровнях мониторинга рабочих мест в сфере производства как сквозной системы учета текущих потребностей организаций в кадрах; - прогнозирование спроса организаций на рабочую силу в ее. профессионально-квалификационном разрезе с учетом технико-экономического и организационного развития производства; - изучение приоритетного развития перспективных направлений профессионального образования; - выработку научно-обоснованных рекомендаций для экономического, организационного регулирования рынка профессий. 10. Создание нормативно-правовой базы развития персонала, его научно-методического и информационного обеспечения Важнейшее значение в работе по созданию системы развития персонала на производстве имеет совершенствование нормативно-правовой и методической базы. Проведение работы по созданию и совершенствованию нормативно-правовой базы развития персонала на производстве должно способствовать: - сохранению преемственности и развитию взаимосвязи системы обучения персонала на производстве с системой профессионального образования; - подготовке персонала организаций по вопросам обеспечения экологической безопасности производственной деятельности; - контролю за организацией и содержанием обучения персонала в организациях, отличающихся вредными и особо опасными условиями труда; - обеспечению сочетания учебы и работы вновь нанимаемого персонала организаций; - предоставлению более широких возможностей для профессиональной подготовки социально менее защищенным категориям работающих в организациях (молодежи, женщинам, лицам предпенсионного возраста, инвалидам и др.) Концепцией предусматривается разработка учебно-методической продукции, которая включает в себя: учебные планы и программы, учебные пособия; методические пособия, указания и рекомендации; современные педагогические технологии; образовательные стандарты; профессионально-квалификационные характеристики; сборники материалов по различным дисциплинам для курсов, лекций, семинаров и др. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|