Расширенный поиск

Указ Губернатора Ивановской области от 31.08.2001 № 223-уг

 

                 УКАЗ ГУБЕРНАТОРА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                       от 31.08.2001. N 223-уг
                              г.Иваново

        Об утверждении основных требований к разработке планов
          по предупреждению и ликвидации аварийных разливов
                 нефти и нефтепродуктов на территории
                          Ивановской области

           (В редакции Указа Губернатора Ивановской области
                      от 14.11.2002 г. N 227-уг)

      В   целях   предупреждения  и  ликвидации  последствий  разливов
нефтепродуктов,  защиты  населения  и окружающей природной среды от их
вредного  воздействия  и в соответствии с постановлением Правительства
Российской  Федерации  от  21.08.2000  N  613  "О  неотложных мерах по
предупреждению    и    ликвидации    аварийных    разливов   нефти   и
нефтепродуктов" постановляю:
      1.   Утвердить   Основные  требования  к  разработке  планов  по
предупреждению  и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
на территории Ивановской области (прилагаются).
      2.  Организациям,  предприятиям, осуществляющим транспортировку,
хранение  нефти  и  нефтепродуктов,  независимо  от  организационно  -
правовой  формы, в срок до 1 октября 2001 года разработать и утвердить
в   установленном   порядке   планы  по  предупреждению  и  ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
      3.   Контроль  за  исполнением  настоящего  указа  возложить  на
заместителя Главы Администрации области Старикова В.А.


      Губернатор 
      Ивановской области          В.Тихонов
                                                          






                                                           Утверждены
                                                               указом
                                                          Губернатора
                                                   Ивановской области
                                               от 31.08.2001 N 223-УГ

                           Основные требования
           к разработке планов по предупреждению и ликвидации
                аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
                    на территории Ивановской области

       1.   Настоящие   Основные   требования   определяют   принципы
   формирования  планов  по  предупреждению  и  ликвидации  аварийных
   разливов нефти и нефтепродуктов (далее - планы), которые относятся
   к чрезвычайным ситуациям  локального,  местного,  территориального
   значения,  а  также  организацию  взаимодействия  сил  и  средств,
   привлекаемых для их ликвидации.

       2.  Планы  разрабатываются  в  соответствии   с   действующими
   нормативными правовыми актами,  методическими  рекомендациями  МЧС
   Российской Федерации к  с  учетом  максимально  возможного  объема
   разлившихся  нефти  и  нефтепродуктов,  который  определяется  для
   следующих объектов:

       нефтебаза,  нефтехранилище,  АЗС  -  100%  объема  наибольшего
   резервуара;
       автоцистерна - 100% объема;
       железнодорожный  состав  -  50%  общего   объема   цистерн   в
   железнодорожном составе;
       нефтеналивное судно - 2 танка;
       нефтеналивная баржа - 50% ее общей грузоподъемности;
       трубопровод при порыве - 25% максимального объема  прокачки  в
   течение 6 часов  и  объем  нефти  между  запорными  задвижками  на
   порванном участке трубопровода;
       трубопровод при проколе - 2% максимального объема  прокачки  в
   течение 14 дней.

       3. Порядок разработки и утверждения планов.

       3.1. Порядок разработки планов:

       3.1.1. Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов
   нефти и нефтепродуктов разрабатываются  организациями,  независимо
   от  форм  собственности,  осуществляющими  хранение,  переработку,
   транспортировку нефти и нефтепродуктов.
       3.1.2.  ОАО  "Славнефть   -   Ивановонефтепродукт"   (Шуваев),
   управление "Ивавтодор" (Салахеев), управление сельского  хозяйства
   и  продовольствия  (Овсянкин),  Ивановский   филиал   Ярославского
   отделения Северной железной дороги (Афанасьев) разрабатывают планы
   по предупреждению  и  ликвидации  последствий  аварийных  разливов
   нефти и нефтепродуктов.
       3.1.3. Руководители предприятий и  организаций  независимо  от
   форм собственности, осуществляющие хранение, транспортировку нефти
   и  нефтепродуктов,  после   согласования   утверждают   планы   по
   предупреждению и ликвидации последствий аварийных разливов нефти и
   нефтепродуктов.
       3.2. Порядок согласования и утверждения планов:

       3.2.1. Для организаций, перечисленных в  пункте  3.1.2,  планы
   согласовываются с  главным  управлением  по  делам  ГОЧС  области,
   комитетом  природных  ресурсов  области,  управлением   Верхне   -
   Волжского округа ГГТН России, а затем  утверждаются  руководителем
   соответствующей организации.
       3.2.2.  Для  организаций,  перечисленных  в  п.  3.1.3,  планы
   согласовываются с главным управлением  по  делам  ГОЧС  области  и
   органом   местного   самоуправления,    а    затем    утверждаются
   руководителем соответствующего предприятия (организации).
       3.2.3. При согласовании планов в главном управлении  по  делам
   ГОЧС Ивановской области дополнительно прилагаются:
       заключение  главного  управления  по  делам  ГОЧС  области   о
   готовности организации (предприятия) к  локализации  и  ликвидации
   последствий ЧС.

       4. В плане должны предусматриваться:

       а) прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
       б)  количество  сил  и  средств,  достаточное  для  ликвидации
   чрезвычайных    ситуаций,    связанных    с   разливом   нефти   и
   нефтепродуктов  (далее  - силы и средства), соответствие имеющихся
   на  объекте  сил  и  средств  задачам  ликвидации  и необходимость
   привлечения профессиональных аварийно - спасательных формирований;
       в) организация взаимодействия сил и средств;
       г) состав и дислокация сил и средств;
       д) организация управления, связи и оповещения;
       е) порядок обеспечения постоянной готовности сил и  средств  с
   указанием  организаций,  которые  несут  ответственность   за   их
   поддержание в установленной готовности;
       ж) система взаимного обмена информацией между организациями  -
   участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
       з)   первоочередные   действия   при   получении   сигнала   о
   чрезвычайной ситуации;
       и)   географические,    навигационно    -    гидрографические,
   гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и
   нефтепродуктов, которые учитываются при организации  и  проведении
   операции по ликвидации последствий разлива;
       к) обеспечение безопасности населения и  оказание  медицинской
   помощи;
       л) график проведения операций по ликвидации разливов  нефти  и
   нефтепродуктов;
       м)  организация  материально  -  технического,  инженерного  и
   финансового  обеспечения  операций   по   ликвидации   последствий
   разливов нефти и нефтепродуктов.

       5. При угрозе или возникновении ЧС, связанных с разливом нефти
   и  нефтепродуктов,  доклады  должны  представляться  немедленно  в
   комиссию по  чрезвычайным  ситуациям  области  через  оперативного
   дежурного (тел. 001, 26-25-27,  факс  26-95-43)  по  установленным
   формам.

       6. При возникновении и ликвидации аварийного разлива  нефти  и
   нефтепродуктов  представителями  органа  местного   самоуправления
   составляется отчет о проведении операции по ликвидации последствий
   разлива, который представляется в главное управление по делам ГОЧС
   области.

       Отчет о проведении операции по ликвидации последствий  разлива
   нефти и нефтепродуктов должен содержать:

       а) причину и обстоятельства разлива нефти и нефтепродуктов;
       б) описание и оценку действий виновника загрязнения;
       в)  оценку  воздействия  разлива  нефти  и  нефтепродуктов  на
   окружающую природную среду и здоровье населения;
       г)  затраты  на  ликвидацию  последствий   разлива   нефти   и
   нефтепродуктов, включая расходы на локализацию,  сбор,  утилизацию
   нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;
       д) уровень остаточного загрязнения.

       7. Порядок и периодичность проверки готовности сил и  средств,
   привлекаемых  для  ликвидации   последствий   разливов   нефти   и
   нефтепродуктов локального, местного и  территориального  значения,
   определяются комиссией  по  чрезвычайным  ситуациям  Администрации
   Ивановской области.

                                         Утверждены указом губернатора
                                                    Ивановской области
                                               от 14.11.2002  N 227-уг
                                                       (приложение  1)

                            П Р А В И Л А
              организации мероприятий по предупреждению
             и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
                   на территории Ивановской области

      1.    Настоящие    Правила    разработаны   в   соответствии   с
Постановлением  Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240
"О  порядке  организации  мероприятий  по  предупреждению и ликвидации
разливов  нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" и
устанавливают  требования  к организации мероприятий по предупреждению
и   ликвидации   разливов  нефти  и  нефтепродуктов  (далее  именуются
мероприятия),  направленных  на снижение их негативного воздействия на
жизнедеятельность населения и окружающую природную среду.
      Организация  мероприятий  осуществляется органами исполнительной
власти  области,  органами  местного  самоуправления  и организациями,
осуществляющими  транспортировку  и  хранение  нефти  и нефтепродуктов
(далее именуются организации).

      2.  В  организациях,  имеющих  опасные производственные объекты,
для  осуществления  мероприятий разрабатывается план по предупреждению
и  ликвидации  разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуется план),
согласованный в установленном порядке.

      3. Организации обязаны:
      создавать    собственные    формирования   (подразделения)   для
ликвидации  разливов  нефти  и  нефтепродуктов,  проводить  аттестацию
указанных   формирований   в   соответствии  с  законодательством  РФ,
оснащать   их   специальными  техническими  средствами  или  заключать
договоры  с  профессиональными  аварийно-спасательными  формированиями
(службами),   выполняющими  работы  по  ликвидации  разливов  нефти  и
нефтепродуктов,    имеющими    соответствующие    лицензии   и   (или)
аттестованными в установленном порядке;
      немедленно  оповещать  главное  управление  по делам гражданской
обороны  и чрезвычайным ситуациям по Ивановской области, администрацию
города   (района)   о   фактах   разливов  нефти  и  нефтепродуктов  и
организовать работу по их локализации и ликвидации;
      иметь   резервы  финансовых  средств  и  материально-технических
ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
      обучать  работников  способам  защиты и действиям в чрезвычайных
ситуациях, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов;
      содержать  в  исправном  состоянии технологическое оборудование,
заблаговременно     проводить    инженерно-технические    мероприятия,
направленные    на   предотвращение   возможных   разливов   нефти   и
нефтепродуктов и снижение масштабов опасности их последствий;
      принимать  меры  по  охране жизни и здоровья работников в случае
разлива нефти и нефтепродуктов;
      разрабатывать   декларацию   промышленной  безопасности  опасных
производственных объектов;
      организовывать   и  осуществлять  производственный  контроль  за
соблюдением    требований   промышленной   безопасности   на   опасном
производственном объекте;
      допускать  к  работе  на  опасном  производственном объекте лиц,
удовлетворяющих  соответствующим  квалификационным  требованиям  и  не
имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
      иметь  в  случаях,  предусмотренных законодательством Российской
Федерации,   лицензию   на   эксплуатацию  опасного  производственного
объекта;
      создавать   и  поддерживать  в  готовности  системы  обнаружения
разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения.

      4.  С  целью  определения  необходимого состава сил и средств на
проведение  мероприятий  организациями  осуществляется прогнозирование
последствий  разливов  нефти  и  нефтепродуктов  и  обусловленных  ими
вторичных   чрезвычайных   ситуаций.   Прогнозирование  осуществляется
относительно   последствий  максимально  возможных  разливов  нефти  и
нефтепродуктов,  на  основании  оценки риска, с учетом неблагоприятных
гидрометеорологических   условий,   времени   года,   суток,   рельефа
местности,   экологических   особенностей  и  характера  использования
территорий.
      Целью прогнозирования является определение:
      возможных  масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, степени их
негативного  влияния  на  население и объекты его жизнеобеспечения, на
объекты  производственной  и  социальной  сферы,  а  также  на объекты
окружающей природной среды;
      границ  районов  повышенной опасности возможных разливов нефти и
нефтепродуктов;
      последовательности,   сроков  и  наиболее  эффективных  способов
выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

      5.   Планирование   действий  по  ликвидации  разливов  нефти  и
нефтепродуктов  и  доведению  остаточного  содержания  углеводородов в
окружающей   природной   среде   до  допустимого  уровня,  отвечающего
соответствующим    природно-климатическим    и    иным    особенностям
территорий,  целевому  назначению  и виду использования земель, водных
объектов,   участков   лесного   фонда,   иных   природных   объектов,
осуществляется   на  основе  результатов  прогнозирования  последствий
максимально  возможного  разлива  нефти  и  нефтепродуктов,  данных  о
составе  имеющихся  сил  и  средств, а также данных о профессиональных
аварийно-спасательных   формированиях,   привлекаемых  для  ликвидации
разливов.
      Целью  планирования  действий  по  ликвидации  разливов  нефти и
нефтепродуктов   является   определение  необходимого  состава  сил  и
средств  для  локализации  разливов  в  сроки,  указанные  в  пункте 6
настоящих  Правил,  а  также  для  организации последующих работ по их
ликвидации.

      6.  При  поступлении  сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов
время  локализации  разлива  не должно превышать 4 часов при разливе в
акватории,  6  часов  при  разливе  на  почве,  с  момента обнаружения
разлива  нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о
разливе.
      Руководство  работами по локализации и ликвидации разливов нефти
и    нефтепродуктов    осуществляет    соответствующая   комиссия   по
чрезвычайным  ситуациям.  Эти  работы проводятся круглосуточно в любую
погоду.   Смена   состава   формирований,  создаваемых  организациями,
проводится непосредственно на рабочих местах.
      Для   уточнения   масштабов  разливов  нефти  и  нефтепродуктов,
сложившейся   обстановки   и  прогнозирования  ее  развития  создаются
оперативные группы специалистов соответствующего профиля.

      7.   Мероприятия   считаются  завершенными  после  обязательного
выполнения следующих этапов:
      прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;
      сбор   разлившихся   нефти   и   нефтепродуктов  до  максимально
достижимого   уровня,   обусловленного  техническими  характеристиками
используемых специальных технических средств;
      размещение  собранных  нефти  и  нефтепродуктов  для последующей
утилизации,   исключающее   вторичное   загрязнение   производственных
объектов и объектов окружающей природной среды.
      Последующие  работы  по  ликвидации последствий разливов нефти и
нефтепродуктов,   реабилитации   загрязненных   территорий   и  водных
объектов  осуществляются  в  соответствии  с  проектами  рекультивации
земель   и  восстановления  водных  объектов,  имеющими  положительное
заключение государственной экологической экспертизы.
      Указанные  работы  могут  считаться  завершенными при достижении
допустимого  уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или
продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, при котором:
      исключается  возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или
продуктов  их  трансформации)  в  сопредельные среды и на сопредельные
территории;
      допускается  использование  земельных  участков  по их основному
целевому  назначению  (с  возможными ограничениями) или вводится режим
консервации,    обеспечивающий    достижение   санитарно-гигиенических
нормативов  содержания  в  почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов
их   трансформации)  или  иных  установленных  нормативов  в  процессе
самовосстановления  почвы  (без  проведения дополнительных специальных
ресурсоемких мероприятий);
      обеспечивается   возможность   целевого   использования   водных
объектов без введения ограничений.

      8.  Сбор  и обмен информацией о разливах нефти и нефтепродуктов,
а   также  своевременное  оповещение  населения  о  связанных  с  ними
чрезвычайных  ситуациях  осуществляются  в  соответствии с действующим
законодательством.

      9.  Отчет  о  завершении  работ  по  ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов,  а  также  предложения  по  реабилитации  территорий и
других    загрязненных    объектов   подготавливается   комиссией   по
чрезвычайным  ситуациям  территориального  объединения,  на территории
которого  произошел  разлив  нефти  и  нефтепродуктов, с участием, при
необходимости,  работников  главного  управления  по делам гражданской
обороны  и  чрезвычайным  ситуациям,  управления сельского хозяйства и
продовольствия   Ивановской  области,  Ивановского  отдела  управления
Верхне-Волжского     округа     Госгортехнадзора     России,    Центра
государственного  санитарно-эпидемиологического  надзора  в Ивановской
области,   Ивановского   областного   центра  по  гидрометеорологии  и
мониторингу окружающей среды.
      Отчет  и  предложения  комиссии  представляются  в администрацию
Ивановской области.


----------------------------------------------------------------------
                                         Утверждены указом губернатора
                                                    Ивановской области
                                               от 14.11.2002  N 227-уг
                                                       (приложение  2)

                        ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
    к указу губернатора Ивановской области от 31.08.2001 N 223-уг
       "Об утверждении Основных требований к разработке планов
       по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти
          и нефтепродуктов на территории Ивановской области"


      1.    Пункт   2   дополнить   абзацем   следующего   содержания:
"стационарные  объекты  хранения  нефти  и  нефтепродуктов 100% объема
максимальной емкости одного объекта хранения".

      2. Пункт 3.2. изложить в следующей редакции:
      "3.2. Порядок рассмотрения планов.
      3.  2.1. Планы организаций, перечисленных в п.3.1.2, согласуются
в  главном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР
России  по  Ивановской  области,  в управлении Верхне-Волжского округа
ГГТН  России  и  утверждаются  главным управлением по делам ГО и ЧС по
Ивановской области.
      3.  2.2. Планы организаций, перечисленных в п.3.1.3, согласуются
с  органом  местного самоуправления и утверждаются главным управлением
по делам ГО и ЧС по Ивановской области.
      3.   2.3.   Планы,   представленные  на  утверждение  в  главное
управление   по   делам  ГО  и  ЧС  по  Ивановской  области,  подлежат
экспертизе  экспертной  организацией по решению главного управления ГО
и   ЧС.   Не   допускается   проведение   экспертной   оценки   планов
организациями, участвовавшими в их разработке.
      3.  2.4.  Экспертная  оценка  проводится  на  основании договора
между  экспертной  организацией и организацией, представляющей план на
утверждение.
      3.  2.5.  Срок  проведения экспертной оценки не должен превышать
одного   месяца  со  дня  поступления  на  расчетный  счет  экспертной
организации  финансовых  средств  на  проведение  экспертизы планов, в
соответствии с заключенным договором.
      3.  2.6. В случае отрицательного заключения по итогам экспертной
оценки  и  несогласия  с  выводами экспертного заключения руководитель
организации,  разработавшей проект плана, имеет право обратиться в МЧС
России  с  заявлением.  Заявление  оформляется  на бланке организации,
разработавшей   проект   плана,   и  подписывается  ее  руководителем.
Комплект документов, прилагаемых к заявлению, включает в себя:
      проект плана;
      экспертное   заключение,   утвержденное   начальником   главного
управления по делам ГО и ЧС и заверенное печатью.
      Результаты   рассмотрения   заявления  сообщаются  заявителю  не
позднее одного месяца после поступления заявления.
      3.  2.7. На основании экспертного заключения главным управлением
по делам ГО и ЧС готовятся предложения об утверждении плана.
      3.   2.8.   Экспертное   заключение   должно   быть  конкретным,
объективным,  доказательным  и аргументированным. Формулировки выводов
должны   иметь   однозначное   толкование.  Анализ  разделов  плана  и
замечания   по   ним  должны  сопровождаться  ссылками  на  конкретные
требования нормативных правовых документов.
      Экспертное заключение должно содержать следующую информацию:
      наименование   экспертного   заключения   (с  указанием  полного
наименования проекта плана);
      краткую характеристику представленного на экспертизу материала;
      сведения  о  полноте  представленной информации по всем разделам
проекта плана;
      сведения  о  максимально  возможном  объеме  разлившейся нефти и
нефтепродуктов;
      оценку  экологических последствий разлива нефти и нефтепродуктов
до  и  после проведения работ по ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов;
      сведения  о  необходимом  количестве  сил и средств, достаточных
для  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций, связанных с разливами нефти и
нефтепродуктов;
      сведения   о   готовности  организации  к  ликвидации  аварийных
разливов   нефти   и   нефтепродуктов   и   необходимости  привлечения
профессиональных аварийно-спасательных формирований;
      выводы".

      3. Абзац второй пункта 6 изложить в следующей редакции:
      "Отчет  о  проведении  работ  по  ликвидации  разливов  нефти  и
нефтепродуктов должен содержать следующие сведения:
      причина и обстоятельства разливов нефти  и нефтепродуктов;
      описание  и  оценка  действий  органов управления при устранении
источника  утечки, локализации и ликвидации последствий разливов нефти
и нефтепродуктов;
      оценка  эффективности  сил  и  специальных  технических средств,
применяемых   в   ходе   работ   по   ликвидации   разливов   нефти  и
нефтепродуктов;
      затраты  на  проведение  работ  по  ликвидации  разливов нефти и
нефтепродуктов,  включая  расходы  на  локализацию,  сбор,  утилизацию
нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;
      расходы  на  возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным
биологическим ресурсам, источники финансирования;
      уровень  остаточного  загрязнения  территорий  после  выполнения
работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
      состояние  технологического  оборудования  организации,  наличие
предписаний   надзорных   органов   об   устранении   недостатков  его
технического   состояния,   нарушений   норм   и  правил  промышленной
безопасности;
      предложения    по    дополнительному    оснащению   формирований
(подразделений)  организации  и профессиональных аварийно-спасательных
формирований (служб).
      Указанный  отчет с приложением к нему необходимых карт (планов),
расчетов,  графиков,  других справочных материалов хранится в комиссии
по чрезвычайным ситуациям области не менее пяти лет.".
      (Дополнен     -     Указ    Губернатора    Ивановской    области
от 14.11.2002 г. N 227-уг)






Информация по документу
Читайте также