Расширенный поиск
Постановление Правительства Калужской области от 27.03.2012 № 148 КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 марта 2012 г.
N 148
Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие
промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Калужской области на период до 2020 года"
В целях обеспечения строительного рынка Калужской области высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями Правительство Калужской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие промышленности
строительных материалов и индустриального домостроения в Калужской области на период до 2020 года" (прилагается). Губернатор Калужской области А.Д.Артамонов
Приложение
к постановлению
Правительства
Калужской области
от 27.03.2012 г. N 148
Долгосрочная целевая программа
"Развитие промышленности строительных материалов
и индустриального домостроения в Калужской области
на период до 2020 года"
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Развитие промышленности
строительных материалов и индустриального домостроения
в Калужской области на период до 2020 года"
|——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 1. Наименование | "Развитие промышленности строительных материалов и | | Программы | индустриального домостроения в Калужской области на | | | период до 2020 года" (далее - Программа) | |——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 2. Заказчик | Министерство экономического развития Калужской области | | Программы | | |——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 3. Разработчик | Министерство экономического развития Калужской области | | Программы | | |——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 4. Дата | Пункт 9 протокола совещания у председателя Правительства | | принятия | Российской Федерации В.В.Путина "О мерах по развитию | | решения о | строительного комплекса в Российской Федерации" от 25 | | разработке | апреля 2011 года N ВП-П9-23пр | | Программы | | |——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 5. Цель и | Цель: обеспечение регионального строительного рынка | | задачи | высококачественными строительными материалами, изделиями | | Программы | и конструкциями, способными конкурировать с импортной | | | продукцией, обеспечение снижения стоимости строительства | | | и эксплуатационных затрат на содержание объектов и | | | одновременное повышение комфортности проживания в жилых | | | домах. | | | Задачи: | | | - проведение модернизации основных фондов действующих | | | производств по выпуску строительных материалов, изделий и | | | конструкций; | | | - создание новых ресурсосберегающих, экономически | | | эффективных и экологически безопасных производств | | | строительных материалов, изделий и конструкций; | | | - ликвидация существующих территориальных диспропорций в | | | размещении организаций промышленности строительных | | | материалов; | | | - привлечение инвестиций; | | | - освоение новых систем домостроения в жилищном | | | строительстве с учетом изменения его структуры в | | | направлении строительства индивидуального малоэтажного | | | жилья; | | | - оказание государственной поддержки инвестиционным | | | проектам, направленным на реализацию мероприятий по | | | модернизации и развитию производства строительных | | | материалов | |——————————————————|—————|—————————————————————————|——————————————————————————————————————————| | 6. Целевые | N | Наименование | Значение показателя по годам | | индикаторы и | п/п | показателя |——————|——————|——————|——————|——————|———————| | показатели | | | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2020 | | Программы |—————|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————|
| | 1 | Производство основных | | | | | | | | | | видов строительных | | | | | | | | | | материалов, изделий и | | | | | | | | | | конструкций: | | | | | | | | |—————|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————|
| | 1.1 | Цемент, тыс. т | 0 | 0 | 0 | 2500 | 5000 | 5500 | | |—————|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————|
| | 1.2 | Стеновые материалы, | 300 | 350 | 400 | 450 | 500 | 720 | | | | млн. шт. усл. кирпича | | | | | | | | |—————|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————|
| | 1.3 | Конструкции и детали | 125 | 140 | 170 | 230 | 310 | 580 | | | | сборные | | | | | | | | | | железобетонные, | | | | | | | | | | тыс. куб. м | | | | | | | | |—————|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————|
| | 1.4 | Панели и другие | 3 | 5 | 15 | 20 | 30 | 100 | | | | конструкции | | | | | | | | | | крупнопанельного | | | | | | | | | | домостроения, | | | | | | | | | | тыс. кв. м | | | | | | | | |—————|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————|
| | 1.5 | Нерудные строительные | 4000 | 4500 | 5000 | 5500 | 6500 | 9000 | | | | материалы, тыс. куб. м | | | | | | | | |—————|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————|
| | 1.6 | Быстровозводимые | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 90 | | | | панельно-каркасные | | | | | | | | | | деревянные дома, | | | | | | | | | | тыс. кв. м | | | | | | | | |—————|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————|
| | 2 | Производственные | | | | | | | | | | мощности: | | | | | | | | |—————|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————|
| | 2.1 | Цемент, тыс. т | 0 | 0 | 0 | 5500 | 5500 | 5500 | | |—————|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————|
| | 2.2 | Стеновые материалы, | 450 | 450 | 450 | 650 | 650 | 750 | | | | млн. шт. усл. кирпича | | | | | | | | |—————|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————|
| | 2.3 | Конструкции и детали | 250 | 250 | 250 | 250 | 450 | 600 | | | | сборные | | | | | | | | | | железобетонные, | | | | | | | | | | тыс. куб. м | | | | | | | | |—————|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————|
| | 2.4 | Панели и другие | 20 | 20 | 20 | 20 | 60 | 100 | | | | конструкции | | | | | | | | | | крупнопанельного | | | | | | | | | | домостроения, | | | | | | | | | | тыс. кв. м | | | | | | | | |—————|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————|
| | 2.5 | Нерудные строительные | 8000 | 8000 | 8000 | 8000 | 9000 | 10000 | | | | материалы, тыс. куб. м | | | | | | | | |—————|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————|
| | 2.6 | Быстровозводимые | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 100 | | | | панельно-каркасные | | | | | | | | | | деревянные дома, | | | | | | | | | | тыс. кв. м | | | | | | | | |—————|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————|
| | 3 | Ввод производственных | | | | | | | | | | мощностей | | | | | | | | |—————|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————|
| | 3.1 | Цемент, тыс. т | 0 | 0 | 0 | 5500 | 0 | 0 | | |—————|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————|
| | 3.2 | Стеновые материалы, | 0 | 0 | 0 | 200 | 0 | 100 | | | | млн. шт. усл. кирпича | | | | | | | | |—————|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————|
| | 3.3 | Конструкции и детали | 0 | 0 | 0 | 0 | 200 | 150 | | | | сборные | | | | | | | | | | железобетонные, | | | | | | | | | | тыс. куб. м | | | | | | | | |—————|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————|
| | 3.4 | Панели и другие | 0 | 0 | 0 | 0 | 40 | 40 | | | | конструкции | | | | | | | | | | крупнопанельного | | | | | | | | | | домостроения, | | | | | | | | | | тыс. куб. м | | | | | | | | |—————|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————|
| | 3.5 | Нерудные строительные | 0 | 0 | 0 | 0 | 1000 | 1000 | | | | материалы, тыс. куб. м | | | | | | | | |—————|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————|
| | 3.6 | Быстровозводимые | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 50 | | | | панельно-каркасные | | | | | | | | | | деревянные дома, | | | | | | | | | | тыс. кв. м | | | | | | | | |—————|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————|
| | 4 | Степень износа | 40 | 39 | 37 | 30 | 30 | 25 | | | | основных фондов | | | | | | | | | | предприятий отрасли, % | | | | | | | | |—————|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————|
| | 5 | Удовлетворение | 85 | 86 | 88 | 91 | 95 | 100 | | | | потребности | | | | | | | | | | строительного | | | | | | | | | | комплекса Калужской | | | | | | | | | | области в материалах, | | | | | | | | | | изделиях и | | | | | | | | | | конструкциях | | | | | | | | | | региональных | | | | | | | | | | производителей (в % к | | | | | | |
| | | спросу) | | | | | | | |——————————————————|—————|—————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|———————| | 7. Сроки и | 2012 - 2020 годы, в два этапа. | | этапы | 1-й этап - 2012 - 2015 годы; | | реализации | 2-й этап - 2016 - 2020 годы | | Программы | | |——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 8. Перечень | Программа включает следующие основные мероприятия: | | подпрограмм и | - организационная и информационная поддержка организаций | | основных | промышленности строительных материалов и индустриального | | мероприятий | домостроения; | | Программы | - содействие перспективному развитию организаций | | | промышленности строительных материалов и индустриального | | | домостроения в Калужской области | |——————————————————|———————————————|———————————|——————————————————————————————————————————————| | 9. Объемы и | Год, | Всего, | В том числе | | источники | период | млн. руб. |——————————————|—————————————|—————————————————| | финансирования | | | Федеральный | Областной | Внебюджетные | | Программы | | | бюджет <*> | бюджет | источники | | | | | | <**> | <***> | | |———————————————|———————————|——————————————|—————————————|—————————————————|
| | 2012 | 6700 | | - | 6700 | | |———————————————|———————————|——————————————|—————————————|—————————————————|
| | 2013 | 24399,237 | | 9,237 | 24390 | | |———————————————|———————————|——————————————|—————————————|—————————————————|
| | 2014 | 17302,237 | | 9,237 | 17293 | | |———————————————|———————————|——————————————|—————————————|—————————————————|
| | 2015 | 3676,236 | | 9,236 | 3667 | | |———————————————|———————————|——————————————|—————————————|—————————————————|
| | 2016-2020 | 18,474 | | 18,474 | | | |———————————————|———————————|——————————————|—————————————|—————————————————|
| | ИТОГО | 52096,184 | | 46,184 | 52050 | | |———————————————|———————————|——————————————|—————————————|—————————————————|
| | <*> Объемы финансирования мероприятия за счет средств | | | федерального бюджета определяются по результатам участия | | | Калужской области в конкурсном отборе для получения | | | средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой | | | программы "Жилище" на 2011 - 2015. | | | <**> Объемы финансовых средств из областного бюджета | | | ежегодно уточняются после принятия областного закона об | | | областном бюджете на очередной финансовый год и на | | | плановый период. | | | <***> Объемы финансовых средств, привлекаемых в период | | | 2016 - 2020 годов на реализацию Программы из внебюджетных | | | источников, определяются на основе соглашений с | | | инвесторами | |——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 10. Ожидаемые | Насыщение строительного рынка доступными по цене, по | | результаты | качеству и надежности местными строительными материалами, | | реализации | изделиями и предметами домоустройства, обеспечение | | Программы | строительного комплекса основными видами продукции | | | промышленности строительных материалов местного | | | производства до 100% от объема потребности строительства | | | в Калужской области | |——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 11. Система | В соответствии с постановлением Правительства Калужской | | организации | области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка | | контроля за | принятия решений о разработке долгосрочных целевых | | исполнением | программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, | | Программы | их формирования и реализации и Порядка проведения и | | | критериев оценки эффективности реализации долгосрочных | | | целевых программ, реализуемых за счет средств областного | | | бюджета" (в ред. постановления Правительства Калужской |
| | области от 31.03.2009 N 111) | |——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| 1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
Введение
Калужская область имеет ряд конкурентных преимуществ среди многих регионов России. Это не только ее выгодное географическое положение, но и низкие риски инвестирования, предоставление налоговых льгот и субсидий, конкурентоспособные тарифы на услуги естественных монополий, административная поддержка органов государственной власти Калужской области. Постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 N 250 утверждена Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, которая, используя преимущества области и приоритеты Российской Федерации, определяет вектор инновационного развития Калужской области. Суть стратегии Калужской области - развитие инновационной активности и привлечение на территорию региона новых жителей. Стратегическим приоритетом социально-экономического развития Калужской
области является использование экономического роста для обеспечения достойного уровня жизни населения. Одним из ключевых решений в инвестиционной политике области стало
создание специальных площадок - "индустриальных парков". Инвестору передается подготовленная земельная площадка, обеспеченная газификацией, водоснабжением, транспортно-логистической инфраструктурой и т.п. Ориентируясь на диверсификацию экономики, Правительство Калужской
области стремится к созданию кластеров различной направленности. Стратегией социально-экономического развития Калужской области до 2030 года намечена реализация следующих основных кластеров: автомобилестроительного, фармацевтики и биотехнологий, транспортно- логистического, туристско-рекреационного, а также кластера жизнеобеспечения и развития среды. Обозначены три фактора, благоприятствующих формированию кластера жизнеобеспечения, который будет включать элементы технологии "нового расселения" и обеспечивать рост качества среды на территории, в том числе:
- создание системного девелопмента в формирующихся зонах нового расселения, который помимо традиционной подготовки земельных участков вовлечен в разработку и внедрение систем автономного обеспечения - энерго- и водоснабжения, экологической очистки и других;
- рост и повышение качества производства строительных материалов;
- организация комплексной торговой и сервисной инфраструктуры вокруг зон "нового расселения", включая образовательные, медицинские,
торговые, информационные, досуговые и иные элементы, а также построение сети туристско-рекреационных услуг. Формирование в региональной экономике сегмента территориального развития и жизнеобеспечения, включающего в себя системный девелопмент земли, жилищное строительство, производство стройматериалов, производство пищевых продуктов, оказание торговых, транспортных, туристических, коммунальных услуг обеспечит мультипликативный эффект в
развитии региона.
1.1. Анализ социально-экономического развития
Калужской области на период до 2020 года
В настоящее время Калужская область является динамично развивающимся регионом. Модернизация экономики, использование передовых технологий в промышленности и эффективная политика Правительства Калужской области в сфере привлечения инвестиций - составляющие достигнутых успехов в социально-экономическом развитии региона. Активное развитие экономики области подтверждается ростом валового регионального продукта (ВРП) как конечного результата деятельности всех секторов экономики региона. За 9 последних лет ВРП на душу населения в Калужской области увеличился в 5,2 раза (по России
- в 4,6 раза). Калужская область является практически единственным регионом в России, на территории которого за последние 9 лет открыто 33 новых производства, в том числе более 20 новых крупных промышленных предприятий, где производят высокотехнологичную продукцию: автомобили
и автокомпоненты, телевизоры, строительные материалы нового поколения и другие товары. В Калужскую область пришли ведущие мировые производители - "Фольксваген", "Вольво", "Нестле", "Самсунг", "Пежо Ситроен", "Л'Ореаль", американская корпорация General Electric Energy, "Гримме", "Лемкен" и другие. В результате реализации инвестиционных проектов созданы новые рабочие места, отмечен рост заработной платы. Объем промышленного производства увеличился в 3,4 раза, при этом около половины промышленной продукции является конкурентоспособной на мировом рынке.
В 2010 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 67,3 млрд. рублей, или 105,2% к уровню 2009 года. Объем иностранных инвестиций в экономику Калужской области за указанный период составил 1194,5 млн. долларов США, или 105,4% к уровню 2009 года. За 9 месяцев 2011 года эти показатели следующие: 37,9 млрд. рублей и 630,2 млн. долларов США. За последние пять лет ввод общей площади жилья в Калужской области составил 2074 тыс. кв. метров, что составляет 8,3% от общей площади жилищного фонда, сформировавшегося к концу 2009 года (по
Российской Федерации - 7,7%).
В 2010 году на территории области введено 500,7 тыс. кв. метров жилых домов, или 109,6% к уровню 2009 года. В январе-сентябре 2011 года введено 264,9 тыс. кв. метров жилых домов, или 113,8% к уровню аналогичного периода 2010 года, из них индивидуальными застройщиками - 165,9 тыс. кв. метров, что составляет 63% от общего ввода жилья. Потенциальная потребность населения, проживающего на территории Калужской области, в улучшении жилищных условий оценивается в размере
3500 тыс. кв. метров общей площади жилья, в том числе: - 1303 тыс. кв. метров - на замену ветхого и аварийного жилищного
фонда; - 969 тыс. кв. метров - на предоставление жилья гражданам, остро нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Оценка прогнозных потребностей населения в улучшении жилищных условий, основания на социологических исследованиях, показывает, что около 60% населения Калужской области не удовлетворено своими жилищными условиями. В соответствии с жилищной программой, принятой в Калужской области, с 2016 года предстоит ежегодно вводить в эксплуатацию около 1 млн. квадратных метров жилья исходя из норматива 1 квадратный метр жилья на одного человека. Организация массового жилищного строительства требует развития стройиндустрии и промышленности строительных материалов, применения новых технологий в строительстве и новых строительных материалов, поддержки свободной конкуренции между частными коммерческими и некоммерческими застройщиками. Несмотря на создание рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей с высокими доходами. Основными
причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются недостаточная развитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке. Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке и приводит к постоянному росту цен на него. В Калужской области за счет средств областного бюджета предусмотрены меры государственной поддержки жилищного строительства,
в том числе жилья экономкласса. Кроме того, определены приоритетные проекты комплексного освоения и развития территорий в целях развития жилищного строительства. В рамках реализации жилищной программы в Калужской области будет осуществляться строительство жилищных комплексов со всей необходимой социальной инфраструктурой, в том числе в непосредственной близости от
индустриальных и технопарков Калужской области. Так, на условиях государственно-частного партнерства при софинансировании Инвестиционного фонда Российской Федерации в Калужской области реализуется региональный инвестиционный проект "Массовая малоэтажная застройка в с. Воскресенском Ферзиковского района Калужской области". Данный поселок позиционируется как жилье экономкласса, доступное среднестатистическому жителю г. Калуги и Калужской области. В рамках реализации данного проекта будет осуществлено строительство 1500 малоэтажных жилых домов, общей площадью около 130 тыс. кв. метров, а также создание полной социальной инфраструктуры. Большая часть жилищного строительства в Калужской области финансируется непосредственно за счет средств населения. В последние годы для возведения индивидуальных домов применяются новые строительные технологии и материалы. Удельный вес общей площади индивидуальных жилых домов, построенных из камня, включая панельные, блочные и монолитные, остался неизменным, из кирпича - снизился почти в два раза, что свидетельствует о разнообразии появившихся строительных материалов. Приоритетной задачей в деятельности Правительства Калужской области является создание условий и мотивации для ведения здорового образа жизни путем развития массовой физической культуры и эффективной системы физкультурно-спортивного воспитания. С этой целью в Калужской области проводится масштабная работа по созданию материально- технической базы для занятий населения области массовым спортом в образовательных, спортивных учреждениях и клубах по месту жительства путем строительства физкультурно-оздоровительных комплексов и плоскостных игровых спортивных сооружений. К 2015 году количество регулярно функционирующих спортивных сооружений увеличится более чем на 100 единиц. Предъявляемые требования к строительству указанных объектов - максимальная надежность, экономичность, экологичность и безопасность, что соответственно требует применения новых строительных
технологий и материалов. Калужская область, расположенная в центре пересечения основных европейских и евроазиатских коммуникационных систем, включена в межрегиональную транспортную сеть европейской части Российской Федерации. По территории области проходят важнейшие автомобильные магистрали, по которым осуществляются транзитные связи не только с соседними регионами России - Брянской, Московской, Орловской, Смоленской и Тульской областями, но и со странами ближнего зарубежья - Республикой Украиной и Республикой Беларусь. Автомобильные дороги являются основой транспортной сети Калужской области. По плотности автомобильных дорог Калужская область входит в первую пятерку областей Центральной России. Главной проблемой дорожного хозяйства Калужской области является высокая доля автомобильных дорог общего пользования регионального или
межмуниципального значения, не соответствующих нормативным требованиям
к транспортно-эксплуатационным показателям. Задачами, решаемыми на территории Калужской области в сфере развития дорожного хозяйства, будут: - проведение ремонта и капитального ремонта существующей сети автомобильных дорог общего пользования в объеме не менее 200 км ежегодно; - строительство, реконструкция, ремонт автодорог общего пользования и межмуниципальных дорог в объеме не менее 100 км ежегодно. В соответствии с подпрограммой "Автомобильные дороги" федеральной
целевой программы "Развитие транспортной системы России" планируется масштабная реконструкция федеральной автомобильной дороги М3 "Украина" - от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев). Перспективные характеристики объекта к 2020 году составят: протяженность - 489 км, категория автомобильной дороги на всем протяжении - I. На территории Калужской области намечено реконструировать участок протяженностью 138 км. Требования при строительстве, реконструкции автомобильных дорог, возведении мостовых сооружений: применение новых видов техники и передовых технологий, в том числе использование современных методов устройства покрытий, соответствующих международным стандартам. Важным инфраструктурным проектом для экономики Калужской области является реконструкция аэропорта "Грабцево" и создание на его базе международного аэропорта "Калуга". 1.2. Анализ современного состояния производства
и потребления основных видов строительных материалов
в Калужской области
Промышленность строительных материалов является составной частью строительного комплекса Калужской области, который занимает одну из ведущих позиций в экономическом потенциале Калужской области. Строительная деятельность способствует решению социальных вопросов, развитию экономики, обеспечивая воспроизводство основных фондов. В регионе функционируют предприятия промышленности, выпускающие железобетонные конструкции, стеновые материалы, быстровозводимые панельно-каркасные дома, санитарные керамические изделия, нерудные материалы и другую продукцию. Основные рынки сбыта строительных материалов, производимых в Калужской области, сосредоточены в России,
а доля экспорта составляет менее 5 процентов. На протяжении последних лет промышленность строительных материалов адекватно реагировала на изменения платежеспособного спроса и производство основных строительных материалов менялось соответственно с изменением инвестиционной и строительной активности в
Калужской области. На начало 2011 года потребность строительного комплекса в стеновых материалах, нерудных строительных материалах, панелях и других конструкциях крупнопанельного домостроения удовлетворялась за счет продукции региональных производителей. Для обеспечения ежегодного ввода в эксплуатацию около 1 млн. квадратных метров жилья промышленностью строительных материалов Калужской области должно быть увеличено к 2016 году производство стеновых материалов в 1,4 раза и железобетонных изделий в 1,6 раза за счет модернизации действующих и создания новых современных предприятий. Решению этой задачи будет способствовать организация производства цемента на территории Калужской области, что позволит снизить стоимость железобетонных изделий, других строительных материалов, а также строительных работ, производимых в регионе. Значительные резервы развития производства строительных материалов заложены в современном крупнопанельном домостроении. В середине 80-х годов прошлого века домостроительные комбинаты региона ежегодно производили комплекты жилых домов общей площадью около 500 тыс. квадратных метров. За прошедший период мощности крупнопанельного домостроения снизились в 25 раз. Причина заключается в стереотипах о недостаточной комфортности крупнопанельных зданий. Вместе с тем, как отметили делегаты Всероссийского съезда директоров предприятий строительных материалов (апрель 2011 года, г. Казань), разработаны новые серии крупнопанельных домов, не уступающие по комфортности жилым
домам из кирпича. При этом стоимость квартир в крупнопанельном доме на
20-25% ниже, чем в доме, построенном из кирпича, что увеличивает возможности приобретения жилья для большой части населения области. Поэтому в Калужской области актуально восстановить сохранившиеся
домостроительные мощности, а также создать новые современные предприятия крупнопанельного домостроения. В Калужской области имеется значительный потенциал для дальнейшего развития домостроения за счет использования возобновляемого ресурса - древесины. Неиспользованный объем древесных ресурсов - источника самого экологически чистого строительного материала - составляет в регионе около 1,5 млн. кубических метров в год. По данным специалистов фирмы "МП "ДОМ" (г. Балабаново Калужской
области), малоэтажное домостроение - традиционный и перспективный потребитель продукции деревообработки. Доля деревянных конструкций и деталей в стоимости комплекта материалов для строительства малоэтажного дома составляет в зависимости от вида стеновых конструкций от 40 до 70 процентов. Для создания 1 квадратного метра общей площади бревенчатого или брусчатого дома расходуется в среднем 1 кубический метр деловой древесины. Деревянные дома на 25-30% дешевле кирпичных зданий. Преобладание запасов мягколиственной древесины сдерживает развитие деревянного домостроения в Калужской области, так как для малоэтажных домов традиционно применяется преимущественно древесина хвойных пород. Однако данная проблема может быть решена за счет применения современных методов переработки древесины лиственных пород
(рациональный раскрой, режимы сушки, использование лиственных
заготовок для внутренних слоев клееных конструкций и т.д.). Лиственная древесина в домостроении может быть с успехом использована для изготовления архитектурно-декоративных деталей (карнизов, подзоров,
наличников и т.д.). Такие решения позволяют примерно на треть сократить потребности в хвойной древесине. В связи с изложенным дальнейшее совершенствование производства деревянных домов имеет перспективу. Интенсивность их производства будет расти за счет индустриализации деревянного домостроения. При этом необходимо учитывать динамику рыночных предпочтений. В условиях изменяющегося спроса главной задачей для промышленных организаций станет оперативное реагирование на динамику потребностей по конкретным
типам зданий. Поэтому более конкурентоспособными окажутся те предприятия, которые создадут поливариантные производства на основе гибких технологий. Для стимулирования малоэтажного домостроения лесные ресурсы региона целесообразно передавать в аренду хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство деревянных строительных конструкций.
Еще одним существенным фактором, который необходимо учитывать при развитии производства строительных материалов в Калужской области, является близость крупных рынков в других регионах. Так, до 2009 года
около 40% стеновых материалов, изделий из древесины, производимых в Калужской области, поставлялось в Москву, Московскую область и другие
области Центрального федерального округа, что способствовало межрегиональной экономической кооперации. Основной проблемой действующих в Калужской области предприятий промышленности строительных материалов является большая степень износа основных фондов и отсутствие в достаточном количестве собственных средств на осуществление модернизации. Поэтому основной акцент при решении задачи наращивания производственных мощностей необходимо делать на привлечение новых инвесторов. 1.3. Анализ минерально-сырьевой базы промышленности
строительных материалов, расположенной на территории субъекта Российской Федерации Благоприятным фактором для развития промышленности строительных материалов в Калужской области является наличие сырьевой базы. В Калужской области не вовлечено в эксплуатацию (по запасам) около 12% глин кирпичных, 20% песков строительных, 29% песчано- гравийных смесей, 48% камней строительных. Практически не вовлечены в
разработку огнеупорные глины, полностью не разрабатываются тугоплавкие глины. Учитывая это, органы исполнительной власти Калужской области внесли в План мероприятий по реализации Стратегии социально- экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года предложения по освоению Ульяновского месторождения огнеупорных и тугоплавких глин на основе государственно-частного партнерства. Угроза стабильности минерально-сырьевого обеспечения связана с близостью сроков исчерпания рентабельных эксплуатируемых запасов месторождений, на базе которых уже создана обычная инфраструктура. Уровень угроз может быть снижен при освоении рентабельных, но не
эксплуатируемых запасов путем вовлечения в эксплуатацию наиболее ликвидной части нераспределенного фонда. Состояние сырьевой базы наиболее востребованных строительных материалов
|———————————————————————————————|—————————————————————————|—————————————————————————| | Виды полезных ископаемых | Количество место | Запасы полезных | | | рождений | ископаемых | | |———————|—————————————————|———————|—————————————————|
| | Всего | В том числе | Всего | В том числе | | | | разрабатываемые | | разрабатываемые | |———————————————————————————————|———————|—————————————————|———————|—————————————————| | Глины кирпичные, млн. куб. м | 90 | 20 | 421,2 | 50,4 | |———————————————————————————————|———————|—————————————————|———————|—————————————————| | Глины керамзитовые, млн. | 19 | 5 | 126,6 | 6,2 | | куб. м | | | | | |———————————————————————————————|———————|—————————————————|———————|—————————————————| | Пески строительные и | 73 | 24 | 144,2 | 29,3 | | силикатные, млн. куб. м | | | | | |———————————————————————————————|———————|—————————————————|———————|—————————————————| | Пески стекольные, млн. куб. | 10 | 5 | 35,8 | 6,2 | | м | | | | | |———————————————————————————————|———————|—————————————————|———————|—————————————————| | Пески формовочные, млн. т | 6 | 0 | 100 | 0 | |———————————————————————————————|———————|—————————————————|———————|—————————————————| | Песчано-гравийные смеси, | 83 | 34 | 167,9 | 47,9 | | млн. куб. м | | | | | |———————————————————————————————|———————|—————————————————|———————|—————————————————| | Камни строительные, млн. | 66 | 17 | 769,4 | 373 | | куб. м | | | | | |———————————————————————————————|———————|—————————————————|———————|—————————————————| | Мел, млн. куб. м | 8 | 2 | 10,2 | 2,6 | |———————————————————————————————|———————|—————————————————|———————|—————————————————| | Гипс, млн. т | 1 | 0 | 234,3 | 0 | |———————————————————————————————|———————|—————————————————|———————|—————————————————| | Песчаники (камни | 1 | 0 | 0,05 | 0 |
| строительные), млн. куб. м | | | | | |———————————————————————————————|———————|—————————————————|———————|—————————————————| | Трепел, млн. куб. м | 16 | 2 | 221,9 | 0,3 | |———————————————————————————————|———————|—————————————————|———————|—————————————————| | Сырье для цементной | 2 | 1 | 231,4 | 214,8 | | промышленности, тыс. т | | | | | |———————————————————————————————|———————|—————————————————|———————|—————————————————| | Глины огнеупорные, млн. т | 12 | 1 | 126,2 | 2,9 | |———————————————————————————————|———————|—————————————————|———————|—————————————————| | Глины тугоплавкие, млн. т | 14 | 0 | 250,4 | 0 | |———————————————————————————————|———————|—————————————————|———————|—————————————————| Однако фонд резервных месторождений с реальными для отработки запасами более 2,5 млн. куб. метров весьма ограничен и представлен 25 месторождениями, в том числе 8-ю месторождениями строительных песков,
расположенными в 4 районах; 3-мя месторождениями песчано-гравийных
смесей - в 3 районах; 13-ю месторождениями строительных известняков -
в 7 районах. Остальные неразрабатываемые (резервные) месторождения, в том числе и с запасами менее 2,5 млн. куб. метров, застроены или расположены на значительном расстоянии от существующих инфраструктур, что влечет за собой в связи с увеличением транспортных расходов высокую себестоимость добычи и низкую конкурентоспособность сырья в условиях рыночной экономики, исключающих их рентабельную разработку. Проблема "замороженных" месторождений характерна как для Калужской области, так и для других регионов Российской Федерации. Состояние резервных месторождений строительных материалов свидетельствует о том, что их количество и объем запасов недостаточны
для длительного интенсивного развития строительной индустрии. Наиболее привлекательные из них будут полностью освоены в ближайшие 10 лет, что
может явиться ограничением развития как строительного комплекса, так и социально-экономического развития области в целом. Во избежание развития подобного сценария и недопущения деградации
минерально-сырьевой базы, особенно в части обеспечения производства наиболее значимых строительных материалов, органы государственной власти Калужской области реализуют долгосрочную целевую программу "Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Калужской области (2011 - 2015 годы)". Данная программа ориентирует на решение ряда первостепенных задач, в том числе на соблюдение баланса пространственной локализации ресурсов, на разведку новых запасов (прирост) полезных ископаемых, на формирование
фонда резервных месторождений (фонд минерально-сырьевых ресурсов
для будущих поколений). По итогам ее реализации планируется:
- выявить не менее 30 привлекательных для промышленного освоения месторождений и перспективных участков строительных песков, песчано- гравийных смесей и строительных известняков с предварительно оцененными запасами и ресурсами 150-200 млн. куб. метров; - выявить и оценить запасы и прогнозные ресурсы строительных песков и песчано-гравийных смесей в остро нуждающихся районах Калужской области (Перемышльский, Ферзиковский и Куйбышевский) в количестве не менее 60 млн. куб. метров;
- выявить и оценить запасы и прогнозные ресурсы строительных известняков в остро нуждающихся районах Калужской области (Людиновский, Кировский) в количестве 85 млн. куб. метров; - подготовить для промышленного освоения инвестиционно привлекательные месторождения строительных материалов с запасами 125-140 млн. куб. метров. Прогноз прироста запасов и ресурсов строительных материалов
|—————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| | Виды полезных ископаемых | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
| | | | | | | |—————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| | Сырье для цементной | 214,7 | | | | 50 | | промышленности, млн. т | | | | | | |—————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| | Известняки, млн. куб. м | 1 | 50 | | | 35 | |—————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| | Пески, млн. куб. м | 38,3 | 20 | 25-30 | 30-35 | 30-35 | |—————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| | Керамзитовые глины, млн. куб. м | 4,4 | | | | | |—————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| | Песчано-гравийные смеси, | 2,1 | 21 | | 20 | 20 | | млн. куб. м | | | | | | |—————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| Одним из направлений развития промышленности строительных материалов является производство цемента. С этой целью на базе Борщевского комплексного месторождения в Ферзиковском районе ОАО "Лафарж Цемент" в 2011 году завершена разведка карбонатных и глинистых пород Борщевского комплексного месторождения. Утверждены запасы сырья
для производства цемента. ООО "Мастер-Ресурс" в 2010 году получена лицензия на геологическое изучение и разведку строительных известняков на базе Маклаковского месторождения в Думиничском районе с целью их Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|