Расширенный поиск
Закон Калужской области от 10.01.2003 № 171-ОЗ ЗАКОН КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ С 2003 ПО 2005 ГОД"
Принят Законодательным Собранием 26 декабря 2002 года (В редакции Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Развитие единой образовательной информационной среды в Калужской области с 2003 по 2005 год" (прилагается). Статья 2
Финансирование по мероприятиям данной программы уточняется законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый
год. Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор
Калужской области А.Д.Артамонов г. Калуга
10 января 2003 г.
N 171-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ С 2003 ПО 2005 ГОД"
ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ С 2003 ПО 2005 ГОД"
--------------------T----------------------------------------------------¬ ¦ 1. Наименование ¦ "Развитие единой образовательной ¦ ¦ программы ¦ информационной среды в Калужской области с ¦ ¦ ¦ 2003 по 2005 год". ¦ +-------------------+----------------------------------------------------+ ¦ 2. Заказчик ¦ Министерство образования, культуры и спорта ¦ ¦ программы ¦ Калужской области. +-------------------+----------------------------------------------------+ ¦ 3. Основные ¦ Департамент образования и науки Калужской ¦ ¦ разработчики ¦ области, высшие учебные заведения и на ¦ ¦ программы ¦ конкурсной основе организации Калужской ¦ ¦ ¦ области. ¦ +-------------------+----------------------------------------------------+ ¦ 4. Наименование, ¦ Постановление Правительства Калужской области ¦ ¦ номер и дата ¦ от 10 июня 2002 г. N 128 "О разработке ¦ ¦ принятия решения ¦ областной целевой программы "Развитие единой ¦ ¦ о разработке ¦ образовательной информационной среды Калужской ¦ ¦ программы ¦ области на 2002-2005 годы". ¦ +-------------------+----------------------------------------------------+ ¦ 5. Цели и задачи ¦ Повышение качества образования за счет ¦ ¦ программы ¦ использования новых информационных технологий. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1. Обеспечение образовательных учреждений ¦ ¦ ¦ средствами вычислительной техники, ¦ ¦ ¦ современными учебными материалами, а также ¦ ¦ ¦ средствами доступа к глобальным информационным ¦ ¦ ¦ ресурсам. ¦ ¦ ¦ 2. Разработка средств поддержки и ¦ ¦ ¦ сопровождения современных электронных учебных ¦ ¦ ¦ материалов. ¦ ¦ ¦ 3. Развитие современных информационных сетей в ¦ ¦ ¦ интересах коллективных и индивидуальных ¦ ¦ ¦ пользователей. ¦ ¦ ¦ 4. Подготовка административных, педагогических ¦ ¦ ¦ и инженерно-технических кадров к ¦ ¦ ¦ использованию информационных технологий. ¦ +-------------------+----------------------------------------------------+ ¦ 6. Важнейшие ¦ Создание условий доступа к глобальным ¦ ¦ показатели ¦ информационным ресурсам, реализации и развития ¦ ¦ ¦ технологии интерактивного обучения, открытого ¦ ¦ ¦ образования; ¦ ¦ ¦ обеспечение условий для повышения качества ¦ ¦ ¦ образования за счет эффективного использования ¦ ¦ ¦ информационных технологий; ¦ ¦ ¦ обеспечение высокоскоростной связи высших ¦ ¦ ¦ учебных заведений с пропускной способностью ¦ ¦ ¦ линий не менее 256 Кб/с; ¦ ¦ ¦ подготовка и переподготовка 85 процентов ¦ ¦ ¦ специалистов в области новых информационных ¦ ¦ ¦ технологий. ¦ +-------------------+----------------------------------------------------+ ¦ 7. Сроки и этапы ¦ Сроки реализации программы: 2003-2005 годы. ¦ ¦ реализации ¦ Первый этап - 2003-2004 годы. Обеспечение ¦ ¦ программы ¦ учебных заведений средствами информатизации ¦ ¦ ¦ (поставка аппаратно-программного обеспечения ¦
¦ ¦ в сельские школы, организация подготовки ¦ ¦ ¦ учителей сельских школ к работе с ¦ ¦ ¦ информационными технологиями в образовании). ¦ ¦ ¦ Экспериментальная проверка и выбор принципов ¦ ¦ ¦ работы сетей образовательной информационной ¦ ¦ ¦ среды. Разработка требований к информационному ¦ ¦ ¦ наполнению формируемой информационной среды. ¦ ¦ ¦ Второй этап - 2004-2005 годы. Завершение ¦ ¦ ¦ поставок средств информатизации в ¦ ¦ ¦ образовательные учреждения, организация ¦ ¦ ¦ системы технического обслуживания, разработка ¦ ¦ ¦ и тиражирование электронных учебных ¦ ¦ ¦ материалов. Создание единой образовательной ¦ ¦ ¦ информационной среды для всех учебных ¦ ¦ ¦ заведений области. Повышение квалификации и ¦ ¦ ¦ профессиональная переподготовка ¦ ¦ ¦ административных, педагогических и ¦ ¦ ¦ инженерно-технических кадров. Обеспечение ¦ ¦ ¦ доступа к информационным ресурсам всем учебным ¦ ¦ ¦ ¦ учреждениям области. ¦ +-------------------+----------------------------------------------------+ ¦ 8. Перечень ¦ 1. Программно-информационное наполнение ¦ ¦ подпрограмм и ¦ единого информационного образовательного ¦ ¦ основных ¦ пространства Калужской области. ¦ ¦ мероприятий. ¦ 2. Повышение квалификации и профессиональная ¦ ¦ Основные ¦ переподготовка административных, ¦ ¦ направления ¦ педагогических и инженерно-технических ¦ ¦ программы ¦ кадров в области современных информационных ¦ ¦ ¦ технологий. ¦ ¦ ¦ 3. Создание и развитие телекоммуникационной ¦ ¦ ¦ сети системы образования Калужской области. ¦ +-------------------+----------------------------------------------------+ ¦ 9. Исполнители ¦ Министерство образования, культуры и спорта ¦ ¦ Калужской области ¦ ¦ подпрограмм и ¦ Образовательные учреждения Калужской области ¦ ¦ основных ¦ Организации области на конкурсной основе ¦ ¦ мероприятий ¦ ¦ +-------------------+--------------T-------T---------T---------T---------+ ¦ 10. Объемы и ¦ ¦ Всего ¦ 2003 г. ¦ 2004 г. ¦ 2005 г. ¦
¦ источники +--------------+-------+---------+---------+---------+
¦ финансирования ¦ Средства ¦ 59200 ¦ 23850 ¦ 19350 ¦ 16000 ¦ ¦ программы ¦ областного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджета, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тыс. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+-------+---------+---------+---------+
¦ ¦ Средства ¦ 36000 ¦ 34350 ¦ 850 ¦ 800 ¦ ¦ ¦ Федерального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджета, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тыс. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+-------+---------+---------+---------+
¦ ¦ Всего ¦ 95200 ¦ 58200 ¦ 20200 ¦ 16800 ¦ +-------------------+--------------+-------+---------+---------+---------+ ¦ 11. Ожидаемые ¦ В результате выполнения программы ¦ ¦ конечные ¦ предполагается: ¦ ¦ результаты ¦ - ввод в эксплуатацию единой региональной ¦ ¦ программы ¦ образовательной информационной среды, ¦ ¦ ¦ интегрированной в единую информационную ¦ ¦ ¦ образовательную среду России; ¦ ¦ ¦ - обеспечение доступа к глобальным ¦ ¦ ¦ информационным ресурсам; ¦ ¦ ¦ - обеспечение высокоскоростной связи между ¦ ¦ ¦ вузами региона для учащихся и преподавателей; ¦ ¦ ¦ - реализация возможностей повышения качества ¦ ¦ ¦ обучения в сельской местности путем ¦ ¦ ¦ организации доступа отдаленных школ к ¦ ¦ ¦ образовательным ресурсам, рационального ¦ ¦ ¦ использования педагогических кадров, ¦ ¦ ¦ подготовки специалистов в области новых ¦ ¦ ¦ информационных технологий для каждой сельской ¦ ¦ ¦ школы; ¦ ¦ ¦ - создание условий доступа к глобальным ¦ ¦ ¦ информационным ресурсам, реализации и развития ¦ ¦ ¦ технологии интерактивного обучения, открытого ¦ ¦ ¦ образования; ¦ ¦ ¦ - реализация возможностей персонализации ¦ ¦ ¦ образования путем создания и реализации ¦ ¦ ¦ индивидуальных траекторий; ¦ ¦ ¦ - организация системы методической поддержки ¦ ¦ ¦ преподавателей учебных заведений всех уровней; ¦ ¦ ¦ - создание жителям Калужской области с ¦ ¦ ¦ ограниченными возможностями здоровья условий ¦ ¦ ¦ для получения полноценного образования и ¦ ¦ ¦ необходимой специальной (коррекционной) ¦ ¦ ¦ помощи; предоставление им возможностей ¦ ¦ ¦ социальной адаптации и реабилитации средствами ¦ ¦ ¦ образования; ¦ ¦ ¦ - усовершенствование системы поиска одаренных ¦ ¦ ¦ детей и работы с ними на основе новых ¦ ¦ ¦ информационных технологий; ¦ ¦ ¦ - разработка системы сетевого тестирования и ¦ ¦ ¦ создание банков данных с результатами ¦ ¦ ¦ тестирования каждого ученика; ¦ ¦ ¦ - организация системы информационной и ¦ ¦ ¦ научно-методической поддержки образовательного ¦ ¦ ¦ процесса ¦ +-------------------+----------------------------------------------------+ ¦ 12. Система ¦ Контроль за выполнением программы осуществляет ¦ ¦ организации ¦ министерство образования, культуры и спорта ¦ ¦ контроля за ¦ Калужской области ¦ ¦ исполнением ¦ ¦ ¦ программы ¦ ¦ L-------------------+----------------------------------------------------- I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ
РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ В настоящее время от темпов и уровня информационно-технологического развития страны, региона зависит состояние экономики, качество жизни людей, обеспечение конституционных прав граждан на получение информации. Уровень развития современных технологий в стране зависит, в первую очередь, от интеллектуального потенциала общества и, следовательно, от уровня развития образования в стране. Меняющееся общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного образования. Для реализации целей и задач развития экономики страны необходимо, чтобы примерно 30% населения имело высшее образование. Эта проблема, как показывает мировая практика, может быть решена в системе открытого образования, которая в нашей стране только начинает формироваться. Единственным способом осуществления открытого образования являются информационные технологии. В этой области Россия существенно отстает от ряда развитых
стран, что ставит настоящую программу в разряд жизненно необходимых. Информатизация школ в Калужской области
Как показывает практика, использование информационных технологий и ИНТЕРНЕТ в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии. Широкому распространению ИНТЕРНЕТ-технологий в российской общеобразовательной школе мешает недостаточная материальная база информатизации образования, отсутствие достаточного количества русскоязычных ресурсов образовательного характера во всемирной информационной сети, неподготовленность учителей к использованию информационных технологий. Использование информационных сетей требует
перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности, а
также переподготовки учителей. Информационные технологии должны органично войти в учебный процесс и стать одним из средств решения основных задач школы в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества. Значительное число детей в настоящее время посещает учреждения дополнительного образования, что диктует необходимость и целесообразность подключения этих учреждений к глобальной информационной сети. Это позволит развивать дистанционное обучение различным видам детского и юношеского творчества, обеспечить внедрение новых информационных технологий в дополнительное образование детей по различным образовательным программам. Имеющиеся в настоящее время возможности для решения этих задач ограничены и требуют развития. Особо важное значение развитие информационных технологий имеет для сельской малокомплектной школы. В Калужской области 318 сельских школ, в которых обучается примерно третья часть школьников области. В
сельской школе не хватает учебной и методической литературы, наглядных
пособий и лабораторного оборудования. Определенный прогресс достигнут
в оснащении сельских школ компьютерами в 2001 году (в сельские школы
были поставлены 490 компьютеров, 51 модем и 51 принтер). Однако школы
обеспечены лишь минимальным количеством компьютеров, и эту технику можно рассматривать лишь как задел для дальнейшего развития процессов
информатизации. В 2002 году в городские и поселковые школы области поставлено 1200 компьютеров, сетевое оборудование, что радикальным образом изменит образовательную среду в области и сделает эффективным
использование современных сетевых информационных технологий. Особое место по использованию компьютерной техники в образовательном процессе занимает город - наукоград Обнинск. Передовые компьютерные технологии,
уже используемые в настоящее время в Обнинске, должны стать достоянием всех жителей области. Профессиональная школа
Использование новых информационных технологий предполагает повышенные требования к качеству труда, уровню квалификации инженерно-педагогических и руководящих работников высших учебных заведений и техникумов. Очевидно, что в настоящее время прогресс в этом направлении будет определяться уровнем информационной подготовленности преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин. По оценкам, лишь 20% педагогов в настоящее время имеют начальный уровень подготовки в области информационных технологий. В настоящее время практически все высшие учебные заведения Калужской области имеют доступ к компьютерным сетям, но уровень информатизации учебного процесса крайне низок. В связи с этим к основным задачам информатизации образования можно отнести проблему создания учебных программ и электронных библиотек, развитие дистанционного обучения, модернизацию сетевой инфраструктуры, увеличение пропускной способности используемых каналов. Для вузов в ближайшие годы необходимо будет обеспечить каналы с пропускной способностью 256 Кб/с - 2 Мб/с. В этом случае высшие учебные заведения Калужской области станут важным источником телекоммуникационных услуг
для учреждений среднего, общего и профессионального образования, платформой для переподготовки специалистов всех уровней. Состояние сферы образования в нашем государстве и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы развития
образования на основе информационных технологий. Это позволит изменить сущность, методы, организационные формы обучения, при которых интересы и развитие ученика станут основой системы образования. Необходимость принятия настоящей программы обусловлена коренными изменениями в государственной политике в области образования, определением новой концепции развития образования, развитием работ по информатизации образования в мире, включением области в процесс информатизации России в целом. II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основная цель программы - повышение качества образования на основе использования новых информационных технологий. Задачи программы:
- обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, современными учебными материалами, а также средствами доступа к глобальным информационным ресурсам; - разработка средств поддержки и сопровождения современных электронных учебных материалов; - развитие современных информационных сетей в интересах коллективных и индивидуальных пользователей; - подготовка управленческих и инженерно-педагогических кадров к использованию новейших информационных технологий. III. СРОК И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок реализации программы: 2003-2005 годы.
Первый этап - 2003-2004 годы. Обеспечение учебных заведений средствами информатизации. Развертывание системы доступа учреждений образования к информационным образовательным ресурсам. Экспериментальная проверка и выбор принципов работы сетей образовательной информационной среды. Разработка требований к информационному наполнению формируемой информационной среды. Второй этап - 2004-2005 годы. Создание единой образовательной информационной среды для всех учебных заведений области. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, управленческих и инженерно-педагогических кадров. Обеспечение доступа
к информационным ресурсам всем учебным учреждениям области. IV. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологическая информационно-образовательная среда. Ее создание и развитие представляет собой технически наиболее сложную и дорогостоящую задачу. Но именно это позволяет коренным образом модернизировать технологическую основу системы образования, перейти к образовательным технологиям и открытой образовательной системе, формирующейся в странах постиндустриального общества. Для создания, развития и эксплуатации информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, педагогический потенциал, накопленный системой образования в целом. Существенными информационными ресурсами в создаваемой информационной образовательной среде должны стать электронные библиотеки как средство накопления и распространения информационных, методических и других материалов. Благодаря сетевой инфраструктуре данные ресурсы будут потенциально доступны любому пользователю. Кроме
того необходимо развитие дистанционного образования путем создания и поддержки соответствующих разделов образовательной системы. Организация доступа к образовательным ресурсам будет обеспечиваться по
различным каналам (в том числе спутниковым). В составе электронных библиотек, создаваемых и используемых в рамках настоящей программы, должны быть сформированы тематические базы
обучающих, справочных, иллюстративных, каталогизированных данных и документов для обеспечения адресного поиска и свободного доступа через
глобальную сеть. Принципы организации электронных библиотек должны обеспечивать возможность накопления, хранения и предоставления доступа к различным ресурсам: текстовым, мультимедийным, моделирующим программам, функционирующим в различных программных средах. В первые годы функционирования системы должны быть созданы медиатеки со специализированным программным обеспечением, что позволит существенно
улучшить информационное обеспечение сельских школ, оторванных от культурной и информационной среды больших городов. Самостоятельным направлением в развитии электронных учебных материалов должны стать образовательные Интернет-серверы, на которых будут концентрироваться информационно-образовательные ресурсы. Необходимо создать систему зеркальных ссылок на ведущие образовательные ресурсы страны и систему информационного наполнения. Электронные библиотеки будут формироваться на основе существующих Интернет-ресурсов, объединения электронных библиотечных ресурсов, созданных в процессе реализации программы развития библиотечного дела в области, безвозмездного использования электронных библиотечных ресурсов учебных заведений Калужской области. Общеобразовательная школа
В понятие информатизации школы включается процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода школы к образованию в условиях расширенного доступа к информации. Проблемой в этом процессе является
определение содержания образования, гармоничное сочетание федерального и регионального компонентов в образовании, оптимальное соотношение составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося и учителя в формируемой образовательной информационной среде. Необходимо найти оптимальное сочетание электронных средств обучения с традиционными.
Компьютеризация сельской школы должна обеспечить возможность не только проведения полноценных занятий по информатике, но и возможность использования компьютерной техники для преодоления информационного неравенства городских и сельских школьников. В целях создания эффективной информационно-педагогической образовательной среды необходимо дополнить федеральные образовательные
информационные ресурсы (учебники в электронном виде, задачники,
методические материалы, справочники, развивающие программы, материалы
для изучения иностранных языков, тесты, диагностические материалы) соответствующими региональными информационными ресурсами, обеспечивающими региональный компонент образовательного процесса. Учебный комплекс для реализации регионального образовательного компонента должен включать электронный учебник, школьную мультимедийную электронную энциклопедию, электронный лабораторный практикум, тренажерный комплекс для самостоятельной работы, методические материалы для учителей. Разработка и издание учебных пособий предполагается на конкурсной основе. Основу регионального компонента образовательного процесса должен составить перечень электронных учебников, указанных в таблице 1. Таблица 1
Перечень электронных учебников,
обеспечивающих реализацию регионального компонента учебного плана школы
----------------------T-----T----------------T------------------------T----------------¬ ¦ Общеобразовательная ¦ N ¦ Наименование ¦ Типы учебных ¦ Количество ¦ ¦ область ¦ п/п ¦ предмета ¦ электронных изданий ¦ электронных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изданий ¦ +---------------------+-----+----------------+------------------------+----------------+ ¦ Естествознание ¦ 1 ¦ Физика ¦ Компакт - диск, ¦ 4-5 для 2-3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебное пособие, ¦ ступени общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ система контроля, сайт ¦ образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поддержки ¦ ¦ +---------------------+-----+----------------+------------------------+----------------+ ¦ ¦ 2 ¦ Химия ¦ Компакт - диск, ¦ 3-4 для 2-3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебное пособие, ¦ ступени общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ система контроля, ¦ образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ практикум, сайт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поддержки ¦ ¦ +---------------------+-----+----------------+------------------------+----------------+ ¦ ¦ 3 ¦ Биология ¦ Компакт - диск, ¦ 3-4 для 2-3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебное пособие, ¦ ступени общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ система контроля, сайт ¦ образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поддержки ¦ ¦ +---------------------+-----+----------------+------------------------+----------------+ ¦ ¦ 4 ¦ Экология ¦ Компакт - диск, ¦ 3-4 для 2-3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебное пособие, ¦ ступени общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ система контроля, сайт ¦ образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поддержки ¦ ¦ +---------------------+-----+----------------+------------------------+----------------+ ¦ ¦ 5 ¦ География ¦ Компакт - диск, ¦ 3-4 для 2-3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебное пособие, ¦ ступени общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ система контроля, сайт ¦ образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поддержки ¦ ¦ +---------------------+-----+----------------+------------------------+----------------+ ¦ Обществознание ¦ 6 ¦ Введение в ¦ Компакт - диск, ¦ 3-4 для 2-3 ¦ ¦ ¦ ¦ социологию ¦ учебное пособие, ¦ ступени общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ система контроля, сайт ¦ образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поддержки ¦ ¦ +---------------------+-----+----------------+------------------------+----------------+ ¦ ¦ 7 ¦ Религии мира ¦ Компакт - диск, ¦ 3-4 для 2-3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебное пособие, ¦ ступени общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ система контроля, сайт ¦ образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поддержки ¦ ¦ +---------------------+-----+----------------+------------------------+----------------+ ¦ ¦ 8 ¦ Экономика ¦ Компакт - диск, ¦ 3-4 для 2-3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебное пособие, ¦ ступени общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ система контроля, сайт ¦ образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поддержки ¦ ¦ +---------------------+-----+----------------+------------------------+----------------+ ¦ ¦ 9 ¦ История ¦ Компакт - диск, ¦ 3-4 для 2-3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебное пособие, ¦ ступени общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ система контроля, сайт ¦ образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поддержки ¦ ¦ +---------------------+-----+----------------+------------------------+----------------+ ¦ ¦ 10 ¦ Мировая ¦ Компакт - диск, ¦ 3-4 для 2-3 ¦ ¦ ¦ ¦ художественная ¦ учебное пособие, ¦ ступени общего ¦ ¦ ¦ ¦ культура ¦ система контроля, сайт ¦ образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поддержки ¦ ¦ +---------------------+-----+----------------+------------------------+----------------+ ¦ Филология ¦ 11 ¦ Русский язык ¦ Компакт - диск, ¦ 3-4 для 2-3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебное пособие, ¦ ступени общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ система контроля, сайт ¦ образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поддержки ¦ ¦ +---------------------+-----+----------------+------------------------+----------------+ ¦ ¦ 12 ¦ Литература ¦ Компакт - диск, ¦ 3-4 для 2-3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебное пособие, ¦ ступени общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ система контроля, сайт ¦ образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поддержки ¦ ¦ +---------------------+-----+----------------+------------------------+----------------+ ¦ ¦ 13 ¦ Иностранные ¦ Компакт - диск, ¦ 3-4 для 2-3 ¦ ¦ ¦ ¦ языки ¦ учебное пособие, ¦ ступени общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ система контроля, сайт ¦ образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поддержки ¦ ¦ +---------------------+-----+----------------+------------------------+----------------+ ¦ Технология ¦ 14 ¦ Основы ¦ Компакт - диск, ¦ 3-4 для 2-3 ¦ ¦ ¦ ¦ сельского ¦ учебное пособие, ¦ ступени общего ¦ ¦ ¦ ¦ (фермерского) ¦ система контроля, сайт ¦ образования ¦ ¦ ¦ ¦ хозяйства ¦ поддержки ¦ ¦ +---------------------+-----+----------------+------------------------+----------------+ ¦ Основы ¦ 15 ¦ ¦ Компакт - диск, ¦ 3-4 для 2-3 ¦ ¦ безопасности ¦ ¦ ¦ учебное пособие, ¦ ступени общего ¦ ¦ жизнедеятельности ¦ ¦ ¦ система контроля, сайт ¦ образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поддержки ¦ ¦ L---------------------+-----+----------------+------------------------+----------------- Среднее и высшее профессиональное образование
Перечни электронных учебных материалов и программно-методических комплексов по региональным компонентам дисциплин среднего профессионального образования формируются департаментом образования и
науки области на основе новых образовательных стандартов с условием обеспечения преемственности и с учетом особенностей региональной системы профессионального образования. Основой для формирования является приоритетное обеспечение инвариантных дисциплин из перечня образовательных программ специальностей среднего профессионального образования, анализ особенностей назначения, содержания и специфики практических умений по дисциплинам, востребованность подготовки по различным направлениям специалистов среднего звена. Перечень учебных пособий, обеспечивающих реализацию регионального компонента государственных образовательных стандартов, приведен в таблице 2.
Таблица 2
---------------------------------T-----T----------------------------------¬ ¦ Наименование циклов дисциплин ¦ N ¦ Наименование дисциплины ¦ ¦ высшего и среднего ¦ п/п ¦ ¦ ¦ профессионального образования ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+-----+----------------------------------+ ¦ 1. Общие гуманитарные и ¦ 1 ¦ Основы права ¦ ¦ социально-экономические ¦ ¦ ¦ ¦ дисциплины ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+-----+----------------------------------+ ¦ ¦ 2 ¦ Основы экономики ¦ +--------------------------------+-----+----------------------------------+ ¦ ¦ 3 ¦ Основы философии ¦ +--------------------------------+-----+----------------------------------+ ¦ ¦ 4 ¦ Основы социологии и филологии ¦ +--------------------------------+-----+----------------------------------+ ¦ 2. Математические и общие ¦ 5 ¦ Экология ¦ ¦ естественнонаучные дисциплины ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+-----+----------------------------------+ ¦ ¦ 6 ¦ Основы информационных технологий ¦ +--------------------------------+-----+----------------------------------+ ¦ 3. Общепрофессиональные ¦ 7 ¦ Основы безопасности ¦ ¦ дисциплины ¦ ¦ жизнедеятельности ¦ +--------------------------------+-----+----------------------------------+ ¦ ¦ 8 ¦ Основы военной службы ¦ +--------------------------------+-----+----------------------------------+ ¦ 4. Общепрофессиональные ¦ 9 ¦ Экономика и управление ¦ ¦ дисциплины (для специальностей ¦ ¦ предприятием ¦
¦ технического профиля) ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+-----+----------------------------------+ ¦ ¦ 10 ¦ Электротехника ¦ +--------------------------------+-----+----------------------------------+ ¦ ¦ 11 ¦ Инженерная графика ¦ +--------------------------------+-----+----------------------------------+ ¦ ¦ 12 ¦ Техническая механика ¦ +--------------------------------+-----+----------------------------------+ ¦ ¦ 13 ¦ Электротехнические и ¦ ¦ ¦ ¦ конструкционные материалы ¦ +--------------------------------+-----+----------------------------------+ ¦ 5. Общепрофессиональные ¦ 14 ¦ Основы экономической теории ¦ ¦ дисциплины (для специальностей ¦ ¦ ¦
¦ экономического профиля) ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+-----+----------------------------------+ ¦ ¦ 15 ¦ Статистика ¦ +--------------------------------+-----+----------------------------------+ ¦ ¦ 16 ¦ Маркетинг ¦ +--------------------------------+-----+----------------------------------+ ¦ ¦ 17 ¦ Менеджмент ¦ +--------------------------------+-----+----------------------------------+ ¦ 6. Общепрофессиональные ¦ 18 ¦ Основы здорового образа жизни и ¦ ¦ дисциплины (для специальностей ¦ ¦ анатомо-физиологические ¦
¦ педагогического профиля) ¦ ¦ особенности детей и подростков ¦ +--------------------------------+-----+----------------------------------+ ¦ ¦ 19 ¦ Психология ¦ +--------------------------------+-----+----------------------------------+ ¦ ¦ 20 ¦ Педагогика ¦ L--------------------------------+-----+----------------------------------- Принимая во внимание специфику отдельных вузов и большое число специальностей, материалы для студентов вузов должны готовиться силами самих учебных заведений с учетом особенностей регионального компонента государственных образовательных стандартов. Оснащение образовательных учреждений средствами
информатизации. Определение типовых конфигураций
и технических параметров оборудования
Первичное оснащение учебных учреждений общего и среднего образования средствами вычислительной техники проводится в рамках федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" (постановление Правительства
Российской Федерации от 28.08.2001 N 630 "О федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)". Кроме того, поставляемая компьютерная техника, приобретение которой финансируется из федерального и регионального бюджетов, обеспечивает единую техническую платформу для всех школ страны, позволяет унифицировать программное обеспечение, облегчает разработку и унификацию методических материалов. Оснащение средствами учебной и вычислительной техники.
Среднее (полное) общее образование
Школы должны стремиться к организации компьютерных классов, которые предназначены как для проведения занятий по информатике, так и
для проведения отдельных уроков по большинству школьных дисциплин. Этот же класс может играть роль лингафонного кабинета при изучении языков. Необходимо уже на первых этапах информатизации обеспечить максимальные возможности доступа школьников к эффективным сетевым ресурсам и технологиям. Поэтому целесообразным является создание специальных межшкольных компьютерных центров (ресурсных центров). При
этом учащиеся малокомплектных школ получат качественный доступ к сетевым информационным ресурсам через ресурсные информационные центры. Департамент образования и науки должен обеспечить создание и организовать работу таких центров в каждом районе Калужской области. Комплекты техники, поставляемые в специальные (коррекционные) учебные заведения, должны включать дополнительно специализированные компьютеры, позволяющие проводить индивидуальные коррекционные занятия с обучаемыми. Начальное профессиональное образование
Минимально необходимый уровень оснащения учреждений начального профессионального образования аналогичен уровню оснащения учреждений среднего общего образования. Принципиально важным для учреждений начального профессионального образования является информационно-техническое обеспечение как общеобразовательных предметов, так и дисциплин, связанных с профессиональной подготовкой учащихся. В настоящее время лишь 10% учреждений начального профессионального образования оснащены
компьютерами. В результате реализации федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005
годы)" планируется оснащение всех учреждений начального профессионального образования современными компьютерами и сетевым оборудованием. Среднее профессиональное образование
Минимально необходимый уровень оснащения учреждений среднего профессионального образования аналогичен уровню оснащения учреждений начального профессионального образования. Принципиально важным для учреждений среднего профессионального образования является информационно-техническое обеспечение как общеобразовательных предметов, так и дисциплин, связанных с профессиональной подготовкой учащихся. В настоящее время обеспеченность учебного процесса вычислительной техникой составляет 10% от потребности. За счет средств федерального бюджета в 2004-2005 годах планируется практически полное оснащение вычислительной техникой
системы среднего профессионального образования. Это позволит готовить
выпуск рабочих высокой квалификации, способных работать на современном
технологическом оборудовании.
Высшее профессиональное образование
В настоящее время высшие учебные заведения Калужской области в достаточной мере оснащены современной компьютерной техникой, с использованием которой проводится подготовка специалистов высшей квалификации, в том числе и в области информационных технологий. Важнейшей задачей является сопряжение компьютерных и образовательных технологий путем обновления и автоматизации имеющегося лабораторного практикума, использование при обучении новых компьютерных образовательных продуктов, а также модернизация и компьютеризация инфраструктуры специализированных аудиторий. Высшие учебные заведения Калужской области должны стать важными источниками информационных и образовательных услуг для общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования. 1. Подпрограмма "Программно-информационное наполнение
единого информационного образовательного
пространства Калужской области"
1. Основные цели и задачи подпрограммы
Основные цели подпрограммы:
- повышение качества подготовки студентов, учащихся и школьников за счет внедрения в учебный процесс современных информационных технологий и значительного расширения информационно-образовательной и методической базы, за счет интеграции региональных компонентов общеобразовательных, базовых и профессиональных курсов начального и среднего профессионального образования с соответствующими курсами центральных и местных профильных вузов; - создание системы технической, программной и организационной поддержки непрерывного образования; - интеграция научного, технологического, педагогического потенциала вузов Калужской области за счет создания общей информационной среды университетских комплексов; - повышение уровня владения информационными технологиями студентами, учащимися и школьниками; - повышение гибкости в управлении образовательными учреждениями за счет создания единой телекоммуникационной правовой поддержки; - повышение качества начальной профессиональной подготовки учащихся и школьников с учетом нужд Калужской области. Задачи подпрограммы для достижения целей:
- разработка концепции построения региональной единой информационной образовательной среды; - создание центра программно-методического обеспечения единого информационного образовательного пространства Калужской области; - создание инфраструктуры единого информационного образовательного пространства Калужской области; - разработка и реализация плана включения образовательных учреждений в единое информационное образовательное пространство Калужской области. 2. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма рассчитана на 3 года и может быть реализована в два этапа: 1-й этап - разработка общей концепции построения и наполнения региональной информационной образовательной среды "Центр - регион - муниципальное образование - образовательное учреждение" Калужской области (далее - ИОС "Калуга"). Создание аппаратной, программно-методической, организационной и кадровой поддержки ИОС "Калуга". Сроки исполнения - 1-й квартал 2003 года - 4-й квартал 2004
года; 2-й этап - наполнение информационной образовательной системы учебно-методическими, справочными материалами, нормативными актами и т.п. Срок окончания - 4-й квартал 2005 года. 3. Основные мероприятия подпрограммы
"Развитие программно-информационного наполнения
единого информационного образовательного пространства
Калужской области", объемы и источники финансирования по годам
------T-------------------------T-----------------T---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¬ ¦ N ¦ Мероприятия ¦ Исполнители ¦ Стоимость, тыс. рублей ¦ ¦ п/п ¦ ¦ +---------------------------------T-----------------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ 2003 - 2005 гг. ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ +-------T-------------T-----------+---------------------------------T---------------------------------T---------------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ Всего ¦ Федеральный ¦ Областной ¦ 2003 г. ¦ 2004 г. ¦ 2005 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджет ¦ бюджет +-------T-------------T-----------+-------T-------------T-----------+-------T-------------T-----------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Всего ¦ Федеральный ¦ Областной ¦ Всего ¦ Федеральный ¦ Областной ¦ Всего ¦ Федеральный ¦ Областной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджет ¦ бюджет ¦ ¦ бюджет ¦ бюджет ¦ ¦ бюджет ¦ бюджет ¦ +-----+-------------------------+-----------------+-------+-------------+-----------+-------+-------------+-----------+-------+-------------+-----------+-------+-------------+-----------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦ 15 ¦ +-----+-------------------------+-----------------+-------+-------------+-----------+-------+-------------+-----------+-------+-------------+-----------+-------+-------------+-----------+ ¦ 1. Разработка концепции построения и наполнения информационной системы ¦ ¦ "Центр - регион - муниципальное образование - образовательное учреждение, создание аппаратной, программно-методической, ¦
¦ организационной и кадровой поддержки ИОС "Калуга" ¦ +-----T-------------------------T-----------------T-------T-------------T-----------T-------T-------------T-----------T-------T-------------T-----------T-------T-------------T-----------+ ¦ 1 ¦ Исследование состояния ¦ Департамент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информатизации в ¦ образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учреждениях образования ¦ и науки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всех уровней. ¦ (далее ДОН) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Разработка мероприятий ¦ подрядчики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по обеспечению работы ¦ на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ муниципальных органов ¦ конкурсной ¦ 800 ¦ ¦ 800 ¦ 800 ¦ ¦ 800 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления образованием ¦ основе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в условиях единой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационной среды. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Выработка критериев ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отбора, приобретение и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ установка системного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регионального сервера ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной среды. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-------------------------+-----------------+-------+-------------+-----------+-------+-------------+-----------+-------+-------------+-----------+-------+-------------+-----------+ ¦ 2 ¦ Проектные проработки ¦ ДОН, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации сети. ¦ подрядчики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Разработка системы ¦ на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ построения ¦ конкурсной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регионального портала. ¦ основе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Разработка базового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ наполнения ¦ ¦ 1000 ¦ ¦ 1000 ¦ 500 ¦ ¦ 500 ¦ 500 ¦ ¦ 500 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|