Расширенный поиск

Закон Калужской области от 29.03.1999 № 5-ОЗ

                        
                       ЗАКОН КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

                                     Утратил силу - Закон Калужской
                                    области от 05.06.2006 г. N 201-ОЗ

           "ОБ ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"


         Принят Законодательным Собранием 18 марта 1999 года


     ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Термины, понятия и определения, применяемые в настоящем
               Законе
     В  настоящем  Законе  используются  следующие  термины, понятия и
определения:
     земля   -   совокупность   основных   компонентов  верхней  части
ландшафтной  сферы, включающая в себя почву с коренной почвообразующей
породой;
     охрана    земель    -    система    правовых,    организационных,
экономических,  экологических,  технологических  и  иных  мероприятий,
направленных  на охрану земли как части окружающей природной среды, на
ее  рациональное использование, предотвращение необоснованного изъятия
наиболее  ценных  земель из сельскохозяйственного и лесохозяйственного
оборота, а также на восстановление и повышение плодородия почв;
     земельные   ресурсы   -   земли,   которые  находятся  в  границе
территории Калужской области;
     собственники  земли  -  граждане  (физические  лица), юридические
лица,   Российская   Федерация,   Калужская   область,   муниципальные
образования   Калужской   области,   осуществляющие   право  владения,
пользования и распоряжения землей;
     земельный    участок   -   часть   поверхности   земли,   имеющая
фиксированные  границы,  площадь,  местоположение,  правовой  статус и
другие   характеристики,   отражаемые   в   государственном  земельном
кадастре и документах государственной регистрации прав на землю;
     землевладельцы    -    граждане,   имеющие   право   пожизненного
наследуемого владения на землю;
     землепользователи  -  граждане  и юридические лица, имеющие право
пользования землей;
     арендаторы  земли  -  граждане  и юридические лица, имеющие право
аренды земли;
     деградация  и  нарушение  земель - ухудшение, снижение или утрата
положительных  качеств  земли  как  основного  средства производства в
сельском и лесном хозяйстве;
     планирование  использования  земель  -  определение  долгосрочной
перспективы  развития  территории на основании социально-экономических
программ,  землеустроительной,  градостроительной,  природоохранной  и
иной  документации,  утвержденной  в  установленном  порядке  органами
государственной власти области и органами местного самоуправления;
     зонирование  земель  -  разделение  земель на земельные участки с
различным целевым назначением и правовым режимом использования;
     районирование  земель  - разделение территорий с учетом природных
условий и агробиологических требований сельскохозяйственных растений;
     нормирование  земель  -  установление  пределов (норм) владения и
пользования земельными участками на любом праве;
     территории  с  особым  правовым  режимом  использования  земель -
участки  земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними,
где  располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое
природоохранное,  научное,  культурное,  эстетическое, рекреационное и
оздоровительное    значение,    которые   изъяты   решениями   органов
государственной   власти  полностью  или  частично  из  хозяйственного
использования и для которых установлен режим особой охраны.

     Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
     1.  Действие  настоящего  Закона распространяется на деятельность
по  обеспечению  рационального использования и охраны земель, созданию
условий  для  воспроизводства  и  повышения плодородия почв, улучшению
природной  среды  для  всех  категорий  земель:  сельскохозяйственного
назначения,   поселений   (городов,   поселков,  сельских  поселений),
промышленного    назначения    (промышленности,   транспорта,   связи,
радиовещания,   телевидения,  информатики,  космического  обеспечения,
энергетики,  обороны  и иного назначения), особо охраняемых территорий
и  объектов  природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного,
рекреационного,   историко-культурного   назначения;   лесного  фонда;
водного фонда и земель запаса.
     2.  Земельные ресурсы области используются в строгом соответствии
с  целевым  назначением  и установленными правилами перевода земель из
одной категории в другую.

     Статья 3. Цели охраны земель
     1. Целями охраны земель являются:
     -   предотвращение   деградации   и   нарушения   земель,  других
неблагоприятных    последствий    хозяйственной   деятельности   путем
стимулирования    применения    экологически   безопасных   технологий
производства  и  проведения  агротехнических, лесомелиоративных и иных
почвозащитных мероприятий;
     -  обеспечение  улучшения  и  восстановления земель, подвергшихся
деградации или нарушению;
     -  внедрение  в  практику  экологических  нормативов оптимального
землепользования ;
     -   рациональная   организация  территории,  включая  требования,
предусмотренные статьями 8, 9 настоящего Закона ;
     -  создание  механизма  учета и проверки экологического состояния
земель,  а  также  обеспечения  собственников  земли, землевладельцев,
землепользователей  и  арендаторов  экологическими нормативами режимов
оптимального использования земельных участков.
     
     Статья 4. Содержание охраны земель
     1.   Собственники   земли,  землевладельцы,  землепользователи  и
арендаторы осуществляют:
     1.1.  Восстановление  и повышение плодородия почв, а также других
полезных свойств земли.
     1.2.  Защиту  земель  от  водной  и ветровой эрозии, подтопления,
заболачивания,    иссушения,    уплотнения,    загрязнений    отходами
производства,  химическими  и  радиоактивными  веществами,  от  других
процессов разрушения.
     1.3.  Защиту от заражения всех земельбактериально-паразитическими
и   карантинными  вредителями  и  болезнями  растений,  от  зарастания
сорняками,  кустарником  и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния
земель.
     1.4.   Рекультивацию   нарушенных   земель,   восстановление   их
плодородия и своевременное вовлечение ее в хозяйственный оборот.
     1.5.  Снятие,  использование и сохранение плодородного слоя почвы
при проведении работ, связанных с нарушением земель.
     2.  В  случае,  когда  невозможно  восстановить  плодородие  почв
деградированных   сельскохозяйственных  угодий,  земель,  загрязненных
химическими  и  (или)  радиоактивными  веществами  сверх установленных
предельно   допустимых   норм,  производственными  отходами,  сточными
водами,  а  также  земель,  зараженных  бактериально-паразитическими и
карантинными   вредителями  и  болезнями  растений,  предусматривается
консервация    земель    в    порядке,    установленном    действующим
законодательством.

     ГЛАВА II.  УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ  В  СФЕРЕ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  И
                ОХРАНЫ   ЗЕМЕЛЬНЫХ  РЕСУРСОВ  НА  ТЕРРИТОРИИ КАЛУЖСКОЙ
                ОБЛАСТИ

     Статья 5. Компетенция Законодательного Собрания Калужской области
               в  сфере  регулирования вопросов использования и охраны
               земельных ресурсов
     К  компетенции  Законодательного  Собрания  Калужской  области  в
сфере   регулирования   вопросов   использования  и  охраны  земельных
ресурсов относятся:
     1.  Принятие законодательных и иных нормативных правовых актов по
охране   и   использованию   земель   в  соответствии  с  Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Законом.
     2.   Установление   предельных   размеров   земельных   участков,
предоставляемых   гражданам   и  юридическим  лицам  в  собственность,
пользование   и   аренду   для   ведения  крестьянского  (фермерского)
хозяйства,   садоводства,  огородничества,  животноводства  и  дачного
строительства.
     3.  Установление  размеров взимания платы за землю в соответствии
с законодательными актами Российской Федерации.
     4.  Определение  порядка  владения,  пользования  и  распоряжения
земельными   участками,   находящимися   на   территории   области   в
соответствии с федеральным и областным законодательством.
     5.  Утверждение областных программ по рациональному использованию
земель,   повышению  плодородия  почв,  охране  земельных  ресурсов  в
комплексе с другими природоохранными мероприятиями.
     6.  Установление  порядка  перевода  земель  из одной категории в
другую.
     7.  Установление  льгот по взиманию платы за землю в соответствии
с федеральными законами.
     8.  Другие  полномочия  в  соответствии  с федеральными законами,
законами и иными нормативными правовыми актами Калужской области.

     Статья 6. Компетенция   Правительства  Калужской  области в сфере
               управления, использования и охраны земельных ресурсов
     К   компетенции  исполнительных  органов  государственной  власти
Калужской   области   в   сфере  управления,  использования  и  охраны
земельных ресурсов относятся:
     1.    Разработка    и   выполнение   региональных   программ   по
рациональному  использованию земель, повышению плодородия почв, охране
земельных  ресурсов  области  в  комплексе  с другими природоохранными
мероприятиями, утверждаемыми Законодательным Собранием области.
     2.    Защита    прав    собственников   земли,   землевладельцев,
землепользователей и арендаторов.
     3.    Определение    территорий   с   особым   правовым   режимом
использования земель, установление и изменение их границ.
     4.  Проведение районирования земель, территориального зонирования
земель,   планирование   использования   земель   в   соответствии   с
действующим законодательством.
     5.    Изменение    целевого    назначения   земель   в   случаях,
предусмотренных действующим законодательством.
     6.  Организация  ведения  государственного  земельного  кадастра,
мониторинга земель и землеустройства.
     7.  Обеспечение  контроля  за  использованием  и охраной земель в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  и  с учетом
местных условий.
     8.  Предоставление  и  изъятие земельных участков, находящихся на
территории  области,  в соответствии с федеральным законодательством в
порядке, установленном Законодательным Собранием области.
     9.  Организация  работ по регистрации прав на земельные участки и
находящиеся на них объекты недвижимости.
     10. Выкуп земель для государственных нужд области.
     11. Разрешение земельных споров в пределах своей компетенции.
     12.  Разработка  и  принятие  нормативных  актов в соответствии с
федеральными  законами, законами и иными нормативными правовыми актами
области.
     13.  Иные  полномочия  в  соответствии  с федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами области.

     Статья 7. Компетенция   органов местного самоуправления Калужской
               области   в   сфере   управления    и    регулирования,
               использования и охраны земельных ресурсов
     К   компетенции   органов   местного   самоуправления   в   сфере
использования и охраны земель на соответствующей территории относятся:
     1.   Обеспечение  самостоятельного  решения  населением  вопросов
местного значения, связанных с использованием и охраной земель.
     2.   Принятие   правовых  актов  по  вопросам,  отнесенным  к  их
компетенции.
     3.  Организация  исполнения  законов  и иных нормативных правовых
актов  Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов
Калужской  области,  решений  органов  местного самоуправления в сфере
использования и охраны земель.
     4.  Формирование,  утверждение  и  исполнение  местного  бюджета,
включая  ассигнования  на  финансирование  местных  программ  и других
мероприятий по использованию и охране земель.
     5. Оценка состояния использования и охраны земель.
     6.  Формирование  местных  программ  по  использованию  и  охране
земель, повышению плодородия почв.
     7.   Установление   предельных   размеров   земельных   участков,
предоставляемых   гражданам   для   личного   подсобного  хозяйства  и
индивидуального жилищного строительства.
     8.  Предоставление  и  изъятие  земель  в  пределах  компетенции,
установленной   законодательством  Российской  Федерации,  законами  и
иными нормативными правовыми актами области.
     9.  Осуществление полномочий по контролю за использованием земель
сельскохозяйственного назначения.
     10.  Осуществление  в  соответствии с земельным законодательством
Российской Федерации иных полномочий по использованию и охране земель.

     Статья 8. Планирование   использования  земель  и территориальное
               зонирование
     1.   Развитие  территории  Калужской  области  осуществляется  на
основе планирования и зонирования.
     2.    Планирование    развития    территории   осуществляется   в
соответствии   с   решениями  исполнительных  органов  государственной
власти   области,   органов  местного  самоуправления,  принимаемых  в
пределах   их  компетенции,  с  учетом  особенностей  отдельных  видов
использования  земельных  участков,  установленных в порядке процедуры
зонирования территории в соответствии с:
     -   генеральной   схемой   расселения,   природоиспользования   и
территориальной организации производительных сил Российской Федерации;
     -   схемой   расселения,   природопользования  и  территориальной
организации производительных сил Калужской области;
     -   федеральными  и  региональными  программами  использования  и
охраны земельных ресурсов, районными схемами землеустройства;
     - схемами и проектами районной планировки;
     - генеральными планами городов, других поселений и их систем;
     -  генеральными планами селитебных, промышленных, рекреационных и
других функциональных зон;
     -   территориальными   комплексными   схемами  охраны  природы  и
природопользования   зон   интенсивного   хозяйственного   освоения  и
уникального природного значения;
     - материалами лесоустройства;
     -    иными    документами    по    территориально-устройственному
планированию.
     3.   Зонирование   территории  осуществляется  в  соответствии  с
решениями   исполнительных  органов  государственной  власти  области,
органов    местного    самоуправления    о    выделении   в   пределах
соответствующей   территории   специальных   целевых  зон  (решения  о
зонировании территории), принимаемыми в пределах их компетенции.
     4.  Решениями  о  зонировании  территории устанавливаются зеленые
зоны,     санитарно-охранные     зоны     земель     природоохранного,
природно-заповедного  и  оздоровительного назначения, прибрежные зоны,
санитарно-защитные  зоны  предприятий,  зоны с регулируемой плотностью
застройки,  резервные  территории  и иные зоны со специальным правовым
режимом и ограничениями на использование земельных участков.

     Статья 9. Районирование        и        нормирование       земель
               сельскохозяйственного назначения
     1.    Использование    и   охрана   сельскохозяйственных   земель
осуществляется    в   соответствии   с   природно-сельскохозяйственным
районированием территории Российской Федерации.
     2.  Требования  нормативных актов о природно-сельскохозяйственном
районировании  земель  сельскохозяйственного  назначения  относятся  в
соответствии  с  действующим законодательством к законным ограничениям
и   обременениям   земельных   участков  и  включаются  в  условия  их
предоставления     гражданам,    сельскохозяйственным    организациям,
крестьянским (фермерским) хозяйствам.
     3.     Нормы     предоставления     земельных     участков    для
сельскохозяйственного      производства     гражданам     утверждаются
Законодательным  Собранием  Калужской  области  на основе действующего
законодательства  и  рекомендаций  научно-исследовательских учреждений
по  экономической  и  экологической оптимизации производства различных
видов сельскохозяйственной продукции.

     ГЛАВА III. КОНТРОЛЬ    ЗА   ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  И  ОХРАНОЙ  ЗЕМЕЛЬНЫХ
                РЕСУРСОВ ОБЛАСТИ

     Статья 10. Государственный  контроль за использованием и  охраной
                земель
     1.  Основная  задача  контроля за использованием и охраной земель
состоит   в   обеспечении   исполнения   земельного  законодательства,
соблюдении   специальных   требований   (норм,   правил,  нормативов),
выполнении  мероприятий по рациональному использованию и охране земель
органами    государственной    власти   и   местного   самоуправления,
юридическими лицами, а также гражданами.
     2.  Органы  государственной  власти  Калужской области и местного
самоуправления  являются  органами  общей  компетенции  по контролю за
использованием  и  охраной  земель.  В  своей контрольной деятельности
органы    общей    компетенции   опираются   на   систему   специально
уполномоченных государственных органов.
     Порядок     осуществления     государственного     контроля    за
использованием   и   охраной   земель  устанавливается  Правительством
Российской Федерации.
     3.    Специально   уполномоченными   государственными   органами,
осуществляющими  государственный  контроль за использованием и охраной
земель  на  территории  области являются территориальные подразделения
соответствующих  федеральных органов, осуществляющие свою деятельность
на  основе действующего законодательства, во взаимодействии с органами
государственной власти Калужской области и между собой.

     Статья 11. Общественный   контроль  за  использованием  и охраной
                земель
     1.  Общественный  контроль  за  использованием  и  охраной земель
осуществляется  общественными  объединениями,  трудовыми коллективами,
гражданами,    а   также   внештатными   общественными   инспекторами,
назначаемыми  специально  уполномоченными  государственными  органами,
осуществляющими государственный контроль.
     2.  Общественный  контроль  проводится на стадии предварительного
согласования  места  размещения  предприятий  и  иных  объектов,  иных
стадиях    землеустроительных    действий    в   порядке   и   формах,
предусмотренных действующим законодательством.

     Статья 12. Производственный    контроль    на   предприятиях,   в
                учреждениях и организациях за использованием и охраной
                земель
     1.   Собственники   земли,  землепользователи,  землевладельцы  и
арендаторы,    осуществляющие    использование   земель   в   процессе
производства,  осуществляют  технологический  контроль  за соблюдением
процесса использования земли.
     2.    Предприятия,    учреждения,    организации   самостоятельно
определяют  уполномоченное  должностное лицо или орган, осуществляющий
технологический контроль, а также затраты на их содержание.

     ГЛАВА IV. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

     Статья 13. Экономическое       стимулирование      собственников,
                землевладельцев,  землепользователей  и арендаторов за
                рациональное использование и охрану земель
     1.  Экономическое  стимулирование собственников, землевладельцев,
землепользователей и арендаторов осуществляется путем:
     1.1.  Выделения  средств  земельного  налога  из  соответствующих
бюджетов  и  внебюджетных  фондов  охраны земель, создаваемых органами
представительной  власти  для  восстановления земель, нарушенных не по
вине   лиц,   использующих   эти   земли,  и  для  проведения  на  них
агротехнических,  лесомелиоративных и других мероприятий, направленных
на  улучшение  полезных свойств земли, а также иных фондов, образуемых
в соответствии с действующим законодательством.
     1.2.  Освобождения  от  платы за земельные участки, находящиеся в
стадии  сельскохозяйственного  освоения,  на  период,  предусмотренный
проектом производства работ.
     1.3.  Частичной компенсации из средств соответствующих бюджетов и
внебюджетных  фондов убытков, вызванных снижением доходов в результате
временной  консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих
эти земли.
     1.4.   Возможной   передачи  земельных  участков,  рационально  и
эффективно    используемых    гражданами    и    сельскохозяйственными
предприятиями  в течение 5 лет для ведения крестьянского (фермерского)
хозяйства  и  сельскохозяйственного  производства,  в их собственность
бесплатно  сверх  среднерайонной нормы передачи земель в собственность
до   предельных   размеров,  установленных  Законодательным  Собранием
области.
     1.5.  Направления  средств, полученных от продажи государственных
земельных  участков  и  земель запаса, исключительно на инвестирование
сельскохозяйственного производства и охрану земель.
     Полная    или   частичная   компенсация   собственникам   земель,
землевладельцам,  землепользователям  и  арендаторам произведенных ими
затрат  по  охране  земель,  повышению плодородия почв производится из
соответствующих    бюджетов   и   внебюджетных   фондов   в   порядке,
установленном действующим законодательством.
     Владельцы  и  арендаторы  земли,  не  выполняющие  мероприятия  и
другие    обязательные   требования   по   охране   земель,   лишаются
государственной   поддержки,   а   в  случае  использования  земельных
участков  способами,  приводящими  к снижению их плодородия, ухудшению
экологической    обстановки,    порче,   загрязнению   и   уничтожению
плодородного   слоя   почвы,   развитию  эрозии  и  других  процессов,
ухудшающих   состояние   земель,   несут  ответственность,  вплоть  до
прекращения  прав  собственности на землю в соответствии с действующим
законодательством.

     Статья 14. Экологические,    санитарно-гигиенические    и    иные
                специальные требования к проектированию,  размещению и
                вводу в эксплуатацию зданий,  строений,  сооружений  и
                других объектов, влияющих на состояние земель
     1.  При размещении, проектировании и вводе в эксплуатацию новых и
реконструируемых  объектов,  строений и сооружений,  а также внедрении
новых  технологий,  отрицательно  влияющих на состояние земель, должны
предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель.
     2.  Оценка  отрицательного  воздействия  на  состояние  земель  и
эффективность  предусмотренных  защитных  мероприятий  производятся по
результатам  государственной  санитарно-гигиенической  и экологической
экспертизы,   без   положительного   заключения   которых  запрещается
внедрение   новой   техники   и   технологий,  осуществление  программ
мелиорации  земель, строительство (реконструкция) предприятий и других
объектов.

     Статья 15. Использование  земель,  подвергшихся радиоактивному  и
                (или) химическому загрязнению
     1.   Земельные   участки,  подвергшиеся  радиоактивному  и  (или)
химическому   загрязнению,  на  которых  не  обеспечивается  получение
продукции,    соответствующей   установленным   требованиям   (нормам,
правилам,  нормативам),  в  случаях  невозможности  в  ближайшее время
восстановить     их     плодородие,     подлежат     исключению     из
сельскохозяйственного  оборота  и  переводятся  в  земли запаса для их
консервации.
     2.  Порядок  хозяйственного  использования  земель,  подвергшихся
радиоактивному  и  (или) химическому загрязнению, порядок установления
охранных   зон,  размещения  на  этих  землях  жилых  домов,  объектов
социально-культурного  назначения,  производственных объектов, а также
проведения   на   них   мелиоративных   и   культуротехнических  работ
определяется   с   учетом   нормативов  предельно  допустимого  уровня
радиационного  и  химического воздействия в соответствии с действующим
законодательством.
     3.   Лица,   допустившие   радиоактивное   и   (или)   химическое
загрязнение  земель,  повлекшее  их  изъятие из хозяйственного оборота
или    ухудшение    их    качества,    возмещают   убытки   и   потери
сельскохозяйственного   и  лесохозяйственного  производства,  а  также
компенсируют    затраты    на    дезактивацию   земель,   подвергшихся
загрязнению, в соответствии с действующим законодательством.

     ГЛАВА V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ   ЗА  НАРУШЕНИЕ  НАСТОЯЩЕГО   ЗАКОНА   И
              ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

     Статья 16. Ответственность граждан, юридических и должностных лиц
                за нарушение настоящего Закона
     Юридические   лица,  граждане  и  должностные  лица,  допустившие
нарушение   земельного   законодательства,   несут  ответственность  в
соответствии с действующим законодательством.

     Статья 17. Возмещение  ущерба, причиненного нарушением настоящего
                Закона
     Юридические   лица   и   граждане,  нарушившие  настоящий  Закон,
возмещают  в полном объеме вред и убытки, причиненные ими в результате
нарушения  земельного  законодательства,  в соответствии с действующим
законодательством.

     ГЛАВА VI. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

     Статья 18. Разрешение   споров  по  вопросам   охраны   земельных
                ресурсов
     Споры  по  вопросам охраны земельных ресурсов разрешаются в общем
порядке,   предусмотренном   для   разрешения   земельных   споров,  в
соответствии с действующим законодательством.

     ГЛАВА VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона
     Настоящий   Закон   вступает  в  силу  со  дня  его  официального
опубликования.


     Губернатор
     Калужской области          В.В. Сударенков


     г. Калуга
     29 марта 1999 г.
     N 5-ОЗ




Информация по документу
Читайте также