Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Ивановской области от 27.08.2007 № 292-рпПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 27.08.2007 № 292-рп г. Иваново О Концепции развития потребительского рынка Ивановской области на период до 2010 года В целях обеспечения устойчивого функционирования и стабильного развития сфер торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, наиболее полного удовлетворения потребностей населения в качественных товарах и услугах на территории Ивановской области: 1. Утвердить Концепцию развития потребительского рынка Ивановской области на период до 2010 года (прилагается). 2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области учесть основные положения Концепции развития потребительского рынка Ивановской области на период до 2010 года при разработке планов развития муниципальных образований Ивановской области. 3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Ивановской области Михеева Д.В. Губернатор Ивановской области М.А.МЕНЬ Приложение к распоряжению Правительства Ивановской области от 27.08.2007 № 292-рп К О Н Ц Е П Ц И Я развития потребительского рынка Ивановской области на период до 2010 года 1. Анализ состояния сфер торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения Анализируя ретроспективу и текущее состояние торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Ивановской области, становится очевидным, что за последние годы отмечается положительная динамика большинства показателей, характеризующих эти сферы. Тенденции роста объемов оптового и розничного товарооборота, оборота общественного питания и объема бытовых услуг приобрели устойчивый характер. Конкурентным преимуществом потребительского рынка Ивановской области, под которым в Концепции развития потребительского рынка Ивановской области на период до 2010 года понимаются сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, являются выгодное географическое положение, высокая предпринимательская и инвестиционная активность, наличие сравнительно «дешёвых» трудовых ресурсов, а также хорошая база для профессиональной подготовки кадров - профильные высшие и средние специальные учебные заведения. В целом сегодня потребительский рынок Ивановской области можно охарактеризовать как стабильный и сбалансированный между спросом и предложением. Потребительский рынок является важным источником занятости населения. В этой сфере по данным муниципальных образований занято около 52 тыс. человек, или 16% от численности занятых в экономике Ивановской области. В сфере потребительского рынка, обеспечивающей конечное потребление населением товаров и услуг, находят свое отражение все социальные и экономические проблемы. Негативными моментами, препятствующими развитию потребительского рынка, являются недостаток финансовых ресурсов, «непрозрачность» отрасли, высокая доля «теневого оборота», наличие контрафактной и недоброкачественной продукции. Для решения этих проблем, определения задач и приоритетов в области развития и совершенствования потребительского рынка разработана Концепция развития потребительского рынка Ивановской области на период до 2010 года (далее - Концепция). 1.1. Розничная торговля 1.1.1. Статистические показатели Торговля входит в число ведущих бюджетообразующих отраслей экономики Ивановской области и является одной из основных отраслей, определяющих направление и результаты развития региона. Начиная с 2000 года оборот розничной торговли Ивановской области характеризуется устойчиво высокими темпами роста. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области розничный товарооборот Ивановской области за 2006 год составил 28695,5 млн руб. В сопоставимых ценах оборот розничной торговли вырос на 24,9% по сравнению с 2005 годом. Положительная динамика роста оборота розничной торговли за последние годы обусловлена увеличением реальных доходов населения и соответственно ростом покупательской способности. Реальная среднемесячная начисленная заработная плата без выплат социального характера, рассчитанная с учетом индекса цен на товары и услуги, увеличилась в январе-декабре 2006 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13,1%. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 17,6%. Диспропорция в увеличении доходов населения и росте розничного товарооборота свидетельствует о некотором нарушении баланса доходов и расходов населения и является признаком присутствия в экономике Ивановской области «теневого» сектора. В структуре розничного товарооборота продовольственные товары занимают 51%, непродовольственные - 49%. Всего в 2006 году населению области было реализовано продовольственных товаров на сумму 14627,1 млн руб., непродовольственных - 14068,4 млн руб. В сопоставимых ценах по сравнению с 2005 годом товарооборот продовольственных товаров вырос на 25,7%, а непродовольственных - на 24,3%. По темпам роста розничного товарооборота в сопоставимых ценах в 2006 году Ивановская область опережает соседние области и занимает 2 место из 18 регионов Центрального федерального округа. Первое место занимает Московская область. Рейтинг соседних областей, входящих в состав Центрального федерального округа, следующий: Ярославская область занимает 5 место, Владимирская - 6 место и Костромская область - 9 место. В то же время по такому показателю как оборот розничной торговли на душу населения Ивановская область пока занимает одно из последних мест в Российской Федерации и в Центральном федеральном округе. В 2006 году оборот розничной торговли на душу населения в Ивановской области составил 26,2 тыс. руб. Для сравнения: в 2006 году в Ярославской области объем продаж на душу населения составил 39,1 тыс. руб., в Костромской области - 32,0 тыс. руб. и во Владимирской - 26,8 тыс. руб. Внутри Ивановской области также отмечается значительное различие в уровне продажи товаров на душу населения среди муниципальных образований: +---------------------------------------+---------------------------------------+ | Муниципальные образования | Оборот розничной торговли на душу | | | населения в 2006 году, руб. | +---------------------------------------+---------------------------------------+ | Всего по Ивановской области | 26232,3 | +---------------------------------------+---------------------------------------+ | Городской округ Иваново | 39154 | +---------------------------------------+---------------------------------------+ | Пучежский муниципальный район, | | | Гаврилово-Посадский муниципальный | 29465 - 20637 | | район, Приволжский муниципальный | | | район, Лухский муниципальный район, | | | Лежневский муниципальный район, | | | городской округ Шуя | | +---------------------------------------+---------------------------------------+ | Городской округ Вичуга, городской | | | округ Кинешма, городской округ | 19651 - 15519 | | Тейково, Комсомольский муниципальный | | | район, Пестяковский муниципальный | | | район, Родниковский муниципальный | | | район, Фурмановский муниципальный | | | район, Кинешемский муниципальный | | | район | | +---------------------------------------+---------------------------------------+ | Юрьевецкий муниципальный район, | | | Палехский муниципальный район, | 14959 - 11697 | | Тейковский муниципальный район, | | | Вичугский муниципальный район, Южский | | | муниципальный район, Заволжский | | | муниципальный район, | | | Верхнеландеховский муниципальный | | | район, Савинский муниципальный район, | | | Ильинский муниципальный район, | | | городской округ Кохма | | +---------------------------------------+---------------------------------------+ | Шуйский муниципальный район, | 9046 - 5020 | | Ивановский муниципальный район | | +---------------------------------------+---------------------------------------+ Максимально высокий товарооборот на душу населения - в городском округе Иваново - 39154 руб. Самый низкий показатель - в Ивановском муниципальном районе - 5020 руб. Контраст в душевом товарообороте достаточно высок и может свидетельствовать как о неравной покупательской способности населения, так и о неудовлетворенном покупательском спросе в сельской местности. Темпы роста объема продаж на душу населения в муниципальных образованиях также весьма дифференцированы. Самый большой индекс физического объема оборота на душу населения в Тейковском муниципальном районе - 165,5%, самый низкий - в Вичугском муниципальном районе - 87,3%. 1.1.2. Характеристика розничной торговли Стационарная розничная торговля Ивановской области структурно подразделяется на рыночную, мелкорозничную и стационарную (магазинную) торговлю. Количество розничных рынков и доля рыночной торговли сокращается. Так, если в 2003 году действовало 75 розничных рынков, то в 2006 году - 65. Доля рыночной торговли в общем объеме розничного товарооборота за этот период снизилась соответственно с 24% до 15%. Данные статистики говорят о том, что приоритеты населения изменились. На сегодняшний день предпочтение отдаётся магазинной торговле. Это свидетельствует, с одной стороны, о насыщении магазинов разнообразным ассортиментом товаров с широким диапазоном цен, добротного качества, с другой - о неудовлетворенности населения качеством товаров и условиями их продажи на розничных рынках. Доля объектов мелкорозничной торговли пока еще достаточно велика. Это четвёртая часть от общего количества розничных предприятий. В настоящее время по данным муниципальных образований в Ивановской области действует 1430 киосков и павильонов. Однако стационарная розничная торговля постепенно вытесняет мелкорозничную. Так, за 2006 год количество объектов мелкорозничной торговли сократилось на 103 единицы, из них большинство ликвидировано в областном центре. В структуре розничной торговли наибольший сегмент занимают магазины. Всего на территории Ивановской области (по данным муниципальных образований) по состоянию на 01.01.2007 действует 4188 магазинов розничной торговли, из них 1503 - продовольственных магазинов, 1630 - непродовольственных и 1055 магазинов смешанной формы торговли. В процентном выражении соотношение соответственно таково: 36% (продовольственный сектор), 39% (промышленный сектор) и 25% (смешанные формы). В среднем на 1000 человек в области приходится 3,8 магазина. В 2006 году в Ивановской области введено в строй 180 магазинов. При этом промтоварных магазинов открыто в 2 раза больше, чем продовольственных. Следует отметить, что в сельской местности по-прежнему преобладают магазины со смешанным ассортиментом товаров, их доля в общем числе магазинов муниципальных районов составляет почти 40%, тогда как в городских округах - не более 15%. Обеспеченность населения Ивановской области торговыми площадями составляет 252 кв. метра на 1000 человек. Наибольшей обеспеченностью торговыми площадями среди городских округов характеризуется город Шуя - 528 кв. метров на 1000 жителей. В городском округе Иваново на 1000 человек приходится 343 кв. метра. В муниципальных районах средний показатель колеблется от 124 (Заволжский муниципальный район) до 438 кв. метров (Родниковский муниципальный район). Средний уровень обеспеченности населения Ивановской области торговыми площадями явно недостаточен. По этому показателю наша область пока отстает от соседних регионов. Так, на 1000 жителей в городе Москве в настоящее время приходится 523 кв. метра, в Московской области - 425 кв. метров, в Ярославской области - 452 кв. метра, во Владимирской - 380 кв. метров. В последние годы темпы прироста организаций и предприятий данной сферы снизились. На сегодняшний день развитие сети розничной торговли происходит не столько за счет её количественного изменения, сколько за счет изменения качества и структуры. Происходит перепрофилирование магазинов, смена владельцев, укрупнение и реконструкция объектов розничной торговли. Развитие материально-технической базы торговли осуществляется по следующим направлениям: - реконструкция ранее используемых помещений; - внедрение прогрессивных форм и методов торговли; - сокращение внемагазинных форм торговли; - ввод в эксплуатацию новых торговых помещений. За последние годы введены новые торговые площади. Реализованы крупные проекты в сфере стационарной розничной торговли: «Серебряный город», «Главмаг», «Евро-Пульс», «БисМарк», «Бимарт», «Домашний склад», торговый дом «Петровский» и другие. Постепенно складывается современная инфраструктура торговли, усиливаются тенденции к совершенствованию организации торговых процессов. При открытии новых магазинов активно внедряются новые технологии продаж. Сегодня все популярнее становится самообслуживание, что во многом обусловлено автоматизацией учета и товародвижения. Наряду с крупноформатными предприятиями получают развитие фирменные, специализированные и узкоспециализированные магазины. Развивается в области и сетевая торговля, в том числе по франчайзингу. На потребительский рынок Ивановской области вышли две сравнительно крупные российские продовольственные сетевые компании - «Магнит» и «Пятерочка». По системе франчайзинга работают и специализированные магазины «Ароматный мир», реализующие алкогольную продукцию. Сложную бытовую технику, товары для дома, дачи и отдыха можно приобрести в магазинах широко известных российских сетевых операторов: «Эльдорадо» и «Техносила». Модную одежду и обувь представляют такие федеральные и международные компании как «ABC», «SASCH», «Savage», «Stokman», «OGGI», «Sela», «Mexx», «Mango», «5 карманов»; спортивные товары - «Спортмастер» и «Adidas»; косметическую и парфюмерную группу - фирма «Л`Этуаль» и другие. Следует отметить, что основная масса предприятий розничной торговли функционирует в областном центре. В городских округах конкурентная среда способствует улучшению дизайна объектов розничной торговли, оснащению их современным оборудованием, расширению ассортимента товаров, повышению качества обслуживания и развитию сети дополнительных услуг. Уровень товарной насыщенности в городских округах достаточно высок. Можно выделить ряд Ивановских сетевых операторов, которые постепенно внедряются не только в города и районы нашей области, но и в соседние регионы. Это фирмы «Кенгуру», «Мото & Вело», «Аркос», «Продсервис» и другие. Развиваются и местные сетевые компании - «Никита» (городской округ Кинешма), «Галеон» (городской округ Шуя), «Гурман» (Кинешемский муниципальный район) и т.д. В то же время в сельской местности развитие розничной торговли происходит слабыми темпами. На сегодняшний день присутствует явная диспропорция в размещении предприятий розничной торговли. Их больше в местах концентрации населения, где есть устойчивый спрос на товары, то есть в городских округах и районных центрах. В отдельных муниципальных районах стационарные объекты розничной торговли действуют лишь в 20-25% сельских населенных пунктах. В среднем 30-40% сёл и деревень (от их общего числа) обслуживаются посредством выездной торговли. В целом по области около 600 населенных пунктов Ивановской области с постоянно проживающим населением не имеют объектов стационарной розничной торговли и не охвачены выездной торговлей. Организация выездной торговли сдерживается плохим качеством дорог, высокими транспортными расходами и низкой покупательской способностью сельского населения. В районных городах и сельских населенных пунктах отсутствуют магазины по продаже сложной бытовой техники, мебели, тканей, строительных материалов, сантехники, часов, ювелирных изделий, практически нет специализированных магазинов, имеются проблемы с приобретением детского питания. Швейные, трикотажные изделия, верхнюю одежду и обувь население в основном приобретает на розничных рынках. Одна из причин слабого развития розничной торговли на селе - нерентабельность работы предприятий и низкая платежеспособность сельского населения. Вторая причина - отсутствие возможности перспективного планирования развития торговой сети в муниципальных образованиях. Имеются проблемы и в городских округах. Недостаточно строится новых социально ориентированных предприятий торговли: магазинов шаговой доступности, магазинов-дискаунтеров. Практически нет современных торгово-развлекательных комплексов, соответствующих европейским стандартам. В целом розничная торговля имеет достаточный потенциал для дальнейшего развития и роста сети как в городских округах, так и в муниципальных районах Ивановской области. 1.2. Оптовая торговля Анализ современного состояния оптовой торговли показал, что складская инфраструктура, формы и методы обслуживания клиентов, технология доставки товаров существенно отстают от современных требований рынка. В настоящее время сложилась и действует многоканальная и многозвеньевая система товароснабжения розничной торговли, в которой преобладают мелкие фирмы-посредники, что ведет к некомплектным и нерегулярным поставкам товаров, завышению издержек обращения и, в конечном счете, к необоснованному росту цен. В Ивановской области по состоянию на 01.01.2007 по данным муниципальных образований действует 209 оптовых организаций и предприятий. Из них менее трети выполняют роль настоящего оптового звена. Остальные являются посредническими, мелкооптовыми предприятиями. В 2006 году объем оптового оборота по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области составил 24196 млн руб., что выше уровня 2005 года на 2,4% (в сопоставимых ценах). Значение оптового звена как основного регулятора сферы торговли во многом утрачено, что проявляется в снижении значимости оптовых предприятий в формировании товарных ресурсов, в организации поставок в розничную торговлю и сбыта продукции товаропроизводителей Ивановской области. Лишь немногие предприятия отвечают современным требованиям. При этом большинство из них располагается в областном центре, имея на периферии свои филиалы. К организациям областного масштаба, осуществляющим оптовый оборот продовольственных товаров, можно отнести такие компании и объединения как «Легион», «Империя продуктов», «Русь», «Геллен», «Морепродукты», «Молочная река», «Евро-Пульс», «Карусель», «Дубрава» и другие. Некоторые из них реализуют универсальный ассортимент, но большинство специализируются на отдельных группах товаров. Ряд сетевых предприятий розничной торговли имеют в области собственные распределительные центры - это «Геллен», «Магнит», «Русь», «Кенгуру» и другие. 1.3. Общественное питание Из всех отраслей потребительского рынка наиболее существенные изменения в ходе реформирования экономики претерпело общественное питание. В процессе приватизации резко сократилось количество столовых при организациях промышленности и учебных заведениях. Стабилизация, наступившая с 2000 года, привела к росту объектов открытой сети: кафе, ресторанов и специализированных предприятий общественного питания. Сегодня на потребительском рынке Ивановской области по данным муниципальных образований осуществляют деятельность 904 предприятия общественного питания на 44,7 тыс. посадочных мест. Около 55% от общего количества предприятий общественного питания приходится на общедоступную сеть. Из общедоступных предприятий в области действуют 25 ресторанов, 124 бара, 107 кафе, 166 закусочных и 74 столовые. Обеспеченность жителей области посадочными местами на предприятиях общественного питания общедоступной сети составляет 27,5 посадочного места на 1000 жителей, а общее количество посадочных мест в открытой сети - 30273. Наибольшая обеспеченность в городском округе Иваново - 47 мест, а наименьшая - в Тейковском, Ильинском, Южском, Юрьевецком и Заволжском муниципальных районах - менее 7 мест на 1000 жителей. К предприятиям закрытого типа относятся школьные и студенческие столовые и столовые промпредприятий. На их долю приходится соответственно 30,6%, 3,4% и 11,1% от общего числа объектов общественного питания. Оборот общественного питания за 2006 год составил 1407,0 млн руб. По данным статистики индекс физического объема к 2005 году составил 107,8%. Темпы развития общественного питания в области значительно отстают от темпов развития розничной торговли. На душу населения в месяц реализуется продукции общественного питания на сумму 106,6 руб., в то время как ежемесячная реализация товаров на душу населения в 2006 году составила 2174 руб. Наиболее динамично предприятия общественного питания появляются в городских округах, таких как Иваново, Вичуга, Кохма, Шуя, Тейково. В этих городах расположено более 70% предприятий общедоступной сети всей области. В 2006 году открыто более 20 предприятий общественного питания открытого типа примерно на 900 посадочных мест. Половина из них приходится на городские округа. Ввод новых объектов производится за счет нового строительства, перевода помещений из жилых в нежилые, а также перепрофилирования нежилых помещений. В настоящее время при открытии нового торгового объекта большое внимание уделяется оформлению и дизайну залов обслуживания потребителей, благоустройству территорий и фасадов зданий, рекламным вывескам. Расширяется и спектр предоставляемых услуг. Всё чаще практикуются: - прием заказов по телефонам с доставкой блюд на дом и рабочие места; - проведение дней национальной кухни, обслуживание праздничных мероприятий, в том числе и на дому; - организация детских и культурно-развлекательных программ с угощениями и развлечениями. В области работают и развиваются предприятия общественного питания с самыми различными кухнями: русской, кавказской, восточной, французской, китайской, японской и др. В последнее время наметилась тенденция к открытию специализированных предприятий общественного питания: кофейни «Корифей», «Арабеска», «Кофеин», «Петербург», «Кофе Босс», «www.coffe.ru»; пиццерии «Экстра-пицца», «Серафим», «Veroni Pizza», «Венециано», «Presto Pizza», открытые в последние годы в областном центре. Востребованы у населения организации общественного питания, расположенные в культурно-развлекательных и торговых центрах «За плетнём», «Искра-Deluxe», «Таганка» (городской округ Иваново), «Фантом» (городской округ Кинешма). Появляются рестораны и кафе, в которых используется демократичная концепция «фри-фло» («свободное передвижение»), например, кафе «Елки-палки», где посетители могут осуществить неоднократный подход к импровизированной «телеге» с блюдами. Применяется и форма обслуживания по типу «шведский стол» («Шеш-Беш», «Русский стол» и др.). При всем разнообразии уровень этих предприятий еще недостаточно высок. Пока не заполнена ниша предприятий общественного питания, соответствующих классу «люкс». Практически нет ресторанов, баров, отелей с оформлением интерьера, уровнем услуг и комфортности по высшему разряду. В этом сегменте на сегодняшний день позиционируется только одно предприятие. В 2006 году в городском округе Иваново открылся первый в нашей области гостинично-ресторанный комплекс «Шереметев Парк-Отель». Но таких предприятий в областном центре еще недостаточно, а в муниципальных районах не имеется совсем. Слабо развивается общественное питание в Верхнеландеховском, Гаврилово-Посадском, Лухском, Тейковском, Южском муниципальных районах. Одной из причин является низкая платежеспособность сельского населения и малая рентабельность предприятий при высоких стартовых затратах на открытие объекта. 1.4. Бытовые услуги К социально значимым сферам экономической деятельности относится бытовое обслуживание населения. В этой отрасли действуют около 1200 хозяйствующих субъектов, в том числе около 250 юридических лиц. За 2006 год населению Ивановской области оказано бытовых услуг на сумму более 1,3 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 3 % выше аналогичного показателя прошлого года. Основной объём бытовых услуг предоставляют индивидуальные предприниматели, их доля составляет около 73% в общем объёме услуг быта. Среднедушевое потребление бытовых услуг по области регулярно растёт и составило в 2006 году сумму 1235 руб., что на 15% выше показателя 2005 года (в действующих ценах). Наибольшее развитие в регионе имеют услуги парикмахерских (более 350 объектов, или 25% от общего числа объектов службы быта), ремонта обуви (более 140 объектов, или 10%), бань и прачечных (около 80 объектов, или 6%), ритуальные (около 100 объектов, или 7%), ремонта и техобслуживания автотранспорта (более 140 объектов, или 10%), фотоателье и фотосалонов (90 объектов, или более 6%). В настоящее время присутствует явный «перекос» в размещении предприятий службы быта. По объективным причинам в сельской местности бытовое обслуживание развито слабо, что обусловлено низкой платёжеспособностью населения и соответственно низкой доходностью деятельности по предоставлению бытовых услуг. По этой причине многие услуги службы быта, такие как химическая чистка, ремонт ювелирных изделий, ремонт часов, прокат, ремонт сложной бытовой техники и др., на селе остаются «услугами с отложенным спросом». Большой проблемой является отставание технического и технологического уровня техники и оборудования, используемых при оказании бытовых услуг населению. Не преодолены тенденции старения основных фондов в отрасли. 2. Основная цель и задачи Концепции развития потребительского рынка Ивановской области на период до 2010 года Цель Концепции развития потребительского рынка Ивановской области на период до 2010 года - содействие развитию потребительского рынка области для наиболее полного удовлетворения спроса жителей области на потребительские товары, торговые услуги и услуги общественного питания в широком ассортименте, бытовые услуги по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности. Достижение поставленной цели должно осуществляться на принципе рыночного развития при взаимодействии исполнительных органов государственной власти Ивановской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сферах торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Достижение поставленной цели связано с решением определенных задач: 1. Оптимизация размещения розничной торговой сети, предприятий общественного питания и бытового обслуживания населения для обеспечения территориальной и ценовой доступности товаров и услуг и ликвидации диспропорции в размещении объектов потребительского рынка. 2. Формирование развитой оптовой системы товародвижения, имеющей благоприятные условия для создания необходимых товарных запасов, широкого ассортимента товаров, сохранения качества продуктов питания и доставки товаров в розничную торговлю и общественное питание. 3. Привлечение инвесторов в сферу потребительского рынка Ивановской области для формирования достаточной конкурентной среды на потребительском рынке области, сдерживания роста цен в целях повышения уровня обслуживания населения и обеспечения его качественными товарами по доступным ценам. 4. Совершенствование нормативных правовых актов в сферах, регулирующих деятельность торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения (в том числе в области лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции), а также поддержки субъектов малого предпринимательства. 5. Формирование информационного обеспечения потребительского рынка с использованием современных технологий. 6. Создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства в сферах торговли, общественного питания и бытового обслуживания. 7. Подготовка квалифицированных кадров с использованием потенциала отраслевых учебных заведений области и формирование качественно новой системы управления персоналом организаций и предприятий отрасли. 8. Совершенствование деятельности в области защиты прав потребителей. 2.1. Приоритетные направления развития розничной торговли Качественное преобразование розничной торговли представляется возможным путем реализации следующих приоритетных направлений. 2.1.1. Развитие инфраструктуры стационарной (магазинной) торговой сети В сложившейся на потребительском рынке Ивановской области ситуации представляется целесообразным: - реформирование сети розничной торговли и качественное улучшение ее структуры за счет увеличения доли крупных современных торговых объектов (гипермаркетов, супермаркетов, торговых центров и т.д.); - развертывание сетевой торговли с одновременным контролированием её доли, чтобы не допустить доминирующего положения сетевых компаний на потребительском рынке области в ущерб интересам потребителей и субъектов малого предпринимательства; - внедрение современной технологии продаж с компьютерным обеспечением (в том числе через Интернет) с целью повышения прозрачности торговых операций, вывода товарооборота из тени и увеличения налоговых поступлений; - обеспечение условий для создания в жилых кварталах, в том числе субъектами малого предпринимательства, «удобных магазинов» в зонах пешеходной доступности; - развитие сети магазинов-дискаунтеров с низкими ценами, которые удерживаются за счет формирования ассортимента из сравнительно небольшого числа самых востребованных товаров; - дальнейшее развитие системы потребительского кредитования для обеспечения возможности приобретения населением дорогостоящих товаров в кредит; - расширение сети фирменных магазинов организаций пищевой перерабатывающей промышленности; - приоритетное выделение торговых помещений организациям, реализующим продукцию местного производства; - увеличение спектра дополнительных услуг, предоставляемых магазинами области, в зависимости от их профиля (продажа товаров в кредит, заказ товаров по каталогам, комплектование праздничных наборов, организация выставок-дегустаций продукции местных товаропроизводителей, упаковка товаров, доставка товаров на дом, сборка и установка крупногабаритных товаров на дому, подключение электротоваров, подгонка швейных изделий по фигуре и т.п.); - активизация работ по ремонту фасадов зданий и поддержанию их в надлежащем виде, рекламно-художественному и световому оформлению вывесок и витрин предприятий торговли, благоустройству прилегающих территорий; - строительство новых и реконструкция действующих объектов розничной торговли с учетом доступности их для потребителей с ограниченными физическими возможностями; - создание эффективной конкурентной среды как фактора сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов рынка за счет паритета между субъектами малого предпринимательства и крупными сетевыми компаниями. 2.1.2. Оптимизация деятельности мелкорозничной торговли Объекты мелкорозничной торговли являются дополнением к стационарной (магазинной) сети и предназначены для продажи товаров, не требующих особых условий хранения и реализации. Мелкорозничная торговля должна соответствовать своему назначению - быть узкоспециализированной, продавать ограниченный ассортимент товаров - цветы, мороженое, табачные изделия, печатную продукцию, т.е. какую-либо одну группу товаров. В силу своей специфики мелкорозничная торговля не может брать на себя функции полноформатных магазинов. Улучшению деятельности мелкорозничной сети будут способствовать: - разработка муниципальными образованиями схем размещения мелкорозничной торговли в зонах отдыха и проведения массовых мероприятий, в том числе летних кафе, точек по продаже прохладительных напитков, мороженого в весенне-летний период; - оптимизация размещения и численности объектов существующей мелкорозничной торговой сети до минимально необходимой; - замена существующих киосков на павильоны современных конструкций в местах с недостаточно развитой сетью стационарных предприятий. 2.1.3. Преобразование рыночной торговли В рамках преобразования рыночной торговли отмечаются следующие первостепенные задачи: - выделение муниципальными образованиями мест (площадок) для организации проведения ярмарок по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), организуемых вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер; - внедрение в практику проведение тематических и сезонных ярмарок, например, «Школьный базар», «Золотая осень», «Для садоводов и огородников» для удобства покупателей и в целях увеличения объемов реализации местной продукции; - создание условий для организации сельскохозяйственных рынков; - последовательное осуществление работы по замещению универсальных рынков иными, более перспективными розничными форматами (торговыми центрами, комплексами и т.п.); - создание благоприятных условий для доступа на сельскохозяйственные рынки местных производителей продукции. 2.1.4. Развитие розничной торговли в сельской местности Основными направлениями развития торгового и бытового обслуживания в сельской местности представляются следующие: - создание условий для реализации в районных центрах сельскохозяйственной продукции, производимой гражданами, ведущими крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством; - определение органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области проблемных зон, которые необходимо охватить выездной торговлей, и использование потенциала крупных торговых сетей, выходящих на потребительский рынок Ивановской области, для организации в этих зонах выездной торговли или созданию стационарных объектов розничной торговли (мини-маркетов); - стимулирование органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области восстановления сети объектов стационарной торговли, а также развитие выездной торговли; - предоставление органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области льгот организациям, в том числе организациям потребительской кооперации, осуществляющим торговую деятельность в сельской местности, в том числе выездную торговлю; - содействие открытию магазинов «на дому» в отдаленных малонаселенных деревнях и поселках в целях бесперебойного снабжения продуктами питания и товарами повседневного спроса проживающего в них населения; - повышение платежеспособного спроса сельского населения, например, путем вовлечения в торговый оборот (реализация собственной продукции, в том числе через систему организаций потребительской кооперации). 2.2. Развитие оптовой торговли Основным перспективным направлением развития оптовой торговли является формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные условия для повышения эффективности функционирования потребительского рынка, вовлечения дополнительных ресурсов в денежный оборот и обеспечения продовольственной безопасности. Формирование развитой системы товародвижения представляется целесообразным через: - формирование крупными сетевыми операторами, имеющими сеть магазинов на территории Ивановской области, собственных распределительных центров; - развитие оптовых предприятий с полным комплексом процесса товародвижения от производителя до потребителя с целью минимизации транспортных издержек, торговых надбавок и в конечном итоге - розничных цен; - создание промышленными предприятиями Ивановской области собственной оптовой системы товародвижения для максимального удовлетворения розничной торговли и предприятий общественного питания товарами местных производителей; - развитие Интернет-торговли; - возрождение аэропорта «Иваново-Южный» и развитие воздушных грузоперевозок, как альтернативы автомобильным и железнодорожным поставкам, превалирующим в настоящее время; - участие организаций оптовой торговли в межрегиональных выставках и ярмарках для установления прямых хозяйственных связей и расширения ассортимента товаров на потребительском рынке Ивановской области; - реконструкцию бывших оптовых баз для создания современных оптовых рынков. Создание современных логистических центров оздоровит конкурентную среду, позитивно повлияет на снижение доли теневого оборота, создаст барьеры для поступления на потребительский рынок некачественной и контрафактной продукции и товаров. 2.3. Развитие сферы общественного питания Общим принципом развития общественного питания является соответствие структуры, объема и качества услуг платежеспособному спросу населения. С повышением уровня благосостояния отмечается новый виток в количественном и качественном изменении сети общественного питания. Основными направлениями развития сферы услуг общественного питания, обеспечивающими рост товарооборота, могут стать: - совершенствование, расширение и развитие сети предприятий общественного питания, строительство новых современных объектов, проведение реконструкции и модернизации действующих; - повышение качества, разнообразия ассортимента выпускаемой продукции, совершенствование культуры обслуживания, оказание различных дополнительных услуг; - увеличение количества предприятий общественного питания с различными национальными кухнями; - приоритетное размещение стационарных объектов быстрого питания различных классов и типов в местах массового пребывания населения: по местам пролегания туристских маршрутов, вдоль основных транспортных магистралей, вблизи железнодорожных и автобусных вокзалов и станций, в крупных торговых, торгово-деловых, культурно-развлекательных центрах, на розничных рынках и т.п.; - содействие развитию сети предприятий «быстрого питания», включая специализированные, в том числе детские, молодежные, кафе-мороженое, кофейни, пиццерии и т.п.; - организация летних кафе и обслуживания в парках, местах отдыха и проведения досуга населения, в том числе при проведении спортивных мероприятий, массовых гуляний и т.д.; - восстановление и расширение сети социально ориентированных организаций, обеспечивающих питанием рабочих промышленных предприятий, служащих, студентов, школьников, учащихся колледжей; - создание условий для развития сети предприятий общественного питания в муниципальных районах, в том числе в местах размещения и отдыха туристов (Юрьевецком, Кинешемском, Палехском, Южском, Приволжском и Лухском муниципальных районах). Для совершенствования организации питания, обеспечения предприятий общественного питания профессионально подготовленными кадрами необходимы проведение семинаров, конкурсов, выставок, демонстрирующих профессиональное мастерство. 2.4. Развитие сферы бытового обслуживания Данная сфера экономики, имеющая социальную направленность, требует поддержки со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области и государства в виде льгот, минимизации ставок налога на вменённый доход, предоставления льготных кредитов, лизинга, предоставления помещений с низкой арендной платой и т.п. Бытовое обслуживание сельских жителей - социально важное направление будущего развития бизнеса, инвестирования свободных денежных средств, ниша, имеющая незанятые места для размещения трудовых и материальных ресурсов. В сфере бытового обслуживания населения к основополагающим тенденциям, способствующим развитию отрасли, можно отнести: - формирование развитой инфраструктуры рынка бытовых услуг; - создание благоприятных возможностей для исполнителей бытовых услуг, применяющих в работе отечественную промышленную продукцию и материалы; - обеспечение для большинства населения доступности рынка бытовых услуг в цивилизованных формах его организации; - всемерное обеспечение прав граждан на безопасность и качество бытовых услуг; - существенное ограничение возможностей для теневого бизнеса в сфере бытовых услуг регионального потребительского рынка; - совершенствование нормативных правовых актов по вопросам создания условий для обеспечения населения бытовыми услугами; - создание экономических и организационных условий для активизации инвестиционной и инновационной деятельности, стимулирование развития современных конкурентоспособных структур в сфере бытового обслуживания населения Ивановской области; - дальнейшее изучение спроса и предоставление востребованных бытовых услуг. 2.5. Базовые и перспективные показатели развития потребительского рынка Ивановской области Уровень развития потребительского рынка Ивановской области характеризуется отдельными нормативными показателями, определяющими степень насыщенности и обеспечения населения торговыми площадями, товарами и услугами. За базовое значение принимаются действующие, т.е. фактические показатели. Прогнозные нормативы устанавливаются исходя из перспективных планов развития сфер торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, рекомендуемых к принятию органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области. Потребительский рынок Ивановской области по данным муниципальных образований характеризуется следующими действующими и планируемыми показателями: +--------------------------------+---------------+------------+--------------------------+ | Показатели | Единица | Базовый | Прогнозные нормативные | | | измере-ния | норматив | значения по Ивановской | | | | по | области | | | | Ивановской | | | | | области | | | | | на | | | | | 01.01.2007 | | | +---------------+------------+-----------+--------------+ | | | | прогноз | на | | | | | на 2010 | долго-срочную| | | | | год | перспективу | +--------------------------------+---------------+------------+-----------+--------------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | +--------------------------------+---------------+------------+-----------+--------------+ | Объекты розничной торговли - | ед. | 5709 | 5623 | 5504 | | всего | | | | | +--------------------------------+---------------+------------+-----------+--------------+ | из них: магазинов | ед. | 4188 | 4312 | 4410 | +--------------------------------+---------------+------------+-----------+--------------+ | торговых центров (S более | ед. | 25 | 32 | 40 | | 1000 кв. м) | | | | | +--------------------------------+---------------+------------+-----------+--------------+ | объектов мелкорозничной | ед. | 1431 | 1230 | 1000 | | торговли | | | | | +--------------------------------+---------------+------------+-----------+--------------+ | Объекты рыночной торговли | ед. | 65* | 49 | 54 | | (рынки, микрорынки, отведенные | | | | | | для рыночной торговли площадки)| | | | | +--------------------------------+---------------+------------+-----------+--------------+ | Торговые площади | кв. м | 277170 | 323670 | 350000 | +--------------------------------+---------------+------------+-----------+--------------+ | Обеспеченность торговыми | кв. м на | 252 | 310 | 350 | | площадями | 1000 чел. | | | | +--------------------------------+---------------+------------+-----------+--------------+ | Объекты оптовой торговли | ед. | 209 | 210 | 210 | +--------------------------------+---------------+------------+-----------+--------------+ | Предприятия общественного | ед. | 496 | 523 | 550 | | питания открытого типа | | | | | +--------------------------------+---------------+------------+-----------+--------------+ | Общее количество посадочных | пос. мест | 30273 | 30820 | 32000 | | мест в предприятиях открытого | | | | | | типа | | | | | +--------------------------------+---------------+------------+-----------+--------------+ | Обеспеченность посадочными | пос. мест на | 27,5 | 30 | 32 | | местами | 1000 чел. | | | | +--------------------------------+---------------+------------+-----------+--------------+ | Предприятия бытового | ед. | 1376 | 1411 | 1485 | | обслуживания населения - всего | | | | | +--------------------------------+---------------+------------+-----------+--------------+ | из них: парикмахерских | ед. | 328 | 329 | 343 | +--------------------------------+---------------+------------+-----------+--------------+ | обувных мастерских | ед. | 141 | 141 | 153 | +--------------------------------+---------------+------------+-----------+--------------+ | бань и прачечных | ед. | 81 | 83 | 86 | +--------------------------------+---------------+------------+-----------+--------------+ | швейных ателье | ед. | 71 | 73 | 78 | +--------------------------------+---------------+------------+-----------+--------------+ | фотографий | ед. | 90 | 91 | 100 | +--------------------------------+---------------+------------+-----------+--------------+ | автомастерских | ед. | 146 | 148 | 150 | +--------------------------------+---------------+------------+-----------+--------------+ | ювелирных мастерских | ед. | 24 | 24 | 24 | +--------------------------------+---------------+------------+-----------+--------------+ | мастерских по ремонту | ед. | 53 | 55 | 63 | | телевизоров | | | | | +--------------------------------+---------------+------------+-----------+--------------+ | мастерских по ремонту сложной | ед. | 47 | 48 | 58 | | бытовой техники | | | | | +--------------------------------+---------------+------------+-----------+--------------+ | прочие предприятия бытового | ед. | 395 | 419 | 430 | | обслуживания | | | | | +--------------------------------+---------------+------------+-----------+--------------+ * В соответствии с требованиями федерального законодательства объекты рыночной торговли будут трансформированы в розничные рынки различных типов, в связи с чем произойдет сокращение их количества. 2.6. Кадровое обеспечение сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания Из года в год количество работающих в сферах торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения постоянно растет. К основным направлениям, способствующим совершенствованию кадрового обеспечения в данных отраслях, можно отнести: - создание работодателями условий для повышения квалификации работников, применение условий оплаты труда, учитывающих квалификацию и конкретный вклад в работу предприятия каждого работника, обеспечение минимального уровня заработной платы не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения Ивановской области; - определение профессионально-квалификационных требований к основным функционально-должностным категориям работников торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; - проведение руководителями предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания аттестаций работников с целью выявления уровня их подготовки; - организация конкурсов, фестивалей и других мероприятий, способствующих развитию и повышению престижности и эффективности труда работников торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, пропаганде их достижений и передового опыта; - сотрудничество с профильными учебными заведениями для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников отрасли; - организация семинаров и совещаний. 3. Заключение При сохранении сложившихся в последние годы темпов развития потребительского рынка по предварительному прогнозу оборот розничной торговли в Ивановской области в 2010 году превысит 50 млрд. руб.; оборот общественного питания достигнет 2,5 млрд. руб. и объем бытовых услуг - 2,2 млрд. руб. Решение обозначенных в Концепции проблем и вопросов направлено на: - создание сбалансированной инфраструктуры розничной торговли; - формирование и совершенствование оптового звена, обеспечивающего необходимую интенсивность товаропотоков в области с минимальными транспортными затратами; - повышение культуры торгового обслуживания, улучшение качества предоставляемых услуг и совершенствование деятельности по защите прав потребителей; - укрепление кадрового состава в сфере торговли и общественного питания, расширение спектра дополнительных услуг; - повышение уровня квалификации персонала организаций бытового обслуживания населения, а также расширение перечня и повышение качества предоставляемых бытовых услуг; - расширение налогооблагаемой базы, увеличение поступлений в областной бюджет и местные бюджеты, сокращение присутствия «теневого оборота» в сфере потребительского рынка; - обеспечение территориальной и ценовой доступности социально значимых услуг торговли, общественного питания и бытовых услуг для жителей Ивановской области, в том числе сельского населения. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|