Расширенный поиск
Постановление Правительства Калужской области от 28.07.2010 № 307 КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 июля 2010 г.
N 307
Утратил силу – Постановление
Правительства Калужской области
от 15.04.2014 № 246
Об утверждении долгосрочной целевой программы
"Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Калужской области
на 2010 - 2020 годы"
(В редакции Постановлений Правительства Калужской области
от 08.09.2010 г. N 354; от 21.03.2011 г. N 146;
от 02.08.2011 г. N 422; от 13.12.2011 г. N 661;
от 30.12.2011 г. N 726; от 30.05.2012 г. N 269;
от 24.08.2012 г. N 430; от 17.12.2012 г. N 628; от 08.04.2013 г. N 180; от 14.11.2013 г. N 606; от 15.04.2014 г. N 246)
С целью реализации на территории Калужской области Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Закона Калужской области от 31.05.2010 N 12-ОЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Калужской области" Правительство Калужской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить долгосрочную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Калужской области на 2010 - 2020 годы"
(прилагается). (В редакции Постановления Правительства Калужской
области от 08.09.2010 г. N 354)
Губернатор
Калужской области А.Д.Артамонов
Приложение
к постановлению
Правительства
Калужской области
от 28 июля 2010 года N 307
Долгосрочная целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Калужской области
на 2010 - 2020 годы"
(В редакции Постановлений Правительства Калужской области
от 08.09.2010 г. N 354; от 21.03.2011 г. N 146;
от 02.08.2011 г. N 422; от 13.12.2011 г. N 661;
от 30.12.2011 г. N 726; от 30.05.2012 г. N 269;
от 24.08.2012 г. N 430; от 17.12.2012 г. N 628;
от 08.04.2013 г. N 180; от 14.11.2013 г. N 606) ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы
"Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Калужской области
на 2010 - 2020 годы"
(В редакции Постановлений Правительства Калужской области
от 08.09.2010 г. N 354; от 02.08.2011 г. N 422;
от 13.12.2011 г. N 661; от 30.12.2011 г. N 726;
от 30.05.2012 г. N 269)
|-----------------------------|---------------------------------------------------------------------------|
| 1. Наименование | Долгосрочная целевая программа "Энергосбережение |
| | и повышение энергоэффективности в Калужской области |
| | на 2010 - 2020 годы" |
| | (далее - Программа) |
(В редакции Постановления Правительства Калужской области
от 08.09.2010 г. N 354)
|-----------------------------|---------------------------------------------------------------------------|
| 2. Заказчик Программы | Министерство строительства и жилищно-коммунального |
| | хозяйства Калужской области, |
|-----------------------------|---------------------------------------------------------------------------|
| 3. Разработчик | Министерство строительства и жилищно-коммунального |
| | хозяйства Калужской области |
|-----------------------------|---------------------------------------------------------------------------|
| 4. Дата принятия решения о | Распоряжение Губернатора Калужской области от |
| разработке | 09.11.2009 N 125-р "О разработке долгосрочной целевой |
| | программы "Повышение эффективности использования |
| | топливно-энергетических ресурсов в Калужской области на |
| | 2010 - 2014 годы". |
|-----------------------------|---------------------------------------------------------------------------|
| 5. Цель | Повышение эффективности использования |
| | топливно-энергетических ресурсов и снижение |
| | энергоемкости валового регионального продукта Калужской |
| | области на 20 процентов к уровню 2009 года |
(В редакции Постановления Правительства Калужской области
от 08.09.2010 г. N 354)
|-----------------------------|---------------------------------------------------------------------------|
| 6. Задачи | - развитие действующих правовых, финансово-экономических |
| | и ценовых механизмов, стимулирующих |
| | производителей и потребителей топливно-энергетических |
| | ресурсов Калужской области к внедрению |
| | энергосберегающих технологий и оборудования; |
| | - обеспечение учета всего объема потребляемых |
| | энергетических ресурсов на объектах коммунального |
| | хозяйства, в организациях бюджетной сферы и жилищном |
| | фонде; |
| | - проведение энергетических обследований, ведение |
| | энергетических паспортов в организациях бюджетной |
| | сферы Калужской области и жилищном фонде Калужской |
| | области; |
| | - внедрение современных энергосберегающих технологий, |
| | оборудования и материалов в организациях бюджетной |
| | сферы Калужской области и в жилищном фонде |
| | Калужской области; |
| | - привлечение к потреблению вторичных энергетических |
| | ресурсов и возобновляемых источников энергии; |
| | - активизация пропаганды по энергосбережению и |
| | внедрению эффективного использования топливно-энергетических |
| | ресурсов |
|-----------------------------|---------------------------------------------------------------------------|
| 7. Целевые индикаторы и | Целевые индикаторы и показатели определены в соответствии с |
| показатели | постановлением Правительства Российской Федерации от |
| | 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и |
| | муниципальным программам в области энергосбережения и |
| | повышения энергетической эффективности" |
(В редакции Постановления Правительства Калужской области
от 08.09.2010 г. N 354)
|-----------------------------|---------------------------------------------------------------------------|
| 8. Сроки и этапы реализации | 2010 - 2020 годы, одноэтапно |
(В редакции Постановления Правительства Калужской области
от 08.09.2010 г. N 354)
|-----------------------------|---------------------------------------------------------------------------|
| 9. Перечень | Основные мероприятия: |
| подпрограмм и основных | - организационные мероприятия по энергосбережению и |
| мероприятий | повышению энергоэффективности в Калужской области; |
| | - энергосбережение в сфере жилищно-коммунального |
| | хозяйства; |
| | - сокращение энергетических потерь в бюджетной сфере; |
| | - использование вторичных топливно-энергетических |
| | ресурсов и возобновляемых источников энергии; |
| | - стимулирование энергоресурсосбережения и повышения |
| | энергоэффективности; |
| | - информационное обеспечение энергосбережения и |
| | пропаганда эффективного использования энергетических |
| | ресурсов |
|-----------------------------|------|------------|-------------------------------------------------------|
| "10. Объемы | Годы | Итого | В том числе |
| финансирования | | (тыс. руб.) |-----------------------------------------------------------|
| | | | Федеральный | Областной | Местный | Внебюджетные |
| | | | бюджет (1) | бюджет (2) | бюджет (3) | источники (4) |
| |------+--------------+--------------+-------------+-------------+----------------|
| | | 15172901,7 | 248298,9 | 1433452,8 | 3714530,0 | 9776620,0 |
| |------+--------------+--------------+-------------+-------------+----------------|
| | 2010 | 851350,0 | 0,0 | 0,0 | 380000,0 | 471350,0 |
| |------+--------------+--------------+-------------+-------------+----------------|
| | 2011 | 1354706,0 | 0,0 | 67226,0 | 394280,0 | 893200,0 |
| |------+--------------+--------------+-------------+-------------+----------------|
| | 2012 | 1614875,3 | 76420,8 | 118744,5 | 420300,0 | 999410,0 |
| |------+--------------+--------------+-------------+-------------+----------------|
| | 2013 | 1598723. 6 | 171878,1 | 258235,5 | 280650,0 | 887960,0 |
| |------+--------------+--------------+-------------+-------------+----------------|
| | 2014 | 1568228,4 | 0,0 | 316228,4 | 319900,0 | 932100,0 |
| |------+--------------+--------------+-------------+-------------+----------------|
| | 2015 | 1568228,4 | 0,0 | 316228,4 | 319900,0 | 932100,0 |
| |------+--------------+--------------+-------------+-------------+----------------|
| | 2016 | 1323358,0 | 0,0 | 71358,0 | 319900,0 | 932100,0 |
| |------+--------------+--------------+-------------+-------------+----------------|
| | 2017 | 1323358,0 | 0,0 | 71358,0 | 319900,0 | 932100,0 |
| |------+--------------+--------------+-------------+-------------+----------------|
| | 2018 | 1323358,0 | 0,0 | 71358,0 | 319900,0 | 932100,0 |
| |------+--------------+--------------+-------------+-------------+----------------|
| | 2019 | 1323358,0 | 0,0 | 71358,0 | 319900,0 | 932100,0 |
| |------+--------------+--------------+-------------+-------------+----------------|
| | 2020 | 1323358,0 | 0,0 | 71358,0 | 319900,0 | 932100,0 |
| |---------------------------------------------------------------------------------|
| | (1) Средства федерального бюджета будут привлекаться в рамках участия Калужской |
| | области в проводимом ежегодно Министерством энергетики Российской Федерации |
| | конкурсном отборе среди субъектов Российской Федерации. |
| | (2) Финансирование программных мероприятий из областного бюджета будет |
| | осуществляться в пределах средств, предусмотренных законом Калужской области об |
| | областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. |
| | (3) Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из |
| | местных бюджетов, ежегодно уточняются в соответствии с решениями органов |
| | местного самоуправления муниципальных образований Калужской области о местных |
| | бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период. |
| | (4) Объемы финансовых средств, привлекаемых на реализацию Программы из |
| | внебюджетных источников, определяются на основе соглашений.". | || (В редакции Постановления Правительства Калужской области от 30.05.2012 г. N 269;
от 24.08.2012 г. N 430; от 08.04.2013 № 180; от 14.11.2013 № 606)
|-----------------------------|---------------------------------------------------------------------------|
| 11. Ожидаемые результаты | - Годовая экономия топливно-энергетических ресурсов в |
| | 2020 году по всем потребителям в объеме около 745 тыс. |
| | тонн условного топлива; |
| | - снижение затрат по оплате за энергетические ресурсы по |
| | всем потребителям в 2020 году в сумме около 4,75 млрд. |
| | рублей; |
| | - ежегодное снижение не менее чем на 3% объемов |
| | энергопотребления жилищно-коммунальным хозяйством и |
| | организациями бюджетной сферы Калужской области |
(Пункт в редакции Постановления Правительства Калужской области
от 08.09.2010 г. N 354)
|-----------------------------|---------------------------------------------------------------------------|
| 12. Система организации | Контроль за исполнением Программы осуществляется в |
| контроля за исполнением | соответствии с Порядком принятия решений о разработке |
| | долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет |
| | средств областного бюджета, их формирования и |
| | реализации и Порядком проведения и критериями оценки |
| | эффективности реализации долгосрочных целевых |
| | программ, реализуемых за счет средств областного |
| | бюджета, утвержденными постановлением Правительства |
| | Калужской области от 30.11.2007 N 315 (в ред. | | | постановления Правительства Калужской области от |
| | 31.03.2009 N 111) | |-----------------------------|---------------------------------------------------------------------------|
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
Долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Калужской области на 2010 - 2020 годы"
разработана в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Законом Калужской области от 31.05.2010 N 12-ОЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Калужской области". (В редакции Постановления Правительства
Калужской области от 08.09.2010 г. N 354)
В настоящее время износ инженерной инфраструктуры Калужской области составляет более 60%, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Потери тепла при эксплуатации существующих тепловых, водопроводных сетей значительно превышают нормативы. Потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии
трубопроводов, составляют также 10-15%, а срок службы теплотрасс по этой причине в настоящее время в 4-6 раз ниже нормативного. Суммарные
потери в тепловых сетях иногда достигают 30% от произведенной тепловой
энергии, что эквивалентно 6,5-8,0 млн. тонн условного топлива (далее -
т. у. т.) в год. Перерасход топлива в котельных малой мощности из-за плохой водоподготовки и неотлаженного процесса горения составляет 12,5% и выше. Коэффициент полезного действия таких котельных колеблется в пределах 30-40%. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения в ряде случаев полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5-3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. Это все не только ведет к накапливанию "недоремонта" и падению надежности, но и является фактором высоких тарифов на энергоресурсы, снижает конкурентоспособность продукции и услуг организаций Калужской области, увеличивает их себестоимость. Комплексное решение проблем, связанных с эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов на территории Калужской области, является одной из приоритетных задач экономического
развития хозяйственного комплекса региона. Рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, цен на газ и опережающий уровень инфляции приводят к снижению конкурентоспособности товаропроизводителей области, повышению расходов областного бюджета и местных бюджетов на энергообеспечение жилых домов, учреждений социальной сферы области, увеличению коммунальных платежей. Все эти негативные последствия обусловливают объективную необходимость экономии топливно-энергетических ресурсов на территории Калужской области и актуальность проведения целенаправленной политики энергосбережения. Особенно актуальна задача энергосбережения в социальной и жилищно-коммунальной сферах Калужской области. Именно в этих сферах расходуется большая часть бюджетных средств. Деятельность жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) Калужской области сопровождается большими потерями энергетических ресурсов при их производстве, транспортировке и потреблении.
С целью переориентации расходов местных бюджетов на нужды энергосбережения в сфере ЖКХ необходимо в ходе мероприятий по строительству, капитальному ремонту, реконструкции, модернизации и подготовительных работ к осенне-зимнему периоду максимально использовать энергосберегающие технологии, оборудование и материалы. Это, в свою очередь, позволит привлечь на нужды энергосбережения до 400 млн. рублей, ежегодно расходуемых из местных бюджетов на подготовку к отопительному периоду. Основными объектами коммунальной инфраструктуры Калужской области, существенным образом влияющими на эффективность использования
топливно-энергетических ресурсов, являются котельные и тепловые сети.
При этом наибольшие резервы экономии энергоресурсов сосредоточены в процессе обеспечения потребителей теплом.
В Калужской области отопление жилых домов и объектов бюджетной сферы обеспечивает 621 котельная, из которых 524 находятся в муниципальной собственности. При этом 490 котельных работают на газовом топливе (природный газ), 124 - на твердом топливе (каменный
уголь), 7 - на жидком топливе (дизельное топливо). В настоящее время около 30% котельных нуждаются в реконструкции и
модернизации в связи с большим износом оборудования и загруженностью менее 40% (из-за произошедшего снижения присоединенной нагрузки после
ликвидации какого-либо производства или газификации домовладений). Состояние жилищно-коммунальной отрасли Калужской области в настоящее время характеризуется высокой степенью износа основных фондов ЖКХ. Основная проблема - ветхость объектов инженерной инфраструктуры, особенно сетей, которая растет опережающими темпами по
сравнению с капиталовложениями в их ремонт. В настоящее время износ объектов коммунальной инфраструктуры близок к 70%.
Как показал мониторинг, проведенный в 2010 году министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, приведение в нормативное состояние всего сетевого хозяйства Калужской
области с учетом нового строительства объектов коммунальной инфраструктуры требует около 36,2 млрд. рублей. В Калужской области в тепловых сетях протяженностью более 1286,6 км (в 2-х трубном исчислении) ежегодно теряется более 2,2 млн. Гкал тепловой энергии. Результаты энергетических обследований систем теплоснабжения в г. Людиново и г. Калуге показывают, что фактические потери в обследованных тепловых сетях превышают нормативные в 1,2-2 раза. Определение фактических нагрузок и потерь должно быть составной частью разработки общего топливно-энергетического баланса муниципального образования. Приведение тепловых потерь к нормативным значениям, помимо экономии тепловой энергии и снижения затрат электроэнергии на ее транспортирование, обеспечит высвобождение тепловой мощности. При этом может отпасть необходимость строительства новых источников тепла. Таким образом, при оценке экономической эффективности при прокладке участков тепловых сетей должны учитываться не только сэкономленное тепло, но и капитальные затраты на строительство новых теплоисточников. В практику теплоснабжающих организаций необходимо ввести анализ состояния тепловых сетей не только по показателю отношения потерь тепловой энергии к отпуску, но и по показателю отношения фактических потерь к нормативным.
В настоящее время в Калужской области реализуется утвержденная постановлением Правительства Калужской области от 18.05.2009 N 195 "Об
утверждении региональной адресной программы внедрения коллективного (общедомового) учета потребления энергоресурсов (тепловой энергии,
горячей и холодной воды, электрической энергии и газа) в многоквартирных домах на 2009 - 2012 годы" региональная адресная программа внедрения коллективного (общедомового) учета потребления энергоресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды,
электрической энергии и газа) в многоквартирных домах на 2009 - 2012 годы, основной целью которой является комплексное решение проблем перехода на оплату потребителями энергоресурсов, исходя из фактического потребления в 26 тыс. многоквартирных домов. В 2010 году
планируется установить 1707 приборов учета, в том числе 668 теплосчетчиков и 1039 водосчетчиков. В 2011 году и последующие годы темпы оснащения приборами учета необходимо значительно увеличить. При капитальных ремонтах жилых домов требуется присвоение класса энергоэффективности многоквартирных домов в зависимости от уровня энергоэффективности, выявление многоквартирных домов, требующих реализации первоочередных мер по повышению энергоэффективности, сопоставление уровней энергоэффективности с российскими и зарубежными аналогами и оценка на этой основе потенциала энергосбережения в квартале (районе, микрорайоне), максимальное использование комплекса технических мер по повышению эффективности потребления топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР). Огромную роль в экономии энергоресурсов играет человеческий фактор. Укоренение у людей привычки к минимизации использования энергии или поведенческое энергосбережение, которое подразумевает обеспечение потребностей при меньшем потреблении энергоресурсов, достигается информационной поддержкой, методами пропаганды, обучением
энергосбережению. Зарубежный опыт подтверждает, что только активная пропаганда энергосбережения позволяет добиться сокращения потребления
энергоресурсов до 10 процентов. Крайне важно сделать энергосбережение выгодным бизнесом как для организаций, профессионально занимающихся энергосбережением, так и для
инвесторов, внедрить организационно-правовые и финансовые механизмы перевода жилищно-коммунальной и бюджетной сфер деятельности на энергоэффективный путь развития. С другой стороны, энергосбережение должно быть превращено для потребителей энергоресурсов в доступный способ снижения расходов, укоренение у людей привычки к минимизации использования энергии, что достигается информационной поддержкой, методами пропаганды, обучением энергосбережению. За счет квалифицированного построения правовых норм и организационных механизмов необходимо обеспечить активное участие собственников многоквартирных домов в энергоэффективном управлении жилой недвижимостью. Предусматривается создание механизмов мотивации управляющих компаний в повышении комфортности проживания и эффективности использования поставляемых коммунальных ресурсов и выведение энергосервисных компаний на рынок оказания коммунальных услуг. Решение проблем экономии топливно-энергетических ресурсов на территории Калужской области возможно только в комплексе и требует взаимодействия между органами исполнительной власти Калужской области, органами местного самоуправления Калужской области и организациями Калужской области, направленного на осуществление энергосберегающих мероприятий. Программа необходима для организации и реализации энергосберегающей политики при одновременном решении проблемы рационального использования топливно-энергетических ресурсов на территории Калужской области и создания условий для решения социальных проблем. Высвободившиеся за счет реализации энергосберегающих проектов средства будут направлены на создание более надежных условий обеспечения энергией объектов жилищно-коммунальной сферы Калужской области и решение социальных вопросов. Исключительная важность реализации Программы заключается в том, что конечные результаты ее выполнения равносильны вводу новых генерирующих мощностей. При этом финансовые затраты на ее реализацию значительно ниже, чем на строительство новых энергоустановок мощностью, эквивалентной мощности, высвободившейся в результате внедрения энергосберегающих мероприятий. 2. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и снижение энергоемкости валового регионального продукта Калужской области не менее чем на 20% к уровню 2009 года. (В редакции Постановления Правительства Калужской области
от 08.09.2010 г. N 354)
В ходе реализации Программы предусматривается обеспечить решение следующих задач: - развитие действующих правовых, финансово-экономических и ценовых механизмов, стимулирующих производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов Калужской области к внедрению энергосберегающих технологий и оборудования; - обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов на объектах коммунального хозяйства в организациях бюджетной сферы и жилищном фонде;
- проведение энергетических обследований, ведение энергетических паспортов в организациях бюджетной сферы Калужской области и жилищном фонде Калужской области;
- внедрение современных энергосберегающих технологий, оборудования и материалов в организациях бюджетной сферы Калужской области и в жилищном фонде Калужской области; - привлечение к потреблению вторичных энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии; - активизация пропаганды по энергосбережению и внедрению эффективного использования топливно-энергетических ресурсов. Оценка результативности Программы будет ежегодно отслеживаться на основании целевых индикаторов и показателей, указанных в Приложении N 1. (В редакции Постановления Правительства Калужской области
от 08.09.2010 г. N 354)
(Таблица исключена - Постановление Правительства Калужской
области от 08.09.2010 г. N 354)
Управление реализацией Программы невозможно без создания регионального мониторинга энергопотребления, основной задачей которого является создание и информационное обеспечение системы управления энергоэффективностью.
Для мониторинга энергопотребления и управления процессами в энергосбережении с использованием единого информационного пространства
будет применена индикативная система оценки реализации энергосберегающих мероприятий и проектов на основе вышеуказанного перечня целевых индикаторов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 2010 - 2020 годы, в один этап. (В редакции Постановления Правительства Калужской области
от 08.09.2010 г. N 354)
4. Система основных мероприятий Программы
Программа предусматривает широкий спектр научно-технических и технологических мероприятий, направленных на создание и повышение эффективности использования ТЭР на территории Калужской области. Основными принципами реализации Программы являются:
- комплексный подход и системность планируемых мероприятий;
- обеспечение основных стандартов энергопотребления;
- консолидация действий исполнительных органов государственной власти Калужской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской области, организаций в части решения вопроса повышения энергоэффективности; - привлечение для реализации энергосберегающих проектов на территории Калужской области всех источников финансирования, включая средства областного и местных бюджетов и внебюджетные средства.
В ходе реализации Программы предполагается максимально возможное использование механизмов частно-государственного партнерства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности". Система основных мероприятий Программы приведена в Приложении N 2 к Программе. (В редакции Постановления Правительства Калужской области
от 08.09.2010 г. N 354)
Основными инструментами для реализации Программы являются приборный учет и энергетические обследования, использование которых позволит выявить причины потерь энергоресурсов и осуществить на следующих этапах необходимые энергосберегающие мероприятия.
Программа предусматривает меры по энергосбережению как в энергоснабжающих организациях области, так и у потребителей энергетических ресурсов Калужской области: - энергосбережение в сфере ЖКХ - область реализации программных мероприятий: энергосбережение в коммунальной энергетике и при
эксплуатации жилищного фонда Калужской области, создание региональной
системы капитального ремонта многоквартирных домов; (В редакции Постановления Правительства Калужской области от 14.11.2013 № 606) - сокращение энергетических потерь в бюджетной сфере - область реализации программных мероприятий: объекты, находящиеся в областной или муниципальной собственности; - использование вторичных энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии - область реализации программных мероприятий: энергосбережение в коммунальной энергетике с использованием возобновляемых и альтернативных источников энергии в условиях Калужской области;
- стимулирование, информационная поддержка и пропаганда энергосбережения - область реализации программных мероприятий: популяризация энергосбережения среди населения, стимулирование производителей и потребителей энергетических ресурсов, создание действенных механизмов понуждения к экономному и бережному расходованию энергетических ресурсов. 4.1. Энергосбережение в сфере ЖКХ
Постановление Правительства Калужской области от 14.05.2010 N 182
"Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Калужской области" определило основные
направления по повышению энергоэффективности в отрасли. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда
Данные мероприятия предусматривают реализацию в жилых зданиях передовых технических решений, связанных с организацией учета и распределения потребленных ресурсов между абонентами в многоквартирных
жилых домах, проведение энергетических обследований, включая диагностику оптимальности структуры потребления энергетических ресурсов, а также дальнейшее проведение работ по снижению энергопотерь.
Основные этапы мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда: 1 этап - организация общедомового учета энергоресурсов;
2 этап - определение соответствия фактического энергопотребления расчетным параметрам; 3 этап - выявление причин превышения многоквартирным жилым домом уровня энергопотребления (энергетические обследования); 4 этап - реализация мероприятий по энергосбережению;
5 этап - мониторинг энергетической эффективности реализованных мероприятий. Для повышения энергоэффективности многоквартирных жилых домов планируется проведение следующих мероприятий: - организация индивидуального поквартирного учета энергоресурсов;
- использование современных оконных конструкций;
- утепление фасадов, стен, перекрытий подвалов и верхних этажей;
- установка теплоотражателей за отопительными приборами; - замена ламп накаливания на энергосберегающие и установка систем автоматического регулирования освещения в местах общего пользования; - установка устройств плавного пуска электродвигателей лифтов; - установка компенсаторов реактивной мощности;
- модернизация тепловых пунктов с установкой частотно-регулируемых приводов на насосное оборудование; - установка автоматизированных узлов управления параметрами теплоносителя; - оптимальное сочетание магистрального и местного управления с установкой индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) на многоквартирных жилых домах;
- использование современного санитарно-технического оборудования и запорной арматуры; - реконструкция водопроводных сетей;
- остекление лоджий и балконов в зданиях;
- теплоизоляция (восстановление теплоизоляции) внутренних трубопроводов систем отопления и горячего водоснабжения (далее
именуется - ГВС) в неотапливаемых подвалах и на чердаках; - снижение гидравлических и тепловых потерь за счет удаления отложений с внутренних поверхностей радиаторов и разводящих трубопроводных систем; - установка терморегуляторов на приборах отопления;
- установка балансировочных клапанов для систем отопления многоподъездных зданий; - перевод домов на систему индивидуального поквартирного теплоснабжения. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры
Все необходимые мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры можно
разделить на три основных блока: организационные, технические и технологические. Организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры: - проведение энергетического обследования;
- разработка технико-экономических обоснований на внедрение энергосберегающих технологий; - анализ качества предоставления услуг электро-, тепло-, газо- и водоснабжения; - анализ договоров электро-, тепло-, газо- и водоснабжения на предмет выявления положений договоров, препятствующих реализации мер по повышению энергетической эффективности; - оценка аварийности и потерь в тепловых, электрических и водопроводных сетях;
- оптимизация режимов работы энергоисточников, количества котельных и их установленной мощности с учетом корректировок схем энергоснабжения, местных условий и видов топлива. Технические и технологические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры: - установка современных приборов учета потребления и отпуска топливно-энергетических ресурсов; - вывод из эксплуатации отопительных котельных, выработавших ресурс, или имеющих избыточные мощности;
- модернизация котельных с использованием энергоэффективного оборудования с высоким коэффициентом полезного действия; - повышение экономичности и эффективности котельных путем перевода их с жидкого (дизтопливо) и твердого (каменный уголь) топлива на газ или местные виды топлива; - внедрение систем автоматизации работы и загрузки котлов, общекотельного и вспомогательного оборудования, автоматизация отпуска тепловой энергии потребителям; - использование телекоммуникационных систем централизованного технологического управления системами теплоснабжения; - внедрение частотно-регулируемого привода электродвигателей тягодутьевых машин и насосного оборудования, работающего с переменной
нагрузкой; - использование установок совместной выработки тепловой и электрической энергии на базе газотурбинных, газопоршневых и турбодетандерных установок;
- снижение энергопотребления на собственные нужды котельных;
- строительство тепловых сетей с использованием энергоэффективных материалов и технологий; - замена тепловых сетей с использованием энергоэффективного оборудования, применение эффективных технологий по тепловой изоляции вновь строящихся тепловых сетей при восстановлении разрушенной тепловой изоляции; - установка регулируемого привода в системах водоснабжения и водоотведения; - мероприятия по сокращению объемов электрической энергии, используемой при передаче (транспортировке) воды; - мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая
водоснабжение, газоснабжение, тепло- и электроснабжение), обеспечению
постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; - мероприятия по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению
источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию,
электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами. - мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий и
оборудования в сфере жилищно-коммунального хозяйства и на объектах
капитального и жилищного строительства.
Строительство и модернизация котельных с использованием
энергоэффективных технологий и оборудования В 2011 году и в последующие (2012 - 2014) годы необходимо ежегодно проводить реконструкцию и модернизацию 20-25 котельных, на что потребуются ежегодные затраты в размере около 300 млн. рублей с финансированием из разных источников. В случае технической возможности и экономической целесообразности
Программой предусмотрено широкое внедрение современных технологий когенерации - производства энергии, основанного на совместной выработке тепловой и электрической энергии. Перспективными являются газотурбинные и газопоршневые установки. Их применение позволит не только повысить эффективность производства тепловой энергии и снизить
потери при ее передаче, но и децентрализовать (где это экономически
обосновано) ее производство, что будет способствовать развитию рыночных отношений. К энергосберегающим мероприятиям Программы в области теплоснабжения относится повышение экономичности и эффективности котельных путем перевода их с жидкого (дизтопливо) и твердого
(каменный уголь) топлива на газ или местные виды топлива. Одновременно необходимо создание автоматизированных систем учета и контроля за потреблением газа. Энергосбережение в газовом хозяйстве направлено на повышение эффективности работы котельного и теплопередающего оборудования, в том числе за счет установки локальных блочных котельных, использования индивидуальных тепловых пунктов, замены кожухо-трубных бойлеров на пластинчатые теплообменники, что значительно повышает коэффициент полезного действия оборудования, позволяет снизить эксплуатационные затраты и экономить газ, используемый на выработку тепла. Кроме того, экономия достигается за счет повышения эффективности и полноты сгорания газа путем плавного регулирования режимов горения. Также предусматривается продолжение реализации проектов по установке системы телеметрии и узлов учета газа на газораспределительные пункты, что соответствует основным направлениям
энергосбережения. Эта система позволяет поднять учет природного газа на котельных на качественно новый уровень, уменьшить потери из-за приборов учета низкой точности. При этом каждый вновь вводимый объект
(котельная, топочная, газотурбинная установка и т.п.) должен быть оборудован узлами учета потребления газа в соответствии с требованиями
Правил учета газа Российской Федерации от 10.10.1996 и Правил по метрологии ПР 50.2.019-2006, утвержденных приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.12.2006 N 325-ст. Строительство и замена тепловых сетей с использованием
энергоэффективных технологий и материалов Основными методами снижения потерь в тепловых сетях являются:
- периодическая диагностика и мониторинг состояния тепловых сетей; - осушение каналов трасс тепловых сетей и прочистка дренажей;
- замена ветхих и, следовательно, наиболее часто повреждающихся участков тепловых сетей (прежде всего подвергаемых затоплениям) с использованием современных теплоизоляционных конструкций на основании
результатов инженерной диагностики; - восстановление антикоррозионного, теплогидроизоляционного покрытий в доступных местах; - обеспечение качественной водоподготовки подпиточной воды; - организация электрохимзащиты трубопроводов; - восстановление гидроизоляции стыков плит перекрытий каналов трасс тепловых сетей; - вентиляция каналов и камер;
- установка сильфонных компенсаторов; - применение улучшенных трубных сталей и неметаллических трубопроводов; - организация определения в режиме реального времени фактических потерь тепловой энергии в магистральных тепловых сетях по данным приборов учета тепловой энергии на тепловой станции и у потребителей с
целью оперативного принятия решений по устранению причин возникновения повышенных потерь; - усиление надзора при проведении аварийно-восстановительных работ со стороны административно-технических инспекций; - оптимальное сочетание систем теплоснабжения потребителей с центральными и индивидуальными тепловыми пунктами. Программой предусматривается смена приоритетов в расходовании средств с замены участков тепловых сетей с трубами, поврежденными в процессе эксплуатации или летней опрессовки, на прогнозирование и предотвращение образования разрывов путем контроля скорости коррозии труб и принятия мер по ее снижению. 4.2. Сокращение энергетических потерь в бюджетной сфере
Сокращение затрат на энергоресурсы потребителями бюджетной сферы целесообразно осуществлять по следующим направлениям: - рациональное энергопотребление;
- отказ от неэффективного энергооборудования; - оснащение современными средствами учета потребления энергоресурсов; - предусматривание при строительстве объектов бюджетной сферы требований по использованию энергоэффективного оборудования и оснащению приборами учета; - разработка заданий по снижению энергоемкости для каждого бюджетного учреждения на основе анализа его энергетического паспорта; - предоставление возможности использования экономии бюджетных средств, выделяемых бюджетным учреждениям на оплату коммунальных услуг, для финансирования расходов по энергосервисным контрактам.
Как и в сфере ЖКХ, проблемы сокращения энергетических потерь в бюджетной сфере также можно разделить на организационные, технические и технологические. Организационные мероприятия по повышению энергоэффективности
на объектах бюджетной сферы
Основной проблемой низкой энергоэффективности в бюджетном секторе
является отсутствие нормативной правовой базы, стимулирующей энергосбережение, и, как следствие, реальной заинтересованности руководителей организаций в экономии ТЭР. Для повышения эффективности использования ТЭР в бюджетном секторе
необходимо упорядочить вопросы, связанные с финансированием энергосберегающих мероприятий и дальнейшим учетом получаемой экономии. Проведение энергосберегающих мероприятий в организациях, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.
Стимулирование энергосбережения в бюджетном секторе.
Предполагается поддержать развитие государственно-частных партнерств (далее - ГЧП) в профессиональном управлении объектами недвижимости бюджетных организаций. ГЧП позволяет привлекать финансовые ресурсы частного сектора для модернизации объектов бюджетной сферы с возвратом средств за счет получаемой экономии на оплате коммунальных ресурсов и услуг комфорта. Основной механизм ГЧП - это энергосервисный контракт. С технической точки зрения повышение эффективности использования ТЭР достигается на основе внедрения энергоэффективных технологий и энергетического менеджмента. Энергетический менеджмент включает в себя последовательные стадии: - измерение объема потребления ТЭР с помощью систем приборного учета; - проведение энергетических обследований и составление энергопаспортов объектов с целью выявления резервов снижения потребления ТЭР; - выбор энергосберегающих мероприятий, снижающих объем потребления ТЭР; - реализация энергосберегающих мероприятий;
- мониторинг энергетической эффективности реализованных мероприятий. Технические и технологические мероприятия по повышению энергоэффективности на объектах бюджетной сферы
К числу основных технических и технологических мероприятий по повышению энергоэффективности на объектах бюджетной сферы относятся: - установка приборов учета потребления ТЭР;
- утепление подвалов, плоской крыши, чердачных перекрытий, окон;
- теплоизоляция наружных стен;
- устройство теплоотражающих экранов за радиаторами;
- утепление труб внутренней разводки системы ГВС;
- восстановление рециркуляции в системе ГВС;
- промывка системы отопления здания;
- установка эффективной водоразборной арматуры;
- установка балансировочных вентилей на вводе в здание;
- наладка системы отопления;
- установка термостатов на отопительных приборах;
- замена элеваторных узлов на схему с насосом и системой регулирования и автоматизации; - устройство индивидуальных тепловых пунктов;
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|