Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Ивановской области от 13.05.1999 № 137

 

      ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
                                
                         от 13.05.1999 N 137
                              г.Иваново

                 О ходе исполнения Закона Ивановской
                   области "О защите прав ребенка"


      Заслушав  и  обсудив  информацию комитета по социальной политике
"О  ходе  исполнения Закона Ивановской области "О защите прав ребенка"
от  06.05.97  N  9-ОЗ",  Законодательное  Собрание  Ивановской области
постановляет:

      1.   Принять   к  сведению  информацию  комитета  по  социальной
политике  об  исполнении  Закона  Ивановской  области  "О  защите прав
ребенка" (справка прилагается).

      2.    Предложить    Главе    администрации    области   поручить
соответствующим  управлениям  и комитетам, курирующим вопросы детства,
провести  анализ  исполнения  Закона  и  принять  конкретные  меры  по
устранению нарушений Закона и обеспечению его практической реализации.

      3.   Рекомендовать   органам   и   должностным   лицам  местного
самоуправления     (главам     муниципальных    образований,    главам
администраций)   в   течение   1999   года  проанализировать  практику
исполнения  указанного  Закона на соответствующей территории и принять
меры  в  рамках  своей  компетенции по устранению имеющихся нарушений,
созданию  условий  и  гарантий  реализации  прав  и законных интересов
ребенка, доведению основных положений Закона до подростков.

      4.  Отметить, что органами местного самоуправления г. г. Вичуги,
Кинешмы  и  районов:  Заволжского,  Ильинского,  Приволжского  не были
представлены  в  Законодательное Собрание информации о ходе исполнения
указанного Закона.

      5.   Просить   депутатов   Законодательного   Собрания   в  ходе
депутатской  деятельности  в  округе  обратить  внимание на исполнение
вышеуказанного Закона.

      6.   Просить   прокуратуру   области   ужесточить   контроль  за
правоохранительными органами в части соблюдения прав ребенка.

      7.   Поручить   комитету  по  социальной  политике  осуществлять
дальнейший  контроль  за ходом исполнения указанного Закона Ивановской
области  и  данного  постановления.  В  этих  целях  ввести в практику
заслушивание   информации   органов  местного  самоуправления  о  ходе
исполнения вышеуказанного Закона.

      8.    Опубликовать    настоящее    постановление   в   "Собрании
законодательства Ивановской области".


      Председатель
      Законодательного Собрания          В.Никологорский
                                                  

----------------------------------------------------------------------

                                                            Приложение
                                                       к постановлению
                                             Законодательного Собрания
                                                    Ивановской области
                                                   от 13.05.1999 N 137

             Справка о ходе исполнения Закона Ивановской
          области "О защите прав ребенка" от 06.05.97 N 9-ОЗ


      В  ходе  проверки  исполнения  Закона  "О  защите  прав ребенка"
установлено,   что  за  период,  прошедший  с  момента  его  принятия,
органами   местного   самоуправления,   соответствующими  управлениями
администрации  области  и  должностными  лицами проведена определенная
работа  по  ознакомлению  населения  с положениями настоящего Закона и
осуществлению его исполнения.
      В  целях реализации статьи 5 в районах и городах области созданы
координационные   советы,   комиссии,  взявшие  под  контроль  решение
вопросов по реализации прав детей.
      В  соответствии  со статьей 6 Законодательным Собранием области,
органами   местного  самоуправления  утверждены  приоритетные  целевые
программы  в социальной сфере, представленные исполнительными органами
власти.
      На   основании   статьи   8  помощь  семье  в  воспитании  детей
дошкольного  возраста  оказывает  сеть  дошкольных общеобразовательных
учреждений,  в которых родительская плата не превышает 20 процентов от
затрат  на содержание ребенка, в среднем в городах и районах эта сумма
составляет  70 - 80 рублей в месяц. Заслуживает внимания положительный
опыт  по  данному  вопросу  в  Юрьевецком  районе.  В  соответствии  с
постановлением  главы  администрации  района  плата  не  превышает  15
процентов  и  составляет  40  рублей в месяц и 20 рублей для категорий
семей, состоящих на учете в отделе занятости:
      -  где  оба  родителя безработные и получают минимальные пособия
по безработице;
      -   родители,   у  которых  приостановлена  выплата  пособия  по
безработице на 6 месяцев, не трудоустроены;
      - семьи, в которых детей воспитывает один из родителей;
      - одинокие матери.
      Статья  8 закрепляет приоритетное право каждого ребенка на жизнь
и воспитание в семье.
      Однако,    несмотря   на   снижение   рождаемости,   в   области
продолжается  тенденция  роста  "социального  сиротства".  Если в 1991
году  было  выявлено 486 детей, оставшихся без попечения родителей, то
в 1997 году - 846, а в 1998 - 902.
      При  этом число детей - сирот, переданных на усыновление в семьи
российских граждан уменьшается:
                                          1998 г.   1997 г.    1991 г.
      усыновлено детей всего               125       110         66
      в т. ч.: российскими гражданами       33        35         66
      иностранными гражданами               92        75         -
      Практически  не  работает  в области Положение о приемной семье,
существенные проблемы возникают и в передаче детей под опеку.
      Серьезной  причиной, сдерживающий процесс передачи детей - сирот
в  семьи, является отсутствие в области возможностей по финансированию
содержания   опекаемых   детей,   хотя   статья  5  указанного  Закона
предусматривает  первоочередное обеспечение интересов ребенка. Имеются
серьезные  нарушения  в  выплате  опекунского  пособия.  По  некоторым
муниципальным   образованиям  задолженность  составляет  более  одного
года.  Если  учесть,  что  опекунами в большинстве выступают бабушки и
дедушки,  и  при  этом  существует  задержка  выплаты  пенсии  при  их
небольшом  размере,  то нарушения в выплате опекунского пособия ставят
эти семьи в крайне тяжелое положение.
      Проверка  показала  наличие  серьезных  нарушений  в  реализации
отдельных  положений  статей  9,  10, 11 и 12, предусматривающих права
ребенка на образование, охрану жизни и здоровья, труд, отдых и досуг:
      -  растет  число  беспризорных  детей,  не  посещающих школу или
посещающих  нерегулярно.  Так,  в г. Иванове в текущем учебном году по
согласию  родителей,  ходатайству  школы  и  решению комиссии по делам
несовершеннолетних  оставили  общеобразовательные  школы  39 учащихся,
достигших 15-летнего возраста;
      -   горячим  питанием  в  г.  Иванове  обеспечено  39  процентов
школьников,  Фурманове  -  66,7,  Лухском  районе - 77. Причем в самом
Лухе  лишь  10  процентов учащихся получают горячую пищу. Вместе с тем
есть  и  хорошие примеры - в Ново-Воскресенской и Слободкинской школах
Лухского района всем школьникам дают горячие обеды.
      В  целом  по  области  лишь  дети  -  сироты  обеспечены горячим
питанием   во   всех   учебных   заведениях   и   частично   дети   из
малообеспеченных семей.
      В  большинстве  городов  и  районов области частично реализуется
норма  статьи  10 о бесплатном отпуске лекарств по рецептам врачей для
амбулаторного  лечения  детей  в  возрасте  до  трех  лет, до 6 лет из
многодетных семей, а также детей - инвалидов.
      В  городе  Иванове  для  лечения  детей  -  инвалидов  бесплатно
отпускаются  лишь  жизненно  необходимые  медикаменты. Между тем дети,
проживающие    в    Гаврилово-Посадском   и   Комсомольском   районах,
обеспечиваются медикаментами в точном соответствии с данной статьей.
      Не  исполняется  в  полном  объеме  положение статьи 10 Закона о
бесплатном  отпуске  молочных  продуктов  детского  питания  для детей
первого  -  второго  года  жизни. Практически лишены этого права дети,
проживающие  в сельской местности. Обеспечиваются молочными продуктами
детского  питания  дети  первого  -  второго  года жизни в г. Тейкове,
Гаврилово-Посадском, Комсомольском, Родниковском районах.
      Органы  и  должностные  лица  местного  самоуправления принимают
меры  по  реализации  права  несовершеннолетних  на  труд.  В  центрах
занятости  работают  курсы  по  приобретению специальности, проводится
целенаправленная  работа  по организации занятости подростков в летний
период.  Так,  в  Южском  районе  были  организованы  лагерь  -  курсы
водителей  для  27  подростков  из неблагополучных семей, общественные
работы   по   благоустройству   города   для   подростков  с  выплатой
минимальной заработной платы.
      Вместе  с  тем  вопросы  трудоустройства  несовершеннолетних  не
реализуются  в  полном  объеме,  имеется  тенденция к увеличению числа
нетрудоустроенных.   Несмотря   на   принятие   в  районах  и  городах
постановлений   глав   администраций   о  квотировании  рабочих  мест,
устройство    на    работу    несовершеннолетних    затруднено   из-за
недостаточной заинтересованности работодателей.
      Проверка  показала, что многие несовершеннолетние не ознакомлены
с  Законом,  поэтому  практически отсутствует информация по реализации
статей  13,  14,  15.  Дети  не  обращаются в органы опеки, хотя имеют
место  факты  жестокого  обращения  с несовершеннолетними. В 1998 году
возбуждено  два  уголовных  дела  по  жестокому обращению родителей со
своими  детьми  в  Лухском  районе, в г. Иванове привлечена к судебной
ответственности  по  факту жестокого обращения с воспитанницей педагог
интерната N 45.
      Несовершеннолетние  имеют  возможность реализовать свое право на
участие  в  общественных  организациях в соответствии со статьей 17. В
общеобразовательных  учреждениях  действуют  советы  старшеклассников,
клубы  по  интересам,  неформальные  творческие  объединения.  В целях
активизации  деятельности  органов самоуправления в учебных заведениях
комитетом  по  социальной  политике Законодательного Собрания вместе с
управлением  образования  администрации  области  в  октябре 1998 года
были проведены парламентские слушания для старшеклассников.
      Заслуживает    внимания    практика    деятельности   пионерской
организации  в  г.  Кинешме,  в  г.  Иванове - школьного актива центра
интеллектуального  развития "Лидер", Ивановской группы Гаагской модели
ООН.
      В  целях  реализации  статьи  17  органам  и  должностным  лицам
местного  самоуправления  необходимо активизировать работу по оказанию
поддержки  несовершеннолетним  в организации деятельности общественных
организаций, обратив особое внимание на детей в возрасте 10 - 14 лет.
      Под   особым   контролем  органов  и  должностных  лиц  местного
самоуправления  находится  исполнение статьи 19 по вопросу права детей
на  долю  имущества  семьи.  Только  в  г.  Иванове  в 1998 г. по этим
вопросам  было принято 5763 человека и подготовлено 1184 постановления
Главы  города.  В г. Фурманове в связи с увеличением количества сделок
с  жильем  создана  комиссия  по  социальной защите прав детей. Тем не
менее  обстановка требует усиления внимания к вопросам охраны жилищных
прав  детей  -  сирот  и  детей,  находящихся  под  опекой, со стороны
комиссии по делам несовершеннолетних, органов юстиции, нотариата.
      Серьезные  нарушения  отмечены  в  практике исполнения статьи 20
Закона.    Государственные    пособия    гражданам,   имеющим   детей,
выплачиваются  в  области  только за май - апрель 1997 года, матерям -
одиночкам  -  за  сентябрь  1997  года.  В  некоторых  районах области
задерживают выплату опекунских пособий более года.
      В  соответствии  со  статьями  20,  23,  24, 25 и 36 управлением
социальной  защиты  населения  и  аналогичными  отделами  в  районах и
городах  проводится целенаправленная работа по защите прав и интересов
детей.
      Действуют  областные  программы  "Дети  -  инвалиды",  "Развитие
социального  обслуживания  семей  и  детей".  Функционирует  областной
социальный   приют   для  детей  и  подростков,  проводятся  областные
фестивали,  спортивные  праздники  для  детей  -  инвалидов.  Работает
областной   центр   психолого-педагогической  помощи  семье  и  детям,
который принял в 1998 году более 7 тысяч человек.
      Комитет   отмечает,   что,   несмотря   на  проведение  органами
внутренних  дел  в  соответствии со статьей 37 профилактической работы
по   предупреждению  правонарушений  несовершеннолетних,  продолжается
рост  преступности,  наркомании  среди  подростков. Требуется усиление
взаимодействия  с  учебными  заведениями,  молодежными  организациями,
трудовыми      коллективами     по     профилактике     правонарушений
несовершеннолетних.  Серьезного  внимания  требует  организация досуга
подростков по месту жительства.
      Продолжают   иметь  место  нарушения  Закона  при  задержании  и
доставлении несовершеннолетних в органы внутренних дел.
      В   соответствии   со   статьей  35  Закона  комиссии  по  делам
несовершеннолетних  при  органах  местного самоуправления обеспечивают
взаимодействие  органов  и  учреждений  государственной системы защиты
прав   несовершеннолетних.   Заслуживает  внимания  практический  опыт
деятельности  комиссии  по  делам  несовершеннолетних при Главе города
Иванова под председательством Князевой С.А.
      Комитет   по   социальной   политике  считает,  что  сложившееся
социально-экономическое  и финансовое положение в области не позволяет
органам  и должностным лицам государственной власти области и местного
самоуправления  принять  должные  меры по исполнению Закона Ивановской
области  "О  защите  прав ребенка", но вместе с тем отмечает и наличие
неиспользованных возможностей организационного характера.
      Исходя   из   вышеизложенного,   комитет   считает   необходимым
предложить  Главе администрации области, соответствующим управлениям и
комитетам,   органам   местного   самоуправления   провести  коллегии,
совещания,  где  проанализировать  ход  исполнения  Закона, выработать
конкретные  предложения по устранению нарушений и принять практические
меры  по  созданию  условий  и  гарантий  реализации  прав  и законных
интересов ребенка.


      Председатель комитета по
      социальной политикеН.Л.Ковалева
                                                         





Информация по документу
Читайте также