Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Ивановской области от 25.06.2009 № 175-рп

     

                  ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                            РАСПОРЯЖЕНИЕ

                        от 25.06.2009 № 175-рп
                             г. Иваново

         О мерах по обеспечению экологической безопасности
                  на территории Ивановской области


     В целях  обеспечения  экологически  безопасных  условий   жизни
населения Ивановской области  за счет улучшения качества  окружающей
среды, ослабления факторов негативного воздействия на природу:
     1. Утвердить региональный  план действий  по охране  окружающей
среды Ивановской области на 2009 - 2011 годы (далее - план действий)
(прилагается).
     2. Рекомендовать органам местного самоуправления  муниципальных
образований Ивановской области разработать планы действий по  охране
окружающей среды  соответствующих  муниципальных районов,  городских
округов, городских и сельских поселений.
     3. Департаменту государственного контроля Ивановской области  в
срок  до  01.08.2009  представить  Губернатору  Ивановской   области
аналитическую информацию о местах захоронения отходов на  территории
Ивановской области.
     4. Ответственным   исполнителям  мероприятий   плана   действий
ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным  кварталом,
представлять  в  Департамент  государственного  контроля  Ивановской
области отчет о ходе выполнения мероприятий плана действий.
     5. Департаменту  государственного контроля  Ивановской  области
ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным  кварталом,
представлять отчет  о ходе  выполнения плана  действий в  управление
координации  Комплекса  экономического развития  Ивановской  области
аппарата Правительства Ивановской области.
     6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на
первого заместителя  Председателя Правительства  Ивановской  области
Конькова П.А.

Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Ивановской области                       А.Н.ЧУЖБИНКИН


                                           Приложение к распоряжению
                                    Правительства Ивановской области
                                              от 25.06.2009 № 175-рп

                     Региональный план действий
            по охране окружающей среды Ивановской области
                        на 2009 - 2011 годы

                         1. Общие положения

     Экологическая безопасность   является   обязательным   условием
устойчивого  развития  общества   и  выступает  основой   сохранения
природных систем и поддержания требуемого качества окружающей среды.
Обеспечение  экологической   безопасности  на  региональном   уровне
предполагает   проведение   эффективной   экологической    политики,
сбалансированное и  рациональное  использование природных  ресурсов,
постоянный   контроль   состояния   окружающей   среды,   разработку
региональных  нормативов   качества   окружающей  среды,   внедрение
экологически   безопасных   технологий   и   систем   экологического
менеджмента на предприятиях.
     Региональный план   действий   по   охране   окружающей   среды
Ивановской области  на  2009 -  2011 годы  (далее  - План  действий,
РПДООС) рассматривается как первый этап реализации  целенаправленной
и   системной   региональной  экологической   политики.   В   РПДООС
определяются основные  экологические проблемы  Ивановской области  и
первоочередные организационно-технические мероприятия,  направленные
на их решение.
     РПДООС разработан   Департаментом   государственного   контроля
Ивановской  области  во взаимодействии  с  органами  государственной
власти  Ивановской  области, территориальными  органами  федеральных
органов   исполнительной    власти,    научными   и    общественными
организациями.
     Правовой основой Плана действий являются Конституция Российской
Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, федеральные законы от
10.01.2002 № 7-ФЗ  «Об  охране окружающей  среды»,  от 04.05.1999  №
96-ФЗ «Об охране  атмосферного воздуха», от  14.03.1995 № 33-ФЗ  «Об
особо охраняемых природных территориях»,  от 24.06.1998 № 89-ФЗ  «Об
отходах  производства  и  потребления»,  распоряжение  Правительства
Российской  Федерации  от  31.08.2002  №  1225-р  «Об  Экологической
доктрине Российской Федерации».
     
2. Характеристика экологической обстановки на территории Ивановской
                              области

     2.1. Атмосферный воздух.
Контроль за состоянием атмосферного воздуха на территории Ивановской
области осуществляется   государственным   учреждением   «Ивановский
областной  центр  по  гидрометеорологии  и  мониторингу   окружающей
среды».
На территории области имеется 4 стационарных поста наблюдения, 2  из
которых расположены в г. Иванове  (ПНЗ № 1 расположен по адресу:  г.
Иваново, ул. Ташкентская, 92, ПНЗ №  2 - по адресу: г. Иваново,  ул.
Дзержинского,  16), а  также  в  г.  Приволжске (г.  Приволжск,  ул.
Иваново-Вознесенская, 82) и г.  Плесе (г. Плёс, пос. Северцево,  ул.
Гагарина, 24).
В 2008   году   на  территории   г.Иванова   отмечалось   устойчивое
загрязнение  воздуха  бенз(а)пиреном,  формальдегидом,   взвешенными
веществами, что указывает на преобладающую роль в структуре выбросов
передвижных источников загрязнения атмосферы (автотранспорт). В 2008
году  средняя  за  год  концентрация  бенз(а)пирена  составила   1,4
ПДКс.с., максимальная из разовых концентрация - 2,4 ПДКм.р.. Средняя
за год  концентрация  формальдегида превышала  ПДКс.с.  в 4,6  раза,
максимальная   разовая    концентрация   составила   1,1    ПДКм.р..
Среднегодовая концентрация фенола не превысила ПДКс.с., максимальная
разовая концентрация  достигла 0,9 ПДКм.р..  Для взвешенных  веществ
наибольшая  разовая  концентрация  составила  1,4  ПДКм.р..  Средняя
концентрация  критериальных  загрязнителей (диоксида  серы,  оксидов
азота, взвешенных веществ,  оксида углерода) не превышала  предельно
допустимых  значений.  Случаев  высокого  и  экстремально   высокого
загрязнения  атмосферы  на  территории г.  Иванова  не  наблюдалось.
Согласно  проведённым   расчетам  в  2008   году  значение   индекса
загрязнения  атмосферы  (ИЗА)  составило  10,25,  что  соответствует
классу экологического состояния «кризис».
Качество атмосферного    воздуха    на    территории    Приволжского
муниципального  района  положительно   отличается  от  ситуации   на
территории г.Иванова. В 2008 году  средняя за год и максимальная  из
разовых концентрации диоксида серы, диоксида азота, оксида углерода,
взвешенных веществ не  превышали ПДКс.с.,  и ПДКм.р.. На  территории
Приволжского муниципального района  случаев экстремально высокого  и
высокого  загрязнения  воздуха   не  наблюдалось.  Значение  ИЗА   в
Приволжском районе  в 2008  году составило  1,47, что  соответствует
классу экологического состояния «норма».
     Ивановская область не входит в  перечень регионов с городами  с
высоким и очень высоким  уровнем загрязнения атмосферного воздуха  и
не  относится  к  регионам  «приоритетного  списка»,  на  территории
которых значение ИЗА составляет более 14 единиц.
     Для Ивановской области, так же  как и для большинства  регионов
ЦФО, приоритетными загрязнителями воздушного бассейна остаются оксид
углерода, диоксид азота, оксид азота, формальдегид.
     В Ивановской области ежегодно  поступает в атмосферу более  140
тонн загрязняющих веществ, как от стационарных источников  выбросов,
так и от передвижных (автотранспорта). В таблице 1 приведены  объемы
выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух за период 2005  -
2007 годов.


                                                           Таблица 1
            Объемы валовых выбросов загрязняющих веществ
                        в атмосферный воздух
                                                           тыс. тонн
+----------------------------+----------+-----------+-----------+-----------+
|                            | 2005 год | 2006 год  | 2007 год  | 2008 год  |
+----------------------------+----------+-----------+-----------+-----------+
| Стационарные источники     |   40,0   |   43,8    |   43,7    |   42,4    |
+----------------------------+----------+-----------+-----------+-----------+
| Передвижные источники      |  100,0   |   107,2   |   103,3   |   107,4   |
+----------------------------+----------+-----------+-----------+-----------+
| Всего                      |  140,0   |   151,0   |   147,0   |   149,8   |
+----------------------------+----------+-----------+-----------+-----------+
     В загрязнение  воздушного  бассейна  региона  наибольший  вклад
вносит автотранспорт.
     Объем выбросов в  пересчете  на душу  населения составляет  128
кг/чел.,  что  ниже  среднего  показателя  в  Российской   Федерации
практически в 2 раза.
     Следует отметить,   что   на  территории   Ивановской   области
отсутствуют предприятия, входящие в число ста основных загрязнителей
атмосферного воздуха Российской Федерации.
     В таблице 2 приведен перечень 25 предприятий области - основных
источников загрязнения  атмосферного  воздуха  с  указанием   объема
валовых выбросов за год, на долю которых приходится 75,3% от  общего
количества выбросов от стационарных источников Ивановской области.


                                                           Таблица 2
       Перечень предприятий - основных источников загрязнения
                        атмосферного воздуха
         (по данным статистической отчетности за 2008 год)
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
|  №  |                  Наименование предприятия                  |   Выброс,    |
| п/п |                                                            |    т/год     |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
|  1  | ОАО «ТГК-6» (г. Иваново)                                   |  10580,008   |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
|  2  | ОАО «Ивановский техуглерод и резина» (Ивановский район)    |   9813,171   |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
|  3  | МУП «Пучежские тепловые сети» (Пучежский район)            |   1080,325   |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
|  4  | Филиал ООО «Волгатрансгаз» - Ивановской ЛПУ МГ (Савинский  |   1035,833   |
|     | район)                                                     |              |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
|  5  | В/ч 62681(Тейковский район)                                |   999,771    |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
|  6  | МПЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» (Заволжский район)              |   869,641    |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
|  7  | ООО «Эггер Древпродукт» (Шуйский район)                    |   645,584    |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
|  8  | МУП «Комсомольское ЖКХ» (Комсомольский район)              |   640,111    |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
|  9  | ООО «Майдаковский завод» (Палехский район)                 |   615,868    |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
| 10  | В/ч 34048 (Тейковский район)                               |   559,036    |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
| 11  | МП ЖКХ г. Шуя (Шуйский район)                              |   549,801    |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
| 12  | ОАО «Ивановские ПГУ» (Комсомольский район)                 |   527,932    |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
| 13  | ООО «Палехское предприятие объединенных котельных»         |   447,578    |
|     | (Палехский район)                                          |              |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
| 14  | ОАО «Автокран» (г. Иваново)                                |   444,264    |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
| 15  | ООО «УКХК» (Шуйский район)                                 |   431,104    |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
| 16  | МУ МПП ЖКХ Тейковского района (Тейковский район)           |   417,460    |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
| 17  | ООО «Заречье-Сервис» (Заволжский район)                    |   409,828    |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
| 18  | ФГУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области (Южский      |   388,426    |
|     | район)                                                     |              |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
| 19  | МУП «Приволжское МПО ЖКХ» (Приволжский район)              |   385,704    |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
| 20  | ОАО ХБК «Шуйские ситцы» (Шуйский район)                    |   355,733    |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
| 21  | ОАО «Шуйский маслоэкстракционный завод» (Шуйский район)    |   353,282    |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
| 22  | МУП «Иврайжилкомхоз» (Ивановский район)                    |   348,587    |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
| 23  | ФГУП «Совхоз «Тепличный» (Ивановский район)                |   347,345    |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
| 24  | ООО «КФК «Стандарт» (Шуйский район)                        |   337,651    |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
| 25  | МУП «Приволжское ТЭП» (Приволжский район)                  |   310,387    |
+-----+------------------------------------------------------------+--------------+
     Анализ качества атмосферного  воздуха на территории  Ивановской
области,  а  также  интенсивность  его  загрязнения  показывают   на
стабильность сложившейся ситуации.
     2.2. Поверхностные водные объекты.
     Контроль за   качеством   поверхностных  водных   объектов   на
территории   Ивановской   области   осуществляется   государственным
учреждением  «Ивановский  областной  центр  по  гидрометеорологии  и
мониторингу окружающей среды».  Контроль осуществляется на 7  водных
объектах  по  14  контрольным  створам.  В  большинстве  контрольных
створов традиционно отмечаются превышения по следующим  показателям:
БПК5 (от 2  до 3 долей  ПДК), азот аммонийный  (до 3 ПДК),  сульфаты
(более 1 ПДК), гидрокарбонаты (более 1 ПДК), железо,  нефтепродукты,
взвешенные  вещества,  фосфаты. В  большинстве  контрольных  створов
превышение  БПК5 составляет  от  2 до  3  долей ПДК,  для  остальных
перечисленных ингредиентов - приближено к 1 ПДК.
     Наиболее загрязненными являются реки Волга, Уводь, Теза.
     Река Волга, протекающая  по области  на протяжении  187 км,  от
границы  Костромской области  до  границы с  Нижегородской  областью
имеет класс  качества «загрязненная»,  а в городе  Кинешме -  «очень
грязная».
     Общее количество загрязняющих веществ, поступающих в водоемы со
сточными водами, составляет более 60 тыс.т в год. Причём в указанном
показателе не  учитывается  вклад  значительного  количества   малых
предприятий,  которые осуществляют  сбросы  в  водные объекты  и  на
рельеф  местности  без  отчетности.  Структуры  сброса  загрязненных
сточных вод в водные объекты Ивановской области приведены в  таблице
3.

                                                           Таблица 3
     Структуры сброса загрязненных сточных вод в водные объекты
                   Ивановской области, млн. куб.м
+-------------------------+-----------+---------+----------+-----------+----------+
|                         | 2004 год  |  2005   | 2006 год | 2007 год  | 2008 год |
|                         |           |   год   |          |           |          |
+-------------------------+-----------+---------+----------+-----------+----------+
| Объем сброса            |  210,04   | 195,62  |  193,71  |  192,45   |  126,83  |
| загрязненных сточных    |           |         |          |           |          |
| вод, в том числе:       |           |         |          |           |          |
+-------------------------+-----------+---------+----------+-----------+----------+
| недостаточно очищенных  |  187,37   | 174,41  |  177,99  |  177,96   |  117,3   |
+-------------------------+-----------+---------+----------+-----------+----------+
| без очистки             |   22,67   |  21,21  |  15,72   |   14,49   |   9,53   |
+-------------------------+-----------+---------+----------+-----------+----------+
     За последний   пятилетний   период   наметилась   тенденция   к
сокращению  объемов  сброса  недостаточно очищенных  сточных  вод  и
сточных вод без очистки.
     Объем сбросов  сточных  вод  на  душу  населения  в  2007  году
составляет 118,64  куб.м/чел.,  что соответствует  среднероссийскому
показателю.
     В 2008 году сброс сточных вод в водные объекты осуществляли  86
водопользователей по 150 выпускам. В таблице 4 приведен перечень  10
предприятий  области  -   основных  источников  загрязнения   водных
объектов с  указанием объемов  сбросов загрязненных  сточных вод  за
год,  в том  числе  сбрасываемых без  очистки  (млн. м43),  на  долю
которых   приходится  91,25%   от   общего  количества   сбросов   в
поверхностные водные объекты Ивановской области.

                                                           Таблица 4
   Перечень предприятий - основных источников загрязнения водных
                              объектов
         (по данным статистической отчетности за 2008 год)
       +-----+-------------------------------------------+---------+
       |  №  |         Наименование предприятия          |  Объём  |
       | п/п |                                           | сброса, |
       |     |                                           |  млн.   |
       |     |                                           |   м43   |
       +-----+-------------------------------------------+---------+
       |  1  | УМП «Водоканал» г.Иваново                 |  73,75  |
       +-----+-------------------------------------------+---------+
       |  2  | ОАО «ТГК-6» (ТЭЦ-2, ТЭЦ-3)                |  62,43  |
       +-----+-------------------------------------------+---------+
       |  3  | Кинешемское МП «ОКХ»                      |  7,79   |
       +-----+-------------------------------------------+---------+
       |  4  | ООО «Родники-Текстиль»                    |  6,86   |
       +-----+-------------------------------------------+---------+
       |  5  | МП ЖКХ г.Шуя                              |  6,48   |
       +-----+-------------------------------------------+---------+
       |  6  | ОАО «Тейковский ХБК»                      |  5,51   |
       +-----+-------------------------------------------+---------+
       |  7  | ОАО «Спиртзавод Петровский»               |  4,91   |
       +-----+-------------------------------------------+---------+
       |  8  | ОАО «Яковлевский льнокомбинат»            |   2,7   |
       +-----+-------------------------------------------+---------+
       |  9  | МУП МПО ЖКХ г.Фурманов                    |  2,62   |
       +-----+-------------------------------------------+---------+
       | 10  | МПО ЖКХ г.Вичуга                          |  2,57   |
       +-----+-------------------------------------------+---------+
     2.3. Отходы производства и потребления.
     По официальным  данным  статистической отчетности  (форма  2-ТП
(отходы)),  на территории  Ивановской  области  на конец  2006  года
накопилось более 9,5 млн.  т отходов, из  них: 1 класса опасности  -
33,8 т; 2 класса опасности -  1,93 т; 3 класса опасности - 4,1  тыс.
т; 4 класса опасности - 36,6  тыс. т; 5 класса опасности - 9,3  млн.
т.
     За 2008 год образовалось 0,42 млн. т отходов, из них: 1  класса
опасности - 64,35 т; 2 класса опасности - 39,9 т; 3 класса опасности
-  35,95 тыс.  т;  4  класса опасности  -  183,9  тыс. т;  5  класса
опасности - 201 тыс. т.
     Объём образования  отходов  на  душу  населения  в   Ивановской
области не  высок  - 0,55  т на  человека в  год.  Однако в  регионе
имеется достаточное количество проблем в сфере обращения с  отходами
производства и потребления, требующих неотложного решения.
     Твердые бытовые отходы.
     Практически все собираемые твердые бытовые и приравненные к ним
промышленные отходы   вывозятся  на   захоронение   на  полигоны   и
санкционированные  свалки.  Раздельный  сбор  отходов  с  выделением
полезных  фракций в  регионе  не  применяется. Сбором  отходов,  как
правило, занимаются муниципальные предприятия  жилищно-коммунального
хозяйства. В 2008 - 2009 годах отмечено интенсивное развитие частных
организаций, предоставляющих  услуги по  сбору и  вывозу отходов  на
захоронение, однако доля услуг частных организаций не превышает  5%.
В Ивановской области также сложился нелегальный рынок предоставления
услуг по  сбору и вывозу  отходов нелицензированными  организациями.
Оценить   объем   выполняемых   такими   организациями   услуг    не
представляется возможным.
     В Ивановской    области    действуют   4    полигона    отходов
(«Малоступкинский» для г. Иванова,  полигон для г. Шуи, полигон  для
п. Петровский  Гаврилово-Посадского района,  полигон ООО  «Тополь»).
Завершено строительство полигона ТБО для п. Палех, однако полигон не
принят  в эксплуатацию.  Степень  заполнения полигонов  для  городов
Иваново и  Шуя  приближается к  критическому  уровню. Существует  47
санкционированных свалок. Около  половины из них подлежит  закрытию,
так как на них не соблюдаются экологические и санитарные  требования
при захоронении отходов, не организован учет отходов, принимаемых на
захоронение.  Практически  повсеместно на  свалки  вывозятся  отходы
промышленных предприятий 3 - 5 классов опасности. Степень заполнения
близка к 100% на  6 свалках (г. Вичуга,  г. Кохма, г. Приволжск,  г.
Тейково, п. Лух, п. Старая Вичуга), на 36 объектах не  выдерживается
санитарно-защитная  зона.  В  некоторых  муниципальных  образованиях
отсутствуют  необходимые  данные  о  состоянии  объектов  размещения
отходов, что  говорит  об отсутствии  должного  контроля со  стороны
органов местного  самоуправления  за процессом  организации сбора  и
захоронения отходов.
     Промышленные отходы.
     В Ивановской  области   большая   часть  промышленных   отходов
(порядка 90%) перерабатывается, утилизируется или вновь используется
(золошлаковые отходы, гальваношламы, автопокрышки, формовочная земля
и  т.д.). Однако  из  более  ста предприятий,  осуществляющих  сбор,
транспортировку, переработку и обезвреживание промышленных  отходов,
только  два действуют  на  территории  Ивановской области  (ОАО  «АО
Лотос»,   осуществляющее   сбор,   транспортировку   и   переработку
ртутьсодержащих  отходов;  ООО «Эггер  Древпродукт»,  осуществляющее
сбор и переработку древесных отходов).
     Ртутьсодержащие отходы.
     На территории  Ивановской  области  единственным  предприятием,
осуществляющим  сбор   и  обезвреживание  ртутьсодержащих   отходов,
является ОАО «АО Лотос». Предприятие обезвреживает около 95% ртутных
отходов,   образующихся   в    регионе.   Около   5%    образующихся
ртутьсодержащих отходов  направляется на  обезвреживание в  соседние
регионы,  в  основном  -  в Московскую  область.  При  этом  имеются
проблемы, связанные со сбором ртутьсодержащих отходов.  Отработанные
ртутные лампы вместе с  бытовыми отходами часто попадают в  мусорные
контейнеры,      ежегодно      обнаруживаются      десятки      мест
несанкционированного  сброса  ртутных  отходов,  в  том  числе  и  в
пределах водоохранных зон, прибрежных защитных полос, зон санитарной
охраны  источников  питьевого  водоснабжения.  На  предприятиях   не
ведется учет  движения ртутьсодержащих  приборов и  ртутных ламп,  в
некоторых случаях ртутьсодержащие отходы хранятся совместно с  иными
отходами, что категорически запрещено действующими экологическими  и
санитарно-эпидемиологическими нормативами.
     Отходы гальванических производств.
     Отходы гальванических   производств   содержат   соли   тяжелых
металлов, в том числе шестивалентного хрома, и являются  чрезвычайно
опасными для окружающей среды. В настоящее время только до 30% солей
тяжелых металлов  полезно расходуются  в технологических  процессах.
Остальная   часть   отходов  поступает   через   систему   городской
канализации на очистные сооружения или сбрасывается в  поверхностные
водные  объекты  в  составе  сточных  вод.  Соли  тяжелых   металлов
существенно  снижают  эффективность   очистки  стоков  на   очистных
сооружениях,   где   используются  биологические   методы   очистки.
Большинство гальванических производств  не имеют локальных  очистных
сооружений предприятий.
     Нефтешламы.
     Актуальным остается вопрос утилизации нефтешламов, образующихся
на локальных очистных сооружениях  автомоек, ливневых стоков с  АЗС,
при зачистке резервуаров для  хранения мазутного топлива на ТЭЦ.  Не
решен  вопрос утилизации  нефтешламов  механической очистки  сточных
вод,   промасленной   ветоши,   грунта   и   опилок,    загрязненных
нефтепродуктами.    В    Ивановской   области    нет    предприятий,
осуществляющих сбор, транспортировку и переработку нефтешламов.
     Отработанные элементы питания.
     Система сбора  и  утилизации  отработанных  элементов   питания
(аккумуляторов)  не  налажена. В  большинстве  случаев  отработанные
элементы питания  передаются  нелицензируемым организациям,  которые
извлекают из них свинец, кислота не утилизируется.
     Отработанные резинотехнические изделия.
     К отработанным резинотехническим изделиям относится в  основном
изношенная авторезина. На территории Ивановской области  переработка
отработанных   резинотехнических   изделий  не   производится,   все
резинотехнические отходы вывозятся на полигоны для захоронения.
     Отходы животноводства.
     Отходы животноводства     образуются    на     животноводческих
комплексах,   птицефабриках.   Особую  тревогу   вызывает   проблема
утилизации жидких отходов  птицеводства. На большинстве  предприятий
пометохранилища   переполнены,    технологии   утилизации    отходов
птицеводства не внедряются вследствие их высокой стоимости.
     Медицинские отходы.
     Отходы, образующиеся  в  медицинских   лечебно-профилактических
учреждениях в  ходе осмотра,  обследования и  лечения пациентов  или
научно-исследовательских работ, фармацевтические отходы классов Б  и
В необходимо подвергать  термическому обеззараживанию. В  Ивановской
области  нет установок,  при  помощи которых  должно  осуществляться
термическое обеззараживание медицинских  отходов. В настоящее  время
медицинские отходы собираются  в составе  твердых бытовых отходов  и
поступают на свалки и полигоны для захоронения.
     Биологические отходы.
     Биологические отходы  (трупы  животных  и  птиц,   ветеринарные
конфискаты,  выявленные  после  ветеринарно-санитарной   экспертизы,
пищевые  продукты  с  просроченным   сроком  хранения  и  др.)   при
несоблюдении правил их сбора, утилизации и уничтожения  представляют
угрозу экологической  безопасности региона.  Ежегодно на  территории
области   образуется   около   450   тонн   биологических   отходов.
Биологические   отходы   должны   вывозиться   на   захоронение    в
биотермические ямы. В настоящее  время из четырех биотермических  ям
только одна, расположенная в Малоступкинском полигоне, построена  по
типовому  проекту. Основным  пользователем  является город  Иваново.
Биотермическая яма переполнена  и не может обеспечивать  потребность
города Иванова  для захоронения отходов.  На территории  Тейковского
района  в  2008  году  построена  биотермическая  яма,  которая   до
настоящего времени не введена в эксплуатацию.
     Непригодные ядохимикаты.
     На территории  Ивановской  области  на  48  объектах  (складах)
хранится 65 тонн  непригодных ядохимикатов (пестицидов),  подлежащих
утилизации. Ядохимикаты не имеют собственника, являются брошенными и
хранятся в бесхозных складах, не приспособленных для целей  хранения
опасных   отходов,   что   представляет   собой   реальную    угрозу
экологической безопасности региона.
     2.4. Особо охраняемые природные территории.
     В Ивановской области  нормативным правовым актом,  определяющим
перечень участков  земель с особым  режимом использования,  является
решение  Ивановского   областного  Совета   народных  депутатов   от
14.07.1993 № 148. Этот документ обобщает перечень памятников природы
и других особо охраняемых природных территорий, признанных  таковыми
в  различное   время.  В  основном   процесс  признания   территорий
памятниками природы происходил в  60-80-е годы прошлого века,  когда
многие  природные  комплексы  и  объекты  признавались   памятниками
природы, в том  числе городские и поселковые  парки и сады,  одиноко
стоящие  деревья,  болота.  В  итоге  особо  охраняемыми  природными
территориями  было признано  727  объектов,  из  них 149  -  объекты
регионального  значения.   Общая  площадь   земель,  занятых   особо
охраняемыми  природными территориями,  составляет  порядка 25  тысяч
гектаров, из них около  18 тысяч гектаров занимают особо  охраняемые
природные территории регионального значения.
     Вышеуказанным решением областного Совета в 1993 году районным и
городским советам поручалось установить границы памятников  природы,
а администрациям городов и  районов - оформить паспорта,  обозначить
на местности памятники природы предупредительными и  информационными
знаками, установить контроль за выполнением установленного правового
режима  их использования.  Однако  в 1993  году  и последующие  годы
границы памятников  природы так  и не были  установлены, паспорта  и
охранные обязательства оформлены не были.
     По поручению Правительства Ивановской области в 2007 году  была
проведена инвентаризация памятников  природы областного значения.  В
результате  инвентаризации установлено,  что  в большинстве  случаев
территории памятников природы подвержены интенсивному хозяйственному
использованию, в  том числе  для рекреационных  целей, 20  природных
объектов  уже  утратили  свое значение.  Массовому  использованию  в
рекреационных целях  подвергаются  озера, парки,  лесные массивы.  В
этой   связи   в   приоритетном   порядке   необходимо    произвести
корректировку  перечня   особо   охраняемых  природных   территорий,
оформление всех необходимых документов на памятники природы, которые
являются уникальными природными объектами, требующие охраны.

            3. Экологические проблемы Ивановской области
     Основываясь на  информации,   полученной   в  ходе   проведения
регионального экологического контроля, совместной работы с  органами
местного  самоуправления, природоохранными  органами,  Департаментом
государственного   контроля   определены   экологические    проблемы
Ивановской области.
     Ранжированный перечень экологических проблем:
     1. Загрязнение  окружающей среды  вследствие  неорганизованного
хранения и захоронения бытовых и промышленных отходов.
     Проблема связана   с   комплексным  и   длящимся   во   времени
воздействием отходов  на окружающую среду  и обусловлена  следующими
причинами:
     - постоянный рост объема образования отходов;
     - размещение отходов на объектах, не отвечающих экологическим и
санитарным требованиям;
     - отсутствие  производств   по  переработке  отходов,   имеющих
полезные свойства и являющихся источником вторичного сырья;
     - отсутствие возможности утилизации медицинских и биологических
отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями;
     - отсутствие единой системы управления отходами на региональном
уровне.
     2. Загрязнение  поверхностных  водных  объектов,  в  том  числе
источников    питьевого   водоснабжения,    сбросами    промышленных
предприятий,  предприятий  коммунального   хозяйства  и  стоками   с
сельскохозяйственных предприятий.
     Наличие проблемы обусловлено следующими причинами:
     - высокая степень  износа очистных  сооружений на  предприятиях
жилищно-коммунального хозяйства;
     - отсутствие  необходимого  уровня очистки  ливневых  стоков  в
населенных пунктах;
     - высокая доля стоков, сбрасываемых без очистки;
     - ненадлежащий   контроль    за   сбросом    сточных   вод    в
централизованную канализацию в большинстве населенных пунктов;
     - несоблюдение режима водоохранных зон и зон санитарной  охраны
водоемов, являющихся источниками питьевого водоснабжения.
     3. Потенциальная возможность возникновения экологических аварий
вследствие функционирования экологически опасных объектов.
     Перечень экологически  опасных   объектов  Ивановской   области
приведен в таблице 5.

                                                           Таблица 5
     Перечень экологически опасных объектов Ивановской области

+-----+----------------------+---------------------------+---------------------+
| №   |    Наименование и    |  Характеристика объекта   |    Экологические    |
| п/п |   местонахождение    |                           |   последствия при   |
|     |       объекта        |                           |    возникновении    |
|     |                      |                           |       аварии        |
+-----+----------------------+---------------------------+---------------------+
|  1  | Объект «Глобус-1»,   | С целью глубокого         | Загрязнение реки    |
|     | Заволжский район, д. | сейсмического             | Шача радионуклидами |
|     | Галкино              | зондирования земной коры  | с последующим их    |
|     |                      | в 1971 году близ          | попаданием в реку   |
|     |                      | д. Галкино Заволжского    | Волга               |
|     |                      | района был произведен     |                     |
|     |                      | подземный ядерный взрыв   |                     |
|     |                      | под кодовым названием     |                     |
|     |                      | «Глобус-1». В результате  |                     |
|     |                      | аварийной ситуации,       |                     |
|     |                      | возникшей при взрыве, был |                     |
|     |                      | произведен выброс         |                     |
|     |                      | радионуклидов на          |                     |
|     |                      | поверхность прилегающей   |                     |
|     |                      | территории. В 2003 году   |                     |
|     |                      | сооружен обводной канал   |                     |
|     |                      | на р.Шача. С 2008 года    |                     |
|     |                      | продолжены работы по      |                     |
|     |                      | реабилитации объекта за   |                     |
|     |                      | счет средств федерального |                     |
|     |                      | бюджета                   |                     |
+-----+----------------------+---------------------------+---------------------+
|  2  | Бардяные пруды п.    | Два пруда-накопителя      | Загрязнение реки    |
|     | Петровский           | барды объемом 250         | Нерль аммонийным    |
|     | Гаврилово-Посадского | тыс.куб. м и 300 тыс.     | азотом, фосфатами с |
|     | района               | куб.м. В период           | последующим их      |
|     |                      | интенсивного весеннего    | попаданием на       |
|     |                      | половодья или интенсивных | водозабор           |
|     |                      | осадков возможно          | г. Владимира        |
|     |                      | переполнение прудов и     |                     |
|     |                      | попадание отходов в       |                     |
|     |                      | р.Нерль                   |                     |
+-----+----------------------+---------------------------+---------------------+
|  3  | Пруды-отстойники     | В прудах-отстойниках      | Загрязнение реки    |
|     | химических отходов   | накоплено более 14        | Кинешемка, резкое   |
|     | бывшего ОАО          | тыс.куб. м жидких         | изменение           |
|     | «Дмитриевский        | химических отходов с      | кислотности и       |
|     | химический завод»,   | кислотностью рН=1.        | уничтожение биоты.  |
|     | город Кинешма        | Уровень отходов находится | Попадание           |
|     |                      | на 0,5 м ниже верхней     | загрязнителей в     |
|     |                      | границы дамбы             | реку Волга          |
|     |                      | обвалования. В период     |                     |
|     |                      | интенсивного весеннего    |                     |
|     |                      | половодья или интенсивных |                     |
|     |                      | осадков возможно          |                     |
|     |                      | переполнение прудов и     |                     |
|     |                      | попадание отходов в       |                     |
|     |                      | р.Кинешемка               |                     |
+-----+----------------------+---------------------------+---------------------+
|  4  | Опытно-промышленный  | Комплекс предназначен для | Возможность закачки |
|     | комплекс закачки     | закачки около 700         | запрещенных         |
|     | промышленных отходов | тыс.куб.м/год             | веществ, в том      |
|     | в глубокие           | промышленных химических   | числе               |
|     | поглощающие          | стоков, в том числе 1     | радиоактивных, с    |
|     | горизонты земли на   | класса опасности (совтол, | неопределенными     |
|     | территории бывшего   | четыреххлористый углерод  | экологическими      |
|     | ОАО «Заволжский      | и т.д.). Радиус «пятна    | последствиями       |
|     | химический завод»,   | загрязнения» подземного   |                     |
|     | город Заволжск       | горизонта составляет      |                     |
|     |                      | около 24 км и продолжает  |                     |
|     |                      | увеличиваться             |                     |
+-----+----------------------+---------------------------+---------------------+
|  5  | Ядохимикаты,         | На территории Ивановской  | Возможно            |
|     | запрещенные к        | области хранится 65 тонн  | загрязнение почв,   |
|     | использованию в      | ядохимикатов на 48        | водных объектов,    |
|     | сельском хозяйстве и | объектах. Ядохимикаты не  | атмосферного        |
|     | потерявшие свои      | имеют собственника,       | воздуха             |
|     | потребительские      | являются брошенными и     |                     |
|     | свойства             | хранятся в складах, не    |                     |
|     |                      | приспособленных для       |                     |
|     |                      | хранения опасных отходов  |                     |
+-----+----------------------+---------------------------+---------------------+

+----+--------------------+---------------------------+---------------------+
| 6  | Золоотвалы         | Золоотвалы ТЭЦ-2          | Постоянное          |
|    | Ивановского        | г. Иванова переполнены.   | загрязнение реки    |
|    | филиала ОАО        | Не решен вопрос           | Уводь взвешенными   |
|    | «ТГК-6» (ТЭЦ-2),   | утилизации золы. На       | веществами          |
|    | город Иваново      | золоотвалах накоплено     |                     |
|    |                    | более 600 тыс. куб. м     |                     |
|    |                    | золы                      |                     |
+----+--------------------+---------------------------+---------------------+
| 7  | Отходы ОАО         | На ОАО «Ивановский        | Постоянное          |
|    | «Ивановский        | бройлер» отсутствует      | загрязнение реки    |
|    | бройлер»           | эффективная система       | Шахматка жидкими    |
|    |                    | очистки жидких отходов    | отходами            |
|    |                    | основного производства    |                     |
+----+--------------------+---------------------------+---------------------+
| 8  | Берегозащитная     | Берегозащитная дамба      | При возникновении   |
|    | дамба в городе     | введена в эксплуатацию в  | аварии (прорыва     |
|    | Юрьевце            | 1957 году, имеет          | дамбы) произойдет   |
|    |                    | протяженность 3,24 км. На | затопление          |
|    |                    | дамбе возникли аварийные  | исторической части  |
|    |                    | участки, требующие        | г. Юрьевца          |
|    |                    | рекон-струкции. Работы по |                     |
|    |                    | реконструкции дамбы       |                     |
|    |                    | начаты с 2000 года. В     |                     |
|    |                    | настоящее время           |                     |
|    |                    | реконструкция дамбы       |                     |
|    |                    | остается незавершенной    |                     |
+----+--------------------+---------------------------+---------------------+
     
     4. Высокий уровень  загрязнения атмосферного воздуха  выбросами
автотранспорта в городе Иванове.
     Наличие проблемы обусловлено следующими причинами:
     - рост автомобильного парка;
     - отсутствие   окружной   дороги  и   необходимого   количества
транспортных развязок в городе Иванове;
     - не  определен порядок  введения  ограничений на  передвижение
транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и  туризма,
на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов  вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
     - низкое качество топлива.
     5. Загрязнение  атмосферного  воздуха  выбросами   промышленных
предприятий.
     Наличие проблемы обусловлено следующими причинами:
     - высокая  степень износа  очистного  оборудования, его  низкая
эффективность;
     - отсутствие государственного  учета состояния и  эффективности
работы очистного оборудования;
     - недостаточность   производственного   контроля   за   охраной
атмосферного воздуха, в том числе за эффективностью работы очистного
оборудования.
     6. Несоблюдение  режима  особой  охраны  на  особо   охраняемых
природных территориях.
     Наличие проблемы обусловлено следующими причинами:
     - несоответствие  отдельных  природных  комплексов  и  объектов
статусу «особо охраняемая природная территория»;
     - не установлены границы большинства особо охраняемых природных
территорий;
     - не  определены режимы  особой  охраны для  большинства  особо
охраняемых природных территорий;
     - не установлены  порядок и  условия бюджетного  финансирования
мероприятия по обеспечению режима особой охраны на особо  охраняемых
природных территориях;
     - отсутствие специального структурного подразделения по  охране
особо   охраняемых   природных   территорий   и   контролю   за   их
использованием.
     Ряд экологических  проблем  возникает  на  фоне   неразрешенных
вопросов общего характера, к которым относятся:
     - отсутствие программно-целевого метода в решении экологических
проблем (в настоящее  время  в Ивановской  области  не действует  ни
одной долгосрочной  целевой программы,  направленной на  обеспечение
экологической безопасности региона);
     - не  в  полной   мере  разграничены  объекты  контроля   между
Департаментом  государственного   контроля   Ивановской  области   и
управлением Росприроднадзора по Ивановской области. Список объектов,
подлежащих  федеральному государственному  экологическому  контролю,
носит временный  характер  и не  учитывает требования  постановления
Правительства Российской Федерации  от 31.03.2009  № 285 «О  перечне
объектов,  подлежащих федеральному  государственному  экологическому
контролю».
     Для последовательного  решения  экологических  проблем  региона
разработан региональный  план  действий по  охране окружающей  среды
Ивановской области на 2009 - 2011 годы.
     
                      4. Цели и задачи РПДООС

     Стратегической целью  региональной  экологической  политики   в
целом  и  РПДООС  в  частности  является  обеспечение  экологической
безопасности  на  территории  Ивановской области  в  существующих  и
прогнозируемых условиях социально-экономического развития региона.
     Для достижения этой  цели необходимо  комплексное, системное  и
целенаправленное решение ряда задач. К задачам РПДООС относятся:
     - создание условий  и предпосылок  для разработки  долгосрочной
целевой программы по экологической безопасности Ивановской области;
     - совершенствование системы государственного управления в сфере
обеспечения экологической     безопасности,     включая     развитие
интегрированной  системы  управления  экологической   безопасностью,
комплексную оценку  устойчивости территории, выявление  экологически
неблагоприятных зон;
     - развитие  нормативно-правовой  базы в  области  экологической
безопасности, обеспечение реализации нормативных правовых актов;
     - координация   действий    органов   государственной    власти
Ивановской  области,  территориальных  органов  федеральных  органов
исполнительной власти, органов  местного самоуправления по  вопросам
обеспечения экологической безопасности;
     - повышение  качества   окружающей  среды,  включая   улучшение
качества атмосферного  воздуха,  поверхностных и  подземных вод,  за
счет снижения  выбросов загрязняющих веществ  в атмосферный  воздух,
сбросов  загрязненных  сточных  вод  в  водные  объекты,  размещения
отходов до нормативного уровня;
     - недопущение ввода в  действие новых объектов хозяйственной  и
иной  деятельности с  превышением  нормативов предельно  допустимого
воздействия на воздушный и водный бассейны;
     - обеспечение минимально возможного уровня риска  возникновения
техногенных аварий на экологически опасных объектах;
     - установление единых экологических требований к  хозяйствующим
субъектам;
     - обеспечение  функционирования   особо  охраняемых   природных
территорий;
     - развитие  системы  непрерывного  экологического  образования,
повышение  экологической  культуры  населения,  уровня  гражданского
самосознания и активности в области обеспечения качества  окружающей
среды;   повышение   уровня  знаний,   профессиональной   подготовки
руководителей и специалистов-экологов;
     - обеспечение  населения,  органов  государственной  власти   и
местного   самоуправления,  общественных   организаций   достоверной
информацией  о  качестве  окружающей  среды,  уровне   экологической
безопасности в Ивановской области.
     Достижение поставленных задач должно осуществляться комплексно,
взаимосвязанно и поэтапно с определением приоритетов.
     
                        5. Реализация РПДООС

     Условиями эффективной реализации РПДООС являются:
     - полное и непротиворечивое правовое обеспечение РПДООС;
     - комплексность оценки состояния окружающей среды и воздействия
на нее  объектов хозяйственной  и  иной  деятельности как  по  видам
воздействия, так и по оценке последствий произведенных воздействий;
     - эффективное   взаимодействие   и   координация   деятельности
федеральных и региональных  органов государственной власти, а  также
органов местного самоуправления;
     - постоянный  мониторинг   и  контроль   за  ходом   выполнения
мероприятий РПДООС.
     В связи с  этим механизм  реализации РПДООС  должен включать  в
себя  совокупность методов,  которые  могут  быть разделены  на  три
группы.
     Основными методами являются:
     - организационные,  технические,  технологические  мероприятия,
снижающие    прямые    экологические    опасности    в    ресурсной,
производственной и социальной сферах;
     - разработка и применение прогрессивной системы природоохранных
норм, регламентов, современных информационных технологий.
     Методы управления включают в себя:
     - систему управленческих  решений, направленных на  обеспечение
экологической безопасности;
     - правовое  и  информационное  сопровождение  деятельности   по
обеспечению экологической безопасности;
     - совершенствование взаимодействия  и координации  деятельности
федеральных и региональных  органов государственной власти, а  также
органов местного самоуправления.
     Поддерживающие методы включают в себя:
     - расширение обеспечения населения информацией  природоохранной
направленности;
     - экологизацию   мировоззрения   населения,   совершенствование
системы экологического образования, воспитания и просвещения.
     Исполнительным органом   государственной   власти    Ивановской
области,   ответственным    за    создание   условий    эффективного
функционирования  и  развития  системы  экологической  безопасности,
является Департамент государственного контроля Ивановской области.
     При реализации  РПДООС  Департамент  государственного  контроля
Ивановской области взаимодействует с:
     органами государственной    власти   Ивановской    области    и
подведомственными им учреждениями;
     территориальными органами  федеральных органов  государственной
власти и федеральными государственными учреждениями;
     органами местного   самоуправления  муниципальных   образований
Ивановской области;
     вузами Ивановской области;
     предприятиями и организациями Ивановской области;
     политическими партиями,    общественными    объединениями     и
конфессиями;
     средствами массовой информации.

                       6. Мероприятия РПДООС

     Перечень мероприятий РПДООС  определен исходя из  необходимости
решения первоочередных экологических проблем, создания предпосылок и
условий   для   разработки   долгосрочной   целевой   программы   по
экологической         безопасности.        Мероприятия         носят
организационно-технический   характер  по   следующим   направлениям
обеспечения экологической безопасности:
     - совершенствование системы государственного управления в сфере
обеспечения экологической безопасности;
     - охрана атмосферного воздуха;
     - охрана поверхностных водных объектов;
     - снижение экологической опасности при обращении с отходами;
     - снижение  уровня риска  возникновения  техногенных аварий  на
экологически опасных объектах;
     - обеспечение  функционирования   особо  охраняемых   природных
территорий;
     - экологическая культура, просвещение, пропаганда.
     Перечень мероприятий РПДООС приведен в таблице 6.

                      7. Ожидаемые результаты
     
1. Совершенствование  системы  государственного управления  в  сфере
обеспечения     экологической      безопасности,     переход      на
программно-целевой метод управления.
2. Снижение  вероятности  возникновения  чрезвычайных  ситуаций   на
экологически опасных объектах Ивановской области.
3. Выявление   экологически   неблагоприятных  зон   на   территории
Ивановской области.
4. Развитие  нормативно-правовой   базы   в  области   экологической
безопасности, обеспечение реализации нормативных правовых актов.
5. Обеспечение   устойчивого   функционирования   особо   охраняемых
природных территорий.
     
     


Информация по документу
Читайте также